Признание реальных опасностей в ядерный век привело лидеров сверхдержав в начале 70-х годов к пересмотру своей политики, к повороту от «холодной войны» к разрядке, к сотрудничеству государств с различным социальным строем. Успехи миролюбивой политики были завоеваны в острой борьбе, которую вели все прогрессивные силы человечества с момента окончания 2-й мировой войны.

Военно-стратегический паритет между США и СССР стал достаточно надежной гарантией мира.

Стратегическое равновесие в условиях высокого уровня ядерных потенциалов обеих сторон создавало гарантированную возможность для любой из них, если бы она стала жертвой ядерной агрессии, сохранить достаточно средств для того, чтобы нанести ответный удар, способный уничтожить агрессора. Такое положение означало, что при развязывании агрессором ядерной войны в ней не может быть победителя и ядерная агрессия равносильна самоубийству. В то же время стратегическое равенство создавало определенные объективные стимулы для прекращения гонки вооружений, сокращения и ликвидации ядерного оружия. Оно открывало возможность при наличии доброй воли с обеих сторон постепенно понижать уровень ядерного противостояния при постоянном сохранении равенства - при строгом соблюдении принципа равенства и одинаковой безопасности. Наконец, стратегическое равенство являлось важной предпосылкой стабильности международной обстановки, ослабления политической конфронтации.

Таким образом, равенство стратегических сил сторон становилось, как казалось, залогом мира. Внешне все выглядело так, что как будто бы СССР и США уравняли свои силы в области средств воздушно-космического нападения и противоракетной обороны. Но количественное равенство еще не означало равновесия. Отсутствовало равенство возможностей. США и их союзники обладали односторонними преимуществами в военно-экономическом и технологическом потенциале перед СССР и странами ОВД.



Дело в том, что Советский Союз все больше утрачивал динамизм в экономике. «На протяжении практически четырех пятилеток, - отмечалось на февральском (1988 года) пленуме ЦК КПСС, - мы не имели увеличения абсолютного прироста национального дохода»(491). Возможность закупок передовых технологий в странах Запада для производства продукции, отвечающей по качеству мировым стандартам (кроме ВПК), не была реализована. Но все это сказалось потом, в 80-е годы, а тогда, в начале 70-х, достигнутый военно-стратегический паритет был великим завоеванием Советского Союза. Это незамедлительно сказалось и на военно-политической обстановке в мире.

Именно в эти годы окрепли и получили дальнейшее развитие отношения стран социалистического содружества с крупнейшими государствами Западной Европы: Англией, Францией, ФРГ, Италией и другими капиталистическими государствами. В августе 1970 года был заключен советско-западногерманский договор, по которому стороны приняли на себя обязательства соблюдать территориальную целостность всех государств в Европе, разрешать свои споры мирными средствами, воздерживаться от угрозы силой и ее применения. Была принята в ООН ГДР. Ее договор с ФРГ (1971) подтвердил нерушимость западных границ ГДР. Польша и Чехословакия подписали договоры с ФРГ (Польша - в 1970 году, ЧССР - в 1973 году). В сентябре 1971 года было подписано четырехстороннее (СССР, США, Англия и Франция) соглашение по Западному Берлину. Начались переговоры об ограничении стратегических вооружений, об ограничении ядерных вооружений в Европе, о взаимном сокращении вооруженных сил и вооружений в Центральной Европе.

В результате переговоров между СССР и США об ограничении стратегических вооружений (ОСВ), начавшихся в ноябре 1969 года, в Москве в мае 1972-го были подписаны два важных соглашения между СССР и США: Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (в мировой прессе это соглашение получило сокращенное наименование - ОСВ-1).

По Договору об ограничении систем ПРО, который носит бессрочный характер, Советский Союз и Соединенные Штаты приняли ряд обязательств исходя из объективной взаимосвязи между оборонительными и наступательными стратегическими вооружениями.

Подписывая Договор, обе стороны отмечали, что «эффективные меры по ограничению систем противоракетной обороны явились бы существенным фактором в деле сдерживания гонки стратегических наступательных вооружений и привели бы к уменьшению опасности возникновения войны с применением ядерного оружия».

Системой ПРО, как это определяется Договором, является система для борьбы со стратегическими баллистическими ракетами или их элементами на траекториях полета, состоящая в настоящее время из противоракет, пусковых установок противоракет и радиолокационных станций ПРО (РЛС ПРО).

К перечисленным компонентам системы ПРО относятся находящиеся в боевом состоянии, в стадии строительства, испытаний, капитального или текущего ремонта либо переоборудования, в консервации.

Статья I фиксирует обязательство сторон «не развертывать системы ПРО территории своей страны и не создавать основу для такой обороны».

Каждой из сторон разрешалось (статья III) размещать системы ПРО лишь в двух районах:

а) в пределах одного района радиусом 150 километров с центром, находящимся в столице данной стороны;

б) в пределах одного района радиусом 150 километров, в котором расположены шахтные пусковые установки межконтинентальных баллистических ракет (МБР).

В каждом районе предусматривается ограниченное число компонентов систем ПРО (противоракет, пусковых установок противоракет и радиолокационных станций ПРО). В одном районе разрешается каждой из сторон иметь не более 100 противоракет. В 1974 году СССР и США подписали протокол к Договору, согласно которому количество районов размещения систем ПРО каждой стороны сокращалось до одного.

Согласно статье V, стороны обязуются «не создавать, не испытывать и не развертывать системы или компоненты ПРО морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования».

СССР и США обязались не передавать другим государствам и не размещать вне своей национальной территории системы ПРО или их компоненты, ограниченные Договором (статья IX). Выполнение договорных обязательств должно контролироваться национальными техническими средствами, с соблюдением общепризнанных норм международного права.

Важно отметить и то, что в статье XI содержится обязательство СССР и США «продолжить активные переговоры об ограничении стратегических вооружений, а статья XIII предусматривает, что стороны должны «рассматривать по мере необходимости возможные предложения по дальнейшему повышению жизнеспособности настоящего Договора...» Бессрочный советско-американский Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО), подписанный 26 мая 1972 года, вступил в силу 3 октября того же года.

Другое соглашение (ОСВ-1), заключенное сроком на 5 лет, накладывало определенные количественные и качественные ограничения на стационарные пусковые установки межконтинентальных баллистических ракет (МБР), пусковые установки баллистических ракет на подводных лодках (БРПЛ) и сами подводные лодки с баллистическими ракетами.

Однако широкое признание в международном масштабе принципа мирного сосуществования государств с различным социальным строем вызывало все большее противодействие со стороны определенных сил в США. Стратегический паритет с Советским Союзом не устраивал некоторые политические и военные круги США. «Американцы, - писал известный журналист Дж. Чейс, - всегда вели поиски неуязвимости. Американские лидеры - либо с помощью доктрин... либо с помощью военных систем, либо просто полагаясь на географию, - без устали прилагали усилия с целью достичь такого уровня безопасности, который был бы абсолютным»{492}.

Когда военно-стратегический паритет стал фактом, он был расценен в Вашингтоне безусловно как примерное равенство по количественным параметрам. Но какое складывалось примерное равенство по количеству средств доставки ядерных боеприпасов к объектам удара, а также по сухопутным силам в Европе? Если страны ОВД имели превосходство в танках, то страны НАТО имели перевес в противотанковых средствах и в авиации. Обе стороны могли нанести друг другу «неприемлемый ущерб» в случае ядерной войны. Наступило «равенство страха» на основе взаимного гарантированного уничтожения. Но такое равенство еще не означало равенства возможностей. И это еще скажется в будущем. Однако тогда, в начале 70-х, это было весомым достижением Советского Союза. Он стал полноценной сверхдержавой, а ракетно-ядерное оружие из «оружия победы» в войне ядерных держав превратилось в политическое оружие особого рода - оружие сдерживания глобальной ядерной катастрофы.

Это была всемирно-историческая победа советского оружия, советской военно-технической мысли, советской политики в ХХ веке. Если Советский Союз сыграл решающую роль в разгроме фашизма во 2-й мировой войне, то, достигнув военно-стратегического паритета с США, он внес решающий вклад в создание обстановки равной безопасности сторон в сложившемся биполярном мире. Начался процесс диалога между сверхдержавами и их союзниками по контролю над вооружениями, их ограничению, а в дальнейшем - и сокращению.

ГЛАВА 11. ВОЕННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВ И СТРАТЕГИЯ СДЕРЖИВАНИЯ

11.9. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ ПАРИТЕТ

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ ПАРИТЕТ – обладание противостоящими государствами (их коалициями) стратегическими ядерными силами , а также средствами обеспечения их оперативного применения, защиты, маскировки и эксплуатации с примерно равными боевыми ударными (наступательными – по терминологии США) и оборонительными возможностями. Характеризуется способностью осуществления сокрушительного ядерного нападения или нанесения агрессору неприемлемого ущерба.

Обеспечивается примерным совпадением:

  • числа стратегических баллистических ракет наземного базирования , ракетных подводных лодок со стратегическими баллистическими ракетами, стратегических крылатых ракет и ракетоносцев-бомбардировщиков, стратегических ядерных боеприпасов всех видов и назначений;
  • степени оперативности и точности их ударов по целям, а также защищенности ракетных стартов;
  • информационных и боевых характеристик систем предупреждения о ракетном нападении, систем противоракетной, противосамолетной, противокосмической обороны .
  • Стратегический ядерный паритет, достигнутый в мирное время, преднамеренно может быть нарушен как до начала войны - в результате технологического прорыва в создании новых видов стратегических вооружений, так и во время войны , особенно обычной, - за счет упреждающего разрушения стартовых позиций СЯС высокоточными и другими дальнобойными неядерными средствами.

    Стратегический ядерный паритет не означает наличие зеркального совпадения всех компонент «триады». Недостаток в одних средствах может компенсироваться превосходством в других. Важно обеспечить примерно равные возможности по реакции СЯС на превентивный (внезапный, разоружающий, упреждающий) удар противника, а также по вводу стратегических ядерных сил в ответные (ответно-встречные) действия и примерно равный уровень их суммарных поражающих возможностей.

    В конце ХХ века военные эксперты чаще стали использовать понятие «минимального уровня стратегического ядерного паритета». Оно обозначает низший предел необходимого примерного равенства в количестве и качестве стратегических ядерных

    Начиная с 1973 г. шел самостоятельный переговорный процесс между представителями НАТО и ОВД о сокращении вооружений. Однако желаемого успеха здесь достигнуто не было из-за жесткой позиции стран Варшавского Договора, превосходивших НАТО по обычным видам вооружений и не желавших их сокращать.

    После подписания Хельсинского Заключительного акта Советский Союз почувствовал себя хозяином в Восточной Европе и начал устанавливать в ГДР и ЧССР новые ракеты среднего радиуса действия СС-20, ограничение по которым не было предусмотрено соглашениями по ОСВ.В условиях кампании по защите прав человека в

    СССР, резко активизировавшейся на Западе после Хельсинки, позиция СССР стала исключительно жесткой. Это вызвало ответные меры со стороны США, которые после отказа Конгресса ратифицировать ОСВ-2 в начале 1980-х годов разместили в Западной Европе "крылатые ракеты" и ракеты "Першинг", способные достигать территории Советского Союза. Таким образом, между блоками на территории Европы установился военно-стратегический баланс .

    Гонка вооружений крайне негативно сказывалась на экономике страны, военнопромышленная ориентация которой не уменьшалась. Общее экстенсивное развитие все больше сказывалось и на "оборонке". Достигнутый в начале 1970-х годов паритет с США касался прежде всего межконтинентальных баллистических ракет. Уже с конца 1970-х годов общий кризис советской экономики стал оказывать негативное воздействие на оборонные отрасли. Советский Союз начал постепенно отставать по отдельным видам вооружений. Это обнаружилось после возникновения у США "крылатых ракет" и стало еще более очевидно после начала работы США на программой "стратегической оборонной инициативы" (СОИ). Руководство СССР с середины 1980-х годов начинает отчетливо осознавать это отставание.

    Истощение экономических возможностей режима обнаруживается все полнее.

    Помощь "развивающимся странам"

    Вторым, не менее существенным, источником разорения страны становится постоянная помощь "развивающимся странам". По существу, эта помощь охватывала все сферы: направлялись для работы советские военные и гражданские специалисты, давались огромные льготные долговременные кредиты, осуществлялись поставки дешевого вооружения и сырья. В СССР обучалось огромное количество иностранных студентов. Получило развитие и крупномасштабное капитальное строительство в "третьем мире". Только в годы девятой пятилетки (1971-1975) с помощью СССР в "освободившихся странах" было построено около 900 промышленных объектов. За редким исключением, эти советские кредиты до сих пор никто не собирается возвращать, а за "помощь" благодарить.

    Международная обстановка и внутреннее положение в СССР

    Международная обстановка оказывала непосредственное влияние на внутреннюю ситуацию в стране. Политика разрядки благотворно сказалась на развитии сотрудничества Восток - Запад. За эти годы общий товарооборот увеличился в 5 раз, а советскоамериканский в 8 раз. Стратегия сотрудничества в этот период сводилась к заключению с западными фирмами крупных контрактов на строительство заводов или закупку технологий. Так, наиболее известным примером такого сотрудничества стало строительство в конце 1960

    Начале 1970-х годов Волжского автомобильного завода в рамках совместного соглашения с итальянской фирмой "Фиат". Однако это было скорее исключением из правил. В основном международные программы ограничивались бесплодными командировками делегаций

    Вторая половина 1960-х в международных отношениях характеризовалась обострением «холодной войны». Но к концу десятилетия намечаются новые тенденции. После Карибского кризиса, когда мир оказался на грани ядерной войны, пришло понимание невозможности использования атомного оружия в решении международных конфликтов. Всем стало ясно, что победителей в такой войне быть не может. Поэтому противоречивость международного положения заключалась, с одной стороны, в последовательном выравнивании уровня ядерных потенциалов между НАТО и ОВД и складывании стратегического паритета СССР и США, а с другой - в потеплении международных отношений, которое получило название «разрядки». Между Востоком и Западом продолжалась ожесточенная борьба за страны «третьего мира». Нередко это соперничество приводило к локальным военным конфликтам (Вьетнам, 1965 г., арабо-израильская война 1967 г.). Большое влияние на расстановку сил на международной арене стал оказывать Китай. Нарушалось былое единство и в странах социалистического лагеря.

    В условиях наращивания в мире ядерного потенциала одним из основных направлений советской внешней политики стала борьба за достижение военно-стратегического паритета между Востоком и Западом. И хотя он был достигнут в 1969 г., все же советское руководство рассматривало наращивание вооружений и их совершенствование как составную часть борьбы за мир.

    Изменение внешнеполитического курса Советского государства положительно повлияло на отношения с Западом. Расширились контакты с Францией. Ее президент Шарль де Голль посетил Москву летом 1966 г. В 1966-1970 гг. визиты французских и советских министров иностранных дел и глав правительств были продолжены. С этого времени стали быстро развиваться советско-французские экономические связи, началось сотрудничество в области изучения и освоения космического пространства. Новый президент Франции Ж. Помпиду и Л.И. Брежнев подписали в октябре 1971 г. документ «Принципы сотрудничества между СССР и Францией».

    После подписания Хельсинского Заключительного акта Советский Союз, почувствовав себя хозяином в Восточной Европе, стал размещать в ГДР и Чехословакии новые ракеты среднего радиуса действия (СС - 20), ограничение которых не предусматривалось имеющимися договорами. Это вызвало ответную реакцию США.

    Начался новый виток гонки вооружений. Наступил конец «разрядки». В США велись работы над программой «стратегической оборонной инициативы» (СОИ), которая предусматривала выведение ядерного оружия в космос. Кризис советской экономики не позволил сохранить военное равновесие, появляется тенденция технологического отставания в производстве вооружений. Позиции СССР в мире начинают слабеть.

    В период напряженности на мировой арене между разными странами и/или идеологическими лагерями многих людей волнует один вопрос: а что будет, если война все-таки начнется? Сейчас 2018 год и весь мир, в частности Россия, проходят сейчас через такой период в очередной раз. В такие моменты единственным сдерживающим фактором, который препятствует началу реальной войны, становится военный паритет между странами и блоками, а фраза «хочешь мира, готовься к войне» приобретает особенную актуальность и смысл.

    Что это такое - теория

    Военно-стратегический паритет (ВСП) - это примерное равенство между странами и/или группами стран в качественном и количественном наличии ракетно-ядерного и иного вооружения, в их способности к разработке и производству новых видов стратегического наступательного и оборонительного вооружения, что обеспечивает эквивалентную возможность нанесения ответного (ответно-встречного) удара с причинением неприемлемого для стороны-агрессора ущерба.

    Для соблюдения ВСП необходимо учитывать не только стратегическое оружие, но и производственные мощности, чтобы предотвратить гонку вооружений.

    Что это такое на практике

    На практике военно-стратегический паритет - это основа международной безопасности, которая была установлена по окончании Холодной войны при принятии советско-американского соглашения об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) в 1972 году.

    В основе ВСП лежит принцип равных возможностей, прав и одинакового соотношения сторон именно в военно-политической сфере. В первую очередь сегодня речь идет о ракетно-ядерном вооружении. И данный принцип является базовым при проведении переговоров по сокращению и ограничению вооружения, а также предотвращению создания новейших видов (опять же, в первую очередь ядерного оружия).

    Речь идет не об абсолютном зеркальном равенстве, а именно о возможности нанести непоправимый и неприемлемый ущерб стране-агрессору, вплоть до полного ее уничтожения. Однако речь идет не о том, чтобы постоянно наращивать свою военную мощь, тем самым нарушая баланс сил, а именно о равенстве в военно-стратегических потенциалах, так как данный паритет может быть нарушен и интенсивной гонкой вооружений одной из противостоящих сторон. Военно-стратегический паритет - это именно равновесие, которое может быть нарушено в любой момент с помощью создания оружия массового поражения, которого нет у других стран или от которого нет у них защиты.

    Как уже было сказано выше, ВСП опирается в основном на оружие массового поражения и в первую очередь на ракетно-ядерный паритет. При этом являются базой, материальной основой ВСП и равновесно выражают сочетание количества и качества вооружения каждой из сторон. Это приводит и к равновесию боевых возможностей, и к возможности гарантированного использования оружия для решения военно-стратегических задач государства при самых пессимистичных для него сценариях.

    Военно-стратегический паритет СССР и США

    Примерно около двух десятков лет после окончания Второй мировой войны СССР имел стратегическое отставание в ядерном вооружении от Соединенных Штатов Америки. К 70-м годам оно было сокращено, и было достигнуто относительное равновесие в военном потенциале. Этот период известен в истории как Холодная война. На грани вооруженного противостояния очень большую роль в предотвращении начала горячей войны сыграла миролюбивая и добрососедская политика СССР и других стран соцлагеря, а также то, что руководители капиталистического мира проявили здравый смысл и не продолжили нагнетать ситуацию, которая грозила выйти из-под контроля.

    Именно значительные успехи Советского Союза в проектировании и производстве стратегического вооружения помогли СССР в достижении военно-стратегического паритета с США. Это и привело обе стороны к переговорному процессу, так как они осознали, что ни одна из стран в будущем уже не сможет достичь сколько-нибудь существенного превосходства без нанесения себе и своим союзникам серьезного урона в виде ответного военного удара.

    Наличные силы СССР к 1970 году состояли из 1600 ПУ МБР, 316 ПУ БРПЛ на 20 РПК СН и примерно 200 стратегических бомбардировщиков. Соединенные Штаты превосходили Советский Союз численностью, однако военные эксперты обеих стран сходились на том, что в качественном соотношении существенной асимметрии не было.

    Одна из задач, которую решает военно-стратегический паритет, - это препятствие для стран и групп стран решать свои геополитические вопросы с помощью ракетно-ядерного вооружения. В то время паритет называли равновесием страха. По своей сути так оно остается и теперь, и кажется, что от необдуманных действий некоторые страны останавливает именно страх перед неизвестностью.

    Документы

    Гарантами паритета были документы, на счет которых велись продолжительные и очень сложные переговоры:

    • ОСВ-1 - договор об ограничении стратегических вооружений 1972 г.;
    • ОСВ-2 - договор об ограничении стратегических вооружений 1979 г.;
    • ПРО - договор по противоракетной обороне 1972 г. - ограничение развертывания систем противоракетной обороны - действовал до 2002 года, когда американцы в одностороннем порядке вышли из договора;
    • дополнительный Протокол к договору ПРО о сокращении районов размещения.

    К 1980 г. военно-стратегический паритет СССР к США составлял 2,5 тысячи носителей, 7 тысяч ядерных зарядов, тогда как у США - 2,3 тысячи носителей и 10 тысяч зарядов.

    Все договоры носили ограничительный характер по количеству ядерного оружия и закрепляли принцип безопасности в области вооружения наступательной направленности.

    Заключение

    Такое решение острого вопроса привело к потеплению отношений между странами: заключалось множество договоров и соглашений в сферах торговли, судоходства, с/х, транспорта и многих других.

    Несомненно, подписание договоров и соглашений об ограничении вооружений стало позитивным явлением для всего мира. Но ухудшение отношений между США и Ираном, афганский вопрос, политика Соединенных Штатов в разных уголках мира (в Африке и на Ближнем Востоке), украинский, крымский и сирийский вопросы нанесли очень серьезный удар по процессу дальнейшего мирного существования и поставили мир на грани очередной холодной войны.

    И на сегодняшний день такое шаткое равновесие удерживается с помощью относительного равенства сил при возможном глобальном конфликте. Поэтому военно-стратегический паритет - это очень серьезный сдерживающий фактор для тех стран, которые считают, что они единолично диктуют свои интересы всему миру и пытаются подчинить всех своей воле.