1 слайд

МЕЖЭТН ИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. УРОК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 11 КЛАССЕ. ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ. СМИРНОВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ- УЧИТЕЛЬ ИЛЬИНСКОЙ ШКОЛЫ. [email protected]

2 слайд

Проверим себя! Студент выписывал наиболее сложные понятия и их определения на отдельные карточки. Накануне зачета по социологии он не смог найти карточки, на которых был записан ряд понятий. Помогите ему восстановить потерянные записи. Зпишите понятия, определения которых приведены ниже: 1) осознание людьми своей принадлежности к определенному этносу, своего единства и отличия от других по добных образований; 2) идеалы данной этнической общности, являющиеся одним из источников мотивации ее поведения;

3 слайд

3) исторически сложившаяся социально-экономиче ская и духовная общность людей, которая возникает в период становления капитализма, усиления экономических связей, образования внутреннего рынка; 4) свойственный данному этносу способ мышления, умонастроение, предрасположенность мыслить и чувствовать, действовать и воспринимать мир определенным образом;

4 слайд

5) принадлежность человека к определенной этнической общности; 6) исторически сложившаяся на определенной территории общность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры, психики; 7. элементы социально-культурного наследия, сохраняющиеся в данной этнической общности в течение длительного времени.

5 слайд

Проверим себя! Студент выписывал наиболее сложные понятия и их определения на отдельные карточки. Накануне зачета по социологии он не смог найти карточки, на которых был записан ряд понятий. Помогите ему восстановить потерянные записи. Назовите понятия, определения которых приведены ниже: 1) Этническое самосознание 2 Ментальность; 3) Нация 4) Ментальность; 5) Национальность 6) Нация 7) Традиция

6 слайд

«Когда могущество государства и нации объявляется большей ценностью, чем человек, то в принципе война уже объявлена, все для нее уже подготовлено духовно и материально, и она в любой момент может возникнуть» Н.А. Бердяев Насколько прав философ? Не слишком ли пессимистическую картину он нам рисует?

7 слайд

Этнология Этнология - наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, их коллективного поведения, взаимодействия личности

8 слайд

9 слайд

МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ- ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЭТНОСАМИ (НАРОДАМИ), ОХВАТЫВАЮЩИЕ ВСЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ ИНТЕГРАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

10 слайд

11 слайд

12 слайд

НАРЯДУ С ТЕНДЕНЦИЕЙ К МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ, ПРОСЛЕЖИВАЮТСЯ И ПРОЦЕССЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ

13 слайд

СУЩЕСТВУЮТ РАЗЛИЧНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ. МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ ПОРОЖДАЮТСЯ НЕ СУЩЕСТВОВАНИЕМ ЭТНОСОВ А ПОЛИТИЧЕСКИМИ, СОЦИАЛЬНЫМИ УСЛОВИЯМИ, В КОТОРЫХ ОНИ ЖИВУТ И РАЗВИВАЮТСЯ- ПРИМЕР- ИСТОРИЧЕСКИЕ ОБИДЫ(ПОЛЬША, ЧЕЧНЯ)

14 слайд

15 слайд

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ- БОРЬБА ЗА ИЗМЕНЕНИЕ ГРАНИЦ, ЗА ПРИСОЕДИНЕНИЕ К ДРУГОМУ («РОДСТВЕННОМУ» С КУЛЬТУРНО- ИСТОРИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ) ГОСУДАРСТВУ, ЗА СОЗДАНИЕ НЕЗАВИСИМОГО ГОСУДАРСТВА ПРИМЕРЫ– КОСОВО, ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ, АБХАЗИЯ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ- БОРЬБА ЭТНОСОВ ЗА ОБЛАДАНИЕ СОБСТВЕННОСТЬЮ, МАТЕРИАЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ- ЗЕМЛЕЙ, НЕДРАМИ. ПРИМЕР- ШОТЛАНДИЯ. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ- ТРЕБОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО РАВНОПРАВИЯ, РАВЕНСТВА ПЕРЕД ЗАКОНОМ, В ОБРАЗОВАНИИ, ОПЛАТЕ ТРУДА. ПРИМЕР- ПОЛОЖЕНИЕ РУССКОЯЗЫЧНЫХ НА «ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ. КУЛЬТУРНО- ЯЗЫКОВЫЕ ПРИЧИНЫ– ТРЕБОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РОДНОГО ЯЗЫКА, КУЛЬТУРНОЙ ОБЩНОСТИ. ПРИМЕР- ПРИБАЛТИКА.

16 слайд

ИДЕЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТИ ПРИВОДИТ К ГЕНОЦИДУ- ИСТРЕБЛЕНИЮ ТАК НАЗЫВАЕМЫХ НЕПОЛНОЦЕННЫХ НАРОДОВ: ГЕНОЦИД АРМЯН. ХОЛОКОСТ ВОЙНА НА БАЛКАНАХ В 90 Г. 20 ВЕКА,

«Роль женщины в современном мире» - Ислам. Социальная дискриминация женщин. Роль женщины в современном мире. След в истории. Потолок. Женский день. Положение. Положение женщины в обществе. Сосредоточенность на отношениях между людьми. Женщины. Взгляд на женщину.

«Социология как наука» - Объект и предмет. Теории среднего уровня социальные институты. Социальное. Новую науку строил по образцу естественных наук. Теории среднего уровня. Природное. ХХ века Теории среднего уровня. Изучают отдельные социальные институты, общности, специализированные социальные процессы. Личное. Основные категории.

«Общество и общественные отношения» - Общество и природа. Общественные отношения Сферы общественной жизни Общество – динамическая система Общество и природа. Общество – динамическая система. Функции общества. Что такое общество? Общество и общественные отношения. Сферы общественной жизни. Общество.

«Взаимодействие в обществе» - Общество и общественные отношения. Что такое общество? Взаимодействие человека и общества. Подумайте, как человек может относиться к природе? Общество. Подсистемы. Система общественных наук. Общество и природа. Общество как система.

Термин «социальный институт». Установки и образцы поведения. Социальный институт. Престиж. Неосновные социальные институты. Потребность. Уровень активности личности. Фундаментальные потребности. Выберите правильный вариант ответа. Научный оборот. Структурные элементы основных институтов. Ценности. Институционализация папства.

«Дисциплина социология» - Респондент. Методология. Теоретический анализ. Теоретический раздел. Эмпирический уровень. Проработка проблемы. Примеры экспериментов. Наблюдение. Эксперимент. Исследователь. Определение социологии. Анкетирование. Соотношение теории и методологии. Честность выборов. Социологические явления. Возможности современного социологического познания.

Всего в теме 21 презентация

ЭТНОС ЭТО БОЛЬШАЯ ГРУППА ЛЮДЕЙ, ОБЪЕДИНЕННАЯ: ЯЗЫКОМ КУЛЬТУРОЙ ИСТОРИЕЙ ЕДИНСТВОМ ТЕРРИТОРИИ МЕЖПОКОЛЕННОЙ СВЯЗЬЮ КРОВНЫМ РОДСТВОМ ОБЩИМ САМОСОЗНАНИЕМ

НАЦИЯ Нация – это исторически сложившаяся общность людей, для которой характерны формирование единых экономических связей, общность исторической жизни, языка, территории, определенные черты психологии, искусства и быта. Исторически высшая форма этносоциальной общности людей

Межнациональные отношения 1. отношения между разными национальностями внутри одного государства; 2. отношения между разными нациями-государствами. Формы межнациональных отношений Мирное сотрудничество Этнический конфликт (от лат. conflictus - столкновение).

Способы мирного сотрудничества: Этническое смешивание (латиноамериканские народы) Этническое поглощение (ассимиляция) США Создание многонационального государства Российская Федерация

Вопрос для размышления: Какие трудности, проблемы, связанные с национальным вопросом, существуют сейчас в нашей стране?

Российская Федерация: население — 143 млн. чел. национальностей – свыше 160 Перепись 2010г.

Основные тенденции развития наций Межнациональная дифференциация – процесс разъединения Межнациональная интеграция – процесс постепенного объединения различных этносов 1. Самоизоляция в целом 2. Протекционизм в экономике 3. Национализм в различных формах в политике и культуре 4. Религиозный фанатизм 1. Экономические и политические союзы 2. Международные и культурные центры 3. Взаимопроникновение религий, культур, ценностей 4. Транснациональные корпорации (ТНК) Межнациональный конфликт ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Глобализация это исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы, и человечество превращается в единую политическую систему Назовите плюсы и минусы глобализации

Межнациональный конфликт - одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием народов и наций другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн

Типы межнациональных конфликтов: 1. Государственно-правовой (неудовлетворенность правовым положением нации, стремление к собственной государственности; конфликт с государственными структурами власти, в состав которого входит нация). 2. Этнотерриториальный (определение границ нации). 3. Этнодемографический (защита прав коренной национальности). 4. Социально-психологический (изменение образа жизни, нарушение прав человека).

Современные социологи предлагают следующую классификацию причин межнациональных конфликтов - Социально-экономические - неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти. - Культурно-языковые - недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни. - Этнодемографические - быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения. - Экологические - ухудшение качества окружающей среды в результате ее загрязнения либо истощения природных ресурсов вследствие использования представителями иной этнической группы. - Экстерриториальные - несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов. - Исторические - прошлые взаимоотношения народов (войны, былое соотношение господства-подчинения и т. д.). - Конфессиональные - из-за принадлежности к разным религиям и конфессиям, различий в уровне современной религиозности населения. - Культурные - от особенностей бытового поведения до специфики политической культуры народа.

Национальная политика Конституция РФ (ст. 19, 26, 29) «Концепция национальной политики Российской Федерации» Принципы: Равенство прав и свобод Запрет на ограничение прав по признакам социальной, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности Равноправие субъектов РФ Право гражданина указывать свою национальную принадлежность Мирное разрешение противоречий и конфликтов Запрет на деятельность, направленную на возбуждение социальной, расовой, национальной, религиозной розни, ненависти Защита прав и интересов граждан РФ за ее пределами им др.

Понятия НАЦИОНАЛИЗМ –идеология и политика, в основе которых — идеи национальной исключительности и национального превосходства, трактовка нации как высшей формы общества. ШОВИНИЗМ – идеология и политика воинствующего национализма, проповедующая национальную и расовую исключительность одного народа, ненависть и презрение к другим народам и разжигающая национальную и расовую вражду. РАСИЗМ – идеология и политика, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества, об исконном разделении людей на высшую и низшую расы, из которых первые являются единственными создателями цивилизации, призванными к господству, а вторые не способны к созданию и даже усвоению высокой культуры и обречены на эксплуатацию. ГЕНОЦИД – политика истребления целых групп населения по национальному признаку.

Слайд 2

План

  • Этнические общности.
  • Развитие национальных отношений в современном мире.
  • Межнациональные конфликты.
  • Слайд 3

    Этнос

    Этнос (от греч. Ethnos - народ) исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры, психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований, зафиксированном в самосознании. (по Ю.В.Бромлею)

    Слайд 4

    • Согласны ли Вы с утверждением автора о решающей роли географической среды на историю страны и психологию её жителей?
    • Дайте мне карту страны, её очертания, климат, воды, ветры – всю её физическую географию, дайте мне её естественные плоды, флору, зоологию, и я берусь наперед сказать, каков человек этой страны, какую роль эта страна будет играть в истории, и не случайно, а в силу необходимости, и не в одну эпоху, а вовсе эпохи. В.Кузен
  • Слайд 5

    Этнические общности

  • Слайд 6

    Формы объединения людей

    • Племя
    • Народность
    • Нация

    Формирование этических общностей связано с:

    • ростом производительных сил;
    • расширением хозяйственных связей;
    • особенностями формирования культуры.
  • Слайд 7

    Род

    • Коллектив кровных родственников
    • Ведет происхождение от общего предка
    • Носит общее родовое имя
    • Возник в эпоху первобытного общества
  • Слайд 8

    Племя

    Признаки племени:

    • кровнородственные связи
    • деление на роды
    • общность территории, элементов хозяйства, самосознания, обычаев и культов - самоуправление
  • Слайд 9

    Народность

    Исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей.

    Слайд 10

    Сравните точки зрения О. Бауэра и П. Сорокина на нацию. Какие выделяются признаки?

    • На основе определенного производства и распределения средств существования возникает и определенная духовная культура. Нация есть всегда не что иное, как культурная общность. Нация есть совокупность людей, общностью судьбы сплоченных в общность характера. (О.Бауэр)
    • Нация является многосвязной, солидарной организацией, полузакрытой социокультурной группой, по крайней мере, отчасти осознающей факт своего существования и единства. Это группа индивидов, которые: 1) являются гражданами одного государства; 2) имеют общий язык; 3) занимают общую территорию, на которой. Жили их предки. П.А.Сорокин
  • Слайд 11

    Нация

    Автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая форма существования этноса, члены которой привержены общим ценностям и институтам.

    Слайд 12

    Признаки нации

    • Территориальный
    • Культурно-исторический
    • Культурно-духовный
    • Общественно-политический
    • Экономический
  • Слайд 14

    Формы межнациональной дифференциации

    • Самоизоляция в целом
    • Протекционизм в экономике
    • Религиозный фанатизм
    • Национализм в политике и культуре
  • Слайд 15

    Тенденции в развитии национальных отношений

    Интеграция - это процесс постепенного объединения различных этносов через сферы общественной жизни

    Причины:

    • Экономическая и политическая взаимосвязь стран;
    • Невозможность государств жить изолированно, что связанно с коренными изменениями в экономике практически всех современных стран
  • Слайд 16

    Формы межнациональной интеграции

    • Экономические и политические союзы
    • Транснациональные корпорации
    • Международные культурные и народные центры
    • Взаимопроникновение религий, культур, ценностей
  • Слайд 17

    Межнациональные конфликты

    Приведите известные вам примеры межнациональных конфликтов

    Слайд 18

    Межнациональный конфликт

    Одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.

  • Слайд 22

    Пути разрешения межнациональных конфликтов

    • Осознание неприемлемости насилия, выработка уважения к национальным чувствам всех этнических групп, народов.
    • Проведение лояльной, продуманной политики учета интересов всех народов и народностей.
    • Создание эффективно действующих международных комиссий, советов, других организаций для мирного разрешения национальных споров.
    • Предоставление национально-культурной автономии всем желающим национальным меньшинствам, что позволит им сохранять свои обычаи, язык, культуру в целом
  • Слайд 23

    Практикум

    Эссе на тему: «Нация есть душа, духовный принцип. Как и индивидуум, нация является целью многих усилий и жертв» (Ж.Ренан)

    Посмотреть все слайды

    Нации и межнациональные отношения

    • Разработала:
    • Преподаватель обществознания ГБОУ СПО «Московского областного колледжа информационных технологий экономики и управления»МО Зайцева О.Ю.
    Ни один народ в мире не одарен какой-либо способностью преимущественно перед другими. Готхольд Эфраим Лессинг
    • На Земле сейчас насчитывается около 2 тыс. наций, народностей, племен. Среди них есть многочисленные и малонаселенные, последних называют этническими меньшинствами. Все они входят в состав почти 200 государств. Нетрудно сообразить, что наций и народностей намного больше, чем государств в мире, поэтому среди этих государств немало таких, которые являются многонациональными.
    • Факты. Общепризнано, что Российская Федерация - одно из крупнейших в мире многонациональных государств, где проживает более ста народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. В преобладающем большинстве народы страны на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России, и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российской государственности. Благодаря объединяющей роли русского народа на территории страны сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов.
    Этнология
    • - наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, их коллективного поведения, взаимодействия личности и социальной среды.
    Первой формой объединения людей был РОД
    • Коллектив кровных родственников
    • Ведет происхождение от общего предка
    • Носит общее родовое имя
    • Счет родства ведется по материнской или отцовской линии
    • Возник на рубеже верхнего и нижнего палеолита
    Следующей формой организации людей после рода было? ПЛЕМЯ
    • Тип этнической общности и социальной организации эпохи первобытного строя
    • Каковы признаки племени?
    • Признаки:
    • - кровнородственные связи
    • - общность территории, элементов хозяйства, самосознания, обычаев и культов
    • - самоуправление
    После племени возникла? Н А Р О Д Н О С Т Ь
    • Исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей
    Назовите наиболее развитую историко-культурную общность людей Н А Ц И Я
    • Автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам
    Каковы признаки нации? Признаки нации
    • В Швейцарии 4 равноправных языка (немецкий,
    • французский, итальянский, ретороманский),
    • однако швейцарцы – единая нация
    • Англичане и американцы говорят на одном языке,
    • но это разные нации
    • Общность исторического пути
    • - историческая память
    • - национальная культура
    • Национальность – принадлежность человека к той или иной нации
    Признаки нации
    • Национальное самосознание
    • необходимо сохранять свою неповторимость и уникальность
    • обогащать свою культуру контактами
    Тенденции в развитии национальных отношений
    • Дифференциация
    • стремление к саморазвитию,
    • национальной самостоятельности,
    • развитию национальной культуры.
    • Интеграция
    • расширение связей между различными нациями, тенденция к восприятию всего лучшего, что создано другими народами.
    Межнациональные конфликты- конфликты между представителями этнических общин, обычно проживающих в непосредственной близости в каком-либо государстве. Какие Вам известны примеры межнациональных конфликтов из курса истории? фашисты и евреи
    • Фашистский диктатор Гитлер, придя к власти в Германии в 1933 году, сделал частью государственной политики уничтожение еврейского населения
    • С 30-х годов и за период Второй мировой войны было расстреляно, сожжено и уничтожено в концлагерях (Треблинка, Освенцим, Бухенвальд) около 6 млн. человек – почти половина всего еврейского населения
    • Эту величайшую трагедию называют теперь греческим словом Холокост, которое означает «всеуничтожение через сожжение»
    Израиль и Палестина
    • В ноябре 1947 ООН приняло решение создать в Палестине, английской мандатной территории, еврейское и арабское государства – Израиль и Палестину.
    • У евреев не было своего национального государства, сыграла роль в принятии этого решения и политика притеснения фашистами евреев во Второй мировой войне.
    • Соседние арабские государства в штыки восприняли решение ООН
    • Май 1948 года – провозглашение создания Израиля
    • С этого времени начинается конфликт, продолжающийся и по сей день
    • Палестина не имела своего собственного государства
    • Ясир Арафат – лидер Палестины вместе с движением «Фатх» начал борьбу за обретение национальных границ, к середине 90-х годов при помощи посредничества европейских государств удалось добиться создания Палестинской национальной автономии
    • В это же время, на одной из международных конференций при посредничестве США удалось добиться решения от Израиля, что 7% своей территории они отдадут арабам, фактически 4% территории было занято военными сооружениями и техникой
    • Осенью 2000 года обострился конфликт, договоренность о прекращении конфликта, достигнутая на встрече мировых лидеров с противоборствующими сторонами в Шарм-аль-Шейхе (Египет) была нарушена на следующий день. Израильтяне выдвинули лозунг «Дайте армии победить». В ответ палестинцы пообещали «открыть израильтянам дорогу в ад»
    Югославия и Албания
    • В начале 90-х годов в связи с перестройкой в СССР, провозглашенной Горбачевым, страны Восточной Европы освобождаются от коммунистического влияния
    • Югославия в начале 90-х – симбиоз различных современных государств (Словения, Хорватия, Македония, Босния, Герцеговина, Сербия, Черногория)
    • Лидером Сербии в то время был С.Милошевич, который старался сохранить доминирующие позиции его республики в союзном государстве
    • В 1991 провозгласили свою независимость Словения, Хорватия, Македония
    • Весной 1992 в Боснии и Герцеговине началась война между населявшими ее сербами, хорватами и мусульманами. Этот конфликт удалось прекратить только с помощью вмешательства в него мирового сообщества
    • В Югославии остались лишь Сербия и Черногория
    • В автономном крае Косово, населенному в большинстве своем национальным меньшинством – албанцами – началось движение сепаратизма (стремление к отделению)
    • Милошевич пытается сохранить целостность государства
    • Его действия мировое сообщество трактовало как геноцид
    • В ситуацию вмешался блок НАТО, решивший наказать Сербию серией мощных авиаударов.
    • В результате выборов 2000 года к власти в Югославии пришла демократическая оппозиция
    • Милошевича посадили в тюрьму, не дождавшись приговора, при загадочных обстоятельствах он скончался
    Великобритания и Ирландия
    • Ирландия, будучи составной частью Британской империи, не давала покоя правительству, требуя независимости
    • В начале XX века конфликт обострился
    • Стремясь предотвратить взрыв в самой неспокойной части империи, либералы вынуждены были пойти на уступки: в апреле 1912 года в парламент был внесен законопроект о гомруле (самоуправлении) Ирландии
    • Усилиями палаты лордов его принятие затянулось до 1914 года
    • Особенно сложной была ситуация в Ольстере, северной части Ирландии, где в отличие от остальной Ирландии, большинство принадлежало протестантам, имевшим тесные связи с Англией и в силу этого выступавшим за сохранение унии(союза) с Лондоном
    • И среди католиков и среди протестантов сильны были экстремистские настроения, имелось немало людей, готовых с оружием в руках доказывать свою правоту.
    • Так была создана ИРА – ирландская республиканская армия
    • В итоге английскому правительству пришлось пойти на уступки: хотя закон о самоуправлении Ирландии был принят, наиболее развитая провинция этого острова – Ольстер – исключалась из сферы его действия
    Термины
    • Геноцид – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, религиозным принципам
    • Антисемитизм – национальная нетерпимость к евреям
    • Расизм – существование неравноценных рас, делящихся на высшие и низшие
    • Апартеид – законодательно закрепленная и поддерживаемая властями государства расовая дискриминация
    • Национализм – идея исключительности и превосходства какой-либо нации над другой
    • Шовинизм – крайняя агрессивная форма национализма
    • Афроцентризм – идея превосходства черных африканцев над людьми с белой и желтой кожей
    • Толерантность – терпимость
    • Ксенофобия – навязчивая неприязнь к «чужим»
    • Дискриминация – ущемление прав
    Практикум
    • Как Вы понимаете высказывание немецкого мыслителя Г. Лессинга (1729 – 1781): «Я вполне убежден, что ни один народ в мире не одарен какой-либо способностью преимущественно перед другими»
    • Может ли влиять национальность на деятельность, отношение к труду, выбор профессий, на овладение культурой? Объясните свой ответ
    ВСЕМ НАРОДАМ МИРА
    • ВСЕМ НАРОДАМ МИРА Всё мироздание в твоей великой власти, Твоё- "Да будет!" совершилось наконец. Ты Бог-отец мир сотворил для счастья, И человек трудов твоих венец. Мы все от прародителя Адама, И наше естество от корня одного, И я хочу сказать вам люди прямо: -Не убивайте брата своего. Что нам делить? Земля для всех родная, Всем колыбель, всех кормит и поит. Как мать своих детей не разделяет, Земля любым народом дорожит. А вы взрываете её, на части рвёте, Венцом творенья можно ль вас назвать? В своей гордыне как вы не поймёте, Не убивает сын родную мать. Для всех единая вращается доныне, Земля! Живи без войн и без невзгод. Беречь тебя обязан как святыню, Всяк существующий народ.
    • На первый взгляд такие разные - Курносые, голубоглазые, Курчавые и темнокожие - Вы чем-то все-таки похожие: Пусть знает каждая страна: Вам нужен мир, а не война!
    Домашнее задание
    • Какие документы определяют в РФ национальную политику и каковы их основные положения?
    • Весной 2002 г молодая русская женщина Татьяна Сапунова, проезжая по оживленной трассе Киевского шоссе, увидела на обочине плакат с призывом убийству евреев. Женщина попыталась сорвать его, но он был заминирован. Татьяна выжила и позже была награждена орденом Мужества. В некоторых СМИ установку плаката назвали фашистской вылазкой. Как вы объясните, почему Татьяна не проехала мимо плаката, как другие? Выскажите вашу оценку: а) действий и позиций тех, кто установил плакат; б) тех, кто спокойно проезжал мимо; в) тех, кто отвечал за порядок на этом участке дороги; г) заявлений, сделанных в СМИ.