Всеобщая история. XX – начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень Волобуев Олег Владимирович

§ 16. Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX в.

Ликвидация колониальной зависимости

События Второй мировой войны способствовали снижению политического влияния европейских держав в их колониях. Нидерландские, английские и французские владения в Юго-Восточной Азии были захвачены Японией, которая стремилась ослабить влияние бывших хозяев на этих территориях. Да и сами государства-метрополии, оккупированные в годы войны Германией (Нидерланды, Бельгия) или противостоящие агрессору (Великобритания), уже не могли серьёзно воздействовать на обстановку в колониях. Исключением являлась только Франция, колониальные владения которой стали базой для сил движения «Свободная Франция», возглавляемого Ш. де Голлем.

После освобождения от японцев народы Индокитая, Бирмы, Индонезии и других стран оказали сопротивление возвращению прежних европейских хозяев. В послевоенном мире процесс деколонизации нарастал из года в год. В 1946–1950 гг. в Азии и Африке возникло 13 независимых государств, в 1951–1960 гг. появилось 27, а в 1961–1970 гг. – ещё 27 государств. Независимость получили и небольшие островные владения, расположенные в Карибском бассейне и в Океании. Эти страны существенно отличались друг от друга по уровню политического и экономического развития, этническому составу, религии и культуре. Однако все они были вынуждены решать сходные проблемы – преодоление экономической и культурной отсталости, разрешение внутриполитических конфликтов, связанных с колониальным прошлым.

Лидеры Движения неприсоединения – Дж. Неру, К. Нкрума, Г. А. Насер, Сукарно, И. Броз Тито. 1960 г.

Стремясь объединить усилия, государства «третьего мира» учредили несколько международных региональных сообществ: Организацию африканского единства, Лигу арабских государств и др. В период «холодной войны» в 1961 г. лидеры ряда развивающихся стран, а также Югославии создали Движение неприсоединения. В условиях противостояния между СССР и США его члены заявляли о своём неучастии в военных блоках. При этом они старались играть активную роль в международной политике, стремясь предотвращать опасные для мира конфликты.

Прозападная модернизация в Южной Азии

Самым сильным ударом по британскому колониализму, после которого наступил закат Британской империи, стало обретение независимости Индией. Переговоры представителей английского правительства и лидеров национально-освободительного движения Индии начались ещё до Второй мировой войны. Они шли с большим трудом, часто прерывались. Уже в ходе войны акции неповиновения и вооружённые выступления индийцев вынудили англичан пойти на уступки.

В 1947 г. лейбористское правительство К. Эттли предоставило независимость «жемчужине британской короны». На месте прежней колонии образовались два государства – Индия и Пакистан. Границы между ними были установлены по религиозному принципу. Образование Пакистана, разделённого территорией Индии на Западный и Восточный, отвечало интересам индийских мусульман, мечтавших о собственном государстве. В 1971 г. на территории Восточного Пакистана образовалось независимое государство Бангладеш.

После провозглашения независимости между Индией и Пакистаном вспыхнули жестокие столкновения, погибли сотни тысяч людей. Миллионы индусов и мусульман, спасаясь от религиозных преследований, были вынуждены покинуть родные места и пересечь образовавшуюся границу. Духовный лидер Индии Махатма Ганди пытался остановить кровавое безумие, но в 1948 г. был убит фанатиком-индусом. Устранить противоречия не удалось. Противостояние между Индией и Пакистаном, обладающими сейчас ядерным оружием, продолжается и в наши дни.

В 1950 г. Индия была провозглашена республикой, в стране установился демократический парламентский строй. Ведущей политической партией, находившейся у власти в течение долгих лет, был Индийский национальный конгресс. Первым премьер-министром независимой Индии стал лидер ИНК Джавахарлал Неру. Его правительство осуществило ряд реформ: крестьяне получили землю, была проведена частичная национализация промышленных предприятий и банков. В результате в стране возник мощный государственный сектор экономики, способный осуществлять наукоёмкие и дорогостоящие проекты в различных отраслях (ядерная энергетика, металлургия и т. д.). При этом правительство Индии твёрдо стояло на принципах рыночной экономики.

Премьер-министр Индии Индира Ганди. 1984 г.

В 1980-1990-х гг. Индия столкнулась с серьёзными проблемами, связанными с ростом религиозного экстремизма и сепаратизма (в Кашмире, Пенджабе и Ассаме). В результате террористических актов погибли два премьер-министра страны – Индира Ганди, а затем её сын Раджив Ганди. Тем не менее Индии удалось справиться с внутренними проблемами и сохранить свой статус сильнейшего в экономическом и военном отношении государства Южной Азии. Традиции, издревле присущие индийской цивилизации, сочетаются в жизни страны с достижениями Запада. Индия с момента провозглашения независимости установила дружеские отношения с Советским Союзом, а затем и с Россией, которая стала её важным партнёром в экономической, торговой и военно-технической сфере.

Япония и «новые индустриальные страны»

Ряд азиатских стран, правительства которых ориентировались на Запад, выбрали индустриальный путь развития. Наиболее впечатляющих успехов добилась Япония. Страна, потерпевшая поражение в войне, подвергшаяся ядерной бомбардировке и потерявшая почти 40 % национального богатства, нашла в себе силы не только восстановить экономическую мощь, но и встать вровень (а в чём-то и значительно опередить) «старые» промышленно развитые державы Запада.

Токио, Япония. Современный вид

Американские оккупационные власти перестроили японскую политическую систему, в основу которой были положены демократические принципы (парламентская система, гражданские права и свободы). Законодательно закреплялось положение о том, что Япония не должна иметь армию. Благодаря этому страна избавилась от бремени военных расходов. Японские монополии были разукрупнены, что активизировало свободный рынок; крестьяне получили помещичью землю.

Через 10 лет после окончания Второй мировой войны экономика страны была восстановлена. Верно выбранная стратегия экономического и научно-технического развития позволила Японии стать мировым лидером в таких отраслях, как автомобилестроение, судостроение, станкостроение, радиоэлектроника. Успехи Японии оказались возможны благодаря соединению передовой технической мысли с многовековыми традициями культуры, труда, дисциплины, гармонии во взаимоотношениях старших и младших, которые во многом связаны с догматами конфуцианства и синтоизма, широко распространённых в Японии. Эту азиатскую страну по основным признакам экономической и политической системы теперь можно отнести к странам Запада.

Форсированные темпы экономического развития характерны и для так называемых «новых индустриальных стран» Азии – Гонконга, Сингапура, Тайваня, Южной Кореи, Малайзии, Индонезии. Благодаря использованию дешёвой рабочей силы и наукоёмких технологий «новым индустриальным странам» к концу XX в. удалось достичь впечатляющих экономических успехов, потеснив на мировом рынке США и государства Западной Европы.

Влияние ислама на развитие стран Азии и Африки

Во многих частях Азии и Африки важную роль продолжают играть традиционные ценности, в основном связанные с религией. Большое влияние на жизнь стран Ближнего и Среднего Востока, а также ряда других государств Азии и Африки оказывает ислам. В условиях процесса вестернизации, насаждения западных (в первую очередь американских) стандартов жизни ислам стал способом защиты от чуждого влияния.

В Иране с 1950-х гг. правительство шаха Мохаммеда Реза Пехлеви начало проводить реформы, целью которых являлся переход страны на путь западного, капиталистического развития. Увеличение добычи нефти в 1960-1970-х гг. стало причиной экономического бума в Иране. Однако традиционные основы жизни, тесно связанные с шиитским направлением в исламе, вступили в противоречие с прозападными преобразованиями. Репрессии шахского правительства, направленные против вождей религиозной оппозиции, только обострили ситуацию. В 1979 г. в Иране произошла исламская революция, которую возглавил аятолла Рухолла Хомейни. Все стороны жизни страны были подчинены догматам ислама. Резко ухудшились отношения Ирана с Западом, особенно с Соединёнными Штатами, которые исламские революционеры провозгласили своим главным врагом.

Предвыборный плакат с изображением бывшего лидера исламской революции в Иране аятоллы Р. М. Хомейни и президента Ирана в 1981–1989 гг. аятоллы А. Хоменеи

В последние десятилетия XX в. влияние исламского духовенства в жизни целого ряда азиатских и африканских стран ещё более усилилось. Пример Иранской революции способствовал тому, что сторонники организации общества на основах шариата всё активнее стремились к государственной власти. Построение общества на принципах ислама характерно также для Судана, Саудовской Аравии, Афганистана под властью движения «Талибан». Сильная исламская оппозиция светским режимам существует в Алжире и Турции. Значительные по численности и влиянию общины мусульман появились в США и Западной Европе. Для достижения своих политических целей сторонниками радикальных течений в исламе были созданы разветвлённые террористические организации, самой известной из которых стала «Аль-Каида».

Идеи социализма в странах «третьего мира»

Серьёзное влияние на процессы, происходившие в развивающихся странах после Второй мировой войны, оказывали идеи социализма. Стремление людей постколониальных стран к социальной справедливости объяснялось сохранением бедности и нищеты, прочными традициями общинной жизни, а также тем, что их вдохновлял пример Советского Союза, пропагандировавшего собственные достижения в различных сферах.

В 1949 г. в Китае к власти пришли коммунисты, победившие в гражданской войне сторонников Гоминьдана (остатки их разбитой армии переправились на остров Тайвань). Лидер компартии Мао Цзэдун сформировал режим личной власти. Началась эпоха социальных и экономических экспериментов, жертвами которых стали миллионы китайцев. После неудач политики «большого скачка» – попытки форсированной индустриализации – Мао начал «культурную революцию». В ходе её «великий кормчий» расправился с реальными и мнимыми оппозиционерами; массовым репрессиям подверглись партийные кадры и представители образованной части общества.

Мао Цзэдун провозглашает создание Китайской Народной Республики. 1949 г.

После смерти Мао в 1976 г. руководство компартии, постепенно пересмотрев свою политику, дало мощный стимул экономическому развитию страны на основе привлечения западного капитала, использования новейших технологий и рыночных механизмов.

Идеологом нового курса стал Дэн Сяопин. В 1980-1990-х гг. Китай превратился в промышленного гиганта мирового масштаба. Однако рыночные реформы не отразились на политической системе страны. Деятельность сторонников демократических преобразований пресекалась властями. В этом отношении характерны кровавые события 1989 г. на пекинской площади Тяньаньмынь, в ходе которых войска подавили выступление студентов.

Во Вьетнаме, несмотря на сохранение власти коммунистов, были проведены рыночные преобразования, стимулировавшие развитие экономики. Единственным азиатским государством, в котором до настоящего времени сохраняется модель «казарменного социализма», является Северная Корея (КНДР).

В некоторых мусульманских странах социализм переплетался с религией. Их лидеры обращались к принципам «первоначального ислама» – идеям справедливости и равенства. Так, лидер ливийской революции Муаммар Каддафи, называвший себя социалистом, утвердил Коран в качестве конституции Ливии. Левые идеологи в развивающихся странах часто говорили о «национальном социализме», учитывая специфику той или иной страны. Они предлагали особый, «третий путь» развития – между советским «реальным социализмом» и западным капитализмом. Под флагом национального социализма происходили революции и перевороты в Ираке, Сирии, Южном Йемене, Алжире, Эфиопии и других странах. Их лидеры заявляли о проведении социалистических преобразований в надежде получить экономическую, финансовую и военную помощь от СССР. Однако по мере нарастания кризисных явлений в Советском Союзе страны «социалистической ориентации» (Ангола, Мозамбик, Сомали, Эфиопия и др.) меняли свой курс, ориентируясь на помощь Запада.

В этой связи характерна политическая эволюция Египта – крупнейшего арабского государства. В 1952 г. революционная организация «Свободные офицеры» во главе с Гамаль Абдель Насером совершила государственный переворот. Новое правительство провозгласило своей целью построение социализма. Несмотря на упорное сопротивление западных стран и Израиля, вылившееся в 1956 г. в вооружённый конфликт, оно национализировало Суэцкий канал. Вскоре в руки государства перешли крупные предприятия. Установились тесные политические и военные связи с СССР.

Президент Египта А. Садат, президент США Дж. Картер и премьер-министр Израиля М. Бегин во время подписания мирного договора. 1979 г.

Однако поражение Египта в арабо-израильской войне 1967 г. и кончина Г. А. Насера изменили ситуацию. После новой неудачи в войне с Израилем в 1973 г. президент Анвар Садат взял курс на свёртывание отношений с Советским Союзом, денационализировал неэффективно работавший государственный сектор экономики. Он пошёл на сближение с США и при их посредничестве подписал в 1979 г. мирный договор с Израилем. Садат погиб в 1981 г. от рук мусульманского убийцы-фанатика, но прозападный курс Египта при новом президенте Хосни Мубараке не претерпел изменений.

Особенности развития Латинской Америки

Страны Латинской Америки принадлежат к особой цивилизации, включающей как западные черты, так и элементы традиционных местных индейских культур. Весомый вклад в формирование этой цивилизации внесли потомки рабов-африканцев, привезённых колонизаторами в Новый Свет.

Латиноамериканские государства сближают языковая общность, принадлежность населения к католической церкви и сходство элементов политического устройства и экономического развития. Несмотря на значительные отличия от стран Азии и Африки, латиноамериканские государства решают множество проблем, характерных для развивающихся стран: осуществление экономической модернизации, смягчение острых социальных проблем, преодоление внутриполитической нестабильности, достижение экономической независимости от развитых стран и международных финансовых институтов.

В отличие от Азии и Африки, перед государствами Латинской Америки в XX в. не стояла проблема достижения национальной независимости. Большинство из них добились освобождения от колонизаторов ещё в XIX в. Однако формально суверенные государства оказались в политической и экономической зависимости от США. В 1823 г. американский президент Дж. Монро провозгласил политическую формулу «Америка для американцев», в соответствии с которой Соединённые Штаты потребовали от европейских держав отказа от вмешательства в дела Западного полушария. Предполагалось, что только США могут оказывать влияние на страны Латинской Америки. Они рассматривали латиноамериканские государства в качестве младших партнёров, используя для разрешения конфликтных ситуаций не только экономические рычаги и политическое давление, но и военную силу.

Экономическое развитие Латинской Америки в колониальный период и в течение многих последующих десятилетий было основано на поставках сырья и сельскохозяйственной продукции в западные государства. Не случайно за некоторыми из латиноамериканских стран закрепилось название «банановые республики». Бразилия являлась крупнейшим экспортёром кофе, а Аргентина поставляла на мировой рынок зерно и мясо.

Ситуация изменилась в 1920-1930-х гг. В результате мирового экономического кризиса резко упали цены на продукцию сельского хозяйства, что привело к катастрофическим последствиям для экономики Латинской Америки, вызвало обнищание населения и безработицу. Латиноамериканские страны охватила волна народных выступлений и мятежей. Правительства ряда государств (нередко приходивших к власти в результате военных переворотов) вынуждены были провести экономические реформы с целью осуществления ускоренной индустриализации. В результате на внутреннем рынке импортные промышленные товары стали вытесняться местными. Политика импортозамещения успешно осуществлялась в Бразилии, Аргентине, Мексике, позволив этим странам встать на путь индустриального развития. Значительную роль в преобразованиях играло государство, регулировавшее развитие экономики.

Латинская Америка во второй половине XX в.

Новый период в развитии стран Латинской Америки наступил в 1960-1970-х гг. В это время перед многими государствами региона встала проблема выбора пути дальнейшего развития. Левые, популистские идеи всегда оказывали значительное влияние на общественно-политическую жизнь Латинской Америки, поэтому неудивителен был поворот ряда стран к социализму.

После свержения проамериканской диктатуры в 1959 г. на Кубе к власти пришло правительство во главе с Фиделем Кастро, которое начало строительство социалистического общества по советскому образцу. При поддержке СССР на острове развивалась промышленность, были достигнуты крупные успехи в социальной сфере. Куба, занявшая антиамериканскую позицию, подверглась военному, политическому и экономическому давлению со стороны США, установивших блокаду острова. Однако «первому в Западном полушарии социалистическому государству» активно помогал Советский Союз. На развитие Кубы оказали влияние те же факторы, которые вызвали кризис социалистической системы в целом.

Лидеры Кубинской революции Ф. Кастро, Э. Че Гевара и член Президиума ЦК КПСС А. И. Микоян

В Чили попытки социалистических преобразований были предприняты в начале 1970-х гг. правительством «Народного единства» во главе с Сальвадором Альенде. В 1980-х гг. осуществить социалистические лозунги на практике пыталось правительство Даниэля Ортеги в Никарагуа. В 1990 г. Ортега потерпел поражение на выборах, но в 2006 г. вновь стал президентом. Лидером левых в Латинской Америке в конце XX в. стал президент Венесуэлы Уго Чавес – яростный критик политики США и противник глобализации.

Другой моделью модернизации в Латинской Америке стала осуществлявшаяся, как правило, правыми диктаторскими режимами политика форсированного развития экономики, основанной на рыночных принципах. Значительных успехов в 1960-1970-х гг. добилась Бразилия, военные власти которой использовали государственные рычаги для поощрения частной инициативы, широкого привлечения в страну иностранного капитала. При этом, несмотря на то что урезались социальные программы, правительству удалось обеспечить внутреннюю стабильность. В результате «экономического чуда» Бразилия по ряду показателей вплотную приблизилась к развитым государствам Запада и «новым индустриальным странам» Азии.

Президент Венесуэлы У. Чавес

В Чили военные во главе с генералом Аугусто Пиночетом пришли к власти, свергнув в сентябре 1973 г. правительство С. Альенде. При новом правительстве стране удалось достичь экономических успехов, чему сопутствовали, однако, отказ от демократии и репрессии против оппозиции. Установление авторитарных режимов было характерно и для многих других государств Латинской Америки. В конце XX столетия возобладала противоположная тенденция – диктаторские режимы во всех странах региона пали, на смену им пришли демократические правительства.

Большинству государств Латинской Америки удалось достичь успехов в развитии экономики, однако серьёзной помехой для их дальнейшего роста стала внешняя задолженность. Проблемой для должников является не только погашение долгов, но и своевременная выплата процентов по ним. Во многих странах региона существует пропасть между наиболее богатыми и бедными слоями населения. Неравенство порождает социальную напряжённость, нередко выливающуюся в народные восстания (Мексика, страны Центральной Америки) и партизанское движение (Перу, Колумбия и др.).

В последние десятилетия XX в. всё громче стали заявлять о себе «новые индустриальные страны» Азии и Латинской Америки. Стремительное экономическое развитие вывело некоторые из них в лидеры современной цивилизации. В то же время в странах «третьего мира» сохраняется масса проблем – бедность, отставание в экономическом развитии, политическая нестабильность.

Вопросы и задания

1. Объясните, почему после Второй мировой войны значительно ускорился процесс деколонизации.

2. Какие важнейшие черты характеризовали политическое и экономическое развитие Индии после обретения независимости?

3. Благодаря чему Японии и «новым индустриальным странам» удалось выйти на передовые позиции в мировой экономике?

4. В чём проявлялось усиление позиций ислама в странах «третьего мира»?

5. Какие черты характерны для развития стран Латинской Америки? Какие общие проблемы они вынуждены решать?

6. Какова судьба социалистической идеи в странах «третьего мира»?

7. Назовите общие черты и различия в развитии «новых индустриальных стран» Азии и стран Латинской Америки.

8. Современные границы африканских стран сложились ещё в колониальные времена. Европейские колонизаторы проводили их не по рубежам расселения народов и племён, а по меридианам, параллелям, дугообразным линиям, красиво выглядевшим на карте. В результате африканские народы оказались раздробленными между разными колониальными владениями. В 1964 г. на Ассамблее глав государств и правительств Организации африканского единства все независимые страны Африки согласились отказаться от пересмотра границ. Как вы думаете, чем было обосновано такое решение? Было ли оно верным?

Из книги История. Всеобщая история. 11 класс. Базовый и углублённый уровни автора Волобуев Олег Владимирович

§ 16. Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX в Ликвидация колониальной зависимости. События Второй мировой войны способствовали снижению политического влияния европейских держав в их колониях. Нидерландские, английские и французские владения в

Из книги История. Всеобщая история. 10 класс. Базовый и углублённый уровни автора Волобуев Олег Владимирович

§ 24. Страны Запада во второй половине XIX в Возникновение национальных государств в Европе. Многонациональные державы, «доставшиеся» XIX столетию от средневековой Европы (Австро-Венгрия, Османская империя), к концу века пришли в состояние упадка. В то же время национальные

Из книги История Средних веков. Том 1 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

Скандинавские страны во второй половине XV в. Исход борьбы за и против Кальмарской унии в Швеции и Норвегии был не одинаков. Норвежское бюргерство оставалось слабым и оттесненным от предпринимательской деятельности купцами Любека и Ростока. С упадком Ганзы в конце XV в.

Из книги История Средних веков. Том 2 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

2. ГЕРМАНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI И В НАЧАЛЕ XVII В. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УПАДОК ГЕРМАНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI В. Экономический подъем, происходивший в германских землях с 30 –40-х и особенно с 70-х годов XV в., сменился около середины XVI в. глубоким упадком, явившимся результатом

Из книги История Нового времени. Эпоха Возрождения автора Нефедов Сергей Александрович

Глава V История Латинской Америки

Из книги Всеобщая история в вопросах и ответах автора Ткаченко Ирина Валерьевна

16. Что послужило толчком к войнам за независимость Латинской Америки? В начале ХIХ в. в испанских колониях Америки возникло патриотическое движение креолов, задумавшихся об отделении от Испании. В колониях были созданы тайные организации, нелегально распространялись

Из книги Всемирная история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

7.4.3. Симон Боливар - освободитель Латинской Америки В Новой Испании (Мексике) в 1810–1815 гг. революционные выступления были подавлены испанскими колонизаторами, а их руководители Франсиско де Миранда (1756–1816) и Мигель Идальго (1753–1811) были казнены.В ноябре 1816 г. с острова

автора Алексеев Виктор Сергеевич

76. СТРАНЫ АЗИИ И АФРИКИ В НАЧАЛЕ XIX В В начале XIX в. страны Азии были объектами экспансии Англии. Она продолжала колониальное завоевание Индии, при этом разрушая основы индийской экономики и древнюю своеобразную цивилизацию. После распада империи Великих Моголов в Индии

Из книги История нового времени. Шпаргалка автора Алексеев Виктор Сергеевич

83. СТРАНЫ АЗИИ И АФРИКИ В XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ Огромные территории Азии в XIX в. были превращены европейскими державами в колонии и зависимые государства. Исключение составляла Япония, которая длительное время была «закрытой» страной для европейцев. Индия раньше других

Из книги История нового времени. Шпаргалка автора Алексеев Виктор Сергеевич

86. НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ БОРЬБА СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ Борьба креолов против испанских колонизаторов. Образование независимых республикВ начале XIX в. в испанских колониях Латинской Америки возникло патриотическое движение креолов, стремившихся к отделению

Из книги Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX века. 10 класс. Базовый уровень автора Волобуев Олег Владимирович

§ 24. Страны Запада во второй половине XIX в. Возникновение национальных государств в ЕвропеМногонациональные державы, «доставшиеся» XIX столетию от средневековой Европы (Австро-Венгрия, Османская империя), к концу века пришли в состояние упадка. В то же время национальные

Из книги Всеобщая история. История средних веков. 6 класс автора Абрамов Андрей Вячеславович

Глава 8 Страны и народы Азии и Америки «Даже когда Китай распался на несколько государств и происходили междоусобные конфликты, искусство и литература процветали, создавались восхитительные картины и великолепные здания. Так же обстояло дело и в Индии». Индийский

Из книги Благотворительность семьи Романовых, XIX - начало XX в. автора Зимин Игорь Викторович

Питомцы императрицы. Призрение детей и юношества во второй половине XVIII – второй половине XIX вв. Важнейшим направлением работы благотворительных ведомств под покровительством дома Романовых было призрение детей и юношества. Для учреждений императрицы Марии это

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

Ведущие страны Западной Европы и США во второй половине XX века: основные тенденции социально-политического

Большинство стран Азии и Африки в начале 20 века продолжали существовать в статусе колоний индустриальных государств. Метрополии, невзирая на капиталистическую эпоху, продолжали эксплуатировать колониальные земли классическими феодальными методами: насильственный вывоз драгоценных металлов, создание системы работорговли, высокое натуральное и денежной налогообложение.

Антиколониальные движения

Именно в это период началось активное сопротивление освободительных движений в колониальных странах. Основной целью их деятельности было изгнание монополистов и изменение действующих варварских грабительских порядков. Участниками антиколониальных движений были наиболее незащищенные слои населения крестьянство, рабочие и духовные лица.

Местная верхушка активно сотрудничала с властями монополий и не чувствовала особого ущемления в правах и свободах. Члены антиколониальных движений не спешили вступать в освободительные войны, так как понимали, что в лице противника имеют могущественные государства с сильной армией и технической базой, которыми не обладали страны Азии и Африки.

Освобождение от власти метрополий пришло с самой неожиданной стороны на территории Европы была развязана Первая Мировая война, которая повлекла за собой падение большинства могущественных империй.

После завершения Второй мировой войны государства Азии и Африки вступили в период значительного экономического и культурного подъема. Население этих регионов впервые ознакомилось с лекарственными средствами, которые ранее предоставлять колониальным территориям метрополии не считали нужным.

Значительно модернизировалась промышленность, открывались начальные учебные заведения, благодаря которым ликвидировалась безграмотность населения. Однако поддержать европейский путь развития эти государства до конца не смогли.

Развитие стран Латинской Америки

По сравнению со странами Азии и Африки, государства Латинской Америки обладали более серьезными предпосылками для экономического и технического развития. Абсолютно все страны Латинской Америки освободились от власти метрополий еще в 19 веке и в этот же период приобрели государственную независимость.

Первая половина 20 века ознаменовалась промышленным подъемом строились новые фабрики и заводы, усиленно развивалось сельское хозяйство, создавались новые железнодорожные пути (общая длина железной дороги Чили в несколько раз превосходила длину китайских путей).

Латинская Америка стала мировым лидером по экспорту растительной и животной продукции. До начала Второй Мировой войны регион пользовался материально-технической поддержкой США и европейских государств.

Но, несмотря на видимый рост экономики, развитие стран Латинской Америки омрачала власть диктаторских режимов, которые просуществовали в регионе фактически до конца 20 века. Во многих странах в 30-х годах была установлена военная тоталитарная диктатура.

После падения Третьего Рейха, государства Латинской Америки стали убежищем для немецких и итальянских фашистов. Социально политическая стабильность подрывалась регулярными военными государственными переворотами, в результате которых одни тираны сменяли других. Либеральная демократическая власть в Латинской Америке была установлена только в 1991 году.

Крупнейшим событием послевоенной истории стал распад колониальной империи. Это было во многом связано с ослаблением старых колониальных империй в ходе II Мировой войны. В сороковых годах освобождаются большинство колоний в Азии. Начинается процесс деколонизации.

В августе 1947г получили независимость Индия и Пакистан.

1957г англичане, подавив партизанское движение, передали власть умеренным националистам в Малайе.

В Бирме Англия не пыталась восстановить колониальный режим.

В 1968г Англия объявила об уходе из своих бывших владений и военных баз в Азии к востоку от Суэца.

Франция потерпела поражение в войне во Вьетнаме (1946-1954г). Проблемны северо-африканские колонии.

В 1956г получили независимость Марокко и Тунис. 8 лет продолжалась борьба в Алжире.

Итальянские колонии взяты под опеку ООН. В1951 г. Ливия и в 1960 г. Сомали стали независимыми. Проблема Ближнего Востока.

После образования Ирака (1932 г.) и Египта (1936 г.) Великобритания 20 лет сохраняла там свое военное присутствие.

В 1945-1946 гг. Франция отказалась от мандата на Сирию и Ливан, а Англия на Трансиорданию. Английский мандат в Палестине: террор арабских и еврейских националистов; обращения Англии в ООН об отмене мандата; резолюция ООН о создании в Палестине арабского и еврейского государств, 1948 г. вывод войск Англией. Создано еврейское государство Израиль. Арабское государство создано не было. В Палестине началась гражданская война. Исчезло пространство для территории арабского государства: Израиль захватил Сектор Газа, Трансиордания присоединила Западный берег. Палестинские беженцы. Заявление арабских государств о непризнании Израиля. Арабо-израильские войны. 1964 г. создание Организации освобождение Палестин. Семидневная война 1967 г.: победа Израиля, оккупация западного берега и Голландских высот. Арабские беженцы. 1970 г. конфликты между арабскими странами.

Воинствующие мусульмане объявили джихад (священную войну) против Израиля став на пути терроризма. Палестинская проблема сохраняется. У Израиля нет единого подхода к справедливым требованиям арабов о праве на организацию своего «национального очага».

Африка позднее освобождается от колониализма (50-60-е гг.)

1956 г. Франция признала независимость Марокко и Туниса, 8 лет вела войну в Алжире(1954-1962 гг.)

1960 г. – «год Африки». Образовалось 45 независимых государств в бывших английских и французских колониях.

1974 г. – Ангола и Мозамбик сами завоевали независимость (Португальские).

1990 г. – обрела свободу Намибия.

Деколонизация Африки осуществлялась в обстановке различных конфликтов (международных, межпланетных, расовых). В большинстве государств установились военные диктатуры или авторитарно-монархические режимы. В нескольких государствах правительство терпимо к оппозиции. Конфликты порождают проблему беженцев. В Африке – 10% населения мира, 1% промышленного производства. Бедность. Безработица. Растущая задолженность.

Значение: Образование новых государств – важный фактор в мировой политике. Они – две - трети членов ООН. Развитие человеческой цивилизации в глобальном масштабе.

Возможность самостоятельного развития, модернизации и выбора пути развития с учетом национальных традиций и культурно-цивилизационных особенностей.

Модернизация догоняющая (обычно говорят о «III эшелоне»).

Начался в70-80-е гг. Выявились мощные культурно-цивилизазационные регионы, силу традиций которых не может подорвать никакое влияние Европы:

1) Китайско-конфуцианский регион (Китай, Япония, Вьетнам, Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур)

2) Индо-буддийско-мусульманский блок (Индия, Пакистан, Юго-Восточная Азия)

3) Арабо-мусульманский регион (Ближний восток, Афганистан, Ирак, Иран, страны Магриба)

4)Центральная и Южная Африка.

Проблема выбора путей развития:

- «Социалистический путь» (Китай, Вьетнам, Северная Корея). Позже выход на рыночные реформы, отказ от построения социализма по марксистской модели.

Социалистическая ориентация (род африканских и арабских стран). Идея мировой революции, избавление от отсталости и скачка к обеспеченности и свободе не реализовалась. Национализация, кооперирование, однопартийность, авторитарно-диктаторские режимы привели к серии военных переворотов и переходу к рыночно-собственническим отношениям, многопартийности.

Итоги: в 50-60-е гг. десятки стран III мира добились успехов в индустриализации, модернизации, социальной сферы.

Малые и средние «тигры» (Сингапур, Гонконг, Тайвань, Южная Корея, Малайзия, Таиланд, Турция). Крупнейшие «драконы» (КНР, Индия, Индонезия, Нигер, Пакистан)

В них ВВП возрастал на 5,1%. Вдвое обгоняли по темпам развития ведущие страны. Создали относительно эффективную экономику и социальные структуры. (Роль форсированной индустриализации 50-70 гг., расширение внутреннего потребления, увеличение экспорта, изменение структуры экономики; государственное регулирование, поддержка приоритетных сфер, мелкого и среднего бизнеса, экспортных отраслей, социальной инфраструктуры).

В 80-90-е гг. – острые кризисы в ряде стран. Проведены реформы хозяйственного механизма.

Несмотря на 10-кратное отставание от Запада имеет место существенный прогресс: сокращение бедности, рост уровня грамотности, рост продолжительности жизни.

Однако: за порогом бедности более 1,2 млрд. человек (900 млн. человек в Азии, 300 млн. человек в Африке).

НТР на Западе способствует ликвидации в III мире неэффективных структур и адаптации к новым условиям, развитию науки.

Процессы развития и модернизации в государствах Латинской Америки в XX в. прошли три основных неравнозначных этапа.
Первый этап охватывает первую треть XX в. Развитие стран латиноамериканского региона в этот период происходило преимущественно на базе и в рамках традиционных экономических и социальных структур, экономики аграрно-и сырьеэкспортной ориентации, в условиях их периферийного, зависимого положения по отношению к ведущим индустриальным державам.
Второй этап - с 30-х до середины 70-х гг. XX в. - самый длительный, был отмечен сложными обновленческими процессами. В это время на фоне кризиса традиционных структур началась их модернизация путем активного вмешательства государства в экономику и социальные отношения, осуществления промышленных, аграрных и социальных преобразований. Этот период характеризуется преобладанием и взаимодействием революционной и реформистской тенденций развития и модернизации общества.
Третий этап - последняя четверть XX в. В это время на первый план вышел неолиберальный вариант модернизации, имеющий противоречивые последствия.
Многие актуальные вопросы региона не были решены к концу века. Неравномерный, часто неоднозначный характер перемен приводил к тому, что с решением или смягчением одних проблем обострялись другие, прибавлялись новые. За XX в. изменился облик не только Латинской Америки, но и всего мира. Ведущие индустриальные страны на рубеже XXI в. стали уже постиндустриальные державы. Несмотря на достигнутый прогресс, сохранилось заметное отставание латиноамериканских республик от передовых в экономическом и научно-техническом отношениях государств, зависимое, все еще периферийное положение в мировом хозяйстве, низкий уровень жизни большей части населения.
Недостаточная материальная база, нехватка капиталов, груз большой и постоянно растущей внешней задолженности, использование ресурсов стран региона в интересах ведущих центров формирующейся глобальной мировой экономики не позволили латиноамериканским республикам в конце XX в. выдержать форсированную модернизаторскую политику неолиберального толка без значительных негативных последствий. В результате такой политики, навязанной государствам региона извне, увеличился разрыв между модернизированными секторами производства и традиционной экономикой, с которой была связана большая часть населения и которая в условиях либерализации и транснационализации хозяйственной жизни оказалась в кризисном состоянии. Национальная экономика все больше оказывалась под контролем транснационального капитала, что серьезно ограничивало суверенитет латиноамериканских республик. Неолиберальная перестройка привела к снижению уровня жизни и обнищанию широких масс населения, к росту безработицы и социальных контрастов. Серьезными дестабилизирующими факторами стали коррупция, наркобизнес, терроризм. Усилились настроения неприятия экономических реформ, осуществляемых такой высокой ценой, недоверия к политикам, к традиционным партиям и к политике вообще, требования корректировки курса модернизации.
Главной задачей общественно-политических сил Латинской Америки в начале XXI в. становится поиск и осуществление таких вариантов развития, которые бы отвечали местным условиям и позволили бы совместить обновление экономики с интересами большинства общества, с решением актуальных социальных проблем, сочетать интеграцию стран региона в глобальное мировое сообщество с сохранением самобытности, собственных цивилизационных основ народов Латинской Америки.

Конспект урока по истории

Тема: «Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX века»

Образовательная:

· Систематизировать и углубить знания об историческом развитии стран Азии, Африки и Латинской Америки после Второй мировой войны;

· Подробно рассмотреть революционные процессы на примере отдельно взятой страны

Воспитательная:

· Продолжить формировать отрицательное отношение к насильственным способам решения проблем;

· Способствовать формированию чувства уважения к другим страна и народам.

Развивающая:

· Способствовать развитию умения выделять главное;

· Развивать аналитическое мышление;

· Продолжить развитие умения работы с таблицами.

Оборудование урока:

· Всеобщая история. Новейшая история. 11 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций: базовый и профил. уровни/ А. А. Улунян, Е. Ю. Сергеев; под. ред. А. О. Чубарьяна; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 287 с.

· м/м проектор

· рассказ учителя о «проблемах модернизации в странах Азии, Африки и латинской Америки». Источник: Загладин Н.В. Всемирная история: XX век. Учебник для школьников 10-11 классов. Второе изда-ние. М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово - PC», 2000. - 400 с.: ил. (Приложение №1)

· в/ф Секреты спецслужб. 1 серия. Чили 1973 год. Мечта, ставшая кошмаром
Год выпуска : 2002
Жанр : Документальный
Продолжительность : 00:26:42
Перевод
Режиссер : Илесио Альварец
Описание

· раздаточный материал «Вопросы к фильму» (Приложение №2.)

· Таблица «Процесс деколонизации во второй половине ХХ века». (Приложение № 3)

Тип урока: комбинированный

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по истории

Класс: 11

Тема: «Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX века»

Цель:

Образовательная:

  • Систематизировать и углубить знания об историческом развитии стран Азии, Африки и Латинской Америки после Второй мировой войны;
  • Подробно рассмотреть революционные процессы на примере отдельно взятой страны

Воспитательная:

  • Продолжить формировать отрицательное отношение к насильственным способам решения проблем;
  • Способствовать формированию чувства уважения к другим страна и народам.

Развивающая:

  • Способствовать развитию умения выделять главное ;
  • Развивать аналитическое мышление ;
  • Продолжить развитие умения работы с таблицами.

Оборудование урока:

  • Всеобщая история. Новейшая история. 11 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций: базовый и профил. уровни/ А. А. Улунян, Е. Ю. Сергеев; под. ред. А. О. Чубарьяна; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 287 с.
  • м/м проектор
  • рассказ учителя о «проблемах модернизации в странах Азии, Африки и латинской Америки». Источник: Загладин Н.В. Всемирная история: XX век. Учебник для школьников 10-11 классов. Второе изда-ние. М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово - PC», 2000. - 400 с.: ил. (Приложение №1)
  • в/ф Секреты спецслужб. 1 серия. Чили 1973 год. Мечта, ставшая кошмаром
    Год выпуска : 2002
    Жанр : Документальный
    Продолжительность : 00:26:42
    Перевод : Профессиональный (одноголосый)
    Режиссер : Илесио Альварец
    Описание : 4 сентября 1970 года Блок народного единства во главе с Сальвадором Альенде победил на выборах, и через 7 недель у Чили появился новый президент. США не могли смириться с политикой национализации ресурсов и банков, с новой аграрной политикой и начали разрабатывать план военного переворота. В документальном фильме представлена хроника событий за 3 года правления Сальвадора Альенде, на основании документов раскрыты подрывные действия Вашингтона по приведению к власти Пиночета. Убийство президента при штурме дворца стало лишь первым шагом в череде жестоких репрессий, обрушившихся на чилийский народ. 11 сентября 1973 года была написана самая мрачная страница истории Латинской Америки.
  • раздаточный материал «Вопросы к фильму» (Приложение №2.)
  • Таблица « Процесс деколонизации во второй половине ХХ века ». (Приложение № 3)

Тип урока: комбинированный

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Актуализация познавательной деятельности учащегося

  1. Орг. момент

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

  1. Опрос д/з

Усложненный опрос

Учитель организовывает беседу в классе.

Ответ:

Причины:

Опасение дальнейшего распространения влияния США и СССР

Наличие во всем мире сторонников перед лицом угрозы со стороны противоположного лагеря

Борьба за ресурсы, рынки сбыта продукции

Ослабление экономической мощи противника в ходе военно-политического противостояния

Страх перед военной мощью противника

Обеспечение преимущества в случае начала третьей мировой войны

Не допустить знакомства населения стран противника с привлекательными сторонами жизни чуждого общества

Тотальная борьба коммунистической и либерально-буржуазной идеологии

Выработка общей стратегии, создание блоков, проведение двусторонних встреч

Поддержка своих сторонников в стане противника

Гонка вооружений

Ожесточенная борьба разведок, военно-промышленный шпионаж

Проверка противника в многочисленных локальных и региональных конфликтах

Ограничение контактов между гражданами противоборствующих стран

Психологическая обработка населения в духе неприязни, ненависти к противоположной стороне

Результаты

США и союзники одержали победу в холодной войне над СССР и его союзниками

В результате «перестройки» прозападные силы пришли к власти в России и стали проводить реформы с целью последовательной вестернизации страны

Постоянное давление на экономику СССР, непосильная гонка вооружений и отсутствие разумных реформ привели к краху советской экономики, падению позиций в мировой экономике

Советская военная машина забуксовала в Афганистане

Прогрессирующий распад СССР привел к значительному ослаблению военной мощи

Западный образ жизни, высокий уровень жизни оказались весьма привлекательными для граждан СССР, многие из которых эмигрировали

СМИ в СССР постепенно восприняли западные способы обработки общественного сознания.

Вы, на прошлых уроках закончили изучение истории развития стран восточной и западной Европы. Давайте вспомним, что происходило в международной политике после окончания второй мировой войны и до конца 80-х годов? (дети отвечают на вопрос. Предполагаемый ответ: «Холодная война»)

Давайте теперь вспомним: причины, содержание и результаты «холодной войны»?

  1. Переход к изучению нового материала

Проблемный вопрос

Мы уже знаем, что происходило в странах Европы и США в послевоенные годы, но что же происходило в остальном мире в это время?

Тема урока: Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX века.

План урока:

  1. Общие тенденции развития стран Азии и Африки
  2. Развитие стран Латинской Америки (на примере Чили)

Записывают тему урока, план урока.

  1. Изучение нового материала

Общие тенденции развития стран Азии и Африки.

Объяснительно-иллюстративное изложение

Закрепление

Устное

Развитие стран Латинской Америки

(На примере Чили)

Интерактивный метод

Рабочий лист

Закрепление

Рассказ учителя (приложение №1.)

Учитель опрашивает нескольких учеников.

Просмотр в/ф: « Чили 1973 год. Мечта, ставшая кошмаром»

После просмотра фильма учитель спрашивает одного из учеников, как он ответил на вопросы, остальные ученики помогают, в случае затруднения.

Предполагаемые ответы:

  1. Президент Чили с 1910 по 1973 год
  2. Национализация природных ресурсов, собственности банков, новое распределение денежных средств, кроме того, установление контакта со странами социалистического блока
  3. Черный пиар, подкуп военных командиров, контроль над СМИ, дискредитация существующего режима, шпионаж и т.п.
  4. 4 сентября 1970 года на выборах президента Чили побеждает Сальвадор Альенде
  5. Аугусто Пиночет возглавлял государственный вооруженный переворот в 1973 году в Чили.
  6. Переворот был совершен 11 сентября 1973 года
  7. В ходе переворота Сальвадор Альенде был убит.

Задание: выделить основные проблемы модернизации стран «Юга»

Слушают рассказ учителя.

Какие основные проблемы модернизации стран «Юга» вы выделили .

Смотрят фильм, по ходу просмотра заполняют рабочие листы. (Приложение №2)

Вопросы:

  1. Итоговое закрепление

Учитель возвращается к проблемному вопросу

Предполагаемый ответ: Активная борьба за независимость остро поставила проблему выбора модели развития. Результат: раскол, нарушение территориальной целостности, устойчивая ориентация на капиталистически или социалистический вариант развития. Углубляется дифференциация, ярко выражено стремление добиться экономической самостоятельности, на равных участвовать в международном разделении труда. Обостряется проблема внешней задолженности, особенно в Латинской Америке. Возрастает роль Движения неприсоединения. Страны, избравшие социалистическую ориентацию, ставят более радикальные задачи, чем их предшественники. Главная цель стран «третьего мира» в 80-е -90-е гг. меняется: они заинтересованы в привлечении иностранного капитала на любых условиях. Несмотря на успехи развития, сохраняются и нарастают значительные проблемы, связанные с противоречиями между достижением модернизации и сохранением цивилизационной идентичности, глобальные проблемы современности

Проблемный вопрос: как происходило развитие стран «Юга» или стран Азии, Африки и Латинской Америки?

  1. Рефлексия

«Сигнальные карточки»

Детям раздаются сигнальные карточки красного и зелёного цвета. Учитель спрашивает у детей «все ли было понятно на уроке или остались какие-либо вопросы?»

Если все понятно – зелёная, если остались вопросы – красная.

Те, у кого остались вопросы по уроку, задают их учителю.

  1. Домашнее задание

Учитель задает домашнее задание

Дети записывают д/з: §23-24, заполнить таблицу на основе параграфа «Процесс деколонизации во второй половине ХХ века»

(Приложение № 3)

Приложение к конспекту урока.

Приложение №1.

Рассказ учителя «о проблемах модернизации в странах Азии, Африки и латинской Америки».

Источник: Загладин Н.В. Всемирная история: XX век. Учебник для школьников 10-11 классов. Второе изда-ние. М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово - PC», 2000. - 400 с.: ил.

Взаимосвязанные проблемы модернизации и развития были и остаются центральными для десятков государств, стремящихся повысить свою роль в мировой экономике, особенно возникших на месте распавшихся колониальных империй.
При значительном многообразии этих государств, различиях в уровнях и типах их социально-экономического развития, несовпадении подходов к решению проблем развития выделяется ряд сходных характеристик, позволяющих рассматривать страны Азии, Африки и Латинской Америки, или «Юга», как их иногда называют, в качестве определенной общности.

После второй мировой войны начался процесс деколонизации, связанный с распадом колониальных империй европейских держав. Большое влияние на этот процесс оказал захват Японией обширных территорий в Азии и создание там местных администраций, с которыми пришлось столкнуться европейским метрополиям после завершения войны в бассейне Тихого океана.
Многие из бывших колоний приобрели независимость мирным путем. Другие, в силу важности их стратегического положения и изобилия природных ресурсов, метрополии пытались удержать любой ценой. Итогом были колониальные войны Великобритании в Малайе, Франции в Индокитае и Алжире, Португалии в Анголе и Мозамбике, стоившие народам этих стран больших жертв и приведшие к разрушениям, материальным потерям.
Еще в 1940-е гг. независимость приобрели Филиппины, Британская Индия, Индонезия, в 1950-е гг. освобождения добились народы Юго-Восточной Азии. 1960-е гг. вошли в историю как «год Африки», когда большая часть колониальных владений на этом континенте приобрели независимость. Последняя в истории колониальная империя - Португалии - рухнула в 1975 г.
Конфликты и кризисы в развивающихся странах. Приобретение независимости далеко не всегда гарантировало возможности дальнейшего беспрепятственного развития. Границы многих вновь возникших государств не совпадали с этническими, религиозными, что стало причиной многих конфликтов, как внутренних, так и международных.
Наличие во многих развивающихся странах природных ресурсов не всегда помогало решению стоящих перед ними задач. Не имеющие возможности самостоятельного освоения богатств, своих недр, обладающие ими страны становились ареной особенно острой конкурентной борьбы между ведущими державами мира, крупнейшими ТНК.

Итоги первых преобразований. В большинстве выбиравших свой путь развития государств еще преобладали докапиталистические отношения. Подавляющая часть самодеятельного населения была занята в сельском хозяйстве. При этом крайне низкая производительность труда, использование той же системы обработки земли, что и столетия назад, определяли преобладание натурального хозяйства, при котором земледельцы сами потребляли свою продукцию, обеспечивая себе полуголодное существование, не имели возможности ничего производить для продажи. Даже в 1970-е гг. в афро-азиатских странах в среднем на каждую тысячу жителей, занятых в сельском хозяйстве, приходилось всего 2-3 трактора, то есть в 150-200 раз меньше, чем в развитых государствах.
Большая и стремительно возраставшая численность населения, дешевизна рабочей силы мало содействовали модернизации. Реальные людские ресурсы, пригодные по уровню квалификации, трудовым навыкам для использования в промышленности, были ограничены. Тем не менее, с завоеванием независимости бывшими колониями, приходом к власти в большинстве ранее полузависимых стран националистически ориентированных режимов в них возобладала идея ускоренного развития, преодоления отсталости от бывших метрополий.
В целом страны Азии, Африки, Латинской Америки, которые стали называть развивающимися (не совсем точное название, поскольку развивались все государства мира), добились определенных успехов. В 1960-1970-е гг. средние темпы прироста производства промышленной продукции в этих странах были примерно в 1,5 раза выше, чем в развитых странах. В 1970-1990-е гг. развивающиеся страны опережали развитый мир и по средним темпам роста производства национального дохода на душу населения.
В то же время проблема развития к концу XX века далека от решения. За высокими средними темпами развития стран Азии, Африки и Латинской Америки скрывалась его крайняя неравномерность.

Истоки сложностей модернизации в 1990-е гг. Причины сложностей в решении проблем развития, особенно усугубившихся к концу века, весьма многообразны.
Определенную роль сыграло завершение «холодной войны». В период противостояния СССР и США между ними шла борьба за влияние на развивающиеся страны. Стремясь найти новых союзников, каждая из сверхдержав в меру своих возможностей осуществляла программы помощи в развитии своим «клиентам». Они, в свою очередь, могли вести торг с государствами – «донорами», включаясь в орбиту их экономического влияния, на наиболее выгодных для себя условиях предоставляя территорию под военные базы.
Другим источником трудностей развития стали, как ни парадоксально, некоторые из его позитивных итогов. Стремительный рост численности населения, при ограниченной ресурсной базе, стал источником неразрешимых проблем. Падение уровня жизни, существование на грани голода, безработица обостряют все противоречия - социальные, межэтнические, межконфессиональные. При этом ситуация внутренней нестабильности отталкивает зарубежных инвесторов, затрудняет привлечение капитала для осуществления модернизации.

Приложение № 2.

Рабочий лист «Чили 1973 год. Мечта, ставшая кошмаром»

Во время просмотра фильма вам необходимо ответить на следующие вопросы:*

  1. Кокой пост занимал Сальвадор Альенде?
  2. Назовите основные положения плана С. Альенде.
  3. Какие действия предпринимали власти США против правительства Чили?
  4. Какое событие произошло 4 сентября 1970 года?
  5. Какова роль Аугусто Пиночета в государственном перевороте в Чили?
  6. Назовите дату военного переворота в Чили.
  7. Как сложилась судьба Сальвадора Альенде после переворота?

*ответы вы записываете в тетрадь.

Приложение №3

Таблица: «Процесс деколонизации во второй половине ХХ века»

Вьетнам, Индонезия, Корея (1945), Филиппины (1946), Индия (1947), Бирма, Цейлон (1948)

М. Ганди

(1869-1948)

Хо Ши Мин

(1890-1969)

50-е гг.

Ближний Восток, Северная Африка

Ливия (1951), Египет (1952), Тунис, Марокко, Судан (1956)

К. Нкрума

(1909-1972)

60-70-е гг.

Тропическая и Западная Африка

Год Африки – 17 государств (1960), освобождение португальских колоний – Гвинея-Бисау (1973), Мозамбик, Ангола (1975)

П. Лумумба

(1925-1961)

80-е гг.

Южная Африка

Зимбабве (1980), Намибия (1990)

Н. Мандела