Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Вид проекта: Игровой. Творческий.

Цель проекта: Организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания. Собственная деятельность - это деятельность, которой ребенок хочет заниматься и в которой он: делает, слушает и слышит, смотрит и говорит.

Задачи проекта:

1. Развивать у детей умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими.

2. Развивать индивидуальность и сообразительность детей.

3. Формировать у детей навык слаженной работы.

4. Содействовать накоплению игрового опыта детей, предлагая им различные сюжеты и способы взаимодействия со сверстниками.

Участники проекта: дети; педагоги; родители; представители социума.

Образовательная область: «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Художественная литература»,«Музыка», «Художественное творчество», «Безопасность».

Предполагаемые результаты

  • Дети умеют слушать и слышать друг друга, договариваться, приходить к согласию;
  • у детей развивается речевое взаимодействие, память, мышление, внимание, воображение.
  • формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;
  • дети учатся отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым;
  • у них исчезает чувства страха за ошибку.
  • педагоги и родители стараются поддерживать дружеские связи детей, не мешают проявлять самостоятельность, создают условия для общения детей друг с другом.

Направления работы, этапы. Планирование

1. Подготовительный этап

Работа с педагогами. Цели:

  • вызвать у педагогов интерес к проекту;
  • познакомить с его задачами;
  • подвести к видению своего места в проекте;
  • обеспечить педагогов всем необходимым для успешного проведения проекта

Взаимодействие с родителями. Цели:

  • заинтересованность родителей проектом;
  • дать представление о том, как можно участвовать в нем;
  • направить на совместную игровую деятельность с детьми.

Цель: расширить представления дошкольников о сюжетно - ролевых, творческих, интеллектуальных и театрализованных играх.

2. Основной этап

Работа с педагогами. Цели:

  • повышение теоретического и практического уровня профессионализма педагогов;
  • повышение компетентности педагогов ДОУ в организации игровой деятельности (знакомство с новыми сюжетно - ролевыми и другими играми)

Взаимодействие с родителями. Цели:

  • повышение уровня педагогической культуры родителей в области «Социализация» детей дошкольного возраста.
  • заинтересованность родителей проблемой переноса игровой деятельности в семью, организации единого игрового пространства.

Образовательная деятельность для детей дошкольного возраста. Цели:

  • помочь детям разнообразить, отразить богатство действий лица, изоб-ражаемого ребенком, выделить чётко действия, направленные к разным персонажам игры. развернуть действия в последовательности, строго воссоздающей реальную логику.
  • развитие у дошкольников познавательного интереса, развитие мышления и воображения, обогащение эмоций детей через игру.
  • формирование у детей нравственных качеств: доброты, сочувствия, честности, благодарности;
  • воспитание уважительного и бережного отношения к близким людям, сочувствия, сопереживания;

3. Заключительный этап

Работа с педагогами. Цели:

  • повышение качества игровой деятельности, а через неё, развитие интереса к познавательной деятельности;
  • систематизация накопленного педагогического опыта;

Взаимодействие с родителями. Цели:

  • совместные семейные игры, просматривание спектаклей, мультфильмов с детьми, обогащение детской домашней библиотеки;
  • привлечение к работе родителей по подготовке костюмов и декораций для театрализованных игр

Образовательная деятельность для детей дошкольного возраста. Цели:

  • развитие творческих способностей детей, закреплять у них желание выразить в игровой деятельности (театрализованные игры по сказке), продуктивной (выставка творческих работ детей «Моя любимая игра», коллективная работа по конструированию «Дворец Чудища», пластилинопластика «Мы играем»), полученные знания, умения, навыки, расширять нравственные представления о проявлении добра и зла;
  • понимать связь между настоящим и будущим родного края (Д/И «Путешествие в прошлое», С/Р игра «Знатоки заказника «Сенгилеевские горы», «Прогулка по улицам города Сенгилея», «Путешествие по Волге»);
  • эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольника (литературная викторина «Сказки у нас в гостях», интеллектуальная игра «Звёздочки»).

Перед внедрением проекта родители ссылались на занятость, незнание и неумение что-либо делать по содержанию проекта, но с ними была проведена следующая работа: беседы с родителями: «Роль игры в развитии речи ребенка », «Роль сказки в воспитании детей», «Семейный театр».

Было проведено анкетирование «Любите ли Вы театр?», «В какие игры играет ваш ребёнок?», консультация: «Справиться с детским непослушанием поможет игра в сказки», «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через игру», круглый стол «Театрализованные игры как средство развития речи детей», конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая игра», родительское собрание «Роль игры в воспитании детей».

В уголок для родителей была помещена папка - передвижка «Театральная разминка» с фотографиями детей занятых музыкально - театральной деятельностью, памятка для родителей «Сказка на ночь».

Родители помогли обустроить костюмерную с костюмами сказочных героев, приобрести в группу раскраски по русским народным сказкам, настольно-печатные игры по мотивам сказок. Всегда помогали в изготовлении декораций и костюмов, приобретали билеты для посещения кукольного театра. Очень активно родители посещали нашу «Театральную гостиную», где смотрели музыкальные спектакли, развлечения, концерты, отмечая успехи своих маленьких артистов: преодоление стеснительности, уверенность в себе, улучшение чёткости и выразительности речи.

Работа по проекту велась не только с родителями, но и с социальными партнерами: работниками библиотеки, музея, магазина, ЗАГСа, почты кинотеатра. Дети выступали на педагогической конференции, на юбилее Сенгилеевского района, где читали стихи, пели песни и танцевали, смотрели весёлый спектакль. Мы часто ходим в местный музей, где нас знакомят с прошлым нашего города, с его обычаями и традициями.

Отчет по проекту

В подготовительной к школе группе «А» реализуется игровой, творческий проект «Играя - учимся, играя - познаём!», в рамках которого у детей формируются навыки игровой деятельности, обогащается практический и игровой опыт ребенка, самостоятельная игра побуждает дошкольников к творческому отображению действительности, расширяются нравственные представления о проявлении добра и зла.

Продолжая осваивать метод проектирования - метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивается творческое и познавательное мышление дошкольника.

Осуществление проекта строится на основе реализации принципа единства деятельности детей и педагогов, сотрудничества со специалистами ДОУ и семьями воспитанников, сотрудничества с социальными партнёрами.

Проект охватывает различные виды игровой деятельности детей дошкольного возраста. Познавательно-речевая деятельность включает сюжетно - ролевые игры, театрализованные и интеллектуальные игры, экскурсии, целевые прогулки, рассказы, беседы, занятия по темам, включенным в содержание проекта; чтение произведений писателей-земляков. В разделе изобразительного искусства проводятся беседы о богатстве и красоте родного края, беседы о творчестве местных художников с рассматриванием картин, иллюстраций, экскурсии в музей. Полученные знания дети реализуют в игровой и продуктивной деятельности: дидактических и сюжетно - ролевых играх. рисование цветными карандашами или красками по выбору детей «Любимая игра», конструирование из бумаги «Театр цветов», аппликация с использованием нетрадиционных материалов «Сказка про тыкву», лепка с использованием нетрадиционных материалов «Театр для малышек» и др. На музыкальных занятиях дети не только прослушивают и разучивают песни и танцы, слушают классику, но и играют в музыкальные игры, придумывают новые танцевальные зарисовки для сказочных героев.

У родителей расширились возможности сотрудничества со своими детьми, они стали прислушиваться к их мнению. Родители стали осознавать себя более компетентными в организации совместной игровой деятельности детей.

Проект - игровой, творческий, долгосрочный. Реализован в рамках ДОУ с привлечением семьи и социума (библиотека, музей, магазин, почта, детская школа искусств, дом творчества.) Работа с социальными партнёрами продолжается. Дети проявляют потребность в посещении библиотеки, музея, театра.

Проект межпредметный, так как игра включается в НОД по каждой области образования, в нерегламентированную деятельность, в прогулки. В быту, на занятиях, на прогулке, во время просмотра телепередач, рассматривания иллюстраций ребенок усваивает назначение предметов, смысл действий людей, сущность их взаимоотношений, у него формируются первые эмоционально-нравственные оценки. Все это служит источником возникновения замысла игры, постоянного обогащения ее содержания.

Своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала, способствующих закреплению в памяти ребенка недавних впечатлений, полученных в обучающих играх, нацеливают дошкольника на самостоятельное, творческое решение игровых задач, побуждают к разным способам воспроизведения действительности в игре.

Предметную среду стараемся изменять с учетом практического и игрового опыта детей. Новые игрушки для театра, связанные педагогом и родителями, новая одежда для «Ателье». Новая многофункциональная ширма: это и стенд по театрализованной игре, и ширма для кукольного театра взрослых, окошечко в ширме - для детского кукольного театра, это - и декорация для спектакля.

Ребенок в проекте - участник от зарождения идеи до получения результата. Каждый ребёнок вносит свою посильную лепту в общее дело, дети проявляют инициативность, индивидуальность, видят себя в проекте, оценивают своё личное участие, убеждаются в пользе общих усилий для достижения единой цели.

Чтобы добиться игры подлинной, эмоционально-насыщенной, включающей интеллектуальное решение игровых задач, стараемся комплексно руководить ее формированием, а именно: обогащать практический и игровой опыт ребенка, организуем деятельность дошкольников в усложняющихся проблемных игровых ситуациях с учетом их конкретного практического опыта, а также игровой среды.

В проект вошли разработанные мною сюжетно - ролевые игры: «Приглашение», «День рождения куклы Кати», «Волшебники нашей группы», «Прогулка по улицам города Сенгилея», «Знатоки заказника «Сенгилеевские горы», «Путешествие по Волге», Театрализованная игра по сказке Аксакова «Аленький цветочек», по сказке Б. Гримм «Заяц и ёж», продолжение сказки А. Волкова «Элли и её друзья». Интересными получились сценарии интеллектуальных игр: «Звёздочки», «Умники и умницы», викторина «Сказки у нас в гостях».

Приложение. Проект.

Цель педагогического проекта: способствовать социально-личностному

развитию детей старшего возраста через использование игр и игровых

упражнений на основе образовательной системы «Школа 2100».

Задачи педагогического проекта

Обогащать представления о людях, их взаимоотношениях,

эмоциональных и физических состояниях;

Учить «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации;

Побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости

(пожалеть, утешить, угостить и др.);

Воспитывать культуру поведения и общения;

Углублять представления о семье, родственных отношениях;

Активно выражать доброе отношение к близким;

Знакомить с формами приветствия, прощания, выражения

признательности, обращения с просьбой;

Развивать самоконтроль над своими действиями;

Углублять представления о себе, своём организме, личностных качествах,

возможностях, достижениях;

Развивать чувство самоуважения, собственного достоинства;

направлять сознание, чувства и действия детей на совершение гуманных

и справедливых поступков.

Актуальность

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся

одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический

анализ убеждает в необходимости оказывать ребёнку квалифицированную

помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация

дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в

доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной

личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в

соответствии с культурными традициями общества.

Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением

социально-политических и социально-экономических условий жизни, с

нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего

дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги

испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких

негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота,

враждебность и т.п.

Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а

значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая

ответственность по воспитанию подрастающего поколения.

В связи с этим проблема социально-личностного развития - развитие ребёнка во

взаимодействии с окружающим его миром - становится особо актуальной на

данном современном этапе. Игровая деятельность – дает ребенку

почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у

ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать

реальный результат.

В условиях игр совершенствуется умение детей общаться друг с другом,

выражать свое отношение к поступкам сверстников, обосновывать свои

действия и поступки, отстаивать собственное мнение; развивается умение в

деликатной форме выражать несогласие с предложениями сверстника, его

действиями по распределению ролей, игрушек, обязанностей. Во

взаимоотношениях по ходу игры необходимо стимулировать следование детей

усвоенным нормам поведения, правилам дружеских и коллективных

взаимоотношений, ориентировать на отражение в игровых ролях таких качеств,

как отзывчивость, стремление помочь другому, проявить заботу, выручить из

беды, преодолевая препятствия, и т.п.

Таким образом, использование игровых технологий является одним из

ведущих направлений в социально-личностном развитии детей старшего

возраста.

Гипотеза

Использование игр и игровых упражнений при организации совместной

деятельности с детьми старшего возраста на основе технологий

образовательной системы «Школа 2100» позволит решить задачи социально-

личностного развития более успешно и комфортно для детей.

Проверка гипотезы

Работа над педагогическим проектом включала в себя несколько этапов.

I. Изучение психолого-педагогической и методической литературы по

вопросу использования игр и игровых упражнений при организации

совместной деятельности с детьми старшего возраста в рамках социально-

личностного развития дошкольников.

Анализ литературы показал, что наиболее полно и систематезировано в

соответствии с задачами социально-личностного развития детей старшего

возраста система игр и упражнение представлена в программе «Школа 2100»,

которая и была взята за основу работы.

II. Мониторинг уровня социализации детей старшего возраста на начало

проектной деятельности показал, что средние показатели по 5 бальной системе

составили:

1. самостоятельно выбирают и придумывают сюжеты игр,

соблюдают ролевое поведение, проявляют инициативу в игре – 3,3

2. оценивают свои возможности, соблюдают правила и преодолевают

правила игры – 2,9

3. моделируют предметно-игровую среду, проявляют интерес к

театрализованной деятельности – 3,2

4. различает ситуацию общения с незнакомым и знакомым взрослым (в

речи, дистанции при общении, поведении) – 3,1

5. при общении со сверстниками может занимать и позицию лидера, и

ведомого в зависимости от ситуации –2,8

6. соблюдает правила поведения в общественных местах (на

праздниках, спектакле) –3,3

Эти параметры являются показателями проблем в развитии детей социального

генеза.

III. Основой построения системы игр и упражнений является ее ориентация на

природную любознательность дошкольника, в том числе на его интерес к себе,

восприятие ребенка сверстниками и взрослыми, поиск своего места в системе

социальных отношений, окружающем мире.

Тренинговые упражнения организуются регулярно с целью снятия

тревожности, страхов детей, преодоления ими неуверенности в общении со

сверстниками, взрослыми. В отличие от традиционных учебных занятий дети

могут свободно перемещаться, занимать удобное положение на ковре, стульях.

Учитывая, что используются только разнообразные игры, релаксационные

упражнения, практически исключается умственная перегрузка, что

способствует эмоциональному подъему и познавательной активности детей.

Совместная деятельность с детьми делится на три этапа.

1. «Я среди других» - решается задача познания ребенком себя через

отношения с окружающими. В совместной деятельности на занятиях и в

повседневной жизни дети совершают открытия своего Я. Они учатся

рассказывать о своих увлечениях, переживаниях, любимых друзьях.

Дошкольнику важно понять, насколько он похож на тех, кто его

окружает, в чем проявляется это сходство и хорошо ли быть похожим на

них.

Однако, вступая в игры со сверстниками, общаясь со взрослыми,

дошкольник делает для себя новое открытие: он не такой, как все. Эти

различия он видит не только в половой принадлежности, но и в

особенностях своей внешности, отношении к окружающему миру. Темы

занятий: «Кто я?», «Какой я?», «Чем мы похожи и чем отличаемся друг от

друга?», «Мы все разные», «Мое настроение», «Я умею…», «Я не боюсь

научиться» или «Если надо – я научусь», «Я и мои друзья», «Я и моя семья»,

«Мои мечты», «Мои сказочные сны», «Веселые сказки», «Рассказ о себе».

2. «Что я могу?» - представлены игры, занятия и тренинговые

упражнения, которые помогут ребёнку познать внутренний мир чувств и

состояний, научиться анализировать их и управлять ими. Занятия

построены в форме сказочных путешествий в страну «Что я могу?»;

используются элементы сказкотерапии, работа детей с песком, что

помогает более глубоко проникнуть в мир ощущений и углубить опыт

самопознания. Продолжается работа по развитию эмоционально-

чувственной сферы детей.

Темы занятий: Вводное. «Путешествие в Синегорье к Орлу Зоркий глаз».

«Путешествие на острова "Загадочные звуки" к Слонихе Чуткие уши».

«Путешествие в пещеру "Чудесные запахи" к Собаке Острый нюх».

«Путешествие на озеро "Вкусная вода" к Лягушке Умный язык».

«Путешествие на "Чувствительные холмы" к Обезьяне Любопытные

руки». «Страна "Что я могу?"» (заключительное).

3. «Я и другие» - совместная деятельность педагога и детей направлена

но поиск ребёнком своего места в обществе сверстников, выделение

своего «Я», противопоставление себя другим, занятие активной позиции

в разнообразных социальных отношениях, где его «Я» выступает наравне

с другими. Это обеспечивает ребёнку развитие нового уровня его

самосознания на пути к становлению «Я-концепции». В процессе

организации совместной деятельности педагог помогает каждому

ребенку в поиске своего места в обществе сверстников, овладении

способами ненасильственного взаимодействия со сверстниками в

процессе решения конфликтных ситуаций. Детям предлагаются

следующие темы занятий: «Кто ты такой?», «Кто они такие?»,

«Описание человека», «Что я могу делать хорошо?», «Переезд»,

«Смелость», «Дорогая Лена», «В гости к интересному человеку»,

«Трудные ситуации», «Положить этому конец», «Дразнить и докучать»,

«Чью сторону ты примешь?».

IV. Проведение совместной деятельности.

V. Анализ совместной деятельности.

Интерпретация, соотнесение полученных результатов с исходной

гипотезой, формулирование выводов, написание отчёта

[таблица]

1. Самостоятельно выбирают и придумывают сюжеты игр,

договариваются и принимают роль в игре со сверстниками,

соблюдают ролевое поведение, прояляют инициативу в игре.

2. Оценивают свои возможности, соблюдают правила и преодолевают

трудности в дидактических играх, могут объяснить сверстникам

правила игры.

3. Моделируют предметно-игровую среду, проявляют интерес к

театрализованной деятельности.

4. Различает ситуацию общения с незнакомым и знакомым взрослым (в

речи, дистанции при общении, поведении).

5. При общении со сверстниками может занимать и позицию лидера, и

ведомого в зависимости от ситуации.

6. Соблюдает правила поведения в общественных местах (на

праздниках, спектакле).

Анализ совместной деятельности показал, что использование игр и

игровых упражнений при организации совместной деятельности с детьми

старшего возраста на основе образовательной системы «Школа 2100»

позволяет решить задачи социально-личностного развития, значительно

улучшив показатели мониторинга, успешно и комфортно для детей.

В результате совместной деятельности дети стали лучше:

Понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других

людей.

Проявлять уверенность в отношениях со сверстниками и взрослыми.

Видеть друг в друге сходные черты и различия.

Проявлять эмпатию и толерантность.

Описывать свое настроение, понимать настроение других.

Осознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам.

Выражать свои чувства и понимать чувства другого.

Пользоваться терминами, обозначающими различные эмоциональные

состояния человека.

Делиться своими переживаниями, сокровенными чувствами, впечатлениями.

Анализировать и оценивать конфликтные ситуации, правильно реагировать на

Находить конструктивное решение конфликта.

Всё это способствует формированию у детей целостного представления о

себе, определению своего места в обществе сверстников, выделение своего Я,

противопоставление себя другим, занятие активной позиции в разнообразных

социальных отношениях, где его Я выступает наравне с другими. Это

обеспечивает ребенку развитие нового уровня его самосознания, а значит,

решает задачи социально-нравственного развития и воспитания дошкольников.

[Скачать презентацию]

Ольга Лир
Педагогический проект «Игра как средство интеллектуального развития старших дошкольников»

Модернизация современного образования заставляет по-новому посмотреть на проблему игры и организацию игровой деятельности детей дошкольного возраста .

Представленный практико-ориентированный проект описывает интегрированный характер деятельности педагогов детского сада по созданию единого игрового пространства. В работе отражены актуальность и значимость, проекта , его характеристика, этапы реализации и предполагаемые результаты.

Предназначено педагогам ДОУ .

Актуальность проекта

Значимость и новизна проекта

Цель и задачи проекта

Характеристика проекта

Результаты проекта

Описание проекта

Этапы реализации проекта

Литература

Приложения

Приложение 1. Анкеты для родителей

Приложение 2. Конспекты мероприятий с детьми

Приложение 3. Картотека по использованию нестандартного оборудования

Приложение 4. Модель интеграции деятельности педагогов ДОУ

Приложение 5. Формы работы с родителями

Актуальность проекта

В последнее время серьезное беспокойство со стороны педагогов и психологов вызывает «утончение» первичного игрового пласта в общечеловеческой культуре и постепенный уход в небытие в первую очередь игр, имеющих тысячелетнюю историю, без которых умирает народная душа. Сегодня все чаще раздаются тревожные сигналы, свидетельствующие о том, что в силу разных причин происходит утрата традиций, связанных с игрой, игра уходит из жизни детского коллектива. Несмотря на длительность периода детства, ребенок зачастую не успевает «наиграться » и «выиграться » .

В настоящее время игра ребенка - это уже не спонтанные сюжетные игры, не стихийно усвоенные от старших поколений игры с правилами, бытовавшие в разновозрастной «дворовой» среде . За последнее время в играх детей произошли существенные изменения. Дети дошкольного возраста стали меньше играть , особенно в сюжетно-ролевые игры.

Настораживает и то обстоятельство, что в сохранившихся ролевых детских играх практически отсутствуют «профессиональные сюжеты» , которые, как традиционно считалось, в наибольшей мере способствуют вхождению ребенка в мир взрослых. На смену им приходят достаточно оторванные от реальной детской жизни сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, видео- и мультипликационных фильмов.

Игра уходит из жизни ребенка, а вместе с ней и само детство, и сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к игре у детей .

Анкетирование родителей с целью определения, как они понимают задачи воспитания через игру, умеют ли организовывать игры, создать для этого условия, выявлять интересы детей , показало заинтересованность родителей в сотрудничестве семьи и детского сада по развитию игровой деятельности

Значимость и новизна проекта

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника , являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Игнорирование игры в дошкольных учреждениях и семье в угоду так называемому «раннему обучению» приводит к тому, что ребенок, пресытившись принудительными учебными занятиями, не хочет идти в школу или быстро утрачивает к ней интерес .

Игра - подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего интеллектуального воспитания , и в первую очередь формирования нравственной стороны личности ребенка. Например, игра , в которой дети воспроизводят в наглядно-образной, действенной форме труд и взаимоотношения людей, не только позволяет лучше понять и глубже пережить эту действительность, но и является мощным фактором развития мышления и творческого воображения, воспитания высоких человеческих качеств.

Цель и задачи проекта

Цель : предоставлять каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства .

Задачи :

Уважать свободу и достоинство каждого ребенка как маленького, но полноправного человека;

Использовать игры как формы, средства организации детской жизни, как методы интеллектуального развития ребенка , подготовки его к школе, развития «детского общества» .

Создавать условия для развития индивидуальности каждого малыша;

Обеспечивать атмосферу психологического комфорта для детей;

Учитывать возрастные психологические особенности детей при отборе содержания и методов воспитания и обучения;

Использовать возможности игры в диагностических и коррекционных целях;

Пропагандировать среди родителей игры и игрушки, являющиеся педагогически ценными .

Характеристика проекта

Направленность проекта : комплексный (разные виды детской деятельности : познавательно-речевая, изобразительная, ручной труд, физическая, игровая).

Тип проекта : практико-ориентированный, групповой.

Продолжительность : долгосрочный (1 год)

Основополагающие принципы реализации проекта опираются на принципы программы Дороновой Т. Н. «Радуга :

преемственность и непрерывность;

интеграции разных видов деятельности;

учет индивидуальных особенностей;

чередование организованной деятельности и самостоятельного времени для свободной игры;

изменение работоспособности детей в течение недели при планировании занятий и требований к их сочетаемости;

включение моментов, способствующих эмоциональной нагрузке, создающих у детей радостное настроение.

Результаты проекта :

Предполагаемые результаты :

Создание развивающей среды , которая включает зону для свободной самостоятельной игровой деятельности.

Оформление методической разработки для педагогов дошкольного учреждения о современных подходах к организации игрового пространства;

Обобщение материала для родительских собраний и консультаций;

Описание проекта

Проект «игра как средство развития интеллектуальных способностей у старших дошкольников » разделен на три этапа.

Диагностический этап на начальном этапе проекта помогает выявить степень активности родителей в организации игр детей через анкетирование, определить уровень владения воспитанниками игровой деятельности. В последующей деятельности диагностика помогает проследить динамику и эффективность мероприятий п. Диагностику проводят воспитатели. (Г. Репринцева кандидат педагогических наук . Институт социальной педагогики РАО . Москва)

Так как проект реализуется на протяжении 1года, практический этап осуществляется согласно учебному и тематическому плану.

Практический этап включает в себя различные виды деятельности : познавательные занятия игровой направленности, использование игровых тренингов для развития мелкой моторики рук и речи на занятиях по развитию речи , многообразие игр в свободное от занятий время на развитие внимания , мышления, память, нравственно-волевых качеств, формирование детского сообщества и другое. Эффективность проекта достигается путем интеграции деятельности различных педагогов ДОУ .

Основным и значимым разделом проекта является сотрудничество с родителями. «Родители являются первыми педагогами » . Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте» (п. 1 ст. 18 Закон РФ «Об образовании» ). На протяжении всего срока осуществления проекта в план воспитательно-образовательного процесса вносятся мероприятия по привлечению родителей к информационной, досуговой, продуктивной деятельности.

На заключительном этапе созданная развивающая среда , которая включает зону для самостоятельной игровой деятельности, методическая разработка для педагогов дошкольного учреждения о современных подходах к организации игрового пространства, и материал для родительских собраний и консультаций будут являться продуктом проекта .

Проект организации театрализованной игры как средства формирования диалоговой речи у старших дошкольников.
Педагогический проект «Театральный четверг».

Планирование театрализованных занятий для старших дошкольников.


Мельникова Валентина Николаевна, воспитатель первой квалификационной категории, город Москва, ЗАО, ГБОУ Школа № 1238 с углубленным изучением английского языка, дошкольное отделение.
Описание: Данный материал будет полезен педагогам, музыкальным работникам, родителям с целью приобщения детей и взрослых к театрализованным играм, а также в организации мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста.
Актуальность проекта: На сегодняшний день концепция дошкольного воспитания направлена на развитие личности ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей в психической, эмоциональной и физической сфере. С каждым годом растет количество детей, у которых возникают проблемы с речью, произношением, проговариванием звуков. В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей устранения недостатков в развитии речи, укрепления здоровья воспитанников, профилактика заболеваний и увеличение двигательной активности, как сильного фактора интеллектуального и эмоционального развития детей.формирование диалоговой речи у старших дошкольников средствами театрализованной игры.Образовательные:
учить воспитанников диалоговой речи (подготовленной и неподготовленной);
формировать знания о театре, театральной культуре, о театральных профессиях, об устройстве театра (зрительный зал, фойе, гардероб);
ввести в активный словарь детей следующие понятия: актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декоратор, осветитель, суфлер и т.д.
Развивающие:
развивать творческое воображение, память, мышление, коммуникативные навыки дошкольников через различные виды театрализованной деятельности;
развивать артистические навыки детей;
развивать познавательные способности детей;
способствовать развитию пластической выразительности и правильной артикуляции, дикции.
Воспитательные:
пробуждать в душе каждого ребенка чувство прекрасного и прививать любовь к театральному искусству;
формировать потребность у детей духовно обогащаться через театрализованную деятельность;
побуждать в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать героям.
Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Вид проекта: познавательно-творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный (9 месяцев).
Ресурсное обеспечение: оборудование мультимедиа, музыкальный центр, аудио- и видеотека, русские народные и классические детские музыкальные инструменты; книги со сказками, книжки - панорамы, сказочные раскраски; дидактические игры; пазлы - на тему театра и героев сказок, художественные альбомы с иллюстрациями сказок; различные виды театров; маски, костюмы.
Реквизит: костюмы, маски, декорации; фото - галерея «Наши маленькие артисты», книга отзывов, афиши, пригласительные билеты, театральные программки, фото-альбом-архив.

Гипотеза проекта:

в основу исследования было положено предположение о том, что проектирование театрализованной игры как средства формирования диалоговой речи старших дошкольников может быть эффективным при следующих условиях:
в ДОО, создание коммуникативно - диалоговой основы взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками;
создание единого центра сотрудничества педагогов и родителей воспитанников на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективного формирования диалоговой речи дошкольников посредством театрализованной игры;
организации развивающей предметно-пространственной среды выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности.

Для организации театрализованной деятельности, и оформлении развивающей предметно – пространственной среды со старшими дошкольниками используются следующие принципы:
принцип психологического комфорта, свободы и самостоятельности – создание условий, в которых воспитанники чувствуют себя «как дома», самостоятельный выбор «по душе»;
принцип гибкого зонирования и творчества (креативности)– построение непересекающихся сфер активности, что позволит детям в соответствии с их желаниями свободно заниматься, не мешая друг другу; приобретение собственного опыта творческой деятельности,
принцип целостного представления о мире – формирование целостной картины мира и личностного отношения воспитанника к полученным знаниям, а также умения их использовать в своей практической деятельности;
принцип вариативности и новизны – развитие у воспитанников вариативного мышления, т.е. понимания возможности различных вариантов решения задач, умение находить выход из трудного положения, преодоление стереотипности и однообразия среды;
принцип учета индивидуальных особенностей воспитанников и обеспечение им продвижения вперед, учет педагогом индивидуальных особенностей каждого воспитанника: их характера, темперамента и т.д.

Ожидаемый результат:

Дети:
развитие диалоговой речи;
развитие творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально-отзывчивой, социально-компетентной и развивающей личности;
формирование умений выражать свое понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, игре);
воспитание нравственно-коммуникативных и волевых качеств (общительность, вежливость, доброта);
развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности;
формирование духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;
формирование умений придумать сюжет своей истории, уметь рассказать сказку, небылицу; сочинить танец и т.д.
Воспитатели:
организация педагогического поиска посредством реализации инновационных программ;
повышение теоретического уровня профессионализма педагогов;
внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы;
самообразование и самореализация воспитателей.
Родители:
получение возможности наблюдать за своими детьми, что дает вероятность лучше разобраться в вопросах развития ребенка;
формирование более высокой оценки достижения своих детей и гордость за них;
развитие более глубокого понимания процесса обучения детей дошкольного возраста;
возникновение доверия к воспитателям и педагогам детского сада.
Проект реализовывался в несколько этапов (подготовительный, основной, заключительный)

Подготовительный этап:

Сроки: сентябрь
Деятельность педагога:
изучение, анализ и обобщение методической и художественной литературы по теме проекта «Театральный четверг»;
проведение диагностики уровней речевого развития старших дошкольников;
определение содержания деятельности всех участников проекта;
создание психолого-педагогических условий формирования диалоговой речи у воспитанников на основе двигательно-игровой совместной деятельности;
подбор литературы для бесед с воспитанниками, и музыки для составления танцевальных композиций;
создание образовательной ситуации и игровой среды;
разработка консультаций и бесед для родителей на тему: «Театральная деятельность – как средство выразительности речи».

Основной этап:

Сроки: октябрь – апрель
Совместная деятельность детей и педагога:

проведение тематической беседы с детьми с использованием наглядного материала;
участие воспитанников и педагогов в городских театральных конкурсах;
организация и проведение экскурсии в школьный музей «Кукольный театр»;
чтение детям художественной литературы и рассматривание иллюстраций с русскими народными сказками, слушание музыки;
инсценировка сказок «Репка», «Лисичка со скалочкой» детям раннего, младшего и среднего дошкольного возраста;
зимнее развлечение для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у бабушки Настасьи. Гуляют ребятки в зимние Святки».
фольклорное развлечение: «Зимние спортивные соревнования. Как Зима с Весной силушкой мерялись»;
итоговое развлечение для старшего дошкольного возраста ко Дню защиты детей «В гостях у Хозяйки Медной горы»;
организация тематических выставок, стендов, ширм папок-передвижек, альбомов о различных театрах; подбор музыкального сопровождения;
подготовка детей к итоговому театральному развлечению (заучивание стихов, песен, танцев, своих ролей и т.д.);
изготовление кукол для показа русских народных сказок;
проведение тематических бесед с использованием наглядного материала;
ведение «Дневника достижений» каждого воспитанника;
организация непосредственной образовательной деятельности с использованием театральной атрибутики;
проведение итогового театрально-игрового развлечения.
Совместная деятельность детей и родителей:
совместное участие в районных театральных конкурсах;
совместное изготовление костюмов и атрибутов для создания образов игровых персонажей;
участие родителей и детей в выставке рисунков по русским народным сказкам «В гостях у сказки»;
оказание помощи при декорации зала к проведению игрового занятия;
конкурс на лучшее название проекта;
просмотр различных детских спектаклей;
участие в итоговом театрализованном развлечении.
Самостоятельная деятельность детей:
организация театрализованных игр: театр игрушки, пальчиковый, на гапитах, «Рукавичка», на магнитах, театр деревянных фигур, настольный театр, театр марионеток, театр на конусах и цилиндрах, на ложках и т.д.;
сказки, стихотворения, песни для самостоятельной постановки;
самостоятельный выбор необходимых атрибутов и декораций для будущего спектакля, умение распределить между собой обязанности и роли;
в самостоятельной деятельности использовать разнообразные по содержанию подвижные игры, с применением масок, шапочек и т.д.; а так же, лото, мозаика, домино и др., умения самостоятельно организовывать игры, исполнять роль ведущего, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры; самостоятельно решать поставленные задачи.

Заключительный этап:

Сроки: май
«Родительская гостиная» награждение, грамоты, фото-архив;
видеоклип (нарезка интересных моментов выступлений);
проведение итоговой педагогической диагностики по выявлению речевых умений и навыков;
мультимедийная презентация театрализованного развлечения «В гостях у Хозяйки Медной горы», подведение итогов педагогического проекта.

В работе с детьми использовались следующие средства:

Разыгрывание стихов, песенок, потешек, мини-сценок, сказок, басен;
владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра;
работа с игрушкой или картинкой, ролевая игра;
звукозапись, видеоматериалы.

При проектировании предметно - пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, учитывались:
индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
особенности его эмоционально-личностного развития;
индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности;
любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
возрастные и поло-ролевые особенности.

В своей работе мы опирались на следующие принципы:
единый подход педагогов и родителей к процессу воспитания ребенка;
взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
дифференцированный подход к каждой семье;
уважение и доброжелательность друг к другу;
открытость дошкольного учреждения для родителей;
равноправие и ответственность родителей и педагогов ДОО.
Помимо традиционных форм работы с семьей, активно использовались инновационные формы и методы работы:
«Круглый стол»;
тематические выставки;
анкетирование родителей, диагностика, тесты, опрос на любые темы;
семейные творческие встречи;
открытые занятия для просмотра родителей;
«Родительская гостиная»;
конкурс «Семейных талантов»;
портфолио «Семейного успеха» и ведение «Дневника достижений» каждого воспитанника;
«День открытых дверей»;
групповая газета «Дошкольник»;
интернет-группа «Солнышко» http://ok.ru/group/54310412156937 ;
сайт ГБОУ Школа № 1238 http://sch1238.mskobr.ru/dou_edu/doshkol_noe_otdelenie/obrazovanie/roditel_skij_klub/gruppa_10/ ;
ведение блога /blogs/melnikova

При организации и оформлении развивающей предметно-пространственной среды для занятий театрализованной деятельностью, мы опирались на следующие принципы:
принцип обеспечения права на игру, основополагающий принцип, который позволил воспитанникам реализовать свое право на театрализованную игру, на выбор темы, сюжета, места и времени театрализованных игр;
принцип систематичности, усвоение материала давалось воспитанникам в определенном порядке, системе;
принцип комплексирования и гибкого зонирования, жизненное пространство группы дало возможность построить непересекающиеся сферы активности, это позволило воспитанникам заниматься театрализованной деятельностью, в соответствии с их желаниями и интересами, не мешая друг другу;
принцип активности, который стимулировал активность и познавательную деятельность детей, позволил им свободу выбора и действий;
принцип свободы и самостоятельности, который позволил воспитанникам самостоятельно определить свое отношение к среде: воспринимать, подражать, создавать; самостоятельно выбирать то, что ему по душе;
принцип новизны, который позволил преодолеть стереотипность и однообразие среды;
принцип универсальности, который позволил изменять игровую среду, трансформировать ее, моделировать развитие игры, делать ее насыщенной и мобильной и др.

Для организации и оснащения театрализованного уголка старшей группы понадобилось театрально-игровое оборудование:
большая и малая ширмы, ограждения, простейшие декорации, изготовленные родителями и детьми;
стойка-вешалка для костюмов,
костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки сказок.
В театрализованной деятельности мы использовали различные виды кукольного театра : театр картинок, пальчиковый, перчаточный, настольный, теневой театр фигур и масок, куклы-марионетки и т.д.
Для театрально-игровой деятельности использовались технические средства: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, видео-фонотеки литературных произведений, интерактивная доска.

В структуру проекта «Театральный четверг» входят следующие разделы:

1. «Культура и техника речи»;
2. «Основы театральной культуры»;
3. «Основы кукловождения»;
4. «Основы актерского мастерства»

Дополнительные разделы:

5. "Проведение тематических театрализованных праздников";
6. "Проведение тематических досугов и развлечений";
7. "Продуктивные виды деятельности: лепка, аппликация, рисование, конструирование"
Педагогический проект «Театральный четверг» завершается постановкой развлечения, посвященного Дню Защиты Детей, под названием «В гостях у Хозяйки Медной горы».
(см. Приложение+фото)

Формы работы:

Театрализованные игры.
Музыкальные занятия.
Рассказы воспитателя о театре.
Организация спектаклей, открытых занятий для просмотра родителями, показ представлений для малышей.
Беседы-диалоги.
Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.
Чтение детской литературы.
Оформление альбома о театре.
Формы родительского собрания «Круглый стол», «Семейные творческие встречи», «Родительская гостиная».
Тематические выставки, конкурсы.
Анкетирование, диагностика, тесты, опрос на любые темы.
Портфолио «Семейного успеха».
«День открытых дверей».
Групповая газета «Дошколёнок».

По окончании театрализованного проекта воспитанники старшей дошкольной группы умеют:
взаимодействовать согласованно, включаясь в действие одновременно и последовательно;
запоминать заданные позы;
запоминать и описывать внешний вид любого ребенка;
произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и с разной интонацией и дикцией;
выразительно прочитать диалоговый стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями;
составлять предложения с заданными словами;
сочинять этюды по сказкам; строить диалог.
Таким образом, мы пришли к выводу, что реализованный проект способствует формированию диалоговой речи воспитанников средствами театрализованной деятельности; способствует совершенствованию взаимоотношений между родителями, воспитателями и детьми; воспитывает интерес у детей к проведению совместной театрально-игровой деятельности, формирует желание совместно участвовать в спектаклях, постановках, театрализованных развлечениях и досугах, укреплению здоровья детей с помощью упражнений и гимнастики; мы добились поставленной цели, с помощью опытно - экспериментальной работы, а именно, педагогическим проектом доказали, что проектирование театрализованной игры как средства формирования диалоговой речи у старших дошкольников эффективно при:
создании коммуникативно - диалоговой основы взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками;
объединении педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективного формирования диалоговой речи дошкольников посредством театрализованной игры;
организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности воспитанника.

Приложение+фото 1.Раздел «Культура и техника речи»:
Тема 1. «Разогревающий массаж. Артикуляционная гимнастика для губ. Упражнение на произношение гласных «И», «Э», «А», «О».
Тема 2. «Разогревающий массаж. Упражнение на произношение гласных и согласных «У», «Ы», «П», «Б».
Тема 3. «Разогревающий массаж. Артикуляционная гимнастика для губ и языка. Упражнение на произношение гласных «К», «Г», «Т», «Д».
Тема 4. «Разогревающий массаж. Артикуляционная гимнастика для губ и языка. Упражнение на произношение гласных «Т», «Д».
Тема 5. «Разогревающий массаж. Артикуляционная гимнастика для губ и языка. Упражнение на произношение гласных «Л», «Р», «Н», «М».
Тема 6. «Разогревающий массаж. Артикуляционная гимнастика для губ и языка. Упражнение на произношение гласных «С», «З», «Ш», «Щ».
Тема 7. «Разогревающий массаж. Артикуляционная гимнастика для губ и языка. Повторение чистоговорок, скороговорок. Речевая игра с движением «Петрушка».
Тема 8. «Разогревающий массаж. Артикуляционная гимнастика для губ и языка. «Игра в дирижера».
2. Раздел «Основы театральной культуры»:
Тема 1. «Что такое театр?». Виды театров: настольный, магнитный, театр на гапитах, конусный театр, на цилиндрах, театр «Рукавичка», пальчиковый и т.д.
Тема 2. «Театр – волшебное царство игры». Ознакомление с различными видами искусства: литература, живопись, музыка, хореография.
Тема 3. «Сказки из бабушкиного сундучка». Понятие театральные профессии: гример, костюмер, актер.
Тема 4. «Тихо! Идет спектакль!». Ознакомление детей с правилами поведения в театре: в зрительном зале, фойе, гардеробе, буфете.
Тема 5. «Все о театре». Рассматривание иллюстраций о театре. Изготовление театральных билетов.
3.Раздел «Основы кукловождения»:
Тема 1. «Удивительный мир кукол!». Виды кукол: настольные, куклы с «живой рукой». Показ способов действия с куклами.
Тема 2. «Сказка на столе». Особенности настольного театра. Обучение способам действия.
Тема 3. «Куклы на сцене». Назначение и удобство театральной ширмы. Возможности ширмы.
Тема 4. «Эти веселые зверушки!». Знакомство с элементами актерского мастерства: подражание и имитация движений героев сказки.
Тема 5. «Вот как я умею!». Этюды на развитие мимики и жестов. Артикуляционная гимнастика.
Тема 6. «Театральная разминка». Тренировка речевого аппарата, различных групп мышц, дыхания.
Тема 7. «Юные актеры». Драматизация сказки «Кто сказал: «Мяу?».
4.Раздел «Основы актерского мастерства»:
Тема 1. «Фантазеры». Понятия «жест», «мимика», «интонация», «диалог».
Тема 2. «В зоопарке». Музыкально-образные характеристики животных, птиц, пластичность жестов.
Тема 3. «Путешествие в мир животных». Имитация повадок животных. Образная характеристика.
Тема 4. «Угадай настроение». Знакомство детей с пиктограммами: радость, грусть, обида, страх, злость, удивление и т.д..
Тема 5. «Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем!». Понятие: сценический костюм. Интонационная выразительность речи.
Тема 6. «Мини – сценки из знакомой книжки». Понятие: режиссер, декоратор. Обыгрывание небольших по объему сценок.
5.Раздел «Проведение тематических театрализованных праздников»:
«День знаний»;
«Золотая осень»;
«Новогодний фейерверк»;
«8 марта - праздник мам»;
«День Победы».
6.Раздел «Проведение тематических досугов и развлечений»:
«Сказка о Капельке»;
«Праздник деревянной ложки»;
«Дорожная азбука»;
«В гостях у бабушки Настасьи. Святки-Колядки»;
«Профессия - почтальон»;
«Зимние спортивные соревнования. Как Весна с Зимой силушкой мерялись»;
Итоговое театрализованное развлечение «В гостях у Хозяйки Медной горы», посвященное Дню Защиты детей.
7.Раздел «Продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование
Оформление художественных выставок: «День знаний»; «Золотая осень», «Зимний фейерверк», «В гостях у сказки» и т.д.
Атрибуты к досугу по ПДД «Дорожная азбука»; «Погружение в сказочную ситуацию», «Рождественские гуляния»; Масленица».
Оформление выставок: «Ата-баты шли солдаты!», «8 марта», «День Смеха», «День Победы».