Как уже говорилось, Россия подписала Конвенцию в январе 1993г. и ратифицировала в ноябре 1997г. Однако, как всегда, «гладко было на бумаге, но забыли про овраги».

Немного истории. Еще в процессе разработки Конвенции, бывшим руководством СССР было принято решение (самостоятельное и индивидуальное) о сокращении химических вооружений. В 1985г. (за 8 лет до появления Конвенции) началось строительство первого объекта по уничтожению ХО (г.Чапаев Самарской области). Завод был построен в рекордно короткий срок – за 2 года, но так и не введен в эксплуатацию, чему причиной политические, экономические и социальные перемены в России на рубеже конца 80-х начала 90-х годов плюс агрессия со стороны так называемых борцов за экологию, преследующих исключительно собственные интересы и играющих поэтому на вопросах безопасности и экологичности объекта. (Рассказать про немецкие ОВ на Балтике). В итоге объект сначала был заморожен, а потом перепрофилирован в учебно-тренировочный центр по подготовке специалистов соответствующего профиля.

Запасы ХО в России включают боеприпасы и приборы авиации, ракетных войск и артиллерии (Сухопутные войска) в снаряжении ОВ, а также запасы ОВ в емкостях. Общее количество ОВ в России (табельных) составляет около 40 тыс.т, из них около 80% – в снаряженных боеприпасах (ХО I-й категории).

Процесс ратификации был сложным, на него ушло более 4-х лет с момента подписания КХО.

Основные аргументы, которые были против:

– нереальность выполнения Конвенции в заданные сроки (10 лет) из-за неготовности материально-технической базы и невозможности полного финансового обеспечения работ по уничтожению ХО;

– неприемлемость требований КХО о физическом уничтожении объектов-производителей ХО;

– «дороговизна» для России стоимости международных инспекций (несколько десятков млн. долларов в год);

– недоверие к мерам контроля за выполнением требований Конвенции, особенно за скрытным продолжением исследований в области ХО.

Доводы «за» ратификацию:

– «возрастание» внешнеэкономического влияния России;

– существенное увеличение международной финансовой и технической помощи в целях уничтожения ХО;

– увеличение объема информации через организацию по запрещению ХО (ОЗХО) об оружии и технологиям других стран; оценка реальных и потенциальных угроз в данной области; создание новых рабочих мест и развитие высоких технологий;

– возрастание объема внешней торговли химической продукции, исключение экономических потерь из-за введения санкций против России в случае нератификации КХО;

– снижение опасности химического терроризма, в т.ч. в связи с незапрещением разработок средств защиты от ХО.

Теоретическая и нормативно-правовая готовность России приступить к выполнению взятых обязательств отражена в утвержденной в марте 1996г. (с поправками 2001г.) Правительством РФ целевой федеральной программы «Об уничтожении запасов ХО в РФ».

Главной целью Программы является уничтожение запасов ХО в России в соответствии с КХО и снятие социально-психологической напряженности населения в районах хранения из-за возникающих рисков длительного хранения запасов. Программа должна была быть выполнена в сроки с 1995 по 2009гг., при общей стоимости затрат около 20 млрд. рублей и 500 млн. долларов на цели, связанные с обеспечением международного контроля. Однако по экономическим соображениям сроки оказались нереальными.

Новая редакция Программы (2001г.) содержит ряд новых принципиальных положений:

– уточнение сроков уничтожения ХО I-й категории, которое планируется завершить до 29 апреля 2012г. по этапам.

Завершение конверсии или уничтожение объектов по производству ХО в сроки, установленные КХО, т.е. 29 апреля 2003г. и до 29 апреля 2007г.

– сокращение количества и масштабов объектов по уничтожению ХО (строительство 6-ти объектов вместо 7-ми, из них только два полномасштабных);

– уничтожение или утилизация продуктов детоксикации ОВ на существующих промышленных объектах, что позволяет исключить строительство специальных полигонов для захоронения отходов;

– организация вахтового метода эксплуатации объектов по уничтожению ХО, что позволяет сократить потребность в людских ресурсах и расходов на строительство объектов специальной инфраструктуры для персонала объектов;

– проведение комплекса внешнеполитических мероприятий по оказанию донорской помощи для уничтожения ХО.

Общая стоимость Программы оценивалась уже в 93 млрд. рублей в ценах 2001г. Однако финансовое обеспечение Программы начало срываться с самого начала, и при такой ситуации Россия даже до 2012г. не сможет выполнить своих обязательств. Реальная стоимость Программы с учетом инфляции до 2012г. составит уже около 175 млрд. рублей и, следовательно, ежегодно необходимо выделять на нее от 12 до 15 млрд. рублей. Именно огромная стоимость химического разоружения (дороже, чем вооружение) заставила Россию при подписании КХО обратиться за помощью к международному сообществу. США, Великобритания, Франция, Германия, Италия выдали устные заверения о финансовой и материально-технической поддержке усилий России.

Все же, несмотря на финансовые трудности, Россия к настоящему времени сделала много в области своего химического разоружения.

Во-первых , создана нормативно-правовая база, обеспечивающая уничтожение ХО. Сюда относятся:

– Федеральный закон «Об уничтожении химического оружия», 1997г.;

– Федеральный закон «О ратификации КХО» 1997г.;

– Федеральный закон «О социальной защите граждан, занятых на работах с ХО» 2000г.

Действуют более 40 различных нормативных актов Правительства РФ по реализации данных законов. В частности полная ответственность за выполнение КХО возложена на созданное Российское агентство по боеприпасам (Росбоеприпасы), т.е. основные функции по химическому разоружению переданы из Минобороны в гражданское ведомство, коим является Росбоеприпасы.

Учитывая, что в химическом разоружении участвуют около 20 федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Федерации, для координации их деятельности указом Президента РФ в 2001г. была создана Государственная комиссия по химическому разоружению, председателем которой назначен Кириенко (тогда – полномочный представитель Президента в Приморском федеральном округе, где размещаются основные производства ХО и базы его хранения).

Во-вторых , завершено уничтожение ХО II-й категории (в основном – фосген) и III-й категории в сроки, установленные КХО.

В-третьих , ведутся работы по уничтожению или конверсии объектов по производству ХО. Завершение этих работ к 29 апреля 2007г. вполне реальная задача.

В-четвертых , завершено строительство (2002г.) первого российского объекта по уничтожению ХО (пос.Горный Саратовской области, 1% ХО). В декабре 2002г. он был пущен в эксплуатацию.

В-пятых , во всех районах хранения ХО практически завершены работы по созданию объектов социальной и инженерной инфраструктуры, необходимых для начала строительства объектов по уничтожению ХО. Часть таких объектов уже введена в эксплуатацию (г.Щучье Курганской области, первая очередь строилась за счет безвозмездного содействия со стороны США в соответствии с соглашением между РФ и США 1999г.).

В целом можно говорить о том, что только одно положение КХО – о сроках уничтожения ХО I-й категории не выполняется Россией. При этом Россия, имеющая самые большие в мире запасы ХО, и при подписании КХО и при ее ратификации обращала внимание на те трудности, с которыми ей придется столкнуться при практической реализации Конвенции.

Возможными международными последствиями нехватки у России собственных средств на уничтожение ХО могут быть:

– снижение эффективности КХО и, как следствие, невыполнение основной ее цели – универсальности, или ее развал (пока Россия не уничтожит ХО, его будут придерживать и другие страны);

– ухудшение социально-политической ситуации в регионах, где располагаются базы хранения ХО и где строятся объекты по его уничтожению. Это ухудшение может развиться вследствие того, что Россия не может полностью удовлетворить высокозатратные запросы населения в этих регионах. Пример – опыт построенного, но не пущенного в эксплуатацию объекта по уничтожению ХО в г.Чапаевске (массовые протесты, забастовки, блокада объектов и.т.д.). Подобные действия могут привести к срыву сроков выполнения обязательств по КХО.

Таким образом, подводя итог анализу проблемы химического разоружения в России, необходимо констатировать, что в настоящее время эффективность КХО в целом определяется успехами или неуспехами России в выполнении конвенционных обязательств. При благоприятном исходе с 2012г. мир будет существовать без ХО. В этом и заключаются все перспективы современного ХО.

Через месяц, в сентябре 2017 года, в Российской Федерации будет завершен процесс уничтожения запасов одного из видов оружия массового поражения – химического. Наша страна полностью выполнит взятые на себя обязательства по международной Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (Конвенция). Федеральная целевая программа «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» (Программа) завершается безопасно, эффективно и на год раньше установленного срока, сэкономив более 2 млрд рублей бюджетных средств.

ОТ КУРАРЕ ДО ВИ-ИКС

Идею наносить противнику поражение отравляющими веществами люди подсмотрели у природы. Пауки, насекомые, змеи, даже ядовитые растения использовали это «оружие» с доисторических времен, чем не замедлил воспользоваться и человек разумный. Аборигены Амазонки и пигмеи Африки до сих пор пропитывают свои стрелы ядом лягушек или растений.

Упоминания о том, что на войско врагов напускался по ветру удушливый дым от сжигавшегося высушенного острого перца или отравлялись колодцы и другие водные источники, имеются во многих старинных письменных документах. Полученные же химическим путем «вонючие газы» впервые использовали англичане во время Крымской войны в 1853–56 годах, начиняя им пушечные ядра. Однако это еще не было полноценным химическим оружием, солдаты защищались от зловонного дыма, просто укутываясь в мокрые шарфы. Но уже к началу ХХ века на вооружение европейских держав поступают настоящие боевые отравляющие вещества (ОВ), которые массово используются в Первой мировой войне 1914– 1918 годов. Первая химическая атака хлористым газом была предпринята германской армией на позицию англо-французских войск возле бельгийского городка Ипр 22 апреля 1915 года. На месте погибло до 5 тыс. солдат, еще больше пострадали. И притом люизитом и другими ОВ, по разным оценкам, в той войне были поражены до миллиона человек. Кто-то скончался сразу, кто-то умирал медленно и мучительно.

КОНВЕНЦИЯ

Увидев и осознав катастрофические последствия применения химического оружия, страны мира незамедлительно приступили к переговорам о его запрещении. Было подписано несколько международных соглашений, ограничивавших применение удушливых газов (Версальский договор 1919 года, Вашингтонская конференция 1921 года, Женевский протокол 1925 года), но в отдельных случаях боевые отравляющие вещества использовались еще очень долгое время, да и сегодня продолжают применяться в военном конфликте в Сирии. Однако справедливости ради следует отметить, что после Первой мировой войны химическое оружие массово не применялось. Даже гитлеровцы поостереглись использовать ОВ на полях сражений, (правда, в концлагерях травили людей печально известным газом циклоном Б). Химоружие продолжали совершенствовать и накапливать вплоть до 80-х годов прошлого столетия. В годы холодной войны больше всего боевых ОВ произвели Соединенные Штаты Америки и Советский Союз. Достигнутая в начале 90-х годов договоренность между этими странами о химическом разоружении легла в основу подписания в 1993 году международной Конвенции. Мир дружно приветствовал это соглашение, Конвенция стала одной из самых многочисленных по числу стран-участниц. К настоящему времени лишь 4 государства - Северная Корея, Израиль (подписал, но не ратифицировал Конвенцию), Египет и Южный Судан - не присоединились к ней. Три из этих стран, по оценке экспертов, - Израиль, Египет и Северная Корея - могут обладать запасами химического оружия. Первоначально же о его наличии заявили США, Россия, Южная Корея, Индия, Албания и Ливия, оно также было у Сирии, присоединившейся к Конвенции в 2013 году.

ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН

У китайцев, сохраняющих свою государственность на протяжении вот уже нескольких тысячелетий и подметивших немало закономерностей в жизни общества, есть такое пожелание недругам: «Чтоб ты жил во время перемен». Реализация федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации», принятой в 1996 году, началась именно в такое время.

В условиях распада единого государства, всеобщего кризиса, сопровождавшегося военным конфликтом на Северном Кавказе, и активного иностранного влияния на политику России для выполнения конвенционных обязательств возникли, казалось бы, непреодолимые трудности. Не было ни промышленных предприятий по безопасному уничтожению химического оружия (УХО), ни соответствующих технологий, ни специалистов, ни финансов… Зато было активное сопротивление региональных властей и местного населения созданию объектов по УХО. То там, то здесь на воздух взлетали целые арсеналы обычных боеприпасов, случались другие страшные техногенные катастрофы. Против уничтожения химического оружия выступали некоторые партии, имевшие тогда своих представителей в Государственной думе и многих региональных представительных органах власти. Они считали, что это ослабит обороноспособность. Палки в колеса вставляли и недруги России, всячески стремившиеся представить нашу страну неспособной выполнить обязательства по международной Конвенции. В центральных СМИ, в парламенте, на других площадках шли серьезные разговоры о том, что Россия не должна ратифицировать Конвенцию (подписание которой сама инициировала!), что нужно отложить её выполнение до лучших времен или вовсе передать запасы химического оружия под международный контроль. Людей, веривших в то, что страна сможет справиться с конвенционными обязательствами, было явное меньшинство, а уж специалистов, способных безопасно и в установленный срок решить эту боевую задачу, и вовсе единицы.

К счастью для России, в трудные времена всегда находятся герои. В 90-х это могли быть только военные, которые охраняли и обслуживали химическое оружие. Во многих воинских коллективах соблюдались дисциплина и порядок. Соответствующее решение и было принято в 1992 году, когда при Управлении начальника войск радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) сформировалось Управление ликвидации химического оружия. Эта структура впоследствии выросла в самостоятельное федеральное бюджетное учреждение - «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации» (Федеральное управление), которому 22 августа 2017 года исполняется 25 лет. А уже в сентябре текущего года создатель и бессменный начальник Федерального управления доктор технических наук, профессор, дважды лауреат премии правительства Российской Федерации в области науки и техники генерал-полковник Валерий Капашин готов отчитаться перед президентом Российской Федерации, перед гражданами нашей страны и людьми всей планеты о полном завершении уничтожения имевшихся запасов химического оружия. Преодолев все объективные и субъективные трудности, коллектив Федерального управления выполнил Программу безопасно на год ранее установленного срока, сэкономив более 2 млрд рублей бюджетных средств. Своевременно в России были созданы 7 современных крупных объектов по промышленному уничтожению химического оружия (возле каждого арсенала ХО). В 4 этапа, начиная с 2002 года, уничтожены все имевшиеся на хранении 40 тыс. т боевых отравляющих веществ, которые были снаряжены в 4,4 млн химических боеприпасов (если бы их расставить по экватору вокруг земли, то они стояли бы друг от друга менее чем через каждые 10 метров!). Часть химических боеприпасов содержала не только отравляющие, но и взрывчатые вещества, которые невозможно было извлечь. И эти сложные боеприпасы были также уничтожены с использованием отечественных технологий российскими специалистами на российских предприятиях. Наша страна еще раз продемонстрировала миру удивительную способность эффективно отвечать на самые острые вызовы современности.

ЭТАПЫ ГЕРОИЧЕСКОГО ПУТИ

О том, как создавались объекты по УХО, как выстраивались отношения с местным населением, как обеспечивалась безопасность, как проходил процесс детоксикации боевых ОВ, как решались другие вопросы при уничтожении химического оружия, много уже сказано и написано. Безусловно, реализация Программы будет еще долго анализироваться и обсуждаться. Непростая боевая задача, по своей значимости историческая, выполнение которой начиналось в условиях острого кризиса, завершается образцово, с демонстрацией высочайшего профессионализма, проявлением отваги и героизма. Она стала одним из первых «камней» которые сегодня «собирает» возрождающаяся страна. Эта победа может и должна служить примером исполнения воинского и гражданского долга.

Первый объект по уничтожению боевых отравляющих веществ был построен под руководством Федерального управления и введен в эксплуатацию в пос. Горный Саратовской области в декабре 2002 года. Там хранилась 1,1 тыс. т отравляющих веществ кожно-нарывного действия иприт и люизит в специальных крупнотоннажных емкостях. Они полностью и безопасно были уничтожены в 2005 году.

В том же 2005 году в строй вступил объект «Камбарка» в Удмуртской Республике, где хранились 6,4 тыс. т ОВ кожно-нарывного действия (люизит) в специальных крупнотоннажных емкостях. С поставленной задачей коллектив объекта «Камбарка» справился в 2009 году.

В 2006-м был пущен в эксплуатацию третий российский объект «Марадыковский» в пос. Мирный Кировской области, где хранились авиационные химические боеприпасы, снаряженные фосфорорганическими ОВ последнего поколения (зарин, зоман, ОВ типа ви-икс), а также люизитом, общей массой 6,9 тыс. т. В октябре 2015-го на этом объекте был уничтожен последний химический боеприпас.

В 2008 году приступил к уничтожению химического оружия объект «Леонидовка» в Пензенской области. Все хранившиеся на нем 6,9 тыс. т фосфорорганических отравляющих веществ, снаряженные в авиационные химические боеприпасы, полностью уничтожены в сентябре 2015 года.

Объект «Щучье» в Курганской области был введен в эксплуатацию в 2009-м. В ноябре 2015 года коллектив объекта успешно завершил основную работу, уничтожив 5,5 тыс. т фосфорорганических ОВ, снаряженных в химические боеприпасы ствольной и реактивной артиллерии.

В 2010-м начались работы по уничтожению химического оружия на самом крупном по запасам ОВ объекте «Почеп» в Брянской области. Все хранившиеся на нем 7,5 тыс. т фосфорорганических отравляющих веществ, снаряженных в авиационные химические боеприпасы, были успешно уничтожены в октябре 2015 года.

Седьмой объект «Кизнер» в Удмуртской Республике вступил в строй в декабре 2013 года. Там хранились 5,7 тыс. т фосфорорганических отравляющих веществ и люизита в артиллерийских химических боеприпасах. На этом объекте и, соответственно, в Российской Федерации в целом последний химический боеприпас будет уничтожен в конце сентября 2017 года.

Процесс уничтожения запасов химического оружия в Российской Федерации проходил в четыре этапа.

Согласно требованиям Конвенции и Программы к апрелю 2003 года было уничтожено 400 тонн отравляющих веществ, что составляло 1% имевшихся запасов. Это был I этап.

В апреле 2007 года выполнили II этап, уничтожив 8 тыс. т ОВ, что составило более 20% запасов.

В ноябре 2009 года был выполнен III этап: уничтожено 18 тыс. т ОВ, или более 45 % всех запасов химического оружия.

В реализации Программы нашей стране оказали техническую помощь ряд государств (Германия, США, Швейцария, Голландия, Канада и др.). Эта помощь в совокупности составила около 10% потраченных средств. Основную же нагрузку в сумме более 288,9 млрд рублей понес российский бюджет.

КОМПЕНСАЦИЯ МЕСТНОМУ НАСЕЛЕНИЮ

За счет средств Программы, как и было предусмотрено её положениями, в регионах хранения и уничтожения химического оружия построены многие объекты социальной инфраструктуры. В их числе более 400 многоквартирных жилых домов, 14 больниц, 22 детских общеобразовательных учреждения, 3 Дома культуры, 3 здания РОВД, 3 бани, 1 Дворец водного спорта, 3 спортивных комплекса, 7 электроподстанций, 11 котельных, 2 полигона ТБО, водозаборное сооружение, пруд… Проложено 10,5 км сетей электроснабжения, 201,0 км сетей водоснабжения, 29,9 км теплоснабжения, 516,0 км газоснабжения. Благоустроено 52,9 км улиц, отремонтировано 155,0 км автомобильных дорог. Это инфраструктура небольшого российского города.

В Почепском районе Брянской области, в Щучанском районе Курганской области, в Пензенском районе Пензенской области, в Краснопартизанском районе Саратовской области, в Оричевском и Котельничском районах Кировской области, в Камбарском и Кизнерском районах Удмуртской Республики тысячи семей смогли получить новые квартиры, решены застарелые проблемы капитального ремонта или строительства новых корпусов центральных районных больниц, поликлиник, школ, детских садов и т.д. На эти цели направлено до 10% стоимости каждого из семи объектов по хранению и уничтожению химического оружия.

В благодарность за избавление от опасного соседства с арсеналами боевых ОВ и за существенную помощь в решении насущных социальных проблем жители регионов хранения и уничтожения химического оружия присвоили генерал-полковнику Валерию Капашину звания «Почетный гражданин Удмуртской Республики», «Почетный гражданин Почепского района Брянской области», «Почетный гражданин Краснопартизанского района Саратовской области», «Почетный гражданин Камбарского района Удмуртской Республики», «Почетный гражданин Кизнерского района Удмуртской Республики». Он награжден медалью ордена «За заслуги перед Пензенской областью», почетным знаком «За заслуги перед Кировской областью» и др.

ПАРТНЕРЫ ОТСТАЛИ

Как только Россия в 1997 году ратифицировала Конвенцию, США незамедлительно, в том же году, приступили к уничтожению запасов своего химического оружия. Теперь уже не секрет, что химические боеприпасы у них для облегчения конструкции были изготовлены из дюралюминия. Это позволяло увеличить боекомплект бомбардировщика, однако такие изделия оказались совершенно непригодны для длительного хранения и, выражаясь языком военных, в 80-х годах активно «потекли».

Американцы использовали технологию простого сжигания ОВ в специальных камерах. Она оказалась ненадежной. За короткое время было зафиксировано как минимум 5 выбросов в атмосферу отравляющих веществ, которые прорывались через многочисленные фильтры. Узнав об этом, общественность и местное население активно выступили против использования такой технологии. Процесс химразоружения в Штатах резко замедлился. Правительство США попросило Организацию по запрещению химического оружия (ОЗХО) продлить срок завершения своей программы на 5 лет с 2007 до 2012 года, а затем американцы и вовсе заявили, что уничтожат последний химический боеприпас не ранее 2023 года.

На этом фоне наша страна, которой со времен холодной войны досталось на 25% больше химического оружия, чем имелось у американцев (у них было 30 тысяч тонн), и приступившая к его промышленному уничтожению на 5 лет позже, оказалась технологически более развитой в этом вопросе. Несмотря на то, что мы вслед за американцами тоже попросили ОЗХО о продлении срока реализации своей Программы, тянуть до 2023 года не стали. Во-первых, это потребовало бы дополнительных бюджетных средств в сумме как минимум несколько десятков миллиардов рублей. Во-вторых, безопаснее уничтожить химические боеприпасы более оперативно, а созданные химические предприятия в более сжатые сроки перепрофилировать на выпуск продукции мирного назначения. Эффективное уничтожение боевых отравляющих веществ в Российской Федерации продемонстрировало высочайшую профессиональную квалификацию наших военных, ученых, инженеров и других специалистов.

НУЖНО ЛИ БЫЛО УНИЧТОЖАТЬ ХИМОРУЖИЕ?

Для абсолютного большинства аналитиков, военных, политических деятелей и просто граждан ответ ясен и однозначен: уничтожать запасы имевшегося химоружия было необходимо.

Потому что все химические боеприпасы выслужили не раз продлевавшийся срок хранения. Все без исключения. С каждым годом они представляли все большую и большую опасность для местного населения. Уже в конце 80-х годов прошлого века командование советской армии вынуждено было срочно разработать, изготовить и применять на практике передвижные комплексы уничтожения аварийных специальных изделий (КУАСИ), на которых уничтожались выходившие из строя химические боеприпасы. Конечно, можно было обновлять арсеналы боевой химии, но не случайно еще до Конвенции наша страна в одностороннем порядке прекратила производство боевых отравляющих веществ и перепрофилировала часть мощностей по их выпуску на мирные рельсы. К тому времени всем здравомыслящим людям стало очевидно, что планета Земля и так стремительно «перегружается» химией вследствие развития и распространения промышленного производства. Удобрения, пестициды и гербициды, моющие и чистящие вещества, нефтехимия, парфюмерия, бытовая химия, производство синтетических материалов и другие искусственно получаемые соединения после их употребления выбрасываются в атмосферу, попадают в воду, свалками в виде отходов захламляют почву. Это вызывает проблемы планетарного масштаба. С лица земли ежегодно исчезают сотни видов растений и животных, меняется климат, снижается качество продуктов питания, питьевой воды и воздуха. Масштабное применение химического оружия резко подтолкнуло бы все человечество в пропасть, а избавившись от него, люди получат надежду на решение проблемы загрязнения окружающей среды. Химический апокалипсис отодвинут, появляется дополнительное время всерьез заняться экологией.

В любом случае этот дискуссионный вопрос никоим образом не касался и не касается Федерального управления. Специалисты этой организации с честью завершают выполнение сложнейшей боевой задачи, которая была поставлена высшим политическим руководством страны. Кстати, трудился коллектив Федерального управления под девизом «Оставим потомкам чистую планету!». При уничтожении химического оружия в Российской Федерации не допущено ни одного случая прорыва в окружающую среду отравляющих веществ или продуктов их деструкции, ни один человек не пострадал.

За всем этим стоит напряженный кропотливый труд многих тысяч сотрудников российских организаций и предприятий и в первую очередь коллектива Федерального управления. Его начальник, генерал-полковник Валерий Капашин последние два десятилетия находился в непрерывных командировках, постоянно в дороге, пересекая полстраны от Брянска до Урала, от Саратова до Ижевска, провел тысячи совещаний, планерок, комиссий, встреч, мероприятий по пуску и закрытию объектов… И этот труд Федерального управления должен быть по достоинству оценен.

УТВЕРЖДАЮ

КОМАНДИР ВОЙСКОВОЙ ЧАСТИ 35776

полковник

Н. Колонтаевский

« »___________ 2014 г.

Химическое разоружение - завершающий этап


Выполнение Российской Федерацией международных обязательств по «Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении» (Конвенция) находится на завершающем этапе.
К 1 марта 2014 г. Россия безопасно уничтожила более 78 % или 31,1 тысячу тонн запасов отравляющих веществ.
Начальник Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия (Федеральное управление) генерал-полковник В.П. Капашин сказал: «Поставленную руководством страны задачу по полному уничтожению запасов химического оружия мы выполним, в этом нет никакого сомнения. Гарантией тому является завершение создания всех запланированных семи объектов по уничтожению химического оружия (Объект) и высокопрофессиональный коллектив Федерального управления».
Таково общее состояние дел по уничтожению химического оружия в Российской Федерации.
С начала выполнения четвертого этапа в Российской Федерации введены в эксплуатацию два Объекта: в Брянской области - «Почеп» (ноябрь 2010 года) и в Удмуртской Республике - «Кизнер» (декабрь 2013 года).
Всем запомнились слова начальника Федерального управления при пуске завершающего седьмого объекта «Кизнер»: «Любой человек, находящийся на моем месте и отвечающий за процесс уничтожения химического оружия в Российской Федерации, за его безопасное хранение, который 11 лет назад вводил в эксплуатацию первый Объект в пос. Горный Саратовской области и дождался пуска завершающего в пос. Кизнер Удмуртской Республики испытывал бы чувства гордости за свое дело. Этот момент наступил!».
Кроме этого знакового события – ввода в эксплуатацию седьмого Объекта, в 2013 году на объектах «Леонидовка» (Пензенская область) и «Марадыковский» (Кировская область) Федеральное управление приступило к полномасштабному уничтожению авиационных химических боеприпасов сложной конструкции (БСК), содержащих не только отравляющие, но и взрывчатые вещества.
Несомненно, это большой успех отечественной научной и инженерной мысли, очередная победа специалистов Федерального управления, так как технологии уничтожения БСК разработаны российскими учеными и применены впервые в мировой практике.
В 2013 году был введен в эксплуатацию второй пусковой комплекс по уничтожению химических боеприпасов ствольной и реактивной артиллерии больших калибров на объекте «Щучье» Курганской области.
По словам начальника Федерального управления генерал-полковника В.П. Капашина основной задачей 2014 года является завершение строительства корпуса БСК (артиллерийские химические снаряды и головные части ракет) на объекте «Щучье» и пуск в эксплуатацию второго этапа пускового комплекса на Объекте в пос. Кизнер Удмуртской Республики.
Следует отметить, что на всех этапах химического разоружения первостепенное внимание уделяется безопасности персонала, работающего на Объектах, безопасности жителей, проживающих в районах расположения Объектов и охране окружающей среды.
Над проблемой обеспечения гарантированной безопасности технологий и функционирования Объектов работали и работают лучшие ученые-химики, технологи, инженеры и проектировщики – самые высокопрофессиональные специалисты нашей страны.
По словам полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе (ПФО), председателя Государственной комиссии по химическому разоружению в Российской Федерации М.В. Бабича, мы полностью выполним обязательства по ликвидации своего боевого потенциала химического оружия. Это имеет большое международное значение и отвечает интересам национальной безопасности России. «Наша страна последовательно проводит курс на химическое разоружение и предъявляет убедительные доказательства своей приверженности духу Конвенции», - сказал М. Бабич.
Накопленный за прошедшие годы опыт позволяет уверенно смотреть в будущее и рассчитывать на успешное выполнение конвенционных обязательств Российской Федерации по химическому разоружению в определенные Президентом страны сроки.

18.10.2016

Открытый электронный журнал «Химическое разоружение» - это совместный проект Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия (Федеральное управление) и ФГУ «Редакция «Российской газеты».

Его цель – сделать более открытой и доступной информацию о процессе уничтожения химического оружия в России и в мире.

Электронный журнал – средство массовой информации, созданное и реализуемое в электронной форме, распространяется по каналам сети Интернет и представляет собой совокупность информационных, аналитических, фото-, графических материалов, обновляемых в информационной части в режиме реального времени. Электронная форма журнала придает ему максимально широкий характер как с точки зрения специальных тематических разделов (научный, технический, экологический, общественно-политический, международный), так и с точки зрения жанрового разнообразия (аналитические публикации, интервью, репортажи, в том числе и иллюстрированные). Его цель – сделать более открытой и доступной информацию о процессе уничтожения химического оружия в России и в мире. Электронный журнал даёт ответы практически на все вопросы в сфере химического разоружения, начиная с терминологии проблемы и заканчивая вопросами завершения уничтожения химического оружия и перепрофилирования объектов по уничтожению химического оружия.

В разделе «Новости» публикуется самая свежая и проверенная информация о строительстве объектов по уничтожению химических запасов, о ходе ликвидации химоружия, о политических, экономических, социальных и международных аспектах этого процесса.

В разделе «Публикации» можно ознакомиться с материалами российской, в том числе и региональной, прессы, а также с оценками учёных и экспертов по этой тематике.

В разделе «Документы» собраны и будут пополняться материалы российской и международной правовой базы, в том числе материалы по реализации федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» (Программа).

Имеются также разделы «Термины», «Химическое оружие», «Объекты», «Интервью и пресс-конференции», «Конкурсы» и др. Так, к примеру, в разделе «Объект «Кизнер», начиная с 2009 года, размещено более

56 информационных материалов о ходе реализации Программы в Кизнерском районе. Темы материалов самые разнообразные – спортивная жизнь, особые события, праздники, достижения военнослужащих, мероприятия, проводимые группой по работе и связям с общественностью («горячая» телефонная линия, экологический лагерь, конкурс рисунков «Мир без химического оружия», «круглый стол» по вопросам химического разоружения, беседы с населением ЗЗМ). Также на сайте размещаются продукты информационной деятельности группы – информационные листы, буклеты, брошюры.

Размещение материалов в журнале осуществляется специалистами группы по связям с общественностью Федерального управления.

Девиз электронного журнала – открытость, общедоступность, оперативность. На этом основан открытый электронный журнал «Химическое разоружение». Электронный адрес журнала:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Пензенский Государственный Университет

Кафедра «Экологии и безопасности жизнедеятельности»

Реферат

«Проблемы химического разоружения и пути их решения»

Выполнил: студент гр. 06-лф-1

Карев С.А.

Руководитель: д.б.н., профессор

Стаценко А.П.

Химическое разоружение России

10 лет назад, 5 ноября 1997 года, Россия ратифицировала Конвенцию о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении (КЗХО). За это время наша страна, и не только она, проделала большой путь в ее выполнении. На сегодняшний день мы уничтожили 9633 тонны этого наследия холодной войны из 40 тыс. тонн своих запасов. Выполнили свои промежуточные обязательства перед Конвенцией. А впереди еще более сложная работа. И о том, что получилось и что нет, стоит поразмышлять.

В настоящее время в России, по официальным данным, имеется 7 специализированных арсеналов, где хранится значительное количество химического оружия. Это склады в городе Камбарке и поселке Кизнер в Удмуртии, в поселке Горный Саратовской области, в городе Щучье Курганской области, в поселке Леонидовка Пензенской области, в селе Марадыкове Кировской области и в городе Почепе Брянской области.

Поселок Леонидовка находится в нескольких километрах от самой Пензы. Склад (Объект № 1206) в Леонидовке был сформирован в 1937-м. Во времена Великой Отечественной это был склад боеприпасов, так что хранилища рассчитаны выдерживать очень серьезные нагрузки. Вплоть до прямого попадания пятисоткилограммовой фугасной авиабомбы. После войны, с середины шестидесятых, сюда стали свозить химические авиационные боеприпасы. В 1987 году, после отказа СССР от химоружия, поставки прекратили.

Сейчас, по официальным данным, здесь "затарено" 6 тысяч 885 тонн отравляющих веществ. Причем ОВ нервно-паралитического действия. Из них 267 тонн зарина, 1494 тонны зомана и 5124 тонны VХ, что составляет 17 процентов российского запаса химического оружия!

Все эти боеприпасы с уже давно просроченными сроками хранения. На каждой бомбе - желтая полоса. Это полоска индикатора. Если вдруг вещество из боеприпаса выйдет наружу, полоса моментально поменяет цвет на ярко-красный. Осматривают их по несколько раз в день. Строго по правилам .

В сентябре 2008 года в Пензенской области введен в эксплуатацию завод по уничтожению химического оружия, на постройку которого выделялось 12 млрд рублей. К концу декабря процедуре заливки реагентом подверглось свыше 4 тысяч тонн ОВ Ви-икс , находящегося в авиабомбах калибра 500 кг.(60 проц. от общего количества ОВ, хранящегося в арсенале) .

Рассекреченные проекты химического вооружения

Человек современного цивилизованного общества значительно преуспел по изощренности в получении ядов. В эпоху гонки вооружений прошлого века было разработано большое количество различных отравляющих веществ. Информация о некоторых из них держится под строгим секретом. Но истории известны случаи, когда подобные сведения просачивались в свет. Например…

В сентябре 1992 в газете «Московские новости» появилась статья Вила Мирзаянова, одного из сотрудников Государственного научно-исследовательского института органической химии и технологии (ГНИИОХТ, Москва), в которой он утверждал, что СССР, в нарушение международных конвенций, продолжает производить и испытывать химическое оружие третьего поколения. Вскоре после публикации ученый был арестован, но дело получило широкую огласку и через несколько месяцев он был выпущен на свободу и эмигрировал в США. Так западный мир впервые узнал о существовании нового класса отравляющих веществ, в несколько раз превосходящих по токсичности все раннее известные синтетические яды.

В настоящее время какие-либо данные о физико-химических свойствах, токсичности и боевых характеристиках соединений А-серии и «Новичков» составляют государственную тайну. Основная часть открытой информации о свойствах новых отравляющих веществ получена из интервью и публикаций сотрудников ГНИИОХТ В. Мирзаянова, В. Углева и А. Железнякова, а также президента союза «За химическую безопасность» - Л. А. Федорова.

Программа по разработке новых видов химического оружия «Фолиант» стартовала в 1973 году. Одной из задач этой программы было создание новых отравляющих веществ нервно-паралитического действия третьего поколения, которые должны были обладать токсичностью выше, чем у известных зарубежных и отечественных V-газов. К разработке нового вида химического оружия было привлечено более 200 химиков и инженеров. Со слов Мирзаянова известно, что в рамках этой программы вначале были созданы по крайней мере три унитарных химических агента (Вещество 33, A-232, А-234), а затем, на их основе 5 видов бинарного химического оружия, получившего кодовое название «Новичок».

Формулы отравляющих веществ А-серии никогда не публиковались, однако последние несколько лет в стала появляться информация о том, что, возможно, это вещества являются производными дигалоформальдоксимов. Эти предположения основываются на опубликованных в открытой печати работах советских химиков работавших над проблемой «Фолиант». В то же время, ни одной публикации подтверждавшей бы высокую токсичность соединений этого ряда, не приводится. Как предполагает С. Л. Хёниг, эксперт по химическому терроризму, вещества А-серии могут иметь следующие химические формулы:

A-230 (Foliant-230). В небольших количествах (десятки тонн) производился в Шиханах и Волгограде. В производстве A-230 в качестве прекурсора использовался метилфосфонил дихлорид, который является также ключевым реагентом в синтезе ОВ типа зарина и зомана. При низких температурах в зимнее время А-230 застывает, превращаясь в кристаллическую массу. Для предотвращения кристаллизации в первоначальные рецептуры с А-230 добавляли диметилформамид, что существенно снижало общую токсичность такой смеси. После проведения в 1988-1989 годах полевых испытаний на одном из полигонов в Узбекистане, вещество A-230 в 1990 году был принят на вооружение Советской армии. Вещество А-230 разработано П. П. Кирпичевым (ГНИИОХТ, Шиханы).

A-232 (Foliant-232) выпускался только опытными партиями, но по мнению зарубежных экспертов, в случае необходимости, на заводе в Новочебоксарске можно было быстро наладить выпуск 2-2,5 тыс. тонн А-232 ежегодно. Физико-химические характеристики А-232 позволяют применять его в зимних условиях. Позднее на основе А-232 и его этилового аналога А-234 были разработаны бинарные системы «Новичков». Работы над агентами А-232 и А-234 также велись под руководством П. П. Кирпичева.

«Новички» (англ. Newcomer, Novichok agent) - условное наименование ряда боевых отравляющих веществ, предположительно созданных в СССР в середине 80-х.

Целевая программа по исследованию бинарных систем на основе веществ А-серии была определена постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1989 года.

По мнению С. Л. Хёнига, «Новички» могут быть замещенными 2-фтор-1,3,2-диоксофосфолана:

Новичок-5

Новичок-7

Новичок-?


«Новичок--?» - бинарная форма советского V-газа (Substance 33). Этому «Новичку» порядковый номер присвоен не был. Промышленное производство (десятки тонн) в начале 1980-х было налажено в Новочебоксарске. Принят на вооружение Советской армии в 1990 году.

«Новичок-5» - бинарное ОВ на основе A-232. По токсичности в 5-8 раз превосходит VX. Ведущие разработчики И. Васильев и А. Железняков (ГНИИОХТ, Москва). Отравление трудно поддается лечению стандартными антидотами. Химическое производство опытных партий «Новичка-5», порядка 5-10 тонн, было налажено в Волгограде. Испытания проводились в 1989-1990 годах на полигоне вблизи г. Нукуса (Узбекистан).

«Новичок-7» - бинарное ОВ на основе А-230 с летучестью, как у зомана, но в 10 раз более токсичное. Ведущий разработчик - Г. И. Дрозд (ГНИИОХТ, Москва). Экспериментальное малотоннажное (десятки тонн) производство этого ОВ было налажено в Шиханах. В 1993 году были проведены его испытания на полигоне в Шиханах.

«Новичок-8» и «Новичок-9» - эти отравляющие вещества были синтезированы в ГНИИОХТе, но до стадии производства не дошли.

Согласно официальным данным все работы по программе «Фолиант» были прекращены в 1992 году.

Токсичность

По механизму действия «Новички» относятся к необратимым ингибиторам фермента ацетихолинэстеразы. Нейромедиатор ацетилхолин, который в нормальном состоянии рарушается этим ферментом, начинает накапливаться в синапсах, вызывая первозбуждение нервной системы, которое быстро сменяется ее угнетением. О симптомах отравления «Новичками» известно мало, считается что клиническая картина отравления такая же, как и при поражении обычными нервно-паралитическими ОВ (зарин, зоман, VX). Однако существуют и отличия. Так, например, упоминается, что «… поражения были фактически неизлечимы…», а «… люди, которые в своё время подверглись воздействию этого ОВ, так и остались нетрудоспособными инвалидами». Вероятно, речь идет о так называемой отставленной нейротоксичности, тяжелого поражения нервной системы, проявляющегося парезами и параличами, возникающими через 1-3 недели после отравления некоторыми фосфорорганическими пестицидами и практически не поддающимся известным методам лечения. Один из сотрудников ГНИИОХТа, Андрей Железняков, перенесший острое отравление «Новичком-5», умер через пять лет после инцидента, страдая все эти годы от цирроза печени развившегося на фоне токсического гепатита, неврита тройничного нерва и эпилепсии.

Конечно же, учитывая способность наших отечественных химиков – «Изобретать», и способность вооружённых сил России – «Хранить тайны», о том, что же ещё, кроме известного материала, может храниться на складах подобного рода, можно лишь только догадываться и строить предположения. И вероятно, будет лучше, если большинство людей нашей страны, так об этом и не узнают…

Решение о прекращении производства химического оружия (ХО) было принято в нашей стране в 1987 году. А в 1990-м состоялось подписание двустороннего соглашения с США об уничтожении химического оружия. Оно не вступило в силу по ряду причин. Одной из них можно считать завершение многосторонних переговоров по ключевым положениям проекта КЗХО.

Конвенция была открыта к подписанию 13 января 1993 года. В этот же день ее подписала Россия. В 1996 году разработана федеральная целевая программа «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации». В 1997 году принят Федеральный закон об УХО, где впервые в практике российского законодательства регулировались вопросы, относящиеся к сфере национальной безопасности в области разоружения с учетом интересов и прав субъектов РФ.

В период с апреля 2001-го по март 2002 г. в строгом соответствии с положениями Конвенции было завершено уничтожение ХО категории 2 и 3.

В апреле 2003 года Российская Федерация выполнила I этап взятых на себя международных обязательств в области уничтожения запасов химического оружия категории 1. На опытно-промышленном объекте в п. Горный Саратовской области было уничтожено 400 тонн отравляющих веществ или 1 проц. от общих запасов химического оружия.

С апреля 2003 года по апрель 2007 года основные усилия государства в области уничтожения химического оружия были направлены на выполнение второго этапа обязательств по Конвенции.

С этой целью было обеспечено функционирование первого российского объекта по уничтожению химического оружия в п. Горный Саратовской области, было завершено строительство и начата эксплуатация еще двух объектов по уничтожению запасов химического оружия - в г. Камбарка Удмуртской Республики (март 2006 года) и п. Марадыковский Кировской области (август 2006 года), что позволило в апреле 2007 года успешно завершить второй этап выполнения обязательств по Конвенции - уничтожить 8 тысяч тонн ОВ.

В настоящее время ведутся работы по созданию еще трех объектов по уничтожению химического оружия, расположенных в п. Леонидовка Пензенской области, г. Щучье Курганской области и г. Почеп Брянской области, завершается проектирование завода УХО в п. Кизнер Удмуртской Республики.

По состоянию на 29 октября 2007 года в РФ уничтожено следующее количество химического оружия:

на объекте в п. Горный Саратовской области - 1 тыс. 143 тонны;

на объекте в г. Камбарка Удмуртской Республики - 4 тыс. 333 тонны;

на объекте Марадыковский Кировской области - 4 тыс. 157 тонн.

Всего уничтожено 9633 тонны кожно-нарывных и фосфорорганических ОВ, что составляет 24 проц. общих запасов отравляющих веществ.

Одним из основных обязательств России по Конвенции является уничтожение бывших объектов по производству и разработке химического оружия.

В соответствии с решениями конференций государств - участников Конвенции и Программой из 24 объявленных российских объектов по производству химического оружия 8 объектов под лежат физическому уничтожению, а для 16 объектов согласованы с ОЗХО заявки и подробные планы на конверсии объектов. Объект по разработке химического оружия, расположенный в Шиханах, подлежит физическому уничтожению.

В настоящее время из 8 планируемых к уничтожению объектов уничтожено 8, и получено сертификатов ОЗХО об уничтожении на 7 объектов.

Из 16 объектов, подлежащих конверсии, завершено создание коммерческих конверсионных производств, и получены сертификаты ОЗХО о завершении конверсии на 15 объектах. В настоящее время на данных объектах проводится хозяйственная деятельность.

На всех объектах, объявленных на конверсию, в соответствии с утвержденной проектной документацией проведен комплекс работ по дегазации, демонтажу и уничтожению специализированного оборудования, зданий и сооружений.

На бывшем объекте по разработке химического оружия в г. Шиханы Саратовской области готовится необходимая производственная база для осуществления процесса уничтожения зараженных отравляющими веществами корпусов этого объекта.

Обеспечение безопасности хранения химического оружия и его уничтожения выделено нашим государством в качестве приоритетной задачи и сопряжено с решением широкого круга вопросов и проведением ряда организационных мероприятий. Вот лишь некоторые из них.

При проектировании объектов по уничтожению химического оружия используются проверенные отечественные технологии уничтожения химического оружия, безопасные в промышленном, пожарном и экологическом отношениях. Проектная документация подвергается всесторонней экспертизе в контрольных и надзорных органах как на региональном, так и федеральном уровне, включая государственную санитарно-гигиеническую, экологическую и строительную экспертизы.

На объектах применяются научно-обоснованные подходы к созданию комплексной системы безопасности, включающей: автоматизированную систему управления технологическим процессом; систему производственного экологического контроля и мониторинга окружающей среды; систему мониторинга состояния здоровья населения и персонала объекта; систему пожаротушения; систему оценки и принятия решений в случае возникновения аварийных ситуаций; локальную систему оповещения при возникновении аварийных ситуаций и ряд других систем.

Для всех объектов по хранению и уничтожению химического оружия установлены соответствующие санитарно-защитные зоны и зоны защитных мероприятий. Проводится постоянный мониторинг рабочей и промышленной зон объекта, а также мониторинг территории санитарно-защитных зон и зон защитных мероприятий.

По данным, полученным в результате осуществления мониторинга состояния окружающей среды в местах хранения и уничтожения химического оружия, экологическая обстановка остается стабильной, случаев превышения нормативов качества окружающей среды по специфическим показателям не зафиксировано.

Кроме того, с целью обеспечения безопасности хранения химического оружия на всех объектах сформированы воинские части и подразделения, предназначенные для их охраны и обороны, а также ликвидации последствий возможных аварийных ситуаций, проводится систематическая проверка технического состояния химических боеприпасов с проведением необходимых работ для их поддержания в безопасном состоянии.

Действующая система охраны здоровья персонала объектов по хранению и уничтожению химического оружия, а также граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий (ЗЗМ), организована в соответствии с национальными стандартами и принципами обеспечения безопасности персонала и населения при функционировании потенциально опасных производств. Она предусматривает проведение санитарно-гигиенических, противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий до завершения всего процесса уничтожения химического оружия.

Охрана здоровья и медицинское обслуживание персонала осуществляются заводскими поликлиниками объектов, а населения - поликлиническими консультативно-диагностическими центрами.

Большое внимание уделяется охране здоровья детей. Только в 1 полугодии 2007 года из числа детского населения зон защитных мероприятий обследовано 742 ребенка, 313 детей обследовано в условиях специализированного стационара.

Ведется единый регистр граждан, занятых на работах с химическим оружием, и населения, проживающего и работающего в зоне защитных мероприятий объектов по хранению и уничтожению химического оружия. Учреждения здравоохранения субъектов Российской Федерации совместно со специалистами НИИ ФМБА России проводят работу по изучению состояния здоровья населения, проживающего в районах размещения объектов по хранению химического оружия и его динамике.

Анализ деятельности в сфере уничтожения ХО в соответствии с действующей федеральной целевой программой "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации" позволяет с оптимизмом смотреть в будущее. В 2009 году Российская Федерация выполнит 3-й этап обязательств по Конвенции, связанный с уничтожением 45% имеющихся запасов химического оружия .

Список литературы:

1) Романов В. И. «Опасностихимического оружия России» / М. / 2004;

2) Антонов Н.С. «Химическое оружие на рубеже двух столетий» /М. / 1994;

3) Калинина Н.И. – д.м.н., проф. «Химическое разоружение России» / Статья / газета «Независимая» / дек 2007.