Леокадия Миронова. Когда-то она заблистала на подиуме Дома моделей Кузнецкого моста, а потом и на подиумах всего мира.
Лёку Миронову называли русской Одри Хэпберн. Действительно сходство есть. Обе яркие брюнетки, обе худощавого телосложения, обе просто красавицы.

Лёка Миронова – звезда советского подиума, чья блистательная карьера началась с легкой руки Вячеслава Зайцева, недаром именно ее величают первой манекенщицей Советского Союза. Ее сравнивали с актрисой Одри Хепберн и западной моделью 60-х Твигги, в свете софитов она с легкостью была способна воплотить любые образы, и ее фотографии украшали многие журналы не только СССР, но и мира. Сейчас Лёке уже более семидесяти, но она по-прежнему в отличной форме и иногда выходит на подиум.

Смешно и грустно, но зарплата модели в СССР составляла 76 рублей. Сравните – уборщицы получали 60 рублей. И как, заметила в одном из интервью Лёка, уборщицам хоть выдавали ведра, тряпки, моющие средства. Тогда как моделям приходилось все покупать на свои деньги. И сложнее всего было с косметикой, ее практически не было. Кроме знаменитой Ленинградской туши.

Лека до сих пор пользуется той самой тушью. Она разводит ее маслом прополиса, что делает ресницы не только черными, но и питает их, лечит, ухаживает. Также Лёка никогда не пользовалась импортной косметикой, ее фаворит – обычный детский крем. А вместо тоника у знаменитой топ-модели СССР – обычное красное сухое вино. По ее словам, оно отлично тонизирует кожу.

Несмотря на то, что Лёка никогда не испытывала дефицит мужского внимания, она никогда не была замужем, у нее нет детей. Грустно, но это так. В одной из своих первых поездок, в Латвии, она с первого взгляда влюбилась в молодого человека. Любовь была взаимной. Он готов был бросить ради нее все и последовать за ней. Однако молодой человек состоял в националистической группе, и за связь с русской девушкой мог сильно пострадать от рук своих же товарищей. Но его это не пугало. Однако это пугало Лёку, она решила не подвергать любимого опасности. Они расстались.

Вот так, она сама, рассказывает эту историю:

"У меня была большая любовь, которая достойна пера писателя. Как-то на фестивале мод я увидела юношу удивительной красоты. Он был литовец и звали его Антанис. В его внешности было что-то между Брэдом Питтом и Сергеем Есениным. Он работал фотографом на показах мод и всегда меня фотографировал. Разумеется, мы не были с ним знакомы. Но я его заметила в зале и даже, когда шла по подиуму, если встречала глазами, останавливалась и позировала. За кулисами мы не могли общаться, потому что категорически запрещали. Потом фестиваль прошел, но мальчик запал мне в сердце... Меня пробовали с кем-то знакомить, но никто мне был не нужен.
А потом так вышло, что в 1970 году мы поехали в командировку в Вильнюс и там снова встретились и познакомились. Но я его сразу не признала. Я подумала: как же он похож на того шведа (я была уверена, что он швед), который меня фотографировал, а он думал: как она похожа на модель француженку (он не сомневался, что я - иностранка). Через время он приехал ко мне в Москву, я стала ему показывать фотографии, он посмотрел на меня странным взглядом, утром уехал, а вечером прилетел с фотографиями: "Так это была ты?" Мне было на тот момент 27, а ему 19.
Потом он ушел в армию, а когда вернулся, у нас разгорелся фантастический роман, который длился два года. Причем такой силы притяжения к друг другу, что секс был не нужен. Он выглядел как приложение ко всему остальному. Это чувство превратилось в какую-то болезнь. Его мама с сестрой потом мне рассказывали, что он не любил, когда к нему кто-то прикасался, даже если они, его близкие хотели его обнять, он на них шипел, как дикая кошка, а со мной превращался в маленького котенка.
Расстались мы из-за того, что в то время в Литве был жуткий нацизм. Мы попали в эту волну. Из литовского дома моделей мне потом рассказали, что его чуть не зарезали из-за меня. Ему в лицо говорили: "Если ты будешь с этой русской встречаться, мы тебя прибьем. А она приедет к тебе, мы и ее на тот свет отправим. А если сам уедешь в Москву, мы твою мать с сестрой в живых не оставим". Так что в любом случае не дали бы нам жизни. Вот так сломались две судьбы.
Сейчас его уже нет на этом свете, мне сказали, что он погиб в аварии, но так и не женился. Как-то смотрела программу к юбилею фильма "Юноны и Авось", и там задали вопрос: "Могла ли Юнона так долго ждать своего любимого?". А я больше 40 лет к себе никого не подпускала. И никто другой мне был не нужен. "

Эту любовь Лёка пронесла сквозь всю свою жизнь. Позже ее преследовал один из высокопоставленных чиновников СССР, но она была непреклонна. В конце концов, ее поставили перед выбором: или она становится его любовницей, или увольняется. Так, Лёка покинула модельный бизнес.

Имя и слава сегодняшней героини нашей статьи родом ещё из тех времён, когда модельный бизнес в нашей стране не считался чем-то престижным, а те, кто в нём работал, были просто живыми манекенами, а потому и назывались "манекенщицами". А именно поэтому Лека Миронова по праву носит звание первопроходца в этой профессии. И, как любой первопроходец, в молодости Лека Миронова столкнулась со многими трудностями. Жизнь неоднократно испытывала красавицу на прочность, и, к слову, все эти испытания советская манекенщица прошла с достоинством.

Сегодня многие недоумевают и считают неверным прозвище "советской Одри Хепберн ", которое получила Лека Миронова в молодости. Возможно, внешние черты этих двух знаменитостей и не схожи, но в числе общих черт можно назвать субтильное телосложение (при достаточно высоком росте 175 см Лека Миронова в молодости весила 51 кг) и тонкие черты лица. О том, что героиня нашей статьи отличалась красотой и запоминающейся внешностью, не стоит и говорить. Показательно уже то, что Вячеслав Зайцев мгновенно рассмотрел в ней потенциал и она стала не только его первой манекенщицей, но и надёжным и верным соратником на долгие годы. Карьера героини советской красавицы складывалась весьма удачно, а потому и неудивительно, что в сети легко отыскать множество снимков Леки Мироновой в молодости. Правда, имея всесоюзную славу, в годы советской власти доступа за границу она не имела, несмотря даже на огромное число выгодных предложений, поскольку родилась в семье потомственных дворян, что в те годы было существенным недостатком. А домогательства со стороны власть имущих и вовсе заставили её на время — хоть и непродолжительное — уйти из профессии.

Красота не стала также для Леки Мироновой и залогом счастливой личной жизни. Скорее, даже наоборот. Единственный брак оказался неудачным и продлился недолго из-за собственнического характера супруга модели. Довелось Леке Мироновой в молодости испытать и разочарование на любовном фронте, которое даже отдалённо не идёт ни в какое сравнение с переживаниями наших современниц. На пути у двух влюблённых встала и система, и националистические распри двух народов. Единственным выходом из создавшейся ситуации было расставание, вследствие которого и сама Лека Миронова, и её избранник — литовский фотограф Антанас — на все оставшиеся годы так и остались одинокими.

Дружбу с Вячеславом Зайцевым Лека Миронова пронесла через всю жизнь

Тем не менее, знаменитость, как и многие её современники, отличается железным и стойким характером, благодаря которому и переживает все трудности с гордо поднятой головой. Сейчас — в солидном возрасте — Лека Миронова сохранила и привлекательность, и стройность (доказательством чему служат фото из нашей статьи), а потому иногда выходит на подиум.

Они покоряли суровые подиумы Советского Союза, влюбляли в себя знаменитых артистов, сводили с ума представителей высшей власти и в какой-то момент ставили на кон все, что у них было, не ведая, что ждет их дальше. сайт рассказывает об отечественных модельных дивах с эффектной внешностью и невероятно интересными судьбами.

Когда речь заходит о русских моделях, большинство вспоминает имена красавиц, чья карьера началась в конце девяностых - начале нулевых. Как будто до Натальи Водяновой, Саши Пивоваровой, Натальи Семановой, Александры и Лиды Егоровых нашими девушками не интересовались на Западе. На самом деле о первых русских манекенщицах, с трудом прорвавшихся из Советского Союза за границу , известно немного и далеко не всем. На этот раз поговорим о непростой судьбе Лёки Мироновой, которую называли «советской Одри Хепберн». Пронзительный взгляд, брови вразлет, четко очерченные скулы, королевская осанка - эти две хрупкие женщин действительно были удивительно похожи.

Леокадия - таким было полное имя будущей звезды, и за него она должна благодарить свою тетю, дружившую с известной советской оперной певицей Леокадией Масленниковой. «Лёка-кока», - звали будущую звезду близкие, и первая часть милого прозвища так и осталась с ней на всю жизнь.

Детские мечты потерпели фиаско

Выросшая в интеллигентной семьей Лёка Миронова с детства обожала классическую музыку, в шесть лет знала наизусть многие оперные партии и воображала себя певицей или балериной. Но всем этим мечтам не суждено было сбыться - повреждение голосовых связок в юности поставило крест на сценической карьере, развившийся остеопороз разрушил все планы на Вагановское училище, куда в 1948 году Лёку приняла сама Наталья Дудинская (легендарная балерина, - прим. сайт ), а резкое снижение зрения заставило забыть о желании стать архитектором.

После ареста отца (он был репрессирован и объявлен врагом народа), Лёка с мамой переехала в Зеленогорск, а после в - Москву, где однажды за компанию с подругой отправилась в Дом моделей на Кузнецком мосту. Вы уже догадались, что произошло дальше - подругу не приняли, а к Лёке со словами «Не хотите ли вы быть моделью?» обратился интересно одетый молодой мужчина. Это был начинающий дизайнер Вячеслав Зайцев. Произошло это 20 февраля 1968 года, а спустя три дня Миронова впервые приняла участие в показе.

Мисс Провокация

Лёка Миронова была не только красивой, но и смелой девушкой. Она первой среди советских манекенщиц вышла на подиум без бюстгальтера! Дело было так: в конце шестидесятых в Москве проходила Всемирная Неделя моды, одной из участниц показов была Лёка. Дабы не «позориться» перед западными моделями, с которыми приходилось переодеваться бок о бок, она вышла на подиум без страшного советского бюстгальтера. Уже позже Миронова, как и другие выезжавшие за границу девушки, привозила себе красивое нижнее белье (особенно ценились шелковые комбинации из ГДР), а пока ей приходилось тщательно скрывать то, что в СССР считалось женским бельем.

Чтобы вы понимали весь масштаб популярности Мироновой в те годы, приведем один факт. В начале 1970-х группа американских журналистов приехала в Москву на съемки документального фильма «Три звезды Советского Союза», название которого говорило само за себя. Первыми двумя были Валерий Брумель (советский легкоатлет, олимпийский чемпион, - прим. сайт ) и Майя Плисецкая, а третьей стала Лёка Миронова. Решение об ее участии съемочная команда приняла после того, как увидела Лёку на показе мод в Америке и была покорена ее красотой и грацией.

Первая и единственная любовь

Замужем Лёка Миронова была лишь однажды (брак быстро распался - супруг оказался не в меру ревнивым), а вот громких романов в ее жизни случилось несколько. Влюбленные мужчины (среди них был даже младший брат Владимира Познера Николай) предлагали красавице-брюнетке руку и сердце через несколько месяцев после знакомства, но всегда получали отказ.

Во время одной из поездок в Вильнюс, Лика Миронова познакомилась с литовским корреспондентом по имени Антанас. Как позже воспоминала наша героиня, это была ее первая и единственная любовь в жизни.

Головокружительный роман с признаниями под луной, букетами и ужинами в ресторанах длился два года, но, как вскоре выяснилось, возлюбленный Леки был связан с нацистским движением, и отношения с русской девушкой ставили под угрозу не только его карьеру, но и жизнь. А может, проблема заключалась в слежке, которую за Антанасом и Мироновой организовал один из ее тайных воздыхателей из советского правительства? Какой бы ни была истинная причина, но девушка приняла для себя непростое решение - расстаться с любимым.

Сексуальные домогательства со стороны членов ЦК

Тема сексуальных домогательств в то время была не менее актуальна, чем в наши дни . Мужчины, имеющие имя, деньги и власть, считали, что любая будет рада провести с ними время. «Во время международных показов партийцы, приставленные следить за девушками, приходили в номера с вином. А получая от ворот поворот, начинали мстить. Строчили анонимные кляузы, обвиняя давшую отставку в шпионаже и связях с врагами СССР», - вспоминала позднее Миронова. По ее словам, как минимум у двух манекенщиц, работавших в Доме моделей до нее, были внебрачные дети от Берии.

Лёка стала едва ли не единственной, отказавшей одному высокопоставленному лицу. Итогом для нее стал запрет на какую-либо работу в течение полутора лет, а также звонки родным и близким от неизвестных с угрозами.

Лишь сегодня, когда откровенность не угрожает ее жизни, Лёка открыто говорит о том, что происходило в те годы. Правда, имя чиновника, поставившего крест на ее карьере из-за отказа лечь с ним в постель, она не называет даже спустя 50 лет. «Его дети и внуки еще живы, я бы не хотела бы, чтобы они знали подробности», - заключила она.

После всего пережитого Миронова ушла в затишье на два года, а после устроилась в Дом моделей в Химках, где и проработала последующие 20 лет. Разменяв восьмой десяток, она не забыла про карьеру манекенщицы - некоторое время назад она принимала участие в нескольких показах Вячеслава Зайцева и снималась для журналов.

На «Первом канале» стартовал многосерийный фильм «Манекенщица». Перед зрителями разворачиваются трагедии мира моды в советское время. Но многое, показанное в этой истории, – всего лишь плод фантазии сценаристов.

Об этом нам рассказала первая советская топ-модель с мировым именем Леокадия Миронова. За границей Миронову называли «русской Одри Хепбёрн». Только наша Лёка (в свои 70 с лишним она просит называть себя только так) еще более утонченная. В мир моды девушку, прежде занимавшуюся балетом, привел Вячеслав Зайцев. И она стала его музой. Их сотрудничеству уже почти 52 года. С помощью прославленной манекенщицы мы попытались отделить правду от вымысла.

В кадре: девочка из детдома Саша (играет Анна Михайловская) приезжает в Москву, не поступает в институт и идет работать уборщицей в знаменитый Дом моделей на Кузнецком Мосту. Там красотку замечают, и неожиданно она становится звездой подиума. Девочка из провинции в советское время действительно могла так запросто поймать удачу за хвост?

Лёка Миронова:

– Такое могло быть. Консультанты Дома моделей приглашали девушек буквально с улицы, заметив подходящие для работы в этой профессии лицо и фигурку. При этом далеко не все обладали эталонными ныне параметрами 90–60–90. Напротив. Многие были маленького роста. Я, например, по сравнению с нынешними моделями среднего роста. Были модели даже с 56-м размером одежды. Часто бывало: по подиуму идут две стройные девушки, а между ними – полная красивая дама. Разным был и возраст сотрудниц – от 17 до 70 лет. Потому что главная задача профессии в наше время была – показать, что любая женщина, любой весовой категории и любого возраста может выглядеть красоткой. Кстати, попасть в мир моды не считалось такой уж удачей – обычная работа. А в материальном плане, я бы сказала, ниже среднего. Те же уборщицы получали 60 рублей в месяц, а манекенщицы – 76. Но уборщица могла еще подрабатывать, а мы – нет.

Анна Михайловская /

В кадре: против бедной Саши интригуют коллеги.

Лёка Миронова:

– У нас даже близко интриг не было. Мы работали при Доме моделей, штат укомплектован, никакой конкуренции. Наоборот, особо ленивые девушки могли и не выйти лишний раз на подиум, сказавшись больными, – а зачем, если зарплата и так идет? Это сейчас показов немного, поэтому воюют. Я бы, например, сейчас ни за что не стала работать моделью. Ведь надо бегать по кастингам, толкаться локтями, распихивая соперниц, а мне подобное поведение претит.

Лёка Миронова /

В кадре: за Сашей пытается ухлестывать влиятельный сотрудник КГБ. Но она ему отказывает, и он начинает мстить.

Лёка Миронова:

– Было. Мужчины, наделенные властью, во все времена убеждены: всё самое красивое в мире должно принадлежать им. Сколько сломанных женских судеб! Во время международных показов партийцы, приставленные следить за моральным обликом девушек, приходили в номера с вином. А получая от ворот поворот, начинали мстить. Строчили анонимные кляузы, обвиняя девочку, давшую отставку, в шпионаже и связях с врагами СССР. Я и сама попала под этот прессинг, когда отказала одному большому человеку, а потом полтора года сидела без работы. Меня грозились посадить за тунеядство, выселить из Москвы и даже камнем пристукнуть. Но я не сломалась. И мне не стыдно ни за секунду своей жизни.

Лёка Миронова и Вячеслав Зайцев /

В кадре: жизнь манекенщицы трудна, но, пройдя испытания, можно обрести счастье.

Лёка Миронова:

Современным женщинам и матерям, мечтающим отдать своих дочерей в модельный бизнес, скажу: не надо этого делать. Трудностей и боли, которые выпадают на долю манекенщиц, не пожелаешь и врагу.

Фото пресс-службы «Первого канала», vk.com, Legion-Media

«Советская Одри Хепберн» — именно так называли иностранные СМИ манекенщицу Леку Миронову. Несмотря на то, что Миронову практически не выпускали за границу, ее лицо знали даже за океаном. Модель приглашали на работу в США. Но кто-то из чиновников сказал, что у Леки больное сердце, поэтому перелет может оказаться для нее смертельным. И подобные препоны Мироновой чинили постоянно.

Балерина, архитектор, модель

На самом деле Леокадия (Лека) Миронова никогда не мечтала о карьере манекенщицы. Тем более, что в советские годы эта профессия вовсе не была престижной. Обычная работа с обычной зарплатой, как и все остальные. Сначала она хотела стать балериной, потом архитектором. Не вышло: в первом случае — подвели больные ноги, во втором – слабое зрение. Казалось, это тупик.

Но однажды на пару с подругой Миронова приехала на швейную фабрику, где тогда трудился известный теперь модельер Вячеслав Зайцев. Он сразу заметил высокую и эффектную девушку и пригласил ее на работу. Так Лека Миронова стала первой моделью Вячеслава Зайцева.

Популярнее Збарской

Именно благодаря Зайцеву Миронова оказалась в списке самых известных манекенщиц Советского Союза. Это произошло на Всесоюзном съезде молодых модельеров, где Лека демонстрировала наряды, созданные Вячеславом Михайловичем. Постеры с фотографиями Мироновой тогда появились во всех магазинах, ателье и других общественных местах страны. Лека Миронова была гораздо популярнее небезызвестной Регины Збарской. Кстати, последнюю очень раздражало, когда поклонники путали Миронову с ней.

О том, что Збарская в те годы явно проигрывала Мироновой, говорит и тот факт, что американские журналисты, посетившие СССР, выбрали для своего документального фильма под названием «Три звезды Советского Союза» наряду с балериной Майей Плисецкой и легкоатлетом Валерием Брумелем именно Леку Миронову. Вскоре картину увидели за океаном. Из США пришло приглашение на имя Леокадии. Но кто-то из чиновников ответил, что у модели больное сердце, поэтому перелеты ей противопоказаны. Об этом разговоре Миронова узнала только через много лет. Так советские начальники мстили девушке за ее несговорчивость.

Месть за несговорчивость

По словам самой Леокадии Мироновой, партийные боссы не единожды намекали ей на интимную близость, но всякий раз манекенщица отвечала категорическим отказом. А однажды ее привезли на фотосессию, которая, как оказалась, была организована для журнала, предназначенного для высокопоставленных членов ЦК. Сниматься нужно было обнаженной. Узнав об этом уже на месте, Миронова, устроив в студии погром, просто сбежала.

С этого момента Лека находилась под постоянным наблюдением сотрудников КГБ. Где бы ни появлялась манекенщица, за ней повсюду следовали люди в штатском. Девушку не выпускали на показы за границу и запугивали даже ее родственников. Мать Мироновой неоднократно вызывали на беседы в соответствующие органы, а как-то раз даже чуть не закрыли в психиатрической больнице. Женщину спасла находчивость дочери. Когда в квартиру явились санитары, в гости к Мироновым приехал родственник, который жил в Болгарии. Лека представила его медикам, как иностранца. Те не стали вдаваться в детали и ретировались.

После ухода

В конце концов Лека устала бороться. Она подала заявление об уходе, при этом указав, что на этот шаг ее просто вынудили. Мироновой советовали переписать бумагу, но она наотрез отказалась это делать. Последствия такой принципиальности оказались плачевными: манекенщицу перестали показывать по телевидению, не приглашали на показы и съемки. С большим трудом ей удалось устроиться в Дом моделей в подмосковных Химках, где Миронова отработала больше 20-ти лет. За все эти годы она ни разу не обнародовала имена своих обидчиков из ЦК, мотивируя это тем, что их дети и внуки еще живы.

Сегодня Леке Мироновой уже за 70, но она продолжает дружить с Вячеславом Зайцевым и даже иногда выходит на подиум. Она по-прежнему хороша собой и прямо держит спину. «Советская Одри Хепберн» советует всем поступать, как она, а именно никогда не сдаваться.