Как рассказывать метафоры

Разумеется, что метафоры можно рассказывать везде и всюду. Кроме этого, стоит понимать, что одни места для метафор подходят лучше, чем другие. Например, одно из самых худших мест для метафоры, которые мне известны – это московский метрополитен в час пик. Очень неудобно рассказывать сказки в толпе, при сильной тряске и при этом еще орать ее на ухо. С другой стороны, можно создать «идеальное» пространство для метафоры, в которой эта метафора будет усвоена наилучшим образом.

Начнем по порядку.

Метафоры лучше всего рассказывать в месте, где человек может расслабиться, и где его не будут отвлекать разные автомобили и попрошайки. Для этих целей подходит квартира, где вы находитесь одни, уютное кафе с отдельными кабинками, различные места культурного отдыха с уединенными лавочками. Если вы находитесь в квартире, можно поставить фоном на маленькой громкости тихую, медитативную и спокойную музыку. Например, очень хороши работы композитора Karunesh, дополнительный плюс которого состоит в том, что он продается в любых «эзотерических» местах Москвы. Для дополнительного антуража можно зажечь ароматизированные свечи или благовония.

Дальнейшие движения лучше свести до минимума, рассказывая метафору от начала до конца. Поэтому озаботься тем, чтобы мобильные, пейджеры и друзья были выключены ближайшие 10-15 минут.

Метафору лучше всего рассказывать спокойным, низким (грудным) голосом, при достаточно низкой скорости речи и достаточно тихо.

Перед тем, как ты будешь рассказывать и даже конструировать метафору, ответь сам себе: Почему ты делаешь эту метафору? Зачем ты ее создаешь? Что ты хочешь этим достигнуть для себя? Разумеется, что ответы «просто так» тоже возможны, но точное осознавание твоих действий будет куда полезнее.

И, наконец, для того, чтобы рассказать метафору наилучшим образом, ты сам должен находится в спокойном и расслабленном состоянии.

Глава 37. Примеры работающих метафор

Кроме конструирования метафор существует конструктивное состояние лени. Это нормально. Думать лень, захочется готовых решений. Именно поэтому стоит заготовить самому несколько «болванок» метафор и использовать, когда придет время. Болванка – метафора «без рюшечек», то есть краткий смысл метафоры в нескольких предложениях. Во время рассказа добавляются и диссоциации, и мультимодальные описания и прочие приемы по вкусу.

Но кроме этого я привожу пару больших, красивых метафор и несколько типичных болванок.

Понятно, что на пальцах объяснить, как делаются метафоры, сложно. Поэтому ниже я разберу подробно, с указанием каждого приема, работающую метафору. Эта метафора была рождена экспромтом во время одной консультационной сессии. Основная цель метафоры состоит в решении некоего вопроса, очень важного для человека. Начнем. В квадратных скобках даны комментарии к метафоре.



Я хочу рассказать тебе одну весьма любопытную историю, о которой я узнал от своего духовного учителя некоторое время назад. [Использование диссоциации. Меня внутри метафоры, разумеется, нет.] Эта история уходит своими корнями в глубокое прошлое наших традиций, во времена дохристианской Руси. Люди тогда жили племенами, и эти племена были объединены в роды. [Создание места действия метафоры. Дополнительно используется неявная диссоциация по методу давным-давно.] Люди каким-то образом жили, проводили время, охотились, несколько раз в год устраивались большие праздники. [Каким-то образом – использование обобщенного языка] Так люди жили долгие годы, наполненные единением с природой и своим, особенным складом жизни. [Использование ценности – единение с природой.] Помогало людям то, что каждый из них занимался тем делом, которое больше всего им нравилось и каждый был настоящим мастером своего дела. Кузнецы выковывали великолепные доспехи и инструменты, ювелиры делали украшения, которые невероятно ценились во всем мире, женщины делали одежду, охотники и землепашцы добывали еду для всех остальных. [Еще немного писания мира с увязкой на ценности] Люди жили в гармонии с миром, и очень большую помощь в этом им оказывали мудрые волхвы, которые жили в каждом племени русичей. [Последовательный переход к новым персонажам. Заметьте, что волхвы – это тоже использование обобщенного языка. Как и ювелиры, кузнецы и женщины пару предложений назад]

Каждый человек мог придти к волхву за советом, и волхв всегда отвечал каким-то образом. [Обобщенный язык во всей своей красоте. «Каждый» и «каким-то образом», обратите внимание] Иногда это был прямой ответ или совет, иногда указание сделать какой-то обряд, иногда волхв рассказывал какую-то историю, иногда он просто просил человека сделать какое-то задание. Люди уходили от волхва с ответами на свои вопросы. [Тут одновременно используется установка на решение проблемы и даются варианты выбора действий] Люди, которые достигли особенного признания в своем племени, признанные мастера своего дела, которые пользовались всеобщим уважением, могли раз в год придти к волхву с очень важным вопросом. [Плавный заход на создание главного героя] Это были уже не простые обращения за советами, это были вопросы, которые очень много значили для этих людей. Может быть, это были вопросы о смысле жизни, может быть, это были обращения к высшим силам, может быть, это было что-то другое, я не знаю. [Опять прием «фиг его знает как, но это работает»] Я знаю, как это происходило тогда, когда это происходило, а происходило это очень-очень давно. [В этом месте с помощью забалтывания углубляется трансовое состояние]

В один из дней один из уважаемых людей племени приходил к волхву и молча садился рядом с ним у пылающего теплого костра, молча смотря на красный изменчивый огонь, слушая потрескивание угольков и звуки прохладной ночи. [Очень неопределенный главный герой, уважаемый человек. Используется обобщенный язык и мультимодальное описание] Так проходило некоторое время, во время которого человек освобождал свой разум для восприятия того, что будет происходить немного позднее, ровно тогда, когда человек будет готов к этому. [Некоторое, ровно тогда, когда будет готов – обобщенный язык. Дополнительно идет указание на восприятие дальнейших действий внутри метафоры ] Когда волхв видел, что человек уже готов к тому, что будет происходить, он просил этого человека сделать несколько очень глубоких вдохов, каждый из которых немного более глубокий, чем предыдущий. [В этом месте дается обобщенное описание действия, «того, что будет происходить». Потом идет углубление трансового состояния через углубление дыхания]

Волхв просил этого человека представить самого себя со стороны, и ждал, пока человек это сделает. [Использование дополнительной диссоциации. Плюс к этому получается таким образом углубить транс] Потом волхв предлагал человеку представить себе свою жизнь, от текущего момента к самому началу, сначала то, что есть сейчас, потом немного раньше, потом пройти во времена юности, детства, пройти через свое рождение, осознать то, что когда-то до своего рождения этот человек был частью своего отца, а его отец был когда-то частью своего отца, и этот отец тоже когда-то был частью своего отца…. [усугубление трансового состояния с помощью забалтывания] И так этот человек наблюдал линию своего рода до самого первого человека, до своего праотца. У каждого из нас был свой праотец, прародитель, основатель нашего рода, и у этого человека он тоже был. Он смотрел со стороны на самого себя, который находился перед своими прародителями – своим праотцем и своей праматерью. Этот человек начинал задавать своим прародителям свой вопрос, задавать его чрез танец. Он каким-то образом танцевал свой вопрос, высказывая его через свои движения. [Создание визуализации и работа на выражение вопроса через воображаемое движение]

Мудрые прародители понимали этот вопрос, и в качестве ответа давали какой-то символ, который некоторым образом отвечал человеку на его вопрос. [Проблема решена. Хрен знает как, что там человеку привиделось, какой именно смысл – не имеет значения. Этот символ отвечает на вопрос, вы понимаете?] Этот ответ мог придти сразу, мог спустя некоторое время, мог придти во сне, и обычно этот ответ приходил на тонкой грани между сном и бодрствованием, когда человек начинает просыпаться, и еще спит. [Идет заход на то, что ответ обязательно приходит. Осталось только выбрать, как это происходит] Человек благодарил своих прародителей, и смотрел, как он сам возвращался по линии своего рода обратно, до своего текущего состояния. Потом человек благодарил своего волхва за то, что тот помог ему пройти этот путь, и отправлялся к себе, взяв немного времени, чтобы подумать. [Благодарность к самому себе за найденный ответ – важная часть работы с бессознательным. Ну и разумеется, что в конце метафоры возвращаем человека из транса]

Пример 2: Великое нечто. Мудрость Дзен для чтения на ночь (метафора для наведения транса)

Учитель, что есть день?

То же, что и ночь.

А что есть ночь?

Почти то же, что и день.

В чем разница?

Ночью существует Ничто.

Почему Ничто существует ночью?

Ночью Ничто нельзя увидеть, поэтому оно есть во всей своей полноте.

Зачем смотреть Ничто?

Это нельзя делать. Ничто нельзя понять. Ничто нельзя увидеть, Ничто можно только воспринимать.

Для этого нужно отказаться от попыток его понять. Если ты будешь искать Ничто, оно уйдет. Если ты расслабишься и скажешь себе «Я не буду искать Ничто» – оно уйдет. Если ты будешь знать о Ничто, оно станет Чем.

Так что же делать?

В тебе уже есть Ничто. Это можно жить. Прожив Ничто внутри себя. Можно прожить Ничто своих желаний и мыслей. Познав Ничто мысли и желаний, можно воспринять внешнее Ничто и достигнуть единства и гармонии проявления внутреннего, внешнего и Непознанного. Познав Дао Ничто, восприняв через это Ничто проявление Дзен, ты догадаешься, что это Ничто часть Ничто нашей природы. Познав Ничто природы, ты узнаешь единство Ничто планеты. Ничто Планеты – это часть Ничто солнца и Луны. Часть Инь и Янь, света и тьмы, развития двух сторон и противоположности связанных одной нитью разновидностей. Восприняв это, ты прикоснешься к Ничто вселенной.

Что это, учитель?

Все это ничто является частью НИЧЕГО.

В этот момент к разговору присоединился еще один ученик, внимательно слушавший разговор с самого начала.

Учитель, как же тогда определить истинное Нечто?

Что для тебя является истиной?

Объективная реальность, воспринятая мною.

Объективная реальность? Зачем она тебе?

Это истина, учитель.

Зачем тебе истина?

Если я познаю три истины события, я познаю событие.

Прямо сейчас я готов рассказать тебе три твои истины, которые тебе помогут в этом деле.

Я вас внимательно слушаю, учитель!

Первая истина: я тот, кого ты называешь учителем.

Монах поклонился.

Вторая истина: ты слушаешь меня.

Монах снова поклонился.

Третья истина: узнав три истины, ты познаешь одно событие.

Монах очень низко поклонился и нарисовал в своем воображении молитвенного Будду с горящими глазами, после чего удалился.

Учитель продолжил беседу со своими учениками.

Учитель, - спросил один из них, - зачем нам дано Ничего?

Только освободив себя от того, что в нас есть, мы можем понять, как многому мы можем научиться.

В этой метафоре постоянно наводится транс с помощью замешательства, причем, почти в каждой строке. Кроме этого, в конце дается прямое внушение на обучение.

Пример 3: сказка про часы (болванка)

Цель метафоры: изменение восприятия времени, замена у девушки состояния «мало времени» на состояние «для тебя времени много».

Однажды жили часы, ходили, работали. Но в один момент у них отвалилась минутная (часовая) стрелка. Часы перестали отмерять минуты. Первое время часы били в панике, потому что они не знали, сколько сейчас точно времени. Потом привыкли и нашли в этом состоянии своеобразные прелести.

Пример 4: метафоры на возбуждение сексуального желания (болванки)

Цель метафоры: вызвать у девушки сексуальное возбуждение.

Ты никогда не качалась на качелях? Садишься на качели, делаешь первый толчок, плавно раскачиваясь, привыкая к новым ощущениям, и постепенно наращивая темп, вверх-вниз, вверх-вниз… Постепенно в твоем теле нарастает ощущение, сравнимое с восторгом, которое нарастает, достигает максимума… (замени качели на лошадь – результат тот же)

Однажды жила-была замочная скважина. И однажды зимой она замерзла. И сжалась. Многие ключи пытались проникнуть в нее, но не могли войти. Но тут появился совершенно особенный волшебный ключ, который сначала согрел скважину, она расширилась, согрелась. Потом добавил волшебной смазки, вошел в нее, и повернулся до щелчка.

Пример 5: метафора на спокойное отношение к большому количеству твоих девушек (болванка).

Цель: Дать понять девушке, что у тебя много девушек, и это нормально.

Жила-была роза, которая активно мечтала о своем будущем. В этом будущем было много всего – и принц на белом коне, и другие мысли, которые для розы могут означать только мечты. И однажды она познакомилась с великолепным шмелем, который был просто великолепен. И они общались, он прилетал каждый день. И однажды эта роза узнала, что этот шмель каждый день летает не только к ней, а еще ко многим другим розам, гаргониям, гераньям и другим цветам. Сначала роза хотела больше не общаться с этим шмелем, но спустя некоторое время поняла, что лучше получать радость от общения с этим великолепным шмелем раз в неделю, чем никогда не общаться с ним.

Выводы : множество других примеров метафор на разные темы доступны на форуме проекта lover.ru (http://forum.lover.ru), поместить их внутри этой книги сложно из-за большого объема. Так что читай форум, там много вкусного.

Глава 38. Техники капсулирования (кокона)

Для начала, расскажу историю о человеке, который все делал неправильно.

Однажды, мы с моим другом Гипнотерапевтом участвовали в загородной тусовке одной компании. Присутствовало около 50 человек, среди которых было некоторое количество мужчин и определенное количество женщин.

Не все женщины были сексуально привлекательны, но некоторые возбуждали фривольные мысли. На наших глазах происходило одной действие, растянутое на 4 дня. В этом действии был замешан Мужчина (м) и Женщина (Ж).

Описание внешности: М: около 30 лет, лысина, достаточно высок, слегка полон, интересные метасообщения "Поиграйте со мной кто-нибудь" и странный талант вызывать отвращение. Русский вариант Иранца из зада. Этот человек очень плохо одевается, отвратительно говорит, у него проблемы с дикцией, невербалика убога до ужаса. Ж достаточно мила, симпатична, обладает хорошей фигурой, улыбкой. Приехала на тусовку одна, то есть без ансамбля. По внешности - около 7 баллов из 10. Метасообщение "хочу секса, но поломаюсь". Легко идет на любой вербальный контакт.

Развитие событий, день 1.

Народ собрался в одном месте, организаторы выступили с зажигательной речью, состоялся процесс знакомства народа друг с другом. В момент ближе к вечеру Ж. не повезло нарваться на М. Оказалось, что М. хорошо знает компанию, где работает Ж. Начался разговор про работу, хотя Ж. ВЕСЬМА настойчиво говорила о том, что она приехала сюда отдыхать. Похоже, что врожденная вежливость Ж. не позволила послать в пешее эротическое путешествие М., который раз за разом передавал приветы сотрудникам и сотрудницам Ж. Это действие продолжалась около часу. Почему-то мы с моим другом решили, что скоро женщина этого мужчину пошлет очень далеко, а потом один из нас сыграет на контрастах. На этой веселой мысли мы пошли спать по разным комнатам:). Похоже, что М. и Ж. станцевали потом несколько медленных танцев на дискотеке и пошли спать. Спасть не в смысле «заниматься сексом».

Интересное развитие событий, день 2.

Во второй день начался тот самый тренинг, из-за которого народ собрался на тусовке. М. И Ж. сидели рядом на пионерской дистанции. Кинестетики строго не было, но они постоянно работали в одной группе. М. явно активно участвовал в тренинге, но делал это чрезмерно неадекватно, что постоянно на него переключало жестокие утилизации, которые вызывали дикий смех над М. Грешным делом, то же делал и я. Последствия этих событий состояли в том, что над М. начало глумиться общественное бессознательное, то есть группа народа включила этого человека в игнор лист. Ж. постоянно оставалась с ним. На любые попытки людей завести беседу с Ж. появлялся М., который всеми возможными способами прерывал коммуникацию "посторонних" с Ж. Он пас ее постоянно. Вечером опять были танцы, опять интересное развитие событий. М. носил за Ж. верхнюю одежду и вообще исполнял роль "собачки на побегушках". Мы с моим другом ждали момента посыла, попутно развлекаясь, как могли. Благо, получилось так, что на этом собрании людей был некоторый дефицит хороших мужчин. Ради интереса я заговорил с Ж. ближе к вечеру, когда она на некоторое время осталась одна. Разговор продолжался меньше 2 минут, пока не появился М. Его выход сопровождался фразой "спокойной ночи" и они опять ушли. Спать или общаться. По невербалике было видно, что секса у них все еще пока не было.

События достигают апогея, день 3.

Утро, день. Секса у них не было, от чего мы с моим другом шизели на полную катушку. М. проявил себя одновременно и короткозавернутым тормозом с гипертрофированной обратной связью. Ужасно, но он ее даже не трогал. Первый кинестетический контакт состоялся поздно вечером третьего дня. Похоже, что в этот вечер и ночь М. наконец отодрал Ж.

Конец. День 4.

днем они уехали.

Анализ ситуации: мужчина с одной стороны ВСЕ сделал неправильно, он работал не по канонам нашей школы, он тормозил и вел себя отвратительно. С другой стороны, он продемонстрировал интересную модель поведения, которая имеет право быть - ему дали. Итак, что он делал, по шагам:

1. нашел женщину.

2. завладел ее вниманием

3. Создал "капсулу" общения

4. Сделал так, что с ним, а заодно с женщиной никто не общался

5. вынудил женщину общаться только с ним.

Еще раз повторяю - этот человек внушает мне своим поведением, отсутствием фантазии и неадекватностью отвращение. Но его модель соблазнения была в этом контексте удачна. Это не значит, что я буду эту модель когда-либо применять - это значит, что у этого человека я научился некоторым новым приемам. И что самое страшное - он зря ее увез. В Москве он не сможет поддерживать капсулу и блокировать внешние факторы. В общем, в городе девку он потеряет моментом.

В этой истории есть главное действующее лицо, и это не М или там Жо. Главное действующее лицо в этой истории – Кокон. Именно эффекту кокона эта история посвящена, и именно Кокон может помочь тебе соблазнить девушку твоей мечты. Начнем.

Терапевтическая метафора в работе с детьми

“Чувство будит в нас мысль – с этим все согласны; но вот с тем, что мысль будит чувство, согласятся далеко не все, а ведь это не менее правильно!” Шамфор.

Что такое метафора? Очень ярко охарактеризовал это понятие Г. Лорка. Он утверждал, что метафора есть “родная дочь воображения … рожденная порою в быстром всплеске интуиции, освещенная тревожной и медленной мукой предугадания”. Конечно, это не определение в том смысле, как мы привыкли это понимать, но сказано очень точно. Метафора – не новомодное слово. Это понятие “с бородой”, имеет греческое происхождение. Вот как определяет его В.Даль в “Толковом словаре живого великорусского языка”: “Метафора – иноречие, инословие, иносказанье; обиняк; риторический троп, перенос прямого значения к косвенному…” А вот определение из “Толкового словаря русского языка” С.И. Ожегова: “МЕТАФОРА. Толкование: оборот речи – употребление слов и выражений в переносном смысле, на основе аналогии, сходства, сравнения”.

Мы бессознательно используем метафоры в повседневном общении и зачастую обращаемся к ним, для более образного и яркого описания чего-либо, или чтобы лучше и доступнее что-то объяснить. Как знакомы нам такие выражения, как «Фонтан идей», «Острый язычок», «Мозговой штурм» и т.д. Метафора с одной стороны позволяет более точно и образно охарактеризовать предмет, процесс или явление, а с другой стороны она способствует более продуктивному и эффективному мышлению, давая работу правому полушарию мозга и, таким образом, открывая новые грани в процессе познания.

Эту функцию метафоры прекрасно иллюстрирует следующий отрывок:

“Гуи Дзы вечно говорит загадками,- как-то пожаловался один из придворных принцу Ляну.- Повелитель, если ты запретишь ему употреблять иносказания, поверь, он ни одной мысли не сможет толково сформулировать.”

Принц согласился с просителем. На следующий день он встретил Гуи Дзы.

“Отныне оставь, пожалуйста, свои иносказания и высказывайся прямо”, - сказал принц.

В ответ он услышал: “Представьте человека, который не знает, что такое катапульта. Он спрашивает, на что она похожа, а вы отвечаете, что похожа на катапульту. Как вы думаете, он вас поймет?”

“Конечно нет”,- ответил принц.

“А если вы ответите, что катапульта напоминает лук и сделана из бамбука, ему будет понятнее?”

“Да, понятнее”,- согласился принц.

“Чтобы было понятнее, мы сравниваем то, что человек не знает, с тем, что он знает”,- пояснил Гуи Дзы.

Принц признал его правоту.”

“Сад историй” (Ксиань и Янг, 1981)

Кажется, что область применения метафор безгранична: в повседневном общении, в терапии, в конфликтологии, в обучении и воспитании… Правильно построенная и рассказанная терапевтическая метафора дает глубокий и стойкий эффект, ибо воздействие идет прямо на глубинные уровни психики, минуя сознательные ограничения и препятствия.

Дети всегда открыты сказке. С ее помощью можно дать совет, помочь взглянуть на проблему по-другому, подтолкнуть ребенка к творческому поиску и попытке самостоятельно ответить на свои вопросы. Но бывают моменты, когда обыкновенной сказки становится недостаточно. И тогда на помощь приходит терапевтическая метафора.

Чем же отличается терапевтическая метафора от сказки? Сказка – это сюжетное художественное произведение, цель которого – яркая описательность и богатая событийность. Обратите внимание, как слушают дети искусного рассказчика. Они буквально «входят» в сказку, следуя в ней за своими героями, переживая вместе с ними радость, горе, страх и триумф победы. Дети одновременно слышат голос рассказчика, перед их глазами проходят на внутреннем экране образы и картины сюжетной линии рассказа, и они физически и эмоционально «проживают» все сюжетные перипетии. Таким образом в искусно рассказываемой сказке задействуются все основные репрезентативные системы – аудиальная, визуальная и кинестетическая. Этот факт надо учитывать при использовании терапевтических метафор в работе с детьми.

Терапевтическая метафора также имеет сюжет. Сюжет в метафоре – это как раз та часть, которая предназначена левому полушарию. И пока оно следует за разворачивающимися событиями, правое полушарие занимается поиском и разгадкой скрытого смысла. Это порождает в подсознании процессы, связанные с выстраиванием различных внутренних ассоциаций. В конечном итоге сознательные и подсознательные процессы накладываются друг на друга и порождают новое толкование и новую поведенческую реакцию. Происходят изменения и последующая простройка на логических уровнях ребенка. Таким образом, перефразируя слова Б.Брехта «Мы - это больше, чем я и ты», можно было бы сказать: «Терапевтическая метафора - это больше, чем логика и гипноз». Другими словами, терапевтическая метафора запускает в левом и правом полушариях мозга два параллельно происходящих процесса, в сумме дающих результат, превосходящий по эффективности последовательные воздействия на сознание (логически) и подсознание (посредством трансовых техник и гипноза).

Как же строится терапевтическая метафора? Создание метафоры похоже на создание цветного кружева, когда каждая нить играет строго назначенную ей роль в цветовой гамме и в общем рисунке.

И функцию одной из таких нитей выполняет сюжет. Сюжет в терапевтической метафоре должен быть созвучен проблеме, заявленной ребенком. Он должен быть близок ему, чтобы вызвать его заинтересованность, но не «зеркалить» настоящую ситуацию, так как в некоторых случаях это может быть воспринято ребенком как нравоучение и вызвать его бессознательное сопротивление. В терапевтической метафоре сюжет выполняет двоякую функцию: с одной стороны он позволяет присоединиться к реальной проблеме маленького пациента, а с другой стороны дает возможность отвлечь его сознание от непосредственно переживаемой им проблемы.

Следующая нить в этом метафоричном кружеве – это встроенные внушения и команды. Они искусно вплетаются в канву повествования, и их практически невозможно вычленить на слух. Они воспринимаются как части сюжета и не фиксируются сознанием. Таким образом, они получают прямой доступ в подсознание и гармонично встраиваются на соответствующих логических уровнях. Завуалированные сюжетным рисунком, внушения и команды оказывают мягкое, но сильное воздействие на психологические процессы.

И, наконец, последний этап в искусстве создания чудесной исцеляющей сказки – ее рассказывание. Здесь есть моменты, на которые необходимо обратить особое внимание. Во-первых, это подстройка под дыхание слушателя. Рассказывая метафору, терапевт постепенно замедляет темп и понижает голос. Он начинает «вести» слушателя, и у того вслед за снижением темпа речи замедляется дыхание и импульсы мозга, что способствует его погружению в транс. Встроенные внушения и команды в процессе рассказывания интонационно выделяются. Очень способствует «включенности» ребенка в рассказываемую метафору ее ролевое исполнение, когда помимо интонирования встроенных внушений интонационно выделяются ключевые сюжетные моменты. Голос, тембр и интонация являются ведущими моментами, если ребенок слушает метафору с закрытыми глазами. Именно интонационное богатство в этом случае является той основой, которая порождает богатство образов, возникающих на внутреннем экране ребенка, и ощущений. Если ребенок слушает сказку с открытыми глазами, в процесс рассказывания можно включить элементы пантомимы или ввести «героя» повествования в виде небольшой мягкой игрушки. Это будет способствовать тому, чтобы неустойчивое внимание маленького слушателя не отвлекалось на внешние раздражители.

Теперь, вооруженные знаниями о значении, построении и рассказывании терапевтической метафоры, попробуйте создать свою собственную метафору. И помните, что этот вариант работы подходит не только маленьким детям – он хорош для любого возраста.

1

Написание психологом истории об эмоциональных проблемах клиента представляет собой психотерапевтический способ в поиске нового понимания и решения выявленных психологических затруднений пациента. В терапевтической метафоре, которая занимается разгадкой скрытого смысла порождает в подсознании процессы, связанные с выстраиванием различных внутренних ассоциаций. В итоге сознательные и бессознательные процессы взаимодействуя, порождают новые толкования и новые поведенческие реакции. Использование терапевтической метафоры как метода психологического воздействия на личность клиента, вызывая свободные ассоциации, имеет глубокий и стойкий эффект. Терапевтическая метафора - это своеобразный новеллистический метод разрешения переживаний клиента, используемый в практической деятельности современного психолога.

переживание

терапевтическая метафора

2. Ахала Т., Фурман Б. Краткосрочная позитивная психотерапия. – СПб.: Речь, 2000. – 220 с.

3. Доморацкий В.А. Краткосрочные методы психотерапии. М.: Психотерапия, 2008. – 304 с.

4. Хейли Д. Что такое психотерапия. – СПб.: Питер, 2002. – 224 с.

6. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. – СПб.: Питер, 2000. – 640 с.

Целью исследования явилось: показать возможность написания терапевтической метафоры для разрешения психоэмоциональных проблем клиента. Методом исследования послужила терапевтическая история, написанная специально для конкретного клиента.

Мы используем метафоры в повседневном общении и зачастую обращаемся к ним для более образного и яркого описания какого-либо психоэмоционального состояния или события. Метафора открывает новые формулы процесса познания.Метафора как вид символического языка, всегда использовался в целях обучения, ведь именно слово, создавая наглядно-чувственные образы предметов и явлений преломляется в форме библейских притч, дзэн-буддистских коан, мифов, легенд, сказок и литературных аллегорий. В них широко используются метафоры, чтобы выразить определенную мысль в непрямой, а в изобразительно-выразительной форме. Как правило, метафора кроме того, что она эффективна как средство общения, использующее аналогии, несет в себе интимную выразительность.Язык большинства подходов в психотерапии - это язык анализа, пытающийся интерпретировать поведение человека, а язык метафоры - это образ, символ, тоже распознающий внутреннее содержание личности. И этот язык, как показывает практика, наиболее продуктивен для динамики в процессе психотерапии. Использование терапевтической метафоры как способа психологического воздействия на личность клиента сегодня бурно обсуждается в научных кругах, ведь правильно построенная и рассказанная метафора, вызывая свободные ассоциации и, касаясь личной жизни клиента, имеет глубокий и стойкий эффект. Именно поэтому метафора применима там, где необходим поиск нового понимания и новых подходов к разрешению переживаний пациента. Известный американский ученый, психотерапевт Ирвин Ялом, не раз рекомендовал своим пациентам написать что-нибудь о тебе, своего рода историю о своих чувствах, переживаниях. Такой глубинный подход к психологическим проблемам клиента отразился в работе психотерапевта «Лечение от любви». Это истории о пациентах, которые И. Ялом изложил в форме терапевтических новелл, тонко считывающие психологические затруднения своих клиентов.

В.А. Домрацкий считает, что метафоры позволяют упростить сложную проблему, сделать ее более доступной для понимания. Р. Ван Ойху принадлежит следующее определение метафоры - мышление в терминах иного. Он выделяет «мягкое» и «жесткое» мышление. Для «жесткого» характерны логика, рассудок, критика, работа, строгость, точность, сосредоточенность, анализ, конкретность. Для «мягкого» - метафора, мечта, юмор, неопределенность, игра, приблизительность, фантазия, парадокс, подозрение, обобщение. Мягкое мышление пытается найти сходство между вещами, жесткое - различия. В образной фазе возникают новые идеи, в практической - они оцениваются и реализуются. Оба типа мышления играют важную роль, но действуют на разных фазах .

Дзэн-буддизм придумал коаны - парадоксальные, неподвластные логике загадки (вероятно, один из наиболее ранних способов говорить метафорами). Коаны подают информацию в недирективной, насмешливой форме. Что касается мифов, легенд и сказок, то здесь мы наблюдаем широчайший спектр использования образных выражений, умело использованных народом.

В терапевтической метафоре, которая занимается разгадкой скрытого смысла внутреннего мира клиента порождает в подсознании процессы, связанные с выстраиванием различных внутренних ассоциаций. В итоге сознательные и бессознательные процессы взаимодействуя, порождают новые толкования и новые поведенческие реакции. Терапевтическая метафора запускает в левом и правом полушариях мозга два параллельных процесса, в результате дающих эффективное воздействие на сознание и подсознание. При этом отображаются внутренние переживания и возможность рефлексировать над ними.

Известно, что терапевтическая метафора включает в себя: 1)встроенные внушения и команды; 2) репрезентативные системы; 3) интонационное сопровождение. Мы написали терапевтическую метафору, которая была созвучна проблеме, заявленной клиентом, способствующей актуализации вытесняемых им моментов личной эмоциональной жизненной ситуации.

Терапевтическая метафора функционирует в следующих позициях:

1) Диагностическая. Когда пациент связывает свою эмоцию с каким-либо образом. В процессе консультации психотерапевт может рассказать историю из практики, которая может вызвать ответный отклик, если будут чем-то напоминать собственную проблему клиента. В этом случае происходит изменение невербальных реакций клиента, он внимательно слушает, подает заинтересованные реплики.

2) Обучающая. Психотерапевт предоставляет правому полушарию клиента метафорический материал, чтобы через предложенные аналогии помочь человеку почерпнуть нечто важное, научиться отделять существенное от несущественного, познать себя, напомнить о собственных ресурсах, помочь в укреплении Эго и т.д. С этой целью используются притчи, истории о пациентах со схожими проблемами.

3) Релаксирующая. Когда психотерапевт может непринужденно и легко с помощью упражнений, помочь клиенту освободиться от отрицательных эмоций. Более того, если выполнять эти упражнения на глубинном уровне, то визуализируя образы, клиент почерпнет для себя много важного и интересного, обнажив при этом свои переживания.

4) Разрешающая (собственно терапевтическая). Данная функция присуща двум видам метафор: терапевтической и эпистемологической.

Открой себя.

«Хочу быть богатой со всеми вытекающими отсюда бонусами - красным Феррари, черными туфельками из крокодиловой кожи от Guzzi и годовой карточкой на все SPA Европы. М-да, неплохо... Ну и что? Да, хочу быть не столбовою дворянкой, а владычицей морскою, вот тогда он посмотрит, кому не звонит, и на чьи SMS-сообщения не отвечает». Так размышляла юная особа, медленно ступавшая по коридорам факультета университета. Неожиданно девушка остановилась, посмотрела на свои туфли, ей показалось, что кто-то разговаривает здесь, совсем рядом, девушка прислушалась:

Ой-ой, что такое? Ай-ай, сейчас разорвусь, ваша ножка, моя дорогая, уж очень для меня широка,- возмущается новенькая лаковая туфелька.

Помалкивайте - отвечает ей женская ножка, вас купили задорого- будьте добры, выполняйте свои профессиональные обязанности.

Но вы больно давите мне своим пальцем в мой носик, мой изящный красивый носик, - опять завопила туфелька.

Послушайте, туфля, за вас заплатили, за вами ухаживают, вами щеголяют, и все потому, что вы стильная, красивая. Я терпеливо молчу, понимаете вы, бездушна гордячка!

Ну, хорошо, хорошо, может я вам не в пору? - не унимается туфелька.

Да нет, нормально, другой размер - большой, а вы - нормально, - отвечает женская ножка.

Я сейчас ра- зор- ву- сь, дышать невозможно,- говорит туфелька.

Я понимаю, вас переполняют чувства, вы переживаете, нервничаете, но что же делать?- женская ножка недоумевает.

Все, давайте договариваться, - выпалила женская туфелька.

Может для начала перейдем на ты?- продолжает туфелька.

Хорошо, иду на ты, - задумчиво ответила женская ножка.

Во-первых, разве тебе не комфортно со мной? - спрашивает туфелька.

Не очень,- недоверчиво потянула женская ножка.

Вот! А почему ты не говоришь об этом? - говорит туфелька.

Но ведь ты модная, купленная в фирменном бутике, - ответила женская ножка.

И что... Вообще-то, раскрою открытую тайну - модно то, что удобно! - и туфелька искренне улыбнулась.

Если честно, то та, первая туфелька, которую вы, т.е. ты мерила в бутике мне понравилась, она была такая нежная, хорошо облегала ступню, - женская ножка засияла от нахлынувшего воспоминания.

Вот так, - выдохнула туфелька.

Телефон неожиданно зазвонил...

Продолжение (в качестве домашнего задания) терапевтической метафоры может написать уже сам клиент. Возможно, это будет конец, а, возможно, совсем другая история.

Заключение. Написание психологом истории об эмоциональных проблемах клиента представляет собой психотерапевтический способ в поиске нового понимания и решения выявленных психологических затруднений пациента. Использование терапевтической метафоры как метода психологического воздействия на личность клиента, вызывая свободные ассоциации, имеет глубокий и стойкий эффект. Терапевтическая метафора - это своеобразный новеллистический метод разрешения переживаний клиента, используемый в практической деятельности современного психолога.

Рецензенты:

Джиоева А.Р., д.п.н., профессор, ФГОУ ВПО «Северо-Осетинский Государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова», г. Владикавказ;

Каргиева З.К., профессор, ФГОУ ВПО «Северо-Осетинский Государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова», г. Владикавказ.

Библиографическая ссылка

Кокоева Р.Т. ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ МЕТАФОРА КАК МЕТОД В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЕ ПСИХОЛОГА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16935 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Терапевтические метафоры – то есть метафоры, цель которых изменение поведения, а не объяснение или мотивация, – один из любимых инструментов в НЛП и Эриксоновском гипнозе . О величии и пользе данного инструмента я сейчас распространяться не буду, но зато опишу довольно простую стратегию конструирования этих самых терапевтических метафор. Основная идея: идем по точкам SCORE от причин к эффектам, а между симптомами и результатом, как способ решения, вставляем технику НЛП в метафорическом виде.

В результате получаем способ применения техник НЛП в неявном виде. Мечта многих.

Соответствие

Для начала, для построения метафоры, нам потребуется построить структурные соответствия.

Метафоры, в которых присутствует такое соответствие, называются изоморфными .

Например, есть семейный конфликт – муж с женой не могут распределить домашние обязанности. В метафоре, например:

муж = королю;

жена = королеве;

конфликт по поводу распределения обязанностей = спор, кто за что в королевстве должен отвечать.

При этом соответствие должно быть более-менее явным, но не слишком заметным – чтобы сознание не влезало в процесс.

Последовательность

Сама метафора конструируется последовательно по точкам SCORE от прошлого к будущему:

1. Причины.

2. Симптомы.

3. Способ решения.

4. Результат.

5. Эффекты.

Причины

Это, собственно, предыстория и задание контекста.

Симптомы

Описание проблемы. Сюда так же относятся поиски решения.

Способ решения

Результат

Что даёт способ решения, к какому результату приходим. По смыслу соответствует привязке к будущему .

Эффекты

Последствия. Обычно положительные: «Стали они жить и добра наживать».

Примеры

Для улучшения восприятия и понимания структуры, вначале будет прописана система соответствий. А точки SCORE будут помечены цветами, в соответствии с легендой:

1. Причины.

2. Симптомы.

3. Способ решения.

4. Результат.

5. Эффекты.

Потеря работы

Проблема: человек не может избавится от переживаний по поводу какой-то потери, например, потери работы.

Соответствия:

Для способа решения используем сдвиг субмодальностей : диссоциация и отдаление.

Экология задаётся встраиванием системы безопасности – Опасение в метафоре.

Можно заменить Добра Молодца на Красну Девицу. Которая из Страха связала себе рукавички, и они ей подсказывали.

Жил-был один Добрый Молодец, у которого был Страх. Жил он у него где-то в животе и сильно досаждал. Потому что Страх требует постоянного внимания и очень не любит, когда от него отвлекаются. Или делают то, что он не хочет. Только Добрый Молодец подумает о том, чтобы собачку погладить - Страх тут как тут. Или хочет Добрый Молодец удаль молодецкую показать и на дерево залезть - Страх как в животе скрутится, как напряжётся весь, и не даёт по деревьям лазить. А если на базар идти, Страх его заставлял за кошель так держаться, что от него все шарахались.
Надоело это всё Добро Молодцу и пошёл он искать того, кто его от Страха избавит. Исходил всё королевство, у многих спрашивал, никто ничего путного посоветовать не мог. Пока в одном дальнем городе не подсказал хороший человек, что в дне пути, в тёмном лесу, стоит старый замок. А в замке живёт колдунья. И вот та колдунья все секреты знает, и уж от Страха Доброго Молодца избавит.
И пошёл Добрый Молодец ту колдунью искать. Но так как был у него Страх, на путь, который другие проходили за день, у него целый месяц ушёл. И поворачивал он, и с пути сбивался, но нашёл тот замок.
Ну как замок - просто дом каменный. И поляна большая, и ручей рядом. Думал колдунья старуха - ан нет, женщина молодая, даже симпатичная. Только Страх ему на неё долго смотреть не позволял, так что лица её он не разглядел. Но зато Страх его заикаться заставил. И заикаясь рассказал Добрый Молодец о своей кручине. О том что Страх вредный ему житья не даёт.
Усмехнулась колдунья, которая наверно и не колдунья была - народ много чего болтает. И сказала:
- Страх в животе живет и выглядит он вроде клубка. Чем клубок больше и туже - тем Страх сильнее. Так что просто потяни нить из клубка и распутай его.
Сказала так, и в дом ушла, по делам своим. А Доброму Молодцу ничего другого не оставалось, чтобы наказ колдуньи, которая и не колдунья вовсе, выполнить. Отошёл на край поляны, сел под дерево и стал о Страхе думать. И понял он, что тот действительно как клубок. Нашёл он нитку с краю и стал тот клубок раскручивать. Раскрутил немного тот клубок - Страх ослаб. Раскрутил сильнее - Страх маленький совсем стал, не страшный. Раскрутил полностью - Страх вообще исчез. Но осталось после него маленькое Опасение. Говорит:
- Не выкидывай меня Добрый Молодец, я тебе пригожусь. Об опасности предупрежу или внимание на что важное обращу. Я маленькое, я тебе мешать не буду.
Подумал Добрый Молодец и оставил Опасение.
Пошёл домой, а Опасение тихо сидит, не мешает. Пока не подошёл Добрый Молодец к обрыву высокому, а так как Страх потерял он, то шёл по самому краю без опаски. Тут Опасение ему говорит:
- Под ноги внимательно смотри, камни там шаткие.
Стал внимательно Добрый Молодец под ноги смотреть, камни правильные выбирать.
Идёт дальше - там ему на встречу собака. А так как раньше Добрый Молодец собак боялся, очень ему захотелось её погладить. Тут Опасение и говорит:
- Ты на собаку смотри внимательно - а то есть собаки злые, а есть добрые. Злые укусить могут.
Посмотрел Добрый Молодец внимательно на собаку - добрая она оказалась, хвостом виляет, лизнуть в щёку хочет. Раньше бы убежал Добрый Молодец, а сейчас по голове собаку потрепал, по спине погладил. И довольный дальше пошёл.

Вернулся он домой. И на путь, который у него раньше год занимал, у него три дня ушло. И зажил он счастливо, и Страх ему больше не досаждал. Только Опасение изредка внимательным быть напоминало.

Вставать по утрам

Трудности утреннего подъёма – известная проблема, обыгранная в куче анекдотов и демотиваторов. И вот, для всех страдающих, универсальная метафора.

Понятно, что такой вариант очень легко переделывается под другие ситуации с внутренним конфликтом.

Соответствия:

  • человек (клиент) = Знакомый;
  • утренний подъём = вставать утром.

Для решения используем вполне классическую технику НЛП «Договор частей» . Экология здесь проверяется стандартно - спрашиваем, есть ли части, которые против.

Вообще, практически все техники с использованием частей: «Договор частей», «Интеграция конфликтующих частей», «Шестишаговый рефрейминг», - изначально являются метафорами. Так что их встраивать в изоморфную метафору вообще довольно просто, иногда достаточно описать процесс.

У меня один Знакомый тоже мучился: вставал по утрам с трудом, целый день спать хотел, опаздывал. Короче, всё как обычно. Ну я ему и говорю:

Представь, что есть у тебя две части – одна спать хочет, другая говорит, что вставать пора. Одна говорит «давай ещё поспим», другая «пора вставать». И мешают друг другу, одна усыпляет, другая винит.

Так и есть, - говорит Знакомый, - достали уже.

И у каждой важная и полезная для тебя цель - комфорт, уважение или спокойствие.

Угадал - говорит Знакомый.

Ну так сделай так, позволь им договориться. Они же друг другу мешают. Вот спроси каждую из них, готова она не мешать другой, если та в ответ не будет мешать ей.

Вроде обе готовы. И та что спать хочет, и та что вставать требует.

Отлично, - говорю, - а возьмут они на себя обязательство этот договор поддерживать? Ну, например, попробовать пару недель.

Да, - отвечает, - вполне готовы.

А есть там какие-то ещё у тебя части, которые против этой их договорённости?

Нет.

Это хорошо получилось, иначе бы с теми частями тоже договариваться пришлось.

Как ни странно, после этого стал он нормально вставать – ну то есть проснётся, пару минут полежит и встаёт. Если выспался. А если сильно не выспался и сильно вставать не надо – просто спокойно спит дальше.

И опаздывать перестал, и бодрее стал и вообще как-то всё лучше стало.