В результате появилась организация Лига Наций, призванная упорядочить наиболее актуальные вопросы международных отношений.

Идея включения СССР в состав Лиги Наций периодически обсуждалась членами организации, но считалась делом далекого будущего. Так, в декабре 1920 г. члены Лиги поддержали позицию представителя Швейцарии Д. Мотта, что Россия «представляет из себя народ, находящийся в состоянии брожжения», а правители ее проявляют неуважение к Лиге и ее членам. С учетом революционных событий и последующей гражданской войной в России данная позиция представляется справедливой. Италия, в которой установится в 30-е гг. фашистский режим, через своего делегата Вивиани обозначила позицию: свободные и демократические страны, объединенные в Лигу, будут ждать, чтобы Россия пришла к демократическим преобразованиям, «вне которых есть лишь анархия и деспотизм». Идеи большевиков о мировой революции и об установлении диктатуры пролетариата только ухудшали отношение с Лигой.

В середине 20-х гг. в европейской дипломатии стали появляться мысли о вступлении России в Лигу. Председатель Ассамблеи Лиги японец К. Исии в 1923 г. отметил: «Лига Наций не будет иметь большого значения до тех пор, пока в нее не войдут Америка, Германия и Россия». Интересен тот факт, что начало корректировки собственных позиций совпало с развертыванием в России Новой экономической политики, в основе которой лежали товарно-денежные отношения, т. е. фактически капитализм.

Со своей стороны СССР также постепенно менял дипломатическую риторику по отношению к Лиге - от резко отрицательной и даже грубой до критической лишь к отдельным принципам взаимоотношений между государствами-членами организации и статьям Устава Лиги. Несмотря на снижение СССР степени неприятия данной организации, положительно вопрос о вступлении не был решен.

Полпред СССР во Франции Х. Г. Раковский был уверен: «Вопрос о вхождении в Лигу Наций есть вопрос соотношения сил. При теперешнем их распределении Лига Наций есть организация, которая свяжет нас и по руками, и по ногам, и где капиталистические государства будут нам диктовать». Политбюро было согласно с Раковским. В существующей в 20-е гг. международной политической ситуации СССР отказывался вступить в эту организацию.

Ситуация изменилась к 30-м гг.:

  1. В Германии, Италии и Японии к власти пришли тоталитарные режимы.
  2. В Версальско-Вашингтонской системе, успешно функционировавшей после первой мировой войны, накопились до критического порога экономические, политические и социальные проблемы.
  3. «Реваншистские» настроения проигравших первою мировую войну стран затрагивают интересы многих европейских государств.
  4. В 1933 организацию покинули Япония и Германия.
  5. Отсутствует система безопасности.

«Реваншизм» Германии затрагивал интересы Франции, которая для укрепление своих позиций предложила СССР вступить в Лигу Наций.

В результате серьезной дипломатической работы Франции и СССР в интервью корреспонденту одной из американских газет 25 декабря 1933 г.

18 сентября 1934 г. общее собрание Лиги Наций приняло постановление о приёме СССР в Лигу и включении его представителя в её Совет в качестве постоянного члена.

Лига Наций - международная организация, имевшая целью развитие сотрудничества между народами и гарантию мира и безопасности, была создана после Первой мировой войны в 1919 г. Основными органами Лиги Наций являлись: Ассамблея (сессии Ассамблеи проходили ежегодно в сентябре и в их работе участвовали все члены Лиги Наций), Совет Лиги Наций и постоянный секретариат во главе с генеральным секретарём.

Официальными языками Лиги Наций считались французский и английский.

Устав Лиги, выработанный специальной комиссией, созданной на Парижской мирной конференции 1919-1920 гг., и включённый в Версальский мирный договор 1919 г. и другие мирные договоры, завершившие Первую мировую войну 1914-1918 гг., был первоначально подписан с 44-мя государствами, в том числе 31-м государством, принимавшим участие в войне на стороне Антанты или присоединившимся к ней, и 13-ю государствами, придерживавшимися нейтралитета в ходе войны. США не ратифицировали устав Лиги Наций и не вошли в число её членов.

С момента своего создания Лига Наций являлась одним из центров, где планировались и разрабатывались антисоветские акции империалистических держав. Советское правительство боролось против попыток Лиги Наций вмешаться во внутренние дела молодой Советской республики. Тем не менее, оно активно участвовало в проходивших под эгидой Лиги Наций конференциях и совещаниях по разоружению. В середине 1930-х гг. в связи с ростом угрозы со стороны фашистской Германии, фашистской Италии и милитаристской Японии правительства некоторых государств стали искать сотрудничества с СССР как в рамках Лиги Наций, так и вне её.

15 сентября 1934 г. тридцать делегатов Лиги Наций обратились к Советскому правительству с телеграммой, в которой содержалось приглашение СССР вступить в Лигу и «принести своё ценное сотрудничество». Делегаты еще четырёх стран обычным дипломатическим путём сообщили о своем решении голосовать за принятие Советского Союза. В тот же день Советское правительство ответило письмом на имя председателя Ассамблеи о принятии предложения международного сотрудничества в интересах мира и о готовности стать членом Лиги.

18 сентября вопрос о вступлении СССР в Лигу Наций рассматривался на заседании Ассамблеи. За приём СССР в Лигу Наций проголосовали 39 членов Лиги, против - 3 (Голландия, Португалия и Швейцария), воздержались от голосования - 7 членов. Против включения СССР в состав Совета Лиги не было подано ни одного голоса, но представители десяти стран воздержались. Таким образом, СССР был принят в Лигу Наций и стал постоянным членом Совета.

Принимая предложение о вступлении в Лигу Наций, народный комиссариат иностранных дел СССР М. М. Литвинов отметил, что СССР не может солидаризироваться со всеми решениями Лиги Наций и считает её Устав далеко не совершенным. В частности, 12-я и 15-я статьи в некоторых случаях легализуют войну, а 23-я - не предусматривает расового равноправия всех народов. Он сказал, что Советскому Союзу вполне понятна идея объединения наций, так как СССР сам по себе - Лига Наций, в нём проживает 185 народностей.

В Лигу и включении его представителя в ее совет в качестве постоянного члена.

Лига Наций (League of Nations) — международная организация, имевшая целью развитие сотрудничества между народами и гарантию мира и безопасности, была создана в 1919 году после Первой мировой войны (1914-1918). Основными органами Лиги Наций являлись ассамблея, совет Лиги Наций и постоянный секретариат во главе с генеральным секретарем.

Официальными языками Лиги Наций были французский и английский.

Устав Лиги, выработанный специальной комиссией, созданной на Парижской мирной конференции (1919-1920), первоначально подписали 44 государства, в том числе 31 государство, принимавшее участие в войне, и 13 государств, придерживавшихся нейтралитета.

Из 65 крупных государств, существовавших на планете в 1920 году, все, за исключением США и Саудовской Аравии (образованной в 1932 году), в тот или иной период состояли членами Лиги . США не ратифицировали устав Лиги Наций и не вошли в число ее членов.

Несмотря на всю сложность обстановки в Европе, сталинская со ветская дипломатия продолжала исходить в своей политике из возможнос ти объединения усилий держав в борьбе за моральную легализацию большевизма и его продвижения вглубь Европы в противовес угрозы фашист ской агрессии. Советское правительство настойчиво искало средства обеспечения коллективной безопасности против Германии.

В сентябре 1934 г. Советский Союз принял приглашение 30 госу дарств вступить в Лигу наций. После выхода из Лиги наций Германии и Японии у Сталина появились определенные возможности использовать Лигу в качестве орудия распространения большевизма с одной стороны, для за щиты в случае нападения извне при постоянной пропаганде идей мира и "разоблачения" "провокаторов" войны с другой стороны.

В официальном же заявлении советского представителя М.М.Литвино ва подчеркивалось,что СССР вступил в Лигу наций с единственной целью и единственным обещанием всемирно сотрудничать с другими народами в деле сохранения неделимого мира. "Я знаю,-сказал Литвинов,что Лига наций не имеет в своем распоряжении средств полного упразднения войн. Я убежден,однако, и в том, что при твердой воле и дружном сотрудни честве всех ее членов весьма многое может быть сделано и в каждый данный момент для максимального уменьшения шансов войны. Но это явля ется достаточно почетной и благородной задачей,осуществление которой принесет неисчисляемые блага человечеству".

Над этой задачей Советское правительство не переставало работать в течении всего времени своего существования. Отныне оно хочет объеде нить свои усилия с усилиями других государств,представленных в Лиге".

Возможному противнику /скорее всего Англии/, надо было противо поставить подавляющую комбинацию сил и таким путем воспрепятствовать успеху действий, направленных на подготовку и развязывание нападения. Особое значение в этом могли иметь региональные пакты взаимопомощи с участием широкого круга европейских государств.

Эта точка зрения Советского государства была положительно оценена прежде всего во Франции, которой традиционно угрожала Германия. Под писанный правительством Эррио 29 ноября 1932 г. советско-французский договор о ненападении служил хорошей основой для дальнейшего сближе ния между обеими странами.

31 октября 1933 г. Поль Бонкур поставил вопрос о возможных сов местных контрмерах со стороны СССР и Франции в случае усиления подго товки Германии к войне. В декабре 1933 г. Наркоминдел СССР выступил с предложениями,в которых предусматривалось,что СССР не возражает против заключения в рамках Лиги наций регионального соглашения о взаимной за щите от агрессии со стороны Германии; согласен на участие в этом сог лашении Бельгии, Франции, Чехословакии, Польши, Литвы, Латвии, Эсто нии и Финляндии или некоторых из этих стран, но с обязательным участи ем Франции и Польши; независимо от обстоятельств по соглашению о вза имной защите участники соглашения должны обязаться оказывать друг другу дипломатическую, моральную и по возможности материальную помощь также в случаях военного нападения, не предусмотренного самим согла шением.

В то время Франция стояла на пороге важных событий. Вечером 6 февраля 1934 г. на улицах Парижа произошло выступление французских фашистов, руководимых полковником де ла Рокком и поддержанных началь ником парижской полиции Кьяппом. Сплоченность и единство действий французских левых партий и рабочих организаций обрекли выступления фашистов на провал. 12 февраля в Париже была проведена грандиозная демонстрация пролетарской солидарности. Она послужила толчком к раз витию широкого демократического движения в стране, завершившегося в дальнейшем созданием народного фронта.

В новом кабинете,явившемся результатом компромисса между правыми партиями и центром, портфель министра иностранных дел получил Луи Бар ту.

Луи Барту, хотя он и состоял членом правой партии, был выразите лем того внешнеполитического курса, который диктовался трезвым учетом угрозой гитлеровской агрессии,национальными интересами Франции.

По мнению Барту,защита Франции против фашистской опасности долж на была опираться на систему союзов, заключенных с Польшей, Чехосло вакией, Румынией и Югославией. Он старался сохранить и франко-анг лийское сотрудничество, опасаясь, однако, как бы Франция, по выраже нию Клемансо, не оказалась в роли лошади, а Англия-в роли наездника.

Тревога Барту и его сторонников относительно растущей угрозы со стороны германского милитаризма находила подтверждение в многочислен ных фактах.

В марте 1934 г. французское правительство получило дополнитель ные сведения о форсированном перевооружении Германии. Численность личного состава германских вооруженных сил, национал-социалистский моторизованный корпус, национал-социалистский авиационный кор пус,"Трудовой фронт"и "Организацию Тодта", достигала почти одного миллиона человек.Расходы на рейхсвер в 1934-1935 гг. возрастали с 344,9 млн. до 574,5 млн. марок.

17 апреля 1934 г. французское правительство направило Великобра тании ноту, в которой вновь ставило вопрос о безопасности Франции,ко торую оно не отделяло от безопасности других европейских государств. "Фактически,-гласила нота,-германское правительство,не ожидая резуль татов переговоров,пожелало поставить нас перед своим решением продол жать перевооружения во всех видах и в том объеме,который оно опреде ляет по собственному усмотрению,пренебрегая условиями Версальского договора".

Английская дипломатия,на словах поддерживая идею системы коллективной безопасности Европы, на деле помогала гитлеровцам срывать орга низацию такой системы.

В этих условиях СССР и Франция совместно выступили за заключение договора о коллективном отпоре Германии. В течение 1934 г. советская дипломатия вела переговоры с Францией о заключении Восточного пакта. По предложению Луи Барту пакт должен был включать Германию, СССР, Поль шу, Литву, Латвию, Эстонию, Финляндию и Чехословакию. Участники пакта в случае нападения на одного из них должны были автоматически оказы вать стороне, на которую совершенно нападение, военную помощь.

Франция брала на себя гарантию выполнение пакта, не будучи его непосредственным участником. Из такого положения следовало, что в слу чае, если бы кто-либо из участников пакта отказался выполнить поста новление о помощи стране, на которую напали, Франция обязана была бы сама выступить против агрессора.

В мае 1934 г.в ответ на французские предложения Наркоминдел конс татировал готовность обсудить с Францией вопрос о подписании отдельно го пакта. После ряда бесед к концу июня удалось окончательно разрабо тать франко-советский проект Восточного пакта.

27 июня 1934 г. проект Восточного пакта был передан французским правительством английскому. Проектом предусматривалось заключение двух соглашений о взаимопомощи,связанных между собой в единую систему:_ .пакта взаимопомощи между СССР, Германией, Польшей, Чехословакией, Эстонией,_ .Фин ляндией,_ .Латвией,_ .Литвой и франко-советского пакта о взаимопомощи.

Германия категорически отказалась стать участником пакта. Фашист ское правительство утверждало,что у него существует" страх перед со ветской агрессией",что "пакт служит делу окружения Германии". Страх, надо признать, был весьма и весьма оправдан СССР огромными темпами милитаризировался, продолжались чистки и замены по всем слоям общест ва, роста пропаганда "великой безграничной державы".

Стремясь заручиться поддержкой Англии, Барту посетил Лондон. Одна ко в Лондоне его ожидал холодный прием. Посол Франции Корбэн сказал Барту: "Ваше превосходительство,англичане будут считать вас лицом,вну шающим некоторое подозрение. Предложение заключить пакт с Россией бу дет очень плохо принято..." Слова посла полностью оправдались. Англия твердо стояла на ногах и не могла не замечать двух потенциальных аг рессоров в Европе.

14 сентября 1934 г. заявило о своем отказе принять участие в Вос точном пакте правительство Польши. Поездка Барту по столицам Восточной Европы не увенчалась успехом. В значительной мере все это объяснялось противодействием английской дипломатии.

Характеризуя отношение Англии к организации системы коллективной безопасности в Европе,советское полпредство сообщало в НКИД: "Английс кое правительство по существу всегда относилось к Восточному пакту не доброжелательно... Восточный пакт должен был бы сильно укрепить наши международные позиции, обезопасить нашу западную границу и облегчить наше положение на Дальнем Востоке... Восточный пакт,который неизбежно должен был бы сцементировать все французские связи на Востоке и в сильнейшей степени гарантировать безопасность самой Франции, способс твовал бы чрезвычайному росту французского международного могущества. Именно поэтому британская дипломатия не могла относиться с горячностью к Восточному пакту."

19 июня 1934 г. глава советского дипломатического представитель ства в Лондоне заявил постоянному заместителю английского министра иностранных дел Ванситтарту, что общественное мнение /?!/ Советского Союза "приписывает Англии подталкивание не только Японии, но и Герма нии к войне с нами и этим только объясняет сопротивление Англии Вос точноевропейскому пакту".

Заключение договора о коллективном обеспечении безопасности в Европе, выдвинутого СССР совместно с Францией,было сорвано усилиями Германии, Польши и Англии.

Учитывая это, сталинская дипломатия предприняла действенные меры для заключения договора о взаимопомощи с Францией, а также для улуч шения отношений с рядом соседних стран.

9 июня 1934 г. были восстановлены дипломатические отношения между СССР,Чехословакией и Румынией.

Список литературы

Доброхотов С.В. (МАИ) СССР в 1934 году.