1. Используя карту в учебнике, закрасьте на контурной карте (с. 36-37) лесные зоны.

Карта в учебнике

Распределите работу: пусть один из вас закрасит зону тайги, другой - зону смешанных и широколиственных лесов. Для подбора цвета можете воспользоваться приведённым ниже «ключом». По окончании работы проверьте друг друга.

Надо закрасить области, отмеченные зелёным цветом.

Надо закрасить области, отмеченные бледно-зелёным цветом.

Надо закрасить области, отмеченные ярко-зелёным цветом.

Надо закрасить области, отмеченные тёмно-зелёным цветом.

Дома закончи нанесение лесных зон на контурную карту. Какая зона, расположенная между тундрой и тайгой, осталась незакрашенной? Закрась её.

Надо закрасить области, отмеченные светло-коричневым цветом.

Контурная карта после закрашивания всех пройденных на уроке зон.

2. Выполните задания для работы в группах.

1) Узнайте хвойные деревья по веточкам и шишкам. Пронумеруйте рисунки.


2) Узнайте лиственные деревья по листьям и плодам. Пронумеруйте рисунки.

Проверьте себя по рисунку учебника.
3) На этом рисунке «спрятались» 7 животных тайги. Найдите их и назовите. Составьте список животных, которых вам удалось отыскать на рисунке.

Соболь, Летяга, Кудровка, Бурый медведь, Рысь, Бурундук, Глухарь.

Проверьте себя по рисунку учебника.

3. В атласе-определителе «От земли до неба» прочитай о хвойных деревьях (с. 32). Обрати внимание на различия их хвои. Нарисуй хвоинки, показав особенности их формы и расположения на веточках (поодиночке, парами, пучками).

4. В книге «Зелёные страницы» прочитай о каком-либо растении или животном лесных зон (по своему выбору). Запиши 1-2 интересных факта.

Дуб может прожить 500 лет и больше, некоторые деревья доживают до 2000 лет.

Если срубить дуб, то пень начнет зеленеть.

Узнай, что показалось интересным другим ребятам. Обсудите полученную информацию.

5. Составь схему цепи питания, характерной для тайги. Сравни её со схемой, предложенной соседом по парте. С помощью этих схем расскажи об экологических связях в зоне тайги.

6. По заданию учебника (с. 102) нарисуй, как ты представляешь себе разные леса.

Нарисуй, как ты представляешь себе тайгу, смешанный и широколиственный лес.

С помощью этих рисунков объясни (устно) различия тайги, смешанных и широколиственных лесов.

7. Здесь можешь сделать записи для своего сообщения по заданию учебника (с. 102).

С помощью Интернета подготовь сообщение об одном из растений или животных, изображенных на рисунке.

Тема сообщения: Бурундук — маленький завхоз

План сообщения:

  1. Место обитания бурундуков
  2. Внешний вид бурундуков
  3. Жилище бурундуков
  4. Питание бурундуков
  5. Образ жизни бурундуков
  6. Маленькие завхозы

Важная информация для сообщения:

Бурундук — маленький завхоз

Бурундуки — это небольшие зверьки, относящиеся к семейству беличьих. Обитают бурундуки в лесах Северного полушария: в хвойных лесах Канады, в сибирской тайге, в лиственных лесах Англии, а также в других лесах от полярного круга до Корейского полуострова и севера Китая.

По внешнему виду зверьки напоминают белку, но у бурундуков нет роскошного беличьего хвоста. Зато на спине зверька находиться очень выразительные полоски: пять тёмных и разделяющие их белые или серые. Именно по этим полоскам бурундука всегда можно отличить от других видов животных.

Живут бурундуки в «многокомнатных» норах, вырытых в зарослях кустарников или под буреломами и валежником. В норе у бурундука обязательно есть камера для гнезда — «спальня», несколько больших кладовых для запасов и один или два туалета — тупиковых ответвлений норы. В комнате для гнезда зверьки устилают пол сухими листьями и травой, чтобы было мягко спать по ночам и во время зимней спячки.

Как и белки бурундуки являются грызунами. В основном они питаются растительной пищей: семенами, почками деревьев и кустарников, травами, ягодами, желудями, орехами и грибами. Кроме того бурундуки с огромным удовольствием поедают с полей и огородов гречку, кукурузу, семена подсолнуха, горох, а также абрикосы, сливы и огурцы.

Бурундуки — дневные животные. Они просыпаются очень рано и отправляются на поиски пропитания с первыми лучами солнца. В теплое время года они постоянно наполняют свои кладовые. При этом, что интересно, каждый вид продукта храниться у них отдельно — либо в отдельной кладовой, либо он аккуратно отделён сухими листьями и травами от других запасов.

К зимней спячке этот маленький зверёк размером с небольшое яблочко может запасти до 6 килограмм продуктов. Наверное поэтому латинское название бурундука «тамиас» переводиться как «заведующий хозяйством» или, как мы часто называем людей этой профессии, «завхоз».


Источник (источники) информации: Интернет

Конспект урока окружающего мира

в 1 классе на тему: «Что такое хвоинки?»

Педагог: Забураева Т.В.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели деятельности учителя: учить различать лиственные и хвойные деревья; учить сравнивать объекты природы по существенному признаку

Планируемые результаты:

    Личностные: проявлять интерес к объектам окружающего мира.

    Метапредметные : формулировать совместно с учителем учебную задачу урока, стараться её выполнить; оценивать свои достижения; сравнивать объекты окружающего мира, выделять существенные признаки; описывать объекты живой природы по плану.

    Предметные: различать лиственные и хвойные деревья; различать ель и сосну по основным признакам.

Оборудование и технические средства обучения : УМК «Школа России» Плешаков А.А Учебник. Часть 1, с. 30.31; рабочая тетрадь, с.19,20; электронный учебник, веточки сосны и ели.

1.

Организационный момент

Вот опять звенит звонок, Начинается урок. Мы за парты дружно сели и на доску поглядели.

Как всегда на урок “Окружающего мира” к нам пришли наши помощники Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха. Я желаю вам успешной работы на уроке. Пожелайте друг другу удачи!

Приветствуют учителя

Актуализация знаний

На предыдущем уроке мы ходили на экскурсию, рассматривали листья на деревьях, собирали опавшие листья, сравнивали их по форме, по размеру, по цвету.

    Какие деревья растут возле нашей школы? (Береза, тополь, рябина)

    А какие кустарники? (Сирень, акация)

Работа в парах. Задание называется «Мозаика» . На каждой парте конверт, в котором лежит разрезанный лист. Вы должны соединить все фигурки так, чтобы получился целый лист, и определить с какого он дерева.

Фронтальная работа. Игра “ Найди в букете такой же листок”.

Каждый ребенок получает коробочку с листьями (6-7 листьев). Учитель показывает ветку дерева. По команде: “Раз, два, три-с какого дерева лист покажи!” – учащиеся должны найти нужный лист и поднять его.

    Ребята, Вы замечали, что осенью листья, опадая с деревьев, кружатся в воздухе и напоминают нам порхающих бабочек?

Давайте отдохнём и выполним физкультминутку «Бабочка»

Наша бабочка встряхнулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась.

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

И нектара всласть поела.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Повторяют изученный материал, определяют породы деревьев по листьям

Обращают внимание на хвоинки, выдвигают предположения, каким деревьям они принадлежат; формулируют вопрос, листья это или нет.

Постановка учебной задачи

Ребята, посмотрите на экран. Чем, деревья, изображённые справа, отличаются от деревьев, изображённых слева (на экране лиственные деревья и хвойные)

    У деревьев слева мы видим листья в форме пластинок, а у деревьев справа, листья – это иголки, которые правильно называют «хвоинки», а деревья, у которых есть хвоинки, называют хвойными.

    Давайте посмотрим презентацию о хвойных деревьях и попробуем потом ответить на вопрос, что такое хвоя.

Муравьишка Вопросик приготовил для вас загадки, которые помогут назвать хвойные деревья:

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год? (Ель)

На экране картина с изображением елового леса

    Как называется еловый лес? (Ельник)

Весной цвету,

Летом плод приношу,

Осенью не увядаю, зимой не умираю,

Похожа я на ёлку,

Но длинней иголки. (Сосна)

На экране картина с изображением соснового бора

    Как называется сосновый лес? (Бор)

    Обратите внимание на высоту этих деревьев. Чем отличается сосновый лес от елового?

    Итак, предположите,о каких деревьях мы будем сегодня говорить? (о хвойных). Что узнаем? Проверим свои предположения. Откроем учебник на с.30. Читающие ученики читают тему урока. Муравьишка Вопросик предлагает нам прочитать учебные задачи.

Так что такое хвоинки?

Отгадывают загадки, рассказывают об известных им хвойных деревьях

Совместно с учителем формулируют тему урока и ставят учебные задачи;

Пытаются построить свои догадки и предположения

Организация познавательной деятельности

Подведение итогов Рефлексия деятельности.

Всем вам хорошо известны эти деревья. Их называют вечнозелеными, или хвойными.

    Такие ли они вечнозеленые?

    Почему хвойные?

    Вспомните, меняют ли ель и сосна цвет осенью?

Всю зиму они остаются зелеными.

    Значит ли это, что они вечно одинаковые и у них ничего не меняется?

    Бывает ли у них листопад?

    Да и где их листья?

    Попробуем во всем этом разобраться.

Хв о я – это тоже листья, только особой формы – длинные и узкие. Они способны пережить зиму, потому что достаточно прочны. Восковая кожица не дает им пересохнуть. Они и зимой обеспечивают дерево небольшим количеством пищи. Эти листья живут несколько лет. Затем они буреют и опадают. Но не все сразу, так что на дереве всегда сохраняется листва. Вот отсюда и название “вечнозеленые”.

Рассмотрите иллюстрацию на стр. 31 общий вид сосны и ели. Сравните расположение веток у этих деревьев.

Сосны больше других деревьев любят свет, поэтому их ветви подняты высоко от земли, они тянутся к солнцу. Ели стоят, опустив колючие ветви почти до земли.

Организуется работа в рабочей тетради задание 1с.19

Практическая работа.

Класс делится на группы. Ученикам раздают коллекции “Сосна” и “Ель”.

У этих хвойных деревьев отличия не только во внешнем виде. Давайте сравним их ветки, хвоинки и шишки.

Наблюдение 1. “Ветки”.

Дети рассматривают ветки ели и сосны и определяют, что и на тех, и на других есть хвоинки, но крепятся они по-разному. У сосны две хвоинки крепятся к ветке, а у ели – каждая хвоинка.

Наблюдение 2. “Хвоинки”.

Сравнивая хвоинки обоих деревьев, ученики замечают, что длина хвоинок у деревьев разная. У сосны хвоинки длинные, а у ели – короткие.

Наблюдение 3. “Шишки”.

Дети рассматривают шишки и обращают внимание на то, что шишки сосны меньше по размерам, чем шишки ели и круглее. Шишки ели длиннее и вытянутой формы.

Молодцы! Вы все правильно заметили. Муравьишка просит еще раз в парах объяснить ему, как отличить сосну от ели.

Дети работают в парах. Затем они выполняют задание № 2,3 на странице 20 рабочей тетради, обмениваются тетрадями, проверяют работы друг друга.

Еще раз рассмотрите рисунок ели и сосны. Сравните эти деревья. Устно опишите по плану, данному в учебнике.

    Название дерева.

    Лиственное или хвойное.

    Общий вид, расположение веток.

    Особенности хвоинок.

    Особенности шишек.

Физкультминутка

Мы зашли в осенний лес. Ходьба на месте

Сколько здесь вокруг чудес! Повороты

Справа елочки стоят, Посмотреть на елочку в классе

Слева сосны шумят. На сосну

Вот и зайка проскакал. Прыжки

От лисы он убежал. Приседание

Ой, это серый волк рыщет.

Он себе добычу ищет.

Все мы спрячемся сейчас,

Не найдет тогда он нас. Потягивание

В лесу такая красота!

А нам за работу уже пора. Садятся за парты

В наших краях растёт ещё одно хвойное дерево. Оно нарисовано у вас в учебнике. Как оно называется? (Лиственница.)

    Почему оно так называется?

Чем оно отличается от своих «сестёр» - ели и сосны? (Сбрасывает хвоинки на зиму.)

Выполнение заданий в электронном учебнике в парах.

    С какими деревьями мы познакомились?

    На какие две большие группы можно разделить все деревья?

    Чем они различаются?

    Что такое хвоинки?

    Как различить ель и сосну?

    Чем лиственница отличается от своих “родственниц”?

    Что нового для себя узнали на уроке? Работа с выводом по странице 31учебника.

    Кто доволен своей работой на уроке? Почему?

Рассматривают фотографии (рисунки), выделяют отличительные признаки каждого дерева

Выполняют практическую работу в группе:

    рассмотреть веточку: как расположены хвоинки, какой они длины, есть ли шишки, какой они формы;

    определить название дерева;

    проверить себя по рисунку в учебнике (с.31)

    зарисовать веточку и силуэт дерева в тетради;

    рассказать о полученных результатах.

Рассматривают рисунок. Сравнивают. Ель и сосну описывают каждое дерево по плану в учебнике

(фронтально)

Отвечают на вопросы

Осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку.

Отвечают на вопросы учителя, определяют, личностный смысл изучения темы.

Осуществляют самооценку, осознают свои достижения и неудачи

Окружающий мир

Тема урока: «Что такое хвоинки?»

Цели и задачи урока:

    познакомить детей с хвойными деревьями, показать их красоту; учить распознавать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам;

    содействовать развитию навыков самостоятельного поиска информации, логического мышления, умения анализировать, делать выводы, прослеживать причинно-следственные связи; формировать навыки первичной исследовательской деятельности (наблюдение, анализ, вывод);

    содействовать воспитанию интереса к изучению природных явлений, чувства прекрасного; способствовать расширению и углублению экологических знаний.

Прогнозируемые результаты: первоклассники научатся классифицировать деревья; распознавать сосну и ель по общему виду, шишкам, веточкам, хвоинкам.

Средства обучения: учебник “Окружающий мир” А.А. Плешакова, “Рабочая тетрадь”, атлас – определитель, листья деревьев, проектор, презентация (иллюстрации с изображениями сосны, ели и лиственницы), коллекции “Сосна” и “Ель” (в которые входят ветки и шишки деревьев), цветные карандаши, лупы.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности (организационный момент).

Как всегда на урок “Окружающего мира” к нам пришли наши помощники Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха. Я желаю вам успешной работы на уроке. Пожелайте друг другу удачи!

II. Актуализация знаний.

а) – На какой вопрос Муравьишки мы отвечали на прошлом уроке?

Как по листьям можно определить деревья?

Чем различаются листья разных деревьев?

Какие деревья и кустарники растут возле нашей школы?

На прошлом уроке мы с вами учились узнавать листья разных деревьев. Посмотрим, как хорошо вы все запомнили. Предлагаю вам сыграть в игру.

Игра “ С какого дерева листок?”.

Класс делится на несколько групп. У каждого ребенка коробочка с листьями. Учитель показывает ветку какого-то дерева. По команде: “Раз, два, три-с какого дерева лист покажи!” – все группы учащихся должны найти нужный лист и поднять его.

б) – Мудрая Черепаха хочет сама проверить, как вы научились определять листья деревьев.

На экране с помощью видеопроектора проводится тест “Что это за листья?”.

III. Мотивация учебной деятельности

Сегодня мы продолжим разговор о деревьях. Но сначала отгадайте загадки.

Что же это за девица
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год?
(Ель.)

У меня длинней иголки, чем у елки,
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке.
(Сосна.)

Эти деревья отличаются от всех других. Чем? А что же растет на их ветках?

Вопрос нашего урока – что такое хвоинки? (Вопрос записан на доске. Дети читают. )

IV. Открытие нового знания.

Рассмотрите иллюстрацию на странице 30 учебника. Найдите лишний рисунок. Почему вы решили, что он лишний? (Береза, дуб, клен – лиственные деревья, а ель – нет.)

На экране – изображения сосны и ели.

Всем вам хорошо известны эти деревья. Их называют вечнозелеными или хвойными. Такие ли они вечнозеленые? Почему хвойные? Вспомните, меняют ли ель и сосна цвет осенью?

Всю зиму они остаются зелеными. Значит ли это, что они вечно одинаковые и у них ничего не меняется? Бывает ли у них листопад? Да и где их листья? Попробуем во всем этом разобраться.

Хво я – это тоже листья, только особой формы – длинные и узкие. Они способны пережить зиму, потому что достаточно прочны. Восковая кожица не дает им пересохнуть. Они и зимой обеспечивают дерево небольшим количеством пищи. Эти листья живут несколько лет. Затем они буреют и опадают. Но не все сразу, так что на дереве всегда сохраняется листва. Вот отсюда и название “вечнозеленые”.

Откройте страницу 31 в учебнике. Рассмотрите общий вид сосны и ели. Сравните расположение веток у этих деревьев.

Шумят сосновые леса,
И сосны стройные, литые,
Как будто стрелы золотые,
Уходят словно в небеса.

Сосны больше других деревьев любят свет, поэтому их ветви подняты высоко от земли, они тянутся к солнцу. Ели стоят, опустив колючие ветви почти до земли.

Физкультминутка.

Практическая работа.

Класс делится на группы. Ученикам раздают коллекции “Сосна” и “Ель”.

У этих хвойных деревьев отличия не только во внешнем виде. Давайте сравним их ветки, хвоинки и шишки.

Наблюдение 1. “Ветки”.

Дети рассматривают ветки ели и сосны и определяют, что и на тех, и на других есть хвоинки, но крепятся они по-разному. У сосны две хвоинки крепятся к ветке, а у ели – каждая хвоинка.

Наблюдение 2. “Хвоинки”.

Сравнивая хвоинки обоих деревьев, ученики замечают, что длина хвоинок у деревьев разная. У сосны хвоинки длинные, а у ели – короткие.

Наблюдение 3. “Шишки”.

Дети рассматривают шишки и обращают внимание на то, что шишки сосны меньше по размерам, чем шишки ели и круглее. Шишки ели длиннее и вытянутой формы.

Молодцы! Вы все правильно заметили. Муравьишка просит еще раз объяснить ему, как отличить сосну от ели.

Дети отвечают. Затем они выполняют задание № 3 на странице 20 рабочей тетради, обмениваются тетрадями, проверяют работы друг друга.

Физкультминутка.

Еще раз рассмотрите рисунок ели и сосны. Сравните эти деревья. Устно опишите по плану, данному в учебнике.

    Название дерева.

    Лиственное или хвойное.

    Общий вид, расположение веток.

    Особенности хвоинок.

    Особенности шишек.

Заслушивают 2–3 описания.

Мудрая Черепаха подготовила задание для любознательных учеников. Рассмотрите дерево, изображенное на слайде. Вы видите общий вид дерева и его веточки в разные времена года. Можно ли это дерево отнести к хвойным? Как расположены хвоинки? Чем это дерево отличается от других хвойных? Какие деревья сбрасывают листья на зиму? (Лиственные.)

Из-за этой особенности хвойное дерево получило свое название – лиственница. О ней даже сочинили загадку.

Есть у родственницы елки
Неколючие иголки.
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки.

V. Рефлексия учебной деятельности.

С какими деревьями мы познакомились? На какие две большие группы можно разделить все деревья? Чем они различаются? Что такое хвоинки? Как различить ель и сосну? Чем лиственница отличается от своих “родственниц”? Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?

Прочитайте вывод на странице 31.

1. Используя карту в учебнике, закрасьте на контурной карте (с. 36—37) лесные зоны. Распределите работу: пусть один из вас закрасит зону тайги, другой — зону смешанных и широколиственных лесов. Для подбора цве-та можете воспользоваться приведённым ниже «ключом». По окончании работы проверьте друг друга.

Дома закончи нанесение лесных зон на контурную карту. Какая зона, расположенная между тундрой и тай-гой, осталась незакрашенной? Закрась её.

2. Выполните задания для работы в группах.

1) Узнайте хвойные деревья по веточкам и шишкам. Пронумеруйте рисунки.

2) Узнайте лиственные деревья по листьям и плодам. Пронумеруйте рисунки.

Проверьте себя по рисунку учебника.

3) На этом рисунке «спрятались» 7 животных тайги. Найдите их и назовите. Составьте список животных, ко-торых вам удалось отыскать на рисунке.

Проверьте себя по рисунку учебника.

3. В атласе-определителе «От земли до неба» про-читай о хвойных деревьях (с. 32). Обрати внимание на различия их хвои. Нарисуй хвоинки, показав особенно-сти их формы и расположения на веточках (поодиночке, парами, пучками).

4. В книге «Зелёные страницы» прочитай о каком-либо растении или животном лесных зон (по своему выбору). Запиши 1—2 интересных факта.

Когда береза появляется на свет, кора ее дерева темная, а с годами светлеет. Это единственное дерево с белой корой в нашей стране.

Узнай, что показалось интересным другим ребятам. Обсудите полученную информацию.

5. Составь схему цепи питания, характерной для тайги. Сравни её со схемой, предложенной соседом по парте. С помощью этих схем расскажи об экологических свя-зях в зоне тайги.

Трава - косуля - рысь.

6. По заданию учебника (с. 102) нарисуй, как ты представляешь себе разные леса.

С помощью этих рисунков объясни (устно) различия тайги, смешанных и широколиственных лесов.

7. Здесь можешь сделать записи для своего сообщения по заданию учебника (с. 102).

Тема сообщения:

План сообщения:

1) Кто такие полевки?

2) Местообитание, питание.

3) Главные враги полевок.

Важная информация для сообщения:

К полёвкам относятся мелкие мышеобразные грызуны с длиной тела 7—50 см. Хвост всегда короче тела — 2-15 см. Весят полёвковые от 15 г до 4 кг. Внешне они напоминают мышей или крыс, однако в большинстве случаев хорошо отличающиеся от них небольшой мордочкой, короткими ушами и хвостом. Окраска верха обычно однотонная — серая или буроватая. Коренные зубы у большинства видов без корней, постоянно растущие, реже с корнями (у большинства вымерших); на их жевательной поверхности — чередующиеся треугольные петли. Зубов у них 16.

Источник (источники) информации:

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме «Что такое хвоинки?»

УМК «Школа России»

Цель: формирование представления о лиственных и хвойных деревьях и их отличии друг от друга.

Задачи:

    научить различать лиственные и хвойные деревья;

    научить описывать дерево по плану;

    определять деревья с помощью атласа-определителя;

Ход урока

I. Организационный момент.

– Как всегда на урок “Окружающего мира” к нам пришли наши помощники Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха. Я желаю вам успешной работы на уроке.

II. Актуализация знаний.

– На какой вопрос Муравьишки мы отвечали на прошлом уроке?

– Как по листьям можно определить деревья?

Чем различаются листья разных деревьев?

Какие деревья и кустарники растут возле нашей школы?

На прошлом уроке мы с вами учились узнавать листья разных деревьев. Посмотрим, как хорошо вы все запомнили. Мудрая Черепаха хочет сама проверить, как вы научились определять листья деревьев.

III. Мотивация учебной деятельности

– Сегодня мы продолжим разговор о деревьях. Но сначала отгадайте загадки.

Что же это за девица
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год?
(Ель.)

У меня длинней иголки, чем у елки,
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке.
(Сосна.)

– Эти деревья отличаются от всех других. Чем? А что же растет на их ветках? Иголки называют хвоинками. Но что такое хвоинки? Об этом мы сегодня узнаем на уроке.

IV. Открытие нового знания.

– Рассмотрите иллюстрацию на странице 30 учебника. Найдите лишний рисунок. Почему вы решили, что он лишний? (Береза, дуб, клен – лиственные деревья, а ель – нет.)

На экране – изображения сосны и ели.

– Всем вам хорошо известны эти деревья. А какого они цвета?Всегда ли они зелёные? Вспомните, меняют ли ель и сосна цвет осенью?

Всю зиму они остаются зелеными. Значит ли это, что они вечно одинаковые и у них ничего не меняется? Бывает ли у них листопад? Да и где их листья? Попробуем во всем этом разобраться.

Хво я – это тоже листья, только особой формы – длинные и узкие. Они способны пережить зиму, потому что достаточно прочны. Эти листья живут несколько лет. Затем они буреют и опадают. Но не все сразу, так что на дереве всегда сохраняется листва. Вот отсюда и название “вечнозеленые”.

– Откройте страницу 31 в учебнике. Рассмотрите общий вид сосны и ели. Сравните расположение веток у этих деревьев. А как вы думаете почему ветви сосны подняты высоко от земли? Сосны больше других деревьев любят свет, поэтому их ветви подняты высоко от земли, они тянутся к солнцу. Ели стоят, опустив колючие ветви почти до земли.

– У этих хвойных деревьев отличия не только во внешнем виде. Давайте сравним их ветки, хвоинки и шишки.

Ветки”.

Дети рассматривают ветки ели и сосны и определяют, что и на тех, и на других есть хвоинки, но крепятся они по-разному. У сосны две хвоинки крепятся к ветке, а у ели – каждая хвоинка.

Хвоинки”.

Сравнивая хвоинки обоих деревьев, ученики замечают, что длина хвоинок у деревьев разная. У сосны хвоинки длинные, а у ели – короткие.

. “Шишки”.

Дети рассматривают шишки и обращают внимание на то, что шишки сосны меньше по размерам, чем шишки ели и круглее. Шишки ели длиннее и вытянутой формы.

Затем они выполняют задание № 3 на странице 20 рабочей тетради.

– Молодцы! Вы все правильно заметили. Муравьишка просит еще раз объяснить ему, как отличить сосну от ели.

Физкультминутка.

Еще раз рассмотрите рисунок ели и сосны. Сравните эти деревья. Устно опишите по плану, данному в учебнике.

    Название дерева.

    Лиственное или хвойное.

    Общий вид, расположение веток.

    Особенности хвоинок.

    Особенности шишек.

Заслушивают 2–3 описания.

– Мудрая Черепаха подготовила задание для любознательных учеников. Рассмотрите дерево, изображенное на слайде. Вы видите общий вид дерева и его веточки в разные времена года. Можно ли это дерево отнести к хвойным? Как расположены хвоинки? Чем это дерево отличается от других хвойных? Какие деревья сбрасывают листья на зиму? (Лиственные.)

– Из-за этой особенности хвойное дерево получило свое название – лиственница.

Я предлагаю нам познакомиться с другими хвойными деревьями выполнив практическую работу.

На экране изображены разные хвойные деревья. Внимательно рассмотрите их. С помощью атласа – определителя найдите названия этих растений. (ель, сосна, лиственница, кедр, пихта).

Скажите, что общего у всех этих веточек? (У них почти у всех иголки, кроме одной). А чем отличаются веточки? (У одних иголки длинные, у других короткие и колючие. А одна веточка совсем голая или с желтоватыми иголками). Рассмотрите шишки. Нужно найти шишку каждого растения.

V. Рефлексия учебной деятельности.

– С какими деревьями мы познакомились? На какие две большие группы можно разделить все деревья? Чем они различаются? Что такое хвоинки? Как различить ель и сосну? Чем лиственница отличается от своих “родственниц”? Откроем тетрадь на странице 19 и выполним задание 1. Обменяйтесь тетрадями с соседом и проверти работы.