Через месяц, в сентябре 2017 года, в Российской Федерации будет завершен процесс уничтожения запасов одного из видов оружия массового поражения – химического. Наша страна полностью выполнит взятые на себя обязательства по международной Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (Конвенция). Федеральная целевая программа «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» (Программа) завершается безопасно, эффективно и на год раньше установленного срока, сэкономив более 2 млрд рублей бюджетных средств.

ОТ КУРАРЕ ДО ВИ-ИКС

Идею наносить противнику поражение отравляющими веществами люди подсмотрели у природы. Пауки, насекомые, змеи, даже ядовитые растения использовали это «оружие» с доисторических времен, чем не замедлил воспользоваться и человек разумный. Аборигены Амазонки и пигмеи Африки до сих пор пропитывают свои стрелы ядом лягушек или растений.

Упоминания о том, что на войско врагов напускался по ветру удушливый дым от сжигавшегося высушенного острого перца или отравлялись колодцы и другие водные источники, имеются во многих старинных письменных документах. Полученные же химическим путем «вонючие газы» впервые использовали англичане во время Крымской войны в 1853–56 годах, начиняя им пушечные ядра. Однако это еще не было полноценным химическим оружием, солдаты защищались от зловонного дыма, просто укутываясь в мокрые шарфы. Но уже к началу ХХ века на вооружение европейских держав поступают настоящие боевые отравляющие вещества (ОВ), которые массово используются в Первой мировой войне 1914– 1918 годов. Первая химическая атака хлористым газом была предпринята германской армией на позицию англо-французских войск возле бельгийского городка Ипр 22 апреля 1915 года. На месте погибло до 5 тыс. солдат, еще больше пострадали. И притом люизитом и другими ОВ, по разным оценкам, в той войне были поражены до миллиона человек. Кто-то скончался сразу, кто-то умирал медленно и мучительно.

КОНВЕНЦИЯ

Увидев и осознав катастрофические последствия применения химического оружия, страны мира незамедлительно приступили к переговорам о его запрещении. Было подписано несколько международных соглашений, ограничивавших применение удушливых газов (Версальский договор 1919 года, Вашингтонская конференция 1921 года, Женевский протокол 1925 года), но в отдельных случаях боевые отравляющие вещества использовались еще очень долгое время, да и сегодня продолжают применяться в военном конфликте в Сирии. Однако справедливости ради следует отметить, что после Первой мировой войны химическое оружие массово не применялось. Даже гитлеровцы поостереглись использовать ОВ на полях сражений, (правда, в концлагерях травили людей печально известным газом циклоном Б). Химоружие продолжали совершенствовать и накапливать вплоть до 80-х годов прошлого столетия. В годы холодной войны больше всего боевых ОВ произвели Соединенные Штаты Америки и Советский Союз. Достигнутая в начале 90-х годов договоренность между этими странами о химическом разоружении легла в основу подписания в 1993 году международной Конвенции. Мир дружно приветствовал это соглашение, Конвенция стала одной из самых многочисленных по числу стран-участниц. К настоящему времени лишь 4 государства - Северная Корея, Израиль (подписал, но не ратифицировал Конвенцию), Египет и Южный Судан - не присоединились к ней. Три из этих стран, по оценке экспертов, - Израиль, Египет и Северная Корея - могут обладать запасами химического оружия. Первоначально же о его наличии заявили США, Россия, Южная Корея, Индия, Албания и Ливия, оно также было у Сирии, присоединившейся к Конвенции в 2013 году.

ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН

У китайцев, сохраняющих свою государственность на протяжении вот уже нескольких тысячелетий и подметивших немало закономерностей в жизни общества, есть такое пожелание недругам: «Чтоб ты жил во время перемен». Реализация федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации», принятой в 1996 году, началась именно в такое время.

В условиях распада единого государства, всеобщего кризиса, сопровождавшегося военным конфликтом на Северном Кавказе, и активного иностранного влияния на политику России для выполнения конвенционных обязательств возникли, казалось бы, непреодолимые трудности. Не было ни промышленных предприятий по безопасному уничтожению химического оружия (УХО), ни соответствующих технологий, ни специалистов, ни финансов… Зато было активное сопротивление региональных властей и местного населения созданию объектов по УХО. То там, то здесь на воздух взлетали целые арсеналы обычных боеприпасов, случались другие страшные техногенные катастрофы. Против уничтожения химического оружия выступали некоторые партии, имевшие тогда своих представителей в Государственной думе и многих региональных представительных органах власти. Они считали, что это ослабит обороноспособность. Палки в колеса вставляли и недруги России, всячески стремившиеся представить нашу страну неспособной выполнить обязательства по международной Конвенции. В центральных СМИ, в парламенте, на других площадках шли серьезные разговоры о том, что Россия не должна ратифицировать Конвенцию (подписание которой сама инициировала!), что нужно отложить её выполнение до лучших времен или вовсе передать запасы химического оружия под международный контроль. Людей, веривших в то, что страна сможет справиться с конвенционными обязательствами, было явное меньшинство, а уж специалистов, способных безопасно и в установленный срок решить эту боевую задачу, и вовсе единицы.

К счастью для России, в трудные времена всегда находятся герои. В 90-х это могли быть только военные, которые охраняли и обслуживали химическое оружие. Во многих воинских коллективах соблюдались дисциплина и порядок. Соответствующее решение и было принято в 1992 году, когда при Управлении начальника войск радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) сформировалось Управление ликвидации химического оружия. Эта структура впоследствии выросла в самостоятельное федеральное бюджетное учреждение - «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации» (Федеральное управление), которому 22 августа 2017 года исполняется 25 лет. А уже в сентябре текущего года создатель и бессменный начальник Федерального управления доктор технических наук, профессор, дважды лауреат премии правительства Российской Федерации в области науки и техники генерал-полковник Валерий Капашин готов отчитаться перед президентом Российской Федерации, перед гражданами нашей страны и людьми всей планеты о полном завершении уничтожения имевшихся запасов химического оружия. Преодолев все объективные и субъективные трудности, коллектив Федерального управления выполнил Программу безопасно на год ранее установленного срока, сэкономив более 2 млрд рублей бюджетных средств. Своевременно в России были созданы 7 современных крупных объектов по промышленному уничтожению химического оружия (возле каждого арсенала ХО). В 4 этапа, начиная с 2002 года, уничтожены все имевшиеся на хранении 40 тыс. т боевых отравляющих веществ, которые были снаряжены в 4,4 млн химических боеприпасов (если бы их расставить по экватору вокруг земли, то они стояли бы друг от друга менее чем через каждые 10 метров!). Часть химических боеприпасов содержала не только отравляющие, но и взрывчатые вещества, которые невозможно было извлечь. И эти сложные боеприпасы были также уничтожены с использованием отечественных технологий российскими специалистами на российских предприятиях. Наша страна еще раз продемонстрировала миру удивительную способность эффективно отвечать на самые острые вызовы современности.

ЭТАПЫ ГЕРОИЧЕСКОГО ПУТИ

О том, как создавались объекты по УХО, как выстраивались отношения с местным населением, как обеспечивалась безопасность, как проходил процесс детоксикации боевых ОВ, как решались другие вопросы при уничтожении химического оружия, много уже сказано и написано. Безусловно, реализация Программы будет еще долго анализироваться и обсуждаться. Непростая боевая задача, по своей значимости историческая, выполнение которой начиналось в условиях острого кризиса, завершается образцово, с демонстрацией высочайшего профессионализма, проявлением отваги и героизма. Она стала одним из первых «камней» которые сегодня «собирает» возрождающаяся страна. Эта победа может и должна служить примером исполнения воинского и гражданского долга.

Первый объект по уничтожению боевых отравляющих веществ был построен под руководством Федерального управления и введен в эксплуатацию в пос. Горный Саратовской области в декабре 2002 года. Там хранилась 1,1 тыс. т отравляющих веществ кожно-нарывного действия иприт и люизит в специальных крупнотоннажных емкостях. Они полностью и безопасно были уничтожены в 2005 году.

В том же 2005 году в строй вступил объект «Камбарка» в Удмуртской Республике, где хранились 6,4 тыс. т ОВ кожно-нарывного действия (люизит) в специальных крупнотоннажных емкостях. С поставленной задачей коллектив объекта «Камбарка» справился в 2009 году.

В 2006-м был пущен в эксплуатацию третий российский объект «Марадыковский» в пос. Мирный Кировской области, где хранились авиационные химические боеприпасы, снаряженные фосфорорганическими ОВ последнего поколения (зарин, зоман, ОВ типа ви-икс), а также люизитом, общей массой 6,9 тыс. т. В октябре 2015-го на этом объекте был уничтожен последний химический боеприпас.

В 2008 году приступил к уничтожению химического оружия объект «Леонидовка» в Пензенской области. Все хранившиеся на нем 6,9 тыс. т фосфорорганических отравляющих веществ, снаряженные в авиационные химические боеприпасы, полностью уничтожены в сентябре 2015 года.

Объект «Щучье» в Курганской области был введен в эксплуатацию в 2009-м. В ноябре 2015 года коллектив объекта успешно завершил основную работу, уничтожив 5,5 тыс. т фосфорорганических ОВ, снаряженных в химические боеприпасы ствольной и реактивной артиллерии.

В 2010-м начались работы по уничтожению химического оружия на самом крупном по запасам ОВ объекте «Почеп» в Брянской области. Все хранившиеся на нем 7,5 тыс. т фосфорорганических отравляющих веществ, снаряженных в авиационные химические боеприпасы, были успешно уничтожены в октябре 2015 года.

Седьмой объект «Кизнер» в Удмуртской Республике вступил в строй в декабре 2013 года. Там хранились 5,7 тыс. т фосфорорганических отравляющих веществ и люизита в артиллерийских химических боеприпасах. На этом объекте и, соответственно, в Российской Федерации в целом последний химический боеприпас будет уничтожен в конце сентября 2017 года.

Процесс уничтожения запасов химического оружия в Российской Федерации проходил в четыре этапа.

Согласно требованиям Конвенции и Программы к апрелю 2003 года было уничтожено 400 тонн отравляющих веществ, что составляло 1% имевшихся запасов. Это был I этап.

В апреле 2007 года выполнили II этап, уничтожив 8 тыс. т ОВ, что составило более 20% запасов.

В ноябре 2009 года был выполнен III этап: уничтожено 18 тыс. т ОВ, или более 45 % всех запасов химического оружия.

В реализации Программы нашей стране оказали техническую помощь ряд государств (Германия, США, Швейцария, Голландия, Канада и др.). Эта помощь в совокупности составила около 10% потраченных средств. Основную же нагрузку в сумме более 288,9 млрд рублей понес российский бюджет.

КОМПЕНСАЦИЯ МЕСТНОМУ НАСЕЛЕНИЮ

За счет средств Программы, как и было предусмотрено её положениями, в регионах хранения и уничтожения химического оружия построены многие объекты социальной инфраструктуры. В их числе более 400 многоквартирных жилых домов, 14 больниц, 22 детских общеобразовательных учреждения, 3 Дома культуры, 3 здания РОВД, 3 бани, 1 Дворец водного спорта, 3 спортивных комплекса, 7 электроподстанций, 11 котельных, 2 полигона ТБО, водозаборное сооружение, пруд… Проложено 10,5 км сетей электроснабжения, 201,0 км сетей водоснабжения, 29,9 км теплоснабжения, 516,0 км газоснабжения. Благоустроено 52,9 км улиц, отремонтировано 155,0 км автомобильных дорог. Это инфраструктура небольшого российского города.

В Почепском районе Брянской области, в Щучанском районе Курганской области, в Пензенском районе Пензенской области, в Краснопартизанском районе Саратовской области, в Оричевском и Котельничском районах Кировской области, в Камбарском и Кизнерском районах Удмуртской Республики тысячи семей смогли получить новые квартиры, решены застарелые проблемы капитального ремонта или строительства новых корпусов центральных районных больниц, поликлиник, школ, детских садов и т.д. На эти цели направлено до 10% стоимости каждого из семи объектов по хранению и уничтожению химического оружия.

В благодарность за избавление от опасного соседства с арсеналами боевых ОВ и за существенную помощь в решении насущных социальных проблем жители регионов хранения и уничтожения химического оружия присвоили генерал-полковнику Валерию Капашину звания «Почетный гражданин Удмуртской Республики», «Почетный гражданин Почепского района Брянской области», «Почетный гражданин Краснопартизанского района Саратовской области», «Почетный гражданин Камбарского района Удмуртской Республики», «Почетный гражданин Кизнерского района Удмуртской Республики». Он награжден медалью ордена «За заслуги перед Пензенской областью», почетным знаком «За заслуги перед Кировской областью» и др.

ПАРТНЕРЫ ОТСТАЛИ

Как только Россия в 1997 году ратифицировала Конвенцию, США незамедлительно, в том же году, приступили к уничтожению запасов своего химического оружия. Теперь уже не секрет, что химические боеприпасы у них для облегчения конструкции были изготовлены из дюралюминия. Это позволяло увеличить боекомплект бомбардировщика, однако такие изделия оказались совершенно непригодны для длительного хранения и, выражаясь языком военных, в 80-х годах активно «потекли».

Американцы использовали технологию простого сжигания ОВ в специальных камерах. Она оказалась ненадежной. За короткое время было зафиксировано как минимум 5 выбросов в атмосферу отравляющих веществ, которые прорывались через многочисленные фильтры. Узнав об этом, общественность и местное население активно выступили против использования такой технологии. Процесс химразоружения в Штатах резко замедлился. Правительство США попросило Организацию по запрещению химического оружия (ОЗХО) продлить срок завершения своей программы на 5 лет с 2007 до 2012 года, а затем американцы и вовсе заявили, что уничтожат последний химический боеприпас не ранее 2023 года.

На этом фоне наша страна, которой со времен холодной войны досталось на 25% больше химического оружия, чем имелось у американцев (у них было 30 тысяч тонн), и приступившая к его промышленному уничтожению на 5 лет позже, оказалась технологически более развитой в этом вопросе. Несмотря на то, что мы вслед за американцами тоже попросили ОЗХО о продлении срока реализации своей Программы, тянуть до 2023 года не стали. Во-первых, это потребовало бы дополнительных бюджетных средств в сумме как минимум несколько десятков миллиардов рублей. Во-вторых, безопаснее уничтожить химические боеприпасы более оперативно, а созданные химические предприятия в более сжатые сроки перепрофилировать на выпуск продукции мирного назначения. Эффективное уничтожение боевых отравляющих веществ в Российской Федерации продемонстрировало высочайшую профессиональную квалификацию наших военных, ученых, инженеров и других специалистов.

НУЖНО ЛИ БЫЛО УНИЧТОЖАТЬ ХИМОРУЖИЕ?

Для абсолютного большинства аналитиков, военных, политических деятелей и просто граждан ответ ясен и однозначен: уничтожать запасы имевшегося химоружия было необходимо.

Потому что все химические боеприпасы выслужили не раз продлевавшийся срок хранения. Все без исключения. С каждым годом они представляли все большую и большую опасность для местного населения. Уже в конце 80-х годов прошлого века командование советской армии вынуждено было срочно разработать, изготовить и применять на практике передвижные комплексы уничтожения аварийных специальных изделий (КУАСИ), на которых уничтожались выходившие из строя химические боеприпасы. Конечно, можно было обновлять арсеналы боевой химии, но не случайно еще до Конвенции наша страна в одностороннем порядке прекратила производство боевых отравляющих веществ и перепрофилировала часть мощностей по их выпуску на мирные рельсы. К тому времени всем здравомыслящим людям стало очевидно, что планета Земля и так стремительно «перегружается» химией вследствие развития и распространения промышленного производства. Удобрения, пестициды и гербициды, моющие и чистящие вещества, нефтехимия, парфюмерия, бытовая химия, производство синтетических материалов и другие искусственно получаемые соединения после их употребления выбрасываются в атмосферу, попадают в воду, свалками в виде отходов захламляют почву. Это вызывает проблемы планетарного масштаба. С лица земли ежегодно исчезают сотни видов растений и животных, меняется климат, снижается качество продуктов питания, питьевой воды и воздуха. Масштабное применение химического оружия резко подтолкнуло бы все человечество в пропасть, а избавившись от него, люди получат надежду на решение проблемы загрязнения окружающей среды. Химический апокалипсис отодвинут, появляется дополнительное время всерьез заняться экологией.

В любом случае этот дискуссионный вопрос никоим образом не касался и не касается Федерального управления. Специалисты этой организации с честью завершают выполнение сложнейшей боевой задачи, которая была поставлена высшим политическим руководством страны. Кстати, трудился коллектив Федерального управления под девизом «Оставим потомкам чистую планету!». При уничтожении химического оружия в Российской Федерации не допущено ни одного случая прорыва в окружающую среду отравляющих веществ или продуктов их деструкции, ни один человек не пострадал.

За всем этим стоит напряженный кропотливый труд многих тысяч сотрудников российских организаций и предприятий и в первую очередь коллектива Федерального управления. Его начальник, генерал-полковник Валерий Капашин последние два десятилетия находился в непрерывных командировках, постоянно в дороге, пересекая полстраны от Брянска до Урала, от Саратова до Ижевска, провел тысячи совещаний, планерок, комиссий, встреч, мероприятий по пуску и закрытию объектов… И этот труд Федерального управления должен быть по достоинству оценен.

Открытый электронный журнал «ХИМИЧЕСКОЕ РАЗОРУЖЕНИЕ» - это совместный проект Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия (Федеральное управление).

С 2012 года по настоящее время информационно-техническую поддержку журнала осуществляет Федеральное управление.

Электронный журнал – средство массовой информации, созданное и реализуемое в электронной форме, распространяемое по каналам Интернет. Он представляет собой совокупность информационных, аналитических, фото- и видеоматериалов, постоянно обновляемых в информационной части. Электронная форма журнала придает ему максимально широкий характер как с точки зрения специальных тематических разделов (научный, технический, экологический, общественно-политический, международный), так и с точки зрения жанрового разнообразия (аналитические публикации, интервью и репортажи). Его цель – сделать более открытой и доступной информацию о процессе уничтожения химического оружия в России и в мире. Электронный журнал даёт ответы практически на все вопросы в сфере химического разоружения, начиная с терминологии и заканчивая вопросами завершения уничтожения химического оружия и перепрофилирования объектов по уничтожению химического оружия (Объекты).

В разделе «Новости» публикуется самая свежая и проверенная информация о ходе уничтожения химического оружия, политических, экономических, социальных и международных аспектах этого процесса. В разделе «Публикации» можно ознакомиться с материалами российской, в том числе и региональной прессы. В разделе «Документы» собраны материалы российской и международной правовой базы. Имеются также разделы «Термины», «Химическое оружие», «Объекты», «Интервью и пресс-конференции», «Конкурсы», «Медиагалереи» и др.

Размещение материалов в журнале осуществляется специалистами группы по связям с общественностью Федерального управления. Девиз электронного журнала - «Открытость. Общедоступность. Оперативность». Электронный адрес журнала: www.химразоружение.рф.

На сайте открытого электронного журнала «Химическое разоружение» с 2012 года по настоящее время было размещено более 90 материалов, подготовленных сотрудниками группы по работе и связям с общественностью (Группа) объекта «Камбарка». Среди них: информация о деятельности Объекта, экологическом и медицинском мониторинге, построенных на территории Камбарского района в рамках реализации федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» социальных объектах, проводимых Группой выездных мероприятиях. Кроме того, представлена информация о проводимых «круглых столах», телефонных «горячих» линиях, экологических лагерях и конкурсах детских рисунков «Мир без химического оружия!». Здесь можно найти статьи сотрудников Группы, опубликованные в региональных и местных средствах массовой информации, брошюры и информационные листы, выпущенные Группой.

2.3. ОПЫТ США

Возникает вопрос, а можно ли при реализации программ химического разоружения России 384,397,409 поучиться у заокеанского дядюшки? Сравнение, конечно, не доказательство, однако иной раз оно бывает очень поучительным. Во всяком случае та информация, которой мы располагаем 259,320,326,330 , это позволяет.

США и Советский Союз — два государства с крупнейшими запасами химоружия — в последние 20-25 лет параллельно с переговорами о химическом разоружении не могли не начать готовиться к его реальному проведению. Фактическая цепь событий, однако, была в обеих странах существенно разной, характеризуя, таким образом, уровень отношения бюрократических систем и к своим обязательствам, и к своему обществу. Чтобы последующий разговор был более предметным, полезно сделать соответствующее сравнение.

Власти США шли к решению серьезнейшей проблемы химического разоружения последовательно и ответственно, а все практические вопросы были решены в США до

В июле 1969 года американский космонавт высадился на Луне. Готовиться к наступательной химической и биологической войне и в то же время готовить высадку на Луне не могла себе позволить даже такая мощная в индустриальном отношении держава, как США. Как известно, 24 ноября 1969 года СССР и США ратифицировали Договор о нераспространении ядерного оружия. Ну а на другой день президент США Р.Никсон распорядился начать уничтожение своего биологического оружия. С 1969 году США прекратили также и производство ОВ.

Базовая технология уничтожения химоружия прошла очень длительную экспериментальную проверку на арсенале Рокки-Маунтин в 1972-1976 годах, а с 1979 года — на пилотной установке на складе в Туэле (штат Юта) 259 .

Созданная заблаговременно законодательная база должна была обеспечить общую экологическую безопасность операций по уничтожению химоружия (закон о запрещении ликвидации ОВ путем затопления в океане и сжигания на открытом воздухе — 1972 год, закон о безопасности питьевой воды — 1974 год, закон о сохранении и восстановлении природных ресурсов — 1976 год, закон о сохранении чистоты воздушной среды — 1977 год, закон о сохранении чистоты вод — 1977 год), а также экологически комфортное существование населения. Эти правовые акты были многоцелевыми и они обеспечивали не только экологически безопасную ликвидацию химоружия, но и защиту населения от любых высокотоксичных экотоксикантов техногенного происхождения (закон об охране морей, в том числе о запрете ликвидации ОВ путем их затопления в океане — 1972 год, закон об обезвреживании свалок токсичных отходов — 1980 год).

В 1984 году в США был принят закон 99-145, в котором министерству обороны было предписано уничтожить запасы химоружия 259 . С этого момента вопросы секретности решались уже совсем по-иному. Во всяком случае жители штата Кентукки узнали о своем химическом арсенале Лексингтон-Блю Грасс немедленно, то есть в том же 1984 году 492 .

Ну а в 1986 году армия представила в Конгресс программу уничтожения химоружия. Она проанализировала несколько вариантов его организации 508: 1) построить один центральный объект, 2) построить два объекта, 3) построить предприятия по уничтожению химоружия на каждом объекте хранения. Последняя идея как экологически наименее опасная была положена в основу программы, внесенной в Конгресс США в январе1988 года, и утверждена 317 . И в основных параметрах уже не менялась.

В 1986 году США официально опубликовали данные о расположении всех 8 складов химоружия на своей территории 149 . Приведем эти данные 320: склад Туэле (штат Юта) — 42% всех запасов ОВ, склад Уматилла (Орегон) — 12%, арсенал Пайн Блафф (Арканзас) — 12%, склад Пуэбло (Колорадо) — 10%, склад Аннистон (Алабама) — 7%, Абердинский химический полигон (Мэрилэнд) — 5%, военный завод Нью-Порт (Индиана) — 4%, склад Лексингтон-Блю Грасс (Кентукки) — 2%. Как видим, 100% не получается, потому что остальное химоружие хранилось вне континентальной части территории США.

План и график строительства 8 объектов уничтожения химоружия армия США опубликовала в марте 1988 года, то есть за 5 лет до подписания Конвенции о запрещении химоружия 259 .

Ну а типаж химических боеприпасов, которые снаряжены смертельными ОВ и запасы которых имеются на складах континентальной части США, стал известен американскому обществу в 1989 году — он был опубликован в научной печати (табл.4) 320 . Типов химических боеприпасов оказалось 18 (7 — с зарином, 5 — с VX, 6 — с ипритом и его смесями). Остальные типы, довольно подробно разобранные советскими военными химиками 8 , или снаряжены не смертельными ОВ, а лишь ирритантами (CN, DM, CS и CR) или же отсутствуют в складских количествах. Емкости для хранения ОВ в табл.4 не включены. Во время визитов советских военных специалистов в США в рамках первого этапа советско-американского «Меморандума о понимании…» 252 они увидели все хранившиеся на континентальных складах типы химических боеприпасов США (табл.4) и даже больше. Расхождения если и были, то в обозначениях.

Таблица 4

ХИМИЧЕСКИЕ БОЕПРИПАСЫ АРМИИ США В СНАРЯЖЕНИИ
СМЕРТЕЛЬНЫМИ ОВ

Боеприпас

США в 1989 году 320

Показано советским м

Калибр

Вес, кг

специали-

Боепри-

паса

стам

Боеприпасы с зарином

1
2 Артснаряд M121, M121A1, M122
3 Артснаряд M360
4 Артснаряд M426
5 Авиабомба ВМС MK-94-0 500 фунтов
6 Авиабомба ВВС MC-1 750 фунтов
7 Авиабомба ВМС MK-116 14 дюймов

Боеприпасы с V X

8 Снаряд M55 к пусковойреактивной установке М91
9 Химический фугас M23

13,5 дюймов

10 Артснаряд M121A1
11 Артснаряд M426
12 Выливной прибор TMU-28/B 22,5 дюймов

Боеприпасы с ипритом (H , HT или HD )

13 Артснаряд M104 (HD)
14 Артснаряд M110 (HD)
15 Артснаряд M110 (H)
16 Артснаряд M60 (HD)
17 Мина M2,M2A1 (HT)
18 Мина M2,M2A1 (HD)

Практическая организация химического разоружения в США предполагала ряд обязательных принципов 508: 1) подготовку соответствующего экологического законодательство до начала уничтожения химоружия, 2) уничтожения химоружия непосредственно на 8 базах на континенте, где оно в настоящее время хранится, и, соответственно, отказ от перевозок химоружия по территории США, 3) непрерывный контакт с общественностью в процессе подготовки и самого уничтожения химоружия.

Последний принцип требует уточнения. Военные власти США примерно 20 лет вели диалог с населением, проживающим вблизи 8 складов химоружия на континенте, прежде чем смогли начать реальные работы 508 . Более того, армия профинансировала альтернативный экологический анализ положения вблизи каждого объекта хранения и уничтожения химоружия, который был выполнен группами общественности. Были устроены также публичные слушания и встречи с местными жителями, представителями местных органов власти 259 .

На каждое из 8 мест складирования химоружия армией был подготовлен специальный описательный том, причем весь тираж был роздан администрации и представителям населения. В частности, вес подобного описания 1991 года для склада Уматилла в городе Хермистон (штат Орегон) составил около кг. В нем приведено множество данных о самых разных вещах, кроме, разумеется, информации о самом химоружии. Глава 3 (80 стр.) подробно описывает состояние окружающей среды и на базе, и в ее районе, глава 4 (71 стр.) — о возможном воздействии военно-химической базы на окружающую среду при будущем уничтожении химоружия. Ну и т.д.

И все это США сделали задолго до подписания Конвенции о запрещении химоружия.

Полезно рассмотреть динамику изменений в США при решении проблем безопасности предстоящих работ по уничтожению химоружия. Как оказалось, с годами количество учитываемых факторов возрастало. Поначалу, в 1983 году, в докладе, который был подготовлен Национальным исследовательским советом США для органов власти страны, рассматривалось не так уж много факторов, которые подлежали учету при оценке риска будущих работ — анализ токсичности и условий применения ОВ, оценка зон поражения, состояние правовой базы и т.д. В новых рекомендациях, датированных 1996 годом, предлагалось при оценке риска оперировать много большим объемом факторов — использование высоких научных стандартов; исследование мнения ученых, общественных деятелей, а также всех заинтересованных сторон по вопросам здоровья, безопасности, экономических условий, экологических угроз и т.п.; привлечение к оценке достаточно широкого числа участников и обеспечение их нужной информацией; адекватный учет информации, мнений и озабоченностей участников оценки; разработка механизма корректного и сбалансированного синтеза информации 474 .

Особенно следует подчеркнуть тот факт, что в США существуют не одна, как в России 384 , а две программы работ с химоружием.

Одна предполагает прощание с собственно химоружием на 8 военно-химических складах, а также снос цехов в местах его прошлого производства. Программа серьезная, потому что 31 498 т объявленных запасов ОВ (при вступлении в силу Конвенции о запрещении химоружия 18 было объявлено уже 29916 т, поскольку остальные 1578 т были к тому времени ликвидированы 497) — «богатство» не для слабонервных. И к концу 1999 года в США в отношении 90% объявленных запасов ОВ были заключены контракты на уничтожение.

Помимо указанной программы, в США имеется другой документ — он касается преодоления экологических последствий прошлой военно-химической активности 326 . Вопрос о старом химоружии разрешился в США без конфликта с обществом. Задание Конгресса в адрес министерства обороны было получено на 1993 год и к ноябрю 1993 года армия представила доклад с описанием 215 мест, где в прошлые годы осуществлялись операции по производству, испытанию, хранению и уничтожению химоружия. И это была не брошюра, а толстенный фолиант весом1,35 кг. В нем описаны 34 точки в 20 штатах США, которые ныне уже не используются армией, авиацией и флотом для своих целей и возвращены государству. Описаны и 48 точек в 28 штатах, которые ныне используются министерством обороны в нехимических целях.

РИА «НОВОСТИ » ИЩУТ В США ЗАКОПАННОЕ ХИМОРУЖИЕ:

«ВАШИНГТОН, 12 июля 2000 г. (Корр. РИА «Новости » Аркадий Орлов). Конгресс намерен начать расследование в связи с утаиванием правительством США и Пентагоном факта обнаружения в жилом районе Вашингтона химического оружия времен первой мировой войны.
Как передает корреспондент РИА «Новости », об этом сообщили в пресс-службе подкомитета палаты представителей конгресса США, курирующего федеральный округ Колумбия, в котором расположен Вашингтон. Этот подкомитет планирует провести по данному вопросу слушания.
Вопрос о расследовании случая обнаружения боевых химических отравляющих веществ возник после того, как на минувшей неделе возле одного из коттеджей в этом районе, где живут высокопоставленные государственные чиновники и дипломаты, были обнаружены 7 стеклянных емкостей с ипритом («горчичным газом »). Сразу после обнаружения опасной находки началась проверка на химическое заражение 1 тыс 200 частных особняков, включая резиденцию посла Южной Кореи.
Как было выяснено, на территории этого района Вашингтона в 1917 году
находился военный полигон, на котором велись испытания химического оружия.
Слушания, которые начнутся в конгрессе, призваны установить спепень виновности конкретных лиц в правительстве США и Пентагоне в возможном сокрытии факта нахождения «забытого » химического полигона на месте жилого района. Сейчас уже известно, что данная информация была в распоряжении официальных лиц еще в 1986 году, но никто в правительстве или министерстве обороны США не поставил тогда в известность об опасности химического заражения местности ни муниципальные структуры, ни компании, продававшие под строительство коттеджей зараженные участки земли на бывшем военном химическом полигоне ».

После выявления 215 мест прошлых работ с химоружием армия доложила о результатах стране и приступила к реабилитационной активности 326 . Следует отметить, что власти США не очень стесняются обсуждать и другие химические захоронения, которые обнаруживаются уже после выявления первоначальных 215 мест старых работ с химоружием. Во всяком случае по состоянию на 2005 год в США оперируют уже данными о порядка 250 захоронений химоружия в 35 штатах, федеральном округе Колумбия и на острове Пуэрто-Рико. Одно из таких мест — это посольская улица в Вашингтоне, где за последние 10 лет было найдено около 1600 предположительно опасных (по части химоружия) участков.

В отличие от США, в России нет программы, касающейся выявления и реабилитации мест прошлых работ с химоружием, и химический генералитет делает вид, что не понимает, о чем идет речь. А власти страны делают вид, что им ничего не известно о химоружии, закопанном в Москве в Кузьминках.

Подчеркнем, далее, два момента. Во-первых, внимание к местам прошлых работ с химоружием не было для армии США исключением, а входило в общий контекст экологической активности. К исходу 1991 года армия США насчитывала 4012 действующих и 6 тыс. ранее использовавшихся объектов, которые были заражены токсичными веществами, засорены опасными свалками и требовали экологической реабилитации. Кстати, совсем уже курьезный для российского сознания факт: в феврале 1990 года несколько служащих Абердинского полигона (штат Мэриленд) были привлечены к судебной ответственности за нарушение правил хранения боевых химических веществ.

Во-вторых, помимо решения своих дел, американцы попытались помочь своим российским коллегам. Во всяком случае Центр Генри Стимсона США в 1994 году подготовил, перевел на русский язык и разослал высшим учреждениям России доклад с подробными рекомендациями по работе с населением в связи с работами военно-химических объектов по химическому разоружению 330 . По объему один этот американский текст превосходит все российские планы и программы уничтожения химоружия вместе взятые.

Документ этот в высшей степени любопытен, и он характеризует различия в менталитете властей двух стран. Так, например, на вопрос, почему население США должно верить, что армия работает хорошо, безопасно и рентабельно, бывший руководитель американской программы по химическому разоружению Ч.Барониан ответил: «Не надо верить! Не надо превращать это в вопрос доверия к армии. Настаивайте — и армия это поддержит — на том, чтобы местные государственные контролирующие организации участвовали в программе, в том числе выдавали разрешение на строительство, только если они уверены, что армия может сделать то, что обещает. Настаивайте на том, чтобы жители вашего населенного пункта находились на территории объекта, осуществляя необходимый надзор, чтобы была уверенность, что армия сдержит свое слово ». В докладе процитирован и генерал Басби, директор агентства по уничтожению химоружия армии США. Он говорит о создании механизма «постоянного участия общественности в надзоре за эксплуатацией объектов ». Говорит он и об «информированных гражданах, которые могут участвовать в эксплуатации объектов, имеют возможность анализировать результаты, входить в диспетчерскую и сидеть в ней круглые сутки, если это необходимо ».

Вряд ли поняли российские химические генералы и полковники ценность этого американского документа 330 для их работы — в отношении нужд и интересов населения у них были иные приоритеты. Однако можно точно утверждать, что об опыте армии США по работе с населением они в курсе. Об этом свидетельствует, в частности, приводимая цитата.

ИЗ ОТКРОВЕНИЙ ГЕНЕРАЛА С.В.ПЕТРОВА:

«… в Соединенных Штатах очень много внимания уделяется работе с общественностью и населением тех районов, где строятся объекты по уничтожению отравляющих веществ. У них даже в структуре Комитета по химическому разоружению Минобороны существует специальное подразделение, которое разъясняет людям полную безопасность технологических операций на объектах по уничтожению химического оружия… » 272

В общем, американский документ 330 с добрыми советами так же исчез в недрах нашего ВХК, как и великое множество остальных бумаг. Без каких-либо последствий. Впрочем, последствия все же имеются — наши химические генералы действуют противоположно тому, чему их учат американские. Соответственно, в отличие от США, в СССР/России подготовка к началу химического разоружения была выполнена «как всегда» — традиционным методом скоростного спуска. Во всяком случае в России о практических вопросах этого тяжелейшего дела начали думать лишь после подписания Конвенции о запрещении химоружия 18 .

Ну а в США первые результаты работ по ликвидации химоружия таковы.

В 2000 году завершил работу объект на атолле Джонстон в Тихом океане, в 700 миляхк западу от Гавайских островов. Было уничтожено 2031 т ОВ (всего было ликвидировано 293780 химбоеприпасов). В 2003 года атолл был объявлен национальным заповедником дикой природы, а в 2005 году сам объект был закрыт. В 2002 году уже на материке были ликвидированы запасы зарина на объекте Туэле (штат Юта) и продолжено уничтожение других ОВ. В Туэле к концу 2005 года было ликвидировано около 7500 т ОВ. С 2003 года по февраль 2006 года были ликвидированы все запасы иприта — 1623 т — на складе Абердин (штат Мэриленд). На заводе-складе в Нью-Порте (Индиана) к концу 2006 года было переработано в реакционные массы 350 т хранящегося в емкостях V-газа. А еще к октябрю 2006 года было ликвидировано: 550 т ОВ — в Аннистон (Алабама), 350 т ОВ — в Пайн-Блафф (Арканзас), 800 т ОВ — в Уматилла (Орегон) 496-499 .

Всего, начиная с 1990 года и по состоянию на 2006 года в США было уничтожено 13000 т ОВ (40% запасов). Впрочем, не все обстоит так уж благостно — «США не удалось уложиться ни в один из предельных сроков, установленных ранее » 496-499 . Общая стоимость проекта по уничтожению химоружия США оценивалась 20 лет назад в 2 млрд долларов, а на 2006 год — уже в 35-40 млрд 499 .

Никакой уверенности, что США сумеют уничтожить запасы химоружия в обусловленные сроки, нет. Потому что действовать по всем правилам в демократической стране не так просто, как могут думать в иных странах.

ТАСС УПОЛНОМОЧЕН ПЕРЕСКАЗАТЬ:

Июль 2006 года
ВАШИНГТОН, 6 июля. (Корр. ИТАР-ТАСС). Уничтожение американских запасов химоружия, составляющих 27768 метрических тонн, обойдется в 28 млрд дол. Об этом сообщил глава армейского управления по химическому оружию Майкл Паркер, отметив, что в 1987 г. затраты на осуществление той же задачи оценивались в 2 млрд дол. «Мы недооценили сложность этой работы », — подчеркнул он в интервью в среду газете «Вашингтон пост ».
В конце мая текущего года управление Паркера проинформировало, что к настоящему моменту удалось уничтожить путем сожжения 10125 метрических тонн ОВ. Уничтожить весь арсенал ни к 2007 году, крайнему сроку, установленному для стран, подписавших Конвенцию о запрещении химоружия, ни к 2012 году США не смогут…
По словам Паркера, среди основных причин срыва графика — технические проблемы на предприятиях по ликвидации ОВ и протесты экологов. Их, в частности, не устраивает основной способ уничтожения ОВ — сожжение, при котором, как утверждается, выбрасываемые в атмосферу химикаты оказывают вредное воздействие на здоровье американцев…
Для ускорения темпов уничтожения ОВ путем химической нейтрализации в этом году начнется строительство еще двух объектов — близ Пуэбло (шт. Колорадо) и Ричмонда (шт. Кентукки). Как считает Паркер, поставленные перед ними задачи эти объекты смогут выполнить не ранее 2014 г.
Ноябрь 2006 года
«ВАШИНГТОН, 22 ноября. (ИТАР-ТАСС). Пентагон затребовал очередную отсрочку для уничтожения своего арсенала химического оружия — на этот раз до 2023 года, сообщила газета «Ю-Эс-Эй тудей», ссылаясь на документы министерства обороны, попавшие в ее распоряжение…
В интервью газете представитель минобороны Крис Айлейб пояснил, что необходимость отсрочки вызвана несколькими факторами, в том числе технологическими проблемами на предприятиях по ликвидации ОВ, бюрократическими проволочками, протестами экологов…
«Безопасное уничтожение химоружия — процесс не простой и не быстрый », — заявил Айлейб. Согласно новому плану Пентагона, введение в строй объектов в Колорадо (недалеко от г. Пуэбло) и Кентукки (в окрестностях Ричмонда) затягивается, и нейтрализовать те объемы ОВ, которые там предполагается переработать, они смогут лишь к 2020 и 2023 годам соответственно…

Химическое разоружение

Организация по Запрещению Химического Оружия (ОЗХО) - международная организация, созданная при поддержке ООН 29 апреля года, после вступления в силу Конвенции о запрещении химического оружия, открытой к подписанию в январе 1993 года.

Главные задачи - обеспечение контроля за соблюдением запрета на использование химического оружия , ликвидации его запасов, содействие развитию сотрудничества в области мирной химии , помощь государствам в обеспечении защиты от химического оружия, обеспечение нераспространения химического оружия.

Штаб квартира расположена в Гааге (Нидерланды).

Структура ОЗХО

Организация по запрещению химического оружия имеет три основных органа: Конференция государств - участников, Исполнительный совет и Технический секретариат.

Конференция государств-участников

Конференция государств-участников - главный орган ОЗХО. В ее состав входят все члены Организации . Собрание проходит не реже одного раза в год и рассматривает вопросы в рамках сферы охвата Конвенции. Конференция осуществляет надзор за осуществлением Конвенции, принимает меры для содействия реализации ее предмета и целей, а также рассматривает ее соблюдение. Конференция осуществляет надзор за деятельностью Исполнительного совета и Технического секретариата. Раз в пять лет Конференция государств-участников собирается на специальную сессию для рассмотрения действия Конвенции.

Исполнительный совет ОЗХО - исполнительным органом Организации. Отчет о деятельность предоставляется на ежегодном собрании Конференции. Исполнительный совет действует в соответствии с решениями Конференции и обеспечивает их исполнение. В задачу Исполнительного совета входит содействие осуществлению и соблюдению Конвенции, за деятельностью Технического секретариата. Исполнительный совет состоит из 41 члена. В состав Исполнительного совета имеет право входить каждое государство-участник. Заседания Исполнительного совета проводят четыре раза в году или более, если этого требуют государства-участники совета или Конференция.

Технический секретариат

Технический секретариат помогает Конференции и Исполнительному совету в выполнении их функций. Технический секретариат осуществляет предусмотренные Конвенцией меры проверки ее соблюдения, получает и систематизирует первоначальные и ежегодные данные государств-участников (информация о запасах химического оружия, о бывших объектах по его производству и т. д.). В состав Технического секретариата входят Генеральный директор (назначается Конференцией государств-участников по рекомендации Исполнительного совета), который является его руководителем и главным административным сотрудником, инспекторы и другой политико-административный и технический персонал.

Химическое разоружение

По состоянию на начало 2004 года 95 % государств-участников представили свои данные в ОЗХО. Шесть государств объявили о том, что они обладают запасами химического оружия (Албания , Индия , Ливия , Россия , США и другое государство-участник, которое пожелало, чтобы его название не упоминалось в официальных документах ОЗХО). В сумме эти запасы насчитывали около 70 тыс. тонн отравляющих веществ различных типов. Из них нервно-паралитические ОВ - VX (28 %), зарин (22 %), зоман (13 %) составляли 63 %, кожно-нарывные (главным образом иприт и люизит) 35 %. Остающиеся 2 % приходились на бинарное химическое оружие и различные токсичные отходы.

13 государств объявили о существовавших 64 объектов на момент вступления в Конвенцию или в прошлом мощностей по производству химического оружия (Албания , Боснии и Герцеговина , Китай , Франция , Индия , Ливия , Иран , Япония , Россия , Великобритания , США , Югославия и в другом государстве-участнике).

На начало 2004 года государствами - участниками было объявлено 5466 объектов гражданской химической промышленности , подпадающих под сферу охвата режима проверки химической промышленности, а также передачи химикатов, входящих в списки, содержащиеся в Конвенции.

В период с 1997 г. и по начало 2004 года ОЗХО уничтожила более 8 тыс. тонн отравляющих веществ в 4 государствах, объявивших о наличии у них запасов химического оружия. 29 апреля 2003 года Россия выполнила предусмотренный Конвенцией первый этап уничтожения химического оружия категории I, ликвидировав 400 тонн отравляющих веществ (1 % общих запасов) на первом российском объекте по уничтожению в пос. Горный Саратовской области .

Инспекционная деятельность ОЗХО

За подготовку, планирование и анализ результатов инспекций отвечает отдел проверки Технического секретариата.

Большая часть инспекционной деятельности (около 60 % инспекций) осуществляется на объектах, связанных с химическим оружием . На объектах по уничтожению химического оружия (ОУХО) в период их функционирования обеспечивается постоянное присутствие инспекторов. Так в 2003 году на ОУХО было проведено 74 ротации инспекторов. В 2002 году было проведено 85 таких инспекций.

Конвенция о запрещении химического оружия предусматривает возможность проведения инспекций по запросу. Инспекция по запросу может проводиться в любом государстве-участнике по запросу другого государства-участника без права отказа с целью прояснения или разрешения любого вопроса, касающегося возможного несоблюдения Конвенции. Запрашивающее инспекцию государство обязано ограничивать запрос на инспекцию рамками Конвенции и представлять в запросе всю соответствующую информацию, на основе которой возникла озабоченность. Каждое государство-участник должно воздерживаться от необоснованных запросов, избегая злоупотреблений. Инспектируемое государство обязано предоставлять доступ в пределах запрашиваемого места исключительно с целью установления фактов, имеющих отношение к озабоченности относительно возможного несоблюдения Конвенции. Но за годы действия Конвенции ни одно государство-участник не запрашивало проведения подобных инспекций.

Конвенция предусматривает оказание государствам-участникам помощи и защиты в случае применения против них или угрозы применения химического оружия. В соответствии с положениями Конвенции такая помощь может предусматривать предоставление государствам-участникам средств обнаружения и систем сигнализации, защитного и дегазационного оборудования и средств дегазации, медицинских антидотов и средств лечения, а также консультирования по любым защитным мерам.

В соответствии с Конвенцией каждое государство-участник взяло на себя обязательство либо вносить взносы в добровольный фонд помощи, который был учрежден на первой Конференции государств-участников, либо объявить о том, какого рода помощь оно могло бы предоставить по призыву Организации.

Международное сотрудничество

Государства-участники имеют право проводить исследования, разрабатывать, производить, приобретать, сохранять, передавать и использовать химикаты, обмениваться оборудованием и научно-технической информацией в целях, не запрещаемых по Конвенции. Конвенция также гласит, что ее участники не устанавливают между собой никаких ограничений, которые сдерживали бы или затрудняли торговлю, а также развитие и распространение научно-технических знаний в области химии в промышленных, сельскохозяйственных, исследовательских, медицинских, фармацевтических или иных мирных целях.

Организация осуществляет целый ряд программ, направленных на содействие сотрудничеству в области химии. Эти программы направлены на подготовку ученых и инженеров из развивающихся стран или стран с переходной экономикой, на поддержку проведения семинаров и конференций по тематике развития химической промышленности, торговли химикатами и т. д. Организация по запрещению химического оружия, уже семь лет обеспечивающая режим запрета химического оружия, является одной из основных составляющих системы международной безопасности, работающим на уничтожение опаснейшего вида оружия массового уничтожения.

Ссылки

  • вопросы разоружения и ограничения распространения ядерного, химического и биологического оружия
  • пример соглашения ОЗХО и государства-участника «О химическом оружии»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Химическое разоружение" в других словарях:

    - … Википедия

    Химическое оружие - один из видов оружия массового поражения, действие которого основано на использовании боевых токсичных химических веществ (БТХВ). К БТХВ относятся отравляющие вещества (ОВ) и токсины, оказывающие поражающее действие на организм человека и… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Разоружение в современном мире: договоры, конвенции, результаты - Неделя разоружения (Disarmament Week) проводится ежегодно с 24 по 30 октября, что предусмотрено в Заключительном документе специальной сессии Генеральной Ассамблеи 1978 года. Разоружение комплекс мер, призванных прекратить наращивание средств… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Сокращение средств ведения войны, которыми обладают государства. Меры по разоружению, принимаемые государствами, могут включать в себя как межгосударственные соглашения, так и односторонние акции; это могут быть относительно простые… … Энциклопедия Кольера

    Большая восьмёрка - это группа восьми промышленно развитых стран, проводящая регулярные встречи на высшем уровне. Саммит большой восьмёрки в который входят страны: Великобритания, Франция, Италия, ФРГ, Япония, США, Канада, а также Россия. Содержание >>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

    Организация по запрещению химического оружия Членство: 188 стран участниц Штаб квартира: Гаага, Нидерланды Официальные языки … Википедия

    - (ОЗХО) международная организация, созданная при поддержке ООН 29 апреля 1997 года, после вступления в силу Конвенции о запрещении химического оружия, открытой к подписанию в январе 1993 года. Главные задачи обеспечение контроля за соблюдением… … Википедия

Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО ) - международная организация, созданная при поддержке ООН 29 апреля 1997 года , после вступления в силу Конвенции о запрещении химического оружия , открытой к подписанию в январе 1993 года. В 2013 году ОЗХО награждена Нобелевской премией мира .

Главные задачи - обеспечение контроля за соблюдением запрета на использование химического оружия , ликвидации его запасов, содействие развитию сотрудничества в области мирной химии , помощь государствам в обеспечении защиты от химического оружия, обеспечение нераспространения химического оружия.

Штаб-квартира расположена в Гааге (Нидерланды).

Структура ОЗХО

Организация по запрещению химического оружия имеет три основных органа: Конференция государств - участников, Исполнительный совет и Технический секретариат.

Конференция государств-участников

Конференция государств-участников - главный орган ОЗХО. В её состав входят все члены Организации . Собрание проходит не реже одного раза в год и рассматривает вопросы в рамках сферы охвата Конвенции. Конференция осуществляет надзор за осуществлением Конвенции, принимает меры для содействия реализации её предмета и целей, а также рассматривает её соблюдение. Конференция осуществляет надзор за деятельностью Исполнительного совета и Технического секретариата. Раз в пять лет Конференция государств-участников собирается на специальную сессию для рассмотрения действия Конвенции.

Исполнительный совет ОЗХО является исполнительным органом Организации. Отчет о деятельности предоставляется на ежегодном собрании Конференции. Исполнительный совет действует в соответствии с решениями Конференции и обеспечивает их исполнение. В задачу Исполнительного совета входит содействие осуществлению и соблюдению Конвенции, за деятельностью Технического секретариата. Исполнительный совет состоит из 41 члена. В состав Исполнительного совета имеет право входить каждое государство-участник. Заседания Исполнительного совета проводят четыре раза в году или более, если этого требуют государства-участники совета или Конференция.

Технический секретариат

Технический секретариат помогает Конференции и Исполнительному совету в выполнении их функций. Технический секретариат осуществляет предусмотренные Конвенцией меры проверки её соблюдения, получает и систематизирует первоначальные и ежегодные данные государств-участников (информация о запасах химического оружия, о бывших объектах по его производству и т. д.). В состав Технического секретариата входят Генеральный директор (назначается Конференцией государств-участников по рекомендации Исполнительного совета), который является его руководителем и главным административным сотрудником, инспекторы и другой политико-административный и технический персонал.

Химическое разоружение

По состоянию на начало 2004 года 95 % государств-участников представили свои данные в ОЗХО. Шесть государств объявили о том, что они обладают запасами химического оружия (Албания , Индия , Ливия , Россия , США и другое государство-участник, которое пожелало, чтобы его название не упоминалось в официальных документах ОЗХО). В сумме эти запасы насчитывали около 70 тыс. тонн отравляющих веществ различных типов. Из них нервно-паралитические ОВ составляли 63 %: (28 %), зарин (22 %), зоман (13 %); кожно-нарывные (главным образом иприт и люизит) 35 %. Остающиеся 2 % приходились на бинарное химическое оружие и различные токсичные отходы.

13 государств объявили о существовавших 64 объектов на момент вступления в Конвенцию или в прошлом мощностей по производству химического оружия (Албания , Босния и Герцеговина , Китай , Франция , Индия , Ливия , Иран , Япония , Россия , Великобритания , США , Югославия и в другом государстве-участнике).

На начало 2004 года государствами - участниками было объявлено 5466 объектов гражданской химической промышленности , подпадающих под сферу охвата режима проверки химической промышленности, а также передачи химикатов, входящих в списки, содержащиеся в Конвенции.

В период с 1997 г. и по начало 2004 года ОЗХО уничтожила более 8 тыс. тонн отравляющих веществ в 4 государствах, объявивших о наличии у них запасов химического оружия. 29 апреля 2003 года Россия выполнила предусмотренный Конвенцией первый этап уничтожения химического оружия категории I, ликвидировав 400 тонн отравляющих веществ (1 % общих запасов) на первом российском объекте по уничтожению в пос. Горный Саратовской области .

Инспекционная деятельность ОЗХО

За подготовку, планирование и анализ результатов инспекций отвечает отдел проверки Технического секретариата.

Большая часть инспекционной деятельности (около 60 % инспекций) осуществляется на объектах, связанных с химическим оружием . На объектах по уничтожению химического оружия (ОУХО) в период их функционирования обеспечивается постоянное присутствие инспекторов. Так в 2003 году на ОУХО было проведено 74 ротации инспекторов. В 2002 году было проведено 85 таких инспекций.

Конвенция о запрещении химического оружия предусматривает возможность проведения инспекций по запросу. Инспекция по запросу может проводиться в любом государстве-участнике по запросу другого государства-участника без права отказа с целью прояснения или разрешения любого вопроса, касающегося возможного несоблюдения Конвенции. Запрашивающее инспекцию государство обязано ограничивать запрос на инспекцию рамками Конвенции и представлять в запросе всю соответствующую информацию, на основе которой возникла озабоченность. Каждое государство-участник должно воздерживаться от необоснованных запросов, избегая злоупотреблений. Инспектируемое государство обязано предоставлять доступ в пределах запрашиваемого места исключительно с целью установления фактов, имеющих отношение к озабоченности относительно возможного несоблюдения Конвенции. Но за годы действия Конвенции ни одно государство-участник не запрашивало проведения подобных инспекций.

Конвенция предусматривает оказание государствам-участникам помощи и защиты в случае применения против них или угрозы применения химического оружия. В соответствии с положениями Конвенции такая помощь может предусматривать предоставление государствам-участникам средств обнаружения и систем сигнализации, защитного и дегазационного оборудования и средств дегазации, медицинских антидотов и средств лечения, а также консультирования по любым защитным мерам.

В соответствии с Конвенцией каждое государство-участник взяло на себя обязательство либо вносить взносы в добровольный фонд помощи, который был учрежден на первой Конференции государств-участников, либо объявить о том, какого рода помощь оно могло бы предоставить по призыву Организации.

Международное сотрудничество

Государства-участники имеют право проводить исследования, разрабатывать, производить, приобретать, сохранять, передавать и использовать химикаты, обмениваться оборудованием и научно-технической информацией в целях, не запрещаемых по Конвенции. Конвенция также гласит, что её участники не устанавливают между собой никаких ограничений, которые сдерживали бы или затрудняли торговлю, а также развитие и распространение научно-технических знаний в области химии в промышленных, сельскохозяйственных, исследовательских, медицинских, фармацевтических или иных мирных целях.