Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение к протоколу №4

Докладчик: Вардашева Т.Н.

Работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся.



Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ - это работа со слабоуспевающими учащимися. Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что такие учащиеся в школах существуют. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися. Я хотела бы остановиться на работе с отстающими учащимися по русскому языку.
В большой и важной проблеме борьбы с неуспеваемостью учащихся и повышения качества знаний я вижу две стороны: проблему предупреждения неуспеваемости и проблему ликвидации пробелов в знаниях учащихся.
Неуспеваемость учащихся порождается многочисленными и разнообразными причинами, зависящими как от самого учителя (его опыта, подготовки, его методики), так и от самого ученика. На устранение причин, следствием которых является неуспеваемость учащихся, должны быть направлены усилия всех учителей. Предупреждение неуспеваемости осуществляется постановкой занятий в целом.
Работа с отстающими учащимися предполагает обязательный индивидуальный подход к учащимся, а также индивидуальные задания отдельным учащимся. Эти задания должны рассматриваться как дополнительные к тому, что даётся всему классу.
Отстающему приходится проделывать больший объём работы, чем успевающему учащемуся. Поэтому эти задания должны быть невелики. Например, небольшая карточка из дидактического материала.
В каждом классе, как известно, встречаются учащиеся, имеющие серьёзные пробелы в знаниях и навыках. Эти учащиеся испытывают большие трудности в работе над учебным материалом и нуждаются в постоянном внимании к себе со стороны учителя и на уроке, и вне занятий. Только при этом условии такие учащиеся могут ликвидировать пробелы в знаниях и подняться до уровня всего класса.
Первое, с чего начинается индивидуальная работа, - это изучение учащихся, пробелов в их знаниях и причин этих пробелов, психологических особенностей и т. д.
Внимательно изучая своих учащихся, я вижу, что у одних неустойчивое внимание, им трудно сосредоточиться на учебном материале, другие стремятся к механическому запоминанию правил и выводов, третьи медлительны в работе.
У одних учащихся более развита зрительная память, у других – слуховая, у третьих - моторная. В любом классе есть учащиеся, не владеющие дисциплиной умственного труда. Это проявляется и во время изложения или повторения материала и ещё в большей степени в процессе самостоятельной работы. Задача учителя – изучить индивидуальные особенности учащихся и оказать им своевременную помощь, облегчить их работу над учебным материалом. Организуя индивидуальную работу с учащимися, важно вызвать у них интерес к занятиям и стремление ликвидировать пробелы в знаниях, а для этого необходимо вселить в них веру в свои силы. Нужно вскрыть перед учащимися причины их отставания и указать пути ликвидации пробелов, необходимо внимательно следить за учащимися, помогать им на уроке и в домашней работе, отмечать их малейшие успехи. Желание учиться формируется в процессе успешной работы над материалом, поэтому важно организовать индивидуальную помощь таким образом, чтобы учащийся постоянно чувствовал своё продвижение вперёд. Как показывает опыт, часто даже незначительное продвижение вперёд окрыляет учащихся, возбуждает работать их интенсивнее и повышает интерес к занятиям, а это обеспечивает им успешное усвоение материала. Некоторые считают, что индивидуальная помощь учащимся – это только работа с ними вне урока. Это, разумеется, неверно. Индивидуальная работа с учащимися – это, прежде всего, постоянное внимание каждому из них в ходе на уроке: в ходе опроса учащихся, в процессе изложения и закрепления материала, а также при объяснении домашнего задания.
Групповые дополнительные занятия организуются лишь в самых исключительных случаях.
Такие группы должны быть небольшими по количеству занимающихся в них учащихся. Это, в основном, те учащиеся, которые пропустили занятия по какой – либо причине или тот, кому что – нибудь непонятно.
Как я организую индивидуальную работу с учащимися?
Прежде всего, стараюсь выявить слабые и сильные стороны каждого ученика, веду учёт, какие ученики в чём отстают, на какое правило делают ошибки.
При выполнении письменных упражнений, при проверке домашних заданий особое внимание уделяю отстающим: даю им индивидуальные задания, работаю с каждым учеником по допущенным ошибкам. При разборе ошибок главное внимание обращаю на типичные ошибки, которые встречаются у многих учеников в контрольных диктантах. Эти ошибки разбираем в классе.
Главное – индивидуальная работа с каждым отстающим. Для учёта ошибок по русскому языку завожу специальную тетрадь, в которой отводится страница, где фиксируется тема урока (которая детям трудно даётся и ставится + или – около каждой фамилией).Установив, какие ошибки допускает тот или иной ученик, даю задание по учебнику или по карточке на данное правило. После каждого контрольного диктанта слова на те правила, которые учащимися уже усвоены, в его карточке вычёркиваются, а новые слова, в правописании которых в диктанте допущены ошибки, вносятся в карточку. Ценным в этой форме организации индивидуальной домашней работы учащихся по русскому языку является то, что она не требует громоздкого учёта. Подготовка к этой работе также не является трудоёмкой для учителя. В своей работе я применяю и индивидуальные карточки. Индивидуальная дополнительная работа учащихся даёт большой эффект. Но она требует упорного труда ученика и учителя, так как дополнительные работы ученику надо выполнять, а учителю – проверять.
Очень хорошим приёмом работы над ошибками является, по моему мнению, и такой метод. Выписываю ошибки из 2 – 3 контрольных диктантов с их объяснением. После того как дети осмысленно усвоят правило и изучат слова, в которых они делали ошибки, даётся самостоятельное задание: написать творческий диктант или сочинение, используя слова и предложения с ошибками.
Контрольная работа по следам своих ошибок очень полезна. Формы и методы индивидуальной работы на уроках русского языка многообразны. При подготовке к уроку я намечаю, кому из учащихся во время опроса дать для подготовки больше времени, а кому – поменьше, кого спросить у стола, у доски, кому дать карточку.
При опросе 1 ученика делаю упор на практическую часть материала, на умение применять правило, от другого требую разъяснения смысла правила, от 3 – добиться чёткого, последовательного пересказа по плану. В качестве дополнительного материала 1 – разбор по составу, 2 – объяснение правописания слов, 3 – склонение или спряжение слов.
Большую роль играет индивидуальная работа с учащимися во время объяснения материала. Она может принимать самые разные формы: к одним учащимся обращаюсь с вопросами, другим предлагаю привести примеры, третьих привлекаю к анализу иллюстраций. Это активизирует учебный процесс, вовлекает в работу всех учащихся и помогает отстающим усвоить материал. Вопрос о том, кому из учащихся какое задание предложить, решаю тоже с учётом их индивидуальных особенностей.
Если учащийся отличается неустойчивостью внимания, т. е. невнимательный, к нему я обращаюсь с вопросами, привлекаю его к анализу примеров, предлагаю повторить соответствующие положение, учащимся, которые запоминают материал механически, предлагаю подобрать свои примеры, объяснить орфограммы или знаки препинания, пересказать правило своими словами.
В качестве дидактического материала во время изложения использую примеры, в которых учащиеся допустили ошибки в письменных работах.
Усвоение правописания – сложный процесс. Пути овладения орфографией многообразны. Они вытекают не только из специфики учебного материала, но и из психологических особенностей детей. Учитель должен учитывать эти особенности и, прежде всего, все виды памяти учащихся.
Практически это означает, что в процессе объяснения учитель должен сочетать слово с наглядностью, рассказ с элементами беседы, анализ примеров, записанных на доске, с разбором примеров, подобранных учащимися, т. к. память у детей разная: зрительная, слуховая, моторная. Закрепление орфографического материала – один из наиболее ответственных этапов урока.
Одним из распространённых недостатков в преподавании русского языка является недооценка слуховых задач, особенно при закреплении. Выполняя классную или домашнюю работу, учащиеся обычно воспринимают орфограмму зрительно, подкрепляя её зрительный образ только моторным восприятием. Звуковой образ в этом процессе, как правило, не участвует. Не удивительно поэтому, что даже учащиеся успевающие допускают ошибки в слуховых диктантах на данное правило. Объясняется это просто: в процессе работы над материалом учащиеся были ориентированы на зрительное и моторное восприятие орфограмм, а во время диктанта – на слуховое, то есть на тот вид памяти, который в работе над материалом не участвовал. Отсюда видно: работая над орфограммой, учитель должен сочетать задания таким образом, чтобы в усвоении её участвовали все виды памяти учащихся. С этой целью я практикую предварительное проговаривание отдельных слов (слов с непроизносимыми согласными, непроверяемыми гласными, и др.) Провожу предупредительные, объяснительные диктанты.
Индивидуальный подход к учащимся осуществляю и при подготовке к контрольной работе. Подготовку к диктанту я начинаю за несколько дней до его проведения. Перед диктантом сообщаю, что нужно конкретно повторить. Даю для запоминания слова, которые трудны и могут встретиться в диктанте, провожу тренировку в постановке знаков препинания, разбираем слова по составу. Когда диктанты написаны, учащиеся их проверяют. Проверку проводят целенаправленно, под моим руководством. Например, предлагаю им сначала найти и проверить написание всех, имён существительных, затем найти прилагательных и глаголы. После такой проверки ещё раз читают текст и сдают тетради. Иногда, когда работы сданы, спрашиваю, что показалось наиболее трудным. Затем записываю трудные орфограммы на доску. По свежим следам правильные написания лучше закрепляются в памяти учащихся.
К индивидуальной работе с учащимися я приступаю с самого начала учебного года. А занятия после уроков провожу только тогда, когда ученик много пропустил или не понял материала. Если же ученик недобросовестно отнёсся к выполнению задания, от такого требую вторичного его выполнения, иногда оставляю после уроков. В остальных случаях работу провожу индивидуально с каждым отстающим учащимся. Практикую ведение тетрадей для дополнительных работ. В зависимости от характера ошибок я вкладываю в тетрадь ученика карточку с заданием. Не следует давать сразу несколько карточек – чтобы не обременять учащихся работой. Учащиеся охотно работают над своими ошибками при помощи карточек – заданий. Каждая самостоятельная работа по исправлению ошибок проверяется учителем и в журнале обязательно выставляются оценки наравне с оценками за контрольные работы.

ПРАВИЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ПРИ РАБОТЕ СО «СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ» УЧЕНИКАМИ


1. Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.
2. Помните, что для «слабоуспевающего» необходимо время, чтобы он понял пройденный материал. Нельзя торопить его.
3. Каждый урок - продолжение предыдущего. Многократное повторение основного материала - один из приемов работы со «слабоуспевающими» учениками.
4. Вселяя детям надежду в то, что они запомнят, поймут материал, чаще давайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).
5. Работа со «слабоуспевающими» детьми – это огромный труд и терпение. Постепенное развитие памяти, логики, мышления, интереса к учению.
6. Не гонитесь за большим количеством новой информации. Выбирайте из изучаемого материала главное, многократно повторяйте и закрепляйте его.
7. Умейте расположить таких детей к себе. Общение - главная составляющая любой методики. Только тогда получите и результат обучения.
8. Научитесь управлять классом. Уроки должны быть разнообразными, тогда внимание учащихся будет приковано к изучаемому материалу.
9. Начав целенаправленно работать со «слабоуспевающими» детьми, помните: спустя некоторое время их группа вновь разобьется - на способных, средних и... «слабоуспевающих».
10. Научитесь привлекать к обучению «слабоуспевающих» детей более сильных ребят. Изложили материал, опросили сильных - посадите их к «слабым», и пусть продолжается учеба.

1. При опросе «слабоуспевающим» ученикам необходимо давать алгоритм ответа; разрешать пользоваться планом, составленным при подготовке домашнего задания; давать больше времени готовиться к ответу у доски; разрешать делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.
2. По возможности задавать ученикам наводящие вопросы, которые помогут им последовательно изложить материал.
3. Систематически проверять усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
4. В ходе опроса и при анализе его результатов создать атмосферу доброжелательности.
5. В процессе изучения нового материала внимание «слабоуспевающих» учеников обращается на наиболее сложные разделы изучаемой темы. Необходимо чаще обращаться к ним с вопросами, выясняющими понимание учебного материала, стимулировать вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
6. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим ученикам рекомендуется давать упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при устных ответах или в письменных работах.
7. Необходимо отмечать положительные моменты в их работе, затруднения и указывать способы их устранения, оказывать помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.


Сообщение по теме: «Как устранить пробелы в знаниях» .

(выступление на заседании ШМО учителей естественно-научного цикла)

Считаю, что педагогу для успешной работы с каждым учеником необходимо знать:

Его домашние условия для подготовки к урокам;

Пробелы в знаниях и их причины;

Взаимоотношение с классным коллективом и непосредственно с учителем.

Основные причины пробелов в знаниях, на мой взгляд, следующие:

    Отставание в умственном развитии от своих сверстников;

    Невнимательность на уроках, непонимание до конца изучаемого материала;

    Большое количество пропусков по болезни;

    Мастерство учителя;

    Перегрузка домашним заданием.

Отставание в умственном развитии от своих сверстников.

К этой категории относятся обучающиеся с замедленным умственным развитием или со слабым умственным развитием. (Часто с такими приходится работать в обыкновенном классе). Категория таких детей возбудима и легкоранима. Они быстро утомляются во время умственного труда. Учителю необходимо создать в классе такой микроклимат, чтобы и они, и их одноклассники не чувствовали большой разницы в своем умственном развитии, исключить всякое унижение по отношению к этой категории детей.

Применяю несколько методических приемов:

Самый удобный способ для проверки ЗУН таких учащихся – это индивидуальные карточки, тесты, перфокарты и т.д. применяю такую форму опроса надо дать еще ряд карточек и другим ученикам (задания подобрать дифференцированно), чтобы у класса создалось впечатление создалось впечатление, что по теме проверяется целая группа ребят.

Коллективный урок в сменяющихся парах является хорошим стимулом в работе с такими учениками.

Помощь в работе с такими учениками оказывают карточки взаимоконтроля, который можно провести и по теории, и по практической части.

В частности, проверяя навыки работы с обыкновенными дробями класс разбивается на 5 групп. Одна группа проверяет умение складывать, другая – вычитать, третья – умножать, четвертая – делить, пятая – выполнять все действия с дробями (решать примеры).

Каждый ученик группы получает от учителя карточку с заданием и контрольную карточку, в ней указаны фамилия ученика, № его группы и его оценка за выполнение задания.

Отдельно для каждой группы проводится консультация учителя по заданиям карточки, проверяется решение этих заданий. После этого каждый ученик обязан умение решать задание его карточки у четверых учеников – у одного ученика каждой из остальных групп (фамилия не должна повторяться) – оценить их знания.

В ходе такой работы каждый ученик получает по пять оценок - одну у учителя и четыре у одноклассников.

После заполнения контрольные карточки сдаются учителю, и результаты сводятся в общую ведомость.

Достаточно эффективна «цепочная» отработка практических навыков при изучении темы. (Решение новых примеров комментируется учениками по цепочке, исправлять решение имеет право только учитель).

Невнимательность на уроках, непонимание до конца изучаемого материала.

В данном случае эффективна одна из проверенных форм работы с учениками – подготовительные консультации перед изучением новой темы.

Ребята знакомятся с темой следующего урока и учитель повторяет с ними тот старый материал, который необходим для изучения этой темы.

Если у учащихся имеются пробелы по текущим вопросам, то можно применить следующие формы работы сними.

1.Работа в парах (парные диалоги) с целью проверки теории. В течение 5-7 минут в начале урока ученики, сидящие за одной партой, проверяют друг у друга знание изученной теории. Они отвечают на поставленные вопросы, исправляют друг друга и оценивают.

2.Коллктивный контрольный урок в сменяющихся парах. Ученики перед таким уроком дома готовят карточки с заданием для одноклассников по данной теме. Они подбирают или придумывают задания и решают их. Каждый ученик в классе решает задания по карточкам одноклассников, а те проверяют его и оценивают. При этом ставится цель – «обойти» как можно больше учеников.

3.Работа в группах. Отрабатывая практические навыки по какой –либо теме создаются смешанные (по силе) группы. Работа ведется методом обсуждения (если задания у группы одинаковые, то в конце урока можно провести общую консультацию по решении заданий; если задания разные, то для самопроверки дается контрольная работа).

В конце урока в группе обсуждается непосредственное участие в работе каждого ученика и ему выставляется соответствующая оценка.

4.Проверяя домашние задания ребят, ошибки не только подчеркиваются и исправляются, но и письменно комментируются в тетрадях.

При отработке сложных тем типа «Алгебраические преобразования дробных выражений», « Все действия с дробями, решение примеров и т.п., ученики для рецензии решений оставляют широкие поля. Ученик ставит знак?, если задание не получается, тогда учитель решает это задание прямо в тетради ученика. Такие работы проверяются у каждого ученика ежедневно.

Большое количество пропусков по болезни.

Эффективны консультации после уроков, но в обязательном порядке применяю метод «контрольных карт».

Поле болезни ученик получает контрольную работу с теоретическими вопросами и практическими заданиями по пропущенной теме. Обязательно кто- либо из одноклассников согласится оказать ему помощь поработать с предложенной работой.

Для того, чтобы все одноклассники видели, что пробел в знаниях данного ученика устранен, контрольная карта вывешивается в классе.

Наглядный графический учет знаний учащихся хорошо помогает устранять пробелы в знаниях и бороться с их ленью.

Для успешной работы по ликвидации пробелов в знаниях, класс должен быть единым рабочим коллективом, не должно быть учеников, которые переживают за свои личные достижения и успехи.

План работы

по ликвидации пробелов знаний

по геометрии в 8 классе

План разработан

учителем математики

Базакиной А.В.

Лямбирь- 2016

Аннотация

Главный смысл деятельности учителя естественно-математического цикла состоит в том, чтобы создать каждому обучающемуся ситуацию успеха. Успех в учении - единственный источник внутренних сил подростка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении такого трудного предмета, как математика. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие обучающегося. Успех обучающегося может создать учитель, который сам переживает радость успеха. Учитель может помочь слабоуспевающему ученику подготовить посильное задание, с которым он должен выступить перед группой.

Обучающийся может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:

пропуски занятий по болезни; слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний; задержка психического развития; педагогическая запущенность: отсутствие у подростка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;

неблагополучная семья; проблема «улицы»; прогулы;

Мы, учителя предметники, должны знать, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему можно помочь в этом деле. Установить конкретно причины неуспеваемости учителю и классному руководителю должны помочь узкие специалисты (врач, психолог, социальный педагог), родители ученика, он сам и его одноклассники.

Цели:

-ликвидация пробелов у учащихся в обучении математики;

-создание условий для успешного индивидуального развития ученика.

Что прежде всего нужно сделать в работе со слабоуспевающими?

- создать благоприятную атмосферу на уроке;

- своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать работу консультантов;

- изменить формы и методы учебной работы на уроках математики, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности. Использовать для этого обучающие игры;

- освободить подростков от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;

- ориентировать детей на ценности: человек, семья, отечество, труд, знания, культура, мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности;

- культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни.

Организация работы по устранению пробелов

Работа по выявлению и устранению пробелов в знаниях учащихся - неотъемлемая часть деятельности каждого учителя. Своевременность и тщательность этой работы - залог высоких результатов обучения.

Учитель-практик знает, сколь кропотлив и важен этот труд. Если не уделять данному вопросу серьезного внимания, то очень скоро даже способные ученики погрязнут в ошибках. Нельзя умалять роли и пускать эту работу на самотек, что называется, от случая к случаю. Необходимо проводить мероприятия по выявлению и устранению пробелов в знаниях систематически и планомерно.

Трудно вычленить данный вид педагогической деятельности из целостного процесса - процесса обучения, в котором все взаимосвязано.

Систематическая работа по выявлению и устранению недостатков и пробелов в знаниях учащихся - одно из основных условий повышения качества обучения. Учитель должен использовать общепринятые формы и изобретать, внедрять свои средства контроля, умелое владение которыми предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого учащегося.

Цели работы:

    формирование прочных знаний;

    обучение приемам самоконтроля;

    формирование потребности в самоконтроле;

    воспитание ответственности за выполненную работу;

    развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся.

Задачи, решаемые в ходе работы

Контролирующая . Выявление состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, изучение степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда. Сравнение планируемого результата с действительным, установление эффективности используемых методов, форм и средств обучения.

Обучающая. Совершенствование знаний и умений, их обобщение и систематизация. Школьники учатся выделять главное, основное в изучаемом материале. Проверяемые знания и умения становятся более ясными и точными.

Диагностическая. Получение информации об ошибках и пробелах в знаниях и умениях и порождающих их причинах. Результаты диагностических проверок помогают выбрать более интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования методов и средств обучения.

Прогностическая. Получение опережающей информации: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения следующей порции учебного материала. Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные пробелы в системе приемов познавательной деятельности.

Развивающая. Стимулирование познавательной активности учащихся. Развитие их речи, памяти, внимания, воображения, воли, мышления.

Ориентирующая . Получение информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом. Ориентирование учащихся в их затруднениях и достижениях. Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты, указывать направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений.

Воспитывающая. Воспитание у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, честности, настойчивости, привычки к регулярному труду, потребности в самоконтроле.

Организацию работы по выявлению и устранению пробелов в знаниях подразделяю на этапы: выявление ошибок; фиксирование ошибок; анализ допущенных ошибок; планирование работы по устранению пробелов; устранение пробелов ЗУН; меры профилактики.

I этап. Выявление ошибок

Осуществляется в ходе проверки письменных работ, устных ответов, само и взаимоконтроля.

Письменные работы провожу регулярно. Строго слежу за самостоятельностью выполнения. Наиболее эффективными (для выявления ошибок) формами письменных работ считаю:

    в начале и конце учебного года - тестирование с последующим составлением таблицы, в которой четко видны ошибки каждого в отдельности и класса в целом;

    в течение учебного года - традиционные контрольные и предшествующие им самостоятельные работы, письменный опрос теоретического материала;

    для усвоения контроля «узкой» темы: математические диктанты («Закончи фразу», «Заполни пропуски», «Сформулируй вопрос», «Вычисли устно и запиши ответ»), «Цепочки»), минитесты. Задания такого типа позволяют быстро и, главное, своевременно обнаружить пробелы в знаниях по изучаемой теме, что полезно и учителю, и ученику.

Устная проверка ЗУН направлена на выявление типичных ошибок конкретной темы и общеучебных умений и навыков. Она эффективна, если направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся. Качество вопросов определяется характером умственных действий, которые выполняют учащиеся при ответе на вопрос. Поэтому среди проверочных заданий выделяю вопросы, активизирующие память (на воспроизведение изученного), мышление (на сравнение, доказательство, обобщение), речь. Большое значение имеют проблемные вопросы, которые заставляют применять полученные знания в практической деятельности. Качество устной проверки зависит от подбора вопросов и последовательности их постановки. Каждый вопрос должен быть логически завершенным, предельно сжатым и точным. Выделю два условия качественного выявления знаний:

Ученику никто не мешает (ответ комментируется потом);

Прерывать ученика можно только в том случае, если он не отвечает на вопрос, а уклоняется в сторону.

Приемы устной проверки использую на различных этапах урока.

Привитие учащимся умений и навыков самоконтроля не только позволяет им находить собственные ошибки, но и благотворно с воспитательной, психолого-педагогической точки зрения. Формы: «Найти и объясни ошибку» (свою, допущенную одноклассником, запланированную учителем), «Проверь ответ и пойми ошибку», «Оцени свой ответ».

Взаимоконтроль качества и эффективности учебной деятельности школьников помогает учителю осуществлять проверку знаний учащихся и содействует выработке таких качеств личности, как честность и справедливость, коллективизм. «Задай вопрос», «Найди дыру в решении и задай вопрос» (чтобы помочь отвечающему самому найти ошибку), «Дай рецензию ответа», «Объясни решение товарищу», взаимопроверка домашних и проверочных работ, правил, формул, теорем, определений - вот далеко не все формы взаимоконтроля. Положительно еще и то, что взаимопроверку можно проводить и во внеурочное время. Взаимопроверка знаний активизирует деятельность учащихся, повышает интерес к знаниям и нравится им. В ходе взаимного контроля раскрываются индивидуальные особенности учащихся, повышается интерес к знаниям. Ребятам нравится сам процесс, укрепляются их взаимоотношения с товарищами.

На этом этапе анализируется правильность восприятия и понимания учебного материала, вскрываются слабые стороны в знаниях, обнаруживаются недочеты, пробелы, ошибки в работах и ответах учащихся. Это позволяет учителю вовремя наметить меры по их преодолению и устранению.

II этап. Фиксирование ошибок

Фиксирование ошибок происходит параллельно их выявлению, но далеко не каждый ученик способен усвоить материал и выработать прочные умения и навыки даже после классической цепочки: учитель показал - ученик сам порешал - учитель указал на ошибки - ученик выполнил работу над ошибками. Приступая к изучению новой темы, школьник часто забывает многое из предыдущего материала. Только путем многократного, продолжительного, периодического повторения каждым учеником своих «проблемных» тем, возвращения к «слабому» звену в цепочке знаний можно добиться результатов в обучении математике. Необходимо вести строгий учет ошибок в виде списка, регулярно работать с ним: вносить изменения, держать ошибку на контроле до той поры, пока не будет твердой уверенности в качестве усвоения. Это занятие не из легких, оно требует терпения и времени. Но цель оправдывает средства. И тот, кто пройдет этот путь, будет вознагражден учебными достижениями своих учеников. Рациональными формами фиксирования ошибок, на мой взгляд, являются следующие:

    Таблица, в которую заносятся результаты проверки теста. Она позволяет увидеть картину «справляемости» по классу в целом и каждого ученика в отдельности (табл.1).

    Тетрадь учета ошибок (она может быть выполнена в электронном виде) cодержит список класса и мониторинг «справляемости» со всеми письменными работами. На каждого ученика заводится отдельная страница (или часть ее), куда заносится информация о конкретных ошибках, ведется учет усвоения знаний. Наглядно видно, у кого какие проблемы, кто чего не сдал (табл.2).

    По ходу урока, при выполнении домашних работ настоятельно рекомендую ученикам, если что-то не смогли сразу понять, ставить пометки на полях (типа «?»), чтобы потом подумать или воспользоваться помощью учителя, одноклассника. Нацеливаю учеников на то, чтобы не оставляли «непонятных» участков без внимания.

III этап. Анализ допущенных ошибок

Анализ допущенных ошибок выполняется после каждого вида работы устно или письменно, учителем или учеником - в зависимости от рода деятельности. Проводится количественный и качественный анализ. Тщательно проведенный анализ позволяет глубоко изучить пробелы и достижения отдельных учеников, выделить типичные ошибки и основные затруднения учащихся, изучить причины их появления и наметить пути их устранения.

IV этап. Планирование работы по устранению пробелов в знаниях

Эта работа строится на основании анализа, результаты которого доводятся до учеников.

    Учитель намечает, когда, кого, с какой целью спросить и какие для этого использовать средства.

    Работа над ошибками проводится после каждой письменной работы, повторный зачет - после неудовлетворительной отметки.

    Осуществляется строгий контроль за тем, чтобы каждый ученик выполнил все контрольные и зачетные работы (даже если пропустил).

V этап.

Устранение пробелов в знаниях

    Анализ работы в классе.

    Выяснение мнения класса по поводу полученных результатов.

    Работа над ошибками, индивидуальная и фронтальная, с обязательной последующей письменной проверкой (до получения положительной отметки).

    Задания на повторение во время фронтального опроса и индивидуально (до получения положительной отметки).

VI этап. Меры профилактики

Трудно лечить болезнь, лучше ее не допустить. Ошибки - тоже своего рода недуг. Свести их к минимуму способствуют следующие профилактические меры.

    Тексты письменных заданий должны быть удобными для восприятия: грамотно сформулированными, хорошо читаемыми.

    Активная устная отработка основных ЗУН, регулярный разбор типичных ошибок.

    При объяснении нового материала предугадать ошибку и подобрать систему заданий на отработку правильного усвоения понятия. Акцентировать внимание на каждом элементе формулы, выполнение разнотипных заданий позволит свести ошибочность к минимуму.

    Подбор заданий, вызывающих интерес, формирующих устойчивое внимание.

    Прочному усвоению (а значит, отсутствию ошибок) способствуют правила, удобные для запоминания, четкие алгоритмы, следуя которым заведомо придешь к намеченной цели.

    Систематическое приучение к самоконтролю позволяет добиться заметных результатов. При этом растет общая математическая культура школьников, их работы и ответы становятся более грамотными.

План работы по ликвидации пробелов в знаниях по геометрии

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Многофункциональный центр профессиональных квалификаций в области сервиса и гостеприимства»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПУТИ ЛИКВИДАЦИИ ПРОБЕЛОВ В ЗНАНИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Разработала

Гаврикова Ирина Владимировна

преподаватель

для специальности

260807.01 Повар, кондитер

Красноярск,2015

Знания - это бесценное богатство, которое ты должен приоб рести в годы детства, отрочества, ран ней юности. То, что ты не приобрел в юные годы, никогда не приобретешь в такой же мере потом.

Н. Г. Чернышевский. !

Одна из задач профессиональной школы повышение качества образования и воспитания учащихся.

В русской педагогике и психологии идеями развивающего обуче ния посвятили свои работы Л. С. Выготский, М. А. Данилов, Н.А. Менчинская, И. Я. Лернер и др. По мнению психолога Н.А. Мен чинской, понятие «Умственное развитие» характеризуется двумя показателями: наличие знаний и владение методами умственной деятельности.

Умственное развитие осуществляется в процессе овладения новыми знаниями, навыками и умениями. Но усвоить новые знания нель зя, если нет базовых знаний. Поэтому возникает острая проблема предупреждения неуспеваемости учащихся и ликвидации пробелов в знаниях.

1. Известно, что знание особенностей личности учащихся позволяет педагогу развить и совершенствовать возможности уча щихся, способствует лучшему их проявлению. Великий русский педагог К.Д. Ушинский подчеркивал: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его точнее во всех отношениях». 3

Решение этих задач требует усиления внимания к психолого- педагогическому изучению учащихся. Изучение учащихся можно начать с изучения аттестатов за 9 -летнюю школу. Уже это дает возможность выделить слабых и более сильных учеников.

Специфика профессионального обучения заключается в том, что учащиеся, испытывающие затруднения в теоретическом обучении, при овладении трудовыми умениями и на выками достигают заметных успехов.

Поэтому для успешной работы по ликвидации пробелов в знани ях, необходимо более глубоко изучить учебные возможности каждо го учащегося. Преподавателю одного предмета сделать это очень сложно.

Еще А.С. Макаренко писал: «Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на свой собственный риск и на свою ответ ственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса».

Значит, необходимы коллективные усилия всего педагогического коллектива.

Преподаватель каждого предмета, вместе с мастером производст венного обучения ведет наблюдения за учащимися первого курса, обобщает свои наблюдения.

На втором заседании (октябрь) методической комиссии общеобразовательных предметов мастер с классным руководителем групп первого курса, дает характеристику каждому учащемуся и этим характеристики дополняются преподавателями других, дисциплин.

Только после этого можно наметить меры, направленные на предупреждение неуспеваемости и осуществить индивидуальный под ход к каждому ученику.

Таким образом, система мер борьбы за качественную ус певаемость включает три основных этапа:

    изучение учащихся и выяснение их учебных возможностей;

    ликвидация причин слабой успеваемости;

- контроль и учет появившихся изменений.

Опыт показывает, что организовать ликвидацию пробелов в знаниях можно, если предусмотреть еще ряд мер:

    определение знаний, умений учащихся по материалу 4-9 классов;

    определение типичных для предмета и для конкретной учебной группы пробелов в знаниях и умениях;

    анализ содержания учебного материла за девятилетнюю школу и выявление базовых знаний и умений по предмету, необходимого для успешного овладения этим предметом в дальнейшем;

    использование для восполнения пробелов не отдельных приемов, а разнообразных их сочетаний;

    строгий учет ликвидируемых пробелов;

    создание уверенности у слабоуспевающих учащихся в сво их силах.

Учащиеся, в большинстве своем, обнаруживают пробелы в зна ниях русского языка, на первой проверочной работе за курс девятилет ней школы.

Анализируя содержание учебного материала девятилетней шко лы, нужно выделить базовые знания, необходимые для успешного овладения предметом.

На протяжении многих лет моей работы итоги первой прове рочной контрольной работы почти всегда стабильны. Но нужно и отметить, что с каждым годом знания учащихся за школьный курс ухудшаются. Сейчас почти никто не пишет работу на «5», на курсе (это четыре-пять групп) на «4» две - три работы, половина всех учащихся пишут на «3», остальные на «2».

Чтобы было удобно контролировать, как продвигается работа по ликвидации пробелов, ведется специальная тетрадь, в которую зано сится, результаты первой контрольной работы и отличаются пробелы в знаниях каждого ученика по каждому заданию. Результаты зачетной контрольной работы, которые тоже заносятся в тетрадь, по кажут, как продвинулась работа по ликвидации про белов. Работа продолжается до тех пор, пока пробелы не будет лик видированы.

Для работы над пробелами проводится серия уроков повторе ния, дополнительных занятий, консультаций.

Уже на уроках повторения видно, после проведения тестирования, диктантов, кому из учащихся необходима дополнительная помощь. Для оказания такой помощи проводятся консультации и дополнительные занятия. Дополнительные занятия и консультации должны иметь четко выраженную направленность на развитие учебных возможностей. Работа с каждым слабоуспе вающим учеником должна строиться в зависимости от установленной причины отставания в учении.

Если, например, основной, доминирующей причиной, является недостаточное развитие навыков мышления и учебного труда, то одна из главных задач педагога заключается в развитии основных операций и умений учится; если ведущая причина слабой успевае мости кроется в отсутствии воли, то формирование волевых качеств становится центральным в воздействиях педагога и т. д.

Очень помогают в этой работе различные карточки-задания. Например, выполнение заданий по аналогии, с помощью алгорит мов, задания с задания с выбором правильного решения, карточки для фронтальной работы на уроке, дифференцированные задания и т. д.

Кроме этого «большую пользу в этой работе приносят специ альные карточки обучающего характера по основным разделам учебной программы.

Каждая карточка содержит краткий теоретический материал, образец решения примера по нему и запись решения другого приме ра с пропусками, чтобы учащийся попробовал свои силы, заполняя пропуски. В конце карточки предлагается пример для самостоя тельного решения. Такие карточки можно использовать на дополни тельных занятиях, на консультациях или для работы дома. Они по зволяют каждому ученику работать в своем, привычном темпе, по степенно, определенными дозами повторяя забытый материал, вос полняя пробелы.

Преподаватели на дополнительных занятиях могут принимать зачеты у слабоуспевающих учеников по отдельным вопроса темы, а так же заслушивать устные ответы не которых отстающих учеников (тех, кто по разным причинам испытывает сильное волнение, смущение и не может заставить себя говорить на уроке).

Дополнительные занятия и консультации обладают еще одной особенностью, имеющей большое значение при работе со слабоуспева ющими учащимися. Преподаватель, побеседовав с отдельными учениками, может узнать их поближе, проникнуться их заботами, трудностями. Проникновение во внутренний мир ученика способст вует сближению его с учителем, взаимопониманию и расположению друг к другу. Особенно это важно в установлении доброжелатель ных отношений с «трудными» учениками.

Завершением серии уроков повторения является зачет и зачетная контрольная работа. Зачет можно провести в виде смотра знаний по основным темам повторения.

Эта работа так же оценивается и оценка вносится в ведомость.

Итог всей работы повторения - зачетная контрольная работа. Работа проводится по карточкам, у каждого учащегося свой вариант. Результаты этой работы, как и первой заносятся в специальную тет радь.

Из этих записей видно, какой прогресс достигнут в ликвидации пробелов в знаниях.

Индивидуальная работа с обучающимися по ликвидации пробелов по русскому языку.

Грамотность зависит не только от знания учеником правил правописания, но и от многих других факторов: насколько безошибочно слышит он звуковой состав слов; понимает их смысл, строение и связь с другими словами в предложении; много ли он читает; насколько богат его активный словарь и развита связная речь. Поэтому надо прежде всего выяснить, чего недостаёт ему для хорошей успеваемости: или он пропустил материал и вся беда его в незнании правил, или же ему «не даётся» грамотность, а необходимые навыки не формируются.

Учёт пробелов можно отражать в специальной «Ведомости учёта текущих пробелов», в которой отмечаются все изучаемые орфограммы и пунктограммы и результаты проверки ЗУНов учащихся по каждой теме, включая отработку пропущенного по каким-то причинам или не усвоенного вовремя учебного материала.

Гораздо сложнее обстоит дело, когда грамотность и по мнению ученика, и по мнению учителя «не даётся». Важным средством при этом является анализ типичных ошибок. Такой учёт поможет объективно рассказать о степени запущенности грамотности. При опросе ученика можно установить характер его затруднения: то ли он не знает правил правописания, то ли он не может эти правила применять, то ли ему недостаёт общего языкового развития.

Первый этап – это учёт ошибок, являющихся типичными для всей группы ошибок, который отражается в «Тетради учёта ошибок группы» (заполняется после проверки контрольных диктантов).

Образец:

Дата_____________

Выполняли контр. работу_______уч-ся; отсутствовали________уч-ся

На «5»:_____; на «4»: ______; на «3»:______; на «2»:_____

Качество:__________%; абсолютная успеваемость:___________%;

Вид орфограммы, пунктограммы

Слова, предложения, в которых допущены ошибки

Ф.И.уч-ся, допустивших ошибки на данное правило

Проверяемая безударная гласная в корне

Тя..жёлый

В.е.селье

Г.о.ристый

Иванов С.(!)

Петрова Ю.

Чем хороши такие «Тетради»? Тем, что они очень полезны, просто необходимы для учителя русского языка. Типичной считается ошибка, если она трижды встретилась в работах учеников всей группы. Выписав ошибки из контрольной работы, сразу видишь, над какими разделами надо больше работать. Значит, при всех видах работ стараюсь больше всего уделять внимание этим правилам (объяснение слов, комментирование, графическое выделение, грамматические разборы и т.д.) Во-вторых, эти тетради хороши и для строго индивидуальной работы: в любую минуту урока ученику её можно дать для работы над своими ошибками у доски или на месте, ибо здесь собран материал по всем основным правилам правописания.

Второй этап. Кроме общего учёта ошибок, существует индивидуальный учёт ошибок (при проверке рабочих тетрадей ошибочное написание не исправляется, а подчёркивается – ученик должен сам исправить, объяснить графически). Здесь возможны проблемы, т.к. учащиеся не все выполняют работу над ошибками в своих тетрадях: не хотят, не владеют навыком проверки, не приучены с начальных классов работать над ошибками.

Установить характер ошибки – это ещё только начало работы, конечная же цель – такие ошибки изжить, избавиться от них.

Форм работы по ликвидации запущенности в грамотности учащихся много, но в основе своей – это следующие:

    комментированное письмо:

ученик должен не просто писать, а писать, постоянно рассуждая, причём рассуждая строго определённым образом. Например: чита..т – глагол с безударным личным окончанием, значит, ставлю глагол в неопределённую форму: читать, оканчивается на –ать, в исключениях нет – 1 спряжение – пишу Е.

решение орфографических задач по алгоритму (особенно эффективный способ работы для слабых учеников).

Рассмотрим на примере правописания безударных падежных окончаний существительных.

На ветк.. сирен.. сидел воробей.

На ветк… сирен…

1) ветка (ж.р., 1 скл.) 1) сирень (ж.р, 3 скл.) – только И

2)на земле (П.п.)

Алгоритм «Правописание безударных падежных окончаний существительных: Е или И?»:

1)Ставлю слово в начальную форму (Кто? Что?) Определяю склонение:

1 скл. 2 скл. 3 скл. –ия, -ие, -ий

И или Е только Е только И только И

2)проверяю словом с ударным

окончанием «земля»

(по принципу единообразного написания

морфем)

Навыки работы по алгоритму доводятся до автоматизма.

Если такую работу проводить постоянно, то не сразу, конечно, но ощутимый результат почувствуется.

Главное достоинство занятий комментирования, в том числе и по алгоритму, в том, что они позволяют формировать весь комплекс умений, развивают орфографическую зоркость, учат выбирать нужное правило и применять его.

*Работа над ошибками (используется «Тетрадь учёта ошибок группы», подчёркивание ошибочных написаний в рабочих тетрадях, работа со словарём).

Третьим немаловажным условием успешной работы является

*разнообразие тренировочного материала (разной степени трудности).

Существуют и другие формы работы: организация взаимопомощи учащихся, помощи со стороны родителей, помощь учителя, самостоятельная работа учащихся дома по определённой учителем программе.

Таким образом, задача индивидуальной работы – ликвидировать пробелы в знаниях учащихся, «слабых» вывести в «средние», а «средних»– в «сильные».

План работы по ликвидации пробелов в знаниях по русскому языку

п\п

Виды деятельности

Срок

Составление и реализация индивидуального плана занятий со слабоуспевающими учащимися

Октябрь

Вовлечение мастера производственного обучения группы в учебно-воспитательный процесс:

Информирование родителей учащихся о результатах тренировочно -диагностических работ;

Проведение индивидуальных бесед с родителями с целью усиления контроля за подготовкой слабоуспевающих учеников

В течение учебного года

Обеспечение учеников необходимыми методическими материалами по русскому языку для дополнительной самостоятельной работы.

С начала учебного года.

Определение для учащихся конкретных тем для отработки знаний, умений, навыков, необходимых для преодоления минимального порога успешности по русскому языку.

Ноябрь

Контроль выполнения индивидуальных заданий

На каждом уроке

Проведение занятий по разделам программы, вызвавшим наибольшее количество ошибок:

Звуки и буквы, звукобуквенный анализ слова;

Лексика и фразеология, лексическое значение слов, фразеологические обороты, синонимы, антонимы, омонимы);

Морфемный и словообразовательный разбор; орфограммы в приставках, корнях, окончаниях слов, полногласие в словах, употребление гласных после шипящих;

Правописание суффиксов различных частей речи;

Синтаксис: словосочетание, двусоставные и односоставные предложения; грамматические основы в предложениях разных видов; ССП, СПП, БСП: их отличительные особенности, знаки препинания в них;

Знаки препинания при обособленных определениях, обстоятельствах, сравнительных оборотах;

Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением

Консультация.

Дополнительные занятия по графику

Комплексный анализ текстов.

По плану

Методика сжатого изложения. Применение трех способов сжатия текста при написании изложения.

По плану

Строение сочинения-рассуждения. Этапы работы над сочинением-рассуждением.

По плану

Умение создавать текст в соответствии с заданной темой. Выражение собственного мнения, аргументация.

По плану

Осуществление речевого самоконтроля. Умение оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать собственные тексты.

По плану

Составление и ведение мониторинга для сравнения результатов, показанных каждым учеником во время тестирования.

С начала учебного года.

Программа ликвидации пробелов в знаниях учащихся

Цель:
добиться того, чтобы не было разницы между оценками за текущий контроль преподавателя и оценкой независимой экспертизы;

(Интернет-уроки указываются на сайте видеоуроков )



Тема


ЗУН


ОУУН


Задания, способы работы


Форма контроля


1


Фонетические единицы языка. Фонетический и орфоэпический разбор и анализ слова. Орфоэпические нормы русского литературного языка. Алфавит


-знать фонетические единицы, их классификацию;
- знать нормы литературного произношения и ударения;
- знать соотношение звука и буквы;
- уметь производить фонетический разбор


-уметь производить анализ явлений;


- уметь извлекать необходимую информацию из различных источников;


- ставить цель деятельности


1)карточки-задания


2)Словарик «Орфоэпический минимум»


3) интернет-урок «Фонетика. Лексика. Орфография» // Русский язык. 8 класс 2

3) Орфоэпический диктант-онлайн


Тест «Орфоэпические нормы литературного языка»


2


Лексическое значение слова. Фразеологический состав русского языка. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ


-знать о прямом и переносном значении слов, группы слов по происхождению и значению;


- уметь находить фразеологизмы, проводить лексический, орфоэпический, грамматический анализ


-адекватно воспринимать письменную речь;


- осуществлять поиск информации


1) интернет- уроки «Лексика и фразеология. Часть 1. Часть 2» // Русский язык. 7 класс

2) онлайн-тест «Лексическое значение слова» (задания 1-20)


3


Лексические нормы


4


Значимые части слова. Морфемный анализ слова. Основные способы словообразования. Словообразовательный анализ слова


-знать основные морфемы(корень, основу, окончание, суффикс, приставку);


-уметь определять способ образования слов


-уметь определять основную и второстепенную информацию в процессе работы с письменными источниками;


- уметь применять методы информационного поиска


1) карточки – задания


2) интернет-уроки «Основные способы образования слов в русском языке», «Морфемный и словообразовательный разбор слова» // Русский язык. 6 класс


Тест «Словообразование. Морфемика».


5


Морфология. Морфологический анализ слова. Морфологические нормы русского языка


1) карточки - задания


Тест «Орфоэпические, лексические и грамматические нормы языка»


6


Самостоятельные части речи


-знать отличие самостоятельных частей речи от служебных

Уметь определять морфологическую принадлежность слова


-уметь работать с интернет-ресурсами

Уметь классифицировать объекты языка


1) карточки - задания

2) интернет-урок «Повторение омонимичных частей речи»//Русский язык. 9 класс

3) тест-онлайн «Самостоятельные части речи», «Служебные части речи»


Тест «Омонимия слов разных частей речи»


7


Служебные части речи


8


Словосочетание


-уметь находить главное и зависимое слово в словосочетании

Уметь определять вид синтаксической связи слов в словосочетании


-уметь устанавливать логические связи между объектами

Уметь анализировать и классифицировать языковые объекты


1) карточки - задания

2)интернет-уроки «Словосочетание, его строение и грамматическое значение», «Связь слов в словосочетании»

3) онлайн-тест «Способы подчинительной связи в словосочетании. 8 класс» тест №2-3


Тест «Словосочетание»


9


Предложение. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.


-знать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;

Уметь находить грамматическую основу предложения

Уметь определять тип сказуемого


-уметь извлекать информацию из различных источников

Уметь осуществлять самокоррекцию знаний


1) карточки - задания

2) интернет-уроки «Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации» // Русский язык. 5 класс;

«Подлежащее», «Сказуемое. Простое глагольное сказуемое», «Составное именное сказуемое»// Русский язык, 8 класс


Тест "Словосочетание."


10


Употребление гласных букв И/Ы, А/Я,У/Ю,О/Ё/Е после шипящих и ц. Употребление Ъ и Ь


-знать правила употребления названных орфограмм

Уметь выбирать написание гласной в после шипящих и ц в разных морфемах


-уметь анализировать объекты

Уметь систематизировать информацию


1) интернет-уроки «Буквы ё и е после шипящих в суффиксах страдательных причастий настоящего времени» //Русский язык. 7 класс; «Разделительные Ъ и Ь»//Русский язык. 5 класс

2) карточки - задания


Тест «Правописание приставок, окончаний и суффиксов»


11


Правописание корней, приставок, суффиксов различных частей речи. Правописание Н и НН в различных частях речи.


-уметь выбирать написание гласной в корнях с чередованием;

Уметь выбирать написание Н и НН в словах разных частей речи;

Уметь выбирать слитное, раздельно, дефисное написание местоимений


-уметь анализировать слово с точки зрения морфемного строения, частеречной принадлежности

Уметь самостоятельно выбирать правило и применять его


1) карточки - задания
2) интернет-уроки «Повторение орфографии. Правописание одной и двух Н в различных частях речи»//Русский язык. 9 класс»; «Знаки препинания при однородных членах предложения, вводных словах; тире между подлежащим и сказуемым; орфограмма в корне; правописание приставок, производных предлогов»//Русский язык. 9 класс;

3) онлайн-тесты «Чередующиеся гласные в корне» (тесты №1-4); «Н-НН в различных частях речи», тест №1


Тест «Правописание Н-НН в различных частях речи»


12


Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Правописание отрицательных местоимений и наречий


-уметь выбирать написание гласных в суффиксах и причастий и окончаниях глаголов


-уметь осуществлять самоконтроль


интернет-уроки «Личные окончания глаголов»//Русский язык. 5 класс; «Обобщение сведений о причастии»//Русский язык. 7 класс


Тест «Причастие»


13


Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Правописание НЕ и НИ. Слитное, дефисное, раздельное написание


-уметь выбирать написание заявленных орфограмм


-уметь классифицировать объекты

Уметь выбирать алгоритм действия


1) карточки - задания

2) интернет-урок «Различение частицы НИ, союза НИ-НИ, приставки НИ»//Русский язык, 7 класс; «Повторение орфографии. Правописание НЕ с разными частями речи»// Русский язык. 9 класс


Тест «Правописание сложных слов, наречий, предлогов, союзов, частиц»


14


Пунктуация. Знаки препинания в различных предложениях. Пунктуационный анализ


-знать правила постановки тире между подлежащим и сказуемым

Уметь ставить ЗП в простом осложнённом предложении

Уметь отличать простое предложение от сложного

Уметь ставить ЗП в простых и сложных предложениях


-уметь осуществлять анализ языковых единиц

Уметь работать с ресурсами сети Интернет


1) карточки - задания

2) «Знаки препинания при однородных членах предложения, вводных словах; тире между подлежащим и сказуемым; орфограмма в корне; правописание приставок, производных предлогов»//Русский язык. 9 класс

3) онлайн-тест «Запятая перед союзом И в простых и сложных предложениях», задание В6, тест №2


Тест «Знаки препинания в предложениях с союзом И»


15


Пунктуация в простом и сложном предложении


16


Речь. Особенности разговорной речи, функциональные стили языка. Текст как речевое произведение. смысловая и композиционная целостность текста. Средства связи предложений в тексте


-знать функциональные стили речи

Уметь определять стиль текста


уметь извлекать и систематизировать информацию

уметь анализировать языковые единицы


1) карточки - задания

2) интернет-урок «Стили речи. Строение текста»//Русский язык, 8 класс


Тест «Стили речи»


17


Речь. Стили речи. Функционально-смысловые типы речи


-уметь различать тексты различных типов


Уметь находить информацию и осмыслять её


1) интернет-урок «Стили речи (обобщение изученного)» //Русский язык. 9 класс


Таблица «Функциональные типы речи и их особенности»


18


Грамматика. Морфология.


-уметь определять частеречную принадлежность слова

Знать основные морфологические нормы


-уметь перерабатывать информацию,

Уметь планировать свою деятельность


1) карточки - задания
2) интернет-урок «Морфология. Орфография» //Русский язык. 8 класс


Тест «Орфоэпические, лексические и грамматические нормы языка»


19


Основные способы словообразования


Уметь определять способ образования слова


Уметь проводить анализ объектов


1)интернет-урок «Основные способы образования слов в русском языке»//Русский язык. 6 класс

2) карточки - задания


Тест «Словообразование. Морфемика»


20


Морфологический анализ слова.

Уметь определять частеречную принадлежность слова
- знать основные морфологические нормы

Уметь перерабатывать информацию
-уметь планировать свою деятельность


1) карточки - задания

2) интернет-урок «Морфология. Орфография» //Русский язык. 8 класс


Тест «Орфоэпические, лексические и грамматические нормы языка»

Почему детям трудно в школе?

С каждым годом всё больше увеличивается количество учащихся с трудностями обучения. Уже с первых дней обучения в школе выявляется группа учащихся, которые с трудом усваивают программу по основным предметам.

На первые же проявления школьных трудностей следует обратить внимание, потому что с них начинается серьезное отставание ребенка в учебе, потеря к ней интереса и веры в свои силы. Если при этом его наказывают – и педагог, и родители (порицанием или более крутыми мерами), то желание учиться пропадает надолго, а порой и навсегда. Ребенок начинает считать себя беспомощным, неспособным, а все свои старания – бесполезными. Психологи убеждены: результаты обучения зависят не только от того, способен или не способен человек решить задачу, но и от того, насколько он уверен, что сможет решить эту задачу. Если же неудачи следуют одна за другой, то естественно, наступает момент, когда ребенок сам себе говорит: «Нет, это у меня никогда не получится». Раз «никогда», то стараться незачем! Брошенное мамой или папой между прочим: «Ну какой же ты бестолковый!» - усугубляют неуверенность ребенка. Не только слово, но и просто отношение, которое вы демонстрируете (пусть даже ненамеренно) укоряющим взглядом, интонацией, жестом, говорят ребенку порой больше громких слов. Иногда родители оправдываются: «Да я его за оценку не ругаю, но сидеть-то на уроке спокойно может?!» Дело в том, что для ребенка не столь существенно, чем вы недовольны, за что ругаете, в чем упрекаете – за плохие оценки или за плохое поведение, за то, что вертится на уроке, или за то, что не понял учебное задание. Смысл один: меня ругают – значит, я плохой, ни на что не гожусь.

1. Слабый уровень развития способностей

У каждого ребенка свой уровень развития памяти, мышления, внимания и свой предел возможностей. Кто-то легко учится на одни пятерки, а кому-то надо приложить огромные усилия, чтобы получить твердую тройку. Если Вы подозреваете, что Ваш ребенок плохо учится именно по этой причине, подтвердить или опровергнуть ваше предположение может детский психолог. Он проведет ряд психодиагностических исследований и расскажет Вам: позволяют ли интеллектуальные возможности ребенка успешно осваивать школьную программу.

2. Пробелы в знаниях по учебным предметам

В основном, такая проблема встречается у часто отсутствующих в школе детей, либо у детей с медленным темпом усвоения информации (им не хватает учебного времени, чтобы понять и выучить тему, а класс уже идет дальше по школьной программе). Постепенно нарастая, такие пробелы в знаниях по предмету приводят к тому, что ребенку все больше и больше надо прилагать усилий для понимания нового материала.

3. Завышенные требования к успеваемости

Многие родители хотят гордиться успехами своего ребенка, мечтают, чтобы он в школе получал только хорошие оценки. Но какие усилия должен для этого приложить сам ребенок, всегда ли он может соответствовать Вашим ожиданиям?

Высокие требования, особенно в сочетании с различными наказаниями за их невыполнение, часто создают у ребенка ощущение, что родители любят и принимают его, только когда он успешен и ему есть чем гордиться. И тогда, если ребенок в состоянии выполнить требования родителей, он учится хорошо любой ценой. В том числе и ценой недосыпания, отказа от общения с друзьями, увлечений и т.д. Это может привести к переутомлению, нервным срывам, депрессии, появлению страха совершить ошибку и другим негативным последствиям.

Еще печальнее, если ребенок не в состоянии выполнить требования родителей, по разным причинам: не хватает способностей, недостаточно силы воли, чтобы просиживать часы над учебниками и др. Тогда сталкиваясь с неудачей (низкими оценками), ребенок остро ее переживает. Родители же часто усугубляют ситуацию своей критикой и недовольством. Все это повторяется из раза в раз, ребенок чувствует себя беспомощным и постепенно перестает верить в свои силы, в результате: потеря интереса к учебе, отказ от выполнения домашних заданий, прогулы, заведение двойных дневников (для родителей и для школы) и т.д.

4. Неумение подчинять свое поведение правилам и требованиям

Здесь важно отметить, что есть дети, которые не умеют и дети, которые физически не могут контролировать свое поведение (дети с гиперактивностью и нарушением внимания, неврологическими заболеваниями и пр.)

Проблемы, обусловленные физиологическими особенностями деятельности мозга, как правило, нельзя скомпенсировать только мерами педагогического и психологического воздействия, здесь требуется еще и медицинская помощь. В тех случаях, когда речь идет о неумении и нежелании подчиняться существующим требованиям, наши усилия будут направлены на создание положительного отношения к правилам, проработку учебной мотивации, актуализацию потребности быть принятым и, возможно, перестройку всей системы норм и правил поведения. Для этого может потребоваться длительное время и глубокая совместная работа самого ребенка, его родителей и психолога.

5. Конфликты в школе (с детьми или учителями)

Такая проблема довольно редко встречается у детей, обучающихся в начальной школе, чаще с этим сталкиваются родители подростков. Дело в том, что есть очень большая разница между этими двумя возрастами. Детям младшего школьного возраста очень важны успехи в обучении, поэтому наибольшую симпатию вызывают одноклассники, которые хорошо учатся и не испытывают проблем с поведением. Учитель для них чаще всего важный и авторитетный человек.

У подростков же все совершенно по-другому: для них важнее, как они выглядят в глазах сверстников, пользуются ли они авторитетом и уважением ровесников, принимают ли их одноклассники. Значение фигуры учителя и школьных успехов отходят на второй план. Поэтому, чтобы решить проблему отношений в классе младшему школьнику необходимо стать успешным в учебе, у подростка же наоборот – конфликты в классе могут провоцировать значительное падение успеваемости. И только решив волнующие подростка вопросы отношений в школе, он может сосредоточиться на учебе.

Конфликты случаются в любом коллективе, и если ребенок умеет с ними справляться, то ничего страшного в этом нет. Опасность наступает тогда, когда ситуация выходит из-под контроля и становится неблагоприятной для ребенка (влияет на его статус в коллективе, эмоциональное благополучие, право на получение объективных отметок и т.д.).

6. Отсутствие интереса к обучению

Эта причина редко встречается сама по себе, гораздо чаще нежелание учиться является следствием различных трудностей, с которыми ребенок сталкивается в связи со школой: неудачами, конфликтами, частой критикой учителей и родителей, постоянным ощущением, что он хуже других и т.д. То есть любая из вышеописанных проблем может привести к отсутствию интереса к учебе. В этом случае необходимо понять, что является первичной проблемой, и уделить особое внимание ее решению.

Только разобравшись, какие факторы привели к снижению успеваемости и нежеланию учится, Вы сможете эффективно помочь ребенку. Ведь в разных случаях нужны разные методы помощи.

Что же могут родители, если школьные трудности все же появились?

Первое – не рассматривайте их как личную трагедию, не отчаивайтесь и, главное, старайтесь не показать своего огорчения и недовольства. Помните: ваша главная задача – помочь ребенку. Поэтому принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда ему будет легче в школе.

Второе – настройтесь и приготовьтесь к тому, что вам предстоит длительная совместная работа с ребенком (одному ему не справиться со своими проблемами).

Третье – ваша главная помощь: поддерживать его уверенность в своих силах, постараться снять с него чувство напряжения и вины за неудачу. Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить, как дела, или отругать, - это не помощь, а основа для возникновения новых проблем.

Четвертое – забудьте фразу «Что ты сегодня получил?» Не требуйте от ребенка немедленного рассказа о своих школьных делах, особенно если он расстроен или огорчен. Оставьте его в покое, он расскажет вам все, если будет уверен в вашей поддержке.

Пятое – не обсуждайте проблемы ребенка с педагогом в его присутствии. Лучше сделать это без него. Никогда не корите, не ругайте ребенка, если рядом его одноклассники или друзья. Не стоит подчеркивать успехи других детей, восхищаться ими.

Шестое – интересоваться выполнением домашних заданий следует только тогда, когда вы постоянно помогаете ему. При совместной работе наберитесь терпения. Ведь работа по преодолению школьных трудностей очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голос, спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз – без упреков и раздражения. Типичные родительские жалобы: «Нет никаких сил … Все нервы вымотал …» обычно такие занятия заканчиваются слезами: «Не могу сдерживаться, кричу, а то бывает и тресну». Понимаете, в чем дело? Не может сдержаться взрослый человек, а виноват – ребенок. Себя все родители жалеют, а вот ребенка – очень редко …

Почему-то родители считают, если есть трудности в письме, нужно больше писать; если плохо читает – больше читать; если плохо считает – больше решать примеров. Но ведь это утомительное, не дающее удовлетворения занятия убивает радость самой работы! Поэтому не перегружайте ребенка тем, что у него не получается.

Очень важно, чтобы во время занятий вам ничто не мешало, чтобы ребенок чувствовал – вы с ним и для него. Никогда не требуйте, чтобы ребенок сразу начинал выполнять задание самостоятельно. Сначала разберите все с ним вместе, убедитесь, что все ему понятно.

Не менее важно решать, с кем из взрослых ребенку лучше делать уроки. Мамы обычно более мягкие – но у них часто не хватает терпения, да и эмоции бывают через край … Папы жестче, но спокойнее. Старайтесь избегать таких ситуаций, когда один из взрослых, теряет терпение, вызывает на смену и «на расправу» другого.

Ребенок, имеющий школьные проблемы, только в редких случаях будет полностью знать, что ему задано на дом. И здесь нет злого умысла: дело в том, что домашнее задание почти всегда дается в конце урока, когда в классе уже шумно, а ваш «отстающий» ученик устал, и почти не слышит учителя. Поэтому дома он совершенно искренне может сказать «Ничего не задали». В этом случае справьтесь о домашнем задании у одноклассников.

При приготовлении домашних заданий общая продолжительность непрерывной работы не должны превышать 20-30 минут. Паузы после такой работы обязательны!

Не стремитесь любой ценой и не жалея времени сделать все сразу.

Седьмое – постарайтесь найти контакт с учителем, ведь ребенку нужна помощь и поддержка с обеих сторон.

Восьмое – самое важное при оказании помощи ребенку – это вознаграждение за его труд, причем не только на словах. К сожалению, родители часто забывают об этом. А если этого не делать, ребенок, начиная работать, может подумать: «Нет смысла стараться, никто не заметит моих успехов». Вознаграждение обязательно; это может быть совместная прогулка, поход в зоопарк, в кино …

Девятое детям со школьными проблемами необходим размеренный и четкий режим дня. Надо не забывать: такие дети обычно беспокойны, не собраны, а значит, соблюдать режим им совсем не просто.

Если ребенок с трудом встает, не дергайте его, не торопите, не подгоняйте лишний раз; лучше поставьте будильник на полчаса раньше.

Пожалуй, самое трудное время – вечер, когда пора ложиться спать. Родители стремятся быстрее уложить маленького ученика в постель, а он, как может, тянет время. Нередко это кончается ссорой, слезами, упреками. А потом ребенок долго не может успокоиться и уснуть … Можно предоставить ему некоторую свободу (разрешив ложиться не ровно в девять, а с девяти до пол десятого). Очень важен полный (без каких либо учебных заданий) отдых в воскресенье и особенно в каникулы.

Десятое , и последнее – своевременность и правильность принятых мер значительно повышает шансы на успех. Поэтому, если вы самостоятельно не можете определить, что мешает вашему чаду успевать в учебной деятельности и как ему помочь, или не до конца уверены в верности своей позиции по отношению к ребенку, лучше всего обратиться за помощью к специалистам (психологу, педагогу, логопеду, неврологу, детскому психиатру). Они помогут установить причину школьных трудностей, и подскажут, как выйти из создавшейся ситуации. И выполняйте все их рекомендации!