В отличие от довоенного времени, в период Второй мировой войны было налажено интенсивное сотрудничество держав антигитлеровской коалиции. Едва ли можно сомневаться в его значении для победы. Вместе с тем, нельзя не удивиться тому, с каким трудом политическое мышление обретает дальновидность. Если бы такое сотрудничество было налажено до войны, то было бы сохранено 67.000.000 человеческих жизней. Человечеству приходится платить все более высокую цену за ошибки в международной политике и пренебрежение к международному праву.

Державы антигитлеровской коалиции создали весьма эффективный механизм принятия решений по координации военных усилий. Вклад его в победу несомненен. На совещаниях решались и вопросы послевоенного устройства, имевшие серьезное значение для становления современного международного права. На англо-советско-американской конференции 1943 г. в Москве было

принято решение о необходимости учреждения всеобщей международной организации, основанной на принципе суверенного равенства. Принята была и декларация, определившая основы ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства.

В феврале 1945 г. состоялась Ялтинская конференция руководителей трех держав, решившая многие вопросы послевоенного урегулирования (оккупация Германии и контроль над ней; репарации; послевоенное урегулирование в Европе; проблема Польши, Югославии).

Нередко послевоенное устройство в Европе называют ялтинским. Был решен вопрос о правилах голосования в Совете Безопасности будущей организации. Заключили соглашение и по Дальнему Востоку, согласно которому СССР обязался принять участие в разгроме Японии, а союзники признали его права на Южный Сахалин и Курильские острова. В связи с чем, невозможно назвать обоснованными претензии современной Японии на «Северные территории».

В июне 1945 г. конференция Объединенных Наций в Сан-Франциско приняла Устав Организации Объединённых Наций, который положил начало современному международному праву.

В середине того же года состоялась Потсдамская конференция руководителей трех держав, определившая принципы контрольного периода в Германии (демократизация, денацификация, демилитаризация, декартелизация). Был учрежден Совет министров иностранных дел для подготовки проектов мирных договоров. Данные проекты были рассмотрены на Парижской мирной конференции в 1946 г. (с Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией). Подготовка договоров была завершена Советом министров иностранных дел в том же году, и в 1947 г. они были подписаны.

Мирного урегулирования с Германией и Японией достичь не удалось из-за расхождений между странами антигитлеровской коалиции. Они были заменены сепаратными соглашениями.



Мирные договоры 1947 г. существенно отличались от версальских договоров. Они не только урегулировали последствия войны, но и создали условия для независимого демократического развития побежденных стран.

Особое значение имеет принятие в 1945 г. Устава Международного военного трибунала для суда над главными немецкими военными преступниками, а в дальнейшем и Устава Международного военного трибунала для суда над японскими преступниками. Уставы определили три вида преступлений, влекущих за собой индивидуальную ответственность высших должностных лиц государства: преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности.

В 1946 г. Генеральная Ассамблея ООН подтвердила принципы, воплощенные в Уставах и приговорах трибуналов, в качестве общепризнанных принципов международного права.

Все это было впервые в истории и означало важный шаг в развитии механизма действия международного права. Проблема индивидуальной уголовной ответственности руководителей государств представляется одной из важнейших в обеспечении эффективности международного права и вместе с тем одной из сложнейших, поскольку решения об этом принимаются руководителями государств.

Таким образом, несмотря на чрезвычайно сложную политическую и экономическую обстановку в мире, на идеологические противоречия, был совершен переход от классического к современному международному праву.

Вторая мировая война и международное право представляют собой два тесно связанных между собой аспекта взаимоотношений между государствами в середине ХХ века , претерпевших по результатам этой войны принципиальные изменения.

Наиболее важными и общепризнанные нормами поведения государств как субъектов международных договоров являются принципы международного права . Как императивные положения, они не могут быть отменены никакими другими установлениями специального характера или реформированы с учётом специальных обстоятельств.

Первым в списке из десяти основных принципов международного права является принцип неприменения силы и угрозы силой.

Силовое взаимодействие между государствами в форме вооружённого противоборства с использованием вооружённых сил является войной. С точки зрения профессиональных военных война есть такой вооружённый конфликт, результат которого заранее непредсказуем. Этим война отличается от аннексии, интервенции, подавления вооружённого мятежа и тому подобного.

Политические договоры, заключённые между странами теряют своё значение, если один из партнёров перестаёт существовать или же вследствие войны все договорённости между воюющими сторонами стали недействительными

Нейтралитет прекращается и тогда, когда до этого нейтральное государство вступает в войну с уже воюющим государством, поскольку ранее нейтральное государство в этом случае не может продолжаться считаться таковым. В данном случае наблюдается грубое нарушение Международного права. Поскольку если нейтральность фактически и в законодательном смысле уже вступила в силу, подчиняющееся Международному праву государство не может отказаться от нейтральности. Исключением является случай, когда такой отказ не связан с обстоятельствами, имеющими отношение к причинам войны

Международное военное право до Мировой войны

Третья Женевская конвенция, открытая к подписанию в 1929 году, устанавливает, что законы и обычаи войны обязательны не только для граждан стран, которые ее ратифицировали, но и для всех лиц независимо от их гражданства. Таким образом, граждане любой страны несут ответственность за совершённые ими военные преступления независимо от того, подписало, или нет эту конвенцию страна, гражданами которой они являются.

Вторая мировая война

По мнению большинства интересующихся историей началась 1 сентября года нападением Германии на Польшу через неделю после подписания Пакта Молотова-Риббентропа и секретного к нему приложения о разделе сфер влияния между Германией и Советской Россией.Поводом к войне послужила организованная немцами провокация в Гляйвице. При этом Гитлер в первое время тщательно избегал применения термина "война", говоря лишь о "полицейской операции"

В соответствие с достигнутой договорённостью утром 17 сентября того же года Красная Армия перешла советско-польскую границу. Как объяснил в своём выступлении по радио советский Народный комиссар по иностранным делам Вячеслав Молотов это было сделано для того, чтобы "взять под защиту жизни и имущество населения Западной Украины и Западной Белоруссии ", как об этом сказано в статье в советском официозе - газете "Известия" от 1. сентября 1939 года.

При этом Молотов ссылался на то, что польское государство перестало существовать и потому бывшие договорённости (под которыми подразумевался и Советско-польский договор) потеряли силу.Хотя правительство Польши покинуло страну лишь вечером этого дня, а вооружённые силы продолжали организованную борьбу ещё долгое время. В Англии было организовано Польское правительство в эмиграции Владислава Сикорского , а ушедшие на запад войсковые соединения (Армия Крайова) под командованием генерала Владислава Андерса и флота продолжали войну с Германией до её окончания.

По мнению историка Случа Советами были нарушены приведённые выше положения Международного права, которые в редакции на немецком языке записаны так:

1) Ein Staat besteht im Sinne des Völkerrechtes auch darin fort, wenn er »vorübergehend nicht die Zentralgewalt besitzt, denn er wirdnicht allein durch seine Zentralregierung, sondern durch alle seine Organe repräsentiert....Selbst die Besetzung, seines gesamten Terrritoriums durch den Gegner (>debellation<) setzt der Existenz desbesiegten Staates kein Ende.... Deswegen bleibt der Staat dasselbe Subjekt des Völkerrechtes, solange das Volk dieses Staates nicht end gültig durch den jeweils anderen Staat vernichtet bzw. zwischeneinigen Staaten aufgeteilt wird. 2) Politische Verträge verlieren zwischen den Staaten ihre Gültigkeit indem Fall, wenn eine der Vertragsparteien aufgehört hat zu existieren« oder wenn der Ausbruch eines Krieges alle politischen Verträge zwischen den kriegführenden Parteien aufhebt. 3) Die Neutralität endet u.a. in dem Fall, wenn ein bislang neutralerStaat in den Krieg gegen einen kriegführenden Staat eintritt, da esfür den jeweiligen neutralen Staat nicht mehr angemessen ist, neutral zu bleiben. In solchen Fällen handelt es sich um eine grobeVerletzung des Völkerrechtes, denn wenn die Neutralität faktisch und rechtlich bereits in Kraft getreten ist, darf ein neutraler Staat, dem als Mitglied des Völkerbundes Verpflichtungen auferlegt sind, diese nicht wieder ablegen, mit Ausnahme jener Fälle, da es aus Gründen geschieht, die nicht mit den Ursachen des betreffenden Krieges verbunden sind. (Текст отсканирован по

Послевоенные изменения

Опыт войны и анализ её причин побудил международное сообщество к совершенствованию Международного права, что нашло своё отражение в возобновлении деятельности международной организации по типу Лиги Наций (1919 год) в облике Организации Объединённых Наций (ООН, решение о создании подписано 26 июня 1945 года).

Вторая Мировая война прослужила поводом для внесения в Международное право существенных изменений, выразившихся в формулировке и реализации совершенно новых видов преступлений, а именно Преступления против мира и Преступления против человечности. Это было попыткой решить проблему войн юридическим путём.

Важнейшим событием в этом направлении стали решения Нюрнбергского военнонго трибунала (1946 год), впервые в практике судопроизводства использовавшего вновь введённые определения военных преступлений. При этом союзники, от имени которых выступал трибунал, в проблему установления вины, выразившейся в отступлении от существовавших положений военного права, добавили определением того, на чьей стороне выступал обвиняемый. Таким образом Международный трибунал превратился в оккупационный орган, решения которого опирались на факт безоговорочной капитуляции Германии.

Специфика проведённого в Нюрнберге процесса состояла и в том, что существовавшее до сего времени фундаментальное для обеспечения объективного и справедливого суда положение о том, что закон не имеет обратной силы, было расширено не в пользу обвиняемых. Вина которых была определена в связи с нарушением| норм законодательства, которые им заведомо не были известны.

Важным шагом в совершенствовании правовой атмосферы современного общества стало принятие третьей сессией Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря года резолюции, содержанием которой является Всеобщая декларация прав человека Впервые в мировой истории появился признанный всеми подписантами общемировой документ, являеющийся сводом и определением прав, которыми обладают все люди. Этот документ носит рекомендательный характер и потому формально не является составной частью Международного права.Таким образом единой нормативной системы прав и обязанностей, в равной степени обязательных как для государств, так и их граждан до сих пор не создано.

Это даёт возможность правительствам некоторых стран игнорировать обвинения в нарушении прав человека, расценивая их, как вмешательство во внутренние дела своего государства. А существующие нормы Международного военного права, многие из которых сформулированы нечётко или вообще письменно не зафиксированы,настолько отличаются, что до сих пор по их поводу нет единой точки зрения.

Первая половина XX столетия связана с рядом событий и факторов, оказавших влияние на развитие и содержание международного права.

После окончания Первой Мировой войны государства-победители - страны Антанты - на основе серии международных договоров с Германией и ее союзниками создали правовой режим, получивший название Версальско-Вашингтонской системы (Версальский мирный договор 1919 года и связанные с ним договоры). Этими договорами было оформлено создание ряда новых государств в Центральной и Юго-Восточной Европе, ограничивались вооружения побежденных сторон, решался вопрос о возмещении нанесенного Германией ущерба, пересматривались ее границы, устанавливался для ряда западных стран принцип "открытых дверей" ("равных возможностей") в Китае.

Важным звеном Версальской системы и ее гарантом была призвана стать новая международная организация - Лига Наций. В ее Статут, вступивший в силу в январе 1920 года поставили агрессию вне закона. В Статуте было закреплено обязательство уважать и сохранять против всякого внешнего нападения территориальную целостность и существующую политическую независимость всех членов Лиги.

Статут (устав) Лиги Наций являлся составной частью Версальского мирного договора. Хотя Статут Лиги Наций и исходил из цели поддержки международных отношений, основанных на справедливости и чести, он не запрещал ведения войны.

На состояние международного права оказала существенное влияние Октябрьская революция 1917 г., прежде всего Декрет о мире, запрещающий агрессивную войну. Парижский договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики, заключенный в 1928 г. (Пакт Бриана-Келлога) призывал осуществляться только мирными средствами. Однако ни Статут Лиги Наций, ни Парижский договор 1928 г. не давали понятия агрессии и не предоставляли реальных гарантий безопасности участникам международного общения.

Развязавшие вторую мировую войну фашистская Германия и ее союзники грубо нарушили нормы международного права. Вопросы поддержания международного мира явились предметом обсуждения на Московской (1943 г.), Тегеранской (1943 г) и Крымской (1945 г.) конференциях руководителей трех союзных держав. В ходе конференций было признано, не должна быть похожей на Лигу Наций, в нее могут входить все суверенные государства, как большие, так и малые, организация должна быть наделена механизмами, необходимыми для поддержания мира и безопасности, олицетворять согласованные действия ее членов. На конференциях обсуждался комплекс вопросов об ответственности Германии за нанесенный ею ущерб в ходе войны и об ответственности нацистских военных преступников.

Днем рождения Организации Объединенных Наций считается 24 октября 1945 года. Ее Устав и деятельность, несмотря на периоды конфронтации в ее стенах, свидетельствуют об огромном вкладе ООН в развитие современного международного права. Принципиально новым положением явилось закрепление в Уставе ООН положений, запрещающих агрессию и устанавливающих механизм санкций в отношении государства, допустившего подобные действия. Согласно п. 4 ст. 2 Устава все члены ООН взяли обязательство воздерживаться в международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН. В Уставе ООН предусмотрены механизмы, позволяющие воздействовать на агрессора.

Не менее кардинальные изменения произошли в международном праве под влиянием введения в него нормы о праве народов (наций) на самоопределение. В Уставе ООН зафиксировано положение о равенстве прав больших и малых наций, о развитии дружественных отношений между государствами на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов. Эти положения явились юридической базой борьбы колониальных народов за свою независимость и государственность.

Нормы Устава ООН, характеризующие принцип сотрудничества государств, послужили отправной точкой в принятии многочисленных международных актов, как по специальным вопросам сотрудничества государств, так и по вопросам сотрудничества в сфере прав человека.

Особой формой сотрудничества явилось развитие мер доверия между государствами. Обеспечение прав человека становится одним из главных критериев оценки деятельности государств. Возникли новые отрасли, например, право международной безопасности, международное космическое право, право окружающей среды и др.

На международных конференциях путем заключения многосторонних международных соглашений были, в частности, кодифицированы нормы правопреемства государств в отношении международных договоров; нормы, касающиеся защиты мирного гражданского населения во время войны, защиты культурных ценностей в случае вооруженного конфликта; нормы дипломатического и морского права. В связи с кодификацией международно-правовых норм и внедрением в практику международных отношений принципа сотрудничества государств центральное место среди источников международного права стал занимать международный договор.

Итоги Второй мировой войны. Выводы побеждённых Специалисты Немецкие Военные

Партизанская война и международное право

Партизанская война и международное право

В Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны изложены общие правовые нормы и положения, которые имеют отношение к партизанской войне и движению сопротивления:

1. Согласно положениям конвенции, сопротивление населения страны или ее части войскам противника допускается только до того, как страна оккупирована войсками противника, и никак не после оккупации. Что касается второй мировой войны, то теперь установлено, что все европейские страны в момент возникновения в них партизанского движения уже были прочно заняты немецкими войсками и что в большинстве из них оно началось спустя много времени после оккупации (в некоторых странах на это ушли целые годы). Уже по одной этой причине партизанская борьба противоречила международному праву.

2. Известно далее, что некоторые из оккупированных стран, например Югославия, Греция и Франция, подписали капитуляцию, на основании которой они расформировывали свои войска и отказывались от дальнейшего сопротивления. Согласно международному праву, подписанная капитуляция является обязательным документом для всех граждан капитулировавшей страны, и если какой-либо гражданин этой страны заявит, что он не признает капитуляцию, это явится грубым нарушением международного права. В этом заключается вторая причина, почему партизанская борьба в трех названных странах не соответствовала нормам международного права.

3. Международное право требует также, чтобы руководство партизанами осуществлялось через определенных ответственных лиц. Ясно, что подобные полномочия предоставляются только суверенному правительству данной страны. Правительство чужой страны или правительство, находящееся в эмиграции, таким правом не обладает. Из всех вышеупомянутых стран только Россия и Италия имели правительства, пользовавшиеся своими суверенными правами. Правительства других государств находились либо в эмиграции, либо в изгнании и потому не могли иметь непосредственной власти в своих странах. Созданное де Голлем в Африке «правительство» Франции не было даже эмигрантским, а имело скорее характер контр правительства. Его действия были тем более необоснованными, что, даже согласно американским «Rules of Land Warfare», любое эмигрантское правительство лишается права призывать народ к партизанской войне.

4. Правительство, находящееся в эмиграции, по существу, даже не имеет возможности ставить какие-либо задачи отдельным группам партизан. Так. например, югославский король не мог дать Тито, который был его открытым противником и ярым врагом четников военного министра югославского эмигрантского правительства, генерала Михайловича, никакого сколько-нибудь серьезного задания. В таком же положении оказался и греческий король, который был не в состоянии ставить какие-либо задачи руководимой коммунистами Единой народно-освободительной армии (ЭЛАС).

5. Наконец, международное военное право требует соблюдения партизанами общих правил вооруженной борьбы. Оно требует, чтобы партизаны носили какую-то форму или заметные издали знаки отличия и не прятали своего оружия. С этим последним положением несовместимо никакое коварство. Русские и итальянские партизаны, однако, вообще не признавали и не носили ни единой формы, ни знаков отличия, а французские партизаны и частично партизаны на Балканах носили форму лишь при соединении их с регулярными войсками или при зачислении их в эти войска. Но даже и в этом случае они все же оставались партизанами и сохраняли присущие им особенности.

Таким образом, любая из приведенных выше причин говорит о том, что борьба партизан противоречила нормам международного права. Не считая русских и итальянских партизан, действиями которых руководили суверенные правительства, все партизаны других театров военных действий не соблюдали ни одного параграфа положений международного права о ведении легальной борьбы. Поэтому партизаны были поставлены вне закона. Именно такую правовую ситуацию нужно брать за основу при оценке партизанской войны на любом театре военных действий.

История партизанской войны нашего времени еще не написана. Надежных источников для этого имеется очень мало. Война из-за угла, в которой бойцы маскируются большей частью под обыкновенных мирных жителей, когда удар всегда наносится из засады, а. наносящий его постоянно уклоняется от открытого боя и бесследно исчезает, такая война уже по своему существу не поддается ни письменной фиксации, ни, тем более, документированию. Потребуется собрать воедино много отдельных рассказов и воспоминаний участников, чтобы по-настоящему осветить это явление второй мировой войны. Проделать такую работу необходимо, так как это представляет большой интерес не только для историка. Чем большее место завоевывает себе в современной стратегии маневренная война, чем больше теряют значение государственные границы и чем сильнее развиваются в народах идеологические и политические противоречия, а вместе с ними и классовая борьба, тем сильнее становится опасность того, что формы партизанской войны наложат свою печать на все конфликты, которые могут возникнуть в будущем.

Поэтому проблема партизанской войны заслуживает самого серьезного внимания. Здесь прежде всего следует сделать попытку хотя бы в основных чертах изложить ход партизанской борьбы на отдельных театрах второй мировой войны.

Из книги Итоги Второй мировой войны. Выводы побеждённых автора Специалисты Немецкие Военные

Партизанская война История войн не знает ни одного примера, когда партизанское движение играло бы такую же большую роль, какую оно сыграло в последней мировой войне. По своим размерам оно представляет собой нечто совершенно новое в военном искусстве. По тому

Из книги 1812. Всё было не так! автора Суданов Георгий

Партизанская война в России Особенно ярко стремление сделать партизанскую борьбу неотъемлемой частью всей войны выразилось в России. Еще на московском партийном съезде в 1928 году говорилось о настойчивой необходимости проведения таких мероприятий, которые в случае

Из книги Описание Отечественной войны в 1812 году автора Михайловский-Данилевский Александр Иванович

Партизанская война в Польше За свою многовековую историю Польше так часто приходилось защищаться от чужеземных захватчиков и чужеземного господства, что поляк с течением времени стал почти прирожденным партизаном. Борьба польских партизан в прошлом была обращена

Из книги 1900. Русские штурмуют Пекин автора Янчевецкий Дмитрий Григорьевич

Партизанская война в Италии Еще до выхода Италии из союза с Германией в кругах, близких к маршалу Бадольо, были проведены некоторые серьезные мероприятия для организации партизанской борьбы. Вскоре после того, как Италия 8 сентября 1943 года вышла из состава стран оси и

Из книги 1941 22 июня (Первое издаение) автора Некрич Александр Моисеевич

Вторая мировая война и право Могли ли процессы над военными преступниками создать новое международное уголовное право? Когда Черчилль 25 октября 1941 года заявил, что расплата за военное преступление, в котором обвиняется германское правительство, является одной из

Из книги 1941 22 июня (Первое издание) автора Некрич Александр Моисеевич

Могли ли процессы над военными преступниками создать новое международное уголовное право? Когда Черчилль 25 октября 1941 года заявил, что расплата за военное преступление, в котором обвиняется германское правительство, является одной из главных задач антигитлеровской

Из книги Спецназ России автора Квачков Владимир Васильевич

Малая война, партизанская война, народная война… С сожалением приходится констатировать, что слишком много мифов у нас придумано и о так называемой «дубине народной войны».Например, уже много раз цитированный нами П.А. Жилин утверждает, что «партизанское движение

Из книги Великая война не окончена. Итоги Первой Мировой автора Млечин Леонид Михайлович

Партизанская война Числительная сила воюющих армий. – Состояние их. – Образование партизанских отрядов. – Цель действий их. – Взятие Вереи. – Набеги партизан. – Действие отряда Генерала Винценгероде. – Спасение Троицкой Лавры. – Польза партизанской войны.При

Из книги Можно ли защитить Западную Европу автора Гудериан Гейнц Вильгельм

Международное сражение 30 июня В историю русских войн занесена еще одна блестящая страница… У стен недвижного Китая 30 июня 1900 г. русские войска, верные боевым заветам своей родины, одержали славную победу над неприятелем, который превосходил их численностью не менее как

Из книги Карать карателей [Хроники Русской весны] автора Холмогоров Егор Станиславович

Из книги 1812. Полководцы Отечественной войны автора Бояринцев Владимир Иванович

Международное положение СССР Высшая цель внешней политики социалистического государства заключается в обеспечении благоприятных условий для своего мирного развития. Поддерживать мир, не допускать войн и вооруженных конфликтов, дать народу своей страны трудиться и

Из книги автора

Из книги Ф. К. Гершельмана «Партизанская война». С.-Петербург, 1885 О партизанских действиях кавалерии: …причину этому надобно искать не в том, что этот вид боевой службы кавалерии есть нечто новое, но скорее в том, что он приобретает в наше время лишь большее относительное

Из книги автора

Право голоса После войны многое изменилось. Новый образ жизни прежде назвали бы аморальным. В те времена женщина в обмен на замужество, что было совершенно необходимо, потому что придавало необходимый статус, предлагала мужу абсолютную верность и покорность. Женщину

Из книги автора

VII. ЗА ПРАВО И СВОБОДУ Западная Европа хочет жить и, по нашему мнению, имеет на это право, если принять во внимание ее заслуги перед человечеством, несмотря на ошибки и слабости, которыми страдает сейчас старый свет.В результате двух тяжелых, кровопролитных и

Из книги автора

Право на Крым События вокруг референдума Крыма о воссоединении с Россией зеркально напоминают историю с отделением Украины от СССР в 1991 году. Напомню, 24 августа 1991 года Верховный совет УССР провозгласил независимость Украины, немедленно поддержанную США. К1 декабря,

Из книги автора

Международное значение Отечественной войны Историк Ханс-Йобст Краутхайм («Александр I, 1801–1825) в сборнике «Русские цари», М., 1997) так подводит итоги Отечественной войны 1812-го года:– Уничтожение основной массы великой армии и бегство её остатков, впереди которых инкогнито

В ходе Второй мировой войны руководители стран антигитлеровской коалиции пришли к выводу, что после победы, в целях поддержания международного мира и безопасности, а также предотвращения военных преступлений, будет необходимо создать новый международный механизм, лишённый недостатков Лиги Наций. В результате Московской, Тегеранской и Крымской мирных конференций были сформулированы идеи о том, что таким механизмом может стать новая международная организация, которая бы стала преемником идей и принципов Лиги, однако обладала бы большими полномочиями и инструментами для поддержания всеобщего мира. Все эти принципы и идеи были закреплены в Декларации Объединённых Наций, подписанной 1 января 1942 года и были воплощены в жизнь на Сан-Францисской конференции, проходившей с апреля по июнь 1945 года, в ходе которой был подписан Устав ООН. ООН стала новой международной организацией, основной ареной международного взаимодействия и сотрудничества. Устав ООН стал новой вехой развития международного права, закрепив его основополагающие принципы:

· Суверенное равенство всех членов ООН;

· разрешение международных споров исключительно мирными средствами;

· Отказ в международных отношениях от угрозы силой или её применения каким-либо образом, несовместимым с целями ООН;

· Невмешательство ООН в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства;

· Равноправие и самоопределение народов;

· Территориальная целостность государств;

· Уважение прав человека и основных свобод;

· Добросовестное выполнение международных обязательств;

· Сотрудничество государств.

Также, По итогам Второй мировой войны состоялись Нюрнбергский и Токийский процессы, имевшие целью наказать военных преступников только нацистской Германии и милитаристской Японии.

Нюрнбергский процесс был организован державами-победительницами: СССР, США, Великобританией и Францией. В ходе процесса были рассмотрены следующие обвинения:

· Планы нацистской партии:

­ Использование нацистского контроля для агрессии против иностранных государств;

­ Агрессивные действия против Австрии и Чехословакии;

­ Нападение на Польшу;

­ Агрессивная война против всего мира (1939-1945);

­ Вторжение Германии на территорию СССР в нарушение пакта о ненападении от 23 августа 1939 года;

­ Сотрудничество с Италией и Японией и агрессивная война против США (ноябрь 1936 года - декабрь 1941 года);

· Преступления против мира: «Все обвиняемые и различные другие лица в течение ряда лет до 8 мая 1945 года участвовали в планировании, подготовке, развязывании и ведении агрессивных войн, которые также являлись войнами в нарушение международных договоров, соглашений и обязательств»;

· Военные преступления:

­ Убийства и жестокое обращение с гражданским населением на оккупированных территориях и в открытом море;

­ Увод гражданского населения оккупированных территорий в рабство и для других целей;

­ Убийства и жестокое обращение с военнопленными и военнослужащими стран, с которыми Германия находилась в состоянии войны, а также с лицами, находившимися в плавании в открытом море;

­ Бесцельные разрушения больших и малых городов и деревень, опустошения, не оправданные военной необходимостью.

­ Германизация оккупированных территорий.

· Преступления против человечности:

­ Обвиняемые проводили политику преследования, репрессий и истребления противников нацистского правительства.

­ Нацисты бросали в тюрьмы людей без судебного процесса, подвергали их преследованиям, унижениям, порабощению, пыткам, убивали их.

В Токийском процессе, кроме вышеперечисленных, принимали участие также Австралия, Канада, Китай, Индия, Нидерланды, Новая Зеландия и Филиппины. В обвинительном акте было сформулировано 55 пунктов, содержащих общие обвинения всех подсудимых и виновность каждого в отдельности. В заключении приводилось большое количество военных преступлений, таких как Нанкинская резня, Батаанский марш смерти и др. Как и на Нюрнбергском процессе, все пункты обвинения были разделены на три категории: А, В и С. Категория А включала в себя обвинения в Преступлениях против мира, планировании и ведении агрессивной войны, нарушении международного законодательства и применялась только против высшего руководства Японии. Категория В включала обвинения в массовых убийствах. Категория С - обвинения в преступлениях против обычаев войны и преступления против человечности, применялись к японцам любого ранга.


| | | | 5 | | |