Шиизм — одно из основных течений ислама , по числу приверженцев занимает второе место после суннизма. По статистике, каждый десятый мусульманин является шиитом.

С арабского "шиа" переводится как "партия", "приверженцы", "группировка".

Ключевым постулатом шиизма, явившемся причиной раскола и разделения мусульман на шиитов и суннитов, является признание единственно законными преемниками пророка Мухаммеда только Али и его потомков.

Это разночтение возникло во второй половине седьмого века, когда активизировалась борьба за власть в Халифате и остро встал вопрос преемнике Мухаммеда. Шииты настаивали на передаче власти Али , который был двоюродным братом и зятем Пророка. Сунниты придерживались мнения о выборности предводителя и не разделяли тезис о божественной природе Али и его потомков.

Итогом данного противостояния явилось фактическое военное поражение шиитов , в результате которого они оказались на обочине политической жизни. В середине восьмого века шиизм разделяется на два течение — крайнее и умеренное . К первому относились собственно "крайние" (гулат ) и исмаилиты , ко второму — зейдиты и имамиты . Также известны и другие, менее магистральные направления шиизма — друзы, алавиты, кайсаниты .

Последователи шиизма встречаются практически во всех исламских странах , но больше всего их в Иране, Азербайджане . Значительная часть населения является шиитами в Ираке, Ливане, Йемене, Бахрейн е . На территории России шиитов немного, главным образом — азербайджанцы. В Советском Союзе одним из очагов шиизма была Горно-Бадахшанская область Таджикистана.

Шиизм сыграл большую роль как знамя различных народных движений , использующих его идеи во время восстаний. Простым людям был близок постулат шиизма о непогрешимости имама , с приходом которого должно установиться царство справедливости .

Согласно шиитской легенде, последний 12-й имам исчез в возрасте 9 лет, это событие случилось не позднее 878 года. Есть версия, что он не умер, а находится под покровительством Аллаха и должен вернуться . Шииты называют последнего имама — "Скрытым имамом" или сахиб аз-заман (властелин времени, мунтазар (ожидаемый махди-мессия)). Надо отметить, что в шиизме, в отличие от того же суннизма, имам является посредником между Богом и человеком, своеобразным носителем божественной субстанции. Шииты верят, что имам непогрешим , обладает сверхъестественными способностями, обладает оккультными знаниями.

Сторонники шиизма придерживаются определённой иерархии религиозных деятелей, во главе которой стоит аятолла . Ему подчиняются муджтахиды , которые могут высказывать свое мнение по религиозным вопросам.

В целом, учение шиизма имеет четыре основы :

  • Таухид вера в единого Бога ,
  • Вера в Пророков и пророчества ,
  • Вера в Имамат ,
  • Вера в пришествие "Совершенного шиита".

Последние два постулата отличают шиизм от суннизма.

Важно отметить, что в последнее время предпринимаются попытки уменьшить напряженность отношений между суннитами и шиитами. Этому способствует донесение до мусульман достоверной информации о приверженцах противоположного им направления. Например, среди суннитов существует много ошибочных представлений о шиитах , якобы те имеют другой Коран, поклоняются Али как Богу (в исламе не допустимо поклонение кому-либо кроме Аллаха), не признают первых трёх халифов (правивших до Али), заменяют пять обязательных ежедневных молитв (намаз) одной, не выплачивают закят (2,5% сбережений в пользу бедных) и т.д. Легко убедиться, что эти представления не соответствуют действительности , и их развенчание позволит наладить диалог между шиитами и суннитами в рамках их общей веры ислама.

Признававшие законными преемниками Али ибн Абу Талиба и его потомков, принадлежавших к ахл ал-байт.

После смерти Мухаммада вопрос о наследовании его власти не был ясен. По мнению шиитов, на состоявшемся в местечке, называемом qadir khum , собрании Пророк достаточно ясно указал на Али в качестве своего законного преемника, однако это указание не было принято к сведению мусульманским сообществом, которое выбрало первым Абу Бакра, тестя Мухаммада.
В середине 7 в. в борьбе за власть образовалась религиозно-политическая группировка (аш-шиа) сторонников передачи верховной власти Али как ближайшему родственнику и духовному преемнику пророка Мухаммеда. Эта группировка стала ядром шиитского движения, разделившего позднее мусульманскую общину на суннитов и шиитов.
Большинство шиитов обосновывали эти требования родством Али с пророком, его личными качествами и заслугами перед исламом. Часть шиитов проповедовала, что Мухаммед назначил Али своим духовным преемником и что сам Али наделен божественной благодатью.

Призывы к возвращению власти «семье пророка» находили поддержку вследствие широкого недовольства правлением . Объясняя все беды «незаконностью» правления Омейядов, «узурпировавших» власть, шииты проповедовали, что только возвращение власти ее законным обладателям приведет к установлению справедливости на земле. Шиитская пропаганда способствовала падению омейядской династии, но плодами этой победы воспользовались - другая родственная ветвь пророка. Это привело к размежеванию Алидов с Аббасидами и сузило социальную базу шиитского движения.

Взгляды

Шииты признают единственно законными только Али и его потомков.
Военно-политические поражения шиитов (гибель сына Али Хусейна, разгром восстания аль-Мухтара и т.д.) направили их энергию в область религиозных идей. Среди шиитов получили широкое распространение представления об имамах как носителях религиозной и политической власти, освященной . Этому способствовало обращение в ислам народов и , где издавна бытовали идеи богоявления в человеке.
Ссылаясь на многочисленные предания, аллегорически толкуя отдельные выражения , шииты отстаивали исключительное право потомков Али на верховную власть и передачу ее от отца к сыну.

Все группы мусульман-шиитов единодушны в следующем:
1. Али ибн Абу Талиб - первый халиф, поскольку он истинный имам - духовный руководитель и глава , назначенный Мухаммадом. Именно ему Пророк Мухаммад открыл тайны ислама, которые должны в дальнейшем передаваться в кругу от отца к сыну.
2. Власть имама имеет божественную природу; имам - наместник Аллаха на земле. Он - правитель уммы, обладающий властью над миром видимым и невидимым, духовный вождь, знаток , последняя инстанция в толковании Корана и . У суннитов халиф-имам - обычный человек; он не обладает Божественной благодатью, он следует за исполнением религиозного закона и ведает мирскими делами. Шииты верят, что выбор имама Божественно предопределен , исключающим всякую возможность ошибок, свойственных человеку. Таким образом, шииты отвергают суннитский принцип - единодушного мнения общины.
Однако, по мере естественного увеличения числа потомков Али, разногласия возникли и в среде шиитов. Они были связаны с предпочтениями, отдаваемыми тому или иному наследнику из рода Али. Так появились и иснаашариты. Их разногласия сводятся к вопросу о том, какого имама считать ушедшим в гайбу последним, седьмого или двенадцатого. Большинство шиитов - иснаашариты.
В настоящее время для большинства шиитов нет «видимого» имама из рода Али, наступил период «большой гайбы», и роль представителей Али выполняют «люди религии», выдающиеся религиозные деятели. Во время «большого сокрытия» шиитская правовая практика во многом совпадает с суннитской.

Ветви

Уже в середине 8 в. шиитское движение раскололось на два течения - «крайнее» и «умеренное». К первому относят собственно «крайних» (гулат) и исмаилитов, ко второму - и имамитов. В свою очередь, эти течения разделились на многочисленные ответвления.
Расхождения между сторонниками различных ответвлений шиизма в основном касаются политических вопросов. Основной общей чертой всех шиитов является их убежденность в том, что власть в исламском мире должна принадлежать потомкам Али. Наибольший политический успех выпал на долю зейдитов и исмаилитов, которым удавалось в разное время и в разных частях создавать свои государства - .

В настоящее время последователи различных шиитских общин живут практически во всех мусульманских странах и регионах мира. Сегодня шииты представляют примерно 10% всего мира, что составляет около 1,5 млрд человек. Начиная с 16 в. шиизм прочно укоренился в Иране (80% населения). В Ливане основное шиитское население проживает в долине Бекаа и на юге страны. В Ираке шииты составляют большинство населения (60%). Их также можно встретить в

Мусульманская умма уже на протяжении 1400 лет разделена на множество различных течений и направлений. И это несмотря на то, что в Священном Коране Всевышний говорит нам:

«Держитесь за вервь Аллаха и не разделяйтесь» (3:103)

О разделении мусульманской общины предупреждал еще Пророк Мухаммад (с.г.в.), говоривший о том, что умму ждет деление на 73 течения.

В современном мусульманском мире можно выделить два наиболее крупных и влиятельных направления ислама, сформировавшихся после кончины Посланника Аллаха (с.г.в.) – сунниты и шииты.

История раскола

Смерть Пророка Мухаммада (с.г.в.) поставила перед мусульманской уммой вопрос о возможном его преемнике на должности правителя мусульманского государства, а также духовного лидера верующих. Большинство мусульман поддержали кандидатуру ближайшего сподвижника Посланника Аллаха (с.г.в.) – (р.а.), который одним из первых принял ислам и являлся спутником Посланника Аллаха (с.г.в.) на протяжении всей его пророческой миссии. Кроме того, еще при жизни Мухаммада (с.г.в.) Абу Бакр заменял того в качестве имама на коллективных намазах, когда ему не здоровилось.

Однако небольшая часть верующих видела в качестве преемника Заключительного Пророка (с.г.в.) его зятя и двоюродного брата Али ибн Абу Талиба (р.а.). По их мнению, выросший в доме Пророка (с.г.в.) и являвшийся его родственником Али имеет больше прав стать их правителем, нежели Абу Бакр.

Впоследствии та часть верующих, которые выступили в поддержку Абу Бакра, стали именоваться суннитами, а те, кто поддержали Али – шиитами. Как известно, преемником Посланника Господа (с.г.в.) был выбран Абу Бакр, который стал первым в истории ислама праведным халифом.

Особенности суннизма

Сунниты (полное наименование – Ахлюс-сунна уаль-джама`а – «Люди сунны и согласия общины») – наиболее крупное и влиятельное течение в исламском мире. Термин происходит от арабского «сунна», обозначающего жизнеописание Пророка Мухаммада (с.г.в.), и означает следование пути Божьего Посланника (с.г.в.). То есть основными источниками знаний для мусульман-суннитов являются Коран и сунна.

В настоящее время сунниты составляют порядка 90% мусульман и проживают в большинстве стран мира.

В суннитском исламе выделяется множество различных богословско-правовых школ, крупнейшими из которых являются 4 мазхаба: ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский. В целом, суннитские мазхабы не противоречат между собой, так как основоположники данных правовых школ жили примерно в одно время и являлись учениками и учителями друг друга, в связи с чем суннитские мазхабы, скорее, взаимодополняют друг друга.

В тех или иных вопросах между мазхабами имеются некоторые незначительные разногласия, которые связаны со спецификой каждой правовой школы. В частности, данные разногласия можно рассмотреть на примере дозволенности употребления в пищу мяса тех или иных животных с точки зрения различных суннитских правовых школ. Например, употребление в пищу конины, согласно ханафитскому мазхабу, относится к категории нежелательных действий (макрух), согласно маликитскому мазхабу – запретных деяний (харам), а по шафиитскому и ханбалитскому мазхабам данное мясо является дозволенным (халяль).

Особенности шиизма

Шиизм – исламское течение, в котором вместе с потомками признаются в качестве единственных законных преемников Посланника Аллаха Мухаммада (с.г.в.). Сам термин «шиит» происходит от арабского слова «ши`а» (переводится как «последователи»). Эта группа мусульман считает себя последователями имама Али (р.а.) и его праведных потомков.

Сейчас численность шиитов оценивается приблизительно в 10% от числа всех мусульман мира. Шиитские общины действуют в большинстве государств, а в ряде из них составляют абсолютное большинство. К таким странам относятся: Иран, Азербайджан, Бахрейн. Кроме того, довольно-таки крупные шиитские общины проживают на территории Ирака, Йемена, Кувейта, Ливана, Саудовской Аравии и Афганистана.

В рамках шиизма на сегодняшний день существует немало направлений, крупнейшими из которых являются: джафаризм, исмаилизм, алавизм и зейдизм. Отношения между их представителями не всегда можно назвать близкими, так как по некоторым вопросам они занимают противоположные позиции. Основным пунктом разногласий между шиитскими течениями является вопрос о признании тех или иных потомков Али ибн Абу Талиба (р.а.) непорочными имамами. В частности, джафариты (шииты-двунадесятники) признают 12 праведных имамов, заключительный среди которых – имам Мухаммад аль-Махди, согласно джафаритскому учению, в детстве ушел в «сокрытие». В будущем имам Махди должен будет выполнить роль Мессии. Исмаилиты, в свою очередь, признают лишь семь имамов, так как данная часть шиитов признает имамат первых шести имамов, как и джафариты, а седьмым имамом они признали старшего сына шестого имама Джафара ас-Садыка – имама Исмаила, который скончался раньше своего отца. Исмаилиты верят, что именно седьмой имам Исмаил ушел в сокрытие и именно он в будущем станет Мессией. Аналогичным образом дела обстоят и с зейдитами, которые признают лишь пять праведных имамов, заключительным из которых является Зейд ибн Али.

Основные различия между суннитами и шиитами

1. Принцип власти и преемственности

Сунниты считают, что правом быть правителем правоверных и их духовным наставником обладают мусульмане, обладающие необходимым уровнем знаний и непререкаемым авторитетом в мусульманской среде. В свою очередь, с точки зрения шиитов подобным правом обладают лишь прямые потомки Мухаммада (с.г.в.). В этой связи с ими не признается законность прихода к власти первых трёх праведных халифов – Абу Бакра (р.а.), Умара (р.а.) и Усмана (р.а.), признаваемых, наряду с Али (р.а.), в суннитском мире. Для шиитов авторитетна только власть непорочных имамов, которые, на их взгляд, являются безгрешными.

2. Особая роль имама Али (р.а.)

Сунниты почитают Пророка Мухаммада (с.г.в.) как Посланника Всевышнего (с.г.в.), ниспосланного Господом в качестве милости для миров. Шииты же, наряду с Мухаммадом (с.г.в.), в одинаковой мере почитают и имама Али ибн Абу Талиба (р.а.). При произнесении азана – призыва на молитву – шииты даже произносят его имя, свидетельствуя о том, что Али является правителем от Всевышнего. Кроме того, некоторые крайние шиитские течения даже признают этого сподвижника воплощением божества.

3. Подход к рассмотрению сунны Пророка (с.г.в.)

Суннитами признаётся достоверность тех хадисов Пророка (с.г.в.), что содержатся в 6 сборниках: Бухари, Муслима, Тирмизи, Абу Дауда, Насаи, Ибн Маджи. Для шиитов таким бесспорным источником служат хадисы из так называемого «четверокнижия». То есть те хадисы, что были переданы представителями рода Пророка (с.г.в.). У суннитов критерием достоверности хадисов служит соответствие цепочки передатчиков требованиям честности и правдивости.

В последние годы Ближний Восток не покидает заголовков новостей мировых информационных агентств. Регион лихорадит, события, происходящие здесь, во многом определяют глобальную геополитическую повестку дня. В этом месте переплелись интересы крупнейших игроков мировой арены: США, Европы, России и Китая.

Чтобы лучше понять процессы, происходящие сегодня в Ираке и Сирии, необходимо посмотреть в прошлое. Противоречия, приведшие к кровавому хаосу в регионе, связаны с особенностями ислама и историей мусульманского мира, который сегодня переживает настоящий пассионарный взрыв. С каждым днем события в Сирии все отчетливее напоминают религиозную войну, бескомпромиссную и беспощадную. Подобное уже случалось в истории: европейская Реформация привела к столетиям кровавых конфликтов между католиками и протестантами.

И если непосредственно после событий «арабской весны» конфликт в Сирии напоминал обычное вооруженное восстание народа против авторитарного режима, то сегодня противоборствующие стороны можно четко разделить по религиозным признакам: президента Асада в Сирии поддерживают алавиты и шииты, а большинство его противников являются суннитами (обе эти ветви признаны незаконными на территории РФ ). Из суннитов - причем самого радикального толка - состоят и отряды Исламского государства (ИГИЛ) – главной «страшилки» любого западного обывателя.

Кто же такие сунниты и шииты? Чем они отличаются? И почему именно сейчас разница между суннитами и шиитами привела к вооруженному противостоянию между этими религиозными группами?

Чтобы найти ответы на эти вопросы, нам придется совершить путешествие во времени и возвратиться на тринадцать столетий назад, в период, когда ислам был молодой религией на этапе становления. Однако перед этим немного общей информации, которая поможет лучше разобраться в вопросе.

Течения ислама

Ислам – одна из крупнейших мировых религий, которая находится на втором месте (после христианства) по численности последователей. Общее количество ее приверженцев составляет 1,5 млрд человек, проживающих в 120 странах мира. В 28 странах ислам объявлен государственной религией.

Естественно, что столь массовое религиозное учение не может быть однородным. В состав ислама входит много различных течений, некоторые из которых считают маргинальными даже сами мусульмане. Двумя крупнейшими направлениями ислама являются суннизм и шиизм. Существуют и другие, менее многочисленные течения этой религии: суфизм, салафизм, исмаилизм, Джамаат таблиг и другие.

История и суть конфликта

Раскол ислама на шиитов и суннитов произошел вскоре после возникновения этой религии, во второй половине VII столетия. При этом его причины касались не столько догматов веры, сколько чистой политики, а если говорить еще точнее, к расколу привела банальная борьба за власть.

После смерти Али, последнего из четырех Праведных халифов, началась борьба за его место. Мнения о будущем наследнике разделились. Часть мусульман считала, что руководить халифатом может только прямой потомок рода Пророка, к которому должны перейти все его духовные качества.

Другая же часть верующих полагала, что лидером может стать любой достойный и авторитетный человек, которого изберет община.

Халиф Али был двоюродным братом и зятем пророка, поэтому значительная часть верующих считала, что будущий правитель должен быть выбран из его рода. Более того, Али родился в Каабе, он был первым мужчиной и ребенком, принявшим ислам.

Верующие, которые считали, что править мусульманами должны люди из рода Али, образовали религиозное течение ислама, получившее название «шиизм», соответственно, его последователей стали называть шиитами. В переводе с арабского это слово означает «приверженцы, последователи (Али)». Другая часть верующих, которая считала исключительность этого рода сомнительной, образовали течение суннитов. Это название появилось потому, что сунниты подтверждали свою позицию цитатами из сунны – второго по важности после Корана источника в исламе.

Кстати, шииты считают Коран, признаваемый суннитами, частично фальсифицированным. По их мнению, из него были убраны сведения о необходимости назначения Али приемником Мухаммеда.

Это и есть главное и основное различие между суннитами и шиитами. Оно стало причиной первой гражданской войны, которая случилась в Арабском халифате.

Однако следует отметить, что дальнейшая история взаимоотношений между двумя ветвями ислама хоть и не была слишком радужной, но серьезных конфликтов на религиозной почве мусульманам удавалось избегать. Суннитов всегда было больше, подобная ситуация сохраняется и сегодня. Именно представителями этой ветви ислама были основаны такие могучие в прошлом государства, как Омейядский и Аббасидский халифаты, а также Османская империя, которая в период своего расцвета была настоящей грозой Европы.

В Средние века шиитская Персия постоянно враждовала с суннитской Османской империей, что во многом помешало последней полностью покорить Европу. Несмотря на то, что эти конфликты имели скорее политическую подоплеку, религиозные разногласия также сыграли в них не последнюю роль.

На новый виток противоречия между суннитами и шиитами вышли после Исламской революции в Иране (1979 год), после чего к власти в стране пришел теократический режим. Эти события положили конец нормальных отношений Ирана с Западом и государствами-соседями, где у власти в основном находились сунниты. Новая иранская власть начала проводить активную внешнюю политику, что было расценено странами региона, как начало шиитской экспансии. В 1980 году началась война с Ираком, подавляющую часть руководства которого занимали сунниты.

На новый уровень конфронтации сунниты и шииты вышли после череды революций (известных как «арабская весна»), прокатившейся по региону. Конфликт в Сирии четко разделил враждующие стороны по конфессиональному признаку: сирийского президента-алавита защищает иранский Корпус исламских стражей и шиитская «Хезболла» из Ливана, а противостоят ему отряды боевиков-суннитов, которых поддерживают разные государства региона.

Чем еще отличаются сунниты и шииты

Сунниты и шииты имеют и другие отличия, но они имеют менее принципиальный характер. Так, например, шахада, которая является вербальным выражением первого столпа ислама («Свидетельствую, что нет Бога кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммед - Пророк Аллаха»), у шиитов звучит несколько иначе: в конце этой фразы они добавляют «…и Али - друг Аллаха».

Существуют и другие различия между суннитской и шиитской ветвью ислама:

  • Сунниты почитают исключительно пророка Мухаммеда, а шииты, кроме этого, славят и его двоюродного брата Али. Сунниты почитают весь текст сунны (их второе название «люди сунны»), а шииты только ее часть, которая касается Пророка и членов его семьи. Сунниты считают, что точное следование сунне – это одна из главных обязанностей мусульманина. В этом отношении их можно назвать догматиками: у талибов в Афганистане строго регламентируются даже детали внешнего вида человека и его поведение.
  • Если крупнейшие праздники мусульман – Ураза-байрам и Курбан-байрам – отмечаются обеими ветвями ислама одинаково, то традиция празднования дня Ашура у суннитов и шиитов имеет значительное отличие. Для шиитов этот день является поминальным.
  • Сунниты и шииты по-разному относятся к такой норме ислама, как временный брак. Последние считают это нормальным явлением и не ограничивают количество подобных браков. Сунниты считают такой институт незаконным, так как сам Мухаммед отменил его.
  • Есть отличия в местах традиционного паломничества: сунниты посещают Мекку и Медину в Саудовской Аравии, а шииты – иракские Эн-Наджаф или Кербелу.
  • Сунниты должны совершать пять намазов (молитв) в день, а шииты могут ограничиться тремя.

Однако главным, в чем отличаются эти два направления ислама, является способ избрания власти и отношение к ней. У суннитов имам – это просто духовное лицо, которое главенствует в мечети. Совсем другое отношение к этому вопросу у шиитов. Глава шиитов - имам – это духовный лидер, который управляет не только вопросами веры, но и политики. Он как бы стоит над государственными структурами. Причем имам должен происходить из рода пророка Мухаммеда.

Типичным примером такой формы управления является сегодняшний Иран. Глава шиитов Ирана – рахбар – находится выше, чем президент или глава национального парламента. Он полностью определяет политику государства.

Сунниты вовсе не верят в непогрешимость людей, а шииты считают, что их имамы полностью безгрешны.

Шииты верят в двенадцать праведных имамов (потомков Али), судьба последнего из которых (его звали Мухаммад аль-Махди) неизвестна. Он просто бесследно исчез в конце IX столетия. Шииты верят, что аль-Махди вернется к людям в канун Страшного суда, чтобы навести порядок в мире.

Сунниты верят, что после смерти душа человека может встретиться с Богом, а шииты считают такую встречу невозможной как в земной жизни человека, так и после нее. Связь с Богом можно поддерживать только через имама.

Также следует отметить, что шииты практикуют принцип «такия», это означает благочестивое скрывание своей веры.

Численность и места проживания суннитов и шиитов

Сколько всего суннитов и шиитов в мире? Большая часть мусульман, проживающих сегодня на планете, относится к суннитскому направлению ислама. По разным оценкам, они составляют от 85 до 90% последователей этой религии.

Больше всего шиитов проживает в Иране, Ираке (более половины населения), Азербайджане, Бахрейне, Йемене и Ливане. В Саудовской Аравии шиизм исповедует примерно 10% населения.

Сунниты составляют большинство в Турции, Саудовской Аравии, Кувейте, Афганистане и остальных странах Центральной Азии, Индонезии и в странах Северной Африки: в Египте, Марокко и Тунисе. Кроме того, к суннитскому направлению ислама относится большинство мусульман Индии и Китая. Российские мусульмане также относятся к суннитам.

Как правило, между приверженцами этих течений ислама не возникает конфликтов при совместном проживании на одной территории. Сунниты и шииты нередко посещают одни и те же мечети, и это также не вызывает конфликтов.

Нынешняя ситуация в Ираке и Сирии – скорее исключение, вызванное политическими причинами. Этот конфликт связан с противостоянием персов и арабов, уходящим своими корнями в мрачную глубину веков.

Алавиты

В завершение хотелось бы сказать несколько слов о религиозной группе алавитов, к которой относится нынешний союзник России на Ближнем Востоке – президент Сирии Башар Асад.

Алавиты – это течение (секта) шиитского ислама, с которым его объединяет почитание двоюродного брата Пророка, халифа Али. Алавизм зародился в IX веке на территории Ближнего Востока. Это религиозное течение вобрало в себя черты исмаилизма и гностического христианства, и в итоге получилась «гремучая смесь» из ислама, христианства и различных домусульманских верований, которые существовали на этих территориях.

Сегодня алавиты составляют 10-15% населения Сирии, их общая численность – 2-2,5 млн человек.

Несмотря на то, что алавизм возник на основе шиизма, он весьма сильно отличается от него. Алавиты отмечают некоторые христианские праздники, такие как Пасха и Рождество, совершают всего лишь два намаза в день, не посещают мечетей и могут употреблять алкоголь. Алавиты почитают Иисуса Христа (Иса), христианских апостолов, на их богослужениях читают Евангелие, они не признают шариат.

И если радикальные сунниты из числа бойцов Исламского государства (ИГИЛ) не слишком хорошо относятся к шиитам, считая их «неправильными» мусульманами, то алавитов они вообще называют опасными еретиками, которые должны быть уничтожены. Отношение к алавитам намного хуже, чем к христианам или иудеям, сунниты полагают, что алавиты оскорбляют ислам одним фактом своего существования.

О религиозных традициях алавитов известно не слишком много, поскольку эта группа активно использует практику такия, позволяющую верующим исполнять обряды других религий, сохраняя при этом свою веру.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

О шиитской секте: её возникновении, распространении и основных убеждениях. В статье представлена краткая история шиизма Данная работа является переводом главы о шиитах книги шейха Сафара аль-Хавали «Усуль аль-фирак» («Основы сект»).

Когда умер посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сподвижники единогласно присягнули Абу Бакру (да будет доволен им Аллах), избрав его халифом. Никто не отказался от присяги: ни Али (да будет доволен им Аллах), ни кто-либо другой. Подобное единогласие (иджма’) наблюдалось и во время присяги Умару , и во время присяги Усману (да будет доволен ими Аллах).

Когда началась смута (фитна), и был убит Усман (да будет доволен им Аллах), тех, кто поддерживал Али (да будет доволен им Аллах) и сражался на его стороне, называли «шиа». Затем появилась отдельная группа (секта) со своими отличными от других убеждениями.

Когда Зейд ибн Али ибн аль-Хусейн вышел против оммеядов и призвал их к тому, чтобы они вышли вместе с ним, эта группа потребовала от Зейда, чтобы он выразил непричастность к Абу Бакру и Умару (да будет доволен ими Аллах). Зейд ответил: «Как я могу быть к ним непричастен, если они были приближёнными моего прадеда?! (то есть посланника Аллаха (солля Ллаху алейхи ва саллям)». Тогда они оставили его, после чего Зейд сказал: «Рафадтумуни (вы отвергли меня)». После этого их стали называть рафидитами, отличая от зейдитов.

Впоследствии под ширмой шиизма появилось множество групп, часть которых вышла из ислама полностью.

Шииты во время правления правителя верующих Али ибн аби Талиба (да будет доволен им Аллах)

При появлении шиитов во время правления Али (да будет доволен им Аллах) они представляли три группы:
1) Муфаддыля (предпочитающие) – то есть отдающие предпочтение Али перед Абу Бакром и Умаром (да будет доволен ими Аллах).

2) Саббаба (ругающие) – те, кто проявлял чрезмерность в этом отношении, доходя до того, что они ругали Абу Бакра и Умара.

3) Гулят (крайние) – те, кто обожествлял Али. Они были убеждены, что Али является богом или же имеет черты божественности. Так же, как христиане убеждены, что Иса является богом. Они являлись зиндиками, поскольку внешне демонстрировали ислам, скрывая свой куфр.

Отношение правителя верующих Али к шиитам

1) Муфаддыля: Али (да будет доволен им Аллах) порицал их и открыто заявлял, что лучшим в Умме после посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) является Абу Бакр, а после него – Умар, как это пришло от него в сообщении, переданном в сахихе Аль-Бухари .
Также достоверное передаётся, что он говорил: «Если ко мне придёт человек, который считает меня лучше, чем Абу Бакр и Умар, то я обязательно накажу его наказанием клеветника – восьмидесятью ударами плетью».

2) Саббаба: Али (да будет доволен им Аллах) считал, что их следует казнить. Когда до него дошло от некоторых шиитов, что они поносят Абу Бакра и Умара, Али потребовал привести их к нему, чтобы казнить, однако они обратились в бегство.

3) Гулят занадика: Али (да будет доволен им Аллах) считал, что их следует сжечь в огне, и он сделал это, как передано в сахихе Аль-Бухари.

Ибн Аббас возразил на это, передав запрет пророка (мир ему и благословение Аллаха) на наказание огнём, и разъяснил, что их следует казнить посредством меча.

Абдуллах ибн Саба и основание шиизма

Абдуллах ибн Саба был иудеем и очень коварным человеком. Он внешне демонстрировал ислам, чтобы разрушать его и бороться с ним. Он был во главе смуты, которая поднялась вокруг Усмана (да будет доволен им Аллах) и затруднила ему жизнь. Также именно Абдуллах ибн Саба и его последователи спровоцировали сражение в день верблюжьей битвы, после того как между сторонами был заключён мир.

Абдуллах ибн Саба демонстрировал и выявлял возвеличивание Али ибн аби Талиба (да будет доволен им Аллах), подобно тому, как иудей Паулис выявлял возвеличивание Исы (мир ему). Это проявлялось в следующем:

1. Ибн Саба заявлял, что Коран является частью из девяти посланий, что их не собрал никто, кроме Али, и что пророк (мир ему и благословение Аллаха) охарактеризовал Али и его семью обладателями скрытого знания.

Али же (да будет доволен им Аллах) сам прямо отрицал, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) наделил его какими-либо особыми знаниями, о чём он прямо объявил с минбара, как это передали имам Ахмад и Аль-Бухари в своём сахихе.

Он вызвал Абдуллаха ибн Саба и сказал ему: «Клянусь Аллахом, не сообщил мне Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ничего, что он скрыл от кого-либо из людей. Я слышал, как он сказал: “Перед Судным днём появится 30 лжецов, и, поистине, ты один из них”».

2. Ибн Саба объявил о божественности Али (да будет доволен им Аллах). Он измыслил этот куфр и распространил его среди своих последователей. Часть из них пришла к правителю верующих Али (да будет доволен им Аллах), и его спросили: «Ты – это Он?» Али спросил в ответ: «Кто Он?» Они ответили «Ты Аллах». Он дал им отсрочку на три дня, после чего сжёг их в огне.

3. Ибн Саба поносил халифов Абу Бакра и Умара (да будет доволен ими Аллах) и утверждал о том, что Али питает вражду по отношению к ним. Когда это дошло до Али, он сказал: «Что мне делать с этим отвратительным мерзавцем? Прибегаю к Аллаху от того, чтобы питать к ним что-либо, кроме доброты и милости». Затем он отправил людей за Абдуллахом ибн Саба и повелел изгнать его из города, сказав: «Пусть никогда больше не живёт со мной в одном городе». После этого он поднялся на минбар, собрав людей, и сильно похвалил Абу Бакра и Умара, закончив своё обращение угрозой: «Пусть до меня не доходит, что кто-либо считает меня лучше их двоих, иначе я накажу его наказанием клеветника!»

Также Али (да будет доволен им Аллах) хотел казнить Ибн Саба, однако он не хотел смуты в войсках, поскольку его последователи перемешались в рядах. Поэтому Али ограничился его изгнанием из городов.

Причины распространения шиизма среди персов

Персы представляют собой великую общину. Их города были завоёваны мусульманами во времена Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах). Общества персов толпами принимали религию Аллаха. Из них вышло множество руководителей и учёных. Персы сделали огромный вклад в дело джихада и знания. Однако в то же время они стали платформой, на которой появилось множество заблудших групп. Больше всего нас в этом отношении интересует появление шиизма.

Когда правитель верующих Али ибн аби Талиб изгнал Абдуллаха ибн Саба из городов, это наказание не повлияло на его порочную иудейскую сущность. Напротив, он использовал это для распространения своих заблуждений и яда в местностях, в которые он сбежал.

Ибн Саба нашёл в них принятие своих идей, и они стали платформой для их распространения по следующим причинам:

1. Это были земли неарабских народов, которые только-только вошли в ислам. Души людей ещё не успели очиститься от пережитков прошлых убеждений и были готовы подхватить любой призыв, проявляя энтузиазм и воодушевление.

2. Часть персов, особенно обладавшие влиянием и имуществом до прихода ислама, чувствовали сильную зависть по отношению к исламу и его носителям, поскольку ислам разрушил их государство и цивилизацию и уничтожил их религию огнепоклонничества.
Когда противостоять исламу силой оказалось невозможным, они склонились к заговору и тайной работе по борьбе с исламом изнутри.
При этом нельзя забывать, что иудеи были важной частью общества персов.

3. Из природы персов – возвеличивание правящей династии и придавание ей культа святости. Для них характерна чрезмерность в этом, до обожествления правителей. То есть их рода, в котором правление передаётся от поколения к поколению. И даже если в роду не будет мужчин, они выберут для этой миссии женщину, и не выберут никого из вне правящего рода, каким бы не было его положение в государстве, и какими бы не были его способности в политике и управлении. Так персы поступили, когда поставили на эту должность дочь Хосроя , в то время как были такие личности как Рустум и подобные ему.

Таким образом, опираясь на эти три основы: невежество, зависть и чрезмерность в отношении правителей, их возвеличивание и придавание им святости, — Абдуллах ибн Саба построил большинство убеждений этой секты, которые будут разъяснены далее.

Как были построены шиитские убеждения

1. Результатом невежества относительно ислама вместе с остатками идеологии огнепоклонничества стало появление в убеждениях шиитов идеологии пантеизма (вездесущности бога). Их убеждения в этом отношении заключались в том, что Аллах может воплощаться в одно из Своих творений. Превыше Всевышний Аллах всего подобного.

Абдуллах ибн Саба измыслил подобные идеи в отношении Али и распространил их. И когда до него дошло известие об убийстве Али, он сказал: «Даже если вы принесете мне его голову в свёртке, я не поверю в его смерть». Также он сказал: «Поистине, убитый – это не Али, это шайтан, который предстал в его форме. Что же касается Али, то он поднялся на небеса и гуляет по облакам. Молния – это его кнут, а гром – это его голос. Он вернётся на землю и заполнит её справедливостью подобно тому, как она наполнилась притеснением». Подобные воззрения находят отражения в символах огнепоклонников, как, например, празднование Навруза.

2. По причине злобы огнепоклонников Ибн Саба смог распространить среди тех, кто ответил на его призыв из числа персов, ненависть по отношению к сподвижникам (да будет доволен ими Всевышний Аллах) и их порочение. Особенно это коснулось правителя верующих Умара ибн аль-Хаттаба, армия которого завоевала их земли и разрушила их власть. И, как известно, его убил один из них – Абу Люълюъ аль-Маджусий.

Ибн Саба продолжил фитну, которую начал, что привело к убийству Усмана, Тальхи, Аз-Зубейра и многих других сподвижников.

Более того одной из главных основ шиизма стало обвинение сподвижников в неверии, выявление вражды по отношению к ним и их проклятие.

И является крайне удивительным, что человек может называть себя мусульманином и в то же время гордиться тем, что совершил Абу Люълюъ аль-Маджусий, почитать его и описывать его героизмом и мужеством.

3. По причине их чрезмерности в возвеличивании правителей и знати Ибн Саба смог распространить среди них новшество о божественной природе Али, а также убеждения, согласно которым только Али и его потомки имеют право становиться халифами. Эта секта проявила чрезмерность в возвеличивании имамов, что подняла их степень выше ангелов и пророков. Более того, они стали описывать их качествами Аллаха. Как, например, их утверждения о том, что всё существующее вплоть до мельчайших частиц подчинено им, а также о том, что они защищены от невнимательности, упущений и ошибок.

Подобно традициями персов относительно власти, шииты сделали пост халифа божественным правом, сохранённым за Али и его потомками, посчитав вопрос власти одним из столпов и основ религии. Они проявляли фанатичную приверженность в отношении Хусейна и его потомков больше, чем в отношении других по причине того, что он женился на дочери их персидского правителя. Поэтому все их имамы идут от её рода.

4. Отпечаток иудеев в возникновении шиизма прослеживается предельно ясно. Из иудейских убеждений, которые распространил среди шиитов Ибн Саба, после которого они были дополнены, можно выделить следующие:

а) Уподобление Аллаха творениям. На этих убеждениях были их первые шииты. Впоследствии они согласились с му’тазилитами, как мы на это указывали, и стали отрицать и отвергать их.
б) Иудеи убеждены в том, что ближе к концу света появится их пророк, который установит в мире шариат Дауда , и в помощь ему будут воскрешены сподвижники Мусы и Юша ибн Нун . Согласно убеждениям шиитов, Махди, которого они ждут, также установит шариат Дауда, вместе в помощь ему будут воскрешены сподвижники Мусы и Юша ибн Нун.
в) Иудеи убеждены в том, что Всевышний может ошибаться. По их мнению, к примеру, Всевышний может повелеть что-либо, потом Ему разъясняется, что это повеление было ошибкой, и Он повелевает обратное, – превыше Аллах от подобного, и это невообразимо в отношении Него. Подобные убеждения относительно Всевышнего Аллаха имеют место и у шиитов.

Основные убеждения шиитов

Шииты разделились на множество сект и течений. Наиболее крупным течением среди них являются шииты-имамиты или исна-‘ашарийя. Когда в общем говорят о шиитах, упоминая слова «шииты» или «рафидиты», обычно подразумевают именно их.

Основные убеждения шиитов заключаются в следующем:

1. Власть (имама, хиляфа) является одним из столпов религии, и на пророке (мир ему и благословение Аллаха) лежало обязательство назначить халифа после себя.

2. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) прямо указал, что имамом после него должен быть Али, и ему были ниспосланы аяты Корана об этом, однако сподвижники сговорились на том, чтобы скрыть эти аяты и хадисы, и пошли в противоречие им, вследствие чего Абу Бакр, умар и Усман силой незаконно захватили власть. По этой причине шииты обвинили сподвижников в неверии и вывели их из ислама за исключением очень малого числа.

3. Имамы являются защищёнными от невнимательности, упущений, ошибок и забывчивости; они получают знание непосредственно от Аллаха; они осведомлены о том, что было и что произойдёт в будущем; им подчинено всё существующее вплоть до мельчайших частиц; они знают, когда наступает смерть творений, и они не умирают кроме как по воле имамов. К ним дозволено обращаться с дуа, дозволено просить их о помощи и называться их рабами.

4. Всего имамов – двенадцать. Первый из них – Али, затем Хасан , затем Хусейн , затем Али ибн Хусейн , матерью которого была дочь персидского царя, затем один за другим шли его потомки до так называемого двенадцатого имама Мухаммада ибн аль-Хасана аль-‘Аскари , относительно которого шииты убеждены в том, что он скрылся в пещере в Самараъ в 261 году и должен явиться в конце времён. Согласно их убеждениям, он установит шариат Дауда и оживит врагов Али и его семьи, первыми из которых будут Абу Бакр и Умар, а затем остальные сподвижники, халифы и правители мусульман до времени его появления, — после чего убьёт их всех.

5. В Коране имеются недостатки и искажения, которые внесли в него сподвижники. Полноценный же экземпляр Корана – это мусхаф Али, который унаследовал от него двенадцатый имам и вошёл вместе с ним в пещеру. Он в три раза больше существующего Корана и не содержит в себе ни одной буквы из известного Корана суннитов.

Также шииты называют его «мусхаф Фатымы », и их ученые пытаются собрать его из выдуманных сообщений от имамов ахлю ль-бейт.

Однако при этом они передают от своих имамов повеление читать существующий Коран, поклоняться и действовать по нему, пока их имам не объявит о подлинном Коране.

6. Убеждение в том, что Коран является сотворённым.

7. Отрицание качеств Всевышнего Аллаха и отрицание предопределения.

В действительности в своём вероубеждении шииты являются му’тазилитами, имея отличительное убеждение о том, что Всевышний может ошибаться.

8. Отношение шиитов к Сунне следующее:

Они не признают известные книги Сунны, как «Сахих» Аль-Бухари, «Сахих» Муслима , «Муснад» имама Ахмада и другие. Сунна у шиитов – это лишь то, что передаётся по цепочке алю ль-бейт. Однако их внимание к тому, что передаётся от их имамов, защищённых – как они полагают – от ошибок, намного выше внимания к чему-либо другому.

Также, подобно тому, как шииты противоречат ахлю с-сунна в основах, они противоречат им большинстве норм права.

Например, у шиитов не являются обязательными джихад и пятничный намаз, пока не объявится имам, скрывающийся в пещере. Когда же он появится, он распространит особенное, как полагают шииты, знание, которое они называют «ильму ль-джафар», включающее в себя право, нормы и полноценный Коран.

Это указывает на то, что основатели данного пути стремились к уничтожению шариата и его привязке к тому, чего не существует и не будет никогда, что можно назвать наиболее скверными кознями.