Воздействие транспорта на окружающую среду.

Являясь мощным стимулом социально-экономического раз­вития, транспорт выступает в качестве одного из основных источников загрязнения окружающей среды. На долю тран­спорта приходится значительная часть (до 60-70%) химичес­кого и подавляющая доля (до 90%) шумового загрязнения, особенно в городах.

Негативное влияние транспорта имеет следующие направ­ления:

1. Выделение в окружающую среду отходов от сгорания углеродного топлива (бензина, керосина, дизельного топлива, природного газа), содержащего десятки химических веществ, большая часть которых крайне токсична.

2. Шумовое воздействие на окружающую среду, которое особенно отражается на городских жителях, способствуя прогрессированию заболеваний сердечнососудистой и нервной систем.

3. Опасность движения: транс­портные происшествия на дорогах уносят ежегодно много тысяч жиз­ней людей.

4. Отторжение земель под доро­ги, станции, автомобильные и же­лезнодорожные парки, аэродромы, портовые терминалы.

5. Эрозия почвенного покрова.

6. Сокращение ареалов и изме­нение среды обитания животных и растений.

Основными источниками загрязнения атмосферы являются транспортные средства с двигателями внутрен­него сгорания, которые используются на автотранспорте. В связи с увеличением численности мирового парка ав­томобилей растет валовой выброс вредных продуктов. Состав отработанных газов двигателей зави­сит от режима работы. При разгоне и торможении по­вышается выброс токсичных веществ. Среди них СО, NОх, СН, NО, бенз(а)пирен и др. Мировым парком автомобилей с двигателями внутреннего сгорания ежегодно в атмосферу вы­брасывается: оксида углерода - 260 млн. т; летучих углево­дородов - 40 млн.т; оксидов азота -20 млн. т.

В местах активного использования газотурбных и ракет­ных двигателей (аэродромы, космодромы, испытательные станции) загрязнения от этих источников сопоставимы с за­грязнениями от автотранспорта. Суммарный выброс токсич­ных веществ в атмосферу самолетами непрерывно растет, что обусловлено повышением расходов топлива и увеличением авиационного парка/ Величина выбросов зависит от вида и сорта горючего, ка­чества и способа его подачи, технического уровня двигателя.

Применение этилированного бензина, имеющего в своем составе соеди­нения свинца, применяемого как антидетонатор, вызывает загрязнение весь­ма токсичными соединениями свинца. Около 70% свинца, добавленного к бензину с этиловой жидкостью, попадает в виде соединений в атмосферу с отработанными газами, из них 30% оседает на земле сразу за срезом выхлопной трубы автомобиля, 40% остается в атмосфере. Один грузовой автомобиль средней грузоподъемности выделяет 2,5-3 кг свинца в год.



Морской и речной флот оказывает наибольшее влияние на водную среду, куда попадают отработанные соединения, об­мывочная вода, производственный и бытовой мусор. Одна­ко основным загрязнителем служит нефть и нефтепродук­ты, которые выливаются в результате аварий, промывки тан­керов.

В наше время приобрела большую остроту проблема раз­мещения транспорта. По мере расширения транспортных сетей увеличивается занимаемая ими площадь.

Магистральная железнодорожная линия, например, тре­бует отвода земель шириной до 100 м (включает само полотно 10-30 м, затем полоса, откуда берется грунт для полотна, лесонасаждения). Крупные сортировочные станции размещаются на площадках до 500 м шириной и 4-6 км длиной. Огромные прибрежные территории занимают порто­вые хозяйства, несколько десятков квадратных километров от­водится под аэропорты.

Научно-техническая революция обеспечила человечество небывалыми благами, среди которых одним из важнейшим стала быстро перемещаться на большие дистанции. Человек покорил небо! Наконец сбылась многовековая вековая мечта человечества. Но один из главных законов экологии утверждает: за все надо платить.

Когда мы слышим слово «авиация», сразу представляем себе превосходную картинку: большой самолет гордо летит в небе, на бешеной скорости преодолевая большие расстояния. Но как ему удается летать, сколько вреда наносит один полет и сама подготовка к нему окружающей среде - все это уходит, к сожалению, на второй план.

Этой статьей я хотел бы сообщить читателям о пагубном влиянии, который вызывает авиация на окружающую среду и, собственно, и на здоровье человека.

Термин «авиация» значит для нас две вещи: самолет и аэропорт. Причем аэропорт для нас местом, откуда, собственно, самолет отправляется в путешествие. Однако мы здесь несколько ошибаемся.

Аэропорт - это многофункциональное транспортное предприятие, которое является наземной частью авиационной транспортной системы, которая обеспечивает взлет и посадку воздушных судов, их наземное обслуживание, прием и отправка пассажиров, багажа, почты и грузов. Аэропорт обеспечивает необходимые условия для функционирования авиакомпаний, государственных органов регулирования авиационной и таможенной деятельности

Есть к объектам аэропорта входят не только самолеты, но средства его обслуживания: спецавтотранспорт, о котором мы поговорим чуть позже.

В результате воздушных перевозок происходит загрязнение почв, водных объектов и атмосферы, а сама специфика влияния воздушного транспорта на окружающую среду обнаружена в значительной шумовой действия и значительных выбросах различных загрязняющих веществ (см. схему).

Негативное воздействие различных авиационных источников шума, в первую очередь, осуществляется на операторов, инженеров и техников производственных подразделений. Так исторически сложилось, что аэропорты расположены вблизи густонаселенных районов города. Поэтому с ростом городов и интенсификацией авиатранспортных процессов возникает серьезная проблема сосуществования города и аэропорта. Население авиамоста и близлежащих поселков испытывают шум от самолетов, пролетающих. В меньшей степени испытывают шум персонал аэропортов, авиапассажиры и посетители.

Кроме шума авиация приводит к электромагнитному загрязнению среды . Его вызывает радиолокационная и радионавигационная техника аэропорта и самолетов. Радиолокационные средства могут создавать электромагнитные поля большой напряженности, которые представляют реальную угрозу для людей.

Действие электромагнитных волн на живые организмы сложная и недостаточно изучена. Взаимодействуя с организмами, электромагнитные волны частично отражаются, а частично поглощаются и распространяются в них. Степень воздействия зависит от величины поглощения энергии тканями организма, частоты волн и размеров биообъекта.

Влияние воздушного транспорта на экосистемы (схема) При постоянном воздействии электромагнитных волн малой интенсивности возникают расстройства нервной и сердечно-сосудистой системы, эндокринных органов и прочее. Человек чувствует раздражение, головные боли, ослабление памяти и др.. Адаптации к электромагнитному воздействию не возникает.

Выбросы из авиадвигателей и стационарных источников представляют собой еще один аспект влияния воздушного транспорта на экологическую ситуацию, но авиация имеет ряд отличий по сравнению с другими видами транспорта:

Использование в основном газотурбинных двигателей приводит иной характер протекания процессов и структуру выбросов отработанных газов;

Использование в качестве топлива керосина приводит к изменению компонентов загрязняющих веществ;

Полеты самолетов на большой высоте и с большой скоростью вызывают рассеяние продуктов сгорания в верхних слоях атмосферы и на больших территориях, снижает степень их воздействия на живые организмы.

Воздушные корабли загрязняют приземные слои атмосферы отработанными газами авиадвигателей вблизи аэропортов и верхние слои атмосферы на высотах крейсерского полета. Отработанные газы авиационных двигателей составляют 87% всех выбросов гражданской авиации, которые включают также атмосферные выбросы спецавтотранспорта и стационарных источников.

Химический состав выбросов зависит от вида и качества топлива, технологии производства, способа сжигания в двигателе и его техническом состоянии. Наиболее неблагоприятными режимами работы являются малые скорости и «холостой ход» двигателя, когда в атмосферу выбрасываются загрязняющие вещества в количествах, значительно превышающих выброс на нагрузочных режимах. Техническое состояние двигателя непосредственно влияет на экологические показатели выбросов.

Относительно наиболее распространенного в современной гражданской авиации типа авиационного двигателя - турбореактивного двухконтурного (ТРДД) можно выделить пять основных режимов (табл. 1), продолжительность которых соответствует максимальной продолжительности режимов, составляющих среднее время этих режимов для крупных и самых загруженных аэропортов мира.

О проблеме негативного влияния авиации на экологическую обстановку заговорили давно. Но сегодня, в год экологии, эта проблема стала муссироваться особенно активно.

Пристальный интерес у экологов и общественности вызвало строительство нового международного аэропорта в селе Сабуровка, под Саратовом . В этом районе, до недавнего времени, считавшегося местом весьма экологически благополучным, находится большое количество дачных товариществ, детские лагеря отдыха, рыбный питомник, который выращивает мальков для пополнения рыбных запасов Волги ...

Выбор расположения аэропорта пал на это место не случайно: учитывалось не только наличие дач и коттеджей поблизости, но и наличие дорог, удобство подъезда. Ведь статус международного аэропорта требует набора конкретных удобств и сервиса для пассажиров.

Решение, затрагивающие интересы тысяч людей, областные власти, как водится, приняли безо всякого согласования с народом. Хотя общественные слушания, по вопросам, касающимся крупных строек, прописаны в федеральном законе. Более того, законом предусмотрена экспертиза проекта на предмет экологии и безопасности.

Дело в том, что сама по себе авиация не оказывает существенного негативного влияния на окружающую среду, но некоторые объекты, к ней относящиеся, достаточно пагубно воздействуют на экологию близлежащих к ним районов. Как правило, там где самолеты и радары, с благоприятной окружающей средой приходится прощаться всерьез и надолго. Авиационный шум, выбросы вредных веществ, звуковой удар, электромагнитные излучения - все это факторы отрицательного воздействия.

Несмотря на то, что в настоящее время разрабатываются и выпускаются новые самолеты, в которых предусмотрено максимально возможное снижение этих факторов, к сожалению, часто экология современного аэропорта оставляет желать лучшего.

Практически все крупные аэропорты имеют отдельную систему водоснабжения, но качество очистки воды не всегда соответствует норме, и из локальных очистных сооружений вода выходит непригодного качества. В сточные воды аэропорт сбрасывает тяжелые металлы, поверхностно-активные вещества, нефтепродукты и другие вредные элементы.

Продукты сгорания авиационного топлива , которые ежедневно выбрасываются в воздух, задерживаются в слоях атмосферы на срок до двух лет . А во время взлета, посадки и прогрева двигателя самолета в атмосферу выбрасывается самое большое количество вредных примесей - углеводородных соединений и оксида углерода . В случае же попадания воздушного судна в чрезвычайную ситуацию самолет должен слить в воздухе оставшееся топливо.

Самым опасным фактором, влияющим на окружающую среду, считается то, что при осуществлении полета в стратосфере (в ее нижних слоях) двигатель самолета выделяет оксиды азота, а это приводит к окислению озоносферы, которая защищает нашу планету от радиации.

Ученые уже давно доказали, что воздух в районах аэропортов серьезно загрязнен. Это очень актуальная проблема для людей, живущих вблизи крупных аэропортов.

Но чаще всего эта проблема игнорируется властями стран, ведь экономические выгоды превалируют над охраной здоровья граждан, дома которых расположены в непосредственной близости к области серьезного воздушного загрязнения. Выхлопные газы самолетов содержат очень опасные загрязняющие вещества, которые могут быть связаны с различными проблемами здоровья у людей.

Даже небольшие региональные аэропорты способны серьезно навредить состоянию здоровья людей, которые живут неподалеку от них. Эти аэропорты, которые принято считать «маленькими», оказывают на человеческий организм не меньше негативного влияния, чем авиа-гиганты. Самое страшное, что они обычно строятся в непосредственной близости с жилыми кварталами. Выбросы так называемых ультрадисперсных частиц , которые во много тысяч раз меньше толщины человеческого волоса, способны навредить человеческому здоровью. Концентрация этих веществ способствует развитию у людей болезни дыхательной системы, сердца, сосудов и пр.

Сегодня ученые намерены призвать чиновников ввести необходимые нормы и стандарты строительства опасных аэропортных зон - подальше от человеческого жилья. Остается надеяться, что здравый смысл властьимущих все-таки одержит верх над экономическими выгодами.

Какой вред наносят самолеты? 06 Февраля 2015 в 14:01 10334

"Совершается посадка на рейс 578 "город F - город N", просим всех пассажиров пройти на борт самолета..." - ежедневно слышат эту фразу на разных языках миллионы путешественников в тысячах аэропортах мира. Главным для авиаперевозчиков является сохранность жизни и здоровья пассажиров, но задумываются ли они о сохранности окружающей природы? Редакция сайт решила разузнать побольше о вреде самолетов на мир, в котором мы живем.

Первым делом - самолеты

Авиация начала свое существование около века назад, но "бум" пришелся именно на наше время. Для примера, в 1994 году более 1,25 миллиарда человек поднялось в воздух, а в 2012 их стало более 3 миллиардов, и это количество увеличивается с каждым днем.

Учитывая, что главы государств, ученые и защитники "матушки-природы" стараются ограничить выбросы выхлопных газов, призывая автолюбителей "пересесть" за руль экологически чистых авто, а промышленников - использовать натуральное сырье, работа по защите окружающей среды ведется. Однако, самолеты по-прежнему "двигаются" на керосиновом топливе, альтернативы, видно, еще не придумали. Давайте разберемся, какой вред наносят выбросы самолетов.

Вносят свою лепту в развитие парникового эффекта

Современные самолеты летают на авиационном керосине - топливе, которое вырабатывается из нефти. Состав топлива достаточно сложный - углерод составляет в ней 86 процентов, водород - 14 процентов. При горении углерод соединяется с кислородом воздуха, так что сжигание каждого килограмма авиационного керосина пополняет атмосферу 3,15 килограммами углекислого газа. Немецкие ученые выяснили, что 2,2% антропогенного выброса углекислого газа принадлежит "воздушным кораблям", а доля автомобилей составляет (!) 14%. Переизбыток углекислого газа ведет к развитию парникового эффекта (повышение температуры нижних слоёв атмосферы Земли по сравнению с эффективной температурой, то есть температурой теплового излучения планеты, наблюдаемого из космоса - прим. ред ). Известно, что парниковый эффект ведет к повышению температуры нижних слоев атмосферы Земли.

Ох уж этот "не конкретный" водород...

Вторая часть расщепленного топлива - водород. Его воздействие на окружающую среду изучить немного сложнее. Количественная оценка особого труда не составляет: известно, что при сжигании одного килограмма керосина образуется 1,23 килограмма водяного пара. А вот с качественной оценкой дело обстоит сложнее. При попадании горячих и влажных выхлопных газов в холодную окружающую среду пар конденсируется и образует мельчайшие капельки воды, а на больших высотах, где температура забортного воздуха достигает 30-40-50 градусов ниже нуля, - мельчайшие льдинки. Эти капельки и льдинки порой хорошо видны с земли - в виде так называемого конденсационного следа, тянущегося за самолетом. Какое воздействие этот след оказывает на атмосферу, зависит от высоты полета. Чем выше, тем больше влажность воздуха. Там кристаллики льда вбирают в себя дополнительно воду, растут, и из конденсационных следов могут сформироваться перистые облака. Они способствуют дальнейшей конденсации влаги из воздуха, в результате плотность и водность облаков увеличиваются. Ученые до сих пор не могут определить насколько негативный эффект уступает положительному. С одной стороны, облака отражают часть коротковолнового солнечного излучения обратно в космос, т.е. являются своеобразными создателями тени на землю. С другой стороны, кристаллики льда в таких облаках поглощают длинноволновое инфракрасное излучение, а затем направляют часть этого тепла на землю. Налицо два разнонаправленных эффекта, но специалисты склоняются к тому, что все же несколько сильнее охлаждения.

Озон не для озонового слоя

Теоретически, кроме углекислого газа и водорода никаких веществ выделятся не должно, но на практике все немного по иному. Во время работы двигателей самолетов происходит выброс отработанных газов, прямых и побочных продуктов сгорания топлива, которые могут быть причиной нежелательного воздействия на окружающую среду. Это явление называется «эмиссия». Эмиссия оксидов азота — следствие высокой температуры в зоне горения топлива, т.е. азот в воздухе входит в реакцию с кислородом, в результате которого образуются оксиды азота (NO, NO2). Однако, эти оксиды не могут оказать положительного эффекта озоновому слою, т.к. летают гражданские самолете на максимальной высоте 12000 км. Находясь на малых высотах образуют трапосферный озон, который только усиливает парниковый эффект.

Не все-то мы изучили...

Нельзя оставить без внимания и сажу, которая также образуется в результате полета самолетов. Диаметр сажевых частиц в выхлопных газах самолетов составляет от 5 до 100 нанометров. Сейас ученые "ломают головы", чтобы получить ответ на вопрос: как влияет сажа на окружающую природу? Результаты исследований пока не дали однозначного ответа.

Увидеть какие выбросы совершает самолет во время взлета и полета можно благодаря смонтированному видео немецких ученых.

Возможно, после прочтения статьи вы призадумаетесь, так ли необходимо вам лететь на самолете? А кто-то из вас, может быть, станет борцом за чистоту окружающей среды. В любом случае, все антропогенные изобретения и технологии зачастую наносят вред природе, может пора уже задуматься о чем-то полезном для Земли?


Ровно 25 лет назад в солнечной Бразилии прошла конференция Организации Объединённых Наций. В ходе неё Россию назвали одной из самых экологически неблагополучных стран. Минуло четверть века…

Быть может, ситуация стала хоть немного лучше? Вовсе нет. Напротив, объёмы выбросов в атмосферу увеличиваются с каждым годом. И во многом причиной ухудшения ситуации стало возрастающее влияние автомобилей, железнодорожного, гидро- и авиатранспорта на экологию.

Транспорт обошёл металлургию

Как утверждает статистика, в XXI веке удельный вес всех вредоносных транспортных выбросов в окружающую среду достигает предельного уровня. Он уже превысил аналогичные показатели в энергетике, металлургии, газовой и многих других отраслях промышленности.

Среди популярных ви­дов транспорта по объёму атмосферных загрязнений лидирует автомобильный. Особенно остро ситуация стоит в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре и других крупнейших городах России. Ведь каждый пятый житель «миллионников» имеет собственную машину, которую эксплуатирует ежедневно.

К чему же это приводит? Перейдём на язык цифр и голых фактов. Итак:

  • загрязнение воздуха выхлопами – 95% от общего объёма выбросов;
  • шумовой «мусор» – 50%;
  • общее воздействие на климат – 70%.

Каждый из перечисленных факторов влияния автотранспорта на экологию заслуживает отдельного разговора. Поэтому пойдём по порядку!

Яды, которые выбрасывают машины

Большинство современных автомобилей «питается» бензином. Только представьте: одна тонна горючего в процессе сгорания выделяет до 800 кг вредных веществ! Но хуже всего, если двигатель работает на этилизированном бензине. В таком случае, в воздух будет попадать свинец, который легко оседает вниз и загрязняет почвы. Взаимосвязь такова: опасный металл оказывается в земле, затем аккумулируется в растениях, далее отправляется в организм животного или человека. Постепенно накапливаясь в клетках, он может стать причиной тяжёлых болезней, включая онкологию.

Впрочем, одним свинцом дело не ограничивается. Автомобили «выкидывают» в воздух до трёхсот вредоносных химических веществ и соединений.

  • Оксиды азота. Взаимодействуя с влажной средой, образуют азотистые и азотные кислоты. Они, в свою очередь, приводят к различным нарушениям работы органов дыхания и кровеносной системы.
  • Формальдегид. Чрезвычайно токсичное вещество – как минимум вызывает аллергию, как максимум – злокачественные опухоли, лейкемию и мутационные изменения в организме.
  • Бензол. Это страшный канцероген, провоцирующий развитие анемии, половой дисфункции и рака.
  • Сернистый ангидрид. Это вещество, отличающееся повышенной токсичностью. В первую очередь, оно «бьёт» по живым организмам. Что касается человека, то переизбыток вызывает почечную и сердечную недостаточности, а также ряд других патологий.
  • Сажа и другие твёрдые частицы. Попадают в организмы людей, вызывая нарушения работы внутренних органов. И ещё парочка «негативов» связана с тем, что данные вещества загрязняют водоёмы, а также мешают нормальному росту растений
  • Бензопирен. Имеет свойство накапливаться в организме и со временем вызывать онкологию.

На последнем «ингредиенте» выхлопов хочется остановиться подробней. Для этого вернёмся в лето 2010 года, признанное аномально жарким за всю историю метеонаблюдений. Тогда на российскую столицу обрушился страшнейший смог. Из-за него многие москвичи были вынуждены вывезти своих детей подальше от мегаполиса. И делали это не зря, ведь в смоге в большом количестве содержится бензопирен, опасный для детского организма.

Так что автомобиль – это не только наиболее аварийный вид транспорта. Он ещё и является источником вредоносных выхлопов – настоящей бомбой замедленного действия.

От резиновой пыли до ржавых кузовов

С одной стороны, автомобиль улучшает качество жизни человека. На своём «железном коне» удобно ездить на работу, в магазины, в гости и на отдых… С другой стороны, именно машины и портят это самое качество жизни! Ведь, чем больше авто находится в населённом пункте, тем меньше в нём будет зелёных зон: максимум свободной площади будет отдана под автодороги, гаражи, стоянки.

А теперь – о менее известных путях воздействия транспорта на экологию. Все мы знаем, из чего сделаны автомобильные шины. Во время их трения об асфальт в воздух попадает мелкая, но вредоносная резиновая пыль. Она проникает в дыхательные органы живых существ (в том числе, человека) и ухудшает общее состояние здоровья. Особенно данная проблема актуальна для астматиков и тех, кто страдает хронической формой бронхита.

Кроме того, на свалках продолжают накапливаться старые кузова, покрышки и прочие «останки», утилизация которых требует денег, времени и энтузиазма.

Но и это ещё не все последствия глобальной автомобилизации! Немногие знают, но машины не только выбрасывают в атмосферу вредные вещества, но и поглощают такой важный для живых организмов кислород. Так, всего одно авто за год регулярной эксплуатации уничтожает свыше 4 тонн кислорода.

«Шумно» – значит «вредно»

Немногие задумываются, но ведь не только своими выхлопами автомобили вредят природе. Есть такое понятие как «шумовое воздействие». Его источник – работающий двигатель, а «жертвы» – человек, животные, насекомые и даже, как полагают некоторые биологи, деревья и растения.

Уровень шумового фона измеряется в децибелах. К примеру, для человека данный показатель не должен превышать отметки в 40 дцб. Однако современный город с тысячами ревуще-сигналящих автомобилей оглушает нас всеми 100 и более дцб!

Загрязнение окружающей среды шумом приводит к следующему:

  • психические и нервные расстройства;
  • снижение слуха;
  • постоянное чувство усталости.

Накапливаясь день за днём, эти последствия делают нас заложниками постоянных депрессий и сниженного иммунитета.

День без автомобиля – за рулём автомобиля?..

Какие же способы снижения транспортной нагрузки на экологию предлагают эксперты? Некоторые из них можно выполнить лишь на государственном уровне. В том числе, вынести транзитные грузовые потоки из городской черты. На самом деле, данное требование зафиксировано в действующих нормах и правилах. Другой вопрос, что на деле они не соблюдается.

Впрочем, и обычным гражданам по силам снизить вредоносное воздействие автомобилей. Один из наиболее эффективных вариантов – в будние дни пересесть с собственных машин на вело- или городской транспорт.

Так, начиная с 2008 года акция «День без автомобилей» стала традиционной для России. Москва, Санкт-Петербург, Курск, Уфа, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Калуга, Владивосток… Эти крупнейшие города тоже включились в борьбу за «всеобщую экологизацию». Большинство сознательных граждан 22 сентября отказываются от поездок на «железном коне» и перемещаются любыми другими способами.

Увы, как показывает статистика, в 2016 году количество участников акции оказалось минимальным. Психология тех, кто не захотел отказываться от комфортного пребывания в салоне авто, ясна: «Пусть это будет кто-то другой, но не я». Но эта псевдо-логика убийственна; причём, не только для нас, но в большей степени для наших детей и внуков. Ведь именно они получают в наследство «убитую» экологию и многочисленные болезни, вызванные ею.

Опасность, несущаяся по рельсам

Впрочем, не только автомобили губят окружающий нас мир. Влияние железнодорожного транспорта заслуживает отдельного разговора. Для начала – несколько показательных цифр. Наши поезда и прочие составляющие отрасли ежегодно потребляют:

  • около 7% от всего добываемого в России топлива;
  • примерно 6% электроэнергии;
  • до 4,5% лесных ресурсов.

В масштабах страны это огромные цифры! Кроме того, воздействие железнодорожного транспорта на экологию сказывается в большом количестве механических твёрдых отходов, а также теплового излучения и вибраций, негативно влияющих на живых существ.

Что же может сделать обыватель, в качестве средства передвижения выбравший железную дорогу? Конечно же, не выбрасывать из окон мусор. Полиэтиленовые пакеты, стеклянные банки, пластиковая посуда… Это небольшой список того, что в огромном количестве валяется вдоль путей и постепенно отравляет окружающую среду. Так что, если вы всё-таки задумали путешествие на поезде или электричке, запаситесь индивидуальными пакетами для мусора. Выбрасывайте их только в специальные баки, чтобы внести свою лепту в защиту природы от вредоносного воздействия ж/д транспорта.

Железнодорожное хозяйство также является источником опасности для почвенных и водных ресурсов. Ведь в результате деятельности каждого локомотивного депо остаются производственные сточные воды. Они содержат нефтепродукты, бактериальную грязь, взвешенные частицы, кислоты, щёлочи, поверхностно-активные вещества… И всё это легко попадает в землю и воду, отравляя их. А оттуда – рукой подать до организма человека.

Водные суда и их влияние

Многие обыватели считают водный транспорт экологически чистым, а зря. Загрязнение в данном случае происходит двумя путями:

  • морские и речные суда ухудшают состояние биосферы за счёт отходов эксплуатационной деятельности;
  • периодически случающиеся аварии на судах с токсичными грузами (нефть и нефтепродукты) являются причинами настоящих экологических катастроф.

Большой процент вредных веществ сперва попадает в атмосферу, а потом, вместе с осадками, проникает в воду. Это общеизвестный факт.

С другой стороны, на танкерах, занимающихся нефтеперевозкой, регулярно делают промывку ёмкостей. Цель – удалить остатки ранее перевозимого груза. Как итог – чрезвычайно грязная вода, насыщенная нефтяными остатками. Обычно её, не задумываясь о наносимом ущербе, просто выливают за борт. А ведь это и есть настоящий яд для водной флоры и фауны.

Главный «экологический грешник» будущего

А теперь – о неожиданном. Согласно опросам, одним из наиболее экологически безопасных видов транспорта современные россияне считают… самолёты. И это коренное заблуждение! Ведь воздействие авиасудов на атмосферу несоизмеримо с другими способами перемещения в пространстве. Более того, эксперты утверждают, что через 10 лет воздушный транспорт станет главным «экологическим грешником», потеснив, таким образом, нынешнего «лидера» – автомобиль.

Перечислим основные факторы негативного влияния авиатранспорта на экологию:

  • вредные выбросы двигателей;
  • высокий шумовой «вброс»;
  • звуковые удары (характерно для полётов на сверхзвуковых скоростях).

Остановимся на первом, знаковом пункте. Дело в том, что все вредоносные выбросы, исходящие от самолётов и вертолётов, находятся в максимальной близости от озонового слоя. И, соответственно, разрушают его намного интенсивней чем те, что исходят от нашей планеты.

Что же входит в состав этих выбросов?

  • около 70% – углекислый газ;
  • порядка 30% – водяной пар;
  • 2-5% – загрязняющие вещества: оксиды серы, углеводороды, угарный газ, оксиды азота.

Таким образом, самолёты вносят свой довольно весомый вклад в формирование на планете парникового эффекта. А он – первейшая причина глобального потепления, которое приводит к весьма серьёзным последствиям наподобие таяния ледников, повышения рисков в аграрной отрасли и т.д.

Влияние транспорта на экологию – тема, касающаяся каждого из нас. Человечество привыкло к комфортной жизни. Но как быстро оно освоится в мире с отвратительным составом воздуха, загрязнёнными почвами, отравленной водой и сильнейшим парниковым эффектом? А ведь всё это и есть цена удобства и высоких скоростей, которую мы платим из кармана своих потомков.