Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах жизнедеятельности. Как правило, они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики российского государства.

Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции, в том числе во взаимодействии с, действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, общественными организациями. Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.

Интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России. Соответственно интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества. Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики всей страны в целом. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми.

Так, переход к высокоэффективной и социально ориентированной рыночной экономике в нашей стране должен осуществляться путем постепенного формирования оптимальных механизмов организации общественного производства и распределения товаров и услуг в целях максимально возможного роста благосостояния общества и каждого гражданина российского государства. На первый план здесь выдвигаются задачи, связанные с устранением деформаций в структуре российской экономики, с обеспечением опережающего роста производства наукоемкой продукции и продукции высокой степени переработки, с обязательной поддержкой отраслей, составляющих основу расширенного воспроизводства страны, с обеспечением занятости населения.

Также существенное значение имеют усиление государственной поддержки инвестиционной и инновационной активности, принятие мер по созданию устойчивой банковской системы, отвечающей интересам реальной экономики, облегчение доступа предприятий к долгосрочным кредитам на финансирование капитальных вложений, оказание реальной государственной поддержки целевых программ структурной перестройки промышленности.

Важнейшими задачами в целях реализации национальных интересов в области экономики являются - опережающее развитие конкурентоспособных отраслей и производств, а также расширение рынка наукоемкой продукции. Решение указанных задач предполагает концентрацию финансовых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники, оказание поддержки ведущим научным школам, ускоренное формирование научно-технического задела и национальной технологической базы, привлечение частного капитала, в том числе путем создания фондов и использования грантов, реализацию программ развития территорий, обладающих высоким научно-техническим потенциалом, создание при поддержке государства инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научно-исследовательских разработок с одновременной защитой интеллектуальной собственности внутри Российской Федерации и за рубежом, развитие общедоступной сети научно-технической и коммерческой информации.

Российское государство должно содействовать созданию равных условий для развития и увеличения конкурентоспособности предприятий независимо от формы собственности, в том числе становлению и развитию частного предпринимательства во всех сферах, где это способствует росту общественного благосостояния, прогрессу науки и образования, духовному и нравственному развитию общества, защите прав потребителей и т.д.

Приоритет экономических факторов в социальной сфере принципиально важен для укрепления государства, для реального государственного обеспечения социальных гарантий, для развития механизмов коллективной ответственности и демократического принятия решений, социального партнерства. При этом важно проведение социально справедливой и экономически эффективной политики в области распределения доходов. Организация работы федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ по реализации мер, направленных на предотвращение и преодоление угроз национальным интересам России в области экономики, также требует дальнейшего совершенствования законодательства РФ в указанной области и обеспечения его соблюдения всеми хозяйствующими субъектами.

Сближение интересов населяющих страну народов, налаживание их всестороннего сотрудничества, проведение ответственной и взвешенной государственной национальной и региональной политики позволит обеспечить в России внутриполитическую стабильность, а комплексный подход к решению этих задач должен составить основу внутренней государственной политики, обеспечивающей развитие России, как многонационального демократического федеративного государства. Укрепление российской государственности, совершенствование федеративных отношений и местного самоуправления должны способствовать обеспечению национальных интересов России.

Осуществление конституционного принципа народовластия требует обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех органов государственной власти, жесткой вертикали исполнительной власти и единства судебной системы России. Это обеспечивается конституционным принципом разделения властей, установлением более четкого функционального распределения полномочий между государственными институтами, укреплением федеративного устройства России путем совершенствования ее отношений с субъектами РФ в рамках их конституционного статуса. Основными направлениями защиты конституционного строя в России являются:

Обеспечение приоритета федерального законодательства и совершенствование на этой основе законодательства субъектов РФ;

Разработка организационных и правовых механизмов защиты государственной целостности, обеспечение единства правового пространства и национальных интересов России;

Выработка и реализация региональной политики, обеспечивающей оптимальный баланс федеральных и региональных интересов;

Совершенствование механизма, препятствующего созданию политических партий и общественных объединений, преследующих сепаратистские и антиконституционные цели, и пресечение их деятельности.

Следует отметить, что Россия крайне заинтересована в искоренении экономической и социально-политической основы преступности и коррупции, выработке комплексной системы мер для эффективной защиты личности, общества и государства от преступных посягательств. Здесь приоритетное значение имеет формирование системы мер действенной социальной профилактики и воспитания законопослушных граждан. Эти меры должны быть направлены на защиту прав и свобод, нравственности, здоровья и собственности каждого человека независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.

Важнейшими задачами в области борьбы с преступностью являются:

Выявление, устранение и предупреждение причин, порождающих преступность; усиление роли государства, как гаранта безопасности общества, создание необходимой правовой базы и механизма ее применения;

Укрепление системы правоохранительных органов, прежде всего структур, противодействующих организованной преступности и терроризму, создание условий для их эффективной деятельности;

Привлечение государственных органов в пределах их компетенции к деятельности по предупреждению противоправных деяний;

Расширение взаимовыгодного международного сотрудничества в правоохранительной сфере, в первую очередь с государствами СНГ.

Решения и меры, принимаемые органами государственной власти Российской Федерации в области борьбы с преступностью, должны быть открытыми, конкретными и понятными каждому гражданину, они должны носить упреждающий характер, обеспечивать равенство всех перед законом и неотвратимость ответственности, а также опираться на поддержку общества.

Для профилактики преступности и борьбы с нею, в первую очередь необходимо развитие правовой базы, как основы надежной защиты прав и законных интересов граждан, а также соблюдение международно-правовых обязательств Российской Федерации в сфере борьбы с преступностью и соблюдения прав человека. В целях предупреждения коррупции и устранения условий для легализации капиталов, нажитых незаконным путем, необходимо создать действенную систему финансового контроля, усовершенствовать меры административного, гражданского и уголовно-правового воздействия, отработать механизм проверки имущественного положения и источников доходов должностных лиц и служащих организаций и учреждений независимо от формы собственности, а также соответствия их расходов этим доходам.

Национальные интересы России в международной сфере заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении позиций России как великой державы - одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами - участниками СНГ и традиционными партнерами России, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости терроризма и других аналогичных явлений.

Так, основываясь на международных соглашениях, необходимо эффективно сотрудничать с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также международными организациями, в задачу которых входит борьба с терроризмом. Необходимо также шире использовать международный опыт борьбы с этим явлением, создать скоординированный механизм противодействия международному терроризму, надежно перекрыть все возможные каналы незаконного оборота оружия и взрывчатых веществ внутри страны, а также их поступления из-за рубежа.

Национальные интересы России в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала нашей страны. Обеспечение национальных интересов Российской Федерации включает в себя также защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие, эксплуатирующих низменные проявления человеческой натуры, а также включает в себя противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров.

Духовное обновление общества невозможно без сохранения роли русского языка, как фактора духовного единения народов многонациональной России и языка межгосударственного общения народов государств-участников Содружества Независимых Государств. В целях обеспечения сохранности и развития нашего культурного и духовного наследия необходимо создание социально-экономических условий для осуществления творческой деятельности и функционирования учреждений культуры.

В области охраны и укрепления здоровья граждан необходимы усиление внимания общества, органов государственной власти РФ к развитию медицинской помощи, осуществление государственного протекционизма в медицинской и фармацевтической промышленности, реализация федеральных программ в области санитарии и эпидемиологии, охраны здоровья детей, оказания скорой и неотложной медицинской помощи, медицины катастроф.

Национальные интересы России в экологической сфере заключаются в сохранении и оздоровлении окружающей среды. Так, к числу важнейших направлений деятельности государства в экологической сфере относятся:

Рациональное использование природных ресурсов и воспитание экологической культуры населения;

Предотвращение загрязнения природной среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов;

Предотвращение радиоактивного загрязнения среды, минимизация последствий произошедших ранее радиационных аварий и катастроф;

Экологически безопасное хранение и утилизация выведенного из боевого состава вооружения (атомных подводных лодок, кораблей и судов с ядерными энергетическими установками, ядерных боеприпасов и т.п.);

Безопасное для окружающей природной среды и здоровья населения хранение и уничтожение запасов химического оружия;

Создание и внедрение безопасных производств, поиск способов практического использования экологически чистых источников энергии, принятие природоохранных мер в экологически опасных регионах РФ.

Внешняя политика Российской Федерации в целях защиты и обеспечения национальных интересов должна быть направлена на:

Проведение активного внешнеполитического курса;

Упрочение ключевых механизмов многостороннего управления мировыми политическими и экономическими процессами;

Обеспечение благоприятных условий для экономического и социального развития страны, для сохранения региональной стабильности;

Защиту законных прав и интересов российских граждан за рубежом, в т.ч. с применением мер политического, экономического и иного характера;

Развитие отношений с государствами-участниками СНГ согласно принципам международного права, развитие отвечающих интересам России интеграционных процессов в рамках Содружества Независимых Государств;

Содействие урегулированию конфликтов;

Достижение прогресса в сфере контроля над ядерными вооружениями, поддержание стратегической стабильности в мире на основе выполнения государствами своих международных обязательств в этой сфере;

Выполнение обязательств в области сокращения и ликвидации оружия массового уничтожения, обычных вооружений, осуществление мер по укреплению доверия и стабильности, обеспечение международного контроля за экспортом товаров и технологий, оказанием услуг военного назначения;

Содействие созданию зон, свободных от оружия массового уничтожения, а также развитие международного сотрудничества в области борьбы с транснациональной преступностью и терроризмом и т.п.

Национальные интересы России в военной сфере заключаются в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства. В предотвращении войн и вооруженных конфликтов Россия отдает предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам. Однако национальные интересы России требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи. Вооруженные Силы РФ играют главную роль в обеспечении военной безопасности Российской Федерации.

Также важнейшей задачей Российской Федерации является осуществление сдерживания в интересах предотвращения агрессии любого масштаба, в том числе с применением ядерного оружия, против России и ее союзников.

Одним из важнейших стратегических направлений в области обеспечения военной безопасности России является эффективное взаимодействие и сотрудничество с государствами - участниками СНГ. Интересы обеспечения национальных интересов России предопределяют при соответствующих обстоятельствах необходимость военного присутствия России в некоторых стратегически важных регионах мира. Размещение в них на договорной и международно-правовой основе, а также на принципах партнерства ограниченных воинских контингентов должно обеспечивать готовность России выполнять свои обязательства, содействовать формированию устойчивого военно-стратегического баланса сил в регионах и давать возможность Российской Федерации реагировать на кризисную ситуацию в ее начальной стадии, способствовать реализации внешнеполитических целей государства.

Национальные интересы России в пограничной сфере заключаются в создании политических, правовых, организационных и других условий для обеспечения надежной охраны государственной границы Российской Федерации, в соблюдении установленных законодательством Российской Федерации порядка и правил осуществления экономической и иных видов деятельности в пограничном пространстве Российской Федерации. Основными задачами Российской Федерации в пограничной сфере являются:

Создание необходимой нормативной правовой базы;

Развитие межгосударственного сотрудничества в этой области;

Противодействие экономической, демографической и культурно-религиозной экспансии на территорию России со стороны других государств;

Пресечение деятельности транснациональной организованной преступности, а также незаконной миграции;

Осуществление коллективных мер по обеспечению безопасности пограничного пространства государств-участников СНГ.

Национальные интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа. Так, важнейшими задачами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются:

Реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в сфере информационной деятельности;

Совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция России в мировое информационное пространство;

Противодействие противоборству в информационной сфере.

Система обеспечения национальных интересов России создается и развивается в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, федеральными программами в этой области.

Итак, важнейшими составляющими национальных интересов России являются защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время - от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Повышенное внимание к кому-то или чему-то можно наблюдать не только у людей, но и у животных. Однако в психологии интересы - это не только сосредоточенность на каком-либо объекте или существе. Это еще и процесс, в который вовлекаются эмоции и Таким образом, интересы - это неотъемлемая составляющая личности, нередко определяющая характерологический профиль индивида.

В психологической науке выделяется ряд основных критериев, согласно которым и определяется это понятие. Во-первых, интересы обязательно связаны с наличием определенных знаний. Однако не стоит путать их с простым любопытством. Они определяют вовлеченность личности в деятельность, являются важнейшими мотиваторами. Кроме того, интересы - это процесс, связанный с эмоциональным удовлетворением. Причем это чувство неразрывно связано и с получением и наличием знаний, и с деятельностью в данной области. Познавательный интерес, к примеру, характеризуется не только любознательностью. Он руководит действиями человека, его активностью: как физической, так и психической.

Итак, если интересы - это многосторонний многофакторный процесс, а также следовательно, их можно описывать с точки зрения интенсивности, глубины, сферы и так далее. К примеру, если нечто занимает наше внимание, то мы можем определить продолжительность, силу, поглощенность этим предметом или явлением. Так, выделяют глубокие интересы и поверхностные. Люди различаются также и по силе переживания, по интенсивности. Кто-то может посвятить всю жизнь или значительную ее часть одному делу, которое захватывает его целиком и полностью. А другой человек, напротив, не стремится и не способен испытывать глубокий интерес к чему бы то ни было, ко всему относится с легким пренебрежением.

Также можно оценивать "масштаб" этого процесса. Интересы бывают многосторонними, разнообразными, широкими. Человека увлекают различные вещи и явления, он хочет познать мир во всем его богатстве. К примеру, он может интересоваться и разбираться в музыке, литературе, естественных науках, медицине. Кстати, большинство гениев имели именно широкий кругозор. Вспомним хотя бы Леонардо да Винчи, Булгакова, Эйнштейна. Интересы могут быть также узкими, то есть направленными на конкретное явление или предмет, на специальную область знаний.

Другой может быть переключаемость или устойчивость интересов. Это зависит от темперамента, от психофизиологических особенностей человека, хотя такое качество, как усидчивость и способность к концентрации, можно развивать. Одни люди легко меняют увлечения, переключаются с одного на другое. Другие постоянны в своих интересах и хобби. К примеру, раз увлекшись математикой, такой человек может посвятить ей всю жизнь, оставляя другие сферы науки и культуры как бы на периферии сознания. Могут быть интересы также сильными - полностью захватывающими все помыслы, или слабыми. Ради первых человек способен предпринимать активные действия, он занимается творчеством, находится в постоянном поиске. Вторые же можно отнести к категории "созерцательных". То есть наблюдать или пассивно познавать интересно, но особых усилий в процесс вкладывать не хочется. Тем не менее, увлеченные люди - это двигатели прогресса. Именно они достигают высот, добиваются выдающихся результатов в науке и культуре. Именно благодаря ним совершаются открытия, они создают всевозможные изобретения. Следовательно, интересы общества заключаются также и в том, чтобы поддерживать и культивировать такие которые позволят людям реализовывать свой интеллектуальный и духовный потенциал. Делать это можно различными способами, однако ключевую роль играют семья и образовательные учреждения. Именно там закладываются и начинают развиваться его

Россия является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями. Несмотря на сложную международную обстановку и трудности внутреннего характера, она, в силу уникального стратегического положения на Европейском континенте и мире в целом, значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, объективно продолжает играть значительную роль в мировых процессах.

В перспективе - более широкая интеграция Российской Федерации в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами. Объективно сохраняется общность интересов России и интересов других государств по многим проблемам международной безопасности.

Вместе с тем, активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление позиций России в политической, экономической, военной и других областях. Попытки игнорировать интересы России при решении крупных проблем международных отношений, включая конфликтные ситуации, способны подорвать международную безопасность и стабильность, затормозить происходящие позитивные изменения в международных отношениях и наведение (поддержание) конституционного порядка внутри страны и в целом ущемить национальные интересы России.

Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции на основе Конституции Российской Федерации.

Национальные интересы России основываются на национальном достоянии и национальных ценностях народов Российской Федерации, обеспечиваются возможностями экономики, политической и военной организации государства, духовно-нравственным и интеллектуальным потенциалом многонационального российского общества.

Система национальных интересов России определяется совокупностью основных интересов личности, общества и государства.

На современном этапе интересы личности состоят в реальном обеспечении конституционных прав и свобод, личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии.

Интересы общества включают в себя упрочение демократии, достижение и поддержание общественного согласия, повышение созидательной активности населения и духовное возрождение России.

Интересы государства состоят в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в установлении политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном исполнении законов и поддержании правопорядка, в развитии международного сотрудничества на основе партнерства.

Совокупность основных интересов личности, общества и государства определяет национальные интересы России в области экономики, во внутриполитической, международной, оборонной и информационной сферах, в социальной области, духовной жизни и культуре.

Национальные интересы России в области экономики являются ключевыми. Комплексное решение проблем, связанных с реализацией национальных интересов России, возможно только на основе устойчивого функционирования многоотраслевого высокотехнологичного производства, способного обеспечить ведущие отрасли экономики качественными сырьем и оборудованием, армию - вооружением, население и социальную сферу - предметами потребления и услугами, а внешнюю торговлю конкурентоспособными экспортными товарами.

Чрезвычайно важным фактором является способность экономики обеспечить всем гражданам достойные условия и качество жизни, возможность реализации ими своих творческих сил, духовных запросов и материальных потребностей. Бедность как социальное явление должна быть исключена из жизни российского общества. Необходимо обеспечить достойную жизнь ветеранам, инвалидам и людям преклонного возраста, а также доступность для всего населения образования, культуры, медицинского обслуживания, транспорта, связи, коммунальных услуг.

С точки зрения национальных интересов в области экономики наиболее актуальным является обеспечение ее функционирования в режиме расширенного воспроизводства, защиты интересов отечественных производителей, повышения инновационной и инвестиционной активности, постоянного контроля за стратегическими ресурсами страны, поддержания научного потенциала, способного утвердить независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса.

Важнейшим условием реализации национальных интересов в этой области является переход экономики к модели устойчивого развития с определенным уровнем государственного регулирования экономических процессов, гарантирующего стабильное функционирование и развитие многоукладной экономики и обеспечивающего сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения окружающей среды в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений.

Единство экономического пространства, наличие большого и разнообразного внутреннего рынка являются важнейшим национальным достоянием России. Его сохранение и развитие с учетом производственной специализации регионов имеет консолидирующее значение для российской экономики.

Во внешнеэкономической сфере национальные интересы России заключаются в установлении для российских производителей таких экономических связей, которые бы обеспечили реализацию интересов российских предприятий, способствовали повышению конкурентоспособности отечественной продукции, эффективности производства и экономическому росту. Россия не приемлет силовых методов во внешнеэкономической деятельности.

Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в обеспечении гражданского мира, национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, стабильности государственной власти и ее институтов, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению социальных и межнациональных конфликтов, национального и регионального сепаратизма.

Согласование интересов населяющих страну народов, налаживание их всестороннего сотрудничества, проведение ответственной и взвешенной государственной национальной политики - важнейшие задачи, решение которых позволит обеспечить внутриполитическую стабильность и единство России. Комплексное решение этих задач должно составлять основу внутренней государственной политики и обеспечивать развитие Российской Федерации как многонационального демократического федеративного государства.

Национальные интересы Российской Федерации в сфере борьбы с преступностью и коррупцией требуют консолидации усилий общества и государства, резкого ограничения экономической и социально-политической основы этих противоправных явлений, выработки комплексной системы мер правового, специального и иного характера для эффективного пресечения преступлений и правонарушений, для обеспечения защиты личности, общества и государства от преступных посягательств, для создания системы контроля за уровнем преступности.

Усилия общества и государства должны быть направлены на формирование системы мер действенной социальной профилактики и на воспитание законопослушных граждан.

Борьба с организованной преступностью, коррупцией, терроризмом и бандитизмом должна быть ориентирована на предупреждение и пресечение противоправных действий, неотвратимость ответственности за любое преступление и на защиту права каждого человека на личную безопасность вне зависимости от национальности, гражданства, вероисповедания, взглядов и убеждений.

Национальные интересы в области духовной жизни, культуры и науки во многом определяют ход реформ и их результат. Духовное возрождение общества, его нравственные ценности непосредственно влияют на уровень развития экономики и всех сфер жизни. Чрезвычайно важным является утверждение в обществе идеалов высокой нравственности и гуманизма, развитие многовековых духовных традиций Отечества.

Реализация этого требует такой государственной политики, при проведении которой исключается возможность нанесения ущерба российской культуре, обеспечиваются сохранение и приумножение ее национальных ценностей и национального достояния, дальнейшее духовное и интеллектуальное развитие общества.

Национальные интересы Российской Федерации в международной сфере требуют проведения активного внешнеполитического курса, направленного на упрочение позиций России как великой державы - одного из влиятельных центров формирующегося многополярного мира. Основными составляющими этого курса являются: формирование на добровольной основе интеграционного объединения государств - участников Содружества Независимых Государств; развитие равноправного партнерства с другими великими державами - центрами экономической и военной мощи;

Развитие международного сотрудничества в борьбе с транснациональной преступностью и терроризмом;

Упрочение тех механизмов коллективного управления мировыми политическими и экономическими процессами, в которых Россия играет важную роль, и в первую очередь укрепление Совета Безопасности ООН.

Безусловно приоритетным направлением внешнеполитического курса России является и будет являться деятельность по обеспечению нерушимости границ и территориальной целостности государства, по защите его конституционного строя от возможных посягательств других государств.

Реализация национальных интересов России в международной сфере во многом определяется характером отношений с ведущими державами и интеграционными объединениями мирового сообщества. Развитие равноправных партнерских отношений с ними отвечает статусу Российской Федерации и ее внешнеполитическим интересам, призвано укрепить глобальную и региональную безопасность, создать благоприятные условия для участия нашей страны в мировой торговле, научно-техническом и кредитно-финансовом сотрудничестве.

Национальным интересам России отвечает развитие диалога и всестороннего сотрудничества со странами Центральной и Восточной Европы, Америки, Ближнего Востока, Западной Азии, Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона. Национальные интересы России в международной сфере включают в себя также защиту жизни, достоинства, международно признанных гражданских прав и свобод российских граждан и наших соотечественников за рубежом.

Национальные интересы России в оборонной сфере заключаются прежде всего в обеспечении безопасности личности, общества и государства от военной агрессии со стороны других государств. Обеспечение безопасности в оборонной сфере требует концентрации усилий общества и государства на планомерном военном строительстве.

Национальные интересы России в информационной сфере обусловливают необходимость сосредоточения усилий общества и государства на решении таких задач, как соблюдение конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и обмена ею, защита национальных духовных ценностей, пропаганда национального культурного наследия, норм морали и общественной нравственности, обеспечение права граждан на получение достоверной информации, развитие современных телекоммуникационных технологий. Планомерная деятельность государства по реализации этих задач позволит Российской Федерации стать одним из центров мирового развития в XXI веке. В то же время недопустимо использование информации для манипулирования массовым сознанием. Необходима защита государственного информационного ресурса от утечки важной политической, экономической, научно-технической и военной информации.

Национальные интересы России носят долгосрочный характер и определяют основные цели на ее историческом пути, формируют стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства, реализуются через систему государственного управления.

Необходимым условием реализации национальных интересов России является возможность самостоятельно решать внутренние политические, экономические и социальные задачи, независимо от намерений и позиций иностранных государств и их сообществ, поддерживать такой уровень жизни населения, который бы обеспечивал национальное согласие и общественно-политическую стабильность в стране.

Интересы и увлечения в жизни человека – шанс достичь успеха

19.03.2015

Снежана Иванова

Интересы и увлечения человека можно смело сравнивать со счастьем. Они вызывают положительные эмоции, ощущение наполненности...

Интерес – это эмоция или желание достичь определенного душевного состояния; отношение субъекта к явлениям или предметам, что представляют собой душевную ценность.

Увлечения – способ достичь гармонии в личном внутреннем мире методом выражения своей индивидуальности, успешная попытка понять и принять свое призвание.

Интересы и увлечения человека можно смело сравнивать со счастьем. Они вызывают положительные эмоции, ощущение наполненности, удовлетворенности, дарят радость. В свою очередь, радость – противопоставление скучности, поэтому личность, которая уделяет достаточно времени своим интересам, намного реже страдает от недомогания, нехватки эмоций и скуки. Даже постоянная занятость обыденными делами не дает того ощущения радости, которое может подарить любимое занятие. Отчасти увлечения можно назвать и смыслом жизни, ведь каждый работает, чтобы зарабатывать достаточно денег и тратить их на свое удовольствие, на любимый вид отдыха.

Почему интерес и увлечения человека настолько важны?

У каждого есть потребность реализовать себя как индивидуальность, открыть что-то новое, интересное, заявить миру о себе. Именно устойчивый интерес привлекает внимание и не вызывает надоедания. Субъект заинтересован не в результате, а в самом процессе, от которого он получает удовольствие.

Каждое интересное занятие отвечает определенным мотивам так же, как интерес мотивирует заниматься определенным увлечением с пользой для своей личности. Эту взаимосвязь можно показать графически:

Когда пропадает выгода (духовная, эмоциональная, материальная), тогда и пропадает интерес к занятию, но от потребности в постоянном увлечении не деться никуда. Значит, увлечения могут быть разные, противоположные друг другу, а интерес в жизни человека – изменчивый и разносторонний, но он постоянно присущ и его можно назвать главной мотивацией и стратегической эмоцией. Интерес побуждает каждого к новым начинаниям.

Как влияют личные интересы человека на его жизнь

Свои увлечения и интересы каждый пытается реализовать в жизни по-своему. Кому-то удается сделать из этого успешный бизнес, в остальных случаях увлечения интерпретируются в хобби. Они представляют настоящую жизненную ценность, не зависимо от внешних факторов. Когда личность систематично уделяет внимание своей потребности, у нее появляется стимул достичь чего-то нового, работать над собой и, тем самым, улучшить свой уровень жизни, а такие действия влекут новое, не менее важное качество – уверенность в себе. У субъекта есть своя ценность, он сам себе может ее обеспечить, он готов делиться этим с окружающим миром – личность становится интересной. Дальнейшие действия очевидны: он ищет себе подобных людей, с которыми интересы совпадают, для обмена опытом или из-за желания почувствовать себя в окружении единомышленников.

Какие виды интересов человека бывают?

Одни виды интересов человека могут побуждать появление других. В зависимости от выгоды, которую преследует особа в своих увлечениях, доминируют интересы материальные и духовные, общие и личные, непосредственные и опосредованные.

Непосредственный интерес – желание достичь непосредственного успеха от того или иного процесса.

Пример такого интереса прост: студент учится непосредственно ради знаний. Он хочет получить определенный опыт и успешно его использовать. Перспектива получить диплом отходит на задний план.

Опосредованный интерес – желание достичь результата посредством определенных возможностей.

Такой интерес демонстрируют студенты, которые просто хотят получить дипломы посредством обучения в университете. Большой багаж знаний, квалификация их не интересуют.

Материальные интересы – потребность в устранении своих недостатков, предотвращение развитий угрожающих ситуаций комфортной и качественной жизни.

Материальные интересы отображают экономические потребности личности. Он старается продать подороже свою рабочую силу, получить выгоду и ему не важна духовная сторона этой сделки. Благодаря материальным интересам человечество постоянно делает новые открытия, так как они направлены чисто на улучшение качества жилищных удобств, обогащение, облегчение труда. Работа вполне может стать материальным интересом, если ее основная цель – большой заработок.

Духовные интересы – актуализация возможности проявить себя как личность, индивидуальность; расширение кругозора, культурный рост, который не предусматривает каких-либо материальных изменений или обогащений.

Духовные интересы предусматривают налаживание психологической гармонии, личный рост, эмоциональное удовлетворение и насыщение, душевное спокойствие. Они побуждают познать мир, открыться с новой стороны, проявить свои таланты. Точка насыщения для каждого субъекта определяется индивидуально. Кому-то важно получить много поверхностной информации, но в разных сферах, кто-то хочет научиться конкретному ремеслу и стать настоящим мастером, поэтому одни за всю жизнь могут объездить весь мир, выучить несколько языков, а у других получается добиться результатов в чем-то определенном, какой-то узкопрофильной сфере.

Личные интересы – взгляды, желания, мотивы, которые присущи только конкретному субъекту, его субъективным понятиям и его потребностям.

Личные интересы формируются на основе переживаний, желаний, позиции, материального достатка субъекта. Их никто не может навязать или заставить от них отказаться. Личность сама решает, что ей интересно, а что — нет.

Социальные интересы – потребности, свершения, пожелания, которые испытывает социальная группа на основе внутренних побуждений каждого отдельного индивида.

Интересы социальных групп зависят от социально-экономической ситуации, их положения в социально-трудовой сфере. В большинстве случаев социальные интересы личности сводятся к сфере политики и экономики.

Какие интересы у человека влияют на его восприятие внешнего мира

Достаточно часто встречается версия, будто социальные и личные интересы человека – это одно и то же. Человек – индивид, и социальная группа – социальная единица, выступающая одним объектом, которая преследует общие для всех цели. Но сопоставлять эти два понятия не является правильным. Личные интересы лежат в основе социальных интересов. Они формируют общую позицию и могут совпадать как полностью, так и частично. Каждый может поддаваться общим целям и интересам, а может остаться при своем мнении.

Социальные интересы могут охватывать разные сферы культуры и науки, но назвать их точными на 100% нельзя, ведь у каждого индивида сформировано свое понятие, отличающееся от общего мнения. Один субъект может испытывать больше интереса, чем другой, а такой факт является отличием между индивидами.

Сферы, в которых переплетаются личные и социальные интересы:

  • Чтение. Образованные люди нередко любят читать. При этом у каждой личность есть свой любимый автор, свое произведение;
  • Общение. Это скорее потребность, чем интерес, но с хорошим собеседником всегда есть о чем поговорить, и разговор может быть достаточно увлекательным;
  • Спорт. Разные виды спорта объединяют людей, которые готовы поддержать любимую команду или самому стать участником любимой игры;
  • Компьютерные игры. Наверное, одно из основных увлечений нашего времени. При этом можно играть одиночно или в команде – все зависит от индивидуальных пожеланий личности;
  • Музыка. Разные направления и стили музыки дают возможность сделать выбор по душе.

В списке только малая часть тех сфер, которые могут объединять людей по интересам и, в то же время, являться причиной их разногласий. Поэтому сопоставлять индивидуальные и социальные интересы не есть правильным.

Роль социальных интересов личности в ее жизни

Социальный интерес может стать причиной побуждения активизации деятельности субъекта. После включения личности в отношения между обществом, она становится частью социальной группы. На социальный интерес влияют следующие условия:

Феномен социального интереса заключается в способности субъекта разделять чувства социальной группы и умении идентифицировать себя как ее часть. Эта социальная группа не ограничивается близкими людьми, а носит более глобальный характер. Социальный интерес зарождается еще с младенчества в период общения ребенка с родителями и продолжает формироваться на протяжении всей жизни.

Социальный интерес проявляется в готовности индивида сотрудничать с людьми при разных условиях, даже не очень благоприятных, старании личности давать окружающим больше, чем требовать в ответ, готовности его сопереживать и принимать чужой опыт. По теории А. Адлера главная задача каждого из людей быть частью социума. И если особа способна к сотрудничеству, ее по жизни будут сопровождать дружба, любовь, понимание, доверие.

Социальные интересы строятся на сопоставлении интересов одной социальной группы против интересов другой. Таким образом, кроме сотрудничества к формам взаимосвязи интересов между социальными группами можно отнести соперничество.

Но есть социальные интересы, которые поддерживаются во всем мире и объединяют народы, в перечень входят интерес сохранности жизни на Земле, цивилизации и культуры.

Приоритет духовных интересов

Какие бы интересы ни возникали у человека, он всегда отдаст первенство реализации и развитию духовных интересов. Духовный интерес мотивирует субъекта на рост, преодоление неуверенности, проявления себя как личности. Они заставляют отказаться от статуса потребителя культуры и перейти на уровень ее создателя. Благодаря духовным интересам личность открывает новые грани этого мира, получает , расширяет свой кругозор. Стремление стать лучше дарит именно то эмоциональное насыщение, которое ищет каждый в увлечениях. Личность раскрывает свои таланты и возможности через труд, который не приносит дискомфорта и усталости.

Деятельность каждого на протяжении всей жизни, его достижения и разочарования могут влиять на интересы, побуждать появление новых, или напрочь убивать старые. Социальный статус, окружение, изменения могут кардинально сменить интересы субъекта, точно так же, как интересы влияют на жизнь человека. Достижение успеха в той или иной сфере, желание быть интересным стоит того, чтобы преодолевать все препятствия. Конечный результат всегда приносит положительные эмоции, самоутверждение, благоговение и желание идти дальше. Благодаря таким переживаниям жизнь становится значительно качественнее и ярче.

В границах национального государства субъектами политики выступают личности, социальные группы (классы, слои), партии, движения, преследующие индивидуальные и групповые интересы. Однако сами независимые государства не развиваются в вакууме, они взаимодействуют друг с другом и выступают субъектами политики более высокого уровня - международной.

Цели международной политики определяются специфическим контекстом конкретной исторической ситуации, в которой оказывается мировое сообщество, и характером отношений, существующих между государствами. В той мере, в какой внешние факторы влияют на условия жизни конкретного государства, они определяют и содержание международной политики.

Национальный интерес - это осознанная потребность нации в самосохранении, развитии и обеспечении безопасности, совокупность сбалансированных интересов личности, общества и всего государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах жизнедеятельности общества. Национальный интерес можно определить также как осознание и отражение в деятельности лидеров государства его потребностей. Это относится и к многонациональным, и к этнически однородным государствам. Фактически под национальным интересом подразумевается национально-государственный интерес.

Традиционно понимаемый коренной национально-государственный интерес включает три основных элемента:

  • - военная безопасность;
  • - экономическое процветание и развитие;
  • - государственный суверенитет как основа контроля над определенной территорией и населением или сохранение нации в качестве свободного и независимого государства.

Иногда добавляют и следующие элементы:

  • - рост национального благосостояния;
  • - защиту экономических и политических позиций государства на международной арене;
  • - расширение его влияния в мировой политике.

Однако в наши дни как эти элементы, так и содержание национального интереса в целом претерпевают существенные изменения под давлением новых фактов и обстоятельств.

Сейчас государства и регионы становятся все более проницаемыми для пересекающих их границы растущих потоков идей, капиталов, товаров, технологий и людей. Традиционные двух- и многосторонние связи между государствами дополняются новыми, действующими в самых разных областях, таких, как транспорт, экономика и финансы, информация и культура, наука и образование и т.д.

В этих условиях национальный интерес не может быть обеспечен без создания таких условий существования государства, как внутренняя стабильность, экономическое благополучие, моральный тонус общества, безопасность (в широком смысле слова), благоприятное внешнеполитическое окружение, престиж и авторитет на мировой арене. Следует иметь в виду, что обеспечение национального интереса достигается лишь при сбалансированности указанных условий, представляющих собою открытую систему взаимозависимых и взаимодополняющих элементов. Полное обеспечение каждого из них возможно лишь в идеале. В реальной же практике типичны случаи недостаточного развития того или другого из указанных элементов или условий, что компенсируется более интенсивным развитием других. В обеспечении подобного баланса и состоит существо и искусство международной политики.

Различается постоянное (фиксированное) и переменное содержание национального интереса. Неизменная часть включает задачу обеспечения внешней безопасности государства. Переменное же содержание рассматривается через призму национальных традиций, личностных качеств политических руководителей, тенденций в экономической, социальной сферах общественной жизни и т.д. Реальные материальные и политические потребности в развитии государства могут меняться, а вместе с ними меняются соответственно интересы, цели, средства и внешнеполитическая деятельность. Смена потребностей и интересов государства ведет к смене и идеологических ценностей.

По отношению к окружающему внешнему миру национальные интересы выражаются в совокупности внешнеполитических интересов государства, которые различаются по своей важности для его жизнедеятельности Выделяют два уровня национальных интересов государства: уровень главных внешнеполитических интересов и уровень специфических интересов. Первый связан с обеспечением его безопасности и целостности как социально-экономической, политической, национально-исторической и культурной общности, с защитой экономической и политической независимости государства. Главные интересы государство обеспечивает всеми военными, экономическими, дипломатическими и идеологическими средствами.

Второй уровень охватывает отдельные, относительно частные, хотя и важные сами по себе интересы государства в сфере международных отношений.

Национальные интересы в основе своей объективны, потому как они отражают стремления граждан государства к обеспечению стабильного и устойчивого развития общества, его институтов, повышению уровня жизни населения; минимизации угроз личной и общественной безопасности граждан, системе ценностей и институтов, на которых зиждется существование общества.

Данные стремления граждан воплощаются в концепцию (доктрину) национального интереса, конкретное содержание которой также определяется преимущественно объективными параметрами, такими, как:

  • - геополитическое положение государства на мировой арене, наличие у него союзников или противников, представляющих непосредственную угрозу для национально-государственных интересов страны;
  • - положение в системе международных экономических отношений, степень зависимости от внешних рынков, источников сырья, энергии и т.д.;
  • - общее состояние системы международных отношений, преобладание в ней элементов соперничества или партнерства, силы или права.

Концепция «национального интереса» была разработана Г. Моргентау. Он определил понятие «интерес» в категориях власти. Понятие национального интереса состоит из трех элементов: 1) природы интереса, который должен быть защищен; 2) политического окружения, в котором действует интерес; 3) национальной необходимости, ограничивающей выбор целей и средств для всех субъектов международной политики.

Г. Моргентау включал в понятие «национальный интерес» следующее:

  • 1. Национальный интерес - объективная данность. Он основан, во-первых, на своеобразии геополитического положения государства и связанных с ним особенностях геоэкономического и социокультурного развития; во-вторых, опосредуется особенностями человеческой природы.
  • 2. Государственные деятели обязаны исходить из того, что хорошая политика - это рациональная политика, опирающаяся на правильно понятый национальный интерес. База такой политики - чётко выстроенный имидж государства, через который происходит восприятие национального интереса.
  • 3. Национальный интерес кардинально отличается от общественного интереса. Национальные интересы обеспечиваются внешней политикой, а общественные - внутренней. Они не должны ни противопоставляться, ни сливаться.

Внешняя политика независимого государства, по мнению Г. Моргентау, должна опираться на некую физическую, политическую и культурную «реальность», способную осознать природу и сущность собственного национального интереса. Такой «реальностью» выступает нация. Все нации мира на международной арене стремятся к удовлетворению своей первоочередной потребности, а именно потребности физического выживания. В разделенном на блоки, союзы мире, где не прекращается борьба за власть и ресурсы, все нации стремятся к защите своей физической, политической и культурной самобытности (идентичности) перед лицом вторжения извне.

Вероятно, данная позиция Г. Моргентау была актуальна для времен «холодной войны», когда мировое сообщество было разделено на два противостоящих друг другу лагеря: социалистический и капиталистический. В современном мире, когда страны в силу различных причин взаимозависимы и взаимосвязаны друг с другом, их выживание и развитие может быть обеспечено только на пути их сотрудничества и взаимодействия. В этих условиях любое государство, осуществляя собственный национальный интерес, должно уважать и учитывать интересы других государств.

Сочетая собственные интересы и потребности других государств, нация может обеспечить свою безопасность. Национальная безопасность означает состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, способность государства сохранять свой суверенитет и территориальную целостность, выступать субъектом международного права.

Понятие «безопасность» для личности, общества и государства не во всем совпадает. Безопасность личности означает реализацию его неотъемлемых прав и свобод. Для общества безопасность состоит в сохранении и умножении его материальных и духовных ценностей. Национальная безопасность государства предполагает внутреннюю стабильность, надежную обороноспособность, суверенитет, независимость, территориальную целостность.

В наши дни, когда сохраняется опасность ядерной войны, национальная безопасность является неотъемлемой частью всеобщей безопасности. До недавнего времени всеобщая безопасность основывалась на принципах «сдерживания путем устрашения», конфронтации и противостояния ядерных держав (СССР, США, Франции, Великобритании, Китая). Но подлинно всеобщую безопасность невозможно обеспечить за счет ущемления интересов каких-либо государств, ее можно достичь лишь на принципах партнерства и сотрудничества. Поворотным пунктом в формировании новой системы всеобщей безопасности стало признание мировым сообществом невозможности победы и выживания в мировой ядерной войне.

Невозможно обеспечение национальной безопасности без выявления, осознания, провозглашения государством жизненно важных национальных интересов. В ином случае основы национальной безопасности могут беспрепятственно разрушаться кем угодно - как это происходило в СССР в пору вовремя перестройки, а затем в независимой России. Невыявленные, неосознанные и непровозглашённые национальные интересы - никак не защищены, т.е. являются областями уязвимости, ахиллесовыми пятами, а потому - основными направлениями новой войны.

В жизнеспособном и эффективном государстве приоритетность национальных интересов определяется их жизненной важностью. Государство защищает национальные интересы всеми доступными средствами. Следует учитывать и то, что национальными интересами могут провозглашаться интересы, не являющиеся жизненно важными и даже чуждые нации; могут подменяться приоритеты национальных интересов; могут неадекватно формулироваться и решаться соответствующие проблемы. В этом случае страна будет самоуничтожаться своими собственными силами и средствами.