Каждый месяц до года, а потом раз в три месяца, как на работу, мамочки с малышами ходят к педиатру на осмотр. Первым делом ребенка взвешивают и измеряют. Потом доктор смотрит в загадочные таблички и выносит вердикт: физическое развитие… Заключение это мамам и папам не всегда бывает понятно. Что значит физическое развитие среднее, или что значит низкое или высокое? Что значит гармоничное и в чем заключается его дисгармоничность? Для чего вообще его оценивать и как?

Физическое развитие ребенка является одним из показателей здоровья. Под физическим развитием понимаются не только показатели роста, веса, окружности груди, головы и другие, но и функциональные показатели, такие как моторное (двигательное) развитие, а также биологическое - зрелость различных органов и систем. Нарушения физического развития, такие как задержка роста, нарушение соотношения длины и массы тела, можно выявить на начальном этапе многих хронических заболеваний, когда еще нет специфических симптомов болезни. Кроме того, нарушения физического развития ребенка могут отражать его социальное неблагополучие (например недостаточность питания в плохо обеспеченных семьях), указывать на врожденную и наследственную патологию, заболевания эндокринной системы. А значит, показатели физического развития ребенка важно держать под контролем.

Процессы роста и развития протекают непрерывно в течение всего периода детства, но неравномерно. Наиболее интенсивно малыш растет на первом году жизни, затем ростовой скачок наблюдается в 5-6 и в 11-13 лет у девочек и в 13-15 лет у мальчиков.

Девочки и мальчики растут и развиваются по-разному. Мальчики при рождении выше и крупнее, и это сохраняется до начала полового созревания. А в 11-13 лет девочки обгоняют мальчиков и в росте и в весе. Однако, в 13-15 лет мальчики совершают свой ростовой скачок и по морфологическим показателям вновь превосходят девочек.

Темпы физического развития подвержены значительным индивидуальным колебаниям. Большую роль играют наследственные факторы. Так в семье, где мама и папа небольшого роста, сомнительно, что ребенок вымахает до двух метров. Поэтому при оценке физического развития всегда нужно смотреть на маму и папу, а не только в формулы и таблички:)

Кроме наследственности большую роль играет национальность, регион проживания ребенка, особенности питания.

Физическое развитие ребенка изучается не только с помощью антропометрии - измерения веса, роста, окружностей. Помимо этого проводится осмотр и описание внешнего облика ребенка и телосложения, динамометрия (измерение силы мышц), исследование физической работоспособности (степ-тест, велоэргометрия), определение жизненной емкости легких, показателей ЭКГ, артериального давления и пульса. Все полученные показатели сравниваются с паспортным возрастом ребенка и формируется заключение. Конечно, такое комплексное обследование проводится не часто, в основном уже в школьном возрасте.

Существует несколько различных способов оценки физического развития детей, приведу несколько из них.

Во-первых, физическое развитие можно оценивать по формулам . Однако этот метод не точен.

Вот несколько таких формул:

1. Длина тела у ребенка в 6 месяцев равна 66 см, на каждый недостающий месяц вычитается 2,5 см, на каждый месяц свыше шести прибавляется 1,5 см. Например: длина тела у ребенка в четыре месяца должна быть около 61 см; длина тела у малыша в 10 месяцев равняется примерно 72 см.

2. Масса тела ребенка в 6 месяцев равна 8200 граммов, на каждый недостающий месяц вычитается по 800 грамм, на каждый месяц свыше шести прибавляется по 400 грамм. Например: масса тела ребенка в четыре месяца должна быть около 6600 грамм; масса тела малыша в 10 месяцев равна примерно 9800 грамм.

3. Масса тела по длине тела - очень важное соотношение. Оно покажет недостаток или, наоборот, избыток массы тела при данном росте у ребенка. При длине тела 66 см масса составляет 8200 грамм, на каждый недостающий сантиметр отнимается 300 грамм, на каждый дополнительный сантиметр прибавляется по 250 грамм. Например: при росте 60 сантиметров малыш должен весить около 6400 грамм.

Существует метод сигмальных отклонений , когда длину, массу тела и показатели окружностей сравнивают со средней арифметической этих признаков для данного возраста и пола, и находят фактическое отклонение от нее. Отклонение от средней величины в пределах одной сигмы будет говорить о среднем развитии ребенка, в пределах двух сигм - о развитии ниже среднего (если показатели ниже средних) или выше среднего (если показатели выше средних для данных возраста и пола). Отклонение на три сигмы свидетельствует о низком или высоком физическом развитии.

Наибольшее признание получил центильный метод оценки по специальным центильным таблицам. Центильные таблицы представлены в виде колонок из цифр, которые показывают количественные границы признака (массы, роста, окружностей головы и груди) у определенного процента детей данного возраста и пола. При этом средними или условно нормальными считаются значения, находящиеся в интервале от 25 до 75 центиля, для детей данного возраста и пола.

Суть распределения значений в центильной таблице очень проста. Например, если взять группу мальчиков трех лет и измерить их рост, то около 50% всех значений роста будут находится между 25 и 75 центилями и будут считаться средними. Остальные значения будут встречаться реже и распределятся между остальными коридорами.

Для примера приведу вам строчку из такой центильной таблицы. Длина тела мальчиков в 12 месяцев (автор таблицы И.М.Воронцов, С.-Пб):

3

10

25

75

90

97

12 месяцев

Итак, в табличке показаны значения роста мальчиков 12 месяцев. Синим цветом обозначены центили. Если рост мальчика в годовалом возрасте равен 77 см (смотрите между 25 и 75 центилем) - это значит, что у него средний рост . У большинства мальчиков данного возраста рост будет от 75,4 до 78 см. Если рост окажется в интервале от 73,9 до 75, 4 см - это показатель ниже среднего , от 71,4 до 73,9 см - низкий . Если в интервале от 78 до 80 см - показатель роста выше среднего, от 80 до 82,1 см - высокий. И, наконец, если показатель роста менее 71,4 см - это очень низкий рост для ребенка данного возраста и малыш требует обязательной консультации врача - эндокринолога. Соответственно рост более 82,1 см также считается чрезмерно высоким и такого ребенка также необходимо взять на контроль.

Центильные таблицы составляются для каждого региона свои, так как, как я уже говорила, показатели физического развития подвержены значительным колебаниям в зависимости от территории проживания и национальности. Соответственно было бы не совсем правильно оценивать рост жителей Якутии по таблицам, разработанным в Краснодаре.

Самым «главным» показателем является рост ребенка. Именно от него зависит каким назовут физическое развитие малыша - средним, низким или высоким. То есть первым делом оценивается именно рост ребенка, а затем все остальное. Если показатель роста будет в среднем коридоре (от 25 до 75 цетиля), то физическое развитие считается СРЕДНИМ. В коридорах ниже среднего или выше среднего (соответственно от 10 до 25 центиля и от 75 до 90 центиля) - НИЖЕ СРЕДНЕГО и ВЫШЕ СРЕДНЕГО. В коридорах низких и высоких значений (соответственно от 3 до 10 и от 90 до 97 центиля) - НИЗКИЙ и ВЫСОКИЙ. Если показатель роста ниже 3 центиля - он считается очень низким; если показатель роста выше 97 центиля - он называется очень высоким. Значения роста от 10 до 90 центиля - это норма! Значания роста между 3 и 10 и между 90 и 97 центилями являются пограничными. Значения ниже 3 центиля и выше 97 требуют пристального наблюдения и консультации специалиста.

Итак, измеряются рост, вес, окружность головы, окружность груди. Каждый показатель при этом попадает в свой коридор (то есть находится между определенными центилями. Результаты сравниваются между собой. В идеале, и рост и вес и окружности должны находиться в одном коридоре. То есть, например каждый показатель по отдельности находится между 25 и 75 центилем. Это говорит о том, что ребенок развивается гармонично . Если показатели находятся в разных коридорах и различаются более, чем на один - физическое развитие считается дисгармоничным. Например, если рост мальчика находится между 25 и 75 центилем (средний), а его вес между 3 и 10 центилями (низкий), то в данном случае у ребенка явно присутствует дефицит массы тела.

На что нужно обратить внимание при оценке физического развития у вашего малыша:

1. Низкое физическое развитие (в случае, если другие члены семьи - среднего или высокого роста) и очень низкое физическое развитие требуют обязательной консультации врача - эндокринолога и наблюдения в динамике.

2. Несоответствие роста и массы тела ребенка : дефицит или избыток веса. В случае выраженного недостатка массы тела (гипотрофия) и при избыточной массе тела (ожирение) требуется дополнительное обследование и наблюдение.

3. Очень маленькая или очень большая окружность головы, большие приросты окружности головы в динамике - важная причина для обязательной консультации невролога.

Физическое развитие - биологический процесс, характеризующийся на каждом возрастном этапе определенными анатомическими и физиологическими особенностями.

Что же понимается под «физическим развитием»?

В антропологическом плане, физическое развитие понимается как комплекс морфо-функциональных свойств, определяющих запас физических сил организма. В гигиенической трактовке, физическое развитие выступает как интегральный итог воздействия на организм факторов окружающей cреды бесспорно вкладываются и социальные факторы, объединяемые понятием «образ жизни» индивидуума (жилищно-бытовые условия, питание, двигательная активность и др.). Учитывая биологический характер понятия «физическое развитие", последнее отражает и биологические факторы риска его отклонений (этнические различия).

Споры вокруг связи физического развития и состояния здоровья носят, главным образом, методологический характер и связаны с определением, что первично в этом сочетании: физическое развитие определяет уровень здоровья, или уровень здоровья - физическое развития. Однако, абсолютно однозначно отмечается прямая взаимосвязь этих двух показателей - чем выше уровень здоровья, тем выше и уровень физического развития.

На сегодняшней день общепринятым определением физического развития следует считать следующее: "Физическое развитие - это совокупность морфологических и функциональных признаков в их взаимосвязи и зависимости от окружающих условий, характеризующих процесс созревания и функционирования организма в каждый данный момент времени". Такое определение охватывает оба значения понятия "физическое развитие": с одной стороны оно характеризует процесс развития, его соответствие биологическому возрасту, с другой – морфо-функциональное состояние на каждый отрезок времени.

Физическое развитие детей и подростков подчиняется биологическим законам и отражает общие закономерности роста и развития организма:

· чем моложе детский организм, тем интенсивнее протекают в нем процессы роста и развития;

· процессы роста и развития протекают неравномерно и каждому возрастному периоду свойственны определенные анатомо-физиологические особенности;

· в протекании процессов роста и развития наблюдаются половые отличия.

Наблюдение за физическим развитием детей и подростков - неотъемлемая часть работы, как врача, так и педагога, любого детского коллектива. Это имеет особое отношение к работе учителя физической культуры, непосредственно обеспечивающего физическое развитие ребенка, поэтому он должен хорошо владеть методикой антропометрических измерений и уметь правильно оценить уровень физического развития.


Как правило, комплексный уровень физического развития детей проверяется в ходе обязательных медицинских осмотров. Такому осмотру должно предшествовать антропометрическое обследование детей с оценкой степени их физическое развития.

Объем обязательных антропометрических исследований дифференцируются в зависимости от возраста ребенка: до 3-х лет рост стоя, масса тела, окружность грудной клетки в покое, окружность головы; от 3-х до 7 лет - рост стоя, масса тела, окружность грудной клетки в покое, на максимальном вдохе и выдохе.

Ведущими антропометрическими признаками, несущими оценочную информацию для установления степени физического развития ребенка, являются рост, вес и окружность грудной клетки в покое. Что касается включаемых в программу антропометрического обследования таких показателей, как окружность головы (у детей до 3-х-летнего возраста) и грудной периметр на вдохе и выдохе (у школьников), то они несут терапевтическую информацию и к оценке степени и гармоничности физического развития отношения не имеют.

Для оценки физического развития детей и подростков определяют:

1. Соматометрические признаки - длина тела (рост), масса тела, окружность грудной клетки.

2. Соматоскопическиекие признаки - состояние кожных покровов, слизистых оболочек, подкожного жирового слоя, костно-мышечной системы; форма грудной клетки и позвоночника, степень полового развития.

3. Физиометрические признаки - жизненная емкость легких, мышечная сила, кровяное давление, пульс.

4. Состояние здоровья.

4. Физическое развитие. Факторы, влияющие на физическое развитие. Показатели. Методы оценки физического развития.

7. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

ПОНЯТИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ

Важным условием физического и психического совершенствования нации является укрепление здоровья детей.

Выделенное в Положении ВОЗ понятие здоровья как «полного физического и социального благополучия» не находит широкого применения так же, как и определение «абсолютного здоровья», которое рассматривается как идеальное. Для практической работы чрезвычайно важно установить понятие «практическое здоровье», или «норма», отклонение от границ которой можно считать болезнью. Здоровье не исключает наличия в организме болезненных изменений.

В связи с этим возникло понятие «практически здоровый человек», у которого наблюдающиеся в организме отклонения от нормы не влияют на самочувствие и работоспособность. Поэтому в самых общих чертах можно определить здоровье индивидуума как естественное состояние организма, которое характеризуется полным равновесием с биосферой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Полное равновесие организма ребенка с окружающей средой означает возможность посещать дошкольное детское учреждение, успешно овладевать знаниями, умениями и навыками, которые предусмотрены программой.

Контроль за состоянием здоровья осуществляется лечебно-профилактическими учреждениями. Детские поликлиники проводят не только лечебную работу, но и углубленные медицинские осмотры всех детей, которые посещают дошкольные учреждения. Систематические медицинские осмотры с привлечением разных специалистов (окулистов, отоларингологов, невропатологов, психиатров, фтизиатров, ревматологов, стоматологов и т.д.) позволяют выявить ранние проявления заболеваний, различные функциональные нарушения и отклонения от состояния здоровья.

Для индивидуальной оценки здоровья используют следующие критерии: 1) наличие или отсутствие хронического заболевания; 2) уровень функционального состояния основных систем организма; 3) степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям; 4) уровень достигнутого физического и нервно-психического развития и степень его гармоничности. Для оценки состояния здоровья особенно важен последний критерий, так как детский организм находится в процессе непрерывного роста и развития.

Разработаны принципы дифференциации детей по состоянию здоровья. Эти принципы необходимы для индивидуальной и коллективной оценки здоровья детей. Такая оценка позволяет выделить следующие группы здоровья.

I. В нее входят здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием и нормальным уровнем физиологических функций.

II. Включаются дети здоровые, но имеющие морфологические и некоторые функциональные отклонения, с пониженной сопротивляемостью к заболеваниям. К этой группе относятся дети-реконв ал ее центы (переболевшие), дети с отклонениями в физическом развитии, часто и длительно болеющие дети (3 и более раз в год).

III. К этой группе относятся дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, а так же с физическими недостатками, но с сохранением функциональных возможностей организма.

IV. Больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, с пониженными функциональными возможностями, что препятствует приспособляемости к изменяющимся условиям.

V. Больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма (инвалиды I и II групп). Дети этой группы, как правило, не посещают детские учреждения общего профиля.

Установление III и IV групп здоровья зависит от степени выраженности патологического процесса с учетом функциональных возможностей организма. Распределение детей по пяти группам здоровья носит в определенной степени условный характер, но имеет большое значение, так как дает возможность вести точное наблюдение за динамикой состояния здоровья детей. На практике такая дифференциация позволяет изучать влияние факторов окружающей среды на здоровье; оценивать эффективность различных методов учебно-воспитательного процесса и лечебно-оздоровительных мероприятий; контролировать состояние здоровья детей с пониженными функциональными возможностями.

Здоровье и физ. развитие находятся в тесной завис-сти, и при обследовании детей это необходимо учитывать.

Физическое развитие представляет собой совокупность морфологических функциональных свойств организма, которые характеризуют процессы роста и созрр вания.

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Для изучения физического развития применяется методика антропометрических обследований. Из множества признаков используют наиболее доступные для выявления, точные и простые: 1) морфологические (соматометрические) показатели: масса тела, длина тела и его частей (рост), окружность грудной клетки; 2) функциональные (физиометрические) показатели: жизненная емкость легких (ЖЕЛ), мышечная сила кистей рук, спины (становая сила); 3) соматоскопические (описательные) показатели: оценка состояния опорно-двигательного аппарата (форма позвоночника, грудной клетки, конечностей), состояние кожи и видимых слизистых оболочек, жировых отложений.

Наблюдение за физическим развитием отдельного ребенка или группы детей носит название индивидуализирующего метода изучения физического развития. Существует и генерализующий метод, когда в относительно короткий период проводят массовые обследования детей области или целой республики (региона). Статистическая обработка полученных данных позволяет установить средние показатели физического развития каждой возрастно-половой"группы. Эти показатели получили название региональных возрастных стандартов физического развития. Применяются они для индивидуальной оценки физического развития детей только данной местности (региона). Каждые 5-10 лет стандарты уточняются, так как физическое развитие представляет собой динамичный процесс. Возрастные стандарты помогают своевременно выявить отклонения физического развития от норм, сохранить здоровье, а значит, создать лучшие условия для правильного применения преподавателями-воспитателями различных методов обучения и воспитания детей. Отсутствие знаний о детском организме может привести преподавателя к ошибкам в работе. Поэтому будущему педагогу важно овладеть методикой оценки физического развития детей.

Оценивают физическое развитие ребенка на основании совокупности всех исследуемых признаков: морфологических, функциональных, соматоскопических. Для определения уровня физического развития сопоставляют данные роста, массы тела и окружности грудной клетки ребенка со средними показателями таблицы стандартов.

Для оценки физического развития ранее использовался метод сигмальных отклонений по Мартину. Его сущность заключается в сравнении фаз развития индивидуума со средним уровнем физического развития той группы, к которой он относится. Основные показатели физического развития (рост, масса тела, окружность грудной клетки) сравнивают со средним арифметическим этих признаков (М) для соответствующей возрастно-половой группы и полученную разницу делят на сигму (о) (приложение 11). Таким образом, отклонения от средних показателей выражают в сигмах – получают сигмальные отклонения. По полученным данным составляют профиль физического развития. В зависимости от степени отклонений различают среднее, выше среднего, высокое, ниже среднего и низкое физическое развитие.

Для индивидуальной оценки физического развития предложено использование центильные шкалы. Центильные характеристики являются более объективными и точными, чем параметрические. Получает распространение разработка материалов антропометрических исследований методом центильного анализа. Сущность метода в том, что все варианты рассматриваемого ка располагают в ряду по классам от минимального до максимального значения и путем математических преобразований весь ряд делят на 100 частей, получают процентиль.

Первый процентиль (Рг) составляет 1 % выборки (т.е. данный признак встречается только у одного человека из 100) и определяет наименьшую частоту измеряемого признака. Второй (Р2) составляет соответственно 2 %, третий процентиль (Р3) составляет 3 % и т.д. Процентили от 25 до 75 определяют средние показатели частоты встречаемости измеряемого признака. Обычно для характеристик выборки используют не все процентили, а лишь Р3, Рц), Рг5> Р75> Рщ>’ ^97- Принято считать, что величины изучаемого признака, находящиеся до Р3, -очень низкие, от Рз До Pj0 – низкие, от Рю до Р25 ~ сниженные, от Р25 до Р75 "" средние, от Р75 ДО Рэо ~ повышенные, от Рао до Р97 ~ высокие и более Р97 – очень высокие.

Особый интерес представляет оценка по центилям соотношения массы и роста ребенка. Таблицы (приложение 12) позволяют определить центильную зону, куда попадают показатели массы тела изучаемого ребенка при достигнутом росте. Если масса тела попадает в срединную зону (25-75-й центили), то развитие ребенка может считаться средним, зоны от 25-го до 10-го центиля и от 75-го до 90-го позволяют говорить о тенденции снижения или повышения массы у ребенка, зоны от 10-го до 3-го центиля и от 90-го до 97-го свидетельствуют о явном снижении или повышении развития ребенка. Таблица в приложении 13 характеризует распределение детей раннего возраста по длине тела и массе.

Оценка физического развития. Существуют следующие варианты оценки:1) нормальное физическое развитие; 2) отклонения от нормы (в настоящее время отклонениями считают низкий рост, уменьшение или избыток массы тела относительно средних стандартных показателей для данного возраста и пола). Дети 1-го года обследуются 1 раз в месяц, 1-3 лет – 1 раз в 3 месяца, 3-7 лет -1 раз в полгода.

Для комплексной оценки физического развития введено понятие биологического возраста. Хронологический, т.е. паспортный возраст, устанавливается датой рождения. Биологический возраст – это фактически достигнутый ребенком уровень морфофункционального развития. При определении биологического возраста также учитывают погодовые прибавки в росте и весе ребенка.

Все дети при подготовке к поступлению в школу должны пройти тщательное разностороннее обследование для выявления неподготовленных к школьному обучению по состоянию здоровья.

Соответствие биологического возраста паспортному оценивается по следующим показателям: 1) длина тела не должна быть ниже средней величины показателя роста, соотношение массы тела и роста должно попадать в срединную центильную зону Р25 – Р75 или быть хотя бы не ниже Pjq ~ f*25! 2) погодовые прибавки роста должны составлять не менее 4 см; 3) количество постоянных зубов в б лет – не менее 1; в 7 лет – не менее 4 у мальчиков, 5 у девочек. Биологический возраст считается отстающим от паспортного, если два из перечисленных показателей меньше указанной величины.

Биологический возраст может отставать от паспортного, соответствовать ему или опережать.

Физическое развитие подчиняется биологическим законам, отображая общие закономерности роста и развития, но и зависит от социальных условий. Поэтому оно является одним из важных показателей условий жизни, воспитания и эффективности оздоровления подрастающего поколения.

Физическое развитие является прямым показателем здоровья населения.

Физическое развитие - это свойства организма, позволяющие определить возрастные особенности, запас физических сил и выносливость.

На формирование физического развития влияет ряд факторов медико-биологические (пол, возраст, конституция, наследственность и др.);

Природно-климатические (температура, влажность, ландшафт);

Социально-экономические (уровень экономического развития общества, условия труда и быта, материальный и культурный уровни и др.).

Данные физического развития используются для оценки эффективности проводимых санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий.

Показатели физического развития используются для выявления антропометрических маркеров риска развития заболеваний. Некоторые антропометрические показатели являются важнейшими критериями для определения таких понятий, как «живорожденность», «мертворожденность», «недоношенность» и др. Показатели физического развития необходимы для стандартизации одежды, обуви, мебели, рационального устройства рабочих мест и т.д.

Нарушения физического развития свидетельствуют о неблагоприятных условиях образа жизни, что требует проведения мер медико-социального воздействия.

Контроль за физическим развитием является одним из существенных элементов повседневной деятельности медицинских работников. Поэтому средний медицинский работник должен владеть методиками исследования физического развития, знать основные правила его оценки.

При изучении морфологических и функциональных признаков, характеризующих физическое развитие, используется метод антропометрии (от греч. antropos - человек и metreo - изме­рять). Антропометрия позволяет осуществлять количественный учет вариации физических свойств человека. При изучении физического развития используется комплексный подход, основанный на таких показателях, как:

1) соматометрические (морфологические), определяются измерением размеров тела и его частей: длина и масса тела, длина тела сидя, окружность грудной клетки;

2) физиометрические (функциональные), определяются с пошью специальных физических приборов: жизненная емкость

легких (ЖЕЛ), экскурсия грудной клетки, мышечная сила рук, становая сила;

3) соматоскопические (описательные), основанные на описании тела в целом или отдельных его частей: состояние опорно-двигательного аппарата (осанка, форма грудной клетки), эластичность кожи, развитие мускулатуры, степень жироотложения, тип телосложения, а также биологический уровень развития организма (степень развития вторичных половых признаков, число постоянных зубов и порядок их прорезывания и др.).



Наблюдение за физическим развитием населения является обязательной составной частью системы медицинского контроля за здоровьем. Оно носит систематический характер.

Контроль за физическим развитием начинается с момента рождения человека. Первые антропометрические измерения проводятся в родильном доме. Эта работа продолжается в детских поликлиниках и детских дошкольных учреждениях, во время углубленных медицинских осмотров в школах. На основании разработанных возрастно-половых стандартов физического развития однородных этнических групп проводятся групповая и индивидуальная оценки уровня физического развития школьников и коррекция по мере надобности их физического развития.

Особенно велика роль показателей физического развития молодежи. Именно в этот период можно с большим успехом осуществлять направленные изменения морфологии организма - формы, размеров и пропорций тела. Оценка физического развития проводится среди учащихся средних и высших учебных заведений, при призыве в армию и во время военной службы. Наблюдения за физическим развитием взрослого населения проводятся при углубленных периодических медицинских осмотрах различных групп населения - рабочих промышленных предприятий, студентов, спортсменов и др.

Данные о физическом развитии, полученные в процессе текущего медицинского наблюдения, регистрируются в медицинских Документах (истории развития ребенка, медицинской карте амбулаторного больного, медицинской карте призывника, медицинской книжке военнослужащего и др.).

Для углубленного изучения физического развития детей, подростков и взрослого населения могут разрабатываться специальные учетно-статистические документы. Статистическая разработка данных, анализ и групповая оценка физического развития осуществляются с использованием методов медицинской статистики.

Изучение физического развития состоит из:

1)оценки физического развития различных возрастно-половых групп населения;

2)динамического наблюдения за физическим развитием в одних и тех же коллективах;

3)разработки возрастно-половых стандартов физического развития детей;

4)оценки эффективности оздоровительных мероприятий на
основе сдвигов в состоянии физического развития.

Для изучения, анализа и оценки физического развития населения применяются генерализирующий и индивидуализирующий методы наблюдения.

Генерализирующий метод предполагает наблюдение за достаточно большой группой детей, в которой индивидуальные антропометрические данные суммируются. При обработке результатов исследования получают средние показатели физического развития на определенный момент времени.

Индивидуализирующий метод - это длительное наблюдение за развитием каждого ребенка.

Для получения средних показателей физического развития проводится обследование больших групп практически здоровых людей определенного возраста и пола. Полученные средние показатели являются стандартами физического развития соответствующих групп населения. Общепринятых стандартов не существует. Различные уровни жизни в разных климато-географических зонах, в городах и сельской местности, этнографические различия обусловливают разный уровень физического развития населения. В соответствии с этим определяются региональные стандарты.

Оценка физического развития осуществляется при сравнении индивидуальных показателей со стандартами. С этой целью применяется метод сигмальных отклонений. Сущность его состоит в том, что показатели физического развития индивидуума сравнивают со стандартными данными для соответствующей возрастно-половой группы и рассчитывают величину сигмального отклонения, с помощью которого определяют степень физического развития. Оно может быть определено как среднее, выше или ниже среднего, высокое или низкое. При использовании этого метода все признаки физического развития оцениваются изолированно.

Более полную оценку признаков физического развития индивидуума позволяет получить метод оценки по шкалам регрессии. С помощью шкалы регрессии можно определить степень физического развития по совокупности морфологических признаков (длина тела, масса тела, окружность грудной клетки). Этот метод дает возможность выделить лиц с гармоническим и дисгармоническим развитием, но не позволяет учитывать уровень биологического развития индивидуума.

В последние годы широкое распространение получил центильный метод оценки состояния физического развития. Этот метод наиболее строгий и объективный. Центильные таблицы показывают количественные данные физического развития у детей конкретного возраста и пола.

Акселерация (от лат. acceleratio - ускорение) - ускорение роста и развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями. Это понятие введено в 1935 г. немецким врачом Е. Кохом. Наиболее отчетливо акселерация проявилась во второй половине XX в. Отмечено увеличение длины и массы тела новорожденных. У детей первого года жизни она выразилась в больших параметрах роста, более раннем зарастании родничка, в 6-7-летнем возрасте - в ранней смене молочных зубов на постоянные. Изменение темпов возрастного развития детей школьного возраста констатируется в основном по развитию вторичных половых признаков, раннему половому созреванию, ускорению процессов оссификации скелета. В настоящее время процесс окостенения заканчивается у мальчиков на 2, а у девочек - на 3 года раньше, чем в 30-е годы. Акселерация проявляется также в изменении ряда функциональных показателей (раннее установление частоты сердечных сокращений и величины артериального дав­ления на уровнях, характерных для взрослых).

Существуют различные гипотезы причин акселерационных сдвигов. В первую группу входят физико-химические гипотезы, согласно которым акселерация является следствием интенсивной инсоляции, воздействия электромагнитных волн, изменений уровня радиации. Вторую группу составляют гипотезы, сторонники которых объясняют акселерацию влиянием изменяющихся условий жизни и в первую очередь улучшением питания детей (увеличение потребления животных белков и жиров, витаминов, высококалорийных концентратов для вскармливания грудных детей). Ряд ученых придерживаются гипотезы урбанизации, полагая, что ускоренный темп городской жизни, активное воздействие средств массовой информации (телевидение, радио, кино, компьютерные средства коммуникации) оказывают возбуждающее действие на центральную нервную систему и активизируют ее тропные функции. Согласно генетической теории, в результате активного смешения населения планеты увеличивается гетерогенность в различных популяциях за счет учащения смешанных браков между ранее изолированными группами людей, что приводит к ускорению развития детей.

Однако ни одна из указанных гипотез (теорий) не может претендовать на исчерпывающее обоснование акселерации. Поэтому большинство исследователей рассматривают ускорение роста и развития подрастающего поколения как результат сложного взаимодействия экзо- и эндогенных, биологических и социальных факторов.

Акселерационные сдвиги носят периодический характер с кратковременными периодами стабилизации. Ученые прогнозируют в ближайшие десятилетия замедление акселерации в экономически развитых странах. Однако в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки ожидается значительное ускорение индивидуального развития детей.

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Здоровье и физическое развитие детей [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Рассмотрим взаимосвязь здоровья и физического развития детей, которое является одним из ключевых показателей здоровья ребенка. Обоснована необходимость регулярной оценки уровня физического развития ребенка с целью преодоления возможных заболеваний на ранних этапах их возникновения.

Значение физического развития детей

Здоровье и физическое развитие находятся в тесной взаимосвязи. У детей с имеющимися нарушениями здоровья – замедлено или значительно ухудшено физическое развитие. Физическое развитие детей представляется в совокупности морфологических и функциональных признаков организма в их взаимосвязи в детском возрасте. Оно неразрывно связано с воспитанием тяги к здоровому образу жизни.

Проблема здоровья и физического развития детей широко изучена в медицине. Еще в XIX веке русские ученые Ф. Ф. Эрисман и Н. В. Зак установили, что физическое развитие детей и подростков из привилегированных кругов значительно выше по сравнению со сверстниками из семей малообеспеченных.

В период советской власти о здоровье и физическом развитии детей писали такие ученые как: А. Н. Антонова, М. Д. Большакова, М. А. Минкевич, Е. П. Стромская, Л. А. Сысин, Л. Л. Рохлин, В. О. Мочан и др. В настоящее время проблемам детского развития и здоровья большое внимание уделено в трудах таких специалистов как: В. В. Голубев, А.А. Баранов, Н.В. ЕжоваН.П., Шабалови др.

Показатели физического развития детей

Здоровье и физическое развитие детей зависит от того, в какой физической форме и как часто занимается спортом ребенок. Важную роль в оценке здоровья детей выполняют показатели физического развития детей.

Под физическим развитием детей понимают совокупность морфологических и функциональных признаков организма таких как:

  1. рост,
  2. окружность грудной клетки,
  3. емкость легких,
  4. мышечная сила рук и т. д.

Физическое развитие и ребенка и взрослого напрямую связано с деятельностью систем организма:

  1. сердечно-сосудистой,
  2. дыхательной,
  3. пищеварительной,
  4. опорно-двигательной и др.

Состояние вышеперечисленных систем является показателем физического развития ребенка. Установлено, что, от того, как развит ребенок физически зависит устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям среды, сопротивляемость болезням. Таким образом, физическое развитие и здоровье ребенка взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Многие ученые-валеологи отмечают, что физическое развитие как категория здоровья, напрямую связано с состоянием сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, опорно-двигательной и других систем. Это неоспоримо. Однако, нельзя забывать, что от уровня физического развития зависит устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям среды, сопротивляемость болезням и соответственно состояние внутренних органов.

Физическое развитие и здоровье ребенка взаимосвязаны и влияют друг на друга. Физическое развитие отражает процессы роста и развития организма и является одним из важнейших показателей здоровья детей.

В настоящее время все больше и больше говорят об акселерации детского организма. Она оказывает непредсказуемое воздействие на здоровье и физическое развитие детей. Акселерация – это ускоренные темпы развития называются организма. В науке уживаются не одна теория акселерации. Считается, что это – результат общей тенденции в биологии современного человека, возникшей под влиянием научно-технического прогресса. Это изменение питания, увеличение активности Солнца, изменение климатических условий, урбанизация, нарушения генетической изоляции (межнациональные браки), излучение бытовой техники и т.п.

Показателями физического развития ребенка чаще всего считаются рост и вес. Они оцениваются путем сравнения величины его роста с нормами, представленными в стандартных таблицах. Такие таблицы периодически составляют на основании массовых обследований детей в определенных регионах, имеющих свои географические, социальные и экономические особенности .

Для детского организма характерен быстрый рост и непрерывное развитие. По мнению Н.В. Ежовой в медицинской науке различают ряд периодов детского развития, которые отражены на рисунке ниже.

Периоды жизни ребенка

На физическое развитие ребёнка оказывают влияние множество факторов:

  1. Наследственность, в которой большую роль играют не только гены родителей, но и расовая принадлежность и гены многих поколений предков.
  2. Питание ребёнка, которое обеспечивает физиологические потребности организма. Несбалансированное питание часто приводит к дефициту или избытку определённых веществ, развитию различных заболеваний.
  3. Условия окружающей среды и уход за ребёнком.
  4. Наследственные болезни, наличие некоторых хронических заболеваний, перенесённые тяжелые травмы или инфекционные болезни.
  5. Правильно распределённая физическая нагрузка, двигательная активность ребёнка, его психологическое и эмоциональное состояние .

Чаще всего рост организма заканчивается к 16 – 18 годам .

Физическое развитие – процесс, строго подчинённый определённым биологическим законам.

Один из важнейших законов физического развития детей – чем меньше возраст, тем активнее происходят процессы роста. Исходя из этого, можно утверждать, что самым активным образом организм растетт внутриутробно. За 9 месяцев организм малыша растёт от нескольких клеток до размеров в среднем 49 – 54 см роста и 2,7 – 4 кг веса. За первый месяц жизни ребёнок вырастает примерно на 3 см и прибавляет массу 700 – 1000 г. В среднем к концу первого года ребёнок весит около 10 кг и имеет рост 73 – 76 см. С увеличением возраста уменьшаются прибавки в физическом развитии ребёнка .

Другой немаловажный закон роста детского организма – это смена периодов вытяжения и округления. Периоды так называемого вытяжения сменяются периодами округления – каждый период длится около 1,5 – 3 лет. Наиболее ярко выражены периоды округления в возрасте 3 – 5 лет, а периоды вытяжения – в подростковом возрасте .

Контроль за показателями физического развития ребенка необходим на каждом этапе развития. Необходимо помнить, что любое заболевание отражается на физическом развитии ребенка, нарушая его.

Оценка физического развития ребенка

Для выявления показателей здоровья и физического развитие детей проводят анализ показателей и расчеты, на выявление различных индексов.

Оценку физического развития проводят путем сравнения индивидуальных показателей ребенка с нормативными. Первым (базовым), а во многих случаях единственным методом оценки физического развития ребенка является проведение антропометрических исследований и оценка полученных данных. При этом используют два основных метода представленных на рисунке.

Методы оценки физического развития детей

Рассмотрим каждый метод оценки здоровья и физического развития детей по отдельности.

Метод ориентировочных расчетов основывается на знании основных закономерностей увеличения массы и длины тела, обводов грудной клетки и головы. Соответствующие нормативные показатели можно рассчитать для ребенка любого возраста. Допустимый интервал отклонений фактических данных от расчетных составляет ± 7% для средних показателей физического развития. Метод дает лишь приблизительную картину о физическом развитии детей и используется педиатрами, как правило, в случае оказания медицинской помощи детям на дому.

Метод антропометрических стандартов является более точным, поскольку индивидуальные антропометрические величины сравнивают с нормативными по возрасту и полу ребенка. Регионарные таблицы стандартов могут быть двух типов:

  1. Сигмальный тип.
  2. Центильный тип.

При использовании таблиц, составленных по методу сигмальных стандартов, сравнение фактических показателей проводится со средней арифметической величиной (М) для данного признака того же возрастно-половой группы, что и у ребенка, которую мы наблюдаем. Полученную разницу выражают в сигма (δ – среднее квадратическое отклонение), определяя степень отклонения индивидуальных данных от их средней величины.

Результаты оцениваются следующим образом: при среднем физическом развитии индивидуальные значения отличаются от возрастных стандартов (М) не более чем на одну сигму в ту или другую сторону.

В зависимости от размеров сигмальных отклонений выделяют 5 групп физического развития. Они представлены на рисунке ниже .

Группы физического развития в соответствии с размерами сигмальных отклонений.

Рассмотрим пример: Средний рост мальчиков 10-летнего возраста равен 137 см, среднее квадратическое отклонение – 5,2 см, тогда школьник этого возраста, имеющий рост 142 см, получит оценку роста в долях сигмы, равную

142 – 137 / 5,2 = 0,96,

т. е. рост школьника находится в пределах М + 1σ и оценивается как средний, нормальный рост.

Итоговые данные, получаемые по каждому признаку физического развития, в сигмальном выражении могут быть наглядно представлены в виде так называемого антропометрического профиля, который выполняется графически и показывает отличия телосложения данного человека от других лиц. Этот способ широко применяется при динамическом медицинском наблюдении за физическим развитием детей, спортсменов, военнослужащих и других групп населения.

При использовании таблиц, составленных по методу центильних стандартов, необходимо определить центильний интервал, которому соответствует фактическая величина признака, учитывая возраст и пол пациента, и дать оценку. Метод не математизированных и поэтому лучше характеризует вариационные ряды в биологии и в частности в медицине. Он прост в использовании, не требует расчетов, в полной мере позволяет оценить взаимосвязь между различными антропометрическими показателями и поэтому широко используется в мире .

В настоящее время, зная пол, возраст ребенка и определив антропометрические характеристики, можно выяснить степень отклонения его физического развития.

Центиль – определенная доля или процент соответствующего признака у детей в зависимости от возраста и пола. Это – количественный показатель физиологических границ данного признака .

За средние, или условно нормальные, величины принимаются значения в интервале 25-75 центилей (50% всех детей). Интервал от 10 до 25 центилей характеризует область величин ниже среднего, от 3 до 10 центилей – низких, ниже 3 центилей – очень низких и наоборот, интервал от 75 до 90 центилей – область величин выше среднего, от 90 до 97 центилей – высоких, выше 97 центилей – очень высоких. Выше 75 и ниже 25 центилей лежат пограничные зоны количественных характеристик длины и массы тела, требующие осторожности при оценке риска серьезных отклонений.

Показатели, лежащие за пределами 97-го и 3-го центилей, отражают явную патологию или заболевание.

Каждый результат, полученный при измерении длины или массы тела, может быть помещен в соответствующую область, или "коридор", центильной шкалы, что позволяет оценить физическое развитие ребенка: среднее, выше среднего, высокое, очень высокое, ниже среднего, низкое и очень низкое. Если разность "коридоров" между любыми 2 из 3 показателей не превышает 1, можно говорить о гармоничном развитии. Если эта разность составляет 2 "коридора", развитие следует считать негармоничным, а при 3 и более – дисгармоничным, т.е. свидетельством явного неблагополучия.

При наблюдении и измерении ребёнка педиатр даёт заключение по физическому развитию и рекомендации в случае отклонения от нормы.

Но для адекватной оценки и своевременного корректирования именно вашего ребёнка врач должен быть ознакомлен:

  1. с предыдущим развитием ребёнка,
  2. с перенесёнными заболеваниями,
  3. с наличиями особенностей ребёнка.

Родители должны четко отслеживать физическое развитие ребенка совместно с педиатром. Это необходимо для того, чтобы вовремя предотвратить развитие заболеваний, таких как эндокринные, болезни обмена веществ, болезни сердечно-сосудистой системы и т.д.

Оценка физического развития ребенка происходит в строго регламентированные периоды указанные ниже.

Итак, контроль за физическим развитием ребенка и его оценка крайне важны в современных крайне сложных экологических условиях. Так же нужно подчеркнуть тот факт, что физическое развитие и здоровье ребенка – взаимосвязанные показатели. У здоровых детей адекватные показатели физического развития. Если же у ребенка имеются какие либо заболевания, то они ухудшают показатели физического развития.

Постоянное наблюдение за физическим развитием детей необходимо, оно позволяет выявить на ранних стадиях многие заболевания, ещё до начала жалоб на здоровье ребёнком или его родителями.

Литература

  1. Голубев В.В.Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста – М.: Издательский центр "Академия", 2011
  2. Ежова Н.В. Педиатрия – Мн.: Высшая школа, 1999
  3. Жидкова О.И.Медицинская статистика: конспект лекций – М.: Эксмо, 2011
  4. Запруднов А. М., Григорьев К. И. Педиатрия с детскими. – М.: ГЭОТАР- Медиа, 2011
  5. Педиатрия. Национальное руководство. Краткое издание / Под ред. А. А. Баранова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014.
  6. Пищаева М.В. Денисова С.В. Маслова В.Ю.. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста – Арзамас: АГПИ, 2006.
  7. Тяжелая О.В. Педиатрия. – Новая книга, 2010.