Рынок труда: до кризиса и в кризис

Прежде чем перейти к основной теме статьи, кратко охарактеризуем ситуацию на рынке труда России и ее регионов.

За 2008-2009 гг. состояние региональных рынков труда резко поменялось от относительно спокойного, хотя и небеспроблемного, до выжидательно-напряженного и напряженного.

Реакцией на ухудшение макроэкономических параметров стал не только рост безработицы, но также почти полная стагнация ввода рабочих мест, новый всплеск скрытой безработицы и различных форм вынужденной неполной занятости, увеличение неформальной занятости .

В нынешний кризис Россия входила с 6,3% общей и 2,0% регистрируемой безработицы (в среднем за 2008 г., в том числе – 5,4% - в мае; 5,8% - в августе, 7,0% - к ноябрю) , что в сравнении с другими постсоветскими странами являлось весьма невысокими показателями . Менее оптимистичной выглядела региональная картина: в отдельных регионах Северного Кавказа (в первую очередь, республиках - экономически слабых, но с растущим населением, - Ингушетии, Чечне, Дагестане, Калмыкии), а также Тыве, отчасти – Бурятии, Алтае – показатели безработицы и в период экономического роста 2000-х гг., хотя и показывали позитивную нисходящую динамику, но оставались высокими. При этом в столичных регионах, областях, возглавляемых городами-миллионерами, безработица была совершенно незначительной (1-3%). Исходя из этого можно заключить, что один из основополагающих сюжетов миграции – межрегиональная дифференциация рынков труда и возможностей занятости - существовал и в докризисный период. Известно, однако, что уровень внутренней мобильности населения снижался все 1990-2000-е гг. и стабилизировался на относительно низком уровне в 1,8-2 млн. переселений в год. Так называемая «постоянная миграция» во многом заменилась трудовыми поездками на сезон или какое-то определенный срок.

Таким образом, предкризисную модель внутренней мобильности в контексте рынка труда коротко можно охарактеризовать как «низкая мобильность на фоново «спокойном» по безработице пространстве».

Сразу после официального объявления о начале кризиса в России (начало ноября 2008 г.), страх перед возможным ростом безработицы стал едва не основным политическим и информационным сюжетом. Прогнозировались: всплеск массовых увольнений, резкое падения численности занятых, взрывной, едва ли не до 25%, рост открытой безработицы .

Ответом на кризисные явления на рынке труда стал целый ряд мер, предпринятых Правительством для сдерживания безработицы. В их числе значилось: сокращение квот на привлечение иностранной рабочей силы, ужесточение трудового законодательства и усиление его инфорсмента, создание общероссийского банка вакансий, обязательное информирование государственных служб занятости о применении нестандартных режимов работы. Были сформулирована и профинансирована специальная антикризисная программа, о которой будет сказано ниже.

Кризис действительно привел к росту уровня безработицы в стране, но не в 3-4 раза, а до значений 8,4% в среднем за 2009 г. и 8,1% за первое полугодие 2010 г. . Изменилась географическая локализация регионов с тяжелой ситуацией на рынках труда. К слаборазвитым регионам, отчасти перечисленным выше, добавились ресурсодобывающие (кроме нефтяных) регионы с большим количеством моногородов и поселков (такие как Пермский край, Коми, Кемеровская область), моноспециализирующиеся (Вологодская обл.), депрессивные регионы Центра и Северо-Запада (Псковская, Костромская, Брянская и др. – ранее почти строго «машиностроительные» регионы). Таким образом, среднероссийский уровень общей безработицы увеличился не столько за счет его роста в нескольких особенно проблемных регионах, сколько за счет расширения ареала проблемности: показатели в слабых регионах почти не изменились, но сильно ухудшились параметры неблагополучия в занятости в так называемых регионах-«середняках» . В цифрах это выразилось следующим образом: если в докризисный период доля населения, проживающего в регионах с высоким уровнем безработицы (порогом «высокого уровня» будем считать 10% ) равнялась 6,6%, то к сентябрю 2009 г. стала 14,9%. Можно было бы ожидать, что в этих условиях стимулы к переселению обозначатся ярче, чем прежде, готовность населения переезжать в другие населенные пункты «за работой» вырастет (особенно регионов, пополнивших список проблемных по безработице, недавно - в кризис).

При этом следует принимать в расчет, по крайней мере, два обстоятельства:

  • описываемые выше параметры безработицы для «населения регионов и страны » отчасти существуют только на бумаге. Безмерные российские пространства, низкая инфраструктурная насыщенность, информационные и административные барьеры и другие факторы, способствовали тому, что в России нет единого рынка труда, более того, его нет и в больших по площади регионах. Трудовыми и миграционными контактами Норильск почти никак не связан со своей «столицей» Красноярском, Бузулук слабо связан с Оренбургом, Старый Оскол с Белгородом и т.д. Поэтому к высоким или низким «региональным» параметрам безработицы необходимо относиться осторожно, понимая, что они не всегда в должной мере характеризуют реальную ситуацию во всем регионе и стимулируют или дестимулируют мобильность отчасти только статистически;
  • в ряде регионов в большей степени (Приволжье, например - Татарстан), в ряде – в меньшей, но существующая статистика безработицы была смягчена за счет «псевдозанятости» - в виде неполной занятости (административные отпуска и неполная рабочая неделя) и занятости на общественных и временных работах, финансируемой из федерального бюджета. Пик неполной занятости пришелся на острую фазу кризиса (первый квартал 2009 г.), к лету 2010 г. ее объемы сократились почти в три раза – с 2,9 млн. человек в январе-марте 2009 г. до 1,1 млн. человек в июле 2010 г. Впрочем, летний спад безработицы – явление, наблюдаемое и в некризисные годы.

Казалось, что кризис на рынке труда мог подтолкнуть россиян к более активным перемещениям. Поэтому стимулирование переезда из мест с неблагоприятной ситуацией по безработице было предложено в числе четырех основных сюжетов антикризисной Программы :

  • организация опережающего профессионального обучения работников, находящихся под риском увольнения (предполагаемый охват – 216,5 тыс. человек, после корректировки – 221,5 тыс. человек);
  • организация общественных работ и создание временных рабочих мест для работников, находящихся под риском увольнения, включая меры по предоставлению стажировок на предприятиях выпускникам образовательных учреждений (охват -1122,6 тыс. человек, после корректировки – 1705,9 тыс.);
  • содействие малому предпринимательству и самозанятости среди безработных (52 тыс., затем 125,5 тыс. человек);
  • содействие переезду работников, находящихся под риском увольнения, для замещения рабочих мест в других регионах (15,9 тыс. человек, после корректировки – 13,4 тыс. человек) (табл. 1).

Всего на специальную антикризисную программу дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда планировалось потратить 43 млрд. рублей. Программа была адресована не столько безработным, сколько «работникам, находящимся под риском увольнения» (намеченным к сокращению, переведенным на нестандартные режимы работы и т.д.).

Таблица 1. Основные показатели реализации региональных программ, направленных на снижение напряженности на рынке труда

Мероприятия

Показатели, утвержденные в региональных программах (с учетом корректировки в декабре 2009 года)

Фактическое исполнение региональных программ по состоянию на конец 2009 года

Числен-
ность участников (человек)

Объем средств (феде-
ральный и регио-
нальный бюджеты) млн. руб.

Числен-
ность участников (человек)

Произведено расходов (кассовые расходы), предвари-
тельные данные, млн. руб.

в процентах от утвержден-
ного объема средств в программе %

Опережающее профессиональное обучение работников в случае массового увольнения

Организация общественных работ, временного трудоустройства и стажировки выпускников

Оказание адресной поддержки граждан, включая их переезд в другую местность для замещения рабочих мест

Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан

Иные дополнительные мероприятия (ОАО Автоваз)

Итого по России

Простое сопоставление масштаба цифр, предполагаемых в рамках антикризисной программы, указывает на слабую веру государства в вероятность переселения своих граждан, находящихся в критической ситуации на рынке труда. Однако в действительности количество желающих воспользоваться возможностью переселиться в другое место «за работой» оказалось еще меньшим, нежели планировалось – этой Программой воспользовались около 11 тыс. человек в масштабах страны. Из 82 российских регионов только 36 включили это мероприятие в свою региональную программу. При этом большая часть находила работу в пределах своего субъекта РФ (56% от всей численности фактических участников) . Подобные результаты маркируют как низкую мобильность россиян, так и слабость предлагаемого пакета мер: в рамках подпрограммы государство гарантировало выплаты по транспортным расходам на переезд, найм жилого помещения (550 рублей в сутки при средней продолжительности 3 месяца) и суточные во время проезда.

Некоторую характеристику региональных рынков труда на время опросов мы получили и на основании экспертного опроса. Чиновники Роструда и структур, ответственных за состояние социально-трудовой сферы в регионах, характеризовали ситуацию на региональных и локальных рынках труда в 2008 и 2009 гг. следующим образом (рис. 1):

Рисунок 1. Распределение ответов экспертов на вопрос: Рынок труда Вашего региона (района, города) в целом характеризуется…, %

Докризисная ситуация характеризовалась преобладанием трудонедостаточных регионов (муниципальных образований) над трудоизбыточными, кризис поменял ситуацию на противоположную. В условиях кризиса можно даже удивляться, что трудонедостаточные рынки труда сохранились в достаточно большом – 12% региональных и 15 муниципальных – количестве. Однако по-прежнему преобладали рынки труда со структурной несбалансированностью спроса и предложения рабочей силы, с дефицитом по одним специальностям и квалификациям, и избытком – по другим.

Кризисная ситуация проявилась и в иной иерархии проблем, которыми опрошенные эксперты характеризовали рынки труда. В 2008 году самой острой проблемой была нехватка квалифицированных кадров в отдельных отраслях, дефицит кадров по многим специальностям и квалификациям (табл. 1), а в 2009 году на ее место встала проблема структурной безработицы. Резко возросла в значимости проблема занятости молодежи.

Таблица 1. Самые острые проблемы рынков труда регионов и муниципальных образований, %

рынок труда региона

рынок труда муниципального образования

структурная безработица

проблема занятости молодежи

проблема занятости женщин

сельская занятость (безработица)

застойный характер безработицы

нехватка квалифицированных кадров в отдельных отраслях

дефицит кадров по многим специальностям, профессиям, отраслям

Источник : Опрос экспертов, N = 427

Е.С. Шишкина, И.А. Сажин, Л.В. Иваненко* ВЛИЯНИЕ КРИЗИСА НА ЗАРУБЕЖНЫЙ РЫНОК ТРУДА МОЛОДЕЖИ

В работе представлено влияние мирового экономического кризиса на зарубежный рынок труда молодежи. Произведен анализ текущей ситуации на основе статистических данных.

Ключевые слова: рынок труда, молодежный рынок труда, кризис, экономически активное население, безработица, стимулирование найма.

Кризис конца прошлого десятилетия для развитых стран стал самым мощным как по масштабам, так и по глубине. Его негативное влияние на многие сферы хозяйственной жизни, в том числе на рынки труда, ощущается и сейчас. Следует отметить, что кризис развивался одновременно по трем направлениям: финансы, торговля и производство. Все это сказалось на рынках труда.

Исследование, проведенное Международным валютным фондом в апреле 2009 г., показало, что совпадение по времени экономического и финансового кризисов приводит к более глубокому и длительному спаду, выход из которого затягивается на продолжительное время. Для рынков труда такой вариант рецессии имеет особенно серьезные последствия, поскольку в этом случае происходит сильное падение ВВП, а предприятия и фирмы, зависящие от внешних источников финансирования, лишаются заемных средств, необходимых для поддержания численности персонала. Еще одним негативным фактором является одновременная вовлеченность в кризис значительного числа государств. Если эти две характеристики - масштабность и комплексность - совпадают, то наблюдается особенно затяжной и жесткий спад.

Первыми в период экономических трудностей в конце 2007 г. вступили США. Спад в экономике, на которую приходится 40 % ВВП «первого мира», быстро повлек за собой снижение темпов роста в остальных развитых странах. В 2009 г. они приобрели отрицательное значение как в среднем по Организации экономического сотрудничества и развития (далее ОЭСР), так и в большинстве государств - членов организации.

В Европе самое сильное падение пережили государства, демонстрировавшие высокие темпы роста в докризисный период (см. табл.) , в пер-

вую очередь Испания, Португалия и бывшие советские республики Прибалтики. Кризис показал, что в действительности экономический подъем в них был далеко не так устойчив, как это следовало из статистических показателей. В то же время в Австрии и Германии падение занятости было незначительным, а в Бельгии наблюдалось только снижение темпов ее роста. Более медленными темпами, чем в целом по ОЭСР, занятость снижалась в Японии.

За спадами, которые отмечались ранее, обычно следовало восстановление экономики. Обращение к Великой депрессии (1930-е годы) обнаруживает сопоставимую угрозу для цели непрерывного экономического и социального прогресса. Утрата веры в эту парадигму во всем мире придает большое значение текущему кризису в области занятости молодежи. Замедление темпов экономического роста усугубляет и без того сложную ситуацию, связанную с безработицей, неполной занятостью и бедностью молодежи.

Еще до начала кризиса многие развивающиеся страны, в том числе Китай и Индия, столкнулись с проблемой снижения темпов создания рабочих мест в современной экономике. Элемент занятости в структуре экономического роста сокращался в связи с повышением капиталоемкости новых инвестиций. В результате этого растущая доля создаваемых новых рабочих мест стала приходиться на неформальный сегмент экономики с низким уровнем производительности труда. В то же время стал отмечаться рост нестабильных форм занятости. Молодежь в развивающихся странах сталкивается с трудностями, связанными с поисками достойной работы в современной экономике, причем все больше молодых людей вынуждены устраиваться на рабочие места в сельской местности и в неформальной экономике. Таким обра-

* © Шишкина Е.С., Сажин И.А., Иваненко Л.В., 2012

Шишкина Екатерина Сергеевна ([email protected]), Сажин Игорь Александрович ([email protected]), Институт анализа экономики города и региона, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Сов. Армии, 220.

Иваненко Лариса Викторовна ([email protected]), кафедра экономики города и муниципального управления Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

Динамика ВВП и безработицы

№ п/п Страна Индекс изменения ВВП (2007 г. = 100) Доля безработных в экономически активном населении, %

2008 2009 2010 2008 2009 2010

1 США 100 97,3 100,1 5,8 9,2 9,6

2 Великобритания 100 94,9 96,3 5,7 8,0 7,9

3 Г ермания 101 96,2 99,7 7,2 7,6 6,9

4 Франция 100,3 97,6 99,1 7,4 9,1 9,8

5 Италия 98,7 93,7 95,4 6,8 7,6 8,5

6 Испания 100,9 97,1 97,0 11,3 18,1 20,1

7 Португалия 100 97,4 98,9 17,6 9,2 11,0

8 Нидерланды 101,9 97,9 99,6 2,9 3,7 4,5

9 Дания 99,1 94,4 95,6 3,3 5,9 7,4

10 Швеция 99,5 94,8 99,2 6,2 8,2 8,4

11 Норвегия 100,7 99,2 99,7 2,6 3,3 3,5

12 Финляндия 100,9 92,8 95,5 6,4 8,3 8,4

13 Канада 100,5 98,0 101,1 6,1 8,3 8,0

14 Япония 98,7 93,6 96,2 4,0 5,2 5,1

15 Ю. Корея 102,3 102,3 108,8 3,2 3,8 3,7

16 Россия 105,2 96,9 93,3 6,2 8,4 7,5

17 Бразилия 105,1 104,8 112,3 7,9 8,1 5,7

зом, если глобальный экономический кризис примет хроническую форму, то перспективы занятости молодежи в развивающихся странах будут и далее снижаться.

Кризис занятости молодежи является одним из основных проявлений глобального кризиса рабочих мест. Его влияние связано не только с уровнем и продолжительностью безработицы, но и со снижением качества рабочих мест, предоставляемых молодежи. Основная опасность заключается в том, что кризис занятости молодежи является продолжительной структурной тенденцией. Поэтому при проведении текущей политики необходимо учитывать факторы, оказывающие влияние на рынок труда.

1. Уровень экономической активности населения. Чем большее число людей находится на рынке труда в период спада, тем большие трудности они испытывают при поисках работы. Человек может либо покинуть ряды экономически активного населения (discourageworkers), либо продолжить поиски. Уровень безработицы в этом случае будет выше.

2. Региональные диспропорции в экономике. Наличие отсталых регионов, как правило, осложняет развитие страны в целом. Для них характерна более сильная острота социальных проблем вообще и безработицы в частности. В отсталых регионах

итальянского и испанского юга, центральных районов Португалии наблюдается рост показателей безработицы (особенно среди молодежи) на национальном уровне. В Германии этого не произошло, т. к. менее развитые земли бывшей ГДР в меньшей степени пострадали от кризиса. Основной удар пришелся по расположенным в западных землях высокотехнологичным экспортоориентированным предприятиям, которые быстро восстановили занятость по мере оживления мировой торговли.

В течение десяти лет, предшествовавших рецессии, уровень безработицы среди молодежи постоянно сокращался. Это не решило проблемы ее занятости. В условиях низкой конъюнктуры и медленного восстановления экономики значительная часть молодежи подвергается риску оказаться в рядах безработных, т. к. молодежь является одной из самых уязвимых категорий рабочей силы.

С 2007 по 2010 г. уровень безработицы среди молодежи в возрасте 15-24 лет увеличился в целом по странам - членам Организации экономического сотрудничества и развития (ОСЭР) с 12 до 16,7 % (рис. 1). Традиционно он рос быстрее в государствах южной Европы - Португалии, Италии, Греции и особенно Испании. В развитых странах среди возрастных категорий наиболее уязвимой для безработицы также оказалась молодежь.

Рис. 1. Динамика безработицы в различных возрастных группах в целом (2007-2010 гг.)

Это связано с резким сокращением вакансий для впервые ищущих работу, а также с отсутствием у молодых людей профессионального опыта и необходимых знаний. Характерно, что это явление оказалось общим как для высокоразвитых стран, так и для стран среднего уровня развития. Например, в США в конце 2008 г. при общем уровне безработицы 6,9 % среди 16-19-летних она составляла 20,7 %, среди 19-24-летних - 11,3 % . В Испании общий уровень безработицы гораздо выше - в 2009 г. он составлял около 20 %, а безработица среди молодых людей в возрасте до 25 лет доходила до 40 %. Одной из причин этого была недостаточная степень их профессиональной подготовки - около 30 % выпускников школ не получают ее в необходимом объеме .

Основная причина затяжного характера кризиса заключается в общем снижении платежеспособного спроса населения. Финансовый кризис, временно парализовавший систему кредитования бизнес-структур и домохозяйств, привел к резкому падению покупательной способности населения, что негативно сказалось на экономике развитых стран. Прежде всего это коснулось США, где потребительский бум в начале 2000-х годов был в большой степени инициирован кредитной экспансией банков, приведшей к падению экономической активности и самому высокому за последние 30 лет уровню безработицы. В Западной Европе она приобрела массовый характер в странах, экономика которых оказалась менее развитой и поэтому менее конкурентоспособной в условиях глобального рынка. Например, такая ситуация наблюдается в Испании и Португалии, где значительную часть рабочей силы составляют работники низкой квалификации.

Типичная особенность современного кризиса - рост безработицы, который продолжается, несмотря на наметившееся в 2010 г. небольшое увеличение ВВП. Это объясняется рядом причин, прежде всего структурной перестройкой экономики. Ужесточение конкуренции на мировом рынке в условиях кризиса вынуждает производителей идти на интенсивную разработку и внедрение новых технологий и методов организации и управления. В числе последних - развитие аутсорсинга и офшоринга. Все это позволяет повысить общую рентабельность производства и ведет к сокращению штатов.

Также нарастание безработицы связано с тем, что молодежь, пополняющая рынок труда, не находит необходимых вакансий из-за замедленных темпов восстановления экономики. В развивающихся странах, где в силу особенностей демографической ситуации молодежь образует значительную часть населения, проблема молодежной безработицы приобретает особую остроту и может быть одним из источников серьезных социальнополитических потрясений. Об этом свидетельствуют события начала 2011 г. в Тунисе, Египте, Йемене и ряде других стран Ближнего Востока. Во всех них общий уровень безработицы был высок еще в докризисный период, составляя в Египте свыше 9 %, в Тунисе - 16 %, в Йемене - 35 %. Среди молодежи этот показатель около 50 %.

Возглавляемые молодежью движения протеста возникли в Израиле и Чили, где студенты университетов и учащиеся средних школ выступили против социальной несправедливости в системе образования, которая в основном является частной и ориентирована на получение прибылей, а не на обеспечение равенства возможностей.

По аналогичному сценарию развивались массовые студенческие выступления в Соединенном Королевстве против повышения платы за обучение в университетах, поскольку правительство сократило финансирование системы высшего образования.

В годы кризисов переход молодежи со школьной скамьи на первое рабочее место оказывается очень сложным. Это связано с тем, что к началу трудовой деятельности у молодых людей, как правило, нет надлежащей квалификации и трудовых навыков. Поэтому когда с началом экономических трудностей работодатели начинают сокращать персонал, то первыми увольняют тех, кто был принят на работу последним, т. е. молодежь. Предприятия и фирмы предпочитают избавляться от этой категории занятых, сохраняя более ценные высококвалифицированные кадры. Однако предприятия могут играть важную роль в обеспечении молодежи достойным трудом: участвовать в разработке образовательных мер, отвечающих потребностям рынка труда, помогать молодежи в приобретении трудового опыта, организовывать наставничество и облегчать доступ к рынкам, капиталу и связям. Инвестиции в молодежь выгодны всем. Тем самым предприятия также могут участвовать в инициативах корпоративной социальной ответственности. Ниже приводятся примеры участия частного сектора в содействии молодежной занятости:

Объединение усилий со школами, другими средними и высшими учебными заведениями для решения проблемы востребованности профессий и расширения возможностей занятости за счет приведения обучения в соответствие с потребностями предприятий, софинансирование процесса обучения;

Участие в корректирующих программах, помогающих молодежи приобрести трудовой опыт, в т. ч. путем обучения без отрыва от производства, и в других программах, адресованных группам молодежи из неблагополучной среды;

Организация обучения предпринимательству, наставничества для молодых предпринимателей;

Облегчение доступа к начальному капиталу, деловым связям, рынкам и оказание услуг по развитию бизнеса;

Партнерство с организациями государственного и частного сектора.

Кроме того, частный сектор может предложить помощь молодежи, желающей создавать свои предприятия. Предпринимательство для молодежи - вариант карьерного роста, так как оно позволяет реализовать экономический потенциал молодых людей. Предпринимательство также обеспечивает независимость, возможности для получения дохода и удовлетворенности от своего труда. В рассматриваемых странах молодежь меньше прояв-

ляет себя в предпринимательстве, чем взрослые, т. к. у нее меньше опыта, знаний и навыков предпринимательства, а также сбережений и отсутствует доступ к кредитам, деловым связям и источникам информации. Банки и финансовые организации считают молодежь группой высокого риска. Поэтому стратегии развития предпринимательства как часть политики молодежной занятости должна быть направлена на: 1) поддержание культуры предпринимательства, в том числе через обучение; 2) принятие мер, создающих благоприятные условия и нормативно-правовую среду; 3) формирование кадрового потенциала в целях оказания молодым людям вспомогательных услуг. Приобретение культуры предпринимательства должно начинаться еще на этапе образования и обучения; создание благоприятной среды и оказание вспомогательных услуг - важнейшие элементы помощи молодым людям в создании собственных предприятий.

Еще одной причиной быстрого роста безработицы в этой возрастной группе является высокая концентрация молодежи в отраслях, чувствительных к циклическим колебаниям, и на временных работах. Например, в странах ЕС 42,2 % молодых людей работают по временным трудовым соглашениям, тогда как в возрастной группе 25-49 лет только 12,2 %. Показатели безработицы не отражают всей сложности положения молодежи, так как многие из тех, кто закончил обучение, не учтены в статистике рынка труда. Во II квартале 2010 г. в 30 странах ОЭСР доля не обучающихся и не работающих молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет составляла 12,6 % общей численности молодых людей соответствующего возраста. Начальный опыт на рынке труда оказывает огромное влияние на всю последующую трудовую деятельность человека. Успешное начало облегчает процесс социализации молодежи, закладывает основы успешной карьеры. Напротив, невозможность найти работу имеет далеко идущие последствия, оставляя травму на долгие годы.

Следует подчеркнуть, что не только безработица молодежи, но и незащищенность и уязвимость большого числа молодых людей, которые имеют работу в той или иной форме, являются составной частью кризиса занятости молодежи. В развивающихся странах подавляющее большинство молодых работников особенно уязвимы в случае неполной занятости и бедности. Опыт показывает, что молодые люди чаще, чем взрослое население, оказываются в числе работающих бедных. Согласно последним оценкам МОТ, молодые люди составляют диспропорционально большую долю среди работающих бедных в мире: на молодежь приходится 23,5 % от общего количества работающих бедных и лишь 18,6 % - среди благополучных работников. Более высокие уровни учас-

тия в экономической деятельности работающей бедной молодежи, как правило, занятой в сельскохозяйственном секторе, отражают упущенные возможности для многих молодых людей, которые могли бы посещать школу и приобретать профессиональную квалификацию, навыки и образование, что позволило бы им в будущем повысить как свою производительность, так и свои доходы. Многие молодые работающие бедные не получили даже начального образования.

Известно, что в 2008-2009 гг. в большинстве стран ОЭСР возросло число ищущих работу, в т. ч. безработных, нуждающихся в регистрации и постановке на учет в системе социального страхования. В этой связи выросло значение служб занятости в предотвращении возрастания безработицы и в сокращении разрыва между предложением рабочей силы и спросом на нее. С этой целью были увеличены государственные ассигнования, обеспечивающие деятельность государственных служб занятости, с 0,13 % до 0,16 % ВВП за 2007-2009 гг. Также произошло расширение штата работников этих служб в среднем на 10 %, например в Японии он увеличился на 30 %.

Однако деятельность служб занятости во время кризиса, как правило, не поспевала за увеличением числа безработных. Но государственные службы не являлись единственным источником информации по свободным вакансиям и единственным каналом, через который происходило трудоустройство. Ряд стран предпринял усилия по более тесному сотрудничеству государственной службы с другими институтами занятости. Такая практика получила распространение, например, в Нидерландах, Бельгии и Франции. Во время кризиса участились банкротства частных и временных агентств занятости. В результате их сравнительно небольшая роль еще больше снизилась по сравнению в государственной. Национальные планы действий по вопросам молодежной занятости представляют собой еще один пример решения проблемы обеспечения рабочими местами молодых мужчин и женщин. Такие планы действий играют важную роль в укреплении межведомственной координации, объединяя усилия различных политиков и заинтересованных сторон, в том числе представителей организаций работодателей и работников, на основе общей платформы действий. До настоящего времени лишь незначительное число стран (35 в общей сложности) официально приняли национальные планы действий по обеспечению молодежной занятости.

В последние годы и в России звучит тезис «безработица безработице рознь», подразумевающий важность не только общего уровня безработицы, но и ее длительности и структуры (половозрастной, территориальной, профессионально-квалификационной и пр.). Особое внимание западные

эксперты-«трудовики» обращают на уровень безработицы молодежи. Это свойственно концепции гибкого рынка труда, призывающей к разгрузке отстойников безработицы. Массы безработных молодых людей (таковых в Испании 40 % в Греции и Эстонии - 30 %) - это высокий потенциал социального протеста и насильственных акций. Кроме того, высокая молодежная безработица - это ощутимые экономические потери не только сейчас, но еще больше в будущем, поскольку производственные кадры не получают сегодня необходимого профессионального опыта. То же самое можно сказать о длительной безработице молодежи. Германия обнаруживает «провальную» статистику: почти половина ее безработных имеет годовой и более «стаж». Учитывая серьезный характер проблемы занятости, с которой сталкивается большинство стран, настало время считать занятость одной из ключевых целей макроэкономической политики. Это заставило бы политиков изучать методы, с помощью которых макроэкономика могла бы быть в большей степени ориентирована на обеспечение экономического роста и создание рабочих мест.

Главный вопрос заключается в том, каким образом можно было бы стимулировать формирование основного капитала, особенно в тех секторах, которые обладают высокой трудоемкостью или вызывают значительный мультипликационный эффект в сфере занятости. Что касается денежнокредитной политики, требуется рассмотреть такие вопросы, как, например, возможность снижения реальных процентных ставок, сохранение обменного курса на конкурентоспособном уровне, а также будет ли приток краткосрочного капитала оказывать негативное воздействие на экономический рост и создание рабочих мест. В налогово-бюджетной политике необходимо рассмотреть вопрос о том, согласуется ли существующая структура налоговых льгот с целью расширения занятости, в том числе методы, с помощью которых специальные стимулы можно было бы распространить на секторы, в наибольшей степени способствующие повышению занятости. Необходимо рассмотреть меры, благодаря которым можно было бы сократить неравенство доходов.

Основная проблема заключается в том, что предприниматели, как правило, не слишком заинтересованы во вступлении в новые сферы деятельности. Это связано с тем, что отдача от успешной деятельности будет подорвана последующими предпринимателям, которые уже не будут нести такие же риски, так как эта деятельность доказала свою выгодность. Для решения этой проблемы необходимо, чтобы правительства содействовали новаторским начинаниям в новых областях деятельности.

Занятость молодежи тесно связана с общей ситуацией в области занятости. Анализ уровней безработицы среди молодежи и взрослый: работников показывает положительную корреляцию между этими двумя возрастными группами, в частности, увеличение безработицы среди взрослого населения приводит к несоразмерному росту безработицы среди молодежи. Эта взаимосвязь во многом подтверждается результатами регрессионного анализа, проведенного среди стран Большой двадцатки в период с 1990 по 2010 год (рис. 2) . В течение этого периода коэффициент уровня безработицы среди взрослы: в целом оставался положительным и значимым с точки зрения статистических показателей. На основании этих результатов можно сделать вытод о том, что улучшение ситуации на рынке труда для взрослых работников могло бы принести значительные выгоды для молодых работников, и это указывает на ту важную роль, которую играют политические меры, влияющие на совокупный спрос.

Многие европейские страны осуществили реформу своего законодательства и снизили ограничения на использование временных форм занятости (на основе срочных трудовых договоров, контрактов на выполнение конкретных задач, контрактов на работу по вызову, на заемный труд и т. п.). Эта форма занятости быстро распространилась на большинство новыгх рабочих мест для молодежи и способствовала растущей двойственности рынка труда, одна часть которого обеспечивает строгую защиту для постоянных работников, а другая предусматривает более слабую защиту временных молодытх работников (см. подр. ).

Накопленный практический опыт свидетельствует, что стимулирование найма молодых работников за счет снижения их прав и социальных выплат и льгот, таких как пенсионное обеспечение, медицинское страхование и страхование по безработице, приводит к их уязвимости и незащищенности в долгосрочном плане. МОТ уже прежде рассматривала эти последствия, подчеркивая тот факт, что низкий уровень защиты и помощи со стороны государства может повлиять на будущее развитие молодых работников и на их доверие к государственным учреждениям.

Таким образом, наиболее эффективным способом выхода из сложившейся ситуации является увязывание активных и пассивных мер на рынке труда на определенных условиях. В большинстве промышленно развитыгх стран отмечается четкая тенденция к такой политике «активации». Обоснованием служит то, что любая работа предпочтительнее экономической неактивности и безработицы. Этот подход основан на строгом соблюдении оговоренных условий с акцентом на взаимные обязательства между государственной службой занятости (ГСЗ), учреждениями, вытлачива-ющими пособия, и получателями этих пособий. ГСЗ должны в этом случае обеспечивать расширение возможностей в области занятости и перспективы в сфере трудоустройства молодежи. Чтобы достичь этого, ГСЗ должны сосредоточиться на программах, которые являются наиболее эф-фективныши. Например, программы помощи в поисках работы с обеспечением широкого консультирования и наставничества являются особенно эффективными. Аналогично небольшие учеб-

Рис. 2. Соотношение между уровнями безработицы молодежи и взрослого населения, 2010 г.

ные программы, имеющие строгую целевую направленность и включающие сильный компонент профессиональной подготовки на рабочем месте, оказались гораздо более успешными, чем крупные программы профессионального обучения в учебном заведении.

Кризис в сфере занятости молодежи является угрозой для социального сплочения и политической стабильности. Он ведет к снижению темпов роста и развития потенциала, препятствует инновациям и творчеству в экономике, а также угрожает стабильности солидарности между поколениями и устойчивости систем пенсионного обеспечения, подрывает веру молодых женщин и мужчин в сегодняшнюю систему политических воззрений и в возможность построения лучшего будущего. Одним из основных уроков, извлеченных из нынешнего глобального кризиса, является

то, что молодежь оказывается особо незащищенной в условиях изменчивости финансовой и экономической ситуации. Целое поколение молодежи в настоящее время имеет значительно более мрачные жизненные перспективы, чем предыдущее поколение. Нельзя допустить, чтобы это вновь повторилось.

Библиографический список

1. Main Economic Indicators. 2011. № 3. P. 10, 43.

2. The Economist. 2011. 01-07.01. P. 69.

4. The Economist. 2010. 10-16.04. P. 27.

5. OECD Stat Extracts. URL: http://stats.oecd.org.

6. Бондарева Д.А., Сорочайкин И.А. Мировой рынок труда // Основы экономики, управления и права. 2012. № 2 (2). С. 92-98.

E.S. Shishkina, I.A. Sazhin, L.V. Ivanenko* THE INFLUENCE OF CRISIS ON FOREIGN YOUTH LABOUR MARKET

In the article the influence of the world economic crisis on foreign youth labour market is presented. The analysis of the current situation on the basis of statistical data is carried out.

Key words: labour market, youth labour market, crisis, economically active population, unemployment, stimulation of hire.

* Shishkina Ekaterina Sergeevna ([email protected]), Sazhin Igor Alexandrovich ([email protected]), The Institute of Analysis of Economy of the City and Region, Samara, 443011, Russian Federation.

Ivanenko Larisa Viktorovna ([email protected]), the Dept. of Economy of the City and Municipal Management, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.

28

Для российского рынка труда нестабильная экономическая ситуация в стране не осталась бесследной. Влияние кризиса на себе прочувствовали и рядовые сотрудники: кому-то заметно сократили размер зарплаты, а кто-то и вовсе потерял работу. Между тем, квалифицированные специалисты всегда нужны и при трудоустройстве наблюдается серьёзная конкуренция. Плюс ко всему в России хотят работать не только россияне.

Новая работа - только с большим конкурсом?

Под влиянием кризиса работодатели минимизировали свою активность на рынке труда. В последние месяцы снижение запросов на новые кадры стало весьма ощутимым. По данным Исследовательского центра портала «Superjob.ru» , в марте 2015 года компании разместили на 3% меньше вакансий, чем в феврале 2015 года, за год же (по сравнению с мартом 2014 года) спрос сократился на 13%.

Но если у работодателей интерес к трудоустройству соискателей заметно ослаб, то кандидатов на ту или иную вакансию, напротив, прибавилось. Так, в феврале 2015 года был зафиксирован резкий всплеск: число размещённых резюме по отношению к январю 2015 года возросло на 20%. Март сбавил обороты активности специалистов на 8%. Если же брать во внимание годовые показатели (с марта 2014 года по март 2015 года), то динамика количества резюме по-прежнему держится на высоком уровне в пределах 19%.

Разница в соотношении спроса и предложения на вакантные места означает лишь одно: высокий уровень конкуренции при трудоустройстве. В марте этого года конкурс на одну вакансию составил 4,3 резюме. По данным Исследовательского центра портала «Superjob.ru», за год уровень конкуренции вырос на 39%. При этом отмечается, что число резюме от нетрудоустроенных кандидатов за последний квартал увеличилось на 6%. Конкуренция же среди тех, кто не имеет постоянной работы, в марте 2015 года составила 3,5 резюме на вакансию, что превышает более чем в 2 раза показатели по отношению к марту прошлого года.

Вместе с тем, россияне также почувствовали, что кризис прошёлся по рынку труда. В ходе совместного исследования интернет-ресурса «Job.ru» и кадрового агентства «Ancor» выяснилось, что из-за экономического кризиса 39% россиян потеряли работу. 17% призналось, что им уменьшили оплату труда. 21% сообщает, что их лично кризис не затронул, но в компании идут сокращения сотрудников. 22% респондентов отмечают, что пока в их организации всё ограничивается разговорами о кризисе. И лишь 1% кризис принёс положительные моменты в работе.

«Кризис затронул практически все компании как мелкие, так и крупные. Последние провели оптимизацию, в том числе и персонала. Особенно сокращения коснулись back-office, линейного персонала, как например, менеджеров по продажам и по работе с клиентами, операционистов в банке и т.д. Как и в 2008 году, кризис почувствовала сфера консалтинга, так как многие клиенты заморозили бюджеты на внешних провайдеров. Сферы корпоративного обучения, PR и рекламы, HR оказались в зоне риска, потому что расходы на них, как правило, первыми попадают под статьи оптимизации. В конце 2014 года конкурс на вакансию здесь составлял 7 - 8 человек, — комментирует руководитель направления по связям с общественностью интернет-ресурса «Job.ru» Анна Чуксеева. — При этом можно заметить, что ряд сегментов, наоборот, выиграл в кризис. Например, рынок онлайн-обучения, в том числе корпоративного. Обучение онлайн стало оптимальным вариантом для ряда компаний. С весны 2015 года ситуация на рынке труда стабилизируется, вакансии не приостановили своего роста, конкурс на рабочее место постепенно снижается и сейчас он составляет 4 - 5 человек на место (против 7 - 8 в конце прошлого года). Результаты первого полугодия станут той объективной информацией, от которой можно будет отталкиваться в прогнозах. Если общая экономическая ситуация начнёт стабилизироваться, то и рынок труда «подтянется» за ней. Что касается заработной платы, то многие компании провели пересмотр бонусной системы, премий, выплат в конверте. Также приостановился рост стартовых зарплат».

Об изменении ситуации на рынке труда и о кризисных проявлениях говорят и другие эксперты. «Если говорить о том, изменилось ли соотношение количества вакансий и резюме, то стоит отметить, что, к примеру, в январе - феврале 2015 года количество резюме от соискателей выросло, однако профессиональное качество резюме кандидатов, которые можно найти в открытых источниках, оставляет желать лучшего. При этом изменилось соотношение вакансий от зарубежных и российских компаний. Если раньше на рынке их было примерно равное количество, то теперь большую часть занимают вакансии российских работодателей (ранее примерно 50 на 50%, сегодня - 70% российских и только 30% зарубежных). Связано это с сокращением объёмов затрат иностранных компаний, находящихся на территории РФ, на рекрутмент в связи с непрозрачными перспективами развития на российском рынке, — замечает управляющий партнёр хедхантинговой компании «Агентство Контакт» Марина Тарнопольская. — Нужно отметить, что все индустрии чувствуют себя в непростых экономических условиях по-разному. Например, если говорить о западных игроках рынка FMCG, то более 50% компаний этого сегмента уже произвели все планируемые сокращения и в течение 2015 года не планируют увольнять сотрудников. В свою очередь продуктовый и аптечный ритейл, индустрия развлечений и e-commerce чувствуют себя на рынке достаточно уверенно. Отрасли, где ситуация не очень позитивна - это медийная индустрия, автомобильная отрасль, могут ожидать улучшения ситуации к концу 2015 года или началу 2016. Перечисленные индустрии произвели сокращения персонала до 20%. Кроме того, компании этих сегментов анонсируют в этом году ещё дополнительные сокращения издержек, что повлечёт за собой и сокращение персонала. Однако компании, например, автомобильного сектора явно не афишируют эти цифры, но по нашим оценкам сокращение персонала составит до 15% в 2015 году».

«Кризис на рынке труда виден в различных проявлениях. Всё зависит от типа компаний, от той экономической ситуации, в которой та или иная организация находится. При существенном снижении интенсивности бизнеса, компании стараются минимизировать расходы. А для некоторых из них вопрос ставится более жёстко - выживание. Безусловно, немногие организации готовы оставить всё так, как было до кризиса. Хотя есть и такие. Появилось больше безработных, внутри некоторых компаний обстановка напряжённая. Изменились системы стимулирования труда, — полагает руководитель индустриального направления управляющей компании «Империя Кадров», член НП «Эксперты Рынка Труда» Светлана Куличева. — Как ни странно, для некоторых работодателей сейчас появляется шанс привлечь высококвалифицированный персонал. Но немногие согласны на понижение заработных плат и отклоняют предложения о работе. Если выразиться спортивным языком, то «мяч на стороне работодателей». Большинство кандидатов всё-таки понимают, что заработные платы сейчас снизились. Особенно, если говорить о персонале, который получает фиксированный оклад. Поэтому кризис требует от людей умения изменяться, быстрее двигаться, принимать нестандартные решения».

«На наш взгляд, основные проявления - это сокращения числа вакансий, увеличение сроков принятия решения о найме (вакансии могут висеть открытыми гораздо дольше) и увеличение нагрузки на работающих сотрудников», — считает партнёр компании «FutureToday» Денис Каминский.

Безработица: поиск работы - тоже работа?

Увеличение сроков при принятии решении о трудоустройстве так или иначе на уровень безработицы: чем дольше компания не закрывает вакансию, тем больше времени тот или иной специалист не может найти работу. Цифры лишь в очередной раз это доказывают. Так, по данным Росстата, в марте 2015 года уровень занятости населения составил 64,7%, при этом за месяц численность занятого населения увеличилась на 235000 человек (или на 0,3%). Если же сравнивать эти данные с показателями прошлого года, то по сравнению с мартом 2014 года численность занятого населения (без учёта Республики Крым и города Севастополя) уменьшилась на 431000 человек (или на 0,6%). Что касается уровня безработицы, то в марте 2015 года он достиг отметки в 5,9% (без исключения сезонного фактора). За месяц количество безработных возросло на 93000 человек (или на 2,1%), а за год - на 352000 человек (или на 8,7%). Стоит отметить, что у 33,3% безработных поиск работы не превышает 3-х месяцев, а 26,7% ищут работу свыше одного года. При этом среди сельских жителей доля застойной безработицы составила 33,8%, а среди городских - 23,4%.

Тот факт, что поиск новой работы может вызвать некоторые затруднения у россиян подтверждают и данные социостатистики. По результатам опроса ВЦИОМ , только 23% респондентов уверены в том, что они с лёгкостью смогут найти равноценную работу. 29% полагают, что поиск потребует от них небольших усилий. 32% считают, что новую работу им удастся найти с большим трудом. 12% думают, что найти для них новую равноценную работу практически невозможно. 4% затруднились оценить свои шансы.

Эксперты также соглашаются с тем, что поиск новой работы у соискателей займёт какое-то время и потребует определённых усилий. «Новую работу найти всегда не очень легко, тем более в кризис. Важно, чтобы интересы кандидата и работодателя совпали. Опять же, у людей разная мотивация, кто-то ориентирован только на деньги, у других превалирует нематериальная мотивация. Это также влияет на результат поиска. Работодателю нужен лояльный, эффективный сотрудник. Обучать сегодня практически никто не готов. Как и в более спокойные времена важен личностный фактор при приёме на работу», — утверждает Светлана Куличева.

При этом ряд из них полагает, что многое зависит от каждой конкретной ситуации. «Лёгкость поиска новой работы, на мой взгляд, зависит от трёх факторов: 1) Насколько это хороший профессионал в соотношении цена/качество (сколько он хочет получать и что он может); 2) На каком рынке он работает (например, в ритейле или в фарме в Москве найти работу проще, чем в строительстве где-нибудь на Дальнем Востоке); 3) Насколько активно он занимается поиском работы: далеко не все понимают, что поиск работы - это тоже работа. Иногда кандидаты ограничиваются рассылкой 10 - 15 резюме, после чего впадают в депрессию. А надо быть активнее и использовать больше каналов! Охотней всего берут либо антикризисных менеджеров (в широком смысле - тех, кто умеет делать эффективный бизнес в кризис. Остальное зависит от упомянутых выше пп. 1 - 3», — подчёркивает Денис Каминский.

Сфера деятельности также имеет значение. По данным Исследовательского центра портала «Superjob.ru», наибольшим спрос на персонал в марте 2015 года наблюдался в юриспруденции (+33% вакансий за месяц), науке и образовании (+23%), промышленности и производстве (+17%), сырье (+16%), спорте/фитнесе/салонах красоты/SPA (+14%), услугах/ремонте/сервисе и топ-персонале (+7%), страховании (+5%), медицине и фармацевтике (+4%).

«Компании не прекратили массовый подбор и набирают по крайней мере в рамках текучки. Рынок труда находится на стороне работодателя, у которого сейчас большой выбор и который может нанять специалиста с высокой квалификацией за более адекватные деньги, чем год назад. Достаточно хорошо себя чувствует рынок «синих воротничков» и инженерно-технических работников. Конкурс представителя рабочей профессии - 1 - 2 человека на место, инженера - 4 - 5 человек. Компании регулярно говорят о дефиците данных специалистов», — сообщает Анна Чуксеева.

Иностранцы на российском рынке труда: предложение рождает спрос?

Между тем, нестабильная экономическая ситуация в стране не уменьшила привлекательность российского рынка труда и для иностранных граждан: они по-прежнему хотят здесь работать. По данным Федеральной миграционной службы России, за 3 месяца 2015 года в страну въехало 4813396 иностранцев, при этом 69851 человеку было выдано разрешение на работу, 11108 - оформлено разрешение на работу в качестве высококвалифицированного или квалифицированного специалиста, 278133 - оформлены патенты. По другим статистическим сведениям миграционной службы, по состоянию на 5 апреля 2015 года с целью работы по найму на территории РФ находится 3803358 иностранцев.

«Интерес в отношении трудоустройства иностранных граждан в России существует всегда и он достаточно активен вне зависимости от конъюнктуры рынка. На минуточку Россия на втором месте после США по количеству мигрантов. Просто изменилась политика государства в их отношении, проблема роста безработицы заставила власти думать в первую очередь о том, как устроить своих собственных граждан. К числу беспрецедентных мер можно отнести увеличение числа невъездных граждан: по последним данным въезд в Россию был закрыт для 1,309 млн. иностранцев, на 15% выросло количество депортированных, с 1 августа отменят льготный режим пребывания украинцев в РФ. Однако такая тенденция связана также не с отсутствием спроса на иностранную рабочую силу, он всё равно есть, так как даже безработные граждане России не готовы идти работать на низкоквалифицированную и низкооплачиваемую работу. В Российской Федерации сейчас наблюдается огромная проблема - проблема функционирования миграционных центров, — уверен руководитель отдела продаж Юридического центра Пирс Павел Ткач. — Печальный пример «Сахарово» является наглядным тому подтверждением. Он стал главным объектом критики со стороны различных диаспор и государственных органов стран ближнего зарубежья. Поэтому сейчас очевидна необходимость оптимизации работы миграционных центров. Кроме того, чтобы уменьшить нагрузку на них, собираются открывать дополнительные центры в регионах: на Дальнем Востоке, в Красноярске и Краснодаре. С другой стороны, не могу сказать, что количество трудовых мигрантов уменьшилось. В конце 2014 года - начале 2015 года был целый рой новостей, в которых сообщалось о резком снижении количества мигрантов на 15 - 20%. На мой взгляд, данная информация не сильно соответствует истине. Если количество и уменьшилось, то не более, чем на 3 - 4%. Кроме того, за первые 3 месяца работы в 2015 году можно констатировать резкое увеличение количества желающих получить патент на работу до 7500, что на 30% больше аналогичного периода 2014 года. Возможно, желание работать в России и уменьшилось, однако желание работать в России официально - возросло».

Однако, занимаясь трудоустройством иностранных граждан, каждому работодателю необходимо знать и соблюдать определённый порядок приёма на работу, в противном случае это чревато последствиями. Знание всех тонкостей особенно важно в связи с последними законодательными поправками в данной сфере.

Справка от эксперта

Георгий Караогланов, юрист адвокатского бюро КИАП:
«Процедура трудоустройства иностранных граждан на территории Российской Федерации имеет свои особенности и достаточно большое количество подводных камней. Более того, использование труда иностранных граждан связано не только с трудностями применения трудового права, но и с являющейся в данном случае смежной отраслью - миграционным правом.
Во-первых, стоит помнить, что процедура привлечения иностранного гражданина зависит от принадлежности данной компании, то есть она отличается для приёма на работу в российское юридическое лицо и, к примеру, филиал или представительство иностранной фирмы. В данном случае мы рассмотрим процедуру, связанную с наймом в российские юридические лица.
После того, как иностранный работник и работодатель пришли к консенсусу и решили заключить трудовой договор, работодатель подаёт заявку на квоту, по которой будет проходить нанимаемый работник (важно помнить, что ежегодно в каждом субъекте формируется список, так называемых неквотируемых должностей, т.е. для которых не требуется подавать соответствующую заявку), после чего работодатель информирует службу занятости о наличии вакантных должностей. Далее стороны возникающих трудовых отношений подписывают трудовой договор, однако стоит помнить о том, что он вступит в силу только после получения работником разрешения на работу. Получение данного разрешения является, пожалуй, самым трудным этапом в найме иностранных работников. Однако ему предшествует получение работодателем разрешения в ФМС на привлечение и использование иностранцев, а также прохождение работником медицинского обследования на отсутствие ВИЧ-инфекции и иных инфекционных заболеваний. Только после положительного прохождения данных шагов работодатель подаёт в ФМС заявление о выдаче разрешения на работу. При положительном исходе и, соответственно, получении работником разрешения на работу работодатель становится на учёт в ФМС и получает приглашение на рабочую визу. Как видно из вышеописанных шагов, все действия в основном осуществлялись работодателем, далее же работник приезжает в Россию по однократной рабочей визе и должен встать на миграционный учёт. Только после этого работодатель уведомляет ФНС по месту своей регистрации о найме иностранного гражданина. Уже в дальнейшем, после того как работник приступил к работе, он получает многократную визу.
Безусловно, вышеописанная процедура не является исключением и единственной для всех граждан. Существует много особенностей, касающихся граждан тех государств, с которыми у Российской Федерации введён безвизовый режим (к ним относится большинство стран СНГ и некоторые страны дальнего зарубежья). Для граждан таких государств процедура трудоустройства в России имеет сокращённый порядок. Следует не забывать и об особенностях найма высококвалифицированных специалистов. Они имеют ряд преференций в осуществлении трудовой деятельности, например, таких как 13% ставка НДФЛ независимо от налогового резидентства и сокращённых сроков оформления документов.
Ввиду непростой ситуации на Украине, как никогда актуален вопрос найма на работу беженцев. С одной стороны, найм беженцев представляется достаточно простой процедурой, т.к. в соответствии с требованиями пп. 8 и 9 ч. 1 ст. 8 Закона о беженцах, а также другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве наравне с гражданами Российской Федерации. С другой стороны, не каждое лицо, прибывшее на территорию РФ по объективным причинам является беженцем, более того, наличие обязательных документов, таких как паспорт или трудовая книжка для устройства на работу, никто не отменял, а у беженцев их довольно часто не бывает. Кроме того, в действительности, не все работодатели хотят брать на работу беженцев либо не хотят предлагать им высокие оклады.
Однако стоит отметить тот факт, что для облегчения украинским гражданам процедуры трудоустройства на территории РФ в Закон № 4528-1 были внесены изменения.
Иностранная рабочая сила привлекается отечественными работодателями ежедневно, но не все работодатели соблюдают установленные законом требования к таким действиям. Так, например, среди часто встречающихся нарушений можно отметить нижеследующие:
1) Привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранца при отсутствии у него разрешения на работу или патента, если таковые требуются в соответствии с федеральным законом, влечёт наложение административного штрафа;
2) Привлечение к труду РФ иностранца без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, является нарушением;
3) Несвоевременное уведомление юридическим лицом миграционной службы о досрочном расторжении трудового договора с иностранным гражданином является административным правонарушением, за которое предусмотрен штраф;
4) Нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах, является основанием для привлечения работодателя к административной ответственности;
5) Предоставление организацией или индивидуальным предпринимателем, которые управляют торговым объектом, торгового места на его территории, производственного, складского, торгового, служебного, подсобного или иного помещения другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, которые не имеют разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но фактически используют их труд, является нарушением.
Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод, что при найме иностранного гражданина работодатель обязан чётко соблюдать все требования законодательства. Более того, несоблюдение соответствующих норм самим работодателем либо потенциальным работником на стадии оформления может повлечь негативные последствия как для работодателя, в большинстве случаев в виде штрафов, так и работника, вплоть до его выдворения за пределы РФ с запретом на повторный въезд до нескольких лет».

Итак, мы выяснили, что интерес к работе в России со стороны иностранных граждан практически непоколебим внешними факторами. Но также ли стабилен к ним интерес со стороны российских работодателей и готовы ли они соблюсти все юридические нормы ради трудоустройства иммигрантов? В этом стоит разобраться.

Интерес к иностранным специалистам всё же есть, но так ли он велик? В рамках исследования хедхантинговой компании «Агентство Контакт» было установлено, что примерно в 84% компаний среднее количество экспатриантов не превышает 10% от всего пула сотрудников. И только в 2% организаций число трудоустроенных иностранцев превышает 50%. Стоит отметить, что количество компаний, пригласивших в прошлом году на работу граждан из дальнего зарубежья, превышает число уволенных иностранных сотрудников (43% против 28%).

Если же брать во внимание комментарии HR-менеджеров компаний, то получается, что влияние политэкономических факторов вызвало неоднозначную реакцию российского рынка труда в отношении найма экспатов. Одни респонденты говорят о том, что существенных изменений не произошло: «В данный момент изменений в трудоустройстве экспатов не наблюдаем»; «Пока политическая ситуация не сказывается на наших трудовых отношениях с иностранцами». Другие, напротив, отмечают резкие перемены: «В нашей компании найм экспатов временно приостановлен в связи с введёнными санкциями»; «Однозначно увеличился в несколько раз поток кандидатов с Украины. Также в связи с изменением границ между Россией и Украиной (и переходом Крыма в Россию) изменилась ситуация на рынке труда в этом регионе. Некоторые сотрудники из сферы продаж потеряли работу. Это связывают с тем, что изменились условия поставок между странами, и работы в этом регионе в их сфере почти нет»; «На мой взгляд, компании заняли выжидательную позицию. Возможно часть иностранных компаний вынуждены будут приостановить свою деятельность в России. В любом случае многие компании уже приостановили инвестиции в РФ, несмотря на то, что результаты деятельности российских офисов лучше показателей европейских коллег».

Теперь несколько слов о том, какие категории иностранных граждан востребованы на нашем рынке труда. Примерный срез потребностей российских работодателей даёт опрос, проведённый ГК «ОСТ» (группой компаний «Обучение. Стажировка. Трудоустройство»). По его данным, 39% респондентов на основании патента принимают на работу граждан из стран ближнего зарубежья. Трудоустроить граждан из дальнего зарубежья (на основании разрешения на работу), ТС ЕАЭС (Беларуси, Казахстана, Армении), а также высококвалифицированных специалистов и участников программы переселения соотечественников согласны по 4% руководителей компаний. Ещё 39% не делают каких-либо разграничений между категориями иностранцев и нанимают всех. Однако результаты опроса всё же нельзя назвать в полной мере объективными, а выборку репрезентативной, в связи с малым количеством её участников. Тем не менее, они дают некоторое представление о ситуации.

По мнению же экспертов, хоть на российском рынке труда сейчас и не самая благоприятная обстановка, но у иностранных граждан всё же есть шанс найти своё место под буднично-трудовым солнцем. «Множество экспатов - как из верхнего, так и из нижнего сегментов уехали. Как по причине того, что стало менее интересно работать в РФ с точки зрения дохода, так и из-за политической обстановки. Дальнейшее развитие ситуации будет зависеть от политических событий в первую очередь. Кроме того, демография будет способствовать привлечению иностранных граждан», — предполагает Денис Каминский.

«Некоторые компании стали более лояльны к трудоустройству граждан из дальнего и ближнего зарубежья. Но всё равно большинство компаний готовы принимать только граждан РФ, Белоруссии и Казахстана. Вероятность трудоустройства беженцев, безусловно, есть, но только когда будут в наличии все документы, — заявляет Светлана Куличева. — С января 2015 года отменены квоты на трудоустройство иностранных граждан. Для оформления достаточно будет купить патент, но при этом в миграционной карте должно быть обязательно указано, что человек прибыл в Россию именно для трудовой деятельности».

«На мой взгляд, приоритетным направлением для правительства на данном этапе является нейтрализация безработицы главным образом среди граждан РФ. Если же оценивать перспективы трудоустройства иностранных граждан, то для более объективной оценки ситуации я бы разделил всех желающих устроиться на работу на различные категории. Во-первых, это беженцы и жертвы нестабильной ситуации на Украине. Существует негласное мнение, что их устраивают в первую очередь. Отчасти это так, однако в большей степени это касается государственных органов и служб. Например, на своём опыте знаю, что выходцам из Крыма отдавали предпочтение при принятии на службу в ФСО. Однако в частном секторе я не знаю случаев, чтобы на предпринимателей спускались какие-то директивы, они как брали людей по достоинствам, так и берут их в случае необходимости. При этом с 1 августа отменят льготный режим пребывания украинцев в РФ. Во-вторых, мигранты ЕАЭС. Со вступлением в организацию Киргизии и Армении изменилась политика в отношении мигрантов из ближнего зарубежья. Теперь мигрантам из таких стран, как Узбекистан и Таджикистан стало куда сложнее найти официальную работу. Кроме того согласно договору о Евразийском экономическом союзе, который вступил в силу с 1 января 2015 года, граждане России, Белоруссии и Казахстана имеют право свободно работать в его странах-участницах без оформления каких-либо разрешений, что, безусловно, скажется на конкуренции при трудоустройстве, — даёт оценку ситуации Павел Ткач. — В-третьих, мигранты остального СНГ. Как я уже сказал, вопрос их трудоустройства усложнился. Однако всё равно в связи с высоким спросом их шансы трудоустроиться - высоки. Кроме того, их может обнадёжить информация о том, что Киргизия, например, приняла решение о том, чтобы составлять чёрный список мигрантов, которые не будут иметь права выезда, а также самостоятельно выбирать людей, которые будут мигрировать. В-четвёртых, иностранные граждане дальнего зарубежья. Нестабильная экономическая ситуация в стране отразилась на популярности их миграции в Россию. Вот их поток действительно уменьшился, пожалуй, за исключением китайцев. Вот где и отразилась неблагоприятная конъюнктура рынка, так как теперь в России для граждан дальнего зарубежья работать больше не выгодно».

Подводя итог, хотелось бы отметить, что каждый имеет право на труд и в конкурентной борьбе за ту или иную должность побеждает сильнейший. Как говорится в таких случаях: «Это бизнес. Ничего личного». Однако и проигравших в гонке за новой работой нет, просто каждый должен пройти свой путь прежде, чем дойти до конечной цели. Длина же зависит от тех усилий, которые каждый прикладывает для того, чтобы всё преодолеть и трудоустроиться.

Светлана Башурина

Кризис рынка труда. Его составляющие. Стратегия и тактика преодоления кризиса рынка труда.

Нормальное телевизионное общество базируется на созидательном труде. Сегодня мы все констатируем кризис рынка труда на базе кризиса всей экономики. Составляющих этого кризиса много:

1. Низкий уровень заработной платы . (Россия в отношении рынка труда всегда находилась в кризисе. Россия всегда отличалась нищенской заработной платой. В России з/п в 20 раз ниже чем в США).

2. Наличие процесса увольнения работников и следовательно роста безработицы .

3. Наличие конфликтов в организации .

4. В части организации оплаты труда можно назвать следующие составляющие :

a. Наличие чрезвычайной дифференциации по категориям работников . Диапазон тарифной сетки. По нормативам максимальное отношение различий в оплате труда по категориям работников максимум 1:6, фактически достигает 1:20.

b. Нарушение межотраслевой дифференциации заработной платы . Основной фактор: сложность труда. Самая высокая квалификация – машиностроение (оборонная промышленность). На уровне межотраслевого регулирования заработной платы нарушены соотношения. Организации, имеющие более низкий квалификационный уровень работников чем, например, машиностроение, имеют заработную плату в 1,5-4 раза выше машиностроительной отрасли.

На сегодня все составляющие кризиса рынка труда налицо. И главные из них следующие:

1. Полностью девальвированы трудовые ценности,

2. Труд потерял смыслообразующую функцию,

3. Труд из образа жизни превратился в средство выживания.

На 85% граждан приходится 8% дохода от собственности и 15% сбережений.

По заработной плате мы отстаем в 10 и более раз.

При этом средний российский работник производит примерно в 3 раза больше ВВП, чем аналогичный американский, а товары и услуги наш российский работник вынужден приобретать по ценам выше мировых.

Такой высокой эксплуатации наемного труда нет ни в одной развитой экономике мира.

Минимальная з/п

Прожиточный минимум

Средняя з/п

Количество минимальных з/п, необходимых для приобретения товаров прожит. минимума

Количесво наборов прожиточного минимума, которое можно приобрести на среднюю з/п

Отношение минимальной з/п к:

Прожит. минимум

Средняя з/п

Прожиточный минимум включает:

· Продовольственные товары

· Непродовольственные товары

· Коммунальные платежи

Формирование социально ориентированной рыночной экономики не может быть воспринято массами как цель и смысл их труда. Сложность формирования социальных идеалов сегодня обусловлена тем, что истинные нормы и ценности скомпрометированы административно-командной системой.

К сожалению, в антикризисных программах вопросы ценности труда не решаются. Проведенная приватизация собственности, высвобождение рабочей силы не могут создать условия для конкуренции на рынке труда. Они ведут к профессиональной деградации рабочей силы по всем ее составляющим. В результате сформировалось 2 пласта противоречий:

· Противоречия между группами работников, одна из которых ориентирована на рутинную работу с гарантированной оплатой, а другая носительница новых идей, стремится к динамичной работе, интересной, с высокой оплатой.

· Противоречия между руководителями. Первые стремятся воспроизвести старые ценности, вторые работники с рыночной ориентацией, стремящиеся изменить прежнее положение, о есть при решении проблемы кризиса сталкиваются социальные группы, каждая из которых стремится реализовать свои интересы, зачастую в ущерб другим группам.

В 2015 году работодатели нередко увольняли нескольких неэффективных сотрудников, чтобы пригласить на их место одного сильного профессионала с доказанной эффективностью. В то же время руководители компании все чаще обращали внимание на свой коллектив, пытаясь найти собственную «жемчужину». И если талантливый сотрудник находился, то вопрос повышения решался быстро. Таким образом многие специалисты совершили неожиданный прорыв, и в 2016-м у многих тоже есть шанс проявить себя. Идея высокой личной эффективности будет как никогда актуальна.

Спрос на конкретных специалистов уже начинает кардинально меняться по сравнению с прошлым годом. Так, на российском рынке труда в 2015 году больше всего были востребованы сотрудники, работа которых так или иначе связана с ситуацией кризиса и разрешением проблем: топ-менеджеры с опытом антикризисного управления, риск-менеджеры, бизнес-аналитики, менеджеры по продажам, специалисты по стратегическому менеджменту. Также рынку нужны были универсальные сотрудники, которые могут совмещать несколько направлений работы. Теперь фокус работодателей смещается с «антикризисных» менеджеров на узкоспециализированных профессионалов.

Перспективы-2016

Рынок труда 2016 года заинтересован в фармацевтах, микробиологах, химиках, инженерах, биотехнологах, профессионалах в области нанотехнологий, узкоспециализированных ИТ-специалистах, крайне востребованы разработчики мобильных приложений.

В банковской сфере, которой весь год было крайне тяжело и лучше пока не станет, не иссякнет спрос на риск-менеджеров, сотрудников collection (сбор просроченной задолженности), сотрудников compliance (соответствие законодательству) и тех же IТ-специалистов. Банки испытывают двойное давление: со стороны рынка и Центрального банка, активно ведущего оздоровление отрасли, поэтому без лучших профессионалов в такой ситуации не обойтись.

Заметное оживление, судя по всему, продолжится в военно-промышленном комплексе, сопутствующих производствах и научно-исследовательских институтах. Например, с 2012 по 2015 год уже в 2,6 раза увеличилось финансирование гособоронзаказа. Очевидно, что финансирование будет продолжаться, поскольку Минобороны РФ уже заявило о планах импортозамещения 826 образцов вооружения и военной техники в период с 2014 по 2025 год.

Ограничения выездного туризма за пределы РФ усилят спрос на специалистов внутри российского рекреационного комплекса. Это еще один сегмент рынка труда, который будет показывать положительную динамику в 2016 году.

Сохранится востребованность IT-специалистов. Отрасль чувствовала себя вполне уверенно в 2015 году. Сейчас она также будет развиваться благодаря запуску программы импортозамещения компьютерного оборудования и программного обеспечения.

Безусловно, хорошие менеджеры по продажам останутся в цене — но будет важно умение продавать на падающем рынке. В целом спрос на разнообразных специалистов по продажам становится очень избирательным. Бизнес понимает, что сейчас самое время, чтобы обойти соперников, в том числе за счет усиления блока продаж. При этом обострение конкуренции требует от компаний глубоко анализировать компетенции кандидатов — выбор происходит непросто и небыстро. Нередко претенденты приглашаются со схожего рынка — нужен свежий взгляд опытных специалистов. В сферах, где не критична высокая специализация и не слишком важно личное присутствие, продолжится переход на фриланс и дистанционную работу за меньшие деньги.

Что касается зоны риска, то в ней могут оказаться инженеры в области машиностроения, сотрудники ювелирных и полиграфических производств. Снижение спроса может также коснуться маркетологов, менеджеров по развитию, штатных менеджеров по подбору персонала, работников розницы в ретейле и банковском секторе. Среди самых проблемных секторов, в которых наибольшее количество компаний планирует сокращения, лидируют бары и рестораны, банки, строительные материалы.

В свою очередь, с падением курса рубля неминуемо усилится «утечка мозгов». Уезжают все, кто может продавать свой труд за валюту.

Что все это означает для соискателей?

На первый взгляд сейчас не лучшее время, чтобы менять работу. Однако есть нюансы. Стоит оценить, какая ситуация у вашей компании и каковы непосредственно ваши результаты и перспективы. Не менее важно, каков прогноз для вашей сферы бизнеса и той области, в которую хотите перейти. Иногда имеет смысл сыграть на опережение.

Также важно оценить собственные силы — насколько вы готовы быть максимально многозадачным, чтобы зарекомендовать себя на новом месте. Необходимо отдавать себе отчет в том, что на поиск работы может понадобиться больше времени и сил, чем два-три года назад. По нашим наблюдениям, на поиск работы может уйти от трех до шести месяцев. И прежде чем соглашаться выйти на работу в новую для себя компанию, стоит всячески удостовериться, насколько организация чувствует себя хорошо и стабильно. Нередко компании занимаются хаотичным рекрутментом, находясь на грани банкротства, чтобы залатать дыры. Кроме того, важно узнать, насколько ваше будущее подразделение «генерит» прибыль, является ли жизненно необходимым для компании.

Когда ситуация исправится? Думаю, не скоро. Как заявил Герман Греф на Гайдаровском форуме: «Будет колоссальный спрос на специалистов высокой квалификации, сохранится спрос на очень низкоквалифицированных рабочих — эту нишу займут те самые мигранты. И будет трагедия для серединки людей, которые не хотят заниматься низкоквалифицированным трудом и не готовы заниматься высококвалифицированным».

В то же время мы наблюдаем, что погоня за «лучшей жизнью» сегодня стала распространенной практикой на рынке труда, ради должности и высокой зарплаты люди готовы рисковать. Непростое кризисное время усугубилось очередной девальвацией — чуть ли не единственным способом компенсировать провал в доходах остается смена работы. Кандидаты рвутся к новым свершениям, мотивация зашкаливает, некоторые готовы существенно приукрасить свое резюме надуманной информацией, прорваться через голову специалиста по подбору персонала к линейному руководителю или собственнику бизнеса. А рекрутеры и линейные руководители, в свою очередь, становятся более избирательными.

Это игра для людей с крепкими нервами.