Международное космическое право - одна из новых отраслей современного международного права , сформировавшаяся в процессе освоения государствами космического пространства и включающая нормы, которые регулируют международные правоотношения применительно к статусу космического пространства как особой, внеземной среды и к деятельности государств по исследованию и использованию этого пространства.

Исследование и использование космического пространства служит интересам не только того государства, которое осуществляет подобную деятельность, но и глобальным интересам всего человечества. Международное космическое право можно определить как совокупность международно-правовых норм, устанавливающих режим космического пространства и небесных тел и регулирующих отношения, субъектами которых выступают государства, а также международные организации в связи с исследованием и использованием космоса.

Источниками международного космического права являются международные договоры и международно-правовые обычаи. Принципы Устава ООН действуют и в космическом праве.

Главным источником этой отрасли является Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г.

Другими многосторонними договорами, закрепляющими основные положения космического права, являются: Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой от 5 августа 1963 г., Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, от 22 апреля 1968 г., Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, от 29 марта 1972 г., Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, от 14 января 1975 г., Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах от 18 декабря 1979 г. Страны, входящие в Содружество Независимых Государств, 30 декабря 1991 г. заключили Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства, а позднее создали Межгосударственный совет по космосу.

Широко применяются двусторонние соглашения о сотрудничестве в космосе. Такие документы Российская Федерация имеет с США, КНР, Мексикой, Францией, Австралией, многими другими странами, а также с Европейским космическим агентством.

До заключения Договора 1967 г. основные правила космической деятельности имели статус обычных норм. Норма, определяющая границу между воздушным и космическим пространством на уровне низших перигеев искусственных спутников Земли, до сих пор является правовым обычаем.

На формирование международного космического права большое влияние оказали резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, прежде всего Декларация правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства, 1963 г. Можно также отметить резолюцию Генеральной Ассамблеи 1982 г. "Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания", а также резолюцию 1966 г. "Декларация о международном сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства на благо и в интересах всех государств, с особым учетом потребностей развивающихся стран".

Существенное значение для реализации норм международного космического права имеет Закон РФ "О космической деятельности", принятый 20 августа 1993 г., с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 29 ноября 1996 г. Раздел VI Закона регламентирует вопросы международного сотрудничества.

Правовой режим космического пространства и небесных тел

Договор 1967 г. по космосу содержит основополагающие принципы деятельности государств в космическом пространстве и нормы, непосредственно характеризующие его правовой режим.

Государства - участники Договора осуществляют деятельность по исследованию и использованию космического пространства, в том числе Луны. других небесных тел, в соответствии с международным правом, включая Устав ООН, в интересах поддержания международного мира и безопасности развития международного сотрудничества и взаимопонимания (ст. 111). Таким образом, сферой применения международного права становятся не только территории и пространства на Земле, но и внеземное - космическое - пространство. Это обусловлено интересами всех государств, всего человечества.

Исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития, и являются достоянием всего человечества. Это означает, что достоянием всего человечества являются и результаты деятельности, связанной с исследованием и использованием космоса. В соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах устанавливается, что Луна и ее природные ресурсы являются общим наследием человечества.

Содержание понятия "общее наследие человечества" в контексте содержания международных норм позволяет сделать вывод, согласно которому космос и небесные тела не могут рассматриваться в качестве "общей вещи " или "общей собственности " человечества. Они лишь находятся в его общем пользовании. Произвольное присвоение объектов, имеющих статус общего наследия человечества, недопустимо. Такие объекты должны использоваться на справедливой и рациональной основе. Концепция общего "наследия человечества призвана обеспечить равенство всех государств в использовании этих объектов.

Применительно к Луне и другим небесным телам общим наследием человечества являются не только сами небесные тела, но и их ресурсы , как не добытые, так и добытые. Договор 1967 г. по космосу закрепил положение о том, что "космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами" (ст. II). Идентичное положение зафиксировано в ст. 11 Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах. На Луне провозглашается свобода научных исследований, проводимых с учетом равенства всеми участниками Соглашения о Луне без какой бы то ни было дискриминации. Государства имеют право собирать на Луне образцы минеральных и других веществ, вывозить их с Луны, а также распоряжаться ими, принимая во внимание желательность предоставления части таких образцов в распоряжение других участников Соглашения, что не должно рассматриваться как национальное присвоение. В связи с этим сказано: "Поверхность или недра Луны, а также участки ее поверхности или недр или природные ресурсы там, где они находятся, не могут быть собственностью какого-либо государства, международной межправительственной или неправительственной организации, национальной организации или неправительственного учреждения или любого физического лица ".

Вместе с тем государства-участники обязуются установить международный режим для урегулирования эксплуатации природных ресурсов Луны, когда станет очевидно, что такая эксплуатация возможна. Целями данного режима, в частности, будут: упорядоченное и безопасное освоение природных ресурсов Луны, рациональное их регулирование, "справедливое распределение между всеми государствами-участниками благ, получаемых от этих ресурсов, с особым учетом интересов и нужд развивающихся стран, а также усилий тех стран, которые прямо или косвенно внесли свой вклад в исследование Луны".

Вопрос о границе между воздушным и космическим пространством договорно не урегулирован. Сложилась обычно-правовая норма, согласно которой эта граница проходит на высоте минимальных перигеев орбит искусственных спутников Земли, т. е. на высоте 100-110 км над уровнем океана. Надземное пространство на уровне и выше пределов минимально низких орбит спутников не подпадает под суверенитет государств, находящихся под этим пространством и считается открытым космосом.

Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, открыто для исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации, на основе равенства, при свободном доступе во все районы небесных тел. Принцип свободы исследования и использования космического пространства и небесных тел охватывает и научные исследования. Важным элементом космического права является принцип частичной демилитаризации космического пространства и полной демилитаризации небесных тел.

Это означает, что государства - участники Договора обязуются не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать его в космическом пространстве каким-либо иным образом. Отсюда следует, что космос является частично (в отношении оружия массового уничтожения) демилитаризованным.

Исключительно в мирных целях используются Луна и другие небесные тела: запрещается создание военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров. Следовательно, на Луне и других небесных телах установлен режим полной демилитаризации. Соглашением о деятельности государств на Луне и других небесных телах от 18 декабря 1979 г. установлены дополнительные ограничения военной деятельности государств: на Луне запрещаются угроза силой или применение силы, любые другие враждебные действия или угроза их совершения; запрещается также использование Луны для совершения любых подобных действий или применения любых подобных угроз в отношении Земли, космических кораблей, их персонала или искусственных космических объектов. Допускается использование на Луне военного персонала для научных исследований или каких-либо иных мирных целей.

Ограничение военной деятельности в космосе и на небесных телах предусмотрено и в других международных актах, в частности, в Договоре о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой.

Принципом международного космического права является содействие международному сотрудничеству в мирном исследовании и использовании космического пространства. В связи с этим участники Договора 1967 г. обязуются в максимально возможной и практически осуществимой степени информировать Генерального секретаря ООН, а также общественность и международное научное сообщество о характере, ходе, местах и результатах космической деятельности.

К принципам космического права относится и недопущение вредного загрязнения космоса, а также неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки внеземного вещества. Если государство - участник Договора имеет основание полагать, что запланированные им или его гражданами деятельность или эксперимент создадут потенциально вредные помехи деятельности других участников Договора в деле мирного исследования и использования космического пространства, то оно обязано провести необходимые международные консультации. Подобные консультации могут запросить любые другие участники Договора. Государства за свою деятельность в космическом пространстве несут международную ответственность, независимо от того, осуществляется она правительственными органами или неправительственными юридическими лицами . Кроме того, государства ответственны за обеспечение того, чтобы их национальная деятельность проводилась в строгом соответствии с положениями Договора. Деятельность в космосе неправительственных юридических лиц должна осуществляться с разрешения соответствующего государства - участника Договора и под его постоянным наблюдением. В случае деятельности в космосе международной организации ответственность за выполнение Договора несут как сама организация, так и участвующие в ней государства.

Правовой режим космических объектов

Под космическими объектами понимаются искусственные тела, которые создаются человеками запускаются в космос. К таким объектам относятся их составные части и средства доставки. Разновидностью космических объектов являются космические корабли - транспортные средства, предназначенные для людей и грузов. Космические объекты запускаются в космическое пространство или на небесные тела для сбора и передачи информации. Они также служат целям производственных процессов , транспортировки грузов. Космические объекты могут принадлежать одному или нескольким государствам, неправительственному юридическому лицу, международной межправительственной организации.

Согласно Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, такая регистрация для ее участников является обязательной. Государство, запустившее космический объект на орбиту вокруг Земли или дальше в космическое пространство, регистрирует его путем записи в соответствующий регистр, который должен вестись данным государством. Оно также определяет содержание регистра и условия его ведения.

Государство, осуществляющее или организующее запуск космического объекта, информирует об учреждении такого регистра Генерального секретаря ООН, который, в свою очередь, ведет Реестр, в который заносится информация, представляемая государством регистрации. Государство, в регистр которого занесен объект, сохраняет юрисдикцию и контроль над ним и над любым экипажем этого объекта во время их нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле. Право собственности распространяется как на космические объекты, запущенные в космическое пространство, включая объекты, доставленные или сооруженные на небесном теле, так и на их составные части.

Международное космическое право содержит правила нахождения космических объектов на естественных небесных телах, в частности, на Луне. Государства могут осуществлять посадку своих космических объектов на Луну и их запуск с Луны, размещать свой персонал, космические аппараты, оборудование, установки, станции и сооружения в любом месте поверхности Луны и ее недр. Персонал и указанные космические объекты могут свободно передвигаться на поверхности Луны и в ее недрах. Такие действия не должны, однако, создавать помех для деятельности на Луне других государств.

Государства могут также создавать на Луне обитаемые и необитаемые станции, информируя Генерального секретаря ООН об их месторасположении и целях размещения. Станции должны располагаться таким образом, чтобы не мешать свободному доступу персонала, аппаратов и оборудования других государств во все районы Луны. Размещение на поверхности Луны или в ее недрах персонала, космических аппаратов, оборудования, станций, сооружений не создает права собственности на поверхность или недра Луны. Для того чтобы каждое, государство-участник могло убедиться в том, что другие государства-участники действуют в соответствии с Соглашением 1979 г. о Луне, все космические аппараты, оборудование, установки, станции и сооружения на Луне являются открытыми для контроля.

Ряд норм международного космического права регулирует вопрос о возвращении космических объектов. Договор 1967 г. о космосе устанавливает правило, согласно которому, если такие объекты или их составные части по возвращении на Землю обнаружены за пределами государства - участника Договора, занесшего их в свой регистр, то они должны быть возвращены данному государству. Более детально этот вопрос решен в Соглашении о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство. Каждое государство, которое получает сведения или обнаруживает, что космический объект или его составные части при возвращении на Землю оказались на территории, находящейся под его юрисдикцией, или в открытом море, или в любом другом месте, не находящемся под юрисдикцией какого-либо государства, обязано информировать власти, осуществившие запуск, и Генерального секретаря ООН. По просьбе властей, осуществивших запуск, государство, на территории которого обнаружен космический объект, принимает меры для спасения этого объекта и его возвращения. Власти, осуществившие запуск, обязаны принять эффективные меры для устранения возможной опасности причинения вреда и в том случае, если государство, обнаружившее космический объект на своей территории или в каком-либо другом месте, имеет основания считать этот объект опасным или вредным по своим характеристикам. Термин "власти, осуществившие запуск" относится как к ответственным за запуск государствам, так и к международным межправительственным организациям.

Государства и межправительственные организации, осуществляя запуски объектов в космос, обязаны предпринимать меры предосторожности с целью недопущения угрозы жизни, здоровью физических лиц, уничтожения или повреждения имущества государств, их физических или юридических лиц либо международных организаций. Тем не менее возможность причинения ущерба сохраняется. С целью регулирования этого вопроса принята Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами. Она устанавливает принцип абсолютной ответственности запускающего государства за выплату компенсаций за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете. Если же ущерб причинен космическому объекту либо лицам или имуществу на его борту в любом месте за пределами поверхности Земли, то запускающее государство несет ответственность только в том случае, когда ущерб причинен по его вине или по вине лиц, за которых оно отвечает.

Претензия о компенсации за такой ущерб может быть предъявлена запускающему государству тем государством, которому причинен ущерб либо нанесен ущерб его физическим или юридическим лицам. Если запуск космического объекта производится двумя (или более) государствами совместно, то за причиненный ущерб они несут солидарную ответственность. В связи с этим запускающее государство, выплатившее компенсацию за ущерб, вправе предъявить регрессное требование к остальным участникам совместного запуска.

Таким образом, ответственность за деятельность в космосе является видом международной ответственности. Ее субъектами выступают государства. Именно государство несет ответственность за космическую деятельность не только государственных учреждений, но и физических и юридических лиц, находящихся под его юрисдикцией.

Основаниями ответственности являются:

  • во-первых, космическая деятельность государства, соответствующая международному праву, но причинившая вред другому государству. Это - ответственность за правомерную деятельность, которая привела к неблагоприятным последствиям на Земле;
  • во-вторых, космическая деятельность государства, причинившая вред вследствие нарушения международного права. Если государство посягает на основы международного правопорядка в космосе, наносит вред своей деятельностью другим государствам, то оно совершает международное правонарушение .

Для предъявления претензии о компенсации за ущерб используются дипломатические средства, но если дипломатические переговоры не приводят к урегулированию претензии, то по требованию любой из заинтересованных сторон создается Комиссия по рассмотрению претензии, которая устанавливает обоснованность претензии о компенсации и в случае ее признания определяет сумму компенсации. Решение Комиссии является окончательным и обязательным, если стороны заранее об этом договорились. В ином случае Комиссия выносит определение, имеющее рекомендательный характер.

Космические экипажи

Международное космическое право рассматривает космонавтов как посланцев человечества в космос. Договор 1967 г. о космосе обязывает его участников оказывать космонавтам всемерную помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки на территории другого государства или в открытом море. Космонавтам, совершающим такую вынужденную посадку, должна быть обеспечена безопасность. Они незамедлительно возвращаются государству, в регистр которого занесен их космический корабль. Находясь в космическом пространстве, в том числе и на небесных телах, космонавты одного государства - участника Договора оказывают возможную помощь космонавтам других государств. Лицам, терпящим бедствие на Луне, предоставляется право укрытия на станциях, сооружениях, аппаратах и других установках государств - участников Соглашения о Луне и других небесных телах.

Если авария или бедствие, вынужденная или непреднамеренная посадка экипажа космического корабля привели к приземлению на территории, находящейся под юрисдикцией какого-либо государства, то оно должно принять все возможные меры для спасения экипажа и оказания ему необходимой помощи. В операциях по поискам и спасению космонавтов могут участвовать и власти, осуществившие запуск. Такие действия предпринимаются на основе сотрудничества сторон под руководством и контролем государства, осуществляющего юрисдикцию над территорией, где проводятся операции по поискам и спасению.

Правовые формы сотрудничества государств в космосе

Согласно ст. IX Договора 1967 г., при исследовании и использовании космического пространства его участники должны руководствоваться принципом сотрудничества и взаимной помощи с должным учетом соответствующих интересов друг друга. В частности, это проявляется в обязанности не допускать потенциально вредных помех деятельности других государств, на равных основаниях рассматривать их просьбы о предоставлении им возможности для наблюдения за полетом космических объектов, оказывать возможную помощь космонавтам других государств и т. д. Международными договорами, как двусторонними, так и многосторонними, регламентируются такие конкретные формы сотрудничества, как изучение космического пространства, космическая метеорология, космическая связь, космические биология и медицина. По каждому из направлений сотрудничества создаются смешанные рабочие группы.

В ряде договоров предусматриваются проведение совместных экспериментов, создание станций оптических наблюдений искусственных спутников Земли, осуществление совместных пилотируемых полетов.

Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства, подписанное государствами СНГ 30 декабря 1991 г., закрепило важные принципы сотрудничества: объединение усилий для эффективного исследования и использования космоса в интересах народного хозяйства и науки, а также обороноспособности и обеспечения коллективной безопасности государств - участников Содружества; подтверждение необходимости строгого соблюдения ранее принятых на себя СССР международных обязательств в области исследования и использования космического пространства; осуществление совместной деятельности в сфере космоса на основе межгосударственных программ, финансирование этих программ за счет долевых вкладов государств - участников Соглашения; координация усилий по решению международно-правовых проблем исследования и использования космического пространства.

Согласно Закону РФ "О космической деятельности" Россия содействует развитию международного сотрудничества, а также поддержанию мира и международной безопасности путем использования достижений космической науки и техники. Применительно к иностранным гражданам, осуществляющим космическую деятельность под юрисдикцией РФ, предусмотрено, что они пользуются правовым режимом, установленным для организаций и граждан РФ, в той мере, в какой такой режим предоставляется соответствующим государством организациям и гражданам РФ. Организации и граждане РФ, принимающие участие в осуществлении международных проектов, заключают договоры с иностранными организациями и гражданами в соответствии с законодательством РФ, если иное не предусмотрено этими договорами. Космическая деятельность, запрещенная международными договорами РФ, не допускается. /Наиболее широкое сотрудничество по вопросам космоса. осуществляется в международных организациях. ООН призвана рассматривать наиболее общие, преимущественно политические по своей значимости вопросы, связанные с исследованием и использованием космического пространства в мирных целях. Так, Генеральная Ассамблея ООН в 1986 г. сформулировала принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космоса.

Генеральная Ассамблея ООН определяет задачи по разработке правовых проблем космоса, одобряет проекты соглашений по космосу, разработанные Комитетом по использованию космического пространства в мирных целях, решает ряд других вопросов.

Существенную роль в развитии международного сотрудничества по космосу играют многие специализированные учреждения ООН. Так, Международный союз электросвязи разрабатывает регламенты, распределяющие диапазоны радиочастот для космической связи; вопросами применения искусственных спутников в метеорологии занимается Всемирная метеорологическая организация.

Имеются также международные межправительственные организации, которые созданы специально для сотрудничества по вопросам космоса. К ним, в частности, относятся Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ), Международная организация космической связи "Интерспутник", Международная организация связи через искусственные спутники Земли (ИНТЕЛСАТ).

ИНМАРСАТ призвана обеспечить космический сегмент, необходимый для улучшения морской связи и содействия тем самым улучшению связи для оповещения о бедствиях и обеспечения охраны человеческой жизни на море.

"Интерспутник" координирует усилия государств-членов по проектированию, созданию, эксплуатации и развитию системы связи через искусственные спутники Земли.

Целями ИНТЕЛСАТ являются коммерческое проектирование, сооружение, эксплуатация и техническое обслуживание глобальной системы международной спутниковой связи

Литература

  • Василевская Э. Г. Правовой статус природных ресурсов Луны и планет. М.,1978.
  • Верещетин В. С. Международное космическое право и внутригосударственное право: проблемы взаимосвязи // Сов. государство и право. 1981. № 12.
  • Верещетин В. С. Международное сотрудничество в космосе: правовые вопросы. М., 1977.
  • Каменецкая Е. П. Космос и международные организации: международно-правовые- проблемы. М., 1980.
  • Колосов Ю. М ., Сташевский С. Г. Борьба за мирный космос: Правовые вопросы. М., 1984.
  • Международное космическое право / Отв. ред. А. С. Пирадов. М., 1985.
  • Постышев В. М. Концепция общего наследия человечества применительно к Луне и ее природным ресурсам // Сов. ежегодник международного права. 1987. М., 1988.
  • Правовые проблемы полетов человека в космос // Отв. ред. В. С. Верещетин. М., 1986.
  • Рудев А. И. Международно-правовой статус космических станций. М, 1982.

Неземное пространство делится на воздушное и космическое. Такое деление предопределено различными техническими принципами передвижения летательных аппаратов. Космическая деятельность затрагивает интересы всего человечества, поэтому космическое пространство по аналогии с воздушным нельзя разделить на национальное и международное. Все космическое пространство в целом является международной территорией, не подлежит национальному присвоению и установлению суверенитета какого-либо государства, находится в общем пользовании. К космическому пространству применяется понятие общего наследия человечества.

Международное космическое право представляет собой отрасль международного права, сформировавшуюся в процессе освоения государствами космического пространства. Международное космическое право – это совокупность норм, регулирующих международные правоотношения относительно статуса космического пространства как особой внеземной среды и деятельность государств по его исследованию и использованию. Это множество международных правовых норм, устанавливающих режим космического пространства и небесных тел и регламентирующих отношения субъектов международного права в связи с использованием космоса.

Предметом международного космического права являются международные отношения в процессе космической деятельности. Объект международного космического права – деятельность его субъектов, связанная с исследованием и использованием космоса, планет Солнечной системы, Луны, иных небесных тел, космических объектов. Космическое право регулирует деятельность государств не только в космосе, но и деятельность на Земле, связанную с изучением и освоением космоса. Субъектами международного космического права выступают и традиционные, и нетрадиционные субъекты международного публичного права: государства, международные межправительственные и неправительственные организации, юридические лица.

До разработки первого универсального Договора о космосе 1967 г. основные правила космической деятельности имели статус обычно-правовых норм (например, принцип нераспространения государственного суверенитета на космическое пространство). До сих пор в международном космическом праве действует большой конгломерат именно обычных норм, сформировавшихся в практике государств (100–110 км от поверхности Океана – граница между воздушным и космическим пространством). Кроме того, многие положения космического права закреплены в двусторонних договоренностях между основными космическими державами – США и СССР. Другие государства придерживаются установленных в этих соглашениях правил на уровне международного обычая.

Особенности международных обычных норм в космическом праве – они сформировались в течение достаточно короткого времени (с начала 60-х и до середины 70-х гг. XX в.).

В сфере космического права принято большое количество универсальных международных соглашений. Основным является Договор о принципах деятельности государств по использованию и исследованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. (Договор о космосе). Этот Договор устанавливает наиболее общие международно-правовые принципы космической деятельности (участники – около 100 государств мира).

Другие универсальные соглашения по международному космическому праву: Договор о запрещении использования ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г.; Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г.; Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г.; Конвенция о регистрации объектов, запущенных в космическое пространство, 1975 г.; Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. В 2007 г. под эгидой ООН приняты Руководящие принципы Комитета по использованию космического пространства в мирных целях по предупреждению образования космического мусора.

Круг государств, на которые распространяются нормы космического права, шире "космического клуба", т.е. круга государств, которые непосредственно участвуют в освоении и использовании космического пространства. При этом общепризнанные принципы международного космического права распространяются на все государства, независимо от их участия в космической деятельности.

В регулировании международного космического права важную роль играют резолюции-рекомендации международных организаций (прежде всего, ГА ООН): Декларация правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства, 1963 г.; Принципы использования государствами некоторых спутников Земли для международного непосредственного телевещания 1982 г.; Принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космического пространства, 1986 г.; Принципы использования ядерных источников энергии на борту космических объектов 1992 г.; Декларация о международном сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства на благо и в интересах всех государств с особым учетом потребностей развивающихся стран 1996 г.

Совместную деятельность государств в космосе регламентируют в основном международные научно-технические соглашения – учредительные акты МНПО (ИНМАРСАТ, ИНТЕЛСАТ, Европейское космическое агентство, Интерпуть). Важную роль в этой сфере играют деятельность юридического и научно-технического подкомитетов ООН, Комитета ООН по использованию космического права в мирных целях и его рабочих групп.

Основные принципы международного космического нрава закреплены в Декларации правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства, 1963 г. и в Договоре о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г.:

  • – нераспространение государственного суверенитета на космическое пространство;
  • – исследование и использование космического пространства на благо всего человечества;
  • – равные права всех государств по исследованию и использованию космического пространства;
  • – запрещение национального присвоения космоса;
  • – соответствие космической деятельности общепризнанным принципам и нормам международного права;
  • – свобода космоса для научных исследований;
  • – использование луны и других небесных тел только в мирных целях;
  • – международная ответственность государств за всю национальную космическую деятельность;
  • – международная ответственность государств за ущерб, причиненный космическими объектами;
  • – сотрудничество и взаимопомощь государств при исследовании и использовании космоса;
  • – сохранение государственной юрисдикции и контроля над государственными космическими объектами;
  • – обязанность государств предотвращать загрязнение космоса.

Международно-правовые принципы и нормы, регулирующие отношения по поводу правового положения космического пространства и его использования, составляют отрасль МП- международное космическое право (МКП).

Вопросами правового обеспечения международного сотрудничества в космическом пространстве занимались и занимаются известные российские юристы, в частности профессора: В.С. Вере- щетин, Г.П. Жуков, Ю.М. Колосов, Е.А. Коровин, А.С. Пирадов, А.В. Яковенко и др.

К договорным источникам МКП, в частности, относятся:

Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 года;

  • Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 года;
  • Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 года;
  • Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 года;
  • Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1975 года;
  • Конвенция о запрещении военного или иного враждебного использования средств воздействия на окружающую среду 1977 года;
  • Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 года (Россия не участвует);
  • Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства (действует в СНГ с 1991 года);
  • Соглашение между Россией, США, Канадой и европейскими странами - членами ЕКА о создании и использовании Международной космической станции (МКС) 1998 года.

Многие вопросы сотрудничества государств в космосе решаются двусторонними соглашениями. Россия, например, заключила договор с Казахстаном об аренде космодрома Байконур, который после распада СССР остался на территории Казахстана.

Большое значение для становления правопорядка в данной сфере отношений играют резолюции ГА ООН:

  • Декларация правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства 1963 года;
  • Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания 1982 года;
  • Принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космоса 1986 года;
  • Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве 1992 года;
  • Декларация о международном сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства на благо и в интересах всех государств, с особым учетом потребностей развивающихся стран, 1996 года.

Институциональной основой сотрудничества государств в космосе являются:

  • Комитет ООН по использованию космического пространства в мирных целях (с Правовым подкомитетом);
  • Международный союз электросвязи (МСЭ);
  • Международная организация связи через искусственные спутники Земли (ИНТЕЛСАТ) со штаб-квартирой в Вашингтоне;
  • Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ) со штаб-квартирой в Лондоне;
  • Международная организация космической связи (Интерспутник) со штаб-квартирой в Москве;
  • Европейское космическое агентство (ЕКА) со штаб-квартирой в Париже, - и др.

Среди неправительственных организаций наиболее известен учрежденный в 1958 году академиями наук разных стран Комитет по исследованию космического пространства - КОСПАР.

  • космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, является открытым для всех и не подлежит национальному присвоению;
  • небесные тела и их природные ресурсы являются общим наследием человечества;
  • космонавты являются «посланцами человечества», но находятся под юрисдикцией государства регистрации космического корабля, независимо от их гражданства;
  • космонавты несут уголовную ответственность за некоторые неправомерные действия на орбите перед государством своего гражданства;
  • государства сохраняют право собственности на космические объекты. Другие государства обязаны возвращать эти объекты и их части за счет государства регистрации;
  • при запуске и спуске космических объектов любое государство обладает правом их мирного пролета в воздушном пространстве другого государства;
  • вся деятельность в космосе должна носить мирный характер;
  • Луна и другие небесные тела должны использоваться исключительно в мирных целях;
  • запрещается вывод на орбиту объектов с ядерным и любым оружием массового уничтожения;
  • государства, исследующие космос и другие небесные тела, обязаны делиться результатами с другими странами. Результаты таких исследований должны быть достоянием всего человечества;
  • государства должны избегать вредного воздействия на космическую среду и из космоса - в отношении земной среды;
  • государства обязаны оказывать космонавтам помощь в случае аварии;
  • ответственность за деятельность физических и юридических лиц в космосе несут соответствующие государства. Если такая деятельность осуществляется международной организацией, то вместе с ней солидарную ответственность несут и государства-участники;
  • государство несет абсолютную ответственность за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете. За ущерб, нанесенный находящемуся в космосе объекту другого государства, ответственность наступает лишь при наличии вины;
  • дистанционное зондирование Земли из космоса не должно наносить ущерба правам и интересам государства - объекта зондирования. Полученные данные должны передаваться Генеральному секретарю ООН.

Примером взаимодействия государств в связи с ответственностью за деятельность в космосе может служить советско-канадский инцидент 1978 года. Советский спутник «Космос-954» с ядер- ным реактором потерпел аварию, упал на территорию Канады, в результате чего произошло радиоактивное заражение северных районов Канады. Данный случай не подпадал под Конвенцию о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 года, а именно под определение ущерба в ней. СССР в духе доброй воли компенсировал Канаде половину затрат по поиску и удалению радиоактивных элементов.

На пути развития сотрудничества государств в космосе существует много проблем и нерешенных вопросов. По мере того, как они решаются, эволюционирует и МКП. Не решена проблема разграничения воздушного и космического пространства. Воздушное пространство над национальной территорией находится под суверенитетом государств, а космическое - нет. Допускается существование международно-правового обычая, в соответствии с которым условный нижний предел космического пространства - 100-110 км над уровнем моря.

Серьезной проблемой становится загрязнение околоземного пространства остатками отслуживших объектов - «космическим мусором».

Со стороны экваториальных государств осуществлялась попытка присвоить находящиеся над ними участки геостационарной орбиты. Уникальность этой орбиты, отстоящей от Земли на

36 тыс. км, состоит в том, что спутники на ней остаются неподвижными относительно определенной точки на поверхности Земли. Геостационарная орбита - это ограниченный ресурс. Использование ее регулируется Международным союзом электросвязи (МСЭ). Притязания отдельных государств на геостационарную орбиту были отклонены, не получив юридического закрепления.

На доктринальном уровне обсуждается проблема правового статуса интернациональных экипажей в космосе.

СССР неоднократно предлагал проекты договоров о запрещении размещения в космосе оружия любого рода и др. Все подобного рода инициативы и предложения игнорируются Соединенными Штатами. Более того, США все активнее задействуют космос в свои военные приготовления и политику.

Назрела необходимость в создании Всемирной космической организации. Соответствующее предложение вносилось Советским Союзом в ООН в 1988 году.

  • 9. Понятие, виды и форма международных договоров. Порядок и стадии их заключения
  • 10. Порядок вступления в силу, действия и прекращения действия международных договоров.
  • 11. Оговорки к международным договорам. Депозитарий.
  • 12. Основания недействительности международных договоров.
  • 13. Способы выражения государством согласия на обязательность для него международного договора.
  • 14. Толкование международных договоров.
  • 15. ООН: история создания, цели, принципы и организационная структура.
  • 16. Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности ООН: функции, состав, порядок работы.
  • 17. Международный суд ООН: организация, компетенция, юрисдикция.
  • 18. Европейские сообщества: основные этапы развития, организационная структура.
  • 20.Права человека в международном праве: основные документы и их характеристика.
  • 21.Европейский суд по правам человека: история создания, структура, порядок формирования.
  • 22. Европейский суд по правам человека: условия обращения, принятие решения.
  • 23. Международные финансово-экономические организации: цели, принципы, система органов, порядок принятия решений (на примере одной организации).
  • 24. Система ГАТТ-ВТО: основные этапы развития, цели и принципы
  • 25. Международно-правовые вопросы гражданства: понятие, порядок приобретения и утрата гражданства.
  • 27. Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера.
  • 28. Международно-правовая ответственность индивидов.
  • 29. Международно-правовые основания выдачи.
  • 30. Международный уголовный суд.
  • 31. Дипломатические представительства: функции, состав.
  • 32. Порядок назначения и отозвания дипломатических агентов.
  • 33. Привилегии и иммунитеты дипломатического представительства и сотрудников.
  • 34. Консульские учреждения: функции, виды. Порядок назначения глав консульских учреждений.
  • 35. Консульские привилегии и иммунитеты.
  • 36. Виды правового режима территории. Юридическая природа государственной территории, ее состав.
  • 37. Государственные границы: виды, порядок установления.
  • 39. Правовой режим Арктики; о.Шпицберген.
  • 40. Правовой режим Антарктики.
  • 41. Внутренние морские воды и территориальное море: понятие, правовой режим.
  • 42.Прилегающие зоны и открытое море: понятие, правовой режим.
  • 43. Исключительная экономическая зона и континентальный шельф: понятие, режим.
  • 44. Международно-правовой режим «Района».
  • 45. Международные каналы и проливы.
  • 47. Правовое регулирование международных воздушных сообщений.
  • 48. Международно-правовое регулирование космоса.
  • 49. Международно-правовое регулирование охраны окружающей среды.
  • странами, минуя территорию государства флага воздушного судна; ж) перевозки между аэропортами одного и того же иностранного государства. Применение любого из перечисленных прав определяется двусторонними соглашениями: заинтересованных государств Токийская конвенция 1963 год по преступлениям на воздушном судне, на борту на весь полет юрисдикция государства его регистрации.

    Полет считается с момента заведения двигателей с целью взлета до момента окончания посадки – окончание посадочного пробега судна.

    Исключение:

    1. преступление направленное против граждан, над территорий которого судно пролетает.

    2. гражданином государства делается нарушение

    3. судно само нарушило правила полета.

    48. Международно-правовое регулирование космоса.

    Международная Федерация Аэронавтики (МФА) в качестве рабочей границы между атмосферой и космосом установила высоту в 100 км.

    Космическое право - совокупность норм международного права, регулирующих отношения между различными государствами, а также государств с международными межправительственными организациями в связи с осуществлением космической деятельности и устанавливающих международно-правовой режим космического пространства, Луны и др. небесных тел. К. п. как отрасль современного международного права начало складываться в 60-х гг. 20 в. в связи с осуществлением государствами космической деятельности, начало которой было положено запуском в СССР 4 октября 1957 первого в истории человечества искусственного спутника Земли. Основополагающие принципы международного К. п. содержатся в Договоре о космосе 1967: свобода исследования и использования космического пространства и небесных тел; частичная демилитаризация космического пространства (запрещение размещать любые объекты с ядерным оружием или любыми др. видами оружия массового уничтожения) и полная демилитаризация небесных тел; запрещение национального присвоения космического пространства и небесных тел; распространение на деятельность по исследованию и использованию космического пространства и небесных тел основных принципов международного права, включая Устав ООН; сохранение суверенных прав государств на запускаемые ими космические объекты; международная ответственность государств за национальную деятельность в космосе, в том числе и за ущерб, причинѐнный космическими объектами; предотвращение потенциально вредных последствий экспериментов в космическом пространстве и на небесных телах; оказание помощи экипажам космических кораблей в случае аварии, бедствия, вынужденной или непреднамеренной посадки; содействие международному сотрудничеству в мирном исследовании и использовании космического пространства и небесных тел.

    Значительный вклад в формирование и развитие К. п. внѐс СССР; по его инициативе был заключѐн в 1967 Договор о космосе, а в 1968 - Соглашение о спасании космонавтов. В 1971 Советский Союз выступил с предложением разработать международный договор о Луне, а в 1972

    С предложением заключить Конвенцию о принципах использования государствами искусственных спутников Земли для непосредственного телевизионного вещания. В ООН были представлены соответствующие проекты соглашений. Советский Союз добивается запрещения использования космического пространства в военных целях, рассматривая такое запрещение как лучший способ обеспечения использования космического пространства исключительно в мирных целях. Советское правительство ещѐ в 1958 выступило с предложением о запрещении использования космического пространства в военных целях и о международном сотрудничестве в области изучения космического пространства (это предложение вошло в качестве составной части в советский проект договора о всеобщем и полном разоружении).

    К. п. развивается в 2 главных направлениях. С одной стороны, это процесс конкретизации и развития принципов договора 1967 (Соглашение 1968 о спасании и Конвенция 1972 о международной ответственности за ущерб - первые шаги в этом направлении). Совершенствование техники космических полѐтов выдвигает вопрос о целесообразности и возможности установления высотного предела распространения государственного суверенитета в надземном пространстве (т. е. определение понятия космического пространства), заслуживает внимания проблема разработки мер правового характера для предотвращения засорения и заражения космоса. Другое направление развития К. п. непосредственно связано с использованием искусственных спутников Земли и орбитальных станций для связи, телевещания, метеорологии, навигации и изучения природных ресурсов Земли. Важное значение приобретает международноправовое регулирование в области космической метеорологии в целях взаимного обмена метеоданными и координации метеорологической деятельности различных стран.

    К космическим проблемам, в том числе и к их международно-правовому аспекту, значительный интерес проявляют специализированные и др. учреждения ООН. Изучением проблем К. п. занимается целый ряд неправительственных международных организаций: Межпарламентский Союз, Международный институт космического права, Ассоциация международного права, Институт международного права и др. Во многих государствах созданы научно-исследовательские центры по изучению проблем К. п. (в СССР эти проблемы изучаются в различных научноисследовательских учреждениях, созданы также Комиссия по правовым вопросам межпланетного пространства АН СССР и Комитет космического права Советской ассоциации международного права).

    49. Международно-правовое регулирование охраны окружающей среды.

    Международно-правовая охрана окружающей среды - совокупность принципов и норм международного права, составляющих специфическую отрасль этой системы права и регулирующих действия его субъектов (в первую очередь государств) по предотвращению, ограничению и устранению ущерба окружающей среде из различных источников, а также по рациональному, экологически обоснованному использованию природных ресурсов. Понятие «окружающая среда» охватывает широкий круг элементов, связанных с условиями

    существования человека. Они распределяются по трем группам объектов: объекты естественной (живой) среды (флора, фауна); объекты неживой среды (морские и пресноводные бассейны - гидросфера), воздушный бассейн (атмосфера), почва (литосфера), околоземное космическое пространство; объекты «искусственной» среды, созданной человеком в процессе его взаимодействия с природой. В совокупности все это составляет систему окружающей среды, которая в зависимости от территориальной сферы может быть подразделена на глобальную, региональную и национальную. Таким образом, защита (охрана) окружающей среды не адекватна защите (охране) природы. Возникнув в начале 50-х годов как охрана природы и ее ресурсов от истощения и преследуя не столько охранные, сколько экономические цели, в 70-е годы эта задача под воздействием объективных факторов трансформировалась в защиту окружающей человека среды, более точно отражающую сложившуюся комплексную глобальную проблему.

    Киотский протокол - международный документ, принятый в Киото (Япония) в декабре 1997 года в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК). Он обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов в 2008-2012 годах по сравнению с 1990 годом. Период подписания протокола открылся 16 марта 1998 года и завершился 15 марта 1999 года.

    По состоянию на 26 марта 2009 Протокол был ратифицирован 181 страной мира (на эти страны совокупно приходится более чем 61 % общемировых выбросов). Заметным исключением из этого

    списка являются США. Первый период осуществления протокола начался 1 января 2008 году и продлится пять лет до 31 декабря 2012 года, после чего, как ожидается, на смену ему придѐт новое соглашение. Предполагалось, что такое соглашение будет достигнуто в декабре 2009 года на конференции ООН в Копенгагене.

    Количественные обязательства

    Киотский протокол стал первым глобальным соглашением об охране окружающей среды, основанным на рыночном механизме регулирования - механизме международной торговли квотами на выбросы парниковых газов.

    Цель ограничений - снизить в этот период совокупный средний уровень выбросов 6 типов газов (CO2, CH4, гидрофторуглеводороды, перфторуглеводороды, N2O, SF6) на 5,2 % по сравнению с уровнем 1990 года.

    Механизмы гибкости

    Протокол также предусматривает так называемые механизмы гибкости:

    торговлю квотами, при которой государства или отдельные хозяйствующие субъекты на его территории могут продавать или покупать квоты на выбросы парниковых газов на национальном, региональном или международном рынках; проекты совместного осуществления - проекты по сокращению выбросов парниковых газов,

    выполняемые на территории одной из стран Приложения I РКИК полностью или частично за счѐт инвестиций другой страны Приложения I РКИК;

    механизмы чистого развития - проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые на территории одной из стран РКИК (обычно развивающейся), не входящей в Приложение I, полностью или частично за счѐт инвестиций страны Приложения I РКИК. Механизмы гибкости были разработаны на 7-й Конференции сторон РКИК (COP-7), состоявшейся в конце 2001 года в Марракеше (Марокко), и утверждены на первой Встрече сторон Киотского протокола (MOP-1) в конце 2005 года.

    50. Понятие, источники и предмет регулирования международного гуманитарного права (МГП). Международное ядерное право: понятие и основные источники.

    Международное гуманитарное право - совокупность международно-правовых норм и принципов, регулирующих применение войны в качестве инструмента разрешения споров, отношения воюющих сторон между собой и с нейтральными государствами, защиту жертв войны, а также ограничивающих методы и средства ведения войны.

    Международное право вооружѐнных конфликтов кодифицировано в Гаагских Конвенциях, Женевских Конвенциях «О защите жертв войны» 1949 г. и Дополнительных Протоколах к ним 1977 г., резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН и других документах.

    Ограничения, установленные международным гуманитарным правом, распространяются и на вооружѐнные конфликты немеждународного (внутреннего) характера.

    Основными источниками международного гуманитарного права являются четыре Женевские конвенции о защите жертв вооруженных конфликтов от 12 августа 1949 г. и два Дополнительных протокола к ним от 8 июня 1977 г. Эти договоры имеют универсальный характер. Так, участниками четырех Женевских конвенций на сегодняшний день являются 188 государств, Дополнительного протокола I - 152 государства, Дополнительного протокола II - 144 государства. Международное гуманитарное право включает также целый ряд других международных соглашений, направленных прежде всего на ограничение средств и методов ведения войны. Следует подчеркнуть, что сегодня многие нормы международного гуманитарного права рассматриваются в качестве обычных норм, имеющих обязательную силу для

    всех без исключения государств, включая государства, не являющиеся участниками соответствующих международных договоров.

    В основе международного гуманитарного права лежит обязанность защиты жизни гражданского населения, а также здоровья и неприкосновенности мирных жителей и других категорий некомбатантов, включая раненых или пленных, а также сложивших оружие. В частности, запрещается нападение на этих лиц или умышленное причинение им физического вреда. Другими словами, международное гуманитарное право призвано обеспечить равновесие между военной необходимостью и гуманностью. Исходя из этого принципа, международное гуманитарное право налагает запрет на некоторые действия, например на бесполезные в военном отношении действия, совершаемые с особой жестокостью.

    Международное ядерное право - это отрасль международного публичного права, которая еще находится в стадии становления и представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в связи с использованием ими атомной энергии В 1956 г. в целях эффективного многостороннего сотрудничества была создана универсальная

    международная атомная организация - Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), а также региональные организации - Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом), Европейский центр ядерных исследований (ЦЕРН), Агентство по запрещению ядерного оружия в Латинской Америке (ОПАНАЛ) и др.

    Многосторонние соглашения в ядерной области позволили обеспечить более высокий уровень международного сотрудничества. К таким соглашениям необходимо отнести Конвенцию МОТ № 115 о защите трудящихся от ионизирующей радиации 1960 г., Парижскую конвенцию об ответственности перед третьей стороной в области ядерной энергии 1960 г., Венскую конвенцию о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 г., Конвенцию о физической защите ядерного материала 1980 г., Конвенцию об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 г., Конвенцию о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации 1986 г.. Международную конвенцию о ядерной безопасности 1994 г. и др.

    Одним из направлений развития международного атомного права является заключение договоров между государствами и международными организациями. Важную роль в этой группе международных соглашений играют двусторонние и трехсторонние договоры о гарантиях и осуществлении контроля за ядерными объектами и материалами, заключенные между правительствами многих государств и МАГАТЭ. Украина, добровольно став в 1994 г. неядерным государством, также заключила такой договор с МАГАТЭ.

    Агентство было создано как независимая межправительственная организация в системе ООН, а с появлением Договора о нераспространении ядерного оружия его работа приобрела особое значение, поскольку ДНЯО сделал обязательным для каждого государства-участника заключить с МАГАТЭ соглашение о гарантиях.

    Цель работы Агентства в стране – констатировать, что работы в мирной ядерной области не переключаются на военные цели. Государство, подписывая такое соглашение как бы гарантирует, что не проводит исследований военной направленности, поэтому этот документ и называется соглашением о гарантиях. При этом МАГАТЭ – орган сугубо технический. Оно не может давать политической оценки деятельности того или иного государства. МАГАТЭ не вправе строить догадки – Агентство работает только с наличными фактами, основывая свои выводы исключительно на осязаемом результате инспекций. Система гарантий МАГАТЭ не может физически воспрепятствовать переключению ядерного материала с мирных целей на военные, а только позволяет обнаружить переключение находящегося под гарантиями материала или

    использование не по назначению поставленной под гарантии установки и инициировать рассмотрение таких фактов в ООН. При этом выводы Агентства отличаются крайней осторожностью и корректностью.

    Важный компонент атомного права составляют двусторонние и многосторонние договоры, имеющие цель предотвратить ядерный вооруженный конфликт: Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г.; Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США 1971 г.; Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 197! г.; Соглашение между СССР и Великобританией о предотвращении случайного возникновения ядерной войны 1971 г.; Договор ОСВ-1 между СССР и США 1972 г.; Соглашение между СССР и США о предотвращении ядерной войны 1973 г.; Соглашение между СССР и Францией о предупреждении случайного или несанкционированного применения ядерного оружия 1976 г.; Договор СНВ-1 между СССР и США 1991 г.; Договор СНВ-2 между Россией и США 1993 г. и др.

    Соглашения о создании безъядерных зон в Антарктике, Латинской Америке, южной части Тихого океана, Юго-Восточной Азии, Африке также способствуют предотвращению ядерной войны.

    Возникновение международного космического права как самостоятельной тесно связано с началом практического исследования и освоения космического пространства. В течение нескольких дней после запуска первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года Генеральная Ассамблея ООН в резолюции 1148 (XII) призвала к совместному изучению «системы инспекции, имеющей своей целью обеспечить, что запуск предметов в космическое пространство будет производится исключительно для мирных и научных целей». В 1958 году Генеральная Ассамблея ООН создает специальный Комитет по использованию космического пространства в мирных целях (КОПУОС) и поручает ему изучение «характера правовых проблем, которые могут возникнуть при проведении программ исследования космического пространства». Данные резолюции, дополненные несколькими другими резолюциями Генеральной Ассамблеи, заложили основу международного права, регулирующего вопросы космической деятельности, и определили его общий характер и форму.

    Ключевые принципы международного космического права изначально были задуманы и предложены публицистами в правовой доктрине. Анализ ранних представлений различных авторов, касающихся правового регулирования космической деятельности, обнаруживает их общую характерную особенность, а именно, что космическое пространство и небесные тела должны быть свободными для исследования и использования всеми государствами в соответствии с общими принципами международного права, включая Устав ООН, и не подлежат присвоению государствами. Таким образом, провозглашая свободу исследования и использования, в противовес созданию новых зон суверенитета, было заявлено, что космическое пространство должно служить интересам всего человечества.

    Космическое пространство – уникальное и по сути новое поле деятельности человека. Природа и физические характеристики космического пространства таковы, что деятельность носит преимущественно международный характер. В то время как международные отношения регулируются международным правом, был сформирован ряд специфических норм и принципов, регулирующих деятельность государств в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела.

    Развитие международного космического права.

    Первостепенную роль в разработке международного космического права играла и продолжает играть ООН, в частности путем принятия резолюций Генеральной Ассамблеи. Не имеет существенного значения, обладают ли эти резолюции обязательным характером или являются простыми рекомендациями, открытыми для всестороннего обсуждения.

    До первого запуска космического спутника аналогией наиболее близкой к космическому пространству было открытое моря – территория, принадлежащая всем, (res communis ). После запуска первых советских и американских спутников Генеральная Ассамблея ООН в рамках работы КОПУОС начала изучать правовые проблемы, которые могут возникнуть при осуществлении космической деятельности. В резолюции 1472 (XIV) от 12 декабря 1959 года Генеральная Ассамблея признала в качестве фундаментальной основы в деле освоения космоса ориентацию только на благо всего человечества и отметила важность учета интересов всех государств «независимо от уровня их экономического или научного развития» при проведении исследований и использовании космического пространства. Также подчеркивалась необходимость содействия международному сотрудничеству.

    Следующее важное постановление Генеральной Ассамблеи – резолюция 1721, принятая единогласно в декабре 1961 года, явилась своего рода руководством по дальнейшему развитию международного космического права. В дополнение к вышеупомянутым принципам Генеральная Ассамблея утвердила новый руководящий принцип, согласно которому «космическое пространство и небесные тела доступны для исследования и использования всеми государствами в соответствии с международным правом и не подлежат присвоению государствами». Данные принципы были более подробно изложены в резолюции 1962, принятой единогласно и озаглавленной «Декларация правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства». Были торжественно провозглашены следующие руководящие принципы международного космического права :

    1. Исследование и использование космического пространства осуществляются на благо и в интересах всего человечества.
    2. Космическое пространство и небесные тела открыты для исследования и использования всеми государствами на основе равенства и в соответствии с международным правом.
    3. Космическое пространство и небесные тела не подлежат национальному присвоению.
    4. Деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства должна осуществляться в соответствии с международным правом, включая Устав ООН.
    5. Государства несут международную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве, ответственность возлагается либо на государство, либо на международную организацию и на участвующие в ней государства. Деятельность национальных органов в космическом пространстве должна вестись под постоянным наблюдением соответствующего государства.
    6. При исследовании и использовании космического пространства государства осуществляют всю свою деятельность с должным учетом соответствующих интересов других государств. Если деятельность в космосе или планируемый эксперимент потенциально могут нанести ущерб другим государствам, то необходимо предварительно провести международные консультации.
    7. Государство, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и над любым экипажем, находящимся на нем, во время их нахождения в космическом пространстве.
    8. Каждое государство, которое осуществляет или обеспечивает запуск предмета в космическое пространство, несет международную ответственность за ущерб, причиненный иностранному государству таким предметом или его наземными составными частями в воздушном или космическом пространстве.
    9. Государства рассматривают космонавтов как посланцев человечества в космос и оказывают им всемерную помощь. Космонавты, в случае вынужденного приземления на территории иностранного государства, незамедлительно возвращаются государству, в котором зарегистрирован их космический корабль.

    Все последующие договоры, касающиеся международного космического права, включают большинство из принципов, закрепленных в данной Декларации.

    Современное правовое положение.

    КОПУОС и его два подкомитета – Научно-технический и Юридический, подготовили пять международных договоров, регулирующих деятельность в космическом пространстве. Все они были приняты на основе консенсуса.

    Договор по космосу.

    Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела от 19 декабря 1966 года, обычно называемый Договором по космосу, считается краеугольным камнем международного космического права. Договор содержит ряд основополагающих принципов, устанавливающих основные правовые рамки деятельности государств в космическом пространстве. Однако, рассматривая договор как правовую основу космической деятельности, многие авторитетные юристы по космическому праву отмечают отсутствие надлежащей точности и определенности при использовании терминов. Подобное отсутствие ясности правовых норм в некоторых случаях являлось результатом преднамеренного упущения. Несмотря на такую критику, Договор по космосу является самым важным источником международного космического права. Вся деятельность государств в области исследования и использования космического пространства подчиняется его широким параметрам. Следует также иметь в виду, что в соответствии с его названием, он является договором о принципах и считается правовой основой, на базе которой может осуществляться разработка более конкретных соглашений.

    Соглашение о спасении и возвращении.

    Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство от 22 апреля 1968 года, как говорит его название, предусматривает незамедлительное принятие всех мер по спасению космонавтов и оказанию им необходимой помощи в случае аварии, бедствия, вынужденной или непреднамеренной посадки. Большинство государств сошлись во мнении, что с космонавтами, нуждающимися в помощи, следует обращаться с особой заботой и содействовать их скорейшему возвращению. С этой целью государства согласились рассматривать космонавтов как посланников человечества. Такое отношение к космонавтам отражает дух международного сотрудничества и взаимной помощи в непростом деле освоения космоса. Соглашением также предусматривается возвращение космических аппаратов или их составных частей по просьбе властей государства, осуществившего запуск.

    Конвенция об ответственности.

    Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическим объектом от 29 марта 1972 года, была разработана на основе общих принципов, заложенных в статьях VI и VII Договора о космосе, в которых, соответственно, оговаривается международная ответственность государств за национальную деятельность в космическом пространстве и ответственность за ущерб, причиненный космическим аппаратом или его составной частью другому государству-участнику Договора, его физическому или юридическому лицу. Его основной целью является разработка эффективных международных правил и процедур для «безотлагательной выплаты полной и справедливой компенсации» жертвам ущерба, причиненного космическим объектом. Ответственность «запускающего государства» может быть либо абсолютной, либо требующая доказательства вины. Абсолютная ответственность возникает в случае ущерба, причиненного космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете. В случае причинения ущерба космическим объектом в другом месте, требуется предоставить доказательства вины запустившего государства или лиц, за которых оно отвечает.

    Конвенция о регистрации.

    Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, устанавливает обязательную систему регистрации космических объектов, выведенных на орбиту Земли и за ее пределы. Она основана на добровольной системе, сформулированной в резолюции 1721 ГА ООН, и дополняет подробным содержанием положения Договора по космосу, относящиеся к национальным реестрам (ст. V и VIII). Конвенция налагает на запускающее государство обязательство создать национальный реестр (ст. II) и указывает, какую конкретно информацию следует предоставлять в централизованный публичный реестр (статья IV). Данный публичный реестр ведется Управлением по вопросам космического пространства в рамках Департамента по политическим вопросам ООН. Конвенция о регистрации часто подвергается критике за слабость ее формулировок. Крайне важная информация, такая как дата и место запуска, изменения параметров орбиты после запуска, а также дата возвращения космического аппарата, должна сообщаться «в ближайший практически осуществимый срок» (статья IV). Это может занимать недели или месяцы. Государства не обязаны раскрывать истинную функцию спутника, а только его «общее назначение» (статья IV). До настоящего времени ни разу не сообщалось о произведенном с военной целью запуске космического аппарата. Наконец, маркировка космических объектов, которая могла бы оказать неоценимую помощь в установлении государства, несущего международную ответственность за ущерб, причиненный космическим объектом, является только добровольной (ст. V).

    Соглашение о Луне.

    Соглашение о деятельность государств на Луне и других небесных телах от 5 декабря 1979 года, вступившее в силу 11 июля 1984 года, является последним общим договором международного космического права. Договор о Луне представляет собой совокупность общих принципов и конкретных положений, определяющие допустимые виды деятельности на Луне и других небесных телах. В нем указывается, что его положения применяются не только к Луне, но также и другим небесным телам солнечной системы, «за исключением тех случаев, когда вступают в силу конкретные правовые нормы в отношении любого из этих небесных тел». Основные положения в значительной степени подтверждают основополагающие принципы Договора по космосу и расширяют его положения об информировании (ст. 5 и 9) и положения о защите окружающей среды (ст. 7). В нем предусматривается, что « используется… исключительно в мирных целях» (ст. 3.1), и «на Луне запрещается угроза силой или применение силы или любые другие враждебные действия или угроза совершения враждебных действий» (ст. 3.2).

    Наиболее важным положением Соглашения является ст. 11, согласно которому Луна и ее природные ресурсы должны рассматриваться как . В данной статье содержится призыв к созданию международного режима для регулирования эксплуатации ресурсов, обнаруженных на Луне и других небесных телах, способного обеспечить рациональное использование ресурсов и справедливое распределение между всеми государствами-участниками благ, получаемых от этих ресурсов. Положения Соглашения имеют выраженную направленность на интернационализацию Луны и ее природных ресурсов сходную по смыслу с международным морским правом. Однако Соглашение о Луне и его будущие перспективы полны неопределенностей. Правовое содержание режима общего наследия человечества все еще является предметом обсуждения. Одни авторы считают это простым изложением позиции, в то время как другие признают в нем зарождающийся принцип международного права. Ратифицировать Соглашение о Луне ни США, ни Россия, похоже, не планируют.

    Международная конвенция электросвязи.

    В принятой 6 ноября 1982 года конвенции Международного союза электросвязи (МСЭ), регламентирующего вопросы международного использования радиочастотного спектра и геостационарной орбиты, нашли отражение основные принципы международного космического права. Одной из целей МЭС является обеспечение и расширение международного сотрудничества с целью усовершенствования и рационального использования всех видов электросвязи (ст. 4.1.а). Эффективное использование радиочастотного спектра достигается путем согласования и координации действий государства. Что касается геостационарной орбиты, предлагается ее использовать эффективно и экономично, обеспечивая справедливый доступ для всех государств-членов. В соответствии со статьей 33 геостационарная орбита признается в качестве ограниченного естественного ресурса и ее использование должно учитывать особые потребности развивающихся государств (ст. 33.2). Данное положение четко демонстрирует изменение философии МСЭ в отношении к вопросам регулирования использования таких ограниченных ресурсов.

    Актуальные вопросы международного космического права.

    Граница между воздушным и космическим пространством.

    Договор по космосу устанавливает для космического пространства международно-правовой режим, совершенно отличный от режима воздушного пространства, находящегося под суверенитетом государства, над территорией которого оно расположено. Однако соглашения о том, где заканчивается режим воздушного пространства и начинается космического, не существует. Можно насчитать как минимум 35 теорий о том, где находится граница между воздушным и космическим пространством. Тем не менее ни одна из этих теорий не получила всеобщего признания среди юристов или государств. В правовом отношении наибольшее влияние имеют две школы мысли, возникшие на ранней стадии: функционалисты, которые в качестве решающего фактора рассматривают характер деятельности космического аппарата, а не физическое местоположение его деятельности, и пространственники, которые традиционно больше вниманию уделяют признанному территориальному суверенитету государств. В 1979 году Советский Союз представил рабочий документ КОПУОСу, в котором, среди прочего, указывалось, что пространство выше отметки 100 (110) км над уровнем моря следует считать космическим пространством. Несколько стран, включая США и Великобританию, выступали против этой инициативы, утверждая, что демаркационная линия не нужна и будет только препятствовать настоящей и будущей космической деятельности.

    Вопрос об определении границы космического пространства становится еще более запутанным с учетом позиции нескольких экваториальных государств, заявивших, что геостационарная орбита из-за ее зависимого положения от земной гравитации должна находится под суверенитетом государств, над территорией которых она расположена. Данная позиция была решительно отвергнута. Если бы существовало международное соглашение, устанавливающее границу космического пространства, экваториальные государства, возможно, не стали бы выдвигать свои требования. Пока продолжается дискуссия о делимитации или ее необходимости, вопрос приобретает новое измерение с появлением космических челноков, которые свою миссию выполняют в качестве космических кораблей, но возвращаясь на Землю, планируют через воздушное пространство. Решение проблемы определения границы по-прежнему кажется труднодостижимым.

    Защита космической среды.

    В космосе отслеживается более пятнадцати тысяч космических объектов. Самыми очевидными рисками, связанными с растущим использованием космического пространства, являются перегруженность околоземного пространства, космический мусор, вредное воздействие, оказываемое на атмосферу и ионосферу ракетным топливом, и опасность радиоактивного загрязнения. Открытый характер космического пространства, а также существующие проблемы загрязнения земной поверхности свидетельствуют о необходимости разработки эффективных правовых мер защиты космической среды. Космическому экологическому праву придется иметь дело как с космическим мусором, так и с космическим загрязнением. Необходимо разработать нормы по удалению неактивных спутников и вообще по сокращению всего космического мусора. Сборка орбитальных станций в космическом пространстве еще сильнее увеличивает напряженность космического трафика. Будущая космическая деятельность должна подвергаться эффективным ограничениям по загрязнению, поскольку ее негативное воздействие может затрагивать весь земной шар.

    Другая проблема, вызывающая озабоченность международного сообщества, связана с рисками, связанными с использованием ядерных источников энергии (ЯИЭ) в космическом пространстве. Особое внимание данному вопросу стало уделяться после распада над арктической территорией Канады в 1978 года советского спутника морского слежения «Космос-954». Этот инцидент привлек внимание к многолетней практике космических держав по запуску транспортных средств, перевозящих радиоактивные материалы, в космическое пространство без какого-либо международного контроля.

    По разным оценкам от 25 до 100 спутников, оснащенных ЯИЭ, были размещены США, Россией и другими странами на земной орбите. Назрела необходимость разработки руководящих принципов для обеспечения безопасного использования ЯИЭ в космическом пространстве. Они могут содержать нормы предельно допустимой радиоактивности, стандарты защиты, предложения по сотрудничество государств, требования к наблюдению за космическими объектами и обмену информацией.

    Коммерциализация космической деятельности.

    Деятельность человека в космосе перешла от стадии научных исследований к коммерческой эксплуатации. В настоящее время во всех государствах ведется сокращение бюджетных расходов. Такая ситуация вместе с высокими затратами на будущую космическую деятельность потребует финансовой помощи со стороны государств и правительств. Показателен подход к коммерциализации спутниковых служб и коммерческая доступность вывода на орбиту. Существующие нормы международного космического права должны учитывать экономические и технические предпосылки, которые усиливают растущую коммерциализацию космической деятельности.

    Можно с уверенностью ожидать, что роль частного предпринимательства в космической деятельности значительно возрастет как по общему объему, так и по отношению к государственной космической деятельности. Правовые основы такой коммерческой деятельности частных предприятий требуют дальнейшего уточнения.

    Милитаризация космического пространства.

    Возрастающую опасность милитаризации космического пространства нельзя недооценивать. Договор по космосу предусматривает лишь частичную его демилитаризацию. Появление новых технологий, таких как системы защиты от спутников, систем противоракетной обороны и стратегической обороной инициативы, требуют не только уточнения действующих норм, но и разработки новых альтернативных и возможно компромиссных правовых инструментов, направленных на ограничение и сокращение подобной активности.

    Перспективы развития международного космического права.

    Имело впечатляющее начало. Действующие соглашения о космическом праве и другие документы дают космической деятельности более четкие и безопасные правовые основы, чем те, которые можно найти в других видах деятельности, регулируемых международным правом. Как упоминалось выше, ряд проблем и препятствий, вероятно, могут затруднить достижение будущих международных договоренностей в области космического права и сделать их менее всеобъемлющими. Технологические, экономические и политические вопросы имеют и будут оказывать существенное влияние на будущее развитие международного космического права. Можно ожидать, что некоторые конкретные области космического права станут все более важными и потребуют уточнения действующих и создания новых правовых норм. Правовой вакуум, связанный с космическим пространством, постепенно заполняется, но в своем развитии международному космическому праву предстоит преодолеть еще немало препятствий.