Методическая разработка семинара для педагогов на тему:

«Профессиональный портрет педагога дополнительного образования»

Термин «педагог дополнительного образования» является сравнительно молодым, он стал употребляться после принятого в 1992 году закона «Об образовании». Он пришел на смену должностям руководителя кружка, студии, тренера спортивной секции, таким образом, объединив всех сотрудников дополнительного образования в отдельную группу педагогических работников.

Что касается конкретного определения, то его можно обозначить следующим образом: педагог дополнительного образования – это человек, организующий и осуществляющий педагогическое взаимодействие с детьми во внеурочное время и в рамках дополнительной общеразвивающей программы, направленность которой, в свою очередь, была добровольно выбрана самим ребенком.

Целью деятельности педагога дополнительного образования является удовлетворение познавательных, творческих и коммуникативных потребностей детей, педагогическая поддержка их саморазвития и самореализации средствами передачи знаний, умений, жизненного и практического опыта и ценностных, нравственных ориентиров.

Но для того, чтобы реализовать поставленную цель, педагогу необходимо иметь достаточный уровень профессиональных знаний и умений. Вот тут и формулируется тема для обсуждения: какие именно знания и умения должны быть в профессиональном арсенале педагог а дополнительного образования?

С этим вопросом мы решили обратиться к самим педагогам и очередной педагогический семинар посвятить разработке профессионального портрета педагога дополнительного образования.

Цель семинара: составить обобщенный, качественный портрет педагога дополнительного образования.

Задачи семинара:

    Актуализировать в педагогическом коллективе вопрос о профессиональной компетентности педагога дополнительного образования.

    Рассмотреть и проанализировать понятие «педагог-профессионал» с точки зрения тех качеств, которыми он должен обладать.

    Выявить, существует ли единство в понимании данного понятия среди педагогов дома детского творчества.

    Рассмотреть должностные обязанности педагога дополнительного образования с точки зрения нормативно-правовой базы.

Ход мероприятия:

1 этап. Педагоги расходятся по микрогруппам (можно поделить по отделам, а можно, наоборот, создать группы из представителей разных направленностей) и получают первое задание: в течение 10 минут посовещаться и решить, какими профессиональными качествами должен обладать педагог, т.е. какими знаниями и умениями должен обладать. Далее каждая микрогруппа должна перечислить эти качества и аргументированно пояснить свой выбор. Полученные данные фиксируются на доске в первой колонке. Повторяющиеся ответы на доске отмечаются один раз.

2 этап. Далее участникам предлагается следующее задание: в течение 10 минут посовещаться и решить, какими личностными качествами должен обладать педагог-профессионал. Ответы также перечисляются по порядку и фиксируются на доске во второй колонке.

3 этап. Вниманию участников предлагается таблица, которая составлена на основании требований к профессиональному труду педагогов, представленных в нормативных документах по аттестации педагогов дополнительного образования, с целью: выявить, насколько наш “коллективный портрет” педагога-профессионала соответствует “нормативному”.

Должностные обязанности педагога

Педагог должен знать

1. Осуществляет дополнительное образование обучающихся, развивает их разнообразную творческую деятельность.

1. Конституцию РФ.

2. Комплектует состав обучающихся объединения и принимает меры по сохранению его в течение срока обучения.

2. Законы РФ.

3. Использует разнообразные приемы, методы и средства обучения.

3. Решения Правительства РФ и органов образования по вопросам образования.

4. Соблюдает права и свободу обучающихся.

4. Конвенцию о правах ребенка.

5. Участвует в работе педагогических, методических советов, в проведении родительских собраний, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой.

5. Педагогику.

6. Участвует в разработке и реализации образовательных программ, несет ответственность за качество их выполнения.

6. Психологию.

7. Обеспечивает охрану жизни и здоровья, обучающихся в период образовательного процесса.

7. Возрастную физиологию и гигиену.

8. Выявляет творческие способности обучающихся, способствует их развитию.

8. Методику поиска и поддержки талантов.

9. Поддерживает одаренных и талантливых воспитанников, в т. ч. детей, имеющих отклонения в развитии.

9. Содержание, методику и организацию эстетической, туристской – краеведческой, досуговой и др. деятельности, отдыха и развлечений.

10. Организует участие обучающихся в массовых мероприятиях.

10. Программы занятий объединений.

11. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

11. Основы детских коллективов.

12. Повышает профессиональную квалификацию.

12. Нормы и правила охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

После изучения таблицы следует обсуждение, из которого можно сделать вывод, что многие педагоги слабо знакомы с нормативной стороной образовательного процесса. Своей основной задачей они видят передачу знаний, опыта обучающимся, в то время как государственные нормативные документы рассматривают должностные обязанности педагога дополнительного образования более широко.

Тем не менее, многие пункты этой таблицы уже были озвучены педагогами ранее, например, необходимость знания педагогики, психологии, умение разрабатывать образовательные программы были отмечены ещё на 1 этапе работы. В итоговый «портрет» педагогами решено добавить обобщенный критерий «Знание нормативно-правовой базы и законодательства в области образования», который включает в себя знания конституции, законов РФ, Конвенции о правах ребенка, норм и правил охраны труда, прав и свобод обучающихся, прав и обязанностей педагогического работника повышать свою квалификацию в установленные сроки и др.

4 этап. Итог педагогического совета. Результат коллективной работы оформляется в виде тест-таблицы (приложение 1), которую можно использовать двумя способами:

    педагог может использовать ее самостоятельно, в качестве листа оценки своих знаний и умений;

    таблица может быть использована руководством образовательного учреждения для оценки профессионального мастерства педагогов.

Приложение 1

Тест-таблица «Профессиональный портрет педагога дополнительного образования»

Перечень профессиональных, личностных качеств и умений педагога

Степень выраженности качеств и умений

1. Знание предмета (педагогики, психологии, возрастной психологии, психологии общения)

2. Знание возрастных особенностей детей

3. Знание методик обучения и воспитания

4. Знание интересов, потребностей, способностей и нюансов отношений обучающихся.

5. Владение организаторскими способностями

6. Владение коммуникативными навыками

7. Знание стратегий обучения и воспитания

8. Владение методами педагогического воздействия и взаимодействия

9. Умение приспособить своё сообщение к особенностям аудитории

10. Умение передавать собственный опыт и знания другим (коллегам, обучающимся)

11. Умение подкреплять свое сообщение яркими, запоминающимися примерами

12. Умение разрабатывать определенные педагогические подходы к группам, детям с особенностями

13. Умение внедрять новые методики, темы в устоявшуюся систему своей работы

14. Способность анализировать и развивать межличностные отношения в коллективе объединения

15. Способность трезво оценивать результаты своей работы (качество выданного материала, качество усвоения материала обучающимися)

16. Способность к прогнозированию результатов своей работы и развития качеств воспитанников

17. Способность к преобразованию полученных теоретических знаний в свою практическую деятельность

18. Профессионализм

19. Тактичность

20. Стрессоустойчивость

21. Гибкость, мобильность

22. Наблюдательность, внимательное отношение в обучающимся

23. Знание нормативно-правовой базы и законодательства в области образования

Критерии оценки степени выраженности качеств и умений:

5 – высокая (достаточная для качественного осуществления профессиональной деятельности)

4 – средняя (знания и умения имеются, есть потребность в их обновлении)

3 – слабая (знания и умения недостаточны, необходима работа над повышением уровня квалификации)

2 – отсутствует (полностью некомпетентен в данном вопросе, необходимо комплексное повышение уровня квалификации)

Районный семинар«Разработка программы дополнительного образования детей»


Программа – нормативный официальный документ, фиксирующий процесс управления совместной деятельностью, который является: Показателем профессионального уровня педагога; Характеристикой содержания совместной деятельности педагога и воспитанника; Обоснованием необходимости материально-технического обеспечения работы педагога. Педагогический процесс фиксируется содержанием программы


Целью дополнительного образования детей является создание условий для самообразования, самореализации в интересной для личности деятельности, т.е. знания здесь являются средством решения значимых для ребенка проблем.Образовательный процесс осуществляется в непринужденной обстановке, который позволяет детям проявить свою самостоятельность, фантазию, выдвигать новые неожиданные идеи.


Пунктом 5 статьи 14 Закона Российской Федерации «Об образовании» установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.


Любая программа должна обладать следующими качествами:- Актуальность;- Вариативность;- Оптимальность;- Реалистичность;- Контролируемость;- Чувствительность к сбоям.


Структура дополнительной образовательной программы Дополнительная образовательная программа, как правило, включает следующие структурные элементы: Титульный лист Пояснительную записку Учебно-тематический план Содержание изучаемого курса Методическое обеспечение Список литературы


Титульный лист Полное наименование образовательного учреждения; Где, когда и кем утверждена ДОП; Название ДОП; Возраст детей, на которых рассчитана ДОП; Срок реализации ДОП; ФИО, должность составителя (автора); Название города , населенного пункта, в котором реализуется ДОП; Год разработки ДОП.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯМуниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей«Центр развития творчества детей и юношества» Рекомендовано педагогическим советом «УТВЕРЖДАЮ»Протокол № _____ Директор ЦРТД и Ю «__»__________201_ г. ________/Сапронова Е.Е./ «__»___________201_ г. Приказ № __________ Программа дополнительногообразования детей«Гитара» Срок реализации 3 годадля детей 10-16 лет Составитель: Педагог дополнительного образования Федотова Нина Александровна г. Красногорск2011


Пояснительная записка Направленность, вид (модифицированная, авторская) ДОП; Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность; Цель ДОП; Задачи ДОП; Отличительные особенности данной программы от уже существующих ДОП; Возраст детей, участвующих в реализации данной ДОП, их возрастные особенности; Сроки реализации ДОП (продолжительность образовательного процесса, этапы); Формы и режим занятий; Ожидаемые результаты и способы их проверки; Формы подведения итогов реализации ДОП (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).


Цель программы Это предполагаемый результат образовательного процесса, к которому необходимо стремиться. Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность и быть конкретной, чтобы можно было отследить ее выполнение.. В описании цели важно избежать общих абстрактных формулировок, таких, например, как «всестороннее развитие личности», «создание возможностей для творческого развития детей» и т.п.


Задачи программы Показывают, что нужно сделать для достижения цели. Задачи должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами. Типы задач: Обучающие (приобретение определенных знаний, умений, навыков); Воспитательные (формирование социальной активности, культуры общения, поведения); Развивающие (развитие самостоятельности, активности, ответственности).


Учебно-тематический план Составляется по годам обучения. Содержит: Перечень разделов, тем ДОП; Количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. 1 час в неделю – в год 36 часов 2 часа в неделю – в год 72 часа 3 часа в неделю – в год 108 часов



Методическое обеспечение программы Формы занятий, планируемые по каждой теме или разделу ДОП (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.); Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий; Формы подведения итогов по каждой теме или разделу ДОП; Критерии оценки уровня освоения ДОП.


Список литературы Список использованной литературы и рекомендуемой для педагогов Список рекомендованной литературы для детей и родителей.


Приложения Календарно-тематические планы по годам обучения; Памятки; Инструкции по технике безопасности; Образцы анкет, тестов; Достижения обучающихся; Разработки мероприятий, открытых занятий и т.д.

ксения Шаимова
Семинар-практикум по организации дополнительного образования в ДОУ в соответствии с ФГОС

Цель : Систематизировать знания воспитателей об . Совершенствовать умения педагогов при организация кружковой и студийной работы ДОУ.

Задачи :

1. Изучить теорию и практику об организации дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с ФГОС

2. Кружки как форма

3. Разработать вариативную часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учетом кружковой и студийной работы.

Оборудование : Интерактивная доска

I. 1. Теоретическая часть :

1.1. «Организация дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с ФГОС »

В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование , но и дополнительное . Дополнительное образование в дошкольных учреждениях дает возможность выявить и развить творческие способности детей. На занятиях по дополнительному образованию идет углубление , расширение и практическое применение приобретенных знаний в основной образовательной деятельности .

Дополнительного образования детей даёт возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы. При организации деятельности дополнительного образования детей детский сад учитывает :

Интересы детей и добровольность выбора ими кружка, секций, студий;

образовательных

дополнительного образования детей именно на ее основе;

Нормы нагрузки на ребенка.

Дополнительное образование детей в детском саду – одно из направлений творческого, физического, социально-личного и интеллектуального развития воспитанников помимо реализуемой в дошкольных учреждениях основной общеобразовательной программы дошкольного образования .

Наиболее востребовано дополнительное образования детей художественно-эстетического направления : по обучению детей различным техникам изобразительной деятельности - лепка из пластилина, нетрадиционным способам рисования, а также по физическому развитию дошкольников.

Дополнительное образования осуществляется во внеурочной деятельности, и осуществляется в течение всего учебного года педагогическими работниками и специалистами.

Дети занимаются 1 раз в неделю во вторую половину дня. Результаты деятельности детей выражаются в оформлении коллективных выставок, в издании альбомов, оформлении стенгазет, в проведении отчетных концертов.

1.2. Кружки как форма дополнительного образования в ДОУ ;

Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспитания и обучения в детском саду под руководством взрослого (педагога) .

Цель дополнительного образования - внедрение новых вариативных форм дошкольного образования с целью повышения качества образовательного процесса и удовлетворения запроса общества.

Кружки в детском саду выполняют несколько функций :

- образовательную – каждый воспитанник ОУ имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений , навыков в интересующем его виде деятельности;

Социально-адаптивную – занятия в кружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха» , научиться самоутверждаться;

Коррекционно-развивающую – воспитательно-образовательный процесс , реализуемый на занятиях кружка, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка;

Воспитательную – содержание и методика работы в кружках оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.

Кружки как форма дополнительного образования в ДОУ могут открываться с различными целями :

1. Углубление и расширение базовых знаний, опережающее развитие ребенка или компенсирующие занятия (для детей с отставанием в развитии) .

2. Ознакомление с областями знаний, выходящими за рамки государственной Программы (работа с одаренными детьми) .

3. Ознакомление с областями знаний и умений, включающих развитие самопознания, саморегуляцию, саморазвитие, формирование навыков межличностных коммуникаций.

Деятельность любого кружка регулируется нормативно-правовыми документами :

Уставом ДОУ;

- Образовательной программой ДОУ ;

Положением о кружке;

Программой кружка (цель и задачи, предполагаемый конечный результат) ; - Планом работы кружка на год;

Списком детей;

Расписанием деятельности;

Материалами контроля качества (результативностью) работы кружка (диагностические карты) .

Алгоритм деятельности педагога по созданию кружка (секции, студии) :

1. Изучение нормативно-правовой базы.

2. Выявление потребностей ОУ, родителей, детей в .

3. Анализ результативности работы по усвоению детьми государственной программы дошкольного образования .

4. Разработка (подбор) программы кружка.

5. Разработка плана кружка на учебный год.

6. Утверждение программы, плана работы кружка заведующей ДОУ.

7. Реализация плана работы кружка на практике.

8. Анализ результативности работы кружка.

9. Защита результатов работы перед родительской и педагогической общественностью. (уголки кружковой работы, выставки, участие в конкурсах, показах и т. д.)

Важно учесть, что организация кружков предполагает добровольное (без психологического принуждения) включение детей в деятельность, поэтому помимо подбора интересного содержания существует ряд конкретных условий :

организация рабочего пространства;

– возможность детей заниматься по своим силам и интересам.

– игровой характер подачи любого материала;

Руководители кружков организовывают свою деятельность посредством следующих форм :

С детьми :

Фронтальные занятия (групповые)

Экскурсии

Тематические прогулки

Развлечения, досуги

Участие в различного уровня конкурсах

С педагогами :

Консультации, мастер- классы, семинары для педагогов ДОУ

С родителями :

Консультации, мастер- классы, выступления на родительских собраниях , информация на сайте.

Кружки могут быть различной направленности :

1) Физическое развитие

2) Социально - личностное развитие

3) Познавательно-речевое развитие

4) Художественно-эстетическое развитие

Тематика кружков может быть разнообразна .

При организации деятельности кружков педагоги должны учитывать :

Интересы детей и добровольность выбора ими кружка;

Возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия в такого рода занятиях;

Необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;

Понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе;

Необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;

Нормы нагрузки на ребенка.

Схема разработки программы кружковой работы

1. Титульный лист

2. Пояснительная записка (актуальность, цели и задачи)

3. Ожидаемые результаты (предполагаемый результат)

4. Учебно-тематическое планирование

5. Диагностические карты, методы проведения диагностики

6. Список литературы

2. Практическая часть :

2.1. Составление примерных вопросов для выявление потребностей родителей, детей в дополнительных образовательных услугах .

2.2. Разработка (подбор) программы кружка (студии, секции) .

Ожидаемый результат семинара-практикума :

1) Повышение эффективности педагогической деятельности.

2) Улучшение качества предоставляемых образовательных услуг .

3) Создание и привлечение инновационных педагогических технологий.

4) Создание доступного дошкольного образовательного пространства .

Московский семинар подготовки кадров комплексного развития и организации работы по туристско-краеведческой направленности образовательных организаций межрайонных советов директоров образовательных организаций города Москвы. Целью семинара является повышение качества проведения школьных, межрайонных и городских соревнований и слетов по спортивному туризму, повышение качества проведения школьных, межрайонных соревнований , повышение качества организации спортивных походов и экспедиций. Задачи семинара: отработка единых стандартов нормативных документов при организации выпуска групп на туристские маршруты, подготовке и проведении соревнований по спортивному туризму и соревнованиях ; создание безопасных условий при проведении походов и соревнований по спортивному туризму и соревнованиях «Школа безопасности»; отработка единых требований к организации соревнований, постановке этапов и подготовке дистанций, организации судейства и работы секретариата на слетах и соревнованиях по спортивному туризму, соревнованиях «Школа безопасности»; создание системы взаимодействия межрайонных (опорных) площадок по туристско-краеведческой работе в системе дополнительного образования города Москвы. Семинар состоит из теоретической части, практической части, а также зачетного судейства на городских этапах мероприятий. Теоретическая часть семинара проводится согласно расписанию (см. приложение «Программа семинара») . Теоретическая часть семинара проводится по адресу: Московский детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма по адресу Багратионовский пр-д, д.10. Проезд: ст. метро Фили (1-й вагон из центра), далее пешком 5 мин. Практическая часть семинара проводится согласно расписанию занятий (см. приложение «Программа семинара») . Зачетное судейство включает минимум два дня судейства на городских этапах мероприятий. Судейство засчитывается только в том случае, если по итогам проведения соревнований получены оценки «хорошо» или «отлично». Участники, успешно прошедшие семинар, получают сертификат участия в семинаре от ГБОУДО Московский детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма, а также справку о прохождении семинара (для присвоения или подтверждения судейской категории) от Федерации спортивного туризма - объединения туристов Москвы. Судейство засчитывается только в том случае, если по итогам проведения соревнований получены оценки «хорошо» или «отлично».

Для участия в семинаре необходимо прислать заявки по форме (см.приложение) на электронный адрес: [email protected] до 14 сентября 2017 г. включительно .

Контакты: Ковальков Дмитрий Владимирович

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества», Оханский район, Пермский край

Барышникова Надежда Ивановна, зам. директора по УВР, педагог дополнительного образования

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

для педагогов дополнительного образования

Тема:

Современные подходы к организации учебного процесса в дополнительном образовании

Цель : познакомить с современными подходами, принципами и формами планирования и организации учебного процесса.

Ход семинара:

Вступительное слово: тема семинара, план работы, актуализация выдвинутых вопросов.

    Презентация

Слайд 1.

Процесс обучения в дополнительном образовании имеет менее формализованный характер по сравнению с общеобразовательной школой, не имеет жестких рамок.

Индивидуализация обучения в системе дополнительного образования детей осуществляется со стороны самого ребенка, который сам осуществляет выбор интересного для себя . Изменяется и позиция педагога: он выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности обучающегося.

Выполняя функцию консультанта, педагог дополнительного образования чаще всего оказывает на детей сильное личностное влияние. Отсюда – повышенные требования к его личностным качествам.

Слайды 2-5.

Образовательный процесс, организованный в системе дополнительного образования, должен отвечать следующим требованиям:

    иметь развивающий характер , т. е. должен быть направлен на развитие у детей природных задатков и интересов;

    быть разнообразным как по форме (групповые и индивидуальные, теоретические и практические, исполнительские и творческие занятия), так и по содержанию;

    основываться на многообразии дополнительных ;

    базироваться на развивающих методах обучения детей ;

Для педагога дополнительного образования уже недостаточно знания лишь той предметной области, которую он преподает, он должен:

    обладать психолого-педагогическими знаниями;

    использовать диагностику интересов и мотивации детей с тем, чтобы обеспечить такое многообразие видов деятельности и форм их осуществления, которое позволило бы разным детям с разными интересами и проблемами найти для себя занятие по душе;

    основываться на общества;

    отражать региональные особенности и традиции.

Слайды 6 – 19.

Учебное занятие - основная форма организации учебного процесса.

Для того, чтобы занятие стало обучающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать.

Семинар в этом направлении был проведён. Вспомним некоторые аспекты.

А) Типы занятий:

    изучение нового материала

    формирование умений и навыков

    закрепление и развитие знаний, умений, навыков

    повторение

    применение знаний, умений, навыков

    комбинированное занятие

    контрольное занятие

Б) Цели и задачи

В) 12 слайд. Дидактические средства .

Г) Структура занятия . В целом учебное занятие любого типа как модель можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, рефлективного (самоанализ), итогового, информационного. Каждый этап отличается от другого сменой видов деятельности, содержанием и конкретной задачей. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – систематизация.

17 слайд. Типичные ошибки в подготовке и проведении занятий.

    УРОК!

    Отсутствие специфики дополнительного образования

    Перегруженность занятия (показать все лучшее сразу)

    Доминирование формы занятия над его содержанием

    Не соблюдение времени проведения занятия

Д) Рекомендации по проведению занятий .

Методы обучения

Рассмотрим две классификации методов обучения.

    По Ю. К. Бабанскому

Словесные ( источником знания является устное или печатное слово)

    Рассказ

    Объяснение

    Беседа

    Дискуссия

    Лекция

    Работа с книгой

Наглядные (источником знания являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия)

    Метод иллюстраций (показ иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, моделей и т. д.)

    Метод демонстраций (демонстрация приборов, технических установок, видеофильмов, презентаций и т. д.)

Практические (получают знания и вырабатывают умения, выполняя практическое действие)

    Упражнения

    Практическая работа

    Решение задач

    Моделирование объектов

По М. Н. Скаткину и И. Я. Лернеру

    Объяснительно-иллюстративный метод (педагог сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти)

    Репродуктивный метод (суть его состоит в повторении (многократном) способа деятельности по заданию педагога)

    Проблемный метод (педагог ставит перед учащимися проблему и сам показывает путь его решения, вскрывая возникающие противоречия, назначение этого метода – показать образцы решения проблемы)

    Частично-поисковый метод (педагог расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения, каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует)

    Исследовательский метод (обеспечение организаций поисковой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем, творческое применение знаний)

Традиционные формы организации деятельности детей в учебном процессе.

- Лекция - устное изложение какой-либо темы, развивающее творческую мыслительную деятельность обучающихся.

- Семинар - форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога формирует аналитическое мышление, отражает интенсивность самостоятельной работы, развивает навыки публичных выступлений.

- Дискуссия - всесторонне публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы; расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки .

К онференция - собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов; прививает навыки открытого обсуждения результатов своей деятельности.

- Экскурсия - поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью; обогащает чувственное восприятие и наглядные представления.

- Экспедиция - поездка группы со специальным заданием: решает комплекс разноплановых задач по организации эффективной практики в процессе получения профильного результата вне аудиторных условий.

- Туристический поход - передвижение группы людей с определенной целью; реализует цели познания, воспитания, оздоровления, физического и развития.

- Учебная игра - занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации.

Нетрадиционные формы организации деятельности детей.

- Презентация предмета, явления, события, факта - описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях.

- Социодрама - сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологические отношения, осознание себя в структуре общественных отношений.

- Защита - способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем.

- Круглый стол - коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни -“Свобода и долг”, “Человек и природа” и т. п.

- Чаепитие - обладает большой силой, создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимные отношения, раскрепощает.

- “Крепкий орешек” - решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых .

- День добрых сюрпризов - упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость.

- Конверт вопросов - свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке.

- Выпускной ринг - отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее; создание атмосферы дружбы, ; формирование умения взаимодействовать с людьми

Подведение итога семинара. Рефлексия педагогов.

Структура инновационного занятия

(по Н. Е. Щурковой)

1 этап: организационный.

Задача: подготовка детей к работе на занятии.

Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

2 этап: проверочный.

Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция.

Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия.

3 этап: подготовительный (подготовка к новому содержанию).

Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.

Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (к примеру, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям).

4 этап: основной.

В качестве основного этапа могут выступать следующие:

1) Усвоение новых знаний и способов действий.

Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют детей.

2) Первичная проверка понимания.

Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием

3) Закрепление знаний и способов действий.

Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Применяют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми.

4) Обобщение и систематизация знаний.

Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.

5 этап: контрольный.

Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).

6 этап: итоговый.

Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали ребята на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели? Поощряет ребят за учебную работу.

7 этап: рефлективный .

Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы.

8 этап: информационный.

Информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий. Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий.

Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могут не иметь места в зависимости от педагогических целей.