«Мой дом»

Цель: научить составлять из деталей дом, рассказывать из чего состоит.

Оборудование: карточки с изображениями архитектурных деталей.

Правила игры: дети разбирают и раскладывают по ходу своего рассказа детали дома. Может получиться так, что одни и те же картинки дети будут интерпретировать по-разному, ведущий, помогая игрокам «подсказками», должен поощрять их фантазию.

Пример:

«В моем доме есть лестница. По ней я поднимаюсь на (…) этаж. Потом я открываю дверь и вхожу в квартиру. В нашей квартире (…) окна и т.д.

«Сложи картинку»

Материал : 8 разрезных цветных картинок с видами города Армавира.

Правила : найти по цвету, сложить и назвать один из видов города.

«Кубики»

Материал: 6 кубиков, каждый из которых со всех сторон обклеен фрагментом фотографии с видом города.

Правила: сложить один из видов города.

«Волшебный город»

Цель: закрепить сформировавшиеся знания и представления об архитектуре города Армавира.

Задачи: узнавать разные виды архитектуры Армавира (мосты, памятники, колонны, решетки, дворцы, соборы, музеи) при помощи загадок. Подводить к пониманию особенностей архитектуры (прочности, красоты, пользы.)

«Лото»

Правила игры: На два поля дети выкладывают карточки, после берут рабочую карту и соотносят достопримечательность с цветом.

«Составь картинку»

Цель: 1.совершенствовать знания детей о архитектурных зданиях города.

2. Учить детей составлять изображение здания из частей.

I Составить картинку из частей (без образца) дать название архитектуры

II Составить картинку по образцу

III Составить картинку по образцу накладывая на изображение.

«Морской бой»

Материал: два игровых поля и разрезные картинки с нумерацией.

Правила: Играет от 2 и более детей; заполняются поля карточками рубашкой вверх, после заполнения игроки меняются полями и начинается бой, кто первый отгадает загаданное изображение тот и победитель.

Кто как двигается»
Цель: Закрепить умение детей систематизировать животных по способу передвижения (ноги, крылья, плавники)

Материал: б ольшие карты с изображением моделей способов передвижения животных, картинки животных.

Описание.
Ведущий раздает большие карты с изображением моделей органов движения животных (ноги, крылья, плавники), затем достает маленькие картинки с изображением птиц, рыб, зверей, дети закрывают пустые квадраты в соответствии с моделью.

«Кто живет в нашем крае»
Цель: Закреплять умение систематизировать животных по среде обитания. Формировать навык пользования моделями.

Материал: б ольшие карты с изображением разных сред обитания животных, с изображением животных.

Описание.

Ведущий раздает всем игрокам большие карты с изображением моделей различных сред обитания животных (вода, воздух, земля), затем достает маленькие картинки с изображением зверей, птиц, рыб, которые встречаются в Краснодарском крае, дети закрывают пустые квадраты в соответствии с моделью.

Настольно-печатные игры

(старший дошкольный возраст)

1. «Развивающее лото» (Геометрические фигуры)

Цель: закрепляет знания о геометрических фигурах и цветах, развивает внимание, восприятие, логического мышления.

2. «Правила этикета»

Цель:

Формирование культуры поведения и общения детей

Знакомство с правилами этикета,

Формирование навыков культурного поведения у детей в разнообразных жизненных ситуациях,

Развитие у детей навыков общения с окружающими их людьми,

Воспитание у детей нравственных качеств, необходимых в обществе,

Способствовать развитию речи: говорить правильно, точно и красиво, обогащать словарный запас,

Развивать внимание и память.

3. «Магнитная мозаика. Ежик»

Цель: мозаика представляет собой набор элементов различных форм и цветов, сочетающихся между собой и позволяющих создать практически любое изображение. Используя детали игры дети могут создавать свои собственные шедевры на предложенной магнитной доске в наборе имеется 5 цветов, 220 элементов.

Настольно-печатные игры

(старший дошкольный возраст)

7. «Цифры»

Эта обучающая и развивающая игра посвящена очень важной теме – порядковому счету от 1 до 10. В занимательной игровой форме малыши научатся сопоставлять цифру с количеством объектов на картинке, а также потренируют произвольное внимание и мелкую моторику пальцев рук. Материалы игры можно использовать, как для ознакомления детей с темой, так и для проверки знаний по ней.

Набор состоит из 10 больших сборных карточек-блоков. Каждый блок в свою очередь состоит из пяти фигурных карточек, снабженных пазловыми замками. На центральной карточке каждого блока изображена цифра и соответствующее ей количество надувных шаров, а на 4 угловых карточках – по столько же героев или предметов.

8. «Снежная королева»

Цель: вместе с героями сказки дети будут перемещаться по игровому полю и попадать в различные ситуации сказочного сюжета.

Игра развивает произвольное внимание, логику, зрительное восприятие и память. Увлекательная игра по мотивам известной сказки "Снежна Королева".

Настольно-печатные игры

(старший дошкольный возраст)

11. "Шиворот-навыворот",

Эта игра поможет детям подбирать противоположные по смыслу слова к часто встречающимся в повседневной жизни понятиям, явлениям и свойствам.
Игра "Шиворот-навыворот" направлена на развитие логики и умение анализировать.
Она включает 5 вариантов игр разного уровня сложности.
Детям интересно будет играть в "Прятки", а также понравится отыскивать среди картинок отгадки к загадкам. Варианты игры "Скажи наоборот", "Цепочка" и "Викторина" помогут детям научиться аргументировать свой выбор и пополнят словарный запас ребенка.
Игры предназначены для групповых и индивидуальных занятий. Проводит их ведущий - в период обучения взрослый, а затем кто-нибудь из детей.
Так же игра направлена на развитие внимания, памяти, наглядно-образного и словесно-логического мышления ребенка. Формируют навыки анализа, сравнения, классификации, а также умение выделять существенные связи между предметами и явлениями.

Настольно-печатные игры

(старший дошкольный возраст)

15. «Любимые сказки»

Цель: этой игры состоит в том, чтобы учить ребенка правильно составлять предложения, тексты, а также делать пересказ знакомого текста. Дополнительно игра развивает внимание, наблюдательность, тренирует память. Благодаря простым правилам и красочным картинкам, обучение становится игрой, приносящей удовольствие.

16. «Эмоции»

Цель: закрепление умения различать чувства;

Закрепление мимических навыков;

Повышение у детей уверенности в себе;

Формировать навыки саморегуляции.

17. «Зоологическое лото»

Цель: закрепить название животных, особенности внешнего вида животных.

Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции.

18. Лото «Растения, животные»

Цель : игра знакомит с животным и растительным миром нашей планеты, расширяет кругозор, учит выделять общий признак предметов и группировать по признаку. ЛОТО позволяет моделировать множество различных игровых ситуаций. В процессе игры развивается логическое мышление, наблюдательность, внимание, память, совершенствуется мелкая моторика руки.

Салыбаева Анжела Рамазановна,

воспитатель,

МБДОУ ЦРР д/с "Танюша"

Сургутского района п. Федоровский

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и с амостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Дидактические игры способствуют :
- развитию познавательных и умственных способностей : получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.
- развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.
- социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника : в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т.д.
Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам : сюжет и роль.
Проведение дидактических игр включает: 1.Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей). 2.Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил. 3.Показ игровых действий. 4.Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием). 5.Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности. Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей. А значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника.

Виды дидактических игр:

1.Игры с предметами (игрушками ).

2.Настольно-печатные игры.

3.Словесные игры.

Дидактические игры – различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, роли воспитателя.

Игры с предметами - основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. При ознакомлении детей с природой в подобных играх использую природный материал (семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – что вызывает у детей живой интерес и активное желание играть. Примеры таких игр: «Не ошибись» , «Опиши данный предмет», «Что это такое?», «Что сначала, что потом» и др.
Настольно - печатные игры –это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки" С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.

Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют представления об объектах природы и ее сезонных изменениях.

Дидактические игры – путешествия являются одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности детей.

Дидактическая игра в опытнической деятельности – способствует формированию у детей познавательного интереса к окружающему, развивает основные психические процессы, наблюдательность, мышление.

Совместная деятельность родителей и педагогов - индивидуальное консультирование родителей, информационные стенды, папки передвижки, тематические выставки с предложенным материалом – дает более эффективный результат в работе с детьми.
Для развития у детей знаний об окружающем мире, их систематизации, воспитания гуманного отношения к природе использую следующие дидактические игры:

Используемый материал:

Игры с предметами
«Что это такое?»
Цель: уточнить представления детей о предметах неживой природы.
Материал: природный - песок, камни, земля, вода, снег.
Ход игры. Детям предлагаются картинки и в зависимости от того, что нарисовано на ней необходимо разложить соответственно природный материал, ответить что это? И какое это? (Большое, тяжелое, легкое, маленькое, сухое, влажное, рыхлое). Что с ним можно делать?
«Кто чем питается?»
Цель. Закреплять представления детей о пище животных.
Ход игры. Дети из мешочка достают: морковь, капусту, малину, шишки, зерно, овес и т.п. Называют его и вспоминают, какое животное питается этой едой.
«Детки на ветке»
Цель. Закреплять знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.
Ход игры. Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: "Детки, найдите свои ветки" - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод. Эту игру можно проводить с засушенными листьями и плодами в течение всего года. Подготовить материал для игры могут сами дети.
«Найди, что покажу»
Дидактическая задача. Найти предмет по сходству.
Оборудование. На двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один (для воспитателя) накрыть салфеткой.
Ход игры. Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, и снова убирает его, затем предлагает детям: "Найдите на другом подносе такой же и вспомните, как он называется". Дети по очереди выполняют задание, пока все фрукты и овощи, спрятанные под салфеткой, не будут названы.
«Что сначала - что потом?»
Цель. Закреплять знания детей о развитии и росте животных.
Ход игры. Детям предъявляются предметы: яйцо, цыпленок, макет курицы; котенок, кошка; щенок, собака. Детям необходимо расположить эти предметы в правильном порядке.
Игры настольно-печатные
«Это когда?»
Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях в природе.
Ход игры. У каждого из детей есть предметные картинки с изображением снегопада, дождя, солнечного дня, пасмурной погоды, град идет, ветер дует, висят сосульки и т.п. и сюжетные картинки с изображениями разных сезонов. Детям необходимо правильно разложить имеющиеся у них картинки.
«Волшебный поезд»
Цель. Закрепить и систематизировать представления детей о деревьях, кустарниках.
Материал. Два поезда, вырезанных из картона (в каждом поезде по 4 вагона с 5 окнами); два комплекта карточек с изображением растений.
Ход игры: На столе перед детьми лежит "поезд" и карточки с изображением животных. Воспитатель. Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам (в первом - кустарники, во втором - цветы и т.д.) так, чтобы в каждом окне был виден один пассажир. Тот, кто первый разместит животных по вагонам правильно, станет победителем.
Аналогично эта игра может проводиться для закрепления представлений о различных группах растений (леса, сада, луга, огорода).
«Четыре картинки»
Цель. Закреплять представления детей об окружающей природе, развивать внимание и наблюдательность.
Ход игры. Игра состоит из 24 картинок с изображением птиц, бабочек, животных. Ведущий перемешивает карточки и раздает их участникам игры (от 3 до 6 человек) поровну. Каждый играющий должен подобрать 4 одинаковые по содержанию карточки. Начинающий игру, рассмотрев свои карточки, одну из них передает сидящему слева. Тот, если карточка ему нужна, оставляет ее себе, а любую ненужную тоже передает соседу слева, и т.д. Подобрав карточки, каждый играющий складывает их перед собой рисунками вниз. Когда все возможные комплекты будут подобраны, игра заканчивается. Участники игры переворачивают собранные карточки, выкладывают их по четыре так, чтобы всем было видно. Выиграл тот, у кого больше правильно подобранных карточек.
Игры словесные
«Когда это бывает?»
Цель. Уточнять и углублять знания детей о временах года.
Ход игры.
Воспитатель читает вперемежку короткие тексты в стихах или прозе о временах года, а дети отгадывают.
«Найди, о чем расскажу»
Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам.
Оборудование. Овощи и фрукты раскладывают по краю стола так, чтобы хорошо были видны всем детям отличительные признаки предметов.
Ход игры. Воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, то есть называет форму овощей и фруктов, их окраску и вкус. Затем педагог предлагает кому-либо из ребят: "Покажи на столе, а потом назови то, о чем я рассказала". Если ребенок справился с заданием, воспитатель описывает другой предмет, а задание выполняет уже другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не угадают предмет по описанию.

«Отгадай, кто это?»
Цель. Закреплять представления детей о характерных признаках диких и домашних животных.
Ход игры. Воспитатель описывает животное (его внешний вид, повадки, среду обитания…) дети должны отгадать про кого идет речь.
«Когда это бывает?»
Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях.
Ход игры. Детям предлагают листья разных растений с различной окраской, шишки, можно гербарий из цветущих растений и т.п. в зависимости от времени года. Детям надо назвать время года, когда бывают такие листья, ветки, цветы.
Подвижные игры
«Что в корзинку мы берем»
Цель: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу.
Научить различать плоды по месту их выращивания.
Сформировать представление о роли людей сохранения природы.
Материалы: Медальоны с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.
Ход игры. У одних детей - медальоны, изображающие разные дары природы. У других – медальоны в виде корзинок.
Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д.
Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.
Вершки – корешки
Дид. задача: учить детей составлять целое из частей.
Материалы: два обруча, картинки овощей.
Ход игры:вариант1. Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки.
Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д.
Вариант 2. На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал « Раз, два, три – свою пару найди!», нужно
Игра с мячом «Воздух, земля, вода»
Дид. задача: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
Материалы: мяч.
Ход игры: Вариант1.Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.
Вариант2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.
Природа и человек.
Дид. задача: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.
Материалы: мяч.
Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.
«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.
Выбери нужное.
Дид. задача: закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.
Материалы: предметные картинки.
Ход игры: на столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.
Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» - вода, росса, облако, туман, иней и т.д.
Где снежинки?
Дид. задача: закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность.
Материалы: карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.
Ход игры: вариант 1 . Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.
Во время движения по кругу произносятся слова:
Вот и лето наступило. Солнце ярче засветило.
Стало жарче припекать, Где снежинку нам искать?
С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:
Наконец, пришла зима: Стужа, вьюга, холода.
Выходите погулять. Где снежинку нам искать?
Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор.
Вариант 2. Лежат 4 обруча с изображением четырех времен года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.
Вывод делается из ответов на вопросы:
- В какое время года, вода в природе может находиться в твердом состоянии? (Зима, ранняя весна, поздняя осень).
Прилетели птицы.
Дид. задача: уточнить представление о птицах.
Ход игры: воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то дети должны топать или хлопать. Например. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
Дети топают – .Что не правильно? (мухи)
- А мухи это кто? (насекомые)
- Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Дети топают. - прилетели птицы: голуби, куницы…
Дети топают. Игра продолжается.
Прилетели птицы: Голуби синицы,
Галки и стрижи, Чибисы, стрижи,
Аисты, кукушки, Даже совы – сплюшки,
Лебеди, скворцы. Все вы молодцы.
Итог: воспитатель вместе с детьми уточняет перелетных и зимующих птиц.
Когда это бывает?
Дид. задача: учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.
Материалы: на каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы.
Ход игры: воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении.
Весна. На полянке, у тропинки пробиваются травинки.
С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.
Лето. И светла, и широка
Наша тихая река. Побежим купаться, с рыбками плескаться…
Осень. Вянет и желтеет, травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях. Туча небо кроет, солнце не блестит,
Ветер в поле воет, Дождик моросит.
Зима. Под голубыми небесами
Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Дид. задача: уточнить знание детей о времени цветения отдельных растений (например, нарцисс, тюльпан - весной); золотой шар, астры – осенью и т.д.; учить классифицировать по этому признаку, развивать их память, сообразительность.
Материалы: мяч.
Ход игры: дети стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает мяч, называя при этом время года, когда растет растение: весна, лето, осень. Ребенок называет растение.
Что из чего сделано?
Дид. задача: учить детей определять материал из которого сделан предмет.
Материалы: деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлический колокольчик., ключ и т.д.
Ход игры: дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из чего сделан каждый предмет.
Угадай - ка.
Дид. задача: развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке; уточнить знание детей о ягодах.
Материалы: картинки на каждого ребенка с изображение ягод. Книга загадок.

Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку, дети отыскивают и поднимают картинку-отгадку.
Съедобное – несъедобное.
Дид. задача: закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.
Материалы: корзинка, предметные картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов.
Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинки.
Расположи планеты правильно.
Дид. задача: закрепить знания об основных планетах.
Материалы: пояс с пришитыми лучиками – лентами разной длины (9 штук). Шапочки с изображением планет.
На этой планете такая жара,
Что там оказаться опасно, друзья.

Какая у нас самая жаркая планета, где она располагается? (Меркурий, потому что он ближе всех к солнцу).
А эту планету холод страшный сковал,
Теплом ее солнечным луч не достал.
-Что это за планета? (Плутон, потому что находится дальше всех планет от солнца и меньше всех планет по размеру).
Ребенок в шапочке «Плутона» берется за самую длинную ленточку №9.
А это планета нам всем дорога.
Нам жизнь подарила планета … (все: Земля)
-На какой орбите вращается планета Земля? На каком месте от солнца находится наша планета? (На 3-ем).
Ребенок в шапочке «Земля» берется за ленточку №3.
К планете Земля две планеты близки.
Дружок, имена их скорей назови. (Венера и Марс).
Дети в шапочках «Венеры» и «Марса» занимают соответственно 2-ую и 4-ую орбиты.
А это планета гордится собой
Поскольку считается самой большой.
-Что это за планета? На какой орбите она находится? (Юпитер, орбита №5).
Ребенок в шапочке «Юпитера» занимает место №5.
Планета кольцами окружена,
И этим от всех отличалась она. (Сатурн)
Ребенок – «Сатурн» занимает орбиту №6.
А что за планеты зеленого цвета? (Уран)
Ребенок в соответствующей шапочке «Нептуна» занимает орбиту №8.
Все дети заняли места свои и начинают вращаться вокруг «Солнца».
Кружится хоровод планет. У каждой свой размер и цвет.
Для каждой путь определен. Но только на Земле мир жизнью заселен.
Полезные – неполезные.
Дид. задача: закрепить понятия полезные и вредные продукты.
Материалы: карточки с изображением продуктов.
Ход игры: на один стол разложить то, что полезно, на другой – что неполезно.
Полезные: геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки, капуста, подсолнечное масло, груши и т.д.
Неполезные: чипсы, жирное мясо, шоколадные конфеты, торты, «фанта» и т.д.

Используемая литература:

А.И. Сорокина «Дидактическая игра в детском саду».

А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002253, штрих код (№ квитанции) 62502669050070 Дата отправки 12 декабря 2013 г.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Угадай дерево

Дидактическая задача: Дифференцировать деревья по их основным признакам: стволу, листьям.

Игровые правила: Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очередность.

Игровое действие: Рассмотреть и назвать сходство или отличие деревьев и листьев.

Дидактический материал: карточки с изображением деревьев, листьев.

Ход игры

Воспитатель раздает детям карточки с изображением клена и березы. Воспитатель предлагает детям правильно назвать карточки.

Дети называют, сравнивают деревья, выявляют сходство и различие.

- Клен и береза - это деревья. У них есть корни, один ствол, много веточек и листья.

- У клена ствол темный, а у березы белый. У клена листочек похож на ладошку, а у березы края листочка резные.

С какого дерева листок?

Дидактическая задача: Дифференцировать отличительные черты листьев клена, березы, рябины и т.д.

Игровые правила: Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очередность. Говорить четко и внятно. Отвечать на вопрос Полным ответом.

Игровое действие: Узнать и назвать листок, соответствующий Дереву.

Дидактический материал: карточки с изображением листьев: березы, дуба, клена, рябины.

Ход игры

Воспитатель раздает детям листочки разной формы, а дети определяют, с какого они дерева.

- Этот лист с березы, поэтому он называется березовый.

- Этот лист с дуба, поэтому он называется дубовый.

- Этот лист с рябины, поэтому он называется рябиновый и т.д.

Третий лишний

Игровые правила: Действовать по сигналу воспитателя. Откладывать в сторону карточку с изображением животного, которое лишнее.

Игровое действие: Найти на карточке лишнее животное и отложить его в сторону.

Дидактический материал: карточки с изображением домашних и диких животных.

Ход игры

Детям раздаются карточки с изображением животных. Дети должны определить, какое животное лишнее.

- Барашек, корова - это домашние животные. Они живут рядом с человеком. Лиса - это дикое животное, она живет в лесу. Лиса - лишнее животное. И т.д.

Четвертый лишний

Дидактическая задача: Дифференцировать домашних и диких животных по их основным признакам.

Игровые правила: Накрыть фишкой только то животное, которое на карточке лишнее.

Игровое действие: Найти на карточке лишнее животное и закрыть его фишкой.

Дидактический материал: карточки для игры «Четвертый лишний» по количеству детей. Фишки.

Ход игры

Дети сидят за столом. Перед ними лежат карточки, разделенные на четыре клеточки. В трех клеточках изображены дикие или домашние животные. В четвертой клеточке изображен фрукт или овощ. Дети должны найти лишний предмет и закрыть его фишкой.

Воспитатель перед началом игры объясняет правила игры:

- Перед вами лежат карточки. Что изображено на этих карточках? (ответы детей)

- Если животные живут с человеком, как мы называем таких животных? (домашними)

- Если животные живут в лесу, как таких животных мы называем? (дикими)

- Посмотрите внимательно на карточку и закройте фишкой лишний предмет.

От грядки до обеденного стола

Дидактическая задача: Закрепить у детей знания обобщающих понятий: овощи, фрукты, плоды, семена.

Игровые правила: Отвечать на вопросы, соблюдая очередность. Слушать ответы сверстников и помогать при необходимости.

Игровое действие: Воспитатель читает текст и по ходу выкладывает картину действий на магнитной доске. По ходу рассказа задает детям вопросы.

Дидактический материал: карточки для магнитной доски: овощи, фрукты, плоды и т.д.

Ход игры

Воспитатель по ходу своего рассказа выкладывает сюжетные картинки и задает детям вопросы:

- Наступила осень. Вышли люди в поле, на грядки и стали собирать урожай. Что можно собрать на грядках? (дети отвечают, а воспитатель выкладывает: картофель, помидоры, огурцы, кабачки, редис и т.д.)

- Вышли люди в сад и начали собирать с деревьев урожай. Что можно собрать с деревьев? (яблоки, вишню, сливы, груши и т.д.)

- Часть урожая люди съели. А часть урожая решили сохранить на долгую зиму. Взяли овощи: помидоры и огурцы. Помыли их теплой водой. Уложили в стеклянные банки, посолили, залили кипятком и закрыли крышками. Что можно сказать об этих овощах, что с ними сделали? (законсервировали овощи, поставили в погреб)

- Взяли картофель и ссыпали в овощехранилище.

- Взяли фрукты: яблоки, груши. Помыли их теплой водой. Затем порезали на дольки и стали сушить. Когда яблоки и груши совсем высохли, сложили в мешочек и положили в сухое место. Как мы называем такие фрукты? (сухофрукты)

- Наступит зима. Достанет мама из погреба соленых огурчиков и помидорчиков. Достанет сухих фруктов, вскипятит компот и все опять вспомнят о лете. Почему?

Кто что ест?

Дидактическая задача: Уточнять знание детьми названий животных и того, чем они питаются. Развивать наблюдательность и внимание.

Игровые правила: Начинать подбирать карточки по сигналу воспитателя. Выполнять действия, не мешая друг другу.

Дидактический материал: карточки с изображением животных и того, чем они питаются, по количеству детей.

Ход игры

Перед детьми лежат карточки с изображением животных. Дети подбирают на столе у воспитателя для животных соответствующую картинку: для кошки - молочко в миске, для собачки - косточка, для свинки - кашка, для козочки - травка.

Какое насекомое, назови?

Дидактическая задача: Формировать у детей понятие насекомое. Узнавать и называть представителей насекомых: муха, бабочка, стрекоза и т.д.

Игровые правила: Начинать свои действия по сигналу воспитателя. Кто первый соберет картинку, называет ее.

Игровое действие: Поиск нужных частей, складывание целой картины.

Дидактический материал: карточки с изображением насекомых по количеству детей.

Ход игры

На столах перед детьми лежат разрезные картинки с изображением насекомых.

Дети должны собрать разрезные картинки, угадать насекомое и назвать его. Если дети затрудняются назвать насекомое, воспитатель помогает, загадывая загадки:

Всех жучков она милей

Спинка красная у ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки (божья коровка)

У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела,

И большие, большие глаза.

Называют ее... (стрекоза)

На ромашку у ворот опустился вертолет –

Золотистые глаза, кто же это? (стрекоза)

Сок цветов душистых пьет.

Дарит нам и воск и мед.

Людям всем она мила,

А зовут ее... (пчела)

Чок, чок, юк!

Прилетел к нам в сад... (жучок)

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу.

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь. (жук)

Мы крылышки расправим –

Красив на них узор.

Мы кружимся, порхаем –

Какой кругом простор! (бабочка)

Где чей хвост?

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о частях тела животных.

Игровые правила: брать карточки по очереди и только те, которые подходят к основной картинке.

Игровое действие: Поиск нужных карточек.

Дидактический материал: парные карточки с изображением животных и хвостов этих животных (по количеству детей).

Ход игры

Детям воспитатель раздает карточки с изображением хвостов животных. На столе лежат карточки с изображением животных без хвостов. Дети поочередно берут со стола карточку и подбирают соответствующее животное: волк, лиса, медведь, белка, заяц и т.д.

Найди такой же цветок

Дидактическая задача: Упражнять детей в нахождении предметов аналогичных изображению на картинке. Воспитывать внимательность, сосредоточенность, формировать речь детей.

Игровые правила: Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очередность. Показывать только тот предмет, который изображен на картинке.

Игровое действие: Брать со стола карточку с изображением цветка и находить цветок на клумбе аналогичный рисунку.

Дидактический материал: предметные картинки с изображением цветов. Макет цветочной поляны с цветами.

Ход игры

Воспитатель приглашает детей к столу, на котором находятся предметные картинки. Дети рассматривают картинки, узнают цветы, называют их. Выбирают картинки с понравившимися цветами и находят на цветочной поляне цветы, аналогичные рисунку, и называют их.

Помоги зеленым друзьям

Дидактическая задача: Упражнять детей в нахождении сюжетных карточек, логически объясняющих ситуацию. Воспитывать внимательность, сосредоточенность, формировать речь детей.

Игровые правила: Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очередность. Выкладывать только те карточки, которые подходят по сюжету.

Игровое действие: Брать со стола сюжетную карточку и выкладывать перед собой.

Дидактический материал: сюжетные картинки с изображением ситуаций.

Ход игры

Воспитатель раздает сюжетные карточки. Дети должны подобрать только те, которые соответствуют ситуации.

- Дети водят хороводы вокруг Черемухи и Лесной сирени.

- Дети рисуют букеты сирени и черемухи возле цветущих деревьев.

- Дети поливают и ухаживают за деревьями.

- Дети фотографируются возле цветов и цветущих деревьев.

- Дети поют и играют около Ивушки. И т.д.

Посмотри, отгадай и назови

Дидактическая задача: Формировать у детей представления об основных свойствах посуды: материал изготовления. Дать обобщающее понятие - стеклянная посуда.

Игровые правила: Действовать по сигналу воспитателя. Брать только один предмет.

Игровое действие: Взять предмет, назвать его и сказать, из чего он сделан.

Дидактический материал: стеклянные предметы посуды: чашки, ложки, сухарница, блюдца и т.д., кукла Мальвина.

Ход игры

Дети поочередно берут карточки (лучше использовать настоящие предметы) и называют:

- Это ваза из прозрачного стекла.

- Это стакан из прозрачного стекла с цветочками.

- Это флакон для духов из разноцветного стекла.

- Это пузырек для лекарств из темного стекла.

- Это бутылка из цветного стекла. И т.д.

- Как можно все эти предметы назвать одним словом? (эти предметы стеклянные)

Подбери нужную одежду

Дидактическая задача: Упражнять детей в различении зимней и летней одежды. Воспитывать внимание, память и логическое мышление.

Игровые правила: Правильно подобрать одежду для куклы.

Игровое действие: Поиск нужной одежды для куклы.

Дидактический материал: силуэты кукол и кукольной одежды по количеству детей. Картины зимнего и летнего пейзажа.

Ход игры

На столе перед детьми лежат силуэты кукол и зимней и летней одежды. Воспитатель поочередно показывает картинку летнего и зимнего времени года. Дети должны подобрать куклам соответствующую одежду.

Кто наши помощники?

Дидактическая задача: Закреплять знания детей о бытовых предметах, облегчающих труд взрослых. Воспитывать интерес к механическим предметам, желание самим трудиться.

Игровые правила: Выкладывать на магнитной доске только одну карточку и дать объяснение назначению этого предмета.

Игровое действие: Поиск нужных карточек.

Дидактический материал: карточки с изображением бытовых приборов: пылесос, стиральная машина, утюг, гладильная доска и т.д.

Ход игры

Дети поочередно берут со стола карточку с изображением бытового предмета, прикрепляют к магнитной доске с пояснениями.

- Пылесос наш помощник. Он помогает нам убирать мусор с пола.

- Стиральная машина наша помощница. Она помогает нам стирать белье.

- Утюг наш помощник. Он помогает нам гладить белье.

- Гладильная доска наша помощница. На гладильной доске мы гладим постиранное белье. И т.д.

Соберем ракету

Дидактическая задача: Упражнять детей в составлении целого предмета из отдельных деталей. Развивать конструкторские способности. Воспитывать внимание, память и логическое мышление.

Игровые правила: Правильно подобрать и сложить детали ракеты.

Игровое действие: Поиск нужной позиции отдельных деталей ракеты. Выполнение конструирования только по чертежу-образцу.

Дидактический материал: образцы-чертежи ракеты. Конструктор на каждого ребенка.

Ход игры

Дети собирают из конструктора ракету по образцу.

Воспитатель сообщает детям, что это образец-чертеж ракеты.

- Мы с вами будем конструкторами. Конструкторы сначала рассматривают свой чертеж, а потом конструируют ракету.

Отгадай и назови

Дидактическая задача: Упражнять детей в отгадывании загадок. Воспитывать внимание, память и логическое мышление.

Игровые правила: Правильно подобрать предмет.

Игровое действие: Поиск нужного предмета. Выполнение задания только по сигналу воспитателя.

Дидактический материал: сундучок с карточками-ответами на загадки.

Ход игры

Воспитатель читает загадку, а дети должны найти ответ в сундучке.

Режем, режем, вырезаем,

Маме шить мы помогаем. (Ножницы)

Маленького роста я,

Тонкая и острая,

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу. (Иголка с ниткой)

Целый день сегодня

Шью.

Я одела всю семью.

Погоди немного, мишка, -

Будут и тебе штанишки.

Я рубашку сшила мишке.

Я сошью ему штанишки.

Назови скорей, кто я?

Ну, конечно же... (швея)

Ты найдешь меня на стройке,

Непоседа я и бойкий.

Головой весь день киваю,

Гвозди в доски забиваю. (Молоток)

Бьют Ермилку по затылку,

Ну а он не плачет,

Только носик в доску прячет! (Гвоздь)

Принялась она за дело,

Завизжала и запела.

Ела, ела, дуб, дуб,

Поломала зуб, зуб. (Пила)

Летят опилки белые,

Летят из-под пилы.

Кто же это делает

Окна и полы?

Топором и молотком

Без сучка, задоринки.

Для ребят у нас в саду

Смастерил он столики! (Плотник)

На чём поедем

Дидактическая задача: Упражнять детей в назывании видов воздушного, водного и наземного транспорта: самолет, поезд, пароход.

Игровые правила: Показывать соответствующую карточку только по сигналу воспитателя.

Игровое действие: По ходу выкладывания воспитателем картины на магнитной доске дети находят нужные карточки.

Дидактический материал: карточки с изображением транспорта по количеству детей.

Ход игры

По ходу рассказа воспитатель выставляет на магнитной доске картину.

Решили Мишутка, Тигренок и Лягушка-Квакушка приехать в гости к детям. Выбрали себе транспорт и поехали. А вот какой транспорт выбрали они, мы догадаемся, если загадки отгадаем.

- Где живет Лягушка-Квакушка? (на болоте)

Вышла Лягушка-Квакушка со своего болота и видит - перед ней большая река.

По реке плывет дом,

Даже окна есть в нем.

Люди в домик забежали –

Лягушку-Квакушку с собой взяли.

- На чем приехала к нам Лягушка-Квакушка? (на пароходе. Дети показывают соответствующую карточку)

-Кто на пароходе самый главный? Кто управляет пароходом? (капитан)

Тигренок живет очень далеко: за морями, за горами. На машине долго ехать, на пароходе не доплыть, а к ребятам в гости так хочется. И он решил выбрать вот какой транспорт:

Это птица, птица-небылица.

Внутри нее народ сидит,

Меж собою говорит,

А в это время птица-небылица

По небу летит.

- Что это за птица-небылица? (самолет. Дети показывают соответствующую карточку)

- Что есть у самолета и нет у машины? (крылья)

- Кто на самолете самый главный? Кто управляет самолетом? (летчик)

Лягушка-Квакушка плывет на пароходе. Тигренок летит на самолете. А где же Мишутка?

- Где живет Мишутка? (в лесу)

- Правильно, ребята.

Вышел Мишутка из леса и видит:

Возле леса лестница лежит,

Дом на лестнице стоит.

Братцы в гости снарядились,

Друг за другом уцепились,

И помчались в путь далек,

Лишь оставили дымок!

Взял один братец Мишутку, да и привез к детям в детский сад. Мишутка даже и не понял, на чем он приехал.

- Что это за братцы? (вагончики)

- Так на чем приехал Мишутка в гости к ребятам? (на поезде. Дети показывают соответствующую карточку)

После того, как дети отгадали загадки, появляются Мишутка, Тигренок и Лягушка-Квакушка.

Собери картинку

Дидактическая задача: Упражнять детей в узнавании и назывании отдельных частей транспорта. Развивать воображение, мелкую моторику, память, терпение, трудолюбие.

Игровые правила: Начинать действие по сигналу воспитателя, соблюдать очередность.

Игровое действие: Поиск нужной части и составление целой картинки.

Дидактический материал: разрезная картина с изображением ракеты из 6-8 частей.

Ход игры

Дети собирают картинку с помощью воспитателя.

- Ребята, вы хотите узнать, на чем мы с вами сегодня отправимся в путешествие? (воспитатель читает загадку)

Чудо-птица, алый хвост,

Прилетела в стаю звезд... (ракета)

- Сначала будет выкладывать Андрюша. Неси свою часть картины. Посмотри, что на ней изображено? Как мы ее должны расположить?

- Теперь принесет свою часть картины Наташа. И т.д.

Преврати самокат в машину

Игровое действие: Поиск нужных деталей.

Дидактический материал: разрезные детали для самоката и машины. Перекладина, колеса, руль, кузов, кабина.

Ход игры

На столах у детей разрезные детали самоката, кабина, кузов. Воспитатель показывает картинку с изображением самоката. Дети самостоятельно выкладывают самокат. Далее педагог предлагает превратить самокат в машину. Дети должны на самокате установить кабину и кузов самостоятельно.

Выложи светофор

Дидактическая задача: Упражнять в составлении целого из отдельных частей. Воспитывать внимание, память, дружеские отношения, воображение, конструкторские способности.

Игровые правила: Действовать только после сигнала воспитателя и самостоятельно.

Игровое действие: Поиск нужных деталей, составление цветного круга и последовательное выкладывание предмета - светофор.

Дидактический материал: разрезные детали цветных кругов: желтые, зеленые, красные.

Ход игры

Дети собирают цветные детали кругов и выкладывают последовательно, изображая светофор.

Собери чертеж

Дидактическая задача: Упражнять в составлении целого из отдельных частей. Воспитывать внимание, память, дружеские отношения, воображение, конструкторские способности.

Игровые правила: Действовать только после сигнала воспитателя и самостоятельно.

Дидактический материал: разрезные детали чертежа пожарной машины из пяти частей.

Ход игры

Дети все вместе собирают разрезные картинки.

- Чертеж какой машины мы собрали? (чертеж пожарной машины.

- Как вы догадались, что это пожарная машина? (машина красного цвета, номер телефона «01»)

Собери чертеж

Дидактическая задача: Упражнять в составлении целого предмета из отдельных частей. Воспитывать внимание, память, дружеские отношения, воображение, конструкторские способности.

Игровые правила: Действовать только после сигнала воспитателя и самостоятельно.

Игровое действие: Поиск нужных деталей чертежа.

Дидактический материал: разрезные детали чертежа лунохода из пяти-шести частей.

Ход игры

Дети на столе собирают отдельные детали чертежа. Затем из большого конструктора собирают луноход.

Разложи правильно

Дидактическая задача: Упражнять в классификации транспорта по видам: воздушный, наземный, водный. Воспитывать внимание, память, дружеские отношения, воображение, конструкторские способности.

Игровые правила: Действовать только после сигнала воспитателя и самостоятельно.

Игровое действие: Поиск нужного круга для транспорта. Весь транспорт разложить на три группы.

Дидактический материал: карточки с изображением видов транспорта: воздушный, наземный, водный.

Ход игры

Дети выполняют указание воспитателя и дифференцируют транспорт по месту передвижения: воздушный, наземный и водный.

- Разложите карточки с изображением транспорта на три группы.

- Саша, назови транспорт первой группы (второй, третьей)

- Как можно назвать одним словом транспорт первой, второй, третьей группы? (воздушный, водный, наземный)

- Какого транспорта у вас на столе больше: воздушного, водного или наземного? (наземного транспорта больше)

- Где передвигается наземный транспорт? (наземный транспорт передвигается по земле)

- Что должно быть на земле для передвижения наземного транспорта? (для передвижения наземного транспорта на земле должны быть дороги)

Настольно печатные игры

Когда это бывает?

Цель: Закрепить знания детей о временах года, их характерных признаках, развить связную речь, внимание, находчивость, выдержку.

Ход игры: Дети сидят вокруг стола. У воспитателя в руках несколько картинок с изображением времён года, для каждого времени года 2-3 картинки (зимний пейзаж, зимние забавы, труд людей зимой). Расчищают дорожки, кормят птиц. Воспитатель объясняет правила. Дети сегодня мы будем играть так: посмотрите у меня много картинок. Я их вам пока не покажу и вы их не показывайте друг другу. Мы будем отгадывать, что нарисовано. Воспитатель раздаёт картинки, называет ребёнка. Тот рассматривает внимательно свою картинку, затем рассказывает о её содержании. Затем другой ребёнок отгадывает о каком времени года было рассказано. После ребёнок показывает свою картинку, дети убеждаются в правильности ответа. Игра продолжается пока дети не расскажут обо всех картинках.

Ищи и найдёшь

Цель: упражняться в различении характерных признаков отдельных времён года.

Ход игры: Дети классифицируют картинки и приставляют их друг к другу в зависимости относятся ли они к весне, лету, осени, зиме.

Кому что нужно для работы?

Цель: Закрепить знания детей о том, что людям в работе помогают разные вещи,орудия труда; воспитывают интерес к труду взрослых. Желание самим трудиться.

Ход игры: игра проводиться по типу»ЛОТО» на больших картах изображены- повар, врач, шофёр, дворник и т. д. На маленьких- предметы необходимые в работе. Воспитатель уточняет знания детей о профессиях и о орудиях труда. Затем напоминает правила игры. Дети разбираем картинки, подбирают к большой карте соответствующие картинки направляют; повару – кастрюлю, половник, чайник, мясорубку.

Что нужно врачу? Чем он измеряет температуру? Чем забинтовывает руку? Поищи внимательнее все предметы, которые нужны шофёру. Эту игру проводят после наблюдения за работой людей разных профессий, обращая внимание на орудия их труда. По мере ознакомления детей с трудом взрослых добавляют картинки с изображением (строителя. Почтальона, продавца, доярки, свинарки и орудия их труда.)

Лото

Цель: упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания: где что растёт; закрепить знания детей об овощах и фруктах и цветах.

Ход игры: В коробке у воспитателя лежат большие карты, на которых изображены огород сад и цветник и маленькие карточки с изображением овощей, фруктов цветов. Дети рассматривают маленькие карточки

А где растёт вишня? Спрашивает воспитатель у ребёнка, который держит в руках картинку с вишней.

На дереве.

А дерево вишня где растёт?

В саду. Отвечают дети.

Где растут цветы? (в лесу, на клумбе на лугу).

А огурец где растёт? На грядке в огороде.

Вот посмотрите дети на эти карточки. Что здесь вы видите?

Огород

А на этой карточке? Клумбу.

Сейчас вы будите играть так чтобы всё что растёт в огороде появилось в огороде что в цветнике попало в цветник что в саду в сад и все встали бы на свои клеточки на карте. Кто первый закроет все клеточки тот и выигрывает. Дети обмениваются карточками и игра продолжается. Такая игра используется когда ставится задача систематизации закрепления знаний о других предметах например о посуде, мебели, одежде, обуви, принадлежность для труда, для занятий.

Парные картинки

Цель: Упражнять детей в сравнении предметов, изображённых на картинках, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений; воспитывать умение выполнять правила игры.

Ход игры: У воспитателя набор парных картинок. На картинках изображены предметы: игрушки, посуда, одежда и др. Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки, дети называют их. Затем педагог берёт две одинаковые картинки и, показывая одну из них, спрашивает:

Что это?

Чашка- отвечают дети.

А на этой картинке то же чашка. Что можно сказать о них? Воспитатель не торопится сам ответить на вопрос. Дети догадываются и говорят:

Они одинаковые.

Да они одинаковые, парные. Две чашки- пара,значит парные. Сегодня мы поиграем в парные картинки (Держит в руке обе картинки –чашки.) Послушайте как мы будем играть. Я на этом столе положу картинки, а вам раздам по картинке. Кого я позову тот пойдёт и найдёт на столе такую же картинку, найдёт ей пару. Выиграет тот кто не ошибётся и громко назовёт предмет. Предлагаю более сложный вариант, раздаю картинки, прошу их быть внимательными и ответить у кого такая же картинка. Сама не показываю, а рассказываю об изображённом предмете так чтобы тот, у кого такая же,мог отгадать и показать.

У меня на картинке нарисован длинноухий серенький ест морковку. У кого такая же картинка? Дети ищут. Тот, у кого изображён – зайчик, говорит: У меня тоже такой зайчик. И показывает.

Что растёт в лесу?

Цель: Закрепить знания о лесных и садовых растениях.

Ход игры: Воспитатель выбирает троих детей и предлагает им назвать то, что растёт в лесу. Например один говорит:» грибы, второй: малина, третий: ель.» А потом опять продолжается. Воспитатель предупреждает, что долго думать нельзя. Когда играющие нарушают правило, то садятся на место и выбирают себе замену. Новая тройка получает другое задание, например, перечислить, что растёт в саду или кто живёт в лесу, во дворе и т. д.

Перемешанные картинки

Цель: Закрепить и проверить культурно – гигиенические навыки.

Ход игры: Воспитатель вешает на доску большую картину. На картине изображён неопрятный ребёнок. А детям раздаёт маленькие картинки, на которых предметы туалета. Дети ищут среди своих картинок предмет, которым нужно дополнить большую картинку и объяснить

Что сажают в огороде?

Цель: учить детей классифицировать предметы по определённому признаку, развивать быстроту мышления, слуховое внимание.

Ход игры: Воспитатель спрашивает:

Дети вы знаете, что растёт в огороде? Давайте поиграем в игру. Я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову, то что сажают в огороде вы ответите «ДА», если то что не растёт в огороде вы скажите «НЕТ». Кто ошибётся, тот проигрывает. Воспитатель начинает:

Морковь. (да) ; помидоры (да)

Огурцы. Да.

Домино

Цель: закрепить знания детей о разных машинах, помогающих людям, правильно их называть и подбирать парные изображения: легковая машина, грузовая, комбайн, подъёмный кран и т. д.

Ход игры: Воспитатель показывает детям карточки, называет машины и обращает внимание,что на карточке изображены две машины, разделённые вертикальной полосой. Затем раздаёт детям по 4-6 карточек Вот я положила свою карточку, какие машины здесь нарисованы. Трактор и подъёмный кран. У кого есть такие же, положите свои картинки рядом с машинами.

А теперь какие здесь картинки? У кого такие? Положите их в один ряд. Дети находят одинаковые картинки и кладут их на конец образовавшегося ряда. Игра продолжается до тех пор, пока у ребят картинок не останется. Затем вводят новое правило, детям снова раздают перемешанные картинки и устанавливают очерёдность, выкладывают картинки друг за другом. У кого нет подходящей - пропускает ход, выигрывает тот, кто первым положит все картинки.

Что где растет?

Цель: Закрепить знания детей о растениях; развивать умение устанавливать пространственные связи между предметами; группировать растения по месту их произрастания, развивать активность и самостоятельность мышления.

Ход игры: Играющие получают по большой карте с разными пейзажами; маленькие карточки лежат в коробке. По сигналу водящего дети отбирают маленькие карточки в соответствии с рисунками на большой карте. выигрывает тот, кто быстро закроет все пустые клетки и правильно назовет растения (на больших картах нарисованы лес, поле, сад, огород.) Трудным будет название злаков, грибов. Ребята обмениваются картами, маленькие карточки перемешиваются, игра продолжается.

Посадим цветочек

Цель: Ориентироваться в пространстве, различать понятия «край» и «середина».

Ход игры: К столу садятся 5-6 детей. На каждом столе находится поднос, наполненный песком и коробка в которой много разноцветных бумажных цветов. – «Дети, сейчас мы посадим цветы, -говорит воспитатель. -В коробке у вас много цветов, нужно посадить их красиво, в ряд, а не как попало. Воспитатель следит за работой всех детей, а каждый ребенок говорит куда он посадит цветок по середине или с краю.

Возраст от 2 до 7 лет — отличное время, чтобы играть в игры. Ребёнок самой природой создан так, чтобы обучиться всему необходимому для жизни на нашей планете очень быстро — и сделать это легко, и в буквальном смысле слова играючи. Мелкая моторика и координация, умение договариваться и работать в команде, первые навыки счёта и чтения — всё это ребёнок получает в игре.

В наше время существует множество замечательных настольных игр для детсадовцев. Можно сказать, что цель настольной игры — это обучать, не поучая: в непринужденной форме настолка позволяет родителям и воспитателям, ничего практически не добавляя от себя, интересно и с пользой развлечь ребёнка, познакомить с новыми знаниями, развить существующие умения и навыки.

Младшая группа детского сада или подготовка к школе, решение конкретной проблемы, вроде знания алфавита, или просто желание доставить ребёнку радость — настольные игры наверняка справятся с поставленной задачей, надо только правильно выбрать.

Настольные игры для младшей группы (2-4 года)

Все настольные игры для самых маленьких имеют возрастной рейтинг в каком-то диапазоне — чаще всего, от 2 до 4 лет. Это объясняется тем, что у разных малышей граница психологического возраста разная, так что игры с пометкой 3+ отлично подходят и тем, кому 3 года ещё не исполнилось — а дети 4 лет порой с удовольствием играют в настолки, помеченные 2+. В общем, в случае игр для младшей группы садика мы советуем ориентироваться не столько на фактический возраст ребёнка, сколько на его личные умения и предпочтения.

Лото Родной край

Возраст : от 2 до 6 лет
Число игроков : от 2 до 5
Добрая и красивая настолка на запоминание картинок и логическое мышление (куда положим жетон с птичкой? — в лес!). Подойдёт самым-самым маленьким, от полутора лет. Дети от 3 лет уже сыграют в обычное лото с животными, а с 4 начнётся командная игра.

Грузовички

Возраст : от 3 лет
Число игроков : от 1 до 2
Головоломка на пространственное мышление и мелкую моторику для более старших детей, а для младших — просто красивые машинки, чтобы их катать.

Застенчивый кролик

Возраст : от 3 до 5 лет
Число игроков : 1
Очаровательная деревянная головоломка про кролика-стесняшу, который всё норовит укрыться за предметами разной формы. 4 предмета, 60 заданий, мелкая моторика и пространственное мышление, а также очень много радости.

Насекомцы

Возраст : от 3 лет
Число игроков : от 3 до 7
Весёлая детская игра на реакцию и внимание. Паучок ловит насекомцев (накрывает чашкой с изображением паука), а они стараются от него убежать (дергают за веревочки, чтобы улететь цветка). Тот игрок, чьего насекомца поймали, становится паучком.

Космический песок

Возраст : от 2 лет
Число игроков : от 1
Песочница у вас дома: неизменный хит среди малышей любого возраста. Возня с удивительным песком (его ещё зовут пластичным или кинетическим) развивает мелкую моторику, тренирует воображение и укрепляет мышцы рук, а также учит детей усидчивости.

Настольные игры для средней группы (4-5 лет)

Матрешкино

Возраст : от 4 лет
Число игроков : от 2 до 6
Игра состоит из раундов. В каждом раунде детям нужно быстро найти матрёшку нужных цветов и повторить жест, который она показывает. Кто первый показал жест, тот и победил в раунде. В конце игры подсчитывается, кто сколько раундов выиграл, и объявляется победитель. Игра отлично развивает зрительное восприятие и пространственное представление.

Головоноги

Возраст : от 4 лет
Число игроков : от 2 до 6
Простая и классная игра на развитие памяти и реакции у детей. На карточках изображены странные существа — головоноги. Нужно давать им имена, а потом вспоминать, как их зовут, когда карточка повторится. Кто соберёт больше всех головоногов, тот и победил.

Весёлый осьминог Жоли

Возраст : от 4 лет
Число игроков : от 2 до 5
Игра на ловкость и координацию: в процессе надо доставать из-под крутящегося осьминога крабов, чтобы они его не щекотали — но, если самому его задеть, осьминог расхихикается, и игре конец.

Весёлый бобёр

Возраст : от 4 лет
Число игроков : от 1 до 4
Ещё одна отличная игра на ловкость. Бобёр возлежит на вершине плотины, из которой надо вытаскивать по брёвнышку так, чтобы он не свалился. Соль игры — в том, что упавший бобёр очень смешно лопочет-ругается.

Совушки, АУ!

Возраст : от 4 лет
Число игроков : от 2 до 4
Детская кооперативная игра, в которой либо все победители, либо все проигравшие. Хорошо тренирует совместную работу в команде. Нужно привести совушек в гнездо до того, как взойдёт солнце. Сначала дети пытаются выбрать «свою» совушку и привести её первой к финишу, но потом понимают, что помогать друг другу важнее.

Белоснежка

Возраст : от 4 до 7 лет
Число игроков : 1
Логическая игра на пространственное мышление и комбинаторику: нужно решать задачки, расставляя по комнатам настоящего игрушечного домика фигурки гномов и Белоснежки.

Большая стирка

Возраст : от 4 лет
Число игроков : от 2 до 6
Игра на память типа Мемори . Must-have для уголка игр в детском саду. Как и в Мемори нужно запомнить расположение пар картинок, а потом найти пару на поле. Тот кто первый собрал своему персонажу 4 пары носков, то и победил. Для детей более старшего возраста можно усложнить правила, чтобы было интересней играть.

Настольные игры для старшей группы (5-6 лет)

Мягкий знак

Возраст : от 4 лет
Число игроков : от 1 до 6
На карточках написаны свойства предметов, и требуется перечислить штуки с этими свойствами. Игра простая и очень круто развивает фантазию ребёнка, помогает находить общие признаки у различных вещей. А это один из навыков системного мышления!

Хамелеон

Возраст : от 5 лет
Число игроков : от 2 до 7
Игра на карточках, тренирующая внимательность и скорость реакции. Залог победы — сцапать нужную карточку быстро, как хамелеон цапает мух языком.

Не раскачивай лодку!

Возраст : от 5 лет
Число игроков : от 2 до 4
Игра для компании детей, тренирующая ловкость и знакомящая их с понятием равновесия. Команда пингвинов берёт штурмом корабль, но одно неловкое движение — и все пингвины попадают обратно в море!

День вождей

Возраст : от 5 лет
Число игроков : от 2 до 6
Весёлая и шумная игра для детской компании, тренирующая всё на свете, от фантазии до навыков устного счёта. Тащи карточку, выполняй задание (их множество, и все отличные), смейся вместе с друзьями!

Цветовой код

Возраст : от 5 лет
Число игроков : 1
Неожиданно стильная для своей возрастной категории игра на воображение и абстрактное мышление, а также чувство цвета. Необходимо собирать разноцветные геометрические фигуры, наслаивая друг на друга прозрачные пластины с цветными элементами.

Монополия Маша и Медведь

Возраст : от 5 лет
Число игроков : от 2 до 4
Самая милая экономическая игра, тренирующая у детей логику, а также первые навыки тактики и стратегии. Вместо банков — банка с вареньем: оно получится, если собрать все ягодки, которые тут заменяют деньги.

Настольные игры для подготовительной группы (6-7 лет)

Подготовительная группа — это последний год пребывания в детском саду. Дети активно готовятся к первому классу: занимаются чтением, математикой, литературой, английским языком, рисованием и т.д. Ниже игры, которые помогут в подготовке к школе.

Банда Умников — это банда... то есть, команда профессионалов, которые специализируются на играх для дошкольников старшего возраста или младших школьников. Их настолки регулярно можно увидеть в детском саду или начальной школе. В категории Банда Умников собраны все обучающие игры, вот самые популярные из них.

Зверобуквы Банда Умников

Возраст : от 4 лет
Число игроков : от 2 до 5
Игра, тренирующая беглое чтение, внимательность и скорость реакции. Есть несколько уровней сложности и возможность просто искать картинки для тех, кто ещё не умеет читать (с этой игрой — глядишь, и научится). Также есть версия для обучения чтению на английском .

Турбосчёт Банда Умников

Возраст : от 5 лет
Число игроков : от 2 до 6
Ежей больше, чем лягушек, птичек меньше пяти, но больше трёх — милая игра в непринужденной форме знакомит детей с азами сравнения чисел, учит считать в уме и вслух, а также быть внимательными.

Котосовы Банда Умников

Возраст : от 4 лет
Число игроков : от 2 до 5
На ярких и красивых карточках — смешные совы и коты: чтобы победить, нужно быстро считать, сколько кого есть на карточке. Помимо счёта в уме, игра тренирует внимательность и скорость реакции.


Возраст : от 5 лет
Число игроков : от 1
Лучший подарок первокласснику или его родителям, в который можно играть ещё до школы. 55 игровых карт — с одной стороны знания, с другой — вопросы, — позволят ребёнку с удовольствием и без мучений запомнить множество полезной информации.

Азбука

Возраст : от 4 лет
Число игроков : от 1
На этих карточках — не только буквы алфавита, но ещё и слоги, и трудные сочетания букв, вроде удвоенных согласных. Игра приятно и полезно готовит ребёнка к урокам русского языка, тренирует его память и внимательность. Кстати есть такая же английская версия .

Мир математики

Возраст : от 7 лет
Число игроков : от 1
55 карточки с интересными заданиями по математике, алгебре, геометрии, стереометрии. Игра готовит ребёнка к урокам математике в школе. А ещё развивает память и внимание.


В подборке так много хорошего, что хочется взять всё и сразу? Не торопитесь! Позвоните нам, и наши консультанты подскажут, что вам точно стоит купить, в зависимости от ваших пожеланий и условий.