Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме: « Культура стран халифата»

Материал разработан учителем истории

МОУ «ООШ с.Кувыка»

Садырбаевой А.С.

Цели: - продолжить знакомство учащихся с арабами и их культурой;

Выяснить, какой вклад внесли народы Арабского халифата в развитие мировой культуры;

Показать роль ислама в развитии культуры стран Арабского халифата

Однако были некоторые арабские ученые. Две книги из моей библиотеки. Всем невежественным слюням, сообщите себе, прежде чем взорвать свою глупость. Организовать обучение гражданской исламофобии. Именно благодаря знаниям мы преодолеем этот мракобесие, ксенофобию, расистскую, смертельную, кощунственную, антифеминистскую.

Смелость, под пеплом есть еще угли! Переводы. Первой заботой великих халифов является перевод произведений философов и ученых, написанных на греческом или персидском языках. Седьмой халиф династии Аббасидов, Абд Аллах аль-Мамун ибн Харун ар-Рашид, позаботился о том, чтобы искать науку о том, где она. Затем Аль Мамун сделал выбор выдающихся переводчиков и поручил им перевести эти работы как можно лучше. Перевод был сделан со всеми возможными совершенствами, халиф призвал своих подданных изучать их.

Продолжит развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать,
делать выводы.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Сообщение темы и целей урока:

(сл. 2) План урока:

  1. Образование.
  2. Наука.
  3. Литература.
  4. Искусство.
  5. Значение культура халифата.

4. Изучение нового материала.

После завоевания и организации Атлантической империи в Инде Оммаядами период Аббасидов иллюстрируется интенсивной интеллектуальной и художественной деятельностью как Багдада, так и других столиц, когда империя крошится. Там живут мужчины со всего мира и из разных стран и провинций. Они стекаются к нему из всех стран ближнего и дальнего зарубежья и предпочитают его в свою страну.

Историки считают, что крестовые походы не спровоцировали плодотворных обменов между христианами и мусульманами. Это было не то же самое на Сицилии и особенно в Испании, где на войне, как в мире, Запад был посвящен арабскому культурному наследию. Цивилизация Кордовы распространилась по всему Западу: эти экспедиции или «Алгарады» не препятствовали экономическим и культурным связям между христианской Испанией и мусульманской Испанией. Эти обмены проводились регулярно благодаря денежной единице, поскольку испанские суверены подражали арабским валютам.

1) рассказ учителя:

(сл. 3) В халифат входило много стран с высокой древней культурой: Египет, Сирия, Палестина, Месопотамия, Иран, Средняя Азия. В этих странах широко распространился ислам, а вместе с ним - арабский язык. Его называли «латынью Востока». Но в отличие от латинского языка – арабский был живым, на нём говорило огромное количество людей.

Они также подражали церемонии суда Кордовы и мод одежды. Испанский язык обогащен арабскими словами, заимствованными не только из военной лексики, но и из учреждений и повседневной жизни, будь то имена одежды, растений или цветов. Все это подтверждает знакомые обмены. Наконец, искусство под названием «Мосарабский», которое мы находим в Кастилии или Каталонии, можно объяснить только прибытием рабочих, архитекторов и художников из южной Испании. - Пьер Риче, Великие вторжения и империи.

Преданность Толедо: Реконкиста позволяет христианам захватить Толедо и «свою внушительную арабскую библиотеку», которую они берут на перевод на латынь. Страсть учебы выгнала меня из Англии. Кто изучает Евангелия, Пророки, Апостолы? Молодые христиане, которые выделяются талантами, не знают ни одного языка, кроме арабского; они с готовностью читают и изучают арабские книги; они наполняют все библиотеки большими расходами, и везде хвалит арабскую науку. Фон Грюнбауме, средневековый ислам. Любопытная судьба, как у Сицилии.

(сл. 4) Каждый мусульманин, если он хотел занять какую-либо должность, должен был получить образование. Начальные школы у мусульман были частными. Те, кто мог платить, занимались на дому с наемными учителями. Образование можно
было продолжить, посещая лекции и беседы знатоков Корана, Сунны и шариата. При наиболее известных мечетях в больших городах были открыты высшие
мусульманские школы - медресе.

Буске, классика исламологии. Литература в Европе очень сильно страдает от арабского влияния. С другой стороны, мусульманские философы и историки, адаптировав греческое наследие, являются истинными хозяевами христианского Запада в средние века. В целом прилагаются усилия, направленные на то, чтобы привести греческую мысль в гармонию с мусульманской религией. И в течение трех столетий очень великие философы стали главными героями разума, интеллекта и критического мышления. Арабский народ довел до человеческого прогресса самый важный вклад средневековья.

(сл. 5) Запишем термины

  1. Сунна – собрание рассказов об изречениях и поступках Мухаммеда.
  1. Мечеть – мусульманский храм
  2. Медресе – мусульманская школа

(сл. 6)

- Каждый знатный человек желал иметь в своем окружении как можно больше выдающихся поэтов, ученых, знатоков Корана, которые чаще всего жили при дворцах халифов и эмиров, получали содержание и дары от своих покровителей, за это прославляли их, посвящали им свои произведения.

Для Авиценны все существа, кроме Бога, являются случайными, требуя основания для их существования. Поэтому он не несет ответственности за зло, которое является ценой свободы. Фактически, Авиценна превзошел своих соперников по ясности и бодрости своего стиля, благодаря своей способности помогать абстрактной мысли с помощью образных анекдотов, поддерживаемых приятным стилем, а также по степени его научной и философски. Его влияние было огромным в мусульманском мире и в христианском мире. Кроме того, никто не будет отрицать, что Шифа и Кэннон Авиценны знаменуют вершину средневековой мысли и составляют одну из величайших попыток синтеза в истории цивилизаций.

(сл. 7)

- У арабских учёных существовала такая поговорка: « Важнейшее украшение человека – знание». Как вы понимаете такие слова?

В VIII-IX веках на арабский язык были переведены научные труды древнегреческих, иранских, индийских ученых.- Особенно много переводов было сделано при Харуне ар-Рашиде и его сыне. В Багдаде тогда был основан « Дом Мудрости» - хранилище рукописей, где переводили и переписывали книги. Там жили учёные, они получали книги, жильё, денежные средства.

Помимо его работ над Аристотелем, он также должен ему точную психологию, метафизику, теологию, логику и право. Наконец, Аверроизм, отредактированный, был рекомендован Парижским университетом, и его влияние стало решающим для всей эволюции европейской мысли до появления экспериментальной науки. Рислером, Арабская цивилизация. В своей Муккадиме он развивает новый исторический метод. Впервые историк обсуждает источники, которые он использует, стремится установить законы о жизни и смерти империй.

Он не просто летописец, а истинный историк, как он мыслится сегодня. «Ищите науку»: Коран часто призывает верующих соблюдать небо и землю, чтобы найти доказательства для веры. Традиции Пророка полны историй, где мы находим похвалу науке: «Ищите науку от колыбели до могилы, даже в Китай». Это правда, что эта наука - это прежде всего знание религиозного права. Но в исламе он не совсем отделен от светской науки.

(сл. 8) Арабским математикам были известны труды Пифагора, Евклида и Архимеда, индийских астрономов и математиков. Они создали алгебру, стали пользоваться индийскими цифрами. Постепенно эти цифры, стали называться арабскими, и их счет проникли в Европу

(сл. 9) В Багдаде и Дамаске действовали обсерватории . Пользуясь сложными инструментами, астрономы сумели приблизительно вычислить окружность Земли, описали положение видимых звезд на небе.

Их затронули все те, кого коснулся Ислам. Среди этих народов некоторые из них уже продвинули науку: Индия и Персия ввели важную дань. Обязательность эклиптики Вращение земли. . Ботаника - изучение андалузских лечебных склонов. Химия: - обнаружение и дистилляция тела.

  • Так называемые «арабские» числа, ноль.
  • Алгебра - тригонометрия.
Медицина - всемирно известные врачи. Это не спорный или политический характер. Это, просто, историческая реальность. Бернард Льюис, 92 года, является самым выдающимся живым исламистом. Со временем он также изучил арамейский, турецкий, иранский, а также полдюжины диалектов в регионе. Из офиса Университета Принстона на восточном побережье Соединенных Штатов он с энтузиазмом рассказывает о своей последней книге, выпущенной в Италии «Происхождения мусульманского гнева», опубликованной несколько дней назад Мондадори, сборником эссе с общим знаменателем отношения между мусульманским миром и нашей, злобой ислама на Западе.

(сл. 10- 11) Великий учёный из Хорезма, автор многочисленных трудов по
истории, географии, филологии, астрономии, математике, геодезии, минералоги, фармакологии, геологии и др.
аль - Бируни владел почти всеми науками своего времени. Он высказал гениальную догадку, что центром нашей Вселенной является Солнце, а Земля движется вокруг него.

Итак, профессор Льюис, почему ислам ненавидит нас? «Вам две причины для этого: потому что у него отличное чувство истории и потому, что оно определяет свою идентичность в религиозных терминах». И это? В западном мире, особенно в Соединенных Штатах, но и в Европе, мы, как правило, живем в настоящем, забываем об истории, чтобы стереть их осознание. В мусульманском мире это не так. Пример: Во время войны между Ираком и Ираном в 1980-х годах меня поразил тот факт, что двухпартийная радиопрограмма была полна намеков на светскую историю соперничества между двумя странами.

(сл. 12)

Ребята, но не только выше названные науки получили распространение в арабском мире. Письменная история родилась у арабов вместе с исламом. Появились предания и сообщения о Мухаммеде, его биографии, сведения о том, как возник ислам. Историки прославляли завоевания арабов и в кратком виде излагали историю римских, византийских и иранских правителей

Что касается второго аспекта, мы должны иметь в виду, что на Западе мы склонны определять себя по национальности, по странам. В исламе национальность - это недавнее развитие, не очень укорененное. Мы определяем нашу идентичность на национальной основе и только на втором месте на конфессиональной основе.

Они основывают свое самоопределение на религии и только после того, как они видят страну, нацию. Они очень четко видят различие между двумя мирами. И интерпретировать его в самом сильном смысле, как разделение между верующими в истинного Бога и неверных.

(сл. 13)

А есть ли у вас предположение, какая наука находилась в большом почёте у арабов?

Это была география. Об этом говорит пословица: «Кто отправляется в путь ради науки, перед тем открываются двери рая». Географы не только изучали сообщения о других странах, но и стремились побывать в них, с риском для жизни совершали далекие путешествия. Арабские путешественники и купцы описали страны халифата, Индию, Китай, проникли далеко в глубь Африки и Восточной Европы. Они составили карты известных им стран и морей.

Что ты имеешь в виду? Я имею в виду, что ислам и христианство имеют больше общего друг с другом, чем со всеми другими религиями. С этой точки зрения можно говорить о внутренней конфронтации между открытыми религиями. Исламисты и христиане всегда говорили и обсуждали. Они могут это сделать, потому что у них есть платформа, которая объединяет их. Они не могли сделать это с китайцами или индейцами.

Но, по ее словам, они также несовместимы. В мире существует много религий, но только два, среди основных, имеют универсалистское требование обладать предельной и исключительной правдой: христианством и исламом. Следовательно, возникает конфликт, больше от сходства, чем от различий: от чувства собственной божественной миссии. С этой отправной точки христианский мир отошел. Не будем забывать, однако, что исламский мир только что начал пятнадцатый век своей эпохи. Подумайте, что было христианством пятнадцатого века, жертвой войн религии между протестантами и католиками.

(сл. 14 - 15)

Успешно развивалась медицина. В Средней Азии жил великий ученый Ибн Сина (980- 1037), в Европе его называли Авиценна . Он был очень разносторонним мыслителем - философ, астроном, географ, медик, поэт. Ему принадлежит более ста научных трудов. Особенно прославился Ибн Сина как врач. В своем знаменитом труде по медицине он описал признаки многих болезней, которые до него не умели различать.

Они все еще живут в этом мире. Конечно, сегодня мы больше не привыкли говорить о христианстве, в отличие от ислама, мы используем затененные тона, но фундаментом является то, что. И снова самое интересное, что осознание столкновения намного выше в исламском мире, чем в западном мире.

Глядя на западный мир, она пишет в книге, что ислам в первую очередь занимается чем-то, секуляризмом. Это, безусловно, самый злейший враг исламистов: уменьшить или минимизировать значение религии в жизни человека. Эволюция, которая произошла на протяжении веков в христианском мире, связана с начальной точкой: с самого начала христианство различало религиозные и другие области религии, между Богом и Цезарем. Посмотрите на разные обстоятельства: Иисус был распят, его последователи преследовались. Когда христиане овладели Римской империей, уже существовала церковь как отдельное учреждение.

(сл. 16-17)

Вместе с товарами купцы и погонщики верблюдов привозили из других стран чудесные сказки. Их рассказывали во дворцах халифа и знати, на базарах, улицах и в домах Багдада. Многие слушатели любили рассказы об удивительных путешествиях и приключениях. Простой люд передавал смешные истории о хитрецах, которые ловко обманывали судей и чиновников. Из этих сказок позднее был составлен известный всему миру сборник « Тысяча и одна ночь», вобравший в себя предания и легенды многих народов.

Мухаммед не был распят, создал не только религиозную общину, но и государство, из которого он сразу стал лидером. Их история имеет полное проникновение и идентификацию между правительством и религией. Считаете ли вы, что на арабском языке, также богатом терминами и нюансами, до наших дней не было пар таких слов, как церковные или религиозно-светские.

Когда они были введены, только через христианское меньшинство арабского языка был разработан словарь западного культурного отпечатка. Те, кто упорствует в столкновении цивилизаций, всегда были вдохновлены Усамой бен Ладеном. Для него жители Запада были и остаются «крестоносцами». Усама смог продемонстрировать образцовое воображение своих со-исполнителей, став респектабельным и восхищенным Робин Гудом в глазах арабских масс. Недобросовестный человек, который, в отличие от почти всех других лидеров в регионе, не воспользовался своим положением, чтобы перейти от бедности к богатству, но был действительно богат и выбрал нищету.

(сл. 18)

Еще до ислама у арабов возникла богатая поэзия, отразившая быт и обычаи кочевников. В каждом племени был свой признанный поэт, выступавший на празднествах. Доисламские поэты воспели смелого воина, щедрого и верного данному слову

(сл. 19) Знакомство с культурой покоренных народов изменило интересы и вкусы арабов. Поэтов интересовали теперь «вечные» вопросы: о добре и зле, о жизни и смерти, о богатстве и бедности, о любви и измене, о красоте мира и его печалях.

(сл. 20) Одним из самых знаменитых поэтов был Фирдоуси (934-1020). Более 30 лет он работал над поэмой «Шахнаме» («Книга царей»). В ней рассказывается о борьбе иранского народа против завоевателей, прославляются подвиги легендарных героев.

(сл. 21) Из всех видов искусства более всего в халифате была развита архитектура. Строители возводили для халифов великолепные дворцы, гробницы и крепости. Всему миру известна Альгамбра - дворец эмира в испанском городе Гранаде. (сл. 22 ) - вид дворца

(сл. 23 ) В городах сооружали мечети. Мечеть служила не только местом молитвы, но и залом суда, хранилищем книг, а также денег, собранных для бедных, и просто клубом, где можно было потолковать с друзьями

(сл. 24) Главное здание мечети - четырехугольный молитвенный зал, открытый во двор, который обычно окружала галерея с колоннами, где собравшиеся отдыхали; в середине двора верующие совершали омовение у бассейна с проточной водой. Иногда над мечетью возводили купол, но чаще крыша была плоской. Множество колонн, изящных и легких, заполняли молитвенный зал.

(сл. 25) По сравнению с христианским храмом убранство мечети самое простое: в ней нет ни мебели, ни дорогой утвари, ни музыкальных инструментов. Пол застлан коврами, на которых рассаживаются посетители, предварительно оставив за дверями обувь; стены расписаны изречениями из Корана.

(сл. 26) Около мечети возводили один или несколько минаретов - высоких башен, с которых пять раз в день верующих созывали на молитву специальные служители.

(сл. 27) Арабские постройки богато украшали резьбой по камню, изразцами, мозаикой на стенах и на полу. Стены зданий покрывали арабесками - сложными геометрическими узорами из пересекающихся и переплетающихся линий. Изображение людей и животных мусульманством запрещено.

2) самостоятельная работа

  1. Стр. 89-90 – прочитать и ответить на вопрос « Каково значение культуры халифата?»

1) Европейцы восприняли от арабов много ценных научных знаний.

2) Труды арабских математиков, врачей и астрономов служили руководством для ученых средневековой Европы.

3) От арабов европейцы получили не только цифры и новую систему счета, но и знания по астрономии, в том числе названия многих звезд.

4) У арабов они научились чертить более совершенные карты, позднее - пользоваться компасом и глобусом.

5) Сочинение Авиценны по медицине, переведенное на латинский язык, до XVII века было настольной книгой европейских врачей.

6) Мусульманское искусство повлияло на особенности архитектуры, на многие моды и обычаи Испании и Южной Италии, многих стран Африки. С культурой стран халифата европейцы знакомились главным образом через завоеванную арабами Испанию. В Кордове было много высших школ, где лекции читали видные ученые.

7) В огромных библиотеках здесь хранились старинные рукописи. Многие труды древнегреческих ученых и писателей, а также мыслителей из стран халифата стали известны в Европе благодаря арабам.

5. Подведение итога урока.

6. Домашнее задание:

  1. Параграф 10, записи, вопрос 7 - письменно

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Культура и научные достижения арабского халифата являются неотъемлемой частью истории развития естественнонаучных знаний. Благодаря бурной переводческой деятельности ученых арабского Востока сохранилось наследие античных авторов для последующих поколений.

Неоспорим также вклад арабов в математическую науку (Абу-ал-Вафа, Омар Хайям, Ибн-аль-Хайсам) , медицину(Ибн-Сина (Авиценна), Абу Бакр Мухаммед ар-Рази, семья Бахтишо), теоретические основы алхимии (Ал-Джебр (Гебер)) и физический эксперимент (Аль-Бируни, Альгацини), философию (Аль-Кинди, аль-Фараби), географию, астрономию (Улугбек), историю и грамматику. Научные центры арабов (Багдад, Куфа, Басра, Харон, Кордова, Самарканд) включали библиотеки, обсерватории, переводческие отделы. В этот период была создана сеть средних и высших школ.

Европейское Средневековье (IX – XV века)

Распространившееся в Средние века в Европе христианство упразднило взгляд на историю, как на повторяющиеся периоды, и создало высокоразвитую богословскую науку, построенную на правилах логики.

Возникновение университетов (X-XII века)

Принцип Оккама (XIV век): «Сущности не следует умножать без необходимости» (лат. Entia non sunt multiplicanda sine necessitate ).

Никола Кузанский (1401 - 1464) . “Об ученом незнании”.

Прекрасная упорядоченность Вселенной – дело рук Творца и демонстрация его могущества.

    Вселенная не может быть ограничена, поскольку тогда нужно было бы допускать существование чего-то за его границами.

    Ни Земля, ни Солнце, ни какое-то другое небесное тело не могут быть центром Вселенной.

    Центр Вселенной – везде, а граница – нигде.

    Все космические тела, включая Землю, материально единствы.

    Движение Земли в пространстве является абсолютно реальным, невзирая на ощущение недвижимости. Такие же ощущения испытывал бы любой другой наблюдатель, который находился бы на любом другом небесном теле, и все они в этом смысле были бы равноправными.

    Космос населен: “Ни один звездный участок не лишен жителей".

Эпоха Возрождения (ХV – XVI века)

В этот период складывается новое отношение к месту и роли человеку в Космосе. Созданный «по образу и подобию…» человек начинает занимать активную, деятельную, преобразующую роль и функцию по отношению к миру Природы. Происходит смена пространственно-временных представлений: разнородное символически и смысловое пространство-время заменяются однородным и изотропным бесконечным абсолютным пространством и абсолютным однородным временем.

В эпоху Возрождения происходит поворот к эмпирическому и свободному от догматизма рационалистическому исследованию. Этому способствовало и изобретение книгопечатания (середина XV-го века), резко расширившего базу для будущей науки. Происходит становление гуманитарных наук; появляется научная критика текстов, закладываются основы научной хронологии. Параллельно идёт стремительное накопление новых эмпирических знаний (особенно с открытием Америки (1499) и началом эпохи Великих географических открытий), подрывающее картину мира, завещанную классической традицией. Жестокий удар по ней наносит и теория Коперника. Возрождается интерес к биологии. Занятия алхимией все более связаны с прикладными, практическими задачами, а не с поиском пятой сущности.

Леонардо да Винчи (1452 - 1519)

«…Пусты и полны заблуждений те науки, которые не порождены опытом, отцом всякой достоверности, и не завершаются в наглядном опыте…

Ни одно человеческое исследование не может называться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства. И если ты скажешь, что науки, начинающиеся и заканчивающиеся в мысли, обладают истиной, то в этом нельзя с тобой согласиться, …потому, что в таких чисто мысленных рассуждениях не участвует опыт, без которого нет никакой достоверности».

Николай Коперник (1473 - 1543). «Об обращении небесных сфер». 1543.

Гелиоцентрическая система:

    Орбиты и небесные сферы не имеют общего центра.

    Центр Земли - не центр вселенной, но только центр масс и орбиты Луны.

    Все планеты движутся по орбитам, центром которых является Солнце, и поэтому Солнце является центром мира.

    Расстояние между Землёй и Солнцем мало по сравнению с расстоянием до звёзд.

    Суточное движение Солнца - воображаемо, и вызвано эффектом вращения Земли, которая поворачивается один раз за 24 часа вокруг своей оси, параллельной самой себе.

    Земля обращается вокруг Солнца, и поэтому те перемещения, которые, как кажется, делает Солнце - эффект движения Земли.

    Это движение Земли и других планет объясняет их расположение на небесной сфере и конкретные характеристики движения планет.

«Я думаю, что тяжесть есть не что иное, как некоторое стремление, которым божественный Зодчий одарил частицы материи, чтобы они соединялись в форме шара. Этим свойством, вероятно, обладают Солнце, Луна и планеты; ему эти светила обязаны своей шаровидной формой».

Джордано Бруно (1548-1600). Идеи бесконечной Вселенной и многочисленности населенных миров: “Центр – везде, периферия – нигде”.