Где нет структуры – нет организации,

не может быть и управления.

Не зря процесс обучения в школе называется учебно-воспитательным. Миссия современной школы давно вышла за грани только обучения, огромная роль отводится социализации ребёнка. Уже в школе он должен готовиться к взрослой жизни, к необходимости занять своё место в обществе. Очевидно, что немалую роль в этом играет школьное самоуправление. Оно представляет собой мини-модель взрослой, реальной ситуации в сфере управления и деловых взаимоотношений. Поэтому ни учителям, ни родителям, ни, разумеется, самим ученикам не стоит недооценивать деятельность ученического самоуправления. Как сделать его действенным, интересным, полезным?

Школьное ученическое самоуправление в современной педагогической науке вызывают особый интерес. Развитие этого процесса в школьной среде позволяет включать детей в социальные ситуации, формирующие определенный образ поведения, и дает не только знания, умения и способы деятельности, но и возможность ориентироваться в нестандартных ситуациях, прежде всего в ситуациях выбора. Поэтому исследователи рассматривают ученическое самоуправление как средство формирования социально-нравственнной ориентации, социальной активности и зрелости.

Самоуправление - один из основных принципов деятельности ученического коллектива. Сущность его состоит в реальном участии школьников в управлении делами школы, класса. Настоящее самоуправление предполагает, что его органы не только обладают правами, но и несут реальную ответственность за свою работу.

Главный смысл самоуправления состоит в том, что с его помощью участники школьной жизни получают возможность влиять на школьную политику – как через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация учебного заведения, так и через собственную активность в управлении внутришкольными процессами. Самоуправление делает школьную жизнь предметом совместного творчества всех её участников.

Участвуя в работе органов школьного самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний. У них развиваются определенные нравственные качества и черты характера.

Не следует думать, что положительные качества личности будут воспитываться у детей стихийно, сами по себе, стоит лишь ввести в детском коллективе самоуправление.

Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в желании самоутвердиться.

Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.

В последние годы гражданское образование сформировалось в самостоятельную, осмысленную, востребованную обществом сферу образования. Школьники, взаимодействуя с разными общественными группами и органами власти, пробуют выделять и решать важные для социума проблемы. Это значит, что во взрослую жизнь смело входит поколение социально-активных молодых людей.

Деятельность обучающихся в рамках модели ученического самоуправления является средством самореализации, социализации и инструментом защиты прав и интересов детей.

Цель модели ученического самоуправления: реализация права учащихся на участие в управлении школьной жизнью с учетом их интересов и потребностей через приобретение опыта демократичного поведения и социального партнерства.

Самоуправление в школе существует давно, но, подчиняясь объективным законам действительности, находится в постоянном развитии.

Прежде чем вводить самоуправление, надо сформировать у детей потребность в самостоятельности, определить возможные сферы самоуправления. Истинное детское самоуправление заключается не в копировании управления взрослых и не в игре в школьную администрацию, а в том, чтобы дети приобретали личный опыт демократических отношений и навыки его осмысления.

Самоуправление как средство развития и саморазвития личности школьника формируется в три этапа:

1. Этап воздействия (личность получает удовлетворение от совместной деятельности, формируются активные группы).

2. Этап взаимодействия (пробуждение интересов личности к управленческой деятельности, создание ученического и школьного самоуправления).

3. Этап соразвития (ориентация на личность, создание целостной социально-интегративной модели самоуправления).

На первом этапе (этапе воздействия) важно вовлечь школьников в классные активы. Параллельно возникает необходимость создания актива школы, в состав которого входили главы старших классов. В начале учебного года избирается новый актив школы и актив класса. Дети сами определяют себе лидеров. Обучающимся предлагается широкий выбор видов деятельности (познавательная, трудовая, спортивная, творческая) и сфер деятельности (организаторская, исполнительская). Активом школы разрабатывается план внеклассных школьных дел. Один раз в месяц проводятся заседания актива, где обсуждаются вопросы школьной жизни, планируются школьные, классные мероприятия, анализируется проделанная работа. Для расширения кругозора детей и ознакомления их с новыми формами и видами деятельности еженедельно проводится учеба актива школы.

На этапе взаимодействия осуществляется пробуждение интересов личности к управленческой деятельности, осознание того, что в жизни существует порядок, который поддерживается специальной управленческой деятельностью. На этом этапе возникает необходимость создания новой структуры самоуправления, включающей в себя ученическое и школьное самоуправление

При переходе к третьему этапу (этапу соразвития) ставится задача пробуждения ответственности самой личности за то, чем она является. Значимым становится развитие умения формулировать и решать не только собственные проблемы, но и общественные. Современная модель самоуправления вобрала в себя то лучшее, что было на всех этапах развития и во всех предыдущих моделях.

В рамках школьного самоуправления дети получают возможность влиять на содержание образования, на процесс разработки, принятие и реализации локальных нормативно-правовых актов школы, отстаивать свои права и интересы в ней, удовлетворенность актуальные потребности в самовыражении, самоутверждении и самореализации. Для достижения самоуправления в современном образовательном учреждении необходимо решить ряд проблем, таких как – формальное функционирование органов самоуправления, без учета мнения и желания самих учащихся.

Самоуправление школьников - необходимый компонент содержания современного воспитания личности. С помощью ученического самоуправления создаются условия, способствующие непрерывному личностному росту каждого школьника.

Оно дает возможность ученику раскрыть и реализовать организаторские и творческие способности; ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем классного коллектива.

Структура самоуправления строится на трех уровнях:

1) ученик; 2) ученик-класс; 3) ученик-школа.

Первый уровень дает возможность ученику раскрыться как личности, побывав в роли, как лидера, так и подчиненного. Через систему этих ролей у подростков формируется разнообразный опыт общественных отношений.

Второй уровень предполагает ученическое самоуправление на уровне классного коллектива.

Третий уровень предполагает самоуправление коллектива учащихся школы – школьное самоуправление.

Сущность ученического самоуправления состоит в реальном участии школьников в управлении делами класса.

Коллектив создается не путем разговоров и бесед о коллективизме. Методика создания и воспитания ученического коллектива базируется на двух вещах:

Во-первых, нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную совместную деятельность.

Во-вторых, необходимо организовать и стимулировать эту деятельность, таким образом, что бы она сплачивала и объединяла учащихся в дружный и работоспособный коллектив.

Отсюда следуют два существенных вывода:

1. В качестве важнейших средств воспитания ученического коллектива выступают учебная и разнообразная внеклассная работа, трудовая, общественно-патриотическая, культурно-массовая деятельность учащихся;

2. В процессе организации указанных видов деятельности нужно применять специальную методику, направленную на создание воспитательного коллектива.

Необходимой предпосылкой хорошей работы ученического актива является четкое знание ими своих обязанностей и задач коллектива. Вот почему первостепенным делом в воспитании ученического актива школы является их инструктирование, постановка и конкретизация тех задач, в решении которых они должны принимать участие. Директору школы, его заместителям и классным руководителям необходимо разъяснять ученическому активу их функции по выполнению возложенных на них обязанностей.

В организации и воспитании коллектива большую роль играют традиции. «Ничего так не скрепляет коллектив, - говорил А.С.Макаренко,- как традиции. Воспитаешь традиции, сохранить их - чрезвычайно важная задача в воспитательной работе. Школа, в которой нет традиций, ... не может быть хорошей школой...»

Школьное самоуправление дает возможность ученику:

Приобрести опыт ведения предвыборной и выборной кампаний;

Раскрыть и реализовать организаторские и творческие способности;

Ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем школы.

В центре внимания сам ребенок, его психическое, физическое состояние и социальное благополучие.

Цель создания и функционирования модели ученического самоуправления: создание благоприятных социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе включения его в разнообразную, содержательную, индивидуальную и коллективную деятельность, стимулирующую учащихся к социальной активности и творчеству, воспитание гражданина с высокой демократичной культурой.

«Педсовет: Школьное самоуправление Педсовет Дата проведения: 14.04.2015. Тема педсовета: «Самоуправление в школьном коллективе как необходимое средство развития и...»

Педсовет: Школьное самоуправление

Педсовет

Дата проведения: 14.04.2015.

Тема педсовета: «Самоуправление в школьном коллективе как необходимое

средство развития и саморазвития личности школьника».

«Только там, где есть общественная жизнь,

Есть потребность и возможность САМОУПРАВЛЕНИЯ.

Где ее нет, всякое САМОУПРАВЛЕНИЕ

Выродится в фикцию или игру».

С.И. Гессен

Цель педсовета:

Обсуждение условий, необходимых для формирования конкурентоспособной личности, через развитие ученического самоуправления;

Обсуждение и решение актуальных проблем школьного самоуправления, обмен мнениями, изучение и распространение педагогического опыта;

Вовлечение участников педсовета в активную продуктивную деятельность, сотрудничество.

План проведения педсовета:

1. «Ученическое самоуправление в школе» (выступление Семновой Г.Н. зам. директора по ВР).

Результаты анкетирования «Оценка ученического самоуправления в классах» (7 мин.) 2. «Типичные ошибки и затруднения организации ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях России». (Чекашова И.В.) (15 мин.).

3. «Из опыта работы органов самоуправления в классах», выступление руководителя МО среднего звена Шепелевой Г.А. 5-8 классы, (10 мин.) 4. «Из опыта работы органов ученического самоуправления школы», выступления ст.вожатой Митиной Е.А., президента школьной думы Кузьмичва А.



4. Практическая работа в микрогруппах (20 мин.).

5. Определение учащихся в «группу риска», постановка на ВШК. (Чекашова И.В.)

6. Подведение итогов. Принятие решения педагогического совета (20 мин.).

МИКРОГРУППА № 1.

Вы коллектив архитекторов Задание: Представим школьное самоуправление как «Дом» из 12 кирпичей (задачи школьного самоуправления, исходя из развития ключевых компетенций):

1. Важнейшие четыре задачи вложите в фундамент, а менее важные – в первый этаж, все остальные - во второй этаж.

2. Предварительно заполните «чистые кирпичи» и определите им место по Вашему усмотрению.

3. На крыше напишите, нарисуйте все, что сделает Ваш «Дом» лучше, добрее, веселее.

4. Труба – из нее вылетает все, что мешает «Дому», все лишнее и ненужное.

Выберите:

1) Ведущего, который будет вести обсуждение;

2) Конструктора, который будет клеить, писать, рисовать;

3) Референта, который должен написать обоснованные закладки каждого кирпича и затем защитить свой проект.

Время на строительство: 15 мин., защита: 2-5 мин.

Взаимопонимания Вам, и успех сам Вас отыщет!

МИКРОГРУППА № 2.

Проблема:

Действенность органов школьного самоуправления минимальна, отсутствует инициатива учащихся, имеет место резкое сокращение количества ребят, проявляющих организационные навыки.

Выберите: руководителя-координатора группы, референта, который должен записать предложенные пути решения проблемы и защитить свой проект.

Решение проблемы:

1. Прочтите функционал органов классного самоуправления, что Вы считаете необходимым дополнить или исключить как не выдержавшее проверку временем и влияющее на возникновение указанной проблемы.

2. Рассмотрите и проанализируйте направления работы школьного ученического самоуправления представленные Вам. Внесите конкретные предложения, дополнения, что возможно применить в работе школьной Думы в нашей школе?



3. А что, если для эмоциональной оценки жизни школы использовать …..? Выскажите свои предложения.

Защита Ваших предложений - до 5 мин. Будьте конкретны в своем творчестве.

Удачи в работе!

Один из главных органов классного самоуправления – это совет класса, он возглавляет и координирует всю работу. В его состав избираются лучшие представители классного коллектива, которые могут возглавить одно из направлений работы.

Функции совета класса (СК)

участвует в обсуждении и составлении плана работы класса;

подбирает и назначает ответственных за выполнение различных дел класса;

заслушивает отчты о проделанной работе ответственных за направления;

организует участие класса в КТД (коллективно-творческих делах);

выбирает темы и вопросы для проведения классных мероприятий и тематических классных часов;

обсуждает и решает вопросы о поощрениях и наказаниях;

поддерживает связь с ЦОЖ (центр общественной жизни).

Направления работы школьного ученического самоуправления Основные задачи. Пути решения задач.

Создание узнаваемого имиджа учащегося и выпускника школы.

Обсуждение и разработка Конституции школы.

Связи с выпускниками. Герб, флаг и гимн школы, другие атрибуты и символы. Система ритуалов.

Разработка механизмов экономического самофинансирования детского самоуправления.

Продажа товаров (газета, ярмарка…). Оказание платных услуг (билеты на дискотеку…).

Изыскание целевых материально-технических средств. Целевые сборы под конкретные проекты.

Создание среды здоровой внутренней конкуренции в школе. Рейтинги успеваемости.

Внутренний и внешний PR школы. Формирование открытой информационной среды школы. Ученическая газета. Учительско-ученический альманах. Ученическая страница школьного сайта. Пресс-конференции и презентации. Фотовыставки. Книга рекордов школы.

Поддержка неформальной творческой инициативы учащихся школы. Поиск очагов творческой активности и путей их развития. Включение творческого актива учащихся в рабочие группы по подготовке культурных мероприятий школы. Сбор и презентация продуктов творческой деятельности учащихся школы. Творческие конкурсы.

МИКРОГРУППА № 3.

Проблема:

Школьные традиции - хорошо, но не вытесняют ли они ежедневное творчество? Почему дела все меньше носят общественную направленность (делать для кого-то, а не только для себя?).

Выберите: руководителя-координатора группы, референта, который должен записать предложения по решению проблемы и защитить свой проект.

Решение проблемы:

1. Внесите свои конкретные предложения по проведению школьных мероприятий.

2. От каких школьных традиций, считаете Вы, следует отказаться, какие добавить, как видоизменить?

3. Предложите конкретные дела, которые должна включить программа «Я и мой младший друг»? (Помощь старшеклассников обучающимся 1-4 классов).

Ваша защита (5 мин.) должна состоять из конкретных, заранее записанных предложений.

–  –  –

Программа «Ученическое самоуправление» призвана помочь школьникам адаптироваться к окружающей их социальной жизни наименее болезненным способом: не путем проб и ошибок, а путем своевременного приобретения необходимых знаний и социального опыта. Это позволило бы школьникам уверенно действовать в различных жизненных ситуациях наиболее целесообразным и безопасным для себя и окружающих способом, а также осуществлять свои жизненные планы, не вступая в конфликт с социумом.

Цель программы: формирование у школьников ключевых компетенций в условиях современного общества через освоение навыков социального взаимодействия.

Этапы реализации программы (годичная циклограмма):

I этап Диагностика (сентябрь).

Социальный заказ на тему « Создание органа ученического самоуправления в школе»

(задействованы социально-педагогические и социально-психологические методики).

Социологический опрос учащихся, учителей, родителей: "Зачем нужно самоуправление? Что оно даст учащимся? Какие проблемы и задачи может решить?

Какой новый опыт предложит?"

Методическое объединение классных руководителей и воспитателей. Тема:

«Самореализация личности учащихся через участие в коллективно-творческих делах».

Заседание Родительского комитета школы. Тема: «Совместная деятельность родителей и детей в развитии школьного самоуправления».

Классный час. Беседа на тему: «Школа – малый дом». Вопросы: "Знаете ли вы свою школу? Роль школы в жизни человека. Трудовые и творческие дела учащихся в помощь школе".

Организация школы ученического самоуправления - «Школа лидера» (5- 10 классы) – не входит в Думу.

II этап Разработка проекта (октябрь):

Постановка и согласование целей и задач ученического самоуправления через серию деловых проектировочных игр среди учащихся.

Классный час. Старт ролевой игры "Мозговая атака": разработка проекта "Ученическое самоуправление", создание "Конституции", "Прав и обязанностей…".

Документации (положение, Устав и др.).

Творческие работы на тему «Ученическое самоуправление« (сочинения, статьи, эссе).

Пресс-конференция: «Каким вы видите самоуправление в школе».

Классный час. Беседа: «Выборы школьного парламента». Вопросы: "Какими качествами должен обладать лидер?", "Каким мы видим своего президента?"

Игра-защита проектов «Детская организация. Какая она?» (6-7 класс).

Презентация творческих проектных групп: «школьное телевидиние», «школьная газета», информационного центра (8-10 класс).

III этап Коллективообразование (октябрь- ноябрь):

Анализ состава участников ученического самоуправления с использованием диагностики «Лидерство в малой группе».

Выборы Президента, формирование Президентского совета Школьной Думы (8-10 класс).

Формирование школьного совета министров (5-10 класс).

Организация обучения участников ученического самоуправления через серию социально-психологических тренингов по формированию активного, творческого коллектива на тему: «Лидер - кто он?», «Деловое общение», «Сотрудничество».

V этап Преобразование внутришкольной жизни (ноябрь- апрель):

Сущность этого этапа заключается в развитии достижений ученического самоуправления, в принятии и реализации его решений. Определение перспектив по решению конкретно поставленных задач и введение изменений в план работы школы на следующий учебный год.

Итоговая конференция учащихся, педагогов и родителей. Вопросы: "Что было хорошего в течение года?", "Что показалось особо значимым?", "Кого мы можем поблагодарить?", "Что было трудно?" И др.

V этап Оценивание результативности (апрель - май):

Раскрытие влияния ученического самоуправления на учащихся и выявление дальнейших перспектив жизнедеятельности школы.

Диагностика решений следующих педагогических задач:

Приобретение нового социального опыта, в том числе и опыта разновозрастного общения, преемственности традиций.

Испытание себя как личности в процессе взаимодействия с другими людьми.

Накопление новых приемов и форм ученического и педагогического взаимодействия.

Критерии оценивания:

1. Конкретные поступки и действия детей в обычных и экстремальных ситуациях.

2. Наличие детских временных и постоянных объединений для решения внутришкольных задач.

3. Конкретные результаты деятельности самоуправления (что изменилось в жизни школы?) Функциональные обязанности и полномочия представителей Школьной Думы (ШД).

1. Президент:

Выбирается на конференции учащихся сроком на 1 учебный год.

Руководит и направляет работу ШД.

Обеспечивает согласованность действий членов ШД по выполнению задач, стоящих перед ШД.

Проводит рабочие совещания (1 раз в месяц).

Доводит решения ШД до сведения всех субъектов образовательного пространства школы.

Может быть переизбран на ученической конференции.

2. Вице-президент:

Сообщает о результатах работы школьных министерств на заседании ШД.

Согласовывает и координирует с членами ШД деятельность школьных министерств.

3. Министерство по поощрениям и защите прав учащихся школы:

Участвует в разрешение противоречий (ученик-ученик, ученик- педагог, ученикадминистрация), возникающих в процессе жизнедеятельности школы.

Принимает решения и выносит на обсуждение ШД вопросы о поощрении и наказании учащихся.

Контролирует предвыборную кампанию в ШД.

4. Министерство культуры:

Организует и проводит культурно-массовые мероприятия (по плану школы).

Осуществляет связь с культурно-развлекательными центрами, театрами, кинотеатрами города и творческими объединениями других школ.

5. Министерство Образования:

Организует и проводит познавательные мероприятия для учащихся.

Осуществляет контроль учебной деятельности учащихся, составляет рейтинг успеваемости классов.

Осуществляет кураторскую деятельность с целью повышения рейтинга успеваемости.

6. Министерство Внутренних Дел:

Осуществляет помощь по организации и контролю дежурства по школе.

Контролирует соблюдение учащимися единых требований школы.

7. Министерство Спорта и Туризма:

Участвует в организации и проведении спортивно-оздоровительных мероприятий для школьников.

8. Министерство Здоровья:

Организует и проводит акции «Чистота» и трудовых десантов.

Обеспечивает выпуск бюллетеня «Здоровье».

9. Министерство печати

Информационная функция.

Оформительская функция.

Обеспечивает выпуск школьной газеты «Будь в теме», в которой информирует о событиях школьной жизни.

10. Министерство Бережливых Рейды по сохранности учебников, школьного имущества, экономии электроэнергии.

Формы работы с ученическим самоуправлением.

Временные творческие группы. Они создаются на период подготовки и проведения различных учебных, воспитательных и организационных дел. Входят в них педагоги, дети, а иногда и родители.

Ежемесячные встречи директора и администрации с президентским советом. Это одна из важных структур управления школой и ее демократизации.

Еженедельные встречи ЗДВР с представителями классов. Это совещательноинформационный орган детского самоуправления.

–  –  –

Компетенции родителей.

Образовательные компетенции:

Знания научных предметов, в рамках которых состоялась профессиональная судьба родителей либо реализованы интересы и хобби, на уровне функциональной грамотности, умение объяснить научные явления с точки зрения востребованности жизнью;

Владение целостным представлением о картине мира с позиции значимости и применения в действительности;

Знания узкоспециализированные, выходящие за рамки общеобразовательных предметов;

Индивидуализированные знания общеобразовательных предметов, не имеющие аналогов преподавании учителем.

Воспитательные компетенции:

Личная заинтересованность в успешном результате воспитания детей;

Понимание роли и функции личностных качеств учащихся для самообразования и самореализации;

Ориентация на семейные традиции и опыт семейного воспитания, необходимость их учета при организации обучения и выборе методов воздействия на личность ученика;

Владение приемами домашнего воспитания и педагогической техники, их применения в общении с классом.

Личностные компетенции:

Социально значимый опыт общения с окружающими;

Коммуникативные умения с учетом возрастных особенностей детей;

Личностная самостоятельность (сформированность общечеловеческих ценностей);

Профессиональная успешная судьба;

Благоприятная психологическая обстановка в семье: душевное равновесие, домашний уют, вера в ребенка;

Доверительные отношения с учащимися.

Решение педсовета:

1. Признать школьное самоуправление фактором, способствующим развитию конкурентоспособной личности.

2. Утвердить программу «Ученическое самоуправление», ввести ее в действие с 01.09.2015г.

3. В целях обучения учащихся основам самоуправления создать в 2015-2016 учебном году школу «Лидер».

4. Руководителям МО классных руководителей в срок до 01.06.2015 разработать план работы школы «Лидер» на 2015-2016 учебный год.

5. Заместителю директора по ВР в срок до 01.06.2015 г. подготовить план мероприятий на 2015-2016 учебный год для привлечения родителей обучающихся к организации школьного самоуправления.

6. Изучить положения Закона Российской Федерации «Об общественных объединениях», которым регулируется деятельность детской общественной организации, а также Закона Российской Федерации «Об образовании», где провозглашен принцип самоуправления школы, в том числе и с участием школьников.

6. Поставить на внутришкольный учт: Усольцева Владислава (6 класс) Выступление зам.директора по ВР Семеновой Г.Н.

В современной методической литературе под ученическим самоуправлением понимают – форму организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Ученическое самоуправление - это возможность самим учащимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить мероприятия, которые им интересны. Это возможность продемонстрировать уникальность своей личности, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки, освоить общественный опыт.

Этот опыт будет особенно значим для общества, если он соответствует принципу 10 Декларации о правах ребенка: Растить будущих граждан в полном сознании, что их энергия и способности должны посвящаться служению на пользу другим людям.

Тема самоуправления очень актуальна для нас, так как школа должна обучать не только наукам. Но также она должна научить человека быть самостоятельным, совершать добрые дела, отвечать за свои поступки, принимать решения, защищать свои права. Ученики должны приходить в такую школу, которая сможет подготовить их к жизни в изменяющихся условиях. И если в школе нет самоуправления, то вряд ли она может идти в ногу со временем.

В процессе развития ученического самоуправления проявились тенденции: чем более активно школьник участвует в самоуправлении, тем более высоким оказывается уровень его самостоятельности и ответственности как высших показателей его личностного роста.

Классное самоуправление помогает найти сферы личностно - и общественно-полезной деятельности детей, определить круг их обязанностей, укрепляет сферу дружеских отношений, передает опыт демократических отношений: личной ответственности, стремление к согласию, свободы мнения, сменяемости позиций (руководительисполнитель), помогает учитывать мнения каждого и меньшинства, помогает учащимся вырабатывать навыки самостоятельной работы.

Уровень коллектива образовательного учреждения – президентский совет. В президентский совет избираются наиболее активные учащиеся 9-11 классов, пользующиеся авторитетом у своих товарищей, способные повести за собой. Каждый учащийся старших классов имеет возможность предложить свою кандидатуру в президентский совет. Ученическое собрание рассматривает кандидатуры и избирает.

Развитие ученического самоуправления мы рассматриваем как часть системы гражданского воспитания, которое стало очень актуально. Задачи гражданского воспитания – это воспитать лидера, научить демократическому общению, умению работать в коллективе, развить творческие способности. Мы хотим, чтобы наши дети понимали запросы и требования общества и через ученическое самоуправление могли реализовать и сопоставить себя с теми требованиями, которые выдвигает общество.

В концепции и программе развития нашей школы говорится о том, что школа ориентирована на обучение, воспитание и развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В годовом плане одним из главных является раздел воспитательной работы.

В нашей школе детское самоуправление представлено совмещенной административно-игровой моделью. Во главе стоит президент школы, который подробнее расскажет о деятельности школьной Думы. Всего в школе 8 министерств, каждое из которых возглавляет министр. У каждого министерства свой функционал и задачи деятельности. Вопросы, касающиеся деятельности самоуправления рассматриваются на заседаниях министерств (эпизодически: еженедельно собирается МВД (министр Митина Е.) для подведения итогов дежурства по школе, министерство «Бережливые» (куратор Рыжова Н.В.) регулярно проводит рейды по состоянию учебников), самый главный орган ученического самоуправления – школьная конференция или собрание. (не проводится) Деятельность органов ученического самоуправления первого и второго уровней регламентируется Положениями: о кабинете министров.

За организацию общешкольных мероприятий отвечают классные руководители по графику. Школьное самоуправление в этом участия не принимает. Советы дел не создаются, планы разрабатываются и их выполнение контролируется не самими детьми, а непосредственно заместителем директора по ВР Семновой Г.Н.., вожатой Митиной Е.А. и ответственным классным руководителем.

–  –  –

Уровень развития школьного ученического самоуправления можно определить как уровень между средним и низким.

3) Самоуправление на первом уровне (классное ученическое самоуправление) развито слабо.

При высоком уровне организации классного самоуправления класс в состоянии сам создать совет любого дела, организовать и проконтролировать его выполнение, каждый ученик класса активно включается в дело. Такие коллективы дружные, в них нет «белых ворон», дети толерантны по отношению друг к другу, живут по принципу «один за всех и все за одного», активно участвуют во всех школьных мероприятиях.

По оценке классных руководителей и самих учащихся, таких коллективов в школе нет..

Средний уровень организации классного ученического самоуправления, когда дети по заданию классного руководителя собираются сами и вырабатывают план действий, раздают поручения, но сами не могут, или не всегда могут проконтролировать их выполнение в 5 (кл. рук. Буцко Ю.Д.), 6 (кл. рук.Чекашова И.В.), 8А (кл. рук.Шепелева Г.А.), 10 (кл. рук.Щиголева И.Е.) В остальных классах самоуправление на низком уровне развития. В 7, 8Б, 9, 11 классах классные руководители сами распределяют поручения и контролируют их выполнение. Коллектив 8Б класса оказался в стороне от общественной жизни школы, здесь отдельные ученики принимают участие в общешкольных делах, в классе никакой общественной работы не проводится.

Следует отметить, что на вопрос анкеты «как вы планируете работу в классе», большинство учащихся ответили, что не принимают участия в планировании деятельности класса, всю работу планирует классный руководитель. Классные руководители также в большинстве случаев принимают решения или дают рекомендации по распределению общественных поручений.

–  –  –

«Тотальные» педагогические ошибки Смешение организационных форм детской активности: детской общественной организации и ученического самоуправления.

Часто ученическое самоуправление подменяется детской общественной организацией.

Сказывается влияние прошлого опыта, когда в советской школе всеми делами, в том числе в области управления школой, занимались комитет комсомола и совет пионерской дружины. Но сегодня, когда нет (не должно быть) единой для всех детей общественной организации, тем более внутри школы, ученическое самоуправление стало самостоятельным социально-педагогическим феноменом.

Ученическое самоуправление - это другое педагогическое явление, которое может и должно быть автономным. Оно существует на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», а детские общественные организации опираются на Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях». Законодатель разделил эти две формы детской активности, поэтому нам не следует противоречить требованиям законов.

Рекомендации: Внимательно изучите положения Закона Российской Федерации «Об общественных объединениях», которым регулируется деятельность детской общественной организации, а также Закона Российской Федерации «Об образовании», где провозглашен принцип самоуправления школы, в том числе и с участием школьников.

Создавая ученическое самоуправление, соблюдайте принцип равных возможностей для тех школьников, кто не является членом детской общественной организации.

Рассматривайте детские общественные организации в качестве основных партнеров в развитии ученического самоуправления.

Перед нами стоит задача научить ребенка социальным умениям:

–  –  –

Органы ученического самоуправления в школе представляют собой одну из форм детского саморазвития, и как любое развитие оно требует определенных условий.

Условия известны:

Наличие личностно и социально значимой деятельности. Ведь еще А.С. Макаренко говорил, деятельность рождает самоуправление, а не наоборот.

Присутствие и поддержка взрослых. Если старшие предоставят детей самим себе, оставят без поддержки, любая детская самостоятельность угаснет: детская независимость есть одна из форм зависимости младшего поколения от старшего.

Социально ценные чувства и переживания, которые для детей бесконечно значимы, которые в сущности и воспитывают.

Какими же путями идти к созданию жизнеспособных органов самоуправления:

Найти сферы полезной для школы и значимой для учеников школьной деятельности Сделать эти сферы эмоционально насыщенными и интересными Предоставить педагогическую поддержку и помощь

Какие области можно отдать ребятам:

Досуг, школьные вечера, дискотеки, праздники, КТД Деятельность школьной прессы Спорт и спортивные мероприятия Тимуровская работа Уборка пришкольной территории, самообслуживание в столовой Реальное участие ребят в педсоветах, конференциях, родительских комитетах (необходимо, чтобы ребята верили, что их мнение может повлиять на управленческие решения администрации, педагогов).

При таком подходе самоуправление в школе возможно, более того оно необходимо. Мы сможем воспитать субъектов своей собственной жизни только в том случае, если в самом начале жизни ребята почувствуют, поймут и уверуют, что они что-то могут, на что-то способны. Только в сообществе себе подобных ребенок лучше познает правила общежития, самого себя, учится строить взаимоотношения, вооружается более разнообразными способами самопроявления.

14.01.14 стоматология АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук Волгоград-2016 Работа выполнена в федеральном государственн...» Методическое пособие по фармакогнозии Раздел: Химиче...» ОТНОШЕНИЙ У ПАЦИЕНТОК С ПОСЛЕРОДОВОЙ ДЕПРЕССИЕЙ Е.Н. Беляева, Л.И. Вассерман, Г.Э. Маз...»

Организация самоуправления

1. Структура самоуправления

Самоуправление - это участие детей в управлении и руководстве делами своего коллектива. «Педагогическая энциклопедия»

В повседневной деятельности самоуправление учащихся проявляется в:

Планировании деятельности своих коллективов;

Организации этой деятельности;

Анализе своей работы;

Подведении итогов сделанного и принятии решений.

Цели и задачи самоуправления:

Воспитать гражданина с высокой демократической культурой, способного к творчеству, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества;

Дать возможность учащимся участия в планировании, организации и анализе воспитательного процесса;

Развивать способности и интересы членов коллектива;

Воспитать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни;

Формировать умение самостоятельно найти дело, полезное обществу.

Структура самоуправления:

Структура школьного самоуправления включает: законодательные органы, исполнительные органы, институт уполномоченных и систему поручений.

Высшим органом школьного коллектива является собрание (его можно, назвать по-разному в зависимости от обшей школьной структуры, содержания деятельности, традиций коллектива, типа школ и т.д. (сбор, вече, дума, конференция, большой совет, форум, слет и т.д.).

Через собрание каждому ученику обеспечивается право участия в обсуждении и принятии решений по вопросам деятельности коллектива.

Собрание проводится не реже 1 раза в год.

Функции собрания:

Разрабатывать и утверждать документы, определяющие деятельность ученического коллектива;

Определять взаимоотношения учеников в коллективе, заслушивать информации о решениях органов самоуправления;

Избирать исполнительные органы самоуправления;

Определить обязанность выборного актива:

Подводить итоги работы коллектива,

Давать оценку деятельности коллектива;

Награждать классы, отряды, отдельных учащихся и др.

Законодательный орган - собрание. Предполагается наличие исполнительных органов.

Это может быть совет, ученический комитет, совет министров, магистрат.

Названия исполнительных органов могут быть разными, но главные их функции одинаковые:

Организовать деятельность коллектива,

Обеспечить его членам необходимые условия для выполнения соответствующих видов деятельности.

Законодательное собрание избирает главу исполнительных органов: председателя, президента, главнокомандующего, премьер-министра и т.д.

При исполнительных органах формируются постоянные подразделения по видам деятельности, например: «Досуг», «Забота», «Олимп», «Пресс-центр», «Общение» и т.д.

Они могут иметь следующие названия: сектора, штабы, центры, министерства, комиссии и т.д.

Для них совет школы определяет функции, т.е. то, чем данные подразделения будут заниматься.

Это могут быть памятки, инструкции, положения и т.д. Например, центр «Досуг».

Центр «Досуг» собирает своих представителей каждый вторник в 14 часов в кабинете №3.

Руководит проведением массовых мероприятий среди учащихся: общешкольных вечеров, праздников, классных вечеров отдыха;

Распределяет между классами поручения по подготовке этих мероприятий;

Организует оформление школы к вечерам и праздникам;

Несет ответственность за проверку программы художественной части и программы развлечений;

Выявляет пожелания учащихся по организации художественных кружков, записывает в них;

- организует работу библиотечного актива;

Организует ежегодный смотр художественной самодеятельности;

Отбирает участников на городские и районные конкурсы, организует игры на перемене (теннис, кроссворды, шашки и т.д.);

При постоянных подразделениях создаются клубы, студии, группы, общества, школы и т.п.

Например, при центре «Забота» могут работать: штаб «Поиск», телефон «Доверие». «Бюро добрых услуг», клуб «Ветеран», клуб «Малышок» и т.п.

За всеми этими подразделениями закрепляются педагоги-наставники.

Наряду с основными структурными подразделениями для подготовки текущих дел, организации различных акций могут создаваться временные, подвижные группы и микроколлективы, например: совет дела, инициативная группа и т.д.

Совет школы продумывает для них правила работы. Класс является основой школьного самоуправления. Исходя из общей школьной структуры самоуправления, классы могут превращаться в государства, города, отряды и т.п.

Внутри классов функционируют микроколлективы. Каждый микроколлектив объединяет 5-7 учащихся.

Микроколлективы - это главные рабочие коллективы класса. Как назвать эти микроколлективы?

Наши предложения: звенья, содружества, товарищества, общины, экипажи, бригады и т.п.

Микроколлективы формируются на принципах:

Дружбы (кто с кем дружит);

Места жительства (одна улица, один дом);

Интересов (кто чем увлекается);

Характера деятельности (кто выполняет одинаковое поручение).

В системе ученического самоуправления большое место занимает институт уполномоченных.

В него входят все, кто избирается в те или иные исполнительные органы. Среди них распределяются поручения, разрабатываются их функциональные обязанности.

Например, у нас работает комиссия «Дисциплина и порядок». Одно из поручений в этой комиссии: ответственный за дежурство классов по школе.

Тебе поручили важное и ответственное дело. Комиссия «Дисциплина и порядок» собирается 1 раз в 2 недели, по вторникам в 13-30.

Ты должен обязательно в ней участвовать. В твои обязанности входит:

Организовать работу ответственных за дежурство в классах;

Совместно с завучем (Ф.И.О.) составить график дежурства классов с распределением мест дежурств;

Организовать контроль за проведением дежурств;

Подводить итоги дежурств классом.

Завершающим систему самоуправления и важным ее компонентом является поручение.

Поручение включает учащихся в жизнедеятельность коллектива и в социально-значимую деятельность.

Принципы, лежащие в основе системы поручений:

Преемственность (учет опыта ребенка);

Последовательность (от простого к сложному);

Массовость.

Структура самоуправления оформляется документально в форме положения, устава и т. п.

Возможно создание законов, правил жизнедеятельности, декларации сотрудничества, кодексов чести, символов и атрибутов коллектива.

Пути привлечения учащихся к самоуправленческой деятельной игре.

Коллективное планирование;

Собрание, особенно подготовка к нему;

Модель ученического самоуправления определяется содержанием деятельности учащихся, сложившимися традициями в их коллективах, типом школы и т.д., а не готовыми системами и структурами, позаимствованными у других школ

Этапы создания модели школьного самоуправления

1. Формирование представлений о самоуправлении в школе (педсовет, МО классных руководителей, родительские собрания, ученические собрания, работа пресс-центра по пропаганде опыта).

2. Изучение общественного мнения о возможной модели ученического самоуправления (анкетирование, дискуссии, деловые игры и т.п.).

3. Разработка модели самоуправления на основе предложений (работает творческая группа).

4. Экспертная оценка собранных предложений. Утверждение.

5. Подготовка актива к реализации и совершенствованию ученического самоуправления.

Школьное ученическое самоуправление

Школа - это маленькая модель общества. Если мы хотим, чтобы школьники во взрослой жизни стали инициативными людьми, то необхо­димо сделать их инициативными уже в школе. Если мы хотим, чтобы ребята научились быть самостоятельными, то уже в школе они должны стать самостоятельными. И эта задача выполнима только в школьной жизни. В законе «Об образовании» слово «воспитание» стоит на первом месте в образовательном процессе, а, следовательно, является одной из главных задач, поставленных обществом перед детьми. Школа должна научить человека быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, при­нимать решения, защищать свои права. Кроме получения знаний, учащийся в процессе обучения должен подготовиться к жизни. Ученическое самоуправление - это одна из первых общественных организаций в стенах школы, которая поможет ребятам стать активными гражданами общества и добиться успеха в жизни. Закон «Об образовании» даёт учащимся, педа­гогам и родителям право участвовать в управлении образовательным учреждением, а документом, регулирующим отношения школьной администрации и ученического самоуправления, является Устав или Положение о школьном ученическом самоуправлении.

2. Права ученического совета

 знакомиться с нормативными документами школы и их проектами и вносить в них свои поправки;

 направлять в администрацию школы письменные запросы и получать на них официальные ответы;

 представлять интересы учащихся на педагогических советах, собраниях, посвящённых решению вопросов жизни школы; направлять своих представителей для работы в коллегиальных органах управления школой;

 проводить регулярные встречи с директором и представителями администрации школы;

 проводить на территории школы собрания и иные мероприятия;

 создавать и использовать в работе школьных советов СМИ; размещать на территории школы информацию в отведённых для этого местах и в школьных источниках информации.

 организовывать работу общественной приёмной, ставить вопрос о решении школьных проблем перед администрацией, другими органами и организациями;

 принимать решения по рассматриваемым вопросам, информировать администрацию школы и другие органы о принятом решении;

 пользоваться поддержкой школьной администрации и лиц, отвечающих за воспитательную работу в школе при подготовке и проведении мероприятий школьного совета;

 вносить в школьную администрацию предложения по улучшению воспитательного процесса;

 вносить в администрацию школы предложения о поощрении и наказании;

 опротестовывать решения администрации школы, если они противоречат Уставу школы и приняты без согласия совета;

 принимать участие в решении вопросов о назначении педагогов на должность классного руководителя, в качестве школьного совета;

 развивать связи и сотрудничества между школьными советами;

 участвовать в разрешении конфликтов между учениками, учителями и родителями;

 представлять интересы учащегося в органах и организациях вне школы;

 участвовать в формировании составов школьных делегаций на мероприятиях городского уровня и выше;

 осуществлять другие полномочия в соответствии с Уставом школы и законодательством РФ.

3. Организация работы школы актива

Важное место в работе вожатого, как организатора, занимает школа актива. Школа актива, как правило, функционирует при общешкольных органах самоуправления или в общественных детско-подростковых объединениях, организациях. Она состоит из отдельных подразделений, в которых обучаются активисты определенного профиля своей общественной занятости (например, секция командиров гагаринских отрядов, старост классов, редакторов классных (отрядных) стенгазет и т.д.). Эти подразделения носят названия секции, но также имеют место названия, определяющие профиль обучения активистов:

 пресс-центр - собираются редакторы стенгазет;

 игротека - собираются массовики-затейники;

 штаб «Милосердия» - собираются организаторы шефской работы;

 клуб «Вожатый» - организаторы работы с младшими школьниками и т.д.

Сам вожатый организует работу всей школы актива: выявляет активистов по коллективам, определяет направления их деятельности и создает соответствующие секции, подбирает из числа педагогов, родителей, представителей общественности наставников по секциям, помогает им спланировать содержание работы в секции, составляет расписание занятий (в среднем - 2 занятия в месяц для каждой секции), выступает сам организатором какой-нибудь секции и ее наставником. Вместе с активистами и другими помощниками разрабатывает и внедряет в практику символику школы актива, церемониал начала ее занятий и т.п. Разрабатывает критерии оценки активности ребят на занятиях школы актива, критерии оценки результативности занятий школы актива, формы стимулирования общественной активности ребят и т.п. Многолетняя практика деятельности школы актива показала, что занятия этой школы лучше проводить в твердо установленные дни месяца (например, 1 и 3-я среда месяца). Начинать с общего церемониала (линейка, перекличка и т.п.), затем работа по секциям и окончание - линейка подведения итогов занятий. Школа актива может иметь свои традиции, в ее рамках могут проводиться познавательно-развлекательные мероприятия только для ее обучающихся, специальные коммунарские сборы, коллективные творческие дела.

Самоуправление как эффективная форма организации досуга учащихся

Краткий анонс: Грамотно созданная структура (модель) самоуправления помогают учитывать все интересы учащихся при организации досуговой деятельности. С помощью ученического самоуправления мы не принуждаем учащихся, а предоставляем возможности для активного, полезного и интересного времяпровождения. Данный материал, может быть, применим в воспитательном процессе школы.

Самоуправлениекак эффективная форма организации досуга учащихся
(из опыта работы ГУО «Средняя школа № 43 г. Гомеля»)

Достаточно много в различных изданиях рассматривался вопрос ученического самоуправления. Необходимо ли оно в современной школе, или без него можно обойтись? Может ли самоуправление содействовать в организации досуга учащихся? Мы хотим раскрыть свою точку зрения на эту проблему. Почему проблему? Подчас многие не осознают, насколько грамотно организованное ученическое самоуправление поможет готовить школьников не только жить в обществе и государстве, но и вносить посильную лепту в его создание. Ученическое самоуправление на современном этапе – это не только грамотная организация досуга учащихся, но и возможность школьников самостоятельно выбирать пути развития, осознавать ответственность за свои действия. Другими словами ученическое самоуправление помогает учащимся приобрести личный опыт демократических отношений и формы его осознания. Ведь молодёжь – это свое рода один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого зависит его жизнеспособность.
Обществу нужны люди, которые способны самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально – экономическое процветание.
Как воспитать таких людей? Необходимо создать адаптивные условия обучения и воспитания в учреждении для активной деятельности учащихся. Это возможно только при самоуправлении.
В ГУО «Средняя школа № 43 г. Гомеля» вопрос ученического самоуправления рассматривается уже давно. Обратившись к проблеме, мы предлагаем решение через создание и функционирование четкой модели ученического самоуправления. Только тогда, когда каждый участник образовательного процесса будет чувствовать собственную значимость, можно смело полагаться - Ваше учреждение образования стало не только центром досуга учащихся, но и вторым домом, в котором хорошо, комфортно и интересно каждому.
Взрослых и детей в нашей школе объединяет не просто цель, а именно вера в возможность преодоления трудностей. Без общего воодушевления сотрудничества достигнуть трудно. Общая цель только тогда будет достигнута, когда будут приложены все усилия педагогов и учащихся. В нашей школе много талантливых учеников и педагогов, которые постоянно стремятся создать творческую атмосферу. Они прилагают все усилия, чтобы жизнь в школе была интересной, увлекательной, насыщенной, чтобы школа стала очагом культуры, добра, справедливости.
Школьное самоуправление учащихся направлено на вовлечение каждого в общие дела, общий поиск и творчество.
В начале пути самоуправление учащихся рассматривалась как организация досуга, отдыха, развлечений. По мере развития самоуправления все больше места должно отводиться в содержании его деятельности общественно-полезным делам, направленным на организацию жизни, учебы, труда учащихся, участие в управлении гимназией, на защиту своих прав и интересов.
Структура органов самоуправления учитывает периодическую отчётность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе основывается на взаимодействии разных органов.
Органы самоуправления, исходя из потребностей и интересов всего коллектива, определяют цели и задачи деятельности, перспективы работы детского коллектива.
Важной организационной стороной взаимосвязи педагогического управления и ученического самоуправления является делегирование ответственности и полномочий, т.е. передача части управленческих функций от педагогов к учащимся.
Эффективную занятость учащихся помогает организовать Парламент школы во главе с Лидером. Для того чтобы занятость учащихся была организована во всех направления, было создано 5 министерств: 1. Образования и науки; 2.Спорта и туризма; 3. Информатизации; 4. Культуры и досуга; 5. Труда и заботы; а также в Совет Министров входят секретарь БРСМ и председатель БРПО. Возглавляют Министерства, не назначенные педагогами, а выбранные всеми участниками образовательного процесса учащиеся.
В период выборов Лидера и Министров школы каждый кандидат предлагает свою программу, в которой отражает мероприятия, социально-значимые акции и полезные дела интересные и необходимые на его взгляд для школы. В течение недели учащиеся школы знакомиться с предложенными программами, и выбирают не просто хорошего человека, а инициативного «руководителя». В нашей школе это мероприятие не «одного дня». Учащиеся должны прочувствовать: насколько значимо, почетно и ответственно возглавлять Парламент школы, а избиратели должны иметь возможность узнать о своем Лидере. Выборы проводятся в соответствии с «Положением о выборах Лидера школы» по плану:

Понедельник - представление программ кандидатов в лидеры школы (каждый кандидат оформляет красочный плакат с описанием биографии и предлагаемых мероприятий, социально-значимых дел, КТД и т.д., размещает в фойе школы)
Вторник - Пресс-конференция кандидатов с избирателями.
Среда - Видео обращение кандидатов в лидеры к избирателям
Четверг - Открытая агитация кандидатов в лидеры школы
Пятница - «День тишины» перед выборами
Суббота - Творческое представление кандидатов, Выборы лидера, танцевальный вечер.
После выборов Лидера школы и утверждения Министров, Советом школы утверждается Программа, которая состоит из мероприятий, предложенных детьми, а не навязанных педагогами. В этом учебном году были предложены:
День самоуправления (в День Учителя 01.10.2016);
Организация благотворительной акции «Подари елку детям»;
Организация шефства над начальной школой;
Конкурс «Мистер и Мисс школы 23.12.2016»;
Рождественский бал 28.01.2017
Акция «Уважай возраст» 01.10.2016;
Участие в субботнике «На благо родного района» и многое другое.
Пусть предложенные мероприятия кардинальным образом не отличаются от запланированных администрацией, но это предложения детей. Именно поэтому каждый Министр чувствует ответственность за реализацию своего дела. Одно из направлений Программы – шефская помощь, организует занятость не только учащихся старших классов, но и помогает, проведению мероприятий, акций для малышей. Такое направление воспитывает ответственность не только за себя, но и за других. Стимулом в качественном выполнении поручений и массовом участии, является традиционный конкурс «Лучший класс школы». Экран соревнований классов определяет ежемесячно лучший класс четверти. Награда за плодотворную работу, и умение организоваться – переходящий приз - символ лучшего класса «Скрипичный ключ», так как школа имеет музыкальную направленность. Цель конкурса- подготовка молодых граждан к участию в управлении своей страной, начиная с управления своим ученическим коллективом.
ЗАДАЧИ:
- формирование в школе демократических отношений между педагогами и учащимися, защита прав учеников;
- активизация участия в организации повседневной жизни своего класса, в реализации своих интересов и потребностей, в совершенствовании работы своей школы;
- развитие социально-значимых проектов.
Суть традиции в том, что на протяжении всей четверти учащиеся 5-11 классов соревнуются за звание лучшего. Их оценивают исходя из следующих направлений:
- соблюдение делового стиля одежды;
- поведение в столовой при приёме пищи;
- участие в акции «Макулатура»;
- организация и участие в мероприятиях ОО «БРПО», «БРСМ»;
- благоустройство территории школы;
- работа классного самоуправления;
- участие в общешкольных мероприятиях, посещение культурных мест, организация экскурсий.
Результаты работы по данным направлениям можно увидеть на специальном экране, который заполняется каждую неделю отметками по пятибалльной системе.
На наш взгляд такая работа позволяет каждому учащемуся найти свое место, чувствовать себя неотъемлемой частью, значимым подразделением. Здесь понятие «середнячек» не существует: даже если ты еще не определился, какую пользу можешь принести обществу, все равно каждый – составляющая часть целого. Пусть даже в роли исполнителя.
Самоуправление выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и осуществлять их в интересах своего коллектива. Самоуправление призвано всеми средствами, содействовать появлению у молодых людей чувства гражданского долга, стремлению разумно сочетать личные и общественные интересы, вносить реальный вклад в решение важнейших проблем общества и является одним из важнейших этапов социализации личности молодого человека, его самореализации и самоопределения. А годовая циклограмма деятельности ученического коллектива позволяет школе стать центром досуга.
С помощью ученического самоуправления мы не принуждаем учащихся, а предоставляем возможности для активного, полезного и интересного времяпровождения.
Самоуправление специфическая организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности.
Грамотно созданная структура (модель) самоуправления помогают учитывать все интересы учащихся при организации досуговой деятельности.
Обучение навыкам самоуправления, свободного выбора и ответственности позволяет развить у учащихся желание участвовать в общественной жизни, не остаться равнодушным к событиям своего государства, реализовывать свои права и свободы, отвечать за свои поступки, выбирать власть и свой путь в жизни.
Без самоуправления невозможно подлинное развитие личности в коллективе.

САМОУПРАВЛЕНИЕ В ШКОЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА.

Направление:

Активное Подмосковье

Тема проекта:

Работа с молодежью

Муниципальное образование:

Серпухов г.о.

Описание проекта:

Благополучие страны, её будущее в немалой степени зависит от социальной активности граждан. Это - объективная потребность цивилизованного общества. Современная политическая и экономическая ситуация России требует воспитания человека, для которого характерны стремление к творчеству, чувство личной ответственности перед обществом.
В школьном коллективе такой формой работы, позволяющей детям развивать свои способности, решать непростые задачи, овладевать навыками делового общения, строить страну своей мечты является самоуправление. В нашей школе №2 города Серпухова Московской области с 2001 года действует республика «Спектр».
Сегодня, спустя столько лет, мы смело можем заявить, что ученическое самоуправление помогает в воспитании творческой личности, в воспитании человека, выходящего в жизнь с осознанием собственной ответственности за совершаемые поступки, подготавливает к выполнению социальных функций.
Школьная республика «Спектр» - разноуровневая система школьного ученического самоуправления, объединяющая учащихся 1-11 классов, состоящая из двух палат:
1-4 классы – «Солнечный город»
5-11 классы – «Спектр»
«Солнечный город» разделен на улицы-этажи: 1 этаж – ул. Спортивная, 2 этаж – ул. Театральная, 3 этаж –ул. Звездная. Корпус первоклассников – ул. Любознательная.
Каждый класс, в соответствии с направлением имеет свое название и девиз. В классе избирается глава класса и администрация. .В состав администрации входят советы, соответствующие основным направлениям работы школьной республики: по образованию, по труду, по досугу, по работе со СМИ, по дисциплине и порядку, по спорту и т.д.
То же самое и в 5-11 классах, но здесь уже появляется совет шефской помощи, совет юстиции. Нами установлена закономерность: если в начальный период в ученическом самоуправлении преобладает деятельность по организации досуга, отдыха и развлечений учащихся, то по мере его развития больше места отводится общественно полезным делам, а также деятельности, направленной на организацию жизни, учебы, труда, поведения школьников, улучшения окружающей среды и пр.
Классные ученические советы занимаются самоуправленческой деятельностью в отдельно взятом классе. При этом задача классного руководителя заключается в правильной организации работы классного ученического совета, с тем, чтобы вовлечь каждого ученика в общее дело. Именно в этом случае создается коллектив, дружный класс, где ребята чувствуют себя спокойно, уверенно, идут в школу с хорошим настроением. Это, несомненно, важный фактор, помогающий не только сохранить здоровье школьника, но и повысить результат успеваемости, осознать подросткам собственную значимость.
Работа органов самоуправления строится на основе Устава и Положения Школьной республики «Спектр» , принятых на уровне ученической конференции. У школьной республики есть своя Конституция, флаг, гимн, эмблема, СМИ (две газеты «Переменка» и «Большая перемена»). Все это придумывают, разрабатывают и утверждают сами дети.
Органы ученического самоуправления избираются в начале каждого учебного года так, чтобы все учащиеся входили в тот или иной совет. Ребята организуют разнообразные мероприятия, спортивные соревнования, в которых принимают участие учащиеся не только одного класса, но и целой параллели. Также осуществляется шефская помощь. Классы, которые уже не первый год живут по законам самоуправления, помогают младшим ученикам в организации жизнедеятельности.
Во главе школьного ученического самоуправления стоит президент, который избирается среди учащихся 8-11 классов по установившейся схеме:
 выбор кандидатов от классов
 представление кандидатских программ
 предвыборная агитация
 дебаты «Я- лучший президент»
 выборы
 инаугурация
Президент вместе с Советом старшеклассников определяет основные направления развития ученического самоуправления, осуществляет контроль за выполнением Правил для учащихся и других нормативных документов, регламентируемых образовательным учреждением, представляет школу на всех межшкольных мероприятиях.
В школьный Совет старшеклассников, состоящий из министерств, входят представители классных ученических советов

Состав министерств формируется из соответствующих советников каждого класса и инициативной группы. Министерства возглавляют министр и заместитель, выбранные из числа старшеклассников. Каждое министерство имеет своего куратора-педагога. Председатели министерств составляют Совет старшеклассников. Министерства занимаются организацией конкретных мероприятий по различным направлениям.
Основные направления работы:
Министерство юстиции – изучение прав и обязанностей школьника, корректировка и выработка школьных законов.
Министерство печати и информации – оперативное информационное реагирование на события школьной жизни. Выпуск газет «Переменка», «Большая перемена».
Министерство культуры – осуществление эстетического развития учащихся, возрождение старых и внедрение новых школьных культурных традиций, обычаев, ритуалов.
Министерство образования – создание благополучного климата для развития учебно-познавательного процесса.
Министерство труда – воспитание молодежи в духе любви к труду.
Министерство физкультуры и спорта – создание условий для здорового образа жизни под лозунгом «Болеть – стыдно!»
Министерство экологии- осуществление экологического воспитания учащихся, проведение субботников, работа на пришкольном участке, озеленение школы.
Министерство шефской помощи- осуществление старшеклассниками шефской помощи учащимся 1-4 классов.

Основные дела школьной республики:
Выборы Президента республики (агитация, дебаты, голосование, инаугурация)
Общешкольная конференция
Заседания общественно-политического клуба
Выпуск газет «Большая перемена» и «Переменка»
Акции: «Ветеран», «Георгиевская ленточка», «Письмо ветерану», «Каждой птичке – кормушка», по сбору макулатуры, «Свет в окне»
Проект «Чтобы помнили…», проектная деятельность в рамках НОУ «Интеллект»
Конкурсы:«Класс года», «Миг славы», «Город мастеров», инсценированной военной песни, знатоков военной истории, экологических идей и проектов, чтецов, вокалистов, рисунков, сочинений и т.д.
Новогодний КВН и сказка для учащихся начальной школы
Праздники: «День Знаний», «День учителя», «День самоуправления», «День святого Валентина», День 8 марта, «День героев России», «День Победы», «Последний звонок», «Выпускной вечер»
Масленица (конкурсы и народные забавы), «Русские посиделки»
«Гагаринские чтения», мероприятия, посвященные Дню космонавтики
Туристические слеты, Дни здоровья, спортивные соревнования, эстафеты, «Веселые старты», «Безопасное колесо», «Смотр строя и песни», игры «Зарница» и «Зарничка»
Шефская помощь старшеклассников учащимся 1-4 классов
Выступление театрального кружка «Непоседы», агитбригады ЮИД

В конце каждого учебного года Совет старшеклассников собирается для подведения итогов работы. Выступая перед школьной конференцией, министерства отчитываются по своим направлениям, объявляя активистов, классы, достижения, обсуждая удавшиеся и неудавшиеся проекты, подводят рейтинг, итоги конкурса «Класс года», объявляют результаты и на празднике чести школы проводят награждения.
Таким образом, успешно функционирующая система ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении, служит развитию личности школьников. Смысл её не в управлении одних детей другими, а в обучении всех ребят основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью, умении преодолевать трудности, и что самое главное воспитании чувства ответственности перед собой и товарищами по общему делу.

Стадия проекта:

Проект реализован

Цель проекта:

Воспитание личности с активной жизненной позицией, готовой к принятию ответственности за свои решения и полученный результат, стремящейся к самосовершенствованию, саморазвитию и самовыражению.

Задачи проекта:

Мы смоделировали деятельность демократического общества в современном государстве в масштабах нашей школы, решая при этом следующие задачи:
1. Представление условий для самовыражения и развития творческого потенциала каждого ученика, повышение его общественного и личностного статуса.
2. Формирование культуры межличностных отношений и совместной деятельности.
3. Воспитание чувства частного партнерства.
4. Формирование умения вести здоровый образ жизни.
5. Приобщение к основным духовным ценностям школы, города, области, Отечества.

Достигнутые результаты:

Каждый сегодняшний школьник в будущем непременно столкнется с реалиями взрослой жизни: будет работать в коллективе, подчиняться или руководить. Школьное самоуправление – отличная возможность научиться самостоятельности, осознанию своего пути в жизни, и великолепная подготовка к тому, чтобы успешно реализовать себя. Все выпускники нашей школы после 11 класса успешно поступают в ВУЗы, где реализуют не только интеллектуальные, творческие, спортивные способности, но и занимают активную гражданскую позицию, включены в социальные процессы экономической и политической жизни страны.
Признанием эффективности работы по организации самоуправления в школе считаем успешное участие (2 место) в региональном этапе Всероссийской программы "Ученическое самоуправление" в 2017 году.

Социальная значимость проекта:

Успешно функционирующая система ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении, служит развитию личности школьников. Смысл её не в управлении одних детей другими, а в обучении всех ребят основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью, умении преодолевать трудности, и что самое главное воспитании чувства ответственности перед собой и товарищами по общему делу, а именно такие молодые люди нужны нашему обществу, современной России.

Мероприятия, проведенные в рамках проекта:

Перечень конкурсов и социально-направленных программ,
в которых школьная республика «Спектр» принимала участие в 2016-2017 учебном году

№ Название конкурса или программы Сроки проведения Краткое описание Количество участников
1 Школьные сборы актива УС Март, ноябрь В осенние и весенние каникулы в школе проходят сборы актива республики «Спектр». С ребятами проводит тренинги психолог. Учителя - кураторы министерств -проводят обучение активистов, мастер-классы каждый в своем направлении 44 чел.
2 Городские сборы актива УС «Школа лидера» Март, ноябрь Лидеры ученического самоуправления школы ежегодно принимают участие в городском проекте «Школа лидера». Ребята учатся общаться, решать общественные задачи, применять лидерские качества на практике. 7 чел.
3 Акция «Чистый школьный двор» Апрель-май
Сентябрь-октябрь Уборка пришкольной территории, выращивание рассады, разбивка клумб 555 чел.
4 Акция «Сохраним лес от вырубки» Апрель
Ноябрь Ежегодно в школе 2 раза в год проходит акция по сбору макулатуры. В апреле 2016 г. было собрано – 5т550кг. В декабре 2016 г. – 6т240 кг. 1006 чел.
5 Акция «Поздравление ветеранов» Февраль
май За каждым классом школы закреплены ветераны войны, труженики тыла и узники концлагерей, проживающие в нашем микрорайоне. Всего 64 человека. Ко Дню защитника Отечества и Дню Победы ежегодно учащиеся поздравляют ветеранов с праздником, посещая их на дому. 105 чел.
6 Военно-спортивная игра «Зарница» Апрель 4 место в городской военно-спортивной игре. 12 чел.
7 «Гагаринские чтения» Апрель С2008 г. в школе проходят масштабные мероприятия, посвященные Дню космонавтики: волейбольный турнир, общешкольная конференция, экскурсии на завод «Металлист», экскурсия в ЦУП. Проект «Гагаринские чтения» - лауреат премии Губернатора Московской области «Наше Подмосковье» в 2014,2015 и 2016 г. 288 чел.
8 Акция «Каждой птичке – кормушка» Апрель, октябрь По инициативе министерства экологии и министерства труда школьной республики «Спектр» учащиеся начальной школы изготавливают кормушки для птиц, которые развешивают на пришкольной территории и в течение года подкармливают пернатых. 455 чел.
9 Акция «Георгиевская ленточка» Май Учащиеся школы вручили жителям микрорайона 200 георгиевских ленточек. 50 чел.
10 Акция «Письмо с фронта» Май Фронтовые треугольники со стихами поэтов, воевавших в Великой Отечественной войне были вручены жителям микрорайона, как память о наших предках, завоевавших Победу. 115 чел.
11 Акция «Вахта памяти» 6 мая приняли участие в этой акции и учащиеся школы №2. Ребята несли Вахту памяти у памятника советскому солдату напротив завода «Металлист». Несмотря на то, что акция публичная, для каждого это очень личное событие. Каждый ученик несет вахту молча, чтобы вспомнить своих близких, каждого солдата Великой Отечественной войны, поклониться павшим героям.
Во время несения вахты к ребятам подходили ветераны завода «Металлист» со словами благодарности и напутствия. Учащиеся 1-4 классов школы №2 возложили цветы к памятнику и прочитали стихи поэтов-фронтовиков. 120 чел.
12 Акция «Я помню... Я горжусь...» Май По микрорайону были расклеены листовки на каждом подъезде жилого дома, на магазинах, социально-значимых объектах со словами благодарности ветеранам войны и обращением к потомкам, чтобы помнили великий подвиг своих отцов, дедов и прадедов. 60 чел.
13 «Бессмертный полк» Май Акция "Бессмертный полк" прошла в Серпухове 9 мая 2017 Тысячи горожан вышли с портретами своих героев – дедов и прадедов – участников Великой Отечественной войны. Приняли участие в этой акции и учащиеся школы №2.
Ребята шли плечом к плечу, неся фотографии фронтовиков, чьим героизмом и стойкостью восхищается и гордится вся страна. 120 чел.
14 Военно-спортивная игра «Зарничка» Июнь Юнармейцы начальной школы из оздоровительного лагеря «Солнышко» ежегодно принимают участие в городской военно-спортивной игре «Зарничка». В подготовке команды большую помощь оказывают юнармейцы-старшеклассники. 10 чел
15 «Уроки мужества» В течение года В течение года к учащимся школы приходят ветераны войны и Вооруженных сил, которые не только рассказывают о событиях Великой Отечественной войны, но и воспитывают у подрастающего поколения такие качества, как мужество, героизм, честность. 580 чел.
16 Операция «Зебра» Сентябрь Отряд ЮИД школы № 2 совместно с ГИБДД в течение месяца проводил рейд на перекрёсток. В ходе операции отряд ЮИД распространял листовки по ПДД среди детей и родителей. Большой интерес вызывала у учащихся и учителей школы № 2 «зебра», которая переводила их через дорогу. В роли «зебры» выступил член отряда ЮИД. 20 чел.
17 Культурно-просветительский и военно-патриотический проект «Мы помним, мы гордимся!» Декабрь Проект «Мы помним, мы гордимся!» проходит в течение всего года. Учащиеся школ имеют возможность посетить открытый кинопоказ художественных военно-патриотических фильмов в ДК «Россия». Представители школьной республики «Спектр» посмотрели х/фильм «Офицеры» и «В бой идут одни старики». 60 чел.
18 Городской смотр-конкурс по патриотическому воспитанию «Наследники славы земли Серпуховской» В течение года В течение года учащиеся школы принимают участие в различных городских и областных конкурсах патриотической направленности
19 Городской форум «Юные таланты земли Серпуховской В течение года В течение года учащиеся школы принимают участие в различных городских и областных конкурсах творческой направленности
20 Региональный этап Всероссийской программы «Ученическое самоуправление» Декабрь-февраль 2 место 15 чел.