Объединения, о которых ниже пойдет речь, возникают и живут по другим законам, чем те, в которых волей-неволей оказывается молодой человек, будучи членом студенческой группы, трудового коллектива и т.п.

Чаще проблематика неформальных молодежных объединений рассматривается на материале подростковых и юношеских групп, важными функциями которых является удовлетворение потребности в аффилиации, специфическая помощь в самоопределении, в обретении идентичности, в частности через присоединение к некоторому "Мы" в оппозиции к "Они" и т.п. Хорошо известно, что подростки в большинстве своем имеют острую потребность быть членами разного рода групп, главным образом неформальных. Есть ли такая потребность у тех, кто постарше, – у молодых? Какова ее природа? Нельзя сказать, что данная проблема хорошо изучена. Вместе с тем она волнует многих, и интерес этот носит далеко не только академический характер. Но прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению проблемы молодежных объединений, остановимся на тесно связанной с ней теме молодежной культуры (субкультуры).

Летом 1968 г. на улицы Парижа вышли тысячи молодых людей, которые вели себя буйно и страшно напугали не только других жителей французской столицы, но и всю Европу, весь западный мир, тем более что волна подобных акций молодежи прокатилась по многим городам в разных странах. Суть лозунгов, высказываний, деклараций, с которыми вышли демонстранты, сводилась к заявлению о том, что есть такие особые люди – молодежь, которую не устраивают порядки, придуманные и проповедуемые взрослыми, которая хочет жить иначе и намерена перестроить мир по-своему. Молодежь заявила о себе как о представителях особой культуры, или субкультуры, – молодежной. Молодежная субкультура предъявила миру свои представления о том, что важно и что не важно в жизни, новые правила поведения и общения людей, новые музыкальные пристрастия, новую моду, новые идеалы, новый стиль жизни в целом. Можно сказать, молодежь заявила свои права на культурное доминирование.

Понятие "молодежная культура" создано для описания особого типа социального пространства, которое населяют люди, находящиеся в относительно бесправном и зависимом положении. Зависимость молодежи проявляется в том, что она рассматривается "социально зрелыми" взрослыми не как самоценная группа, а лишь как естественный ресурс будущего общества, который надо социализировать, воспитывать и использовать.

Описание молодежи как отдельной социально-возрастной группы началось с работ С. Холла, К. Мангейма и Т. Парсонса, в которых были заложены основы так называемого биополитического конструкта. Зарождение и этапы развития биополитического конструкта молодежи анализирует в своей книге Е. Л. Омельченко . Суть состоит в том, что особенности молодости (понимаемой в данном случае широко, с включением в этот возраст и отрочества) обусловлена столкновением сил природы ("гормональное пробуждение") с "неподвижными" преградами культуры, т.е. социальными институтами, что и определяет необходимость социализации. Эти два обстоятельства – пробужденная сексуальность (биологическая предпосылка) и необходимость поколенческой социализации (политическая предпосылка) – и задают формулу биополитического конструкта.

Эти идеи стали особенно популярны на Западе после Второй мировой войны. Молодежная культура представлялась независимым социальным пространством, в котором люди могут обрести аутентичность, идентичность, тогда как в семье или школе они лишены реальных прав и полностью контролируются взрослыми. Если в доиндустриальных обществах семья полностью выполняла все необходимые функции социальной репродукции (биологическую, экономическую, культурную), то в современных индустриальных обществах семья теряет эти свои традиционные функции, прежде всего в области культуры – образования и профессиональной подготовки молодого человека. Молодежь в таких условиях начинает занимать максимально уязвимую позицию, находясь между двумя ценностными мирами: патриархальными моделями семейной социализации, с одной стороны, и взрослыми ролями, которые заданы рыночной рациональностью и безличной бюрократической структурой, – с другой. Молодость, по Т. Парсонсу, это период "структурированной безответственности", мораторий, вставленный между детством и взрослостью. Такая пространственно- временна́я позиция молодежи в жизненном цикле и приводит к формированию групп сверстников и молодежной культуры, что, в свою очередь, способствует развитию моделей эмоциональной независимости и безопасности, изменению ролевых характеристик первичной (детской) социализации через усвоение принятых в компании сверстников норм, ценностей, техник, моделей поведения и т.п.

Подобные идеи разделялись и разделяются многими учеными, как зарубежными, так и отечественными. Однако эмпирические исследования, проводившиеся в нашей стране, долгое время не выявляли никакой специфической подростковой или молодежной субкультуры. Ярким примером может служить сравнительное исследование моральных норм и регулируемого ими поведения у подростков СССР и США, которое проводилось в начале 1970-х гг. американским психологом У. Бронфенбреннером и сотрудниками лаборатории Л. И. Божович и описано в вышедшей и в США, и у нас его книге . Наши подростки тех лет устойчиво ориентировались на нормы взрослых, в то время как их американские сверстники в своем поведении опирались преимущественно на моральные нормы, правила, ценности, выработанные в их, подростковом, сообществе.

Однако постепенно, с ослаблением патриархальных порядков, снижением социализирующей функции семьи, ростом плюрализма в самых разных сферах общественной жизни и в нашей стране стала возникать молодежная культура и многочисленные подростковые и молодежные группы. И если раньше, в 1950-е гг., неформалами были разве что "стиляги" (наш вариант тех, кого на Западе называли "тедди бойз"), которых нещадно критиковали средства массовой информации, комсомольские и партийные организации, руководители вузов (вплоть до исключения), то постепенно и у нас появились панки, скинхеды, готы и т.п. молодежные группы, противопоставляющие свою культуру культуре большинства (как теперь говорят, мейнстрима).

В новейшей истории России, т.е. в течение последних двухтрех десятилетий, ситуация с молодежными объединениями менялась по меньшей мере трижды.

Бурный всплеск неформального молодежного движения возник в 80-е гг. прошлого века, в эпоху горбачевской перестройки. Тогда сообщество молодых разделилось на комсомольцев, с одной стороны, и неформалов – с другой.

Сам термин "неформалы" был введен в этот период комсомольскими бюрократами для обозначения самоорганизованных молодежных групп, которые ставили себя в оппозицию к формальным структурам – пионерским, комсомольским. Позже этим термином стали обозначать не только молодежные, но вообще всякие движения и организации, возникающие по инициативе "снизу". Впоследствии содержание понятия "неформалы" не раз менялось. Парадокс состоит в том, что термин, введенный "сверху", был воспринят самой молодежью. Сегодня им чаще всего обозначают различные молодежные группы, в первую очередь субкультурные формирования.

Следующий этап – 1990-е гг. Неформальное движение в этот период пошло на спад. Комсомол распался, так что противостоять стало нечему. Молодежные группировки фактически растворились в бандитской или полубандитской среде, стали активно завоевывать клубные и дискотечные пространства в российских городах.

Новые изменения принес новый век. По мнению исследователей современных тенденций в неформальном движении, сегодня представляющие его молодежные объединения характеризуется сложным характером взаимоотношения различных стилевых составляющих. Для современных разношерстных неформалов, так же как и для их предшественников, важно обозначение той силы, которой они противостоят, – это почти обязательное условие формирования соответствующей групповой идентичности. Сегодня место бывших комсомольцев заняли так называемые гопники. Противостояние неформалов (свои, продвинутые) гопникам (чужие, нормальные) и составляет сегодня основное стилевое напряжение в этой области .

Е. Л. Омельченко отмечает, что молодежная культура, как она понималась в середине XX в., ушла со сцены. Она солидарна с американским исследователем Дж. Сибруком в том, что сегодня понять характер молодежных объединений можно, лишь учитывая новый социокультурный контекст . А он заметно изменился в конце XX в.

В настоящее время определяющим фактором является то, что Дж. Сибрук назвал "культура супермаркета". Центральное действующее лицо в этой культуре – постоянно конструируемый с помощью коммерческих сетей подросток потребляющий. Ядром, центром культуры супермаркета становится мейнстрим, а индивидуальность занимает периферийные позиции. Культурная власть переходит от индивидуальных вкусов к авторитету рынка, и ключевой фигурой этого рынка становится подросток, вообще молодой человек, знающий, что будет модно завтра .

В качестве главной тенденции последних лет Е. Л. Омельченко называет формирование новой "комнатной культуры" молодежи. Когда-то молодежь вышла на улицы, породив представление о молодежи как особой социальной группе и особой социальной проблеме. Сегодня молодежь, молодежность становится брендом, который присваивается все новыми сегментами потребительского рынка. Высказывается следующая гипотеза: современная молодежь социализируется не столько через разного рода группы сверстников, а в рамках глобальных имиджей. В этой ситуации глобализация порождает новый тип социальной дифференциации – разрыв между теми, кто хорошо знаком с технологическими новшествами, и теми, кто не имеет к ним полного доступа.

Когда ни молодежные объединения, ни дружеские компании, ни тем более социальные институты не позволяют обрести собственную идентичность, самым важным для современного молодого человека становится наличие защищенного личного пространства. Таковым оказывается своя комната почти обязательно со своим компьютером.

Итак, молодежная культура в последнее время все больше превращается в часть общей потребительской культуры. Даже тогда, когда молодежь начинает создавать что-то свое, ее рано или поздно настигает массовая молодежная индустрия. Происходит перерождение молодежной культуры в ее коммерческую форму. Западные ученые все чаще говорят об этом, как о форме "коллективного исчезновения" или даже "смерти молодежной культуры". На смену классическим молодежным субкультурам, расцветшим во второй половине XX в., пришла так называемая рейв-культура, в основе которой – откровенно гедонистическое, нацеленное на сиюминутное удовольствие отношение к жизни, способствующее растворению молодежи в доминирующей массовой культуре.

Походы по магазинам (шопинг) для значительной части молодежи становятся формой культурной активности, восполняющий недостаток коллективизма. Поиск идентичности в таком случае идет не путем ролевого экспериментирования в разных группах сверстников, как это было некоторое время назад, а путем поиска своего стиля в якобы совершенно свободном выборе товаров. Правда, эта свобода доступна не всем и не в равной мере, поэтому для многих она превращается в источник негативных эмоций, в войну за то, чтобы поддерживать свой стиль, не стать аутсайдером. Как отмечает Е. Л. Омельченко, особую остроту и важность эта потребительская борьба имеет для российской молодежи, растущей по большей части в бедных или не очень состоятельных семьях Омельченко Е. Смерть молодежной культуры и рождение стиля "молодежный".

Виды и структура культуры

Поскольку общество распадается на множество групп - национальных, демографических, социальных, профессиональных, - постепенно у каждой из них формируется собственная культура, то есть система ценностей и правил поведения...

Влияние политической обстановки в стране на формирование молодежной субкультуры

Условия жизни в большом городе создают предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы, движения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующие коллективное сознание в этих группах...

Голливуд - фабрика грез

Миф об «обществе равных возможностей», на который работает и Голливуд, превратился его в своего рода «субкультуру»: влияние Голливуда становится все ощутим ее, оно выходит даже за пределы американского общества...

Имиджевые манифестации молодежной субкультуры

Субкультура - это культура группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение. Под субкультурой понимается система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей...

Исследование "аниме" как социально-культурного феномена

Рассмотрев основные культурные характеристики сообщества анимешников надо сделать непростой вывод: является ли оно своеобразной субкультурой в рамках современной культуры постмодерна? Прежде всего...

Культурология как продукт современной культуры

культурология субкультура массовая элитарная общество Субкультура с точки зрения культурологии же субкультура - это такие объединения людей, которые не противоречат традиционным ценностям культуры, а дополняют ее...

Молодежная культура и субкультура

В широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема «официальной» культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. То есть субкультура - это подкультура или культура в культуре...

Молодежная субкультура

Молодежная субкультура

Молодежные стили в моде 60-х

В 1960-е гг. начали выходить специализированные журналы для тинейджеров и молодежи: в Британии "Petticoat" (имевший подзаголовок "Новая молодая женщина") и "Honey"...

Молодежные субкультуры

Субкультура -- (лат. sub -- под и cultura -- культура) система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Субкультура (подкультура) -- понятие, характеризующее культуру группы или класса...

Молодежные субкультуры и мода

Начнем с истории термина. В 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством...

Субкультуры

Субкультура (лат. Sub - под и cultura - культура; подкультура) - часть общества, которая отличается от преобладающей культуры своей собственной культурой, а также социальные группы, являющиеся носителями этой культуры. Г.В.Осипов. Социология. М. 2008. С...

Субкультуры: типология, признаки, виды

Само понятие "субкультура" сформировалось в результате осознания неоднородности культурного пространства, ставшей особенно очевидной в урбанизированном обществе. Прежде под "культурою" понималась господствующая этическая, эстетическая...

Феномен готики в истории культуры: традиционный и современный аспект

В современном обществе уже нет того однообразия, которое наблюдалось еще лет 20 назад. Сейчас мы повсеместно наблюдаем молодых людей, стиль которых не вписывается в привычные представления о внешнем виде современного молодого человека...

Неформальные группы молодежи появились и у нас в стране после Великой Отечественной войны. Общество активно восставало тогда против «плесени», затем «стиляг» и т. д. В последнее время количество неформальных молодежных объединений резко возросло. Изучение их, проведенное, в частности, А.П. Файном, выявляет наличие многих уже знакомых нам форм молодежного движения Запада. Сегодня молодежное движение, как и многие общественные движения современности, имеет глобальный характер. Наша молодежь, переставая быть молодежью закрытого общества, широко включилась в него, перенимая достоинства и недостатки неформалов других стран. В то же время у наших неформальных молодежных движений имеется и своя специфика. А нередко и свои, особые формы. Остановимся на том, какие неформальные объединения подростков и юношей существуют в наших крупных городах.

Различные неформальные группы молодежи, как отмечает А.П. Файн, нередко контактируют и даже взаимодействуют друг с другом. Хиппи, металлисты, панки часто знают друг друга, могут переходить из одного молодежного объединения в другое. Правые экстремисты вступают во временные союзы с металлистами и панками. Экстремисты левого толка выступают объединенным фронтом против представителей всех остальных молодежных направлений.

В крупном городе существуют обычно эпицентры взаимодействия различных групп неформалов -- районные и городские. Районные места сборищ находятся, как правило, на окраинах. Там собираются металлисты, панки, волнисты, брейкеры, рокеры, обычно дружески относящиеся друг к другу, и враждующие с ними левые экстремисты. Подростки чаще всего знакомятся с неформалами и подключаются к ним в районных эпицентрах. Затем они могут переходить в группы городского эпицентра (где-нибудь на главных улицах).

Исследователи различают конструктивные и неконструктивные неформальные объединения. Первые нередко выступают за более радикальные реформы общества. Некоторые неформалы ставят более узкие задачи: сохранение и восстановление памятников истории и культуры, защита природы, физического и психического здоровья и пр. Конструктивные группы состоят обычно из взрослых и юношей. Наряду с ними существуют неконституционные объединения, формирующиеся преимущественно из подростков.

Мотивы и формы участия молодежи в неформальных объединениях разные. Одних влечет туда только любопытство, и они функционируют в самом внешнем слое движения, имеют к нему отношение «по касательной». Для других это форма проведения досуга, для третьих -- поиск альтернативного образа жизни. Последних хорошо показывает М.В. Розин, описывая современных московских хиппи.

Хиппи -- это люди со своей философией и своими правилами поведения. Они объединяются в Систему. Это своего рода клуб, войти в который может каждый. Для этого надо систематически участвовать в мероприятиях Системы («тусоваться») и познакомиться с другими ее членами.

Движение хиппи возникло у нас во второй половине 60-х годов. Вначале оно было связано с интересом молодежи к джинсам и другой «хипповской» одежде, а затем и к книжной продукции идеологов этого движения. Достигнув апогея в конце 70-х годов, хип-движение стало затем вытесняться панками, металлистами, брейкерами. Однако во второй половине 80-х годов возникла новая волна интереса молодежи к хиппи.

Московская Система насчитывает сейчас около 2 тысяч участников в возрасте от 13 до 36 лет. В ней состоят школьники, студенты, рабочие, представители научной, технической и художественной интеллигенции. Многие из них часто меняют место работы, их привлекают должности сторожа, оператора котельной и пр., дающие много свободного времени.

Система делится на группы («тусовки»). В них бывает два слоя: «пионеры» и «олдовые», или «мамонты». К первым относятся подростки, недавно ставшие хиппи, старательно усваивающие эту роль. «Олдовые» -- старые члены Системы, серьезно вникающие в проблемы политики, религии, мистики, художественного творчества.

Все хиппи носят длинные, распущенные волосы («хайр»), обычно расчесывая их на прямой пробор. Нередко лоб и затылок хиппи охватывает тонкая повязка («хайратник»). Многие мужчины отпускают также бороду. Известны три основных причины ношения длинных волос этими людьми:

  • 1) это более естественно, ближе к природе;
  • 2) Иисус Христос носил длинные волосы и бороду, хиппи ему подражают;
  • 3) длинные волосы позволяют лучше улавливать излучения космического разума, являясь своего рода индивидуальными «антеннами».

Хиппи носят джинсы, свитера, футболки, вышедшие из моды пальто. Одежда нередко рваная и потрепанная или ей специально придают такой вид; искусственно делают дырки, ставят яркие заплаты на джинсах и куртках. На одежде нередко делают надписи на английском языке.

Все хиппи носят украшения («феньки»): браслеты на руках (из бисера, кожаные или деревянные), бусы на шее, крестики на кожаных шнурках, изображения знаков зодиака, черепа и т.д. У современного хиппи на груди повешен «ксивник» -- небольшого размера прямоугольный мешочек из джинсовой ткани. В нем находятся документы и деньги.

В холодное время хиппи живут в городе, ходят на «тусовки», а летом путешествуют на попутных машинах, разбивают палаточные городки.

Хиппи считают, что человек должен быть свободен, прежде всего, внутренне. Свободен человек и в любви. Раньше свобода любви у хиппи сводилась к возможности открыто вступать в интимную связь с тем, кого любишь. Теперь хиппи говорят о любви, способствующей единению людей. Хиппи проповедуют пацифизм: они призывают не отвечать на насилие насилием, выступают против службы в армии. Хиппи верят в иную, «высшую» реальность, существующую наряду с обыденной, в которой мы все живем. Выйти к ней можно через изменение состояния сознания посредством медитации или искусства. Отсюда большой интерес хиппи к проблемам религии и творческой деятельности.

Характерным для современных хиппи является стремление к естественности. Это выражается у них в желании не изменять того, что происходит само собой (например, не стричь волос); не производить каких-то целенаправленных, активных действий, бездействовать; быть непритязательными в быту, уметь переносить невзгоды и лишения.

Хиппи--романтики, любят все яркое, оригинальное, творческое. Они хотят быть свободными личностями, независимыми от общественных условностей. Поэтому хиппи в жизни действуют импульсивно. В то же время они стремятся к новым отношениям в обществе, построенном на любви к другим людям. Однако декларируемая хиппи естественность демонстративна, пародийна. Она является известным вызовом современному обществу, которое хиппи критикуют.

Характеристику других неформальных молодежных объединений в нашей стране дает А.П. Файн. Так, распространенной у нас группой являются панки, о которых мы уже упоминали в историческом обзоре движения неформалов. Внешний вид их нарочито непригляден: петушинообразный гребень на голове, завершающийся большим чубом, цепочки на лице, вызывающее разностилье в одежде (кожаный пиджак на голом теле, холщовая ткань на тонкой рубашке с жабо и т. д). Жаргон панков груб, поведение часто вызывающе непристойно. Многие из них употребляют наркотические и токсикоманические вещества. Панки перемещаются из города в город, устанавливают между собой связи. Особенно их активность отмечается в Москве, С.-Петербурге и столицах стран Балтии.

Появление панков в городе связано обычно с увеличением количества драк, грабежей и других форм насилия с целью надругательства над личностью.

Получили известность у нас группы мажоров: «псевдоамериканцы», «псевдоангличане», «псевдофранцузы» и т.д. Они носят одежду и обувь, изготовленные в соответствующей западной стране. Использование носильных вещей производства какой-либо иной страны осуждается.

Мажоры собирались когда-то около интуристовских гостиниц и магазинов на тусовки, где происходила демонстрация и оценка приобретенных элементов туалета. В среде мажоров формировался образ активного, предприимчивого, сильного человека, знающего 2--3 иностранных языка. Мажоры были против наркотиков, многие из них активно занимались спортом.

Имеется заметный слой подростков, подражающих мажорам. Они называются «реднеки». Включение в деятельность мажоров вело у большей части подростков к падению интереса к учебе в школе, к нежеланию осваивать какую-либо профессию. Напротив, другая часть мажоров считала свое пребывание в группе временным, до накопления какого-то минимума материальных средств.

Получили распространение молодежные группы, объединенные увлечением каким-либо определенным занятием. Среди них наиболее известны брейкеры (поклонники брейк-данса), скейтбордисты (езда на специальных досках - скейтбордах) и рокеры.

Как уже известно читателю, рокеры всегда с мотоциклами. Они не только прекрасно водят машины, но и совершают на них акробатические трюки, например, едут некоторое время только на заднем колесе машины, а также прыгают на мотоцикле с трамплина, «джигитуют» и т. д. Рокеры ездят большими группами по ночным улицам на большой скорости (подчас до 140--160 км/ч), со снятыми глушителями. Многие рокеры не имеют водительских прав. Отмечены случаи угона ими чужих мотоциклов, заправки машины из бензобаков личных автомобилей. В некоторых случаях рокеры вступают в связь с уголовными элементами, нанимающими их для эскорта своих автомобилей и других неблаговидных дел. Педагогу следует использовать интерес рокеров к технике и автоспорту для переключения их на общественно полезную деятельность.

Появились разнообразные молодежные группы -- сателлиты, включающие в себя поклонников определенного певца ансамбля, жанра. Существуют приверженцы определенных футбольных команд - «фанаты» («фэны»). Подобные группы не имеют обычно какой-то своей «философии».

Наиболее многочисленной группой неформалов становятся поклонники металлического рока. Он имеет несколько признанных разновидностей: «тяжелый металлический рок» («хэви метал рок»), «черный металлический рок» («блэк метал рок»), «скоростной металлический рок» («спид метал рок»). Для этой музыки свойственны жесткий ритм, мощность звучания, большая свобода импровизации исполнителей.

Среди металлистов склонны к правонарушениям поклонники ансамблей «спид метал». Уже сам их внешний вид вызывающ и агрессивен: в черной одежде, с остро отточенными шипами, большим количеством металла, помещенном на груди перевернутым крестом, на майках написанное краской слово «сатана» на английском языке. Они исповедуют культ сатаны, часто называя себя сатанистами. Сатанисты поддерживают ансамбли, призывающие к насилию, жестокости, проповедующие расизм, шовинизм. Они склонны к хулиганским поступкам, к провоцированию враждебных столкновений различных молодежных групп и участию в них. Часть металлистов питает симпатии к правым экстремистам, в том числе к неофашистам.

К металлистам примыкают группы подростков, которых привлекает не столько рок-музыка, сколько модный костюм неформалов или желание прикрыть им свои неблаговидные поступки. Они получили название «лохи». Поверхностно разбираясь в проблемах металлического рока, лохи выступают блюстителями «чистоты» правил металлиста, ведут себя с окружающими очень вызывающе и агрессивно.

Было бы несправедливо говорить о противоправном поведении всех металлистов. В частности, среди таких подростков имеются настоящие знатоки и ценители металлического рока, занятые в основном прослушиванием и обсуждением музыкальных произведений подобного жанра. Они миролюбивы, не увлекаются атрибутикой, готовы контактировать с официальными организациями.

В настоящее время получают распространение немногочисленные, но привлекающие заметное внимание встревоженного общества правоэкстремистские группы. В основном они проповедуют неофашизм. Выглядят внешне обычно так: узкие брюки, черные куртки, белые рубашки с черным узким галстуком, ботинки или кирзовые сапоги. Многие делают татуировку: фашистская свастика и другие символы «коричневых». В группах такая же система соподчинения, как у гитлеровских фашистов: «гауп-штурмфюреры», «штурмбанфюреры», «оберы» и т. д. В нацистских группах проповедуется культ сильной личности, расизм, шовинизм, имеется интерес к черной магии. Многие члены этих групп систематически занимаются физической подготовкой. Правые экстремисты не скрывают своих взглядов, готовы активно вступать по ним в дискуссию. Остальные неформалы, кроме панков и черных металлистов, не питают к ним симпатии, нередко осуждают их воззрения. Надо сказать, что подростки в нацистских группах увлекаются в основном атрибутами и ритуалами своей организации. Дело весьма осложняется, когда во главе группы становится взрослый человек с подлинно реакционными взглядами. Тогда такая группа становится социально опасной.

Известны молодежные группы левоэкстремистского типа. Члены этих групп стригутся под полубокс, носят зачесанные назад волосы, обычно полностью бреют лицо, на груди носят значки с изображениями видных советских партийных и государственных деятелей. Члены этих групп крайне неприязненно относятся к приверженцам западной культуры и идеологии, ведя против них настоящую войну: освистывают приезжающих к нам западных артистов, отнимают у мажоров импортные вещи, отрезают длинные волосы у хиппи и т. д. Часто такие действия сопровождаются избиением неформалов-«западников».

молодежный неформальный группа школьник

Отдельного разговора заслуживает проблема неформальных молодежных движений и организаций. Представленный здесь спектр объединений настолько широк, что любые попытки их типологизации наталкиваются на ряд объективных трудностей. Во-первых, это отсутствие (полное или частичное) формальных организационных признаков, что серьезно усложняет процесс их локализации в социуме. Во-вторых, высокая степень подвижности и мобильности неформальных молодежных движений, спонтанность их деятельности. В-третьих, размытость границ между различными неформальными объединениями молодежи. Можно ли на основе этого сделать вывод об отсутствии неформального движения как реально существующего и значимого явления социальной жизни современного российского социума? По существу такое утверждение будет неоправданным. Ведь большинство неформальных движений существует в виде контркультурных проявлений, а наличие этих тенденций в молодежной среде социологами не оспаривается.

Молодежные неформальные движения действительно крайне разнообразны, так же как разнообразны и проблемы, интересы, потребности, объединяющие молодежь в те или иные неформальные группы и направления начиная от музыкальных (металлисты, рокеры) и заканчивая молодежными дворовыми и преступными группировками. Каждая из таких групп или течений имеет внешние отличительные признаки, свои цели и задачи, иногда даже программы, своеобразные «правила членства» и моральные кодексы.

Несмотря на свою явную неоднородность, неформальные молодежные движения имеют ряд общих черт:

    возникновение на базе стихийного общения;

    самоорганизация и независимость от официальных структур;

    обязательные для участников (отличные от типичных) модели поведения, направленные на реализацию неудовлетворяемых в обычных формах жизнедеятельности потребностей;

    относительная устойчивость, высокий уровень включения индивида в функционирование неформальной общности;

    атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности.

В социологической науке существует несколько подходов к типологизации неформальных молодежных движений. Первый вид классификации предполагает выделение неформальных групп молодежи, основываясь на направлениях их деятельности. В этом случае говорят о движениях, деятельность которых в содержательном плане характеризуется как политическая ; поддерживающая социальные ценности (забота об историческом и культурном наследии); направлена на помощь людям и социальным группам; субкультурно-досуговая ; контркультурная ; агрессивно-гегемонистская (установление и поддержание господства на определенной территории).

Второй вид классификации предполагает выделение групп, объединений, деятельность которых ориентирована однозначно позитивно с точки зрения целей и ценностей общества; имеют колеблющуюся ориентацию; направлена на альтернативный образ жизни; ориентирована негативно (антисоциально).

Остановимся более подробно на одной из немногочисленных попыток типологизации молодежных неформальных движений, предпринятой в конце 80-х годов ХХ века Д.В. Ольшанским. 1 Взяв в качестве критерия типологизации ведущую деятельность той или иной группировки, Д.В. Ольшанский выделил следующие типы неформальных молодежных движений.

Музыкальные неформалы , главной целью которых является прослушивание, изучение, распространение любимой музыки. Наиболее известными из них являются металлисты, брейкеры, битломаны, волнисты. Все эти течения объединяет негативное отношение к фарцовщикам, спекулянтам, нацистам.

Спортивные неформальные молодежные организации . Ведущие позиции здесь занимают фанаты. На данный момент они представляют собой достаточно организованную группу. Их поведение кране вариативно: от помощи милиции в поддержании порядка во время футбольных матчей, до организации жесткого (зачастую силового) отпора как иным молодежным группировкам, так и органам безопасности. Во время массовых беспорядков могут проявлять изрядную жестокость, используя как подручные средства, так и самодеятельные заготовки (кастеты, металлические цепи, серпантины, плетки со свинцовыми наконечниками).

В начале 1990-х годов в крупных мегаполисах получили распространение «ночные всадники» (организация ночных мотогонщиков). Их отличала любовь к технике и антиобщественному поведению, наличие формальных требований к возможным кандидатам и «вступительных экзаменов».

Неформалы – «правоохранители» . К ним относятся такие молодежные группировки как любера, фураги, куфаечники, стригуны. Их объединяло нелюбовь ко всему западному, крайняя агрессия по отношению к лицам «нерусской» национальности. С целью создания и поддержания воображаемого порядка, борьбы за чистоту и нравственность зачастую прибегали к антисоциальным и противоправным действиям.

Философствующие неформалы отличались интересом к изучению и осмыслению различных направлений философской мысли. Данный спектр молодежных движений крайне широк и представлен различными направлениями от юных марксистов и бухаринцев, до всевозможных религиозных объединений. Агрессивность сознания и противоправные (преступные) действия в этой среде были достаточно редким явлением. Равно как большинству представителей этого направления был свойственен пацифизм во взглядах и действиях.

«Политические неформалы» . Как социальное явление появились лишь в конце 1980-х годов. Ведущие позиции здесь занимали объединения патриотического и крайне правого толка. Наибольшую известность получили такие движения как «Память», «Родина», «Русь».

Меньшую известность среди всех молодежных неформальных движений получили экологические . Они носили локальный и неорганизованный характер, не имели броских отличительных признаков, привлекающих внимание и вызывающих ажиотаж.

Особое место среди молодежных неформальных движений занимают молодежные группировки или, следуя терминологии В.Д. Ольшанского – экстремистские группировки . Термин «группировка» или «шайка» впервые появился в Америке для обозначения групп делинквентной (преступной) молодежи. Многие годы молодежные группировки считались сугубо американским феноменом. Их изучение в российской социологии стало осуществляться лишь с конца 80-х годов ХХ столетия. Следует оговориться, что к молодежным группировкам не относятся такие разновидности территориальных подростково-молодежных сообществ как дворовые компании. Признаком последних является направленность на совместное проведение досуга, тогда как уличным группировкам присущи делинквентность и насильственный характер действий.

Заметим, что российские молодежные группировки значительно отличаются от американских и европейских. Во-первых, их легко отличить от других подростковых микрокультур прежде всего по их территориальной привязанности и высокой делинквентной активности. Во-вторых, молодежные группировки в России этнически гетерогенны. В-третьих, можно говорить о связи существующей между российскими молодежными группировками и организованной преступностью. Зачастую молодежь из уличных группировок становится резервом организованных преступных групп.

Что же становится причиной объединения молодежи в неформальные группировки? Почему и ради чего молодые люди стали неформалами? Здесь ценный материал дают исследования, проводимые в неформальной молодежной среде в начале 1990-х годов. Так, четверть неформалов заявляли, что их не устраивает деятельность государственных организаций в сфере досуга. Еще пятая часть считают, что официальные организации не помогают им в реализации своих увлечений. Еще около 7% респондентов не удовлетворены тем, что их интересы не одобряются окружающими. Итак, значительная часть (более половины) неформалов вступает на этот путь из-за недовольства официальной системой, не удовлетворяющей интересы молодежи в досуговой сфере. Получается, что мы сами являемся творцами и организаторами этого явления.

К сожалению, в современной отечественной социологии эмпирическому изучению неформальной молодежной среды уделяется незначительное внимание. Но те эпизодические исследования, которые с начала 1990-х годов и по настоящее время проводят различные авторские коллективы, позволяют развеять ряд мифов, сложившихся вокруг молодежных неформальных объединений раннее.

Миф первый . Долгое время было принято считать, что основным мотивом возникновения неформальных объединений молодежи является желание последних отдохнуть и с удовольствием провести свободное время. Однако еще в начале 1990-х годов проводимые исследования убедительно доказали, что этот мотив среди всех остальных стоит на последнем месте – 2%. Около 15% юношей находят в неформальной среде возможность общаться с близкими себе по духу людьми. Для 11% самое главное – наличие условий для развития своих способностей.

Миф второй . Не соответствует действительности и то расхожее мнение, согласно которому неформальные группы по своей природе не устойчивы. Как показывают результаты исследований, даже молодежные уличные группировки, отличающиеся крайней мобильностью, существуют не менее года. 1 Ряд неформальных групп может существовать более 3 – 5 лет.

Миф третий . Не подтвердилось и предположение о том, что неформалами становятся под влиянием сильного лидера. Личность лидера приобщает к группе лишь 2,6% респондентов. Скорее наоборот: привлекает толпа, масса себе подобных, в которой можно избавиться от страха одиночества.

Здесь прослеживаются некоторые общие черты, роднящие неформальные молодежные движения с толпой как видом социальной общности. Причем только на этом сходство не заканчивается. Так, в неформальных движениях действует тот же механизм заражения и подражания , описанный еще в XIX веке Тардом и Лебоном. Присутствует стадный инстинкт с непременным атрибутом наличия конкурентов, оппонентов, недоброжелателей и даже врагов , причем ими могут стать кто угодно. Тут действует все та же потребность выделиться и обособиться . Не менее важной особенностью неформальных движений являются завышенные притязания . Однако все это не дает нам права ставить знак равенства между толпой и неформалами. Последних ко всему прочему отличает стремление быть самими собой . Личные качества в неформальном коллективе не только не растворяются в массе, но даже усиливаются, становясь одним из способов проявления индивидуальности как в микро, так и в макросоциуме. Скажем, хотите раз и навсегда решить проблему металлистов? Нет ничего проще: давайте объявим весь этот излюбленный ими образ обязательной школьной формой – и их мигом не станет. Другое дело, что место старых атрибутов займут новые, настолько же эпатажные символические элементы. Ведь дело не в форме, а лежащих за внешним видом социально-психологических механизмах неформального поведения.

Таким образом, природа молодежной неформальности складывается из трех составляющих. Первый уровень составляет биология определенного возраста, включая природные склонности к поведению определенного типа. Мало признавать биосоциальную сущность человека – биологию молодежи надо просто знать и вникать в поведенческие механизмы. Вторая составляющая – психология, отражающая условия социальной жизни и их преломление в сознании молодежи. Наконец, третий слой – социология неформальности. Он включает знание неформального общественного мнения, мнения, которое сплачивает молодежь, объединяет ее, придает ей характеристики социального движения.

Однако анализ молодежи в качестве субъекта общественной жизни будет не полным без определения ее места и роли в политической жизни общества.

Вопросы для самоконтроля

    Какой смысл социологи вкладывают в понятие социализация?

    Большинство исследователей признает, что социализация начинается с рождения человека? Какие еще точки зрения относительно этой проблемы Вам знакомы?

    Какие этапы процесса социализации принято выделять в науке?

    Условно механизмы социализации принято делить на социально-психологические и социально-педагогические. Какие механизмы относятся к первой группе?

    Объясните, какие факторы повлияли на процесс становления современного молодежного движения?

    Чем процесс институционализации молодежных движений в 1990-е годы отличался от аналогичного в начале ХХIвека?

    Каковы специфические черты неформальных молодежных объединений?

    Какие подходы к типологии неформальных молодежных движений существуют в науке?

Темы для рефератов и сообщений

    Социализация: понятие, сущность, этапы.

    Роль молодежных организаций в процессе социализации подрастающего поколения.

    Молодежные движения на Западе во второй половине ХХ века.

    Проблемы становления и развития молодежных движений в современной России.

    Неформальные молодежные организации и движения в России.

Литература

Андреенкова В. П. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. - М., 1970.

Волков Ю.Г., Добреньков В.И. и др . Социология молодежи: Учебное пособие. – Ростов–н/Д.: Феникс, 2001. – 576 с.

Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования, 2000. - № 3.

Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социологические исследования, 2003. - № 1.

Копцева О.А. Детские общественные организации и социальное творчество учащихся // Социологические исследования, 2005. - № 2.

Мерлин В. С. Становление индивидуальности и социализация индивидуума // Проблемы личности. - М., 1970.

Молодежное движение в России. Документы федеральных органов Российской Федерации и программные документы молодежных объединений. – М., 1995.

Молодежь России: тенденции и перспективы / Под ред. И.М. Ильинского. – М., 1993.

Мудрик А.В. Социализация человека: Учебное пособие. – М.: Академия, 2004. – 304 с.

Ольшанский Д.В. Неформалы: групповой портрет в интерьере. – М., 1990. – 192 с.

Салагаев А.Л., Шашкин А.В. Молодежные группировки – опыт пилотажного исследования // Социологические исследования, 2004. - № 9.

Сергейчик С.И. Факторы гражданской социализации учащейся молодежи // Социологические исследования, 2002. - № 7.

Социология молодежи: учебник / под ред. В.Н. Кузнецова. – М., 2007. – 335 с.

Социология молодежи: Учебник / Под ред. Т.В. Лисовского. – СПб., 1996. - 460 с.

К большим социальным группам относятся формальные (официальные) и неформаль-

1 ДемидоваА. Бегущая строка памяти. -М.,2000.-С. 175.

ные (неофициальные) объединения молодежи. Молодежь - это девочки и мальчики подросткового и юношеского возраста (примерно с 14 до 25 лет).

Официальные (формальные) группы - это группы, признанные обществом, связанные с какими-то государственными или общественными организациями. Скажем, школа и соответственно школьные классы - это официальные (формальные) группы, которые специально созданы государством для того, чтобы обучать детей. Министерство образования решает, с какого возраста надо учить детей, сколько лет учить, сколько учеников должно быть в одном классе, чем именно они должны заниматься и т. п. К формальным группам можно также отнести молодежную сборную команду страны по хоккею, детский или юношеский хор при музыкальной школе и многие другие.

К официальным молодежным объединениям относились пионерская и комсомольская организации. Пионерия представляла собой детскую комму-

нистическую организацию, членами которой являлись пионеры - дети 9-13 лет. Комсомол - это передовой отряд молодых строителей коммунизма. Членами этой организации могли быть подростки и молодежь от 14 до 28 лет.

Эти организации имели (и имеют) четкую идеологическую направленность и существуют под руководством коммунистической партии.

Сейчас таких организаций немного, а совсем еще недавно они были обязательной составной частью любого учебного заведения: школы, училища, вуза. Комсомольские организации создавались на всех предприятиях, во всех областях культурной, социальной, экономической и пр. жизни страны.

Принадлежность к комсомольской организации считалась в советском обществе престижной, кроме того, она способствовала продвижению комсомольцев вверх по лестнице образования, карьеры, власти.

Неофициальные (неформальные)

группы молодежи никто специально не организует и не контролирует, они возникают и существуют как бы сами по себе. Почему же они возникают?

Подростковый и юношеский возраст - особый период в жизни человека, когда надо самостоятельно (а не со слов родителей или учителей) понять, кто ты такой, что собой представляешь, откуда и куда идешь по жизни, зачем вообще живёшь и т. д. и т. п. На все вопросы очень трудно ответить, и именно группа может помочь это сделать. Трудно понять, каков ты лично, зато в группе легко понять, какие «мы»: мы вот так одеваемся, вот так шутим, вот это любим, а вот с этим боремся, вот на этих не похожи. Таковы «мы», и, следовательно, таков «я» - вот логика нахождения способа понять себя в неформаль-

ной группе. Поскольку неформальную группу подросток выбирает сам, то он воспринимает все эти идеи не как навязанные кем-то, а как свои собственные. Порой подросток, молодой человек пробует себя, ищет себя, примыкая то к одной, то к другой неформальной группе сверстников, пробуя себя то в одной, то в другой роли. Психологи называют это ролевым экспериментированием, рассматривая этот процесс как важный способ «найти себя».

В группе сверстников подростки, как правило, легко осваивают образцы поведения, соответствующего этнической, религиозной, региональной, социальной, профессиональной принадлежности членов группы.

Молодежь - это огромная часть людей любого общества. Она не только отличается и от взрослых, и от детей, но еще и всячески подчеркивает это. Для нее очень важно быть оригинальной, непростой, такой, чтобы на нее обращали внимание.

Так, летом 1968 года на улицы Парижа вышли тысячи молодых людей, которые вели себя буйно и страшно напугали не только других жителей французской столицы, но и всю Европу, весь западный мир, тем более, что волна подобных акций молодежи прокатилась по многим городам в разных странах. Суть лозунгов, высказываний, деклараций, с которыми вышли демонстранты, сводилась к заявлению о том, что есть такие особые люди - молодежь, которых не устраивают порядки, придуманные и проповедуемые взрослыми, которые хотят жить иначе и намерены перестроить мир по-своему.

Молодежь заявила о себе как о представителях особой культуры - молодежной. Такую культуру называют молодежной субкультурой (особая культура внутри имеющейся традиционной культуры той или иной страны). Молодежная субкультура предъявила миру свои представления о том, что важно и не важно в жизни, новые правила поведения и общения лю-

деи, новые музыкальные пристрастия, новую моду, новые идеалы, новый стиль жизни в целом.

Молодые люди объединяются в различные неформальные группы. Никто не знает, сколько их - неформальных молодежных групп. Они все очень разные. Некоторые из них существуют недолго, другие - весьма продолжительное время. Есть такие группы, которые то исчезают, то возникают вновь. Никто не может описать их все до единой. А если бы и мог сделать это сегодня, то в тот час, когда ты возьмешь в руки этот учебник, такая информация станет уже совершенно устаревшей, поскольку к этому времени, возможно, появятся совершенно новые, не известные сегодня группы. Но все же опишем некоторые из наиболее многочисленных неформальных молодежных групп рубежа XX и XXI веков. Рассмотрим их как примеры в развитии молодежных объединений.

Ты наверняка слышал о таких группах как хиппи, панки, рокеры, моды, скины, любе р ы и т. д. и т. п. и что-нибудь знаешь о них. Что это за группы? Откуда они берутся и почему так популярны? В следующем параграфе попробуем ответить на эти вопросы.

Вопросы и задания

1. Чем отличаются формальные и неформальные молодежные объединения?

2. Расспроси своих родителей, бабушек и дедушек о том, что они знают из своего опыта о жизни пионерских и комсомольских отрядов.

3. Почему молодежные неформальные объединения относятся к большим социальным группам?

4. Что ты знаешь о скаутах? К какому виду групп - формальной или неформальной - они относятся?

3.1. Молодежные группы «образа жизни»

В 50-е годы появились молодые люди, которых у нас в стране называли «стиляги».

Слово «стиляга» образовалось от давно вошедшего в русский язык французского слова «стиль», означающего: слог писателя, способ, прием, манера, вкус и т. д. Отсюда же берет начало и слово «стильный» - выдержанный в определенном стиле.

Узкие брюки, яркие ботинки на толстых подошвах, цветастые рубашки и платки на шее вместо галстуков, особая походка, танцы под совсем другую музыку... В нашей стране к стилягам относились неодобрительно, их нередко выгоняли из институтов, рисовали на них карикатуры в сатирических журналах, высмеивали и порицали. Писатель-сатирик Д. Г. Беляев в своем фельетоне из серии «Типы, уходящие в прошлое» поделился с читателями своими впечатлениями от встречи с таким «стилягой» в одном из студенческих клубов.

«...В дверях зала показался юноша - он имел изумительно нелепый вид: спина куртки ярко-оранжевая, а рукава и полы - зеленые; таких широченных штанов канареечно-горо-хового цвета я не видел даже в годы знаменитого клеша; ботинки на нем представляли собой хитроумную комбинацию из черного лака и красной замши... Стилягами называют сами себя подобные типы, на своем птичьем языке. Они выработали свой особый стиль - в одежде, разговорах, манерах. Главное в их «стиле» - не походить на обыкновенных-людей. И, как видите, в подобном стремлении они доходят до нелепости, до абсурда. Стиляга знаком с модами всех стран и времен, но не знает... Грибоедова. Он детально изучил все фоксы, танго, румбы, линды, но Мичурина путает с Менделеевым и астрономию с гастрономией. Стиляги, как бы сказать, порхают по поверхности жизни» («Крокодил», № 7, 1949).

В конце 60-х гг. прошлого века символом молодежной субкультуры стали хиппи.

Хиппи - молодые люди с длинными нестрижеными волосами в джинсах и холщовых рубахах - не просто отвергали существующие в обществе культурные нормы и ценности, например, деньги как мерило жизненного благополучия и успеха. Они проповедовали и практиковали другие способы взросления: играть, а не работать; кочевая, не отя-

Группа хиппи.

гощенная бытом, жизнь, а не уютное домашнее гнездышко; жизнь в группе единомышленников, а не женитьба; мир, а не война.

Василий Аксенов в своем произведении «Круглые сутки нон-стоп» так описывает свою встречу с одним из хиппи.

«Из Калифорнии приплыли первые хиппи, нечесаные, лохматые, в бубенчиках, бусах, браслетах. Тогда о них говорили на всех углах и во всех домах.

Стройный смышленый паренек с огромными, в мелкие колечки завитыми волосами..., так и быть, согласился потолковать с русским прозаиком....

Наше движение рвет связи с обществом, - говорил мне пышноголовый Ронни (будем так его называть). - Мы уходим из всех общественных институтов. Мы свободны.

Мы уходим из общества не для того, чтобы в стороне презирать его, а для того, чтобы его улучшить! Мы хотим изменить общество еще при жизни нашего поколения! Как изменить? Ну хотя бы сделать его более терпимым к незнакомым лицам, предметам, явлениям. Мы хотим сказать обществу - вы не свиньи, но цветы... Извечный бич человечества - нетерпимость к чужакам, к непринятому сочетанию цветов, к непринятым словам, манерам, идеям. «Дети цветов», появляясь на улицах ваших городов, уже одним своим видом будут говорить: будьте терпимы к нам, как и мы терпимы к вам. Не чурайтесь чужого цвета кожи или рубахи, чужого пения, чужих «измов». Слушайте то, что вам говорят, говорите сами - вас выслушают... Любовь - это свобода! Все люди - цветы!..»

Группы хиппи образовывались в основном в среде студенческой молодежи. Хиппи считали (и считают), что каждый человек - творческий, что он принципиально свободен и должен избавиться от предрассудков мещанства, меркантильного отношения к жизни. Суть их деятельности - в интенсивном общении, в помощи друг другу в сложных психологических ситуациях. Настоящие хиппи стремятся к жизни «коммунами»,(вкрторых они стараются достичь высокого уровня духовного взаимодействия, раскрепощения. Так или иначе хиппи хотят выработать у своих членов гуманистические ценности (доброта, любовь к ближнему, равенство, свобода и т. п.).

Именно в среде хиппи зародились движения в защиту животных, за равноправие женщин и мужчин, спасение животных, борьба за экологию и само движение Гринпис, целью которого является борьба за сохранение природы, животного и растительного мира Земли (Гринпис в переводе с английского - зеленый мир).

10. Заказ № 3480.

Акция Гринписа.

Позднее возникли многие другие молодежные объединения: панки, моды, рокеры и т. д. и т. п. Интересно, что раз возникнув, эти группы, как правило, уже не исчезали. Те молодые люди, которые входили в них вначале, вырастали, приобретали профессию, женились и, таким образом, становились обыкновенными взрослыми, а на их место приходили другие, молодые. Иногда, правда, люди надолго остаются во власти какой-нибудь молодежной группы, а точнее ее субкультуры, и тогда можно увидеть на улице «престарелого хиппи» - веселого дедушку в джинсах и с длинными седыми волосами.

Едва ли не самыми живописными оказываются представители группы панков. Главный отличительный признак настоящего панка, конечно, прическа: крашеные чаще всего волосы, частично бритая голова, а оставшиеся волосы похожи на гребень динозавра или хохолок попугая.

Панки пытаются изменить отношения между людьми путем разнообразных театрализации, высмеивания устаревших, на их взгляд, норм поведения и общения. Типичны для них уличные представления, шоу. Отношения в сообществе панков строятся по достаточно жесткому принципу: есть признанные вожаки и члены группы, которые им подчиняются. Панки грубо и цинично относятся к девушкам и пренебрежительно - к закону и уголовному кодексу. Они невысоко ценят даже собственную жизнь.

Название сообщества с к и н о в - или скинхедов происходит от английского слова skinheads, что в переводе означает бритоголовые. Бритая голова является ярким внешним отличительным признаком представителей этого молодежного объединения. Скины носят тяжелые рабочие ботинки и джинсы на подтяжках.

Эта группа зародилась в Великобритании во второй половине 60-х годов XX века. Группы скинхедов собирались по территориальному признаку, проявляя крайнюю агрессивность по отношению к тем, кого они считали источниками своих бед. Чаще всего их агрессия была направлена против иммигрантов и негров. Скины часто нападали на них и избивали. Знаменита любовь скинов к футболу. В этой фанатичной любви и в постоянных драках и побоищах, которые они устраивали и устраивают после футбольных матчей, они проявляют, как им кажется, свой «сильный мужской дух».

Драка английских болельщиков после футбольного матча.

Российские скины внешне похожи на иностранных: те же бритые головы и нарочито грубая

одежда. Они также весьма агрессивны, особенно по отношению к тем, кого они считают неместными, приезжими, чей цвет кожи им не нравится.

Во многом напоминают скинов так называемые люберы. Название этой отечественной группы идет от названия подмосковного поселка Люберцы, где это объединение впервые возникло.

Основу групп люберов составляют обычно учащиеся восьмых-девятых классов, а лидерами выступают молодые люди 20-25 лет. Иногда в группах люберов оказываются и взрослые. Их в таких группах немного, но авторитет их очень высок.

Люберы строят свою деятельность на тактике «агрессивного» вмешательства в текущие события. Например, если что-то им кажется вредным для общества - скажем, «влияние Запада», проявляющееся в образе хиппи или панка, тогда предпринимается собственное активное действие («акция»): угрозы, избиения, стрижка «волосатых» и т. п. На заре своей жизни как неформальной группы люберы наводили страх на московских школьников, приезжая в Москву и устраивая грандиозные драки.

Крайним выражением агрессивных w антигуманных позиций отличаются молодежныеэбъеди-нения, основой которых является идеология национализма и фашизма. Эти группы собирают молодых людей и подростков, которые не удовлетворены ситуацией в нашем обществе, своим местом в нём. Они недовольны ростом мирных настроений людей и либерализма. Для неформалов такого рода главное -физическое воздействие на неугодных им, другими словами, избиение.

Группа молодых неофашистов.

Устройство групп, близких по своей идеологии к фашистским, сложное. Для них характерна четкая иерархия (вожаки, члены группы, приближенные к вожакам, исполнители мелких поручений и т. п.). Обычно существуют четкие ритуалы приветствия, посвящения в группу. Нередко члены группы носят одинаковую военизированную форму одежды со своими знаками отличия.

Эта категория молодежи дает большой рост преступности, терроризирует других подростков, молодежь. Членство в молодежных организациях фашистского толка свидетельствует о полной нравственной неразвитости входящих туда молодых людей. Особенно циничны и безнравственны эти организации в нашей стране, где фактически каждая семья пострадала от фашизма во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Хиппи, скины, панки и некоторые другие группы называют группами образа жизни, потому что

вся жизнь членов этих групп определяется их принадлежностью к тому или иному объединению. Но существуют и такие молодежные группы, в которые подростки и юноши объединяются только какими-то общими интересами.

3.2. Группы по интересам и увлечениям

Типичный пример таких групп - поклонники музыкальных рок-ансамблей. Широко известны, скажем, сторонники Heavy metal rock, так называемые металлисты. Вообще говоря, их нельзя назвать объединением, поскольку отсутствуют какая-либо их структура, единые центры, общепризнанные лидеры. Металлисты собираются мелкими командами, объединяясь в большие толпы только на концертах. Они неагрессивны, если их не провоцировать. Внешний их вид часто бывает вызывающим: кожаные одежды, обильно украшен-

Рок-концерт.

ные металлической фурнитурой - громоздкими заклепками на руках, цепями и пр. Среди металлистов выделяются поклонники разных направлений и разных ориентации хард рока.

Или другой пример. Вам, наверное, известна музыкальная группа «Битлз» - кумиры молодежи 60-х годов. Но и сегодня существуют довольно многочисленные группы битломанов, поклоняющиеся этой замечательной четверке.

Группа «Битлз»: Пол Маккартни, Джон Харрисон, Ринго Стар, Джон Леннон.

Существует большое молодежное сообщество поклонников Виктора Цоя и его группы «Кино». Виктор Цой очень уважительно и трепетно относился к людям, которые приходили его услышать и увидеть. Он писал: «Невозможно составить полное представление о группе только по ее записям. А так как у нас нет возможности снимать видео, то показать самих себя мы можем только на концертах, и это очень важно».

Совсем иные интересы объединяют молодежь в группу рокеров. Они носятся на мотоциклах,

украшены различной атрибутикой и порой бывают весьма агрессивными и опасными для окружающих.

Одежда рокера - кожаная куртка, поношенные джинсы, грубые большие башмаки, длинные волосы зачесаны назад, иногда татуировки. Куртка, как правило, украшена значками и надписями. Мотоцикл также украшается надписями, символами и изображениями. Мотоцикл - символ свободы, власти и устрашения, основной источник получения сильных ощущений. При этом у рокеров высоко ценятся технические знания и навыки вождения. При вождении широко используются особые прие-

Рокеры на мотоциклах.

мы управления мотоциклом - езда на заднем колесе или без рук, часто устраиваются групповые гонки на высокой скорости. Основная форма объединения рокеров - мотоклубы.

Рокеры увлекаются рок-музыкой, прослушивание записей является одним из основных занятий рокеров. Они широко используют клички, вместо настоящих имен. У них популярны «физические» способы общения, то есть всевозможные потасовки, толчки, удары, выпады агрессивного типа. Это необходимая составная часть стиля рокеров, позволяющая им демонстрировать и доказывать свою «мужественность» .

В группах по интересам могут встречаться молодые люди с самыми различными политическими и мировоззренческими ориентациями.

Такие интересы могут быть связаны не только с музыкой или спортом. Встречаются молодежные объединения, в центре внимания которых определенные общественно-политические цели, задачи, действия. Например, борьба за мир.

Общественно-политические группы не слишком многочисленны и распространены, как правило, в больших городах. Члены этих групп ставят своей целью пропаганду определенных политических, а иногда религиозных взглядов. На общественно-политические группы подростков и юношей серьезное влияние оказывают соответствующие неформальные организации взрослых. Иными словами, эти группы оказываются как бы молодежным филиалом каких-либо партий или движений взрослых. Зачастую ребята даже не знают, откуда к ним пришли те или иные материалы, сведения, мнения, но охотно их подхватывают, следуя моде.

Во многих таких группах вообще могут преобладать взрослые, а старшеклассники выполняют вспомогательную работу секретарей, курьеров, распространителей агитационных материалов.

Назовем также эколого-этические группы. Такие группы распространены в больших городах, часто в неблагополучных в экологическом отношении районах. Эколого-этические объединения разновозрастны, но в большинстве их много школьников; есть и сугубо подростковые группы. Здесь и «зеленые патрули», состоящие при взрослых руководителях, и группы экологии культуры и человеческого общежития, и группы, возникшие по какому-либо конкретному поводу (борьба со строительством «вредного» предприятия, спасение исторического памятника).

Эколого-этическое движение выработало некоторую идеологию, хотя и не единую для всех объединений, но тем не менее ориентированную на достижение гармонии между человеком и окружаю-

щей средой, понимаемой предельно широко: не только природа, но и городская среда, и человеческое общение.

Участие в самых разных группах сверстников обычно воспринимается самим подростком, юношей или девушкой, как просто очень интересное и приятное времяпрепровождение.

Однако неформальная группа реально многому учит - не всегда, правда, только хорошему. Именно в группе подросток, как правило, просвещается по поводу модных музыкальных течений, находит подходящий для него стиль одежды и совершенствует его, учится определенным образом вести себя с представителями противоположного пола, оттачивает молодежный слэнг, узнает многое из того, о чем не поговоришь с родителями и учителями.

Таким образом, неформальная группа сверстников задает не только внешний стиль поведения, но и в значительной степени влияет на развитие личности молодого человека в подростковом и юношеском возрасте.

Поэтому роль неформальных молодежных групп в жизни молодого человека может быть различной: от очень благотворной, полезной до губительной. Учитывая силу группового воздействия на подростка, взрослые иногда используют молодежные неформальные объединения (и соответственно тех, кто в них входит) для достижения своих - подчас поистине страшных - целей. Это и наркодельцы, создающие рынок для потребления наркотиков, и лидеры религиозных сект, охотящиеся за человеческими душами, политические «фюреры». К последним во все времена относились носители националистиче-

ских, фашистских идеологий. В последние годы их «материалом» становятся в первую очередь скинхеды и другие похожие группы, исповедующие расовую ненависть, вплоть до идеи физического уничтожения тех, кто не нравится цветом кожи, формой носа и т. п.

Важно не дать себя одурачить, не стать слепым орудием, материалом в чужих руках, средством для достижения чужих целей.

Подумайте о том, в какой группе вы оказались или можете оказаться.

Вопросы и задания

2. Подумай, в чем плюсы и в чем минусы общения в неформальной группе?

3. Как ты думаешь, почему возникают молодежные объединения?

4. Если хочешь, расскажи о каком-либо молодежном объединении, которое тебе интересно. Хорошо бы проиллюстрировать свое сообщение картинками, фотографиями, аудио- и видеоматериалами и пр.

4. ТЕЛЕЗРИТЕЛИ И РАДИОСЛУШАТЕЛИ КАК БОЛЬШАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА

4.1. Общение с помощью средств массовой информации

Телевидение, радио, газеты, журналы - средства массовой информации (сокращенно СМИ). Главная их задача - давать людям быструю, оперативную информацию обо всем, что происходит в мире.

Их называют также средствами массовой коммуникации, то есть массового общения. При этом имеется в виду такое общение, которое осуществляется с помощью технических средств - сложной телевизионной и радиоаппаратуры, печатных станков и др.

Благодаря современным средствам массовой коммуникации информация может передаваться на любые расстояния, собирать громадные аудитории в разных странах и континентах, для этих средств не важны ни границы, ни расстояния. Наиболее оперативными являются, конечно, радио, телевидение и интернет.

Аудитория средств массовой информации представляет собой кратковременную, стихийную группу.

Однако эта группа особая.

Прежде всего она существует только в пределах просмотра или прослушивания определенной передачи, чтения той или иной газеты, того или иного журнала. В нее могут входить как те, кто сознательно предпочитает именно этот канал массовой коммуникации, эту передачу, именно этот журнал, так и те, кто обратился к ним случайно.

Стихийность, неупорядоченность - важнейшая характеристика этой группы. Человек может в любой момент войти в эту группу, включив радио или телевизор, выбрав определенную радиостанцию, канал или передачу. Может тут же перейти в другую, просто переключив канал, выключив телевизор, отложив в сторону газету.

Еще одна важная особенность такой большой группы - сочетание индивидуальности восприятия передачи, газетной или журнальной статьи и одновременно проявления типичных, часто даже стерео-

типных характеристик восприятия, свойственных той или иной устойчивой большой группе.

Поэтому для лучшего понимания запросов, потребностей, особенностей восприятия аудитории проводятся специальные психологические и социологические исследования.

Психологические и социологические исследования направлены на выяснение потребностей аудитории в целом и входящих в нее представителей отдельных больших социальных групп (например, восприятие теленовостей всей аудиторией, юношами и девушками, рабочими, пенсионерами и т. п.).

Современные исследователи выделяют ряд основных потребностей радиослушателей и телезрителей как большой социальной группы:

1) потребность в ориентации в окружающем мире и причастности к тому, что в нем происходит;

2) потребность в принадлежности к определенной социальной группе, причислении себя к ней, подтверждении собственных ценностей, взглядов, идей. Особенно влияние этой потребности заметно в период всевозможных предвыборных кампаний. Однако и в других случаях влияние этой потребности может быть очень значительным. Например, опрос зрителей MTV, показал что многие из них, включая этот канал, чувствуют свою принадлежность к современной молодежи, «к продвинутым» сверстникам;

3) потребность в общении с известным человеком, интересным собеседником, желание узнать его мнение, согласиться или поспорить с ним.

В. Высоцкий писал с некоторой долей иронии о том, что экран телевизора позволяет встретиться дома с всемирно известными людьми:

Есть телевизор -

Мне дом - не квартира,

Я всей скорбью скорблю мировой.

Грудью дышу я,

Всем воздухом мира,

Никсона 1 вижу с его госпожой.

Вот тебе раз - иностранный глава

Прямо глаз в глаз, к голове голова.

Чуть пододвинул ногой тубурет

И оказался с головой тет-на-тет.

Как убедить мне упрямую Настю -

Настя желает в кино, как суббота.

Настя твердит, что проникся я страстью

К глупому ящику для идиота.

Ну да, я проникся,

В квартиру зайду,

Глядь - дома Никсон и Жорж Помпиду 2 .

4) потребность в познании других людей и самого себя, в сравнении себя с другими. Телевидение, радио, газеты, журналы многое рассказывают нам о мире, о людях. Узнавая других, мы лучше узнаем себя. Многие зрители смотрят интеллектуальные телевизионные игры, проверяя свою эрудицию, свою сообразительность. Часто подростки, смотря молодежные сериалы, передачи про сверстников, как будто смотрятся в зеркало, отражающее то, какие они есть, как они ведут себя в той или иной ситуации, и т. п.;

5) потребность в отдыхе, отвлечении от повседневных дел, развлечении, эмоциональной разрядке, расслаблении;

6) в ряде случаев потребность одиноких людей в общении.

1 Никсон Ричард - 37 президент США в 1968-1974 гг.

2 Помпиду Жорж - президент Франции в 1969-1974 гг.

Вопросы и задания

1. В чем отличие общения с помощью средств массовой коммуникации от межличностного общения?

2. В чем особенности телезрителей и радиослушателей как большой группы?

3. Вспомни 2-3 передачи, которые ты обычно смотришь. Как ты думаешь, почему они тебе нравятся? Объясни это, исходя из описания основных потребностей телезрителей, о которых говорилось в параграфе. Если у тебя другое мнение, обоснуй его.

4.2. Как воздействуют средства массовой информации на аудиторию

Телевидение, радио оказывают воздействие на свою аудиторию не только тем, что они говорят, но и тем, как они это делают. Известное изречение гласит, что есть 50 способов сказать «да» и только один способ его написать. Поэтому воздействие радио, телевидения на человека очень сильно.

Осуществляя передачу прямо с места событий, радио, телевидение создают для миллионов своих слушателей «эффект личного присутствия» в этом месте и делают их как бы соучастниками событий. Поэтому они оказывают очень большое влияние на людей. Один из самых известных примеров воздействия средств массовой информации на большие группы людей связан с фантастической повестью Г. Уэллса «Война миров» (о попытке марсиан завоевать Землю). 30 октября 1938 года американский режиссер Орсон Уэллс поставил радиоспектакль по этой книге. И хотя все были заранее предупреждены о том, что этот спектакль будет в программе (национального радиовещания США), слушатели сильно испугались, многие из них выскочили на улицы, стали уезжать из города - они поверили в нашествие марсиан. В реальность этого нашествия поверили более 1 миллиона 700 ты-

11. Заказ №3480.

сяч слушавших, а 1 миллион 200 тысяч оказались сильно напуганными.

Все дело в том, что передача была сделана настолько правдоподобно, что создавала полное впечатление реальности. С этой целью, например, прерывалась передаваемая в это время трансляция концерта знаменитого дирижера, который на самом деле в то время гастролировал в Нью-Йорке. Когда диктор прерывал этот концерт срочными сообщениями о том, что происходит на месте событий, люди были уверены в реальности происходящего.

Позже слушатели объясняли свое поведение тем, что привыкли доверять радио, его сообщениям с места событий и поэтому поверили в происходящее. Вот как они описывали свои чувства:

Ученица старших классов: «Я всех спрашивала, что нам делать? Что мы можем сделать вообще? И какая теперь разница, делать что-либо или не делать, если мы и так скоро погибнем? Я была в полной истерике... Обе мои подруги и я - все мы горько плакали, все нам казалось бессмысленным перед лицом смерти. Было ужасно осознавать, что мы умрем в таком молодом возрасте... Я была уверена, что настал конец света».

Мать маленького ребенка: «Меня беспрестанно трясло от страха. Я вытаскивала чемоданы, ставила их обратно, снова начала упаковываться, но не знала, что брать. Нашла детские вещи, стала одевать ребенка, завернула его. Все соседи уже выбегали из дома, кроме верхнего жильца. Тогда я кинулась к нему, забарабанила в его дверь. Он закутал своих детей в одеяла, я подхватила его третьего ребенка, мой муж взял нашего, и мы вместе выбежали наружу. Я не

знаю почему, но я хотела взять с собой хлеба, потому что деньги есть не будешь, а хлеб необходим...».

Студент вспоминает о том, как он услышал сообщение, что марсиане пустили ядовитый газ и тот расползается по всему штату. «Я думал только о том, чтобы не задохнуться от газа и не сгореть заживо... Я понял, что все наши погибли, но больше всего меня потрясало, что, видимо, вся человеческая раса будет сметена, - эта мысль казалась мне особенно важной, важнее даже того, что и мы должны вот-вот умереть. Казалось ужасным, что все, созданное упорным трудом людей, должно исчезнуть навсегда. Диктор продолжал свои репортажи, и все казалось вполне реальным» 1 .

Паника, охватившая радиослушателей, оказалась сродни той, которая возникает в толпе.

Специальные исследования показали, что наиболее ей поддались люди, которые имели одну или несколько из следующих психологических особенностей:

Повышенное чувство опасности, тревоги, страха;

Неуверенность в себе;

Конформизм;

Фатализм (от лат. fatum - рок, судьба) - вера в судьбу, представление о неотвратимой предопределенности событий;

Вера в конец света.

Однако не все люди поддались панике. Многие поняли, что речь идет о радиоспектакле. Такие люди смотрели радиопрограмму в газете, настраивали приемник на другие станции и т. п.

Исследования показали, что это в основном были образованные люди, способные критически относи-

1 Цит. по: Кентрил X. Внушение страха // Страх: Хрестоматия. - М., 1998. -С. 167-168.

ться к получаемой информации, не принимать ее на веру, проверять.

Воздействие средств массовой информации усиливается за счет того, что подаваемая информация специально организована. Над каждым сообщением трудятся множество специалистов, которые заботятся о том, чтобы сделать его наиболее интересным, действенным, доходчивым, чтобы самые разные люди воспринимали его как важное для себя.

Работа этих специалистов очень сложна. Ведь в общении с помощью средств массовой информации нет непосредственной обратной связи, то есть отклика аудитории - зрителей, слушателей. Напомним, что обратная связь - очень важная сторона общения. Она позволяет понять и почувствовать как воспринимается то, что вы говорите, делаете и что при необходимости надо усилить или изменить.

Общение с помощью средств массовой коммуникации одностороннее. Сейчас нередко используются приемы интерактивного телевидения и радио - общение со зрителями и слушателями в прямом эфире, опросы, осуществляемые в ходе передачи. Но все равно обратная связь носит ограниченный характер и не может дать полную картину того, как разные слушатели и зрители воспринимают увиденное, услышанное, что они думают, чувствуют.

Воздействие радио и телевидения усиливается за счет особого восприятия любого сообщения. Оно воспринимается как адресованное одновременно и тебе лично, и большой массе людей. Действительно, мы слушаем радио, смотрим телевизор и воспринимаем сообщения, как обращенные к нам лично. Недаром известные дикторы, журналисты воспринимаются как хорошо знакомые люди, поскольку они

постоянно приходят к нам в дом. Эта особенность называется «эффектом личностного общения». Общение с помощью радио, телевидения - особая форма межличностного общения, общения между хорошо знакомыми людьми, с которыми нас связывают определенные отношения (мы можем доверять или не доверять журналисту или диктору, он может вызывать у нас симпатию или антипатию).

С другой стороны, мы смотрим телевидение или слушаем радио в одиночку или в малых группах (в семье, с друзьями), но знаем, что она адресована большой массе людей, и любое сообщение воспринимается как обращение к большой группе. Известно, что передачи о некоторых событиях слушают, смотрят одновременно более миллиарда человек во всем мире. Именно благодаря этому человек ощущает свою причастность к тому, что происходит в мире, часто очень далеко от его дома. Поэтому общение с помощью средств массовой информации рассматривается как разновидность общения в большой группе.

Такое сочетание непосредственного личностного общения и общения в большой группе создает особое впечатление, еще более усиливая воздействие СМИ.

Вопросы и задания

1. Чем обусловлено влияние средств массовой информации на слушателей и зрителей? Приведи свои собственные примеры такого влияния.

2. Предложи свои способы, которые могут позволить работникам радио, телевидения лучше узнать мнение аудитории той или иной радио- или телепередачи. Докажи эффективность этих способов.

3. Некоторые современные певцы и певицы выступают, называя только свое имя, не называя фамилию (Анастасия, Юли-

ан, Валерия и др.). Как ты думаешь, зачем они это делают? Какие особенности восприятия образа телезрителями и радиослушателями они используют?