«Требования к структуре программы дополнительного образования»

В общем виде программа состоит из следующих частей (блоков):

1) Титульная страница; 2) Пояснительная записка; 3) Учебно-тематический план; 5) Содержание про­граммы 6) Список литерату­ры. 7) Методическое обеспечение программы 8) Планируемые результаты деятельности педагога

Титульная страница

Шапка – название учреждения, в котором разработана программа, пишется полностью в верхней части титульного листа в центре «Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы».

Ниже, справа пишется «Утверждено приказом директором МКУ ДО ЦВР Борисовой Е.В приказом № ___ от «___»______20__г.». Программа считается принятой с момента ее подписи директором.

В центральной части пишется название программы и на сколько лет она рассчитана (срок ее реализации).

Ниже, справа, пишется должность составителя программы и его ФИО. Если программа адаптированная (модифицированная), следует указывать программу, на основе которой она адаптирована (модифицированная).

У нижнего поля в центре пишется название населенного пункта, в котором написана программа и год написания программы.

ПРИМЕР

Муниципальное казенное учреждение

дополнительного образования

Центр внешкольной работы

«Согласовано»

Руководитель МС

________________

МКУ ДО «ЦВР»

Протокол №________

От «______» _________ 201 г.

«Утверждаю»

Директор МКУ ДО « ЦВР»

Борисова Е. В.

Приказ №________

От «______» ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_________ 201 г.

Дополнительная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Золотые ручки»

для детей 13-16 лет

срок реализации образовательной программы 2 года

Педагог дополнительного образования

ФИО (полностью)

с. Зерновое 20__г.

Пояснительная записка

В ней формулируются цели и задачи работы. Цель - это конкретный образ желаемого (ожидаемого) результата, кото­рый реально можно достичь к четко определенно­му моменту времени, иначе говоря, это предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться. Формулировка цели должна быть максимальна четкой и краткой, полной и логически корректной. Ее назначение - определить стратегию и тактику образовательного процесса. Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность. К конечной цели ведут задачи, то есть те этапы, ступени, которые позволяют ее достичь через определенные виды деятельности. Задачи удобнее представить как три ряда задач:

    учебные зада­ чи (развивать познавательный интерес к чему-либо через изучение нового материала; способствовать приобретению определенных знаний, умений, навыков через самостоятельную работу; расширять представления о чем-либо; развивать мотивацию к определенному виду деятельности, включать в познавательную деятельность и т.п.),

    • воспитательные задачи (формировать у обучающихся общечеловеческие нравственные ценностные ориентации, социальную активность через участие в массовых мероприятиях, гражданскую позицию, экологическое самосознание через изучение мира живой природы и условий, влияющих на нее, культуру общения и поведения через совместную деятельность, вырабатывать навыки здорового образа жизни через участие в конкурсе плакатов и т.п.),

      задачи развивающего про­ цесса (развивать деловые качества – самостоятельность, аккуратность, ответственность, активность, обеспечивать гармоничное эстетическое и физическое развитие; формировать потребности в самопознании, саморазвитии).

    Указывается вид программы (адаптированная, модифицированная, авторская), раскрывается ее актуальность и практическая значимость для обучающихся.

В настоящее время употребление понятия «адаптированная программа» на основании Закона «Об образовании в РФ» определяется

«программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц».

Дается краткая характеристика возрастных и индиви дуальных особенностей детей, занимающихся в объединении. Описывается состав детской группы (постоянный, переменный), особенности набора обучающихся (свободный, конкурсный).

    Прогнозируются знания, умения и навыки , которые должны приобрести обучающиеся в процессе занятий по программе. Перечисляются качества личности , которые могут развиваться у детей в ходе занятий. В программе критерии оценки долж­ ны присутствовать обязательно! Надо указать способы учета знаний и умений, возможные варианты оценки личностных качеств обучающихся. В качестве процедур оценивания могут использоваться тестирования, зачеты, экзамены, выставки, конкурсы, концерты, соревнования, открытые занятия для родителей, учебно-исследовательские конференции и т.п.

    Обосновывается необходимость использования определенной аппаратуры, пособий, техники и др.

Учебно-тематический план

Характеризуя режим организации занятий , необходимо указать:

Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Кол-во часов в неделю

Общее кол-во часов в год

3 ч

3 раза

9 ч

324 ч

Оформлять учебно-тематический план рекомендуется в виде таблицы :

Как правило, эта часть плана оформляется в виде таблицы, и мы предлагаем два вариан­та для разных типов детских объединений.

Первый вариант (традиционный) подходит для тех объединений дополнительного образования, в которых содержание учебной дея­тельности изучается последовательно и имеет более или менее оп­ределенное время для изучения каждой темы образовательной про­граммы.

Календарный план в этих дет­ских объединения может быть оформлен следующим образом:

Наименование разделов и тем

Общее кол-во часов

В том числе

Дата

Теоретич.

Практич.

1.

Название раздела

1.1.

Название темы

1.2.

Название темы

2.

Название раздела

2.1.

Название темы

2.2

Название темы

Итого часов:


Второй вариант составления календарного плана учебно-воспи­тательной работы может быть предложен для тех детских объедине­ний, в которых все обозначенные в образовательной программе учебные темы изучаются не последовательно, а параллельно. Среди таких детских объединений необходимо назвать прежде всего му­зыкальные, спортивные и хореографические, так как каждое учеб­ное занятие в них включает все направления учебной работы.

Для этих детских объединений можно предложить такую форму календарного плана:

Названия разделов и тем

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1. Раздел

    Тема

Общее кол-во часов

теория

практ

    Тема

Общее кол-во часов

теория

Практ.

Итого часов:

При таком варианте планирования в графе «Название тем» сра­ зу выписываются все учебные темы в соответствии с образователь­ ной программой, а затем в графах с названиями месяцев отражает­ ся изучение каждой темы в течение учебного года.

    Указывается название раздела, затем он кон­ спективно раскрывается , и таким образом создается представление о том объеме и содержании знаний, которые даются на занятиях. Раскрывать содержание разделов и тем следует в порядке их представления в учебно-тематическом плане. Обычно первой темой программы является введение в изучаемый предмет.

    Указываются организационные формы занятий (индивидуальные или групповые, теоретические или практические), могут приводиться примеры занятий, игр, планы конкурсов, тесты, исследования, то есть те формы работы, которые позволяют детям наиболее эффективно освоить материал.

    Указываются методы работы педагога (словесные, наглядные, практические). Эффективность занятия обеспечивается хорошей организа­цией самостоятельной деятельности детей. Педагог должен научить детей приемам самостоятельной работы, сформировать культуру труда и научить работать сообща, помогая друг другу.

    Перечисляется используемый дидактический материал .

Требования к оформлению программы:

Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman , кегль 12-14 (в таблице допускается кегль 12), межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля слева 3 см, остальные 1,5 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word , листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

Титульный лист считается первым, но не нумеруется.

Календарно-тематическое планирование может представляется в виде таблицы или текста.

Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием города и названия издательства, года выпуска, количества страниц документа (книги), ЭОР.

Список литературы

Список должен быть достаточно объем­ным. В него должна включаться как литература, используемая педагогом для подготовки занятий, так и научная литература, рас­ширяющая кругозор самого педагога. Может быть составлен от­дельный список литературы для детей и родителей по тематике занятий (для расширения диапазона образовательного воздействия и помощи родителям в обучении и воспитании ребенка).

Требования к оформлению списка литературы

Список литерату­ры выполняется в соответствии с требованиями ГОСТа. Заключаются они в следующем.

Все источники литературы размещаются в строго алфавит­ном порядке от 1 до последнего.

Описывая книгу, следует указать: фамилию автора, затем инициалы (если имеются); полное название книги (без кавычек!). После косой черты («/») - указывается, под чьей редакцией вышла книга (/Под ред.

П. П. Волкова), а также переводчик (/Пер. А. Левиной). Следует обращать внимание на размеще­ние инициалов! В начале строки сначала идет фамилия автора, затем инициалы; при указании лица, под чьей редакцией выш­ла работа, - сначала инициалы, затем фамилия.

Если приводится статья из книги, то ставятся «//», после которых без кавычек указывается название.

После ставится точка и тире.

Затем указывается город, где издана книга; издательство; цифра года издания (слово «год» не пишется). Допускается опускать издательство, тог­да указывается город и год. Сокращаются только названия городов: Москва - М.; Ленинград - Л.; Санкт-Петер­бург - С.-Пб.

Список литературы

    Калашников А. Г. Что такое педагогический процесс. - М., 1926.

    Науменко Г.М. Песни зимнего обхода дворов // Народное творчество.- М., 1982. - №11.

    Региональная программа развития общего образования Са­ратовской области на 1996-1998 годы /Под ред. Л. Г. Вяткина, Н. П. Корнюшкина. - Саратов: Слово, 1996.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы:

Обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, экскурсий, конкурсов и др.).

Дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы т.д.

Планируемые результаты деятельности педагога

Структурный элемент программы, включающий перечень контрольно-измерительного материала. Если контрольно-измерительный материал разработан и рекомендован к использованию по направленностям, то делается ссылка на учебное пособие.

    Экономика. 10-11 классы: контрольные задания, тесты\ авт.-сост. О.И. Медведева.- Волгоград: Учитель, 2009.-166с.

Приложение

(приложение – примерная форма пояснительной записки)

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа …………….. направленности «___________________» разработана на основе:

Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р), Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,

При разработке дополнительной общеразвивающей программы ………. направленности «___________________» были использованы:

Типовая (Примерная) программа……….., утвержденная (допущенная) ………… (при наличии), указать выходные данные (издательство, год издания), авторов - составителей.

Примечание : Если при разработке образовательной программы было использовано несколько типовых (примерных) программ, рекомендуется указать все используемые источники.

Цель дополнительной общеразвивающей программы «___________________» «___________________»: ……………

Задачи дополнительной общеразвивающей программы ………… направленности «___________________»: ……………

Актуальность дополнительной общеразвивающей программы ……….. направленности «___________________» ………….

Новизна дополнительной общеразвивающей программы …………………. направленности «___________________»……………(указывается при наличии таковой). Возраст обучающихся, на который рассчитана данная образовательная программа……… Минимальный возраст детей для зачисления на обучение ………

Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы ………………… направленности «___________________»……………

Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.

К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

в образовательных учреждениях дополнительного образования детей и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии.

Содержание дополнительных образовательных программ.

Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

  • обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
  • интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
  • воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.

Целями и задачами дополнительных образовательных программ , в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей.

В связи с чем, содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать:

Достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;

Соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);

Направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной);

Современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).

быть направлено на:

  • создание условий для развития личности ребенка;
  • развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
  • приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
  • профилактику асоциального поведения;
  • создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;
  • целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
  • укрепление психического и физического здоровья детей;
  • взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Структура дополнительной образовательной программы.

Дополнительная образовательная программа, как правило, включает следующие структурные элементы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительную записку.

3. Учебно-тематический план.

5. Методическое обеспечение.

6. Список литературы.

Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов дополнительной образовательной программы.

1. На титульном листе дополнительной образовательной программы рекомендуется указывать:

Наименование образовательного учреждения;

Где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

Название дополнительной образовательной программы;

Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

Срок реализации дополнительной образовательной программы;

Название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;

Год разработки дополнительной образовательной программы.

2. В пояснительной записке к дополнительной образовательной программе следует раскрыть:

Направленность дополнительной образовательной программы;

Новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

Цель и задачи дополнительной образовательной программы;

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих дополнительных образовательных программ;

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;

Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

Формы и режим занятий;

Ожидаемые результаты и способы их проверки;

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).

3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:

Перечень разделов, тем дополнительной образовательной программы;

Количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

4. Содержание изучаемого курса дополнительной образовательной программы возможно отразить через:

Краткое описание тем дополнительной образовательной программы (теоретических и практических видов занятий).

5. Методическое обеспечение может включать описание:

Форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу дополнительной образовательной программы (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.);

Приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;

Форм подведения итогов по каждой теме или разделу дополнительной образовательной программы.

6. Список использованной литературы.

Введение

Со времени утверждения Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ № 1726-р от 4 сентября 2014 г.) и плана мероприятий на 2015-2020 годы по ее реализации (Распоряжение Правительства РФ № 729-р от 24 апреля 2015 г.) в центре внимания находится дополнительная общеобразовательная программа – документ, в котором отражаются основные (приоритетные) концептуальные, содержательные и методические подходы к образовательной деятельности и её результативности, определяется своеобразная «стратегия» образовательного процесса на весь период обучения.

До недавнего времени единственным нормативным документом, в котором были даны рекомендации по структурированию программы ДОД и примерному содержательному наполнению каждого ее компонента, было письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

Сегодня законодательная база, определяющая развитие дополнительного образования детей в нашей стране, претерпела существенные изменения. Дополнительное образование детей позиционируется как открытое, вариативное образование, как социокультурная практика - творческая созидательная деятельность в социуме. Принципиально значимыми векторами развития дополнительного образования становятся индивидуализация, интеграция, обновление содержания дополнительного образования.

В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах:

Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

− Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Законодательно закреплена

1. Характеристика дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

2. Делении на общеразвивающие и предпрофессиональные программы (Закон № 273-ФЗ, гл. 10, ст. 75, п. 2).

3. К освоению программ «допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы» (Закон № 273-ФЗ, гл. 10, ст. 75, п. 3). Это могут быть как обучающиеся, проявившие выдающиеся способности (Закон № 273-ФЗ, гл. 11, ст. 77), так и с ограниченными возможностями здоровья (Закон № 273-ФЗ, гл. 11, ст. 79), занимающиеся как в учреждениях общего и дополнительного образования, так и в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

4. О приложении к Письму Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». С. 9 -− по степени авторства – типовая (примерная),

Модифицированная,

Экспериментальная,

− по уровню усвоения – общекультурный,

углубленный,

Профессионально-ориентированный уровень;

по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности – интегрированная, комплексная, модульная.

Техническая,

естественнонаучная,

Физкультурно-спортивная,

художественная,

туристскокраеведческая,

социально-педагогическая

6. Общие требования к условиям реализации образовательных программ зафиксированы во 2 главе Федерального Закона № 273-ФЗ пп. 1319 и определяют язык образования , формы реализации образовательных программ, формы получения образования и обучения, печатные и электронные образовательные ресурсы, информационные ресурсы.

7. Содержание и сроки обучения по дополнительным общеобразовательными программам определяются и утверждаются организацией, осуществляющей по ним образовательную деятельность (Закон № 273-ФЗ гл. 2, ст. 12, п. 5; гл. 10, ст. 75, п. 4). 8. Содержание программы оформляется в учебном плане – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), тем, практики, иных видов учебной деятельности и формы аттестации обучающихся (Закон № 273-ФЗ, ст.2, п. 22; ст. 47, п. 5) 1.5.4.

9.Согласно Закону № 273-ФЗ образовательные программы: − могут реализовываться как самостоятельно, так и в формате сетевого взаимодействия (гл. 2, ст. 13, п. 1; гл. 2, ст. 15); − могут осуществляться на основе использования различных образовательных технологий, в том числе дистанционных и электронного обучения (гл. 2, ст. 13, п. 2; гл. 2, ст. 16);

− могут использовать форму организации образовательной деятельности, основанную на « модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов » (гл. 2, ст. 13, п. 3);

посредством разработки индивидуальных учебных планов могут обеспечивать «освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося» (гл. 1, ст. 2, п. 23);

с учетом особенностей обучающихся могут осуществляться в очной, очно-заочной или заочной форме (гл. 2, ст. 17, п. 2), а также «допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения» (гл. 2, ст. 17, п. 4).

В разделе IV Концепции развития дополнительного образования детей выделены основания для проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ:

свобода выбора образовательных программ и режима их освоения ;

соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;

− вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ ;

разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;

− модульность содержания образовательных программ , возможность взаимозачета результатов;

− ориентация на метапредметные и личностные результаты образования ;

творческий и продуктивный характер образовательных программ ;

открытый и сетевой характер реализации .

10.Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» закреплено :

реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время (п.6);

− организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры) (далее - объединения), а также индивидуально (п.7)

занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения (п. 9);

особенности организации образовательного процесса для обучающихся детей с ОВЗ и детей-инвалидов (пп. 18-22)

− Продолжительность занятий и их кратность в неделю в объединениях устанавливаются локальным нормативным актом организации (п. 8.2);. 11.Порядок проверки и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

Образовательная программа является локальным нормативным документом, поэтому она должна пройти проверку и утверждение в определённом порядке :

-. Внутренняя экспертиза – обсуждение программы на методическом совете образовательного учреждения (организации) – это анализ качества документа, его соответствия уставу образовательного учреждения, действующим нормативно-правовым документам и требованиям к содержанию дополнительного образования детей. По итогам обсуждения на образовательную программу составляется рецензия внутренней экспертизы

-. Внешняя экспертиза программы проводится специалистами в данной области деятельности. По результатам данной экспертизы составляется рецензия, подтверждающая соответствие содержания и методики профильной подготовки детей современным требованиям в данной области деятельности. 2

Каждая образовательная программа - это продукт самостоятельного творческого труда и практического опыта работы педагога .
Каждая программа, с одной стороны, чем-то
похожа на другую, а с другой стороны, неповторима .
Необходимо соблюдать шрифт, кегль шрифта, межстрочный интервал, поля. Штифт используется
Times New Roman , кегль 14 , иногда 12, межстрочный интервал 1 – 1,5.

Классификация программ

Типовая (примерная) программа – программа, утвержденная Министерством образования Российской Федерации и рекомендованная в качестве примерной по конкретной образовательной области или направлению деятельности.

Модифицированная (адаптированная) программа – программа, измененная с учетом особенностей организации и содержания образования (формирования групп детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания); коррективы вносятся педагогом, не затрагивая основных закономерностей, концептуальных аспектов, традиционной структуры образовательного процесса.

Экспериментальная программа – программа, целью которой является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий.

Авторская программа – программа, созданная педагогом (или коллективом авторов) по его собственному замыслу с учетом опыта, наработанных методик, видения проблемы и путей ее решения. Авторская программа, рассмотренная методическим советом учреждения, должна содержать гипотезу и её концептуальное обоснование, быть актуальной и иметь не менее 70 % новизны в своем содержании. Статус авторской может быть присвоен образовательной программе, прошедшей через процедуру конкурса авторских программ (в конкретном случае, авторство утверждается ЧИППКРО).

По признаку образовательной области.

Профильная - программа реализуется в одной образовательной области.

Многопрофильная - программа реализуется в нескольким образовательных областях.

По признаку направленности деятельности.

Таким образом, направленность деятельности программы это сосредоточенность ее содержания на занятиях с детьми в какой-либо определенной сфере образовательного процесса.

В учреждении дополнительного образования могут быть реализованы образовательные программы следующей направленности деятельности:

художественная;

Физкультурно-спортивной;

туристско-краеведческая;

социально-педагогическая;
техническая

По уровню освоения.

Уровень - степень величины, развития чего-нибудь.

Освоить - вполне овладеть чем-нибудь (С. И. Ожегов.).

Образовательные программы общекультурного уровня освоения. Реализация образовательных программ общекультурно-ознакомительного уровня освоения предполагает удовлетворение познавательного интереса ребенка, расширение его информированности в определенной образовательной области, обогащение навыками общения и умениями совместной деятельности в освоении программы; конечный результат предполагает базовый уровень образованности.

Образовательные программы углубленного уровня. Реализация образовательных программ углубленного уровня освоения предполагает достижение высоких показателей образованности в какой-либо предметной или практической области, расширение базового компонента образования до уровня совершенствования деятельности и мастерства в выбранном виде деятельности и начальной допрофессиональной подготовки.

Образовательные программы профессионально-ориентированного уровня освоения . Реализация образовательных программ профессионально-ориентированного уровня освоения позволяет детям знакомиться с той или иной профессиональной сферой жизнедеятельности людей, выявить свои личностные возможности и определиться в выборе профессии; предусматривает достижение высоких показателей образованности в какой-либо предметной области.

По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности.

Интегрированная программа - это программа, отражающая содержание и процесс образования по нескольким взаимосвязанным направлениям деятельности.

Модульная программа - это программа, по способу организации своего содержания составленная из самостоятельных, устойчивых целостных блоков. Образовательный процесс всегда можно разделить на отдельные модули, выбрав основание для этого, а затем компоновать модули в зависимости от цели исследования.

Комплексная программа - это программа совместной деятельности нескольких педагогов, направленная на достижение определенной общей цели средствами содержания и процесса образования по нескольким предметам. Представляет собой определенное соединение отдельных областей, направлений, процессов в некое целое.

По признаку возрастного предназначения.

Программы делятся в соответствии с психо-физиологическими возрастными особенностями воспитанников.

Программы рассчитаны на реализацию с детьми дошкольного возраста (до 7 лет).

Программы рассчитаны на реализацию с детьми младшего школьного возраста (7-10лет, 1-4 классы общеобразовательной школы).

Программы рассчитаны на реализацию с детьми среднего школьного возраста (10-15 лет, 5-8 классы общеобразовательной школы).

Программы рассчитаны на реализацию с детьми старшего школьного возраста (15-18лет, 9-11 классы общеобразовательной школы).

По признаку временных ресурсов, необходимых для реализации программы.

Сверхкраткосрочная программа - это программа, которая реализуется за промежуток времени не более чем учебное полугодие.

Краткосрочная программа - это программа, которая реализуется в течение одного учебного года.

Программа средней продолжительности реализации э то программа, которая реализуется в течение 2-3 лет обучения.

Программа длительной реализации - это программа, которая реализуется в течение четырех лет обучения

1. Титульный лист

2. Пояснительная записка должна содержать:

2.1. Направленность дополнительной образовательной программы. Указать направленность программы с предоставлением перечня нормативных и иных документов (законы РФ, положения, устав учреждения, ссылка на типовую программу дополнительного образования детей

художественная;

Физкультурно-спортивной;

туристско-краеведческая;

социально-педагогическая;
техническая

  • 2.2 . Новизна и основных отличий от других аналогичных или смежных по профилю (новое решение проблем дополнительного образования; новые методики преподавания; новые педагогические технологии в проведении занятий; нововведения в формах диагностики и подведения итогов реа лизации программы и т.д.);
  • 2.3.Актуальность программы. это ответ на вопрос, зачем современ ным детям в современных условиях нужна конкретная программа.
  • 2. 4 . Педагогическая целесообразность программы Кратко поясняется, почему именно предлагаемые в программе средства наиболее действенны для тех детей, на которых она рассчитана. Какие изменения произойдут в детях, если их включить в предлагаемые виды деятельности, если они усвоят предлагаемое содержание, если их работа будет организована в предлагаемых формах.

2.5. Цель программы - предполагаемый результат образовательного процесса, к которому должны быть направлены все усилия педагога и детей (может быть одна или несколько. Во втором случае они должны быть взаимосвязанными, взаимодополняющими ).

Сформулировать цели нужно максимально полно, четко, конкретно и логически корректно, что поможет с определением стратегии и тактики образовательного процесса. Результаты достижения цели должны быть измеримы. Описание цели должно содержать в себе указание на виды деятельности обучающихся и отражать развитие их личностных качеств, а также общих и специальных способностей.

Цели могут быть направлены:

  • на развитие ребенка в целом;
  • на развитие определенных способностей ребенка;
  • на обеспечение каждому ребенку требуемого уровня образования;
  • на формирование у каждого ребенка умений и потребности самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки;
  • на воспитание обучающихся в соответствии с высокими моральными ценностями;
  • на формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций, самосознания общественно ценных личностных качеств; обеспечение гармоничного эстетического и физического развития; выработку навыков здорового образа жизни;
  • на обучение детей трудовым навыкам, приемам самостоятельной работы, коллективном взаимодействию, взаимопомощи, формирование культуры и пр.
  • 1 . Обучить... (чему?)
  • 2. Сформировать (какие? ) умения (какой?) деятельности .
  • 3. Воспитать (какое?) отношение к (чему?)

Задачи программы - это пути, способы поэтапного достижения цели, т.е. тактика педагогических действий.

Задачи должны соответствовать цели и подразделяться на группы:

- обучающие задачи , то есть отвечающие на вопрос, что узнает, в чем разберется, какие представления получит, чем овладеет, чему научится обучающийся, освоив программу;

- развивающие задачи , то есть связанные с развитием творческих способностей, возможностей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, волевых качеств и т.д. и указывать на развитие ключевых компетентностей, на которые будет делаться упор при обучении;

- воспитательные задачи , то есть отвечающие на вопрос, какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у обучающихся.

Формулировать задачи следует в едином ключе, придерживаясь во всех формулировках одной грамматической формы (глаголы: способствовать, развивать, формировать и т. д.).

2.6 . Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что...

Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена... Практические занятия по программе связаны с использованием вычислительной техники...

2.7.Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от... до... лет. Дети________ лет способны на (каком?) уровне выполнять предлагаемые задания... Далее дается краткая характеристика особенностей возраста детей, которые должны учитываться при реализации программы, чтобы она была результативной. Могут быть выделены возрастные группы с описанием их особенностей, которые учитываются при реализации программы. Наконец, может быть обоснована целесообразность разновозрастного состава группы с указанием особенностей работы с каждым из возрастов (или возрастных групп).

2.8. Сроки реализации образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы). Например: ... 5 лет.

1год обучения _______возраст детей,

2 год………………………………,

3 год………………………………,

4 год……………………………….

5 год……………………………….

2.9.Формы занятий :

Теоретическое обучение (лекционные и семинарские занятия);

Практическое обучение (практическое занятие);

Интерактивные формы :

Игровые
(ролевые и деловые игры)

Исследовательские
(метод проектов, «кейс-метод», «мозговой штурм»)

Дискуссионные
(дебаты, дискуссии, круглый стол)

Тренинги
(стрессоустойчивости, командообразования, коммуникативности, социально-психологический)

Семинары в режиме реального времени: чат – семинары

2.10 Режим занятий : Сколько занятий в неделю, продолжительность одного занятия, необходимость разбиения на подгруппы или индивидуальных занятий.

2.11Ожидаемые результаты освоения программы.

Обучающиеся будет знать:

Обучающиеся будет уметь:

Обучающиеся смогут решать следующие жизненно-практические задачи: Обучающиеся способены проявлять следующие отношения:

Если программа рассчитана на несколько лет (этапов), то результаты ее освоения и способы их проверки должны быть определены по годам (этапам) реализации программы.

2.12 Способы проверки результатов освоения программы : ... Формы и методы контроля, специфичные для системы дополнительного образования: конкурсы, смотры, соревнования, выставки, фестивали, отчетные концерты конференции,выставки, проекты, тестирование,-

анкетирования, зачётов, взаимозачётов, опросов, участия в мероприятиях (концертах, викторинах, соревнованиях, спектаклях), защиты проектов, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях и стартовый контроль.

Промежуточная аттестация в конце 1 и последующего годов обучения и итоговая аттестация в конце последнего года обучения по программе.

3. Учебно-тематический план (УТП)

УТП является основным элементом программы, должен быть соотнесен в соответствии с целями и задачами, обеспечивать получение ожидаемых результатов, и составляется в соответствии с продолжительностью реализации программы (отдельно на каждый год обучения).

Формула расчета годового количества часов: количество часов в неделю умножается на продолжительность учебного года, которая составляет 34 недели.

Перечень разделов, тем;

Количество часов по каждой теме с разбивкой их на теоретические и практические виды занятий.

Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени, обращая внимание на то, что в дополнительном образовании практическая деятельность детей на занятиях должна преобладать над теорией (в примерном соотношении 60 % на 30 %).

Также в учебно-тематическом плане необходимо закладывать часы:

На вводное занятие (введение в программу);

Концертную, выставочную или соревновательную деятельность;

Мероприятия воспитывающего и познавательного характера;

Итоговое занятие, отчетное мероприятие.

В учебно-тематическом плане обозначаются основные разделы и темы, его не надо превращать в поурочное планирование. Расчёт количества часов в учебно-тематическом плане ведется на одну учебную группу.

Название темы (нумерация, количество и название разделов и тем должно совпадать с перечисленными разделами и темами учебно-тематического плана);

- перечисляются все вопросы, которые раскрывают тему (без методики);

- указываются основные теоретические понятия (без описания) и практическая деятельность обучающихся на занятии;

- при включении в дополнительную образовательную программу экскурсий, игровых занятий, досуговых и массовых мероприятий, в содержании указывается тема и место проведения каждой экскурсии, игры, мероприятия и др.

Вводное занятие включает: встречу с коллективом, знакомство с правилами техники безопасности, обсуждение плана работы на год, знакомство с историей предмета, диагностирование детей (0 – срез 1 года обучения), приветствуются нестандартные формы проведения вводного занятия с использованием инновационных технологии.

5.Методическое обеспечение

5.1 Материально-техническое обеспечение программ

В разделе должны быть указаны все необходимые составляющие реализации программы:

- сведения о помещении, в котором проводятся занятия , (учебном кабинете, компьютерном классе, мастерской, лаборатории, хореографическом классе, спортивном или актовом зале, и т.п.);

- перечень оборудования, необходимого для проведения занятий (станков, спортивных снарядов, швейных машинок, специальных приспособлений, микрофонов и т.п.);

- перечень технических средств обучения (компьютер, принтер, графо-, эпи-, диа-, мультимедиа-проекторы, интерактивная доска, телевизор, музыкальный центр, видеомагнитофон, DVD- проигрыватель и т.п.);

- перечень технических, графических, чертёжных, швейных и других инструментов, приборов, музыкальных инструментов и т.п.;

- перечень материалов, необходимых для занятий: ватман, ткани, нитки, фурнитура, глина, клей, краски заготовки из дерева, металла и других материалов и т.п.;

- учебный комплект на каждого воспитанника (тетрадь, ручка, карандаш, фломастеры, набор цветной бумаги, альбом и т.п.);

  • требования к специальной одежде учащихся (спортивной форме, одежде для занятий хореографией, работы в мастерской и т.д.).
  • 6. Список литература.
  • В данного раздела предоставляется два списка:
  • 1. Методическая литература для педагогов (литература, использованная педагогом при написании образовательной программы).
  • 2. Литература для воспитанников (уч ебная, познавательная литература детей: справочники, хрестоматии, энциклопедии, словари и т. д.).
  • Списки литературы должны содержать перечень изданий, в том числе опубликованных за предыдущие пять лет:
  • - по общей педагогике;
  • - по методике данного вида деятельности;
  • - по методике воспитания;
  • - по общей и возрастной психологии;
  • - по теории и истории выбранного вида деятельности;
  • - опубликованные учебные, методические и дидактические пособия.
  • Перечень указанной литературы должен отражать уровень и широту теоретической подготовленности педагога в данной области.
  • Список литературы составляется в алфавитном порядке и нумеруется

7. Приложения

Методическое и дидактическое обеспечение образовательной программы:

Обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);

  • дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.

Календарно-тематический план-сетка на текущий учебный год (Приложение).

Перечень тем рефератов, докладов, проектов и других форм самостоятельной и творческой работы детей.

Репертуарный план (для художественных коллективов) и др.

К программе могут быть добавлены приложения различного характера:

Иллюстративный материал по тематике занятий;

Словарь специальных терминов с пояснениями;

Контрольные вопросы и задания;

Конспекты, описание занятий;

Технологические карты;

Готовые изделия, образцы;

Условия набора детей в коллектив;

Условия прослушивания;

Материалы тестирования;

Памятки для родителей;

Методические разработки для организации индивидуальной работы с детьми;

Сценарии творческих мероприятий;

Диагностические материалы;

Видео- и аудиозаписи, фотоматериалы;

Электронные ресурсы и др.


размер шрифта

ПИСЬМО Минобрнауки РФ от 11-12-2006 06-1844 О ПРИМЕРНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ (2019) Актуально в 2018 году

ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Нормативно-правовой аспект

К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 233), и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (ст. 26, п. 2).

Обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

Формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

Интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

Формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

Воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество; образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.

Целями и задачами дополнительных образовательных программ в первую очередь является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с этим содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать:

Достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;

Соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);

Направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной);

Современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении);

быть направлено на:

Создание условий для развития личности ребенка;

Развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

Обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

Профилактику асоциального поведения;

Создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;

Целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;

Укрепление психического и физического здоровья ребенка;

Взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Структура программы дополнительного образования детей

Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:

1. Титульный лист.

3. Учебно-тематический план.

5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

6. Список литературы.

Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей

Наименование образовательного учреждения;

Где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

Название дополнительной образовательной программы;

Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

Срок реализации дополнительной образовательной программы;

Название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;

Год разработки дополнительной образовательной программы.

2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть:

Направленность дополнительной образовательной программы;

Новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

Цель и задачи дополнительной образовательной программы;

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;

Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

Формы и режим занятий;

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности;

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).

3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:

Перечень разделов, тем;

Количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:

Обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);

Дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.

6. Список использованной литературы.