Коррупция, вероятно, стара как само человечество. Это сложное социальное явление появилось еще в глубокой древности и, несмотря на весь масштаб наносимого им урона продолжает существовать в современном обществе. При этом наносится ущерб наиболее значимым благам и ценностям государства, как духовным, так и материальным.

Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ дает следующее определение: Коррупция – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами .

В современном российском государстве коррупция заслуженно считается ключевой угрозой национальной безопасности, ставя под угрозу сам факт существования России как государства. Действия коррупционной направленности наносят ущерб на основные конституционные права и свободы человека и гражданина, а именно: принцип равенства всех перед законом и судом (ст.19), неприкосновенности частной жизни (ст.23), права частной собственности (ст.35, 36), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41), на образование (ст.43) и др. .

Президент Российской Федерации подчеркивает проблему борьбы с коррупцией и теневой экономикой как одну из основных, способствующих риску обеспечения национальной безопасности, тем самым демонстрируя внимание этой острой социально-экономической проблеме. В Указе Президента РФ от 31.12.2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (далее Стратегия), национальной безопасности дается достаточно широкое определение. Она рассматривается как состояние защищенности государства от внешних и внутренних угроз, обеспечение прав и свобод граждан, достойный уровень их жизни, суверенитет и территориальная целостность государства, а также его устойчивое социально-экономическое развитие . Здесь же, в пункте 6 Стратегии формулируется понятие угрозы национальной безопасности – причины и условия, которые в ансамбле создают прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам. Коррупция отнесена к числу важнейших угроз государственной и общественной безопасности, наряду с терроризмом, экстремизмом, кибератаками, стихийными бедствиями, а также деятельностью иностранных спецслужб, наносящих ущерб национальным интересам .

Так почему же так сложно справиться с коррупцией – этой чумой 21 века, если всем очевиден вред от нее? По всей видимости, она давно уже перешла в хроническую форму. Действительно, кажется, все давно уже смирились с этим явлением, рассматривая коррупцию как нечто само собой разумеющееся, нечто, без чего нельзя представить современное общество. В подтверждение этому – результат опроса ВЦИОМ, согласно которому 56 % респондентов уверены в том, что коррупцию полностью победить невозможно . Таким образом, происходит деморализация граждан – до тех пор, пока коррупция будет рассматриваться как естественный способ решения любых общественных вопросов, будет крайне сложно избавиться от нее и прервать эту замкнутую цепь взяточничества. Коррумпированность государственных институтов, организаций и учреждений только на руку гражданам, в тех случаях, когда коррупция выгодна обеим сторонам – в результате «сделки» обе стороны получают то, что хотят. Как правило, одной из сторон является представитель власти, а другой – заинтересованное лицо. Другим, не менее важным фактором, способствующим снижению уровня нетерпимости к коррупции, является возникновение более острых, нежели коррупция, социально-экономических вопросов, требующих безотлагательного решения, таких как терроризм, экстремизм, инфляция, рост цен, безработица, низкий уровень жизни.

Говоря о причинах возникновения коррупции, можно выделить 4 основные – правовые, экономические, институциональные и социально-культурные. К правовым причинам следует относить двусмысленность некоторых законов, как следствие, возникновение коллизий; недостаточная грамотность граждан в сфере защиты своих прав, зачастую простое незнание законов, что позволяет чиновникам и другим должностным лицам злоупотреблять своей властью в корыстных целях; недостаточность жесткого наказания за совершение коррупционного деяния (в последнее время меры ужесточаются). Экономической причиной возникновения коррупции является в первую очередь безработица, низкая заработная плата, а также повышение цен. Социально-культурная причина проявляется в низком морально-нравственном уровне. Институциональная причина существования коррупции имеет место быть из-за отсутствия прозрачности в системе законотворчества и кумовства.

Коррупция представляет собой достаточно сложное и многоликое явление и носит системный, комплексный характер. Данное явление наблюдается, практически, во всех сферах деятельности – имущественные отношения, социальное обеспечение, здравоохранение, образование и т.д. Подробную информацию об уровне коррумпированности в разные годы предлагает Портал правовой статистики Генеральной Прокуратуры Российской Федерации . Согласно данным Портала в 2017 году, зарегистрировано 105087 преступлений экономической направленности, что на 3667 меньше чем в предыдущем году.

Согласно данным международной организации Transparency International, ключевой целью которой является прозрачность и подотчетность власти, уже третий год подряд, начиная с 2015 года, Россия набирает 29 баллов из 100 возможных по индексу восприятия коррупция .

Таблица 1.

ИВК (индекс восприятия коррупции)

Место

Разделяет место с -

Нигерия, Ливан, Кыргызстан, Иран,

Азербайджан, Сьерра-Леоне

Иран, Украина

Доминиканская республика, Кыргызстан, Лаос, Мексика

Представленные в таблице данные говорят о том, что Россия стабильно занимает не самые лучшие позиции в предложенном рейтинге. Соответственно, качественных изменений в борьбе с коррупцией пока не происходит. В этом ключе стоит отдать должное теневой экономике. Тандем теневой экономики и коррупции создает замкнутый круг - одна порождает другую. Теневая экономика создает коррупционные отношения во всех сферах политики и экономики для собственного благополучного развития, коррупция же создает почву для формирования теневой экономики.

Согласно данным МВД, ущерб от преступлений экономической и коррупционной направленности в 2017 году в России составил 177,5 млрд рублей, 100,5 млрд. из них удалось вернуть. Коррупция негативно влияет на экономику государства т.к. она способствует:

Развитию теневой экономики;

Снижению эффективности рыночных механизмов. Это объясняется тем, что преимущество зачастую оказывается на стороне недобросовестных участников, которые не пренебрегают дачей взятки, далее возникают монополии и нездоровая конкуренция в экономике, что и приводит к снижению эффективности ее функционирования;

Неправильному и неравномерному использованию бюджетных средств;

Возникновение социального имущественного неравенства, по причине растранжирования средств, направленных на социальную сферу, что способствует общественному напряжению в стране;

Образование олигархических группировок в органах государственной власти и т.д.

Говоря об отрицательном влиянии на политику страны, в первую очередь следует выделить подрыв престижа страны на международной арене, создаются предпосылки к ее политической и экономической изоляции. Олигархические группировки лоббируют свои интересы, происходит сращивание исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, как следствие происходит подрыв доверия к власти.

Приняв антикоррупционный пакет законов и подзаконных актов, Россия вышла на новый этап борьбы с коррупцией. В соответствии с Указом Президента РФ от 24 ноября 2003 года №1384 «О Совете при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией», был создан специализированный орган – Совет по противодействию коррупции при Президенте Российской Федерации. Главной задачей Совета является оказание помощи главе государства в определении приоритетных направлений государственной политики в сфере борьбы с коррупцией и их реализации . Наряду с этим, Указами от 13.04.2010 г. № 460 и от 01.04.2016 г. №147 утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции и Национальный план противодействия коррупции на 2016-2017 годы, согласно которым принимаются меры по:

Защите заявителей

Урегулированию конфликта интересов

Повышению прозрачности

Антикоррупционному просвещению

Повышению эффективности противодействия коррупции

Разработке законодательства о лоббизме

Другими действенными законами по борьбе с экономической преступностью стали: ФЗ № 230-ФЗ от 03.12. 2012 г. «О контроле за соответствие расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» , ФЗ N 115-ФЗ от 07.08.2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и др.

С принятием Федерального Закона «О противодействии коррупции» стало возможным привлечение лиц к уголовной ответственности. И, действительно, за последние годы зарегистрировано большое количество преступлений коррупционного характера, по которым заведены уголовные дела. Виновниками самых громких коррупционных скандалов последней пятилетки стали начальница департамента имущественных отношений «Оборонсервиса», мэр Ярославля, губернатор Сахалинской области, губернатор Киевской области, глава управления антикоррупционного главка МВД России, Министр экономического развития России, экс-глава Удмуртии и др. Начало текущего года оказалось также урожайным – возбуждено 39 уголовных дел коррупционного характера в отношении руководителей различных уровней в Дагестане.

Президент В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию от 1 декабря 2016 г. отметил, что «в последние годы было немало громких дел в отношении чиновников муниципального, регионального, федерального уровня. Однако…борьба с коррупцией это не шоу, она требует профессионализма, серьезности и ответственности, только тогда она даст результат, получит осознанную, широкую поддержку со стороны общества» .

Список литературы:

  1. Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ (в ред.от 03.04.2017 N 64-ФЗ) / СПС КонсультантПлюс
  2. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) / СПС КонсультантПлюс
  3. Указ Президента РФ от 31.12.2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» / СПС КонсультантПлюс
  4. Всероссийский центр изучения общественного мнения https://wciom.ru/
  5. Портал правовой статистики Генеральной Прокуратуры Российской Федерации http://crimestat.ru/
  6. Transparency International http://www.globalcorruptionreport.org/
  7. Указ Президента РФ от 24 ноября 2003 года №1384 «О Совете при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией» / СПС КонсультантПлюс
  8. Указ Президента РФ от 13.04.2010 г. № 460 «О национальной стратегии противодействия коррупции и национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы» / СПС КонсультантПлюс
  9. Указ Президента РФ от 01.04.2016 г. № 147 «О национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы» / СПС КонсультантПлюс
  10. ФЗ № 230-ФЗ от 03.12. 2012 г. «О контроле за соответствие расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» / СПС КонсультантПлюс
  11. ФЗ N 115-ФЗ от 07.08.2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» / СПС КонсультантПлюс
  12. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 1 декабря 2016 г. / СПС КонсультантПлюс

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Сегодняшняя действительность такова, что коррупция проникла во все сферы жизни и деятельности, стала привычным, обыденным явлением. И государство, и предпринимательское сообщество заинтересованно в снижении уровня коррупции. Все чаще в средствах массовой информации появляются материалы о том, что тот или иной чиновник злоупотребляет своим служебным положением, берет взятки, присваивает бюджетные деньги или государственную собственность. Каждый из нас осуждает коррумпированность такого чиновника, но мало кто задается вопросом о том, какова наша роль в развитии этого негативного явления. Можем ли мы, должны ли противостоять коррупции. Влияет ли она на экономику страны и может ли стать препятствием для ее развития. Понять природу коррупции, угрозы, которые она в себе несет, и ответить на поставленные выше вопросы - в этом состоит основная задача данного исследования.

Таким образом, целью исследования явилось: определение сущности коррупции, выявление порождающих ее причин, анализ масштабов и систематизация направлений противодействия.

Объектом исследования является сама коррупция. Предметом - общественно-экономические отношения между субъектами, порождающие проявление коррупции. Исследование носит теоретический характер, поэтому среди научных методов используются такие как синтез и анализ.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

    рассмотреть причины и природу коррупции;

    дать оценку масштабам коррупции и ее негативному влиянию на развитие предпринимательской деятельности в России;

    систематизировать комплекс антикоррупционных мер, существующих в отечественной практике.

1 Сущность коррупции

Противодействие коррупции на протяжении длительного времени остается одной из самых злободневных задач и приоритетных направлений правовых, экономических и социальных реформ в России. В настоящее время вопрос борьбы с коррупцией стоит особенно остро. Разрушительный характер существующего уровня коррумпированности влияет на государственное развитие и устройство, уровень жизни и социальной защищенности граждан, а также на всю экономику в целом. Для того, чтобы выделить наиболее эффективные способы борьбы с коррупцией, необходимо, прежде всего, определить сущность данного явления.

Понятие «коррупция» было сформулировано на 34-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 17 декабря 1979 г. и определено как «выполнение должностным лицом каких-либо действий (бездействия) в сфере должностных полномочий за вознаграждение в любой форме в интересах дающего такое вознаграждение, как с нарушением должностных инструкций, так и без их нарушения» 1 . В Конвенции ООН против коррупции 2005 г. осуществлена декомпозиция данного явления:

Коррупция в публичном секторе (аналог государственного в западной терминологии);

Коррупция в частном секторе.

Согласно федеральному закону 273 о противодействии коррупции, она представляет собой: «злоупотребление служебным положением, дачу и получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами» 2 .

Проблема коррупции является достаточно актуальной и широко обсуждаемой в научной литературе. Известные в этой области ученые А.И. Долгова и Б.В. Волженкин под коррупцией понимают социальное явление, характеризующееся «разложением власти», «подкупом-продажностью» государственных (муниципальных) служащих, которые во имя личных или групповых корыстных интересов используют свои официальные служебные полномочия 34 .

Л.И. Шершнев определяет продажность должностных лиц и политических деятелей как элемент искусственно выстроенной капитализированной рыночной экономики, основанной на жесткой конкуренции, культе денег и материальных ценностей 5 .

В.В. Лунеев характеризует коррупцию как явление, включающее в себя «... многочисленные формы незаконного присвоения публичных средств для частного использования» 6 .

Весьма яркую характеристику коррупции дает А.И.Кирпичников, «… это коррозия власти, как ржавчина разъедает металл, так коррупция разрушает государственный аппарат и разъедает нравственные устои общества» 7 .

Рассмотренные мнения ученых и специалистов дают основание полагать, что коррупция в широком смысле слова - это общегосударственное социально-экономическое явление, отличающееся деструктивным характером и являющееся, с одной стороны, определенным «рынком теневых и криминальных услуг», с другой стороны - преступным явлением, охватывающим ряд составов преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ). 8

Коррупция как социально-правовое явление представляет угрозу национальной безопасности, ущемляющую жизненно важные интересы личности, общества и государства в целом. Примерно треть россиян определяют коррупцию как «механизм компенсации плохих законов» 9 , позволяющий людям решать свои проблемы.

Можно выделить следующие основные формы проявления коррупции:

    Взяточничество, подкуп, получение незаконных доходов (вымогательство, «откаты»);

    Воровство и приватизация государственных ресурсов и средств;

    Незаконное присвоение (подделка, подлог, фальсификация, хищение, присвоение денег, имущества обманным путем), злоупотребления при использовании государственных фондов, растраты;

    Непотизм или кумовство, фаворитизм (назначение на посты и должности родственников и друзей);

    Продвижение личных интересов, сговор (предоставление преференций отдельным лицам, конфликт интересов);

    Принятие подарков для ускорения решения проблем;

    Защита и покровительство («крышевание», лжествидетельство);

    Злоупотребление властью (запугивание);

    И другие.

Основными причинами коррупции считают:

1) расширение теневой экономики. Теневая экономика представляет собой объективно существующую и постоянно воспроизводящуюся подсистему хозяйства, в которой хозяйствующие субъекты стремятся добиться экономической выгоды методами недобросовестной конкуренции, т.е. по своей личной инициативе или под воздействием внешних обстоятельств прибегают к действиям, противоречащим закону, деловой этике, правилам игры между бизнесом и властью, морально-нравственным нормам общества.

2) дисбаланс между низкими заработными платами чиновников и их высокими полномочиями. Особенно это проявляется в развивающихся и постсоветских странах, где у государственных служащих есть возможность влиять на деятельность фирм и граждан.

3) закрытость и зарегулированность работы государственных ведомств, непрозрачность законотворчества, громоздкая система отчетности, ошибочная кадровая политика государства, допускающая продвижение по службе «по блату» вне зависимости от результатов работы служащих.

4) деморализация общества, недостаточная информированность, неразвитость гражданских институтов и пассивность в отношении чиновничьего беспредела.

5) дискредитация идей рыночной конкуренции, поскольку в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто незаконно смог получить преимущества.

6) неэффективное использование бюджетных средств, в частности при распределении государственных заказов.

7) криминализация бизнеса и другие.

Анализ литературных источников позволяет нам систематизировать последствия коррупции (рис. 1).

Среди экономических последствий целесообразно выделить следующие:

    Рост теневой экономики, осуществляемой вне государственной регистрации и учета.

Рисунок 1 - Основная группа последствий коррупции

    Снижение доходов бюджета страны.

    Нарушение конкурентных механизмов рынка, поскольку часто в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто незаконно смог получить преимущества.

    Замедление появления эффективных частных собственников.

    Неэффективное использование бюджетных средств, в частности, при распределении государственных заказов и кредитов.

    Повышение цен и в итоге страдает потребитель.

    Расширение масштабов коррупции в неправительственных организациях (на фирмах, предприятиях, в общественных организациях). Это ведет к уменьшению эффективности их работы, а значит, снижается эффективность экономики страны в целом.

    Ослабление инвестиционного климата, «уходят» не только иностранные партнеры, но и снижается уровень привлечения в экономику внутренних инвестиций. Известный экономист Паоло Мауро проанализировал влияние коррупции на экономику в 94 странах мира и пришел к выводу, что уменьшение уровня коррупции в стране на 25 % обычно приводит к росту инвестиций на 4 % от величины валового внутреннего продукта (ВВП). Это, в свою очередь, приводит к тому, что доля ВВП на душу населения увеличивается на 0,5 % 10 .

К социальным последствиям следует отнести:

    Отвлечение колоссальных средств от целей общественного развития, тем самым снижается способность власти решать социальные проблемы.

    Закрепление и увеличение имущественного неравенства, бедность большой части населения.

    Дискредитация права как основного инструмента регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан как перед преступностью, так и перед лицом власти.

    Укрепление организованной преступности ввиду роста коррумпированности правоохранительных органов. Сращивание предпринимателей с коррумпированными группами чиновников увеличивает возможности для отмывания денег.

    Увеличение социальной напряженности, которое угрожает политической стабильности в стране.

И, наконец, политические последствия:

    Смещение целей политики от общенационального развития к обеспечению властвований тех или иных кланов.

    Уменьшение доверия к власти, рост ее отчуждения от общества.

    Падение престижа страны на международной арене, рост угроз ее экономической и политической изоляции.

2 Отечественный опыт борьбы с коррупцией

Борьба с коррупцией имеет глубокие исторические корни. Первые упоминания о коррупции исходят из русских летописей XIII века, где она определялась понятием «мздоимство».

Первое законодательное ограничение коррупционной деятельности было осуществлено в царствование Ивана III в XV веке. Судебник, введенный 1497 году, устанавливал розыскную форму процесса, предусматривал в качестве мер наказания смертную казнь или торговую казнь, т.е. битьё кнутом.

Во время правления Ивана IV в XVI веке впервые была введена смертная казнь в наказание за чрезмерность во взятках.

XVII век во время правления Алексея Михайловича ознаменовался появлением статьи «Наказание за преступление, попадающее под понятие коррупция» в Соборном Уложении 1649 года.

В XVIII веке Петр I совместно с коллегиями ввёл деятельность Тайной канцелярии (Тайной полиции). Так, в 1722 году была создана прокуратура как орган присмотра за выполнением законов «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».

Анна Иоанновна и Елизавета Петровна в 1739 году издают Указ «О взыскании за похищенное и за взятки», в 1761 году Указ «О запрещении взяток и задержки при осмотре проезжающих на заставах».

Екатерина II в 1762 году издает Указ «Об держании судей и чиновников от лихоимства», который устанавливал жалование чинам и грозил смертной казнью. В целях профилактики коррупции кроме жалования после 35 лет службы назначалась пенсия.

В XIX веке Александр I в 1812 году издал Указ «О запрещении приносить подарки начальникам губерний и другим губернским служащим».

По словам современников в 1823 году в Московском надворном суде появился Пущин Иван Иванович - «первый честный человек, который сидел когда-либо в русской казенной палате», непримиримый борец со взяточничеством.

Во время правления Николая I в 1826 году коррупция стала механизмом государственного управления, но было создано III отделение для безопасности императора и борьбы с преступностью.

Период реформ на Руси ознаменовался появлением одной из первых судебной реформы. Согласно Указу Александра II в 1864 году, суд становился бессословным, гласным, независимым и состязательным. Вводился также суд присяжных заседателей.

В советский период борьба с коррупцией продолжалась, так в 1922 году Уголовный кодекс предусматривал расстрел за взяточничество. А в 1957 году официальная борьба была приостановлена, так как коррупция считалась редким явлением.

Как видно, полностью победить коррупцию не удалось никому. Самыми успешными в данном вопросе явились два лидера - это Иван IV и Иосиф Сталин. Обоим пришлось для этого прибегнуть к жестоким репрессиям с применением особых органов правопорядка. Кроме того, во времена руководства страной И.В. Сталиным коррупция была побеждена уникальной системой мер, которые касались всех, невзирая на связи и положение в обществе. К ответственности привлекали даже родственников коррупционера, которые знали, но ничего не сделали для выявления преступника. Более того, под суд попадали все, кто хоть краем уха слышал, но промолчал, что кто-то берет взятки или занимается другими незаконными делами. Ну и, конечно же, самое эффективное средство контроля - доносы. Доносы были массовыми, потому что за сокрытие увиденного преступления тоже полагалась уголовная ответственность. Как считает большинство исследователей, именно разветвленная сеть информаторов сыграла решающую роль в искоренении коррупции в стране.

    1. Области распространения коррупции

Согласно данным средств массовой информации, на сегодняшний день коррупция все более охватывает самые различные сферы жизнедеятельности россиян. По данным ежегодно публикуемых исследований, постоянно берут взятки не менее 70% муниципальных служащих, 80% судей и сотрудников ГИБДД, 40-45% врачей, 60% преподавателей вузов.

На рисунке 2 показано, что за десять лет верхушка коррупционных сфер практически не меняется. Так, коррумпированность власти на местах, судебной системы, а также органов здравоохранения усиливается, а коррумпированность правоохранительных органов и федеральной власти имеет положительную тенденцию к снижению.

Рисунок 2 - Динамика изменения наиболее коррумпированных сфер и институтов

К сферам деятельности, которые в наибольшей степени подвержены коррупции в России, относятся:

    таможенные службы: пропуск через границу запрещённых к перевозке товаров; возврат конфискованных товаров и валюты; занижение таможенных пошлин; необоснованные задержания грузов и отсрочки таможенных платежей;

    налоговые органы: невзимание налогов в полном объёме; «закрытие глаз» на налоговые правонарушения; непроведение контрольных мероприятий; вызванная конкурентами проверка и остановка производства;

    правоохранительные органы: возбуждение и прекращение уголовных дел, а также направление их на дополнительное расследование; отсутствие законного наказания за правонарушения различной тяжести;

    административные структуры: взятки за оформление справок, разрешений, прочих документов; создание аффилированных коммерческих фирм, ускоряющих за дополнительную плату оформление документов;

    учебные заведения: покупка и продажа дипломов; завышение результатов экзаменов; поступление в ВУЗ людей с низкими баллами ЕГЭ.

По утверждению «Новой газеты», из 35 министерств и ведомств России установлена пятёрка наиболее коррумпированных - это: Министерство обороны; Министерство транспорта; Министерство экономического развития, в том числе подведомственные ему Росимущество и Росреестр; Министерство здравоохранения и социального развития, а также подведомственный ему Роспотребнадзор; Министерство финансов.

Специалисты утверждают: коррупция в России становится своеобразным бизнесом.

Выделенные области коррупции не являются самостоятельными независимыми. Наоборот, они образуют некую цепь, являясь результатом функционирования и развития соседних звеньев.

    1. Статистика коррупционной преступности

Для оценки масштабов коррупции можно воспользоваться индексом ее восприятия - это глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю распространённости коррупции в государственном секторе. Рассчитывается данный показатель по методике международной неправительственной организации Transparency International, основанной на комбинации общедоступных статистических данных и результатах глобального опроса. По мнению исследователей, единственным надёжным источником информации выступают мнения и свидетельства тех, кто непосредственно сталкивается с коррупцией (например, предпринимателей) или профессионально занимается её изучением, т.е. аналитиков.

Индекс восприятия коррупции представляет собой сводный индикатор, на основании которого происходит ранжирование стран по шкале от 0 (самый высокий уровень коррупции) до 100 (самый низкий уровень коррупции). Стоит отметить, что отметку в 100 баллов не имеет ни одно государство (приложение 1). Так, в 2016 году наименьший показатель индекса восприятия коррупции в 90 баллов имеют Дания и Новая Зеландия, Россия за последние два года получала одно и тоже количество баллов - 29 и занимала низкие позиции рейтинга (2015 год - 119 место из 168, 2016 год - 131 место из 176 возможных) 11 .

Коррупция подрывает экономическую безопасность страны и, в том числе, наносит существенный вред предпринимательству.

Экономика страны во многом зависит от предпринимательской деятельности, доля которой в Валовом Внутреннем Продукте (ВВП) РФ в настоящее время не превышает тридцати % (для сравнения в экономически развитых странах эти цифры гораздо выше - от 70%). Поэтому текущей задачей, поставленной правительством к 2020г. является увеличение доли активного населения, занимающегося предпринимательской деятельностью, до 60-70% (рис.3) 12 .

Современные показатели Целевые показатели

Рисунок 3 - Доля малого и среднего бизнеса в % к ВВП России

К сожалению, в России сложилась коррупционная модель ведения бизнеса, когда предприниматели воспринимают коррупцию как одну из составляющих вынужденных затрат и считают это нормой. К примеру, по результатам антикоррупционного мониторинга лишь 23% опрошенных предпринимателей не участвовали в коррупционных сделках.

Среди предпринимателей, сообщивших, что в прошлом они прибегали к даче взятки как к средству решения проблем, незаконное вознаграждение в 40% случаев передавалось в целях ускорения рассмотрения документов в органах власти; 23% предпринимателей передавали вознаграждение с целью оставления без внимания проверяющими выявленных нарушений; 8% - для обеспечения победы в тендерах и конкурсах; 6% рассчитывали на содействие в конкурентной борьбе (рис.3) 13 .

Рисунок 3 - Результаты антикоррупционного мониторинга отечественных предпринимателей

Эксперты Всемирного банка считают коррупцию главной экономической проблемой современности. По их данным, 40% предприятий во всем мире вынуждены давать взятки. В развитых странах эта цифра составляет 15%, в азиатских - 30%, в странах СНГ - 60%. За четыре года активной Российской антикоррупционной кампании средний размер взятки вырос в 33 раза. В 42% случаях размер взятки превышал 100 тыс. руб., причем в ряде случаев доходил до двух млн. руб. 14

Увеличение указанных «коррупционных издержек» приводит к монополизации российского рынка и, как следствие, к снижению его конкурентоспособности, что в свою очередь ведет к ослаблению и вынуждает к уходу с рынка малого и среднего бизнеса.

Можно выделить главные направления создания угроз от коррупции экономической безопасности предпринимательской деятельности:

    негативное давление на бизнес излишней бюрократии и создаваемых с целью укрепления коррупционных связей в бизнес-среде излишних административных барьеров;

    вымогательства с целью получения взяток в виде денежных средств, подарков, услуг при проведении государственными служащими контрольно-разрешительных функций, предусмотренных законодательством;

    участие представителей органов власти в деятельности компаний с целью извлечения дополнительного дохода на основе злоупотребления своим служебным положением.

Воздействие данных угроз на экономическую ситуацию в предпринимательстве проявляется:

    в излишних потерях рабочего времени, связанных с урегулированием коррупционных барьеров развития бизнеса;

    воздействием на увеличение затрат на ведение предпринимательской деятельности, связанных с вынужденным теневым финансированием представителей государственных и муниципальных органов власти, что влечет за собой рост всех видов цен в России (считают, что коррупционная составляющая в цене товара и услуги достигает 70%);

    в создании препятствий для начала и расширения деятельности не на коррумпированной основе (использование государственных ресурсов для проникновения на рынки и выдавливания с них невовлеченных в коррупцию компаний; дискриминация (неравенство) доступа ко всем видам ресурсов для развития бизнес-деятельности).

Все информативные итоги 2016 года по коррупции приведены в приложениях 2 и 3.

    1. Борьба с коррупцией в РФ

За последние 10 лет в Российской Федерации принимаются меры по государственному и общественному противодействию коррупции:

    принят Федеральный закон №273-ФЗ «О противодействии коррупции». В приложении 4 представлены основные наказания за дачу взятки и посредничество во взяточничестве;

    утверждаются Национальные планы противодействия коррупции (последний - на 2016-2017 гг.);

    подписан закон о ратификации двух важнейших международных конвенций по противодействию коррупции: Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию;

    присоединение к Конвенции об организации экономического сотрудничества и развития Европейских сообществ (ОЭСР) по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц;

    введен контроль над крупными расходами чиновников и запрет на ведение счетов за границей;

    3 декабря 2013 года указом В.В. Путина образовано Управление президента РФ по вопросам противодействия коррупции;

    разрабатывается электронная система Правительства по борьбе с коррупцией;

    усиливается пропаганда неприятия коррупции в обществе, все больше освещается в СМИ дел о раскрытии преступлений чиновников, проводятся митинги и акции;

    формируются институты гражданского общества по борьбе с коррупцией, в том числе подписана антикоррупционная хартия российского бизнеса.

Заключение

В результате проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Даже под страхом смертной казни (таково наказание в современном Китае) имеются случаи ее проявления. Но это не значит, что с ней не нужно бороться, необходимо создавать условия ее неприятия в обществе.

Коррупция тормозит экономическое развитие страны. Она наносит вред и государству и обществу в целом. Присвоение бюджетных средств государственным служащим отвлекает их из процесса создания экономических благ. Лоббизм и взяточничество, искусственно создаваемые административные барьеры и другие коррупционные проявления не дают возможности малым и средним предпринимателям развивать свою деятельность и приносить экономическую выгоду государству, решать проблему занятости населения, удовлетворять потребности граждан.

Наше государство постоянно совершенствует методы противодействия коррупции: вводит поправки в законодательную базу; реализует программы противодействия; присоединяется к международным организациям; освещает громкие дела в средствах массовой информации; ведет пропагандистскую политику, используя баннеры и в Интернет.

Как показывает современная статистика, уровень коррупции в нашей стране постепенно снижается, но остро стоит потребность к подключению общества, в том числе предпринимателей.

Библиографический список

    Воробьев Ю.Л. Качество законов - прививка от коррупции // Парламентская газета. - 20.03.2009. - №15. - http://archiv.council.gov.ru/senators/vorobievul/pub/item25.html

    Громак К.В., Киселева А.М. Методы измерения масштабов коррупции // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2012. - №2. - с. 56-59

    Климов И.П. Историко-правовой опыт противодействия коррупции и его значение для современной России // Вестник ТГУ. - 2010. - №2. - с. 147-154

    Моисеев С. Д. Коррупция как угроза экономической безопасности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 23. - с. 56-60

    Тимофеева И.Ю. Методы противодействия коррупции: советы предпринимателям: учебно-практическое пособие. / И.Ю. Тимофеева. - Смоленск: Некоммерческое партнерство «Единство студентов и бизнеса региона», 2010. - 68 с.

Приложение 1 Мировой рейтинг по показателю распространенности коррупции в государственном секторе по данным АНО «Центр антикоррупционных исследований и инициатив Транспаренси Интернешнл - Р» Приложение 2

Основные итоги 2016 года по коррупции

Приложение 3

Основные очаги коррупции в России по итогам 2016 года

Приложение 4

Наказания в России за дачу взятки и посредничество

1 Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (принят Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 34/169 от 17 декабря 1979 г.) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/1305338

2 Статья 1 Федерального закона Российской Федерации от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции»

3 Криминология: Учебник для юрид. вузов / Под общ. ред. А.И. Долговой. - М.: Норма, 2005. - 912 с.

4 Волженкин Б.В. Коррупция. - СПб.: Современные стандарты в уголовном праве и уголовном процессе, 1998. - 44 с.

5 Шершнев Л.И. Путь из «болота всеобщей коррупции» // Безопасность. - 2003. - № 3. - С. 64.

6 Лунеев В.В. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы // Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы. Сборник материалов международной научно-практической конференции (г. Москва, 9-10 сентября 1999 г.). - М.: Юристъ, 2001. - С. 17-38

7 Кирпичников А.И. Взятка и коррупция в России. - СПб.: Альфа,1997. - 352 с.

8 Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 №63-ФЗ (с изм. и доп. от 07.03.2017) http://base.garant.ru/10108000/1/#block_1000

9 Воробьев Ю.Л. Качество законов - прививка от коррупции // Парламентская газета. - 20.03.2009. - №15 http://archiv.council.gov.ru/senators/vorobievul/pub/item25.html

10 Борьба с коррупцией - глобальный масштаб // Информационно-аналитическое агентство «МиК». - http://www.nacbez.ru/ecology/article.php?id=97

11 По данным АНО «Центр антикоррупционных исследований и инициатив» Трансперенси Интернешнл - Р» http://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/

12 Моисеев С. Д. Коррупция как угроза экономической безопасности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 23. - С. 56-60. http://e-koncept.ru/2015/95256.htm.

14 Громак К.В., Киселева А.М. Методы измерения масштабов коррупции // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2012. - №2. - с. 56-59.

Определение характера и масштабов, а также оценка степени угроз национальной безопасности Российской Федерации является приоритетным направлением деятельности Российского института стратегических исследований.

Реальной угрозой для национальной безопасности и стратегических интересов России стала коррупция. Проблема коррупции сегодня наиболее актуальна, поскольку разложение власти в условиях ухудшающегося экономического положения наряду с другими внешними и внутренними факторами способно существенно увеличить вероятность обострения социальных противоречий и привести к дестабилизации общества.

Серьезный экономический кризис в стране сопровождается фактами откровенной коррупции. Ничто так не подрывает патриотизм граждан, их любовь к своей стране, как беззаконие, безнаказанность чиновников, несправедливое отношение со стороны государственных органов. Люди могут терпеть лишения, вызванные санкциями, но ощущение вопиющей несправедливости приводит к потере доверия правительству. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан и перед миром криминала и перед лицом власти. Коррупция является питательной средой для организованной преступности, терроризма и экстремизма.

Поэтому вовсе не случайно, что недавно в Казанском региональном центре РИСИ был проведен круглый стол по данной проблеме с участием представителей органов власти Республики Татарстан, ведущих ученых-экспертов Казанского (Приволжского) федерального университета, Казанского государственного медицинского университета, Института истории имени Ш.Марджани Академии наук Татарстана, а также депутатов и журналистов. Были заслушаны и обсуждены интересные доклады о коррупции как явлении социально-экономической и политической системы, о путях предотвращения коррупционных проявлений в ВУЗах города Казани, о восприятии проблемы коррупции в современном немецком обществе и другие.

На заседании было отмечено, что по итогам 2015 года уровень коррупции в России снизился, а вот в Татарстане коррупция показала 30-процентный рост. В рейтинге неправительственной международной организации по борьбе с коррупцией Transparency International Россия заняла 119-е место, получив 29 баллов. Тем самым она улучшила свой предыдущий показатель, когда РФ была на 136-й строчке . Коррупция в Татарстане показала серьезный рост, по крайней мере, если судить по статистике правоохранительных органов. Таковы результаты первого года работы в республике антикоррупционной программы, рассчитанной до 2020 года. В прошедшем году в Татарстане было выявлено правоохранительными органами 1130 преступлений коррупционной направленности, а размер причиненного вреда составил 861,8 млн. рублей. Больше всего преступлений в представительных и исполнительных органах муниципальных образований, поэтому там есть и уголовные дела, и административные взыскания. Отмечен рост взяточничества, таких фактов выявлено 417, из которых 21 – в крупном размере .

Масштабы коррупции в сфере строительного надзора Татарстана были проиллюстрированы на примерах из статьи кандидата экономических наук И.Петрова «Булгария» ничему не научила» . Автор отмечает, что хотя Татарстан и позиционирует себя как высокотехнологичный регион, техническая оснащенность строительной отрасли республики осталась на уровне прошлого века. Например, в Казани до сих пор строители забивают сваи допотопными дизель-молотами, применение которых в городах запрещено. При работе такой «колотушки» стоит страшный шум, и трясутся дома вокруг. Ладно бы только тряслись, так ведь образуются трещины и даже щели на стенах. Поэтому строителям отказано в применении «колотушек» и предписано использовать современные сваевдавливающие установки. Вдавливать сваи немного дороже, чем колотить по ним примитивным молотом, но зато безопасно и нет жалоб.

Однако казанские строители в погоне за сверхприбылями плюют на российские законы и продолжают использовать старые сваенабивные трактора, которые в других регионах давно заменены современными сваевдавливающими машинами. В домах казанцев и сегодня трясется на столе посуда, а на стенах появляются трещины. Не выдержав нагрузки, преждевременно умирают люди, страдающие сердечными заболеваниями. Строительная отрасль республики демонстрирует образцы сколачивания немалых капиталов безнравственным путем.

Из-за плотной застройки и применения опасных технологий в Казани утрачено немало архитектурно-исторических памятников. Так, в начале 2012 года город потерял старинное красивое здание Дома медработников. Масштабная стройка с нарушениями развернута напротив отеля «Сафар» в Кировском районе города Казани. Там строится жилой комплекс «Казансу» с офисными помещениями и автостоянкой. Жители поселка Гривка, по соседству с домами которых ведется строительство нового крупного микрорайона, обратились с жалобой в инспекцию государственного строительного надзора Республики Татарстан. Они написали, что строительство ведется с грубыми нарушениями закона, что строители в целях минимизации своих затрат используют устаревшую технику и запрещенные в населенных пунктах технологии строительства. Авторы письма также сообщили, что строители лишают их полноценного ночного отдыха, доставляя миксерами на указанный объект бетон в ночное время.

Что же ответила инспекция госстройнадзора, которая обязана была приостановить строительные работы до устранения нарушений? Она предписала заказчику… осуществлять визуальный контроль окружающих зданий. Жителям Гривки просто посоветовали чаще измерять размеры трещин на стенах своих домов! А ведь на сайте самой инспекции размещена информация о недопустимости использования старых сваенабивных механизмов. Значит, сотрудники надзорного органа настолько уверены в своей безнаказанности, что считают возможным для себя давать гражданам подобные ответы.

События в поселке Гривка, жизнь жителей которой совместными усилиями строителей и обязанных контролировать их деятельность чиновников превращена в кошмар, показывают, что коррупция в Татарстане носит часто откровенный характер. Татарстанский чиновник любит демонстрировать явное пренебрежение к закону и людям. Недавно газета «Вечерняя Казань» сообщила шокирующую новость – чиновники продали вход в подъезд жилого дома ! Представьте себе: вы утром, направляясь на работу, спускаетесь в подъезд своего жилого дома, а прохода там уже нет. Часть помещения с входной дверью продана и вам предлагают оборудовать какой-нибудь другой вход…

Россия борется с коррупцией на протяжении всей своей истории и борьба эта заключается главным образом в ужесточении законов. Имеет ли смысл такая законотворческая деятельность, если суровые законы не пользуются уважением чиновников? Президент России В.В.Путин, выступая накануне нашего мероприятия на заседании Совета по борьбе с коррупцией, подчеркнул, что российское антикоррупционное законодательство сейчас отвечает мировым стандартам . Лидер страны считает, что исправлять законодательно ситуацию недостаточно. Нужно менять отношение граждан к тем, кто дает и берет взятки.

Коррупция является следствием деградации моральных ценностей общества, исконных национальных традиций и обычаев. Для искоренения коррупции нужно изменить моральную атмосферу в обществе. Директор Российского института стратегических исследований Л.П.Решетников в одном из своих интервью отметил, что причина коррупции – именно падение духовного, нравственного уровня нашего народа и нашей элиты. «Это как раз и создает почву для массовой коррупции. И, когда мы говорим о коррупции, нужны, и обязательно нужны, жесткие последовательные меры по ее искоренению, по наказанию преступников, но мы должны и понимать причину всего. А причина, повторяю, падение духовного, нравственного уровня нашего народа и нашей элиты. Это все взаимосвязано» , – разъяснил он.

Масштабы коррупции в России, степень ее негативного влияния на развитие национальной экономики требуют новой оценки этого явления. Речь идет уже не об отдельных фактах воздействия на принятие управленческого решения посредством подкупа чиновников, а о сложившейся системе, которая является серьезным вызовом национальной безопасности страны.

Российское общество, в целом осознавая масштабы коррупции, не представляет до конца угрозу, которую она несет для государства. И особенно опасна так называемая бытовая коррупция, с которой люди сталкиваются на местах. Рядового гражданина не интересует, кому достанется многомиллионный госконтракт. У него дом трясется от работы старого дизель-молота, место которого на свалке металлолома, и он ругает власть, допускающую это безобразие. Озлобление против власти вызывает в первую очередь произвол чиновников на региональном и муниципальном уровнях.

Выступившие на круглом столе, организованном Казанским региональным центром РИСИ, подчеркивали, что добиться ярких побед на поприще борьбы с коррупцией – задача сложная. Коррупция – больная тема для всех стран. Она стоит настолько остро, что по борьбе с ней принята специальная конвенция ООН. Интересные примеры из жизни современной Германии были приведены в докладе старшего научного сотрудника Института истории Академии наук Татарстана Тимура Хайдарова. В этой стране тоже не все идеально, но там практически искоренена коррупция на низшем и среднем уровнях власти.

И России также, если она хочет избежать очередных политических потрясений, необходимо одолеть коррупцию на местах. Резервов, которые могут быть для этого задействованы, достаточно. В первую очередь необходимо довести до логического конца реформу правоохранительных органов. Теперь многие региональные структуры носят приставку «по» – например, МВД по Республике Татарстан. Руководителей региональных органов внутренних дел и прокуратуры назначает Москва. Осталось вспомнить о практике ротации кадров. Руководителей региональных структур необходимо чаще перемещать с одного субъекта Федерации на другой. Это позволит существенно улучшить их работу и будет действенной мерой в борьбе с коррупцией на местах. Оптимальным представляется нахождение руководителя на одном месте не более трех лет. То есть, например, главный полицейский Брянской области завтра должен получить назначение в Читу, а через год-два должен возглавить, скажем, МВД по Калмыкии.

Такая практика ротации особенно нужна для улучшения работы органов прокуратуры. Возникновение Общероссийского народного фронта (ОНФ) явилось во многом результатом неудовлетворительной работы органов прокуратуры. Грозой губернаторов должны быть не какие-то «фронтовики», а местные прокуроры. Так оно и будет, если отношения между чиновниками не успеют перерасти из официальных, рабочих в неформальные. Пока дело не дошло до совместных с губернатором походов в сауну, областной прокурор должен получить назначение в другой регион.

А что касается ОНФ, в Татарстане его нейтрализовали легко и просто. Лидеров местного регионального отделения оформили на высокооплачиваемые должности в богатых холдингах. В результате боевой пыл быстро улетучился, и тихо сидят теперь наши «фронтовики» у себя в штабе, получая хорошую зарплату в госкорпорациях. Я не думаю, что только у нас, в Татарстане, власти такие умные, наверняка, такая же ситуация и в других субъектах.

С коррупцией должны бороться, прежде всего, прокуроры, это их первейшая задача. Система ротации должна работать не только на уровне республиканских и областных прокуроров, но и районных. А все доводы том, что прокурор якобы должен успеть вникнуть в местные проблемы и тому подобное – не серьезны. Вникать в местные проблемы должны руководители муниципалитетов, а прокуроры – надзирать за ними. Прокуроры на местах наоборот должны обеспечить единообразное соблюдение российских законов на всей территории страны. Постоянное обновление руководящих кадров регионов укрепит также единство страны.

Прокуроры обязаны вернуть уважение к закону. Часто слышим, что для обуздания коррупции необходимо поднять правовую грамотность населения. Беда в том, что у нас не знают законов сами чиновники, особенно на местах. Как правило, это люди случайные, с низким интеллектуальным уровнем, попавшие в вертикаль власти по принципу личной преданности. Местный чиновник, рассматривающий ежедневно многочисленные жалобы, решения по ним принимает в соответствии с указаниями своего начальника и не испытывает нужды в знании законов. По безграмотным отпискам, получаемым людьми на свои обращения в госорганы, можно судить об остроте проблемы государственных кадров.

Не проходит и дня, когда бы центральные телеканалы не сообщили об аресте и возбуждении уголовных дел на высокопоставленных чиновников федеральных министерств. Это ошибочная практика, которая нисколько не прибавляет авторитета власти. Аресту очередного крупного чиновника в Москве радуется разве что Алексей Навальный, а простой телезритель, живущий далеко от столицы и страдающий от произвола местных чиновников, смотрит на все эти кадры, где мешки денег, кучи антиквариата и роскошь дворцов, лишь как на своеобразное шоу.

Рыба гниет с головы, а коррупция начинается с низов. Поэтому необходимо, прежде всего, избавляться от негодяев на местах. Люди поверят, что с коррупцией в стране действительно борются, если вместо одного крупного, но такого далекого федерального чиновника, накажут тысячу мелких. С 2000 года в Китае за коррупцию расстреляны около 10 тысяч чиновников, еще 120 тысяч получили по 10-20 лет заключения . Коррупционеров надо искать и находить не только среди федеральных министров, губернаторов и их заместителей, но и в стенах муниципальных органов власти, различных надзорных учреждений и т.п. Только тогда изменится общественное мнение по оценке антикоррупционной деятельности.

В интересах федерального центра создание в регионах альтернативных центров силы. Коррупция процветает там, где местная власть демонстрирует единство и сплоченность. В некоторых областях России мы видим конкуренцию между мэром областного центра и главой региона. Это вовсе не плохо. Конечно, отношения руководителей не должны перерастать в конфликт, но в интересах граждан и страны, чтобы между ними всегда сохранялась дистанция.

Важную роль в информационно-аналитическом противодействии коррупции на местах играет РИСИ, так как он представлен во многих регионах своими независимыми от региональных властей центрами. Одним из примеров такой деятельности и является антикоррупционное мероприятие в Казанском центре института.

Как антисоциальное явление представляет угрозу национальной безопасности нашего государства, которая ущемляет жизненно важные права и интересы человека и гражданина. В настоящее время коррупционными процессами поражены все сферы жизнедеятельности общества и государства, в том числе - экономическая сфера, что ставит под угрозу экономическую безопасность Российской Федерации.

Экономическая безопасность является важнейшей составляющей национальная безопасность. Она подразумевает наличие таких факторов как устойчивый экономический рост, удовлетворение экономических потребностей, контроль государством национальных ресурсов, защищенность стратегических хозяйственных ресурсов государства и прочие . На протяжении последних десятилетий при характеристике складывающихся общественно-политической и экономической ситуаций в Российской Федерации подтверждается такой негативный фактор как активного распространения антиобщественного явления - коррупции и усиленного ее внедрения во все сферы жизнедеятельности нашей страны.

За это время осуществлено огромное количество научных исследований, связанных с данной проблемой, многими авторами опубликованы книги и статьи. Абсолютно каждый день с экрана телевизора или в радиопередаче звучит сюжет о коррупции как одной из самых глобальных проблем нашего государства.

Этой теме были посвящены специальные парламентские слушания в Государственной Думе РФ и Совете Федерации . Коррупция побуждает такие негативные последствия для Российской Федерации как: - реальная угроза экономической безопасности во всех ее формах и проявлениях; - сложность достижения стоящих перед ней стратегических задач; - огласка наличия коррупции в высших эшелонах власти ведет к подрыву доверия и ставит под сомнение их легитимность; - снижение уровня жизни подавляющей части населения; - увеличение имущественного неравенства и бедность большой части населения; - рост теневой экономики; - замедление появления эффективных частных собственников; - увеличение социальной напряженности, которая подрывает и ослабляет национальную экономику и угрожает политической стабильности в стране; - ухудшение инвестиционного климата, в результате чего частному бизнесу не остается ничего иного, как стремиться к получению скорой прибыли (часто - сверхприбыли) в непредсказуемых условиях, а условия для долгосрочного инвестирования отсутствуют; - нарушение конкурентных механизмов рынка; - лишение общества значительной части интеллектуального потенциала ввиду наличия коррупции в образовательной сфере; - падение престижа страны на международном уровне, рост угрозы ее экономической и политической изоляции, и т.д.

В нашей стране раз в два года разрабатывается национальный план противодействия коррупции, который утверждается Указом Президента Российской Федерации. В национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы выдвигаются следующие задачи:

Совершенствование правовых основ и организационных механизмов предотвращения и выявления конфликта интересов в отношении лиц, замещающих должности, по которым установлена обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов; - совершенствование механизмов контроля за расходами и обращения в доход государства имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы; - повышение эффективности противодействия коррупции в федеральных органах исполнительной по профилактике коррупционных и иных правонарушений; - повышение эффективности противодействия коррупции при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; - усиление влияния этических и нравственных норм на соблюдение лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, должности государственной и муниципальной службы, запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции; - расширение использования механизмов международного сотрудничества для выявления, ареста и возвращения из иностранных юрисдикции активов, полученных в результате совершения преступлений коррупционной направленности;

Повышение эффективности информационно-пропагандистских и просветительских мер, направленных на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям. Также предусматривается ряд мероприятий, которые направлены на борьбу с коррупцией, мероприятия, направленные на просвещение и информирование граждан о требованиях законодательства о противодействии коррупции, и мероприятия на международной арене.

Помимо данного нормативно-правового акта существует Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействия коррупции», который является основополагающим документом в сфере борьбы с антиобщественным явлением. В данном Федеральном законе предусмотрен ряд мер по профилактике коррупции и общие положения об ответственности за совершение коррупционных правонарушений .

Так же государство ведет борьбу с данным негативным явлением через ряд мер наказания за совершение определенных коррупционных деяний. Так к ним относятся уголовная ответственность за совершение правонарушений, предусмотренных ч.2 ст. 141, ч.3 ст. 159, ч.3 ст. 160, ст. 170, ч. 3 ст. 174, ч.3 ст. 175, ч. ч. 2,3 ст. 178, ст. 184, ч.3 ст. 188, ст. 201, ст. 202, ст. 204, ч. ч. 3,4 ст. 226, ст. 285, ст. 285.1, ст. 285.2, ст. 286, ст. 289, ст. 290, ст. 291, ст. 292, ст. 304, ч. 1 ст. 309 Уголовного кодекса Российской Федерации, и административная ответственность, предусмотренная ст. 5.16, ст. 5.17, ст. 5.18, ст. 5.19, ст. 5.20, ст. 15.14, ст. 15.21 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Таким образом, для борьбы с коррупцией как прямой угрозой экономической безопасности нашей страны необходимо разработать механизм для формирования негативного поведения по отношению к коррупции в обществе, привлекать граждан к совместной борьбе с проявлениями антиобщественного явления, выработать меры к организациям, причастных к коррупционной деятельности и пересмотреть статью о взятке, оставить причастным к взятке исключительно только, тех, кто получает взятку. Только тогда, любой гражданин, не боясь взаимной ответственности, будет указывать о фактах проявления коррупции.

Список использованной литературы:

1. Долгова А.И. Реагирование на коррупцию: практика противодействия в России и направления оптимизации борьбы // сборник коррупция: состояние противодействия и направления оптимизации борьбы. 2015. С.7-24.

2. Везломцев В.Е., Терещенко Т.Г. Понятие коррупции и правовое регулирование противодействия коррупции в пенитенциарных системах России и Республики Беларусь // международный пенитенциарный журнал. 2015. №3. С. 81-84.

3. Вичужанина М.Ю. Причины возникновения коррупции и современное состояние коррупции в России // актуальные проблемы юриспруденции в современной России сборник статей по материалам Vl Всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 30-35.

4. Субхангулов Р.Р., Анфилатова А.И. Противоправные деяния в сфере криминального банкротства // ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ Материалы Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией А.И. Вострецова. 2015. С. 202-204. А.А. Гаймалетдинова, Л.Р. Мубаракшина, 2017