Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан, совершающихся с целью удовлетворения политических, духовных, физических и других потребностей граждан, являющихся формой реализации их прав и свобод, а также формой социального общения между людьми и способом выработки единства установок личности, коллектива и общества в целом.

Таким образом, исходя из определения понятия «массовое мероприятие», можно выделить три основных признака:

Большое количество людей;

Организованность действий;

Наличие цели.

Все это отличает массовые мероприятия от других случаев большого скопления людей, например на рынках, вокзалах, пляжах и т. п.

Условно все массовые мероприятия можно разделить по следующим признакам: по содержанию и направленности, значимости, периодичности проведения, способу возникновения, возможности участия.

1. Общественно-политические (демонстрации, митинги, уличные шествия, манифестации, выборы Президента и депутатов, высших и местных органов власти, съезды, конференции и др.). Для данного вида мероприятий характерны определенность состава участников, высокий уровень организации мероприятия, общность мотивов поведения.

Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» содержит дефиниции терминов и понятий массовых мероприятий:

публичное мероприятие – открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики;

собрание – совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;

митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;

демонстрация – организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

шествие – массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

пикетирование – форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

2. Культурно-массовые (народные гуляния, карнавалы, фестивали, профессиональные праздники, концерты, ярмарки и др.).

3. Спортивно-массовые (олимпиады, спартакиады, соревнования по различным видам спорта и др.).

4. Религиозные (обряды, крещения, проповеди, культовые праздники: православная Пасха, мусульманские Курбан-байрам, Ураза и др.)

5. Специальные мероприятия (траурные процессии, обеспечение безопасности проезда должностных лиц, имеющих право на государственную охрану).

6. Смешанные мероприятия, когда несколько видов мероприятий объединены в одно (национальные праздники субъектов Российской Федерации:
Сабантуй, Акатуй и др.).

Кроме того, массовые мероприятия можно подразделить по иным основаниям:

по значимости – международные, общероссийские, республиканские (краевые, областные) и местного значения (городские, районные и т. п.);

по периодичности проведения – разовые (открытие памятников, мемориальных комплексов и т. п.), повторяющиеся (выборы, съезды и т. п.);

по способу возникновения – организованные, спонтанные;

по возможности участия – общедоступные, ограниченные количеством участников.

Правовую основу деятельности граждан, общественных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц при подготовке и проведении массовых мероприятии составляют положения Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении», федеральные законы « О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», «О политических партиях», «Об общественных объединениях», «О безопасности», «О полиции» и др. Кроме того, конституции, законы, другие правовые акты субъектов Российской Федерации, а также правовые акты органов местного самоуправления, принятые ими в пределах своих полномочий.

Проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в целях предвыборной агитации или агитации по вопросам референдума регулируется также нормами Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и иными законодательными актами о выборах и референдумах. Проведение религиозных обрядов и церемоний, других публичных акций религиозного характера регулируется отдельными положениями Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), – не позднее четырех дней до дня его проведения.

Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.

В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:

1) Цель публичного мероприятия;

2) Форма публичного мероприятия;

3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств;

4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия;

5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия;

6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;

7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;

8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;

9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.

Не секрет, что успех любого мероприятия зависит прежде всего от качества его организации. Организовать мероприятие, которое дарит позитивные эмоции, - непростая задача. А когда эти эмоции надо подарить сразу огромному числу людей, зарядить позитивом больше десяти тысяч человек?! Например, организовать большой музыкальный фестиваль в центральном парке города. И при этом обеспечить их безопасность, комфорт и хорошее настроение. Тогда задача усложняется во много раз. Причем сложной она становится еще только на моменте планирования мероприятия и его согласования. Именно об этих согласованиях мы постараемся рассказать в этой статье.

Все массовые мероприятия можно разделить на публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикеты) и культурные, спортивные, театральные мероприятия, включая мероприятия частного характера. Организация первой группы мероприятий носит в основном разрешительный порядок и регулируется законодательством о собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях (мы подробно писали о них в номере сайт 4-2012). Вторая группа мероприятий носит в основном уведомительный характер.

Основным городским актом, устанавливающим процедуру согласования массовых мероприятий в Москве, является Распоряжение мэра Москвы №1054-РМ от 5 октября 2000 г. «Об утверждении Временного положения о порядке организации и проведения массовых культурно-просветительных, театрально-зрелищных, спортивных и рекламных мероприятий в г. Москве». Организаторами указанных мероприятий могут быть юридические или физические лица, являющиеся инициаторами мероприятия и осуществляющие организационное, финансовое и иное обеспечение его проведения.

Согласно данному документу, мероприятия делятся на две группы: до 5000 и свыше 5000 человек. Уведомление о намерении провести массовое мероприятие в зависимости от количества его участников направляется для рассмотрения:

  • за 45 дней - на массовое мероприятие с количеством участников свыше 5000 человек либо если массовое мероприятие проводится на территории нескольких административных округов - в мэрию Москвы;
  • за 30 дней - на массовое мероприятие до 5000 человек - префектам или главам управ (на совсем небольшое по численности мероприятие) соответствующих административных округов Москвы.

Уведомление должно содержать информацию о названии мероприятия, программу с указанием места, времени, условий организационного, финансового и иного обеспечения его проведения, предполагаемого количества участников, контактной информации организаторов мероприятия. Уведомления рассматриваются в течение 10–15 дней, по результатам выносится распоряжение о согласии либо отказе в согласии на проведение массового мероприятия.

Массовые мероприятия, проведение которых связано с определенными рисками (например, при осуществлении торговли или организации фанзоны) должно быть обеспечено присутствием полиции, неотложной медицинской, противопожарной и иной необходимой помощью.

При планировании и рекламе мероприятий следует также обратить внимание на закон о рекламе (№38-ФЗ от 13 марта 2006 г.) и законодательство об устройстве фейерверков (Постановление правительства Москвы от 24.06.2003 №494-ПП «О местах проведения праздничных артиллерийских салютов и мерах по упорядочению в г. Москве устройства фейерверков негосударственными организациями»).

Вот основные организационные составляющие успеха. Дело только за знанием и четким соблюдением всех регулирующих норм и актов, слаженной работой организаторов и оперативным взаимодействием с администрацией.

Ключевые определения

Массовое мероприятие - требующее согласования с органами исполнительной власти города разовое массовое культурно-просветительное, театрально-зрелищное, спортивное или рекламное мероприятие, проводимое с 8:00 до 23:00.

Организатор массового мероприятия - юридические или физические лица, являющиеся инициаторами проведения массового мероприятия и осуществляющие организационное, финансовое и иное обеспечение его проведения.

Объект проведения массового мероприятия - здание или сооружение либо комплекс таких зданий и сооружений, включая прилегающую территорию, временно предназначенные или подготовленные для проведения массовых мероприятий, а также специально определенные на период их проведения городские площади, улицы, водоемы и другие территории.

Администрация объекта проведения массового мероприятия - юридическое, физическое лицо, в управлении которого находится объект проведения массового мероприятия.

Супертехнологичная площадка с крупнейшими проекционными поверхностями в мире! Светодиодные экраны в аренду от 2500 р./м2! В наличии на складе в Москве

Обратите внимание

1. Мероприятия, на которых осуществляется торговля или возможны иные действия, связанные с получением прибыли, должны быть обеспечены полицейским, медицинским, противопожарным и иным сопровождением (осуществляется на договорной основе).

2. Уборка места проведения мероприятия и прилегающей территории, обслуживание мобильных туалетов - на основании уведомления Департамента ЖКХ и благоустройства города Москвы (осуществляется на договорной основе).

3. Администрация объекта проведения мероприятия:

  • принимает распорядительный документ с указанием конкретных задач для всех служб объекта, участвующих в проведении мероприятия;
  • не менее чем за 5 дней до даты проведения мероприятия составляет акт готовности объекта;
  • за сутки и за 4 часа до начала массового мероприятия совместно с представителями правоохранительных и противопожарных органов, органов исполнительной власти проводит обследование объекта, включая предприятия торговли и общественного питания;
  • за 1,5 часа до начала мероприятия утверждает расстановку лиц, ответственных за определенные места, выставляет контрольно-распорядительную службу;
  • информирует по окончании мероприятия должностных лиц, принимавших распоряжение о согласии на его проведение.

4. Проведение фейерверков.

Устроитель фейерверочного показа (только юридическое лицо) должен иметь:

  • лицензию на право проведения фейерверочных показов, а также согласованную с ГУ МВД по г. Москве и Главным управлением МЧС России по г. Москве выкопировку схемы места проведения фейерверочного показа с обозначением пусковой площадки и границ охранной зоны;
  • специалистов, заключивших с ним трудовые договоры и соответствующих квалификационным требованиям по проведению фейерверочных показов;
  • автотранспорт, пригодный для перевозки используемой пиротехнической продукции и оборудования;
  • пусковое оборудование для проведения фейерверочных показов;
  • технологическую документацию, регламентирующую безопасность выполняемых работ;
  • разрешение на проведение фейерверка, выданное Департаментом региональной безопасности г. Москвы (запрос рассматривается не менее чем за 5 дней, разрешение выдается не менее чем за 4 дня до проведения фейерверка).

5. Ответственность организаторов

Административная или уголовная - в зависимости от деяния.

Основные законодательные акты для организатора массовых мероприятий

1. Распоряжение мэра Москвы №1054-РМ от 5 октября 2000 г. «Об утверждении Временного положения о порядке организации и проведения массовых культурно-просветительных, театрально-зрелищных, спортивных и рекламных мероприятий в г. Москве».

2. Постановление правительства Москвы от 30 сентября 2008 г. №869-ПП «О мерах по организации и проведению праздничных артиллерийских салютов и фейерверочных показов в городе Москве».

4. Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях №195-ФЗ от 30 декабря 2001 г. (КоАП РФ).

Современные массовые мероприятия являются выражением общественной активности, способом организации населением своего досуга, удовлетворения духовных и культурных потребностей, участия в общественных процессах и политической жизни, приобщения к спорту и искусству. В жизни людей присутствует большое количество всевозможных массовых мероприятий: от свадебных церемоний до уличных шествий, от театральных спектаклей до повсеместных народных гуляний. Отдельное массовое мероприятие, порой, способно поразить своими масштабами и размахом.

Классификация массовых мероприятий

Классифицировать мероприятия, являющиеся массовыми, можно следующим образом:

По целям и задачам:

  • культурные;
  • спортивные;
  • зрелищные;
  • рекламные и коммерческие: торговые ярмарки, презентации, распродажи;
  • деловые приемы и встречи: собрания, приемы, фуршеты и прочее;
  • духовные: молебны, шествия и другие.
  • общественные: конференции, конгрессы и симпозиумы;
  • политические: встречи, заседания, приемы и так далее.
  • культурные: народные гуляния, фестивали;
  • спортивные;
  • событийные: выставки, показы и прочее;

По значимости:

  • международные;
  • государственные;
  • региональные;
  • местные;
  • локальные;
  • частные.

По способу возникновения:

  • заранее подготовленные, запланированные;
  • стихийные.

По месту проведения:

  • в помещениях и специальных сооружениях;
  • на местности (в черте населенного пункта, за его чертой).

По периодичности проведения:

  • повседневные;
  • сезонные;
  • периодические;
  • разовые.

По доступности:

  • свободного доступа;
  • с ограничениями (к примеру, закрытые клубные мероприятия).

По уровню безопасности:

  • высшей категории (с присутствием высокопоставленных государственных или зарубежных лиц);
  • первой категории (с участием должностных лиц регионального значения, известных людей);
  • второй категории (без участия VIP).

Организация и подготовка массового мероприятия

Организация массовых мероприятий - сложное и ответственное занятие. Одних организаторских способностей явно будет недостаточно. Потребуются разносторонние знания, достаточный опыт, хорошо развитая интуиция и предусмотрительность, а также немалое количество денег, в зависимости от грандиозности задуманного.

При организации какого-либо мероприятия следует знать и помнить, что «во главе угла» всегда стоит закон. Чтобы планируемое массовое мероприятие не превратилось в стихийное бедствие, нужно следовать букве закона, четко выполнять все действующие требования, закрепленные законодательно, следовать определенным правилам и рекомендациям.

Собрание людей подобно водному потоку - в обычных условиях течет по руслу, но при разгуле стихий способно «выйти из берегов», сметая и круша все на своем пути. Люди эмоциональны, они способны впадать в панику, страх перед чем-либо не оставит человека в безмятежном состоянии.

Поэтому при организации массовых мероприятий нужно уметь предусмотреть многое, в первую очередь обеспечить безопасность всех участников. А впоследствии продумать, как сделать максимально комфортным их времяпрепровождение. И лишь в последнюю очередь заняться просчетом своей планируемой прибыли (если мероприятие носит коммерческий характер).

Проведение массовых мероприятий может принести большую прибыль в случае грамотной организации и подготовки, но может нанести и серьезный финансовый ущерб, если будут допущены ошибки во время подготовительного этапа.

Законодательная база

Организация массовых мероприятий регламентируется действующими ФЗ и другими нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровня. Законы, регулирующие организацию и проведение мероприятий (массовых): основным законом является 54-ФЗ (19.06.2004) в последней редакции,

Выбор места проведения

Массовое мероприятие может быть проведено на любой территории, пригодной для этой цели. Наиболее популярные места массовых мероприятий:

  • помещения;
  • сооружения;
  • улицы;
  • площади;
  • спортивные арены;
  • парки;
  • скверы;
  • загородные участки и прочее.

В двух словах - где угодно. При единственном «если». Если это не запрещено законом и не создаст угрозы безопасности.

Законодательные ограничения в выборе места проведения

Существуют отдельные места, где изначально запрещены мероприятия. Даже нет смысла согласовывать этот вопрос с представителями территориальной администрации, так как факт их разрешения будет являться грубейшим нарушением должностных обязанностей, а, следовательно, нарушением закона. Это влечет за собой неминуемое наказание - от «поставить в угол» до «посадить на нары». Итак, под запретом территории, находящиеся вблизи:

  • опасных объектов производства и иных объектов с повышенными требованиями техники безопасности;
  • путепроводов;
  • нефтепроводов;
  • газопроводов;
  • линий электропередач, высоковольтных станций;
  • телевизионных и радиовышек;
  • воинских частей;
  • исправительных и иных учреждений;
  • детских площадок.

А также ряд других территорий, указанных в ФЗ.

Публичные мероприятия

Существует понятие «публичное мероприятие». подробно описано в 54-ФЗ. Оно характеризуется как открытое, доступное и мирное собрание (акция) людей, организованная лицом или группой лиц либо общественной организацией, политической партией, религиозным обществом. Цели такого мероприятия могут быть различными: реализация гарантированного права свободы слова и выражения своего отношения по поводу чего-либо, оглашение требований, обсуждение социальных вопросов, политики и экономики и многое другое. Есть пять основных видов публичных мероприятий:

  • собрание, митинг;
  • демонстрация, шествие;
  • пикетирование.

В роли организаторов данного мероприятия не могут быть: несовершеннолетние и недееспособные. А также представители запрещенных в РФ партий и организаций, религиозных общин и т. д. Проведение массовых мероприятий подобной формы не может быть начато ранее семи часов утра и заканчиваться позднее двадцати трех часов (по местному времени).

Культурно-массовые мероприятия

Невозможно переоценить пользу, которую приносят культурно-массовые мероприятия. Их основное предназначение - духовное развитие общества. Такого рода мероприятия имеют ряд направлений:

  • гедонистическое, представляющее собой развлекательный характер, способствующее развлечь людей, временно отвлечь от проблем житейских, зарядить позитивом и дать волю ярким эмоциональным всплескам;
  • образовательное, способствующее получению новых полезных знаний, расширению кругозора, и самообразованию населения;
  • развивающее, направленное на формирование эстетических вкусов, совершенствование творческих способностей;
  • воспитательное, прививающее самоорганизацию, формирующее систему духовных ценностей;
  • социальное, дающее стимул к социальной активности;
  • художественно-творческое, приобщающее к культурно-творческому процессу.

Культурно-массовые мероприятия - это фестивали, смотры, конкурсы (регионального и федерального уровня, а также международные), увеселительные праздничные мероприятия, тематические концерты, познавательные программы, выставки, ярмарки и многое-многое другое.

Спортивно-массовые мероприятия

Спортивные состязания, физкультурно-массовые мероприятия - свидетельство того, что общество вовлечено в процесс физического развития и совершенствования, стремится к новым спортивным достижениям. Спортивно-массовые мероприятия, проводимые на территории России, многообразны и впечатляют своей масштабностью.

Это и профессиональные соревнования практически по всем известным видам спорта, и физкультурно-оздоровительные мероприятия различных уровней и всевозможной направленности. Как говорится, было бы только желание. Возможностей и благоприятных условий заняться профессиональным спортом и физической культурой - хоть отбавляй. Физическому развитию в России уделяется большое внимание. И это не случайно.

Здоровье нации - первостепенная государственная задача

Здоровье человека - это совокупность показателей его физического, духовно-психологического состояния. Физическая культура - одна из составляющих культуры общечеловеческой. Справедливо крылатое выражение, заимствованное от латыни (Децим Юний Ювенал), - «в здоровом теле - здоровый дух».

Много ли стран может похвастать тем, что их лидер «гоняет шайбу» по льду или борется на татами? Многие лидеры способны удержаться на лошади? Не говоря уже о том, что без седла. Эти строки далеки от политической и иной пропаганды. Обычная констатация фактов.

Суть в другом. День бега, день спортивной ходьбы, день плавания, день спортивной гимнастики и так далее. Можно перечислять и перечислять. Спортивно-массовые мероприятия для детей и взрослых, семей и пожилых людей, «Кожаный мяч», «Золотая шайба» - это только перечисление самых известных и популярных мероприятий, полюбившихся россиянам. А сколько подобных остается «за кадром»? Множество.

Массовые пробеги, лыжные гонки, заплывы в бассейне и на открытой воде, туристические походы, сплав на байдарках, массовые спуски на горных лыжах, всего не перечислить, даже если задаться целью. Вот это не реклама ли? Это ли не гордость за нацию (образное выражение, под которым следует понимать весь многонациональный российский народ)?

Осуществляя типологизацию современного социокультурного технологического комплекса, мы частично опирались на предложенную А.В. Соколовым структуру современной социально-культурной системы.

В структуре социально-культурных технологий выделить три основные группы:

  • 1) традиционные технологии, составляющие в совокупности культурное наследие прошлого;
  • 2) элитарные технологии, которые создаются, хранятся, используются и тиражируются культурной элитой;
  • 3) массовые технологии, рассчитанные на массовые социально-культурные общности, на присущие им проявления массового менталитета.

Культурно-массовое мероприятие во всем его многообразии и всех разновидностях - необычайно сложное культурологическое явление. О его сложности можно судить хотя бы по тому, что за последние 100 лет подходы к его организации варьировались неоднократно. Как получить максимальную отдачу от проведения культурно-массового мероприятия? Вполне естественно, что единой модели нет и быть не может. Но существует общая методологическая проблема: мы часто забываем, что в клубном деле не бывает мелочей. Каждый прием и каждая культурно-досуговая технология должны быть осмыслены всесторонне.

Массовое мероприятие - это заранее спланированное и определенное по месту, времени, количеству участников и причинам собрание людей, носящее характер праздника, культурного или рекламного мероприятия, либо деловой встречи.

В зависимости от целей и задач массовые мероприятия можно разделить на следующие виды:

  • 1. Культурно-спортивные и зрелищные: концерты, спортивные соревнования, праздничные представления.
  • 2. Рекламно-коммерческие (ярмарки, презентации, распродажи и т.д.).
  • 3. Деловые встречи и приемы партнеров по бизнесу (собрания акционеров, а также иные встречи и приемы, проводимые в форме шведского стола, фуршета или коктейля).
  • 4. Иные массовые мероприятия: к ним можно отнести свадьбы, банкеты и собрания по поводу различных юбилеев, торжеств.
  • - организация выставочной экспозиции нескольких десятков фирм с образцами их продукции и рекламой оказываемых ими услуг;
  • - проведение в ходе ярмарки презентации фирм, которая состоит в представлении фирмы или ее нового изделия;
  • - короткие выступления руководителей фирм и их ведущих специалистов, в которых гостям выставки или презентации предлагаются итоги и планы деятельности фирмы и ее продукции;
  • - проведение распродажи ярмарочных образцов и определенного количества изделий и продукции фирмы;
  • - дополнение деловой части ярмарки и презентации развлекательной программой, концертными выступлениями и угощением гостей.

К частным методикам социально-культурной деятельности относятся методики массовых, групповых и индивидуальных форм воздействия.

Овладение методикой подготовки и проведения массовых форм социально-культурной деятельности определяет уровень творческих и организаторских способностей специалистов, ибо массовые формы являются самыми трудоемкими и сложными по организации и проведении

Массовые формы социально-культурной деятельности носят активный характер, являются эффективным способом формирования общественного мнения. В каждой массовой форме социально-культурной деятельности имеются 4 основных компонента методики; содержание, композиция, набор средств художественного воздействия, аудитория и ее расположение в пространстве.

Праздники связанны с массовостью, большим количеством людей. Массовые формы предполагают большое количество людей, одновременно и в одинаковой степени участвующих в воспитательных, развлекательных мероприятиях учреждения досуга.

Характерные особенности массовой аудитории:

  • - Состав массовой аудитории нестабилен, он меняется от мероприятия к мероприятию даже в течение одной акции.
  • - При значительном сходстве устремлений и интересов массовой аудитории, она состоит из людей, заметно отличающихся друг от друга. Даже сравнительно однородная аудитория (вечер старшеклассников, профессиональные праздники) объединяет людей разных вкусов, склонностей, интересов.
  • - В целом, фактор публичности благоприятен для формирующего воздействия, но налагает некоторые ограничения, так в содержании массовых форм приоритет должен отдаваться проблематике, тематике, которые затрагивают общие взгляд, чувства.

Организационно-методические черты массовых мероприятий: популярность изложения фактов, средства и приемы активизации аудитории должны иметь сильную эмоциональную окраску, тщательно разрабатываются эпизоды, которые построены на общих действиях, собравшихся, на ярком проявлении общих чувств.

Аудиторию массовых мероприятий надо целенаправленно формировать. Лишь в некоторых случаях (праздники, гуляния, ярмарки) приглашаются все.

Массовая форма имеет верхний и нижний предел в зависимости от формы мероприятия, (например: аудитория диспута должна быть многочисленной, чтобы были представлены различные точки зрения. Но собрав слишком большую аудиторию, можно сорвать диспут, каждый не выскажет свое мнение) Стабилизация массовой аудитории должна быть предметом постоянной заботы. Если мероприятие прошло сухо, формально, то на следующей встрече вы будете иметь вновь дело нестабильной аудиторией.

Формы организации массовой аудитории:

  • - лекции, доклады, информации; конференции;
  • - экскурсии, концерты, представления, диспуты;
  • - вечера отдыха, массовые праздники, шествия, демонстрации;
  • - массовые гуляния, карнавалы, аукционы;
  • - фестивали, дискотека, конкурсы, интеллектуально-игровые программы;
  • - шоу-программы.

Групповые формы работы.

Очевидное отличие групповых форм от массовых - численность, но это не главный признак. Точную грань провести сложно (лекция для 25 и беседа для 25 человек).

Признаки групповых форм работы:

  • - Состав отличается значительной однородностью (образование, возраст), общность интересов.
  • - важный показатель - индивидуальные особенности людей, главное их социально - психологическое отношение (симпатии и антипатии, лидерство)
  • - массовые формы создают благоприятные условия для проявления эмоций, то групповые формы работы направлены, прежде всего, на познавательные интересы, поисковые, творческие формы активности.
  • - групповые формы возникают, как правило, на основе профессиональных или возрастных интересов (имеет значение специфика местных условий);
  • - групповые формы дают возможность контакта каждого с каждым. Легче преодолевается барьер неуверенности в своих способностях.

Методика подготовки групповых форм социально-культурной деятельности характеризуется, прежде всего, особой непринужденностью атмосферы, общения друг с другом. При подготовке намеченной программы важно добиться соответствия ее содержания и формы реальным возможностям учреждения культуры, потому что методика групповых форм требует точного учета помещения, оборудования, инвентаря, наличие материальных средств.

Методика подготовки групповых форм предполагает: изучение закономерностей творческого процесса в творческих коллективах и любительских объединений.

Методика групповых форм имеет структуру, которая соединяя общественные и личные интересы, создает оптимальный микроклимат, способствует, воспитанию участников коллектива позволяет обеспечить общую направленность содержания деятельности участников. При организации групповых форм работы необходимо учитывать: национальные, возрастные, профессиональные особенности.

В коллективе художественного творчества и любительских объединениях участники реализуют свои творческие возможности через совместную творческую и общественно- полезную деятельность. Публичные отчеты о результатах своего труда и возможность оценки его зрителями. Сочетание учебных, творческих и социальных задач способствует созданию "своей" психологической атмосферы в коллективе. Значительное место в деятельности таких коллективов занимает проведение концертов, фестивалей, конкурсов, смотров. Анализ деятельности творческих объединений показывает, что уровень содержания проводимых занятий у них значительно высок, они часто выступают как субъекты технологического процесса. В объединениях происходит взаимообмен знаниями, умениями, навыками участников.

Групповые формы организации:

  • - беседа, консультация, творческая встреча, викторина,
  • - клубные объединения, творческие коллективы;
  • - коллективы научно-технического творчества,
  • - кружки прикладного творчества.

Инициативные группы:

Клубная гостиная, музыкальный салон, деловые игры, аукцион.

Сочетание массовых и групповых форм работы:

Рациональное сочетание массовых и групповых форм работы способно не только расширить охват аудитории, но и обогатить воздействие на посетителей. Поочередное включение одних и тех же людей то в групповые, то в массовые формы работы могут идти в 2 основных вариантах:

"От группы к массе" Успех многих праздников, конкурсов, диспутов, концертов в решающей мере зависит от ярких эмоциональных реакций аудитории, от подготовки организаторов, участников самодеятельности.

Способ "от массы к группе" главная задача этого способа - стабилизировать заинтересованность группы и в дальнейшем включить их в активную жизнь учреждения.

Частная методика индивидуального воздействия в культурно-досуговых учреждениях предполагает: сознательное, целенаправленное воздействие на каждого индивида с целью раскрытия его внутреннего мира, выявления его духовных потребностей и интересов. Поэтому необходимо учитывать:

  • - социальные, национальные особенности;
  • - психологические и эмоциональные черты;
  • - возрастные и демографические данные;
  • - образовательные и профессиональные качества личности.

Методика индивидуального воздействия на личность приносит наибольшую результативность тогда, когда она опирается на дифференцированный подход к различным типам личности.

Необходимым условием методики индивидуального воздействия является также создание в культурно-досуговых учреждениях условий для удовлетворения повседневных интересов и запросов посетителей. Посетитель всегда должен найти в культурно-досуговых учреждениях то, что ему может быть интересно: общение с друзьями в уютной обстановке, бильярдные комнаты, игровые залы, кафе, читальный зал, компьютерный зал, тренажерный зал и (неорганизованный досуг). Одной из форм проведения индивидуальной работы является создание на базе культурно-досуговых учреждений информационно-справочного стола (график работы, подбор дежурных консультантов, журнал учета поступающих вопросов) В качестве консультантов могут выступать: юристы, психологи, педагоги, врачи, работники государственных органов (военкомат, отдел социального обеспечения) Значительное место в методике СКД занимают индивидуальные занятия, которые проводятся коллективах самодеятельного творчества, (кружки прикладного творчества - резьба, чеканка, вышивание)

Вывод: методика индивидуального воздействия состоит из следующих элементов:

Всестороннее изучение личности и определения основных форм.

Рассмотрим структуру анализа культурно-массового мероприятия:

  • 1. Представление мероприятия. Данный пункт содержит общую информацию о мероприятии: его наименование, порядковый номер, уровень, периодичность, категорию участников, форму проведения и т. п.
  • 2. Дата проведения мероприятия.

Этот параметр также анализируется с точки зрения своевременности действия. В случае тематического или календарного мероприятия, а также мероприятия, направленного на мемориализацию личности или знаменательного действия, помимо назначения самой даты здесь проводится анализ соответствия этой даты тематике культурно-массового мероприятия.

3. Время проведения мероприятия.

Здесь проводится анализ соответствия времени суток, выбранного для проведения мероприятия, с учетом его удобства для целевой аудитории и тематики мероприятия.

4. Цель проведения мероприятия.

Здесь описывается не только сама цель, но и дается анализ ее логичности и реалистичности, соответствие данной цели, тематике проводимого мероприятия. Также в этом пункте производится структурирование задач, которые необходимо выполнить для достижения поставленной цели.

5. Анализ структуры мероприятия.

Анализируется удачное использование формы культурно-массового мероприятия (фестиваль, смотр, конкурс, выставка, спектакль, концерт, лекторий, народный университет, тематический вечер, устный журнал, народное гуляние, обряды и ритуалы, вечер отдыха, дискотека, молодежный бал, карнавал, детский утренник, игровая программа и др.); органичность используемых форм в сочетании друг с другом; художественная выразительность и художественный уровень, оригинальность режиссерского решения, использование современных технических средств культурно-досуговой деятельности.

  • 6. Производственные показатели приоритетных направлений клубной деятельности. Данные показатели можно условно разделить на следующие:
    • а) Просвещение.

Оценка этого показателя содержит ответ на вопрос: использовались ли при подготовке мероприятия различные направления культурно-просветительской деятельности: эстетическое воспитание; патриотическое воспитание; нравственное, правовое, экологическое и т. д.?

б) Организация досуга.

Здесь следует указать, на какие категории населения направлено данное мероприятие (дети, пожилые, молодежь, инвалиды, участники военных действий, люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию и т. д.).

в) Развитие жанров народного творчества.

Рассказывается, какие жанры народного творчества и их направления преимущественно использованы в построении культурно-массового мероприятия (театральное, фольклорное, музыкальное, хореографическое, любительское искусство и т. д.).

г) Сохранение традиционной народной культуры!

Здесь говорится о том, какой материал по сохранению традиционной народной культуры был использован для данного мероприятия (артефакты, былины, сказы, особая манера звукоизвлечения, инструменты, бытующие в данной местности, записи фольклорных экспедиций и т. д.).

7. Количественные показатели. Анализируются количественные показатели затраченных и привлеченных ресурсов (кадровых, финансовых, информационных) с точки зрения их взаимосвязи в периодическом изменении данного мероприятия.

В предлагаемой структуре анализа приводятся наиболее часто используемые показатели деятельности учреждений культуры клубного типа, хотя они могут варьироваться в зависимости от особенностей учета культурно-досуговой деятельности, принятого в муниципальных образованиях.

Количественные показатели лучше привести в виде таблицы.

Таблица 4. Количественные показатели культурно-массового мероприятия

Наименование показателя

Планируемое значение показателя

Фактическое значение показателя

Соотношение фактического и планируемого показателей,% (гр. 3/гр. 4 х 100%)

Соотношение фактического показателя с аналогичным предыдущего периода

Количество участников мероприятия. Из них:

Количество зрителей. Из них:

детей до 14 лет; молодежи; людей пожилого возраста

Бюджетные средства

Внебюджетные средства, полученные за счет предпринимательской деятельности

Целевые средства и пожертвования

8. Выводы и предложения. Это итоговое заключение о культурно-массовом мероприятии с соответствующими выводами о качестве его проведения и предложениями по усовершенствованию.

Анализ культурно-массового мероприятия, проведенный по данной форме, заменяет и детализирует простую справку о проведении мероприятия, на основании которой вносится запись в журнал учета массовых мероприятий учреждения культуры клубного типа. Анализирование культурно-массового мероприятия позволяет создать базу данных о проводимых однотипных мероприятиях. Это позволяет улучшить качество проводимых однотипных мероприятий, а также на основании имеющейся статистики более эффективно планировать творческие проекты.

Проведение анализа культурно-массового мероприятия - это функция методическая. В учреждениях культуры клубного типа с большой штатной численностью, таких как межпоселенческий (районный) Дом культуры или городской Дворец культуры в штатном расписании предусмотрена ставка методиста. В небольших по штатной численности учреждениях это должен выполнять специалист, ответственный за проведение культурно-массового мероприятия. Предложенная расширенная структура анализа позволяет дифференцированно анализировать, что значительно облегчает труд специалиста.

Массовое мероприятие - это организованная, активная форма реализации прав, свобод и законных интересов больших групп (масс) людей в общественных местах, а также способ удовлетворения экономических, политических, культурных, религиозных и других потребностей граждан. Публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики. Собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов. Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера. Демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации. Шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам. Пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

Виды массовых мероприятий: По содержанию:

Общественно-политические (конгрессы, симпозиумы, конференции);

Культурно-массовые (фестивали, народные гуляния);

Спортивные (спартакиады, спортивные матчи, олимпиады). По значимости:

Международные;

Региональные;

Местные.

По способу возникновения:

Организованные;

Спонтанные.

По месту проведения:

В зданиях, сооружениях:

На открытой местности.

По периодичности проведения:

Разовые;

Повседневные;

Периодические.

По возможности участия:

Общедоступные;

Ограниченные количеством участников или социальным статусом. 1

Задачи ОВД и особенности охраны во время мероприятий

Задачи ОВД по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий:

1. Создание условий для нормального осуществления массового мероприятия, обеспечения личной безопасности граждан.

2. Оказание содействия в организации массового мероприятия.

3. Предупреждение и пресечение возможных преступлений и других нарушений, обеспечение общественной безопасности.

4. Обеспечение строгого соблюдения участниками и зрителями.. установленных правил поведения.

5. Обеспечение безопасности дорожного движения и пожарной безопасности.

6. Недопущение ослабления охраны общественного порядка на территории, где мероприятие не проводится.

Силы ОВД по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий:

Силы милиции общественной безопасности: строевые части патрульно-постовой службы милиции, в т.ч. ОМОН; личный состав строевых подразделений ДПС ГИБДД: строевых подразделений милиции ведомственной охраны: строевых подразделений медицинских вытрезвителей; участковые уполномоченные милиции;

Специальные моторизованные оперативные части внутренних войск;

Силы криминальной милиции и других служб: уголовный розыск, ОБЭП, следствие, экспертно-криминалистические подразделения, сотрудники штабов, кадров и др.

Мероприятия, проводимые в подготовительный период:

1. Создается оперативный штаб. Определяется его состав и обязанности членов.

2. Организуется пункт управления: стационарный или передвижной.

3. Разрабатывается или корректируется план обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

4. Производится расчет необходимого количества сил и средств.

5. Осуществляются дополнительные меры по усилению борьбы с преступностью и другими правонарушениями (комплексные операции).

6. Проводятся совещания, инструктажи, тренировки личного состава.

7. Осуществляется проверка транспорта, средств связи и других средств.

Виды нарядов:

Группа оцепления, включая милицейские и войсковые цепочки;

Пост наблюдения;

Группа сопровождения, патруль;

Мероприятия, проводимые в исполнительный период:

1. Проверка личного состава, его внешний вид, знание ими общих и особых обязанностей.

2. Непосредственное выполнение нарядами своих служебных обязанностей.

3. Вводятся предусмотренные планом ограничения в движении транспорта и пешеходов, удаляются из зоны оцепления, лица, не имеющие отношение к мероприятию.

Заключительный период:

1. Поддержание порядка в местах рассредоточения участников

мероприятия, обеспечение их безопасности (особенно футбольных, хоккейных команд и музыкальных ансамблей и др.).

2. Наряды обеспечивают также выход зрителей и других участников мероприятий к остановкам общественного транспорта.

3. Разбор службы нарядов руководителями участков и оценка мости личного состава органов внутренних дел и приданных сил.