Знание законов человеческого сознания позволяет не только предугадывать действия людей в определенных ситуациях, но и программировать их поступки. В нашей статье мы расскажем, насколько прогнозируема психология поведения человека, и как добиться от окружающих нужной реакции.

Приемы, помогающие получить от окружающих нужную реакцию

Не замечая того, мы действуем в большинстве случаев по заданной программе. Отвечаем криком на крик, заедаем волнение мучным и сладким, тушуемся, когда нас отчитывают за проступки. Однако психологи уверяют: нетипичное поведение в типичных ситуациях дает удивительные результаты. Вот некоторые приемы, которые позволяют управлять действиями других людей.

Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой лик. Иоганн Вольфганг Гете

Как заставить говорить правду?

Чувствуете, что собеседник лжет или что-то недоговаривает? Не стоит его переспрашивать и пытаться подловить на неточностях. Просто посмотрите ему пристально в глаза, и в девяти случаях из десяти обманщик выложит все начистоту.

Что противопоставить крикунам и склочникам?

Многие из нас сталкивались со склочниками, пытающимися с пеной у рта доказать свою правоту и выплескивающими на окружающих массу негатива. Вступая в спор с таким человеком и разговаривая с ним на повышенных тонах, вы только подогреете его злость.

Поэтому когда на вас кричат, например, в автотранспорте или на улице, лучше сохраняйте полное спокойствие, оставаясь невозмутимым, и через пару минут задор крикуна, не нашедшего у вас ответа, сойдет на нет. Такова психология поведения человека: накал эмоций без подпитки извне становится меньше.

Волнуетесь? Жуйте жвачку

Человек не зря начинает много есть, когда волнуется. Таким образом, считают психологи, он «гасит» переживания, отвлекаясь на действия, приносящие удовольствие от поглощения пищи. Если накатывает волнение, жуйте жевательную резинку. Она успокаивает и вселяет чувство уверенности, не прибавляя лишних килограммов, в отличие от шоколада и пончиков.

Способ справиться с психологическим давлением

Давить на психику могут учителя в школе, шеф на работе и простые знакомые, пытающиеся добиться от вас каких-то уступок. В таких случаях главное — дать понять, что вы настроены доброжелательно, но готовы разговаривать только на равных.

Улыбайтесь, будьте дружелюбны и вежливы, но стойте на своем. Стоит выйти из себя, дать слабину или попытаться проявить агрессию, по вам проедутся танком.

Как добиться от людей вежливости?

Те, кто работает с людьми, часто имеют дело с озлобленностью, высокомерием и хамством. Опытные менеджеры в таких случаях используют простой, но действенный прием: размещают у себя за спиной зеркало таким образом, чтобы посетитель видел в нем свое отражение.

Психология поведения человека такова, что он всегда хочет представлять себя в выигрышном свете. Поэтому люди, наблюдая свое злобное отражение в зеркале, меняют тактику поведения, становясь более корректными и вежливыми.

Психология поведения человека: малоизвестные секреты

Зная законы человеческой психологии, можно заставить их работать на себя. Мы раскроем некоторые секреты, которые помогут научиться «читать» людей и даже управлять их поступками.

Знаете, в каком состоянии человека легче всего вызвать на откровенность и заставить говорить правду? Когда он устал. Физическая усталость заставляет терять бдительность и говорить «лишнее».

Объятие, которое длится более 20 секунд, способно в корне изменить отношение к вам. Психологи утверждают: за это время организм начинает вырабатывать вещества, стимулирующие возникновение доверия и привязанности. Но будьте осторожны: не все люди реагируют на нарушение личного пространства подобным образом.

Коммуникабельность — отличное качество. Но регулярное общение с более чем 150 людьми вызывает «перегруз» мозга. Вывод: количество не всегда переходит в качество.

Чаще всего окружающих запугивают закомплексованные люди с низкой самооценкой — таким образом они самоутверждаются. Самодостаточный человек не будет ни на кого «давить» и унижать. Поэтому, встретившись с «ходячим комплексом», не поддавайтесь на его провокации, не конфликтуйте и не принимайте близко к сердцу его замечания и комментарии.

Какие еще секреты таит психология поведения человека, смотрите в видео:

Человек разумный является одним из видов царства Животные. Для него как для биологического вида характерны все потребности животных: в кислороде, пище, воде, размножении и др. Вместе с тем, как вы уже знаете, человек имеет ряд черт, отличающих его от животных. Данные отличия породили и новые потребности человека, не характерные для животных.

Иерархическую систему потребностей человека хорошо иллюстрирует пирамида потребностей, предложенная американским психологом Абрахамом Маслоу (от вершины к основанию):

  • Потребность в саморазвитии . Духовный рост, самосовершествование и т.д.
  • Потребность в уважении . Самоуважение, общественное положение и т.д.
  • Социальные потребности . Дружба, любовь, взаимопонимание и т.д.
  • Потребность в безопасности . Защита от преступности, болезней и т.д.
  • Физиологические потребности . Пища, вода, жилье, одежда, воспроизводство рода и т.д.

По мере удовлетворения потребностей человека, лежащих в основании пирамиды, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня. Чаще всего последовательность удовлетворения потребностей соответствует их иерархии в пирамиде.

Однако именно для человека характерны случаи, когда потребности более высокого ранга удовлетворяются на фоне неудовлетворения насущных физиологических потребностей. Это можно проиллюстрировать на примере жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Ленинградцы голодали, однако сохранили уникальную коллекцию семян различных сортов культурных растений. Или в концентрационных фашистских лагерях люди находили в себе силы вести подпольную антифашистскую борьбу. Данные примеры являются свидетельством того, что даже в критические минуты жизни у человека есть возможность к самореализации в обществе.

Человек в социальной среде. Нормы поведения

Социальная среда — конкретные общественные отношения, традиции, нравственные и правовые установки, при которых живет человек. Таким образом, социальная среда — это люди, объединенные в различные группы, с которыми каждый человек находится в специфических отношениях и общении. Социальная среда воздействует на человека, подчиняет общественному мнению, увлекает, а также принуждает к определенной направленности социального поведения.

Научные знания, жизненный опыт, мотивы различных поступков, которые человек черпает из социальной среды, являются ведущими в формировании личности человека. На основании личностных качеств (уровень образования, целеустремленность, организаторские способности и др.) каждому человеку принадлежит в обществе определенное место. Кроме социальной среды в широком смысле слова, которая подразумевает все общество, выделяют и малые социальные среды. К ним относят семью, класс, трудовой коллектив, членом которого является данный человек.

В качестве социальной среды человека можно рассматривать и неформальные группы людей. Неформальная группа — это спонтанно возникшая группа людей, которые регулярно вступают во взаимодействие для достижения определенной цели. Причины объединения людей различны: чувство причастности, помощь, защита, общение. Например, по инициативе Беларуси при ООН была создана неформальная Группа друзей по борьбе с торговлей людьми. В нее вошли 22 государства, представляющих все регионы мира. Данная группа — это открытое, неформальное и добровольное объединение людей, созданное для активизации международной деятельности по борьбе с торговлей людьми. В нашей стране можно также выделить социально активные неформальные группы с позитивно направленной деятельностью: группы экологической защиты, охраны памятников и др.

За время развития человеческой цивилизации были выработаны определенные нормы поведения людей в различных общественных группах. Они основываются на национальных традициях, обычаях, социальном и сословном делении людей, нормах морали, вероисповедании и др. Неукоснительное соблюдение всех норм поведения и законов обеспечивает гармоничное развитие общества.

Суррогатное общение

В последние годы в жизнь человека все больше входят компьютерные технологии. Специалисты озабочены тем, что компьютеры заменяют реальное словесное и духовное общение между людьми. Суррогатное общение новый вид общения и получения информации посредством компьютерной техники. Основная доля суррогатного общения осуществляется через сеть Интернет и виртуальный мир компьютерных игр. Ученые считают, что общение через Интернет не способствует расширению межличностных контактов и кругозора. Кроме того, снижается возможность к самореализации личности человека в обществе.

Ученые предостерегают от излишнего увлечения развлекательными интернет-сайтами и компьютерными играми. Считается, что это может негативно влиять как на физическое здоровье, так и на психику человека. У подростков порой отмечается агрессия к окружающим людям. Чрезмерное увлечение компьютерными играми также может нарушить работу сердечно-сосудистой системы и даже привести к слабоумию.

Серьезной проблемой современности стала зависимость человека от мобильных телефонов — номофобия . Ученые Великобритании показали, что более 50 % англичан преследует панический страх остаться в одиночестве. А источником данного страха является молчащий мобильный телефон. В приступах номофобии люди отмечают у себя панические атаки, тошноту, недостаток кислорода, жгучую боль в груди.

Антиобщественное поведение

К сожалению, в обществе нередки случаи антиобщественного поведения — поступков личности или групп людей, нарушающих официально установленные в обществе правовые нормы. Например, в настоящее время получили распространение неформальные группы болельщиков — фан-клубы. К сожалению, порой это не просто болельщики, а пропагандисты экстремизма, насилия и межнациональной розни.

Крайне негативной формой антиобщественного поведения является наркомания, приводящая к деградации не только отдельного человека, но и общества в целом. Наркотики разрушают здоровье человека. Наркоманы подвержены очень опасным заболеваниям: СПИДу, гепатитам, сепсису (заражению крови) и др. Они погибают молодыми. Чтобы заполучить наркотики, наркоманы пытаются раздобыть деньги путем краж и грабежей, что вызывает рост преступности. Данное явление категорически недопустимо в человеческом обществе.

В случае нарушения правил общественного поведения и законодательных актов вступают в силу меры воздействия: от порицания до суровой уголовной ответственности.

Поведение человека и природная среда

Поведение человека в природной среде сегодня в наибольшей степени определяется законами и моралью общественных отношений. В современном мире зависимость человека от природы практически минимальна. Так, почти все современные жилища имеют необходимые системы жизнеобеспечения. Человек использует одежду, соответствующую сезону, пользуется своевременным медицинским и информационным обслуживанием. Научные достижения позволили человеку заселить практически всю пригодную для жизни территорию планеты. Человек научился успешно противостоять болезням и освоил космическое пространство. Люди значительно расширили спектр употребляемых продуктов питания. В их рационе теперь не только пища природного происхождения, но и ряд продуктов сельскохозяйственного и промышленного производства.

Обратной стороной научно-технического прогресса является подчинение природной среды исключительно интересам человека. В результате поведение человека в природной среде часто наносит ей огромный вред. Поэтому человеческому обществу в ближайшее время необходим срочный переход от дальнейшего овладения природой к гармоничным взаимоотношениям с ней. Ведущая роль в этом процессе должна принадлежать человеческому разуму — самой могучей силе на планете Земля.

Поведение человека в обществе определяется исторически сложившимися нормами поведения. Неукоснительное соблюдение всех правовых норм и законов обеспечивает гармоничное развитие общества и взаимоотношений человека с природой. Ведущая роль в этом процессе должна принадлежать человеческому разуму — самой могучей силе на планете Земля.

Поведение Любая деятельность, в которой мы участвуем, от грубой моторной деятельности до мышления.

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь . Под ред. igisheva . 2008 .

Поведение

Присущее живым существам с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью . Термин «П.» применим как к отдельным особям, индивидам , так и к их совокупностям (П. биологического вида, социальной группы ). Первые попытки научно понять П. возникли на основе механистического детерминизма , в категориях к-рого П. трактовалась по типу взаимодействия физических тел. Эволюционное учение в биологии (Ч. Дарвин ) позволило объяснить целесообразность П. живых существ, стимулировав разработку объективных методов исследования П. в единстве его внешних и внутренних проявлений. На основе биологического детерминизма сложилось учение о высшей нервной деятельности животных, синонимом которой И. П. Павлов считал П. противопоставил П. сознанию , полагая, что предметом психологии является только П., которое было сведено к совокупности двигательных реакций на внешние стимулы . В дальнейшем сторонники бихевиоризма внесли в эту схему коррективы (см. ) Своеобразие П. индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, членом к-рых он является, от групповых норм , ценностных ориентаций , ролевых предписаний (см. ). Неадекватность П. (выражающаяся, в частности, в переоценке личностью своих возможностей, расщеплении вербального и реального планов, ослаблении критичности при контроле за реализацией программы П.) отрицательно сказывается на межличностных отношениях .


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Поведение

Присущее живым существам взаимодействие со средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью; целеориентированная активность живого организма, служащая для осуществления контакта с внешним миром. Термин применим как к отдельным особям, индивидам, так и к их совокупностям (поведение биологического вида, группы социальной). В основе поведения лежат потребности организма, над коими надстраиваются исполнительные действия, служащие их удовлетворению. Генезис форм поведения обусловлен усложнением условий среды обитания, в частности переходом из среды гомогенной в предметную, а затем социальную. К фактам поведения относятся:

1 ) все внешние проявления процессов физиологических, связанных с состоянием, деятельностью и общением людей - поза, мимика, интонации и пр.;

2 ) отдельные движения и жесты;

3 ) действия как более крупные акты поведения, имеющие определенный смысл;

4 ) поступки - еще более крупные акты, как правило, имеющие общественное, социальное значение и связанные с нормами поведения, отношениями, самооценкой и пр.

Чем выше подниматься по эволюционной лестнице, тем более стереотипное поведение замещается приобретенным. Для понимания биологической предистории специфически человеческих форм поведения чрезвычайно; важны сведения об инстинктах животных, а также о языке и общении животных и об использовании ими орудий.

Согласно С. Л. Рубинштейну, поведение - это особая форма деятельности: она становится именно поведением тогда, когда мотивация действий из предметного плана переходит в план личностно-общественных отношений (оба эти плана неразрывны: личностно-общественные отношения реализуются при посредстве предметных). Поведение человека имеет природные предпосылки, но в основе его - социально обусловленная, опосредованная языком и другими знаково-смысловыми системами деятельность, типичная форма коей - труд, а атрибут - общение.

Своеобразие поведения индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, членом коих он является; от норм групповых, ценностных ориентации, ролевых предписаний. Неадекватность поведения отрицательно сказывается на межличностных отношениях; она выражается, в частности, в переоценке личностью своих возможностей, расщеплении вербального и реального планов, ослаблении критичности при контроле за реализацией программ поведения Главное в поведении - отношение к моральным нормам. Единица анализа поведения - поступок.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Специфика.

В основе поведения лежат потребности животного организма, над которыми надстраиваются исполнительные действия, служащие их удовлетворению. Генезис форм поведения обусловлен усложнением условий среды обитания, в частности переходом из гомогенной в предметную, а затем социальную среду.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ПОВЕДЕНИЕ

(англ. behavior , behaviour ) - извне наблюдаемая двигательная активность живых существ, включающая моменты неподвижности, исполнительное звено высшего уровня взаимодействия целостного организма с окружающей средой.

П. представляет собой целенаправленную систему последовательно выполняемых действий , осуществляющих практический контакт организма с окружающими условиями, опосредствующих отношения живых существ к тем свойствам среды, от которых зависит сохранение и развитие их жизни, подготавливающих удовлетворение потребностей организма, обеспечивающих достижение определенных целей.

Источником П. являются потребности живого существа. П. осуществляется как единство психических - побудительных, регулирующих, отражательных звеньев (отражающих те условия, в которых находятся предметы потребностей и влечений существа) и исполнительных, внешних действий, приближающих или удаляющих организм от определенных объектов, а также преобразующих их.

Изменение П. в ходе филогенеза обусловливается усложнением условий существования живых существ, их переходом из гомогенной в предметную, а затем социальную среду. Общие закономерности П. - это закономерности аналитико-синтетической рефлекторной деятельности живых существ, опирающиеся на физиологические закономерности работы мозга , но не сводящиеся к ним.

П. человека всегда общественно обусловлено и обретает характеристики сознательной, коллективной, целеполагающей, произвольной и созидательной деятельности .

На уровне общественно-детерминированной деятельности человека термин «П.» обозначает также действия человека по отношению к обществу, др. людям и предметному миру, рассматриваемые со стороны их регуляции общественными нормами нравственности и права. В этом смысле говорится, напр., о высоконравственном, преступном и легкомысленном П. Единицами П. являются поступки , в которых формируются и в то же время выражаются позиция личности, ее моральные убеждения. (В. П. Зинченко.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Поведение

   ПОВЕДЕНИЕ (с. 453) - совокупность реальных действий, внешних проявлений жизнедеятельности живых существ, в том числе человека. В обыденной речи традиционно принята более узкая трактовка поведения как соблюдения человеком общепринятых правил взаимоотношений и выполнения определенных форм действий (учебных, профессиональных и т.п.). Соответственно поведение определяется в оценочных критериях как примерное, удовлетворительное, неудовлетворительное. Такая трактовка, однако, не исчерпывает всего многообразия форм поведения и не позволяет рассмотреть это явление всесторонне.

Поведение любого живого существа представляет собой непрерывный процесс приспособления к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Для всех животных среда выступает как совокупность биологических факторов. Поведение животных по своей сути является реактивным, то есть представляет собой комплекс реакций на стимулы среды. Именно в этом аспекте поведение рассматривается в рамках бихевиоризма. Сторонники этого направления (Дж.Уотсон, Б.Ф.Скиннер и др.) распространили представления, основанные на изучении поведения животных, и на деятельность человека. Этот подход вызвал резкую критику со стороны многих ученых, доказывавших несостоятельность биологизации поведения человека. Действительно, многие поступки человека бывают продиктованы необходимостью отреагировать на требования внешней среды. Но человеческое поведение этим не исчерпывается. Простейшие действия обусловлены нешними побуждениями, то есть поведение человека в своих отдельных проявлениях может быть реактивным. Но многие более сложные действия определяются внутренними побуждениями человека, и таким образом его поведение выступает как подлинная активность. Основным содержанием поведения животных является приспособление к среде. Человек оказывается способен вышти за рамки реактивного приспособления. Высшие проявления его поведения носят характер деятельности. С научно-методологической точки зрения деятельность - категория специфически человеческая. Ее своеобразие состоит в том, что она бывает направлена как на приспособление к внешним условиям, так и (на более высоком уровне) на приспособление условий среды к потребностям самого человека. Тем самым достигается подлинно активный, а не реактивный характер человеческого поведения.

На ранних этапах развития поведение ребенка всецело продиктовано стимулами среды. (Именно поэтому педагогические рекомендации бихевиористов оказываются весьма эффективными для детей младшего возраста; впоследствии их роль снижается.) Поведение ребенка первых лет жизни психологи определяют как полевое, то есть обусловленное внешним полем - той материальной обстановкой, которая последовательно предстает перед ребенком. Если психическое развитие нарушено, как это бывает при различных психических заболеваниях и аномалиях (например, шизофрении, аутизме и др.), поведение и впоследствии дол го"остается полевым, непроизвольным. Например, разместив соответствующим образом игрушки в комнате, можно точно предсказать последовательность действий ребенка, страдающего аутизмом, когда он войдет в эту комнату. Нормальное психическое развитие предусматривает постепенное формирование произвольной регуляции поведения, когда все большую роль приобретают собственные побуждения ребенка (поведение становится «поленезависимым»). Поведение постепенно утрачивает спонтанный, импульсивный характер и все в большей степени опосредуется сознательно поставленными целями.

Поведение человека выступает внешним выражением его внутреннего мира, всей системы его жизненных установок, ценностей, идеалов. Причем знание человеком определенных норм и правил недостаточно для регуляции его поведения, если они не усвоены им осознанно и не приняты как собственные убеждения. Лишь воплотившись в реальное поведение, внутренние установки обретают свойство убеждений.

В поведении каждого человека находят отражение его индивидуально-психологические особенности: степень эмоциональной устойчивости, черты характера, склонности и др. Отдельные индивидуальные черты могут накладывать на поведение негативный отпечаток. Например, эмоциональная неуравновешенность в сочетании с усвоенной склонностью к насильственным действиям может проявиться в агрессивном поведении.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Поведение

Общий термин, описываюший любую реакцию организма, которую можно измерить. Споры о том, что можно, а что нельзя считать поведенисм, продолжаются с момента возникновения бихевиоризма, где акцент делается лишь на явных и наблюдаемых реакциях. С годами значение термина расширилось, и теперь он используется для обозначения целого ряда реакций, которые не поддаются непосредственному наблюдеиию. К примеру, работу чсловеческой памяти или механизм решения проблем можно считать разновидностью поведения, хотя исследователь выводит свои заключения на основе конечного результата, а не наблюдения за процессом.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "поведение" в других словарях:

    ПОВЕДЕНИЕ - способность животных изменять свои действия, реагировать на воздействие внутр. и внеш. факторов. П. включает процессы, при помощи к рых животное ощущает внеш. мир и состояние своего тела и реагирует на них. П. рассматривают в разл.… … Биологический энциклопедический словарь

    ПОВЕДЕНИЕ - процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой. П. возникает на высоком уровне организации материи, когда её живые структурные образования приобретают способность воспринимать, хранить и преобразовывать информацию, используя её… … Философская энциклопедия

    ПОВЕДЕНИЕ - до конца 19 начала20 вв. понималось почти исключительно как общеупотребительный термин.в области практической педагогики, включавший в себя общественную оценку («хорошее», «плохое» П.) нравственного уровня учащегося в… … Большая медицинская энциклопедия

    ПОВЕДЕНИЕ - ПОВЕДЕНИЕ, поведения, мн. нет, ср. Совокупность поступков и действий, образ жизни. Безупречное поведение. Линия поведения. || Образ действий. «Мое поведение, я знаю, непростительно грубо.» А.Тургенев. || Соблюдение установленных правил… … Толковый словарь Ушакова

    поведение - См … Словарь синонимов

Исследование мотивов тех или иных человеческих поступков, часто иррациональных, т.е. необъяснимых с точки зрения элементарной логики, пока еще проводится в основном традиционными методами. Классическое изучение побудительных причин и пристрастий основано на анализе причинно-следственных связей и стремления к активному изменению мира, свойственных логико-вербальному (знаково-символическому) мышлению. Возможностям образного мышления уделяется гораздо меньше внимания, а напрасно. Анализ закономерностей образного мышления позволяет выявить скрытый смысл установок в совершаемых поступках, таких, например, как выбор покупок.

Многие специалисты продолжают придерживаться распространенной теории психологического состояния, согласно которой люди часто не знают, чего хотят. Они не могут внятно изложить причины, вызвавшие то или иное состояние или просто обрисовать его характерные особенности. Однако поведение людей, часто кажущееся неразумным, в действительности может быть по-своему целесообразным, если рассматривать его с точки зрения тайных побуждений или неосознаваемых помыслов.

Нередко в основе поведения человека лежат имитационные механизмы, изначально отобранные эволюцией для повышения выживаемости популяции, и иррациональные поступки, совершаемые как бы по наитию, а на самом деле как следствие эффекта подражания. В стандартных ситуациях человек чаще всего ведет себя так же, как и все окружающие. У древних людей это было гарантией безопасности, поскольку какие-либо отклонения в поведении могли привести к непредвиденным последствиям.

Получается, что далеко не всегда истинным мотивом какого-либо действия становятся рациональные факторы: помимо логики, поведение людей определяют таящиеся в глубинах мозга инстинкты и эмоции.

Попробуем понять, что же лежит в основе поведения человека, и, хотя бы в самом общем виде, попытаемся разобраться с механизмами его формирования. Термином «поведение» принято обозначать опосредованную высшей нервной деятельностью форму адаптации организма к окружающей среде, независимо от того, что имеется в виду – приспособление ли к какому-то вредному воздействию или к социальной проблеме.

Известно, что всякое поведение строится на основе некоей потребности. К категории быстрореализуемых относятся биологические потребности: если я голоден, то нахожу пищу и ем, и т.д. Это простая линейная логика удовлетворения потребности: возникла потребность – удовлетворил ее. Следующая по рангу категория – это социальные потребности, на удовлетворение которых уходит гораздо больше времени и сил, в особенности если речь идет о профессиональных достижениях.

Указанные категории потребностей относятся к так называемой бихевиоральной логике реагирования на стимулы. Она определяет, как используются выработанные ранее стереотипы поведения, воспроизводятся клише. Человеку проще делать так, как он уже делал, воспроизводить старый опыт. Сюда можно отнести и запрограммированную в ходе исторического развития человека приверженность к общественным нормам поведения. В подавляющем большинстве случаев человек ведет себя так, как ожидает общество, поскольку явное несоблюдение общепринятых нормативов чревато санкциями, позором и в итоге самым отрицательным образом сказывается на его ранге в социальной иерархии.

Потребности третьего уровня связаны с самоопределением. Это подразумевает возможность изменения уже сложившегося образа жизни, пересмотр выработанных в ходе индивидуального развития взглядов и стереотипов, вплоть до перехода в иное психологическое пространство с альтернативной логикой и другими правилами игры. Достижение подобного экзистенциального порога требует немалой личностной работы, но зато на этом уровне человек освобождается от давления каких бы то ни было внешних и внутренних факторов.

Нет сомнения в том, что нашим поведением управляет не одна, а целая совокупность потребностей в разных сочетаниях, но при этом переключение с одной на другую – что, по сути, и определяет действия конкретного человека – чаще всего проходит мимо сознания. Более правильной считается предпосылка, согласно которой поведение направляется ожиданием, оценкой предполагаемых результатов своих действий и их более отдаленных последствий, т.е. определенными мотивами.

В данном контексте этот термин означает потребность, побуждение, влечение, склонность, стремление. При всех различиях в смысловых оттенках эти мотивации направлены либо на достижение субъектом результата, либо на стремление этого результата избежать любыми средствами. Желаемое состояние оказывается гораздо предпочтительнее существующего. Исходя из этого, можно предположить, что поведение человека определяется не любыми или всеми возможными мотивами, а лишь теми из них, которые при данных условиях теснее других связаны с перспективой достижения желаемой цели. Такой мотив активируется и становится основным. Правда, до тех пор, пока ситуация это позволяет, т.к. при ее изменении более насущным (доминирующим) может стать любой другой подходящий мотив. При этом практически любое действие может прерваться еще до достижения желаемого состояния. В этом смысле трудно переоценить координирующую роль побуждения к действию определенным мотивом.

Нередко мотивация рассматривается как критерий выбора одного из возможных вариантов или как процесс, поддерживающий определенную деятельность, направленную на достижение цели мотива. Сама же деятельность складывается из отдельных функциональных компонентов: восприятия, мышления, научения, воспроизведения знаний, речи или моторной активности. Эти компоненты обладают собственным, накопленным в ходе жизни запасом возможностей – умений, навыков, знаний, а вот каким образом и в каком направлении они будут использованы, полностью зависит от мотивации.

Целенаправленность поведения особенно бросается в глаза, когда один и тот же человек пытается достичь одной и той же цели совершенно различными способами. Если попытка достичь цели наталкивается на преграду, избирается другой, иногда обходной, путь. Фактически любое действие может оказаться мотивированным в смысле его целенаправленности, даже не сопровождаясь сознательным намерением индивида.

Следовательно, мотивация – это понятие, используемое, прежде всего, для объяснения последовательности поведенческих актов, направленных на достижение конкретной цели. А добраться до нее можно разными путями, в зависимости от особенностей ситуации, но всегда по схеме «если..., то...», в которой тот или иной мотив находится между исходными обстоятельствами ситуации и последующими наблюдаемыми особенностями поведения.

Однако если существуют потребности, мотивы и установки, то должны быть и определенные биологические структуры, в которых происходит формирование той или иной надобности. Действительно, существуют различные участки, локализованные как в эволюционно-древних областях мозга, так и в структурах новой коры, ответственных за проявления высших разумных актов. Эта зона, в отличие от «архаических» участков мозга, обеспечивает нахождение оптимального решения не методом проб и ошибок или подстановкой готового варианта (врожденного или приобретенного в процессе обучения), а благодаря способности к обобщению, абстрагированию и предвосхищению нового, т.е. за счет анализа условий поставленной задачи и выявления лежащей в ее основе закономерности.

О том, насколько это важно, свидетельствует тот факт, что за выбор наиболее вероятного, но малопривлекательного варианта (сценарий «синицы в руках») отвечают филогенетически более древние области мозга. В выработке же тактики поведения, направленной на достижение редкого или труднодоступного, но очень заманчивого предложения (сценарий «журавля в небе»), задействованы более поздние структуры новой коры. Если при этом учесть, что тип высшей нервной деятельности на 70% определяется генетическими факторами, но почти на треть зависит от среды – социальных факторов обучения, – то «дрессирующая» коррекция эмоционального поведения человека приобретает особую значимость.

Помимо мотивации важную роль в определении поведения играют особенности восприятия , поскольку без формирования и распознавания образов ни одна потребность не сможет быть реализована. Восприятие – это активный процесс отыскания порядка, сортировки, истолкования и осмысления поступающих сигналов. Но поскольку пропускная способность, например зрительных анализаторов, относительно невелика, то для адекватного выстраивания сенсорного образа, человеческое сознание воспользовалось принципом схематизации . Такой весьма эффективный способ оптимизации обработки информации позволяет выделить из многочисленных мимолетных впечатлений наиболее значимые элементы, пренебрегая менее важными. Подобное выявление закономерностей заключается в умении обнаружить упорядоченность в сложных структурированных стимулах и в последующей способности их классификации по категориям с определенными групповыми признаками.

Это, правда, условная упорядоченность, т.к. наша система распознавания настроена не на жесткое соответствие входящего сигнала уже известному, сложившемуся ранее образу, а ориентируется или на его общие признаки, или на самые характерные черты, присущие всей группе, к которой относится конкретный объект. Тем самым в условиях ограниченной информации достигается баланс между затратами энергии и получением удовлетворительного результата в короткие сроки. Конечно, не обходится без сбоев, когда нам что-то вдруг «померещилось» или мы «обознались», приняв в темноте или от усталости один предмет за другой. То же бывает, когда нами манипулируют, пытаясь с помощью псевдосходства с каким-либо значимым для нас индивидуальным эталоном, выдать желаемое за действительное. Но в целом используемая нашим сознанием модель обобщенного сопоставления образа конкретной среде по отдельным сигналам достаточно эффективна.

Фактически, имея дело с меньшим количеством информации, мозг вынужден обобщать сходные формы и затирать изъяны или искажения воспринимаемых объектов. Поскольку предсказуемая устойчивость и стабильность, в отличие от хаоса, воспринимаются как нечто красивое, внешние стимулы с такими свойствами получают положительную эстетическую оценку. Следовательно, форма внешнего сигнала, которая облегчает восприятие, вероятнее всего окажется предпочтительной и более привлекательной, а в качестве неосознанного эмоционального поощрения доставит и соответствующее удовлетворение. Возможно, что таким образом наше чувственное восприятие приводит к принятию решения о выборе приглянувшегося товара.

Если некий зрительный стимул не получил дальнейшего подкрепления и остался нераспознанным, это не означает, что для мозга он вообще прошел мимо. Его обязательно зафиксирует подсознание, которое реагирует как на надпороговую, так и на подпороговую стимуляцию, и при повторном представлении «неопознанный» ранее объект может быть узнан. В этом существенную роль играет дологическое , или интуитивное, мышление . Тот факт, что мы не воспринимаем осознанно слабые стимулы, не означает, что они не влияют на наше эмоциональное состояние. Многие звуки, картинки, движения и жесты, на которые мы как будто не обращаем внимания, на самом деле неосознанно анализируются «первичным» мышлением.

По своим когнитивно-информационным характеристикам это свойство сознания, которое у наших далеких предков было, видимо, главным способом восприятия мира, является преимущественно образным и потому относится к правополушарным функциям мозга. Благодаря интуиции мы нередко получаем верные, но совершенно «необъяснимые» ответы, еще не обоснованные формально, – в виде так называемого озарения, когда вдруг неожиданно появляется решение проблемы. Да и вообще, зачастую понимание происходящего приходит не из размышлений или логических построений, а из мимолетного наблюдения. Не случайно при повреждениях отдельных областей правого полушария мозга пациент оказывается не в состоянии узнавать лица других людей, иногда даже близких родственников. При данном расстройстве, называемом просопагнозией, само визуальное восприятие сохраняется, а теряется лишь способность идентифицировать объекты.

Впрочем, точно так же важна и рефлексия , необходимая для логических выводов. Это прерогатива левого полушария мозга. Особенно важно, что благодаря ему человек из накопленной совокупности знаний может вывести новые гипотезы, предположения или сделать иные умозаключения относительно старых истин. В реальной жизни оба полушария решают одну и ту же задачу, но разными способами, и наш мозг способен эффективно функционировать только в случае совместного использования ресурсов левого и правого полушарий.

С чем же могут быть связаны разные предпочтения, если в основе восприятия лежат одни и те же физиологические процессы? Возможно, что с таким общим свойством мозга, как пластичность, или обучаемость. Известно, например, что нейронные сети мозговой коры не определяются всецело наследственностью. Чтобы они окончательно сложились, нужен определенный жизненный опыт, приобретаемый с самых ранних периодов развития. Этой цели служат специальные мозговые области, ответственные за приобретение новых знаний, куда сходятся пути от разных органов чувств. Именно в них способность нейронных структур к обучению сохраняется особенно долго.

Таким образом, помимо оптимальной для восприятия «информационной насыщенности» рассматриваемого объекта, важно и то, при каких культурных и прочих социальных обстоятельствах формировалась в полной мере способность человека воспринимать. Так, потребительско-эстетические предпочтения формируются также и тенденциями, свойственными определенной культуре. Они усваиваются в раннем детстве, а затем используются всеми носителями данной культуры для возбуждения определенных эмоций. В свою очередь, эти эмоции призваны служить укреплению внутригрупповых связей, дифференциации данной этнической группы от прочих, управлению поступками отдельных людей, утверждению общественных норм и ценностей.

Теперь необходимо разобраться, какой логикой руководствуются люди при принятии решения о совершении того или иного действия. Оказывается, для людей, да и всего живого мира в целом, характерно использование так называемой нечеткой логики . Понятие нечеткости подразумевает, что сигнал не совпадает полностью ни с одним из известных шаблонов, хранящихся в памяти, но может напоминать сразу несколько из них. При этом отклик, или реакция, данного организма на один и тот же нечеткий сигнал, всегда вполне четкие и определенные. Многие великие художники, не вырисовывая всех деталей на своих полотнах, едва заметными штрихами намечали самые интересные подробности окружающей реальности, делая ее легко узнаваемой. Слова, которыми мы постоянно используем в повседневной жизни – «может быть», «большинство», «далековато», «средне», «мало», «слегка притормози», «возьми чуть левее» и т.п., – примеры не очень конкретных входящих сигналов.

Более того, четкий сигнал практически несовместим с фактом существования жизни. Характерной чертой окружающей среды является ошеломляющее разнообразие «оттенков» одного и того же признака. Представьте себе, что условный хищник настроен не просто на жертву как таковую, а на конкретное живое существо с четко определенными признаками – размером, окраской и т.п. Почти наверняка он не успеет найти себе пропитание в течение жизни. Именно поэтому восприятие всех организмов «запрограммировано» не на детализацию уникальных признаков, а на совпадение сигнала с определенным набором шаблонов. Иными словами, нечеткая логика как совместный продукт образного мышления и интуиции направлена на выявление сути без излишних деталей. Для выполнения этой программы в нашем сознании задействованы функции обобщения и абстрагирования, благодаря чему собственно и достигается максимальная результативность при минимуме затраченных на это усилий.

Понятие нечеткого множества вполне согласуется с нашими интуитивными представлениями об окружающем мире, т.к. большая часть используемых нами суждений по своей природе нечетки и размыты. Попытки загнать понятную всем нам информацию, передаваемую выражениями типа «довольно тепло» или «холодновато», в рамки формальной логики приводит к ошибкам.

Обращение к нечеткой логике удачно дополняет систему наших рассуждений, построенных, в основном, на аргументации. Мысленные образы не только являются пусковыми механизмами для логических рассуждений, но и встраиваются в общую последовательность рассмотрения различных нюансов человеческого поведения.

Люди располагают довольно широкой шкалой нечетких вербальных определений для высказываемых ими соображений относительно привлекательности конкретного явления, которые условно можно было бы объединить таким емким понятием, как «мне кажется», включающим следующие варианты: «скорее всего или весьма (очень) вероятно», «нельзя исключить или можно предположить в принципе», «противоречивые или спорные сведения», «сомнительно, но не исключено, или маловероятно», «крайне маловероятно». Наряду с этими оценками могут существовать и два крайних (четких) варианта: «факт абсолютно не вызывает сомнений» и «без сомнения, данный вариант абсолютно исключен».

В итоге может иметь место ситуация, когда нечеткость сигнала и вероятность принятия решения моделируют разные типы неопределенности и тем самым взаимно дополняют друг друга. Иначе говоря, в зависимости от характера поступающей информации возможны переходные варианты от почти абсолютной уверенности в своем решении до максимально выраженного сомнения.

В качестве иллюстрации можно привести пример наших предпочтений в пользу того или иного запаха. Предпочтение той или иной парфюмерной продукции основано исключительно на особенностях нечеткой логики нашего сознания в плане создания определенного настроения. Это могут быть одни только полунамеки, создающие мир приятных эмоций и воспоминаний, передающие настроение без слов и наполняющие восприятие потребителя созвучными ему, всегда понятными или, наоборот, незнакомыми чувствами. Даже если речь заходит о рациональных характеристиках аромата продукта, то используется набор отвлеченных понятий и абстрактной эмоциональной экспрессии. Никакой полезной информации подобная «магия чувств» не несет, но, тем не менее, позволяет увидеть невидимое, услышать беззвучное и ощутить прикосновение неосязаемого. К таким выражениям относятся и такие лингвистические композиции, как «за пределами бесконечности», «все сказано без слов», «прикосновение стиля». Каждая парфюмерная новинка – это не просто аромат, а обязательно «мир прекрасных ощущений», «пробуждение внутренней энергии» или «дыхание вечности» и т.п.

Однажды сформировавшееся нечеткое множество ассоциаций изменяется довольно медленно. Это приводит к тому, что потребители парфюмерной продукции привязаны к достаточно ограниченному кругу любимых запахов, и редко какой модельер или дизайнер осмеливается выйти за рамки привычных вариаций запахов и на свой страх и риск продвигать незнакомые, пусть и абсолютно новые, ароматы.

Познание психологии поведения человека – сложный, многоступенчатый процесс. Но в то же время он невероятно любопытен и занимателен. Психология, вообще, удивительная наука: непрерывно развиваясь, она не перестаёт поражать неожиданными фактами о человеческом поведении. И глубже вникая в эту тему, многие готовы осознать, что не настолько мы и осведомлены о самих себе, как предполагаем. В качестве доказательства сайт предлагает 15 неопровержимых фактов данного утверждения.

Психологические особенности поведения человека: факты для любознательных

1. Испытывая усталость, люди становятся гораздо честнее.
2. Согласно исследованиям, когда современный человек вдруг теряет телефон, он настолько сильно предаётся панике, что это можно сравнить с опытом тех людей, которые пережили клиническую смерть.
3. Если кто-то чувствует неприятие к вам, это может вызвать чувство, сравнимое с ощущением боли.
4. На сегодняшний день зависимость от социальных сетей в некоторых странах вполне официально признаётся расстройством психики.
5. По утверждению психологов, люди мечтают, «витая в облаках», 30 процентов времени. Но это, на самом деле, и неплохо, поскольку установлено, что обожающие помечтать люди обычно наделены способностью лучше справляться с проблемами и, кроме того, они более изобретательны.
6. Невероятно, но слепые люди не подвержены развитию шизофрении.
7. Нашему подсознанию, на самом деле, уже известны все ответы на возникающие у нас вопросы. Необходимо лишь научиться тщательно копаться в его «хранилищах».
8. Оказывается, человеку при чтении абсолютно не важно, в каком порядке располагаются буквы в словах. Главное, чтобы оставались тем, где следует, первая и крайняя буквы слова.
9. Возможно, вы никогда не обращали на это внимание, но практически 80 процентов нашего общения занимают жалобы.
10. Человек ощущает себя гораздо счастливее, когда ему есть чем заняться. И поскольку занятость, на самом деле, настраивает на позитив, старайтесь всегда находить себе занятия!
11. Парадоксально, но мозг человека лучше настроен на творческую деятельность, когда он устал.
12. Трудно поверить, но наши мысли становятся более логичными и упорядоченными, когда мы разговариваем или размышляем на неродном нам языке.
13. Даже позитивные события, например, такие как окончание института, новая работа либо регистрация брака, способны ввергнуть нас в пучину депрессии.
14. Вопреки распространённому мнению, человек не способен делать сразу несколько дел, поскольку наш мозг может сосредотачиваться лишь на одной превалирующей функции на определённый момент времени. Это свидетельствует о том, что нам всё же не дано размышлять о двух различных вещах одновременно.
15. Наблюдения экспертов свидетельствуют, что люди с разным цветом глазом и влюбляться способны с разной быстротой. Так, голубоглазым можно разбить сердце в течение нескольких минут, кареглазые могут влюбиться сразу в двоих. А вот чтобы стрела Амура поразила сердце зеленоглазых, требуется немало времени, зачастую – года. Известно также, что люди со всеми иными цветами глаз способны полюбить лишь за час.

Мы многого ещё не знаем о себе. И человеческая психика остается одной из самых загадочных сущностей в мире. Несмотря на то, что сегодня можно даже предсказывать наше поведение, опираясь на некоторые правила, всё равно большой пласт информации о психологии поведения человека ещё остаётся за пределами познания. Учёные продолжают открывать нам самих себя.