Семинар пройдёт 20 - 23 марта 2018 г. на базе Тополинской средней общеобразовательной школы Республики Саха (Якутия) в с. Тополиное Томпонского района Республика Саха (Якутия). Семинар организуется Северо-Восточным федеральным университетом совместно с Тополинской средней общебразовательной школой при поддержке Университета А...

Студентов учебных заведений, входящих в Национальный арктический научно-образовательный консорциум, приглашают принять участие в конкурсе научных работ на арктическую тематику. Победители конкурса получат денежный приз и право прохождения научной стажировки в организациях-участниках консорциума.

Digital Science – компания группы Holtzbrinck в сотрудничестве с Северным (Арктическим) федеральным университетом представила четыре отчёта об арктических исследованиях, переведённые Исследовательским офисом Университета Арктики и опубликованные на русском языке. Отчёты были анонсированы на мероприятии в рамках проекта Минист...

6 ноября 2017 г. Арктический совет проведет официальное внепрограммное мероприятие на конференции UNFCCC COP23 в г. Бонн, Германия. Мероприятие – «Глобальные последствия быстро меняющейся Арктики» - представят последние научные исследования в области изменения климата в Арктике и его глобальные последствия для остального мира.

Только что завершилась встреча Арктического совета в г. Оулу (Финляндия), где совет выступил с ключевыми направлениями для региона, как предотвращение загрязнения и образование.

С тех пор, как в 2006 году была создана Тематическая сеть Университета Арктики по местному и региональному развитию на севере, она внесла большой вклад в социально-экономические изменения и развитие во многих населенных пунктах и сельских регионах Якутии на севере России и в других частях Приполярного Севера. Последняя встреч...

"EduLAw" (ELA) - новый международный междисциплинарный проект, объединивший преподавателей и юристов из 12 европейских и российских ВУЗов-партнёров для создания онлайн модулей по праву для будущих педагогов.

24 октября в Санкт-Петербургском государственном университете состоится ежегодный семинар «Международное сотрудничество в Арктике». В рамках мероприятия ученые и дипломаты обсудят настоящее и будущее Арктического региона, а также актуальные вопросы подготовки кадров для изучения и оценки его экологии.

V Международный арктический правовой форум «Сохранение и устойчивое развитие Арктики: правовые аспекты» пройдет в Санкт-Петербурге с 29 ноября по 2 декабря. Организаторами мероприятия являются Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа и Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российско...

Научный сотрудник будет работать с профессором Джеффом Уэлкером, первым председателем Университета Арктики, и его исследовательскими командами. Данная трехлетняя должность будет базироваться в Университете Оулу с поездками на полевые площадки в Финляндии и периодическими поездками в Университет Аляски Анкоридж. Подать заявку...

С сентября 2017 г. по август 2020г. Секретариат IASSA будет расположен в Университете Северной Айовы (UNI) в Сидар-Фолс, США, в то время, как ICASS X в 2020 г. будет проходить в Северном (Арктическом) федеральном университете в Архангельске, Россия. Новые месторасположения представляют уникальный результат сотрудничества межд...

Карельский научный центр Российской академии наук и Петрозаводский государственный университет приглашают принять участие в IX Молодежном экономическом форуме «Траектория роста: новая экономика - новые возможности», который пройдёт в Петрозаводске 9-11 ноября 2017 г.

Десятая Министерская сессия Арктического совета (АС) пройдет в американском городе Фэрбенкс в четверг. На встрече министры иностранных дел восьми арктических государств оценят работу, проделанную за двухлетний срок председательства США. О том, что из себя представляет АС и какую роль в нем играет Россия - в материале ТАСС.

Клуб для избранных

АС был создан в 1989 году, когда представители арктических стран по инициативе правительства Финляндии встретились в финском городе Рованиеми для обсуждения вопросов защиты окружающей среды в Арктике. Однако официально АС был учрежден лишь в 1996-м с подписанием соответствующей декларации в столице Канады - Оттаве.

В состав совета, дискуссионной платформы для взаимодействия в Арктике, входят Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия и Швеция.

Помимо этих стран, обладающих правом принятия решений, в АС также входят постоянные участники . Это организации коренных народов Севера: Арктический совет атабасков, Международная ассоциация алеутов, Международный совет гвичинов, Циркумполярный совет инуитов, Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и Совет саамов. Они участвуют в подготовке всех документов и решений.

Есть в АС и наблюдатели , которые участвуют в его деятельности на уровне рабочих групп и могут вносить научный и финансовый вклад во все проекты организации. Среди них:

  • 12 государств (Великобритания, Германия, Индия, Испания, Италия, Китай, Республика Корея, Нидерланды, Польша, Сингапур, Франция и Япония);
  • 9 межправительственных организаций (среди них - Программа ООН по окружающей среде и Международная федерация обществ Красного Креста и Красного полумесяца);
  • 11 неправительственных организаций (в том числе Консультативный комитет по защите морей и Ассоциация оленеводов мира).

Главное мероприятие

Основное мероприятие АС - заседание на министерском уровне (обычно - глав МИД), проводящееся раз в два года. На встрече принимаются решения, касающиеся дальнейшей деятельности АС, подписываются документы, происходит передача председательства от страны к стране. Так, в 2013–2015 годах председательствовала Канада, в 2015–2017 годах - США, в 2017–2019 годах полномочия председателя будет осуществлять Финляндия. Россия возглавляла организацию в 2004–2006 годах.

Десятая министерская встреча Арктического совета в Фэрбенксе должна завершиться подписанием межправительственного соглашения об укреплении международного арктического сотрудничества.

АС ведет деятельность в рамках шести постоянных рабочих групп по:

  • устранению загрязнения в Арктике;
  • мониторингу арктической среды;
  • сохранению арктической флоры и фауны;
  • предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • защите арктической морской среды;
  • устойчивому развитию.

Большое внимание уделяется программам по экономической, культурной и социальной поддержке народов Арктического региона, а вопросы военной безопасности в компетенцию АС не входят.

Работу по этим направлениям финансируют сами арктические государства, национальные и международные банки, а также частные фонды. В 2014 году начал действовать "Инструмент поддержки проектов Арктического совета" (ИПП). ИПП финансирует разработки по сокращению загрязнения окружающей среды, одобренные АС. Распоряжается финансированием Северная экологическая финансовая корпорация (НЕФКО). ИПП располагает €15,9 млн, предоставленными Исландией, Норвегией, Россией (РФ внесла крупнейшую сумму - €10 млн ), США, Финляндией, Швецией, Саамским парламентом и НЕФКО. Однако ИПП открыт и для новых участников и взносов.

Планируется, что до 2019 года 40% средств ИПП будет использовано на проекты, связанные с опасными отходами и стойкими органическими загрязнителями, а также по предотвращению загрязнения окружающей среды; около 25% - на мероприятия по устранению загрязнения ртутью; около 20% - на проекты по чистому производству и повышению энергоэффективности. В 2014–2016 годах в рамках ИПП была оказана поддержка примерно 30 проектам. В их числе - инициатива по противодействие уменьшению популяций мигрирующих птиц, гнездящихся на Крайнем Севере (одобрена в октябре 2016 года). На территории России с помощью ИПП осуществляются такие проекты, как "Валдай" и "Тундра" (в Карелии и Мурманской области), направленные на сокращение выбросов сажи при электрогенерации, а также по производству чистой энергии для саамских оленеводов в Ловозере (Мурманская область).

В рамках Арктического совета было подписано два юридически обязывающих документа : соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике (7-я министерская встреча, Нуук, Гренландия, май 2011 года) и соглашение о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение нефтью моря в Арктике (8-я министерская встреча, Кируна, Швеция, май 2013 года).

Разные приоритеты

Каждая из стран-председателей задает свой приоритет для работы АС. Во время председательства Канады приоритетными были названы задачи по повышению качества жизни народов Севера. В частности, были одобрены проекты в области гендерного равенства, психического здоровья, борьбы с раковыми заболеваниями. Были разработаны новые направления, в частности расширение доступа жителей Крайнего Севера к услугам в сфере телекоммуникации. Также была начата подготовка соглашения по укреплению научного сотрудничества в Арктике.

Из-за ситуации на Украине Канада отказалась от участия в некоторых заседаниях Арктического совета, проводимых в Москве. Но в целом, по словам официального представителя России в АС Владимира Барбина, события на Украине на работу организации не повлияли.

В 2014 году при Арктическом совете была создана новая структура - независимый Арктический экономический совет (АЭС) , призванный расширить экономическое взаимодействие в регионе и повысить его инвестиционную привлекательность. Россию в АЭС представляют "Совкомфлот", "Роснефть" и Торгово-промышленная палата РФ. С 2015 года секретариат АЭС был открыт в норвежском Тромсё.

Председательство США прошло под лозунгом "Единая Арктика: общие вызовы, возможности и ответственность". Внимание уделялось таким вопросам, как возобновляемые источники энергии, применение цифровых технологий в арктических проектах, развитие инфраструктуры, уточнение географических карт, популяризация туризма, в том числе экстремального. Во время председательства Штатов в рамках АС появились три целевые группы: по арктическому морскому сотрудничеству; по вопросам телекоммуникационной инфраструктуры; по укреплению научного сотрудничества. В 2015 и 2016 годах были проведены многосторонние учения в рамках соглашения по поиску и спасанию в Арктике.

В апреле 2015 года на министерской встрече в Икалуите (Канада) участники приняли рамочный план сотрудничества по предотвращению загрязнения нефтью в результате добычи углеводородов и интенсификации судоходства в Арктике и рамочный документ по сокращению выбросов сажи и метана. Последний предлагает арктическим государствам предоставлять организации количественные оценки таких выбросов и информацию о мерах по их сокращению.

В октябре 2015 года в рамках АС был учрежден Арктический форум береговых охран. Задача этой структуры - обеспечение морской безопасности в Арктике, в частности в сфере экологии.

Спустя год на заседании старших должностных лиц в Портленде (США) была одобрена новая стратегия АС по информационно-просветительской деятельности. Ее цель - продвижение знаний в области изменения климата и оказание помощи арктическим общинам в подготовке к этим изменениям.

Приоритетом руководства Финляндии станет защита окружающей среды.

Роль России

Во время председательства в АС в 2004–2006 годах Россия инициировала почти 70 проектов в экономической, природоохранной и социальной областях (в том числе по охране здоровья местного населения, включая развитие телемедицины). Наращивалось взаимодействие в сфере предупреждения и ликвидации последствий техногенных катастроф и контроля за радиационной обстановкой. По предложению РФ было начато сотрудничество в сфере культуры, направленное прежде всего на сохранение истории, традиций и обычаев коренных народов Севера.

В январе 2006 года в Ханты-Мансийске состоялась первая в истории АС встреча министров культуры, посвященная этим вопросам. Крупным проектом стало создание единого информационного ресурса, содержащего данные из национальных библиотек и архивов профильных ведомств стран - участниц АС, - "Электронная память Арктики" (соглашение по проекту было подписано в 2006 году). Позже Россия выступила соавтором первого обязывающего документа АС - соглашения по поиску и спасению в Арктике.

В 2013–2016 годах Россия вместе с США и Швецией возглавляла целевую группу по укреплению научного сотрудничества. В ее рамках было разработано соглашение, направленное на расширение доступа ученых разных стран в Арктику. Его подписание ожидается в 2017 году, это будет третий юридически обязывающий документ АС.

В июле 2016 года рабочие группы АС по вопросам биоразнообразия и по сохранению арктической флоры и фауны выпустили 400-страничный атлас-справочник "Арктические рыбы Тихого океана". В его подготовку значительный вклад внесла РФ. Издание содержит информацию по более чем 100 видам рыб.

Один из последних проектов с российским участием был утвержден в апреле 2017 года на заседании рабочей группы по устойчивому развитию. Он направлен на совершенствование системы бесплатного дошкольного и школьного образования детей, представляющих коренные народы Севера. Согласно задумке авторов инициативы, преподавание мировой, государственной и национальной истории и культуры, родного и государственного языков должно вестись без отрыва от родителей на местах традиционного природопользования и хозяйственной деятельности.

При подготовке материала использовались данные "ТАСС-Досье"

Глава МИД РФ Сергей Лавров завершил визит в США, в ходе которого посетил не только Вашингтон, но и город Фэрбенкс на Аляске, где прошло заседание с участием восьми министров стран-участниц Арктического совета. О том, что в условиях кризиса в отношениях между РФ и Западом именно Арктика может стать ледоколом, сокрушающим взаимное недоверие, говорили многие участники встречи. Так ли это на самом деле, выяснял в Фэрбенксе корреспондент “Ъ” Павел Тарасенко.


«Мир, стабильность и сотрудничество»


Жителям обычно сонного и по-арктически спокойного Фэрбенкса столь внушительный десант иностранных гостей приходилось видеть нечасто - если вообще хоть раз. Достопримечательности этого небольшого города в центре Аляски ограничиваются, по сути, Музеем льда и памятником летчикам «Алсиба» - знаменитой трассы Аляска-Сибирь, по которой в годы Второй мировой в рамках ленд-лиза перегонялись американские боевые самолеты для Красной Армии. И именно в Фэрбенксе самолеты принимали советские летчики. Немногочисленных туристов в город привлекает суровая романтика Севера: полярное сияние, гонки на собачьих упряжках, ловля форели в ледяных речках, а также рукотворные объекты с приставкой «самый северный» (например, самый северный гольф-клуб мира).

Встреча глав внешнеполитических ведомств стран-членов Арктического совета - Дании, Исландии, Канады, Норвегии, России, США, Финляндии и Швеции - состоялась в Центре имени Джона Карлсона. Эта многофункциональная арена, где проводятся концерты, конференции и спортивные матчи, также наверняка входит в число самых северных. То есть идеально соответствовала тематике мероприятия.

Ключевым итогом встречи, как и ожидалось (см. “Ъ” от 10 мая), стало подписание третьего в истории Арктического совета межправительственного соглашения - об углублении научного сотрудничества в регионе. Как ранее пояснил “Ъ” заместитель помощника госсекретаря США Дэвид Балтон, документ позволит «упростить обмен исследовательскими данными и процесс получения учеными разрешительных документов на перемещение оборудования в Арктике». До этого, то есть более чем за 20 лет существования Арктического совета, в его рамках было подписано только два юридически обязывающих документа - о сотрудничестве в авиационном и морском поиске людей, а также их спасении в северных широтах (2011 год) и о совместном реагировании на загрязнение моря нефтью (2013).

Открыл заседание представитель коренных народов Аляски Тримбл Гилберт. Он рассказал о том, как непросто было его соплеменникам в разные периоды истории, а затем вместе с другими представителями организаций коренных народов (имеющих статус постоянных участников Арктического совета) исполнил ритуальный танец. Столь же слаженными были и речи министров: все говорили о необходимости помощи жителям Арктики, реализации совместных экономических и экологических проектов, а также о борьбе с последствиями изменения климата (в итоговой декларации заседания отмечается, что Арктика теплеет в два раза быстрее, чем остальная часть планеты).

Сергей Лавров, выступая одним из последних, заверил: «Россия много делает и будет делать для того, чтобы Арктика развивалась как территория мира, стабильности и сотрудничества. Здесь нет потенциала для какого-либо конфликта. Международное право позволяет надежно обеспечивать в нашем общем регионе национальные интересы всех арктических государств». При этом министр выразил сожаление в связи с заморозкой в 2013 году практики встреч начальников генштабов вооруженных сил стран совета. После переговоров он рассказал журналистам: «По-моему, наши партнеры задумались над тем, правильно ли было принимать такое решение». Публичной реакции других министров по этому вопросу, впрочем, не последовало.

С особым вниманием собравшиеся в Фэрбенксе делегаты слушали выступление госсекретаря США Рекса Тиллерсона, передававшего дела финскому министру Тимо Сойни (его страна стала председателем Арктического совета на следующие два года). Напомним, экологическая политика администрации Дональда Трампа - или, вернее, заявления на эту тему - вызывает беспокойство у экологов. Хотя решение еще не принято, президент США не раз предупреждал о намерении выйти из Парижского соглашения по борьбе с изменениями климата. «Мы ценим, что у каждого из вас есть своя, важная для нас точка зрения. Вы должны знать, что нам нужно время, чтобы в полной мере понять причины вашей озабоченности»,- заявил Рекс Тиллерсон, после чего еще раз успокоил собравшихся: Вашингтон не намерен принимать скоропалительных решений.

Эти заверения, впрочем, убедили не всех. В центре Фэрбенкса прошел митинг зеленых, на котором собралось около двух десятков человек. Некоторые из них несли в руках таблички «Мы на передовой климатических изменений» и «Очнитесь! Обуздайте уголь!». Другие скандировали политические лозунги - «Трамп должен уйти». Возглавлял шествие человек в костюме тираннозавра (лат. Tyrannosaurus rex), державший в лапах табличку «Рекс уничтожает Аляску».

Ключевые встретились с коренными


Специально для участников заседания была организована выставка достижений Арктического совета и действующих в его рамках шести тематических рабочих групп. Так, желающие могли ознакомиться с принимаемыми мерами по защите природы, погрузиться в детали проекта «Тундра» (по бесперебойному энергоснабжению удаленных арктических общин), порадоваться сокращению выбросов вредных веществ в атмосферу региона.

Многие проекты представляли собой пример эффективного практического международного сотрудничества - в том числе России и США. Например, из лежавших на столах брошюр можно было узнать, что «в 2013 году, во многом благодаря технической поддержке США “Мурманскавтотранс”, крупнейшая автобусная компания Мурманской области, смогла обновить свой автобусный парк» и, как следствие, «на 90% сократить выбросы черного углерода».

Не прекратилось сотрудничество и после начала кризиса в отношениях между РФ и Западом. Как ранее отмечал вице-премьер России Дмитрий Рогозин, в рамках деятельности Арктического совета ни один из почти 80 проектов сотрудничества свернут не был. «Не секрет, что по некоторым вопросам у нас есть разногласия, но в Арктическом совете мы всегда могли, можем и будем разговаривать и решать совместные вопросы»,- подтвердила в своем выступлении в Фэрбенксе глава МИД Канады Христя Фриланд. Эти слова министр произнесла на чистом русском языке. Между тем, обращалась она в первую очередь не к сидевшему по другую сторону стола Сергею Лаврову, а к представителям коренных народов российского Севера, также присутствовавшим на заседании. «Мы с вами не только соседи, но и родственники»,- отметила госпожа Фриланд, имеющая украинские корни и включенная в санкционные списки РФ.

Сергей Лавров позднее рассказал, что пообщался с ней за неформальным ужином, устроенным для участников заседания. В числе прочего там министры затронули тему российско-канадских отношений и ситуации на Украине. «В нашей делегации мы обратили внимание на то, что госпожа Фриланд неплохо говорит по-русски. Она свободно им пользовалась на Аляске. Но при этом на Украине, где русский язык издревле был родным для огромного количества людей, такого скоро может не быть»,- заявил российский министр. Он пояснил, что рассказал своей собеседнице об украинском законопроекте о государственном языке - «согласно которому, если он будет принят, все граждане страны должны будут для решения всех повседневных проблем пользоваться только украинским языком». По мнению Сергея Лаврова, это «дискриминационная мера», которая противоречит Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств. Впрочем, возможно, для госпожи Фридланд лично это и не проблема вовсе, поскольку она также владеет и украинским. «Я привлек внимание госпожи Фриланд к тем проявлениям неонацизма и шовинизма, когда, по сути, не президент и премьер, а радикалы определяют образ жизни на Украине»,- подвел итог Сергей Лавров.

Последним мероприятием в программе визита российского министра стало возложение венка и цветов к мемориалу в честь советских и американских летчиков «Алсиба». По данным “Ъ”, сначала предполагалось, что вместе с Сергеем Лавровым в церемонии примет участие Рекс Тиллерсон. Однако он от этого отказался, и в итоге американскую сторону представлял мэр Фэрбенкса.

Так или иначе, участники заседания дружно давали понять, что США и России необходимо сотрудничать - хотя бы по Арктике. Об этом же “Ъ” в кулуарах встречи говорили члены рабочих групп Арктического совета, разрабатывающие конкретные предложения и проекты. Лишний раз о том, что две страны волей-неволей обречены на взаимодействие, напомнил и маршрут обратного полета Сергея Лаврова: взлетев из аэропорта Фэрбенкса, самолет быстро пересек Берингов пролив и оказался над территорией РФ. Учитывая, что днем 9 мая самолет с российской делегацией вылетел в Вашингтон по обычному маршруту - через Европу и Атлантический океан, Сергей Лавров и его сопровождающие занесли себе в актив кругосветное путешествие.

Арктический совет (Arctic Council) – это ведущий межправительственный форум, содействующий сотрудничеству, координации и взаимодействию между арктическими государствами, коренными общинами и остальными жителями Арктики в общих арктических вопросах, в частности, в связи с проблемами устойчивого развития и защиты окружающей среды в Арктике.

С чего все начиналось?

Арктический совет (далее также АС или Совет) был создан в 1996 году по инициативе Финляндии, изначально видевшей главной его целью сохранение уникальной природы северной полярной зоны. Первый камень в основу будущей организации был заложен еще в 1989 году, когда 8 арктических государств — Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, СССР, Швеция и США — начали работу над «Стратегией защиты окружающей среды в Арктике» (The Arctic Environmental Protection Strategy, AEPS) или, как ее иначе называют, «Финской инициативой» (Finnish Initiative). Документ был подписан и ратифицирован в 1991 году, но место СССР в нем заняла уже Россия, не отказавшаяся от участия в данном проекте. AEPS нацелен на отслеживание и мониторинг ситуации в Арктике, ее оценку, на готовность среагировать на внештатные ситуации и ликвидировать их последствия, а также на консервацию арктической природы, представляющей огромную ценность для всего человечества. Эту инициативу называют одним из основных достижений сотрудничества государств на международной арене после окончания «холодной войны».

Второй важной составляющей АС являются Конференции парламентариев Арктического региона, проходящие каждые два года. Они представляют собой парламентскую организацию, состоящую из делегаций парламентов «восьмерки» арктических стран, а также представителей Европейского Парламента. Кроме того, в Конференции в качестве наблюдателей принимают участие делегаты от коренных народов региона. Первой такой встречей стала Международная Конференция Парламентариев Северного Совета по развитию и охране Арктического региона, прошедшая в Рейкьявике в августе 1993 года. Последняя Конференция, ставшая уже 12-й по счету, прошла в России в городе Улан-Удэ, столице республики Бурятия, с 12 по 17 июня 2016 года. Конференция 2018 года пройдет в Финляндии.

В 1994 году для координации работы Конференций – по сути Арктического парламента – был создан Постоянный Комитет Конференции, собирающийся 3-4 раза в год в различных местах Арктики. В 1994-1996 годах именно на его площадке шло согласование создания АС, в работе которого Постоянный Комитет и поныне принимает активное участие, являясь наблюдателем. По состоянию на 2017 год, главой российской делегации в Комитете является доктор политической социологии, сенатор Владимир Торлопов, в 2001-2010 гг. бывший губернатором Республики Коми. Также Россию представляет Борис Кашин – доктор физико-математических наук, депутат Государственной Думы РФ.

Согласно официальному сайту Конференции парламентариев арктического региона, сейчас основными направлениями ее работы являются вопросы арктических перевозок, образовательной и исследовательской политики, улучшения условий жизни и проблемы климатических изменений.

Днем рождения Арктического совета считается 19 сентября 1996 года, когда было объявлено о его создании в соответствии с положениями Оттавской декларации.

Какова структура Совета?

Ядром АС являются его постоянные члены – «восьмерка» арктических стран: Канада, Королевство Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Российская Федерация, Швеция и Соединенные Штаты Америки. Кроме того, статус постоянных участников в АС также имеют шесть организаций, представляющих коренные народы Арктики. Эта категория была создана для того, чтобы обеспечить активное участие в работе Совета северных народов, без которых нельзя принимать серьезных решений. Таким образом в Совет вошли еще шесть членов: Международная ассоциация алеутов, Арктический совет атабасков, Международный совет гвичинов, Циркумполярный совет инуито , Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и Совет саамов.

Статус Наблюдателя в АС могут получить неарктические государства, а также межправительственные, межпарламентские, всемирные, региональные и неправительственные организации, которые, с точки зрения Совета, могут внести вклад в его работу. Наблюдатели АС вклад участвуют в деятельности Совета, главным образом, на уровне рабочих групп. Государствами-наблюдателями на 2017 год являются: Китай, Франция, Германия, Индия, Италия, Япония, Южная Корея, Нидерланды, Польша, Сингапур, Испания, Великобритания и Швейцария. Страны-наблюдатели обязуются следовать букве Морского права, а также должны признавать суверенитет и суверенные права на Арктику арктических государств.

Существует категория наблюдателей с ограниченными правами: они должны подавать прошение в управляющие органы Совета о разрешении присутствия на каждом из заседаний. Сейчас ими являются Европейский Союз и Турция. Так, например, проблема ЕС состоит в том, что арктическая «восьмерка» не признает запрета, введенного Брюсселем, на промысел тюленей.

Наблюдателями в АС, помимо уже упомянутого выше Постоянного комитета Конференции парламентариев Арктического региона (SCPAR), являются еще восемь межправительственных и межпарламентских организаций:

  1. Международная федерация обществ Красного Креста и Красного полумесяца (IFRC)
  2. Международный союз охраны природы (IUCN)
  3. Совет министров Северных стран (NCM)
  4. Северная экологическая финансовая корпорация (NEFCO)
  5. Североатлантическая комиссия по вопросам морских млекопитающих (NAMMCO)
  6. Европейская экономическая комиссия ООН (UN-ECE)
  7. Программа развития ООН (UNDP)
  8. Программа ООН по окружающей среде (UNEP)

Наблюдателями в Арктическом совете являются также одиннадцать неправительственных организаций:

  1. Консультативный комитет по защите морей (АCOPS).
  2. Арктический институт Северной Америки (AINA) — бывшая организация «Культурные ворота в Арктику».
  3. Ассоциация оленеводов мира (AWRH).
  4. Союз по сохранению циркумполярного региона (CCU).
  5. Международный арктический научный комитет (IASC).
  6. Международная арктическая ассоциация общественных наук (IASSA).
  7. Международный союз здравоохранения в Циркумполярном регионе (IUCH).
  8. Международная рабочая группа по делам коренных народов (IWGIA).
  9. Северный форум (NF).
  10. Университет Арктики (UArctic).
  11. Всемирный фонд природы — Глобальная арктическая программа (WWF).

Неотъемлемой частью Арктического совета являются его шесть основных рабочих групп:

  • Рабочая группа по устранению загрязнения в Арктике (ACAP) выступает в роли механизма поддержки, способствующего национальным действиям по сокращению выбросов и других видов проникновения в среду загрязняющих веществ, присутствующих в Арктике;
  • Рабочая группа по реализации программы арктического мониторинга и оценки (AMAP) осуществляет мониторинг арктической среды, экосистем и населения, а также предоставляет научные рекомендации с целью поддержки правительств в борьбе с загрязнением и неблагоприятными последствиями изменения климата;
  • Рабочая группа по сохранению арктической флоры и фауны (CAFF) занимается сохранением арктического биоразнообразия, стремясь обеспечить устойчивость биологических ресурсов Арктики;
  • Рабочая группа по предупреждению, готовности и ликвидации чрезвычайных ситуаций (EPPR занимается защитой арктической среды от угрозы и воздействия аварийных выбросов загрязняющих веществ и радионуклидов;
  • Рабочая группа по защите арктической морской среды (PAME) является координационным центром всей деятельности Арктического совета, связанной с защитой и рациональным использованием арктической морской среды.
  • Рабочая группа по устойчивому развитию (SDWG) занимается продвижением устойчивого развития в Арктике и улучшением условий жизни арктических общин в целом.

Совет также может учреждать целевые и экспертные группы для осуществления конкретной работы. Пользуясь этим правом, Финляндия постановила создать на 2017-2019 годы еще 3 группы:

  • Целевую группу по вопросам арктического морского сотрудничества (TFAMC);
  • Целевую группу по вопросам улучшения качества связи в Арктике (TFIСA);
  • Экспертную группу, содействующую реализации Рамочного документа для действий в области активизации сокращения выбросов черной сажи и метана (EGBCM).

В 2013 году в Тромсё (Норвегия) официально начал функционировать постоянный Секретариат АС. Он был основан с целью обеспечения административного потенциала, поддержания институциональной памяти, расширения информационно-разъяснительной деятельности и предоставления общей поддержки деятельности АС.

Как функционирует Арктический совет?

Основное мероприятие АС - заседание на министерском уровне (обычно глав МИД), проводящееся раз в два года. На встрече принимаются решения, касающиеся дальнейшей деятельности АС, подписываются документы, происходит передача председательства от страны к стране.

Оценки и рекомендации АС являются результатом анализа и усилий, предпринимаемых Рабочими группами. Стоит отметить, что АС не может реализовывать или вводить в действие свои руководства, оценки или рекомендации: это является ответственностью каждого отдельно взятого арктического государства.

Председательство в АС переходит от одного арктического государства к другому каждые два года. Первой страной, возглавлявшей АС, стала Канада (1996-1998 гг.), затем США, Финляндия, Исландия, Россия, Норвегия, Дания и Швеция. Второй цикл председательств начался в 2013 году, когда все страны «восьмерки» по разу уже побывали на этом посту. 11 мая 2017 года завершился срок второго председательства США и началось очередное председательство Финляндии (2017-2019 гг.). Следующей страной, которая возьмет на себя полномочия председателя, станет Исландия (2019-2021 гг.).

Решения в АС принимаются на основе консенсуса, то есть единогласным голосованием стран «восьмерки», с учетом мнения и при активном участии других Постоянных участников.

Необходимо отдельно подчеркнуть, что мандат АС, согласно Оттавской декларации 1996 года, полностью исключает вопросы военной безопасности.

Арктический совет является форумом, а потому у него отсутствует свой собственный программный бюджет. Все проекты или инициативы финансируются одним или несколькими арктическими государствами. Некоторые проекты также получают поддержку от других организаций и институтов, например, национальных и международных банков и частных фондов. В 2014 году начал действовать «Инструмент поддержки проектов Арктического совета» (ИПП). ИПП финансирует разработки по сокращению загрязнения окружающей среды, одобренные АС. Распоряжается финансированием Северная экологическая финансовая корпорация (НЕФКО). ИПП на 2017 год располагает €15,9 млн, предоставленными Исландией, Норвегией, Россией (внесла самую большую сумму - €10 млн), США, Финляндией, Швецией, Саамским парламентом и НЕФКО. Однако ИПП открыт и для новых участников и взносов.

По данным ТАСС, планируется, что до 2019 года 40% средств ИПП будет использовано на проекты, связанные с опасными отходами и стойкими органическими загрязнителями, а также по предотвращению загрязнения окружающей среды; около 25% - на мероприятия по устранению загрязнения ртутью; около 20% - на проекты по чистому производству и повышению энергоэффективности. В 2014–2016 годах в рамках ИПП была оказана поддержка примерно 30 проектам. В их числе - инициатива по противодействию уменьшению популяций мигрирующих птиц, гнездящихся на Крайнем Севере (одобрена в октябре 2016 года). На территории России с помощью ИПП осуществляются такие проекты, как «Валдай» и «Тундра» (в Карелии и Мурманской области), направленные на сокращение выбросов сажи при электрогенерации, а также по производству чистой энергии для саамских оленеводов в Ловозере (Мурманская область).

В 2014 году при Арктическом совете была создана новая структура - независимый Арктический экономический совет (АЭС), призванный расширить экономическое взаимодействие в регионе и повысить его инвестиционную привлекательность. Россию в АЭС представляют «Совкомфлот», «Роснефть» и Торгово-промышленная палата РФ.

Каковы достижения Арктического совета?

Результатом деятельности Рабочих групп регулярно становятся комплексные передовые оценочные исследования, посвященные экологическим и социальным проблемам, вопросам развития региона, его экологической безопасности и так далее.

Одна из главных заслуг Совета – это его важная функция как площадки для ведения международных переговоров по составлению юридически обязывающих соглашений. Результатом этой работы уже стали три договора, заключенных между восемью арктическими государствами. Первый из них – это Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасении в Арктике, был подписан в Нууке (Гренландия) на Министерской сессии 2011 года. Второй – Соглашение о сотрудничестве в сфере готовности и реагировании на загрязнение моря нефтью в Арктике – заключен в Кируне (Швеция) на Министерской сессии 2013 года. Договоренности по третьему – Соглашению по укреплению международного арктического научного сотрудничества – были достигнуты в Фэрбанксе (Аляска) на Министерской сессии 2017 года.

Каковы приоритеты стран-участниц Совета?

У всех стран они разные. Так, во время председательства Канады приоритетными были названы задачи по повышению качества жизни народов Севера. В частности, были одобрены проекты в области гендерного равенства, психического здоровья, борьбы с раковыми заболеваниями. Были разработаны новые направления, в частности расширение доступа жителей Крайнего Севера к услугам в сфере телекоммуникации. Также была начата подготовка соглашения по укреплению научного сотрудничества в Арктике.

Председательство США прошло под лозунгом «Единая Арктика: общие вызовы, возможности и ответственность». Внимание уделялось таким вопросам, как возобновляемые источники энергии, применение цифровых технологий в арктических проектах, развитие инфраструктуры, уточнение географических карт, популяризация туризма, в том числе экстремального. Во время председательства Вашингтона в рамках АС появились три целевые группы: по арктическому морскому сотрудничеству; по вопросам телекоммуникационной инфраструктуры; по укреплению научного сотрудничества.

Приоритетом руководства Финляндии должны стать вопросы защиты окружающей среды.

Какова роль России в Арктическом совете, и для чего ей нужно участие в этой международной организации?

В свое первое и пока еще единственное председательство в Совете в 2004-2006 годах, Россия стала инициатором порядка 70 различных проектов в экономической, природоохранной и социальной областях, в том числе и по охране здоровья местного населения, включая развитие телемедицины. Наращивая свою активность по добыче нефти и газа в Арктике, Москва развивала взаимодействие стран «восьмерки» в сфере предупреждения и ликвидации последствий техногенных катастроф, а также проекты по контролю за радиационной обстановкой.

По предложению Российской Федерации, было начато сотрудничество в сфере культуры, направленное, главным образом, на сохранение истории, традиций и обычаев коренных народов Арктики. В январе 2006 года в Ханты-Мансийске состоялась первая встреча министров культуры стран арктической «восьмерки». Крупным проектом стало создание единого информационного ресурса, содержащего данные из национальных библиотек и архивов профильных ведомств стран-участниц АС — «Электронная память Арктики», соглашение по которому было подписано в 2006 году.

Россия выступила также одним из авторов первого обязывающего документа АС – соглашения по поиску и спасению в Арктике. Результатом стало то, что в 2015 и 2016 годах были проведены крупные многосторонние учения в рамках данного соглашения.

Совместно с США и Швецией, Россия в 2013-2016 годах занималась укреплением научного сотрудничества в соответствующей рабочей группе. Было разработано соглашение, облегчающее и расширяющее доступ ученых разных стран в Арктику. Как отмечалось ранее, оно было подписано в 2017 году, став третьим обязывающим документом АС.

В июле 2016 года рабочие группы АС по вопросам биоразнообразия и сохранению арктической флоры и фауны выпустили 400-страничный атлас-справочник «Арктические рыбы Тихого океана», содержащий информацию о более чем 100 видах рыб. В его подготовку значительный вклад внесли ученые из Российской Федерации.

Одним из последних проектов с активным российским участием стала утвержденная в апреле 2017 года программа, направленная на совершенствование системы бесплатного дошкольного и школьного образования детей, принадлежащих к коренным народам Севера. По задумке авторов данной инициативы, преподавание мировой, государственной и национальной истории и культуры, родного и государственного языков должно вестись без отрыва от родителей на местах традиционного природопользования и хозяйственной деятельности.

Старшим должностным лицом Арктического совета от России с 2014 года является Владимир Барбин – посол по особым поручениям Российской Федерации в Арктическом регионе. Выступая в ноябре 2016 года на конференции «Российско-канадский диалог и сотрудничество в Арктике», российский посол сказал, что «именно на арктических государствах лежит ответственность за устойчивое развитие региона и повышение качества жизни его населения … Здесь могут быть самые разнообразные формы — это взаимодействие на межгосударственном уровне, между регионами, и, естественно, взаимодействие бизнеса, научных институтов и гражданского общества». При этом очень важно, подчеркнул дипломат, чтобы «каждая из сторон слушала, что ей говорит другая сторона, слушала другое мнение и приводимые аргументы … Только на этой основе уважительного отношения мы и должны строить наше будущее взаимодействие». Несмотря на то, что эти слова были сказаны Барбиным в связи с разрывом дипломатических связей Канады и РФ, инициированного североамериканским государством на фоне украинского конфликта, они относились именно к сотрудничеству двух стран в рамках Арктического круга и в целом прекрасно отражают позицию России по работе в рамках данной организации.

Россия вновь возглавит Арктический совет в 2021-2023 годах.