Одной из основных задач организационного периода смены (о чем мы будем говорить чуть позже) – выявление начальных лидеров и формирование органов самоуправления в отряде.

Различают лидеров-созидателей и лидеров-разрушителей.

Лидер-созидатель действует в интересах дела, в интересах организации и всех ее членов, которых он ведет за собой.

Лидер-разрушитель действует в своих собственных интересах, для него на первом плане не дело, не люди, а собственное эгоистическое желание показать себя, используя для этого дело и окружающих (зачастую во вред и делу, и людям).

В детском объединении, организации встречаются лидеры, роли которых различны: лидеры-организаторы (деловые лидеры), лидеры-генераторы эмоционального настроя (эмоциональные лидеры), лидеры-инициаторы, эрудиты, умельцы.

Деловые лидеры играют основную роль в решении задач, поставленных перед коллективом в реализации трудовой, спортивной, туристской, интеллектуальной, творческой и др. деятельности.

Лидеры-инициаторы выделяются в деятельности на этапе выдвижения идей, в поиске новых сфер деятельности для коллектива.

Лидер-умелец - это наиболее подготовленный в конкретном виде деятельности член коллектива (например, в походе - самый опытный турист).

Роль эмоциональных лидеров связана с действиями, относящимися в основном, к сфере межличностного общения в коллективе, группе в рамках организации. Ребята, успешно действующие в обеих сферах жизни организации, выдвигаются на роли абсолютных лидеров.

Деловые лидеры осознают межличностные отношения. Это обусловлено стремлением деловых лидеров хорошо знать подавляющее большинство своих товарищей по организации, что позволяет им соответственно этим знаниям строить свои отношения.



Эмоциональные лидеры зачастую не испытывают потребности в управлении коллективом. Отрицательные взаимоотношения между членами коллектива в организации точнее характеризуют деловые лидеры.

Для воздействия на коллектив, наряду с умением воспринимать личные отношения, большое значение имеет определять статус сверстников. В этом лучше всех ориентируются абсолютные лидеры, на втором месте идут деловые лидеры. От эмоциональных лидеров в большей степени зависит психологический климат в коллективе, самочувствие сверстников, а также принятые нравственные ценности.

Лидера выдвигает деятельность. Поэтому через специально организованную разнообразную по содержанию деятельность можно обеспечить не только ситуации, направленные на сплочение организации, но и, прежде всего, благоприятные возможности для успеха ребят, обладающих развивающимся потенциалом влияния на сверстников.

Для развития организации как коллектива, характерна постоянная смена лидеров в зависимости от вида, характера и содержания деятельности, что обеспечивает каждому члену организации возможность пребывания в роли лидера и приобретения навыков организации других людей и самоорганизации.

Предлагаемые Вам методики помогут выявлению лидеров в отряде.

Предлагается нескольким группам ребят по 5-8 человек в каждой, соревнуясь между собой, быстро выложить на полу (траве, асфальте) из обычных камешков, кубиков, спичек какую-то заданную фигуру (дом, машину и т.п.) Вот подана команда, все бросились к камешкам, схватили их в руки и... что дальше? Вот тут-то только успевай фиксировать все, что происходит. Ведь нужно заметить, как действует каждый из участников: кто смело бросается вперед, берет на себя инициативу, определяет порядок действий, отдает распоряжения, а кто стоит в стороне, предпочитает действовать в одиночку. Выявляются лидеры ситуации, их помощники, обнаруживаются и пассивные, зависимые, не инициативные люди. Хотите убедиться в своих выводах - проведите игру еще раз. Сопоставьте результаты наблюдения с другими имеющимися сведениями.

Выбор руководителя похода

Ребята называют всех потенциальных руководителей туристского похода. Названные учащиеся отходят в сторону, а остальным предлагается выбрать из них себе командира и подойти к нему. При этом за каждым сохраняется право остаться на месте, если его не устраивает ни один из названных командиров. Так класс разбивается на группы, возглавляемые лидерами, которые, по мнению коллектива, могут стать организаторами дела.

Полет на Луну

Блиц-игра, позволяющая выявить организаторские способности ребят. Группам учащихся дается перечень из 15-20 предметов, из которых за 2 минуты нужно выбрать 3, необходимых и достаточных для полета на Луну. Лидеры определяются в ходе поиска правильного решения.

Геометрия для слепых

Играющие становятся в круг. Внутри круга натягивается веревка, за которую все держатся руками. Ведущий объясняет, что необходимо, закрыв глаза, построиться квадратом, равносторонним треугольником, используя при этом только устные переговоры. Сообщается также, что ребята играют на пространственное воображение и внимательность. Во время игры, когда идет перестроение, ведущий наблюдает, кто из ребят выступает в роли организатора перемещений.

Стульчики

Играющие сидят на стульях. Одновременно они должны встать, обойти вокруг своего стула и одновременно сесть. Важно заметить того человека, кто первым подал команду.

Коллектив разбивается на несколько групп по 5-6 человек. С каждой группой работает взрослый человек - наблюдатель-эксперт. Ведущий по очереди раздает всем группам задания, они должны быть не сложными и интересными, например:

Придумать рассказ, все слова которого начинаются на одну букву;

Построиться по цвету волос от светлых к темным;

Оживить картину и т.п.

Эксперт, наблюдая за работой группы, раздает после выполнения каждого задания каждому участнику разноцветные жетоны, определяющие его роль в выполнении данного задания. Но ведущий не объявляет участникам, что означают те или иные цвета, а в конце игры предлагает ребятам выполнить аппликацию из тех жетонов, которые они заработали.

Таким образом, после проведения игры у педагогов будет наглядная картина, отражающая степень активности того или иного ребенка.

Киностудия

Руководитель игры предлагает всем следующую ситуацию: "Представьте, что вам предлагается снять фильм, для чего необходимо назвать того человека, который сможет организовать съемки фильма". После того, как все назовут одну-три кандидатуры режиссера, выявляются кандидаты в лидеры из тех, кто набрал наибольшее количество выборов. Они выбирают поочередно своих помощников, при этом выбор следующего осуществляется после совета с уже выбранными помощниками. После того как образовались микрогруппы по четыре-пять человек, всем остальным предлагается выбрать себе "киностудию" и присоединиться к этим микрогруппам.

Каждой киностудии предлагается подготовить в течение 15-20 минут пантомиму (сценку) на тему жизни коллектива, где работают или учатся ребята.

После проведения этого коллективного творческого дела ведущий просит в каждой микрогруппе провести анализ и определить, кто оказался в ходе подготовки "кинофильма" реальным лидером.

Игра представляет собой путешествие групп (команд), которые проходят определенный маршрут по замкнутому кругу, выполняя на каждом этапе задания. Содержание задания становится известным только на этапе. Правила организации игры:

1.Количество этапов должно быть равным или кратным количеству групп, участвующих в игре;

2.Все этапы должны быть одинаковыми по длительности. Как правило, этап длится 7-10 минут;

3.Следует установить единый сигнал перехода с этапа на этап (звонок, музыка, фраза и т.д.)

4.У каждой группы свой маршрутный лист, в котором обозначена последовательность прохождения этапов и их местонахождение.

5.Переходы с этапа на этап учитываются по времени и должны быть предельно короткими. Этому может способствовать рациональное расположение этапов недалеко друг от друга и, условно, по кругу.

6.Задания, выполняемые группами на этапах, должны быть рассчитаны на коллективное исполнение и по сложности "решаемы" за время, отведенное на этап.

7.Важно, чтобы формы заданий на этапах не повторяли друг друга, были разнообразными, давали возможность ребятам переключиться с одного вида деятельности на другой.

Примерные задания на этапах можно найти в приложении.

Органы самоуправления отряда могут быть самыми разнообразными. Основная цель, которую мы преследуем, создавая их – научить ребят самостоятельно организовывать свою деятельность, даем им понять, что в отряде все зависит от них. Зачастую отрядные органы самоуправления зависят от общелагерных. Рассмотрим несколько моделей. Ими можно пользоваться по отдельности, а можно в различных сочетаниях.

Дежурный командир отряда (дежком) – формальный лидер отряда. Избирается ежедневно на вечерней свечке отряда. Полностью отвечает за проведение отрядом следующего дня. Подробный функционал дежкома содержится в памятке.

ПАМЯТКА Д Е Ж К О М А

Комиссару необходимо следить, чтобы в роли дежкома побывало как можно больше членов отряда.

Командир отряда – избираемый на всю смену член отряда. Как правило, одновременно является членом общелагерного органа самоуправления. Выполняет представительную функцию в Совете, отвечает за определенный участок работы в Совете лагеря, является связующим звеном между отрядом и общелагерным органом самоуправления.

Постоянно действующие структурные единицы отряда (группы). Любой коллектив можно сделать управляемым, только разбив его на небольшие группы (по 5-6 человек), во главе с командиром, избираемым из состава группы. Каждая группа отвечает за определенный участок работы отряда, например, дежурная, оформительская, сюрпризная и др. Ежедневно, или через несколько дней функционал групп меняется (ЧТП – чередование традиционных поручений). Этими же группами можно работать при подготовке какого–либо общелагерного или отрядного дела. Полезно придумать названия групп, их девизы, и использовать при проведении утренних линеек отряда.

Некоторые члены отряда могут иметь постоянно действующие поручения , но это возможно только с их согласия и согласия всего отряда, например, в отряде только два художника.

Детское самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие у подростков самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей.

Роль самоуправления

Обеспечение включенности ребят в решение значимых проблем и формирование социальной активности, развития лидерства.

Сущность самоуправления

Создание условий для освоения детьми комплекса новых социальных ролей, что обеспечивает включение их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся во временном детском объединении.

Цель самоуправления

Научить детей через решение проблем выработать необходимые

качества для преодоления сложностей социальной жизни.

Для такого временного объединения как детский оздоровительный лагерь, развитие самоуправления в коллективе детей играет важную роль. В лагере действуют постоянные и временные органы самоуправления, в зависимости от тех задач, которые определяет коллектив.

Сбор - это высший орган самоуправления в коллективе. Главное его назначение - обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, которые возникают в организации деятельности детей. Результат сбора - конкретные решения, направленные на положительные преобразования в отряде, лагере.

Он проводится тогда, когда возникает необходимость обсудить проблему жизни отряда, коллектива лагеря. На сбор отряда выносятся проблемы взаимоотношений, благоустройства, связанные с организацией отдыха, труда, конкретных дел.

Сбор выбирает актив, утверждает совет дела, заслушивает их отчеты, анализирует работу отряда, определяет основные направления деятельности, утверждает планы.

Сбор может проходить в различных формах: сбор - диспуты, сбор - «круга претензий», сбор - «круга благодарностей» и т.д.

Органом обще - лагерного детского самоуправления будут встречи «Доброе утро» и «Добрый вечер».

Каждое утро всех ребят собирает ребят на место общего сбора задорная мелодия - начинается программа «Доброе утро». Дежурный вожатый собирает новости о жизни лагеря, дается установка наступившего дня, каждому дается установка высказаться в «свободный микрофон».

Постоянным органом самоуправления, выполняющим решения и организующим работу коллектива, является избранный детьми актив: совет отряда, верховный совет.

Самоуправление в лагере как форма демократии представляет уникальный шанс реализовать детям свои интересы и возможности в коллективе со своими товарищами. Дети и взрослые совместно решают, чем заниматься, какие создавать кружки, клубы, объединения, какие использовать символы и ритуалы, то есть дети учатся жить самостоятельно.



Жить самостоятельно - это значит: сами планируем, сами организуем, сами оцениваем.

Сами планируем

Хотя и план смены заранее составляется с учетом возрастных особенностей детей и включает большое многообразие интересных материалов, он может изменяться с учетом пожеланий детей.

В начале смены вывешивается информация: «План проведения мероприятий смены...» «А как бы вы хотели провести мероприятия?»

Сами организуем

Своим примером педагоги показывают детям, как надо правильно распределять время, работу, когда просить, когда приказать. Зная, что в день самоуправления каждому придется побывать в роли воспитателя, вожатого дети будут внимательно наблюдать за взрослыми. На первом этапе этой самостоятельности детям оказывается поддержка взрослого товарища. Сначала эта помощь, возможно, будет прямой, а потом косвенной.

В течение лагерных смен будут организованы Дни самоуправления. А для того чтобы Дни самоуправления прошли успешно, необходимо научить детей обходиться без помощи взрослых. Но при этом необходимо чтобы все действия детей были под незаметным контролем, чтобы в любую минуту можно было прийти ребенку на помощь.



При распределении должностей на День самоуправления учитываются пожелания детей. Но перед этим дети должны наблюдать за работой тех людей, кого они будут замещать, потом поработать с ними, а уж потом - заменить их.

Сами оцениваем

Дети должны почувствовать ответственность за свои действия и

поэтому взрослые не должны вмешиваться в создавшуюся ситуацию при малейшем промахе ребенка. Дети должны сами ставить себе задачу перед той или иной работой, иногда даже непосильную, но в процессе работы они смогут оценить цену своих сил и возможностей. В процессе проб и ошибок они приобретают неоценимый практический опыт, что имеет грандиозное значение.

Предоставление детям самостоятельности помогает воспитывать у них чувство ответственности за свои поступки, за жизнь своего отряда.

Истоки нынешних выборов лежат в Древней Греции и Древнем Риме. В Древней Греции применялось открытое голосование и тайное баллотировка с помощью жребия. "Бюллетенем" был боб, "За" – означал белый боб, "Против" – черный. В Древнем Риме предвыборная кампания начиналась задолго до дня голосования. Кандидат объявлял органам власти о своем желании баллотироваться. Должностные лица проверяли, насколько отвечает требованиям закона данный гражданин, и только тогда он вносился в список кандидатов. После этого начиналась предвыборная борьба. Происходило это следующим образом. Кандидат облачался в белоснежную тогу, что означало его чистую совесть, и отправлялся на площади и базары, прося поддержку у избирателей. В день голосования избиратель получал маленькую дощечку – "избирательный бюллетень", писал на ней имя кандидата и опускал в урну. Огромное значение для развития демократии имела Великая Французская революция. Она способствовала возникновению таких понятий, как "активное право", "списки избирателей", " права человека и гражданина". Активное право получали граждане в возрасте 21 года. За годы революции французы проделали путь от подданных короля к статусу гражданина. Слово "гражданин" произносилось с гордостью. Яркое проявление демократии царило и в Древней Руси: в Новгороде – новгородское вече. На новгородской земле была сформирована феодальная республика. Выборные органы власти здесь присутствовали с ХII по ХV века. Первая Государственная Дума была создана в России после издания Николаем II Манифеста 17 октября 1905 года. Но выборы в Думу не были всеобщими и равными, а косвенными и многоступенчатыми. К участию в выборах допускались мужчины, достигшие 25 – летнего возраста. Избирательного права не получили женщины, военнослужащие, бродячие иногородцы, должностные лица – губернаторы, градоначальники, служащие полиции. Сегодня в Российской Федерации выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а участие граждан в выборах является свободным и добровольным. Мы выбираем Главу государства (Президента), Главу области (Губернатора), Глав Администраций районов и округов и депутатов в органы государственной власти всех уровней. Цель выборов – выявить волю народа. Для этого голосование у нас всеобщее, прямое и тайное - такова формула выборов. В конституции РФ записано: «Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления…» (ст.32).

Для организации выборов предшествует целая кампания, которая называется избирательной. Сегодня мы проведем «Выборы лидера школы», придерживаясь всех правил ведения избирательной кампании, следуя всем этапам ее проведения. - 1этап – подготовительный – объявляются выборы, образуются избирательные участки округа, создаются избирательные комиссии, составляются списки избирателей. - 2 этап - выдвижение и регистрация кандидатов - избиратели, избирательные объединения и блоки выдвигают кандидатов. Собираются подписи в его поддержку в сроки, установленные законом. Происходит регистрация кандидатов и его доверенных лиц. - 3 этап - предвыборная агитация – она проходит за счет средств кандидата, а частично за счет фондов, создаваемых группами поддержки. Агитационный период прекращается за одни сутки до дня голосования. - 4 этап - голосование и подведение итогов.

Органы самоуправления в лагере

Актив лагеря создается для решения вопросов организации, содержания деятельности лагеря, развития позитивных личностных качеств детей.

В состав актива входят воспитанники лагеря, выбранные отрядами на одну смену, и взрослые.

Цели и задачи актива

Актив, как форма самоуправления детей по защите прав и интересов, действует в целях:

Оказания помощи в проведении оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и творческих дел;

Создания в лагере условий для развития физического, творческого и интеллектуального потенциала детей;

Содействия в создании благоприятного психологического климата.

Введение

Глава I. Детское самоуправление: понятие, признаки, типы, принципы, задачи, функции, условия формирования

1.1. Понятие, признаки, типы, условия развития детского самоуправления

1.2. Принципы, функции, задачи самоуправления

Глава II. Органы самоуправления в детском оздоровительном лагере: виды, функции. Работа вожатого по формированию органов самоуправления.

2.1 Виды, функции органов самоуправления

2.2 Формирование органов самоуправления в отряде

Заключение

Введение

Одной из актуальных проблем в области воспитания является подготовка молодого человека к жизни в обществе, формирование в нем позитивных качеств, помощь в выборе своего места в современном мире. Одним из факторов, который позволяет процессам самореализации развиваться в школьном возрасте, является детское самоуправление в лагере.

Е.Е. Решетова считает, что в условиях детского лагеря дети получают возможность приобретения нового социально значимого опыта. Поэтому, в лагере должна быть создана обстановка, при которой каждый воспитанник чувствует свою сопричастность к решению задач, стоящих перед всем коллективом. Детское самоуправление в лагере помогает почувствовать всю сложность человеческих отношений, способствует развитию социальной активности, формированию лидерских качеств. Организация условий для развития самоуправления заключается в вовлечении ребят в сложные взаимоотношения, складывающиеся в коллективе .

Л.М. Тарантей утверждает, что участвуя в решении проблем отряда, ребенок вырабатывает у себя качества, необходимые для преодоления трудностей лагерной жизни .

В.М. Коротова, воспитательное значение самоуправления в лагере состоит в подготовке ребенка к участию в общественном самоуправлении, в формировании у него главных качеств нового человека .

Согласно Н.И. Приходько, благодаря самоуправлению, у воспитанников развиваются такие умения, как:

1) умение проводить анализ создавшиеся управленческие ситуации и выявлять причины их возникновения;

2) умение предвидеть результаты своих действий;

3) умение оценивать возникшую ситуацию и находить выход из нее;

4) умение воспринимать и анализировать воспринимаемую информацию;

5) умение обосновывать и логично защищать свою точку зрения;

6) умение объективно оценивать действия органов самоуправления;

7) умение планировать работу органов самоуправления, определять перспективы их развития .

Так же Н.И. Приходько пишет, что самоуправление в лагере предполагает совместную деятельность вожатых и воспитанников, с помощью которой удовлетворяются творческие и духовно-нравственные потребности и интересы, складывается гармонично развитая и социально-активная личность .

Тема самоуправления в детских оздоровительных лагерях затронута в работах О.С. Газмана, В.Д. Иванова, А.С. Прутченкова, М.И.Рожкова, Л.И. Уманского и других.

Цель исследования: изучить органы самоуправления, их деятельность в детском оздоровительном лагере.

Объект исследования: детский лагерь.

Предмет исследования: органы самоуправления в лагере и их деятельность.

Задачи исследования:

1) изучить понятие «детское самоуправление» и раскрыть его сущность;

2) определить принципы организации самоуправления в детском оздоровительном лагере, его задачи и функции;

3) охарактеризовать деятельность органов самоуправления в детском оздоровительном лагере.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, сравнение, обобщение.

Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список литературы.

Заключение

Таким образом, проанализировав и обобщив теоретические данные в организации детского самоуправлении, можно прийти к выводу, что его многогранность причина и источник многочисленных толкований и определений.

Изучив разные толкования сущности самоуправления ведущих педагогов, возможно определили детское самоуправление как демократическую форму организации детей, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей. Оно, как и школьное самоуправление, входит в общую структуру процесса управления общественными и социальными процессами и явлениями.

При организации деятельности органов лагерного самоуправления предлагается руководствоваться, как и общими, так и специфическими принципами.

Цели деятельности и развития ученического самоуправления реализуются путем выполнения определенных функций. Воспитанники должны делать только то, что входит в функционал представляемых ими органов. Знание функций, принципов деятельности ученического самоуправления способствует построение системы его деятельности, его развитию и совершенствованию.

Основное предназначение детского самоуправления - удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего, на защиту их гражданских прав и интересов. Участие самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях. Самоуправление открывает для многих возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответственность за его выполнение.

Участие детей в работе органов самоуправления - это способ практики жить в социальном пространстве прав и обязанностей, возможность продемонстрировать уникальность своей личности, осознать свою сопричастность к тому, что происходит в обществе, освоить общественный опыт.

Самоуправление в лагере может складываться из деятельности временных и постоянных органов. К временным органам самоуправления относятся: деятельность дежурного отряда, работа творческих и инициативных групп, работа советов дела. Постоянно действующие органы самоуправления включают в себя: совет отряда, совет командиров отрядов, деятельность клубов, штабов. Высшим органом самоуправления является сбор лагеря, в ходе которого решаются основные вопросы жизнедеятельности лагеря, планируется работа, проходят выборы органов самоуправления, оценивается их работа.

Функционал вожатого

- Давайте просто возьмемся за руки и спрыгнем с обрыва навстречу заре.

- А вы точно вожатый? (с)

Вожатый (Вожак) – это неформальный лидер, его не выбрали тайным голосованием, он добился этого права потому, что силён, умён, умел.

Детский коллектив – это стая без вожатого, или со слабым вожатым – она моментально скатится к дикости. Дети, в своем большинстве, сознательно или несознательно, часто хотят пребывать в зоологическом состоянии. Они получили в лагере свободу от родителей, школы и, значит, в конечном счете, от общества, от его законов, правил, приличий.

Ребенок, как только отправился вагон (или автобус), всеми клетками чувствует, что наступила "свобода". Если вожатый, с этого первого момента, начнет воспитывать, морализировать, он, вероятнее всего, войдет в конфронтацию с самостоятельностью «пионера». И дальнейшая судьба такого вожатого стать формальным лидером, ментором, тухлой «учителкой». Тебе бы хотелось быть в детском лагере таким недовожатым, или же все же настоящим вожаком.

Это всегда компромисс: удержать отряд в рамках человеческого приличия, понудить участвовать в мероприятиях, оградить каждого от оскорблений и неравенства, помочь талантам раскрыться, и всё это без насилия и давления. Всё это достигается авторитетом, собственным примером, доброжелательным отношением. С одной стороны, тебе стоит придерживаться безоговорочного выполнения правил, а с другой стороны, необходимо, чтобы ты, как вожатый был любим и уважаем, чтобы лагерь понравился, чтобы у ребенка, которого понудили быть хорошим, осталось впечатление, что он этого хотел сам и, что ему было комфортно (несмотря на то, что он не матерился и убирал за собой постель), что он вернется...

Вот здесь встаёт вопрос о том, каким должен быть вожатый в детском лагере. Вожатый – это личность. Но как доказать ребятам, что ты – личность? Только действовать. Только в деятельности они увидят, что ты – личность (или не увидят), только в деятельности есть возможность влиять на коллектив и на каждого. Собственным примером. Поэтому с утра до ночи нужны дела, дела, дела. Если слабоват мотор, езжай аниматором в пансионат на море и присматривай за детьми.

В детском лагере же ты обязан быть любим, потому что только так ты можешь сделать им интересную жизнь. Ты можешь нести самый тяжёлый рюкзак, ты знаешь самые прикольные истории, ты отлично поёшь по-испански, скачешь на лошади, ты ходишь по стеклу, «ты в горящую избу войдёшь», ты – Д’Артаньян или Жанна Д’Арк и только тогда ты можешь сказать – не кури, не сори, не пей...

Иначе, присматривай за детьми в другом месте и не порть детский лагерь.

Вожатый – это человек прогрессивный, демократических взглядов, вожатый корректен, он не навязывает свои взгляды на общечеловеческие проблемы, политику и религию.

Всё в деталях. Если ты куришь, то это твое право пристрастие. Но если ты приехал не присматривать, а работать, то на курение у тебя нет времени, его нет и на то, чтобы посидеть с такими приятными людьми, как твои коллеги. А там, в пансионате на синем море на всё есть время...

Если тебя душила атмосфера школы, ты хотел командовать «потешными» войсками, а директор говорил, что этого нет в программе, ты хотел построить «Кон-Тики», а в школе не было средств, тогда приезжай в детский лагерь, спой свою лебединую песню. В детском лагере нужны те, кто понесет тяжёлый конец бревна... Вожатые – это те, кто считает педагогику не ремеслом, а искусством, будь как маэстро... играй, маэстро... Легко сказать – делай, делай, делай, а что делать? Может, дети что-то предложат? Дети, что вы хотите?... И только... Что, всё... Глупо получилось...

Если ты – маэстро, то ты знаешь ноты. А в детском лагере найдется УК чему их приложить - озеро, лес, река, всякие иные интересные места, вещи, дела и т.п. и т.д... Только делай, делай, делай... играй, маэстро...

· 1 Советы новичку

· 2 Самоуправление в лагере и отряде

· 3 Вожатские сценические выступления

· 4 Корпоративность

· 5 Сложные вопросы

· 6 Признание

· 7 Дедовщина – это зло

· 8 Организационные вопросы

Советы новичку

Если ты в этом детском лагере первый год, то изучи местность по схемам, фильмам, фотографиям. Практически весь досуг организуется на местности. Досуг – это 14 часов времени. Их них прием пищи составит чуть больше одного часа. Два часа в день занимают общелагерные мероприятия или экскурсии, если, конечно, в этих мероприятиях участвует весь твой отряд. А если кто-то не участвует, то ты занимаешься этим «кто-то». Короче, никогда, ни при каких обстоятельствах, ты не можешь оставить этого «кто-то». Потому что, если он не участвует, то что-то с ним не в порядке. Либо «кто-то» хотят использовать это время в своих «тёмных» целях, либо «кто-то» не принимает коллектив, ему не дали роль, ему грустно и одиноко, либо эстетически тонкий вкус «кто-то» не воспринимает ту пошлятину, которую приготовил отряд на вечернее мероприятие. Значит, ты, как Капитан, покидаешь детский лагерь последним и не едешь на экскурсию, а занимаешься с «кто-тами».

Остальные 11 часов – твои – и ты заранее должен знать, как ты займёшь эти 11 часов в течение лагерной смены и еще времени дороги до лагеря и обратно до дома ребят. Ведь дорога – это точно такое же лагерное время и уже в дороге начинается лагерь. Каждое купе – это экипаж. Собери командиров экипажей и поставьте задачу проведения конкурса на лучший экипаж, название, песни, девиза, на лучшее оформление жилища... Банально, но, ты можешь влиять на коллектив эффективно только в серьезных делах, связанных с трудом, трудностями, самообслуживанием и имеющими общественную пользу. Например, при загорании на пляже ты можешь отличиться либо способностью быстро покрываться загаром, либо стройностью ног. Вообще, вписать в отрядный план пляж – это пошло. На пляж можно забежать искупаться пару раз в день, но лежать там 3 часа, это значит, что одуревшие от трёхчасового безделья дети отыграются на тебе после отбоя. Это значит, что ты проиграл 3 часа лагерной жизни, создал плановый негатив .

Как построить первый день в лагере? Энергично... Двадцать минут после приезда - достаточно для расселения. Начальник лагеря будет встречать приезжающих с большим числом добровольцев, имеющих конкретные задания... Иванова, Петрова, Сидорова отвести в бунгало №4, по дороге рассказать, что в этом бунгало бывали Киса и Ося... Потом сразу бегом купаться на 2-3 часа. Потом – на 2-3 часа либо отрядный поход, либо футбол, либо что-то до пота, с куражом. Потом, поужинать, и на костер, а на костре, кроме всего прочего, рассказать о правилах внутреннего распорядка, а потом, после отбоя, когда ты придешь пожелать каждому спокойной ночи, то в благодарность за пожелание, каждый напишет заветное.... с правилами данного детского лагеря ознакомлен, число, подпись. Можно сделать ещё лучше и использовать долгую дорогу, и там рассказать о правилах, об экскурсиях, заполнить анкету, собрать залоги. Выборы актива лучше провести в середине второго дня лагерной смены. Можно придумать третий вариант, но это должно быть «с корабля на бал», шок, поток энергии. Главное, не убить этот первый день неразберихой, нытьем, переселением... оправдывая это тем, что тебе надо заполнять бумажки, хотя и «бумажки» заполнять тоже надо.

Назавтра ты написал в план поездку в город, это - смело. Сколько же ты просидел в библиотеке, чтобы узнать про этот город? Потом ты подготовил несколько ребят экскурсоводов. Один, во время поездки, будет рассказывать про окружающую природу и геологию места, на котором образовался город, второй расскажет про историю города, третий про достопримечательности и т.д...

Конечно, ты не собирался приехать в город и заставить всех ходить за товаром по магазинчикам; или обречь на сидение за кусками теста, покрытого убитыми помидорами и кусками колбасы Пятнадцатилетних Капитанов, чья благородная кровь жаждет отваги, открытий, приключений. Конечно, ты этого не хотел...

Самоуправление в лагере и отряде

Высшим органом самоуправления лагеря является Совет лагеря. В него входят педагогический Совет и Совет командиров. Компетенцией Совета являются: депортация или бесплатная путёвка отличившихся пионеров, решение чрезвычайных ситуаций.

В отряде, чем больше будет «озадаченных», тем меньше будет «кто-тов». Командир отряда – это твой помощник во всем, а заодно и председатель профкома. Например, дни рождения – организует командир. Физорг поможет обеспечить явку на зарядку, потренирует команду перед турниром. Грязнули не любят корреспондентов , потому что они суют свой нос в бунгало, где грязь и эту грязь выносят из избы, а изба становится чистой. Смелое перо корреспондента напишет обо всем, и о том, что вечера были скучноваты, и о том, что чай был без лимона, сахара, чая, кипятка.

Можно делать дежурные должности, можно выбранные, главное, чтобы задачи, возложенные на актив, были реальными, чтобы актив был позитивно настроен, чтобы лидеры своим авторитетом никого не ущемляли.

Зачем играть в самоуправление, лучше сделать его реальным соуправлением. Если хватит эрудиции поговори с ребятами о системах самоуправления в их стране и странах с развитой демократией, о власти, о диктаторах, бывших и современных.

2. Самоуправление в отряде

Во главе отряда должен стоять командир - один из членов коллектива. Может быть два принципа выдвижения командира - назначение и выборы.

1. Назначать командиров необходимо во всех случаях, когда нет крепкого коллектива, а комсомольская организация еще недостаточно руководит общественным мнением в коллективе.

Тогда одна из первоочередных задач педагогического коллектива - помочь усилению политического влияния комсомольской организации, объединить актив, увлечь его энергичной работой в коллективе и самоуправлении. Командиры должны назначаться из числа влиятельных комсомольцев и актива приказом руководителя учреждения, но предварительно кандидатуры должны быть обсуждены в педагогическом совете, в производственном управлении, в комсомольской организации и в совете командиров.

2. В хорошо организованных коллективах с сильной комсомольской организацией следует переходить к выборности командиров. В коммуне им. Ф. Э. Дзержинского отряд намечает своего кандидата в командиры при ближайшем участии бюро комсомола, педагогического коллектива и совета командиров. Кандидатуры представляются на окончательное распоряжение руководителя педагогической частью. В случае отвода кандидата вопрос согласуется с отрядом. Командиры избираются персонально на общем собрании коллектива. Голосуют только члены коллектива, имеющие звание коммунара. Командиры должны постоянно чувствовать свою связь с уполномочившим их коллективом и свою ответственность.

В командиры должен выбираться воспитанник, преданный интересам учреждения, хороший ученик в школе, ударник на производстве, более других квалифицированный и обладающий личными данными: тактом, энергией, распорядительностью, вниманием к младшим, честностью. Работа командира рассматривается как самая ответственная нагрузка, свидетельствующая о доверии к нему руководства и коллектива.

На производстве командир должен главной своей задачей считать выполнение производственного плана и развертывание стахановского движения. В направлении к решению этой задачи командир должен проявить свою заботу во всех решительно областях работы, каковыми являются: стахановское движение, дисциплина, обеспечение материалами, борьба с простоями и прогулами, хороший инструмент, хороший инструктаж, организация рабочего места, удовлетворительная спецовка, правильные нормы, правильная документация.

Обо всех решительно неполадках и недостатках в этих областях командир должен советоваться с инструктором, начальником цеха, докладывать руководителю учреждения или его помощнику; обсуждать на общем собрании отряда или производственном совещании.

Однако он обязан принимать самые решительные меры, чтобы такие обсуждения и совещания не происходили в рабочее время, чтобы от станка ни один воспитанник не отрывался во время работы.

Сам командир должен иметь свое рабочее место у станка. За командирскую работу ему может быть положен дополнительный заработок в размере 10-20 % его производственного заработка.

Командир не должен подменять инструктора, на обязанности которого лежит прямое руководство техническим процессом производства. Если инструктором является один из членов коллектива - воспитанник, он на производстве должен выполнять те же функции, что и наемный инструктор, не смешивая этих функций с функциями командира отряда.

В быту, в спальне командир также является ответственным старшим товарищем в отряде. Из числа воспитанников в отряде выделяется один в качестве помощника командира. Кроме того, в отряде выделяется спорт-организатор. Эти кандидатуры намечаются всем отрядом или персональным представлением командира, они утверждаются педагогическим руководством и советом командиров. В каждом отряде должен быть комсорг. Руководство отряда во главе с командиром имеет следующие функции:

а) следить, чтобы все воспитанники строго выполняли порядок дня, вставали в положенное время, не опаздывали к столу, вовремя уходили на работу и в школу, вовремя находились в учреждении вечером; точно в указанное время отходили ко сну;

б) наблюдать за санитарным состоянием отряда, своевременностью и качеством уборки, выполнением очередными дежурными их обязанностей, за умыванием и пользованием баней, за стрижкой воспитанников, за мытьем рук перед едой. Приучить всех воспитанников соблюдать чистоту, не сорить, не плевать на пол, не курить; стричь ногти на руках и ногах, не валяться на кроватях в одежде, не устраивать на кроватях борьбы и т, п.;

в) следить за успехами воспитанников в школьной работе, организовать помощь отстающим, добиваться порядка в отряде, обеспечивающего возможность готовить уроки;

г) втягивать воспитанников в клубные и спортивные кружки, чтение газет и книг, участие в стенгазете;

д) добиваться повышения культурного уровня воспитанников, уничтожения в их лексиконе грубых слов и ругательств, регулировать товарищеские отношения, приучать к разрешению конфликтов без ссор и драк, решительно бороться с малейшими попытками насилия более старших или более сильных над младшими и слабыми;

е) вести решительную борьбу с отрицательными наклонностями отдельных воспитанников. Воспитывать у членов отряда уважение к чужому труду, к чужому покою, отдыху, занятиям;

ж) следить за образованием в отряде отдельных группировок и дружеских спаек, поощрять и развивать полезные занятия (спортивные, радиолюбителей и др.), решительно уничтожать вредные (антисоциальные). Ходатайствовать об удалении из отряда особенно вредных членов.

В школе коммуны им. Ф. Э. Дзержинского имеется институт командиров классов. Эти командиры находятся в распоряжении заведующего школой и являются помощниками классных руководителей.

Они наблюдают за дисциплиной в классе во время уроков и на перемене, за общим порядком и чистотой в классе, за сохранностью классного имущества. Дежурные по классу подчинены командиру класса, и он отвечает за их работу. По требованию преподавателя командир удаляет из класса нарушителя дисциплины. Эта организация действует в школе во время учебной работы. Вне школы - в быту и на производстве - командир класса подчиняется командиру отряда, членом которого он состоит. Сложная система коллективных зависимостей воспитывает умение руководить и подчиняться.

Командиры осуществляют руководство отрядами на базе общих собраний отряда, влияния отрядного актива, политической работы комсомола и политобразовательных организаций учреждения, работы всех органов самоуправления в полном согласии с административно-педагогическим руководством, при постоянном инструктировании и помощи со стороны педагогического персонала.

Независимо от этого отрядное руководство, на базе тех же процессов и организаций, должно всегда мобилизовать внимание членов отряда на вопросах производственной работы, выполнения промфинпланов, повышения качества и борьбы с браком, на школьной учебе и дисциплине в коллективе, на общих путях роста и развития учреждения.

Командир всегда должен стремиться к тому, чтобы отряд был дружным коллективом, свой авторитет он строит на своей лучшей работе, на своем образцовом поведении, комсомольской принципиальности и не превращается в начальника.

В конце дня в точно установленное время и по определенной форме командиры рапортуют руководителю педагогической части о состоянии своего отряда, о проступках воспитанников и нарушениях режима, если они имели место. Такой краткий ежедневный рапорт дает руководителю ясную картину состояния учреждения и возможность немедленно принять необходимые меры как в отношении отдельных воспитанников, так и по вопросам общей организации. Для коллектива ребят осведомленность руководства и возможность немедленно реагировать на поступки и события имеет большое воспитывающее значение.

Командиры избираются на 3-6 месяцев. Такой срок является наиболее целесообразным: во-первых, в этот короткий срок командиры чувствуют себя уполномоченными коллектива и не превращаются в своеобразных должностных лиц; во-вторых, через командные посты проходит большое количество воспитанников и, в-третьих, обязанности командира, требующие дополнительных напряжений, не становятся в этот срок тягостными для воспитанников. Вопрос о снятии до срока полномочий командира всегда должен быть основательно мотивирован и одобрен советом командиров. Административное отстранение командира может быть вызвано только очень серьезными и не терпящими отлагательства обстоятельствами. Все командиры отрядов и классов составляют центральный орган самоуправления - совет коллектива (совет командиров) данного учреждения.