Разделы: Работа с дошкольниками

Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Её называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыка играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры, эмоциональной и познавательной сторон личности человека.

Непосредственное влияние музыки на эмоциональную сферу ребенка способствует возникновению первоначальных ответных действий, в которых можно видеть предпосылки к формированию в дальнейшем основных музыкальных способностей.

Современными исследователями доказано, что формировать музыкальные способности нужно начинать как можно раньше. Чем раньше дети приобщаются к миру музыки, тем более музыкальными они впоследствии становятся, и тем радостнее и желаннее будут для них новые встречи с музыкой. Бедность музыкальных впечатлений детства, их отсутствие вряд ли можно будет восполнить позднее, будучи взрослым. Может поэтому, многие специалисты утверждают, что дошкольный возраст самый благоприятный период для формирования музыкальных способностей.

Термин "способности", несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, определяется в литературе неоднозначно. Распространенным является определение: способности - это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес ученый Б.М.Теплов. В понятие "способности" по его мысли, заключено три идеи. Во-первых, под способностями разумеется индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека. Способности, считает Б.М.Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития.

Развитие музыкальных способностей, их формирование одна из интереснейших проблем, привлекающая внимание исследователей на протяжении многих лет. Изучение этой проблемы актуально в связи с тем, что развитие музыкальных способностей, музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаст фундамент музыкальной культуры человека в будущем.

Последние десятилетия характеризуются значительным ростом внимания к развитию музыкальных способностей подрастающего поколения. Развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания.

Специалисты - музыканты выделяют три вида музыкальных способностей:

1)ладовое чувство - проявляется при восприятии музыки, как эмоциональное переживание, прочувствованное восприятие;

2) музыкально-слуховое представление, включает в себя память и воображение, эта способность, проявляющая в воспроизведении по слуху мелодии;

3) чувство ритма - это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке - это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную

выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Одним из важнейших средств развития музыкальных способностей детей являются музыкально-дидактические игры. В игровой форме музыкальные способности у детей развиваются намного интереснее и эффективнее.

Музыкально- дидактические игры всегда интересны детям, всегда вызывают желания участвовать в них. Это универсальный метод в музыкальном воспитании, который позволяет в доступной форме привить детям интерес и любовь к музыке, дать им понятия основ музыкальной грамоты. Музыкально- дидактические игры развивают у детей чувство ритма, координацию движений, творческих способностей, а также является хорошим средством для раскрепощения стеснительных детей.

Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

На протяжении нескольких лет веду углубленную работу по теме "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры". Поставила цель : определение эффективности музыкально-дидактических игр на развитие музыкальных способностей детей.

Для достижения цели выделила задачи:

  • учить детей ориентироваться в игровой ситуации;
  • развивать эстетическое восприятие, интерес и любовь к музыке, эмоциональную отзывчивость и творческую активность;
  • совершенствовать звуковысотный, тембровый, динамический слух, чувство ритма и темпа; слуховое внимание, музыкальную память;
  • воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг к другу.

Для успешной реализации данных задач составила перспективно-тематическое планирование для детей средних и старших групп ДОУ, которое помогает мне развивать музыкальные способности у детей, а также помогает систематизировать знания и умения детей по всем видам музыкальной деятельности; подобрала и классифицировала музыкально- дидактические игры в соответствии с возрастными особенностями дошкольников и вида музыкальных способностей:

  • игры, развивающие музыкальный слух (звуковысотный, тембровый и динамический);
  • игры, развивающие чувство ритма;
  • игры, способствующие восприятию музыки;
  • игры для развития музыкальной памяти.
Возраст детей Игры, развивающие музыкальный слух Игры, развивающие чувства ритма Игры, способствующие восприятию музыки Игры для развития музыкальной памяти
Младший и средний возраст "Музыкальная лесенка",

"Озорное эхо", "Где мои детки",

"У бабушки Нюры",

"Курица и цыплята",

"Кто в домике живет?"

"Песенка про имя",

"Кто твой дружок?",

"Прогулка",

"Долгий - короткий",

"Шаг и бег",

"Игры с ладошками, с палочками"

"Воротики",

"Круг и кружочки",

"Заводные игрушки"

"Сколько птичек поет?",

"Что делают в домике"и др.

Старший возраст "Нарисуй мелодию",

"Птичий концерт",

"Колобок",

"На чем играю?",

"Три поросенка"

"Прогулка в парке",

"Шаловливые сосульки",

"Зимние узоры",

"Ритмический оркестр",

"У Белочки день рождения",

"Игры с ладошками, с палочками",

"Находим ритм в стихах и музыке"

"Слушаем внимательно",

"Верные друзья",

"Забавная игра" и др.

"Волшебный волчок",

"Какая музыка",

"Сколько нас поет?",

"Сломанный телевизор"

Применение музыкально-дидактических игр на занятиях дает возможность провести их наиболее содержательно, часто музыкально- дидактические игры являются ведущим видом деятельности.

Музыкально-дидактические игры осваиваются детьми постепенно. Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время музыкальных занятий. Знакомлю детей с правилами игры, ставлю перед ними определенную дидактическую задачу. Усвоенные на занятиях правила и игровые действия музыкально-дидактических игр переносятся детьми в их самостоятельную деятельность, что считается одним из эффективных средств при развитии музыкальных способностей.

Большая роль в организации и проведении музыкально-дидактической игры принадлежит воспитателю, который является инициатором проведения игры в группе, на прогулке или в других режимных процессах. Воспитатели закрепляют и обогащают в процессе музыкально-дидактической игры музыкальные впечатления, навыки, знания и способности детей. Он тактично направляет ход игры, следит за взаимоотношениями играющих, сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей. Впоследствии дети могут и самостоятельно играть, без помощи педагога, выбрав ведущего среди сверстников.

Но чтобы воспитателю правильно организовать игру, чтобы руководить самостоятельной деятельностью дошкольников, умением творчески мыслить он сам должен владеть специальными навыками и знаниями, знать музыкальный репертуар. Поэтому планирую различные формы работы с воспитателями по развитию их музыкальной грамотности и музыкальной деятельности детей. Систематически провожу беседы, консультации, во время которых воспитатели знакомятся с содержанием музыкально-дидактических игр, получают советы и рекомендации по проведению игр со всеми детьми или с подгруппой, узнают, как лучше организовать игры в группе, на прогулке; теоретические и практические семинары, творческие мастерские, показ открытых музыкальных занятий.

Считаю, что одними усилиями музыкального руководителя без поддержки родителей и воспитателей трудно добиться желаемых результатов в музыкальном развитии детей, а также их музыкальных способностей.

Музыкальное воспитание в семье имеет свои возможности: слушание радио и телепередач, аудиозаписей, музыкальных сказок, песен из мультфильмов, фрагментов классической музыки. Родители в домашней обстановке могут организовать и провести музыкально-дидактическую игру со своим ребенком. С содержанием, организацией и проведением музыкально-дидактических игр знакомлю родителей на родительских собраниях, а также помещаю материал на информационные стенды и в папках - передвижках.

Родители, хорошо зная своего ребенка, характер, увлечения, склонности и найдя нужный подход, могут заинтересовать его музыкой, игрой, постоянно обогащать музыкальные впечатления и одновременно развивать музыкальные способности. Провожу консультации, индивидуальные беседы с родителями с целью пропаганды педагогических знаний в области музыкального воспитания и развития музыкальных способностей, рассказываю им об опыте музыкального развития, накопленным ребенком в детском саду, о достижениях ребенка в развитии музыкальных способностей. Посещение открытых занятий дает возможность родителям наблюдать не праздничное выступление, а обычную рабочую обстановку, в которой развиваются музыкальные способности, навыки и умения их детей. Стало традицией проведение совместно с родителями новогодних утренников, праздника мам и бабушек, весеннего праздника "Прилетели журавли и соловушки малы", юбилейного концерта "С днем рожденья, детский сад!".

Таким образом, систематическая и целенаправленная работа по использованию музыкально- дидактических игр способствует успешному развитию музыкальных способностей дошкольников. По результатам диагностики показатель высокого и среднего уровня развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста в период с 2007 по 2010 учебные годы увеличился на 12% (2007 - 2008 уч. год - 86%, 2008 - 2009 уч. год - 90%, 2009 - 2010 уч. год - 98%,)

Примеры музыкально-дидактических игр.

Игры для развития ритмического слуха:

- «Ритмическое эхо»

- «Определи по ритму»

- «Вспомни мелодию»

- «Узнай и спой».

Игры для развития динамического слуха:

- «Громко - тихо»

- «Громкая и тихая музыка»

Игры на развитие тембрового и звуковысотного слуха:

- «Музыкальное лото»

Игры на развитие певческих способностей:

- «Музыкальный волчок»

- «Из какой мы песни?»

- «Концерт»

- «Конкурс дирижеров»

Игры для восприятия музыкальных произведений:

- «Расскажи мне о музыке»

- «Клоуны»

- «Музыкальная викторина»

- «Ожившие картинки»

- «Солнышко и тучка»

Музыкально-дидактические игры (цели, методика проведения ):

Игра «Ритмическое эхо»

Цель : развитие ритмического слуха, памяти, подготовительный этап к обучению

нотной грамоте.

Оборудование: музыкальное наборное полотно, нотки.

Методика проведения игры: учитель хлопает ритм любой, известной детям, Попевки.

Дети повторяют ритм учителя и проговаривают слоги: «ти» - восьмые, «та» - четверти.

Игра «Определи по ритму»

Цель: развитие ритмического слуха, внимания, быстроты реакции, памяти, тембрового

Игровой материал: карточки, на одной половине которых изображен ритмический

рисунок знакомой детям песни, а другая половина пустая; картинки иллюстрирующие

треугольник, барабан, бубен, музыкальный молоточек и др.). Каждому играющему дают

по 2-3 карточки.

(Иллюстрации карточки прилагаются).

Ход игры : учитель исполняет ритмический рисунок знакомой песни или Попевки на

одном из музыкальных инструментов. Дети по ритму определяют песню и картинкой

закрывают пустую половину карточки (картинку после правильного ответа дает ведущий).

Ритм можно прохлопать, простучать кубиками, палочками, ложками и т.д. при повторении

игры ведущим становится тот, кто ни разу не ошибся.

Примечание: На усмотрение учителя и в зависимости от подготовленности класса

ритмический рисунок на карточках может быть изображен виде длительностей. Или

ритмический рисунок можно изобразить в виде коротких или длинных полосок.

Игра «Вспомни мелодию»

Цель: развитие ритмического слуха, памяти, внимания, быстроты реакции, умение

точно воспроизводить ритмический рисунок по ритмической схеме.

Игровой материал: ритмические схемы на карточках или на наборном полотне.

Методика проведения игры : учитель на доске изображает ритм или ритмическую

схему фрагментов из известных музыкальных произведений или песен, а дети должны,

прохлопав ритм, узнать мелодию.

Примечание: Эта игра позволяет учителю разучивать ритмически трудные фрагменты

из вокальных произведений.

Игра «Узнай и спой»

Цель: развитие ритмического слуха, памяти, мышление, быстроту реакции, певческих

способностей.

Игровой материал: карточки по числу участников. На карточках изображены

ритмические схемы фрагментов из знакомых детям произведений.

Методика проведения игры : учитель раздает детям карточки с ритмическими

фрагментами из песен. Дети должны, прохлопав ритм, узнать произведение и также точно

Примечание: На карточках могут быть разные ритмические схемы из одного

вокального произведения. Можно выстроить целую «цепочку» из этих схем и тогда

получится целое произведение, ритм которого дети должны исполнить «цепочкой» и

Игра «Эхо»

Цель: развитие динамического слуха, вокальных способностей, сформировать

комплексное представление о песне.

Методика проведения игры: учитель пропевает фразу из песни, а учащиеся должны

повторить точно так же, с теми же динамическими оттенками, паузами и пр. Так же поется

и вторая фраза. Затем учитель поет сразу две фразы, прибавляя третью. Обыгрываются

разные варианты: учитель поет громко, дети – тихо и наоборот. Затем учитель предлагает

игру любому ученику, справившемуся с заданием.

Игра «Громко - тихо»

Цель: развитие динамического слуха, внимания, быстроты реакции.

Игровой материал: игрушка.

Методика проведения : из учащихся выбирается водящий, который выходит из класса.

Остальные договариваются и прячут игрушку. Водящий, зайдя в класс, должен ее найти,

руководствуясь звучанием песни, которую поют учащиеся класса (в целях закрепления

используется песня, которую только что разучивали). Звучание песни усиливается по мере

приближения к игрушке и наоборот, стихает по мере удаления от нее.

Игра «Музыкальное лото»

Цель: развитие тембрового слуха, внимания, памяти, речи, воспитание слушательской

культуры.

Игровой материал: карточки (по числу учащихся), на которых изображены различные

музыкальные инструменты. (Образец карточки прилагается).

Методика проведения игры : учитель раздает карточки каждому ребенку. Ученики

прослушивают музыкальное произведение, и закрывают фишками те инструменты,

которые исполняют музыку. Это может быть один или несколько музыкальных

инструментов. Выигрывает тот ученик, который правильно закрыл фишкой звучащие

инструменты.

Игра «Моя семья»

Цель: развитие тембрового слуха, умение различать регистры.

Игра «Музыкальный волчок Игровой материал: карточки с изображением членов семьи: мамы, папы, ребенка.

(Образцы карточек прилагаются).

Методика проведения игры : учитель раздает карточки каждому ученику. При

прослушивании музыкального фрагмента или произведения целиком, учащиеся

Цель: развитие тембрового слуха, сформировать представление о тембре.

Методика проведения игры : учитель вызывает детей (количество зависит от фраз,

предложений или куплетов в песне). Каждый ребенок получает «роль», т.е. будет

исполнять фрагмент из знакомой песни. Затем дети уходят в конец класса и поют каждый

свою часть песни.

Цель: закрепление песенного репертуара, развитие ритмического слуха, внимание,

Игровой материал и методика проведения игры: картонный круг по краю которого

наклеены иллюстрации к песням. В центре круга движущаяся стрелка. Направление

стрелки показывает, какую песню должен исполнить ребенок. (Иллюстрация прилагается).

Примечание: Игру можно провести для закрепления выученных песен (в конце

четверти, года) или как концерт для именинника.

Игра «Из какой мы песни?»

Цель: развитие певческих навыков, чистого интонирования, слуха, памяти, закрепление

выученного репертуара.

Игровой материал: иллюстрации к разученным детьми песням или использовать

рисунки детей (домашнее задание).

Методика проведения игры : учитель предлагает детям иллюстрации известных песен

или героев песен, дети отгадывают. Исполняется песня в разных вариантах: по ролям,

ансамблем, с солистами, в инсценировке и т.д.

Игра «Концерт»

Цель: развитие певческих навыков, память, воспитание исполнительской и

слушательской культуры.

Методика проведения игры : после разучивания нескольких песен (можно в конце

четверти, полугодия), учащиеся исполняют знакомые им песни в концертном исполнении:

с солистом, ансамблем, в виде инсценировки, «цепочкой», в костюмах, в масках и т.д.

Игра «Конкурс дирижеров»

Цель: закрепление знаний об элементах музыкальной речи, развитие навыков

импровизации, внимания, памяти, быстроты реакции.

Методика проведения : каждый ребенок, который выходит в роли дирижера, предлагает

свой темп исполнения песни и дирижирует в этом темпе. Каждый «дирижер» исполняет

один куплет. Затем класс определяет наиболее лучший, наиболее удобный темп

исполнения песни, тем самым, выбирая лучшего дирижера, который и руководит

исполнением всей песни в своем темпе.

Игра «Солнышко - тучка »

Цель: обучение нотной грамоте, развитие ладового чувства, закрепление понятий

«мажор», «минор», воспитание слушательской культуры.

Игровой материал: 2 карточки по количеству детей в классе, на которых изображены

тучка и солнышко. (Иллюстрации прилагаются).

Методика проведения игры : при прослушивании музыкальных произведений,

учащиеся поднимают соответствующую карточку. После прослушивания объясняют,

почему подняли именно эту карточку. Ребенку, который правильно поднял карточку и

сумел грамотно объяснить – фишка – «нотка».

Игра – загадка «Расскажи мне о музыке »

Цель: формировать умение формулировать свое мнение о музыке, высказывать его,

воспитание слушательской культуры и определять вид развития музыки.

Методика проведения игра : учитель предлагает прослушать песню или музыкальное

произведение и быть готовым ответить на любой вопрос. Например: ваше впечатление о

прослушанной музыке (песне); какой лад?; композиторская или народная музыка (песня)?

и т.д. Выслушав выступления учеников, учитель называет детей (награждает), у которых

были самые интересные ответы.

Примечание. Эту игру можно использовать на уроках во время различных видов

деятельности. Количество вопросов зависит от подготовленности класса, репертуара и

темы урока.

Игра «Клоуны »

Цель: воспитание слушательской культуры, развитие ладового чувства и музыкальной

Игровой материал: два клоуна в разноцветных костюмах. Один клоун грустный, а

другой веселый. Фланелеграф. (Иллюстрации прилагаются).

Методика проведения игры : учитель исполняет произведение Д.Б.Кабалевского

«Клоуны». Учащиеся, слушая музыку, должны определить музыка какого клоуна звучит и

выложить на фланелеграфе самого клоуна в определенном костюме. Если музыка

мажорная, веселая, то клоун веселый, в ярком костюме и наоборот.

Примечание. Играя в эту игру, можно использовать музыку на усмотрение учителя. Для

закрепления ладового чувства и определения характера музыки.

Игра «Музыкальная викторина »

Цель: закрепление знаний о музыкальных произведениях, композиторах, развитие

музыкальной памяти и слушательской культуры.

Методика проведения игры : учитель исполняет или дает в записи музыкальные

произведения знакомые детям. Игру можно применять после разучивания как вокальных,

так и инструментальных произведений. Игру проводить для закрепления знаний учащихся

в конце каждой четверти или года.

Игра «Ожившие картины»

Цель: закрепление пройденного материала, развитие музыкальной памяти,

ритмического и музыкального слуха.

Игровой материал: рисунки учащихся (домашние задания за четверть).

Методика проведения игры : учитель помещает новые рисунки детей за четверть и

предлагает им узнать, какая картинка «ожила». Учитель исполняет (или в грамзаписи)

отрывки из музыкальных произведений или фрагменты песен. Дети отвечают на

дополнительные вопросы.

Заключение.

Игры и игровые приемы, которые я использую на своих уроках, помогают

активизировать интерес у школьников к урокам музыки, развивают их творческие

способности, помогают ребятам раскрыться.

Использование всех вышеназванных методов и приемов обучения музыки помогают не

только в деле обучения музыке, но и воспитания личности ребенка, потому что они

активизируют мыслительную деятельность школьников, оказывают положительное

влияние на ее развитие.

Самым главным считаю, чтобы ребенок не только научился на уроке, но и чтобы урок

затронул его душу.

В процессе музыкально-дидактической игры у учащихся развивается память. Они

запоминают композиторов, названия музыкальных произведений, музыкальные жанры,

элементы музыкальной речи.

1. Музыкально-дидактические игры помогают детям не только творчески работать

на уроках, но и применять эти знания в жизни.

2. Предложенные музыкально-дидактические игры можно расположить

относительно тематике уроков, учитывая психологические особенности классов,

интересы учащихся, а также закрепляя и развивая определенные знания, умения,

Систематичность применения музыкально-дидактических игр на уроках музыки

позволяет сделать вывод о том, что игры оказывают непосредственное влияние на

развитие музыкальных способностей, творческого мышления, способности к

Блинкова Анна Анатольевна
Музыкально-дидактические игры и пособия для развития музыкальных способностей дошкольников

Являются необходимым для обучения детей дошкольного возраста музыке . Посредством музыкально – дидактических игр и пособий активизируются музыкальные способности детей . Данные игры и пособия способствуют активному восприятию музыки дошкольниками , в доступной форме приобщая их к основам музыкального искусства .

Второй слайд

Цель :

1. Развить музыкальные способности средством музыкально дидактических игр и пособий .

2. Приобщить детей дошкольного возраста к основам музыкального искусства , расширить их музыкальный кругозор .

Третий слайд

Задачи :

1. Прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности (игровой, исследовательской, исполнительской) .

2. Формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность, учить уметь различать их в предлагаемых музыкальных произведениях .

3. Развивать музыкально-сенсорные способности , активировать слуховое восприятие детей.

Четвёртый слайд

Различие между музыкально-дидактическими пособиями и играми .

Музыкально -дидактическая игра имеет игровой сюжет, игровое действие правила, которые необходимо соблюдать. Особенностью игр является то, что они могут использоваться детьми самостоятельно вне музыкальных занятий .

Музыкально-дидактическое пособие в качестве учебного применяется в основном на музыкальном занятии . Они включают зрительную наглядность : карточки, картинки с передвижными деталями, медиа-файлы.

Пятый слайд

Классификация музыкально-дидактических игр .

К первой относятся игры , которые дают детям представление о характере

музыки (веселая, грустная, музыкальных жанрах (песня, танец, марш) .

Во вторую включены игры , цель которых – дать представления о содержании музыки , о музыкальных образах .

Третью группу составляют игры , которые формируют у детей представления о средствах музыкальной выразительности .

Шестой слайд

Применение музыкально -дидактических игр и пособий :

1. В процессе пения.

2. В процессе слушания музыки .

3. В процессе ритмических движений.

4. В процессе игры на музыкальных инструментах .

Ценным в этих играх является то, что в основу взят синтез музыки и движений . Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней :

а) обучающей задачи;

в) правил;

г) игровых действий.

Виды музыкально–дидактических игр :

1. Для развития высотного слуха .

2. На развитие тембрового слуха .

3. На развитие диатонического слуха.

4. На развитие памяти и слуха .

5. На развитие детского творчества .

Ценность музыкально-дидактических пособий и игр состоит в том , что они воздействуют на ребёнка комплексно, вызывают зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом .

В своей работе я применяю следующие игры :

Восмой слайд

Игра «Солнышко и тучка»

Цель : развивать у детей представления о различном характере музыки .

Девятый слайд

Дидактические материалы :комплект карточек «Солнышко улыбается» «Дождик» .

Музыкальный материал : Весёлая музыка и грусная .

Дети, прослушав музыку , показывают карточку «Солнышко улыбается» или «дождик» .

Десятый слайд

Игра «Что делает Маша?»

Цель : Развитие у детей способности различать музыку разного характера

Дидактический материал : Карточка «Домик» (большая карточка) и маленькие карточки Маша спит, Маша танцует,Маша плачет,Маша играет

Ход игры взрослый предлагает детям посмотреть на картинку где нарисован домик Маши а что она там делает вы узнаете сами когда услышите музыку . звучит музыка характеризующая занятие маши После прослушивания музыки дети выбирают карточку соответствующую характеру услышанного произведения. колыбельная моцарт игра клоуны кабалевского танец вокализ рахманинов.

Музыкально дидактическая игра струнные ударные шумовые музыкальные инструменты (Для более старших клавишные)

Цель : познакомить со струнными ударными и шумовыми музыкальными инструментами учить классифицировать их группируя на основе общих признаков,развивать образное и логическое мышление внимание и речь.

Дидактический материал :большие карточка «Белоснежка и гномик» маленькие карточки «Шумовые инструменты» , «Ударные инструменты» «Струнные инструменты» «Клавишные инструменты»

Воспитатель раздаёт карточки с музыкальными инструментами детям , рисунком вниз. Затем ведущий рассказывает сказку про гномика и Белоснежку и предлагает помочь гномику определить где и какие инструменты шумовые ударные струнные или клавишные (дополнительно)

Игра «Музыкальный домик »

Цель : научить детей различать жанры музыки песню (грустную, весёлую, марш, танец.

Дети, сидя на стульчиках, и смотрят видео-игру : на экране показаны домик и четыре окошка. Звучит музыка :

1. Колыбельная : открывается окошко с рисунком спящего ребёнка, звучит музыка . Дети отвечают на вопросы педагога.

2. Песня «Раз ладошка , два ладошка » : открывается окошко с поющей девочкой. Дети отвечают на вопросы педагога.

3. Марш : открывается окошко с шагающими солдатами. Дети отвечают на вопросы педагога.

Музыкально дидактическая игра «Птица и птенчики»

Цель : научить детей различать высокие и низкие звуки

Дидактический материал :большая не цветная картинка и три маленькие цветные разрезанные картинки музыкальный инструмент .

Ход игры

Взрослый даёт двум детям чёрно-белые картинки, напоминает игрокам голос птицы (нажимает нижнюю клавишу) и голоса птенчиков (нажимает верхнюю клавишу) . Ведущий берёт картинку и поворачивает к себе, нажимает на клавишу и спрашивает : «Кто поёт птица или птенчик?» . После правильного ответа дети получают карточку и закрывают ею часть изображения большой карточки.

Слайд 18 игра «угадай настороение Алёнки»

Цель : развитие у детей внимания , умения различать эмоциональный настрой речи и передавать голосом определенное эмоциональное состояние, настроение.

Дидактический материал : карточки с мимикой (страх, удивление, радость, печаль, злость) .

Ход игры

Водящему ребёнку взрослый показывает мимическую картинку (страх, удивление, радость, печаль, злость и т. д.) ребёнок встаёт в центр Дети двигаются по кругу, напевая песенку. Последние две строчки поёт ребёнок водящий показывая эмоцию с картинки обращается к тому, кого выберет из круга. Партнер должен отгадать эмоцию с картинки. Если задание выполнено правильно, то игру продолжает ребенок, который отгадывает. Водящий меняется, игра продолжается с использованием другими мимическими картинками.

По кружочку я иду дети поют идя по кругу

И песенку пою

Ну, а ты не зевай,

Настроенье угадай дети останавливаются

Ай-ай-ай, ай-ай-ай, поёт водящий ребёнок.

Настроенье угадай. Говорит с мимикой

В результате систематического использования на музыкальных занятиях музыкально -дидактических игр и пособий у детей повысился интерес к музыке . Дети внимательно слушают музыку и эмоционально откликаются на контрасные произведения, различают на слух не только высокие и низкие звуки, но и определяют звучания различных инструментов, разбираются в жанрах музыки .

Публикации по теме:

«Казачий край». Модифицированная программа развития музыкальных способностей дошкольников Цель программы: Формирование у дошкольников общего представления об истории и культуре Донского края, средствами музыкального фольклора.

Музыкально-дидактические игры и их роль в развитии музыкально-творческих способностей детей Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям.

"Теремок" - развитие звуковыстного слуха. "Сколько нас поет" - умение слышать кол-во звуков. "Мама и детки" - развитие звуковысотного.

Музыкально-дидактические игры в детском саду являются средством активизации музыкального развития каждого ребёнка, что позволяет приобщать.

Сообщение из опыта работы «ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

НА РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Любовь человека к прекрасному, нравственные основы личности закладываются в самом раннем детстве. Они воспитываются различными средствами, в том числе и музыкой.

Музыка заставляет волноваться, радоваться, грустить. Чтобы человек не оставался «глухим» к музыке, необходимо с самого раннего возраста развивать его музыкальные способности, совершенствовать музыкальный слух.

Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наиболее благоприятно, так как именно в это время формируются музыкальный слух и музыкальная память ребенка. Примерами ранней музыкальной одаренности могут служить В. А. Моцарт, обнаруживший незаурядные способности уже в 3 года, Ф. Й. Гайдн - в 4 года, Я. Л. Ф. Мендельсон - в 5 лет, С. С. Прокофьев - в 8 лет!

Музыкальные способности начинают формироваться в дошкольном возрасте и включают в себя ряд компонентов музыкальный слух (мелодический, тембровый, звуковысотный, музыкальную память, чувство метроритма, воображение.

Уже на первом году жизни необходимо развивать у детей умение прислушиваться к различным звукам, к речи взрослого, звучанию инструментов.

На втором году жизни продолжается музыкальное развитие ребенка: звукоподражание, запоминание и узнавание мелодий.

На третьем году жизни интенсивно развивается музыкальное восприятие: умение вслушиваться в музыку, запоминать и различать особенности ее звучания.

На четвертом году жизни происходит накопление музыкальных впечатлений, развивается способность слушать музыку, узнавать знакомые песни.

На пятом году жизни происходит усложнение детской деятельности, в том числе и музыкальной.

На шестом году жизни у детей воспитывается более устойчивый интерес к музыке, расширяются музыкальные впечатления.

Большую помощь в развитии музыкальности могут оказать музыкально-дидактические игры, которые являются средством обучения детей, поскольку формируют их умение различать высоту, тембр, длительность и силу звука.

Игры требуют большой слуховой сосредоточенности, которая приводит к совершенствованию процесса слухового восприятия. Они не только формируют у детей различные виды слуха, но и способствуют развитию умения слушать музыку, побуждают к самостоятельной музыкальной деятельности.

Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей в группе оформили музыкальный уголок, где есть все необходимое оборудование, в том числе и музыкально-дидактические игры, которые изготовили вместе с детьми. Постарались их сделать интересными и красочными. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. Неоценимую помощь оказывают нам в этом музыкальные игрушки и инструменты, применяемые в музыкально-дидактических играх.

В своей работе использую следующие музыкально-дидактические игры:

игры на развитие звуковысотного слуха

«Лесенка», «Музыкальное лото»

Цель: определить направление движения мелодии, различать высокие и низкие звуки.

Материал: металлофон, карточки по числу играющих, на которых нарисованы 5 линеек (нотный стан, кружочки – ноты.

Ход: ведущий играет на металлофоне мелодию вверх, вниз или на одном звуке. Дети выкладывают ноты-кружочки на линейках карточек в зависимости от направления движения мелодии.

игры на развитие ритмического слуха

«Учитесь танцевать»

Цель: учить передавать предложенный ритмический рисунок.

Материал: одна большая матрешка и маленькие матрёшки по числу играющих.

Ход: у педагога большая матрешка, у детей - маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких». Детям предлагается несложный ритмический рисунок, который необходимо одновременно повторить своими матрешками.

игры на развитие тембрового слуха

"Угадай, на чем играю»

Цель: учить различать и определять звучание музыкальных инструментов.

Материал: музыкальные инструменты, карточки (одна большая и несколько маленьких) с изображением музыкальных инструментов.

Ход : у детей по одной маленькой карточке. За ширмой звучит какой-либо музыкальный инструмент. Дети на большой карточке закрывают маленькой карточкой тот инструмент, который прозвучал за ширмой.

«Музыкальный цветок»

Цель: учить различать и определять звучание 7-ми музыкльных инструментов.

Материал : лепестки цветка, на которых изображены детские музыкальные инструменты.

Ход: дети получают по одному лепестку. За ширмой педагог играет на детских музыкальных инструментах, а дети должны узнать, какой музыкальный инструмент прозвучал. Ребенок, у которого лепесток с таким музыкальным инструментом, идет и прикрепляет лепесток к серединке цветка.

«Музыкальное дерево».

Материал: фланелеграф, ствол дерева, листья с нарисованными на них музыкальными инструментами.

Ход: дети прикрепляют листок с изображением звучащего за ширмой инструмента к дереву.

игры на развитие динамического слуха

«Кто самый внимательный»

Цель: упражнять детей в различении трех динамических оттенков: тихо, громко, умеренно.

Материал: кубики трех размеров: большой, средний, маленький.

Ход: у детей кубики трех размеров. Когда музыка исполняется громко, дети показывают большой кубик, когда умеренно - средний кубик, а когда тихо - маленький.

«Бубенчики»

Цель: учить детей различать силу звучания.

Материал: бубенчики трех видов: большие, средние и маленькие.

Ход: дети рассажены в три ряда. Первый ряд - маленькие бубенчики, второй - средние, третий - большие. При звучании громкой музыки дети поднимают вверх большие бубенчики, умеренно громкой - средние бубенчики, тихой - маленькие бубенчики.

«Букеты»

Цель: совершенствовать умения детей различать длительность звуков (долгие - короткие) .

Материал: бубен, цветы ромашки и васильки.

Ход: дети поделены на две команды. У первой команды - ромашки, у второй - васильки. Ведущий ударяет в бубен. Если звуки долгие, то кивают головками скромные ромашки, а если короткие - заколышутся васильки.

«Медведь и зайцы» (проводится на прогулке)

Цель: совершенствовать умение различать тембр и длительность звуков.

Материал : шапочки с изображением медведя и зайцев, бубен.

Ход: в начале игры дети изображают походку медведя (медленно ходит, зайцев (бегают быстро). Затем надевают шапочки медведя и зайцев. При медленных ударах в бубен должны выходить медведи, при быстрых - плясать зайцы.

Как показывает практика, затруднения у детей вызывают игры на звуковысотный и ритмический слух: «Лесенка», «Музыкальное лото», «Учитесь танцевать». Большой популярностью пользуются игры на развитие тембрового и динамического слуха: «Музыкальное дерево», «Угадай, на чем играю», «Музыкальный цветок», «Бубенчики», «Букеты», «Кто самый внимательный». Дети с удовольствием выбирают роли, как ведущего, так и участников игры.

Результативность обучения в музыкально-дидактической игре повышается тогда, когда я сама активно участвую в игре, становлюсь полноправным партнером детей. Игра - прекрасная форма деятельности, позволяющая приблизить, расположить к себе детей, в том числе и малоактивных.

В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания и умения, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь - чувство товарищества, ответственности.

Литература:

1. Зимина А. Н. Музыкально-дидактические игры в малокомплектном детском саду. М. : «Тандем», 1998.-48с.

2. Злыгостева. Роль музыкально-дидактических игр в музыкальном развитии детей. // Дошкольное воспитание. - 1987.-№ 4.-с. 88.

3. Ветлугина Н. А., Кинеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. М. : Просвещение, 1983.

4. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. М. : Просвещение, 1982.-60с.

5. Кононова Н. Г. Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах. М. : Просвещение, 1990.-159с.

6. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей.

Я. : «Академия развития», 1997.-240с.

www.maam.ru

Пояснительная записка:

Формирование коммуникативности- важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.

Коммуникативные навыкиразвиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр.

Вашему вниманию, мы предлагаемигры на развитие коммуникативных навыков. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.

Данная картотека игр имеет определенныецели и задачи:

  • чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров « Клеевой ручеек», « Слепец и поводырь», «Волшебные водоросли»
  • умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты « Вежливые слова», « Волшебный букет цветов», « Подарок для всех»
  • умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом « Игры- ситуации», « Коврик примирения», « Руки знакомятся, руки сорятся, руки мирятся»
  • развитие не вербальных и предметных способов взаимодействия « Изобрази пословицу», « Разговор через стекло», « Закорючка»
  • создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости « Пресс-конференция», « Пойми меня», «Без маски».

Клеевой ручеёк

Цель:развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

1. Подняться и сойти со стула.

2. Проползти под столом.

4. Пробраться через “дремучий лес”.

5. Спрятаться от диких животных.

Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.

Слепец и поводырь

Цель:развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.

Дети разбиваются на пары: “слепец” и “поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения.

Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”.

По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?

Волшебные водоросли

Цель:снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения.

Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованного детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо попросят.

Вежливые слова

Цель:развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами) ; благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны) ; извинения (извините, простите, жаль, сожалею) ; прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи) .

Подарок на всех

Цель:развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик- Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы…

В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

Волшебный букет цветов

Цель:Учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты.

Оборудование:Зеленая ткань или картон, вырезанные лепесточки для каждого ребенка.

Воспитатель(показывает на лежащий на полу кусок ткани) . Это зеленая полянка. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку?

Дети. Грустное, печальное, скучное.

Воспитатель. Как вы думаете, чего на ней не хватает?

Дети. Цветов.

Воспитатель. Не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной.

А хотели бы сейчас порадовать друг друга? Давайте поиграем в «Комплименты».

Дети по очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты любому ровеснику и выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку.

Воспитатель.Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение?

Дети.Веселое, счастливое.

Воспитатель таким образом, подводит к мысли, что нужно внимательней относится друг к другу и говорить хорошие слова.

Игры-ситуации

Цель:развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Детям предлагается разыграть ряд ситуаций

1. Два мальчика поссорились –помириих.

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.

4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.

6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.

8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

10. Ребёнок плачет – успокой его.

11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.

13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.

14. Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик. Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз.

Федя схватился за глаз и вскрикнул. – Что вы скажите о поведении Вити? Как нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя пошутил.

Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся

Цель:развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Воспитатель даёт задания

Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;

снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки;

ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.

Коврик примирения

Цель:Развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.

Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика сегодня поссорились на улице. Приглашает противников присесть друг против друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении «Как поделить игрушку».

Предварительная работа:

Содружество с родителями (законными представителями) выставки развивающих игр “Любимая игра моего ребенка”.

- «День открытых дверей» посещение группы в течение дня (презентация настольно-дидактических игр с учётом возрастных особенностей и обучающих задач) .

Фотовыставка «STOP - КАДР» на тему «Играя, растем и развиваемся».

Информационная листовка «Дидактическая игра, как средство творческого развития природной одаренности ребенка».

Ход семинара - практикума

Выступление педагога психолога:

Современная психология утверждает, что интеллектуальный потенциал детей генетически обусловлен и что многие люди имеют шансы на достижение лишь среднего уровня интеллекта.

Конечно, наши возможности в развитии не безграничны.

Практика показывает, что, если использовать даже «средние» интеллектуальные способности хотя бы немного эффективнее, результаты превосходят все ожидания.

Интеллектуальные игры способствуют развитию памяти детей, переключению с одного вида деятельности на другой, развитию умения слушать и слышать других, понимать и воспринимать другие точки зрения.

Для успешного освоения ООП дошкольнику необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.

Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни.

Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом.

Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания.

Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе.

Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами начальная школа.

Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес.

В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

Дошкольники учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.

Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться.

Выступление старшего воспитателя:

Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности

Интеллектуальные игры помогают ребенку приобрести вкус к интеллектуальной и творческой работе.

Они способствуют «запуску» механизмов развития, которые без специальных усилий взрослых могут быть заморожены или не работать вообще.

Интеллектуальные игры помогают лучше подготовить ребенка к обучению в школе, расширяют возможности свободного, осознанного выбора в жизни и максимальной реализации его потенциальных способностей.

Не секрет, что каждый из вас хочет видеть своего ребенка в чем - то одаренным.

Играя даже в простые игры, у ребенка развивается не только мышление, внимание, память, но и повышается уровень интеллектуальных возможностей. Давайте сегодня, рассмотрим игры, которые повышают интеллект ребенка.

Воспитатель:

(показ слайд – презентации «Разнообразие головоломок)

Практическая часть семинара - практикума:

Подготовьте пять одинаковых квадратов разного цвета.

Обязательное условие, чтобы они были двусторонними, то есть цветными с двух сторон. Каждый квадрат разрежьте на 2-4 части.

Первый - по диагонали (два больших треугольника) , второй по вертикали (два прямоугольника) , третий по вертикали и горизонтали (четыре квадрата) , четвертый - на четыре части по диагоналям (четыре треугольника) , из пятого квадрата вырежьте круг.

Это достаточно простая головоломка, которая познакомит, или закрепит знания малыша об основных геометрических фигурах.

Помимо складывания из фигур квадратов в эту игру можно играть как в геометрический конструктор. Составлять различные фигуры и силуэты.

Для мозаики можно вырезать пару или тройку таких комплектов. А если их еще наклеить на магнитные ленты, то получится настоящая магнитная мозаика на холодильник, которая не только разовьет вашего малыша, но и не заставит его скучать, пока Вы заняты на кухне.

Воспитатель:

Головоломка «Танграм» (для детей 4-5 лет)

Для детей постарше можно купить готовые геометрические головоломки, такие как «Танграм» или квадрат «Пифагора».

Принцип остается тот же, только элементов, из которых собираются квадраты уже намного больше.

Например, квадрат «Танграма» разрезается на 5 треугольников, квадрат и параллелограмм. Из него собирают фигуры по образцам - силуэтам, но если такая задача для ребенка еще сложна, можно придумывать свои узоры и фигуры.

Особенно интересно смотрятся построенные фигуры людей и животных.

Смастерить родителям такую логическую игру тоже не составит особого труда.

Материалом может быть двусторонний картон или пластик от офисной папки.

Воспитатель:

Счетные палочки Х. Кюизенера.

Комплект состоит из 116 пластмассовых призм 10-ти различных цветов и форм.

Наименьшая призма имеет длину 10 мм и является кубом. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной.

С математической точки зрения палочки это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации.

Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка естественно как результат его самостоятельной практической деятельности.

Использование «чисел в цвете» позволяет одновременно развить у детей представление о числе на основе счета и измерения.

К выводу, что число появляется на основе счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности, в результате разнообразных упражнений.

С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию отношений больше - меньше, больше – меньше на…, научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, поупражнять в запоминании состава чисел из единиц и меньших чисел, подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел.

Кроме этого, играя с палочками, дети осваивают такие понятия как «левое», «длинное», «между», «каждый», «одна из…», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину».

Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта. Палочки 2, 4, 8 образуют «красную семью», 3,6,9 – «синюю семью». «Семейство желтых» составляют 5 и 10.

Подбор палочек в одно семейство (класс) происходит не случайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в семейство красных входят числа кратные двум.

В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает.

Педагог психолог:

Игры с логическими блоками Дьенеша

Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике.

Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение) , логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение) .

Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение) .

Блоки Дьенеша предназначены для детей от трех лет.

Логические блоки Дьенеша представляют собойнабор из 48 геометрических фигур:

а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники) ;

б) трех цветов (красные, синие и желтые) ;

в) двух размеров (большие и маленькие) ;

г) двух видов толщины (толстые и тонкие) .

(показ слайд – презентации «Игры с логическими блоками Дьенеша»)

Педагог психолог:

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.

Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

Знакомство с блоками Дьенеша

Для начала надо познакомить ребенка с блоками. Выложите перед ребенком набор и дайте ему вволю наиграться с детальками: потрогать, перебрать, подержать в ручках. Чуть позже можно предложить следующие задания:

  • Найди все фигуры такого же цвета, как эта (покажите, например желтую фигуру) . Затем можно попросить ребенка показать все блоки треугольной формы (или все большие фигуры) .
  • Дай мишке все синие фигуры, зайчику - желтые, а мышке – красные; затем распределяем фигуры по размеру, форме, толщине. Какая эта фигура по цвету (форме, размеру, толщине) ?
  1. Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
  2. Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые) .
  3. Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине) .
  1. Найди все фигуры, которые не такие, как эта по цвету (размеру, форме, толщине) .
  2. Найди такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.
  1. Продолжи цепочку, чередуя детали по цвету: красная, желтая, красная, желтая (можно чередовать по форме, размеру и толщине) .
  2. Выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.
  3. Выкладываем цепочку, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине) .
  4. Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме.
  5. По аналогии с предыдущей игрой про клад можно спрятать в коробочку одну из фигур, а ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок лежит в коробочке.
  6. Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки. В игре в домино фигуры делятся между участниками поровну. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход
  7. Нужно распределить фигуры между мамой и ребенком таким образом, чтобы маме достались все круглые, а малышу все желтые фигуры. Блоки складываются в два обруча или очерченные веревкой круги. Но как поделить круг желтого цвета? Он должен находиться на пересечении двух кругов.
  • Ребенку надо подбирать блоки по карточкам, где изображены их свойства.
  • цвет обозначается пятном;
  • величина - силуэт домика (большой, маленький) ;
  • форма - контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный) ;
  • толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий) .

Ребенку показывают карточку с изображенным на нем одним свойством или несколькими. Например, если ребенку показывается синее пятно, то нужно отложить все синие фигуры; синее пятно и двухэтажный домик – откладываем все синие и большие фигуры; синее пятно, двухэтажный домик и силуэт круга – это синие круги – толстые и тонкие.

Затем задания с карточками постепенно усложняются.

Воспитатель:

«Головоломки со спичками»

Головоломки - задачи, для решения которых, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня.

Разгадывание головоломок является одним из любимых занятий большинства ценителей интеллектуального досуга. В заданиях со спичками, как правило, из одной фигуры фигуру и потом, путем перекладывания заданного количества спичек нужно получить другую фигуру.

Вам нужно переложить 1 спичку так, что дом смотрел на нас другой...

Переложи две спички, чтобы корова смотрела в другую сторону.

Воспитатель:

«Собираем с детьми пазлы»

Начинайте с небольшого количества элементов (от 6 штук) , крупных по размеру. Обратите внимание на картинку. На ней не должно быть изображено много мелких предметов, достаточно одного или двух.

Все фигуры должны резко выделяться из фона, поэтому выбирайте пазлы с контрастными цветами и так, чтобы предмет ограничивался 2-3 элементами. Несколько раз собрав пазлы с ребенком, вы убедитесь, что вскоре он будет действовать без помощи взрослого.

Можно сделать самим.

На полный картон наклеить картинки с отдельными элементами так, чтобы после разрезания на каждом кусочке осталось целое изображение, а не его часть.

Заключительная часть

Старший воспитатель:

Уважаемые родители, играйте с детьми в игры, и это поможет научить вашего ребенка логически рассуждать и нестандартно мыслить.

Литература

  1. Игры со спичками
  2. Дидактические игры для детей среднего возраста. Бурцева И. В. Дошкольная педагогика -2013. -№ 3. -с.63.
  3. Интернет-ресурсы

Подробней на сайте nsportal.ru

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников - Презентация 28951

(дома, дворцы, мосты) , транспортных моделей (корабли, автомобили, самолеты) , скульптур (животные) из различных видов конструктора.

Задания на объемно-пространственное мышление

Вербальные дивергентные задачи

АЗБУКА СМЕХА – «СМЕХБУКА» Ситуативные шуточные задания – Зачем парикмахеру телевизор? –Что будет с мухой, если она налетит на сосульку? – От чего крокодил зеленый? – Кто Колобок – брюнет или блондин? – Заяц пригласил на день рождения – 3 января гостей: двух медведей, трех ежей и черепаху. Сколько гостей собралось у него?

Игровые правила

Кто больше заметит небылиц.

Игровые правила. Тот, кто заметит в рассказе, стихотворении небылицу, нелепицу - кладет перед собою цветную фишку, фант В случае верного ответа он получает очко. За ошибку - штрафное очко или фант, за две ошибки игрок из игры выводится. Игровые действия.

Взрослый зачитывает или рассказывает небылицы, нелепицы, а ребята отвечают - почему такого не бывает или не может быть вообще на свете. Выигрывает тот, кто получит большее количество фантов.

Веселый таймаут

«ВЕСЕЛЫЙ ТАЙМАУТ» - шутливые физкультминутки, паузы для разрядки и отдыха детей.

МАЛЬЧИКИ-ДЕВОЧКИ. / игра-шутка / Весной венки из одуванчиков Плетут, конечно, только/ мальчики /. Болты, шурупы, шестеренки Найдешь в кармане у д……. Коньки на льду чертили стрелочки, В хоккей с утра играли д……. Болтали час без передышки В цветастых платьицах м ……….

При всех померяться силенкой Конечно, любят лишь д…… Боятся темноты трусишки Все как один они – м…….. Шелк, кружева и в кольцах пальчики Выходят на прогулку м ……..

Придумай предложение

«Придумай предложение» – водящий называет слово (например, «близко») и дает игровой камешек участнику игры. Получив от водящего камешек, игрок должен составить предложение (Маша живет близко от детского сада) и только после этого передать камешек другому игроку. Игра продолжается.

Азбука игры. Игробанк

Жилище животного

«Чей дом?».

Жилище животного: дупло – белка, гнездо – птица, конюшня – лошадь, псарня – собаки, камыш – комар; Место у вещи: гараж – для машин, кастрюля – для супа, ваза – для цветов; Шуточное: крыша – жилище для Карлсона, мешок – для подарков, голова – для мыслей, игра – для счастья и радости и др.

Складушки

«Складушки - вычиталки».

Музыка + шутки = частушки Снег + ветер = метель Небо + разноцветные огни = салют Словечко + словечко = говорилки Папа + рюкзак = турист День – скука = праздник Чай – заварка = кипяток Лес – комары = счастье Песня – слух = кошмар Холодильник – ток = ящик

Треснувшая пластинка

«Треснувшая пластинка».

В нее можно играть и в комнате, и на прогулке. Играющие избирают вожака, а тот дает каждому из них смешное имя (Шпунтик, Пузырек, Пончик) . Затем он начинает задавать одному из игроков вопросы, на которые нужно отвечать только своим «именем», как паролем.

Отвечать надо быстро - в течение трех секунд, задержки наказываются штрафным очком либо фантиком. При этом ни в коем случае нельзя смеяться. Даже если все вокруг покатываются со смеху. Улыбнулся - значит проиграл.

Если водящий улыбнулся, то его заменяют. Кто ошибется, тот попадется, Кто засмеется, тому плохо придется!

Метла

Итак: /вопросы водящего/ -Кто ты? -Метла! -А это что у тебя? (водящий показывает на руки игрока) -Метлы! -А это что?(показывает на волосы) -Метлы! -А зубы ты чем чистишь? -Метлой. -А чем пишешь и рисуешь в тетради и альбоме? - Метлой -А чем ешь суп? - Метлою… Другому игроку вожак задает другие вопросы. Победитель тот; у кого меньше штрафных очков.

Дивергентные задачи

на базе приемов творческого воображения (третий блок) .

Воображение – психический процесс создания образов, предметов, ситуаций путем комбинирования элементов прошлого опыта. В ходе выполнения заданий по развитию воображения формируются: легкость генерирования идей; способность к эмпатии; умение ассимилировать информацию; способность к свертыванию мысленных операций; способность предвидения; умение менять точку зрения (преодоление эгоцентризма) и др.

Азбука фантазирования фанбука

«Аналогии» – Ребята, вы надели треугольные волшебные очки, и все вокруг стало вдруг «треугольным». Назовите, какие предметы треугольной формы вы видите вокруг себя? Порисуем треугольные предметы.

Что получится, если к треугольнику подрисовать одну палочку? Две? Подумайте, что можно изобразить с помощью треугольника?

Овала? Круга Прямоугольника?

Подробней на сайте 900igr.net

Во время прохождении практики в младших классах я использовала различные игры для развития музыкальных способностей: для развития звуковысотного, тембрового, диатонического слуха, развития чувства ритма, музыкальной памяти, детского творчества. С помощью игр уроки у меня проходили интереснее. В дидактических играх перед детьми ставила разные задачи, решение которых требовало сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательности действий, преодолеть трудности. Они содействовали развитию у младших школьников ощущений и восприятия, формированию представлений, усвоению знаний. Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его музыкальных способностей.

Игры для развития звуковысотного слуха

«Музыкальное лото»

Игровой материал: Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы пять линеек (нотный стан), кружочки - ноты, детские музыкальные инструменты (балалайки, металлофон, триола).

Ход игры: Ученик-ведущий играет мелодию на одном из инструментов вверх, вниз или на одном звуке. Ребята должны на карточке выложить ноты - кружочки от первой линейки до пятой или от пятой до первой, или на одной линейке.

«Повтори звуки»

Игровой материал: Карточки (по числу играющих) с изображением трех бубенчиков: красный - «дан», зеленый - «Дон», желтый - «Динь», маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждый по одному); металлофон.

Ход игры: Педагог показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поет до первой октавы): дан-дан-дан. Зеленый бубенчик звенит немного выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет ми первой октавы): дон-дон-дон. Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динь», и звучит он так (поет соль первой октавы): динь-динь-динь. Учитель просит детей спеть, как звучит бубенчик: низкий, средний, высокий. Затем всем ребятам раздают по одной большой карточке.

Педагог показывает маленькую карточку, например, с желтым бубенчиком. Тот, кто узнал, поет «динь-динь-динь» (соль первой октавы). Учитель дает ему карточку, и ребенок закрывает ею желтый бубенчик на большой карточке.

Металлофон можно использовать для проверки ответов ребят, а также в том случае, если ребенок затрудняется спеть (он сам играет на металлофоне).

Игры для развития чувства ритма.

«Наше путешествие»

Игровой материал: Металлофон, бубен, угольник, ложки, музыкальный молоточек, барабан.

Ход игры: «Ребята давайте придумаем небольшой рассказ о своем путешествии, которое можно изобразить на каком-либо музыкальном инструменте. Например, Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице (играет на металлофоне).

Увидела подружку, она очень хорошо прыгала через скакалку. Вот так (ритмично ударяет в барабан). Оле тоже захотелось прыгать. И она побежала домой за скакалкой, перепрыгивая через ступеньки (играет на металлофоне).

Ребята или продолжают рассказ или придумывают свой рассказ.

«Определи по ритму»

Игровой материал : Карточки, на одной половинке которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пустая; картинки, иллюстрирующие содержание песни; детские музыкальные инструменты - группа ударных (ложки, угольник, барабан, музыкальный молоточек и др.). Каждому дают по 2-3 карточки.

Ход игры: Ученик-ведущий исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Ребята по ритму определяют песню, и картинкой закрывают пустую половину карточки (картинку после правильного ответа дает ведущий).

При повторении игры ведущим становится тот, кто ни разу не ошибся.

Игры для развития тембрового слуха

«На чем играют?»

Игровой материал: карточки (по числу играющих), на одной половине которых изображение детских музыкальных инструментов, другая половина пустая; фишки и детские музыкальные инструменты.

Ход игры: Ребятам раздают по нескольку карточек. Ученик-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте (перед ведущим небольшая ширма). Ребята определяют звучание инструмента и закрывают фишкой вторую половину карточки.

Игру можно провести по типу лото. На одной большой карточке, разделенной на 4-6 квадратиков, дается изображение различных инструментов Маленьких карточек с изображением таких же инструментов должно быть больше и равно количеству больших карт. Каждому ребенку дает по одной большой карте и 4-6 маленьких.

Игра проводится так же, но только дети закрывают маленькой карточкой соответствующее изображение на большой.

«Музыкальные загадки»

Игровой материал: Металлофон, треугольник, бубенчики, бубен, арфа, цимбалы.

Ход игры: Ребята сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе находятся музыкальные инструменты и игрушки. Ученик-ведущий проигрывает мелодии или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ ученик получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется большое число фишек.

Игры для развития диатонического слуха.

«Громко-тихо запоем»

Игровой материал: Любая игрушка.

Ход игры: Ребята выбирают водящего. Он уходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от неё. Если ученик успешно справился с заданием. При повторении игры он имеет право спрятать игрушку.

Игры для развития памяти и слуха.

«Наши песни»

Игровой материал: Карточки-картинки (по числу играющих), иллюстрирующие содержание знакомых детям песен, металлофон, проигрыватель, фишки.

Ход игры: Ребятам раздают по 2-3 карточки. Исполняется мелодия песни на металлофоне или в записи. Дети узнают песню и закрывают фишкой нужную карточку. Выигрывает тот, кто правильно закрывает все карточки.

«Назови композитора музыки»

Игровой материал: Программные произведения М.Глинки, П. Чайковского, Д. Кабалевского.

Ход игры: Учитель показывает ребятам портреты композиторов М. Глинки, П. Чайковского, Д. Кабалевского, предлагает назвать знакомые произведения этих композиторов. Затем проигрывается то или иное произведение. Вызванный ребенок должен назвать это произведение и рассказать о нем. За полный ответ ученик получает два очка. Выигрывает тот, кто получил большее число очков.

«Какая музыка?»

Игровой материал: Проигрыватель, запись вальса, пляски, польки; карточки с изображением танцующих пар - вальс, народную пляску и польку.

Ход игры: Детям раздают карточки. Учитель дает прослушать на проигрывателе или играет сам музыкальные пьесы, соответствующие содержанию рисунков на карточках. Ребята узнают произведения и поднимают нужную карточку.

Игры для развития детского творчества.

«Музыкальная шкатулка»

Игровой материал: Красочно оформленная шкатулка, карточки с рисунками, иллюстрирующими содержание знакомых песен (на обороте карточки для контроля указывается название песни и композитор).

Ход игры: В шкатулке помещается 5-6 карточек. Ребята по очереди вынимают карточки и передают их ведущему. Называя музыкальное произведение и композитора. Песни исполняются без музыкального провождения группой ребят или индивидуально.