Разделы: Начальная школа

Цели:

  • Ознакомление учащихся с психологическими особенностями личности, с миром профессий;
  • Созданий условий для формирования конкретно-наглядных представлений о существенных сторонах профессии;
  • Осознание учащимися ценности и осмысление важности таких качеств, как ответственность и аккуратность для успешного выполнения профессиональных обязанностей.
  • Развитие у школьников профессиональных интересов, склонностей и качеств, важных для профессионального самоопределения.

Так много разных профессий, и все они очень интересные... Так кем же стать? Какую профессию выбрать? Такой вопрос дети задают себе уже в начальных классах.

Все ли дети так колеблются при выборе профессии? И когда уже надо окончательно ориентироваться?

С этими раздумьями я решила провести небольшое исследование среди старших классов. Учащимся 10-11 классов раздали анкеты и попросили их ответить на следующие вопросы:

  1. Определился ли ты с выбором профессии?
  2. В каком возрасте ты сделал этот выбор?
  3. Кто повлиял на твой выбор?

И вот какую картину мы увидели. Из 32-х опрошенных учащихся 20 человек определились с выбором профессии, причем 13 из них сделали этот выбор еще в детстве, мечтали об этой профессии, целенаправленно шли к ней.

По мнению психологов, если человек сделал свой выбор год назад, то есть вероятность, что через год он опять может поменять свое мнение, а если человек определился с профессией достаточно давно, в раннем детстве, то это уже свидетельствует о его постоянстве. Увы, но результаты нашего анкетирования таковы:

  • Родители - 10%
  • Сам – 8%

Занятия в кружке, секции – 15%

  • Экскурсии – 10%
  • Учителя – 18%
  • Не знаю – 39%

С раннего детства лелеют свою мечту о будущей профессии лишь 6%, а 75% учеников сделали свой выбор год назад, полгода назад или всего месяц назад.

Результаты исследования подтолкнули меня к тому, что если профориентационную работу начинать с начальных классов, то детям в старшем звене будет намного легче выбрать свой жизненный путь, профессию на всю жизнь.

Я разработала примерное планирование занятий по профориентационной работе.

1 класс.

Сентябрь Экскурсия на школьный участок. Беседа “Труд людей осенью”.
Октябрь Экскурсия по городу.
Ноябрь Экскурсия на строительную площадку жилого дома. Встреча со строителями
Декабрь Экскурсия на почту. Знакомство с работниками почтового отделения.
Январь Экскурсия в школьный кабинет технологии.

Проведение беседы по материалам экскурсии.

Февраль Телеурок “На животноводческой ферме”.
Март Беседа “Уважение к людям труда” (рассказы родителей о своем труде).
Апрель Беседа. Телеурок “Весенние работы в саду, огороде, поле”.
Май Выставка рисунков “Все работы хороши!”

2 класс.

Сентябрь Беседа “Труд людей осенью”. Беседы о профессиях тракториста, шофера, комбайнера, овощевода.
Октябрь Лес. Работники лесничества.
Ноябрь Работа автоинспектора. Беседа “Будь внимателен на улице”.
Декабрь Знакомство с профессией портнихи.
Январь Работа технического персонала школы. Оказание помощи в уборке.
Февраль Профессии наших пап.
Март Знакомство с профессиями наших мам.
Апрель Экскурсия в библиотеку. Беседа о характере работы библиотекаря.
Май “Защита профессий” внеклассное мероприятие.

3 класс.

Сентябрь Работа на пришкольном участке. Профессия цветовода.
Октябрь Беседы о профессиях каменщика, штукатура, маляра, плотника.
Ноябрь Экскурсия в школьную мастерскую. Профессии слесаря, токаря, шлифовщика.
Декабрь Телеурок “Будь осторожен с огнем”. Беседа о профессии пожарного.
Январь Наши магазины. Работники магазина. Экскурсия в магазин.
Февраль Я – мастер. Сделай своими руками подарки папам.
Март Профессии наших мам. “Мамы всякие нужны, мамы всякие важны”.
Апрель Знакомство с профессией повара.
Май КВН “Мир профессий”.

4 класс.

Сентябрь Мир глазами астронома.
Октябрь Мир глазами географа.
Ноябрь Экскурсия в школьную столовую. Знакомство с профессией повара.
Декабрь Экскурсия в медицинский пункт. Знакомство с профессиями здравоохранения.
Январь Мир глазами историка.
Февраль Профессия моих родителей (встречи, беседы).
Март Экскурсия в магазин. Знакомство с профессией продавца, кассира.
Апрель Телеурок “Весенние работы в саду, в поле, на огороде”.
Май Беседа “Чем я могу помочь дома”. Творческая работа “Все работы хороши - выбирай на вкус...”.

Подготовка по профориентации в начальных классах направлена на расширение кругозора учащихся, формирование у детей ценностного отношения к труду.

Необходимо начинать профориентационную работу с детьми с 1 класса.

Вот такая работа проводится по каждой профессии:

Первый шаг – разминка, где происходит знакомство с профессией:

  • что я знаю, об этой профессии;
  • что должны уметь люди, занимающиеся данной профессией;
  • какие учебные предметы помогают обрести эту профессию;
  • что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, книг и телепередач.

Второй шаг - экскурсия, иногда бывают виртуальные, после которой проводится анкетирование, на котором видно как меняются интересы детей. К концу 2 класса ребята начинают отдавать предпочтение именно той профессии, которая им нравится.

Третий шаг: дети выполняют творческие работы (рисунки о новых профессиях, мини-сочинения), проводятся игры, беседы с родителями, выпуск газет “Наши родители на работе”.

Четвёртый шаг: совместный труд родителей и детей на приусадебном участке, на пришкольном участке, в огороде. Происходит гармонизация отношений со старшим поколением, возможность участия ребенка в различных посильных делах по дому, хозяйству и формирования у него реалистического взгляда на необходимость и значимость труда для человека.

Профориентационную работу надо начинать с начальных классов, детям в старшем звене будет намного легче выбрать свой жизненный путь, профессию на всю жизнь.

Изучив и проанализировав данную проблему по профориентации в начальных классах, я пришла к следующим выводам:

  1. Профориентационная работа, начатая с 1 класса, выводит младших школьников на более высокий уровень развития.
  2. Разработанная мной система работы, решает проблему по профориентации.

Если профориентационная работа ведется с начальных классов, то к окончанию школы выпускник сможет сделать осознанный выбор своей будущей профессии.

IV. Библиография.

  1. Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики.-М.:Педагогика, 1996.
  2. Гузеев В.Основа авторской технологии.- Народное образование. - №9, 1997.
  3. Основы педагогического мастерства / По ред. Зязюна И.Я. – М.: Педагогика, 1989.
  4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. – М.: Издательский дом “Багиров”, 1998.
  5. Семенова Г. Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников. – Газета “Школьный психолог” №10, 21, 28, 2004.
  6. Родионов В.А. Практическая психология в школе. – Ярославль, Академия Развития, Академия Холдинг, 2003.
  7. Крамов В. Коротко о профессиях. - Издательство “Молодая гвардия”, 1996.
  8. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: “Просвещение.” 1994.
  9. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации.-М.: Владос Пресс. 2003.
  10. Черткова Н.А. Сколько профессий, столько дорог.М.: “Книга”.1993.
  11. Белянкова Н. Профориентационная работа.- Журнал “Воспитание школьников”.№6, 2004.


Подписи к слайдам:

Профориентацияв начальной школе
Составила:Приходько Т.Ю. МОУ СОШ № 6, Г.Копейск
Основная идея: Профориентационная работа в начальной школе подготавливает «почву» для более осмысленного и осознанного профессионального выбора в среднем и старшем звене.
Цели: ознакомление учащихся с миром наиболее привлекательных для детей профессий (содержание, требования);создание условий для развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к адаптации и самореализации в обществе.
Задачи:Проанализировать возрастные особенности младших школьников;С помощью методики «Кем быть?» (Н.С. Пряжников) определить круг профессий, наиболее актуальных для современных детей младшего школьного возраста;Подобрать формы и методы профориентационной работы во внеурочное время
Сроки выполнения проекта:Февраль-апрель, 2014 года.Участники проекта: Учащиеся 3А класса (30 человек)МОУ СОШ №6 г.Копейска
Содержание проекта:Профориентационная работа – это специально организованная деятельность, направленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании ими вариантов продолжения обучения в профильных классах старшей школы и учреждениях профессионального образования. Ее главные направления: помощь школьнику в выборе направления и места дальнейшего обучения; повышение готовности детей к социальному, профессиональному и культурному самоопределению.
Возрастные особенностиПовышенная чувствительность к внешним воздействиям;Ведущая деятельность – учебная;В учебе руководит мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых.
Возрастные особенности4. Недостаточно развита волевая сфера,мышление носит наглядно-действенный характер;5. Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности под воздействием взрослых;6. Ребенок должен ощутить значимость и целесообразность своего труда.

Методика «Кем быть» (Н.С. Пряжников) Нарисуй, кем бы ты хотел стать, под рисунком сделай подпись.

Результаты методики «Кем быть» (Н.С. Пряжников)

Формы и методы профориентационной работы в начальной школе во внеурочное времяИгры и упражнения;Конкурсы и конференции проектных работ;;Организация работы клубов и кружков;Оформление уголка по профориентации“В мире профессий”;Экскурсии
Существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление каких-то элементов изучаемой профессии Например: - «Угадай профессию по жестам», - «Вспомни как можно больше слов на букву “…”, связанных с данной профессией», - «Выбери из карточек только те орудия труда, которые связаны с этой профессией»
Игры и упражнения
Конкурсы и конференции проектных работ
Тематика: «Моя профессия - профессия будущего»; «Хочу быть…и буду»; «Защищаю профессию…»; «Быть мне…»;«Профессия моих родителей - моя профессия»;«Труд парикмахера» и др.
Конференция «Все профессии хороши, выбирай на вкус»
«Приглашаются люди разных профессий, которые рассказывают о своей профессии. Ученикам дается возможность задавать интересующие их вопросы о специфике той или иной профессий.Приглашаются люди не только предпочитаемых детьми профессий, но и тех, о которых дети мало знают либо вообще не знают.
Использование конструктора LEGO
Городские жители. DUPLOТематический набор, иллюстрирующий профессиональные принадлежности городских жителей. В наборе 20 фигурок людей, одетых в спец. одежду, свидетельствующую о профессии или роде деятельности персонажа.
Использование конструктора LEGO
Грузовой и пассажирский транспорт. LEGO
Большой базовый набор иллюстрирует способы грузовых и пассажирских перевозок. Огромное количество стандартных и специальных элементов позволит моделировать работу воздушного, наземного и водного транспорта
Использование конструктора LEGO
Железная дорога. DUPLO
Традиционно любимая всеми Железная дорога. В наборе - 2 товарных поезда, рельсы, пересечение железнодорожных путей, железнодорожный мост и переезд, а также фигурки машинистов и стандартные кирпичики для конструирования станции.
Пожарная станция. DUPLO
Тематический набор, иллюстрирующий работу пожарной команды. В наборе 129 элементов: две пожарные машины, вертолет, фигурки пожарных, а также элементы, имитирующие огонь и воду, и стандартные кирпичики для конструирования пожарной станции.
Полицейский участок. DUPLO
Тематический набор для конструирования и сюжетно-ролевой игры, позволяющий разыграть историю поимки преступников полицейскими.
Рабочие и служащие. LEGO
Более 30 миниатюрных ЛЕГО - человечков, представители различных коммунальных служб, содержит тематический набор для расширения знаний об общественно полезных профессиях.
Транспорт муниципальных служб. DUPLO
Тематический набор для конструирования содержит машины муниципальных служб, фигурки в униформе и дорожные знаки.
Организация работы клубов и кружков
Научно-техническая направленность Кружок авиамодельный, технического моделирования,радиоэлектроники, юных космонавтовЭколого-биологическая направленность Кружки юных цветоводов, зоологов, Клуб "Юный эколог"
Художественно-эстетическая направленность Кружок макраме, кулинарии, художественной вышивки, вязания и др.Музыкальное творчество:Фольклорный кружок, хоровой кружок и др.Социально-педагогическая направленность Кружок юных корреспондентов, Клуб «Юный пожарный», Клуб "Я выбираю профессию…"
Оформление уголка по профориентации“В мире профессий”
В этом уголке могут находиться книги, фотоматериалы, так или иначе связанные с профессией.В процессе проведения занятия к этому уголку необходимо обращаться, чтобы он не был чем-то искусственным, нерабочим.
Организация экскурсионной работы
Экскурсия на почту;Экскурсия в магазин;Экскурсия парикмахерскую;Экскурсия на предприятие;Экскурсия на фабрики (ОАО «ЧТЗ-Уралтрак, ОАО «Копейский машиностроительный завод», ОАО «Завод «Пластмасс», ОАО «Птицефабрика «Челябинская», МУП «Копейский хлебокомбинат», Группа компаний «Джемир», ООО Ламинат. Мебель. Комплект, Фабрика «УралЭкспрессФудс»)Экскурсия в библиотеку;Экскурсия в 36 ПЧ Копейского гарнизона пожарной охраны;
Эта книга поможет педагогам воспитать в детях живой интерес к миру разных профессий. Ее цель - через сказки, беседы, игры, вопросы и творческие задания о профессиях и мастерах привести детей к осознанию, что на земле нет ненужных профессий, что люди, вкладывающие всю душу в свой труд – Великие Мастера.Лопатина Александра, Скребцова Мария «Секреты мастерства»


Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии – одна из важных задач школьного обучения и воспитания.

База к профессиональному самоопределению должна закладываться на стадии конкретно-наглядных представлений о мире профессий еще задолго до подросткового возраста. Поэтому, важное место в профориентационной работе принадлежит младшим школьникам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по профориентации в начальной школе

Выступление Саратовцевой Елены Владимировны,

учителя начальных классов Гимназии г. Вольска.

В настоящее время все большую актуальность приобретает вопрос формирования и развития успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменяющимся условиям современного мира.
Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии – одна из важных задач школьного обучения и воспитания.

Необходимость профориентации в начальной школе

База к профессиональному самоопределению должна закладываться на стадии конкретно-наглядных представлений о мире профессий еще задолго до подросткового возраста. Поэтому, важное место в профориентационной работе принадлежит младшим школьникам.

Учеба выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной и т.д.

На основе проведённого в 4 классе анкетирования я выявила, что предпочтение дети отдают предметам: ФК - 15 чел, математика – 14 чел, ИЗО – 9 чел, русский язык, литературное чтение, ОМ – 8 чел, английский язык – 7 чел. технология – 4 чел.

Ранняя профориентация детей характеризуется в основном выявлением сферы интересов детей и обогащением этой сферы знаниями о новых профессиях.

Особенности формирования представлений о мире профессий у младших школьников

В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия водителя, медсестры, учителя и др., основываясь на наблюдениях за взрослыми.

На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создавать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, обучающийся мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно.

Профессиональная ориентация представляет собой систему мер, способствующих профессиональному самоопределению личности, формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить свои склонности и способности. Профориентация осуществляется через учебные предметы, внеурочную деятельность, работу с родителями.

Основная задача профориентационной работы в начальных классах – расширение кругозора и осведомленности ребенка о профессиях в процессе непосредственного общения со взрослыми или наблюдения за их работой.

  1. Профориентация через учебные предметы

В процессе обучения в начальной школе все учебные предметы можно использовать как возможность формирования у младших школьников интереса к труду взрослых.

Работа с иллюстрациями и языковым материалом может успешно осуществляться на уроках чтения, русского языка, математики и др.

На уроках русского языка и литературы использую пословицы о труде: Дело мастера боится. Терпение и труд всё перетрут. Труд кормит, а лень портит. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Маленькое дело лучше большого безделья.

При изучении словарных слов использую загадки о профессиях.

Наш ученый с другом Васей
Плавал дома на матрасе.
Ловко обогнул диван
Вася, храбрый... (капитан)

В книжном море он бескрайнем

Настоящий капитан.

Отыскать любую книжку

Помогает быстро нам! (Библиотекарь)

Мелом пишет и рисует,

И с ошибками воюет,

Учит думать, размышлять,

Как его, ребята, звать? (Учитель)

При изучении однокоренных слов предлагаю детям загадки

Встанем мы, когда вы спите,

И муку просеем в сите,

Докрасна натопим печь,

Чтобы хлеб к утру испечь. (Пекарь)

В ресторане их найду я -

Эти люди в колпаках

Над кастрюлями колдуют

С поварешками в руках. (Повар)

По вариантам нужно подобрать однокоренные слова разных частей речи и выделить корень.

При изучении темы по окружающему миру «На службе у человека» младшие школьники усваивают, что получение продуктов - это результат работы людей разных профессий (хлеборобов, садоводов, пекарей, трактористов, водителей, фермеров и т.д.)

Значительным профориентационным потенциалом обладают ролевые игры , например, такие как «Магазин» (на уроке математики), «Библиотека» (урок чтения), «Экскурсовод» (урок окружающего мира).

В таких играх дидактическая задача урока интегрируется с профориентационной.

Существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление отдельных элементов изучаемой профессии. Как во время уроков, так и во внеурочное время предлагаю школьникам профориентационные игры. Например, «Профессия на букву...» (к- кассир, курьер, коневод, х- хоккеист, художник), «Кто использует в работе?» (например, зеркало или иглу - назвать профессии, которые используют заданный инструмент или материал), «Ассоциация» (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов типа «Какой запах (цвет) у профессии?»)

  1. Внеурочная профориентационная работа включает разные направления: экскурсии,

классные часы, внеклассные занятия, встречи со специалистами в разных сферах труда, конкурсы, выставки, кружки и спецкурсы.

Посещая музеи, картинные галереи, библиотеки, театры младшие школьники не только приобщаются к миру прекрасного, но и имеют возможность получить информацию о профессии экскурсовода, художника, библиотекаря, актёра.

На классных часах и на внеклассных занятиях младшие школьники читают стихи о разных профессиях, разгадывают загадки, инсценируют произведения, составляют пословицы о труде, рассказывают о профессиях своих родителей, участвуют в викторинах «Все работы хороши».

Например, читая разные книги, мы встречаемся с разными героями, которые стали знамениты благодаря своей профессии. И вы их, конечно, узнаете и сможете назвать персонажей и авторов этих произведений.

1.Лучшая в мире няня - гувернантка, прилетевшая однажды на зонтике неизвестно откуда

(Мэри Поппинс, П. Треверс)

2.Воспитательница, которая была о себе очень высокого мнения. «У меня, - говорила она, - и дети, и собаки становятся шелковыми» (Фрекен Бок, А. Линдгрен)

3.Из трех цариц одна стала царицей, другая - ткачихой, а третья? (поварихой А.С.Пушкин)

4. Самый известный почтальон, проживающий в д. Простоквашино (Печкин.Э. Успенский)

6. Сказочный ветеринарный врач (Айболит К. Чуковский)

Рассказываем о профессиях, с которыми сталкиваемся ежедневно.

Школьная медсестра. Её работа заключается в охране здоровья детей и учителей. Она оказывает первую помощь при различных заболеваниях, травмах, обрабатывает раны. Медсестра несёт ответственность за качество приготавливаемой пищи в нашей школьной столовой. Она организует вакцинации детей, ежегодные профилактических осмотры как детей, так и учителей.

Казалось бы, профессия повар знакома всем, и много говорить о ней не приходится. Старая русская пословица гласит: «Добрый повар стоит доктора». Действительно, повару, как и врачу, нельзя быть равнодушным. Ведь от того, как накормить человека, зависит и его здоровье, и настроение, и производительность труда и успех в учёбе.

« Много на свете хороших профессий, но знаю, моей не найти интересней»

Профессия учитель начальных классов очень важная и нужная. Учитель обучает детей, подготавливает и проводит классные и школьные мероприятия, родительские собрания; проводит уроки и кружки, организует культурно-массовые мероприятия; детский досуг и отдых.

Рассказываем и о других профессиях, без которых нельзя обойтись – вахтёр, гардеробщица, уборщица.

В начальной школе организуем встречи с родителями, профессионалами в разных сферах труда – специалистами ГИБДД, пожарными, курсантами ВВИМО, школьным библиотекарем, школьной медицинской сестрой.

Обучающиеся моего класса участвуют в творческих конкурсах, выставках школьного, муниципального, регионального уровней «Возраст делу не помеха!», «Осенние поделки»

Младшие школьники с удовольствием посещают театральный кружок.

На классном часе я провела анкетирование и выяснила, что младшие школьники знакомы со многими профессиями. Детям нравятся профессии – учителя, врача, военного, швеи, парикмахера, изобретателя, ветеринара, модели, певицы, кондитера, дизайнера, воспитателя, строителя, полицейского. В будущем школьники мечтают стать врачами – 9 чел, учителями – 4 чел, полицейскими– 2 чел, военными – 3 чел, ветеринарами – 2 чел, швеёй – 2 чел., конструктором – 1 чел, переводчиком – 1 чел, бизнес – леди 1 чел.

Все профессии прекрасны.

Все профессии важны.

Знаем мы, что наши руки

Будут Родине нужны.

Начиная с 1 класса, мы создали «портфолио» - папки достижений обучающихся, которые помогут выявить среди младших школьников сферы предпочтительных профессиональных интересов, вести информационно-просветительскую работу по выбору профессии в дальнейшем.

Хотя выбирать профессию учащимся начальной школы придется еще не скоро, но уже сейчас я их нацеливаю на то, что нужно готовиться к выбору профессии:

Собирать информацию о профессиях,

Наблюдать за трудом взрослых в жизни,

Посещать специальные музеи, в которых можешь "прикоснуться" к профессиям,

Пробовать себя в разных видах деятельности, что бы понять, что тебе больше всего нравится делать

И, самое главное, учиться! Ведь школа - это первый шаг в любую профессию.

  1. Профориентационная работа с родителями обучающихся

В зависимости от особенностей характера ребенка, его темперамента и способностей у него начинает проявляться интерес к определенным профессиям.

Кто-то просит родителей купить ему машинку, кто-то аптечку, кому-то интересно шитье, а кто-то не может усидеть на месте: его тянет бегать, танцевать, петь и т.п.

Учитель должен помочь разобраться родителям с психологическими особенностями ребенка и с их желаниями.

На родительских собраниях нацеливаю родителей на включение школьников в разные кружки и секции. В результате в спортивных секциях (рукопашный бой, карате, бокс, дзюдо, плавание) занимаются 8 чел., в музыкальной школе – 3 чел., в художественной школе – 3 чел., в танцевальных кружках – 5 чел., в школе искусств – 2 чел. В театральном кружке – 1 чел., бисероплетение – 1 чел.

Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального выбора.


Профориентация в начальных классах

В настоящее время все большую актуальность приобретает вопрос формирования и развития успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменяющимся условиям современного мира. Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии представляется одной из важных задач школьного обучения и воспитания. Профориентационная работа сегодня - неотъемлемая часть программы повышения качества образования. Цель профориентации в начальной школе - расширение знаний о мире профессий и формирование интереса к познанию и миру труда, через организацию разнообразной досуговой, исследовательской и трудовой деятельности (факультативы, кружки по интересам, работа под руководством взрослых); расширение первоначальных представлений о роли труда в жизни людей, о мире профессий и предоставление возможности учащимся «примерить на себя различные профессии» в игровой ситуации; развитие мотивации к учебе и труду через систему активных методов познавательной и профориентационной игры; выявление общих тенденций в развитии способностей ребенка в совместной деятельности с родителями и педагогами; развитие творческих способностей детей в процессе знакомства с профессиями. Проблема в начальной школе состоит в том, что уроки знакомства с профессиями в рамках школьной программы занимают незначительную часть. Программа направлена на создание условий для систематических и регулярных занятий во внеурочное время.

Профориентационная работа в начальной школе считается пропедевтическим этапом. Цель этого этапа - формирование у детей младшего школьного возраста любви и добросовестного отношения к труду, понимания роли труда в жизни человека и общества, развитие интереса к миру профессий, в том числе профессиональной сфере деятельности родителей и ближайшего окружения. На этом этапе осуществляется вовлечение учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной трудовой деятельности. Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности не только расширяет общий кругозор ребёнка, но также, что особенно важно, открывает возможности раннего проявления и конкретизации его интересов и склонностей. Весь педагогический опыт говорит о том, что человек, который с детства ставит перед собой конкретные (пусть и много раз меняющиеся) цели, связанные с будущей профессией, стараются осознать своё будущее место в обществе, вряд ли пополнит собой армию «трудных» подростков и социально неблагополучный контингент молодёжи. Формы профориентационной работы в начальной школе. 1.беседы с детьми и родителями; 2.встречи с людьми разных профессий; 3.экскурсии в музеи; 4.классные часы по профориентации; 5.оформление классного уголка и школьного стенда; 6.сочинения, конкурсы, защита проектов; 7.родительские собрания по профориентационной тематике. 8. Игры (существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление отдельных элементов изучаемой профессии. К профориентационным играм, которые предлагаются школьникам как во время уроков, так и во внеурочное время, можно отнести целый класс игр, объединенных названием «Угадай профессию». Это: «Профессия на букву...», «Кто использует в работе?» (назвать профессии, которые используют заданный инструмент или материал, например, зеркало или иглу), «Ассоциация» (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов типа «Какой запах (цвет) у профессии?», «Связана ли работа с общением с людьми?»).

Конспект классного часа по профориентации для 2-го класса

"Вот когда я взрослым стану..."

Цель- создание положительной мотивации учебной деятельности в начале года, предпосылок осознанного выбора профессии в старшей школе.

Ход классного часа

-Здравствуйте, ребята! Вот и наступил новый учебный год, теперь вы второклассники! -Как отдохнули? С каким настроением вернулись в школу? (ответы детей) -Я рада, что вы все сегодня пришли в класс с хорошим настроением, отдохнувшие, веселые. Но только ли веселые чувства вы испытываете (сожаление о том, что каникулы закончились и предстоит снова учиться.) - Ну вы, пока еще, дети, хотя и заметно повзрослели за лето, и главное ваше занятие. учеба. Наверное, иногда так хочется стать взрослым, что бы уже не ходить в школу... (да) -Вот сегодня мы с вами помечтаем о том времени, когда вы станете взрослыми (слайд) - Когда я была ребенком, мне тоже хотелось скорее повзрослеть, но вот только почему уже не помню? Может быть вы поможете вспомнить? (Слайд, ответы детей) - Молодцы, оказывается взрослые так много могут того, чего не могут дети, все что вы сказали, пожалуй можно объединить (слайд). Взрослые самостоятельные. -А чем же взрослые занимаются каждый день кроме выходных? (работают) -Зачем? (слайд, ответы детей) -Конечно, чтобы зарабатывать деньги (слайд), приносить пользу людям (слайд), а кроме того, работа бывает еще и интересной для конкретного человека (слайд). - Вот когда вы станете взрослыми станете (слайд), вам тоже придется выбирать работу. А знаете ли вы какие есть профессии? Попробуйте отгадать мои загадки (см. приложение.) -Молодцы, профессий знаете много, но как же среди такого большого количества вариантов выбрать только одну, которая будет приносить и пользу, и удовольствие, и деньги? (?, слайд). И хотя выбирать придется еще не скоро, уже сейчас вы можете готовиться к этому выбору. Как? (ответы детей.) -Молодцы! Правильно! (Или "Если вы пока затрудняетесь ответить на этот вопрос, то я подскажу") Показ и обсуждение слайдов: - собирай информацию о профессиях, - наблюдай за трудом взрослых в жизни, - посещай специальные музеи, в которых можешь "прикоснуться" к профессиям, - пробуй себя в разных видах деятельности, что бы понять, что тебе больше всего нравится делать - и, самое главное, учись! Ведь школа - это первый шаг в любую профессию.

Заключение: чтение и обсуждение стихотворения Д. Родари "Чем пахнут ремесла?" (см. приложения)

Приложения.

Загадка-шутка о профессиях

Мы в профессии играем
По душе их выбираем,
И мечтаем поскорее
Мамы с папой стать взрослее,
Чтоб не просто так мечтать,
А кем быть решить и стать.

Саша гордо самолет
На веревочке везет.
Он готовится к полетам,
Значит, вырастет... (пилотом)

У пилота Боря друг
Красит краской все вокруг.
На окне рисует дождик,
Значит, вырастет... (художник)

У художника сестренка
Петь умеет очень звонко.
Подпевают Насте птицы,
Значит, вырастет... (певица)

У певицы есть соседи –
Близнецы Денис и Федя.
Воду варят вечерами,
Значит будут... (поварами)

Повара с Валерой в ссоре,
Он опять о вкусах спорит.
Очень любит он дебаты,
Значит будет... (депутатом)

Депутат с Мариной дружит.
Той, что вечно в танце кружит,
Ведь красавица Марина
Стать мечтает (балериной)

Балерина дружит с Дашей.
Даша кормит с ложки кашей
Куклу-капризулю Катю -
Подрастает... (воспитатель)

Воспитатель ходит в школу
Вместе с мальчиком веселым.
Ян жонглирует мячом,
Значит, будет... (циркачом)

Ян- циркач знаком с Иваном,
Недоверчивым и странным.
Он следит за дядей Дроном
И мечтает стать... (шпионом)

У шпиона есть братишка.
Коля любопытный слишком,
Он наукой увлеченный,
Значит, вырастет... (ученым)

Наш ученый с другом Васей
Плавал дома на матрасе.
Ловко обогнул диван
Вася, храбрый... (капитан)

Капитана Ксюша с Жанной
Заразили кашей манной.
А потом лечили щами.
Стать хотят они... (врачами)

У врачей есть три подружки –
Наряжаются в подушки.
Галя, Машенька и Вера
По призванью... (модельеры)

Модельеры любят Гошу,
Потому что он хороший.
Сочинил он им сонет,
Значит, вырастет... (поэт)
У
поэта брат – Степашка,
Он весь год учил букашку
Прыгать из стакана в ковшик.
Степа - юный... (дрессировщик)

Дрессировщик с другом Димой
Целый день искали мину.
Дима банку под забором,
Закопал, чтоб стать... (сапером)

У сапера старший брат,
Он всегда помочь всем рад.
Кошек с дерева сниматель,
Лёва - будущий... (спасатель)

Наш спасатель ходит парой
С доброй девочкой Тамарой.
Лечит та зверей отваром,
Хочет стать... (ветеринаром)

У ветеринара Томы
Мышки все ушли из дома.
Их найдет, всех опросив,
Тима, местный... (детектив)

Детектив наш на диване
Отыскал заколку Ани.
Аня учит роль Алисы,
Чтобы стать большой... (актрисой)

Для актрис – аплодисменты
И цветы, и комплименты.
Крикнул Анечке: «Мотор!»
Слава – кино-... (режиссер)

Режиссер театр забросил,
Пол он с Данькой пылесосил.
Окружающий мир дорог
Даньке. Будет он... (эколог)

У эколога сосед
Сколотил сам табурет,
А еще для птичек дом.
Значит, станет... (столяром)

Был столяр на дне рожденья
У Володи в воскресенье.
Папа Вовке автомат
Подарил, чтоб рос... (солдат)

Все солдаты ходят строем.
Ордена раздал героям
И обратно в бой послал
Рома – храбрый... (генерал)

Генерал в отставку подал,
Ведь его погоны продал
Толя, маленький хитрец -
Подрастает... (продавец)

Продавец зимой Олегу
Продал три сугроба снега.
Крепостей Олег лепитель –
Он потомственный... (строитель)

Труд строителя всем нужен,
Нужен всем и вкусный ужин,
Доктор, чтобы всех лечил,
И учитель, чтоб учил.
Летчик нужен, чтоб летать...
Ну а ты кем хочешь стать?

Загадки о профессиях

Кто в дни болезней всех полезней И лечит нас от всех болезней? Ответ (Врач)
В прошлый раз был педагогом, Послезавтра - машинист. Должен знать он очень много, Потому, что он... Ответ (артист)
Наведёт стеклянный глаз, Щёлкнет раз - и помним вас. Ответ (Фотограф)
Кто учит детишек читать и писать, Природу любить, стариков уважать? Ответ (Учитель)
В небо ласточкой вспорхнёт, Рыбкой в озеро нырнёт. Ответ (Прыгун в воду)
Скажи, кто так вкусно Готовит щи капустные, Пахучие котлеты, Салаты, винегреты, Все завтраки, обеды? Ответ (Повар)
Вот на краешке с опаской Он железо красит краской, У него в руке ведро, Сам раскрашен он пестро. Ответ (Маляр) Он, собираясь в свой обход, Халат врачебный надевает, Лекарства в саквояж кладёт, На скотный двор потом шагает. Ответ (Ветеринар)
У этой волшебницы, Этой художницы, Не кисти и краски, А гребень и ножницы. Она обладает Таинственной силой: К кому прикоснётся, Тот станет красивый. (Парикмахер)
С огнём бороться мы должны, С водою мы напарники. Мы очень людям всем нужны, Ответь скорее, кто же мы? Ответ (Пожарные)
Закину палку, убью не галку, Ощиплю не перья, съем не мясо. Ответ (Рыбак)
Встанем мы, когда вы спите, И муку просеем в сите, Докрасна натопим печь, Чтобы хлеб к утру испечь. Ответ (Пекарь)
На станке детали точит Этот кадровый рабочий... (Токарь)
Поёт рожок, поёт рожок! Мы гоним стадо на лужок. Пасём коров мы целый день, Лишь станет жарко – гоним в тень. (Пастухи)
В цирке он смешнее всех. У него – большой успех. Только вспомнить остаётся, Весельчак тот как зовётся. (Клоун)
Его работы ждёт земля, Едва рассвет лучи зажжёт. Весной расчешет он поля, Наступит осень – пострижёт. (Фермер)
Ставят ловких две руки Каблуки на башмаки. И набойки на каблук – Тоже дело этих рук. (Сапожник)
Мы от простуды вновь страдаем, Врача мы на дом вызываем. Он выдаст нам больничный лист. А кто он как специалист. (Терапевт)
Спрятан здесь вопрос такой: Доктор с ниткой и иглой Как зовётся? Вспоминай И быстрей ответ давай. (Хирург) В книжном море он бескрайнем Настоящий капитан. Отыскать любую книжку Помогает быстро нам! (Библиотекарь)
Серебристая игла В небе ниточку вела. Кто же смелый Нитью белой Небо сшил, да поспешил: Хвост у нитки распушил? (Лётчик)
Весёлая работа, Завидно от души! Свисти, когда охота, Да палочкой маши!
Никто на свете так не может Одним движением руки Остановить поток прохожих И пропустить грузовики. Ответ (Полицейский-регулировщик)
По вагону он пройдёт – Безбилетников найдёт. В цехе друг его сидит – Он за качеством следит. Ответ (Контролёр)

Этот доктор удалит Мне легко аппендицит. Скальпель – лучший его друг, Кто же доктор тот? … ! Ответ (Хирург)
В ресторане их найду я - Эти люди в колпаках Над кастрюлями колдуют С поварешками в руках. Ответ (Повар)
Скажите, как можно сквозь стенку смотреть? В очках и при свете и то не суметь. А он между тем разглядел сквозь неё Не только меня, но и сердце моё. Ответ (Рентгенолог)
Этот врач не просто доктор, Лечит людям он глаза, Даже если видишь плохо, Разглядишь ты всё в очках. Ответ (Окулист)
Он в сладком цехе день трудился, Итог десертный получился – Эклеры, кекс, «Наполеон». Теперь подумай, кто же он? Ответ (Кондитер)
В детском садике обед, Повар пробу с блюд снимает. Но ведь мамы рядом нет, Кто ж на стол там накрывает? Ответ (Няня, помощник воспитателя)
Мелом пишет и рисует, И с ошибками воюет, Учит думать, размышлять, Как его, ребята, звать? Ответ (Учитель)

Он весь город нам покажет, Всё о нём к тому ж расскажет. И от нас вопросов ждёт, И на все ответ найдёт. Ответ (экскурсовод)
В фирме прибыль он считает, Всем зарплату начисляет. И считать ему не лень Все налоги целый день. Ответ (Бухгалтер)
Его приходу каждый рад, Когда на кухне водопад. Ответ (Водопроводчик, сантехник)
Прыгнул вниз - На цветке повис, Земли коснулся - Цветок свернулся. Ответ (Парашютист)

Пословицы о труде

    Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

    Без хорошего труда нет плода.

    Упорно трудиться - будет хлеб в закромах водиться.

    Не умел шить золотом, так бей молотом.

    Сегодняшней работы назавтра не откладывай!

    Кто не работает, тот не ест.

    Была б лишь охота - наладится каждая работа.

    Маленькое дело лучше большого безделья.

    Дело мастера боится.

    Не ленись за плужком - будешь с пирожком.

    За все браться - ничего не сделать.

    Там счастье не диво, где трудятся не лениво.

    Без труда и отдых не сладок.

    Всякий человек у дела познаётся.

    Умей дело делать, умей и позабавиться.

    Всякое уменье трудом дается.

    Любовь к труду - у людей на виду.

    На работу с радостью, а с работы с гордостью.

    Делу - время, потехе - час.

    От труда здоровеют, а от лени болеют.

    Утренний час дарит золотом нас.

    Хлеб даром не даётся.

    Хозяин тот, кто трудится.

    Не за свое дело не берись, а за своим не ленись.

    Терпение и труд всё перетрут.

    Труд кормит, а лень портит.

Стихотворения о труде и профессиях

Д. Родари "Чем пахнут ремесла?"

У каждого дела

Запах особый:

В булочной пахнет

Тестом и сдобой.

Мимо столярной

Идешь мастерской -

Стружкою пахнет

И свежей доской.

Пахнет маляр

Скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик

Оконной замазкой.

Куртка шофера

Пахнет бензином.

Блуза рабочего -

Маслом машинным.

Пахнет кондитер

Орехом мускатным.

Доктор в халате -

Лекарством приятным.

Рыхлой землею,

Полем и лугом

Пахнет крестьянин,

Идущий за плугом.

Рыбой и морем

Пахнет рыбак.

Только безделье

Не пахнет никак.

Сколько ни душится

Лодырь богатый,-

Очень неважно

Он пахнет, ребята!

Г. Ладонщиков "Звездочка"

Маму видит вся столица.

Мама строит новый дом,

Да такой,

Что поселиться

Полрайона может в нем.

Дом заметно вырастает

Каждый день

И каждый час.

Будто небо подпирает

Металлический каркас.

И над самой верхней балкой,

Где подъемный кран стоит,

Огонек электросварки

Яркой звездочкой горит.

Это мама ―

Сварщик смелый ―

Держит звездочку в руках,

А над нею

Стайкой белой

Проплывают облака.

Л.. Олифирова

"Кем хотите стать вы, дети?"

Кем хотите стать вы, дети?

Поскорее нам ответьте!

- Я хочу шофёром быть.

Грузы разные возить.

- Я мечтаю о балете.

Лучше нет его на свете.

- Я хочу врачом стать классным.

Буду всех лечить лекарством.

Очень вкусным, как конфета.

Съел его - болезней нету!

- В красках я души не чаю.

Стать художником мечтаю.

Закажите мне портрет.

Справлюсь я, сомнений нет!

- Вы со мной, друзья, не спорьте,

Я хочу стать первым в спорте.

Шайбу мне забить - пустяк,

Я играю за "Спартак"!

- Я хочу стать пианисткой.

Замечательной артисткой.

Музыка со мною с детства,

Я люблю её всем сердцем.

- Я мечтаю стать скорей

Воспитателем детей.

С ними петь, гулять, играть.

Дни рожденья отмечать.

Все профессии прекрасны.

Все профессии важны.

Знаем мы, что наши руки

Будут Родине нужны.

Р. Сеф "Странное дело "

Странное дело,

А может быть, нет –

Жил-был

На свете

Когда-то

Сапожник.

Был он сапожником

Сорок пять лет,

Но про него

Говорили:

Художник.

Странное дело,

А может быть, нет –

Жил-был

На свете

Когда-то

Художник.

Был он

Художником

Семьдесят лет,

Но про него

Говорили:

Сапожник.

Странное дело,

А может быть, нет?

В. Усик "В лавке"

Подошёл я к продавцу

В лавке бакалейной:

Мне бы времени мешок

И бочонок рвения.

Силы - двести килограмм,

Пять кило агрессии.

Если уж не сложно вам,

Два ума мне взвесите?

И упорства, пачки две,

Бутыль настроения,

Памяти насыпьте мне

И кусок умения.

И сказал мне продавец

Лавки бакалейной:

Будет всё, вот только нет

Снадобья от лени.

А без этого, увы,

Всё, что тут назначено,

Как бы не хотели вы,

Будет зря потрачено.

Я упёрся, как баран,

Говорю невежде:

Что как делать, знаю сам,

Вы продайте прежде.

Продавец, подумав, встал,

Не моргнув и глазом,

Убеждать меня не стал,

Выполнил заказы.