Игра - путешествие для младших школьников. Тема: Игра - путешествие в мастерскую «Лесные фантазии»

Методическое обеспечение учебного процесса (учебные и учебно – наглядные пособия по флористике и фитодизайну, учебно – методические пособия, методические разработки по данному направлению)

АННОТАЦИЯ

Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может тот, кто ее знает, изучает, понимает.
Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому главная задача экологического образования – формирование у детей экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений и мышления.
Данная методическая разработка направлена на привлечение ребят младшего школьного возраста к работе с разными видами природного материала, на развитие интереса к миру природы. Данное мероприятие можно использовать на занятиях объединений художественной и естественно – научной направленности.
Содержание мероприятия, формы, методы и приёмы соответствуют возрастным особенностям детей.
Опыт работы автора данной методической разработки по программе естественно – научной направленности «Экомир», по предмету - экология – 1 год.
Возможно использование данного занятия педагогическими работниками других образовательных учреждений для кружков аналогичной направленности, а также как воспитательное занятие.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность и новизна
В последнее время, в связи с развитием компьютерных технологий, ослабевает прямая, непосредственная связь ребенка с природой. Всё больше он знакомится с природой по картинкам, видеофильмам, слайдам. А ведь природа - это готовая мастерская для развития фантазии и воображения ребенка. А если соединить ее дары с ловкостью рук, то можно создать много интересного и удивительного.
Объединение «Экомир» нашего «Центра детского творчества» работает по программе естественно – научной направленности, предмет – экология, которая разработана на основе идеи духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России через формирование экологической культуры и природолюбия.
Ключевой основой при разработке программы являются идеи Всероссийского природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята», особенностью программы по формированию культуры природолюбия у обучающихся является его направленность на духовно-нравственное, эстетическое воспитание детей, создание необходимых условий для развития в ребёнке гармоничной личности с использованием сказочных героев– друзей и защитников Природы.
На занятиях объединения мы реализуем детские идеи и фантазии.
Цель программы: Формирование у обучающихся богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание культуры природолюбия.
Задачи программы:
* обучающие:
- дать обучающимся знания об окружающей их Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира малой родины;
- расширить экологический и общий кругозор обучающимся;
- формировать опыт участия в природоохранной деятельности.
*развивающие:
- способствовать развитию понимания неразделимого единства человека и Природы, понимание общечеловеческой ценности Природы:
- помочь осознанию необходимости сохранения, охраны и спасения Природы для выживания на земле самого Человека;
- способствовать самоопределению обучающихся в построении взаимоотношений с Природой и окружающим их миром;
- новым инновационным инструментарием способствовать сформированию чувства любви, разносторонне-ценностного, бережного и уважительного отношение к Природе;
- способствовать развитию творческих способностей обучающихся.
* воспитательные:
- показать неповторимость, величие, силу и красоту Природы;
- воспитывать потребность принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности;
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационального отношения к явлениям живой и неживой природы;
- формировать ответственность за свои поступки.

Чтобы добиться поставленной цели и задач, а также привлечь к работе с природным материалом, составлена данная методическая разработка. Учтены возрастные особенности детей младшего школьного возраста: активность, эмоциональная отзывчивость, любознательность, желание сделать что-нибудь своими руками.
В ходе занятия происходит последовательное знакомство детей с разными видами природных материалов и изделиями из них. Ребята имеют возможность рассмотреть, потрогать, исследовать каждый вид природных материалов, сделать выводы об их внешнем виде и свойствах. Большое значение имеет то, что все виды природных материалов можно найти в пределах своего родного поселка, а значит, есть место для проведения природоохранных экскурсий.
Физкультминутка проводится в игровой форме с использованием природного материала – шишек и позволяет не только реализовать двигательную активность, но и проявить чувство сопереживания – помочь белке собрать запас на зиму.
Практическая работа по изготовлению коллажа из природных материалов соответствует уровню умений детей данного возраста: все операции просты и сопровождаются показом слайдов. Педагогу надо только следить за четким последовательным выполнением этапов работы.
Рефлексия, проводимая в конце занятия, позволяет отследить результативность данного мероприятия: сколько детей привлекла работа с природным материалом, а сколько только проявили интерес к данному занятию.
Важно, чтобы дети не только сами загорелись идеей изготовления различных творческих работ из природных материалов, но и привлекали к этому своих родителей. Ведь совместная творческая работа создает теплую обстановку для общения, помогает поддержать тесную эмоциональную связь в кругу семьи.
К тому же, детям предоставляется возможность увидеть полезность и необходимость Интернета для поиска разных видов поделок.
Тема : Игра - путешествие в мастерскую «Лесные фантазии»
Цель: познакомить с разными видами природного материала, пробудить интерес детей к изготовлению поделок из природного материала.
Задачи:
образовательные:
- познакомить с разными видами природного материала;
- пробудить интерес к изготовлению поделок из природного материала;
- научить изготавливать простейший коллаж с использованием опила, листьев, веток деревьев и других видов природного материала;
развивающие:
- развивать любознательность, наблюдательность и познавательный интерес к миру природы;
- развивать творческое мышление, пространственное воображение, фантазию;
- развивать и формировать трудовые навыки;
воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю;
- воспитывать художественный вкус, эстетическое восприятие мира;
- воспитывать коллективизм и доброжелательное отношение друг к другу.
Форма проведения : игра - путешествие.
Методы : словесный (беседа, рассказ), наглядный (демонстрация образцов и слайдов), практический (практическая работа по изготовлению поделки).
Дата проведения : 06.10.2016 г объединение «Экомир» Возраст учащихся объединения «Экомир»: 7-11 лет (1 - 4 класс)
Количество обучающихся : 14 человек Оборудование: для педагога: мультимедиа, презентация - мастерская «Лесные фантазии», шишки и корзина для физ. минутки, маски зверей для игры; для обучающихся : наборы с видами природных материалов (на каждый стол), цветной картон, маркеры, фломастеры, ножницы, клей ПВА, клей «Мастер», шаблоны животных и птиц, растений или грибов (дети выбирают…);
Оформление : медаль юного друга природы, рисунок «Ёлка» для рефлексии, елочки из цветного картона с загадками, творческие работы – картины (сделанные своими руками), рисунки на тему: «Братья наши меньшие», образец коллажа из природного материала, правила по технике безопасности при работе с ножницами музыкальный ряд: детские песенки, классическая спокойная музыка литературный ряд: загадки, стихи
Словарная работа: коллаж, Красная книга, эскиз.

Ход занятия.

1.Организационный момент. Приветствие. Представление.
(На экране заставка – Лес.) Появляется педагог в костюме Лесной феи.
Педагог:
В лес я, на прогулку
Приглашаю вас пойти,
Интересней приключенья
Нам ребята не найти
Друг за дружкой становитесь,
Крепко за руки беритесь
По дорожкам, по тропинкам
По лесу гулять пойдем,
И лесных зверей, конечно
Обязательно найдем.
- Здравствуйте, мои юные друзья, всезнайки и почемучки! Я – Лесная фея, думаю, я многим знакома с самого раннего детства. Каждый из вас хотя бы один раз побывал в лесу. Этот год стал очень урожайным, много ягод и грибов в моем лесном хозяйстве. Вы проживаете в местности, где вас окружают сказочные леса – все это мои владенья. Жители моего лесного царства рядом с вами, когда вам хорошо и радостно, рядом, когда вам грустно. Те, кто наблюдательны наверняка встречали ежа, перебегающего дорогу или белку, прыгающую с ветки на ветку, множество разных птиц – все это мои друзья!
- Ребята, а кто встречал моих лесных друзей? (Ответ детей).
- Да, ребята, животные и растения рядом с вами. Но сегодня у меня на душе тревожно, потому что дети стали забывать о растениях и животных, о красоте природы, много времени они тратят на компьютерные игры, Интернет, телевизор. Меня это очень огорчает. Я пришла к вам, чтобы обрести новых настоящих друзей природы моего сказочного леса. Скажите, ребята, а вы любите природу? (Ответ детей).
2. Основная часть.
1) Знакомство. Сообщение цели занятия.

- Тогда давайте с вами знакомиться! Меня вы уже знаете, а теперь я попрошу вас вставать по очереди, называть свое имя и коротко рассказать, какое животное или растение вам нравится и почему? (Дети отвечают коротко, 1-2 предложениями).
- Я очень рада нашему знакомству, теперь я знаю о вас больше и вижу, что вы действительно любите животных и природу. Красота природы чудесна и неповторима, она дарит вам простор для фантазии и творчества. Сегодня я хочу познакомить вас с разнообразными видами своих природных даров, показать, как фантазия людей превращает их в прекрасные творения искусства, и научить делать коллаж (словарная работа).
Знаете ли вы, что такое коллаж? (ответ детей).
Коллаж (от фр. coller - приклеивание) - технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.
- Сегодня я приглашаю вас посетить мою Мастерскую – Лесные фантазии. (Показ соответствующего слайда). Я фея – лесная мастерица, а вы сегодня будете моими подмастерьями? Согласны?
- Мы отправимся в путешествие пешком. Во-первых, ходьба полезна для здоровья и развития вашего организма, а во-вторых, вы сможете в полной мере насладиться красотами природы. Услышать шум ветра, шорох листьев, треск сучьев и пение птиц – это друзья мои, очень здорово!
- Но для того, чтобы добраться до моей мастерской «Лесные фантазии», вам необходимо преодолеть не легкий путь через волшебные станции:
Ждет вас трудная дорога -
В этом нет секрета,
…Чтобы вам помочь немного,
Дам я три совета:
По тропинке в лес идите.
Каждый по своей дороге.
Постарайтесь, помогите.
Всем, кто ждет подмоги.
- Ребята, на вашем пути встретятся сказочные персонажами, мои помощники.
- В добрый путь!
2) СТАНЦИЯ 1 «ИГРОВАЯ»
Ребят встречает «Эколенок» - Елочка.
Здравствуйте, ребята. Я «Эколенок» - Елочка. Чтобы вы смогли пройти дальше, нужно поиграть со мной. И только когда я буду уверена, что вы умеете беречь природу, проведу вас дальше к следующей станции.
Давайте проверим, как вы знаете правила поведения в природе. Я буду говорить вам предложения. Если вы с ними согласны, говорите «да», а если не согласны, говорите «нет». Понятно? Тогда, внимание!
Игра «Если я приду в лесок».
- Если я приду в лесок и сорву ромашку? (Нет).
- Если съем я пирожок, выброшу бумажку? (Нет).
- Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (Да).
- Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (Да).
- Если разведу костер, а тушить не буду? (Нет).
- Если сильно насорю, а убрать забуду? (Нет).
- Если мусор уберу, банку закопаю? (Да).
- Я люблю свою природу, я ей помогаю! (Да).
Молодцы! Порадовали меня! За то, что вы знаете, как вести себя в природе, я хочу подарить вам подарки из моего волшебного сундучка. Мои подружки елочки помогут нам в путешествии. (Раздаёт елочки, вырезанных из цветного картона, на обратной стороне которых приклеены загадки о лесных зверях).
Ребят встречает «Эколенок» - Умница.
- Здравствуйте, ребята. Я «Эколенок» - Умница.
Приветствую вас на СТАНЦИИ 2 «УГАДАЙКА»
Загадки про лесных зверей: ПРИЛОЖЕНИЕ №1
- Загадки разгадали, какие умницы, настоящие всезнайки! Тогда отправляемся дальше...
СТАНЦИЯ 3 «КРОССВОРДОВО»
Ребят встречает «Эколенок» - Тихоня.
- Здравствуйте, друзья! Я «Эколенок» - Тихоня.
А знаете ли вы, что такое Красная книга? (ответ детей)
- Да, правильно. Кра́сная кни́га - список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов.
Я предлагаю вам отгадать название некоторых растений и животных, которые занесены в Красную Книгу. Внимание на экран, кроссворд.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
- Молодцы, ребята, справились с заданием.
СТАНЦИЯ 4 « ИСКУССТВОВЕДКОВО»
Ребят встречает «Эколенок» - Шалун. - Привет, ребетня! Сейчас мы посмотрим, что вы умеете. Здесь размещены ваши рисунки на тему: «Братья наши меньшие». Какие замечательные рисунки вы нарисовали! Каждый проявил своё творчество. ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
- Ну что, ребята, устали? Давайте поиграем…
(«эколенок» - Шалун предлагает отдохнуть)

(дети надевают маски животных, показывают повадки животных)
Мы пришли в сказочный лес,
Сколько здесь вокруг чудес.
Вот и зайка прискакал,
От лисы он убежал.
Серый волк в лесу рыщет,
Он себе добычу ищет.
Только мишка спит в берлоге
Так всю зиму и проспит.
- Ну, что отдохнули, поиграли? Тогда в путь, вас ждут новые приключения.
- Спасибо вам, мои маленькие друзья и счастливого пути в мастерскую «Лесные фантазии».
Ребят встречает «Старичок – лесовичок»
- Добрый день! Наконец - то вы добрались до нашей мастерской. Я лесовик, главный помощник лесной феи. Но, для того, чтобы приступить к работе вам необходимо помочь мне разобраться в видах природного материала.
Знакомство с природным материалом и поделками из него.
1. Падают с ветки золотые монетки. (Листья). (Показ слайда).
Откройте коробочки, которые стоят у вас на столе и достаньте пакетик с засушенными листьями. Листья разных деревьев – замечательный материал для изготовления аппликаций. Листья лучше собирать и засушивать осенью. Опишите свойства этого природного материала.
Какого цвета листья? Каковы их форма и размер? Попробуйте согнуть листик. Что происходит? Какое это качество? (Ответы детей). Собирать листья можно в любом уголке нашего города.
Из листьев можно делать интересные аппликации-картины. (Показ слайда).
2. Без окон, без дверей, полна горница людей. (Семена). (Показ слайда).
Рассмотрим семена, которые лежат в коробке. Семена образуются в плодах растений. После созревания их можно собирать и использовать для создания оригинальных работ. Опишите качества этого природного материала.
Что вы можете сказать о цвете, форме и размерах семян? (Ответы детей). Нужно ли далеко ходить, чтобы найти и собрать семена?
Посмотрите, какие интересные композиции получаются из семян. (Показ слайда).
3. Растут на ветках группками,
покрытые скорлупками. (Орехи). (Показ слайда).
Орехи бывают разные – грецкие, лесные (фундук), фисташки. А ещё есть плоды, имеющие похожие свойства. Это желуди и каштаны. Давайте рассмотрим ближе этот природный материал. Каковы их отличительные особенности? Попробуйте их на ощупь. (Ответы детей). Где можно найти эти плоды?
Из скорлупок орехов, каштанов и желудей можно выполнить игрушки, украшения, оформить декоративные панно. Посмотрите, какие поделки получаются из этих природных материалов. (Показ слайда).
4. Каждой весною лапы еловые
Старые лампы меняют на новые. (Шишки). (Показ слайда).
Достаньте пакетик с шишками. Шишки – это плоды хвойных деревьев. Они тоже отличаются по внешнему виду и размерам. Давайте рассмотрим их поближе. Кто знает, с каких деревьев каждая шишка? (Сосновая и еловая). Это прекрасный материал для объемных игрушек. Где вы можете найти шишки?
Посмотрите, во что могут превратить шишки умелые ручки. (Показ слайда).
5. Весною – травкой шелковистой,
летом – нивой колосистой,
Сухая, очень ломка, зовут её ……. (Соломка). (Показ слайда).
Соломка – это сухие стебли колосьев зерновых культур: пшеницы, овса, ячменя, ржи. Найти её можно летом на полях в окрестностях нашего города. Достаньте пакетик, откройте его и попробуйте стебли соломки на ощупь.
Какие они? Опишите их внешний вид. Внутри стебли – полые, пустые. Народ издавна применяет её для изготовления легких, прочных вещей. Из соломки делают шляпы, корзинки, мебель, предметы быта, игрушки.
А ещё очень красивы картины из соломки. (Показ слайда).
6. Желтый маленький цыпленок
Пробивает клювом домик. (Яйцо). (Показ слайда).
Яичная скорлупа – прекрасный материал для детского творчества. Давайте рассмотрим этот материал. Достаньте пакетик со скорлупой.
Какого она цвета? Какие свойства имеет скорлупа? Она хрупкая и легко раскалывается на кусочки. Собирать скорлупу можно, не выходя из дома. Она легко обрабатывается, хорошо окрашивается и приклеивается.
Посмотрите, как выглядят аппликации, выполненные в мозаичной технике. (Показ слайда).
7. Легкое, воздушное,
Всем птицам это необходимо. (Перо). (Показ слайда).
Перья птиц – это очень нежный и красивый материал. Как разнообразны виды птиц в природе, также разнообразны и их перья.
Достаньте перья, которые лежат в коробочке. Откройте пакетик и попробуйте их на ощупь. Опишите свойства перьев. Какие они? Перья можно собирать в природе и использовать для объемных работ и плоских аппликаций.
Посмотрите, какие картины помогает создавать фантазия. (Показ слайда).
8. Домик для улитки, домик для моллюска,
Очень необычной может стать игрушкой. (Ракушки). (Показ слайда).
Это действительно, пустые домики улиток и моллюсков. Давайте посмотрим, какие ракушки лежат в ваших коробочках. Где можно их найти? (На море, а также много улиток в огороде). Откройте пакетик, потрогайте ракушки. Какие свойства у этого природного материала?
Это удивительно красивый, разнообразный по цвету и форме природный материал. Из ракушек получаются необычные игрушки и украшения. (Показ слайда).
9. Желтый, белый и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать
И в «куличики» играть. (Песок). (Показ слайда).
Достаньте пакетик с песком. Этот материал всем вам знаком с детства. Песок - это нужный человеку материал. Он необходим для изготовления строительных материалов, бетона, стекла. Какое основное свойство имеет песок?
Песок можно окрашивать красками в разные цвета. На картон наносят рисунок клеем и затем посыпают его песком. Можно использовать и мелкие камушки.
Получаются отличные картины. Посмотрите, как это красиво. (Показ слайда).
10. В земле скрывается,
В руках преображается.
Огнем закаляется,
В посуду превращается. (Глина). (Показ слайда).
Это тоже природный материал. На картинке показаны пласты глины. А вы когда-нибудь находили глину? Давайте рассмотрим её свойства. Какого цвета глина? А ещё бывает красная, белая, желтая. Помните кусочек глины. Что с ней происходит?
Люди издавна использовали это свойство глины – пластичность - для изготовления посуды. После обжига изделия становились твердыми и не пропускали воду. Такие изделия называются керамикой.
Много полезных и красивых вещей можно вылепить из глины. (Показ слайда).
Лесная фея - Ну, вот, мои милые друзья, вы и познакомились с моими природными дарами. Понравились ли вам поделки из них? Изделия из каких материалов вам понравились больше других? (Беседа с ребятами).
Все пакетики сложите обратно в коробку и отодвиньте её в сторону. (Показ слайда-заставки).
- Внимание! Подмастерья мои, готовы ли вы к самой сложной работе? (ответ детей)
- Сегодня вам придется изрядно потрудиться. Мы будем делать коллажи из природного материала. Свои работы вы сможете подарить друзьям, родственникам, кому пожелаете. И помните, что дарить подарки также приятно, как и получать. Учитесь дарить добро и внимание.
Итак, мы оказались в творческой мастерской «Лесные фантазии» работать мы будем в парах.
Ваши коллажи дополнят выставку мастерской «Лесные фантазии». И помните, что творческие работы – это способ выразить своё настроение, это способ самовыражения.
Но прежде, чем приступить к работе посмотрите, что получилось у меня… (предлагаю образец) ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Вспомните, мы уже выполняли разные работы из природного и бросового материала. Они бывают сюжетными и абстрактными.
А эта картина, какая, как вы думаете?
– Правильно, сюжетная.
А из какого материала выполнен этот коллаж?
– этот коллаж выполнен из природного материала (цветной опил, ветки деревьев, листья, травинки).
А какие инструменты я использовала для изготовления своей работы?
– Ножницы, клей, фломастеры. Правильно! Молодцы!
А сейчас продумайте свою композицию и сделайте эскиз.
Эскиз – это предварительный набросок то есть, примерный рисунок задуманной работы.
Распределите работу, один может работать с предлагаемым животным, птицей, насекомым или грибами, кто что выбрал цветным опилом, другой выстригает листья и ветки. Вместе составляете сюжет, а затем всё это приклеиваете к основе. Основа для работы – цветной картон. Перед тем как выполнять работу, давайте повторим правила безопасности при работе с ножницами (правила на доске). ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
- Соблюдайте эти правила!
Ну, а теперь пришло время работы. Проявите свою фантазию и умение (в процессе работы звучит спокойная музыка).
(практическая работа – выполнение коллажа из природного материала).
Описание работы выполнения коллажа ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
Физкультминутка. Игры с шишками. (Звучит легкая веселая музыка).
Поднимайтесь с мест, становитесь рядом со мной. Возьмите в руки сосновую шишку. Покатайте её в руках. Раскрытые чешуйки твердые и острые, они колют вам ладошки, но это не вредно, а наоборот – полезно. На ладонях и пальцах находится много важных точек. Такой массаж поможет улучшить состояние всего организма. А ещё с шишками можно поиграть. Игра «Помоги белке!» (Ребята по очереди должны закинуть шишку в корзину. Если шишка попадает - все прыгают, если шишка не попадает в корзину - все топают ногами. После окончания игры, рассыпавшиеся шишки собирают и складывают в корзину для белки).
- Отдохнули? Продолжаем творить…
- Молодцы, ребята!
Вы хорошо потрудились и попали в мастерскую «Лесные фантазии», предлагаю поместить ваши работы на главную выставку нашей мастерской.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 7
– Мы все рады видеть вас!
Начинаем наш показ!
Старались очень, мастерили,
Мир фантазий воплотили,
Вырезали аппликации,
Составляли вариации.
- Вам нравится ваша работа? Мне тоже очень нравится! И каждому из вас я вручаю знак своего помощника – медаль юного друга природы. (Медали из картона на ленточке, картинка – в ПРИЛОЖЕНИИ № 8, при желании можно найти любую понравившуюся картинку).
После работы салфеткой вытрите руки и наведите порядок на рабочем месте. Соберите и сложите все в коробку. И помните, всегда после работы руки нужно вымыть с мылом.
3. Заключение. Рефлексия.
Вот наше путешествие и подошло к концу. Я была очень рада познакомиться и пообщаться с такими способными, веселыми и добрыми ребятами, как вы. Надеюсь, наша встреча была вам полезна. Скажите, с какими природными дарами вы сегодня познакомились? Назовите. (Ответы ребят). Теперь вы знаете, что из них можно делать красивые и интересные изделия.
Ребята, посмотрите, какая пушистая ёлочка у нас здесь находится. Чего на ней не хватает? (Ответы ребят). Давайте украсим её! Я раздам вам по три шишки. Выберите только одну.
- Если вам понравилось общение с природой и работа с природным материалом – выберите золотую шишку,
- если вам больше понравилось смотреть на готовые творческие работы – выберите серебряную шишку,
- если наше путешествие не понравилось и делать поделки вы просто не любите – выберите белую шишку.
Теперь подойдите к елочке и прикрепите шишку. (Дети приклеивают на ёлочку шишки, на обратной стороне которых приклеен кусочек двустороннего скотча. Цвета для шишек можно взять любые).
Я смотрю на эту елочку и вижу, что у меня прибавилось друзей. Мне очень хочется, чтобы таких друзей у меня с каждым годом становилось все больше и больше. А Интернет и компьютер используйте для дела: там всегда можно найти интересный материал по изготовлению разных поделок. Занимайтесь сами и приглашайте мам, пап, бабушек и дедушек себе в помощники. Ведь в хорошей компании любое дело лучше спорится.
До свидания, мои юные друзья! До новых встреч в мире природы!
«Эколята» благодарят детей и предлагают им вступить в ряды молодых защитников природы. Затем предлагают ребятам дать клятву «Эколят – молодых защитников природы» ПРИЛОЖЕНИЕ № 9
- А теперь давайте послушаем гимн «Эколят – молодых защитников природы» ПРИЛОЖЕНИЕ № 10
- Угощение детям от лесных жителей.
Всем спасибо! До новых творческих встреч!
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Сборник «В союзе с природой», Москва-Ставрополь, «Илекса» «Сервисшкола», 1999 г.
2. М.И.Нагибина, «Природные дары для поделок и игры», Ярославль, «Академия развития», 1997 г.
3. Суворова В.М. Опыт экологической работы со щкольниками.- Волгоград: Учитель, 2009.
4. Ресурсы Интернета.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
ПГТ САНЧУРСК КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Руководитель объединения «ЭКОМИР» МКОУ ДО «ЦДТ»
1 квалификационной категории: А.А.Колесникова
пгт Санчурск
2016 г
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Загадки.

1.В птичник повадится - жди беды.
Рыжим хвостом заметает следы. (Лиса)

2. Вот иголки и булавки выползают из-под лавки.
На меня они глядят, молока они хотят. (Еж)

3. Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке беленькой зимой,
А в серой шубке - летом. (Заяц)

4. Кто по елкам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (Белка)

5. Лесом катится клубок, у него колючий бок.
Он охотится ночами за жуками и мышами. (Еж)

6. На овчарку он похож. Что ни зуб - то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть. (Волк)

7. Не барашек и не кот, носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета, для зимы - другого цвета. (Заяц)

8. Летом ходит без дороги между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос. (Медведь)

9. С ветки на ветку, быстрый, как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол и в дупло убежал. (Белка)
10. Стройный, быстрый, Рога ветвисты, Носится весь день. Кто это? (Олень)
11. Стучу - еду добываю, а не стучу - голодный! (Дятел)
12. Кто на своей голове лес носит? (Лось)
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Кроссворд

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Выставка рисунков на тему «Братья наши меньшие»


ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Образец коллажа из природного материала


ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
Правила работы с ножницами

Ножницы – острый инструмент. Пользоваться ножницами надо осторожно!
1. Хранить ножницы в определённом месте.
2. Не держать ножницы острыми концами вверх, передавать кольцами вперёд.
3. Не оставлять ножницы на рабочем месте раскрытыми.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
Описание этапов изготовления «Коллажа» из природного материала.
Используемый материал: для основы – картон, фломастеры или маркеры, шаблоны животных, птиц, грибов и бабочки, глазки, природный материал: цветной опил, листья, мох, шишки, желуди, травинки, мелкие сучья деревьев и тд. , клей ПВА и клей Мастер.
1. Изготовление животного.
Берем выбранный шаблон животного, птицы или гриба, обводим на картон фломастером или маркером. Используя клей ПВА. обсыпаем цветным опилом подходящего цвета.
2. Создание сюжета
Каждый создает свой сюжет. Используя ветки имитируем деревья, с помощью листьев, травинок, мха и другого природного материала создаем природу, т.е обстановку в которой обитает наш лесной друг. Все приклеиваем, используя клей ПВА, и Мастер на основу – картон.
3. Вырезаем ножницами изготовленное животное, птицу или гриб из цветного опила и приклеиваем на основу, в центр готового сюжета.
4. Приклеиваем нашему лесному другу глазки (дети принесли купленные, можно нарисовать и выстричь)
5. Вставляем наше изделие в рамочку. Коллаж готов! (Вместо рамочки можно использовать коробки от конфет)





Работы детей из природного материала.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 7
Главная выставка детских работ мастерской «Лесные фантазии»


ПРИЛОЖЕНИЕ № 8
Медаль юного друга природы


ПРИЛОЖЕНИЕ № 9
Клятва «Эколят – молодых защитников природы»
Я честный, добрый и заботливый человек. Я хочу вступить в ряды Эколят.
Я люблю всех живых существ, поэтому я обещаю всегда защищать и беречь братьев наших меньших!
Я люблю дышать чистым воздухом, поэтому я обещаю беречь зеленые насаждения, высаживать новые деревья и ухаживать за ними.
Я хочу пить чистую воду, купаться в чистых реках, морях и озерах, поэтому я обещаю беречь водоемы от загрязнений, экономить водопроводную воду.
Я люблю гулять по красивым полям и лесам, поэтому я обещаю убирать за собой мусор всегда и везде, сортировать бытовые отходы и сдавать вторсырье в переработку.
Вступая в ряды Эколят – Молодых защитников природы, я клянусь, что сделаю все возможное, чтобы стать лучшим другом Природы, надежным и верным.
Клянусь все свои знания и силы направлять на заботу о Природе, животных и растениях.
Клянусь нести знания о природолюбии окружающим меня людям.
Клянусь! Клянусь! Клянусь!
ПРИЛОЖЕНИЕ № 10
Гимн «Эколят – молодых защитников природы»
Слова: Зотова Татьяна Владимировна
Музыка: Дзреев Игорь Сергеевич
Куплет:
Ярко светит солнце в чистом небе,
Весело в горах журчат ручьи,
На опушке леса возле ели,
Трели звонко тянут соловьи.
Красотой Природа нас пленяет,
Силы, вдохновение дает,
Чудесами сильно удивляет,
Но лишь тех, ее кто бережет!
Припев:


Мы Эколята – природы защитники,
Животных, растений большие друзья,
Оберегаем и любим природу,
Куплет:
Оглянись вокруг и ты увидишь,
Каждый день наполнен волшебством,
Радуга, туман и белый иней,
Или дождик за твоим окном.
Бесценный дар надежно охраняем,
Природы тишину, ее покой,
Если искренне природу любим,
Значит, любим Родину с тобой.
Припев:
Мы Эколята – природы защитники,
Животных, растений большие друзья,
Богатства земли молодые наследники,
На страже природы стоим ты и я!
Мы Эколята – природы защитники,
Животных, растений большие друзья,
Оберегаем и любим природу,
Чтобы жизнь сохранить на планете Земля.

Презентация на тему: Игра-путешествие в мастерскую «Лесные фантазии»

Игра по станциям для младших школьников. Традиции и быт ненцев Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть ещё природы храм –

С лесами,тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь

Игра – путешествие на экологическом поезде для 4 класса

Карачурина Елена Марсовна – учитель МБОУ «Кунашакская СОШ»

Цель игры – познакомить с экологической ситуацией на нашей Земле, у нас в районе; сформировать желание беречь природу; воспитывать бережное отношение к ней, чувство сострадания к животным и чувство любви.

Ход игры:

(Шум ж/д вокзала)

1 ведущий: Уважаемые пассажиры! Наш экологический поезд готов к отправлению. Просим занять свои места и сесть удобно.

1 слайд – название путешествия

2 ведущий: Просим вас ознакомиться с маршрутом нашего путешествия:

2 слайд – название станций

1. Станция «Водная»

2. Станция «Зеленый дом»

3. Станция «Красная книга»

4. Станция «Всезнаек»

5.Станция «Школа» Счастливого вам пути!

1 ведущий: Наш поезд тронулся, и я прошу вас посмотреть в окно: мимо нас проносятся леса, поля, озера. Как удивительна, прекрасна и неповторима наша Родина.

3-6 слайды – пейзажи

2 ведущий: Но этот дивный мир очень нежен, хрупок и не может уцелеть без нашей любви, заботы, помощи. Будущее всего человечества зависит от совместных действий государств и народов.

1 ведущий: Для этого каждый человек должен внести свой вклад в дело спасения нашей планеты.

(стихи Е. Шкловского читают дети)

Смотрю на глобус – шар земной.

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги».

В тревоге рощи и леса.

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники

«Ты береги нас, береги».

Грустит глубокая река,

Свои, теряя берега,

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег:

«Будь человеком, человек!

В тебя мы верим, не солги

Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной!

И шепчут губы на ветру:

«Я сберегу, вас, сберегу!»

2 ведущий: Человек уже причинил немало вреда природе. Пытаясь изменить её, люди не задумывались о ее последствиях.

1 ведущий: Наш поезд прибыл на станцию «Водная»

7 слайд – станция «Водная»

(стихи о воде читают дети)

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется.

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!

2 ведущий: В катастрофическом состоянии находятся Чёрное, Азовское, Балтийское моря, озёра Ладога, Байкал.

1 ведущий: За последние 50 лет практически высохло Аральское море.

8 и 9 слайды – с видом Аральского моря

2 ведущий: Чистой воды остаётся все меньше и меньше, а виноват в этом сам человек. В реки, озера, моря сливаются грязные воды с заводов и фабрик, канализации крупных городов.

1 ведущий: Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно заполнить 10 тысяч товарных поездов.

2 ведущий: Наша река Теча когда-то была красивой и богатой рыбой. Приносила жителям своих берегов огромную пользу и удовольствие. Люди купались в её водах, ловили рыбу. И никто не знал, что ожидает её впереди.

10-11 слайды – с рекой Течей

1 ведущий: Но однажды случилась авария на атомной электростанции «Маяк» и радиоактивные отходы были спущены в Течу. Жителей некоторых деревень эвакуировали, переодев в солдатскую одежду, не разрешили им взять даже самое необходимое. Бульдозерами все дома, скот свалили в огромные ямы и зарыли. Буд-то этих деревень и не было на земле никогда. Люди узнали, что нельзя купаться в реке, нельзя ловить рыбу и надо держаться от реки подальше. Течу загородили колючей проволокой.

2 ведущий: Но люди, не понимали опасности. Все равно они купались, ловили рыбу, выгуливали скот и птицу, собирали ягоды на берегу реки. Жители берегов реки начали болеть и умирать от болезней рака и не знали, что виновата во всем река.

1 ведущий: Так загрязненная людьми река, без вины виноватая, до сих пор уносит жизни людей.

1 ведущий: Продолжаем наше путешествие. Просим занять свои места.

2 ведущий: У меня возник вопрос, а что же на нашей планете никто не занимается проблемами природы?

1 ведущий: Конечно, же есть такие люди, которые защищают природу, которые оберегают все, что растет и всех животных от исчезновения.

2 ведущий: Кто же эти люди? Ребята, а вы знаете, как эти люди называются?

12 слайд – экологи

1 ведущий: Экологи говорят: нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле, потому что это наш дом. А дом нужно всегда беречь, защищать и содержать в чистоте.

2 ведущий: Как экологи называют Землю?

(ответы детей – «Зеленый дом»)

1 ведущий: Мы подъехали к следующей станции, которая так и называется – Зеленый дом.

13 слайд – станция «Зеленый дом»

2 ведущий: Подышим свежим воздухом, когда я была маленькая, здесь был лес.

1 ведущий: Но я не чувствую свежего воздуха, да и леса я не вижу.

2 ведущий: Люди уничтожали и продолжают уничтожать леса, которые являются «легкими планеты». Леса очищают воздух и являются уникальным сообществом живых организмов.

1 ведущий: Фабрики, заводы своими выбросами в атмосферу сделали воздух Земли практически непригодным для дыхания.

14-15 слайды – трубы заводов

2 ведущий: А как же спасти нашу атмосферу и свежий воздух?

(ответы детей)

16-17 слайды - лес

(звуки леса, пение птиц)

2 ведущий: Сядем в наш поезд, мы продолжаем путешествие.

1 ведущий: Пока поиграем: разделимся на команды. Каждая команда должна перепеть другую. А поём песни, в которых содержатся строчки о цветах, зверях, птицах.

2 ведущий: Мы подъезжаем к следующей станции.

1 ведущий: Её название вы сейчас угадаете. Как называется книга, в которую заносят растения, животных, нуждающихся в охране и защите человека?

2 ведущий: Станция «Красная книга».

18 слайд – станция «Красная книга»

Некоторые растения и животные стали редкими. Они внесены в красную книгу. Эта книга называется так потому, что красный цвет – сигнал опасности.

19 слайд – «Красная книга»

1 ведущий: Каких же зверей, птиц, занесенных в Красную книгу, вы знаете?

2 ведущий: Чем же полезны хищники, почему их тоже занесли в Красную книгу, потому что они такие злые?

(ответы детей)

1 ведущий: Какие растения занесены в Красную книгу?

2 ведущий: А как случилось, что растения тоже попали в Красную книгу?

(стихотворение читает ребенок)

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы –

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

(рассказы детей)

2 ведущий: С давних пор люди занимаются хозяйством. Строят города, дороги, возделывают поля, тянут газопровод и нефтепровод. Все это необходимо и часто для этого уничтожаются леса. Много деревьев уничтожается ради получения древесины. С каждым годом потребности

людей растут, а лесов становится все меньше.

1 ведущий: Зато все больше загрязняется воздух и водоемы, высыхают реки, озера. Поэтому страдают и погибают растения и животные, болеют люди.

2 ведущий: Люди истребляют животных ради мяса, красивого меха, ради развлечений.

1 ведущий: А какой же выход из этой ситуации вы предлагаете, ребята?

(ответы детей)

2 ведущий: Ну, подумаешь, пошли в лес и сорвали цветы, сломали несколько веточек, поймали бабочек… Я же одна…

1 ведущий: Это ты так думаешь, что одна. Одну рану нанесешь ты, другую рану – твой друг. А если весь класс, вся школа, весь город пойдут и нанесут раны природе? Ребята, природе трудно залечивать даже самые маленькие раны. Давайте подумаем почему?

(ответы детей)

2 ведущий: Наша планета Земля добра к нам. И мы должны отвечать ей теплом на тепло, любовью на любовь. Ученые – экологи бьют тревогу: природа в опасности! Но есть несколько простых правил, как вести себя на природе и они помогут сохранить нашу природу. А вы их знаете, ребята?

(ответы детей)

20 слайд – правила поведения

1 ведущий: Как долго мы находились на станции «Красная книга». Как много узнали!

2 ведущий: Наша дорога будет приятней, если мы станцуем танец маленьких утят.

1 ведущий: Следующая станция «Всезнайка».

21 слайд - станция «Всезнайка»

Что же мы знаем о нашей природе, о том, что нас окружает:


  1. Как называют «фруктовую» утку? (мандаринка)

  2. Какая птица оживляет часы? (кукушка)

  3. Какую птицу используют как ловчую? (сокол)

  4. Как называется любитель рано вставать? (жаворонок)

  5. А любитель поздно ложиться? (сова)

  6. Как кукует кукушка: с открытым или закрытым клювом? (закрытым)

  7. Для чего плачут дельфины? (для защиты глаз от повреждений)

  8. Какое насекомое, находясь в Подмосковье, чувствует землетрясение в Японии? (кузнечик)

  9. Какая рыба носит имя человека? (карп)

  10. Какой овощ самый распространенный на земле? (лук)

  11. Зачем зайцу большие уши? (чтобы не перегреться)

  12. «Умываются» ли насекомые? (многие очень тщательно)

  13. Самое большое млекопитающее? (кит)

  14. Самое маленькое млекопитающее? (летучая мышь)

  15. Каких птиц называют «птицей мира»? (голубей)

  16. Есть ли зубы у комаров? (да, 22 зуба)

  17. Какая птица не является водоплавающей, но живет у водоемов? (кулик, цапля, журавль)

  18. Чем дышат пиявки? (кожей)

  19. Какая вода в айсбергах: пресная или соленая? (пресная)

  20. Как муравьи спасаются от пожара? (тушат огонь)

  21. Личинки какого насекомого рыбаки называют мотылем? (комаров)

  22. Является ли городской воробей перелетной птицей? (нет)
2 ведущий: Ну, а теперь пора возвращаться в школу.

22 слайд – станция «Школа»

(дети читают стихи)

Все – все

Все на свете

На свете все нужны!

И мошки

Не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников

Злых и свирепых!

Нужны все на свете подряд –

Кто делает мед

И кто делает яд.

Плохие дела

У кошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучше делишки.

Да! Если мы с кет-то не очень дружны,

Мы все-таки очень друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется…

Все – все

Все на свете

На свете все нужны!

И это все дети запомнить должны! Б. Заходер

Давайте, люди,

Дружить друг с другом,

Как птицы с небом,

Как ветер с лугом,

Как парус с морем,

Трава с дождями,

Как дружит солнце

Со всеми с нами.

Исполняется песня.

Конспект открытого урока по предмету « Окружающий мир»

ТЕМА: « Экологическая безопасность Земли»

КЛАСС: 3 В

ЦЕЛИ: 1.систематизировать и расширить знания учащихся о состоянии природы нашей планеты; раскрыть некоторые экологические проблемы;

2. формировать представление о Земле, как общечеловеческом доме;

3. показать важность международного сотрудничества в области охраны окружающей среды;

4. развивать речь, память, мышление, воображение;

5. воспитывать ответственное отношение к природе;

ОБОРУДОВАНИЕ: рисунки планеты, слайды с изображением природы, карточки с названиями групп, конверты с заданиями для групп, таблички с признаками экологической беды, информационные листы, макет Книги-памятки.

ХОД УРОКА:


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

ТСО

Эмоциональ

ный настрой
Организацион

ный момент

Постановка целей.

Изучение

материала

Итог урока


Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Какой сегодня чудесный день, сколько улыбок он нам несет! Улыбнитесь друг другу, чтобы улыбка и хорошее настроение сопровождали нас в течение всего урока!
Сегодня на уроке мне понадобиться ваше внимание, поддержка и помощь. Закройте глаза и вслушайтесь в слова:

«Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего раньше и не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это-Земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. Как важно, чтобы это продолжалось вечно…
Есть такое высказывание: «Встал утром, умылся, приведи в порядок планету» к сожалению все чаще и чаще мы забываем об этом. Поэтому тема нашего урока- «Экологическая безопасность Земли» Мы обсудим экологические проблемы, попробуем найти пути решения некоторых из них, поговорим о правилах поведения в природе.

Поможет нам в этом экология. Что это такое?

Экологи пытаются определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа, как добиться взаимопонимания и сотрудничества.

Наша Земля очень красива и многое дает человеку

Байкал -самое глубокое озеро и крупнейшая сокровищница пресной воды.
Чистый горный воздух обладает настоящими целебными свойствами.
Лес – это легкие нашей планеты.

Согласны ли вы, что наша планета красива?

Разноцветная, веселая, живая.

Ты для нас, как мать, одна на свете,

Мы твои заботливые дети.
Но порой, под нашими руками

Красота твоя бесследно исчезает.

Задыхаются от грязи океаны,

Звери, птица, травы погибают.
Ребята, что случилось, почему наша Земля загрустила?
Что угрожает нашей планете?

Необходимо помочь планете. Поэтому сегодня вы окажитесь в роли ученых-специалистов: ботаников, зоологов, географов, экологов.

Что изучают ученые- ботаники?

Что изучают зоологи?
А географам специальное задание: рассказать, что угрожает почве, воде и воздуху.
А экспертная группа экологов расскажет нам, что такое цепь загрязнения и как можно защитить свое здоровье в данной ситуации.
На подготовку вам отводится 5 минут.

Кто из ученых готов начать свое выступление?

Кто виноват во всех этих бедах?

И больше всего от этого он сам и страдает. А как это происходит, нам расскажут ЭКОЛОГИ.

ФИЗМИНУТКА.
Наша планета огромна и лишь объединившись мы сможем ей помочь.

Но неужели до этого момента человек не задумывался обо всех этих проблемах, неужели ничего не предпринималось в защиту Земли?

Мы видим, что в нашей стране принимаются меры по охране природы. Но достаточно ли этого, чтобы спасти природу всей планеты?
Люди создали границы, отгородились друг от друга, и забыли, что.

У всех людей одна планета

И ветрам нет на ней границ,

Как нет границ потокам света

И перелетам диких птиц.
И нам беречь планету надо

Для тех, кто будет после нас.

А мы бездумно сыплем яды

И дом свой травим не скупясь.

В природе нет границ, и только сообща люди могут спасти планету и себя. Государства заключают конвенции - т.е. соглашения. Например, Конвенция по ограничению торговли редкими и исчезающими видами растений и животных.

Сейчас каждая группа получит информационные листы. Выберите те международные соглашения, которые соответствуют вашей специальности
Экспертная группа в лице экологов принимает отчеты
Созданы и создаются международные организации, служащие делу охраны природы. Одна из них – Международный союз охраны природы (МСОП). Именно эта организация издает « Международную красную книгу». Создан всемирный фонд дикой природы.
А мы попробуем создать КНИГУ-ПАМЯТКУ экологической безопасности жителей Земли. В ней вы опишите, что нужно делать, чтобы сохранить природу в чистоте и не допустить экологической катастрофы. Поможет нам в этом учебник. Откройте его на стр. 31.

Вот такая книга у нас получилась. Посмотрите, и планета наша заулыбалась.

Планета улыбается, она обрадовалась, т.к. поняла, что у нее появились защитники, которые вылечат ее и превратят в цветущий сад.

На этом наш урок заканчивается и остается только подвести итоги.

Что нового узнали? Что наиболее запомнилось? Достигли ли мы поставленных целей?
Коль суждено дышать нам воздухом

Давайте же мы все навек

объединимся.

Давайте наши души сохраним!

Тогда мы на Земле и сами сохранимся!
Всем спасибо! Урок закончен. До свидания!

Дети приветствуют учителя, гостей и улыбаются друг другу.

Дети закрывают глаза и представляют все то, о чем говорит учитель

Экология- это наука о нашем общем доме, о нашей планете.

Да! Наша планета очень красива.

Человек стал сильно загрязнять ее.
Загрязнение воды, воздуха, вырубка лесов, истребление животных и т.д.

Они изучают «легкие» планеты, т.е. растения
Они изучают животных-братьев наших меньших.

Самостоятельная работа учащихся по решению поставленной задачи.
Поочередное выступление групп БОТАНИКОВ, ЗООЛОГОВ, ГЕОГРАФОВ. Выступает 1 человек от каждой группы.

Виноват человек.

Выступает группа ЭКОЛОГОВ.

Человек задумывался над этими бедами. Создавались заповедники, национальные парки, ботанические сады и, конечно Красная книга.
Нет, этого не достаточно.

Здравствуй, планета!

Здравствуй, Земля!

Отныне мы дети твои и друзья.

Отныне мы вместе большая семья.

Мы твои дети,

Планета Земля!
Ответы детей.


Дети поделены на 4 группы и сидят за отдельными столами.

На доске появляется рисунок

улыбающейся Земли

На доске появляется рисунок грустной планеты

За каждым столом появляется таблички БОТАНИКИ

ГЕОГРАФЫ

ЭКОЛОГИ
Каждая группа получает конверты с заданиями. (приложение1)

По мере выступления на доске появляются таблички:

1 вырубка лесов

2 уничтожение редких растений

3 лесные пожары
4 бесконтрольное уничтожение животных

5 гибель животных в результате загрязнения окр. среды.
6.Загрязнение водоемов

7. загрязнение воздуха.

8. накопление мусора.

9.отравление почвы (свалки, ядохимикаты)

Дети получают информационные листы (приложение 2)

Дети получают странички книги-памятки (приложение 3) и заполняют их.

На доске рисунок улыбающейся планеты

ибель животных в результате загрязнения окр. .кое цепь загрязнения и как можно защитить свое здоровье в данной ситуациитва.бли

Слайд 1. Озеро Байкал
Слайд2. Горы

Слайд3. Ласа

Слайд 4. Красоты Земли

Слайды 5, 6, 7. красота Земли.
Слайды 8,8,10.

Загрязнение воды, воздуха, вырубка лесов.

Во время работы звучит музыка и показ слайдов 1-7

МБОУ ДОД «Дворец Детского (юношеского) Творчества»

г. Лысьва Пермский край

Методическая разработка

Игры по станциям

«ЭКОПОЕЗД»

Педагог – организатор ДД(Ю)Т

Аннотация: Игра была разработана и проведена для детей 7-10 лет в лагере «Эрудит» ДД(Ю)Т. Данное мероприятие имеет экологическую направленность и может быть использовано при проведении тематических недель, внеклассного мероприятия, мероприятия в загородном или пришкольном летнем оздоровительном лагере.

Цель: Организация интересного и познавательного досуга детей.
Задачи: Развитие экологической культуры.

Реквизит:

Карточки с заданиями на станциях, зеленый ящик, маркеры, ватманы, тексты песни, маршрутные листы

Предварительная подготовка:

Подбор музыкального оформления

Творческие задания командам

Оформление станций

Подготовка помощников для работы на станциях (вожатых, педагогов).

Подготовка призового фонда.

Ход игры:

Команды (составы поезда) собираются на старте, где их приветствует ведущий, раздает маршрутные листы и объясняет задачу. Суть задачи – совершить путешествие по станциям, выполняя на них определенные задания, а затем вернуться на старт для подведения итогов.

Сценарий игры «ЭКОПОЕЗД»

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. Общее построение. Звучат песни по экологии.

Ведущий : Добрый день дорогие, друзья! Совершенно не случайно в нашей одежде сегодня присутствует зеленый цвет. Ведь сегодня международный день экологии, науки о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой. Мы привыкли считать, что природа всесильна, забывая при этом, что она ранима и хрупка. Поэтому, давайте лишний раз напомним себе об этом, и прокатимся в нашем экопоезде по самым удивительным уголкам природы, пообщаемся с ней, раскроим её тайны, признаемся ей в любви. Вы готовы к этому? Тогда представьте свои составы. Сегодня с зеленого перрона отправляются поезд №1, №2…

МИНИ ВИЗИТКА (отряды представляют свои поезда)

Вижу наши экологические составы в полной боевой готовности, прошу машинистов получить путевой лист (маршрутки) , напоминаю время на остановках 7мин. Доброго вам пути, не сверните с маршрута!

ФНГ: гудок паровоза

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ИГРА ПО СТАНЦИЯМ

(Отряды расходятся по станциям. От станции к станции они передвигаются только паровозиком с определенной кричалкой, речёвкой, песней)

    Станция «Народные приметы»

Как много было дедовских примет!

Иных из них давно уж нет в помине.

Другие сквозь десятки зим и лет

Дошли до нас и вот – живут поныне.

Составьте из отдельных фраз народную примету, связанную с погодными явлениями. (Начало приметы одного цвета, конец приметы –другого.) за каждую правильную примету – 1балл.

    Кошка свернулась клубочком – к похолоданию

    Ворона кричит зимой – к метели

    Лягушки квакают – к дождю

    Воробьи в пыли купаются – к дождю

    Около луны звезда народилась – к потеплению

    Собаки катаются – к пурге

    Паук усиленно плетет паутину – к сухой погоде.

    Уж на дороге греется – перед дождем

    Стрижи, ласточки низко летают – дождь предвещают

    Когда цветет черемуха – к холоду, заморозкам

    Если утром трава сухая – к вечеру ожидай дождя

    Из березы течет много сока – к дождливому лету

    Станция «Зеленый ящик» (по описанию угадать, что за предмет лежит в ящике). За каждый угаданный предмет – 1 балл

    из неё получается много мусора. её изобрели китайцы. у нас её получают из древесины. она легко горит. на ней обычно рисуют или пишут. /Бумага./

    её нельзя выбрасывать, так как в природе она не разлагается. Она бывает разноцветной, её очень трудно сломать. предметы, сделанные из неё мало весят. У меня очень много игрушек сделано из неё; если её поджечь, то становится чёрный едкий дым. /Пластмасса./

    брошенное в лесу, оно может стать причиной пожара. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто. Его делают из песка; чаще всего оно прозрачное; когда падает, оно разбивается;/Стекло./

    При попадании в водоёмы он разрушается, рыбы и другие водные животные начинают задыхаться. в небольших количествах он очень полезен в качестве удобрения; когда его слишком много, он становится настоящим бедствием. Его производит обыкновенная корова. /Навоз./

    Это получается, когда становится старым или ломается; это можно увидеть везде: в городе, деревне, вдоль дорог; это можно сдать и получить деньги; это можно переплавить, чтобы сделать что-то новое; это бывает цветным, и его можно сдать на переплавку и получить деньги. /Металлолом./

    Его много в городе, но мало в деревне; особенно силён он в промышленном городе, где много заводов, фабрик, машин; от него люди болеют, нервничают, громко кричат и его становится всё больше; его издают разные приборы и машины; он вызывает загрязнение окружающей среды. /Шум./

    Станция «Необычный зоопарк»

(какие мутации могут произойти, если не относиться к природе бережно)

Отрядам предлагается вытянуть две карточки с животными и нарисовать гибрид этих животных.

    Станция «Четыре стихии» (преодолеть полосу препятствий)

Вода – надеть спасательный жилет

Воздух – пройти по бревну (с поддержкой)

Земля – проползти под натянутой сеткой

Огонь – пролезть через обруч

    Станция «Музыка природы»

Разучивание песни про природу

    Станция « SOS » или знаки говорят»

Придумать и создать знак в защиту окружающей среды (например: «осторожно редкий вид муравьев»)

    С танцем по жизни

Разучивание танца «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

    ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Общее построение.

Демонстрация творческих заданий:

Представление знака

Общее исполнение песни

Награждение.

Финальный флешмоб ««Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»»

Дорогие, друзья! Давайте помнить, что наша планета – наш общий дом, это земля и твоя, и моя. Будьте добры друг к другу и не причиняйте зла ни природе, ни людям!

ПУТЕВОЙ ЛИСТ ЭКОПОЕЗДА

станции

местоположение

баллы

Народные приметы

« SOS » или знаки говорят

Четыре стихии

Зеленый ящик

Музыка природы

Необычный зоопарк

С танцем по жизни

Учитель начальных классов Травнева Ольга Юрьевна.
КГУ «СШ №21 села Сарыозек»
Осакаровского района Карагандинской области.

Ботанический поезд. (Экологическая игра.)
Игру можно проводить командно или индивидуально. В ходе игры за правильные ответы ребята получают жетоны.

Станция «Лесная аптека»
Вопросы:
1. Стоит дуб на горе,
Никто к нему не подойдёт:
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица.
А кто подойдёт,
Тот с собой унесёт. (Репейник.)
2. Не шмель, не пчела, а жалит. (Крапива.)
3. Две сестрицы летом зелены, к осени одна краснеет, а другая чернеет. (Красная и чёрная смородина.)
4. Ядовитое растение с ярко-жёлтыми цветками, прозванное в народе «куриной слепотой». (Лютик.)
5. Трава от девяносто девяти болезней. (Зверобой.)
6. Название этого растения говорит о том, где оно живёт. (Подорожник.)
7. Какое из этих растений не используют в парфюмерной промышленности?
а) Мяту;
б) Душицу;
в) Базилик;
г) Петрушку.
8. Какую траву любят кошки? (Валериану.)
9. Какое из этих растений поможет при сильном кашле?
а) Мать-и-мачеха;
б) Мята;
в) Полынь;
г) Лопух.
10. Плоды каких растений богаты витамином С? (Смородины, лимона, клюквы.)

Станция «Зелёный друг»
Вопросы:
1. Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила.
А о чём она грустит,
Никому не говорит. (Ива.)
2. Какое дерево изображено на государственном флаге Ливана? (Кедр.)
3. С каким деревом люди связывают похолодание в мае? (С черёмухой.)
4. Дерево – символ России. (Берёза.)
5. Лист какого дерева считается символом славы, доблести?
а) Лавра;
б) Кедра;
в) Дуба;
г) Каштана.
6. Ветка этого дерева украшает головной убор лесника. (Дуб.)
7. Лист какого дерева изображён на флаге Канады? (Клёна.)
8. Древесина какого дерева не поддаётся гниению? (Лиственницы.)
9. Из древесины какого дерева делают музыкальные инструменты? (Ели.)
10. Из какого дерева делают спички? (Из осины.)

Станция «Цветное шоу»
Вопросы:
1. Какой цветок лето начинает? (Колокольчик.)
2. Из-под снега вышел друг –
И весной запахло вдруг. (Подснежник.)
3. Цветами какого овощного растения украшала себя французская королева? (Картофеля.)
4. Как называется североамериканский солнечный цветок? (Подсолнух.)
5. Какой цветок плавает по воде? (Кувшинка.)
6. Этот цветок называют цветком-букетиком? (Медуница.)
7. Какого цвета цветки у папоротника? (Не имеет цветков.)
8. Как называется цветок, в котором сошлись два имени? (Иван-да-марья.)
9. Это растение с ярко-жёлтыми цветками можно встретить на опушках и гарях. У него два имени. Одно дано растению за то, что из него можно приготовить вкусный напиток, похожий на чай. (Иван-чай или кипрей.)
10. Как называется национальный цветок японцев?
а) Тюльпан;
б) Роза;
в) Хризантема;
г) Василёк.

Станция «Самые-самые»
Вопросы и задания:
1. Какое дерево самое толстое на земле? (Баобаб.)
2. Это растение является хищником для насекомых? (Росянка.)
3. Самая высокая трава. (Бамбук.)
4. Самый красивый цветок. (Роза.)
5. Какое растение весной зацветает одним из первых? (Мать-и-мачеха.)
6. Самое сладкое дерево лесов? (Липа.)
7. Кустарник от сорока болезней?
а) Боярышник;
б) Шиповник;
в) Калина;
г) Бузина.
8. Что без боли и печали доводит до слёз? (Лук.)
9. Жёлтая курица под тыном дуется.
а) Патиссон;
б) Дыня;
в) Тыква;
г) Кабачок.
10. Какая ягода появляется в лесу самой последней? (Клюква.)

Станция «Это интересно»
Вопросы:
1. Какая ягода похожа на малину, но чёрного цвета? (Ежевика.)
2. В один из праздников ирландцы посылают своим друзьям, живущим на чужбине, это растение с кислыми листочками. Что это за растение? (Кислица.)
3. Верхняя сторона листьев этого растения холодная, злая, как мачеха в сказке, а нижняя – гладкая, мягкая, как мама. О каком растении идёт речь? (О мать-и-мачехе.)
4. Без какого растения невозможно сварить пиво? (Без хмеля.)
5. У какого растения нет листьев? (У кактуса.)
6. Это растение называют «кормильцем Востока». (Рис.)
7. В странах Западной Европы было распространено поверье, что шишки с этого дерева обладают магической силой и приносят удачу. Поэтому охотники всегда брали с собой на охоту горсть семян из этих шишек. Назовите дерево.(Ель.)
8. Это дерево является символом счастья и мира в семье. Раньше молодожёны должны были посадить именно это дерево перед своим домом. Ягоды на этом дереве висят всю зиму. (Рябина.)
9. Предание гласит, что, когда Адам был изгнан из рая, он долго шёл и плакал. На тех местах, куда падали слёзы, появились эти скромные и прекрасные цветы. (Фиалки.)
10. Это растение является символом горечи. (Полынь.)

Подведение итогов. Награждение победителя.

Игровая программа

«Экологический поезд»

Цель: - Расширить кругозор, интерес к природе; активировать познавательную деятельность

Прививать детям культуру поведения в природе, учить бережно, относиться ко всему, что там растёт и живёт.

Напомнить детям о разнообразных дарах, которые даёт природа человеку и умело их использовать в самостоятельной жизни. Напомнить правила проезда в поезде.

Раскрыть творческие способности.

Оборудование: наглядное оформление игры; названия остановок; задания на остановках; жетоны; билеты; награды для победителей.

Ведущий: Внимание! Внимание со станции «Верино» отправляется «Экологический поезд»

(На этой станции представлена разнообразная наглядность по теме «Лес»: плакаты, иллюстрации, самодельные знаки поведения в лесу).

Здравствуйте ребята! Сегодня вы будете путешествовать по району им. Лазо на «Экологическом поезде». В пути вы сделаете четыре остановки; вас ждёт лесной доктор, грибная полянка; следы неизвестных животных и много других лесных приключений.

Сейчас вы находитесь на станции «Верино». И так для того чтобы зайти в поезд вы должны купить билеты, а денежным эквивалентом у нас будут речёвки, которые вы сейчас нам выразительно прочитаете и получите билет на поезд. (каждый отряд называется своим именем и читает речёвку).

1 Отряд «Муравьёв»

Раз – два, три – четыре

Три – четыре, раз – два

Кто шагает дружно в ряд?

Муравьиный наш отряд.

Мы сильны, как носороги,

Прочь, вредители с дороги.

Пять – шесть, семь – восемь!

В лес зелёный в гости просим

Только добрых мы гостей,

Злых обгложем до костей

2 Отряд «Лекари»

Лес, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарство,

В каждой травке, в каждой ветке-

И микстура и таблетки,

Ну, а что и как лечить

Можем мы вас научить.

Все целебные растения

Знаем мы без исключенья,

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться

Находить в лесу растения,

Что пригодны для лечения!

3 Отряд «Экологи»

Про природу люди

Перестали думать,

Разрушают, портят,

Убивают, мутят,

И зверей и птиц

Жестоко убивают,

Мусором, отходами

Речки засоряют,

Так давайте люди

Будем мы нежнее,

И природу будем.

Мы оберегать!

4 Отряд «Заповедник»

«Заповедник» - это слово

Всем и каждому знакомо

В нем животных охраняют,

Кормят и оберегают.

Запрещают здесь охоту,

Проявляют здесь заботу!

Молодцы! Вы выкупили забронированные билеты (раздача билетов) и сейчас вы отправитесь в путешествие. Постарайтесь на всех остановках заполнить билеты баллами и сдать их в конце путешествия для получения наград и призов. В конце игры мы определим лучших знатоков экологии.

    Остановка. «Рыбацкая викторина»

Вопросы и задания:

1.Какие продукты можно использовать для приготовления блюд из рыбы? Как оно будет называться? (рыбный суп, селедка под шубой, тала, хе и т.д.)

2.Как рыбаки называют предмет, без которого не обойтись на рыбалке и не поймать ни одной рыбы? (наживка)

3.Какой спортивный инвентарь используют моряки при измерении силы? (канат)

4.Какая рыба вооружена лучше всех? (рыба – меч)

5.Какая рыба, кроме «золотой» способна исполнить желание? (щука)

6.Какая рыба в праздничные дни надевает «шубу»? (сельдь)

7.Каким орудием ловил рыбу старик из «сказки о рыбаке и рыбки» А.С Пушкина? (неводом)

8. Какая рыба носит имя человека? (Карп)

9.Вспомните пословицу о рыбке («Без труда не выешь и рыбку из пруда»)

10.Какие слова говорил волк из сказки, сидя у проруби? (Ловись рыбка, большая и маленькая)

11.Что нужно взять с собой на рыбалку. (какой класс больше назовёт предметов)

12.Назвать любимый танец моряков и станцевать несколько движений его (Яблочко)

13.Изобразить понтамимой «Случай на рыбалке»

14.Нарисовать рыбку и дать её название. (Можно рисовать с закрытыми глазами всей командой или одному человеку)

2. Остановка «Путешественник – отличник»

Викторина.

Вспомните правила путешественника.

1. В лес с собой надо брать. (1.Компас , 2.Глобус)

2. Костёр надо разводить. (1.На поляне , 2. Под деревом)

3.Ветки для костра надо …. (1.Ломать с живых деревьев, 2.Подбирать с земли )

4. Прежде чем уйти, костёр надо … (1.Залить , 2.Засыпать торфом)

5. Мусор надо … (1.Взять с собой , 2.Оставить в лесу)

6. Что не разлагается в почве? (1.Полиэтилен , 2.Бумага, 3.Угли)

7.Грибы надо есть … (1.Жаренными, 2.Сырыми)

8.Увидев ёжика надо ….. (1.Пройти мимо , взять его домой)

9.В лесу надо ….. (1.Слушать громкую музыку, 2.Вести себя тихо и сдержанно)

Загадки:

Предлагаются загадки короткие и длинные. Оформлены они по разному: короткие загадки вписаны в сердцевинки ярких цветов, длинные -на обратной стороне отдельных лепестков.

Ведущий: Много цветов на моей остановке? Но мои цветы не простые, а с секретом – с лесными загадками. Лёгкие загадки - на цветах, на лепестках трудные.

Выбирай кому, какие нравятся.

Короткие загадки.

Четыре листа вроде креста, да чёрный глаз глядит на нас (Вороний глаз)

Никто не пугает, а вся дрожит (осина)

Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник (Дятел)

Весной – зеленеет, осенью – желтеет, упадёт – почернеет (Яблоко)

Растёт стеной, её не тронь, сожжёт, как огонь (Крапива)

Прыгает ловко, любит морковку (Заяц)

Платье скинет, а пуговки останутся (Рябина)

Длинные загадки.

Царства тёмного жильцы ползут в разные концы.

Неустанно влагу пьют, всем растениям жизнь дают. (Корни)

Я - старуха вредная, на мне шляпа бледная.

А нога в ботинке, на чулке пестринки.

Кто меня коснется – больше не проснётся. (Бледная поганка)

Носит этот «мальчик» жёлтый сарафанчик.

Подрастёт – нарядится в беленькое платьице.

Пышное, воздушное, ветерку послушное

Нежный хрупкий, небольшой, постарел и стал седой.

А как только постарел, вместе с ветром улетел (Одуванчик)

Стоит дом, в нём тысяча хором.

Хозяева из сада уносят нам усладу.

Не мешай, не тронь – сожгут, как огонь (Пчёлы)

2.Остановка «Зелёная аптека»

На столе разложены листовки аптекоуправления, иллюстрации лекарственных трав.

Ведущий: (в белом халате со знаком «зелёная аптека», в руках у него карточки с «диагнозами»). Дети, вас приветствует лесной доктор. Вы шагаете по экологической тропе. Представьте, что с вами случилась непредвиденная ситуация. Возможно, вы заболели. Я не буду давать горьких таблеток. Лечиться будем с помощью растений. Выбирайте диагнозы и приступайте к лечению.

Шагая по тропе я напоролся на острый сучок, повредил плечо и приложил растение….. (Подорожник, тысячелистник, сок крапивы).

Отправляясь путешествовать по тропе, я надел новые кроссовки. Они натёрли мне ноги до мозолей. Пришлось остановиться, приложить лечебное растение…. И забинтовать ноги. (подорожник, мох).

С утра было солнечно, я отправился путешествовать в лёгкой одежде. Вдруг пошёл проливной, холодный дождь. Я промок до нитки. К вечеру поднялась высокая температура. Мне помог чай ….. (Из малины, липового цвета, зверобоя).

Шагая по тропе я, увидел не затушенный костёр. Я поторопился сбить огонь и обжёг руку. Хорошо, что мне попался … Это настоящий лесной пластырь (Гриб – дождевик, измельченная хвоя сосны).

Набродившись в лесу, мы долго не могли успокоиться от впечатлений. Пришлось нашему руководителю заваривать нам особый, успокоительный чай…….(Из валерианы, пустырника).

Переходя болотистое место, я сошёл с тропы и провалился в трясину. Друзья спасли меня, но от испуга у меня заболело сердце. Вылечил меня отвар…….(Из валерианы, плодов боярышника, купены).

Шагая по тропе, я нечаянно потревожил осиное гнездо. Оса больно ужалила меня. Когда я приложил …. Боль стала стихать.(Подорожник).

Шагая по тропе, мы набрели на родник. Я выпил много студёной воды и вскоре не мог удержаться от кашля. Мне помогла……. (Мать - и- мачеха, багульник, подорожник, шалфей).

4.Остановка «Шифровка»

Реши задачу;

1.Длина реки Кия 3660 км. , а реки Хор 5780. На сколько километров длина реки кия короче длины реки Хор. (2120 км.)

2.Длина водоема «Драга» 3500 м. , а «Бамовского» озера 2400 м. На сколько водоем «Драга» длиннее «Бамовского» озера. (1100 м.)

3.Один хомяк запасает на зиму 800 г. Зерна. Сколько зерна запасает на зиму 2 хомяка, 20 хомяков. (1кг. 600г, 10 кг. 600 г.)

4. Густая шерсть хорошо защищает верблюда от холода и жары. Он не требователен к пище – ест любые пустынные растения, пьет солоноватую и соленую воду. Причем верблюд за один раз может выпить 57 литров воды. Сколько литров выпьет он за 2 раза. (114 л.)

5. Вес белого медведя 500кг. Сколько килограммов весят 2 таких медведя (1000 кг.)

6. В разных частях земного шара в течении всего года сверкает молния и гремит гром. По данным статистики, в каждую секунду молния сверкает, а следовательно, и гремит, не менее 100 раз. Сколько раз на всем земном шаре сверкнет молния за 1 час.

Впиши в рамочку числа, начиная с большего, в порядке уменьшения. Под ними запиши соответствующие им буквы


Впиши в рамочку числа, начиная с большего, в порядке уменьшения. Под ними запиши соответствующие им буквы


Запиши в рамочку числа, начиная в порядке возрастания. Под ними запиши соответствующие им буквы.


-Впиши в рамочку только нечётные числа в порядке возрастания. Под ними запиши соответствующие им буквы.

Впиши в рамочку только чётные числа в порядке возрастания. Под ними запиши соответствующие им буквы.


ИТОГ ИГРЫ:

После прохождения всех привалов все собираются в актовом зале для подведения итогов. Ведущий называет победителей и вручает им награды и сувениры, благодарит всех детей за активное участие в игровой программе «Экологический поезд»

Билет 6 класса

Название станций остановок

Баллы

«Рыбацкая викторина»

«Путешественник – отличник»

«Зелёная аптека»

«Шифровка»

Примечание:

ОБЩИЙ БАЛЛ_______________

Билет 7 класса

Название станции

Баллы

«Путешественник – отличник»

«Зелёная аптека»

«Шифровка»

«Рыбацкая викторина»

5 баллов – за правильные ответы, за большее количество участников

4 балла - если допущены незначительные ошибки

3 балла - если допущены ошибки

2 балла - если допущены грубые ошибки

Примечание:

Самые активные участники: (2-3 учащихся)____________________________

__________________________________________________________________

ОБЩИЙ БАЛЛ_______________

Билет 8 класса

Название станции

Баллы

«Зелёная аптека»

«Шифровка»

«Рыбацкая викторина»

«Путешественник – отличник»

5 баллов – за правильные ответы, за большее количество участников

4 балла - если допущены незначительные ошибки

3 балла - если допущены ошибки

2 балла - если допущены грубые ошибки

Примечание:

Самые активные участники: (2-3 учащихся)____________________________

__________________________________________________________________

ОБЩИЙ БАЛЛ_______________

Билет 9а,б класса

Название станции

Баллы

«Шифровка»

«Рыбацкая викторина»

«Путешественник – отличник»

«Зелёная аптека»

5 баллов – за правильные ответы, за большее количество участников

4 балла - если допущены незначительные ошибки

3 балла - если допущены ошибки

2 балла - если допущены грубые ошибки

Примечание:

Самые активные участники: (2-3 учащихся)____________________________

__________________________________________________________________

ОБЩИЙ БАЛЛ_______________