Министерство образования и науки Российской Федерации

Пензенский Государственный Университет

Кафедра «Экологии и безопасности жизнедеятельности»

Реферат

«Проблемы химического разоружения и пути их решения»

Выполнил: студент гр. 06-лф-1

Карев С.А.

Руководитель: д.б.н., профессор

Стаценко А.П.

Химическое разоружение России

10 лет назад, 5 ноября 1997 года, Россия ратифицировала Конвенцию о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении (КЗХО). За это время наша страна, и не только она, проделала большой путь в ее выполнении. На сегодняшний день мы уничтожили 9633 тонны этого наследия холодной войны из 40 тыс. тонн своих запасов. Выполнили свои промежуточные обязательства перед Конвенцией. А впереди еще более сложная работа. И о том, что получилось и что нет, стоит поразмышлять.

В настоящее время в России, по официальным данным, имеется 7 специализированных арсеналов, где хранится значительное количество химического оружия. Это склады в городе Камбарке и поселке Кизнер в Удмуртии, в поселке Горный Саратовской области, в городе Щучье Курганской области, в поселке Леонидовка Пензенской области, в селе Марадыкове Кировской области и в городе Почепе Брянской области.

Поселок Леонидовка находится в нескольких километрах от самой Пензы. Склад (Объект № 1206) в Леонидовке был сформирован в 1937-м. Во времена Великой Отечественной это был склад боеприпасов, так что хранилища рассчитаны выдерживать очень серьезные нагрузки. Вплоть до прямого попадания пятисоткилограммовой фугасной авиабомбы. После войны, с середины шестидесятых, сюда стали свозить химические авиационные боеприпасы. В 1987 году, после отказа СССР от химоружия, поставки прекратили.

Сейчас, по официальным данным, здесь "затарено" 6 тысяч 885 тонн отравляющих веществ. Причем ОВ нервно-паралитического действия. Из них 267 тонн зарина, 1494 тонны зомана и 5124 тонны VХ, что составляет 17 процентов российского запаса химического оружия!

Все эти боеприпасы с уже давно просроченными сроками хранения. На каждой бомбе - желтая полоса. Это полоска индикатора. Если вдруг вещество из боеприпаса выйдет наружу, полоса моментально поменяет цвет на ярко-красный. Осматривают их по несколько раз в день. Строго по правилам .

В сентябре 2008 года в Пензенской области введен в эксплуатацию завод по уничтожению химического оружия, на постройку которого выделялось 12 млрд рублей. К концу декабря процедуре заливки реагентом подверглось свыше 4 тысяч тонн ОВ Ви-икс , находящегося в авиабомбах калибра 500 кг.(60 проц. от общего количества ОВ, хранящегося в арсенале) .

Рассекреченные проекты химического вооружения

Человек современного цивилизованного общества значительно преуспел по изощренности в получении ядов. В эпоху гонки вооружений прошлого века было разработано большое количество различных отравляющих веществ. Информация о некоторых из них держится под строгим секретом. Но истории известны случаи, когда подобные сведения просачивались в свет. Например…

В сентябре 1992 в газете «Московские новости» появилась статья Вила Мирзаянова, одного из сотрудников Государственного научно-исследовательского института органической химии и технологии (ГНИИОХТ, Москва), в которой он утверждал, что СССР, в нарушение международных конвенций, продолжает производить и испытывать химическое оружие третьего поколения. Вскоре после публикации ученый был арестован, но дело получило широкую огласку и через несколько месяцев он был выпущен на свободу и эмигрировал в США. Так западный мир впервые узнал о существовании нового класса отравляющих веществ, в несколько раз превосходящих по токсичности все раннее известные синтетические яды.

В настоящее время какие-либо данные о физико-химических свойствах, токсичности и боевых характеристиках соединений А-серии и «Новичков» составляют государственную тайну. Основная часть открытой информации о свойствах новых отравляющих веществ получена из интервью и публикаций сотрудников ГНИИОХТ В. Мирзаянова, В. Углева и А. Железнякова, а также президента союза «За химическую безопасность» - Л. А. Федорова.

Программа по разработке новых видов химического оружия «Фолиант» стартовала в 1973 году. Одной из задач этой программы было создание новых отравляющих веществ нервно-паралитического действия третьего поколения, которые должны были обладать токсичностью выше, чем у известных зарубежных и отечественных V-газов. К разработке нового вида химического оружия было привлечено более 200 химиков и инженеров. Со слов Мирзаянова известно, что в рамках этой программы вначале были созданы по крайней мере три унитарных химических агента (Вещество 33, A-232, А-234), а затем, на их основе 5 видов бинарного химического оружия, получившего кодовое название «Новичок».

Формулы отравляющих веществ А-серии никогда не публиковались, однако последние несколько лет в стала появляться информация о том, что, возможно, это вещества являются производными дигалоформальдоксимов. Эти предположения основываются на опубликованных в открытой печати работах советских химиков работавших над проблемой «Фолиант». В то же время, ни одной публикации подтверждавшей бы высокую токсичность соединений этого ряда, не приводится. Как предполагает С. Л. Хёниг, эксперт по химическому терроризму, вещества А-серии могут иметь следующие химические формулы:

A-230 (Foliant-230). В небольших количествах (десятки тонн) производился в Шиханах и Волгограде. В производстве A-230 в качестве прекурсора использовался метилфосфонил дихлорид, который является также ключевым реагентом в синтезе ОВ типа зарина и зомана. При низких температурах в зимнее время А-230 застывает, превращаясь в кристаллическую массу. Для предотвращения кристаллизации в первоначальные рецептуры с А-230 добавляли диметилформамид, что существенно снижало общую токсичность такой смеси. После проведения в 1988-1989 годах полевых испытаний на одном из полигонов в Узбекистане, вещество A-230 в 1990 году был принят на вооружение Советской армии. Вещество А-230 разработано П. П. Кирпичевым (ГНИИОХТ, Шиханы).

A-232 (Foliant-232) выпускался только опытными партиями, но по мнению зарубежных экспертов, в случае необходимости, на заводе в Новочебоксарске можно было быстро наладить выпуск 2-2,5 тыс. тонн А-232 ежегодно. Физико-химические характеристики А-232 позволяют применять его в зимних условиях. Позднее на основе А-232 и его этилового аналога А-234 были разработаны бинарные системы «Новичков». Работы над агентами А-232 и А-234 также велись под руководством П. П. Кирпичева.

«Новички» (англ. Newcomer, Novichok agent) - условное наименование ряда боевых отравляющих веществ, предположительно созданных в СССР в середине 80-х.

Целевая программа по исследованию бинарных систем на основе веществ А-серии была определена постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1989 года.

По мнению С. Л. Хёнига, «Новички» могут быть замещенными 2-фтор-1,3,2-диоксофосфолана:

Новичок-5

Новичок-7

Новичок-?


«Новичок--?» - бинарная форма советского V-газа (Substance 33). Этому «Новичку» порядковый номер присвоен не был. Промышленное производство (десятки тонн) в начале 1980-х было налажено в Новочебоксарске. Принят на вооружение Советской армии в 1990 году.

«Новичок-5» - бинарное ОВ на основе A-232. По токсичности в 5-8 раз превосходит VX. Ведущие разработчики И. Васильев и А. Железняков (ГНИИОХТ, Москва). Отравление трудно поддается лечению стандартными антидотами. Химическое производство опытных партий «Новичка-5», порядка 5-10 тонн, было налажено в Волгограде. Испытания проводились в 1989-1990 годах на полигоне вблизи г. Нукуса (Узбекистан).

«Новичок-7» - бинарное ОВ на основе А-230 с летучестью, как у зомана, но в 10 раз более токсичное. Ведущий разработчик - Г. И. Дрозд (ГНИИОХТ, Москва). Экспериментальное малотоннажное (десятки тонн) производство этого ОВ было налажено в Шиханах. В 1993 году были проведены его испытания на полигоне в Шиханах.

«Новичок-8» и «Новичок-9» - эти отравляющие вещества были синтезированы в ГНИИОХТе, но до стадии производства не дошли.

Согласно официальным данным все работы по программе «Фолиант» были прекращены в 1992 году.

Токсичность

По механизму действия «Новички» относятся к необратимым ингибиторам фермента ацетихолинэстеразы. Нейромедиатор ацетилхолин, который в нормальном состоянии рарушается этим ферментом, начинает накапливаться в синапсах, вызывая первозбуждение нервной системы, которое быстро сменяется ее угнетением. О симптомах отравления «Новичками» известно мало, считается что клиническая картина отравления такая же, как и при поражении обычными нервно-паралитическими ОВ (зарин, зоман, VX). Однако существуют и отличия. Так, например, упоминается, что «… поражения были фактически неизлечимы…», а «… люди, которые в своё время подверглись воздействию этого ОВ, так и остались нетрудоспособными инвалидами». Вероятно, речь идет о так называемой отставленной нейротоксичности, тяжелого поражения нервной системы, проявляющегося парезами и параличами, возникающими через 1-3 недели после отравления некоторыми фосфорорганическими пестицидами и практически не поддающимся известным методам лечения. Один из сотрудников ГНИИОХТа, Андрей Железняков, перенесший острое отравление «Новичком-5», умер через пять лет после инцидента, страдая все эти годы от цирроза печени развившегося на фоне токсического гепатита, неврита тройничного нерва и эпилепсии.

Конечно же, учитывая способность наших отечественных химиков – «Изобретать», и способность вооружённых сил России – «Хранить тайны», о том, что же ещё, кроме известного материала, может храниться на складах подобного рода, можно лишь только догадываться и строить предположения. И вероятно, будет лучше, если большинство людей нашей страны, так об этом и не узнают…

Решение о прекращении производства химического оружия (ХО) было принято в нашей стране в 1987 году. А в 1990-м состоялось подписание двустороннего соглашения с США об уничтожении химического оружия. Оно не вступило в силу по ряду причин. Одной из них можно считать завершение многосторонних переговоров по ключевым положениям проекта КЗХО.

Конвенция была открыта к подписанию 13 января 1993 года. В этот же день ее подписала Россия. В 1996 году разработана федеральная целевая программа «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации». В 1997 году принят Федеральный закон об УХО, где впервые в практике российского законодательства регулировались вопросы, относящиеся к сфере национальной безопасности в области разоружения с учетом интересов и прав субъектов РФ.

В период с апреля 2001-го по март 2002 г. в строгом соответствии с положениями Конвенции было завершено уничтожение ХО категории 2 и 3.

В апреле 2003 года Российская Федерация выполнила I этап взятых на себя международных обязательств в области уничтожения запасов химического оружия категории 1. На опытно-промышленном объекте в п. Горный Саратовской области было уничтожено 400 тонн отравляющих веществ или 1 проц. от общих запасов химического оружия.

С апреля 2003 года по апрель 2007 года основные усилия государства в области уничтожения химического оружия были направлены на выполнение второго этапа обязательств по Конвенции.

С этой целью было обеспечено функционирование первого российского объекта по уничтожению химического оружия в п. Горный Саратовской области, было завершено строительство и начата эксплуатация еще двух объектов по уничтожению запасов химического оружия - в г. Камбарка Удмуртской Республики (март 2006 года) и п. Марадыковский Кировской области (август 2006 года), что позволило в апреле 2007 года успешно завершить второй этап выполнения обязательств по Конвенции - уничтожить 8 тысяч тонн ОВ.

В настоящее время ведутся работы по созданию еще трех объектов по уничтожению химического оружия, расположенных в п. Леонидовка Пензенской области, г. Щучье Курганской области и г. Почеп Брянской области, завершается проектирование завода УХО в п. Кизнер Удмуртской Республики.

По состоянию на 29 октября 2007 года в РФ уничтожено следующее количество химического оружия:

на объекте в п. Горный Саратовской области - 1 тыс. 143 тонны;

на объекте в г. Камбарка Удмуртской Республики - 4 тыс. 333 тонны;

на объекте Марадыковский Кировской области - 4 тыс. 157 тонн.

Всего уничтожено 9633 тонны кожно-нарывных и фосфорорганических ОВ, что составляет 24 проц. общих запасов отравляющих веществ.

Одним из основных обязательств России по Конвенции является уничтожение бывших объектов по производству и разработке химического оружия.

В соответствии с решениями конференций государств - участников Конвенции и Программой из 24 объявленных российских объектов по производству химического оружия 8 объектов под лежат физическому уничтожению, а для 16 объектов согласованы с ОЗХО заявки и подробные планы на конверсии объектов. Объект по разработке химического оружия, расположенный в Шиханах, подлежит физическому уничтожению.

В настоящее время из 8 планируемых к уничтожению объектов уничтожено 8, и получено сертификатов ОЗХО об уничтожении на 7 объектов.

Из 16 объектов, подлежащих конверсии, завершено создание коммерческих конверсионных производств, и получены сертификаты ОЗХО о завершении конверсии на 15 объектах. В настоящее время на данных объектах проводится хозяйственная деятельность.

На всех объектах, объявленных на конверсию, в соответствии с утвержденной проектной документацией проведен комплекс работ по дегазации, демонтажу и уничтожению специализированного оборудования, зданий и сооружений.

На бывшем объекте по разработке химического оружия в г. Шиханы Саратовской области готовится необходимая производственная база для осуществления процесса уничтожения зараженных отравляющими веществами корпусов этого объекта.

Обеспечение безопасности хранения химического оружия и его уничтожения выделено нашим государством в качестве приоритетной задачи и сопряжено с решением широкого круга вопросов и проведением ряда организационных мероприятий. Вот лишь некоторые из них.

При проектировании объектов по уничтожению химического оружия используются проверенные отечественные технологии уничтожения химического оружия, безопасные в промышленном, пожарном и экологическом отношениях. Проектная документация подвергается всесторонней экспертизе в контрольных и надзорных органах как на региональном, так и федеральном уровне, включая государственную санитарно-гигиеническую, экологическую и строительную экспертизы.

На объектах применяются научно-обоснованные подходы к созданию комплексной системы безопасности, включающей: автоматизированную систему управления технологическим процессом; систему производственного экологического контроля и мониторинга окружающей среды; систему мониторинга состояния здоровья населения и персонала объекта; систему пожаротушения; систему оценки и принятия решений в случае возникновения аварийных ситуаций; локальную систему оповещения при возникновении аварийных ситуаций и ряд других систем.

Для всех объектов по хранению и уничтожению химического оружия установлены соответствующие санитарно-защитные зоны и зоны защитных мероприятий. Проводится постоянный мониторинг рабочей и промышленной зон объекта, а также мониторинг территории санитарно-защитных зон и зон защитных мероприятий.

По данным, полученным в результате осуществления мониторинга состояния окружающей среды в местах хранения и уничтожения химического оружия, экологическая обстановка остается стабильной, случаев превышения нормативов качества окружающей среды по специфическим показателям не зафиксировано.

Кроме того, с целью обеспечения безопасности хранения химического оружия на всех объектах сформированы воинские части и подразделения, предназначенные для их охраны и обороны, а также ликвидации последствий возможных аварийных ситуаций, проводится систематическая проверка технического состояния химических боеприпасов с проведением необходимых работ для их поддержания в безопасном состоянии.

Действующая система охраны здоровья персонала объектов по хранению и уничтожению химического оружия, а также граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий (ЗЗМ), организована в соответствии с национальными стандартами и принципами обеспечения безопасности персонала и населения при функционировании потенциально опасных производств. Она предусматривает проведение санитарно-гигиенических, противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий до завершения всего процесса уничтожения химического оружия.

Охрана здоровья и медицинское обслуживание персонала осуществляются заводскими поликлиниками объектов, а населения - поликлиническими консультативно-диагностическими центрами.

Большое внимание уделяется охране здоровья детей. Только в 1 полугодии 2007 года из числа детского населения зон защитных мероприятий обследовано 742 ребенка, 313 детей обследовано в условиях специализированного стационара.

Ведется единый регистр граждан, занятых на работах с химическим оружием, и населения, проживающего и работающего в зоне защитных мероприятий объектов по хранению и уничтожению химического оружия. Учреждения здравоохранения субъектов Российской Федерации совместно со специалистами НИИ ФМБА России проводят работу по изучению состояния здоровья населения, проживающего в районах размещения объектов по хранению химического оружия и его динамике.

Анализ деятельности в сфере уничтожения ХО в соответствии с действующей федеральной целевой программой "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации" позволяет с оптимизмом смотреть в будущее. В 2009 году Российская Федерация выполнит 3-й этап обязательств по Конвенции, связанный с уничтожением 45% имеющихся запасов химического оружия .

Список литературы:

1) Романов В. И. «Опасностихимического оружия России» / М. / 2004;

2) Антонов Н.С. «Химическое оружие на рубеже двух столетий» /М. / 1994;

3) Калинина Н.И. – д.м.н., проф. «Химическое разоружение России» / Статья / газета «Независимая» / дек 2007.

18.10.2016

Открытый электронный журнал «Химическое разоружение» - это совместный проект Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия (Федеральное управление) и ФГУ «Редакция «Российской газеты».

Его цель – сделать более открытой и доступной информацию о процессе уничтожения химического оружия в России и в мире.

Электронный журнал – средство массовой информации, созданное и реализуемое в электронной форме, распространяется по каналам сети Интернет и представляет собой совокупность информационных, аналитических, фото-, графических материалов, обновляемых в информационной части в режиме реального времени. Электронная форма журнала придает ему максимально широкий характер как с точки зрения специальных тематических разделов (научный, технический, экологический, общественно-политический, международный), так и с точки зрения жанрового разнообразия (аналитические публикации, интервью, репортажи, в том числе и иллюстрированные). Его цель – сделать более открытой и доступной информацию о процессе уничтожения химического оружия в России и в мире. Электронный журнал даёт ответы практически на все вопросы в сфере химического разоружения, начиная с терминологии проблемы и заканчивая вопросами завершения уничтожения химического оружия и перепрофилирования объектов по уничтожению химического оружия.

В разделе «Новости» публикуется самая свежая и проверенная информация о строительстве объектов по уничтожению химических запасов, о ходе ликвидации химоружия, о политических, экономических, социальных и международных аспектах этого процесса.

В разделе «Публикации» можно ознакомиться с материалами российской, в том числе и региональной, прессы, а также с оценками учёных и экспертов по этой тематике.

В разделе «Документы» собраны и будут пополняться материалы российской и международной правовой базы, в том числе материалы по реализации федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» (Программа).

Имеются также разделы «Термины», «Химическое оружие», «Объекты», «Интервью и пресс-конференции», «Конкурсы» и др. Так, к примеру, в разделе «Объект «Кизнер», начиная с 2009 года, размещено более

56 информационных материалов о ходе реализации Программы в Кизнерском районе. Темы материалов самые разнообразные – спортивная жизнь, особые события, праздники, достижения военнослужащих, мероприятия, проводимые группой по работе и связям с общественностью («горячая» телефонная линия, экологический лагерь, конкурс рисунков «Мир без химического оружия», «круглый стол» по вопросам химического разоружения, беседы с населением ЗЗМ). Также на сайте размещаются продукты информационной деятельности группы – информационные листы, буклеты, брошюры.

Размещение материалов в журнале осуществляется специалистами группы по связям с общественностью Федерального управления.

Девиз электронного журнала – открытость, общедоступность, оперативность. На этом основан открытый электронный журнал «Химическое разоружение». Электронный адрес журнала:

24 апреля 1915 года на участке фронта неподалеку от города Ипра французские и британские солдаты заметили странное желто-зеленое облако, которое стремительно двигалось в их сторону. Казалось, ничто не предвещало беды, но когда этот туман достиг первой линии окопов, люди в нем стали падать, кашлять, задыхаться и умирать.

Этот день стал официальной датой первого массированного применения химического оружия. Немецкая армия на участке фронта шириной в шесть километров выпустила в направлении вражеских траншей 168 тонн хлора. Отрава поразила 15 тысяч человек, из них 5 тысяч погибли практически мгновенно, а оставшиеся в живых умерли позже в госпиталях или на всю жизнь остались инвалидами. После применения газа немецкие войска пошли в атаку и без потерь заняли вражеские позиции, ибо оборонять их оказалось уже некому.

Первое применение химического оружия было признано удачным, поэтому вскоре оно стало настоящим кошмаром для солдат противоборствующих сторон. Боевые отравляющие вещества применяли все страны-участницы конфликта: химическое оружие стало настоящей «визитной карточкой» Первой мировой войны . Кстати, городу Ипру в этом отношении «повезло»: через два года немцы в этой же местности применили против французов дихлордиэтилсульфид – химическое оружие нарывного действия, которое получило название «иприт».

Этот небольшой городок, как и Хиросима , стал символом одного из тягчайших преступлений против человечности.

31 мая 1915 года химическое оружие впервые было использовано против российской армии – немцы применили фосген. Облако газа было принято за маскировку и на передний край перебросили еще больше солдат. Последствия газовой атаки были ужасными: 9 тысяч человек умерли мучительной смертью, из-за воздействия отравы погибла даже трава.

История химического оружия

История боевых отравляющих веществ (ОВ) насчитывает не одну сотню лет. Чтобы отравить солдат противника или на время вывести их из строя, применялись различные химические составы. Чаще всего подобные методы пускали в дело при осаде крепостей, так как использовать отравляющие вещества во время маневренной войны не слишком удобно.

Например, на Западе (в том числе и в России) использовали артиллерийские «смрадные» ядра, которые испускали удушливый и ядовитый дым, а персы при штурме городов применяли подожженную смесь серы и сырой нефти.

Однако говорить о массовом использовании отравляющих веществ в старину, конечно, не приходилось. Химическое оружие стало рассматриваться генералами в качестве одного из средств ведения боевых действий только после того, как отравляющие вещества стали получать в промышленных количествах и научились их его безопасно хранить.

Потребовались и определенные изменения в психологии военных: еще в XIX веке травить своих противников как крыс считалось делом неблагородным и недостойным. Применение диоксида серы в качестве боевого отравляющего вещества британским адмиралом Томасом Гохраном английская военная элита восприняла с негодованием.

Уже во время Первой мировой войны появились первые способы защиты от отравляющих веществ. Сначала это были различные повязки или накидки, пропитанные различными веществами, но они обычно не давали надлежащего эффекта. Затем были изобретены противогазные маски, по своему внешнему виду напоминающие современные. Однако и противогазы на первых порах были далеки от совершенства и не обеспечивали нужный уровень защиты. Специальные противогазы были разработаны для лошадей и даже для собак.

Не стояли на месте и средства доставки отравляющих веществ. Если в начале войны газ без затей распылялся из баллонов в сторону противника, то затем для доставки ОВ стали использовать артиллерийские снаряды и мины. Появились новые, более смертоносные виды химического оружия.

После окончания Первой Мировой войны работы в области создания отравляющих веществ не прекращались: улучшались методы доставки ОВ и способы защиты от них, появились новые виды химического оружия. Регулярно проводились испытания боевых газов, для населения строились специальные убежища, солдат и гражданских лиц обучали пользоваться средствами индивидуальной защиты .

В 1925 году была принята еще одна конвенция (Женевский пакт), запрещавшая применение химическое оружие, но это никоим образом не остановило генералов: они не сомневались, что следующая большая война будет химической, и усиленно готовились к ней. В середине тридцатых годов немецкими химиками были разработаны нервно-паралитические газы, воздействие которых является наиболее смертоносным.

Несмотря на смертоносность и значительный психологический эффект, сегодня можно уверенно заявить, что химическое оружие – пройденный этап для человечества. И дело тут не в конвенциях, запрещающих травить себе подобных, и даже не в общественном мнении (хотя оно также сыграло немалую роль).

Военные практически отказались от отравляющих веществ, потому что химическое оружие имеет больше минусов, чем преимуществ. Давайте рассмотрим основные из них:

  • Сильная зависимость от метеоусловий. Поначалу отравляющие газы выпускали из баллонов по ветру в направлении неприятеля. Однако ветер переменчив, поэтому во время Первой мировой войны были нередки случаи поражения собственных войск. Применение в качестве способа доставки артиллерийских боеприпасов эту проблему решает лишь частично. Дождь и просто высокая влажность воздуха растворяет и разлагает многие отравляющие вещества, а воздушные восходящие потоки уносят их высоко в небо. К примеру, англичане перед своей линией обороны разводили многочисленные костры, чтобы горячий воздух уносил вражеский газ вверх.
  • Небезопасность хранения. Обычные боеприпасы без взрывателя детонируют крайне редко, чего не скажешь о снарядах или емкостях с ОВ. Они могут привести к массовым человеческим жертвам, даже находясь глубоко в тылу на складе. К тому же стоимость их хранения и утилизации крайне высока.
  • Защита. Наиболее важная причина отказа от химического оружия. Первые противогазы и повязки были не слишком эффективны, но уже скоро они обеспечивали довольно действенную защиту от ОВ. В ответ химики придумали газы кожно-нарывного действия, после чего был изобретен специальный костюм химической защиты. В бронетехнике появилась надежная защита против любого оружия массового поражения, включая и химическое. Если говорить кратко, то применение боевых отравляющих веществ против современной армии не слишком эффективно. Именно поэтому в последние пятьдесят лет ОВ чаще применялось против мирного населения или партизанских отрядов. В этом случае результаты его использования действительно оказывались ужасающими.
  • Неэффективность. Несмотря на весь ужас, который боевые газы вызывали у солдат во время Великой войны, анализ потерь показал, что обычный артиллерийский огонь был более эффективен, чем стрельба боеприпасами с ОВ. Снаряд, начиненный газом, был менее мощным, поэтому хуже разрушал инженерные сооружения и заграждения противника. Выжившие бойцы вполне успешно использовали их в обороне.

Сегодня наибольшей опасностью является то, что химическое оружие может оказаться в руках террористов и будет использовано против мирного населения. В этом случае жертвы могут быть ужасающими. Боевое отравляющее вещество относительно несложно изготовить (в отличие от ядерного), да и стоит оно дешево. Поэтому к угрозам террористических группировок относительно возможных газовых атак следует относиться очень внимательно.

Самым большим недостатком химического оружия является его непредсказуемость: куда подует ветер, изменится ли влажность воздуха, в какую сторону пойдет отрава вместе с подземными водами. В чью ДНК встроится мутаген из боевого газа, и чей ребенок родится калекой. И это совсем не теоретические вопросы. Американские солдаты, ставшие калеками после применения собственного газа «Агент Оранж» во Вьетнаме, - наглядное доказательство непредсказуемости, которую несет химическое оружие.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Как уже говорилось, Россия подписала Конвенцию в январе 1993г. и ратифицировала в ноябре 1997г. Однако, как всегда, «гладко было на бумаге, но забыли про овраги».

Немного истории. Еще в процессе разработки Конвенции, бывшим руководством СССР было принято решение (самостоятельное и индивидуальное) о сокращении химических вооружений. В 1985г. (за 8 лет до появления Конвенции) началось строительство первого объекта по уничтожению ХО (г.Чапаев Самарской области). Завод был построен в рекордно короткий срок – за 2 года, но так и не введен в эксплуатацию, чему причиной политические, экономические и социальные перемены в России на рубеже конца 80-х начала 90-х годов плюс агрессия со стороны так называемых борцов за экологию, преследующих исключительно собственные интересы и играющих поэтому на вопросах безопасности и экологичности объекта. (Рассказать про немецкие ОВ на Балтике). В итоге объект сначала был заморожен, а потом перепрофилирован в учебно-тренировочный центр по подготовке специалистов соответствующего профиля.

Запасы ХО в России включают боеприпасы и приборы авиации, ракетных войск и артиллерии (Сухопутные войска) в снаряжении ОВ, а также запасы ОВ в емкостях. Общее количество ОВ в России (табельных) составляет около 40 тыс.т, из них около 80% – в снаряженных боеприпасах (ХО I-й категории).

Процесс ратификации был сложным, на него ушло более 4-х лет с момента подписания КХО.

Основные аргументы, которые были против:

– нереальность выполнения Конвенции в заданные сроки (10 лет) из-за неготовности материально-технической базы и невозможности полного финансового обеспечения работ по уничтожению ХО;

– неприемлемость требований КХО о физическом уничтожении объектов-производителей ХО;

– «дороговизна» для России стоимости международных инспекций (несколько десятков млн. долларов в год);

– недоверие к мерам контроля за выполнением требований Конвенции, особенно за скрытным продолжением исследований в области ХО.

Доводы «за» ратификацию:

– «возрастание» внешнеэкономического влияния России;

– существенное увеличение международной финансовой и технической помощи в целях уничтожения ХО;

– увеличение объема информации через организацию по запрещению ХО (ОЗХО) об оружии и технологиям других стран; оценка реальных и потенциальных угроз в данной области; создание новых рабочих мест и развитие высоких технологий;

– возрастание объема внешней торговли химической продукции, исключение экономических потерь из-за введения санкций против России в случае нератификации КХО;

– снижение опасности химического терроризма, в т.ч. в связи с незапрещением разработок средств защиты от ХО.

Теоретическая и нормативно-правовая готовность России приступить к выполнению взятых обязательств отражена в утвержденной в марте 1996г. (с поправками 2001г.) Правительством РФ целевой федеральной программы «Об уничтожении запасов ХО в РФ».

Главной целью Программы является уничтожение запасов ХО в России в соответствии с КХО и снятие социально-психологической напряженности населения в районах хранения из-за возникающих рисков длительного хранения запасов. Программа должна была быть выполнена в сроки с 1995 по 2009гг., при общей стоимости затрат около 20 млрд. рублей и 500 млн. долларов на цели, связанные с обеспечением международного контроля. Однако по экономическим соображениям сроки оказались нереальными.

Новая редакция Программы (2001г.) содержит ряд новых принципиальных положений:

– уточнение сроков уничтожения ХО I-й категории, которое планируется завершить до 29 апреля 2012г. по этапам.

Завершение конверсии или уничтожение объектов по производству ХО в сроки, установленные КХО, т.е. 29 апреля 2003г. и до 29 апреля 2007г.

– сокращение количества и масштабов объектов по уничтожению ХО (строительство 6-ти объектов вместо 7-ми, из них только два полномасштабных);

– уничтожение или утилизация продуктов детоксикации ОВ на существующих промышленных объектах, что позволяет исключить строительство специальных полигонов для захоронения отходов;

– организация вахтового метода эксплуатации объектов по уничтожению ХО, что позволяет сократить потребность в людских ресурсах и расходов на строительство объектов специальной инфраструктуры для персонала объектов;

– проведение комплекса внешнеполитических мероприятий по оказанию донорской помощи для уничтожения ХО.

Общая стоимость Программы оценивалась уже в 93 млрд. рублей в ценах 2001г. Однако финансовое обеспечение Программы начало срываться с самого начала, и при такой ситуации Россия даже до 2012г. не сможет выполнить своих обязательств. Реальная стоимость Программы с учетом инфляции до 2012г. составит уже около 175 млрд. рублей и, следовательно, ежегодно необходимо выделять на нее от 12 до 15 млрд. рублей. Именно огромная стоимость химического разоружения (дороже, чем вооружение) заставила Россию при подписании КХО обратиться за помощью к международному сообществу. США, Великобритания, Франция, Германия, Италия выдали устные заверения о финансовой и материально-технической поддержке усилий России.

Все же, несмотря на финансовые трудности, Россия к настоящему времени сделала много в области своего химического разоружения.

Во-первых , создана нормативно-правовая база, обеспечивающая уничтожение ХО. Сюда относятся:

– Федеральный закон «Об уничтожении химического оружия», 1997г.;

– Федеральный закон «О ратификации КХО» 1997г.;

– Федеральный закон «О социальной защите граждан, занятых на работах с ХО» 2000г.

Действуют более 40 различных нормативных актов Правительства РФ по реализации данных законов. В частности полная ответственность за выполнение КХО возложена на созданное Российское агентство по боеприпасам (Росбоеприпасы), т.е. основные функции по химическому разоружению переданы из Минобороны в гражданское ведомство, коим является Росбоеприпасы.

Учитывая, что в химическом разоружении участвуют около 20 федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Федерации, для координации их деятельности указом Президента РФ в 2001г. была создана Государственная комиссия по химическому разоружению, председателем которой назначен Кириенко (тогда – полномочный представитель Президента в Приморском федеральном округе, где размещаются основные производства ХО и базы его хранения).

Во-вторых , завершено уничтожение ХО II-й категории (в основном – фосген) и III-й категории в сроки, установленные КХО.

В-третьих , ведутся работы по уничтожению или конверсии объектов по производству ХО. Завершение этих работ к 29 апреля 2007г. вполне реальная задача.

В-четвертых , завершено строительство (2002г.) первого российского объекта по уничтожению ХО (пос.Горный Саратовской области, 1% ХО). В декабре 2002г. он был пущен в эксплуатацию.

В-пятых , во всех районах хранения ХО практически завершены работы по созданию объектов социальной и инженерной инфраструктуры, необходимых для начала строительства объектов по уничтожению ХО. Часть таких объектов уже введена в эксплуатацию (г.Щучье Курганской области, первая очередь строилась за счет безвозмездного содействия со стороны США в соответствии с соглашением между РФ и США 1999г.).

В целом можно говорить о том, что только одно положение КХО – о сроках уничтожения ХО I-й категории не выполняется Россией. При этом Россия, имеющая самые большие в мире запасы ХО, и при подписании КХО и при ее ратификации обращала внимание на те трудности, с которыми ей придется столкнуться при практической реализации Конвенции.

Возможными международными последствиями нехватки у России собственных средств на уничтожение ХО могут быть:

– снижение эффективности КХО и, как следствие, невыполнение основной ее цели – универсальности, или ее развал (пока Россия не уничтожит ХО, его будут придерживать и другие страны);

– ухудшение социально-политической ситуации в регионах, где располагаются базы хранения ХО и где строятся объекты по его уничтожению. Это ухудшение может развиться вследствие того, что Россия не может полностью удовлетворить высокозатратные запросы населения в этих регионах. Пример – опыт построенного, но не пущенного в эксплуатацию объекта по уничтожению ХО в г.Чапаевске (массовые протесты, забастовки, блокада объектов и.т.д.). Подобные действия могут привести к срыву сроков выполнения обязательств по КХО.

Таким образом, подводя итог анализу проблемы химического разоружения в России, необходимо констатировать, что в настоящее время эффективность КХО в целом определяется успехами или неуспехами России в выполнении конвенционных обязательств. При благоприятном исходе с 2012г. мир будет существовать без ХО. В этом и заключаются все перспективы современного ХО.

10 лет назад, 5 ноября 1997 года, Россия ратифицировала Конвенцию о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении (КЗХО). За это время наша страна, и не только она, проделала большой путь в ее выполнении. На сегодняшний день мы уничтожили 9633 тонны этого наследия холодной войны из 40 тыс. тонн своих запасов. Выполнили свои промежуточные обязательства перед Конвенцией. А впереди еще более сложная работа. И о том, что получилось и что нет, стоит поразмышлять.

КОНВЕНЦИЯ – НА МАРШЕ

Решение о прекращении производства химического оружия (ХО) было принято в нашей стране в 1987 году. А в 1990-м состоялось подписание двустороннего соглашения с США об уничтожении химического оружия. Оно не вступило в силу по ряду причин. Одной из них можно считать завершение многосторонних переговоров по ключевым положениям проекта КЗХО.

Конвенция была открыта к подписанию 13 января 1993 года. В этот же день ее подписала Россия. В 1996 году разработана федеральная целевая программа «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации». В 1997 году принят Федеральный закон об УХО, где впервые в практике российского законодательства регулировались вопросы, относящиеся к сфере национальной безопасности в области разоружения с учетом интересов и прав субъектов РФ.

КЗХО вступила в силу 29 апреля 1997 года, когда ее ратифицировали 65 государств. Среди них не значилась Россия, но закон о ратификации Конвенции уже находился в Государственной Думе, и практически решение на всех уровнях власти, в принципе, было принято. Но с точки зрения состоятельности документа согласие Москвы на его ратификацию стало знаковым событием, поскольку не только де-юре, сколько де-факто только с этого момента можно начинать отсчет времени реализации положений КЗХО.

Понятно, что на фоне экономического спада выполнение основного условия Конвенции завершить ликвидацию всех запасов ХО за 10 лет, то есть к 29 апреля 2007 года, для России было невозможно. Но согласившись с таким требованием, Москва заранее ориентировалась на продление сроков на 5 лет, что допускается КЗХО в порядке исключения. К моменту ратификации Конвенции Россия не возвела ни одного объекта по уничтожению ХО. Социальное недовольство населения нарастало. На региональных уровнях принимались такие решения, которые полностью исключали саму возможность строительства объектов. А вносить поправки в Конвенцию в этот период времени было дело нереальным и невозможным по политическим причинам.

И все-таки в России нашли весьма нестандартный выход из, казалось бы, совершенно безвыходной ситуации. Он заключался в исключительной нестандартности Закона о ратификации Конвенции, который (в отличие от принятой практики таких законов, содержащих всего одну фразу «ратифицировать международный договор, конвенцию, соглашение┘») возлагал ответственность за сроки выполнения Конвенции и возможность внесения в нее поправок на президента страны. Именно он, говорится в законе, «устанавливает исходя из положений Конвенции сроки уничтожения химического оружия с учетом экономической ситуации в Российской Федерации и необходимости использования наиболее безопасных технологий уничтожения химического оружия», «┘обеспечивает участие Российской Федерации в принятии решений по вопросам, связанным с Конвенцией, включая изменения и поправки к ней┘».

Эти положения закона, по сути, закрепили возможность продления сроков реализации Конвенции даже за пределами допустимой пролонгации через внесения поправок.

И, наконец, в закон включена статья, содержащая положение, позволяющее России «в случае, если чрезвычайные события, в том числе экономического или техногенного характера, касающиеся предмета Конвенции, поставят под угрозу высшие интересы Российской Федерации, используются процедуры, установленные разделом V «Прекращение или приостановление действия международных договоров Российской Федерации» Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации». Фактически там оговорены условия, при которых Россия может выйти из Конвенции.

Дальнейший период развития процесса химического разоружения в России тоже был непростым. В 2000 году принят Федеральный закон о социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием, которым предусмотрен большой перечень льгот (около 15 видов, связанных с условиями труда, отдыха, лечения и др.). В 2001 году президент России передал функции госзаказчика Программы по уничтожению ХО из ведения Министерства обороны сугубо гражданскому ведомству – Росбоеприпасам, преобразованному затем в Роспром. Это решение позволило снять определенные «озабоченности» зарубежных государств, которые беспокоились, что их безвозмездная помощь, учитывая определенную закрытость действий Минобороны России, может быть использована не на цели уничтожения ХО, а на разработку новых видов оружия.

Но гораздо большее значение это решение имело для самой России, поскольку позволило придать процессу химического разоружения общенациональное значение и выделить эту проблему в отдельный блок приоритетов России, включая финансирование.

В 2001 году образовалась Государственная комиссия по химическому разоружению, призванная наладить конструктивный диалог между федеральными и региональными властями. Это было особенно важным в этот период времени, когда уже началось строительство первого объекта по уничтожению ХО, но объемы финансирования не могли удовлетворить потребности регионов по социальным стройкам. И люди на местах протестовали против таких методов работы. Всего за период 1997–2007 годов было принято более 50 различных нормативных правовых документов, регламентирующих различные сферы деятельности процесса химического разоружения, включая разработку программного документа «Основы химической и биологической безопасности до 2010 года», утвержденного президентом России.

Сегодня, когда мы отмечаем юбилей вступления Конвенции в силу, России ничего не мешает выполнять ее требования в полном объеме: экономический подъем и финансовая стабилизация позволили быстрыми темпами вести строительство объектов по уничтожению ХО, решаются и другие задачи. Если не возникнет каких-либо форс-мажорных обстоятельств, то наша страна сможет выполнить свои обязательства и завершить полное уничтожение ХО к 29 апреля 2012 года. Ну, а если возникнут – Россия воспользуется положениями Закона о ратификации Конвенции, о которых сказано выше.

ГЛАДКО ТОЛЬКО НА БУМАГЕ

Однако, несмотря на «праздничное настроение», нельзя не сказать о том глубоком разочаровании в отношении международной помощи России, которую ей так обещали. Реальное исполнение «обещаний» оставляет не только много вопросов, но и вынуждает Россию перманентно вносить изменения в федеральную Программу по уничтожению ХО.

Первой редакцией Программы от 1996 года (стоимостью в нынешних ценах – около 16 млрд. руб.) предусматривалось, что уничтожение начнется через четыре года после вступления Конвенции в силу и завершится в 2005 году. В течение четырех лет после окончания уничтожения ХО должны были бы проводиться работы, связанные с выведением объектов по уничтожению из эксплуатации, дегазацией технологического оборудования, санацией мест размещения, эксплуатацией полигонов захоронения твердых отходов. Несостоятельность Программы проявилась сразу же после ее принятия, поскольку ее ресурсное обеспечение составляло несколько процентов от требуемых средств, так же как и объемы международной помощи.

Вторая редакция Программы от 2001 года (федеральные затраты – 92,7 млрд. руб.) была в существенной степени рассчитана на международную поддержку, вплоть до того, что ее положения включали, например, перевозку химического оружия с базы хранения в г. Кизнер Удмуртской Республики на объект по уничтожению ХО, стоящийся в г. Щучье Курганской области, как одно из требований США, обусловливающих оказание помощи. Однако срыв сроков строительства объекта «Щучье» и невыполнение финансовых обязательств со стороны США, а также расчет стоимости таких перевозок, сопоставимых с объемом американской помощи, выявил невозможность выполнение Программы ни по графикам строительства объектов, ни по срокам их введения в эксплуатацию.

Третья редакция Программы от 2005 года (федеральные затраты – 160,4 млрд. руб.) уже в большей степени была ориентирована на собственные силы, хотя еще включала и существенный объем ожидаемой международной помощи. Однако ожидания в очередной раз не оправдались. Помощь продолжала поступать «капельно» и не вносила существенного вклада в строительство объектов. Хотя тут нужно сделать исключение – достаточно эффективное содействие нам оказывала Германия. Даже не столько по деньгам, сколько по ответственному исполнению взятых на себя обязательств.

А самым большим просчетом третьей редакции Программы было включение графика строительства объекта по уничтожению ХО в г. Почеп Брянской области за счет финансирования Италией. Рим обещал на него 360 млн. евро. Соглашение с Италией не вступило в силу и по настоящий день. И нет особых надежд, что оно может быть реализовано в ближайшей перспективе.

Четвертая редакция Программы была принята совсем недавно – в июле 2007 года (федеральные затраты – 183,8 млрд. руб.). В ней в очередной раз уточнены сроки строительства объектов по уничтожению и вводу их в эксплуатацию. Причина та же – недостаточность международного содействия. В Приложение 7 к этой Программе содержатся сведения об объемах средств, предусмотренных 15 странами, оказывающими содействие в рамках заключенных соглашений (то есть имеющих юридическую силу) и их реальное исполнение с момента подписания до 1 января 2007 года. Для США и Германии – с 1992 года, для некоторых других – с 2000, 2001 и последующих годов. И совокупный объем содействия, предусмотренный соглашениями, составляет 1955,09 млн. долл., а реальный вклад – только 363,64 млн. долл.

Эти данные наводят на грустные размышления о том, что и эта четвертая редакция Программы является не последней.

ПОЛУПУСТЫЕ ОБЕЩАНИЯ

Россия неоднократно на официальном уровне в мягкой форме (на экспертном – более критически и прямолинейно) обращала внимание иностранных партнеров на проблемы в сотрудничестве. Наши упреки, естественно, не нравятся донорам. И в последнее время все чаще стали появляться их комментарии по этому вопросу, суть которых сводится к тому, что «у России сейчас денег много и ей помощь не нужна».

С этим можно было бы согласиться, если бы за такими решениями не стояли проблемы более высокого политического ранга. Во-первых, если страна-донор не хочет продолжать оказывать содействие, то она должна официально отказаться от выполнения заключенных соглашений. Со всеми вытекающими из этого последствиями с позиций международного права.

Но по политическим мотивам такой шаг практически невозможен. Следовательно, можно ожидать продолжения политики затягивания инвестирования и опосредованного давления на Россию по принятию решений об увеличении доли собственного финансирования, что, собственно, и происходит. Приведенные ранее данные о стоимости Программы об этом говорят со всей очевидностью.

Во-вторых, отказ от содействия разрушит сформировавшуюся международную кооперацию в совместном решении не только основополагающей цели Конвенции – полном и необратимом уничтожении целого класса оружия массового уничтожения, что не имеет прецедентов в разоруженческих процессах, но и подорвет основы глобального партнерства «Группы восьми» в области нераспространения оружия массового уничтожения. Можно с уверенностью утверждать, что на такой шаг ни одно из государств сегодня не решится.

Вывод из сказанного можно сделать только один. России, безусловно, придется наращивать объемы собственного финансирования Программы, если мы намерены и дальше неукоснительно следовать требованиям Конвенции и завершить уничтожение ХО к апрелю 2012 года.

ЕСТЬ ЛИ У КЗХО БУДУЩЕЕ

Правда, некоторую тревогу за пределами юбилейных событий вызывает будущее Конвенции и в какой-то мере национальная программа по уничтожению ХО. Существует опасность появления «мертвых» городов. Имеется в виду нерешенность вопросов дальнейшего использования созданных и создаваемых крупных промышленных объектов по уничтожению ОВ с мощной инженерной и социальной инфраструктурой в 7 регионах России, которые могут прекратить свое существование после завершения процесса ликвидации ХО. По требованиям Конвенции объекты по уничтожению ХО по завершению работ подлежат уничтожению.

Несвоевременность или недостаточная продуманность принимаемых органами власти решений по обозначенной проблеме безусловно приведет к негативным социальным последствиям. На сегодня есть только принципиальное решение (без технико-экономических расчетов и определения источников финансирования), что такие объекты должны быть конверсированы и использованы впоследствии в народнохозяйственных целях. Программой предусмотрено, что конкретные решения о перепрофилировании таких объектов должны приниматься за два года до окончания работ на объекте по своему основному предназначению, что явно недостаточно. На практике согласование проектов, их экспертиза, закупка и установка оборудования и другие подготовительные работы занимают гораздо больший срок.

Не рассматривается и возможность привлечения к решению этой проблемы международного сообщества. Хотя заинтересованность в совместной разработке таких проектов могла бы быть достаточно высокой. Можно было бы объявить, к примеру, международный конкурс на разработку конверсионных проектов объектов по УХО или образовать международный консорциум по производству гражданской продукции на конверсированных объектах в интересах всех государств-участников или разработать другие выгодные для всех инвестиционные проекты. Вызывает тревогу и нерешенность ряда вопросов относительно нелетальных видов ХО, которые не запрещено использовать в полицейских целях. Так как отсутствуют четкие и однозначные толкования определений «военная или полицейская операция».

А на фоне того, что мы сегодня являемся свидетелями и участниками (вольными или невольными) процесса дезинтеграции многих договоренностей в области разоружения, сокращения и ограничения вооружений и военной техники, видимо, настало время для принятия всех возможных мер по сохранению КЗХО и упрочения ее положений. Например, даже проблемы с оказанием содействия России могут быть рассмотрены с позиций значимости для целей Конвенции.

В частности, действия страны-донора, по разным основаниям сокращающей объемы инвестирования и одновременно нарушающей сроки платежей, с позиций соблюдения условий соглашений как участника Конвенции, могут быть расценены как создание условий для невыполнения Россией Конвенции. И, как действия, ведущие к разрушению этого уникального и единственного в истории человечества многостороннего договора об уничтожении целого класса ОМП.

Но есть еще одна опасность разрушения Конвенции, которую государства-участники предпочитают обходить молчанием. Это – все чаще появляющаяся информация (пока не на официальном уровне) о том, что США не завершат уничтожения своих запасов ХО к 2012 году. На экспертном уровне называются сроки от 2013 до 2023 года. И, если события далее будут развиваться именно в таком плане, стоит задаться вопросом: как должна в такой ситуации поступить Россия? Уничтожить все свои запасы ХО в установленные сроки или посмотреть, будут ли США сохранять до 25% совокупных запасов? Может, стоит затормозить выполнение своей программы и совместить свои сроки уничтожения с американскими?

Вопрос этот для нашей страны и ее безопасности далеко не праздный.