1

В статье речь идёт об организации и проведении практик бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование», на основе проекта «Практика в системе профессионального образования и личностного роста будущего специалиста». Рассматривается научно-методический контент практики бакалавров в условиях модернизации педагогического образования, позволяющий студенту реализовывать программу практики, результаты которой отражаются в технологической карте его личностного роста. Описаны цель и задачи «Портфолио профессиональных достижений», который позволяет накопить и сохранить документальное подтверждение индивидуальных образовательных и профессиональных достижений студента в процессе освоения программы практики на весь период обучения. Представлен конкурс «Наша новая школа», способствующий формированию у студентов положительного отношения к педагогической профессии, использованию их творческого и интеллектуального потенциала для решения актуальных педагогических проблем.

практика бакалавров

компетентностный подход

научно-методический конвент

портфолио профессиональных достижений

технологическая карта

индивидуальный образовательный маршрут

1. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы». – URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82% D1%8B/3071 (дата обращения: 11.07.2016 г.).

2. Государственная программа РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162191/ (дата обращения: 11.07.2016).

3. Концепция поддержки развития педагогического образования. – URL: http://Минобрнауки.рф/пресс-центр/3875 (дата обращения: 11.07.2016).

4. Лёвкина Е.В., Миронычева В.Ф., Кузина И.В. Практико-ориентированное обучение будущих педагогов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 11-3. – С. 457-459.

5. Лёвкина Е.В. Наша новая школа. Идеи молодых. – URL: http://poisknn.ru/articles/nasha_novaya_shkola.

6. Практика в системе профессионального образования и личностного роста студента-бакалавра. Выпуск 4: учебно-методическое пособие / Е.В. Лёвкина, Е.С. Иванцова, И.В. Кузина, В.Ф. Миронычева, Н.В. Федосеева; Арзамасский филиал ННГУ. – Арзамас: АФ ННГУ, 2015. – 106 с.

7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. – URL: http:// council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec15756.pdf (дата обращения: 11.07.2016).

Вопросы повышения профессионального уровня педагогических работников образовательных организаций в настоящее время находятся в русле острейшей дискуссии. Это связано, прежде всего, с обсуждением Концепции поддержки развития педагогического образования . Ведущие вузы РФ обсуждают собственные пути решения одной из важнейших проблем, понимая, что модернизация педагогического образования заключается, прежде всего, в обеспечении подготовки педагогических кадров в соответствии с Профессиональным стандартом педагога и Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.

Цель исследования. В Арзамасском филиале ННГУ на основе принятых федеральных программно-целевых документов (Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, Государственная программа РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика», «Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы», «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» и др.) одним из приоритетных направлений подготовки будущего педагога является создание условий для повышения профессиональных компетенций, необходимых для осуществления деятельности в качестве педагога . Речь идёт об организации и проведении практик бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование».

Материал и методы исследования. Нами разработан проект «Практика в системе профессионального образования и личностного роста будущего специалиста», цель которого - создание условий для эффективной подготовки педагогических кадров, соответствующих запросам регионального рынка труда . Следует отметить, что выпускники филиала работают в образовательном пространстве Нижегородской области и удовлетворяют потребности её экономической сферы в квалифицированных кадрах. Постоянно осуществляющийся мониторинг работодателей позволяет утверждать, что они в целом удовлетворены качеством подготовки молодых специалистов (наличие обсуждаемых в социуме проблем, связанных с необходимостью качественных изменений в самой системе подготовки педагога, не отрицается). В настоящее время филиалом заключено более 1000 договоров на проведение практик студентов, работает система целевых договоров, на основе компетентностного подхода разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты для студентов-практикантов, подкреплённые нормативно-правовым обеспечением практик. Мониторинг состояния педагогического образования Нижегородской области позволил построить вектор развития системы практической подготовки педагогических кадров на основе традиционных и инновационных форм взаимодействия всех участников образовательного процесса. К руководству практиками студентов привлечены опытные педагоги баз практик, преподаватели вуза.

Нами создан научно-методический контент практики, позволяющий студенту реализовывать программу практики, результаты которой отражаются в технологической карте личностного роста бакалавра. В рабочих программах практик прописаны требования к входным знаниям, умениям и готовностям бакалавров, приобретённым в результате освоения предшествующих частей ОПОП. Внимание сконцентрировано на знаниях, умениях и навыках, которые указаны в «Профессиональном стандарте педагога». В процессе прохождения практик авторы программ выбирают современные образовательные технологии, позволяющие сформировать компетенции. Продуманы результаты обучения по практике, характеризующие конкретные этапы формирования компетенций во взаимодействии с преподавателями и руководителями баз практик. Важное значение имеет выбор форм и методов реализации образовательных технологий при освоении содержательных блоков. К каждой теме предложены планируемые результаты обучения по практике. Учитывая, что самостоятельная работа является важнейшей составной частью деятельности студента в период прохождения практики, преподавателями определяется вектор самостоятельной практической работы в образовательной организации, которая может осуществляться в следующих формах: ведение «Портфолио профессиональных достижений студента-практиканта», изучение нормативно-правовых документов, научно-методической литературы, интернет-ресурсов педагогов, сайтов педагогов и ведущих учителей, разработка технологических карт уроков и воспитательных мероприятий, подготовка презентаций, анализ работы учителя-наставника, самоанализ сформированности профессиональной позиции студента, внедрение в собственный образовательный процесс новых технологий и форм обучения. Учитывая то, что образовательная организация реализует ФГОС, бакалавры создают алгоритм формирования на собственных уроках и во внеклассной работе универсальных учебных действий и предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся. Фонды оценочных средств включают перечень компетенций практики с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы с указанием результатов обучения (знаний, умений, владений), характеризующих этапы их формирования, описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования. В качестве форм оценочного средства выступают современные продукты профессиональной педагогической деятельности (интеллект-карта, буктрейлер, инфограмма и др.). После окончания практик студент должен сдать на кафедру «Портфолио профессиональных достижений бакалавра».

Портфолио профессиональных достижений - систематизация опыта и знаний, накапливаемых практикантом путём обработки профессиональной информации и методических материалов, отражающих его педагогическую деятельность в качестве учителя, классного руководителя, позволяющая структурировать направления личностного развития и профессионального роста и продумать взаимодействие с квалифицированными специалистами и администрацией образовательной организации, дать объективную оценку сформированности компетенций. Основная цель формирования «Портфолио профессиональных достижений» - накопить и сохранить документальное подтверждение индивидуальных образовательных и профессиональных достижений студента в процессе освоения программы практики на весь период обучения. Задачи портфолио студента: развитие мотивации к образовательным и профессиональным достижениям; развитие умений объективно оценивать уровень развития компетенций; развитие конкурентоспособности будущего специалиста на рынке труда. «Портфолио профессиональных достижений» студента служит информативным дополнением на экзамене и на собеседовании у работодателя, иллюстрируя его образовательную активность и личностный потенциал.

Содержание «Портфолио студентов-практикантов» (учебная педагогическая практика, 3 курс, 6 семестр, 3 з.е., 108 часов) включает в себя: предписание на практику (хранится в личном деле), титульный лист, информацию о классе (расписание уроков, список класса с указанием общественных поручений), дневник практики, , технологическую карту воспитательного мероприятия, презентацию воспитательного мероприятия, буклет для родителей по актуальным проблемам воспитания и обучения школьников, педагогический очерк, технологическую карту личностного роста бакалавра, благодарности, полученные в ходе практики, фото- и видеоматериалы. Для проведения контроля сформированности компетенции используется дифференцированный зачет с оценкой, который осуществляется по итогам проверки «Портфолио бакалавра» на основании технологической карты личностного роста бакалавра. Оценивание осуществляется на основе технологической карты личностного роста бакалавра, в которой представлен уровень сформированности компетенций. Это инструмент независимой профессиональной сертификации деятельности студента-практиканта специалистами баз практики, методистами вуза, включающий обязательную самооценку. Критерии и процедуры оценивания результатов практики, характеризующие этапы формирования компетенций, помогают студенту скорректировать результаты педагогической деятельности, повысить оценку. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки результатов практики, характеризующие этапы формирования компетенций и для контроля сформированности компетенции, представляют собой методические рекомендации по работе с конкретным продуктом педагогической деятельности. Предложенное ресурсное обеспечение практики ориентирует студента в выборе научно-методического материала, необходимого для моделирования педагогической деятельности.

Проанализируем специфику формирования компетенций бакалавров на учебной педагогической практике (3 курс, 6 семестр), цель которой - формирование практических умений и навыков, необходимых для осуществления деятельности в качестве классного руководителя в условиях реализации компетентностного подхода. Практикант, осваивающий программу бакалавриата на учебной педагогической практике, должен обладать способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3), готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6), способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности (ПК-7). В ходе учебной педагогической практики реализуются следующие виды профессиональной педагогической деятельности: изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования; обучение и воспитание в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов; использование технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметных областей; организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями (законными представителями), участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом для решения задач профессиональной деятельности; формирование образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий; обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Поскольку практикант выполняет функции классного руководителя, виды профессиональной деятельности ориентированы на воспитательный аспект.

При определении показателей результативности работы студента-практиканта мы придерживаемся понятия, определяющего качественную характеристику того или иного направления деятельности. Индикатор - это то, что позволяет отображать ход какого-либо процесса, его результаты, состояние объекта наблюдения в простой и доступной человеку форме. Для нас при определении индикаторов, характеризующих результативность деятельности студента-практиканта, важно то, что это характеристика, которая доступна не только наблюдению, но и измерению. Под показателем мы понимаем критерий или признак, на основании которого производится измерение и оценка того или иного процесса. Под индикатором мы будем понимать характеристику, которая измеряется и которая количественно характеризует какое-либо качественное состояние, выражаемое через показатель. Под дескриптором будем понимать описание результатов деятельности студентов-практикантов на определенном уровне, выраженных в конкретных действиях (таблица 1).

Таблица 1

Технологическая карта оценивания сформированности компетенций студентов в ходе учебной практики

Индикаторы

(обобщённые результаты обучения)

Дескрипторы

(динамика результатов обучения, выраженных в конкретных действиях)

Формируемые компетенции

Дневник практики

Требования к оформлению деловых документов.

Отражение всех видов деятельности в качестве классного руководителя.

Фиксация всех видов деятельности в качестве классного руководителя.

Кластер «Педагогическое взаимодействие»

Опора на базовые культурные ценности, современные принципы толерантности, диалога и сотрудничества в рассмотрении вопроса педагогического взаимодействия.

Информативность, аргументированность, наличие причинно-следственных связей между компонентами кластера.

Разработка кластера.

Технологическая карта

воспитательного мероприятия

Актуальность темы воспитательного мероприятия, ее направленность на решение ключевых задач в области воспитания, обозначенных в государственных документах.

Соответствие темы ВМ возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.

Соответствие цели и задач ВМ выбранным методам.

Рефлексия.

Соответствие плана беседы ее цели (направленность беседы на формирование у учащихся толерантного отношения к социальным и культурным различиям, уважительного и бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям).

Актуальность проблемы диспута, ее соответствие возрастным особенностям учащихся.

Полнота и правильность оформления списка литературы (наличие печатных и электронных ресурсов).

Разработка и проведение воспитательного мероприятия.

Презентация воспитательного мероприятия

Требования к оформлению и содержанию презентации.

Разработка презентации для проведения ВМ.

Буклет для родителей

Требования к оформлению буклета.

Актуальность и информативность буклета.

Разработка буклета для родителей по актуальным проблемам воспитания и обучения детей.

Педагогический очерк

Требования к написанию педагогического очерка.

Составление письменного речевого высказывания в жанре педагогический очерк.

Оценивание сформированности компетенций осуществляется на основе технологической карты (таблица 2).

Таблица 2

Технологическая карта личностного роста бакалавра

ФИО студента

Вид практики

Учебная (педагогическая)

Факультет, курс

Сроки практики

Направление,

профиль подготовки

База практики

Формируемые компетенции

Классный руководитель

Методист

Дневник практики

Кластер «Педагогическое взаимодействие»

Технологическая карта ВМ

Презентация ВМ

Буклет для родителей

Педагогический очерк

Итого баллов

Каждая компетенция оценивается в баллах от 3 до 5.

Оценка «удовлетворительно» бакалавру ставится при количестве баллов от 189 и менее.

Оценка «хорошо» бакалавру ставится при количестве баллов от 180 до 204.

Оценка «отлично» бакалавру ставится при количестве баллов от 205 до 225.

Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут студентов-практикантов демонстрирует степень готовности к работе в качестве классного руководителя.

Результаты исследования и их обсуждение. Сопровождение будущих педагогов в процессе вхождения в профессию осуществляется разными способами. Например, у студентов пользуется популярностью Региональный конкурс научно-исследовательских проектов «Наша новая школа» для молодых учёных, организуемый в рамках деятельности Научно-методического центра имени В.П. Вахтерова, функционирующего при кафедре педагогики и психологии педагогического образования .

Организация конкурса «Наша новая школа», в первую очередь, позволяет вовлечь студентов в научно-практическую и исследовательскую деятельность, подготовить квалифицированные педагогические кадры, выявить наиболее одаренных и талантливых студентов. При этом участие в конкурсе не только развивает у студентов интерес к профессиональному творчеству, креативное мышление и самостоятельность при решении научно-педагогических задач, но и способствует формированию положительного отношения к педагогической профессии, использованию их творческого и интеллектуального потенциала для решения актуальных педагогических проблем.

Научно-исследовательский педагогический проект конкурсантов, как правило, опирается на собственные знания, представляет собой самостоятельно проведенное исследование, апробированное на практике в условиях реального педагогического пространства и имеющее подтверждение в публикациях и выступлениях на конференциях и семинарах различного уровня. Жюри - ведущие педагоги образовательных организаций города, учёные и преподаватели филиала, работодатели. При оценке проекта особое внимание уделяется практической значимости работы. Ежегодно конкурс проводится по нескольким направлениям, связанным с актуальными педагогическими проблемами. Например: «Образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе современной школы в условиях реализации ФГОС»; «Гражданско-патриотическое воспитание молодежи»; «Технологические приёмы медиаобразования как средства формирования медиаграмотности обучающихся»; «Инклюзивное образование»; «Система поддержки одаренных детей»; «Сохранение и укрепление здоровья учащейся молодежи»; «Педагогика чтения» и др. Студенты предлагают инновационные педагогические идеи, разрабатывают авторские модели и научно-методическое сопровождение обучения и воспитания школьников, описывают эффективные практики обучения и воспитания, апробируют новые программы, инновационные методические подходы и технологии воспитания. Важно отметить, что большинство проектов, представляемых на конкурс, имеют интерес в профессиональном сообществе, востребованы студентами-практикантами и молодыми учителями.

Участие в конкурсе «Наша новая школа» позволяет решать вопрос о подготовке нового поколения педагогических работников, способных квалифицированно, компетентно решать профессиональные задачи, готовых к инновационной деятельности, к сотрудничеству со всеми участниками образовательного процесса, к реализации социального заказа общества.

Выводы. Таким образом, новые подходы к организации и подготовке практик студентов дают возможность будущим педагогам свободного входа в индивидуальный образовательный маршрут, где усилены связи всех компонентов содержания подготовки (предметных, психолого-педагогических, информационно-технических) с практическими профессиональными задачами педагога при поддержке специалистов баз практик.

Библиографическая ссылка

Лёвкина Е.В., Миронычева В.Ф., Кузина И.В. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНТЕНТ ПРАКТИКИ БАКАЛАВРОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24959 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

ПОРТФОЛИО
профессиональных достижений педагогического работника

Период: 7 лет (с 2009 по 2015 гг), 2 выпуска (первый - с 2009 по 2012 гг, второй - с 2011 по 2015 гг)

Критерий I «Стабильные результаты освоения учащимися, воспитанниками образовательных программ»
Своей главной задачей, как педагог, считаю создание обстановки для максимального развития каждого ребенка. Обучение рассматриваю как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым. Обучение и воспитание учеников строю на деятельностном, развивающем подходе. Важными считаю не только усвоенные в школе знания, но и способы усвоения, мышления и учебной работы, развитие познавательных сил и творческого потенциала учеников.
Используя современные образовательные технологии, имею позитивные результаты проводимых занятий, что обеспечивает эффективность обучения. Мои ученики имеют стабильное качество знаний, успеваемость – 100%, в дальнейшем без труда адаптируются в среднем звене.
Мониторинг качества и успеваемости обучающихся

Учебный год
2009-2010 уч. год

2 класс
2010-2011 уч. год

3 класс
2011-2012 уч. год

4 класс
2012-2013 уч. год

2 класс
2013-2014
уч. год

3 класс
2014-2015
уч. год

4 класс

Качество
66%
55%
70 %
65%
47%
56%

Успеваемость
91%
100%
100%
100%
100%
100%

Средний балл качества по предметам в 4 классе составляет – 4, СОУ четвероклассников – 72%.
Предметные и метапредметные результаты учащихся (за последние 3 года)

Показатели
Значения показателей

2 кл
3 кл
4 кл

Кол-во обуч-ся
%
Кол-во обуч-ся
%
Кол-во обуч-ся
%

Метапредметные результаты

регулятивные
12
50%
14
63%
18
90%

познавательные
15
83%
16
77%
18
90%

коммуникативные
9
37%
15
68%
19
95%

Предметные результаты
(динамика качества обучения по базовым общеобразовательным предметам)

русский язык
517
74%
14
67%
16
80%

литературное чтение
20
87%
19
90%
19
95%

математика
19
83%
13
62%
15
75%

окружающий мир
20
87%
17
81%
18
90%

С целью определения мотивации и интереса учащихся к изучению таких предметов, как русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир провожу анкетирование детей, их родителей, а также изучаю продукты деятельности учеников (домашних, индивидуальных, поисково-исследовательских и творческих заданий). Показателями повышения роста интереса к изучению предметов являются позитивная динамика количества учащихся – участников предметных олимпиад и творческих конкурсов различных уровней, количества школьников, участвующих в исследовательской деятельности.
Составить более полную картину о достижениях детей позволяет ведение портфолио, где фиксируется информация об участии конкретного ученика в различных предметных конкурсах и олимпиадах. Эта важная современная форма оценивания способствует повышению активности и самостоятельности учащихся, постоянному росту учебной мотивации. Кроме того, мы с ребятами ведем «Портфолио класса», в котором фиксируются достижения классного коллектива.
Критерий II «Позитивные результаты внеурочной деятельности учащихся по учебным предметам»

Целью организации внеурочной деятельности школьников ставлю расширение кругозора учащихся по школьным предметам, повышение учебной мотивации и самовыражения детей. В основу организации внеурочной деятельности в рамках социального направления положена общественно – полезная деятельность. Формы организации: работа в рамках проекта «Благоустройство школьной территории»; работа по озеленению класса, школы; организация дежурства в классе; профориентационные беседы, встречи с представителями разных профессий; выставки поделок. Спортивно – оздоровительное направление реализую через такие формы как физкультурные праздники и соревнования, кружок «Подвижные игры» (подвижных, народных, оздоровительных игр). Общеинтеллектуальное направление реализуется через такие формы как познавательные беседы, кружок «Хочу знать!», олимпиады, детские исследовательские проекты.
Большое внимание в своей работе уделяю одаренным детям и детям, проявляющим повышенный интерес к изучаемым предметам. С ними веду индивидуальную работу. В итоге - учащиеся имеют высокие результаты участия в городских конкурсах. За последние два года: 3 место в конкурсе детского рисунка по противопожарной тематике, 3 место в городском конкурсе детских творческих проектов, 2 место в городской выставке творческих работ. Кроме того, ученики активно принимают участие в школьном и городском конкурсах чтецов и занимают призовые места.
Немаловажное значение имеем здоровье учащихся. Учащиеся успешно выступают в спортивных состязаниях. Два моих четвероклассника (в 2012 году) и два четвероклассника (в 2015 году) получили «Диплом сдавшего зачет и выполнившего нормативы физической подготовленности «Спортивно-технический комплекс «Готов к труду и защите Отечества» на оценку «отлично».
Особое внимание - исследовательским умениям младших школьников. Вовлекаю учащихся и в создание мультимедийных продуктов, проектов, презентаций. Ежегодно мои ученики активно занимаются исследовательской деятельностью и имеют хорошие результаты. В течение последних 7 лет, успешно выступая на общешкольной научно-практической конференции, мои ученики получают высокую оценку своего труда и вне стен школы. Так, в 2009 году моя ученица заняла 3 место в городской ученической конференции «Первые шаги в исследовательскую деятельность», стала участницей Регионального тура Российского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь». В 2010 году мои ученики заняли 1 место в городском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов «Я - исследователь», в 2011 году - 2 место во Всероссийской научно-практическая конференция «Научное творчество молодежи». В 2011 году мои третьеклассницы представляли исследовательскую работу на городском семинаре для педагогов «Использование ИКТ в исследовательской деятельности младших школьников».
Результаты внеурочной деятельности и достижения обучающихся

Год
Ф.И.
обучающегося
Класс
Результативность
Достижения

Уровень участия
Вид участия (конференция, конкурс, соревнование и др.)
1 м
2 м
3 м

2009
ХХХ
(исслед. работа «Почему пшеницу не выращивают дома?»)
1
Школьный

Областной г. Анжеро-Судженск

Региональный
Общешкольная научно-практическая конференция «Умник – 2009»

Городская ученическая конференция «Первые шаги в исследовательскую деятельность»

Региональный тур Российского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь»

2011
ХХХ, ХХХ (исслед. работа «Связь имен и времен»)
2

3
Школьный

Городской

Региональный

Российский

Конкурс исследовательских работ и творческих проектов «Я исследователь»

Региональный тур Российского конкурса исследовательских работ и творческих проектов «Я – исследователь»

Всероссийская научно-практическая конференция «Научное творчество молодежи»

2011
ХХХ, ХХХ (исслед. работа «А из нашего окна клумба школьная видна»)
3
Школьный

Российский

Городской
Общешкольная научно-практическая конференция «Умник-2010»

Всероссийская научно-практическая конференция «Научное творчество молодежи

Семинар «Использование ИКТ в воспитательно – образовательном процессе»

2011
ХХХ
3
Городской
Выставка детского прикладного творчества «Рукам работа – сердцу радость!» (в номинации «Бумага»)

2011
ХХХ
3
Городской
Выставка детского прикладного творчества «Рукам работа – сердцу радость!» (в номинации «Макет»)

2011
ХХХ
3
Городской
Выставка детского прикладного творчества «Рукам работа – сердцу радость!» (в номинации «Глина»)

2011
ХХХ
3
Городской
Выставка творческих работ, посвященной юбилею города Тайги и Дню космонавтики.

2011
ХХХ
3
Городской
Выставка детского прикладного творчества «Рукам работа – сердцу радость!» (в номинации «Бросовый материал»)
+

2011
ХХХ
3
Городской
Конкурс творческих работ «Мой любимый учитель»
+

2011
ХХХ (исслед. работа «Солить или не солить?»)
3
Школьный
Общешкольная научно-практическая конференция «Умник – 2011»

2012
ХХХ (исслед. работа «В чем секрет успешной учебы?»
ХХХ (исслед. работа «Молочай: польза или вред?»
ХХХ (исслед. работа «Польза и вред молока»
1

4
Школьный
Общешкольная научно-практическая конференция «Умник – 2012»

2012
ХХХ
4
Городской
Конкурс чтецов
+

2012
ХХХ (исслед. работа «Дед Мороз и Санта Клаус: один и тот же волшебник?»)
4
Областной
Научно-практическая конференция исследовательских работ школьников образовательных учреждений Кемеровской области «Диалог – 2012»

2014
ХХХ (исслед. работа «Яблоко на ужин – и врач не нужен!»
3
Школьный
Общешкольная научно-практическая конференция «Умник – 2014»

2014
ХХХ
3
Российский
Всероссийский дистанционный арт-проект «Кукольный мир»
+

2014
ХХХ
3
Российский
VII Всероссийская олимпиада по математике для 3-4 классов «Вот задачка»
IV Всероссийская олимпиада по литературному чтению для 3- 4 классов «Вот задачка»
VI Всероссийская олимпиада по окружающему миру для 3-4 классов «Вот задачка»
+

2014
ХХХ
3
Российский
Всероссийская олимпиада по литературе (ФГОСтест)

2015
ХХХ, ХХХ (исслед. работа «Защитники земли русской»
4
Школьный
Общешкольная научно-практическая конференция «Умник – 2015»

2015
ХХХ
4
Российский
Всероссийский конкурс детского творчества «Новый год шагает по стране!»

2015
ХХХ
4
Российский
Всероссийская олимпиада по предмету «Окружающий мир (животные» (ФГОСтест)

Одной из наиболее эффективных форм работы, способствующих повышению интереса школьников к знаниям, развитию их способностей, являются олимпиады. Учащиеся моего класса - активные участники школьных предметных олимпиад среди учеников 3-4 классов. Число учеников класса, принимающих участие в школьном туре предметных олимпиад (75%) и результативность их участия свидетельствует о высоком уровне знаний младших школьников.
Результативность участия обучающихся в олимпиадах по предмету школьного и муниципального уровней

Год
Ф.И. обучающегося
Класс
Уровень участия
Результативность
Дополнительные
сведения

1 м
2 м
3 м
.

2010
ХХХ
3
школьный

русский язык

2010
ХХХ
3
школьный
+

математика

2011
ХХХ
4
школьный

математика

2011
ХХХ
4
школьный

литература

2011
ХХХ
4
школьный

окружающий мир

2011
ХХХ
4
школьный
+

литература

2012
ХХХ
4
городской

математика

2012
ХХХ
4
городской

литературное чтение

2012
ХХХ
4
городской
+

литературное чтение

2014
ХХХ
3
школьный
+

русский язык

2014
ХХХ
3
школьный
+

математика

2015
ХХХ
4
школьный
+

русский язык

2015
ХХХ
4
школьный
+

окружающий мир

2015
ХХХ
4
школьный

математика

2015
ХХХ
4
школьный
+

литературное чтение

2015
ХХХ
4
городской

английский язык

2015
ХХХ
4
городской

окружающий мир, литературное чтение, русский язык

Кроме того, 80% четвероклассников (2012 г.) стали участниками олимпиад Олимпус, которые организованы Институтом Развития Школьного Образования (ИРШО): 14 человек – по русскому языку и 12 человек по математике. Один ученик в результате стал лауреатом по русскому языку.
Критерий III «Эффективность воспитательной работы учителя»

Работая учителем начальных классов, ежегодно являюсь классным руководителем. Через создание благоприятного психологического климата, чувства взаимопомощи, толерантности, стремлюсь вырастить творчески развитую, социально ориентированную личность, способную к саморазвитию и самореализации. Установлению наилучшего педагогического общения способствует использование коммуникативных приемов: техника выступления и общения; создание щадящих условий для учеников с ярко выраженной коммуникативной заторможенностью; мотивацию поощрения учеников за проявленную инициативу.
Цель моей воспитательной работы – создание условий, способствующих развитию творческих личностных качеств обучающихся. Для реализации этой цели проводится работа по формированию и сплочению детского коллектива. Работа ведется по разработанной мною программе, которая была представлена на городской конкурс «Самый классный классный». Результаты анкетирования и опросов детей и родителей показывают, что к 4-му классу удалось сформировать дружный классный коллектив, отношения в котором стоятся в атмосфере взаимопонимания, сопереживания и доброжелательности. Рост уровня воспитанности учащихся моего класса прямое доказательство этому.

Мониторинг уровня воспитанности учащихся (последний выпуск)

Учебный год, класс
Высокий
Средний
Низкий

2011-2012,
1 кл
40%
45%
15%

2012-2013,
2 кл
52%
35%
13%

2013-2014,
3 кл
58%
33%
9%

2014-2015,
4 кл
75%
25%
5%

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

Родители учащихся класса, классным руководителем которого я являюсь, активно участвуют в жизни класса и школы. Моя задача – помочь родителям, сохраняя лучшие традиции семейного воспитания, растить детей на основе достижений отечественной педагогики. Работа с родителями веду по двум направлениям:
повышение психолого-педагогических знаний;
вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Посещаемость родительских собраний составляет 88%. Кроме родительских собраний систематически провожу консультации и беседы для родителей по вопросам обучения и воспитания школьников, ежегодно даю открытые уроки для родителей обучающихся, работаю с классным родительским комитетом. Одной из форм взаимодействия с родителями является электронный дневник. Наряду с традиционными форами работы с родителями (посещение семей обучающихся, приглашение родителей в школу, переписка с родителями) провожу нетрадиционные родительские собрания: «Как научить ребенка жить в мире людей», «Хорошо, что есть семья, которая от бед хранит меня». Постоянное взаимодействие с родителями учеников дает положительные результаты – в классе нет родителей, недовольных обучением в данном классе и данной школе, родители помогают в проведении мероприятий, проводят экскурсии на предприятия. Живой интерес вызывают мероприятия, в которых родители сами принимают участие: конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья!», выставка «Рукам работа – сердцу радость!», фестиваль «Минута славы». Самым активным родителям класса ежегодно администрация школы присваивает звания «Папа класса», «Мама класса.
Процесс воспитания осуществляю в коллективе и через коллектив, основываясь на потребности ребенка. При осуществлении воспитания показываю ученикам перспективы их роста, оказываю посильную помощь в достижении радостей успеха. В результате этого отлично налажена работа классного самоуправления. Есть в классе и традиционные мероприятия, в том числе «Минутка общения» (дети рассказывают о том, что нового узнали, показывают, что сделали за прошедший день вне школы).
Для успешной социальной адаптации ребят привлекаю их к решению проблем местного социума. Ребята класса являются постоянными участниками традиционных школьных и городских акций («Подари игрушку детям приюта»; «Благотворительная акция ко Дню пожилого человека»; «Украсим школу к Новому году»; «Неделя добра» и др).
Ребята класса - участниками волонтерского движения. Они оказывают посильную помощь ветерану труда, поздравляют с праздниками, выступают с благотворительными концертами в стенах школы и на предприятиях города, в дошкольных образовательных учреждениях.
С целью преемственностью и повышения эффективности воспитательного потенциала образовательной среды школы и воспитательного пространства города, направленного на формирование у учащихся гражданской культуры, толерантности, развития познавательных способностей, поддерживаю тесную связь с образовательными учреждениями города: музыкальной школы, «Домом творчества юных», спортивными школами, детской библиотекой, городским музеем. В результате такого взаимодействия мои воспитанники активно посещают учреждения дополнительные образования города. Вовлечение детей класса в кружки, секции, художественную и музыкальную школы составляет 100% учащихся класса. 13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Критерий IV «Обеспечение качества организации образовательного процесса на основе использования активных методов обучения, современных образовательных технологий деятельностного типа, в том числе информационных»
В своей работе активно использую современные образовательные технологии, что помогает организовать учебный процесс в соответствии с современными требованиями. Проектную технологию использую в качестве механизма формирования у детей ключевых надпредметных компетенций. Результат работы над одним из проектов - «Эта чудесная вода!» размещен на сайте КузВики (http://wiki.kem-edu.ru /index.php/Эта_чудесная_вода!). В процессе проектной деятельности развиваются не только коммуникативные навыки ребёнка, но и формируются ценностные основания личности, гражданская компетентность, что в современных условиях становится всё более актуальным. Здоровьесберегающие технологии «работают» на каждом уроке и направлены на укрепление физического и психического здоровья учащихся.
Имея индивидуальную программу профессионального саморазвития, в течение нескольких лет работала по теме «Организация исследовательской деятельности младших школьников». Опыт работы по исследовательской работе с обучающимися обобщен методическим советом школы в 2012 году, был представлен на городском семинаре «Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе».
Использование информационно-коммуникативных технологий позволило стать в 2010 году участником областного конкурса «ИТ – педагог Кузбасса 21 века», провести мастер-класс по теме «Учебный проект с использованием ИКТ» в КРИПК и ПРО. Профессионализм помог выступить экспертом Третьего (2011 г.), Четвертого (2012 г.), Пятого (2013 г.) открытых профессиональных конкурсов педагогов «Мультимедиа урок в современной школе», проводимых Институтом на Факультете «Реформа образования» образовательного портала «Мой университет» в экспертной комиссии по направлению «Начальная школа». Проявила себя как специалист в области экспертизы мультимедиа материалов, за что трижды была (в 2011 году, 2012 году, 2013 году) направлена Благодарность на адрес образовательного учреждения. В 2014 г. и в 2015 г. работала в качестве эксперта комиссии по направлению «Предметы начальной школы» Открытого профессионального конкурса педагогов «ИТК на службе ФГОС». Опыт работы по использованию новейших технологий в учебном процессе размещаю на областных и федеральных образовательных сайтах.
Публикации

№ п/п
Тема, место
Форма
Дата, документ

1
«Мультимедиа в представлении результатов исследования младших школьников (мультимедийные презентации)» (образовательный портал «Мой университет»)

2011, свидетельство

2
«Этапы создания ММ продукта» (образовательный портал «Мой университет»)
Статья в сборнике «Использование и развитие мультимедиа технологий в современном образовании»
2011, свидетельство

3
«Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Хочу знать!» (Дистанционный образовательный портал «Продленка»)
Методический материал
2012, свидетельство

4
«ММ в образовательном процессе: когда? почему? зачем?» (образовательный портал «Мой университет»)
Статья во Втором сборнике статей «Использование и развитие мультимедиа технологий в современном образовании»
2012, сертификат

5
«Информационная компетентность учителя в проектировании мультимедиа уроков» (образовательный портал «Мой университет»)
Статья в Третьем сборнике статей «Использование и развитие мультимедиа технологий в современном образовании»
2013, сертификат

6
«Наш край родной» (Дистанционный образовательный портал «Продленка»)
Урок
2013, свидетельство

7
«Эта чудесная вода!» (портал «ЗАВУЧ.ИНФО»)
Проект
2013, диплом

8
«Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Хочу знать!» (электронное периодическое издание «Наукоград»)
Методический материал
2013

9
«Повышение ИКТ-компетентности педагога как шаг к успешной аттестации» (образовательный портал «Мой университет»)
Статья в Четвертом сборнике статей «Использование и развитие мультимедиа технологий в современном образовании»
2014,
свидетельство

10
Проверка и оценка результатов усвоения универсальных учебных действий школьником в начальной школе с использованием средств ИКТ
Статья в Пятом сборнике статей «Использование и развитие мультимедиа технологий в современном образовании»
2015,
свидетельство

Критерий V «Личный вклад учителя в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания»

Активное применение информационно-коммуникационных технологий, использование интерактивной доски, интернета позволяет повышать своё профессиональное мастерство, ежегодно составляет рабочие программы по различным предметам начальной школы. В течение трех лет была участником муниципальной экспериментальной площадки по курсу «Информационная культура личности». Результатом проведения проекта «Эта чудесная вода!» (2010 г.) стал вошедший в традицию школы конкурс по украшению деревьев к новогодним праздникам на пришкольной территории ледяными игрушками.
С целью распространения опыта провожу уроки и внеклассные мероприятия для коллег, городские семинары: «Использование ИКТ в исследовательской деятельности младших школьников» (2011 г.), «Внеурочная деятельность в рамках ФГОС НОО» (декабрь 2011 г.), «Оценка достижений планируемых результатов» (февраль 2012 г.), «Ресурсы духовно-нравственного воспитания при реализации программы комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (декабрь 2014 г.), «Реализация программы экологического воспитания и здорового и безопасного образа жизни» (апрель 2015 г.)

Создание базы лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на занятиях, собственных презентаций помогают в работе по составлению учебных планов, программ, методических рекомендаций, анкет, различных положений (о смотрах, конкурсах, выставках и т. п.), методик диагностики обучающихся.
Наличие научно-методических материалов, разработанных учителем

№ п/п
Тема
Форма
Дата

1
Образовательная программа начальной школы
Программа
2011

2
Программа внеурочной деятельности «Хочу знать!»
Программа
2011

3
Рабочая программа по математике для учащихся 1-4 классов («Школа 2100»)
Программа
2013

4
Рабочая программа по информатике и ИКТ учащихся 1-4 классов («Школа 2100»)
Программа
2013

5
Программа летнего пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко»
Программа
2014

6
Программа летнего пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
Программа
2015

7
Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников «Я – россиянин!»
Программа
2015

Создание программы внеурочной деятельности «Хочу знать!», представление ее на областной конкурс программ внеурочной деятельности начальной школы (2011 г.), а также на сайт «Сеть творческих учителей» получили положительную оценку сообщества педагогов.
Критерий VI «Обеспечение непрерывности собственного профессионального развития»

Для повышения своего педагогического мастерства постоянно и активно занимаюсь повышением своей квалификации, участвую в работе семинаров, проводимых информационно-методическим центром отдела образования города Тайги, а также Кемеровским КРИПК и ПРО.

Сведения о прохождении повышения квалификации и профессиональной переподготовки

№ п/п
Тема / количество часов
Срок
Место

1
Информационные технологии в профессиональной деятельности педагога 21 века»
С 01. 11. 09 г. по
10. 01. 10 г.
КРИПК и ПРО

2
Сертификат курсов Microsoft «Партнерство в образовании» на базе учебного центра «Академия учителей»
С 01. 11. 09 г. по
10. 01. 10 г.
ГОУ ДПО (ПК) С
КРИПК и ПРО

3
Свидетельство «Intel Обучение для будущего»
С 01. 11. 09 г. по
10. 01. 10 г.
ГОУ ДПО (ПК) С
КРИПК и ПРО

4
Организация летнего отдыха детей и подростков в системе общего и дополнительного образования
2012 г.
АНО ДПО (ПК) «Центр образования взрослых»

5
Свидетельство за участие в подготовке экспертов и освоении профессиональных критериев экспертной оценки мультимедиа уроков
2012 г.
Международный Институт Развития «ЭкоПро»

6
Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации по программе «Психолого-педагогическая поддержка и правовая защита обучающихся и воспитанников»
19.11.2012-28.11.2012 г.
ГОУ ДПО (ПК) С
КРИПК и ПРО

7
Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации по теме «Организация летнего отдыха детей и подростков в системе общего и дополнительного образования»
02.04.2012-12.04.2012 г.
АНО ДПО (ПК) «ЦОВ»

8
Удостоверение о повышении квалификации по теме «Содержательные и методологические аспекты преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ с учетом требований ФГОС»
17.06.2014-26.06.2014
Департамент образования и науки Кемеровской области

9
Удостоверение о повышении квалификации по дополнительной профессиональной программе «Профессионализм педагога в условиях модернизации образования модуль «Педагогическое мастерство подготовки и презентации открытого конкурсного урока»
06.02.2015-08.02.2015
АНО ДПО (ПК) «ЦОВ»

Сертифицированные достижения
№ п/п
Наименование награды
Кто наградил, уровень
Дата

1
Сертификат за квалифицированную работу в качестве эксперта по направлению «Предметы начальной школы» Третьего открытого фестиваля «Мультимедиа в образовании»
Междунаро Международный Институт Развития «ЭкоПро»дный,
2012

2
Сертификат за подготовку участников Всероссийского заочного интеллектуального конкурса «Эрудит России-2013»
Всероссийский, АНО Центр дистанционного развития детского творчества и спорта «Баньян»
2013

3
Сертификат организатора всероссийского дистанционного конкурса для учащихся начальных классов «Китенок-2013»
Всероссийский
2013

4
Сертификат куратора мероприятия VI Всероссийская дистанционная олимпиада по математике для учащихся 3-4 классов I Тур

2013

5
Сертификат куратора мероприятия V Всероссийская дистанционная олимпиада по русскому языку для учащихся 3-4 классов I Тур
Всероссийский, Центр развития мышления и интеллекта, Самара
2013

6
Сертификат куратора мероприятия III Всероссийская дистанционная олимпиада по литературному чтение для учащихся 3-4 классов I Тур
Всероссийский, Центр развития мышления и интеллекта, Самара
2013

7
Сертификат куратора за успешное проведение мероприятия IV Всероссийской олимпиады по литературному чтению для 3-4 классов «Вот задачка»

2014

8
Сертификат куратора за успешное проведение мероприятия VI Всероссийской олимпиады по русскому языку для 5-6 классов «Вот задачка»
Всероссийский, «Центр развития мышления и интеллекта», председатель оргкомитета Максимов В. А.
2014

9
Сертификат куратора за успешное проведение мероприятия VII Всероссийской олимпиады по математике для 3-4 классов «Вот задачка»
Всероссийский, «Центр развития мышления и интеллекта», председатель оргкомитета Максимов В. А.
2014

10
Сертификат куратора за успешное проведение мероприятия VI Всероссийской олимпиады по окружающему миру для 3-4 классов «Вот задачка»
Всероссийский, «Центр развития мышления и интеллекта», председатель оргкомитета Максимов В. А.
2014

11
Свидетельство за подготовку к участию в Международном дистанционном конкурсе по русскому языку проекта «Новый урок» учащихся, ставших победителями

2014

Участие в конкурсах разного уровня является возможностью получить оценку своей педагогической деятельности, стимулом для дальнейшего роста и самосовершенствования в профессиональном плане.

Участие в профессиональных конкурсах

№ п/п
Наименование конкурса
Место проведения
Дата
Результат

1
Конкурс на денежное поощрение лучших учителей
Федеральный
2009
победитель

2
Педагогические таланты Тайги
Город
2010
лауреат

3
«ИТ – педагог Кузбасса 21 века»
Региональный
2010
сертификат участника очного тура

4
Конкурс проектов учителей, применяющих новые информационные технологии в учебной работе – 2011
Федеральный
2011
участник

5
Областной конкурс программ внеурочной деятельности
Региональный
2011
участник

6
Первый учитель
Региональный
2012
победитель

7
«Моя проектная деятельность»
Всероссийский
2013
лауреат

8

Всероссийский
2014
участник

9
Творческий дистанционный конкурс презентаций «Наше классное движение -2014»
Всероссийский
2014
участник

10
За нравственный подвиг учителя
Всероссийский
2015
участник

11
Педагогические таланты Тайги
Город
2015
лауреат

Критерий VII «Общественная деятельность учителя»

Являюсь руководителем школьного методического объединения учителей начальных классов с 2003 год по настоящее время. Систематически даю открытые уроки, провожу семинары для коллег города. В 2011 году провела открытое заседание для педагогов города по теме «Использование ИКТ в работе ШМО учителей начальных классов». По итогам работы ежегодно на методическом совете школы работа ШМО учителей начальных классов получает высокую оценку. гического мастерстваг.) Компетентность в области развития детей и знание возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников позволяет в течение 7 лет руководить работой школьного психолого-медико-педагогического консилиума.
С 2010 года вхожу в жюри профессионального конкурса педагогов «Мультимедиа урок в современной школе», проводимым Международным Институтом Развития «ЭкоПро» (образовательный портал Мой университет, факультет "Мультимедиа технологий"). Конкурс направлен на поддержку инновационной деятельности учителей в использовании мультимедиа технологий в образовательном процессе и пополнение банка качественных разработок медиа - и мультимедиа уроков. С 2012 года являюсь членом Постоянного корпуса экспертов Факультета "Мультимедиа технологий" образовательного портала "Мой университет» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Факультет «Реформа образования» www.edu-reforma.ru)

Критерий VIII «Общественное признание результатов профессиональной деятельности учителя (поощрения педагога)»

Творческий настрой и желание достичь совершенства, реализация способности к профессиональной рефлексии эффективности собственного участия в развитии образования на уровне территории, региона, федерации отражены в поощрениях различного вида.

Наличие различных видов поощрения педагога на разных уровнях (выше школьного)

№ п/п
Наименование награды
Кто наградил, уровень
Дата

1
Грамота за подготовку лауреата второго Регионального тура Российского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников
Председатель оргкомитета Регионального представительства,
директор лицея № 22 г. Белово
П. П. Щекотько
2009

2
Благодарственное письмо Отдела образования администрации г. Тайги за подготовку победителя городского конкурса чтецов (2009)
Отдел образования администрации
г. Тайги
2009

3
Почетна грамота победителя конкурса лучших учителей Российской Федерации
Министр образования и науки РФ А. Фурсенко
4г. Москва
2009

4
Грамота за эффективную организацию отдыха детей в пришкольном оздоровительном лагере «Солнечный»
Администрация МОУ СОШ № 160
2009

5
Благодарность за особый вклад в пропаганду безопасности дорожного движения и профилактику детского дорожно-транспортного травматизма
Городской
2010

6
Грамота за участие в Федеральном конкурсе проектов учителей, применяющих новые информационные технологии в учебной работе – 2011
Федеральный
2011

7
Благодарственное письмо за подготовку участника 15 Всероссийской научно-практической конференции «Научное творчество молодежи»
Федеральный
2011

8
Благодарность за квалифицированную работу в качестве эксперта Третьего открытого профессионального конкурса педагогов «Мультимедиа урок в современной школе»
2011

9
Диплом за квалифицированную работу в качестве эксперта Третьего открытого профессионального конкурса педагогов «Мультимедиа урок в современной школе» в экспертной комиссии по направлению «Предметы начальной школы»
Международный, Международный Институт Развития «ЭкоПро»
2011

10

Международный, Международный Институт Развития «ЭкоПро»
2011

11
Медаль «За веру и добро»
Региональный
2011

12
Благодарность за квалифицированную работу в качестве эксперта Четвертого открытого профессионального конкурса педагогов «Мультимедиа урок в современной школе»
Международный, Международный Институт Развития «ЭкоПро»

13
Диплом за высококвалифицированную работу в качестве эксперта Четвертого открытого профессионального конкурса педагогов «Мультимедиа урок в современной школе» в экспертной комиссии по направлению «Предметы начальной школы»
Международный, Международный Институт Развития «ЭкоПро»
2012

14
Благодарственное письмо за подготовку победителя городского конкурса чтецов, посвященного празднованию года Российской истории
Городской
2012

15
Благодарственное письмо за подготовку призеров муниципального этапа олимпиады младших школьников по математике и литературному чтению и победителя муниципального этапа олимпиады младших школьников по литературному чтению
Городской
2012

16
Диплом за организацию сверхпрограммной общероссийской предметной олимпиады «Олимпус. Зимняя сессия»
Федеральный
2012

17
Благодарность за квалифицированную работу в качестве эксперта в конкурсе по направлению «Предметы начальной школы» и внесение весомого вклада в развитие Российского образования
Международный, Международный Институт Развития «ЭкоПро»
2012

18
Диплом лауреата областного конкурса «Первый учитель»
Региональный, Губернатор Кемеровской области А. Тулеев
2012

19
Диплом «Учитель цифрового века»
Федеральный
2013

20
Благодарственное письмо за подготовку участника XVII Всероссийской научно-практической конференции «Научное творчество молодежи»

2013

21
Диплом за высококвалифицированную работу в качестве эксперта Пятого открытого профессионального конкурса педагогов «Мультимедиа урок в современной школе» в экспертной комиссии по направлению «Предметы начальной школы»
Международный, Международный Институт Развития «ЭкоПро»
2013

22
Диплом лауреата конкурса «Моя проектная деятельность» Номинация «Начальная школа»
Всероссийский, главный редактор портала «ЗАВУЧ.ИНФО» Барановский Е. М.
2013

23
Благодарственное письмо за большой личный вклад в воспитание и образование учащихся, педагогическое мастерство, преданность профессии и в связи с 60-летним юбилеем со дня основания общеобразовательного учреждения
Муниципальный, Глава ТГО Гуляева Е. П.
2013

24
Почетная грамота за добросовестный труд, высокий профессионализм, создание условий для обучения и воспитания подрастающего поколения и в связи с Днем учителя
Региональный, начальник департамента Чепкасов А. В.
2013

25
Диплом за подготовку победителя Всероссийской олимпиады «Знаток профессий» для участников 1-2 классов
Всероссийский, ООО «Образовательные технологии», ген. Директор Могилевцева А. Н.
2013

26
Благодарственное письмо за подготовку участника ХШ Всероссийской научно-практической конференции «Научное творчество молодежи»
Всероссийский директор филиала КемГУ в Анжеро-Судженске Е. В. Вечер
2014

27
Благодарность за помощь в организации и проведении конкурса проекта «Новый урок»
Всероссийский, ООО «Новый урок», г. Минск
2014

28
Благодарность за активное участие в работе международного проекта для учителей videouroki.net
Международный, ООО «КОМПЭДУ», руководитель Тарасов Д. А.
2014

29


2014

30

Международный, АНО ДПО «Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки «Мой университет»
2014

31
Благодарственное письмо за высокий уровень подготовки учащихся к сдаче Основного государственного экзамена
Глава Тайгинского городского округа
2014

32
Благодарность за активное участие и подготовку победителей и участников Всероссийского конкурса детского творчества «Новый год шагает по стране!»
Всероссийский центр гражданских и молодежных инициатив «Идея»
2015

33
Благодарственное письмо за подготовку участника 19 Всероссийской научно-практической конференции «Научное творчество молодежи»
Всероссийский директор филиала КемГУ в Анжеро-Судженске Е. В. Вечер
2015

34
Диплом за высококвалифицированную работу в качестве эксперта комиссии по направлению «Предметы начальной школы» Открытого профессионального конкурса педагогов «ИТК на службе ФГОС»
Международный, АНО ДПО «Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки «Мой университет»
2015

46
Благодарственное письмо за квалифицированную работу в качестве эксперта конкурса по направлению «Предметы начальной школы» и внесение весомого вклада в развитие Российского образования
Международный, АНО ДПО «Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки «Мой университет»
2015

Моя работа оценена и отмечена размещением сведений о профессиональной деятельности в энциклопедии «Одаренные дети – будущее России» (Издательство СПЕЦ – АДРЕС, 2009 г.)

УДК 378+37.0

Кравченко Елена Владимировна

Руководитель учебно-производственной практики Куйбышевского филиала Новосибирского государственного педагогического университета, [email protected], Куйбышев.

ПОРТФОЛИО В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ*

Аннотация. В статье рассматривается активно внедряемая в практику образовательных учреждений технология портфолио. Автор предлагает модель портфолио студента в вузе как один из альтернативных методов оценочных технологий, основанных на использовании ком-петентностного подхода.

Ключевые слова: профильное обучение; портфолио студента; педагогическая практика; профессиональная компетентность; оценка компетентности.

Kravchenko Elena Vladimirovna

Chief internship supervisor of Kuibyshev branch of the Novosibirsk state pedagogical university, [email protected], Kuibyshev.

PORTFOLIO IN THE SYSTEM OF STUDENT"S PROFESSIONAL ACHIEVEMENTS

Abstract. The article deals with the problem of portfolio technology that has been actively put into practice of educational establishments. The author presents the model of student’s portfolio at the university as one of the alternative methods of rating technologies based on the usage of competence approach.

Keywords: profile education; student’s portfolio; school internship; professional competence;

competence rate.

В условиях перехода к профильному обучению предъявляются новые требования к учителю профильной школы, а соответственно и к подготовке студентов педагогических вузов, наполняя содержание обучения дополнительными характеристиками. Л.В. Королева, М.Ю. Королев, Н.И. Одинцова, Н.С. Пурышева и И.М.

Смирнова выделяют два условных блока в подготовке студентов: предпрофильный и профильный [см., напр., 2] В соответствии с тем, что первый этап профильного обучения на старшей ступени общего образования предваряется предпрофильной подготовкой.

В первом, предпрофильном, блоке заключены следующие направления подготовки студентов:

1) проведение курсов по выбору: а) предметных (направлены на расширение знаний учащихся по определенному предмету);

б) ориентационных (должны способствовать

самоопределению учащихся по отношению профиля обучения в старших классах);

2) построение коллекций индивидуальных достижений учащихся («портфолио»):

а) «портфолио документов» (олимпиады, различные конкурсы, тестирования и т.п.);

б) «портфолио работ» (творческие, проектные, исследовательские работы учащихся);

в) «портфолио отзывов» (различные характеристики отношения учащихся к соответствующим видам деятельности).

Во втором, профильном, блоке направление подготовки студентов определяется дифференциацией содержания учебных предметов: 1) базовых (носят общеобразовательный характер, отражают для всех школьников обязательную, инвариантную часть обучения); 2) профильных (обеспечивают углубленное изучение определенного предмета, ориентированы на подготовку выпускника школы к последующему про-

* Работа выполнена в рамках реализации Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «НГПУ» на 2012-2016 гг., проект 2.3.1.

фессиональному обучению в выбранном направлении, вариационная часть обучения);

3) элективных (курсы по выбору). В отличие от факультативных курсов элективные курсы обязательны для всех старшеклассников. Они должны обеспечить удовлетворение индивидуальных запросов, склонностей, интересов учащихся.

Подготовка будущего учителя профильной школы заключается не только в формировании новых профессиональных умений, но и в постоянном накоплении опыта творческого решения педагогических задач, в постоянном повышении уровня познавательной и организационной самостоятельности в учебной деятельности, а также в процессе самообразования. Учитывая особенности организации профильного обучения, самостоятельная работа обеспечивает рефлексивный характер учебной деятельности, управляемый характер познавательной деятельности и креативный характер педагогической деятельности.

На наш взгляд, вторым шагом в подготовке студентов следует считать работу над собственным портфолио, где более выраженными становятся такие компоненты образовательной деятельности, как обработка и структурирование информации, формируются навыки отбора, содержания, самооценки и самопрезентации.

Портфолио - это коллекция работ за определенный период времени (семестр или учебный год), которая оценивается либо с точки зрения прогресса обучающегося, либо с точки зрения соответствия учебной программе. «Использование портфолио в учебном процессе способствует развитию у студентов навыков методической работы с различными видами учебной и профессиональной информации, систематизации профессиональных знаний, формированию профессиональной рефлексии» . Смысл рефлексии как особого познавательного действия заключается в уточнении человеком своих знаний, умению адекватно оценивать собственные достижения и возможности, делать необходимые выводы относительно собственного самосовершенствования.

Основной целью создания портфолио является анализ и представление значимых результатов процессов профессионального и личностного становления будущего

специалиста, обеспечение мониторинга

культурно-образовательного роста студента. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, самообразовательной.

К. Э. Безукладников и М. М. Шалашова предлагают ввести в педагогическом вузе работу студентов над личным портфолио с самого начала обучения . Это дает возможность получить обозримую программу своего профессионального становления, увидеть ступени формирования, необходимых для будущего учителя компетенций и настроит на серьезную работу для достижения успехов в учебной деятельности и стремление к постоянному самосовершенствованию. По мнению К. Э. Безукладникова использование портфолио способствует динамичности (готовность включатся активные формы работы, перестраиваться на ходу и действовать самостоятельно), саморазвитию, целостности (результат учебной деятельности в вузе становится формирование профессиональных компетенций учителя иностранного языка) и критериальности оценивания результатов . М. М. Шалашова считает анализ портфолио студента эффективным средством оценки компетентности, в структуру которого входят: результаты защиты курсовых и выпускной квалификационной работы с указанием темы и краткого описания исследования; результаты защиты научно-исследовательских работ; результаты других видов деятельности: участие в выставках, конкурсах, техническое творчество и др.; результаты и продолжительность обучения на элективных курсах; результаты педагогической практики; сведения об участии в олимпиадах, конкурсах, конференциях, учебных семинарах и достигнутый результат; спортивные и иные достижения .

Ведение портфолио осуществляется самим студентом в печатном (папка-накопитель с файлами) или электронном виде. Каждый отдельный материал, включенный в портфолио за время обучения в образовательном учреждении, датируется. Фиксация образовательных результатов осуществляется систематически. По окончании учебного семестра (учебного года) изменения содержания вносятся в электронном

Сибирский педагогический журнал ♦ № 7 / 2012

виде в дублирующий экземпляр портфолио на обучающей кафедре.

Портфолио студентов в дальнейшем служит основой для составления резюме выпускника при поиске работы, при продолжении образования и др. Портфолио формируется студентом на добровольных началах. Тем не менее, рекомендательный характер составления портфолио не исключает значимости данной процедуры. Портфолио позволяет студенту профессионально подойти к оценке собственных достижений, выстроить личностно-творческую траекторию успешности, что является важной составляющей рейтинга будущего специалиста на рынке труда.

В современных условиях возрастает потребность в профессиональной инициативе, ценится творческий, а не репродуктивный характер отношения будущего педагога к своей профессиональной деятельности. По мнению Г. В. Сороковых, И. В. Шумовой «основной проблемой педагогической практики является как недостаточно ясное осознание студентами своих целей и задач, так и неспособность адекватно рефлексировать свою деятельность» . Педагогическая практика в вузах служит связующим звеном между теоретическим обучением студентов и их будущей самостоятельной работой в школе, а также призвана осуществлять подготовку студентов к педагогической деятельности, вооружать их комплексом умений и навыков, творчески осуществлять все виды учебно-воспитательной работы.

Системное применение портфолио, как аналитико-оценочной технологии, обеспечивает качественное накопление информации, необходимой для своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства будущего педагога. Ведение портфолио является творческой работой, позволяющей студенту реально представить свой образовательный уровень, увидеть резервы, определить направления профессионального самосовершенствования. Кроме того, данная технология, может использоваться как инструмент стимулирования студента (возможность выбора базового учреждения для прохождения педагогической практики, участия в студенческих научно-практических конференциях, публикация результатов науч-

ных исследований, трудоустройство и т.д.). Следовательно, организованная системная диагностика профессионально-личностного развития будущего специалиста позволяет на практике реализовать индивидуальноориентированный подход к качественной оценке результатов образовательной и воспитательной деятельности образовательного учреждения.

Таким образом, формирование портфолио является творческой работой, позволяющей на основе всестороннего системного осмысления проанализировать и обобщить результаты своей профессиональной деятельности, что, несомненно, является способом определения направлений и стимулом дальнейшего профессионального развития.

Библиографический список

1. Безукладников К. Э. Профессиональный портфолио как средство формирования профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2008. - № 8. - С.66-70.

2. Королева Л. В. О подготовке учителя к преподаванию в условиях профильного обучения // Наука и школа. - 2006. - №6. - С.32-35.

3. Лизунова Л. Р. Учебно-методические материалы. Портфолио студента (примерное положение). [Электронный ресурс]. URL: http:// www.logopunkt.ru/umm1.htm. (дата обращения: 04.04.2012).

4. Современные образовательные технологии: учебное пособие для студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов, шк. педагогов и вузовских преподавателей: рекомендовано М-вом образования и науки РФ / под общ. ред. Н. В. Бор-довской. - Москва: КноРус, 2011. - 432 с.

5. Сороковых Г. В. Методический портфель студента-практиканта как способ формирования профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2007. - № 1. - С.54-58.

6. Шалашова М. М. Комплексная оценка компетентности будущих педагогов // Педагогика. -2008. - №7. - С.54-59.

Сибирский педагогический журнал ♦ № 7 / 2012

Портфолио

Бакалавра

Курса

Храмова Наталья Петровна

Ф.И.О.

Направление подготовки

Педагогическое образование

Профиль Начальное образование

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

Арзамас, 2017



Титульный лист

Дневник практики

Дата Виды деятельности Подпись руководителя
1 неделя
1 декабря 2017 1 Установочная конференция: 2.Знакомство с программой и содержанием практики инструктаж по технике безопасности. 3 .Индивидуальная консультация по организационным и содержательным вопросам практики. 4.Сфера образования как совокупность взаимодействующих субъектов. 5.Нормативно правовые документы федерального уровня, используемые при работе образовательных учреждений РФ
2 декабря 2017 1.Закон РФ «Об образовании», 2.Гражданский кодекс РФ. 3.Стандарты основных образовательных программ.
4декабря 2017 1.Требования к результатам освоения основных образовательных программ (ООП). 2.Требования к структуре ООП. 3.Разнообразные виды учреждений образования и особенности их функционирования
5декабря 2017 1.Локальные акты, регламентирующие деятельность Учреждения (Организации). 2.Устав образовательного учреждения (Организации
6 декабря 2017 1.Типовое положение об образовательном учреждении 2.Программа деятельности образовательного учреждения 3.Концепция развития школы. 4.Организационные документы ОУ (ОО).
7 декабря 2017 1.Распорядительные документы. 2. Должностные инструкции учителя начальных классов.
2 неделя
11декабря 2017. 1.Учебно-педагогическая документация. 2.Подходы к профессиональной нормативно-правовой подготовке учителей начальных классов
12декабря 2017. 1.Образовательное пространство как совокупность институтов социализации, определяющих социально-экономическое развитие государств. 2.Схема соподчинения в ОУ
13декабря 2017. 1.Кластер «Нормативно-правовое обеспечение образовательной организации». 2.Самоанализ профессиональной деятельности.
14 декабря 2017. 1.Портфолио профессиональных достижений студента-бакалавра. 2.Презентация результатов профессиональной деятельности на итоговой конференции по учебной практике.

Анализ-справка

«Должностные обязанности учителя начальных классов»


Технологическая карта урока

  1. Класс.3

2. Тема. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

3. Форма проведения.

5. Задачи:

– воспитательная (личностные результаты);

– развивающая (метапредметные результаты);

– образовательная (предметные результаты).

6. Оборудование.

7. Литература и источники.

Эссе

«Социальная значимость учителя начальных классов»

Творческий очерк профессиональных достижений студента-бакалавра


Презентация к Творческому очерку профессиональных достижений студента-бакалавра


Технологическая карта личностного роста бакалавра

Задания Формируемые компетенции Оценка
Студент Методист
1. Дневник практики З2(ОПК-1) отлично
У2(ОПК-1) отлично
В1 (ОК-7) отлично
2. Анализ-справка «Должностные обязанности учителя начальных классов» У2(ПК-6) отлично
У2(ОК-7) отлично
В1 (ОК-7) отлично
3. Технологическая карта урока (УМК по выбору студента) З1 (ПК-1) отлично
З2 (ПК-1) отлично
У2 (ПК-1) отлично
В1 (ПК-1) отлично
4. Кластер «Нормативно-правовое обеспечение образовательной организации» З2(ОПК-4) отлично
У1(ОПК-4) отлично
У2(ОПК-4) В1 ( отлично
5. Эссе З2(ОПК-4) отлично
У2(ОПК-4) отлично
В1 (ОПК-4) отлично
6. Творческий очерк З2 (ПК-6) отлично
У2(ПК-6) отлично
В1(ПК-6) отлично
Презентация ктворческому очерку У2(ОК-7) отлично
З2(ОК-7) отлично
В1 (ОПК-4) отлично
Итого баллов
Итоговая оценка за учебную практику

Примечание. Каждая компетенция оценивается в баллах от 3-х до 5.

Оценка «удовлетворительно» бакалавру ставится: при количестве баллов до 132 («удовл» более 50%) и менее 90 (все «удовл»).

Оценка «хорошо» бакалавру ставится: при количестве баллов от 134 до 194(более половины «хор.»).

Оценка «отлично» бакалавру ставится: при количестве баллов от 196 до 220 (все «отл.»).

для оценки профессиональной деятельности педагогических работников,

аттестуемых в целях установления высшей квалификационной категории

по должности учитель

Ф.И.О.: ____________________________________________________________________________

Место работы: ______________________________________________________________________________

Критерии

и показатели

Подтверждающие

документы

Баллы

Примечания

Достижение обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией*

Приложение №1.

Справка по итогам мониторинга, заверенная администрацией образовательного учреждения

в пункте 37 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации

Достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого

в порядке, установленном постановлением Правительства Российской

Федерации

При наличии мониторинга

**Постановление Правительства Российской Федерации

«Об осуществлении мониторинга системы образования»

Выявление и развитие способностей обучающихся

к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности,

а также их участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях

Осуществление индивидуального подхода

к обучающимся, в том числе осуществление обучения и воспитания

по индивидуальным учебным планам.

Организация и поддержка разнообразных видов деятельности обучающихся***

Справка, заверенная администрацией образовательного учреждения

***из должностных обязанностей учителя, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития

«Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»

Участие обучающихся в

Олимпиадах;

Конкурсах;

Фестивалях;

Соревнованиях

Грамоты, дипломы, благодарности, сертификаты и др.

Справка, заверенная администрацией образовательного учреждения

Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование

в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной

Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания

Справка администрации образовательного учреждения.

Продуктивное использование новых образовательных технологий

Транслирование

в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности

Экспериментальная и инновационная деятельность

Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно - методического сопровождения образовательного процесса,

в профессиональных конкурсах

Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработкепрограммно - методического сопровождения

образовательного процесса

Справка руководителя методического объединения, заверенная администраций образовательного учреждения.

Копии подтверждающих документов.

Участие в конкурсах профессионального мастерства

Копии грамот, дипломов, приказов

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Профессиональная

деятельность

(участие в работе жюри,

предметных комиссий ЕГЭ, ОГЭ, экспертных групп

по аттестации и др.)

Подтверждающие документы

Награды и поощрения

Копии наградных документов, грамот, дипломов, благодарностей, заверенные администрацией образовательной организации

Государственные награды и почетные звания - независимо от срока награждения.

Почетные грамоты, дипломы

и благодарности -

за межаттестационный период

Общественная деятельность в государственных структурах и общественных организациях

Копии подтверждающих документов

Иные профессиональные достижения

Подтверждающие документы

Результат оценки портфолио профессиональных достижений

_______________________________________________________________________

Ф.И.О. педагога

составляет __________________ ()балла (-ов)

Руководитель экспертной группы___________________ _________________________

Члены экспертной группы _________________________ _________________________

_________________________ _________________________

Дата заполнения «______»____________________201____ г.

С результатом оценки портфолио ознакомлен (а) _________________ ________________

дата, подпись расшифровка подписи

ПРИМЕЧАНИЕ

В портфолио профессиональных достижений вносятся результаты за межаттестационный период.

По основным критериям оценки портфолио максимальное количество баллов составляет - 26.

Для установления высшей квалификационной категории рекомендуется набрать

не менее 20 баллов, что составляет 75% от максимального количества баллов.