Человек испытывает потребности, с одной стороны, как своеобразные переживания действительных нужд, неотложно требующих своего удовлетворения, с другой стороны, как осознание их в форме тех или других представлений. Такое осознание потребностей явилось условием формирования интересов как качественно особых мотивов личности.

Интересы - это мотивы личности, выражающие ее специальную направленность на познание определенных явлений окружающей

жизни и определяющие вместе с тем ее более или менее постоянную склонность к определенным видам деятельности.

Особенностями интересов являются:

  • активизация не только познавательных процессов, но и творческих побудительных усилий человека в различных областях деятельности;
  • большая, чем обычно, конкретизация целей и операций деятельности;
  • расширение и углубление знаний человека в данной специальной области и развитие у него соответствующих практических навыков и умений;
  • своеобразное эмоциональное удовлетворение, побуждающее к длительному занятию соответствующей деятельностью.

Интерес, кроме того, характеризуется быстротой возникновения, относительной легкостью поддержания произвольного внимания. Он включает в себя любопытство как начальную стадию своего возникновения, которой присущ лишь общий эмоциональный тон познавательного процесса при отсутствии четкого избирательного отношения к объектам познания, В процессе своего дальнейшего становления, сохраняя эмоциональные проявления познавательной потребности и обогащаясь их разнообразием, интерес приобретает четкую постоянную направленность на свой объект. Интерес всегда является конкретным: к определенным предметам, явлениям, видам деятельности (интерес к машине, к политическому событию, к музыке, спорту и т. п.).

Направленность интереса во многом зависит от склонностей и способностей человека. Интересно только то, что ново: старое, давно известное, испытанное (даже в развлечении), если оно не выступает в новом свете, в новых сочетаниях и связях, малоинтересно, быстро надоедает, ведет к пресыщению и нервно-психическому утомлению. Но интерес вызывает не все новое, а только то, что связано с уже известным и имеет хотя бы далекую значимость для какой-либо деятельности человека: то новое в высшей математике, что заинтересует инженера, не вызовет никакого интереса, например, у искусствоведа. Поэтому обязательными условиями возникновения интереса являются предварительные знания и практический опыт в определенном виде деятельности.

Охватывая все стороны жизни личности, все виды деятельности, интересы, на которые распространяется ее познание, могут быть очень разнообразными. Во-первых, они отличаются по своему содержанию, относясь к различным областям познания и деятельности: интерес к математике, химии, истории, литературе; интересы технические, конструкторские, научные, спортивные, музыкальные, общественные (к жизни общества) и др.

Во-вторых, интересы делятся на виды в зависимости от качественных психологических характеристик, отображенных на схеме, которые не нуждаются в развернутом объяснении и бывают: действенными и недейственными, устойчивыми и неустойчивыми, глубокими и поверхностными, непосредственными и опосредованными, сильными и слабыми, активными и пассивными.

Интересы должны направленно формироваться. Прежде всего для этого необходимо показывать значимость получаемой информации от объекта интереса для познания самого объекта и получения знаний, важных и необходимых в деятельности личности.


Обратно в раздел

Развитие теории интереса и его сущность. Система интересов и их классификация

В советское время в условиях полного огосударствления всей общественной жизни не было необходимости исследовать проблему социальных интересов, особенно применительно к практике жизнедеятельности. Рассмотрение содержания интересов, их роли в жизни общества носило общетеоретический, далекий от прикладных задач, характер. Чаще всего они рассматривались как абстрактная, чисто философская категория, не требующая конкретных усилий по целенаправленному их формированию и тем более реализации. Поэтому исключительно важным и с теоретической, и с практической точки зрения является вопрос: что же представляют собой социальные интересы?

В основе всей целенаправленной человеческой деятельности лежат потребности и интересы. Потребности - это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма индивида, социальной группы, общества. Это внутренний побудитель активности. Они подразделяются на биологические, свойственные как животным, так и человеку, и социальные, свойственные только человеку, носящие исторический характер и подверженные значительному влиянию экономики, культуры, идеологии.

Потребности и интересы - понятия не тождественные, но те и другие общим основанием имеют объективный характер. Потребность выражает отношение любого субъекта жизнедеятельности к необходимым условиям своего бытия, поскольку без удовлетворения базовых потребностей невозможно существование ни биологического, ни социального организма. Между потребностями человека и их удовлетворением стоит человеческая деятельность, цель которой и заключается в удовлетворении потребностей людей.

Удовлетворение ряда непосредственных потребностей людей в жилье, пище, одежде и другом обеспечивает их физическое существование, но основная часть потребностей современного человека связана с его социальными функциями, а не физиологическими нуждами. Духовные потребности социальному человеку - личности гак же необходимы, как и продукты питания. Круг потребностей современной личности исключительно широк, он непрерывно расширяется и развивается. Чем разностороннее развита личность, чем сложнее тот или иной социальный организм, тем шире круг их потребностей и тем многообразнее формы их удовлетворения.

Однако не каждая потребность в равной мере может стать причиной и внутренним стимулом того или иного вида жизнедеятельности. Потребности, выражая взаимосвязь субъекта и условий его жизнедеятельности, обнаруживают себя в неосознанных влечениях и вполне осознанных мотивах поведения.

Подлинной реальной причиной и движущей силой социального развития являются интересы. Интересы - это осознанные потребности, сознательно сформированные обществом, социальными группами, индивидами.

Именно осознанность, теснейшая связь с личным и общественным сознанием и позволяет выделить интересы из многообразия потребностей в качестве особой, наиболее значимой категории в жизни человека и общества.

Отличие интереса от потребности можно понять на таком примере. Так, необходимость питаться является жизненной потребностью человека. Но питаться только вегетарианской пищей - это уже интерес, поскольку он сознательно сформирован тем или иным человеком в целях укрепления, по его мнению, здоровья и продления жизни.

Интересы обладают всеми чертами потребностей, но усилены особенностями индивидуального и общественного сознания, мировоззрения, психологического состояния, культурного развития и других качеств человека. Именно поэтому интересы, в отличие от обычных потребностей, и обладают той действенной и реальной мощью.

Первые попытки выделить особую роль интересов в жизни общества и государства можно видеть еще в Древнем Риме. Теоретически проработанная попытка объяснить общественную жизнь с помощью интересов была предпринята еще в XVIII в. французскими материалистами. В интересах они усматривали реальное основание нравственности, политики, общественного строя в целом.

Интерес как причина и мотив человеческой деятельности порождается зависимостью между объективной необходимостью удовлетворения потребностей и интересов и поиском возможностей их удовлетворения, выступая реальной формой проявления общественных отношений различных видов.

Французский философ Гельвеций утверждал: «Всякий в сущности всегда повинуется своему интересу.. Если физический мир подчиняется закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интереса... Личный интерес есть единственная и всеобщая мера... человеческих поступков...» . Поэтому всякие попытки лишить человека личных интересов или принизить их роль в общественной жизни могут только затормозить процесс общественного развития или негативно изменить его траекторию.

Недостатком подобных воззрений является то, что интересы выводятся из чувственной природы человека, рассматривая его скорее как чисто биологическое существо.

Гегель, развивая теорию интереса, показал несводимость интересов только к чувственности, к естественной природе человека и раскрыл их социальную сущность.

Сила интереса проявляется в настойчивости человека и общества по его удовлетворению. Действенность интереса заключается в воздействии, оказываемом им на деятельность людей. Пассивный интерес, не побуждающий деятельности, не имеет никакого значения. Гегель доказал, что «...интерес для субъекта представляет только непосредственное преднайденное в природе, и его субъекта особенная цель состоит в том, чтобы этот интерес был удовлетворен его поступками...» .

Значительный вклад в развитие теории интереса внес английский философ и социолог Г.Спенсер. Он, считая основным законом социального развития закон выживания наиболее приспособленного, разделенного на классы или «дифференцированного» общества, показал, в частности, что общественные и частные интересы в существе своем гармоничны.

Велика заслуга в развитии теории социального интереса К.Маркса и Ф.Энгельса, главным образом в области экономических интересов, хотя в годы советской власти мало кто слышал об особой роли интересов, особенно личных, в жизни человека и общества.

Классики марксизма раскрыли объективную основу возникновения и формирования интереса. «Экономические отношения каждого данного общества проявляются, прежде всего, как интересы» , - писал Ф.Энгельс. При этом особо указывалось, что интересы людей выражаются и регулируются только через политику государства: «Так как государство есть та форма, в которой индивиды... осуществляют свои общие интересы и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение - то из этого следует, что все общие установления опосредуются государством, получают политическую форму» .

Дальнейшее развитие теории интереса определяется задачами формирования нового гражданского общества в нашей стране, создания правового государства, ориентации на развитие потенциала человека в условиях возрастания значимости человеческого фактора и объективного снижения роли государства в общественной жизни.

Интересы как потребности органически присущи всем людям, лишить человека интереса нельзя, без интереса невозможна никакая деятельность людей. В социальных интересах закрепляются общественные отношения индивидов, социальных групп, слоев общества. Связь интересов с общественными отношениями в функциональном плане состоит в том, что общественные отношения определяются несколькими условиями:

Формой осознания субъектом своих потребностей, целеполаганием, практическими действиями. Реализация интересов субъектов ведет к закреплению общественных отношений, в связи с чем интересы становятся элементами объективной социальной реальности.

Сложная структура общества, различия в социальном положении людей, особенности преломления объективных условий действительности во внутреннем мире человека, в его сознании и деятельности приводят к появлению громадного множества, как правило, несовпадающих интересов. Это множество интересов не выстраивается в какую-то иерархию с определенной подчиненностью, а представляет собой большую сложную систему интересов, отражающую их тесную взаимосвязь, взаимообусловленность и взаимозависимость.

Социальные интересы отдельной личности выражают взаимную зависимость ее и других людей, т.е. выражают определенную грань социальной взаимозависимости личности с той группой или общностью, с которой ее объединяют общие условия жизнедеятельности.

Представление множества интересов в качестве сложной развивающейся системы позволяет более полно показать их целостность и выявить достаточно полную типологию их разнотипных связей как логически однородных, допускающих непосредственное сравнение и сопоставление.

Научная классификация интересов дает возможность зафиксировать закономерные связи между различными типами интересов и определить их место в общей системе. Каждая классификация носит относительный характер и ориентирована на достижение тех или иных целей познания. Классификация особенно проблематична, когда речь идет о крайне разнородных по составу множеств. В качестве оснований для классификации интересов необходимо использовать наиболее характерные их признаки, позволяющие максимально полно отобразить строение всей системы интересов.

Классификация интересов может осуществляться по различным основаниям. Наиболее адекватным стоящим теоретическим и практическим задачам представляется следующий набор оснований классификации социальных интересов.

Расчленение интересов по указанным основаниям - по степени общности, по характеру субъектов - носителей интересов, по сферам жизнедеятельности, по продолжительности действия, по характеру их взаимодействия - имеет важное значение при исследовании интересов и организации практической деятельности по целенаправленному формированию интересов, их реализации и защите от внутренних и внешних угроз.

Интересы бывают классифицированы: по степени общности - индивидуальные (личные), групповые, корпоративные, общественные (общие), национальные и общечеловеческие; по субъектам (носителям интересов) - личности, общества, региона, государства, коалиции государств, мирового сообщества; по степени социальной значимости - жизненно важные, важные, маловажные; по сферам жизнедеятельности - в экономической сфере, во внешнеполитической сфере, во внутриполитической сфере, асоциальной сфере, в духовно-культурной сфере, в международной сфере, в оборонной сфере, в информационной сфере и т. д.; по продолжительности действия - постоянные, долгосрочные, кратковременные; по характеру направленности - экономические, политические, военные и т. д.; по характеру взаимодействия - совпадающие, параллельные, расходящиеся, конфронтационные (встречные).

Как видим, диапазон классификации интересов достаточно широк. Это лишний раз подчеркивает их социальную сущность и социальную направленность. Если речь идет о личности, то у индивида всегда присутствует стремление к постоянному изменению своего положения в обществе. Оно продиктовано не только стремлением к улучшению материального благосостояния, но и к реализации самого себя в обществе, самосовершенствованию и т.д.

Структура интересов тесно связана с социальной структурой общества. Более того, интересы являются, помимо всего прочего, основой дифференциации общества, как результата взаимодействия всех социальных слоев и групп с многообразием их интересов.

Наиболее существенную роль играет классификация интересов по сферам жизнедеятельности, субъектам-носителям интересов, социальной значимости интересов.

Особую прикладную роль играют классификация интересов по сферам жизнедеятельности.

Интересы обладают специфическими характеристиками, отражающими особенности развития общественных отношений в социальных системах разного уровня. На каждом из этих уровней формируются свои системы интересов, устойчиво взаимодействующие между собой. Объективный характер формирования определенной иерархии таких систем интересов создается, прежде всего, разделением труда по разнообразным сферам жизнедеятельности, каждая из которых характерна своими особыми интересами и многообразием форм собственности, что порождает различия в уровне жизни разных социальных групп и соответственно специфические интересы. Поэтому не случайно в Концепции национальной безопасности Российской Федерации при анализе интересов, угроз этим интересам и при организации деятельности по обеспечению национальной безопасности используется классификация по сферам жизнедеятельности.

Такой подход дает возможность более целенаправленной организации деятельности по формированию и реализации социальных интересов, а также по их защите от внутренних и внешних угроз.

Большое методологическое и даже мировоззренческое значение имеет классификация интересов по характеру субъектов носителей интересов.

Сегодня впервые в истории России на первое место поставлены жизненно важные интересы личности, далее общества и только затем - государства. Такая последовательность означает качественный скачок в решении проблем не только безопасности, но и роли интересов в жизни человека и общества.

В новой редакции Концепции национальной безопасности Российской Федерации отмечается, что интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.

В документе четко указаны те права и свободы, которые являются интересами личности. Это - конституционные права и свободы, т. е. права и свободы, содержащиеся в Конституции Российской Федерации. Это положение очень выгодно отличает данный документ от множества других, а также от политической и социологической литературы, где речь, как правило, идет о правах человека вообще. Однако и в данном случае все же нет полной ясности и строго научного подхода в отношении этих понятий.

Так, к примеру, в отличие от положения Концепции, в Конституции Российской Федерации права и свободы человека названы не интересами, а высшей ценностью (ст. 2). А ведь интересы и ценности - далеко не одно и то же.

Кроме того, полагая конституционные права личности в качестве ее основополагающих жизненно важных интересов, следует иметь в виду сложную внутреннюю связь и иерархию в структуре этих прав. Данное обстоятельство имеет большое значение, поскольку структура конституционных прав оказывает непосредственное влияние на правовое пространство, в рамках которого формируются и другие интересы личности.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации отмечается также, что интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании нового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы же государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Наконец, исключительную значимость имеет классификация интересов по их социальной значимости.

Без сомнения, каждому субъекту общественных отношений присущи свои жизненно важные, важные и маловажные интересы - это категорический императив развития. Первые выступают как коренная основа всей социальной деятельности, остальные учитываются при определении текущих задач для достижения определенных, вполне конкретных тактических целей при обеспечении своего существования.

Именно жизненно важные интересы отражают относительно устойчивые черты индивидов и общества и определяют характер бытия, траекторию и цель существования, развития и безопасности любого субъекта социальной жизни. В соответствии с положениями Закона Российской Федерации «О безопасности» 1992 г. жизненно важные интересы - это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

Сущность интересов как совокупности потребностей законодатель выразил четко и конкретно. Следует подчеркнуть, что это единственное узаконенное в правовом отношении определение интересов

Понятие национального интереса

Одной из основных характеристик современной мировой системы является взаимозависимость государств и целостность мира, его единство.

Основу международной политики составляет национальный государственный интерес любой страны.

Из философии известно, что интерес - это реальная причина социальных действий, лежащая в основе мотивов, идей и т.п. Применительно к государству национальный интерес - это осознанные, официально выраженные объективные потребности, последовательная реализация и защита которых обеспечивают устойчивое существование и прогрессивное развитие государств.

Государство обеспечивает свои интересы всеми имеющимися в его распоряжении средствами: политическими, идеологическими, экономическими, дипломатическими, военными. Последним средством является угроза применения или реальное применение силы вплоть до объявления войны.

Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.

Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции, в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации общественными организациями. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства.

Различают интересы:

Личности, общества, государства и национальные;

Внутриполитические и внешнеполитические;

Краткосрочные и долгосрочные;

Общие и региональные;

Главные и второстепенные;

Постоянные и переменные;

Политические, экономические, военные, экологические, гуманитарные, культурные и др.

Национальные интересы России включают:

интересы личности;

интересы общества;

интересы государства.

Интересы личности состоят в:

реализации конституционных прав и свобод;

обеспечении личной безопасности;

повышении качества и уровня жизни;

физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.

Интересы общества состоят в:

♦ упрочении демократии:

♦ в создании правового, социального государства;

♦ достижении и поддержании общественного согласия;

♦ духовном обновлении России.

Интересы государства состоят в:

незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России;

политической, экономической и социальной стабильности;

безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка;

развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Условием реализации национальных интересов России является устойчивое развитие экономики.

Национальные интересы России состоят из интересов в различных сферах: экономической, внутриполитической, социальной, духовной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической.

Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в:

- сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти;

- обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства и правопорядка;

- завершении процесса становления демократического общества;

- нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.

Национальные интересы России в международной сфере заключаются в:

~ обеспечении суверенитета;

~ упрочении позиций России как великой державы - одного из влиятельных центров многополярного мира;

~ развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями (прежде всего СНГ);

~ повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.

Национальные интересы различаются по своей значимости и влиянию на международной арене. По данному признаку они подразделяются наглавные (или жизненно важные) и второстепенные, постоянные и переменные, долгосрочные и конъюнктурные .

Главные и постоянные национальные интересы определяются важнейшими геополитическими параметрами: местом и ролью данного государства в системе межгосударственных отношений, его престижем и относительной военной мощью, способностью отстаивать свой суверенитет и гарантировать безопасность своих союзников и т.д.

Второстепенные и переменные интересы, нося производный от первых характер. Изменяясь в зависимости от внешнеполитических факторов, они могут служить предметом торга при реализации главных и постоянных интересов государства.

Концепция национального интереса

Внешняя политика государства определяется уровнем социально-экономического и общественно-политического развития, географическим положением страны, её национально-историческими традициями, целями и потребностями обеспечения суверенитета и безопасности и т.д. Все это во внешней политике фокусируется в концепции национального интереса. Представители политического реализма рассматривают национальный интерес в качестве главной составляющей внешней политики любого государства.

Термин «национальный интерес» в 1935 г. был включен в Окфордскую энциклопедию социальных наук и тем самым получил официальный политический статус. Приоритет в разработке понятия «национальный интерес», принадлежит американским ученым - теологу Р.Нибуру и историку Ч.Бирду.

После второй мировой войны споры, развернувшиеся вокруг концепции национального интереса, Г.Моргентау назвал «новыми великими дебатами». В наиболее развернутой форме эта концепция была сформулирована в книге Моргентау «В защиту национального интереса» (1948 г.). Г. Моргентау определил понятие интереса с помощью категорий власти. Понятие национального интереса в его концепции состоит из трех элементов:

природы интереса, который должен быть защищен;

политического окружения, в котором действует интерес;

рациональной необходимости, ограничивающей выбор целей и средств для всех субъектов международной политики.

Вклад в разработку концепции национального интереса внесли американские ученые Дж.Кеннан, У.Липпман, К.Уолтц, Э.Фернисс, Дж.Розенау и др. Специфическую оценку проблема национального интереса получила у французских исследователей Р.Арона, П.Ренувена, Ж.-Б.Дюрозеля, Ф.Брайра, Р.Дебре и др.

Национальные интересы - интересы национальной общности или группы, объединенной специфическими связями и взаимоотношениями генетической и культурной гомогенности.

Гомогенность - однородность, однотипность, внутренняя неразличимость, степень сходства членов некоторой совокупности между собой.

Национальные интересы воплощаются в стремлении представителей одной национальности к объединению на основе общности культуры, выражающейся в языке, семейных, религиозных, моральных традициях и обычаях, способах рекреации, политических системах и поведении, а также в одежде и украшениях.

Национальные интересы служат сохранению национальной общности как целого и проявляются в чувствах симпатии по отношению к членам своей национальной общности, отличных от чувств, питаемых к другим национальностям.

Национальные интересы - одна из движущих сил поведения и деятельности личности, национальности, нации, общества или государства; они присутствуют во многих формах борьбы и сотрудничества между людьми. Попытка ущемления национальных интересов воспринимается как покушение на жизненные устои национальной группы или общности, а также государства.

Национальные интересы редко выступали в истории в чистом виде. Они облекались в те или иные этико-религиозные (идеологические) формы, реализовались в ходе религиозных войн и национально-освободительных движений. Идеология поднимала частный национальный интерес до уровня «общего».

Социальная общность с развитым национальным самосознанием, как правило, не поступается своими национальными интересами добровольно, на основе нравственных соображений или призывов к гуманизму, к учету интересов другой стороны - других национальных групп и общностей. Конфликт национальных интересов часто выливается в вооруженные столкновения и военные конфронтации. В этих условиях важнейшей задачей политиков является умение сочетать национальные интересы с перспективой сохранения мира на земле.

Национальный интерес - категория абстрактная и субъективная, поскольку её параметры определяются картиной мира и ценностной системой, господствующей в данном обществе и государстве. Политику можно рассматривать как средство реализации национальных интересов.

Нередко государственные интересы противопоставляют национальным и общественным (интересам гражданского общества), признавая их взаимосвязь, все же считают целесообразным определять их в рамках дихотомии «национальный интерес - государственный интерес».

Дихотоми́я (греч. «надвое» + «деление») — раздвоенность, деление на две части, не связанные между собой.

В лексиконе международной политики, говоря о национальном интересе, как правило, имеют в виду государственный интерес и, наоборот, под государственным интересом подразумевают национальный интерес.

Национально-государственные интересы формируются в соответствии с геополитическими параметрами, ресурсными возможностями, национально-культурными традициями и т.д. государства.

Формирование национальных интересов представляет собой постепенный и длительный исторический процесс, осуществляющийся в сложном переплетении экономических, социальных, национально-психологических и иных факторов, в совокупности определяющих содержание и характер национально-исторического опыта данного народа или страны.

Главная составляющая национального интереса - это императивсамосохранения государства .

Но сама концепция национального интереса пронизана ценностными нормами и идеологическим содержанием. Это особенно верно в отношении ложно понятых и превратно сформулированных национальных интересах (война США во Вьетнаме, СССР в Авганистане и др.).

Внешнюю политику любого государства можно считать реалистичной в той мере, в какой она построена с учетом интересов других сторон, вовлеченных в систему международных отношений. Этот момент приобретает особую значимость в современном мире, где определение национальных интересов любого отдельно взятого государства предполагает обязательный учет интересов других государств, а в чем-то и интересов всего мирового сообщества.

Концепция национальной безопасности

Успех внешней политики государства зависит от четкости формулирования национальных интересов и от понимания путей и средств реализации этих интересов. Среди приоритетных целей государства на международной арене, на первом месте стоит обеспечение безопасности страны или национальной безопасности во всех ее формах и проявлениях.

Различают безопасность общественную и государственную ,экономическую, социальную, политическую, экологическую, военную и т.д.

В широком смысле безопасность - это обеспечение гражданам государства нормальных условий для самореализации, защита их жизни, свободы и собственности от посягательств со стороны отдельного человека, организации или самого государства.

Безопасность - это такое состояние отношений между государствами, при котором им не угрожает опасность войны, либо другое посягательство извне. С этих позиций безопасность рассматривают неделимо в различных масштабах:

национальная безопасность - в границах одного государства;

региональная безопасность - в рамках того или иного района мира;

международная, всеобщая безопасность - в глобальных, мировых рамках.

Впервые в политическом лексиконе понятие «национальная безопасность» было употреблено в 1904 г. в послании президента Т.Рузвельта Конгрессу США, где он обосновал присоединенные зоны Панамского канала интересами «национальной безопасности». В последующие годы эта проблема стала стержневой в исследованиях американских политологов.

Источник понятия «национальная безопасность» американские авторы видят в теории «национальных интересов». Этот подход был предложен социологом У.Липпманом. Большинство исследований определяют национальную безопасность через силу, то есть преобладание мощи над другими государствами, либо с позиций взаимодействия государств, то есть создания оптимальных условий развития всей системы международных отношений.

В нашей стране осмысление проблемы национальной безопасности с начала 1990 г. предпринималось в рамках Комитета ВС СССР по обороне и госбезопасности; были созданы Фонд национальной и международной безопасности, ряд инициативных групп.

Национальная безопасность Российской Федерации - это безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

В России разработана Концепция национальн ой безопасности , утвержденная Указом Президента Российской Федерации 10 января 2000 года, № 24.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации - система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.

Под национальной безопасностью подразумевается, прежде всего, физическое выживание данного государства, защита и сохранение его суверенитета и территориальной целостности, способность адекватно реагировать на любые реальные и потенциальные внешние угрозы.

Национальная безопасность тесно связана с безопасностью общественно-политической системы страны. Национальная безопасность как категория политической науки отражает связь безопасности с нацией, то есть с определенной территориально-государственной общностью, основанной на устойчивых социально-политических, экономических, культурных и иных связях.

Национальная безопасность характеризует состояние нации как целостной системы, включающей общественные отношения и общественное сознание, институты общества и их деятельность, способствующие и препятствующие реализации национальных интересов в конкретной исторически сложившейся обстановке. Суть национальных интересов состоит, в первую очередь, в противодействии и компенсации любых деструктивных возмущений, формируемых внутри общества или за его пределами, которые препятствуют потребностям жизнедеятельности и развития личности и общества.

Национальная безопасность - это защищенность государства от внешних и внутренних угроз, устойчивость к неблагоприятным воздействиям извне, обеспечение таких внутренних и внешних условий существования страны, которые гарантируют возможность стабильного прогресса общества и его граждан.

В национальной безопасности выделяются три уровня безопасности:личности, общества и государства , значимость которых определяется характером общественных отношений, политическим устройством, степенью внутренних и внешних угроз. В критические для нации периоды может доминировать безопасность общества или государства. Как правило, авторитарные и тоталитарные режимы, постоянно создающие такие критические условия выдвигают на первый план безопасность государства за счет безопасности личности. Для демократических обществ наиболее ценна свобода и безопасность личности. Для демократического общества безопасность государства и общества является не самоцелью, а функцией обеспечения свободы и безопасности личности.

Безопасность государства достигается наличием эффективного механизма управления и координацией деятельности политических сил и общественных групп, а также действенных институтов их защиты.

Безопасность общества предполагает наличие общественных институтов, норм, развитых норм общественного сознания, позволяющих реализовать права и свободы всех групп населения и противостоять действиям, ведущим к расколу общества (в том числе и со стороны государства).

Безопасность личности состоит в формировании комплекса правовых и нравственных норм, общественных институтов и организаций, которые позволили бы ей развивать и реализовать социально значимые способности и потребности, не испытывая противодействия государства и общества.

Структурными элементами системы национальной безопасности являются: политическая, экономическая, военная, экологическая, информационная безопасность и безопасность культурного развития нации.

Политическая безопасность состоит в способности и возможности нации и создаваемых ею государственных институтов самостоятельно решать вопросы государственного устройства, независимо проводить внутреннюю и внешнюю политику в интересах личности и общества на позициях устойчивого политического суверенитета.

Экономическая безопасность характеризуется независимостью и неподчиненностью внешним силам, уровнем развития производительных сил и экономических отношений, направленных на реализацию потребностей личности и общества, наличием развитой инфраструктуры и полезных ископаемых, квалифицированной рабочей силы и системы её подготовки, а также характером интеграции в систему мировых хозяйственных связей.

Военная безопасность характеризует возможность обеспечения интересов национальной безопасности средствами вооруженного насилия.Внешний аспект военной безопасности отражает способность нации противодействовать или сдерживать воздействие военной силы из-за рубежа. Внутренний аспект связан с деструктивным проявлением гонки вооружения, милитаризации общественного сознания, усилением политической роли армии внутри страны.

Важное место в концепции национальной безопасности занимают проблемы безопасности культурного развития нации, экологической, информационной безопасности, поскольку связаны с потребностями общества и личности. На основе концепции формируется система национальной безопасности, представляющая совокупность законодательных и исполнительных органов, правовых норм, обеспечивающих оптимальные и стабильные условия для жизнедеятельности и развития личности и общества.

Концепция национальной безопасности, так же как внешнеполитические и геополитические концепции, представляет собой производную от концепции национальных интересов. Концепция национальной безопасности строится с учетом как внешних угроз, исходящих извне и связанных с попытками поработить или подчинить государство, так ивнутренних угроз, связанных с состоянием самого общества и коренящихся в самом обществе.

Различают угрозы реальные и потенциальные ; глобальные, региональные и локальные .

Понятие безопасности включает следующие аспекты :

♦ обеспечение физического существования, территориальной неприкосновенности и целостности государства от внешних и внутренних угроз;

♦ гарантии от внешнего вмешательства во внутренние дела;

♦ предотвращение потенциальных и непредвиденных угроз самому образу жизни.

Концепция национальной безопасности строится с учетом всех геополитических факторов, влияющих на пути, формы и средства реализации национальных целей.

Первостепенная задача концепции национальной безопасности - это определение и разработка приоритетных направлений, комплекса мер и средств предотвращения, прежде всего крайних форм внешней и внутренней угроз - войны с другими государствами и гражданской войны.

Государство располагает разными средствами и путями реализации этой цели. Один из самых очевидных из них - применение или угроза применения насилия. Знаменитый афоризм Клаузевица - война есть продолжение политики иными средствами.

С развитием научно-технического прогресса национальная безопасность отдельного государства стала зависимой от международной безопасности, безопасности всего мирового сообщества. В современных условиях национальная безопасность государства зависит не только от мощи и боеспособности вооруженных сил, но и от целого ряда других факторов - экономического могущества, конкурентоспособности индустрии, качества системы образования, благосостояния граждан, состояния их умонастроений и т.д.

Среди современных источников реальной угрозы для безопасности государств можно назвать: терроризм, распространение оружия массового уничтожения, межэтнические и межконфессиональные конфликты, деградацию окружающей среды, замедление или остановку экономического роста.

В свете этих обстоятельств все большее признание получает стратегия коллективной безопасности. Эта стратегия подразумевает создание системы, в которой каждое входящее в неё государство согласно с тем, что его безопасность является делом всех, и присоединяется к коллективным действиям по отражению агрессии.

Возникает проблема интегрирования военно-политической безопасности и социально-экономической политики в глобальном масштабе. Безопасность и благосостояние - два аспекта, которые взаимосвязаны, постоянно влияют друг на друга и на эффективность самого социально-экономического порядка на всем земном шаре.

Образ жизни и функции личности, общества и государства, как объекты , задают их общие интересы — национальные интересы. Они выступают как некоторый баланс или компромисс между в целом очень противоречивыми интересами отдельных личностей, социальных организаций и государственный органов.

Национальный интерес формируется на основе рациональных потребностей, ценностных предпочтений и реальных условий, в которых находится в настоящий момент общество. При этом этот процесс (формирование национального интереса) на уровне отдельной страны субъекты визируется теми социальными силами, которые располагают реальными возможностями и, следовательно, определенной властной субстанцией, позволяющими реализовать тот или иной интерес. Это потребности общества и государства в понимании действующих политиков. Другими словами, национальный интерес выступает как субъективная форма объективных потребностей общества и государства, сформулированная их элитой на основе ценностных предпочтений с учетом обстоятельств. И весь вопрос в данном случае заключается в том, насколько общество и государство взаимосвязаны в процессах воспроизводства своих функций. Другими словами, «интерес — это то, что сцепляет друг с другом членов гражданского общества».

В соответствии со «Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», под национальным интересом понимается совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства.

Национальные интересы, равно как и потребности, делятся на внутренние и внешние. При этом они неравнозначны и объединяют три взаимосвязанных блока:

  • фундаментальные интересы, идентичные для любой страны, так как определяют необходимость «выживания» нации. К внутренним относят стабильность и развитие. Их баланс делает страну устойчивой и целостной. Внешние интересы включают в себя: территориальную целостность; политический суверенитет, т.е. независимость; сохранение господствующего политико-экономического режима (конституционного строя); процветание;
  • национальные ценности — национальная идеология и культурная самобытность, определяющие цивилизационную уникальность страны;
  • текущие интересы, необходимость защиты которых определяется текущей обстановкой и обеспечением намеченного курса развития страны.

Фундаментальные интересы и ценности образуют совокупность жизненно-важных интересов страны , связанных с ее выживанием и развитием. Текущие интересы формулируются политическим руководством страны, исходя из жизненно-важных интересов. Так. национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу заключаются:

  • в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики;
  • обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации;
  • превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.

Классификация и виды национальных интересов

Классификация национальных интересов может осуществляться по различным основаниям, что подчеркивает их социальную значимость (табл.2.1).

Классификация интересов

По степени общности

  • индивидуальные
  • групповые
  • корпоративные
  • общественные
  • национальные
  • общечеловеческие

По субъектам

  • личности
  • общества
  • государства
  • коалиции государств
  • мирового сообщества

По сферам деятельности

  • экономические
  • внешнеполитические
  • внутриполитические
  • военные
  • информационные
  • духовные

По направленности

  • совпадающие
  • не совпадающие
  • конфронтационные
  • параллельные

По степени значимости

  • жизненно
  • важные
  • текущие

Интерес — функция положения субъекта по отношению к другим субъектам. Поэтому интересы страны или национальные интересы проявляются в ходе ее взаимодействия с другими странами. При этом к основным факторам, определяющим национальные интересы, относятся:

Объективные: геополитическое положение и национальные особенности; наличие ресурсов и соответствующего потенциала: значимость в системе международных отношений.

Субъективные: сложившаяся система принятия стратегических решений; международный и внутренний имидж политической и деловой элиты страны.

Функции интереса:

  • объяснительная (декларативная) — для объяснения собственных намерений и предпринимаемых действий;
  • оправдательная — для оправдания своих действий;
  • оценочная — для оценки каждой конкретной ситуации и поиска единомышленников — союзников, друзей, партнеров, прихлебателей:
  • побудительная — для формулирования своих дальнейших действий. Интерес побуждает к действиям и порождается той средой, в которой действует субъект (для страны — внутри- и внешнеполитический).

Таким образом, национальный интерес — это субъективная форма выражения объективных потребностей общества, которые в обобщенном виде выражаются через интересы государства.

Всякий расчет интересов может быть сделан лишь в рамках определенной системы ценностей, без которой невозможно понять, что есть «потеря», а что — «приобретение». Поэтому доктрина любой страны есть продукт ее стратегической культуры. Стратегическая культура — исторически сложившийся предпочтительный метод решения жизненно важных для страны проблем. Она обусловливается национальными традициями, пространственным, географическим положением, мировоззрением и мировосприятием, историческим опытом.

В широком смысле стратегическая культура включает в себя две части:

  • базовые положения о стратегической среде, природе противника, об угрозах, о месте и роли военной силы и ее эффективном применении;
  • положения на оперативном уровне, отвечающие на вопрос: какие стратегические решения являются более эффективными для борьбы с имеющимися вызовами и угрозами? На этом уровне стратегическая культура влияет на поведенческий выбор.

Стратегическая культура конкретного государства объясняет особенности его стратегии лучше, чем императивы международного окружения. При этом имеется в виду, что коллективно разделяемые идеи, верования и нормы не меняются с такой же скоростью, как влияющие на них внешние и внутренние обстоятельства. Стратегическая культура подвергается воздействию двух факторов: это собственная политическая культура, т.е. внутренний фактор, и внешние факторы, например, структурные изменения или воздействия внешних угроз и вызовов. В этом случае стратегическая культура определяет подход к решению внешних и внутренних проблем, сформировавшихся как реакция на изменение внешней или внутренней обстановки.

Эти подходы задаются такими «парами», как:

  • вовлеченность — изоляционизм;
  • опора на силу — опора на несиловые инструменты;
  • односторонность — вступление союзов и др.

Кроме того, стратегической культурой определяется и сам стиль поведения страны на международной арене (статус-кво — империализм ), а также стиль руководства страной, мобилизации населения на защиту национальных интересов и т.д.

Идентификация национальных интересов производится на уровне восприятия собственных потребностей и возможностей. Именно на уровне восприятия формулируются доктрины и концепции национальной безопасности. При этом доктрина является теоретико- идеологическим обоснованием государственной политики. Ее главными составляющими выступают национальные интересы страны на данном этапе и образ врага, препятствующего удовлетворению этих интересов. Концепция же — совокупностью взглядов и рекомендаций по поводу того, какую политику государству целесообразнее проводить. Концепция носит более «прагматический», прикладной характер, нежели доктрина. Это как бы «теория» обеспечения национальной безопасности.

Любой официальный документ в области национальной безопасности, будь то стратегия, доктрина или концепция, является в первую очередь отражением культурного опыта данного общества в данной области. Стратегической культурой определяется также и то, что в одних странах национальная доктрина фиксируется на институциональном уровне в виде программных документов правительства (имеет законченную внутреннюю структуру, например «послания президента»), а в других четко сформулированные документы такого рода могут и отсутствовать. В этом случае отдельные их элементы могут быть разбросаны по текущим выступлениям официальных лиц государства, отражаться в теоретических работах в области безопасности, программах партий и политических движений и т.д. Тем не менее ни одно государство не обходится как без национальной доктрины, так и без концепции национальной безопасности.

Доктрина обеспечения идеологически (на уровне эмоций и культурной самобытности), а концепция теоретически (на уровне алгоритмов и рекомендаций) задают основу для формулирования стратегических приоритетов (целей национальной безопасности) — того результата — уровня защищенности национальных интересов, — требующегося стране.

Интерес - эмоционально насыщенная направленность на объекты, связанная с потребностями человека (от латинского "interest" - имеет внутреннее значение). Интерес проявляется в повышенном внимании к объекту.

"Если физический мир подчинен закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интереса. На земле интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета"".

Интерес - мотивационно-регуляционный механизм человеческого поведения, определяемый иерархией сформированных потребностей.

Однако связь интересов с потребностями не прямолинейна, иногда она не осознается. Интересы бывают прямые и опосредованные, связанные со средствами достижения целей.

Интерес как психическое состояние существенно влияет на психические процессы, активизирует их. В соответствии с потребностями интересы подразделяются по содержанию (материальные и духовные), широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости (кратковременные и устойчивые).

Удовлетворение интереса не только не погашает его, но формирует еще более разветвленную систему интересов.

Выступая в качестве ориентационной основы поведения личности, интересы становятся основным психологическим механизмом поведения. Интересы не только стимулируют человека к деятельности, но и сами формируются в ней.

Широта и глубина интересов человека определяют полноценность его жизни. Интересы асоциальной личности отличаются, как правило, узостью, эгоистической направленностью, меркантилизмом, утилитарностью. Характеристика личности включает в себя определение круга интересов данного человека. С интересами человека тесно связаны его желания, страсти и влечения.

Желания личности

Желание - мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения. Желание - определенный этап вызревания потребности, соотнесение ее с целью и планом действий. Желание связано состремлением - повышенным эмоциональным тяготением к объекту.

Страсти человека

Страсть - очень стойкое аффективное стремление к определенному объекту, потребность в котором доминирует над всеми остальными потребностями и придает соответствующую направленность всей деятельности человека.

Страсть объединяет волевые и эмоциональные побуждения, она может быть положительной и отрицательной в зависимости от объективной ценности того, к чему стремится человек. Многие отрицательные страсти (к стяжательству, азартным играм и т.п.) ведут к деградации личности и нередко являются предпосылкой преступного поведения. Положительные страсти мобилизуют силы человека на достижение социально значимых целей (например, страсть к искусству, науке, к отдельным видам трудовой деятельности и т.п.). «Полное отсутствие страстей, если таковое могло быть достигнуто, привело бы к полному отуплению, и человек тем ближе к этому состоянию, чем он беспристрастнее. Действительно, страсти - это небесный огонь, оживляющий нравственный мир, страстям наука и искусство обязаны открытиями, а душа - благородством».