Демонстрационный вариант проверочной работы для пятиклассников.

Проведение работы в школах назначено на 24 апреля 2018 года. Время выполнения - 45 минут. Всего - 8 заданий. Часть 1 работы содержит задания по истории Древнего мира, в части 2 предложено задание по истории родного края. При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями и другими справочными материалами. При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.

Скачать демоверсию с ответами:
Скачать описание работы:
Варианты прошлого года:
Варианты 2018:

Задачи образца














Ответы и критерии







Описание задач ВПР

Задание 1 нацелено на проверку умения работать с иллюстративным материалом: обучающийся должен соотнести изображения памятников культуры с теми странами, где эти памятники были созданы.

Задание 2 проверяет умения работать с текстовыми историческими источниками. В задании необходимо определить, с какой из представленных в задании стран непосредственно связан данный исторический источник.

Задание 3 является альтернативным. Оно нацелено на проверку знания исторической терминологии и состоит из двух частей. В первой части от обучающегося требуется соотнести выбранную тему (страну) с термином (понятием), который с ней непосредственно связан. Во второй части задания нужно объяснить значение этого термина (понятия).

Задание 4 является альтернативным. Задание нацелено на проверку знания исторических фактов и умения излагать исторический материал в виде последовательного связного текста. Оно состоит из двух частей. От обучающегося требуется соотнести выбранную тему (страну) с одним из событий (процессов, явлений), данных в списке. Во второй части задания обучающийся должен привести краткий письменный рассказ об этом событии (явлении, процессе).

Задание 5 является альтернативным. Задание нацелено на проверку умения работать с исторической картой. Оно состоит из двух частей. В задании требуется заштриховать на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой, в котором полностью или
частично располагалась выбранная обучающимся страна.

Задние 6 проверяет знание причин и следствий и умение формулировать положения, содержащие причинно-следственные связи. В задании требуется объяснить, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей страны, указанной в выбранной обучающимся теме.

Задания 7 и 8 проверяют знание истории родного края.

Древняя Индия

1. Иллюстрации




2. Природные условия

Индия расположена в Южной Азии. Берега её с запада, востока и юга омывает Индийский океан. С севера ее границей служат Гималаи. Большую часть года в Индии очень жарко. Гималаи не дают проникнуть холодным ветрам с севера. Два месяца в году в Индии льют дожди и реки выходят из берегов. В остальное время дожди бывают редко.

Самые широкие и полноводные реки Индии – Инд и Ганг. В долине Ганга было жарко и влажно. Её покрывали густые труднопроходимые леса – джунгли. Чтобы что либо посадить, индийцам приходилось сначала подготовить участок. На заболоченных землях индийцы сажали рис. В Индии выращивали хлопчатник, сахарный тростник, сеяли пшеницу, рожь. А так же чай и прянности. Индийцы возделывали землю, разводили скот и торговали с разными странами, в том числе с древним Шумером.

3. Возникновение буддизма

В VI веке до н.э. Сиддха́ртха Гаута́ма основал новую религию - буддизм. Гаутама был сыном раджи, но решил выбрать путь духовного поиска, а не богатой праздной жизни. Он долго путешествовал по Индии, молился и пришел к заключению, что все зло в человеке от его желаний. Люди мечтают о том, чего достичь невозможно, и от этого страдают. Если ничего не желать и не цепляться за саму жизнь, то душа человека успокоится, и он станет счастлив.

Каждое переселение души дает лишь новые страдания, чтобы от них избавиться, нужно погрузиться в особое состояние - нирвану. Гаутама проповедовал свою веру по всей Индии и получил имя Будда, означающее «Просветленный». Сегодня буддизм является одной из мировых религий. Буддизм - миролюбивая религия, она не приемлет насилия и допускает веру в любых других богов.

4. Создание государства Маурьев

Большая территория, непроходимые джунгли, многочисленное население, разделение его на варны – все это затрудняло объединение страны. В I тысячелетии в Индии было много царств. После множества войн в III веке до н.э. почти вся Индия была впервые объединена под властью царей из династии Маурьев.

5. Расцвет империи в правлении царя Ашоки

Царь Ашока - яркая историческая личность, один из самых известных государственных деятелей Древней Индии. Его указы, или эдикты, высечены на знаменитых каменных колоннах. При Ашоке государство Маурьев достигло особого могущества. Империя территориально расширилась и стала одной из крупнейших на древнем Востоке. Слава о ней разнеслась далеко за пределы Индии. Об Ашоке и его деятельности создавались легенды, в которых особенно прославлялись его заслуги в распространении буддизма.

При Ашоке открывались университеты, строили бесплатные гостиницы, каналы, ирригационные системы.

6. Создание единого государства во главе с царем Чандрагуптой

Александр Македонский разделил завоеванную им территорию Индии на сатрапии, отдав часть земель и индийским правителям. Вскоре стали вспыхивать восстания, направленные против македонцев, начались столкновения за власть между сатрапами, особенно после смерти Александра. В этот период Чандрагупта начал борьбу с остатками македонских гарнизонов. Когда последний сатрап покинул Индию, Чандрагупта стал фактическим правителем. Он двинул свои войска против империи Нандов. Завоевав её, он стал царем единого государства. В конце жизни Чандрагупта отказался от трона и стал монахом.

7. Индийские касты

Индийцы верили, что бог Брахма разделил людей на сословия, которые назывались варнами, или по-научному кастами. Брахма создал людей из разных частей своего тела, поэтому каждому человеку от рождения назначена особая роль в обществе.

Например, касту брахманов бог сотворил из своих уст, поэтому брахманы могут говорить с богами. Из своих рук Брахма сотворил воинов и царей - это каста кшатриев. Из бедер - земледельцев, торговцев и ремесленников вайшьев, а из ступней - слуг шудр.

От рождения человек причислялся к той касте, к которой принадлежал его отец, и не мог перейти в другую касту и заниматься другим делом. Рожденный шудрой не мог стать кшатрием, а вайшья не мог и мечтать стать брахманом. Люди разной касты носили одежду определенного цвета, например, воины кшатрии носили красные одеяния, а земледельцы вайшьи - желтые. Самой бесправной кастой были шудры, которые носили одежду черного цвета, цвета земли. Шудров презирали лишь за то, что они родились в низшей касте.

8. Термины

1. Джунгли - труднопроходимые леса в Индии.

2. Каста -группа людей, обладающая определенными правами и обязанностями.

3. Брахман - жрец, который относился к высшей касте в Древней Индии

4. Буддизм - мировая религия, которая возникла в 5 веке до нашей эры в Индии. Основатель Будда.

5. Веды – священные тексты древних индийцев

6. Брахма – создатель и правитель мира в индуизме.

7. Санскрит – древнейшая форма языка индоевропейцев

8. Раджа –правитель в Древней Индии

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6.

ЕГИПЕТ

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

ЕГИПЕТ . Египет находится на северо-востоке Африки. В стране теплый климат, дожди выпадают редко, большую часть года стоит сильная жара и, несмотря на это, там, где вода - там жизнь. С юга на север страну пересекает река Нил. В начале лета от таяния снегов и сильных дождей Нил разливается. В ноябре вода спадает, оставляя черный плодородный ил. Такая земля дает хорошие урожаи, поэтому земледелие было главным занятием египтян. Выращивали ячмень и пшеницу, виноград, финики, используя для обработки земли мотыги, деревянные серпы с вкладышами, зернотерки и плуг. Кроме земледелия развивались и соответствующие отрасли хозяйства - льноводство, а затем и ткачество, гончарное производство, виноделие, пчеловодство и др. В районе Дельты Нила были болота, луга, пастбища, поэтому получило развитие скотоводство. Разводили быков, овец, коз, ослов, гусей, уток, голубей. Из места, почти непригодного для жизни человека, Египет уже в IV тысячелетии до н. э. превращался в густонаселенную страну.

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

ЕГИПЕТ . Египет находится на северо-востоке Африки. В стране теплый климат, дожди выпадают редко, большую часть года стоит сильная жара и, несмотря на это, там, где вода - там жизнь. С юга на север страну пересекает река Нил. В начале лета от таяния снегов и сильных дождей Нил разливается. В ноябре вода спадает, оставляя черный плодородный ил. Такая земля дает хорошие урожаи, поэтому земледелие было главным занятием египтян. Выращивали ячмень и пшеницу, виноград, финики, используя для обработки земли мотыги, деревянные серпы с вкладышами, зернотерки и плуг. Кроме земледелия развивались и соответствующие отрасли хозяйства - льноводство, а затем и ткачество, гончарное производство, виноделие, пчеловодство и др. В районе Дельты Нила были болота, луга, пастбища, поэтому получило развитие скотоводство. Разводили быков, овец, коз, ослов, гусей, уток, голубей. Из места, почти непригодного для жизни человека, Египет уже в IV тысячелетии до н. э. превращался в густонаселенную страну.

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

ЕГИПЕТ . Египет находится на северо-востоке Африки. В стране теплый климат, дожди выпадают редко, большую часть года стоит сильная жара и, несмотря на это, там, где вода - там жизнь. С юга на север страну пересекает река Нил. В начале лета от таяния снегов и сильных дождей Нил разливается. В ноябре вода спадает, оставляя черный плодородный ил. Такая земля дает хорошие урожаи, поэтому земледелие было главным занятием египтян. Выращивали ячмень и пшеницу, виноград, финики, используя для обработки земли мотыги, деревянные серпы с вкладышами, зернотерки и плуг. Кроме земледелия развивались и соответствующие отрасли хозяйства - льноводство, а затем и ткачество, гончарное производство, виноделие, пчеловодство и др. В районе Дельты Нила были болота, луга, пастбища, поэтому получило развитие скотоводство. Разводили быков, овец, коз, ослов, гусей, уток, голубей. Из места, почти непригодного для жизни человека, Египет уже в IV тысячелетии до н. э. превращался в густонаселенную страну.

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

ЕГИПЕТ . Египет находится на северо-востоке Африки. В стране теплый климат, дожди выпадают редко, большую часть года стоит сильная жара и, несмотря на это, там, где вода - там жизнь. С юга на север страну пересекает река Нил. В начале лета от таяния снегов и сильных дождей Нил разливается. В ноябре вода спадает, оставляя черный плодородный ил. Такая земля дает хорошие урожаи, поэтому земледелие было главным занятием египтян. Выращивали ячмень и пшеницу, виноград, финики, используя для обработки земли мотыги, деревянные серпы с вкладышами, зернотерки и плуг. Кроме земледелия развивались и соответствующие отрасли хозяйства - льноводство, а затем и ткачество, гончарное производство, виноделие, пчеловодство и др. В районе Дельты Нила были болота, луга, пастбища, поэтому получило развитие скотоводство. Разводили быков, овец, коз, ослов, гусей, уток, голубей. Из места, почти непригодного для жизни человека, Египет уже в IV тысячелетии до н. э. превращался в густонаселенную страну.

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

ЕГИПЕТ . Египет находится на северо-востоке Африки. В стране теплый климат, дожди выпадают редко, большую часть года стоит сильная жара и, несмотря на это, там, где вода - там жизнь. С юга на север страну пересекает река Нил. В начале лета от таяния снегов и сильных дождей Нил разливается. В ноябре вода спадает, оставляя черный плодородный ил. Такая земля дает хорошие урожаи, поэтому земледелие было главным занятием египтян. Выращивали ячмень и пшеницу, виноград, финики, используя для обработки земли мотыги, деревянные серпы с вкладышами, зернотерки и плуг. Кроме земледелия развивались и соответствующие отрасли хозяйства - льноводство, а затем и ткачество, гончарное производство, виноделие, пчеловодство и др. В районе Дельты Нила были болота, луга, пастбища, поэтому получило развитие скотоводство. Разводили быков, овец, коз, ослов, гусей, уток, голубей. Из места, почти непригодного для жизни человека, Египет уже в IV тысячелетии до н. э. превращался в густонаселенную страну.

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

Древнее Двуречье . В этих местах

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

Древнее Двуречье . Равнинную часть страны, расположенной между Тигром и Евфратом, называют Месопотамия (Междуречье). Южную её часть, где течение обеих рек сближалось, называют «Двуречье». Климат в Двуречье жаркий и сухой. Количества атмосферных осадков невелико, да и выпадают они главным образом зимой. Вследствие этого земледелие возможно преимущественно на почвах, естественно орошаемых разливами рек или орошаемых искусственно. В этих местах вырастал хороший урожай ячменя, пшеницы и овощей. Почва удобрялась за счет свежих слоев ила, оседающего на полях во время весенних наводнений. Евфрат и Тигр, помимо их огромной роли как источников орошения, являются основными транспортными артериями страны. Водившиеся здесь дикие быки, ослы, свиньи, газели, зайцы составляли значительную долю пищевого рациона. Тростниковые заросли предоставляли и строительный материал, используемый для плетения корзин, для строительства лодок и домов.

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

Древнее Двуречье . Равнинную часть страны, расположенной между Тигром и Евфратом, называют Месопотамия (Междуречье). Южную её часть, где течение обеих рек сближалось, называют «Двуречье». Климат в Двуречье жаркий и сухой. Количества атмосферных осадков невелико, да и выпадают они главным образом зимой. Вследствие этого земледелие возможно преимущественно на почвах, естественно орошаемых разливами рек или орошаемых искусственно. В этих местах вырастал хороший урожай ячменя, пшеницы и овощей. Почва удобрялась за счет свежих слоев ила, оседающего на полях во время весенних наводнений. Евфрат и Тигр, помимо их огромной роли как источников орошения, являются основными транспортными артериями страны. Водившиеся здесь дикие быки, ослы, свиньи, газели, зайцы составляли значительную долю пищевого рациона. Тростниковые заросли предоставляли и строительный материал, используемый для плетения корзин, для строительства лодок и домов.

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

Древнее Двуречье . Равнинную часть страны, расположенной между Тигром и Евфратом, называют Месопотамия (Междуречье). Южную её часть, где течение обеих рек сближалось, называют «Двуречье». Климат в Двуречье жаркий и сухой. Количества атмосферных осадков невелико, да и выпадают они главным образом зимой. Вследствие этого земледелие возможно преимущественно на почвах, естественно орошаемых разливами рек или орошаемых искусственно. В этих местах вырастал хороший урожай ячменя, пшеницы и овощей. Почва удобрялась за счет свежих слоев ила, оседающего на полях во время весенних наводнений. Евфрат и Тигр, помимо их огромной роли как источников орошения, являются основными транспортными артериями страны. Водившиеся здесь дикие быки, ослы, свиньи, газели, зайцы составляли значительную долю пищевого рациона. Тростниковые заросли предоставляли и строительный материал, используемый для плетения корзин, для строительства лодок и домов.

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

Древнее Двуречье . Равнинную часть страны, расположенной между Тигром и Евфратом, называют Месопотамия (Междуречье). Южную её часть, где течение обеих рек сближалось, называют «Двуречье». Климат в Двуречье жаркий и сухой. Количества атмосферных осадков невелико, да и выпадают они главным образом зимой. Вследствие этого земледелие возможно преимущественно на почвах, естественно орошаемых разливами рек или орошаемых искусственно. В этих местах вырастал хороший урожай ячменя, пшеницы и овощей. Почва удобрялась за счет свежих слоев ила, оседающего на полях во время весенних наводнений. Евфрат и Тигр, помимо их огромной роли как источников орошения, являются основными транспортными артериями страны. Водившиеся здесь дикие быки, ослы, свиньи, газели, зайцы составляли значительную долю пищевого рациона. Тростниковые заросли предоставляли и строительный материал, используемый для плетения корзин, для строительства лодок и домов.

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

Древнее Двуречье . Равнинную часть страны, расположенной между Тигром и Евфратом, называют Месопотамия (Междуречье). Южную её часть, где течение обеих рек сближалось, называют «Двуречье». Климат в Двуречье жаркий и сухой. Количества атмосферных осадков невелико, да и выпадают они главным образом зимой. Вследствие этого земледелие возможно преимущественно на почвах, естественно орошаемых разливами рек или орошаемых искусственно. В этих местах вырастал хороший урожай ячменя, пшеницы и овощей. Почва удобрялась за счет свежих слоев ила, оседающего на полях во время весенних наводнений. Евфрат и Тигр, помимо их огромной роли как источников орошения, являются основными транспортными артериями страны. Водившиеся здесь дикие быки, ослы, свиньи, газели, зайцы составляли значительную долю пищевого рациона. Тростниковые заросли предоставляли и строительный материал, используемый для плетения корзин, для строительства лодок и домов.

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

Древнее Двуречье . Равнинную часть страны, расположенной между Тигром и Евфратом, называют Месопотамия (Междуречье). Южную её часть, где течение обеих рек сближалось, называют «Двуречье». Климат в Двуречье жаркий и сухой. Количества атмосферных осадков невелико, да и выпадают они главным образом зимой. Вследствие этого земледелие возможно преимущественно на почвах, естественно орошаемых разливами рек или орошаемых искусственно. В этих местах вырастал хороший урожай ячменя, пшеницы и овощей. Почва удобрялась за счет свежих слоев ила, оседающего на полях во время весенних наводнений. Евфрат и Тигр, помимо их огромной роли как источников орошения, являются основными транспортными артериями страны. Водившиеся здесь дикие быки, ослы, свиньи, газели, зайцы составляли значительную долю пищевого рациона. Тростниковые заросли предоставляли и строительный материал, используемый для плетения корзин, для строительства лодок и домов.

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

Древнее Двуречье . Равнинную часть страны, расположенной между Тигром и Евфратом, называют Месопотамия (Междуречье). Южную её часть, где течение обеих рек сближалось, называют «Двуречье». Климат в Двуречье жаркий и сухой. Количества атмосферных осадков невелико, да и выпадают они главным образом зимой. Вследствие этого земледелие возможно преимущественно на почвах, естественно орошаемых разливами рек или орошаемых искусственно. В этих местах вырастал хороший урожай ячменя, пшеницы и овощей. Почва удобрялась за счет свежих слоев ила, оседающего на полях во время весенних наводнений. Евфрат и Тигр, помимо их огромной роли как источников орошения, являются основными транспортными артериями страны. Водившиеся здесь дикие быки, ослы, свиньи, газели, зайцы составляли значительную долю пищевого рациона. Тростниковые заросли предоставляли и строительный материал, используемый для плетения корзин, для строительства лодок и домов.

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

Древнее Двуречье . Равнинную часть страны, расположенной между Тигром и Евфратом, называют Месопотамия (Междуречье). Южную её часть, где течение обеих рек сближалось, называют «Двуречье». Климат в Двуречье жаркий и сухой. Количества атмосферных осадков невелико, да и выпадают они главным образом зимой. Вследствие этого земледелие возможно преимущественно на почвах, естественно орошаемых разливами рек или орошаемых искусственно. В этих местах вырастал хороший урожай ячменя, пшеницы и овощей. Почва удобрялась за счет свежих слоев ила, оседающего на полях во время весенних наводнений. Евфрат и Тигр, помимо их огромной роли как источников орошения, являются основными транспортными артериями страны. Водившиеся здесь дикие быки, ослы, свиньи, газели, зайцы составляли значительную долю пищевого рациона. Тростниковые заросли предоставляли и строительный материал, используемый для плетения корзин, для строительства лодок и домов.

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

Древнее Двуречье . Равнинную часть страны, расположенной между Тигром и Евфратом, называют Месопотамия (Междуречье). Южную её часть, где течение обеих рек сближалось, называют «Двуречье». Климат в Двуречье жаркий и сухой. Количества атмосферных осадков невелико, да и выпадают они главным образом зимой. Вследствие этого земледелие возможно преимущественно на почвах, естественно орошаемых разливами рек или орошаемых искусственно. В этих местах вырастал хороший урожай ячменя, пшеницы и овощей. Почва удобрялась за счет свежих слоев ила, оседающего на полях во время весенних наводнений. Евфрат и Тигр, помимо их огромной роли как источников орошения, являются основными транспортными артериями страны. Водившиеся здесь дикие быки, ослы, свиньи, газели, зайцы составляли значительную долю пищевого рациона. Тростниковые заросли предоставляли и строительный материал, используемый для плетения корзин, для строительства лодок и домов.

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

ПАЛЕСТИНА

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

ПАЛЕСТИНА . Палестина простирается от южных предгорий Ливана до северо-западных границ Аравийского полуострова. На востоке она граничит с сирийско-месопотамской степью, а на западе омывается Средиземным морем. Географические, природные условия и возможности для хозяйственной деятельности человека в Палестине были неодинаковыми. В северной части страны, в долине реки Иордан имелись хорошие условия для земледелия. Выращивали пшеницу и ячмень, бобовые. Часть земли была занята под огороды, оливковые рощи, сады, виноградники, бахчи. Южную часть страны занимали в основном сухие степи, позволявшие заниматься лишь скотоводством. Разводили овец, крупный рогатый скот, коз. Немногочисленны были кустарно-ремесленные предприятия по производству тканей, обуви, продуктов

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

ПАЛЕСТИНА . Палестина простирается от южных предгорий Ливана до северо-западных границ Аравийского полуострова. На востоке она граничит с сирийско-месопотамской степью, а на западе омывается Средиземным морем. Географические, природные условия и возможности для хозяйственной деятельности человека в Палестине были неодинаковыми. В северной части страны, в долине реки Иордан имелись хорошие условия для земледелия. Выращивали пшеницу и ячмень, бобовые. Часть земли была занята под огороды, оливковые рощи, сады, виноградники, бахчи. Южную часть страны занимали в основном сухие степи, позволявшие заниматься лишь скотоводством. Разводили овец, крупный рогатый скот, коз. Немногочисленны были кустарно-ремесленные предприятия по производству тканей, обуви, продуктов

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

ПАЛЕСТИНА . Палестина простирается от южных предгорий Ливана до северо-западных границ Аравийского полуострова. На востоке она граничит с сирийско-месопотамской степью, а на западе омывается Средиземным морем. Географические, природные условия и возможности для хозяйственной деятельности человека в Палестине были неодинаковыми. В северной части страны, в долине реки Иордан имелись хорошие условия для земледелия. Выращивали пшеницу и ячмень, бобовые. Часть земли была занята под огороды, оливковые рощи, сады, виноградники, бахчи. Южную часть страны занимали в основном сухие степи, позволявшие заниматься лишь скотоводством. Разводили овец, крупный рогатый скот, коз. Немногочисленны были кустарно-ремесленные предприятия по производству тканей, обуви, продуктов

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

ПАЛЕСТИНА . Палестина простирается от южных предгорий Ливана до северо-западных границ Аравийского полуострова. На востоке она граничит с сирийско-месопотамской степью, а на западе омывается Средиземным морем. Географические, природные условия и возможности для хозяйственной деятельности человека в Палестине были неодинаковыми. В северной части страны, в долине реки Иордан имелись хорошие условия для земледелия. Выращивали пшеницу и ячмень, бобовые. Часть земли была занята под огороды, оливковые рощи, сады, виноградники, бахчи. Южную часть страны занимали в основном сухие степи, позволявшие заниматься лишь скотоводством. Разводили овец, крупный рогатый скот, коз. Немногочисленны были кустарно-ремесленные предприятия по производству тканей, обуви, продуктов

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

ПАЛЕСТИНА . Палестина простирается от южных предгорий Ливана до северо-западных границ Аравийского полуострова. На востоке она граничит с сирийско-месопотамской степью, а на западе омывается Средиземным морем. Географические, природные условия и возможности для хозяйственной деятельности человека в Палестине были неодинаковыми. В северной части страны, в долине реки Иордан имелись хорошие условия для земледелия. Выращивали пшеницу и ячмень, бобовые. Часть земли была занята под огороды, оливковые рощи, сады, виноградники, бахчи. Южную часть страны занимали в основном сухие степи, позволявшие заниматься лишь скотоводством. Разводили овец, крупный рогатый скот, коз. Немногочисленны были кустарно-ремесленные предприятия по производству тканей, обуви, продуктов

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

ПАЛЕСТИНА . Палестина простирается от южных предгорий Ливана до северо-западных границ Аравийского полуострова. На востоке она граничит с сирийско-месопотамской степью, а на западе омывается Средиземным морем. Географические, природные условия и возможности для хозяйственной деятельности человека в Палестине были неодинаковыми. В северной части страны, в долине реки Иордан имелись хорошие условия для земледелия. Выращивали пшеницу и ячмень, бобовые. Часть земли была занята под огороды, оливковые рощи, сады, виноградники, бахчи. Южную часть страны занимали в основном сухие степи, позволявшие заниматься лишь скотоводством. Разводили овец, крупный рогатый скот, коз. Немногочисленны были кустарно-ремесленные предприятия по производству тканей, обуви, продуктов

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

ПАЛЕСТИНА . Палестина простирается от южных предгорий Ливана до северо-западных границ Аравийского полуострова. На востоке она граничит с сирийско-месопотамской степью, а на западе омывается Средиземным морем. Географические, природные условия и возможности для хозяйственной деятельности человека в Палестине были неодинаковыми. В северной части страны, в долине реки Иордан имелись хорошие условия для земледелия. Выращивали пшеницу и ячмень, бобовые. Часть земли была занята под огороды, оливковые рощи, сады, виноградники, бахчи. Южную часть страны занимали в основном сухие степи, позволявшие заниматься лишь скотоводством. Разводили овец, крупный рогатый скот, коз. Немногочисленны были кустарно-ремесленные предприятия по производству тканей, обуви, продуктов

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

ФИНИКИЯ.

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

ФИНИКИЯ. Финикия занимала узкую приморскую полосу вдоль северной части восточного побережья Средиземного моря, окаймлённую с востока Ливанскими горами, подступающими местами почти вплотную к берегу. Эта особенность природных условий Финикии отразилась даже в названиях важнейших населённых пунктов. Так, название города Библа означает «гора», города Тира - «скала».

Возможности для пашенного земледелия ввиду недостатка удобных земель были ограничены, но имевшиеся земли всё же могли интенсивно использоваться, так как ветры с моря приносили обильные дожди. Здесь преобладало садоводство, разводили оливковые деревья, финиковые пальмы, виноградную лозу и др. Кроме садоводства большую роль играло рыболовство; не случайно название одного из крупнейших финикийских городов - Сидона означает «место рыбной ловли». Важным богатством страны были леса, росшие в горах Ливана над побережьем, изобиловавшие кедром и другими ценными породами деревьев

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

ФИНИКИЯ. Финикия занимала узкую приморскую полосу вдоль северной части восточного побережья Средиземного моря, окаймлённую с востока Ливанскими горами, подступающими местами почти вплотную к берегу. Эта особенность природных условий Финикии отразилась даже в названиях важнейших населённых пунктов. Так, название города Библа означает «гора», города Тира - «скала».

Возможности для пашенного земледелия ввиду недостатка удобных земель были ограничены, но имевшиеся земли всё же могли интенсивно использоваться, так как ветры с моря приносили обильные дожди. Здесь преобладало садоводство, разводили оливковые деревья, финиковые пальмы, виноградную лозу и др. Кроме садоводства большую роль играло рыболовство; не случайно название одного из крупнейших финикийских городов - Сидона означает «место рыбной ловли». Важным богатством страны были леса, росшие в горах Ливана над побережьем, изобиловавшие кедром и другими ценными породами деревьев

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

ФИНИКИЯ. Финикия занимала узкую приморскую полосу вдоль северной части восточного побережья Средиземного моря, окаймлённую с востока Ливанскими горами, подступающими местами почти вплотную к берегу. Эта особенность природных условий Финикии отразилась даже в названиях важнейших населённых пунктов. Так, название города Библа означает «гора», города Тира - «скала».

Возможности для пашенного земледелия ввиду недостатка удобных земель были ограничены, но имевшиеся земли всё же могли интенсивно использоваться, так как ветры с моря приносили обильные дожди. Здесь преобладало садоводство, разводили оливковые деревья, финиковые пальмы, виноградную лозу и др. Кроме садоводства большую роль играло рыболовство; не случайно название одного из крупнейших финикийских городов - Сидона означает «место рыбной ловли». Важным богатством страны были леса, росшие в горах Ливана над побережьем, изобиловавшие кедром и другими ценными породами деревьев

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

ФИНИКИЯ.

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

ФИНИКИЯ. Финикия занимала узкую приморскую полосу вдоль северной части восточного побережья Средиземного моря, окаймлённую с востока Ливанскими горами, подступающими местами почти вплотную к берегу. Эта особенность природных условий Финикии отразилась даже в названиях важнейших населённых пунктов. Так, название города Библа означает «гора», города Тира - «скала». Возможности для пашенного земледелия ввиду недостатка удобных земель были ограничены, но имевшиеся земли всё же могли интенсивно использоваться, так как ветры с моря приносили обильные дожди. Здесь преобладало садоводство, разводили оливковые деревья, финиковые пальмы, виноградную лозу и др. Кроме садоводства большую роль играло рыболовство; не случайно название одного из крупнейших финикийских городов - Сидона означает «место рыбной ловли». Важным богатством страны были леса, росшие в горах Ливана над побережьем, изобиловавшие кедром и другими ценными породами деревьев

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

ФИНИКИЯ. Финикия занимала узкую приморскую полосу вдоль северной части восточного побережья Средиземного моря, окаймлённую с востока Ливанскими горами, подступающими местами почти вплотную к берегу. Эта особенность природных условий Финикии отразилась даже в названиях важнейших населённых пунктов. Так, название города Библа означает «гора», города Тира - «скала». Возможности для пашенного земледелия ввиду недостатка удобных земель были ограничены, но имевшиеся земли всё же могли интенсивно использоваться, так как ветры с моря приносили обильные дожди. Здесь преобладало садоводство, разводили оливковые деревья, финиковые пальмы, виноградную лозу и др. Кроме садоводства большую роль играло рыболовство; не случайно название одного из крупнейших финикийских городов - Сидона означает «место рыбной ловли». Важным богатством страны были леса, росшие в горах Ливана над побережьем, изобиловавшие кедром и другими ценными породами деревьев

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

ФИНИКИЯ. Финикия занимала узкую приморскую полосу вдоль северной части восточного побережья Средиземного моря, окаймлённую с востока Ливанскими горами, подступающими местами почти вплотную к берегу. Эта особенность природных условий Финикии отразилась даже в названиях важнейших населённых пунктов. Так, название города Библа означает «гора», города Тира - «скала». Возможности для пашенного земледелия ввиду недостатка удобных земель были ограничены, но имевшиеся земли всё же могли интенсивно использоваться, так как ветры с моря приносили обильные дожди. Здесь преобладало садоводство, разводили оливковые деревья, финиковые пальмы, виноградную лозу и др. Кроме садоводства большую роль играло рыболовство; не случайно название одного из крупнейших финикийских городов - Сидона означает «место рыбной ловли». Важным богатством страны были леса, росшие в горах Ливана над побережьем, изобиловавшие кедром и другими ценными породами деревьев

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

ИНДИЯ.

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

ИНДИЯ. Индия располагается на юге Азии, на полуострове Индостан. Климат Индии в целом жаркий, субэкваториальный, муссонный. Реки Инд и Ганг в Индии берут свое начало в Гималаях. Именно из рек забирается огромное количество воды для орошения полей и земледелия. Люди выращивали рис, хлопок, сахарный тростник и многое другое. Ежедневно крестьянам нужно было бороться с джунглями, которые были способны в считанные дни превратить освоены тяжелым трудом земельные участки в непроходимые чащи. Индийцы смогли приручить зебу, буйволов, слонов, которых использовали в хозяйстве.

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

ИНДИЯ. Индия располагается на юге Азии, на полуострове Индостан. Климат Индии в целом жаркий, субэкваториальный, муссонный. Реки Инд и Ганг в Индии берут свое начало в Гималаях. Именно из рек забирается огромное количество воды для орошения полей и земледелия. Люди выращивали рис, хлопок, сахарный тростник и многое другое. Ежедневно крестьянам нужно было бороться с джунглями, которые были способны в считанные дни превратить освоены тяжелым трудом земельные участки в непроходимые чащи. Индийцы смогли приручить зебу, буйволов, слонов, которых использовали в хозяйстве.

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

ИНДИЯ. Индия располагается на юге Азии, на полуострове Индостан. Климат Индии в целом жаркий, субэкваториальный, муссонный. Реки Инд и Ганг в Индии берут свое начало в Гималаях. Именно из рек забирается огромное количество воды для орошения полей и земледелия. Люди выращивали рис, хлопок, сахарный тростник и многое другое. Ежедневно крестьянам нужно было бороться с джунглями, которые были способны в считанные дни превратить освоены тяжелым трудом земельные участки в непроходимые чащи. Индийцы смогли приручить зебу, буйволов, слонов, которых использовали в хозяйстве.

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

ИНДИЯ. Индия располагается на юге Азии, на полуострове Индостан. Климат Индии в целом жаркий, субэкваториальный, муссонный. Реки Инд и Ганг в Индии берут свое начало в Гималаях. Именно из рек забирается огромное количество воды для орошения полей и земледелия. Люди выращивали рис, хлопок, сахарный тростник и многое другое. Ежедневно крестьянам нужно было бороться с джунглями, которые были способны в считанные дни превратить освоены тяжелым трудом земельные участки в непроходимые чащи. Индийцы смогли приручить зебу, буйволов, слонов, которых использовали в хозяйстве.

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

ИНДИЯ. Индия располагается на юге Азии, на полуострове Индостан. Климат Индии в целом жаркий, субэкваториальный, муссонный. Реки Инд и Ганг в Индии берут свое начало в Гималаях. Именно из рек забирается огромное количество воды для орошения полей и земледелия. Люди выращивали рис, хлопок, сахарный тростник и многое другое. Ежедневно крестьянам нужно было бороться с джунглями, которые были способны в считанные дни превратить освоены тяжелым трудом земельные участки в непроходимые чащи. Индийцы смогли приручить зебу, буйволов, слонов, которых использовали в хозяйстве.

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

ИНДИЯ. Индия располагается на юге Азии, на полуострове Индостан. Климат Индии в целом жаркий, субэкваториальный, муссонный. Реки Инд и Ганг в Индии берут свое начало в Гималаях. Именно из рек забирается огромное количество воды для орошения полей и земледелия. Люди выращивали рис, хлопок, сахарный тростник и многое другое. Ежедневно крестьянам нужно было бороться с джунглями, которые были способны в считанные дни превратить освоены тяжелым трудом земельные участки в непроходимые чащи. Индийцы смогли приручить зебу, буйволов, слонов, которых использовали в хозяйстве.

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

ИНДИЯ. Индия располагается на юге Азии, на полуострове Индостан. Климат Индии в целом жаркий, субэкваториальный, муссонный. Реки Инд и Ганг в Индии берут свое начало в Гималаях. Именно из рек забирается огромное количество воды для орошения полей и земледелия. Люди выращивали рис, хлопок, сахарный тростник и многое другое. Ежедневно крестьянам нужно было бороться с джунглями, которые были способны в считанные дни превратить освоены тяжелым трудом земельные участки в непроходимые чащи. Индийцы смогли приручить зебу, буйволов, слонов, которых использовали в хозяйстве.

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

ИНДИЯ. Индия располагается на юге Азии, на полуострове Индостан. Климат Индии в целом жаркий, субэкваториальный, муссонный. Реки Инд и Ганг в Индии берут свое начало в Гималаях. Именно из рек забирается огромное количество воды для орошения полей и земледелия. Люди выращивали рис, хлопок, сахарный тростник и многое другое. Ежедневно крестьянам нужно было бороться с джунглями, которые были способны в считанные дни превратить освоены тяжелым трудом земельные участки в непроходимые чащи. Индийцы смогли приручить зебу, буйволов, слонов, которых использовали в хозяйстве.

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

ИНДИЯ. Индия располагается на юге Азии, на полуострове Индостан. Климат Индии в целом жаркий, субэкваториальный, муссонный. Реки Инд и Ганг в Индии берут свое начало в Гималаях. Именно из рек забирается огромное количество воды для орошения полей и земледелия. Люди выращивали рис, хлопок, сахарный тростник и многое другое. Ежедневно крестьянам нужно было бороться с джунглями, которые были способны в считанные дни превратить освоены тяжелым трудом земельные участки в непроходимые чащи. Индийцы смогли приручить зебу, буйволов, слонов, которых использовали в хозяйстве.

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

ИНДИЯ. Индия располагается на юге Азии, на полуострове Индостан. Климат Индии в целом жаркий, субэкваториальный, муссонный. Реки Инд и Ганг в Индии берут свое начало в Гималаях. Именно из рек забирается огромное количество воды для орошения полей и земледелия. Люди выращивали рис, хлопок, сахарный тростник и многое другое. Ежедневно крестьянам нужно было бороться с джунглями, которые были способны в считанные дни превратить освоены тяжелым трудом земельные участки в непроходимые чащи. Индийцы смогли приручить зебу, буйволов, слонов, которых использовали в хозяйстве.

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

ИНДИЯ. Индия располагается на юге Азии, на полуострове Индостан. Климат Индии в целом жаркий, субэкваториальный, муссонный. Реки Инд и Ганг в Индии берут свое начало в Гималаях. Именно из рек забирается огромное количество воды для орошения полей и земледелия. Люди выращивали рис, хлопок, сахарный тростник и многое другое. Ежедневно крестьянам нужно было бороться с джунглями, которые были способны в считанные дни превратить освоены тяжелым трудом земельные участки в непроходимые чащи. Индийцы смогли приручить зебу, буйволов, слонов, которых использовали в хозяйстве.

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

КИТАЙ.

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

КИТАЙ. Китай - горная страна с резко континентальным климатом. Реки Хуанхэ (Желтая река) и Янцзы издавна были важнейшими торговыми магистралями. Благоприятные естественные условия Восточного Китая способствовали тому, что именно здесь в древности возникла земледельческая культура, и появились древнейшие государства. Кроме земледелия люди занимались охотой. В лесу водились слоны, носороги, буйволы, тигры, олени, антилопы, леопарды, панды и другие звери.

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

КИТАЙ. Китай - горная страна с резко континентальным климатом. Реки Хуанхэ (Желтая река) и Янцзы издавна были важнейшими торговыми магистралями. Благоприятные естественные условия Восточного Китая способствовали тому, что именно здесь в древности возникла земледельческая культура, и появились древнейшие государства. Кроме земледелия люди занимались охотой. В лесу водились слоны, носороги, буйволы, тигры, олени, антилопы, леопарды, панды и другие звери.

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

КИТАЙ. Китай - горная страна с резко континентальным климатом. Реки Хуанхэ (Желтая река) и Янцзы издавна были важнейшими торговыми магистралями. Благоприятные естественные условия Восточного Китая способствовали тому, что именно здесь в древности возникла земледельческая культура, и появились древнейшие государства. Кроме земледелия люди занимались охотой. В лесу водились слоны, носороги, буйволы, тигры, олени, антилопы, леопарды, панды и другие звери.

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

КИТАЙ. Китай - горная страна с резко континентальным климатом. Реки Хуанхэ (Желтая река) и Янцзы издавна были важнейшими торговыми магистралями. Благоприятные естественные условия Восточного Китая способствовали тому, что именно здесь в древности возникла земледельческая культура, и появились древнейшие государства. Кроме земледелия люди занимались охотой. В лесу водились слоны, носороги, буйволы, тигры, олени, антилопы, леопарды, панды и другие звери.

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

КИТАЙ. Китай - горная страна с резко континентальным климатом. Реки Хуанхэ (Желтая река) и Янцзы издавна были важнейшими торговыми магистралями. Благоприятные естественные условия Восточного Китая способствовали тому, что именно здесь в древности возникла земледельческая культура, и появились древнейшие государства. Кроме земледелия люди занимались охотой. В лесу водились слоны, носороги, буйволы, тигры, олени, антилопы, леопарды, панды и другие звери.

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

КИТАЙ. Китай - горная страна с резко континентальным климатом. Реки Хуанхэ (Желтая река) и Янцзы издавна были важнейшими торговыми магистралями. Благоприятные естественные условия Восточного Китая способствовали тому, что именно здесь в древности возникла земледельческая культура, и появились древнейшие государства. Кроме земледелия люди занимались охотой. В лесу водились слоны, носороги, буйволы, тигры, олени, антилопы, леопарды, панды и другие звери.

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

КИТАЙ. Китай - горная страна с резко континентальным климатом. Реки Хуанхэ (Желтая река) и Янцзы издавна были важнейшими торговыми магистралями. Благоприятные естественные условия Восточного Китая способствовали тому, что именно здесь в древности возникла земледельческая культура, и появились древнейшие государства. Кроме земледелия люди занимались охотой. В лесу водились слоны, носороги, буйволы, тигры, олени, антилопы, леопарды, панды и другие звери.

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

КИТАЙ. Китай - горная страна с резко континентальным климатом. Реки Хуанхэ (Желтая река) и Янцзы издавна были важнейшими торговыми магистралями. Благоприятные естественные условия Восточного Китая способствовали тому, что именно здесь в древности возникла земледельческая культура, и появились древнейшие государства. Кроме земледелия люди занимались охотой. В лесу водились слоны, носороги, буйволы, тигры, олени, антилопы, леопарды, панды и другие звери.

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

КИТАЙ. Китай - горная страна с резко континентальным климатом. Реки Хуанхэ (Желтая река) и Янцзы издавна были важнейшими торговыми магистралями. Благоприятные естественные условия Восточного Китая способствовали тому, что именно здесь в древности возникла земледельческая культура, и появились древнейшие государства. Кроме земледелия люди занимались охотой. В лесу водились слоны, носороги, буйволы, тигры, олени, антилопы, леопарды, панды и другие звери.

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

КИТАЙ. Китай - горная страна с резко континентальным климатом. Реки Хуанхэ (Желтая река) и Янцзы издавна были важнейшими торговыми магистралями. Благоприятные естественные условия Восточного Китая способствовали тому, что именно здесь в древности возникла земледельческая культура, и появились древнейшие государства. Кроме земледелия люди занимались охотой. В лесу водились слоны, носороги, буйволы, тигры, олени, антилопы, леопарды, панды и другие звери.

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

КИТАЙ. Китай - горная страна с резко континентальным климатом. Реки Хуанхэ (Желтая река) и Янцзы издавна были важнейшими торговыми магистралями. Благоприятные естественные условия Восточного Китая способствовали тому, что именно здесь в древности возникла земледельческая культура, и появились древнейшие государства. Кроме земледелия люди занимались охотой. В лесу водились слоны, носороги, буйволы, тигры, олени, антилопы, леопарды, панды и другие звери.

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

КИТАЙ. Китай - горная страна с резко континентальным климатом. Реки Хуанхэ (Желтая река) и Янцзы издавна были важнейшими торговыми магистралями. Благоприятные естественные условия Восточного Китая способствовали тому, что именно здесь в древности возникла земледельческая культура, и появились древнейшие государства. Кроме земледелия люди занимались охотой. В лесу водились слоны, носороги, буйволы, тигры, олени, антилопы, леопарды, панды и другие звери.

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

КИТАЙ. Китай - горная страна с резко континентальным климатом. Реки Хуанхэ (Желтая река) и Янцзы издавна были важнейшими торговыми магистралями. Благоприятные естественные условия Восточного Китая способствовали тому, что именно здесь в древности возникла земледельческая культура, и появились древнейшие государства. Кроме земледелия люди занимались охотой. В лесу водились слоны, носороги, буйволы, тигры, олени, антилопы, леопарды, панды и другие звери.

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

ГРЕЦИЯ.

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

ГРЕЦИЯ. Греция занимает южную часть Балканского полуострова и близлежащие острова. Эллада отличается уникальным рельефом, природой и климатом. Она омывается Средиземным морем. Вся территория Греции изрезана горами. Горные цепи делят Грецию на множество узких и изолированных долин с выходом к морю. Здесь мало обширных плодородных равнин. Полноводных рек нет. Климат мягкий и комфортный. Греки занимались земледелием. Выращивали пшеницу, оливковые деревья, виноград. Занимались охотой на медведей, лис, кабанов, ланей, оленей, косулей, зайцев. Недра таили значительные залежи полезных ископаемых: железа, серебра, меди, золота, свинца, белого мрамора, темно-синей глины.

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

ГРЕЦИЯ. Греция занимает южную часть Балканского полуострова и близлежащие острова. Эллада отличается уникальным рельефом, природой и климатом. Она омывается Средиземным морем. Вся территория Греции изрезана горами. Горные цепи делят Грецию на множество узких и изолированных долин с выходом к морю. Здесь мало обширных плодородных равнин. Полноводных рек нет. Климат мягкий и комфортный. Греки занимались земледелием. Выращивали пшеницу, оливковые деревья, виноград. Занимались охотой на медведей, лис, кабанов, ланей, оленей, косулей, зайцев. Недра таили значительные залежи полезных ископаемых: железа, серебра, меди, золота, свинца, белого мрамора, темно-синей глины.

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

ГРЕЦИЯ. Греция занимает южную часть Балканского полуострова и близлежащие острова. Эллада отличается уникальным рельефом, природой и климатом. Она омывается Средиземным морем. Вся территория Греции изрезана горами. Горные цепи делят Грецию на множество узких и изолированных долин с выходом к морю. Здесь мало обширных плодородных равнин. Полноводных рек нет. Климат мягкий и комфортный. Греки занимались земледелием. Выращивали пшеницу, оливковые деревья, виноград. Занимались охотой на медведей, лис, кабанов, ланей, оленей, косулей, зайцев. Недра таили значительные залежи полезных ископаемых: железа, серебра, меди, золота, свинца, белого мрамора, темно-синей глины.

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

ГРЕЦИЯ. Греция занимает южную часть Балканского полуострова и близлежащие острова. Эллада отличается уникальным рельефом, природой и климатом. Она омывается Средиземным морем. Вся территория Греции изрезана горами. Горные цепи делят Грецию на множество узких и изолированных долин с выходом к морю. Здесь мало обширных плодородных равнин. Полноводных рек нет. Климат мягкий и комфортный. Греки занимались земледелием. Выращивали пшеницу, оливковые деревья, виноград. Занимались охотой на медведей, лис, кабанов, ланей, оленей, косулей, зайцев. Недра таили значительные залежи полезных ископаемых: железа, серебра, меди, золота, свинца, белого мрамора, темно-синей глины.

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

ГРЕЦИЯ. Греция занимает южную часть Балканского полуострова и близлежащие острова. Эллада отличается уникальным рельефом, природой и климатом. Она омывается Средиземным морем. Вся территория Греции изрезана горами. Горные цепи делят Грецию на множество узких и изолированных долин с выходом к морю. Здесь мало обширных плодородных равнин. Полноводных рек нет. Климат мягкий и комфортный. Греки занимались земледелием. Выращивали пшеницу, оливковые деревья, виноград. Занимались охотой на медведей, лис, кабанов, ланей, оленей, косулей, зайцев. Недра таили значительные залежи полезных ископаемых: железа, серебра, меди, золота, свинца, белого мрамора, темно-синей глины.

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

ГРЕЦИЯ. Греция занимает южную часть Балканского полуострова и близлежащие острова. Эллада отличается уникальным рельефом, природой и климатом. Она омывается Средиземным морем. Вся территория Греции изрезана горами. Горные цепи делят Грецию на множество узких и изолированных долин с выходом к морю. Здесь мало обширных плодородных равнин. Полноводных рек нет. Климат мягкий и комфортный. Греки занимались земледелием. Выращивали пшеницу, оливковые деревья, виноград. Занимались охотой на медведей, лис, кабанов, ланей, оленей, косулей, зайцев. Недра таили значительные залежи полезных ископаемых: железа, серебра, меди, золота, свинца, белого мрамора, темно-синей глины.

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

ГРЕЦИЯ. Греция занимает южную часть Балканского полуострова и близлежащие острова. Эллада отличается уникальным рельефом, природой и климатом. Она омывается Средиземным морем. Вся территория Греции изрезана горами. Горные цепи делят Грецию на множество узких и изолированных долин с выходом к морю. Здесь мало обширных плодородных равнин. Полноводных рек нет. Климат мягкий и комфортный. Греки занимались земледелием. Выращивали пшеницу, оливковые деревья, виноград. Занимались охотой на медведей, лис, кабанов, ланей, оленей, косулей, зайцев. Недра таили значительные залежи полезных ископаемых: железа, серебра, меди, золота, свинца, белого мрамора, темно-синей глины.

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

ГРЕЦИЯ. Греция занимает южную часть Балканского полуострова и близлежащие острова. Эллада отличается уникальным рельефом, природой и климатом. Она омывается Средиземным морем. Вся территория Греции изрезана горами. Горные цепи делят Грецию на множество узких и изолированных долин с выходом к морю. Здесь мало обширных плодородных равнин. Полноводных рек нет. Климат мягкий и комфортный. Греки занимались земледелием. Выращивали пшеницу, оливковые деревья, виноград. Занимались охотой на медведей, лис, кабанов, ланей, оленей, косулей, зайцев. Недра таили значительные залежи полезных ископаемых: железа, серебра, меди, золота, свинца, белого мрамора, темно-синей глины.

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

ГРЕЦИЯ. Греция занимает южную часть Балканского полуострова и близлежащие острова. Эллада отличается уникальным рельефом, природой и климатом. Она омывается Средиземным морем. Вся территория Греции изрезана горами. Горные цепи делят Грецию на множество узких и изолированных долин с выходом к морю. Здесь мало обширных плодородных равнин. Полноводных рек нет. Климат мягкий и комфортный. Греки занимались земледелием. Выращивали пшеницу, оливковые деревья, виноград. Занимались охотой на медведей, лис, кабанов, ланей, оленей, косулей, зайцев. Недра таили значительные залежи полезных ископаемых: железа, серебра, меди, золота, свинца, белого мрамора, темно-синей глины.

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

РИМ.

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

РИМ. Древний Рим был расположен на Апеннинском полуострове. Он разделил Средиземное море на западную и восточную часть. Альпы, защищали Италию от холодных северных ветров. Вдоль полуострова тянутся горы Апеннины. Мягкий и теплый климат на протяжении всей территории полуострова переходит в жаркий на юге. В Италии было много плодородных земель, поэтому люди, издавна занимались земледелием. Выращивали пшеницу, полбу, ячмень, оливки, виноград, абрикосы, персики, кипарисы. У берегов реки Тибр занимались солеварением, рыбным промыслом. Горные районы средней и восточной Италии были удобны главным образом для занятия скотоводством. Выращивали свиней, лошадей и крупный рогатый скот. Недра Италии были богаты металлом. Медь, свинец, олово и цинк Этрурии, железо.

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

РИМ. Древний Рим был расположен на Апеннинском полуострове. Он разделил Средиземное море на западную и восточную часть. Альпы, защищали Италию от холодных северных ветров. Вдоль полуострова тянутся горы Апеннины. Мягкий и теплый климат на протяжении всей территории полуострова переходит в жаркий на юге. В Италии было много плодородных земель, поэтому люди, издавна занимались земледелием. Выращивали пшеницу, полбу, ячмень, оливки, виноград, абрикосы, персики, кипарисы. У берегов реки Тибр занимались солеварением, рыбным промыслом. Горные районы средней и восточной Италии были удобны главным образом для занятия скотоводством. Выращивали свиней, лошадей и крупный рогатый скот. Недра Италии были богаты металлом. Медь, свинец, олово и цинк Этрурии, железо.

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

РИМ. Древний Рим был расположен на Апеннинском полуострове. Он разделил Средиземное море на западную и восточную часть. Альпы, защищали Италию от холодных северных ветров. Вдоль полуострова тянутся горы Апеннины. Мягкий и теплый климат на протяжении всей территории полуострова переходит в жаркий на юге. В Италии было много плодородных земель, поэтому люди, издавна занимались земледелием. Выращивали пшеницу, полбу, ячмень, оливки, виноград, абрикосы, персики, кипарисы. У берегов реки Тибр занимались солеварением, рыбным промыслом. Горные районы средней и восточной Италии были удобны главным образом для занятия скотоводством. Выращивали свиней, лошадей и крупный рогатый скот. Недра Италии были богаты металлом. Медь, свинец, олово и цинк Этрурии, железо.

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

РИМ. Древний Рим был расположен на Апеннинском полуострове. Он разделил Средиземное море на западную и восточную часть. Альпы, защищали Италию от холодных северных ветров. Вдоль полуострова тянутся горы Апеннины. Мягкий и теплый климат на протяжении всей территории полуострова переходит в жаркий на юге. В Италии было много плодородных земель, поэтому люди, издавна занимались земледелием. Выращивали пшеницу, полбу, ячмень, оливки, виноград, абрикосы, персики, кипарисы. У берегов реки Тибр занимались солеварением, рыбным промыслом. Горные районы средней и восточной Италии были удобны главным образом для занятия скотоводством. Выращивали свиней, лошадей и крупный рогатый скот. Недра Италии были богаты металлом. Медь, свинец, олово и цинк Этрурии, железо.

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

РИМ. Древний Рим был расположен на Апеннинском полуострове. Он разделил Средиземное море на западную и восточную часть. Альпы, защищали Италию от холодных северных ветров. Вдоль полуострова тянутся горы Апеннины. Мягкий и теплый климат на протяжении всей территории полуострова переходит в жаркий на юге. В Италии было много плодородных земель, поэтому люди, издавна занимались земледелием. Выращивали пшеницу, полбу, ячмень, оливки, виноград, абрикосы, персики, кипарисы. У берегов реки Тибр занимались солеварением, рыбным промыслом. Горные районы средней и восточной Италии были удобны главным образом для занятия скотоводством. Выращивали свиней, лошадей и крупный рогатый скот. Недра Италии были богаты металлом. Медь, свинец, олово и цинк Этрурии, железо.

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

РИМ. Древний Рим был расположен на Апеннинском полуострове. Он разделил Средиземное море на западную и восточную часть. Альпы, защищали Италию от холодных северных ветров. Вдоль полуострова тянутся горы Апеннины. Мягкий и теплый климат на протяжении всей территории полуострова переходит в жаркий на юге. В Италии было много плодородных земель, поэтому люди, издавна занимались земледелием. Выращивали пшеницу, полбу, ячмень, оливки, виноград, абрикосы, персики, кипарисы. У берегов реки Тибр занимались солеварением, рыбным промыслом. Горные районы средней и восточной Италии были удобны главным образом для занятия скотоводством. Выращивали свиней, лошадей и крупный рогатый скот. Недра Италии были богаты металлом. Медь, свинец, олово и цинк Этрурии, железо.

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

РИМ. Древний Рим был расположен на Апеннинском полуострове. Он разделил Средиземное море на западную и восточную часть. Альпы, защищали Италию от холодных северных ветров. Вдоль полуострова тянутся горы Апеннины. Мягкий и теплый климат на протяжении всей территории полуострова переходит в жаркий на юге. В Италии было много плодородных земель, поэтому люди, издавна занимались земледелием. Выращивали пшеницу, полбу, ячмень, оливки, виноград, абрикосы, персики, кипарисы. У берегов реки Тибр занимались солеварением, рыбным промыслом. Горные районы средней и восточной Италии были удобны главным образом для занятия скотоводством. Выращивали свиней, лошадей и крупный рогатый скот. Недра Италии были богаты металлом. Медь, свинец, олово и цинк Этрурии, железо.

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

ЕГИПЕТ . Египет находится на северо-востоке Африки. В стране теплый климат, дожди выпадают редко, большую часть года стоит сильная жара и, несмотря на это, там, где вода - там жизнь. С юга на север страну пересекает река Нил. В начале лета от таяния снегов и сильных дождей Нил разливается. В ноябре вода спадает, оставляя черный плодородный ил. Такая земля дает хорошие урожаи, поэтому земледелие было главным занятием египтян. Выращивали ячмень и пшеницу, виноград, финики, используя для обработки земли мотыги, деревянные серпы с вкладышами, зернотерки и плуг. Кроме земледелия развивались и соответствующие отрасли хозяйства - льноводство, а затем и ткачество, гончарное производство, виноделие, пчеловодство и др. В районе Дельты Нила были болота, луга, пастбища, поэтому получило развитие скотоводство. Разводили быков, овец, коз, ослов, гусей, уток, голубей. Из места, почти непригодного для жизни человека, Египет уже в IV тысячелетии до н. э. превращался в густонаселенную страну.

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

ПАЛЕСТИНА . Палестина простирается от южных предгорий Ливана до северо-западных границ Аравийского полуострова. На востоке она граничит с сирийско-месопотамской степью, а на западе омывается Средиземным морем. Географические, природные условия и возможности для хозяйственной деятельности человека в Палестине были неодинаковыми. В северной части страны, в долине реки Иордан имелись хорошие условия для земледелия. Выращивали пшеницу и ячмень, бобовые. Часть земли была занята под огороды, оливковые рощи, сады, виноградники, бахчи. Южную часть страны занимали в основном сухие степи, позволявшие заниматься лишь скотоводством. Разводили овец, крупный рогатый скот, коз. Немногочисленны были кустарно-ремесленные предприятия (главным образом по производству тканей, обуви, пищевых продуктов).

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

Задание 6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

ФИНИКИЯ. Финикия занимала узкую приморскую полосу вдоль северной части восточного побережья Средиземного моря, окаймлённую с востока Ливанскими горами, подступающими местами почти вплотную к берегу. Эта особенность природных условий Финикии отразилась даже в названиях важнейших населённых пунктов. Так, название города Библа означает «гора», города Тира - «скала».

Возможности для пашенного земледелия ввиду недостатка удобных земель были ограничены, но имевшиеся земли всё же могли интенсивно использоваться, так как ветры с моря приносили обильные дожди. Здесь преобладало садоводство, разводили оливковые деревья, финиковые пальмы, виноградную лозу и др. Кроме садоводства большую роль играло рыболовство; не случайно название одного из крупнейших финикийских городов - Сидона означает «место рыбной ловли». Важным богатством страны были леса, росшие в горах Ливана над побережьем, изобиловавшие кедром и другими ценными породами деревьев

Расписание ВПР в 2017-2018 учебном году

Предмет (ВПР)

2 класс

4 класс

5 класс

6 класс

10 класс

Русский язык

Математика

Окр.мир

-

История

Биология

География

Обществознание

Химия

ВПР по истории в 5 классе состоит из двух частей – в первой (задания 1-6) содержатся вопросы, связанные с историей Древнего мира (история зарубежных стран до 476 года до н. э.), а во второй (задания 7-8) – с историей родного края. Всего в работе 8 заданий. Для выполнения работы отводится 45 минут. 5 заданий (1-3, 5, 7) относятся к базовому уровню сложности, 2 задания (4 и 8) – к повышенному, и одно (6) – к высокому.

Система оценок

Всего за работу можно набрать 15 баллов. Они переводятся в оценки согласно таблице:

Примеры заданий с разбалловкой и пояснениями

Для всех заданий первой части предлагается перечень из четырех различных тем – например, Вавилонское царство, Древний Китай, Древняя Греция, Древняя Палестина.

Задание 1

В первом задании ВПР по истории приводится четыре изображения, каждое из которых относится к одной из указанных в списке тем. Нужно установить соответствие между иллюстрациями и темами и занести ответы в таблицу.

За верный ответ ученик получает 2 балла, при наличии одной ошибки – 1 балл, в иных случаях 0 баллов.

Задание 2

«Шихуан сказал: "Поднебесная сообща страдала от непрекращающихся сражений и войн, и всё из-за того, что существовали хоу и ваны. Опираясь на помощь духов предков, я впервые умиротворил Поднебесную, и если теперь снова создать владения, значит, вновь поднять войны. Разве не трудно будет тогда добиться спокойствия и прекращения войн? Мнение главы судебного приказа правильное". Шихуан разделил Поднебесную на тридцать шесть округов, в каждом округе поставил наместника – шоу, воеводу – вэя и инспектора – цзяня. Он изменил наименование простого народа, назвав его цяньшоу –"черноголовые"»

Задание не трудное; за верный ответ ученик получает 1 балл.

Задание 3

Для выполнения этого задания ученик должен выбрать одну из тем и записать ее в специально отведенном месте. Далее приводится список из 6 слов, относящихся к различным темам из истории Древнего мира. Ученику нужно выбрать из него то слово, которое относится к выбранной им теме, и сначала выписать его, а потом – объяснить значение.

Если слово выбрано верно (то есть оно относится к выбранной теме), и его значение указано правильно – ответ оценивается в 3 балла. Если слово указано правильно, но при объяснении значения допущены некоторые неточности – 2 балла. Если слово выбрано правильно, а значение не объяснено либо объяснено совсем неверно – 1 балл. В иных случаях ответ оценивается в 0 баллов.

Задание 4

В четвертом задании ВПР по истории проверяется умение пятиклассников рассказывать об исторических событиях. В начале нужно по аналогии с прошлым заданием выбрать тему. Далее приводится список из шести исторических событий, относящихся к различным историческим событиям. Сначала нужно записать, какое из них относится к выбранной теме, а потом – рассказать о нем, приведя в тексте работы не менее двух исторических фактов.

В случае, если ответ полностью верен, то есть событие соответствует выбранной теме и в рассказе приведено 2 и более исторических факта – ученик получает 3 балла. Если в рассказе наряду с этим есть одна историческая ошибка, не искажающая смысла, либо присутствует только один исторический факт – 2 балла. 1 балл ставят, если в рассказе есть и один верный факт, и одна историческая ошибка, либо если верно указано только событие, а рассказ не написан или содержит много исторических ошибок при отсутствии фактов. В других случаях ученик не получает баллы за это задание.

Задание 5

В этом задании проверяется умение пятиклассников использовать историческую карту. Вначале нужно выбрать тему, а затем – на схематической карте мира заштриховать ограниченный параллелями и меридианами четырехугольник, где целиком или частично находится страна, указанная в теме.

Если заштрихован четырехугольник, в котором располагалась указанная в теме страна, или даже 2-4 таких четырехугольника, и все они удовлетворяют условию задания – ответ оценивается в 1 балл. 0 баллов ставят, если заштрихован прямоугольник, в котором не располагалась страна из темы, или же 2-4 четырехугольника, но территория страны находилась не в каждом из них.

Задание 6

Шестое задание ВПР по истории для 5 класса проверяет умение ребят описывать условия жизни и основные занятия древних людей, указывать факторы, влияющие на исторические процессы. Необходимо указать выбранную тему, а потом написать, как природно-климатические условия повлияли на то, чем занимались жители данной страны.

Если ученик верно дал объяснение влияния одного климатического условия на жизнь людей в выбранной им стране – он получает 2 балла. 1 балл ставят, если ответ верный и влияние одного условия, но в нем присутствует одна историческая ошибка, не искажающая смысла, либо если указаны несущественные связи между занятиями людей и климатическими условиями. В остальных ситуациях ставят 0 баллов.

Задание 7

В данном задании ученику нужно вспомнить историю родного края и либо указать исторического деятеля, связанного с его населенным пунктом, либо назвать какое-либо историческое событие, произошедшее на территории родного края. За верный ответ пятиклассник получает 1 балл.

Задание 8

В последнем задании ВПР по истории нужно написать более развернутый ответ. Если в предыдущем задании был вопрос про исторического деятеля, то в этом задании нужно будет указать, чем он известен и какой вклад в историю внес. В случае, если в прошлом задании спрашивалось о событии, требуется написать, какое историческое значение для родного края или для страны в целом оно имело.

За правильный ответ ставят 2 балла. При наличии исторической неточности, не искажающей ответ, либо при указании только второстепенных фактов ответ оценивается в 1 балл, и при приведении общих рассуждений, не отвечающих условию задания – в 0 баллов.