Значение УВАРОВ СЕРГЕЙ СЕМЕНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

УВАРОВ СЕРГЕЙ СЕМЕНОВИЧ

Уваров (граф Сергей Семенович) - министр народного просвещения и президент Академии Наук, родился в 1786 г. Службу начал в 1801 г. в коллегии иностранных дел, в 1806 г. был отправлен к русскому посольству в Вену, а в 1809 г. назначен секретарем посольства в Париже. Живя за границей, Уваров познакомился и вошел в сношения со многими представителями литературы и науки, среди которых были братья Гумбольдты, Гете, Герман, Сталь и др. За границей же появились и первые литературные произведения Уварова - в 1810 г. "Essai d"une Academie Asiatique" и в 1812 г. об элевзинских таинствах. В 1810 г. Уваров оставил дипломатическую службу и в министерство Разумовского (XXVI, 202) в 1811 г. был назначен попечителем с.-петербургского учебного округа и оставался в этой должности до 1822 г., когда стал директором департамента мануфактур и внутренней торговли. В 1818 г. Уваров был назначен президентом Академии Наук и оставался им до самой своей смерти. В 1832 г. назначен помощником министра народного просвещения, а в 1833 г. - министром. Извещая попечителей учебных округов о своем вступлении в должность, Уваров писал: "Общая наша обязанность состоит в том, чтобы народное образование совершалось в соединенном духе православия, самодержавия и народности", но в этой знаменитой формуле под народностью разумелось одно лишь крепостное право (ср. Пыпин "История русской этнографии", т. I, гл. X). Как президент Академии Наук, Уваров много содействовал расширению деятельности академии. При нем была основана Пулковская обсерватория (XXI, 588), предпринят целый ряд научных экскурсий, преобразована старая академия (I, 265), увеличено количество академиков, средства академии и т. п. Шестнадцатилетнее управление (1833 - 1849) министерством народного просвещения графом Уваровым занимает видное место в истории народного просвещения в России: при нем был основан университет в Киеве, возобновлен обычай посылать молодых ученых за границу (XXXI, 804), основан целый ряд учебных заведений, положено начало реальному образованию, видоизменены уставы гимназий (VIII, 699) и университетов (XXI, 122). Уваров первый из министров народного просвещения стал публиковать свои отчеты по управлению министерством в основанном при нем "Журнале Министерства Народного Просвещения" (XII, 71). 1 июля 1846 г. Уваров был возведен в графское достоинство, а 9 октября 1849 г. оставил пост министра народного просвещения, не вполне разделяя те крутые меры по отношению к народному просвещению, которые стали применяться в России под влиянием европейских событий 1848 г. (XXI, 122). Менее благоприятно было управление Уварова для положения печати. Уваров хотя и был в свое время членом "Арзамаса" (см.) и близок к литературным кругам, а в особенно близких отношениях находился к Жуковскому, но цензура при нем проявляла особенное усердие, пагубное для литературы. При нем частью возник, частью получил особое развитие ряд специальных цензур, причем драматические произведения переданы были на цензуру третьего отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии, крестьянский вопрос совсем закрыт был для литературы, значительно усилены стеснения периодической печати, преследованиям подвергались органы как славянофилов, так и западников, даже ввоз невинных в политическом отношении французских романов воспрещался. Известно также враждебное отношение его к Пушкину. Умер Уваров 4 сентября 1855 г. Ср. П.А. Плетнев "Памяти гр. С.С. Уварова" и И.И. Давыдов "Воспоминание о гр. С.С. Уварове" (обе статьи панегирического характера в "Ученых Записках 2-го Отд. Академии Наук", кн. II); М.П. Погодин "Для биографии гр. С.С. Уварова" ("Русский Архив", 1871). Список литературных трудов графа С.С. Уварова в "Русском Архиве" (1871, стр. 2106 - 2107).

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое УВАРОВ СЕРГЕЙ СЕМЕНОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • УВАРОВ СЕРГЕЙ СЕМЕНОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (1786-1855) граф (1846), российский государственный деятель, почетный член (1811) и президент (1818-55) Петербургской АН. В 1833-49 министр народного просвещения. Автор …
  • УВАРОВ СЕРГЕЙ СЕМЕНОВИЧ
    Сергей Семенович , русский государственный деятель, граф (1846), почётный член (1811) и президент (1818-55) Российской …
  • УВАРОВ СЕРГЕЙ СЕМЕНОВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    граф — министр народного просвещения и президент Академии наук, родился в 1786 г. Службу начал в 1801 г. в коллегии …
  • УВАРОВ, СЕРГЕЙ СЕМЕНОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? министр народного просвещения и президент Академии наук, граф; родился в 1786 г. Службу начал в 1801 г. в коллегии …
  • УВАРОВ в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
  • УВАРОВ в Словаре русских фамилий:
    Первоначально — отчество от канонического мужского имени Уар, которое в повседневной русской речи получило форму …
  • УВАРОВ в Энциклопедии фамилий:
    Иногда говорят: «Ах, щи хороши: уварились!». Но фамилия Уваров к пище никакого отношения не имеет. В ее основе православное имя …
  • УВАРОВ в Словаре полководцев:
    Федор Петрович (1773-1824), ген. от кав., ком. кав. корпуса, участвующего в Бородинском сражении и в битве под …
  • УВАРОВ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Сергей Семёнович (1786- 1855), государственный деятель, граф (1846), поч. ч. (с 1811) и президент Петербургской АН (1818-55). В 1811-22 попечитель …
  • УВАРОВ
    УВ́АРОВ Фёд. Петр. (1773-1824), генерал от кавалерии (1813). В Отеч. войну 1812 ком. кав. корпуса, отличился в Бородинском сражении (рейд …
  • УВАРОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    УВ́АРОВ Сер. Сем. (1786-1855), граф (1846), гос. деятель, поч. ч. (1811) и през. (1818-55) Петерб. АН. В 1833-49 мин. нар. …
  • УВАРОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    УВ́АРОВ Вл. Вас. (1899-1977), рос. учёный-теплотехник, проф. (1934), д-р техн. наук (1946). Под его руководством созданы первая в СССР эксперимент. …
  • УВАРОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    УВ́АРОВ Ал. Сер. (1825-1884/85), граф, археолог, ч.-к. (1856), поч.ч. (1857) Петерб. АН, один из основателей Рус. и Моск. археол. об-в, …
  • СЕРГЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СЕРЃЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1857-1905), вел. князь, сын имп. Александра II, ген.-лейт. (1896). Участник рус.-тур. войны 1877-78; моск. ген.-губернатор в 1891-1905, с …
  • СЕРГЕЙ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • СЕРГЕЙ в словаре Синонимов русского языка:
    имя, …
  • СЕРГЕЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Сергей, (Сергеевич, …
  • УВАРОВ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Алексей Сергеевич (1825-1884/85) , российский археолог, член-корреспондент (1856), почетный член (1857) Петербургской АН, один из основателей Русского и Московского археологических …
  • СУХОРУКОВ, ЛЕОНИД СЕМЁНОВИЧ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-04-23 Time: 13:56:17: ""Эту статью необходимо объединить со статьёй Леонид Семёнович Сухоруков. Пожалуйста, дополните ту страницу недостающими …
  • СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-10 Time: 14:22:38 Сергей Николаевич Толстой (1908-1977) - "четвёртый Толстой"; русский писатель: прозаик, поэт, драматург, литературовед, переводчик. Цитаты * …
  • СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-03-10 Time: 18:02:27 Навигация Тема = Сергей Есенин Википедия = Есенин, Сергей Александрович Викитека = Сергей Александрович Есенин Викисклад …
  • СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ БУНТМАН в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-04-09 Time: 22:24:13 Навигация Тема = Сергей Бунтман Википедия = Бунтман, Сергей Александрович Сергей Александрович Бунтман — журналист, ведущий, …
  • МИХАИЛ СЕМЁНОВИЧ СОБАКЕВИЧ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-01-10 Time: 14:01:04 Михаил Семенович Собакевич - герой поэмы «Мёртвые души». * ? И лицо разбойничье! ? сказал Собакевич. …
  • МЕДВЕДЕНКО, СЕМЁН СЕМЁНОВИЧ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-11-01 Time: 11:28:21 Медведенко Семен Семенович, персонаж комедии «Чайка».- * Отчего? ""(В раздумье.)"" Не понимаю… Вы здоровы, отец …
  • ЛЕОНИД СЕМЁНОВИЧ СУХОРУКОВ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-04-23 Time: 13:56:55: ""Эту статью необходимо объединить со статьёй Сухоруков, Леонид Семёнович. Пожалуйста, дополните эту страницу недостающими …
  • ХРЕНОВ ИВАН СЕМЕНОВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иоанн Семенович Хренов (1888 - 1937), диакон, священномученик. Память 8 октября, в …
  • ФЕЛИЦЫН СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Фелицын Сергей Васильевич (1883 - 1937), священник, священномученик. Память 2 декабря, …
  • ТРУБАЧЕВ СЕРГЕЙ ЗОСИМОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергей (Сергий) Зосимович Трубачёв (1919 - 1995), диакон, церковный композитор. Родился 26 марта …
  • ТИТОВ ИВАН СЕМЕНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Титов Иван Семенович (1880 - 1938), председатель церковно-приходского совета. Родился в 1880 году в …
  • СКОРОБОГАТОВ АЛЕКСЕЙ СЕМЕНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Скоробогатов Алексей Семенович (1889 - 1938), псаломщик, мученик. Память 23 марта, в …
  • СКВОРЦОВ СЕРГЕЙ ИОСИФОВИЧ в Православной энциклопедии Древо.
  • ПОКРОВСКИЙ ИВАН СЕМЕНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Покровский Иван Семенович (1874 - 1938), протоиерей, священномученик. Память 13 февраля, …
  • МЕЧЕВ СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Мечёв Сергей Алексеевич (1892 - 1942), иерей, священномученик. Память 24 декабря, …
  • МАХАЕВ СЕРГЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Махаев Сергей Константинович (1874 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 19 ноября, …
  • КРОТКОВ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Кротков Сергей Михайлович (1876 - 1938), протоиерей, священномученик. Память 18 июня, …
  • КЕДРОВ СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергей Павлович Кедров (1880 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 16 ноября, в …
  • ГОЛОЩАПОВ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Голощапов Сергей Иванович (1882 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 6 декабря, в …
  • ВОСКРЕСЕНСКИЙ СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Воскресенский Сергей Сергеевич (1890 - 1933), священник, священномученик. Память 26 февраля. …
  • АКЧУРИН СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Акчурин Сергей Васильевич (1722 - 1790), обер-прокурор Святейшего Cинода. Родился в семье секретаря …
  • УВАРОВ ФЕДОР ПЕТРОВИЧ
    Уваров (Федор Петрович, граф, 1773 - 1824) - боевой генерал; сперва служил в конногвардейском полку, а затем переведен в смоленский …
  • УВАРОВ АЛЕКСЕЙ СЕРГЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Уваров (граф Алексей Сергеевич, 1828 - 1884) - известный археолог. Склонность к занятиям археологией в нем воспиталась с ранних лет …
  • ЯКОБИ БОРИС СЕМЕНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Борис Семенович (Мориц Герман) (21.9.1801, Потсдам, - 11.3.1874, Петербург), русский физик и изобретатель в области электротехники, академик Петербургской АН (1847; …
  • ЩЕПКИН МИХАИЛ СЕМЕНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Михаил Семенович , русский актёр. Основоположник реализма в русском сценическом …
  • ЦВЕТ МИХАИЛ СЕМЕНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Михаил Семенович (14.5.1872, Асти, Италия, - 26.6.1919, Воронеж), русский ботаник-физиолог и биохимик. Окончил Женевский университет (1893). В 1896 получил степень …
  • ПРОКОФЬЕВ СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Сергей Сергеевич , советский композитор, пианист и дирижёр, …
  • ПЕТРОВ ГРИГОРИЙ СЕМЕНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Григорий Семенович , советский химик-технолог, заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1957). После окончания (1904) Костромского химико-технического …
  • НАМЁТКИН СЕРГЕЙ СЕМЕНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Сергей Семенович , советский химик-органик, академик АН СССР (1939; член-корреспондент 1932), заслуженный деятель науки и техники …

Годы жизни: 1786-1855

Из биографии

  • Уваров Семён Семёнович министр народного просвещения России в период с 1833-1849 .
  • Его деятельность происходила в период правления Николая I.
  • Являлся автором идеи официальной народности.
  • Взгляды Уварова С.С. были близки к славянофилам

Основные направления деятельности Уварова С.С. и их результаты

Одним из направлений деятельности была государственная служба.

Уваров С.С. занимал высокие посты в государстве: был действительным тайным советником, 16 лет возглавлял министерство просвещения Российской империи, с 1818-1855 г. был президентом Императорской Академии наук.

В 1833 году, будучи министром народного просвещения , Уваров разослал попечителям учебных округов циркуляр, в котором были следующие слова: «Общая наша обязанность состоит в том, чтобы народное образование, согласно с Высочайшим намерением Августейшего Монарха, совершалось в соединённом духе Православия, Самодержавия и народности ».

Триада из этого циркуляра - «Православие, Самодержавие и народность» стала сутью официальной идеологии государства.

Основные направления развития народного образования при Уварове С.С.:

  • Проведение реформы народного просвещения на русских национальных началах. Вводя в образование дух «Православия, Самодержавия и Народности», необходимо воспитывать уважение к отечественной истории, языку, учреждениям. Из образования необходимо убрать частных преподавателей и иноземных воспитателей. Оно должно носить общественный характер.
  • Уваров С.С. был уверен в том, что прогрессивное развитие общества во многом зависти от уровня образования в нём. Одна из задач просвещения — укрепление чувства национальной гордости у русских людей.
  • Усиление правительственного контроля за деятельностью университетов и гимназий
  • Положено начало реальному образованию в России
  • Восстановление практики командирования учёных за границу с целью изучения и обобщения опыта
  • Уровень образования в гимназиях и университетах вышел на европейский уровень, а МГУ стал одним из ведущих вузов Европы.
  • Сохранение православия «

Суть официальной идеологии: «Православие, самодержавие и народность»

  • Сохранение православия - наиважнейшая задача России, так как оно составляет основу культуры и жизни народа. Русский человек не мыслит своей жизни без православия, оно охватывает всю деятельность и быт. Православие было той силой, которая помогла России « устоять средь бурь и явлений». «Без любви к вере предков народ, как и частный человек, должны погибнуть; ослабить в них веру - то же самое, что лишить их крови и вырвать сердце.»
  • Самодержавие — это основа государственности. Оно “представляет главное условие политического существования России”. Любое, даже незначительное его ограничение неминуемо приведёт к ослаблению страны, снижению её могущества, нарушению внутреннего мира и спокойствия. «Русский колосс упирается на самодержавии, как на краеугольном камне; рука, прикоснувшаяся к подножию, потрясает весь состав Государственный». Именно эта мысль должна, по мнению Уварова С.С., лежать в основе воспитания.Он большое внимание уделял преподаванию истории, считая, что именно она воспитывает гражданственность и патриотизм.
  • Народность . Суть понятия народности, по мнению Уварова С.С, сводится к двум составляющим: русской нации и русскому государству как единому организму. Единство народа и государства достигается путём совместного развития. «Дух русский, здравый, высокий в простоте своей, смирённый в доблести, непоколебимый в покорности закону, обожатель царей, готовый всё положить за любезное Отечество, искони возвышал нравственные силы его».

Результатом данной деятельности стало оформление официальной идеологии в стране, дальнейшее развитие просвещения.

Другим направлением была литературно-просветительская.

Уваров входил в известное русское литературное общество «Арзамас»., которое сам же и основал в 1815 году. Общество объединяло более 20 известных писателей, поэтов (Жуковский В.И., Батюшков К.Б., Вяземский П.Я, Пушкин А.С.и др.). Большое внимание уделялось сохранению и развитию русского языка. Уваров С.С.считал, что развитие национальной культуры во многом зависит от совершенства языка.

Уваров С.С.увлекался ботаникой. В своём имении он создал удивительный по количеству видов растений ботанический сад. Учёный Александр Бунге в честь Уварова назвал одно из растений семейства Вербеновых – уваровию . И даже один из минералов тоже носит название в его честь – уваровит.

Сын Уварова — Алексей Сергеевич, в 18657 году учредил в честь отца Уваровские премии при Академии наук.

Результат данной деятельности – дальнейшее развитие культуры, приобщение её к лучшим мировым образцам.

Таким образом , Уваров С.С.- один из известных и образованных людей своего времени, человек разносторонних знаний. Занимая влиятельные посты, и прежде всего пост министра народного просвещения, он внёс значительный вклад в развитие образования в стране, в формирование официальной идеологии. А его занятия литературой, археологией и ботаникой тоже не остались без внимания, были известны не только в России, но и в Европе.

Примечание.

Данный материал можно использовать при написании исторического сочинения (задание № 25) по эпохе Николая I .

Примерные тезисы (материал к ним — в историческом портрете).

Эпоха правления Николая I

(1825-1855)

События, явления. Личности, принимавшие участие в данном событии, явлении, процессе.
Укрепление самодержавия, власти императора. Николай I, придя к власти после подавления восстания декабристов, одной из главных задач считал укрепление самодержавия, установление жёсткой дисциплины в стране.Официальная идеология «Православие, самодержавие, народность», разработанная министром просвещения Уваровым С.С ., сыграла в этом значительную роль. (Далее необходимо описать суть теории).
Дальнейшее развитие культуры. Развитие культуры, прежде всего образования, просвещения, при Николае I получило своё дальнейшее развитие. В основе его лежали принципы официальной идеологии. Воспитание патриотизма, гражданственности, любви к национальной культуре, языку — все эти мысли лежали в трудах Уварова С.С , который и на государственной службе, и в литературно — просветительской деятельности отстаивал необходимость развития культуры на национальных основах, учитывая своеобразие национальной истории и культуры.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

(1786-1855) российский государственный деятель

В российской истории граф Сергей Семенович Уваров знаменит прежде всего как автор официальной идеологии, определившей развитие русской культуры середины XIX века. Впоследствии эту идеологию назвали охранительной, а определить ее можно тремя словами: православие, самодержавие, народность. С тех пор прошло более полутора веков, но ее влияние можно ощутить и сегодня.

Сергей Уваров родился в семье видного деятеля екатерининских времен, вице-полковника лейб-гренадерского полка Сергея Уварова. Крестной матерью младенца стала сама императрица, что в значительной мере определило его дальнейшую судьбу. Впрочем, все родственники Уварова по линии отца и по линии матери были видными придворными. Один из них, князь А. Куракин, устроил Сергея на службу при дворе, и в 1803 году ему уже пожаловали чин камер-юнкера.

Как и пристало отпрыску благородной семьи, Сергей Уваров получил блестящее домашнее образование. Он изучал европейскую культуру, историю античности, знал несколько иностранных языков.

В 1801 году его зачислили на службу в Коллегию иностранных дел. В течение трех лет он оставался в России, а затем был направлен в русское посольство в Вену. В Австрии молодой дипломат продолжил самообразование, много путешествовал. Он познакомился с немецким естествоиспытателем Александром Гумбольдтом и специально ездил в Веймар, чтобы встретиться со знаменитым немецким писателем и философом Иоганном Гёте .

Через год Сергея Семеновича Уварова переводят в Париж, где он становится секретарем русского посольства. Во Франции он продолжает завязывать связи, знакомится с известной французской писательницей Жерменой де Сталь и становится постоянным посетителем ее литературного салона.

Однако неожиданно его судьба меняется: он знакомится с приехавшей во Францию графиней Е. Разумовской, дочерью одного из первых сановников империи графа Алексея Разумовского, и вскоре женится на ней. Благодаря браку он стал состоятельным человеком и мог позволить себе уволиться со службы. К тому же этот брак оказался счастливым, жена родила ему трех дочерей и сына.

Вместе с женой Сергей Уваров возвращается в Россию и по протекции тестя, занимавшего пост министра народного просвещения, становится попечителем Санкт-Петербургского учебного округа. В новой должности ему пришлось разрабатывать университетский устав и концепцию высшего образования в России.

Много времени Сергей Уваров отдает и публицистике: он выпускает несколько книг, в которых разрабатывает идеи, впоследствии ставшие основой его теории официальной народности. Наибольшей популярностью пользуется книга Уварова, в которой он анализирует причины поражения Наполеона. Одним из первых он написал, что победа над французской армией стала возможна благодаря подъему национальных сил.

Идеалом для Сергея Уварова стало единение народа и царя. В то время он осуждал любое проявление деспотизма и произвола, считая, что России необходим просвещенный монарх. Можно сказать, что Уваров занимал либеральные позиции, даже был членом литературно-художественного кружка «Арзамас», где познакомился с Василием Жуковским , Александром Пушкиным и будущими декабристами. Но он никогда не поддерживал предложений о насильственном изменении существующего в России строя.

Однако после восшествия на престол Николая I и суда над декабристами, убеждения Сергея Уварова резко меняются. Теперь он выступает против любого проявления либерализма. С его точки зрения, залогом незыблемости самодержавия является контроль над обучением молодого поколения. Но в отличие от Бенкендорфа, Уваров понимал, что репрессии не помогут. Либеральным идеям необходимо противопоставить собственную концепцию. И он начинает вырабатывать соответствующее представление, в котором обосновывает место России в мире и излагает свой взгляд на внутреннее положение в стране.

Старания Уварова были замечены. В 1826 году Николай I включает его в состав Государственного совета в качестве сенатора, чуть позже назначает товарищем (заместителем) министра народного просвещения.

Сергей Семенович Уваров впервые написал о том, что Россия является страной совершенно особенной, она не нуждается ни в каком влиянии Запада. Уникальность страны, по Уварову, заключается в том, что здесь сохраняется вера в спасительные начала, без чего она не может благоденствовать. Этими началами он считал государственное устройство, православную веру и опору на народные корни.

Теорию Сергея Уварова поддержали многие представители русского общества, в том числе император. Ему поручают составить новый цензурный устав, с помощью которого предполагалось регулировать социальную жизнь. Позже этот документ был прозван «чугунным», так как в нем запрещались малейшие проявления инакомыслия, и прежде всего - религиозное вольномыслие.

Николай I принял концепцию Сергея Уварова. В 1834 году он назначает его министром народного просвещения. В Извещении попечителям учебных округов о своем назначении Уваров писал: «Наша общая обязанность состоит в том, чтобы народное образование совершалось в соединенном духе самодержавия, православия и народности». Такова была программа его деятельности.

Но далеко не все деятели русской культуры оказались на его стороне и поддержали его начинания. Через год в журнале «Телескоп» появляется «Философическое письмо» Петра Чаадаева , автор которого впервые показал опасность изоляции России от европейской культурной жизни. Реакция властей оказалась весьма резкой: журнал был закрыт, его издатель Н. Надеждин отправлен в ссылку, а Чаадаев был объявлен сумасшедшим и посажен под домашний арест.

Выдвинутая Сергеем Семеновичем Уваровым триада оказалась не обычным лозунгом: в каждое из трех понятий вкладывалось строго определенное содержание. В частности, православную веру он считал единственно возможной для всех народов России. Вслед за этим начались преследования людей других вероисповеданий, в частности старообрядцев.

Самым сложным понятием в концепции Уварова оказалась народность. Парадокс заключался в том, что он заимствовал его у немецких философов и не без успеха попытался приспособить к русской ментальности.

Под народностью Уваров подразумевал насаждение патриархального образа жизни, безропотное послушание властям и царю. Он считал, что эти черты характера исконно присущи русскому человеку.

Сергей Семенович Уваров полагал, что в самой России нет причин для каких-либо серьезных конфликтов, следовательно, родное отечество превосходит все остальные европейские страны. Показательна оценка высказываний министра, которую дал Петр Вяземский в своих записных книжках. Он назвал подобные восхваления патриархального образа жизни квасным патриотизмом.

Сергей Уваров очень активно занимался усовершенствованием системы образования: он хотел, чтобы оно стало классическим, но доступным прежде всего детям дворян и чиновников. Уваров решительно пресек инициативу графа Сергея Строганова , который предлагал сделать университеты общедоступными.

Уваров одновременно занимал пост министра народного просвещения и должность президента Академии наук. Это привело к тому, что вся научная деятельность стала бюрократической, а количество естественнонаучных журналов сократилось. Любое инакомыслие считалось крамолой и не допускалось, поэтому в Академии резко снизилось количество самостоятельных проектов.

Казалось, нововведения Сергея Уварова разрушают сложившиеся нормы поведения и приводят к монополизации сознания. Но на самом деле этого не произошло, и с конца тридцатых годов разгорается полемика между западниками и славянофилами. Она оживила общественную жизнь, расширила контакты. В это же время развивается литературная критика, которая стала формировать новое мышление.

Недостатки системы Сергея Уварова стали особенно заметны после европейских революций 1848 года. Авторитет министра в глазах императора поколебался, так как ему оказалось не под силу искоренить вольнодумство в учебных заведениях. Граф тяжело переживал происходящее. 6 января 1849 года у него произошел «нервический удар», и по состоянию здоровья его вскоре отправили в отставку. Правда, Николай I лично принял его и за безупречную службу пожаловал ему орден Андрея Первозванного.

После выхода в отставку, Сергей Семенович Уваров поселяется в своем имении Холм, расположенном неподалеку от Гжатска. Там он почти безвыездно прожил пять лет и умер в 1855 году.

Биографический словарь, т. 1-4

граф (25.08.1786 Москва - 4.09.1855, там же), гос. деятель, президент АН, пом. дир. ПБ в 1812-33.


Из дворян. Получил домашнее образование, владел европ. яз., в т. ч. древ.: греч. и лат. Службу начал в 1801 в Коллегии иностр. дел, в 1806 определен в рус. посольство в Вене, в 1809 назначен секр. посольства в Париже. Живя за границей, У. познакомился с братьями А. и В. Гумбольдтами, И. В. Гете, А. Л. Ж. Сталь и др. За границей появились и первые лит. произв. Писал тр. на рус., фр. и нем. яз. По этому поводу Гете сказал о нем: "Подобно художнику в области гармонии, он играет на различных инструментах, смотря по тому, какой лучше выражает его мысли и чувствования".

5 марта 1812 дир. ПБ А. Н. Оленин возбудил ходатайство перед министром нар. просвещения о назначении У. на должность пом. дир., как "известного по своим знаниям в науках и художествах и по особенной склонности к библиографическим занятиям". 12 марта У. утвержден пом. дир. Б-ки. В его функции входило исп. обязанностей дир. во время отсутствия последнего. Борясь с нарушителями закона об ОЭ, Оленин неоднократно обращался к У. как попечителю учеб, округа с просьбой дать указание Ценз, к-ту, чтобы на кн. указывалось не только ценз, разрешение, но и обязанность издателей представлять в ПБ два экз. При этом напоминалось, что У. как пом. дир. должен разделить с Олениным "попечение о пользе сего книгохранилища, открытого для общественного употребления". С назначением в 1833 министром нар. просвещения У. сложил с себя обязанности пом. дир., пообещав "всеми мерами способствовать к дальнейшему усовершенствованию" Б-ки. Все "положения" для посетителей Б-ки утверждались министром У. Он поддерживал ходатайства Оленина о материальных поощрениях и наградах сотр. Б-ки. В период пребывания на должности пом. дир. ПБ У. занимал разл. посты в гос. структурах. До 1821 он оставался попечителем Петерб. учеб, округа, по его "предначертанию" был основан в 1817 Гл. пед. ин-т, позднее преобразов. в Петерб. ун-т. В 1818 назначен президентом АН, в 1822-24 был дир. Деп. мануфактур и внутр. торговли, в 1823-26 - управляющим гос. заемным и коммерч. банками, в 1826 определен сенатором. В 1832 У. был назначен пом. министра нар. просвещения, а с 1833 по 1849 был министром. При нем основан "ЖМНП", стали публиковаться отчеты по упр. м-вом, учрежден ун-т в Киеве, открыт ряд учеб, заведений, возобновлен обычай командировать молодых ученых за границу. Он авт. формулы "православие, самодержавие, народность", введенной в его гр. герб и полож. в основу его деятельности по нар. образованию, что сказалось в стремлении затруднить доступ к получению образования лицам недворянского происхождения, усилить контроль над ун-тами и гимназиями. Как министр нар. просвещения У. одновременно был и начальником Гл. упр. цензуры. При нем усилились ценз, строгости: запрещалось освещать в печати крест, вопрос, запрещался ввоз в Россию фр. романов. В апр. 1834 приказал цензуровать произв. А. С. Пушкина "на общем основании" и исключил несколько стихов из поэмы "Анджело". После гибели Пушкина потребовал от цензоров соблюдения в некр. "надлежащей умеренности и тона приличия" и был недоволен "пышной похвалою", напечат. в "Лит. прибавлениях к "Рус. инвалиду"".

У. принимал участие в лит. жизни и был не чужд науч. интересам. Как знаток греч. лит., У. советовал Н. И. Гнедичу переводить "Илиаду" Гомера гекзаметром. Был частым гостем олеиинского салона, участвовал в лит. группе "Арзамас", почет, чл. ОЛРС. В 1810 опубликовал "Проект Академии Азиатской"; в 1811 избран почет, чл. АН. Будучи ее президентом, он в 1841 реорганизовал АН, влив в нее Рос. акад. в форме II Отд-ния рус. яз. и словесности (ОРЯС). При нем был значительно расширен штат академиков по естеств. и точным наукам, появились "Тр. Акад.", ежегод. "Записки" (4 сер.), выпускались "Известия" (2 отд.), возобновлен "Технол. журн.". У. был избран чл. Королевского о-ва наук в Геттингене, Акад. надписей и словесности Франции, Королевского ист. о-ва в Мадриде и др. Для изучения и публ. памятников древ, письменности и культуры в 1837 при М-ве нар. просвещения создал Археогр. комис.

Награжден орденами Андрея Первозванного, Иоанна Иерусалимского, Владимира 2-й степени, Анны 1-й степени и др. Имел чин д. т. сов.

Похоронен в церкви с. Холм Гжатского у. Смоленской губ.

Для увековечения памяти У. его сын, археолог А. С. Уваров учредил в АН Уваровскую премию, внеся в ее фонд 75 тыс. р. серебром. Премию присуждали за соч. по истории России и др. славян, стран, словесности, искусств и художеств тех же стран, а также за драм, произв. Первая премия была присуждена в 1857 почет, чл. ПБ Д. А. Ровинскому за кн. "История русских школ иконописания до конца XVIII века". В послед, годы среди награжд. премией были сотр. Б-ки В. В. Стасов, Н. П. Собко, Д. Ф. Кобеко, Н. П. Лихачев, Н. Д. Чечулин.

Соч.: Essai sur les Mysteres d"Eleusis (Paris, 1812); О преподавании истории относительно к народному воспитанию (СПб., 1813); Eloge funebre de Moreau (SPb., 1813); Empereur Alexandre et Bonaparte (SPb., 1814); Nonnos von Panopolis der Dichter (SPb., 1817); Речь президента Императорской Академии наук, попечителя Санкт-петербургского учебного округа, в торжественном собрании Главного педагогического института 22 марта 1818 (СПб., 1818); Un exarnen critique de la fable d"HercuIe commenteer par Dupuis (SPb., 1820); Ueber das vorhomerische Zeitalter (SPb., 1821); Речь президента Академии наук в торжественном собрании оной по случаю столетия 29 декабря 1826 (СПб., 1826); A la memoire de 1"Empereur Alexandre (SPb., 1826); A la memoire de 1"Imperatrice Elisabeth (SPb., 1826); A la memoire de I"lmperatrice Marie (SPb., 1828); Записка, читанная президентом Академии наук в общем ее собрании 21 марта 1832 года (СПб., 1832); О Гете: В торжеств, собр. С.-Петерб. Акад. наук, читано президентом Акад. 22 марта 1833 г. (М., 1833); Рим и Венеция, в 1843-м году (Дерпт, 1846); Штейн и Поццо-де-Борго (Дерпт, 1847); Исследование об элевсинских таинствах (СПб., 1847; Общий взгляд на философию словесности (СПб., 1848); Проект цензурного Устава, внесенный в Государственный совет гр. Уваровым в 1849 году и недоработанный Советом (СПб., 1849?); Совершенствуется ли достоверность историческая? (Дерпт, 1852); Десятилетие Министерства народного просвещения, 1833-1843: (Зап., представл. гос. имп. Николаю Павловичу министром нар. просвещения гр. Уваровым в 1843 г. ...) (СПб., 1864).

Библиогр.: РА. 1871.

Справ.: БСЭ; СИЭ; Брокгауз; Геннади; Межов. История.

Лит.: 12-е января 1843 года: 25 лет. назначения президентом АН. СПб., 1843; Плетнев П. А. Памяти графа С. С. Уварова, президента имп. Академии наук //Учен. зап. 2-го Отд-ния АН. 1856. Кн. 2, вып. 1; Давыдов И. И. Воспоминание о графе Сергее Семеновиче Уварове //Там же; Маркевич Б. Князь Григорий Щербатов о графе Уварове. М., 1870; Погодин М. П. Для биографии Сергея Семеновича Уварова //РА. 1871; Вигель Ф. Ф. Записки. Ч. 2-3. М., 1892; Иконников; Грот Я. К. Переписка с П. А. Плетневым: В 3 т. СПб., 1896; Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности министерства народного просвещения, 1802-1902. СПб., 1902; Очерки истории исторической науки в СССР. М., 1955. Т. 1; Вацуро В. Э., Гиллельсон М. И. "Сквозь умственные пло-тины". М., 1986; Уваров и Дондуков //Иезуитова Р. В., Левкович Я. Л. Пушкин в Петербурге. Л,. 1991.

100-летие. С. 62, 74, 140, 149.

Арх.: Арх. РНБ. Ф. 1, оп. 1, 1812, № 4; ЦГАЛИ. Ф. 1179; СПбФ ИРИ РАН. Ф. 136; РИМ. Ф. 17.

Иконогр.: Русские портреты XVIII и XIX столетий. СПб., 1909. Т. 5; Морозов А. В. Каталог моего собрания русских гравированных и литографированных портретов. М., 1913.

ЛЕКЦИЯ XVIII

(начало)

Система народного просвещения при Николае I. – Взгляды императора Николая. – Министерство Уварова. – Его принципы. – Уставы 28 декабря 1828 г. – Университетский устав 1835 г. – Московский университет при Строганове

Министерство Уварова

Сергей Семенович Уваров. Портрет работы В. Голике, 1833

Теперь нам приходится остановиться на ходе просвещения в России и на развитии умственного и политического движения среди интеллигенции в 30-х и 40-х годах.

Адмирал Шишков, унаследованный императором Николаем от предыдущей эпохи, оставался во главе Министерства народного просвещения, как я уже говорил, до 1828 г.; затем с 1828 по 1833 г. министерством управлял пиетист Ливен. С 1833 г. министром сделался один из наиболее знаменитых министров народного просвещения – С. С. Уваров, который управлял этим ведомством до начала третьего периода царствования Николая – до 1849 г. Уваров главным образом и наложил свою печать на деятельность Министерства народного просвещения в Николаевскую эпоху, хотя в сущности он являлся главным образом лишь талантливым исполнителем велений самого Николая. Роль Уварова в деле народного просвещения по значительности проведенных при нем преобразований почти столь же важна, как роль Канкрина в истории русских финансов и роль Киселева в истории крестьянского законодательства. Мы видели, что Николай Павлович обратил внимание на вопросы народного просвещения сразу же по вступлении на престол; он связывал вопрос о направлении народного образования или, вернее, воспитания с направлением политической мысли и задавался целью так поставить систему народного воспитания, чтобы она являлась системой, предотвращающей возможность развития всяких революционных стремлений. Ввиду этого император Николай с самого начала царствования принял ряд своеобразных мер в сфере народного образования, о которых я упоминал уже в одной из предыдущих лекций. Охранительное направление, принятое с самого же начала царствования в деле народного просвещения, получает особенную выдержанность и силу после 1831 г. Верным и решительным исполнителем этого курса и является сменивший в 1833 г. более слабого кн. Ливена рекомендованный Карамзиным Сергей Семенович Уваров. О том, каков был Уваров до 20-х годов, о его довольно смелой оппозиции реакционным стремлениям министерства Голицына в самом начале его деятельности, я уже говорил в свое время, но надо сказать, что Уваров той эпохи и Уваров николаевских времен – это как бы две различные личности. От Уварова прежнего времени к 30-м годам осталась только его солидная научная образованность, а его политические взгляды изменились коренным образом, по-видимому, в соответствии с теми карьерными стремлениями, которые в это время в нем возобладали. Вы помните, что в 1818 г. он в своей речи на акте в главном педагогическом институте говорил, что свобода есть лучший дар Бога и что ради нее не следует опасаться замешательств, сопряженных иногда с конституционным устройством. В письме к Штейну он подшучивал над людьми, которые желают просвещения и в то же время боятся его результатов; он говорил, что они как бы желают огня, который не жег бы. Теперь он свои прежние идеи оставил в стороне и явился главным образом исполнителем тех взглядов, которыми руководился сам император Николай. Прежде всего Уваров усвоил себе ту идею, что вооружать нацию необходимыми знаниями надо лишь в той мере, в какой это необходимо для технических нужд государства, притом строго охраняя публику от проникновения в умы зловредных политических идей.

Еще в Комитете 1826 г. с этой именно точки зрения были пересмотрены уставы средних и низших училищ, причем соответственно взглядам императора Николая на задачи народного просвещения была разорвана сеть учебных заведений, построенная когда-то по плану Янковича де-Мириево, и введены новые уставы и новые программы гимназий и уездных училищ, утвержденные 28 декабря 1828 г. Эта реакционная мера прошла еще в тот период царствования Николая; который я характеризовал как период, вообще непротивный прогрессу.

Православие, самодержавие, народность

Уваров, еще в бытность товарищем министра при Ливене, получил в 1832 г. командировку, целью которой было обозрение Московского университета и других провинциальных учебных заведений, постановки в них преподавания и выяснение того, как приводится в исполнение устав 1828 г., а также, наконец, какие преобразования требуются в организации университетов. Возвратившись из этой поездки, Уваров представил характерный письменный отчет, который был составлен с таким тонким пониманием взглядов императора Николая, что непременно должен был провести автора его на министерский пост. В отчете Уваров так излагал свои впечатления от ревизии Московского университета:

«Утверждая, что в общем смысле дух и расположение умов молодых людей ожидают только обдуманного направления, дабы образовать в большем числе оных полезных и усердных орудий правительства, что сей дух готов принять впечатление верноподданнической любви к существующему порядку, я не хочу безусловно утверждать, чтобы легко было удержать их в сём желаемом равновесии между понятиями, заманчивыми для умов недозрелых и, к несчастью Европы, овладевшими ею, и теми твердыми началами, на коих основано не только настоящее, но и будущее благосостояние отечества; я не думаю даже, чтобы правительство имело полное право судить слишком строго о сделанных, может быть, ошибках со стороны тех, коим было некогда вверено наблюдение за сим заведением; но твердо уповаю, что нам остаются средства сих ошибок не повторять и постепенно, завладевши умами юношества, привести оное почти нечувствительно к той точке, где слияться должны, к разрешению одной из труднейших задач времени, – образование правильное, основательное, необходимое в нашем веке, с глубоким убеждением и теплой верою в истинно русские охранительные начала православия, самодержавия и народности, составляющие последний якорь нашего спасения и вернейший залог силы и величия нашего отечества» .

Император Николай увидел в авторе этого отчета надежную опору для проведения в умы молодого поколения тех идей, которые сам он признавал спасительными и необходимыми. Уже ставши министром, Уваров определенно говорил, что он главной задачей своего управления Министерством народного просвещения ставит: сдерживать наплыв новых идей в Россию, хочет продлить ее юность, и что если ему удастся задержать ее развитие лет на 50, то он умрет спокойно .

«В нынешнем положении вещей и умов нельзя, – писал он в только что цитированном отчете своем, – не умножать, где только можно, число «умственных плотин». «Не все оныя, может быть, окажутся равно твердыми, равно способными к борьбе с разрушительными понятиями; но каждая из них может иметь свое относительное достоинство, свой непосредственный успех» .

Этот отчет и лег в основание всей последующей политики Министерства народного просвещения. Таким образом, во главе министерства был поставлен один из образованнейших русских людей того времени, каким был, несомненно, Уваров; и человек этот ставил себе трудную задачу укреплять и вводить в умы молодого поколения «истинное просвещение» и в то же время охранять их от заноса революционных идей и настроений. Можно подумать, что он сам теперь уверовал в существование такого огня, который не жег бы! В этом направлении велась и средняя школа, но нельзя не сказать, что чем дальше, тем больше освобождалась ее программа от излишних наук и познаний.

Русские учебные заведения при Николае I

Еще в комитете Шишкова шли большие споры о том, как построить преподавание в гимназиях, и было постановлено, что наиболее желательная программа – классическая. При этом возникли разногласия по вопросу о том, вводить ли один латинский язык или и греческий. Многие члены комитета стояли за введение наряду с латинским и греческого языка и придавали этому введению обоих языков важное значение. Но император Николай признал, что греческий язык лишний, что он будет только обременять учащихся. В соответствии с этим греческий язык был устранен из обыкновенных гимназий, так как признавали необходимым или ввести греческий язык в полном объеме, или совсем его не вводить. Его решили ввести лишь в немногих столичных гимназиях.

При этом, несмотря на то что была принята классическая система, ни естествознание, ни логика, ни даже ознакомление с современным положением страны, которое должно было даваться статистикой, вначале не были исключены из курса гимназий. Но чем дольше испытывалась эта система, чем дольше Уваров оставался министром, тем больше убеждались в бесполезности столь широкой программы, и первоначально включенные в нее предметы мало-помалу один за другим из нее выкидывались; так, в 1844 г. была устранена статистика, в 1847 г. – логика, а перед тем, в 1846 г., был сокращен курс математики, так что в конце концов программа обучения в средней школе к концу 40-х годов и к концу управления Уварова все более и более понижалась.

В это время дворянство стало охотнее отдавать своих детей в гимназии. Это обусловливалось, с одной стороны, необходимостью иметь диплом для службы, а с другой стороны – тем, что к этому времени иссяк в значительной мере тот контингент вольных учителей, который был ранее к услугам помещиков в виде различных иностранных эмигрантов. Таким образом, виды правительства осуществлялись и потребность в гимназиях в дворянских кругах все увеличивалась. Соответственно шел и рост числа гимназий: в 1826 г. их было 48, а в 30-х годах – 64; число учащихся было в начале царствования 7 тыс., а к концу – 18 тыс. человек. Увеличилось и число уездных училищ, но качество преподавания и там понижалось, а не развивалось. Этому содействовала и перестройка самого управления учебным ведомством. По прежнему уставу 1804 г., который ознаменовал собою самый блестящий период в истории русского просвещения, во главе управления в провинции стояли университеты. Теперь, во-первых, организация самих университетов по уставу 1835 г. была изменена, а затем они были совершенно устранены от заведования учебными делами в средних и низших училищах, которое всецело сосредоточилось теперь в руках попечителей учебных округов, причем такими попечителями во многих местах сделаны были местные генерал-губернаторы, а в Сибири – губернаторы, Большая часть этих попечителей при Николае назначалась из военных генералов, которые, по мере того как настроение правительства становилось консервативнее, выбирались все чаше из таких лиц, которые способны были главным образом обуздывать и подтягивать.

Университеты также были перестроены заново по уставу 1835 г. Этот устав совершенно изменил положение университетов, значительно ограничив их автономию. Правда, наружно некоторые следы ее остались: оставлено было право выбора ректора, предоставлено было самим профессорам замещать свободные кафедры; но одновременно с этим было предоставлено и министру народного просвещения право не утверждать избранников совета и назначать своих кандидатов, а так как министр народного просвещения широко пользовался своим правом, то право выбора постепенно на деле сошло на нет.

Следует, однако же, отметить, что в университетах сохранилась еще забота о возможно лучшей подготовке профессоров, так что в 30-х годах широко практиковались даже командировки молодых кандидатов за границу. Эти командировки дали в 40-е годы блестящие результаты. Благодаря им явилась целая плеяда молодых русских ученых, которая дала очень много для следующего поколения русской интеллигенции: достаточно вспомнить имена Грановского, Редкина, Крюкова, Буслаева (в Москве), Меера (в Казани), Неволина, Куторги (в Петербурге). В Московском университете этому в особенности способствовал попечитель граф С. Г. Строганов, который, сам будучи очень образованным человеком, деятельно заботился об улучшении профессорского состава, что не помешало ему в то же время вмешиваться в систему преподавания и даже в программы отдельных профессоров, подсказывать им желательное направление и вообще распоряжаться в университете, как заправскому хозяину. Таким образом, и тут комбинировалось желание, с одной стороны, улучшить систему преподавания, а с другой – определить тон и направление его. Во всяком случае, университет потерял свое независимое автономное устройство, которым он пользовался по уставу 1804г. до реакционного министерства кн. Голицына, при котором университетская автономия нарушена была во многих местах фактически.

Что касается числа университетов, то в этот период был открыт (в 1834 г.) Киевский университет Св. Владимира, но это не был вполне новый университет, так как он заменил собою Виленский, который был закрыт вскоре после восстания 1831 г.

Такова общая картина народного образования во втором периоде царствования Николая.