Из чего состоит ЕГЭ по русскому языку?

Для того чтобы получить школьный аттестат, выпускнику необходимо сдать два обязательных экзамена в форме ЕГЭ - русский язык и математику. Результаты ЕГЭ по русскому языку обязательны при поступлении в вузы на каждое направление подготовки (специальность).

Минимальное количество баллов по русскому языку:

для получения аттестата - 24 балла;

для поступления в вуз - 36 баллов.

На выполнение экзаменационной работы отводится 3,5 часа (210 минут).

СТРУКТУРА ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 26 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом. В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом: задания открытого типа на запись самостоятельно сформулированного правильного ответа; задания на выбор и запись одного правильного ответа из предложенного перечня ответов. Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде цифры (числа) или слова (нескольких слов), последовательности цифр (чисел), записанных без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Часть 2 содержит 1 задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Если участник несогласен с результатами ЕГЭ, он может подать апелляцию.

Если выпускник получает результат ниже минимального количества баллов по одному из обязательных предметов (русский язык или математика), то он может пересдать этот экзамен в этом же году в резервные дни, предусмотренные расписанием ЕГЭ.

Если выпускник получает неудовлетворительный результат и по русскому языку, и по математике, он сможет пересдать ЕГЭ только в следующем году.

Если другие участники ЕГЭ не являющиеся выпускниками текущего года получат результат ниже минимального количества баллов, они смогут сдать ЕГЭ по предмету только в следующем году.

Как выглядит структура ЕГЭ по русскому языку?

Задания 1-3 связаны с пониманием текста. Для успешного выполнения этих заданий следует сначала проанализировать текст, подумать, какая информация является главной, а какая - второстепенной, найти причинно-следственные связи.

Задание 4 проверяет орфоэпические нормы (ударения). Распечатайте себе список и читайте, или скачайте аудио вариант и слушайте, подготовиться к нему за вечер не удастся, поэтому рекомендуем регулярно уделять ему по 5-10 минут.

Задание 5 - паронимы. Заучиваем списки паронимов, смотрим закономерности (например, суффиксы -чив-, -лив- относятся к человеку) и практикуемся.

Задания 8-14 связаны с орфографией (это корни, приставки, суффиксы и окончания). Здесь нет ничего трудного, просто учим правила и исключения к ним, обращаем внимание на капканы. Если, например, в задании на приставки часто пишут слова с не (несговорчивый), в таких словах легко ошибиться, ведь после с стоит звонкая согласная, но стоит только отбросить приставку не и все становится легко.

Система подготовки обучающихся к ЕГЭ по русскому языку.

(Из опыта работы учителя русского языка высшей квалификационной категории МКОУ Таскаевской СОШ Карповой Ю. С.).

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – одно из направлений модернизации структуры и содержания российского образования. Однако не менее важным является и то, что результаты ЕГЭ являются одним из основных критериев, по которым судят о школе в целом и о работе каждого педагога в отдельности. ЕГЭ прочно вошел в нашу жизнь, и мы, учителя, вместе со своими учениками готовимся к этому серьезному испытанию и ищем эффективные пути к его успешному преодолению. После нескольких лет кропотливой работы я пришла к выводу: несмотря на огромное количество пособий и методических разработок, у каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену.

Курс русского языка считается завершенным (пройденным) в 9 классе. Но в 10-11 классах встает проблема повторения правил русского языка, т.к. впереди ЕГЭ. При довольно небольшом количестве уроков русского языка в неделю (1-2ч.), повторение их на практике бывает крайне сложно, т.к. просто не хватает на это времени: ведь еще необходимо обратить внимание на культуру речи, стилистику и другие аспекты языка.

Конечно, подготовка к экзамену, по моему мнению, должна начинаться уже в пятом классе, когда учащиеся на уроках русского языка знакомятся с первыми орфограммами и пунктограммами, работают над развитием своей речи, культурой общения и так далее. Поэтому, начиная с 5 класса, каждый мой ученик заводит тетрадь для опорных конспектов, в которую до 11 класса включительно собирает с помощью учителя весь теоретический материал, необходимый для сдачи ЕГЭ в виде схем, таблиц, алгоритмов, моделей, блоков, правил. На этой стадии подготовки к экзамену я использую методику структурирования учебного материала. Она ориентирована на укрупнение дидактической единицы учебной информации, сведения ее к единым логическим и дидактическим основаниям. В результате логической обработки материала и установления последовательности его изучения создаются благоприятные условия для формирования у учащихся обобщенных знаний, позволяющих успешно готовиться к выполнению заданий в системе подготовки к ЕГЭ. Разрешаю пользоваться тетрадями на всех уроках, кроме контрольных работ.

На ступени обучения русскому языку в 5-8 классах осуществляю интенсивную работу по решению заданий в форме ЕГЭ, а также веду отработку навыка написания сжатого изложения и сочинения-рассуждения, в том числе и на лингвистическую тему. При проектировании уроков русского языка использую преемственность, основывающуюся на

    Комплексном изучении языка, которое предполагает системное повторение материала на каждом уроке, т.е., кроме изучения нового материала, попутно повторяется другие темы. Опыт работы показывает, что такое повторение основывается на анализе ошибок, допущенных во входящем диагностическом тесте и далее в последующих контрольных работах. Система повторения состоит из 10 блоков: проанализировав ошибки, определив так называемые «провальные» темы, составляю 10 карточек повторения, рассчитанных на 2 недели. Через 2 недели возвращаемся к первой карточке. Содержание карточек может корректироваться. Таким образом, повторение осуществляется системно, позволяет отработать наиболее западающие темы несколько раз. Комплексная модель урока характеризуется очень высокой плотностью;

    Следующий важный момент – обязательная рефлексия учебной деятельности на каждом этапе урока, считаю, что очень важно научить обучающихся осознавать, какие виды деятельности осуществлялись на уроке.

    И третье, что обеспечивает преемственность и согласованность в работе, это общая структура рабочих программ учителей.

Также рекомендую в среднем звене систематически вести орфоэпические, орфографические, толковые словарики. Они помогают при подготовке к ЕГЭ. И хорошо, если учитель берет детей в 5 классе и ведет их до 11 класса. Тогда ему не надо тратить время на знакомство с учениками; на то, какие темы и в каком объеме изучались. К девятому классу школьники имеют достаточно большой объем знаний по всем основным разделам русского языка. И первая большая «репетиция» для них перед ЕГЭ – это сдача экзамена в новой форме за 9 класс.Таким образом, к десятому классу учащиеся подходят уже со знанием и структуры ЕГЭ, и содержанием заданий, умеют выполнять упражнения части В.

Но все-таки целенаправленно учащиеся начинают готовиться к Единому государственному экзамену только в 10-11 классах.

На первых уроках русского языка в 10 классе знакомлю учащихся с формой проведения ЕГЭ, его целями и задачами, бланками и КИМами, критериями оценки и системой перевода баллов в отметки. Сразу показываю справочники, словари, пособия, которые могут помочь учащимся при самостоятельной подготовке к ЕГЭ, показываю CD-диски и рекомендую школьникам, какими Internet-ресурсами он может воспользоваться.

Когда начинаю работу в 10 классе, сразу на первой неделе сентября провожу диагностический тест за курс 5-9 классов, который позволяет выявить проблемы в области орфографии, пунктуации, теории языка. Зачем это надо делать? Во-первых, летние каникулы всегда расхолаживают детей, и даже добросовестные ученики многое забывают. Диагностическая работа проводится и для самих детей, чтобы они посмотрели на свои пробелы в знаниях, чтобы пришли к выводу о необходимости серьезной подготовки к ЕГЭ не только на уроке, но и в самостоятельной домашней работе. Диагностика нужна и для учителя, так как после анализа работы я выявляю группу учащихся с высоким, средним и низким уровнем подготовки. Это в свою очередь, помогает мне не только грамотно спланировать уроки, но и дополнительные занятия: класс впоследствии делится на две-три группы (1 группа – учащиеся, способные получить «4-5», 2 группа – учащиеся, способные получить «4-3», 3 группа – слабые учащиеся). Разрабатываю тематику дополнительных занятий в связи со спецификой работы с каждой группой учащихся. Работа в каждой из этих групп ведется с учетом всех факторов, способных повлиять на результаты экзамена. Недостаточно знать экзаменационный материал, недостаточно просто грамотно писать – необходимо научиться сдавать экзамен. Претендовать на высокую оценку можно в том случае, если ученик хорошо знает не только предмет, но и все особенности и тонкости экзамена по этому предмету.

Поэтому я поставила перед собой задачу, что нужно делать, чтобы рационально использовать отведенное время для целенаправленной подготовки к ЕГЭ.

Я использую при подготовке к ЕГЭ простую методику, в основе которой алгоритмы рассуждения. Здесь можно выделить несколько шагов:

Первый шаг. ВСПОМИНАЕМ ТЕОРИЮ . Знания сведений теоретического характера из области фонетики, словообразования, морфемики, морфологии и орфографии, синтаксиса и пунктуации, культуры речи необходимы для успешного выполнения заданий ЕГЭ. Теория – фундамент . Вспоминаем и восстанавливаем, систематизируем необходимые теоретические знания с помощью лекций, презентаций, семинаров. Считаю, что целесообразнее ученикам самим находить и повторять материал по определенной теме или блоку. Самостоятельная работа учащихся более эффективна , чем, скажем, лекция учителя. Поэтому при повторении той или иной темы я предлагаю сведения, где можно найти нужный материал (в каком учебнике; за какой класс; какой параграф; где можно прочитать дополнительную информацию по предложенной теме). Ребята самостоятельно стараются представить тему, создавая тематическую тетрадь, через опорный сигнал, кластер и т.п.

Второй шаг . РЕШАЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНО . Для тренировки берем типовые тестовые задания. Тесты к заданиям позволяют детально проработать каждую тему. Не надо ждать быстрого успеха, каждое задание надо решить по алгоритму примерно 30-40 раз, только тогда появится уверенность и четкость. Желательно все свои рассуждения записывать или проговаривать вслух! Критерий готовности: «Если ты можешь не только выбрать правильный ответ, но и объяснить, почему все другие неправильные, можешь переходить к следующему заданию».

Каждый тематический блок завершается проверочной работой. Работы детей анализирую после каждого тестирования, составляю индивидуальную картотеку ошибок.

Материалы собираются в тетрадь учета, затем каждый ученик работает над своим проблемным заданием. Это помогает целенаправленно организовать индивидуальную работу с учащимися.

Через некоторое время снова проводим промежуточный тест и проверяем. И снова работаем над ошибками. Такая работа дала удовлетворительные результаты. Все мои ученики сдают ЕГЭ. А в 2015 показали лучший результат.

. Третий шаг . СОЗДАЕМ САМИ!

В качестве домашнего задания для закрепления полученных знаний предлагаю ученикам самостоятельно разработать аналогичные задания.

Как я веду мониторинг повышения качества обучения русскому языку.

В основу системы мониторинга положены «Критерии оценивания работы ЕГЭ по русскому языку». Механизм мониторинга прост: ученику нужно выполнить несколько тестовых заданий, выявить явные пробелы по предмету, заполнить Лист учета ошибок, составить вместе с учителем индивидуальный маршрут. Такую работу я провожу несколько раз в течение учебного года, а зачастую постоянно с целью выявления динамики развития.

Для каждого учащегося я предлагаю картину его успехов и пробелов (после диагностической работы), предлагаю способы устранения этих пробелов: либо самостоятельно, либо индивидуально с учителем, либо в группе. Ученик, разобравшись в теоретическом материале, тренируется в выполнении разного вида заданий, пока умение применять знания на практике не перейдут в устойчивый навык, контрольные задания по разделу или теме позволяют мне определить качество его усвоения. Промежуточная диагностика, как правило, показывает ученику его продвижение вперёд относительно самого себя, что внушает ему уверенность в своих силах и стимулирует к дальнейшей работе по ликвидации пробелов. Таким образом, мониторинг является основой для управления процессом повышения качества образованности по русскому языку.

Данные каждой работы заносятся в таблицу, учащийся видит свои результаты по каждой теме и может сделать вывод об успешности усвоения материала, свою динамику, что является значительным стимулом для дальнейшей работы. Кроме того, это даёт возможность увидеть, какие разделы наименее усвоены большинством учащихся и организовать на уроках комплексное повторение с учётом этих тем и разделов.

Большую помощь оказывают элективные занятия с учащимися.

Занятия позволяют повторить грамматику языка, собрав разрозненные правила в чёткую структуру. Задания, которые выполняют учащиеся, схожи с теми, которые им придётся решать во время прохождения экзамена. Таким образом, складывается четкое и ясное представление о том, как им подходить к каждому типу заданий ЕГЭ. Кроме этого, можно уделить внимание каждому из учащихся, ответить на его вопросы, а также отследить, понимает ли ученик тему занятия и справляется ли с заданиями.

Для учеников готовлю папки-памятки в помощь, где пошагово, с примерами рассказываю, как создавать сочинение на основе текста, даю под запись языковые, речевые стандарты, используемые при рецензировании.

Предлагаю в помощь учащимся тексты-образцы. Большим подспорьем является практическая работа по проверке и оцениванию учащимися чужих сочинений-рассуждений. Каждый ребенок, имея перед собой критерии оценивая 25 задания, проверяет и выставляет баллы за работу другого ученика.

Для работы с текстами привлекаются материалы Интернет, проводится анализ сочинений с точки зрения структуры, умения осветить проблему, изложить позицию автора, показать свое отношение к освещаемой проблеме.

На занятиях в старших классах по подготовке к заданию 25 можно использовать приём «идеального сочинения» ,: 1 ученик пишет вступление, 2 – выявляет проблему и даём комментарий, 3 - определяет авторскую позицию, 4 формулирует собственную позицию и даёт аргументацию, 5 пишет заключение. Когда работа готова, каждый предъявляет наработанное. Так и получается идеальное сочинение.

Можно проводить работу над текстом по-другому, в несколько этапов . На первом этапе отрабатывается коллективно по алгоритму один текст. На втором этапе парам раздаются тексты для работы. Учащиеся дома самостоятельно пишут сочинение, а в классе по критериям оценивают друг у друга работу и ставят баллы. Третий этап работы: учитель проверяет и сочинение, и оценку партнёра за данную работу. Такая деятельность даёт возможность учащимся не только самостоятельно работать над сочинением, но и учиться у своего одноклассника или делать ему замечания. По итогам работы над сочинением составляется контрольный лист, в котором учащиеся и учитель оценивают созданный ребятами текст. Как и в тестах, целесообразно выполнять работу над ошибками. Тогда ученик доводит до совершенства свою работу, запоминает свои « слабые места». Перед учениками стоит задача – написать сочинение, характеризующееся «смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения». Объясняю учащимся, что сочинение на ЕГЭ имеет привычную трехчастную композиционную схему: вступление, основную часть, заключение. Между этими частями необходимо продумать «перекидные мостики» - логические переходы. Предупреждаю, что при оформлении работы следует излагать мысли сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, осложненными причастными и деепричастными оборотами (в них пунктуация ясна и понятна). Стараемся «схитрить»: избегаем вариантов и спорных случаев орфографии и пунктуации, заменяем слова с «трудными» орфограммами синонимами. Тщательно проверяем черновики: все ли отмечено? Еще раз перечитываем исходный текст: со всеми ли утверждениями автора можно согласиться? Напоминаю, что желательно избегать выражений «я считаю», «я думаю», предпочтительнее: «мне кажется», «наверное».

Таким образом, подготовка к итоговому экзамену по русскому языку должна осуществляться планомерно, лучше, если ребята, ещё пятиклассники, постепенно привыкнут к анализу текста, научатся владеть языком сочинения-рассуждения. Важно и умение пересказывать текст, и интерпретация его, и собственные размышления, возникшие на основе прочитанного. Умение создавать новый, авторский, оригинальный текст – это и есть конечная цель обучения языку. Ведь это не только подготовка к экзаменам, но и развитие образного и логического мышления.

Актуальные вопросы подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Обеспечение качественного преподавания на протяжении всех лет обучения в школе, а также серьезная подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку являются одними из существенных факторов успеха единого государственного экзамена. Существуют разные причины, по которым ученики попадают в разряднеуспевающих и не могут качественно усвоить учебный материал. Перед учителем стоит важная задача: создать такие условия, чтобы ученик захотел ликвидировать пробелы в знаниях, испытал успех, т.е. потребности ученика должны стать главными в обучении. Важнейший инструмент решения этой задачи ― организация предметного содержания учебного материала. Организация предметного содержания учебного материала включает следующие аспекты:

  • поэтапное предъявление предметного содержания учебного материала;
  • разработка алгоритмов решения заданий блока и отдельного задания;
  • систематизация умений, необходимых для выполнения заданий блока, предъявленных в подборке дидактического материала.

Ознакомимся с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов (КИМ) ЕГЭ 2018 года по русскому языку на сайте Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ), проанализируем некоторыезадания, а также разработаем рекомендации поэтапной подачи материала и рассмотрим алгоритм выполнения наиболее сложных заданий.

Задания 1-3 направлены на проведение логико-смыслового анализа исходного текста, выделение в нем ключевых слов, прослеживание причинно-следственных связей между частями и выбор двух предложений, в которых заключена главная информация текста.

Обратимся к заданию 1. Учащимся предлагается текст.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Следствием непрекращающейся борьбы за существование в мире животных является естественный отбор – процесс, устраняющий менее приспособленные организмы и благоприятствующий более приспособленным организмам. (2)В этой конкурентной борьбе преимущество получают те представители вида, которые оказываются наиболее жизнеспособными, то есть приспособленными к конкретным условиям обитания. (3)<…> они имеют больше шансов оставить после себя полноценное потомство.

В первом задании необходимо указать два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Основой естественного отбора является наследственная изменчивость, а отбирающим фактором – деятельность человека.

2)В процессе естественного отбора выживают и оставляют полноценное потомство те животные, которые более приспособлены к конкретным условиям обитания.

3)Животные, лучше приспособленные к конкретным условиям обитания, имеют больше шансов выжить в результате естественного отбора и оставить после себя полноценное потомство.

4)В процессе непрекращающейся борьбы за существование в потомстве животных из поколения в поколение постепенно накапливаются признаки, полезные для человека.

5)Вследствие непрекращающейся борьбы за существование выживают и оставляют потомство только те животные, наследственные признаки которых полезны для человека.

Предлагаем следующийалгоритм выполнения задания:

  • Подчеркиваем в каждом предложении ключевые слова, важные для понимания того вопроса, который затрагивается автором.
  • Предлагаем пересказать, начиная с конца, содержание текста и сформулировать основную мысль. Получаем:
  • Далее необходимо соотнести свой вариант сжатия исходного текста (пересказ основного содержания) с предложенными вариантами ответов.
  • Выбираем те два варианта ответов, в которых главная информация текста максимально выражена при минимальной затрате речевых средств.

(1)Следствием непрекращающейся борьбы за существование в мире животных является естественный отбор – процесс, устраняющий менее приспособленные организмы и благоприятствующий более приспособленным организмам. (2)В этой конкурентной борьбе преимущество получают те представители вида, которые оказываются наиболее жизнеспособными, то есть приспособленными к конкретным условиям обитания . (3)<…> они имеют больше шансов оставить после себя полноценное потомство .

Больше шансов оставить полноценное потомство в процессе естественного отбора имеют животные, наиболее приспособленные к конкретным условиям обитания.

Получаем ответ на первое задание: предложения, в которых верно передана главнаяинформация, содержащаяся в тексте, ― 2 и 3.

Одним из сложных заданий в экзаменационной работе, по мнению учащихся,является задание №7. Это задание относится к высокому уровню сложности. В седьмом задании необходимо установить соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ

ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

В) нарушениевидовременной соотнесённости глагольных форм

Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

1) Новая эстетика, возникшая в творчествехудожников русского авангарда, коренным образом изменила прежние «греко-римские» представления о художественной ценности искусства.

2) У зачитывавшихся людей в детстве русскими сказками, былинами дух захватывало от богатырских подвигов.

3) Обладая более высокой надёжностью, переносные приёмники потребляют гораздо меньше энергии.

4) Когда после окончания школы мой друг поступит на завод, он за короткое время приобретал квалификацию токаря.

5) По словам И.Н. Крамского, несмотря на то что у многих пейзажистов изображены на картинах деревья, вода и даже воздух, душа есть только в картине «Грачах» А.К. Саврасова.

6) Большинство работ молодого учёного

посвящено проблемам теоретической

7) Внутренняя сила и мужество человека воспеты в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».

8) Впоследствии он даже себе не мог объяснить, что заставило его броситься наперерез лошадей.

9) Употребляя букву «ъ» на конце слов, в XIX веке это была лишь дань традиции.

Алгоритм выполнения задания:

1. Обращаем внимание на первую грамматическую ошибку - А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в предложении деепричастный оборот, а также знать, что деепричастие и глагол должны относиться к одному и тому же лицу.

/Употребляя букву «ъ» на конце слов/ , в XIX веке это была лишь дань традиции.

Это предложение осложнено деепричастным оборотом, но деепричастие «употребляя » и глагол «была » имеют разные категории лица, следовательно, такое употребление ошибочно.

2. Следующаяграмматическая ошибка – Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом.

Внимательно читаем примеры и отыскиваем предложение с причастным оборотом.

Таких предложений среди примеров два:

1) Новая эстетика, /возникшая в творчестве художников русского авангарда /, коренным образом изменила прежние «греко-римские» представления о художественной ценности искусства.

2) /У зачитывавшихся людей в детстве русскими сказками, былинами / дух захватывало от богатырских подвигов.

Вспомним, что к наиболее частым ошибкам при употреблении причастных оборотов относятся:

Неверное согласование причастия с определяемым словом;

Определяемое слово может стоять только перед или после причастного оборота, а не внутри.

Во втором предложении определяемое слово «людей» находится внутри причастного оборота. Значит, в предложении №2 имеется грамматическая ошибка.

3. Переходим к следующей грамматической ошибке – В) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм.

Нам необходимо найти такое предложение, в котором глаголы употреблены в разных временных и видовых формах. В предложении «Когда после окончания школы мой друг поступит на завод, он за короткое время приобретал квалификацию токаря.» глаголсовершенного вида «поступит» употреблен в будущем времени, а глагол «приобретал» имеет форму несовершенного вида прошедшего времени. Получается, в данном предложении нарушена видовременная соотнесенность глагольных форм.

4. Обратимся к ошибке Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

Важно помнить, что в русском языке предлоги употребляются с существительными в определённом падеже. Можно предложить следующий алгоритм выполнения задания:

  • Внимательно прочитайте предложение, найдите предлоги.
  • Посмотрите, с каким существительным эти предлоги употреблены, определите падеж существительного.
  • Вспомните, какой предлог с каким падежом употребляется, определите, есть ли в данном предложении ошибка.
  • Если падеж существительного при данном предлоге неверен, то это ошибка.

Впоследствии он даже себе не мог объяснить, что заставило его броситься наперерез лошадей.

Предлог «наперерез» требует после себя существительное в дательном падеже, а в предложении №8 имя существительное стоит в родительном падеже, следовательно, употребление падежной формы существительного с предлогом неправильное.

5. Последняя ошибка, которую нужно найти, – Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

Чтобы найти эту ошибку, нужно уметь находить в предложении приложение, а также знать, что приложение всегда должно быть согласовано с определяемым словом.

Предлагаем такой порядок решения этого задания:

Найдите предложение, в котором название чего-либо (книги, кинофильма, журнала и т.д.) дано в кавычках. Это будет предложение с несогласованным приложением.

Посмотрите, есть ли при приложении определяемое слово (слово, от которого задаётся к нему вопрос). Если есть, то тогда приложение должно стоять только в именительном падеже. Если падеж другой, то это ошибка.

В предложении №5 при определяемом слове «в картине» есть несогласованное приложение «Грачах» , которое должно стоять в именительном падеже. Последняя грамматическая ошибка найдена.

Проанализировав все предложения и повторив все необходимые правила, получаем ответ.

Задания 8-14 проверяют орфографические навыки.

В методике преподавания русского языка описаны разные способы организации повторения материала. Но самое главное ― это не отдельные, эпизодические обращения к уже изученному материалу, а организация систематической работы по повторению. Для того чтобы такая работа дала хорошие результаты, нужно четко определить, какие знания и умения должны быть у ребенка. И именно эти знания и умения нужно регулярно тренировать.

Среди знаний, необходимых для грамотного письма с точки зрения орфографии, важны знания о строении слова и знание системы частей речи в русском языке. А среди основных умений ― умение выделять морфемы в словах и определятьморфологическую принадлежность слов. Необходимо, чтобы ученики сознательно пользовались орфографическими правилами, большинство из которых ориентировано либо на определенные морфемы (например, орфограммы в приставках, в корнях), либо на определенные части речи (например, правописание числительных, предлогов и т.д.). Конечно, кроме указанных знаний и умений, важно регулярно повторять правила, связанные с наиболее частотными орфограммами в русском языке (например, правописание безударных гласных в корне, правописание приставок на З/С, ПРЕ- и ПРИ- и т. п).

В заданиях 15-19 необходимо расставить недостающие знаки препинания.

Выполняя любое их этих заданий, предлагаем следующий алгоритм работы:

1. В каждом предложении необходимо найти предикативные центры (грамматические основы).

2. Если центров два и более, находим средства связи. Вспоминаем, когда запятая ставится, а когда –нет. Проверяем наличие общего второстепенного члена, и при его отсутствии смело ставим запятую (или запятые).

3. В распространенных предложениях обращаем внимание на то, чем осложнено предложение (однородные члены предложения, обращения, вводные слова и предложения, вставные конструкции, деепричастия, причастные и деепричастные обороты и др.). Вспоминаем правила.

Обратимся к заданию 16. В данном заданиинеобходимо расставить знаки препинания и указать цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Алгоритм выполнения задания.

1) Читаем предложение, подчеркиваем главные члены:

Возвращая первоначальную красоту и великолепие (1) Шуваловскому дворцу в Санкт-Петербурге (2) реставраторы согласовывали этапы своей работы со специалистами (3) готовившими открытие в его залах музея Карла Фаберже (4) прославившегося созданием уникальных ювелирных изделий

2) Характеризуем предложение: предложение простое, распространенное, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом (возвращая первоначальную красоту и великолепие Шуваловскому дворцу в Санкт-Петербурге), и обособленными определениями, выраженными причастными оборотами (готовившими открытие в его залах музея Карла Фаберже,прославившегося созданием уникальных ювелирных изделий).

3) Определяем границы деепричастного и причастных оборотов; определяем, где находятся причастные обороты по отношению к определяемому слову. Получаем:

/Возвращая первоначальную красоту и великолепие (1) Шуваловскому дворцу в Санкт-Петербурге /, (2) реставраторы согласовывали этапы своей работы со специалистами (3), /готовившими открытие в его залах музея Карла Фаберже /(4), /прославившегося созданием уникальных ювелирных изделий /.

Следовательно, правильный ответ: 2,3,4.

Рассмотрим 25 задание (высокий уровень сложности). Перед заданием дан комментарий:

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21–24.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 25, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Задание 25

Описывая события, происходившие летом 1914 года в эстонской деревушке, Ф. Сологуб акцентирует внимание прежде всего на действиях персонажей и их поведении, вследствие чего нередко использует синтаксическое средство выразительности – (А)________ (предложения 1, 2, 26, 28, 38). Но не менее важны автору и сами герои: их внешний вид, чувства, мысли. Так, в создании образов Лизы и Пауля важную роль играют тропы: (Б)_______ (в предложении 9, «ритмично бились… звуки» в предложении 48) и (В)________ («ясные, детски чистые глаза» в предложении 16, «бережная, жалостливая нежность» в предложении 18, «счастливые, сияющие лица» в предложении 69), на которые автор скупится при описании остальных героев. И троп, встречающийся в речи Анны Сергеевны и Козовалова, – (Г)________ («точно рыцарь своей даме» в предложении 63, «точно рыцарь Парсифаль» в предложении 72), – несмотря на сарказм, с которым это произносится, лишь подчёркивает контраст между Лизой и Паулем, с одной стороны, и её родными и знакомыми – с другой».

Список терминов:

1) разговорная лексика

2) метафора

3) сравнение

4) противопоставление

5) ряд однородных членов предложения

6) гипербола

7) фразеологизм

9) односоставные неопределённо-личные предложения.

Предлагаем следующий алгоритм выполнения задания:

  • Внимательно прочитайте список изобразительно-выразительных средств языка, представленных в выборе ответов.
  • Вспомните, что означает каждый из этих терминов.
  • Прочитайте текст рецензии еще раз и подумайте, какие средства выразительности пропущены в нем.
  • В случае затруднения можно воспользоваться приемом исключения (вычеркивания) из списка тех терминов, которые по смыслу не могут быть на месте пропусков в тексте рецензии.

Обратившись к предложениям 1, 2, 26, 28, 38, выделим грамматические основы и увидим, что все они по наличию главных членов односоставные с главным членом сказуемым, выраженным глаголами в форме 3 лица множественного числа (сошлись, говорили, провожали, дошли) , значит, синтаксическое средство выразительности, которое использует автор в указанных предложениях, – односоставные неопределённо-личные предложения.

В предложении 48 в переносном значении употреблено выражение «ритмично бились… звуки» . Авториспользует метафору - слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.

Тропы «Ясные, детски чистые глаза » в предложении 16, «бережная, жалостливая нежность» в предложении 18, «счастливые, сияющие лица» в предложении 69 – это эпитеты. Главным назначением эпитетов является описание значимых свойств объекта, его образной характеристики.

Тропы, которые встречаются в предложении 63 «точно рыцарь своей даме» и в предложении 72«точно рыцарь Парсифаль» , помогают подчеркнуть контраст между Лизой и Паулем и её родными и знакомыми, являются сравнением. Троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку называется сравнением.

Если учитель при подготовке к экзаменам заострит внимание учащихся на тех вопросах, которые мы сейчас рассмотрели, то они смогут успешно справиться с их выполнением.Важно отметить, что у каждого выпускника существует определенный уровень обученности,и только учителю, преподающему в конкретном классе, известно, какие пробелы в знаниях необходимо устранить, что представляет трудность, на каких заданиях ЕГЭ необходимо остановиться подробно,а каким вопросам можно уделить меньше времени.

Вторая часть экзаменационной работы: сочинение-рассуждение

Задание 26 второй части ЕГЭ проверяет сформированность у учащихся отдельных коммуникативных умений и навыков: анализировать содержание и проблематику прочитанного текста; комментировать проблемы исходного текста, позицию автора; выражать и аргументировать собственное мнение; последовательно и логично излагать мысли; использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка; практическую грамотность – навыки оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.

Задание ко второй части сформулировано следующим образом.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст, без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Отличительной особенностью сочинения-рассуждения является выражение своего мнения путём развернутого обоснования, доказательства, аргументации. Поэтому в сочинении важен самостоятельный глубокий анализ текста.

Сама формулировка задания «подсказывает» композицию экзаменационного сочинения и намечает количество абзацев в нем. Рассмотрим основные этапы работы над сочинением.

Начальный этап работы над сочинением – это составление плана.

Опираясь на текст задания, составим следующий план написания сочинения.

  • Формулировка одной из проблем, поднимаемой автором исходного текста.

И даже когда дело касается короткого отрезка времени для подготовки к ЕГЭ, успех может быть достигнут лишь в том случае, если ученик постоянно посещал уроки и следовал советам учителя. Это необходимо, поскольку большие объемы не позволяют обеспечить качественную подготовку за полгода-год.

В 2018 году для контроля знания лексики русского языка будет использоваться добавленное в КИМ задание базового уровня. Школьники будут должны произвести редактирование одного предложения путем удаления из него лишнего слова. Специфика таких задач заключается в необходимости наличия глубоких познаний в лексике либо выдающейся интуиции. Авторы возьмут в качестве основы для материала данного задания наиболее часто встречающиеся речевые ошибки. Их также можно систематизировать, однако для этого потребуется содействие учителя.

Количество заданий в 2018 году возрастет с двадцати пяти до двадцати шести. Хотя разница незначительная, однако ее следует принимать во внимание. Из-за этого возросло и максимальное число баллов: теперь оно составляет пятьдесят восемь. В 2017 году для получения аттестата требовалось набрать двадцать четыре балла, а для поступления в вуз – не менее тридцати шести.

Хотя содержание и структура ЕГЭ меняются каждый год, в одиннадцатом классе надо иметь четкое представление о том, какие задания будут в него включены, в этом может помочь специализированный портал https://rumozg.ru/ . К моменту сдачи ЕГЭ надо знать особенности структуры тестов, научиться проводить анализ своих ошибок, уметь выделять время на выполнение каждого задания, представлять вероятные формулировки вопросов.

Помимо знания содержания экзаменационных вопросов, необходимо понимать принципы оценивания работы. Самое важное – представлять, за что снимают баллы. По этой причине начинать подготовку к ЕГЭ нужно с тщательного ознакомления с критериями оценивания. Это позволит получить представление о главных требованиях к сочинению, правильно написать ответы и понять, на чем может быть снижена сумма баллов.

Для написания сочинения понадобится приблизительно один час: необходимо перечитать текст, используемый в качестве основы, составить план сочинения, подготовить примеры и доводы. Сочинение является наиболее важной и сложной частью ЕГЭ. При его написании требуется провести комплексный анализ текста, т. е. определить тему, проблемы, идеи текста и др.

Русский язык входит в число обязательных предметов ЕГЭ. Без положительного результата экзамена выпускник просто не получит аттестат о среднем образовании. Что собой представляет сегодняшний вариант ЕГЭ по русскому языку? Что нужно учесть при подготовке?

Все задания ЕГЭ по русскому языку предполагают хорошее знание школьной программы, не выходят за её рамки. Тем не менее задания построены так, что проверяют самые различные знания учеников и их умения работы с текстом.

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) по русскому языку состоят из двух частей. Первая часть включает 24 задания с кратким ответом или с выбором верных вариантов ответа. Вторая часть предполагает написание сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.

Первая часть

Рассмотрим подробнее задания первой части. Экзаменационная работа открывается небольшим текстом научного стиля. Первое задание на начальных этапах подготовки часто вызывает затруднение у школьников. Оно требует найти предложения, в которых содержится главная информация текста. Что можно посоветовать? Нужно найти в тексте ключевые, самые главные с точки зрения содержания, слова. А потом найти ответы, в которых будут присутствовать все эти слова.

Задание №4

Задание №4 тоже вызывает трудности, потому что проверяет знание орфоэпических норм, проще говоря, умение ставить ударение в словах. Но некоторые слова в повседневной жизни часто произносятся неправильно, мы привыкаем к их неправильному произношению. По сути эти слова приходится заново заучивать при подготовке к экзамену.

Задание №7

Задание №7 очень «дорогое». При правильном выполнении оно может принести вам целых пять первичных баллов. Но оно и очень сложное, потому что включает в себя огромное количество грамматических правил. Тут и умение употреблять причастные и деепричастные обороты, и умение правильно выбирать форму слова при определенных предлогах, и умение строить простые и сложные предложения. И не просто самому построить правильную конструкцию, а найти ошибки в уже предложенных предложениях, среди которых есть и абсолютно правильные с грамматической точки зрения. Подготовку к этому заданию нужно начинать заранее, тогда становится понятно, какие именно конструкции могут быть ошибочными.

Задания №8-14

Задания с восьмого по четырнадцатое проверяют знание орфографии, правил написания слов, начиная с гласных в корне слова и заканчивая слитным-раздельным написанием слов различных частей речи. Традиционно наибольшую сложность представляет написание не с различными частями речи (задание 12), правописание н, нн (задание 14), а также слитные раздельные написания (задание 13). В задании 13 встречаются слова, которые могут являться частичными омонимами, то есть произносятся они одинаково, а вот пишутся по-разному. Так что на эти правила тоже следует обратить внимание.

Задания №15-19

Задания с пятнадцатого по девятнадцатое проверяет умение ставить знаки препинания в предложениях различной синтаксической структуры. Важно разбираться в том, какое предложение пред вами: простое или сложное, есть ли в нем однородные члены, обращения, вводные конструкции. Конечно, проверяется знание правил, изученных в 5-9 классе.

Задания №20-24: работа с текстом

Затем пишущим экзамен предлагается большой текст художественного или публицистического стиля. Задания с двадцатого по двадцать четвертое проверяют знания о тексте как таковом. Насколько ученик понимает содержание прочитанного отрывка, разбирается ли он в типах речи и в средствах связи предложений в тексте. Выполнение задания 24 может принести вам 4 первичных балла при правильном выполнении. Задание проверяет знания о средствах художественной выразительности, использованных в предложенном тексте. Обратите внимание, что в задании есть подсказки: указано, какого именно вида использовано средство выразительности: синтаксическое, лексическое, троп (слово в переносном значении). Конечно, этот материал тоже нужно повторять.

Вторая часть

Вторая часть экзаменационной работы предлагает написать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Обращаем сразу внимание на тип речи. Сочинение-рассуждение. То есть в вашей работе должна быть четкая структура: тезис, аргументы, вывод. Сочинение по русскому языку пишется по :

  • Первое – указываем проблему прочитанного текста. В тексте может быть не одна проблема. Нужно выбрать одну.
  • Второе – нужно прокомментировать сформулированную проблему. По сути это ответ на вопрос, почему автор об этом заговорил. Комментарий берется из текста. Что автор увидел в окружающей жизни, что услышал, вспомнил, прочитал, что заговорил об указанной проблеме.
  • Третье – нужно определить позицию автора по поднятой проблеме.
  • Четвертое – высказать свою точку зрения. Это будет ваш тезис. С автором можно согласиться, а можно и не согласиться.
  • Пятое – подобрать два аргумента в защиту своей точки зрения. Причем максимально высокий балл по этому критерию вы получите лишь в том случае, если один из аргументов будет из художественной, научной литературы или публицистики. Второй может быть из жизни. Можно, конечно, привести два аргумента из жизни, но один балла вы потеряете. Шестое – необходимо сделать вывод, подведя итог своим размышлениям. Именно это о образом, мы видим, что экзаменационная работа оценивается при проверке работы.

Таким образом, мы видим, что ничего выходящего за рамки школьной программы в экзаменационной работе нет. Но объем проверяемого материала довольно большой. Поэтому начинать подготовку нужно, конечно, заранее. Было бы неплохо полностью написать работу, определить проблемные места и отработать их. Вы будете знать, какие вопросы именно для вас являются сложными. Если начать заниматься заранее, например, с начала учебного года, то есть все шансы не просто сдать экзамен, а сдать его очень хорошо.