Общая заинтересованность государств в деле сохранения международного правопорядка способствовала созданию систе­мы коллективной безопасности.

Коллективная безопасность представляет систему со­вместных действий государств, установленную Уставом ООН с целью поддержания международного мира и безопасности, предотвращения или подавления актов агрессии.

Коллективная безопасность как система совместных дей­ствий государств включает следующие элементы:

1) общепри­знанные принципы современного международного права, важ­нейшими из которых являются принцип неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, территориальной це­лостности, невмешательства во внутренние дела;

2) коллектив­ные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и актов агрессии;

3) коллективные меры по ограничению и сокра­щению вооружений, вплоть до полного разоружения.

Коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и актов агрессии как элемент коллективной безо­пасности - это действия невооруженного или вооруженного характера, совершаемые группой государств или региональ­ными и универсальными организациями, уполномоченными на поддержание и восстановление международного мира и безо­пасности.

В основу создания системы коллективной безопасности положен принцип неделимости мира, содержанием которого является опасность военных конфликтов для всех государств мира. Этот принцип требует от государств реагировать на лю­бые нарушения мира и безопасности в любом районе земного шара, участвовать в совместных действиях на основе Устава ООН в целях предотвращения или ликвидации угрозы миру.

В международном праве различают два вида системы кол­лективной безопасности: универсальную и региональную.

Универсальная система коллективной безопасности

Она была основана на нормах Устава ООН и предусматри­вает действия государств в соответствии с решениями этой ор­ганизации. Начало универсальной системе коллективной безо­пасности было положено союзом государств антигитлеровской коалиции, с принятием Декларации Объединенных Наций от 1 января 1942 г. Направленная против блока агрессивных стран, коалиция представляла пример возможности широкого сотруд­ничества государств с различными социально-экономическими системами и идеологическими взглядами. К моменту разгрома гитлеровской Германии (1945 г.) коалиция объединяла 47 госу­дарств.

В послевоенный период была создана всемирная система коллективной безопасности в форме Организации Объединен­ных Наций, основная задача которой состоит в том, чтобы "из­бавить грядущие поколения от бедствий войны". Система кол­лективных мероприятий, предусмотренная Уставом ООН, ох­ватывает: меры по запрещению угрозы силой или ее примене­ния в отношениях между государствами (п. 4 ст. 2); меры мир­ного разрешения международных споров (гл. VI); меры разору­жения (ст. 11, 26, 47); меры по использованию региональных организаций безопасности (гл. VIII); временные меры по пресечению нарушений мира (ст. 40); принудительные меры безопас­ности без использования вооруженных сил (ст. 41) и с их ис­пользованием (ст. 42).

Поддержание международного мира и безопасности стро­ится на базе общепризнанных принципов и норм международ­ного права и осуществляется Генеральной Ассамблеей и Сове­том Безопасности ООН, компетенция которых в этой сфере четко разграничена.

Особого внимания заслуживают операции ООН по поддер­жанию мира. Их задача сводится к следующему: а) расследова­ние инцидентов и проведение переговоров с конфликтующими сторонами с целью их примирения; б) проверка соблюдения договоренности о прекращении огня; в) содействие поддержа­нию законности и правопорядка; г) предоставление гуманитар­ной помощи местному населению; д) наблюдение за ситуацией.

В зависимости от предстоящей задачи операции ООН мо­гут представлять собой миссии военных наблюдений или ввода ограниченного контингента войск.

Во всех случаях операции строго должны выдерживать принципы: 1) принятие СБ решения о проведении операции, определение ее мандата и осуществление общего руководства при согласии сторон в конфликте на проведение операции;

2) добровольность предоставления воинских контингентов госу­дарствами-членами, приемлемыми для сторон; 3) финансиро­вание международным сообществом; 4) командование Генераль­ного секретаря с предоставлением полномочий, вытекающих из мандата, предоставленного СБ; 5) беспристрастность сил и све­дение к минимуму применения военной силы (только для само­обороны).

Региональные системы коллективной безопасности

Они представлены соглашениями и организациями, обес­печивающими безопасность на отдельных континентах и в ре­гионах. Их значение отнюдь не умаляется тем, что современ­ные средства ведения войны приобрели глобальный характер. Возможность предотвращения любого локального конфликта, который может перерасти в полномасштабную войну, застав­ляет государства объединяться на различных уровнях. Это по­ложение закреплено в п. 1 ст. 52 Устава ООН, допускающем существование региональных соглашений или органов "при ус­ловии, что такие соглашения или органы и их деятельность со­вместимы с целями и принципами Организации". Эффектив­ные региональные системы коллективной безопасности требу­ют участия в них всех государств данного региона, независимо от их общественного и государственного строя. Они преследуют ту же цель, что и универсальный механизм коллективной безо­пасности, - поддержание международного мира и безопасно­сти. Вместе с тем сфера их действия ограничена по отношению к универсальной системе коллективной безопасности. Во-пер­вых, региональные организации не правомочны принимать ка­кие-либо решения по вопросам, затрагивающим интересы всех государств мира или интересы государств, принадлежащих к иным или нескольким регионам; во-вторых, участники регио­нального соглашения вправе решать только такие вопросы, ко­торые касаются региональных действий, затрагивают интере­сы государств соответствующей группы.

К компетенции региональных организаций относится пре­жде всего обеспечение мирного разрешения споров между их членами. Согласно п. 2 ст. 52 Устава ООН, члены этих организа­ций должны прилагать все усилия для достижения мирного разрешения- местных споров в рамках своих организаций до передачи споров в Совет Безопасности, а последний в свою оче­редь должен поощрять такой метод разрешения споров.

Учитывая различия регионов и ситуаций, происходящих в них, Устав ООН не дает точного определения региональных соглашений и органов, чем обеспечивается гибкость мероприя­тий, осуществляемых группой государств для разрешения во­проса, подходящего для региональных действий. Такое поло­жение дает основание говорить о сложившейся модели отноше­ний между региональными организациями и ООН и о формаль­ном "разделении труда" по поддержанию мира.

Совет Безопасности может использовать региональные ор­ганизации для осуществления под своим руководством прину­дительных действий. Сами же региональные организации не полномочны принимать никаких принудительных мер без раз­решения Совета Безопасности. Региональные организации вправе применять принудительные меры только для отражения уже совершенного нападения на одного из участников региональной системы коллективной безопасности.

Другая важная задача региональных организаций состоит в содействии сокращению и ликвидации вооружения и в пер­вую очередь оружия массового уничтожения.

Созданию региональных систем коллективной безопасно­сти в практической деятельности государств уделяется значи­тельное внимание. На Европейском континенте до второй миро­вой войны, несмотря на усилия Советского Союза, создать сис­тему коллективной безопасности на удалось. В послевоенный период международные отношения в Европе строились на началах противоборства двух "мировых систем". Западные стра­ны в 1949 г. заключили Североатлантический договор (НАТО). Ответным шагом социалистических стран стало подписание в 1955 г. Варшавского Договора.

В текстах обоих договоров содержались конкретные обяза­тельства сторон по поддержанию мира и безопасности: воздер­живаться от угрозы силой или ее применения, разрешать меж­дународные споры мирным путем. Но речь шла о данных обя­зательствах только в отношении государств - участников этих договоров. Что касалось отношений организаций друг к другу, то они находились в состоянии "холодной войны". Нельзя не отметить тот факт, что НАТО была оформлена в нарушение основных условий заключения региональных соглашений безо­пасности, зафиксированных в гл. VII Устава ООН "Региональ­ные соглашения": в него вошли страны, которые расположены в различных регионах.

В соответствии с договором целью НАТО является объеди­нение усилий всех ее членов для коллективной обороны и для сохранения мира и безопасности. Однако с этой целью не согла­суются меры по созданию мощной военной структуры.

Принятие новых государств в НАТО свидетельствует о нарушении ст. 7 Договора, которая предусматривает приглаше­ние государств, а не принятие по их личному заявлению. Само расширение НАТО на восток свидетельствует об увеличении военной машины за счет новых членов, что не способствует ев­ропейской безопасности «Трансформация» НАТО, о которой за­являют ее руководители, также не соответствует ее целям. Про­ведение миротворческих операций и реализации программы "Партнерство во имя мира" не предусмотрена Договором 1949 г. Роль, которую на себя возлагает НАТО на Европейском конти­ненте, также выходит за пределы ее компетенции.

Варшавский Договор был заключен в строгом соответствии с Уставом ООН и отличительной особенностью его как оборони­тельной организации являлось стремление к созданию системы коллективной безопасности всех государств Европы. В ст. 11 Договора указывалось: "В случае создания в Европе системы коллективной безопасности и заключения с этой целью Обще­европейского Договора о коллективной безопасности, к чему неуклонно будут стремиться Договаривающиеся Стороны, на­стоящий Договор утратит свою силу со дня вступления в дейст­вие Общеевропейского Договора".

Процессы, происшедшие в странах Центральной и Юго-Восточной Европы с середины 80-х годов, повлекшие ликвидацию "мировой системы социализма", предопределили судьбу Организации Варшавского Договора. В 1991 г. ОВД перестала существовать.

Основы системы коллективной безопасности в Европе были заложены Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе. В подписанном в Хельсинки Заключительном акте (1975 г.) содержится свод принципов сотрудничества государств и их взаимоотношений, намечены конкретные меры в области разоружения, в том числе меры доверия в военной области, указаны практические шаги по обеспечению европейской безо­пасности. Отличительная особенность Заключительного акта как основы европейской системы коллективной безопасности заклю­чается в том, что в нем не предусмотрено применение принудительных мер.

За время, прошедшее со дня подписания Заключительного акта СБСЕ (1975 г.), нормы, обеспечивающие стабильность безо­пасности в Европе, были приняты в последующих докумен­тах СБСЕ. Особого внимания заслуживают пакеты решений, принятых на встречах глав государств и правительств госу­дарств - участников СБСЕ в Хельсинки 9-10 июля 1992 г. и в Будапеште 5-6 декабря 1994 г. В числе актов Будапештской встречи - Кодекс поведения, касающийся военно-политиче­ских аспектов безопасности. Заслуживает внимания тезис, со­гласно которому демократический политический контроль над военными и военизированными силами, силами внутренней безо­пасности, разведывательными службами и полицией расцени­вается как незаменимый элемент стабильности и безопасности.

Принятые в рамках СБСЕ-ОБСЕ документы способствова­ли созданию новой формы отношений между европейскими го­сударствами, основанной на совместных подходах к вопросам создания системы безопасности. Существенным итогом в этом процессе явилось подписание в марте 1995 года в Париже Пак­та о стабильности в Европе, который позже был передан Евро­пейским Союзом в ОБСЕ для доработки и проведения в жизнь в тесном сотрудничестве с Советом Европы.

Практике деятельности региональных организаций, в до­кументах которых содержатся положения о коллективных ме­рах в случае вооруженного нападения против какого-либо из членов (ЛАГ, ОАЕ, ОАГ), известны случаи использования сил по поддержанию мира (например, создание в 1981 г. Организа­цией африканского единства межафриканских сил по стабили­зации положения в Чаде).

Коллективная безопасность в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ)

Государства -- участники СНГ в соответствии с Уставом СНГ взяли на себя обязательства проводить согласованную по­литику в области международной безопасности, разоружения и контроля над вооружениями и поддерживать безопасность в Содружестве.

В случае возникновения угрозы суверенитету, безопасно­сти и территориальной целостности одного или нескольких го­сударств-членов либо международному миру и безопасности государства приводят в действие механизм взаимных консуль­таций с целью координации позиций и принятия мер для уст­ранения возникшей угрозы, включая миротворческие операции и использование в случае необходимости на основании реше­ния Совета глав государств Содружества вооруженных сил в порядке осуществления права на индивидуальную или коллек­тивную самооборону согласно ст. 51 Устава ООН.

Все конкретные вопросы военно-политического сотрудни­чества государств - членов СНГ регулируются специальными соглашениями, важнейшим из которых является Договор о кол­лективной безопасности, подписанный в Ташкенте 15 мая 1992 г. Договором предусмотрено обязательство воздерживаться от применения силы или угрозы силой в межгосударственных от­ношениях. Государства-участники обязуются решать все раз­ногласия между собой и с другими государствами мирными сред­ствами (ст. 1). Принято обязательство не вступать в военные союзы и не принимать участия в каких-либо группировках го­сударств, а также действиях, направленных против другого го­сударства-участника, уважать независимость и суверенитет друг друга, консультироваться по всем важным вопросам междуна­родной безопасности, затрагивающим их интересы.

Коллективная безопасность СНГ строится на основании норм Устава ООН (коллективная самооборона). Исходя из этого, До­говор содержит и соответствующий механизм взаимной помо­щи на случай агрессии. Он включает оказание военной помощи, а также взаимную поддержку. Использование вооруженных сил в целях отражения агрессии принимается исключительно гла­вами государств - участников СНГ. Использование вооружен­ных сил за пределами территории государств-участников мо­жет осуществляться только в интересах международной безо­пасности в строгом соответствии с Уставом ООН и законода­тельством государств - участников настоящего Договора. Договор не затрагивает право государств-участников на индиви­дуальную и коллективную оборону от агрессии.

Договор носит сугубо оборонительный характер. Он открыт для присоединения всех заинтересованных государств, разде­ляющих его цели и принципы. Более того, он предусматривает стремление к созданию системы коллективной безопасности в Европе и Азии, от которой будет зависеть внесение необходи­мых изменений в настоящий Договор.

Решение о проведении операций по поддержанию мира в рамках СНГ принимается Советом глав государств с согласия всех конфликтующих сторон, а также при условии достижения между ними соглашения о прекращении огня и других враж­дебных действий.

Группы по поддержанию мира в рамках СНГ комплекту­ются в каждом конкретном случае на добровольной основе го­сударствами - участниками Соглашения, за исключением кон­фликтующих сторон.

Совет глав государств СНГ обязан в соответствии с Согла­шением от 20 марта 1992 г. незамедлительно информировать Совет Безопасности ООН и Совет СБСЕ (ныне - ОБСЕ) о ре­шении проводить миротворческую операцию.

Не умаляя значения всех иных средств обеспечения международной безопасности, перечисленных в предыдущем разделе, к наиболее важным мерам следует все же отнести создание систем коллективной безопасности на универсальной и регио­нальной основах.

Соответственно в международном праве выделяют две разновидности систем коллективной безопасности: универсальную и региональную.

Коллективная безопасность представляет собой систему совместных действий государств, установленных Уставом ООН с целью поддержания международного мира и безопасности, предотвращения или подавления актов аг­рессии.

Первые шаги в направлении практической реализации идеи коллективной безопасности на межгосударственном уровне были сделаны на I и II Гаагских конференциях мира в 1899 и 1907 гг. На этих конференциях были приняты конвенции о мирном разрешении международных столкновений и учрежде­на Постоянная палата третейского суда. Конференции явились также попыткой решения вопросов разоружения на основе многосторонней дипломатии.

Первая универсальная модель системы коллективной безопасности была создана после Первой мировой войны с образованием Лиги Наций. Правовая основа этой системы была заложена, прежде всего, в Статуте Лиги. Хотя Статут Лиги На­ций и не запретил войну как средство урегулирования между­народных споров и разногласий, но он существенно ограничи­вал право государств прибегать к ней.

Женевским протоколом о мирном урегулировании международных конфликтов, принятым в рамках Лиги Наций в 1924 г., агрессивная война была объявлена международным преступлением, предпринималась попытка дать определение агрессии.

Но Протокол не набрал необходимого числа ратифика­ций и в силу так и не вступил.

Следующим шагом в этом направлении принятие в 1928 г. Парижского договора об отказе от войны в качестве орудия национальной политики (Пакта Бриана-Келлога). В нем осуждалось обращение к войне для урегулирования всех разногласий. Участники Договора отказывались от таковой в своих взаимных отношениях в качестве инструмента нацио­нальной политики (ст.1). Война, согласно этому документу, допустима лишь как орудие интернациональной политики, т.е. в общих интересах государств.

Ряд других международных соглашений, принятых с уче­том итогов Первой мировой войны, существенно расширил правовую базу механизма коллективной безопасности. Это Лондонская конвенция об определении агрессии 1933 г., под­писанная СССР и 10 соседними с ним государствами, Межаме­риканский договор о ненападении и согласительной процедуре 1933 г. и др.

Но практически универсальная система коллективной бе­зопасности была создана только после Второй мировой войны с образованием Организации Объединенных Наций в каче­стве основного инструмента поддержания и укрепления международного мира и безопасности на основе совместных действий всех государств-членов. В основу правового механизма обеспе­чения безопасности легли положения Устава ООН, в частности, п. 4 ст. 2: «Все члены ООН воздерживаются в их международ­ных отношениях от угрозы силой или ее применения как про­тив территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций». Впос­ледствии это положение приобрело характер императивной нормы общего международного права.


Другими словами, в международных отношениях и международном праве долгое время существовало понятие коллек­тивной безопасности, под которым понималась система воору­женной взаимопомощи государств - участников того или ино­го соглашения. Такое понимание коллективной безопасности было продиктовано угрозами XX столетия: две мировые вой­ны, ряд региональных конфликтов, как с применением, так и без применения силы.

С течением времени в связи с возникновением новых угроз для существования не только самих государств, но и всего человечества, связанных с появлением ядерного и других видов оружия массового уничтожения, стала очевидной необходимость пересмотра всего комплекса мер, направленных на обеспечение всеобщей безопасности. В середине 80-х гг. XX в. зарождается концепция всеобъемлющей международной безопасности, идея разработки которой принадлежит правительству СССР. Устав ООН не учитывал опасностей, связанных с угрозой термоядер­ной катастрофы, всеобщего экологического кризиса, острыми экономическими проблемами развивающихся стран и т.д. Концепция всеобъемлющей международной безопасности, таким образом, стала ответом на новые вызовы времени и предлагала меры по совершенствованию, прежде всего, международно-пра­вовых основ системы коллективной безопасности. Она нашла отражение в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 3 де­кабря 1986 г. «Всеобщее и полное разоружение» (A/RES/41/ 59). В резолюции отмечалось, что «подлинный и прочный мир может быть установлен лишь в результате эффективного при­менения системы безопасности, предусмотренной в Уставе ООН, и быстрого и существенного сокращения вооружений и воору­женных сил на основе международных соглашений и взаимно­го примера». Вместе с тем государства выразили готовность предпринять новые меры по разоружению, включая уничтоже­ние ядерного оружия, по усилению взаимодействия в полити­ческой и экономической областях, по разрешению проблемы выхода из экологического кризиса

Уже в конце XX в. стало понятно, что безопасность госу­дарств все меньше зависит от количества накопленного у него оружия. Другими словами, традиционная концепция кол­лективной безопасности, которая основывалась на взаимной помощи между участниками системы коллективной безопас­ности и считала ее своим главным средством, утрачивает ак­туальность.

На Саммите тысячелетия К. Аннан особо указал наизме­нение характера угроз всеобщему миру и безопасности: «Поло­жения Устава основаны на предположении о том, что внешняя агрессия, направленная от одного государства на другое состав­ляет самую серьезную угрозу, однако в последние десятилетия намного больше людей было убито в результате гражданской войны, этнических чисток и актов геноцида, подпитываемых оружием, которое легко можно приобрести на мировом рынке вооружений» Вооруженные конфликты нового поколения - конфликты на религиозной, этнической почве, происходящие, как прави­ло, в пределах территории одного государства, давно уже пре­обладают среди всех вооруженных столкновений на нашей планете. Однако механизм поддержания международного мира и безопасности, основанный на Уставе ООН, имеет целью пре­дотвращение войны в ее классической форме, т.е. вооружен­ных столкновений между государствами. В этой связи воз­никла необходимость обновления и совершенствования меха­низма ООН.

С окончанием «холодной воины» все государства - члены ООН заняты поиском новых средств обеспечения международ­ной безопасности и укрепления авторитета ООН в этой облас­ти. Современная концепция поддержания мира в рамках ООН нашла выражение в одобренной в 1992 г. Советом Безопасно­сти программе, изложенной в докладе Генерального секретаря «Повестка дня для мира» (А/47/277 - S/24111), дополнен­ной в 1995 г. (А/50/60 - S/1995/1), а также ряде резолюций Генеральной Ассамблеи, конкретизирующих положения Уста­ва ООН (см. п. 2.3).

Наше время характеризуется появлением новых угроз международному миру и безопасности, среди которых наибольшую
опасность представляет организованная транснациональная
преступность.
Преступные сообщества используют самые современные технологии для осуществления по всему миру незаконной торговли наркотиками, оружием и даже людьми. Но,
пожалуй, самым опасным видом транснациональной преступ­ности является международный терроризм. В резолюции 1377
от 12 ноября 2001 г. (S/RES/1377/(2001)) Совет Безопаснос­ти ООН назвал акты международного терроризма одной из «са­мых серьезных угроз для международного мира и безопасности
в XXI веке».

Становится все более очевидным, что государствам необхо­димо найти возможности для согласования своих позиций по борьбе с новыми угрозами миру и безопасности в рамках суще­ствующих систем поддержания мира и при необходимости до­полнить последние новыми механизмами. Центром для согла­сования таких действий по-прежнему остается ООН. В Декла­рации, принятой на Саммите тысячелетия 8 сентября 2000 г. (главы государств и правительств подтвердили свою «приверженность целям и принципам Устава ООН, кото­рые доказали свою неподвластность времени и универсальный характер», а также определили ключевые цели развития в но­вом тысячелетии, среди которых мир, безопасность и разору­жение, укрепление Организации Объединенных Наций.

Наряду с военными угрозами, не следует забывать об угро­зах иного характера, о которых упоминал Кофи Аннан в своем докладе. Безопасность государств не определяется отныне только лишь их способностью отразить вооруженное нападение либо агрессию, противостоять терроризму и организованной преступ­ности, ибо экологическая угроза и ущерб могут превосходить ущерб от ведения военных действий; быстрый рост населения, загрязнение окружающей среды и бедность порождают эконо­мический застой, политическую нестабильность, а иной раз и крах государств. Это еще раз свидетельствует о том, что совре­менная система коллективной безопасности охватывает самые различные аспекты отношений государств по обеспечению кол­лективной безопасности, подтверждает комплексность данного понятия и, безусловно, проявляется в самом содержании системы.

Проблема обеспечения мирного сосуществования различных государств до сегодняшнего дня остается самой глобальной. Первые попытки создания организаций для защиты от внешней агрессии появились после окончания Первой мировой войны. Каждое военное вторжение приводило к наступлению плачевных последствий для жизни и здоровья различных национальностей, а также для экономики государств. Система коллективной безопасности была создана для устранения угрозы миру в планетарном масштабе. Впервые вопрос о создании такой системы был вынесен на обсуждение в ходе переговоров СССР и Франции.

Создание комплекса коллективной безопасности предусматривает принятие всеобъемлющих мер, которые внедряются различными государствами на универсальном или региональном уровнях. Целью создания такого защитного комплекса является устранение угрозы мирному сосуществованию, подавление актов внешней агрессии, а также создание необходимого уровня глобальной безопасности. На сегодняшний день в практике под комплексом коллективной безопасности понимается совокупность форм и методов борьбы стран мира с проявляемой агрессией.

Как развивалась система безопасности на межгосударственном уровне?

Как уже говорилось, первые попытки создания в Европе системы коллективной безопасности были предприняты в 1933 году. Между Советским Союзом и Францией был заключен договор о предоставлении взаимопомощи. Впоследствии этот документ получил название Восточный пакт. Далее проводились многосторонние переговоры, в которых участвовали, помимо указанных стран, США, Китай, Япония и ряд других государств. В результате была достигнута договоренность о заключении тихоокеанского пакта.

Тихоокеанский пакт так и не был заключен из-за воздействия Германии и ее требований о равноправии в сфере вооружения. Из-за проявления агрессии с германской стороны, Советский Союз заключил ряд договоров о военной взаимопомощи с европейскими странами. Это были первые шаги на пути становления соединенной схемы безопасности.

Исторические факты указывают на то, что СССР выполнялись действия, направленные на подписание мирных соглашений и пактов о ненападении.

После 1935 года вопросы обеспечения международной защиты стали предметом неоднократного обсуждения в Совете Лиги Наций. Предполагалось расширить состав стран-участниц таких переговоров. Однако Великобритания воздержалась от подписания каких-либо соглашений. Многочисленные попытки Советского Союза по созданию общественной системы международной безопасности в межвоенный период оказались напрасными. После Второй мировой войны была создана Организация Объединенных Наций, которая документально утвердила соглашение о коллективной безопасности.

Элементный состав и классификация систем общественной безопасности

Объединенная защита прав и интересов всего населения на межгосударственном уровне включает в себя ряд компонентов:

  • Соблюдение принципов международного права;
  • Соблюдение суверенности и неприкосновенности границ;
  • Невмешательство во внутриполитические дела страны;
  • Принятие общих мер, направленных на борьбу с агрессией и устранение угрозы мировому сообществу;
  • Ограничение и сокращение вооружений.

Основой создания такого масштабного комплекса стал принцип неделимости мира. Общепринято выделять два основных вида систем общественной безопасности:

  • Универсальный;
  • Региональный.

На видео – о системе коллективной безопасности в Европе:

На сегодняшний день Организация Объединенных Наций является гарантом соблюдения норм международного права и принципов мирного сосуществования. Коллективные мероприятия, которые выполняются для поддержания мира, закреплены в Уставе ООН. Уставным документом предусмотрены следующие положения:

  • Перечень запретных мер (угроза силой или ее применение в межгосударственных отношениях);
  • Меры мирного урегулирования спорных вопросов;
  • Перечень мер по разоружению держав;
  • Создание и функционирование региональных защитных организаций;
  • Принудительные меры реагирования без использования вооружения.

Поддержание мира в планетарном масштабе осуществляется Советом Безопасности ООН и Генеральной Ассамблеей. К задачам, поставленным перед международной организацией в рамках универсальной системы, относятся:

  • Расследование случаев и инцидентов, угрожающих миру;
  • Проведение дипломатических переговоров;
  • Проверка выполнения соглашений о прекращении огня или военном вторжении;
  • Поддержание законности и правового порядка государств-участников организации;
  • Гуманитарная помощь нуждающимся субъектам;
  • Контроль над сложившейся ситуацией.

Региональные системы безопасности представлены в виде организаций или соглашений, которые регулируют мирное сосуществование в отдельном регионе либо континенте. В региональные комплексы может входить несколько участников. Компетенция такой организации распространяется исключительно на страны, которые подписали соответствующее соглашение.

На видео – речь В.В. Путина на пленарном заседании Совета коллективной безопасности:

Условия деятельности международной организации в сфере поддержания мира

С момента создания ООН и до сегодняшнего дня, в случае возникновения военных ситуаций или внешнего вторжения, организация может выполнять миротворческие операции. Условиями проведения таких операций являются:

  • Обязательное согласие обеих сторон конфликта на выполнение каких-либо регулирующих действий;
  • Прекращение ведения огня и гарантия обеспечения защиты и безопасности миротворческим подразделениям;
  • Принятие Советом Безопасности соответствующего решения по проведению операций, контроль над которыми осуществляет лично Генеральный Секретарь;
  • Согласованная деятельность всех сформированных воинских подразделений, которые направлены на урегулирование конфликта;
  • Беспристрастность и невмешательство во внутриполитические дела миротворческих организаций и подразделений;
  • Финансирование деятельности регулирующих международных органов посредством финансовой помощи и специальных взносов.

Принципы построения и функционирования общественного комплекса защиты

Среди принципов построения коллективной системы охраны и ее функционирования выделяют следующие:

  • Разработку определенных подходов, документов, концепций, взглядов на возникающие проблемы мирного сосуществования;
  • Обеспечение национальной (внутригосударственной) и мировой безопасности;
  • Военное строительство, формирование штабов и подготовку квалифицированных военных кадров;
  • Разработку нормативных документов в государстве, которые соответствуют нормам международного права в области обороны и обеспечения мира;
  • Двустороннее или многостороннее сотрудничество государств в содружествах;
  • Совместное мирное использование составных элементов военизированной инфраструктуры, водного и воздушного пространств.

Создание мирного пространства в СНГ

В 1991 году Россия, Украина и Беларусь подписали соглашение о формировании Содружества Независимых Государств. Позже к данному Союзу присоединились другие страны постсоветского пространства (например, Азербайджан, Армения, Молдова, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан). Определяющим направлением деятельности СНГ является поддержание мира и создание безопасных условий жизни для населения.

В рамках СНГ выделяют два основных механизма регулирования.

На видео – о сотрудничестве России и Казахстана:

Первый механизм предусмотрен Уставом. В случае возникновения угрозы конституционному строю или внешнего вмешательства, страны-участницы обязательно консультируются друг с другом и принимают меры по мирному урегулированию спорных вопросов. При необходимости может выполняться миротворческая миссия с использованием вооруженных подразделений. При этом действие вооруженных сил должно быть четко согласованным между всеми участниками.

Второй механизм был закреплен в договоре об обеспечении общей безопасности. Этот документальный акт был принят в 1992 году. Договор предусматривает отказ стран от принятия участия в проявлении агрессии со стороны какого-либо государства. Особенностью заключенного соглашения является то, что если одно из государств проявит агрессивные действия, то это будет расценено как проявление агрессии в отношении всего Содружества. Государству, которое подвергнется агрессии, будет оказана любая необходимая помощь, в том числе и военная. В указанных документах механизм управления и регулирования обеспечения мира четко не закреплен и может содержаться в других международных документах. Вышеуказанный Устав и Договор имеют отсылочный характер на другие нормативные акты СНГ.

С 31 марта текущего года вступило в силу соглашение о взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные и используемые в ходе военно-экономического сотрудничества в рамках ОДКБ. В соответствии с Соглашением сотрудничество в названной сфере будет осуществляться путем согласования вопросов, связанных с охраной прав на используемые и полученные результаты интеллектуальной деятельности, проведения мероприятий по предупреждению правонарушений в области интеллектуальной собственности, обменом опытом по вопросам охраны прав на результаты интеллектуальной деятельности, другими формами.

При этом, участники военно-экономического сотрудничества в формате ОДКБ во всех договорах (контрактах) должны предусматривать, что применение используемых и полученных результатов интеллектуальной деятельности будет осуществляться только после обеспечения их правовой охраны.

Соглашение накладывает на его участников обязательство не производить и не экспортировать с территории своего государства в третьи страны продукцию военного назначения (ПВН), изготовленную с использованием результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат другой стороне или участникам военно-экономического сотрудничества от этой стороны, без письменного согласия указанной стороны .

Планируется активизировать взаимодействие спецслужб государств-членов ОДКБ, решающих задачи борьбы с преступностью в сфере информационных технологий по обеспечению обороноспособности государств-членов ОДКБ в целом и критически важных объектов инфраструктуры в частности. Кроме того, большое внимание будет уделено противодействию использования информационных технологий для подготовки терактов и преступных действий, информационному обеспечению государственной политики.

По словам генсекретаря ОДКБ Николая Бордюжи, предупреждение и раскрытие преступлений в сфере информационных технологий тесно связано с противодействием терроризму, предупреждением чрезвычайных ситуаций.

Одним из первых практических шагов, станет подготовка и переподготовка в рамках организации сотрудников правоохранительных органов, специализирующихся на предупреждении и раскрытии преступлений в сфере информационных технологий .

Вступило в силу соглашение о миротворческой деятельности Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) - документ предусматривает создание Миротворческих сил Организации, на основе миротворческих контингентов государств-членов.

Соглашение о миротворческой деятельности ОДКБ было подписано главами государств-членов Организации 6 октября 2007 года на саммите в Душанбе. Белоруссия, Казахстан и Армения ратифицировали документ 14 июля, 18 ноября и 29 декабря 2008 года. Четвертым государством, выполнившим внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления Соглашения в силу, стала Российская Федерация.

"Соглашением предусматривается создание на постоянной основе Миротворческих сил ОДКБ из выделяемых государствами-членами на постоянной основе миротворческих контингентов. Последние будут проходить подготовку по единым программам, оснащаться едиными или совместимыми образцами вооружений и связи, принимать участие в регулярных совместных учениях" .

Согласно документу, Миротворческие силы ОДКБ смогут принимать участие в миротворческих операциях как на территории государств-членов Организации, так и, по решению Совета Безопасности ООН, в других регионах. В ОДКБ входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан.

В настоящее время ОДКБ ведет очень активную политику, развивая направления своей деятельности. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев заявил, что силы оперативного реагирования по боевому потенциалу будут не хуже, чем аналогичные структуры НАТО.

2. Понятие коллективной безопасности и ее концепция

2.1 Понятие и сущность безопасности

Безопасность- 1. Состояние при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности .

Государственная безопасность, охрана государственной безопасности - совокупность мер по защите существующего государственного и общественного строя, территориальной неприкосновенности и независимости государства от подрывной деятельности разведывательных и иных специальных служб враждебных государств, а также от противников существующего строя внутри страны.

Охрана Государственной безопасности включает совокупность мер политического, экономического, военного и правового характера, направленных на выявление, предупреждение и пресечение деятельности сил, разведок, стремящихся подорвать и ослабить государственный и общественный строй, нарушить территориальную неприкосновенность соответствующей страны. Элементами системы охраны Государственной безопасности являются также меры общего предупреждения подрывной деятельности, ограждения объектов специального назначения и др.

Сущность безопасности состоит в том, что обеспечение военной безопасности является важнейшим направлением деятельности государства. Главные цели обеспечения военной безопасности - предотвращение, локализация и нейтрализация военных угроз.

Россия рассматривает обеспечение своей военной безопасности в контексте строительства демократического правового государства, осуществления социально-экономических реформ, взаимовыгодного сотрудничества и добрососедства в международных отношениях, последовательного формирования общей и всеобъемлющей системы международной безопасности, сохранения и укрепления всеобщего мира.

Россия сохраняет статус ядерной державы для сдерживания (предотвращения) агрессии против нее и (или) ее союзников, придает приоритетное значение укреплению системы коллективной безопасности в рамках СНГ на основе развития и укрепления Договора о коллективной безопасности.

Другие же страны Организации Договора о коллективной безопасности, не обладают ядерным потенциалом, как Российская Федерация, но, в свою очередь, тоже выстраивают систему безопасности на основе добрососедства в международных отношениях, одновременно укрепляя свою военную мощь и армии, но, исключительно, в целях защиты от агрессора .

2.2 Концепция безопасности государств-участников Договора о коллективной безопасности

Концепция коллективной безопасности государств - участников Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. (далее - Концепция) представляет собой совокупность взглядов государств - участников Договора о коллективной безопасности (далее - государства-участники) на предотвращение и устранение угрозы миру, совместную защиту от агрессии, обеспечение их суверенитета и территориальной целостности.

Концепция основывается на принципах ООН, ОБСЕ, Договора о коллективной безопасности, а также положениях других документов, принятых государствами-участниками в его развитие.

Концепция включает в себя: основы военной политики государств-участников, основы обеспечения коллективной безопасности, основные направления и этапы создания системы коллективной безопасности.

После событий 2010 г. в Киргизии возникла необходимость адаптации механизмов кризисного реагирования Организации к подобным ситуациям, в связи с чем был принят ряд новых документов. С внесением изменений в Договор о коллективной безопасности и Устав стало очевидным, что доктринальные основы деятельности ОДКБ, в частности, принятая еще в 1995 г. Концепция коллективной безопасности, существенно устарели. Соответвенно было принято решение о разработке новой редакции этого документа, а также Стратегии коллективной безопасности и Системы стратегического и оперативного планирования в рамках ОДКБ. В настоящее время группа экспертов государств-членов работает над пакетом этих документов.

Концепция коллективной безопасности 1995 г. государств-участников Договора представляет собой совокупность взглядов государств на предотвращение и устранение угроз миру, совместную защиту от агрессии, обеспечение их суверенитета и территориальной целостности. Концепция, как подчеркивается в ее тексте, основана на принципах ООН, ОБСЕ и ДКБ. Целью государств в обеспечении коллективной безопасности является предотвращение войн и вооруженных конфликтов, а в случае их развязывания - гарантированная защита интересов, суверенитета и территориальной целостности государств.

В документе дано определение системы коллективной безопасности. Это совокупность межгосударственных органов управления, сил и средств, обеспечивающих на общей правовой основе (с учетом национального законодательства) защиту их [государств- участников] интересов, суверенитета и территориальной целостности.

Для создания системы коллективной безопасности государства-участники обязались следовать следующим принципам: сближение основных положений законодательных актов государств в области обороны и безопасности; проведение регулярных консультаций по проблемам военного строительства и подготовки вооруженных сил государств; выработка общих подходов к военным вопросам.

Формирование системы коллективной безопасности должно было происходить в три

На первом этапе - завершение создания вооруженных сил государств-участников; разработка программы научно-технического сотрудничества и начало ее реализации; разработка и принятие правовых актов, регламентирующих функционирование системы коллективной безопасности.

На втором этапе - создание коалиционных (объединенных) группировок войск (сил) для отражения возможной агрессии и проведение планирования их применения; создание совместной (объединенной) системы ПВО; рассмотрение вопроса о создании объединенных вооруженных сил.

На третьем этапе - завершение создания системы коллективной безопасности государств-участников.

Намеченные на первом этапе задачи в целом удалось реализовать. Однако задачи второго и третьего этапов в намеченные сроки (примерно до 2000-2002 гг.) не были выполнены. В настоящее время Организация все еще находится, скорее, на втором, чем на третьем, этапе.

Вторым этапом формирования системы коллективной безопасности является создание коалиционных группировок войск, которые должны защищать суверенитет и территориальную целостность государств-участников Договора. В случае совершения акта агрессии против любой из стран-участниц, формирования региональной группировки войск одного региона коллективной безопасности могут (по просьбе одной или нескольких сторон) участвовать в отражении агрессии в другом регионе коллективной безопасности. Однако, на практике применение одной региональной группировки в другом регионе может оказаться маловероятным по политическим мотивам.

В рамках ОДКБ существуют три региона коллективной безопасности (восточноевропейский, кавказский и центральноазиатский). Подобная географическая разновекторность дает экспертам повод говорить об отсутствии единой системы безопасности и выдвигать предложения о развитии военных связей России с Белоруссией и Арменией на двусторонней основе, а не в рамках ОДКБ, которая основную деятельность разворачивает в последние годы на центральноазиатском направлении.

Для таких высказываний есть свои основания. Так, региональная группировка войск на российско-белорусском направлении была создана на двусторонней основе, хотя и действует также в рамках ДКБ/ОДКБ: в 1997 г. было подписано соглашение о совместном обеспечении региональной безопасности между Россией и Белоруссией, а в 2000 г. принято постановление Высшего Государственного совета Союзного государства о создании региональной группировки войск.

Кавказская группировка также формировалась на двусторонней основе. 27 августа 2000 г. между Россией и Арменией было подписано Соглашение по вопросам совместного планирования, применения войск (сил) в интересах обеспечения совместной безопасности. Оно является правовой основой для создания объединенной группировки войск двух государств «для решения задач совместной обороны под единым командованием» (ст.1). При этом следует отметить, что оба соглашения с Белоруссией и Арменией включают отсылку к ДКБ в преамбуле.

Региональная безопасность на центральноазиатском направлении также длительное время обеспечивалась на основе двусторонних соглашений между Россией и Казахстаном, Россией и Таджикистаном, Россией и Киргизией. Активизация боевиков Исламского движения Узбекистана на территории Узбекистана и Киргизии в 1999 и 2000 гг. подтолкнула Россию и страны Центральной Азии (ЦА) к заключению многосторонних соглашений, в частности, к созданию в 2001 г. Коллективных сил быстрого развертывания для Центральноазиатского региона коллективной безопасности. Однако региональная группировка войск для этого региона коллективной безопасности так и не была создана. В последние годы планировалось формирование региональной группировки войск на основе КСБР, но его целесообразность ставится под вопрос: группировки войск нацелены на реагирование на классические типы военных угроз (нападение со стороны другого государства), а для стран ЦА актуальны прежде всего угрозы со стороны негосударственных акторов. В действующей Концепции коллективной безопасности указывается, что члены ДКБ не считают своим противником ни одно государство или коалицию государств.

В документе отдельно прописано, что члены ДКБ будут консультироваться для согласования позиций в отношении НАТО и «других военно-политических организаций» по вопросам сотрудничества и партнерства и даже участия. Тем самым допускалось, что некоторые страны-члены ДКБ смогут участвовать в других региональных организациях безопасности. Напомним, что в январе 1994 г. НАТО запустила программу «Партнерство ради мира» (ПрМ), к которой к моменту подписания Концепции уже успели присоединиться все новые независимые государства, кроме находившегося в состоянии гражданской войны Таджикистана. Он стал участником ПрМ только в 2002 г. После конфликта на Кавказе в августе 2008 г. Россия временно заморозила свое участие в этой программе.

Что касается консультаций и согласования позиций, то на практике эти положения нередко не соблюдались. Так, после терактов 11 сентября 2001 г. центральноазиатским странам ОДКБ пришлось столкнуться с дилеммой - оказывать или не оказывать содействие антитеррористической коалиции в Афганистане. После консультаций с Россией был дан положительный ответ. В Киргизии и Узбекистане (последний на тот момент не состоял в ОДКБ) появились базы коалиции. Интересно, что с возникновением реальной необходимости консультаций в формате ОДКБ заинтересованные государства предпочли договариваться на двусторонней основе. В этой связи президент Белоруссии А.Лукашенко неоднократно высказывал свое недовольство по поводу присутствия войск НАТО на территории централь- ноазиатских членов ОДКБ. Он указывал на то, что между членами ОДКБ не было проведено предварительных консультаций по поводу размещения натовских контингентов - хотя это предусматривается правовой базой Организации.

Самой интересной частью Концепции коллективной безопасности 1995 г. представляется, пожалуй, перечисление основных источников военной опасности государствам ДКБ. В частности, - территориальные споры, локальные конфликты вблизи границ стран- участниц, использование (в т.ч. несанкционированное) оружия массового уничтожения (ОМУ), распространение ОМУ (что может быть использовано в своих целях отдельными государствами, организациями и террористическими группами), нарушение договоренностей по ограничению и сокращению вооружений, попытки вмешательства извне с целью дестабилизации внутриполитической обстановки и - на последнем месте - международный терроризм вместе с политикой шантажа.

Таким образом, речь в Концепции идет почти исключительно о «традиционных» угрозах, исходящих от государственных акторов. При этом в свете «цветных революций» последних лет актуально звучит пункт о вмешательстве извне с целью дестабилизации внутриполитической обстановки. Среди реальных угроз странам ОДКБ на современном этапе также можно назвать упоминаемые в Концепции локальные конфликты вблизи границ стран-членов (имелась в виду прежде всего нестабильная обстановка в Афганистане, начиная с 1992 г.).

Заслуживает внимания пункт Концепции о нарушении договоренностей по ограничению и сокращению вооружений - ведь именно Россию Запад обвиняет в несоблюдении Стамбульских договоренностей 1999 г. по Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). В свою очередь, на саммите в Астане в 2004 г. главы государств ОДКБ призвали НАТО (в том числе новых членов Альянса, не являющихся участниками этого договора) ратифицировать адаптированный ДОВСЕ. В середине июня 2007 г. ОДКБ распространила заявление, в котором говорилось, что «неисполнение странами Североатлантического альянса нового варианта ДОВСЕ противоречит интересам поддержания стабильности на европейском континенте» и что «соглашение до сих пор не вступило в силу, в результате чего его жизнеспособность и эффективность оказались утрачены и само его существование вновь поставлено под вопрос». Как известно, в июле 2007 г. Россия объявила о приостановлении участия в ДОВСЕ до тех пор, пока страны НАТО не ратифицируют соглашение о его адаптации.

В Концепции указано, что «стратегические ядерные силы Российской Федерации выполняют функцию сдерживания от возможных попыток осуществления агрессивных намерений против государств-участников в соответствии с военной доктриной Российской Федерации». В этой связи следует отметить, что в сентябре 2006 г. в Семипалатинске (Казахстан) Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан и Казахстан подписали Договор о создании в Центральной Азии зоны, свободной от ядерного оружия (ЗСЯО). По нему они взяли на себя обязательства по запрету производства, приобретения и размещения ядерного оружия и его компонентов или других ядерных взрывных устройств на своих территориях. Идея подписания такого договора была предложена президентом Узбекистана И. Каримовым еще в 1993 г., а затем текст документа долгие годы согласовывался.

Несмотря на поддержку договора со стороны ООН и Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), его подписание в 2006 г. бойкотировали три ядерные державы - США, Франция, Великобритания. Они должны были поставить свои подписи под протоколом о гарантии странам-участникам ЗСЯО о неприменении против них ядерного оружия (такие гарантии даны участникам уже существующих ЗСЯО). Такая позиция была обусловлена именно принципом коллективной обороны стран-участниц ОДКБ и статьей 12 самого Договора о ЗСЯО, которая признает приоритетность «старых обязательств» стран, т.е. и Договора о коллективной безопасности. По Договору о ЗСЯО в Центральной Азии страны- участницы оставили за собой право на транзит ядерного оружия через свою территорию в случае особых обстоятельств. Следует отметить, что подобное право оставляют за собой и участники других ЗСЯО, например, Пелиндабской, охватывающей Африку.

Четыре из пяти стран, подписавших Договор о ЗСЯО, являются членами ОДКБ. Согласно нормам международного права, более поздние договоры имеют преимущество над более ранними. Однако Россия заявила, что отдает приоритет ДКБ, т.е. оставляет за собой право защищать своих союзников всеми средствами. Таким образом, российское ядерное оружие может «транзитом» попасть на территорию стран ЦА. В свою очередь, подписав протокол к Договору о ЗСЯО, США, Франция и Великобритания не имели бы право нанести удар по пунктам расположения ядерного оружия в случае конфликта, скажем, с Россией. Такое противоречие между ДКБ и Договором о ЗСЯО не снято до сих пор.

Необходимо особо отметить отсутствие в Концепции упоминаний о существующих или потенциальных угрозах внутри пространства ДКБ. Напомним, что продолжались до мая 1994 г. боевые действия между двумя членами Договора - Арменией и Азербайджаном, до лета 1994 г. - активная фаза конфликта Грузии с Абхазией, а до лета 1992 г. - грузино- югоосетинского конфликта. В 1995 г. все еще шла гражданская война в Таджикистане.

Урегулирование всех этих конфликтов происходило по линии СНГ. Соответствующие решения принимались Советом глав государств СНГ (а не Советом коллективной безопасности ДКБ). За ДКБ же оставалась зарезервирована функция обороны от внешних угроз. Таким образом, не совсем корректными с правовой точки зрения представляются заявления, что урегулирование межтаджикского конфликта является заслугой ДКБ. Хотя фактически в урегулировании участвовали только члены ДКБ, которые выделили контингенты для коллективных миротворческих сил СНГ, сам механизм Договора не был задействован. Правда, следует отметить, что оперативное руководство миротворческой операцией в Таджикистане осуществлял Штаб по координации военного сотрудничества государств-участников СНГ (ШКВС), который до создания Объединенного штаба ОДКБ работал и на реализацию ДКБ, что и могло дать повод для заявлений о причастности ДКБ к урегулированию.

В мае 2000 г. в Минске был подписан Меморандум о повышении эффективности ДКБ и его адаптации к современной геополитической ситуации. В данном документе уже было указано на необходимость более полно использовать Договор «в интересах предотвращения и урегулирования конфликтов на их территории» (стран-участниц), для чего Организация приступит к созданию консультативного механизма по проблемам миротворческой деятельности и к работе по формированию коллективных миротворческих сил быстрого развертывания. Напомним, что миротворческие силы ОДКБ были созданы лишь в 2010 г. и предназначены для использования, главным образом, вне территории членов Организации.

Последняя попытка обновить концептуальные основы деятельности Организации была предпринята в 2006 г. в «Декларации государств-членов ОДКБ о дальнейшем совершенствовании и повышении эффективности деятельности организации», где ОДКБ называется «многофункциональной международной структурой безопасности». Важной задачей провозглашается «дальнейшее углубление и повышение эффективности взаимодействия в политической сфере». Также сформулированы такие принципы Организации, как:

Приоритетность союзнических обязательств государств-членов ОДКБ, уважение суверенитета, территориальной целостности и авторитета каждого из них;

Взаимное уважение и учет национальных интересов и позиций государств-членов ОДКБ в сфере внешней политики и безопасности;

Координация внешней политики, защита и обеспечение коллективных и национальных интересов государств-членов ОДКБ на международной арене.

Вместе с тем, несмотря на заявленный приоритет по повышению эффективности механизмов координации внешнеполитической деятельности государств-членов, существует проблема единства целей и ценностей, на основе которых строится деятельность Организации.