На окраине Москвы в 1930 г. был образован новый парк культуры и отдыха, получивший в 1931 г. имя И.В. Сталина. Тогда на востоке столицы, в строящемся районе Измайлово, предполагалось возведение самого масштабного в СССР спортивного комплекса, а рядом было необходимо организовать место для отдыха и развлечений трудящихся. В 1950-е гг. ПКиО им. Сталина был переименован в ПКиО «Измайлово».

Наряду с лесопарком и усадьбой на острове, Измайловский ПКиО является частью исторического и культурного ландшафта. В XVII в. Измайлово было загородной хозяйственной усадьбой Романовых с охотничьими угодьями. Парк культуры и отдыха занимает территорию бывшего Измайловского зверинца, где в то время разводили животных для царской охоты. С Измайловской усадьбой тесно связаны судьбы правителей России XVIII в. – Петра I, Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны.

После расширения Москвы и создания кольцевой автодороги в 1960 г. лесопарк вместе с парком культуры и отдыха оказался в черте города. Сегодня лесная и парковая зоны разделены Главной аллей – просекой, которая была проложена в XVIII в. С юга находится Перово, которое принадлежало тогда Алексею Григорьевичу Разумовскому, а с севера – Измайлово, собственность его возлюбленной, государыни Елизаветы Петровны.

Измайловский ПКиО находится к западу от Главной аллеи, вытянут вдоль неё на 3 км и занимает 334 га. Парк культуры и отдыха был выделен в самостоятельную единицу в 1931 г. в связи с планами по строительству на востоке столицы крупнейшего спортивного комплекса им. Сталина. Предполагалось, что центром станет гигантский стадион на 100 тысяч мест, а на месте парка будет огромный искусственный водоём и подземные сооружения для демонстрации боевой техники и проведения массовых мероприятий. В конце 1930-х гг. сюда стали тянуть ветку метро с предполагаемой конечной станцией «Стадион им. Сталина» - так в итоге решили назвать грандиозный комплекс. Строительство объекта было остановлено с наступлением Великой Отечественной войны. Остатки начатого стадиона сохранились и находятся к северу от парка, это место известно сегодня как бывший Черкизовский вещевой рынок.

Вновь образованный Парк культуры и отдыха «Измайлово» получил имя Сталина в 1931 г. Сразу за центральным входом был установлен памятник «вождю народов», заменённый впоследствии на фигуру В.И. Ленина. В 1930-е гг. в парке были размещены парашютная вышка, театр, аттракционы, различные павильоны и площадки для игр. Предполагалось даже строительство детской железной дороги. Парк им. Сталина должен был стать самым интересным и посещаемым парком Москвы.

Авторами проекта нового парка стали ландшафтные дизайнеры М.П. Коржев и М.И. Прохорова. В целом и сегодня сохранилась планировка 1930-х гг., а также памятники скульптуры и архитектуры советской эпохи. К сожалению, некоторые павильоны исчезли, закрыты или находятся в аварийном состоянии. Ведутся работы по их реставрации. От летней дачи и мастерской советского скульптора С.Д.Меркурьева, автора композиции «Похороны вождя» в Горках Ленинских, остался лишь памятный знак на Главной аллее.

В годы Великой Отечественной войны в парке был сформирован 85-й гвардейский минометный полк «Катюша», о чём напоминает мемориал и выставка боевой техники на Площади Мужества в центре парка. В северной части расположена Наташина березовая роща, высаженная в честь Н.А. Качуевской – медсестры, погибшей в боях под Сталинградом в 1942 г.

В первые послевоенные десятилетия среди рабочих прилегающих к парку районов Москвы были популярны билеты выходного дня на посещение Измайловского ПКиО, включающие питание и культурную программу. В парке действовал кинолекторий, летняя библиотека, клубы по интересам, зоны народных игр, детские площадки и лодочная станция. По ассортименту предлагаемых развлечений Измайловский ПКиО практически не уступал ЦПКиО им. Горького, а по размеру своей территории превосходил его.

Измайловский парк знаменит своими аттракционами, среди которых в 1957 г. установили второе по величине колесо обозрения в Москве. В 1970-е гг. японцы привезли в парк новинки - аттракционы, которые исправно работали и радовали детей до начала 1990-х гг. С конца 1990-х гг. состав аттракционов постоянно меняется. Сегодня действуют площадки «Кроха» для самых маленьких, традиционные аттракционы «Забава», два колеса обозрения, тир и веревочный панда-парк для детей и взрослых.

У северного входа в парк находится станция метро «Партизанская», неоднократно менявшая свое название, а также самый крупный гостиничный комплекс Москвы «Измайлово», выстроенный для размещения гостей в период проведения Олимпиады-80. Около него расположился вернисаж в Измайлово – рынок антиквариата и сувениров на открытом воздухе.

Сегодня, как и в советский период, Измайловский парк – место проведения досуга и активного отдыха москвичей. Здесь проводятся фестивали подвижных игр, работают пункты проката спортивного инвентаря, устраиваются концерты, танцевальные вечера и выступления творческих коллективов. Ежегодно на день Победы центром торжественных мероприятий становится Площадь Мужества на Майской аллее парка. Летом действует лодочная станция, а зимой – каток.

  • Станция метро "Шоссе энтузиастов"

    Начнем нашу прогулку от метро «Шоссе Энтузиастов».

    Для входа в парк следует двигаться вдоль трамвайных путей до следующей остановки «ул. Плеханова». Позади остановки будет отверстие в заборе – вход в Измайловский ПКиО. Пройти мимо газона и скамеек вперед до Конно-спортивного комплекса.

  • Конно-спортивный комплекс «Измайлово»

    Конно-спортивный комплекс «Измайлово» был организован на окраине нового ПКиО в 1935 г. по инициативе маршала С.М. Буденного. Руководителем и главным тренером в течение 50 лет был офицер-кавалерист Иванов Михаил Сергеевич. Манеж и конюшня комплекса выстроен в классических формах 1950-х – 1960-е гг. Б.И.Аверинцевым. Объект культурного наследия регионального значения.

    Надо обойти слева Конно-спортивный комплекс, выйти к началу Аллеи пролетарского входа – асфальтовой дороги. Идти по ней около 200 метров. Пропустить первый поворот направо, на втором свернуть к желтому зданию, окруженному елями.

  • Кинолекторий – один из бывших развлекательных центров парка. На территории ПКиО в прошлом размещалось множество красиво оформленных парковых павильонов, из которых большинство дошло до наших дней в полуразрушенном состоянии. Бывший кинолекторий – исключение, павильон был выстроен в 1950-е гг., сегодня он отреставрирован и занят администрацией Измайловского ПКиО. Перед зданием разбиты цветники и утроены фонтаны.

    Встать спиной к администрации парка и увидеть перед собой крупнейшее колесо обозрения в Москве.

  • Большое колесо обозрения было установлено в 1957 г. к открытию Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Проект колеса разработан инженером Г.С. Хромовым, высота колеса от поверхности земли – 50 м., на нем установлено 40 смотровых кабинок. После установки колеса у молодожёнов появилась традиция кататься на нём. За 7,5 минут поездки можно увидеть панораму Измайловского парка, а также практически всю территорию Восточного округа Москвы.

    Обойти колесо справа и выйти на дорожку вдоль берега пруда. Идти по ней против часовой стрелки до лодочной станции.

  • Круглый пруд и лодочная станция

    Круглый пруд - единственный, оказавшийся на территории ПКиО пруд царской усадьбы Алексея Михайловича. Пруд на этом месте известен с XVII в., он был выкопан в форме подковы и первоначально назывался Софрониевский. В XIX в. пруд пересох и указан на картах как Черничное болото. При устройстве парка в 1930-е гг. его расчистили, после чего он получил название Круглый. На нём была открыта лодочная станция, которая действует и по сей день. На острове в центре пруда гнездятся птицы, занесённые в Красную книгу, например, гоголь обыкновенный.

    За лодочной станцией свернуть направо на большую площадь, окруженную военной техникой.

  • Площадь мужества на Майской аллее была заложена по проекту архитектора М.Н. Мошинского в 1968 г. как Аллея Славы 85-го гвардейского минометного полка, сформированного здесь в 1942 г. из комсомольцев Москвы. Мемориал в честь полка стал центральным монументом площади, которая была впоследствии окружена другими памятными знаками и выставкой боевой техники. На Площади мужества был расположен вечный огонь, по периметру установлены памятные стелы работникам Измайловского парка, погибшим в годы Великой Отечественной войны, партизанам и радистам, подготовленным в парке, лётчикам 6-го Московского истребительного корпуса ПВО, 92-му гвардейскому Гомельскому минометному полк, 212-й Кричевской стрелковой дивизии, воинам 40-й армии, погибшим в Афганистане в 1979-1989 гг. По краям установлены постаменты с боевой техникой, прошедшей путь до Берлина: здесь можно увидеть боевой танк Т-34, боевую машину с «Катюшей» и зенитную пушку. Центральное место занимает монумент в честь 85-го гвардейского минометного полка. Площадь мужества – традиционное место празднования Дня Победы в Великой Отечественной войне и сбора ветеранов. Здесь проводятся военно-патриотические игры и организовано награждение участников различных соревнований.

    Пройти через площадь вперед к главному монументу.

  • Монумент в честь 85-го гвардейского минометного полка занимает центральное место на площади мужества Измайловского ПКиО. Он установлен в 1968 г. Автор концепции памятника - скульптор Р.И. Бальжак. Композиция выполнена в виде символической пусковой установки: к направляющим прикреплены модели реактивных снарядов миномета «Катюша», установленные на 7-метровую высоту.

    Выйти с площади справа от монумента, пересечь Майскую аллею (вдоль неё высажены пирамидальные тополя) и подняться по ступенькам к ажурной беседке.

  • Вернуться на Майскую аллею, идти направо. После окончания тополиной аллеи на первом перекрестке свернуть направо, идти по прямой дорожке 100 м. Справа за деревьями покажется живописная руина.

  • Клуб интересных встреч. В прошлом изящный павильон в стиле неоклассицизма находился в центральной части парка. Однотипный проект ресторана повторяет планировку «Фиалки» в Сокольниках. Первоначально носил название «Ялта», затем до 1970-х в нем располагался ресторан «Лето» с верандой и балконом для музыкантов. С 1980-х гг. здание заброшено: крыша обвалилась, стены представляют собой руины.

    Вернуться обратно на перекресток с Майской аллеей, повернуть направо и идти прямо вверх до открытой концертной площадки. Не удивляться назойливости голодных белок и птиц, а положить им немного корма в кормушку.

  • Встать спиной к эстраде, перейти аллею Большого круга, справа за деревьями покажется высокая прямоугольная стена – бывший скалодром. Идти по дорожке по направлению к нему через розарий, затем выйти на прямоугольную асфальтовую площадь.

На Площади Мужества обострилась борьба между жителями района и строителями. Сегодня на пересечении 2-го Муринского проспекта и улицы Карбышева жильцы близлежащих домов – блокадники и активисты общественных организаций - перекрыли дорогу и чуть не избили одного из водителей, попытавшего прорваться через живую цепь. Сегодня же о проблеме говорили в Смольном.

На Площади Мужества обострилась борьба между жителями района и строителями. Сегодня на пересечении 2-го Муринского проспекта и улицы Карбышева собрались жильцы близлежащих домов – блокадники и активисты общественных организаций. Они перекрыли 2-й Муринский проспект и чуть не избили одного из водителей, попытавшего прорваться через живую цепь. Сегодня же о проблеме говорили в Смольном.

Губернатор города Валентина Матвиенко на сегодняшнем заседании правительства распорядилась в дальнейшем не согласовывать постановления правительства о строительстве объектов на месте скверов, парков, а также в местах отдыха горожан.

"Нам не нужно напряжение на голом месте! - заявила губернатор на заседании правительства, имея в виду скандал вокруг строительства коммерческого центра на площади Мужества. - Есть факты, когда строят там, где не надо строить, где надо прислушаться к мнению жителей. Либо инвестор должен убедить граждан в том, что строительство необходимо, и снять все претензии горожан, либо пусть строит в другом месте. Ну не хотят жители магазин, устраивают акции протеста, ну постройте его на соседней улице! Зачем нам лишнее напряжение?" -обратилась губернатор к главе комитета по строительству Роману Филимонову. Ответственные за городские стройки чиновники не стали с ней спорить.

Журналистам они заявили, что помогут петербуржцам, недовольным строительством на площади Мужества, оформить исковое заявление в суд. Об этом сообщил глава комитета Роман Филимонов. По его словам, "мы окажем правовую поддержку гражданам для их обращения в суд". При этом Филимонов подчеркнул, что строительство полностью санкционировано, у компании-застройщика имеется вся разрешительная документация.

"Ни одного документа о том, что на этом месте нельзя проводить строительство, я не видел. Если граждане представят такие документы в суд, и суд сочтет, что строительство незаконно или может быть опасно, то мы запретим стройку. Все должен решить суд. На наш взгляд, шансов на то, что суд в этом вопросе встанет на сторону граждан, мало, так как вся разрешительная документация у застройщика в порядке".

Напомним, что история борьбы со строителями началась 11 сентября 2006 года, когда жители домов 2-го Муринского проспекта и улицы Карбышева увидели необычную картину. На уже казалось бы навсегда освобожденной от «уплотниловки» площади Мужества вновь красовался строительный вагончик – началось строительство торгового комплекса на месте Блокадной часовни. Естественно, люди пошли жаловаться во все мыслимые и немыслимые инстанции с требованиями прекратить то, что они считают кощунством по отношению к памяти погибших. Трудились активисты не зря, вице-губернатор Петербурга Александр Вахмистров уже несколько раз заявлял, что действительно строительство на этом месте вестись не должно. Так как пока дальше слов дело не пошло, люди в очередной раз вышли на улицу. Репортажи с места «боевых действий» на этой неделе вновь заняли телеэфир.

Активисты сегодня дежурили около синего строительного забора с 9 утра. Бабушки - блокадницы, дедушки – блокадники, представители общественного объединения «Площадь Мужества» энергично готовились к выступлениям. Кто-то писал на заборе уже избитую фразу со словом «позор», кто-то расклеивал листовки, кто-то держал или переносил плакаты. Главными лозунгами митинга стали уже традиционные: «Восстановим Преображенскую часовню. Нет торговому комплексу», «Это наш город», «пусть сияют над площадью Мужества 1941-1945 как символ Всенародного горя и Великой Победы», «Ветераны, вы защитили город от фашистов, мы спасем площадь Мужества». К половине десятого подошли нацболы и попытались поднять флаг. Но старики отказались от помощи национал-большевиков. До драки не дошло, но неприятный осадок от перепалки остался.



Решение о перекрытии 2-го Муринского проспекта принимали всем миром и также дружно пошли «на дело». Один разгоряченный товарищ вообще хотел идти перекрывать движение по самой площади, однако его уговорили, приведя вполне разумный довод – там нет светофора, и машины едут почти без остановки- жертв будет не избежать. Правда, без жертв все равно не обошлось. Водитель небольшого грузового автомобиля попытался проехать сквозь толпу, но не тут-то было. Разгоряченный активист – манифестант попытался ударить мужчину, благо тот догадался не выходить из машины, через открытое стекло. Удары оказались не сильными и пришлись в лицо и руку, больше пострадала машина – от нее оторвали зеркало заднего вида. Переругавшись с ничего не понимающими водителями, активисты зашли на тротуар. Дальше митинг шел спокойно.


Напомним, что на месте строительства торгового центра раньше находилась деревянная Спасо-Преображенская часовня. В 60-е годы ее разобрали, а 9 мая 2005 года там был установлен закладной камень церкви в честь погибших во время блокады ленинградцев. Затем должно было начаться строительство самого храма. Активистам удалось вчера прорваться на место строительства. Там были обнаружены кости. Однако в прокуратуре района уже заявили, что это не человеческие останки, несмотря на то, что на проведение экспертизы требуется не менее месяца.

Также активисты говорят, что стройка идет в зоне риска – в 50 метрах от места обрушения здания НПО «Аврора» и над веткой метро. Строительство ведет ООО «Концептгрупп» и ООО «Регион». Инвесторы и строители заявляют, что вся эта борьба – ничто иное как попытка рейдерского захвата лакомого участка, а блокадники – марионетки (и сами того не подозревающие) в руках захватчиков.

Площадь Мужества уже один раз отстояли. Напомним, что в 2006 году в Выборгском районе, проспект Мориса Тореза, участок 1 (севернее пересечения с площадью Мужества) возник проект «БлинДональтса», разгорелся скандал, по городу прокатились акции протеста. Однако 5 мая 2006 года стало известно о решении губернатора пересмотреть все спорные проекты. Строительство ресторана быстрого питания было остановлено.

Мария Цыганкова,
Надежда Зайцева,
фото Марии Цыганковой
Фонтанка.ру

Перегон между станциями метрополитена "Площадь Мужества" и "Лесная" печально "прогремел" дважды. Первая авария случилась в 1974 году, вторая - в 1995-м. Причина одна и та же: тоннель затапливало подземными водами, да так, что здания на поверхности частично обваливались, проваливались дороги. После второго размыва все строительные работы, проводившиеся тогда, окончательно решено было прекратить. Любые стройки были запрещены. В планах остались подземные переходы, 16-этажные дома. Сам тоннель в итоге решено было затопить, а в 2004 году проложили новый.

В течение нескольких лет после произошедшего территорию исследовали специалисты. Геологи из ВСЕГЕИ имени Карпинского заявили, что на участке, где произошло ЧП, имеет сложное строение, поэтому при возведении домов необходимы специальные инженерно-геологические изыскания. А их коллеги из Института геологии и геохронологии докембрия РАН подтвердили: зона представляет собой область повышенного геологического риска.

Строить в этих местах с тех пор решались не часто. А даже если и брались, после одной-двух "улетевших" в никуда свай, как правило, пугались и планы сворачивали. Однако в последнее время все изменилось. Сейчас горожане борются сразу с несколькими высотными проектами. Причем, строят их не где-то, а в непосредственной близости от зоны происшествия.

Случись что, здания повалятся в радиусе почти километра. Ведь на глубине до 80 метров под землей - ничего, кроме мокрого песка, который выделяет воду, - говорит сопредседатель общественного объединения "Площадь Мужества" Александр Алаханов.

Прямо по соседству с его домом, на месте снесенного центрального кинотеатра "Выборгский", построили уже 12 этажей будущего апарт-отеля с подземной парковкой. Предполагаемая высота здания - почти 62 метра. В суд жители восьми ближайших домов подали сразу, как только узнали, что учреждение культуры вовсе не собираются переоборудовать под торговый центр, как изначально заявляли. Основных претензий две: от комитета по градостроительству и архитектуре (КГА) требуют обозначить границы зоны, где дважды происходили аварии природного и техногенного характера, в генплане города, как это предписывает градостроительный кодекс РФ, а от Госстройнадзора - ограничить стройку по высотности. В КГА, правда, говорят, что никакой зоны ЧС они не знают, на слушаниях по внесению изменений в генплан начальник отдела генплана Александр Мюльберг ответил то же самое.

Тем не менее, суд разрешение Госстройнадзора на проведение работ отменил. Выяснилось, что при подсчетах допустимой в районе высотности слишком многое не сходится. В КГА утверждают, что максимальная высота застройки может составлять 39 метров, в Госстройнадзоре, ссылаясь на информацию застройщика, называют цифры, максимально приближенные к планируемым 62 метрам. В результате суд произвел свои подсчеты и выяснил, что допустимый максимум в районе площади Мужества вообще 34 метра, а застройщик намеренно фальсифицировал данные. Конечно, странно, что ни комитет, ни надзорная служба завышения показателей почти в два раза не заметили, притом что методика четко прописана в правилах землепользования и застройки: "максимальная высота зданий, строений, сооружений, расположенных на застроенных территориях, допускается не более чем на 30 процентов выше средней высоты существующих зданий в квартале".

Однако радоваться петербуржцам пришлось недолго.

Определение суда было выдано 6 декабря прошлого года, а позже в полиции нам выдали другое - от 25 декабря. Оно разрешает стройку до 40 метров, в то время как предыдущее уже вступило в силу и никем не было отменено! Дело рассмотрели без вызова сторон, только в присутствии застройщика, - возмущается Алаханов.

Повлиять на ситуацию горожане пытались с помощью заключений метрополитена и МЧС, но первые ссылаются на то, что указанная территория к "подземке" не относится, а спасатели подчеркивают: "зон в районе площади Мужества, подверженных риску возникновения ЧС, в генплане не выделено", а значит, и говорить не о чем. КГА же на уговоры петербуржцев провести экспертизу и эту зону все-таки обозначить, не поддается. Пока активисты бьются с одним проектом, рядом вырастают другие: 25-этажка рядом с Серебряным прудом, еще один отель на Новороссийской улице, прямо над размывом метро... А гарантийный срок действующих конструкций нового тоннеля тем временем близится к завершению...

Оригинал взят у riverpilgrim в Прорыв

Уже давно хотел найти и пересмотреть интересный фильм-катастрофу "Прорыв", 1986 года выпуска, "Ленфильм". Сюжет картины основан на реальных событиях и рассказывает о крупной аварии, произошедшей при строительстве перегонного тоннеля между станциями "Лесная" и "Площадь Мужества" ленинградского метро, весной 1974 года - из описания фильма.

Вчера случайно коснулись вновь этой темы, правда не из-за метро, а по другом причине и нужно было сделать несколько скриншотов определенного момента. После недолгих поисков нашел то, что искал: скачать можно отсюда , 676 Мб. Качество хорошее, единственное звук не особо сильный.

А под катом интереснейший рассказ об истории аварии и ее ликвидации, как в середине 70-х годов, так и в середине 90-х, когда практически повторилась та же самая история, что привело к "отсечению" части Кировско-Выборгской линии от остальных линий питерского метрополитена.


Размы́в в Петербу́ргском метрополите́не — авария на перегоне между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества», произошедшая в результате разрушительного воздействия плывуна на тоннели.

Вследствие критических просадок перегонных тоннелей и необходимостью их затопления пассажирское движение на участке было прекращено со 2 декабря 1995 по 25 июня 2004 года — момента ввода в эксплуатацию после строительства новых обходных тоннелей.

Предпосылкой аварии стало ускоренное строительство к XXV партийному съезду перегона глубокого заложения. Тоннели между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» (первая на 14 метров ниже второй) протяжённостью 450 метров должны были пройти в толще четвертичных водонасыщенных отложений и водоносных песков с напором воды в несколько атмосфер. Обогнуть этот водоносный слой считали тогда невозможным, объясняя это тем, что слой песка здесь толст и обширен. Сроки также поджимала необходимость открытия первой в стране односводчатой станции глубокого заложения — «Площади Мужества».

При первоначальном прохождении участка плывуна (до аварии) использовалось стандартное криогенное оборудование — охлажденный водосоляной раствор закачивался перед щитом. Грунт замораживался и щит проходил участок.

После аварии для быстрого прохода через плывун была применена технология замораживания грунта дорогостоящим криогенным оборудованием.

С целью уменьшения количества скважин, которые следовало пробурить, количества труб, необходимых для замораживания грунта, и объема заморозки, инженеры «Ленметростроя» предложили вариант расположения тоннелей один над другим. Несмотря на то, что это значительно сократило число требующихся скважин и труб, часть экспертов считает, что это усугубило ситуацию.

При ликвидации последствий размыва было выделено от 6 до 8 тыс. тонн (по разным данным) жидкого азота. В районе плывуна работали 15 замораживающих станций, было пробурено 2000 специальных скважин, а длина трубопроводов достигла 350 километров.

8 апреля 1974 года около 16 часов 30 минут при бурении передовых разведочных скважин в нижнем тоннеле была обнаружена незамёрзшая порода, из которой поступала вода. Плывун на глубине 90 метров был обнаружен гораздо раньше, но заморозить его не удалось. Забой начал заполняться водой через появляющиеся трещины. Вскоре и верхний тоннель (у него не было прямого сообщения с забоем) стал заполняться. Аварийные затворы из-за быстрого поступления плывуна полностью закрыть не удалось, но все люди были спасены. Тоннели были затоплены на километр, значительная часть льдогрунтового массива разморозилась.

На площади Мужества и прилегающих городских магистралях образовались провалы, треснули стены домов и наземных сооружений. Следы этого происшествия несут в себе два производственных корпуса НПО «Аврора», которые можно увидеть с Политехнической улицы: часть этих зданий обрушилась, было решено их не сносить, а просто заделать этажи со стороны улицы. Проникновение плывуна в тоннели метро удалось остановить путём сооружения преграды недалеко от станции метро «Лесная». Для того, чтобы остановить разрушения на поверхности, выработки были затоплены — в аварийные тоннели закачали водопроводную воду.

Повторная проходка осуществлялась с применением сверхнизких температур (использовался жидкий азот с температурой кипения минус 196 градусов). Этот способ был применён впервые в мировой практике. Для преодоления размыва азот в Ленинград поставляли все заводы Советского Союза, производящие его. Это позволило быстро провести работы по созданию льдогрунтовой перемычки и по замораживанию породы.

30 ноября 1975 года была проведена сбойка тоннелей. Конструкция тоннелей необычна, как и сама ситуация с размывом: она имела необыкновенную прочность. Журналист Ю. Стволинский в статье «Дорога мужества» писал:
« Шагаешь по гулкой и гладкой металлической трубе, протянувшейся на сотни метров. Под ногами — бетон путевого основания, положенный на металл, за сталью — бетон, за бетоном — чугунные тюбинги. Только за ними — размыв. »

2 декабря на станции «Площадь Мужества» был проведён митинг, посвящённый сбойке. 31 декабря 1975 года весь участок от «Площади Ленина» до «Академической» сдали в эксплуатацию с оценкой «отлично». На тот момент длина всей Кировско-Выборгской линии от «Дачного» до «Академической» была примерно равна длине первой русской железной дороги между Петербургом и Царским Селом.

За всё время эксплуатации участка через дренаж в тоннели поступало большое количество жидкости — около 60 кубометров в сутки.

С начала февраля 1995 года резко увеличилось поступление воды. С февраля обслуживающий персонал потребовал уменьшить скорость поездов, с вечера пятницы до начала движения в понедельник тоннели вообще закрывались для проведения работ.

Полгода усилий требуемых результатов не дали, и 2 декабря 1995 года в газете «Санкт-Петербургские ведомости» появилась информация:

«В связи с производством неотложных работ на перегоне метрополитена ст. «Лесная» — ст. «Площадь Мужества» с 4 декабря 1995 года по всем дням недели не будет осуществляться движение поездов метро на участке «Площадь Ленина» — «Академическая. «В толстенном металле, которым покрыты тюбинговые кольца внутри тоннелей, кое-где появились трещины. Пошла вода с песком. Эта смесь словно наждаком разрушала металл. Когда поезда оказались „по колено“ в воде, а сверху на скоростные экспрессы полил „душ“, руководители метрополитена ударили в колокола… Монтажники ввинтили в тело верхнего тоннеля более двух тысяч двухметровых анкеров, которые стали своего рода арматурой. Затем за стальной лист, простроченный анкерами, нагнетали бетонную смесь. К осени в верхнем тоннеле, по которому следуют поезда от „Площади Мужества“ к „Лесной“, отремонтировали 60 метров наиболее опасного участка. Почувствовав противодействие, стихия обрушилась на нижний тоннель. Ремонтники явно не успевали строить защитные укрепления… 4 декабря в перегон ворвалось около 18 кубометров водно-песчаной смеси.»

Тоннели спасти не удалось: в ночь с 5 на 6 декабря в штабе по ликвидации аварии приняли решение затопить двухкилометровый перегон «Лесная» — «Площадь Мужества». Последним использованием тоннеля был перегон из депо «Северное» в «Автово» нескольких поездов. Поезда тащил мотовоз — напряжение с контактного рельса в целях безопасности было снято. Несколько составов ушли в депо «Невское», но уже по железной дороге.

Газета «Санкт-Петербургские ведомости» сообщила:

«9 декабря в 21 час был закрыт и обварен затвор в нижнем конце тоннеля, обращенном к станции „Лесная“. Сразу началось усиление его с помощью бетонной пробки.»

Снова тоннели были заполнены водопроводной водой под давлением для предотвращения осадок земной поверхности в районе площади Мужества и разрушения близлежащих строений.

На время прекращения движения было изменено движение городского транспорта: по распоряжению А. А. Собчака был организован бесплатный маршрут автобуса (№ 80); трамвайный маршрут № 32 был значительно укорочен и ему был присвоен № 38. За станцией «Лесная» к 14 февраля 1996 г. был восстановлен оборотный съезд, использовавшийся ранее до 1975 г, когда станция была конечной. Станция «Площадь Мужества» была тупиковой, на ней использовался только один путь, соединительный тоннель между первым и вторым путями располагался севернее станции, то есть в сторону станции «Политехническая», причём надо заметить, что до 1995 г. этот оборотный съезд никогда не существовал, но благодаря конструкции станции его прокладка через служебные помещения станционного комплекса завершилась относительно быстро. Первый поезд пришёл на станцию 22 декабря.

Несмотря на введение бесплатного автобусного маршрута, он не смог в полной мере заменить затопленный перегон, из-за чего сильно возросла нагрузка на некоторые виды наземного транспорта, а также на станции метрополитена Московско-Петроградской линии «Проспект Просвещения», «Озерки» и «Пионерская». Последняя в период размыва даже работала в особом режиме в утренние и вечерние часы «пик»: утром — только на вход, вечером — на выход.

На северном участке Кировско-Выборгской линии использовались только два состава, они доезжали от станции «Девяткино» до станции «Площадь Мужества» и там отправлялись с того же пути, на какой прибывали, и ехали обратно. Поезда ходили по расписанию со средним интервалом 10-15 минут днём и 15-20 минут в вечернее время после часа «пик»; расписание висело на каждой станции метро отрезанного участка.

Специалисты «Ленметрогипротранса» подготовили ряд проектов по восстановлению аварийного участка, главным образом включавшие в себя строительство обходных тоннелей. Из предложенных вариантов ликвидации аварии был выбран проект строительства новых тоннелей с участием итальянской фирмы Impregilo NCC (гарантия дана на 20 лет, что немного, поскольку почти столько же продержался первый тоннель). Проходческий щит «Виктория» стал сооружать новую трассу примерно в 200 метрах в сторону от старой трассировки и на 20 метров выше неё.

При ликвидации «размыва» были трудности с финансированием. «Размыв» оказался инструментом политической борьбы, обещания по ликвидации проблемы давали все — от депутатов всех уровней до губернатора Петербурга (В. А. Яковлев). Новый губернатор (В. И. Матвиенко) назвала срок: конец июня 2004 года, и ликвидация последствий размыва была осуществлена.

Ликвидация «размыва» отняла значительные ресурсы федерального и городского бюджета и фактически затормозила развитие Петербургского метрополитена на несколько лет. (По некоторым данным общая стоимость работ составила более $145 млн, половину из которых внес федеральный бюджет, вторую половину город.)

Новый тоннель называют «гусеницей»: он имеет резиновые сочленения и способен колебаться вместе с почвой.

Участок «размыва» находится под постоянным мониторингом, предпосылок для беспокойства по поводу того, что где-то в метро возможна ситуация подобная той, что сложилась на Кировско-Выборгском направлении в 1995 году, по словам служащих метро, нет.

Хронология строительства

* 21 ноября 2001 года в шахту был опущен проходческий щит «Виктория».
* февраль 2002 началась проходка.
* март (?) 2002 года щит «Виктория» осел в тоннеле на полметра, а итало-шведский подрядчик — консорциум в составе компаний Impregilo и NCC — попал под огромные штрафные санкции, ввод тоннеля к 300-летию города был поставлен под большие сомнения.
* 11 апреля 2002 года работы по проходке тоннеля остановлены.
* июнь 2002 посещение работ правительственной комиссией Госстроя
* 26 июня 2002 правительство Италии на заседании рассматривало вопрос о неудовлетворительном ведении работ фирмой «Импреджило» в Санкт-Петербурге и был назначен правительственный куратор — фирма «Rocksoil» (Италия).
* июль 2002 года Тоннельная ассоциация России завершила экспертизу измененной части проектной документации и выдала положительное заключение (изменения потребовались после апрельского инцидента). Консорциум вносит изменения в конструкцию щита и проводит его доработку.
* август 2002 проходческий комплекс проходит тестовые испытания после остановки в апреле и модернизации.
* 4 сентября 2002 испытания вновь остановлены.
* 20 сентября 2002 испытания наконец-то закончены.
* 6 декабря 2002 проходческий комплекс на высокой проходческой скорости натолкнулся на «твердые подземные образования» (по одним данным — на бетонный коллектор, по другим — на валуны ледникового периода). В результате было сломано большое количество проходческих буров. В результате пришлось вызывать французских водолазов, которым пришлось работать под давлением более 5 атмосфер. Работы пришлось остановить на несколько месяцев.
* январь (?) 2003 окончание ремонта и возобновление проходки.
* 5 мая 2003 завершен проход тоннеля в одном направлении. Ремонт Виктории и подготовка к рытью второго тоннеля.
* 27 августа 2003 начало рабочей проходки обратного тоннеля от станции «Площадь Мужества» к «Лесной».
* 27 ноября 2003 года были завершены проходческие работы.
* 26 мая 2004 года по новому участку прошёл первый пробный поезд.
* 5 июня закрылись станции «Выборгская» и «Лесная».
* 12 июня были закрыты станции севернее «размыва».

Для обеспечения пассажирских перевозок был удлинен маршрут бесплатного автобуса № 80 до «Площади Ленина» и Финляндского вокзала. Также была задействована автобусная линия № 100 до железнодорожной станции Ручьи. Стройку планировалось завершить к 300-летию Санкт-Петербурга, однако восстановление сквозного движения по 1-й линии заняло большее время.

26 июня 2004 года президент РФ В. В. Путин торжественно открыл участок, проехав по тоннелю бывшего размыва на специальном поезде, состоящем из двух вагонов. Как обещают метростроители, проблема размыва закрыта не менее чем на 50 лет. В 19 часов 20 минут пассажирское движение на аварийном участке было полностью восстановлено.

Интересные факты

* Метростроевцы, работающие на ликвидации размыва, были вынуждены проходить аварийный участок замороженный до сверхнизких температур. В забое температура опускалась до минус 50 градусов. Метростроевцы работали в валенках и нескольких парах штанов.

* Когда над домами на площади Мужества нависла реальная угроза разрушения, чувства жителей зачастую слишком подогревала пресса. Так, всю Россию поставили «на уши» в связи с затоплением Политехнической улицы водой вследствие прорыва трубопровода, который задел проезжавший грузовик. Когда вода из трубы стала заливать поверхностный участок размыва, люди подумали о подземной катастрофе.

* Проходческий щит «Виктория» создавался специально для данного проекта: подобных тоннелей строить больше не будут. Поэтому его хотели установить где-нибудь в качестве памятника (спорное утверждение, по другим данным «Виктория» уже был б/у. Его просто модернизировали для данной работы).

* Проходческий щит «Виктория» был на 0.5 м в диаметре шире стандартных проходческих щитов, в связи с этим были опасения специалистов за надежность получившегося тунеля.

* Проект «замораживания» плывуна был разработан ГИПХ (Ленинград, Государственный институт прикладной химии). По итогам успешного прохождения аварийного участка его сотрудникам должны были присваиваться награды. Однако руководство ГИПХ в грубой форме отказалось от дальнейшего сотрудничества с метростроем. Составленные наградные листы были аннулированы.

* До сих пор в парке Лесотехнической академии можно наблюдать остатки труб, по которым закачивался жидкий азот.

* На время проведения операции, в связи с тем, что пары азота тяжелее воздуха, были эвакуированы местные жители. При помощи специальных установок избыток газа выбрасывался на высоту 100 м.

* В Санкт-Петербурге в память о «Размыве» больше никогда не будут использоваться автобусные маршруты № 80 и № 100. Бесплатный автобус № 80 курсировал между станциями метро «Площадь Мужества» и «Лесная» с декабря 1995 года и совершил последний символический рейс 29 июня 2004 года. Автобус № 100 (также бесплатный) курсировал с 12 по 20 июня 2004 года между железнодорожной станцией Ручьи и станцией метро «Площадь Ленина — 2».

Дополнительную информацию по теме