Начиная с 1973 г. шел самостоятельный переговорный процесс между представителями НАТО и ОВД о сокращении вооружений. Однако желаемого успеха здесь достигнуто не было из-за жесткой позиции стран Варшавского Договора, превосходивших НАТО по обычным видам вооружений и не желавших их сокращать.

После подписания Хельсинского Заключительного акта Советский Союз почувствовал себя хозяином в Восточной Европе и начал устанавливать в ГДР и ЧССР новые ракеты среднего радиуса действия СС-20, ограничение по которым не было предусмотрено соглашениями по ОСВ.В условиях кампании по защите прав человека в СССР, резко активизировавшейся на Западе после Хельсинки, позиция СССР стала исключительно жесткой. Это вызвало ответные меры со стороны США, которые после отказа Конгресса ратифицировать ОСВ-2 в начале 1980-х годов разместили в Западной Европе "крылатые ракеты" и ракеты "Першинг", способные достигать территории Советского Союза. Таким образом, между блоками на территории Европы установился военно-стратегический баланс .

Гонка вооружений крайне негативно сказывалась на экономике страны, военно-промышленная ориентация которой не уменьшалась. Общее экстенсивное развитие все больше сказывалось и на "оборонке". Достигнутый в начале 1970-х годов паритет с США касался прежде всего межконтинентальных баллистических ракет. Уже с конца 1970-х годов общий кризис советской экономики стал оказывать негативное воздействие на оборонные отрасли. Советский Союз начал постепенно отставать по отдельным видам вооружений. Это обнаружилось после возникновения у США "крылатых ракет" и стало еще более очевидно после начала работы США на программой "стратегической оборонной инициативы" (СОИ). Руководство СССР с середины 1980-х годов начинает отчетливо осознавать это отставание. Истощение экономических возможностей режима обнаруживается все полнее .

Помощь "развивающимся странам"

Вторым, не менее существенным, источником разорения страны становится постоянная помощь "развивающимся странам". По существу, эта помощь охватывала все сферы: направлялись для работы советские военные и гражданские специалисты, давались огромные льготные долговременные кредиты, осуществлялись поставки дешевого вооружения и сырья. В СССР обучалось огромное количество иностранных студентов. Получило развитие и крупномасштабное капитальное строительство в "третьем мире". Только в годы девятой пятилетки (1971-1975) с помощью СССР в "освободившихся странах" было построено около 900 промышленных объектов. За редким исключением, эти советские кредиты до сих пор никто не собирается возвращать, а за "помощь" благодарить.

ГЛАВА 11. ВОЕННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВ И СТРАТЕГИЯ СДЕРЖИВАНИЯ

11.9. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ ПАРИТЕТ

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ ПАРИТЕТ – обладание противостоящими государствами (их коалициями) стратегическими ядерными силами , а также средствами обеспечения их оперативного применения, защиты, маскировки и эксплуатации с примерно равными боевыми ударными (наступательными – по терминологии США) и оборонительными возможностями. Характеризуется способностью осуществления сокрушительного ядерного нападения или нанесения агрессору неприемлемого ущерба.

Обеспечивается примерным совпадением:

  • числа стратегических баллистических ракет наземного базирования , ракетных подводных лодок со стратегическими баллистическими ракетами, стратегических крылатых ракет и ракетоносцев-бомбардировщиков, стратегических ядерных боеприпасов всех видов и назначений;
  • степени оперативности и точности их ударов по целям, а также защищенности ракетных стартов;
  • информационных и боевых характеристик систем предупреждения о ракетном нападении, систем противоракетной, противосамолетной, противокосмической обороны .
  • Стратегический ядерный паритет, достигнутый в мирное время, преднамеренно может быть нарушен как до начала войны - в результате технологического прорыва в создании новых видов стратегических вооружений, так и во время войны , особенно обычной, - за счет упреждающего разрушения стартовых позиций СЯС высокоточными и другими дальнобойными неядерными средствами.

    Стратегический ядерный паритет не означает наличие зеркального совпадения всех компонент «триады». Недостаток в одних средствах может компенсироваться превосходством в других. Важно обеспечить примерно равные возможности по реакции СЯС на превентивный (внезапный, разоружающий, упреждающий) удар противника, а также по вводу стратегических ядерных сил в ответные (ответно-встречные) действия и примерно равный уровень их суммарных поражающих возможностей.

    В конце ХХ века военные эксперты чаще стали использовать понятие «минимального уровня стратегического ядерного паритета». Оно обозначает низший предел необходимого примерного равенства в количестве и качестве стратегических ядерных

    В период напряженности на мировой арене между разными странами и/или идеологическими лагерями многих людей волнует один вопрос: а что будет, если война все-таки начнется? Сейчас 2018 год и весь мир, в частности Россия, проходят сейчас через такой период в очередной раз. В такие моменты единственным сдерживающим фактором, который препятствует началу реальной войны, становится военный паритет между странами и блоками, а фраза «хочешь мира, готовься к войне» приобретает особенную актуальность и смысл.

    Что это такое - теория

    Военно-стратегический паритет (ВСП) - это примерное равенство между странами и/или группами стран в качественном и количественном наличии ракетно-ядерного и иного вооружения, в их способности к разработке и производству новых видов стратегического наступательного и оборонительного вооружения, что обеспечивает эквивалентную возможность нанесения ответного (ответно-встречного) удара с причинением неприемлемого для стороны-агрессора ущерба.

    Для соблюдения ВСП необходимо учитывать не только стратегическое оружие, но и производственные мощности, чтобы предотвратить гонку вооружений.

    Что это такое на практике

    На практике военно-стратегический паритет - это основа международной безопасности, которая была установлена по окончании Холодной войны при принятии советско-американского соглашения об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) в 1972 году.

    В основе ВСП лежит принцип равных возможностей, прав и одинакового соотношения сторон именно в военно-политической сфере. В первую очередь сегодня речь идет о ракетно-ядерном вооружении. И данный принцип является базовым при проведении переговоров по сокращению и ограничению вооружения, а также предотвращению создания новейших видов (опять же, в первую очередь ядерного оружия).

    Речь идет не об абсолютном зеркальном равенстве, а именно о возможности нанести непоправимый и неприемлемый ущерб стране-агрессору, вплоть до полного ее уничтожения. Однако речь идет не о том, чтобы постоянно наращивать свою военную мощь, тем самым нарушая баланс сил, а именно о равенстве в военно-стратегических потенциалах, так как данный паритет может быть нарушен и интенсивной гонкой вооружений одной из противостоящих сторон. Военно-стратегический паритет - это именно равновесие, которое может быть нарушено в любой момент с помощью создания оружия массового поражения, которого нет у других стран или от которого нет у них защиты.

    Как уже было сказано выше, ВСП опирается в основном на оружие массового поражения и в первую очередь на ракетно-ядерный паритет. При этом являются базой, материальной основой ВСП и равновесно выражают сочетание количества и качества вооружения каждой из сторон. Это приводит и к равновесию боевых возможностей, и к возможности гарантированного использования оружия для решения военно-стратегических задач государства при самых пессимистичных для него сценариях.

    Военно-стратегический паритет СССР и США

    Примерно около двух десятков лет после окончания Второй мировой войны СССР имел стратегическое отставание в ядерном вооружении от Соединенных Штатов Америки. К 70-м годам оно было сокращено, и было достигнуто относительное равновесие в военном потенциале. Этот период известен в истории как Холодная война. На грани вооруженного противостояния очень большую роль в предотвращении начала горячей войны сыграла миролюбивая и добрососедская политика СССР и других стран соцлагеря, а также то, что руководители капиталистического мира проявили здравый смысл и не продолжили нагнетать ситуацию, которая грозила выйти из-под контроля.

    Именно значительные успехи Советского Союза в проектировании и производстве стратегического вооружения помогли СССР в достижении военно-стратегического паритета с США. Это и привело обе стороны к переговорному процессу, так как они осознали, что ни одна из стран в будущем уже не сможет достичь сколько-нибудь существенного превосходства без нанесения себе и своим союзникам серьезного урона в виде ответного военного удара.

    Наличные силы СССР к 1970 году состояли из 1600 ПУ МБР, 316 ПУ БРПЛ на 20 РПК СН и примерно 200 стратегических бомбардировщиков. Соединенные Штаты превосходили Советский Союз численностью, однако военные эксперты обеих стран сходились на том, что в качественном соотношении существенной асимметрии не было.

    Одна из задач, которую решает военно-стратегический паритет, - это препятствие для стран и групп стран решать свои геополитические вопросы с помощью ракетно-ядерного вооружения. В то время паритет называли равновесием страха. По своей сути так оно остается и теперь, и кажется, что от необдуманных действий некоторые страны останавливает именно страх перед неизвестностью.

    Документы

    Гарантами паритета были документы, на счет которых велись продолжительные и очень сложные переговоры:

    • ОСВ-1 - договор об ограничении стратегических вооружений 1972 г.;
    • ОСВ-2 - договор об ограничении стратегических вооружений 1979 г.;
    • ПРО - договор по противоракетной обороне 1972 г. - ограничение развертывания систем противоракетной обороны - действовал до 2002 года, когда американцы в одностороннем порядке вышли из договора;
    • дополнительный Протокол к договору ПРО о сокращении районов размещения.

    К 1980 г. военно-стратегический паритет СССР к США составлял 2,5 тысячи носителей, 7 тысяч ядерных зарядов, тогда как у США - 2,3 тысячи носителей и 10 тысяч зарядов.

    Все договоры носили ограничительный характер по количеству ядерного оружия и закрепляли принцип безопасности в области вооружения наступательной направленности.

    Заключение

    Такое решение острого вопроса привело к потеплению отношений между странами: заключалось множество договоров и соглашений в сферах торговли, судоходства, с/х, транспорта и многих других.

    Несомненно, подписание договоров и соглашений об ограничении вооружений стало позитивным явлением для всего мира. Но ухудшение отношений между США и Ираном, афганский вопрос, политика Соединенных Штатов в разных уголках мира (в Африке и на Ближнем Востоке), украинский, крымский и сирийский вопросы нанесли очень серьезный удар по процессу дальнейшего мирного существования и поставили мир на грани очередной холодной войны.

    И на сегодняшний день такое шаткое равновесие удерживается с помощью относительного равенства сил при возможном глобальном конфликте. Поэтому военно-стратегический паритет - это очень серьезный сдерживающий фактор для тех стран, которые считают, что они единолично диктуют свои интересы всему миру и пытаются подчинить всех своей воле.

    Поворот от балансирования на грани войны к мирному сосуществованию был связан не только со смертью И. В. Сталина. Не менее важную роль сыграло обретение США, а затем и СССР водородного оружия. Противостояние двух военных блоков впервые стало термоядерным. Осознавая его опасность, глава советского правительства Г. М. Маленков в 1954 г. заявил, что в условиях существования такого оружия новая мировая война будет означать гибель человеческой цивилизации, и предложил перейти к политике мирного сосуществования. Предполагалось, что соперничество между «миром капитала» и «мировым социализмом» переместится из военной области в сферу экономики, идеологии, политики, культуры, в результате чего весь мир увидит «преимущества социализма», а капитализм «окончательно скомпрометирует» себя. Кроме того, непрерывные кризисы мирового капитализма приведут к его ослаблению, в то время как возможности советской экономической системы будут год от года возрастать.

    В 60-е гг. такой подход позволил идеологам развить эти положения выводом о мирном сосуществовании как специфической форме классовой борьбы, в ходе которой обеспечивается мирный труд советского народа и наращивается «потенциал сил мира и общественного прогресса».

    Наряду с этим в советском руководстве по-прежнему полагали, что гарантировать мир может только сильная военная машина. Поэтому забота о развитии военного производства и переоснащении армии новейшими видами оружия была одной из ключевых задач.

    Военно-стратегический паритет и начало разрядки

    Отставание СССР от США в разработке принципиально новых типов вооружения советская пропаганда объясняла тем, что «гонка вооружений нам навязана Западом», а мы лишь «вынуждены принять вызов», чтобы обеспечить прочный мир. Лишь в производстве ракетносителей СССР в конце 50-х - начале 60-х гг. на время опередил США, но промышленные мощности нашей страны не позволяли тогда обеспечить количественного преимущества в этом главном виде военной техники. Лишь к концу 60-х - на­чалу 70-х гг. военно-стратегический паритет между Востоком и Западом оформился и создал благоприятные условия для политики разрядки международной напряженности. Ее началом принято считать подписание в 1972 г. двух ключевых документов военно-стратегического характера между СССР и США - об ограничении стратегических наступательных вооружений и о создании ограниченных систем национальной противоракетной обороны.

    Кризис и окончание разрядки

    Обе стороны, провозглашая политику разрядки, имели в виду достижение с ее помощью собственных стратегических целей.

    Руководство СССР, полагая, что США вынуждены пойти на договоренности из-за неудачной войны во Вьетнаме и нарастания общего кризиса капитализма, считало возможным перенести военное соперничество с Западом в региональную плоскость, усилив помощь национально-освободительным движениям в Азии, Африке и Латинской Америке. В итоге это должно было привести к расширению «сил мира и демократии» и ослаблению США и их союзников. Кроме того, размещение советских ракет средней и малой дальности вблизи границ западноевропейских стран меняло соотношение сил в Европе в пользу Варшавского договора, а значит, усиливало его позиции в диалоге с США.

    Аналитики и руководство США, наоборот, полагали, что советская система не способна выдержать испытания открытостью, неизбежной в процессе разрядки. Одновременно были приняты меры к усилению во внешней политике акцентов, связанных с соблюдением прав человека, что давало бы повод для постоянного давления на советских лидеров. Один из идеологов американской внешней политики

    3. Бжезинский прямо указывал, что разрядка - временное явление, но «в результате ее в советской системе могут наступить необратимые процессы, и мы должны всячески этому способствовать».

    Оставалось лишь ждать повода к свертыванию процессов разрядки. Таковым стало введение советских войск в Афганистан в декабре 1979 г.

    Новый виток конфронтации

    Вся первая половина 80-х гг. прошла под знаком нового обострения международной ситуации. Администрация Р. Рейгана сделала основной упор на вовлечение СССР в новый виток гонки вооружений с целью подорвать его экономическую систему. Главная ставка была сделана на программу «звездных войн»: развертывание в космосе средств раннего предупреждения о ракетном нападении и его предотвращение. Предполагалось, что СССР не обладает ни достаточными материальными ресурсами, ни новейшими технологиями для того, чтобы сделать ответный ход. Как оказалось позже, США и не собирались в действительности развертывать такую систему. Цель состояла в другом - вовлечь СССР в колоссальные затраты. С учетом того что война в Афганистане обошлась СССР в 50 млрд долларов, новые грандиозные затраты на военные цели были ему не по силам.

    Одновременно началось развертывание американских ракет средней и малой дальности на территории Западной Европы. Для СССР они представляли стратегическую угрозу, так как, обладая такой же разрушительной мощностью, как американские стратегические ракеты, они летели до целей на территории СССР не 25-30 минут, а всего 3-5. Советская система ПРО должна была за это время принять меры к обороне, а политическое руководство - решение о целесообразности ответного удара. Это также потребовало принятия срочных мер по ослаблению новой угрозы.

    В ответ советские атомные подводные лодки со стратегическими ядерными ракетами подошли к берегам США.

    Все эти меры вели к риску начала новой мировой войны. Ситуация стала настолько угрожающей, что обе стороны признали ее опасность и начали искать шаги к выходу из нее.

    «Новое политическое мышление»: замыслы и результаты

    Поводом к началу переговоров стала смена политиче­ского руководства в СССР. Ставший лидером страны М. С. Горбачев положил в основу внешнеполитического курса СССР концепцию нового политического мышления. Она означала пересмотр главных принципов советской внешней политики, основанных раньше на идеологических положениях, и предусматривала отказ от вывода о разделе мира на две системы; признание невозможности применения силы для решения международных проблем; отказ от принципа пролетарского интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми и иными.

    Декларируя эти принципы, советское руководство стремилось каждый раз доказывать Западу, что оно следует им в своей политике. Подписанные двумя странами к началу 90-х гг. договоры о ликвидации ракет средней и малой дальности, сокращении наступательных вооружений и др. значительно снизили угрозу мировой ядерной войны. Это был важнейший итог «политики нового мышления ».

    Однако США и их союзники, на словах признавая важность перечисленных выше подходов к внешней политике, вместе с тем не собирались отказываться от достижения своих стратегических задач в практической деятельности. Они стремились использовать новую международную обстановку для радикального изменения глобальной ситуации в свою пользу.

    Сокращение ядерных арсеналов СССР и США было в большей мере выгодно Западу, так как оставались нетронутыми ракетно-ядерные силы других членов НАТО - Англии и Франции.

    Разблокирование региональных конфликтов означало на деле утрату в целом ряде регионов мира позиций СССР и усиление влияния США.

    Отказ советского руководства от «доктрины Брежнева» привел к распаду «социалистического лагеря» и потере Советским Союзом традиционных позиций в Восточной Европе.

    Начавшиеся в СССР демократические перемены усилили центробежные тенденции в союзном государстве, приведшие в конечном счете к его распаду.

    В итоге на политической карте мира осталась единственная сверхдержава - США.

    Таким образом, примат идеологии во внешней политике СССР сохранялся до начала перестройки, в ходе которой геостратегическое положение страны радикально изменилось. Из «холодной войны» вышла лишь одна сверх­держава - США, которая активно стремится установить свое господство в мире.

    ИЗ КНИГИ 3. БЖЕЗИНСКОГО «ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА» (1997):

    Америка занимает доминирующие позиции в четырех имеющих решающее значение областях мировой власти: в военной области она располагает не имеющими себе равных глобальными возможностями развертывания; в области экономики остается основной движущей силой мирового развития… в технологическом отношении она сохраняет абсолютное лидерство в передовых областях науки и техники; в области культуры, несмотря на ее некоторую примитивность, Америка пользуется не имеющей себе равных притягательностью, особенно среди молодежи всего мира. Именно сочетание всех этих четырех факторов делает Америку единственной мировой державой в полном смысле этого слова.

    Вторая половина 1960-х в международных отношениях характеризовалась обострением «холодной войны». Но к концу десятилетия намечаются новые тенденции. После Карибского кризиса, когда мир оказался на грани ядерной войны, пришло понимание невозможности использования атомного оружия в решении международных конфликтов. Всем стало ясно, что победителей в такой войне быть не может. Поэтому противоречивость международного положения заключалась, с одной стороны, в последовательном выравнивании уровня ядерных потенциалов между НАТО и ОВД и складывании стратегического паритета СССР и США, а с другой - в потеплении международных отношений, которое получило название «разрядки». Между Востоком и Западом продолжалась ожесточенная борьба за страны «третьего мира». Нередко это соперничество приводило к локальным военным конфликтам (Вьетнам, 1965 г., арабо-израильская война 1967 г.). Большое влияние на расстановку сил на международной арене стал оказывать Китай. Нарушалось былое единство и в странах социалистического лагеря.

    В условиях наращивания в мире ядерного потенциала одним из основных направлений советской внешней политики стала борьба за достижение военно-стратегического паритета между Востоком и Западом. И хотя он был достигнут в 1969 г., все же советское руководство рассматривало наращивание вооружений и их совершенствование как составную часть борьбы за мир.

    Изменение внешнеполитического курса Советского государства положительно повлияло на отношения с Западом. Расширились контакты с Францией. Ее президент Шарль де Голль посетил Москву летом 1966 г. В 1966-1970 гг. визиты французских и советских министров иностранных дел и глав правительств были продолжены. С этого времени стали быстро развиваться советско-французские экономические связи, началось сотрудничество в области изучения и освоения космического пространства. Новый президент Франции Ж. Помпиду и Л.И. Брежнев подписали в октябре 1971 г. документ «Принципы сотрудничества между СССР и Францией».

    После подписания Хельсинского Заключительного акта Советский Союз, почувствовав себя хозяином в Восточной Европе, стал размещать в ГДР и Чехословакии новые ракеты среднего радиуса действия (СС - 20), ограничение которых не предусматривалось имеющимися договорами. Это вызвало ответную реакцию США.

    Начался новый виток гонки вооружений. Наступил конец «разрядки». В США велись работы над программой «стратегической оборонной инициативы» (СОИ), которая предусматривала выведение ядерного оружия в космос. Кризис советской экономики не позволил сохранить военное равновесие, появляется тенденция технологического отставания в производстве вооружений. Позиции СССР в мире начинают слабеть.