После вступления Казахстана в ВТО Беларусь осталась единственной в ЕАЭС страной, не являющейся членом этой организации. Данная ситуация заставляет ее выполнять практически все требования ВТО, не получая при этом преференциальных преимуществ в мировой торговле. Евросоюз заявил о готовности помогать республике в переговорах с ВТО. Однако Беларусь задумывается о связанных со вступлением рисках для своей экономики и старается выторговать для себя более выгодные условия членства.

Без альтернативы ВТО

В конце 2015 г. Беларусь активизировала процесс переговоров по вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО). В сентябре текущего года продолжен второй раунд переговоров с Организацией. Данное решение было обусловлено устоявшимся мнением о благоприятном влиянии членства в ВТО на экономику страны. Катализатором же форсирования переговорного процесса стало вступление Казахстана в ВТО.

В результате Беларусь в рамках ВТО была поставлена в невыгодные условия внешнеторговой деятельности. На данный момент Беларусь осталась единственной страной Евразийского экономического союза (ЕАЭС), лишенной преференциальных преимуществ в мировой торговле, связанных с членством в ВТО.

Парадоксальность ситуации для участников внешней торговли Беларуси заключается в том, что как единственный член ЕАЭС, не являющийся членом ВТО, она вынуждена выполнять практически все требования международной торговой организации. Причем на условиях членства в ВТО стран-партнеров по евразийскому интеграционному блоку.

Данная ситуация не оставляет властям Беларуси альтернативы. Им приходится активизировать переговорный процесс с ВТО, чтобы иметь возможность на равных условиях конкурировать как внутри ЕАЭС, так и за его пределами.

Геополитическое «окно возможностей»

Однако желание ускорить вступление в ВТО для Беларуси не ограничивается экономическими мотивами и желанием создать равные конкурентные условия свободной торговли. Существует и ряд геоэкономических и геополитических факторов, способствующих развитию активности в переговорном процессе.

В 2014-2015 гг. произошел существенный спад экспортной составляющей белорусской экономики. Роль сыграло общее замедление экономического развития евразийского региона в предыдущие годы (рост возобновился только в 2017 г.). Также влияние оказали конъюнктурные факторы обострения конкуренции на внутреннем рынке ЕАЭС (волатильность валютных курсов основных игроков – России и Казахстана), политика импортозамещения России и др.

Напряженная геополитическая ситуация вокруг России расширила диапазон возможностей для Беларуси, сделала ее более заметной фигурой для основных международных акторов. Так, на фоне посреднической миссии в урегулировании украинского конфликта Беларусь не только существенно улучшила свой политический имидж, но и стала желанным партнером для стран ЕС. Последние декларируют готовность помогать республике в переговорах с ВТО, МВФ, Международным банком реконструкции и развития.

В результате конъюнктурное «окно возможностей» приобщения к мировой экономике в виде членства в ее глобальных структурах (в частности в ВТО) стало рассматриваться руководством Беларуси как инструмент получения доступа к мировым финансам. Дефицит последних мешает преодолеть негативные тренды белорусской экономики.

Но при этом, в отличие от правительств ряда других стран ЕАЭС, руководство Беларуси наиболее адекватно оценивает риски для своей экономики, связанные с открытием национального рынка. Поэтому для Беларуси сегодня актуален не вопрос вступления в ВТО, а вопрос условий участия в этой организации.

Торг с ВТО

Именно торг по наиболее приемлемым для белорусской экономики условиям является главной и трудно решаемой задачей. В этом вопросе у правительства Беларуси есть определенный люфт. Условия членства республики в ВТО явно не будут лучше российских (т.к. весовая категория в табеле о рангах в мировой экономике более проигрышная). Но и не хуже, чем условия членства Казахстана. Астана пошла на больший уровень либерализации, чем Россия, что создало проблемы в таможенно-тарифном регулировании в ЕАЭС.

Вступление в ВТО наиболее проблематично для Беларуси, так как структура ее экономики, основанная на экспорте продукции с высокой долей переработки промышленной продукции, и специфика действующей экономической модели требуют высокого уровня протекционистской защиты.

Отсюда и двойственность позиции руководства Беларуси. С одной стороны – необходимость ускорения процесса вступления в ВТО. С другой стороны – необходимость выторговать более благоприятные условия членства в организации с учетом особенностей белорусской экономики.

Ожидаемые эффекты вступления Беларуси в ВТО

К числу эффектов, ожидаемых после вступления Беларуси в ВТО, традиционно относятся:

1. Либерализация национального законодательства в соответствии с требованиями ВТО.

Это позволит республике решить проблему улучшения качества предпринимательской среды и будет способствовать развитию деловой активности и конкурентных отношений. При этом необходимо учитывать, что достижение данной цели потребует коренного пересмотра национальной системы государственного регулирования. Речь идет об условиях кредитования, налогообложения, полном отказе от мер дотационной и социально ориентированной политики государственной поддержки, валютной и денежно-кредитной политики и т.п.

Без указанных радикальных реформ сложно представить успешное функционирование эффективных конкурентных отношений. Более того, должен быть обеспечен относительно длительный переход к либерализации. В противном случае открытость рынка в соответствии с требованиями ВТО может привести к ужесточению конкуренции между национальными и иностранными производителями не в пользу первых.

Логично предположить, что либерализация экономических отношений в республике будет способствовать развитию малого и среднего бизнеса в сфере локального производства и сервиса услуг. С этой точки зрения наиболее уязвимыми могут стать предприятия машиностроения, производители бытовой техники, продукции повседневного спроса и сельскохозяйственной продукции.

2. Надежды на повышение инвестиционной привлекательности также увязываются с перспективами функционирования по правилам ВТО.

Безусловно, членство в данной организации может способствовать улучшению инвестиционного климата (с учетом изменения законодательства). Однако данные перспективы в большей степени основаны на ожиданиях улучшения имиджевых параметров страны.

Оценивая перспективы достижения роста инвестиционной привлекательности, необходимо понимать следующее.

С учетом структуры белорусской экономики высокотехнологические производства в области машиностроения, электроники, нефтехимии менее всего будут интересны европейским инвесторам. Их в большей степени будут интересовать сырьевые ресурсы, развитие информационных технологий, сектор финансовых услуг и сервиса.

То есть базовые отрасли, образующие основу промышленного сектора Беларуси, смогут рассчитывать на инвестиционные вливания при условии кардинальной смены системы управления и существенного сокращения издержек труда.

3. Уровень тарифного регулирования в странах ВТО и ЕС ниже уровня средневзвешенного тарифа ЕАЭС (4,2% против 5,2%).

Разница не существенна, но в случае принятия заниженных ставок тарифа в Беларуси должны быть готовы к наплыву более конкурентоспособного импорта, что при условии невозможности применения нетарифных ограничений (в соответствии с условиями свободной торговли) и недостаточно высокого уровня платежеспособности населения чревато сокращением рыночной ниши национальных производителей.

4. Наиболее уязвимой зоной белорусской экономики в условиях открытого рынка является сельское хозяйство и машиностроение.

Ведь одним из основных требований при вступлении в ВТО является ограничение уровня субсидий в пределах «зеленой зоны» в данный сектор экономики. Это существенно затруднит решение проблем модернизации и развития качества продукции указанных отраслей.

5. Членство в ВТО на условиях полной либерализации экономики создаст условия наиболее полного удовлетворения потребностей населения за счет расширения импортного ассортимента.

Но при этом оно скажется уровне платежеспособности при сокращении рынка сбыта национальных производителей. Немаловажным фактором, способным негативно повлиять на социальную сферу, является требование ВТО о выравнивании внутренних цен на энергоносители с общемировыми.

Таким образом, учитывая экспортоориентированную структуру белорусской экономики (более 50%), исполнение полного пакета требований по либерализации экономики при вступлении в ВТО может в целом негативно сказаться на конкурентоспособности экономики.

Поэтому формирование положительных эффектов от ожидаемого членства Беларуси в ВТО полностью зависит от условий вступления в организацию, которые республика сможет обеспечить себе в переговорном процессе, длительности переходного периода и от инструментов смягчения отрицательных эффектов за счет реформ системы государственного регулирования и развития ее конкурентных преимуществ.

Аза Мигранян, д.э.н., заведующая отделом экономики Института стран СНГ, в.н.с Института экономики РАН

>>>

НАУЧНЫЙ АСПЕКТ № 1 – 2013 – Самара: Изд-во ООО «Аспект», 2012. – 228с. Подписано к печати 10.04.2013. Бумага ксероксная. Печать оперативная. Формат 120х168 1/8. Объем 22,5п.л.

НАУЧНЫЙ АСПЕКТ № 4 – 2012 – Самара: Изд-во ООО «Аспект»,2012. – Т.1-2. – 304 с. Подписано к печати 10.01.2013. Бумага ксероксная. Печать оперативная. Формат 120х168 1/8. Объем 38п.л.

>>>

Российская экономика после вступления в ВТО

Зайнагутдинова Анелия Игоревна - аспирантка кафедры Внешнеэкономической деятельности Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. (РЭУ, г.Москва)

Аннотация: Статья определяет состояние российской экономики за последний год, рассматривает некоторые фактические последствия вступления России в ВТО. Особое внимание уделено положению страны в членстве ВТО.

Ключевые слова: Российская экономика, ВТО, последствия вступления, конкурентная позиция.

22 августа 2012 года Россия официально стала полноправным членом ВТО. Надолго затянувшиеся переговоры о вступлении в ВТО и непредсказуемость действий стран-членов изменили все представления о будущем России в многосторонней торговой системе. Тем не менее, худшие опасения не оправдались, так же как и не исполнились благополучные прогнозы.

Во-первых, вступление России в ВТО затянулось на 19 лет, в течение которых был приостановлен Дохийский раунд переговоров, в рамках которого обсуждался вопрос о выравнивание условий по субсидиям для аграриев между развитыми и развивающимися странами. В результате возможности, касающиеся раунда тысячелетия, оказались не реализованными.

Во-вторых, сельское хозяйство оказалось в тяжелом положении, а в особенности – рисоводство и свиноводство.

После вступления в ВТО, Россия снизила ставки на импорт свинины с 15 процентов до 0 внутри квоты, также в несколько раз уменьшились ставки на ввоз живых свиней. В результате импорт дешевой свинины из Европы резко вырос, снизив цены на эту продукцию в России на 30%.

В области рисоводства аналогичная ситуация. Импорт этой культуры возрос, после сокращения ставки на ее ввоз в Россию.

В-третьих, серьезные трудности испытывает сельскохозяйственное машиностроение. После запрета импортозамещающих субсидий фермеры вынуждены переходить на импортные машины. Они дешевле, а в ряде случаев и качественнее.

Тем не менее, российские потребители уже смогли ощутить первые выгоды от вступления в ВТО. Падение пошлин привело к снижению цен и росту потребления. Также в связи со снижением стоимости оборудования некоторые производители смогли снизить себестоимость продукции.

Помимо этого, экономисты прогнозировали увеличение выпуска цветных металлов почти на 15%, а также рост черной металлургии и химической промышленности, однако пока российская металлургия пребывает в тяжелом состоянии.

Вопреки прогнозам, не понес существенных убытков автомобильный сектор. Но учитывая, что Евросоюз официально предъявил России претензию по поводу введенного в стране в 2013 году налога на утилизацию автомобилей, который дает российским производителям конкурентное преимущество и потому противоречит правилам ВТО, ситуация может измениться.

Сумма налога варьируется от 420 до 2700 евро для новых автомобилей, для машин старше трех лет налог составляет уже от 2600 до 17200 евро. В том числе, для тяжелого транспорта налог, в некоторых случаях, может доходить почти до 150 тысяч евро, что делает ввоз такой техники в Россию практически невозможным. В случае признания такого налога невозможным, в отношении России могут ввести торговые санкции.

Международный опыт показывает, что вступление в торговую организацию может принести существенные плюсы, если власти страны займутся улучшением инвестиционного климата. Внедрение в глобальную конкуренцию – необходимый для российской экономики процесс на данном этапе вхождения в многостороннюю торговую систему. В первую очередь этот процесс должен начаться с изменения подхода к промышленной, налоговой политике, а также к антимонопольному законодательству.

Пока Россия не занимает должного места в Женеве, где находится штаб-квартира ВТО. В особенности на данном этапе поможет объединение усилий с другими странами в борьбе с незаконными преференциями. Российский рынок составляет три процента от мирового, однако, интеграция в мировую торговлю расширяет возможности увеличения данного показателя.

Подводя итоги, политические представители придерживаются разных мнений о последствиях вступления в ВТО. Объясняется все это тем, что часть из них склонны к протекционизму российской экономики и торговли, остальные к прогрессивному революционизму. Последнее предусматривает беспрекословное подчинение правилам ВТО и низкую защиту внутреннего производителя. Учитывая главную цель ВТО: либерализация международной торговли, Россия, как и другие страны-члены, вынуждена следовать обычаям и принципам организации, действующей во благо международной торговле.

Список литературы:

1. Елена Кукол, «Вступление России в ВТО не оправдало ожиданий», 21.06.13//Российская газета [Электронный ресурс] http://www.rg.ru/2013/06/21/vto-site.html (дата обращения:12.09.13)
2. Ольга Ившина, «Год в ВТО: первые выводы для России», 22.08.13// Русская служба ВВС [Электронный ресурс] http://www.bbc.co.uk/russian/business/2013/08/130822_russia_wto_year_later.shtml (дата обращения:12.09.13)

В средине августа этого года панель арбитров ВТО признала, что пошлины, установленные Россией на импорт бумаги, пальмового масла и холодильников, не соответствуют правилам ВТО. Несколькими днями позже этот же третейский орган поддержал иск Евросоюза против нашей страны, оспаривающего ввоз в Россию продукции свиноводства из ЕС. Таким образом, первые разбирательства в рамках ВТО закончились проигрышем для России. Что же получила наша страна за четыре года пребывания в ВТО, и каковы перспективы дальнейшего пребывания России в этой организации?

Как Россия оказалась в ВТО?

Всемирная торговая организация (ВТО) контролирует 95% мировой торговли. ВТО была создана в 1994 году на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году. На сегодняшний день в организации состоят 164 государства, последним членом, вступившим в ВТО в июле этого года, является Афганистан. Наша страна выразила желание присоединиться к торговой организации с самого начала ее образования, однако членом ВТО Россия смогла стать лишь в 2012 году. Переговоры о вступлении были не только долгими, но и весьма непрозрачными, к тому же проходили в закрытом режиме - такую политику избрало наше Минэкономразвития. Специалисты говорят, что сильным лоббистом вступления нашей страны в ВТО выступили металлургические компании, экономический блок правительства также прилагал к этому процессу массу усилий. Все это действо сопровождалось бурной полемикой среди экспертов. Необходимость вступления в организацию чиновники объясняли тем, что мера эта позволит упростить международные торговые отношения, не нужно будет с каждой страной в отдельности вести длительные двусторонние переговоры. Как показала практика, урегулирование споров в рамках ВТО может занимать месяцы и годы. Обещалось также, что ВТО будет содействовать экономическому росту стран-участниц организации. Предполагался рост инвестиций, улучшение качества и конкурентоспособности российских товаров и услуг вследствие роста импорта, увеличение конкуренции на финансовом рынке и, как следствие, снижение процентных ставок по кредитам для населения и бизнеса.

А еще - создание благоприятных условий для доступа наших товаров на зарубежные рынки, модернизация отечественной экономики, снижение стоимости импортных товаров, улучшение имиджа страны на международной арене.

То есть, много хороших и полезных вещей, не очень конкретных, зато сильно напоминающих типичный пакет предвыборных обещай.

Противники вступления в ВТО обращали внимание на тот факт, что цель и смысл этой организации в облегчении доступа государствам с сильной экономикой или же транснациональным корпорациям на рынки развивающихся стран, в снижении возможностей этих стран к защите собственных производителей.

Решение о вступлении в ВТО было принято правительством без широкого обсуждения с общественностью, без детальных консультаций с производителями, премьер Медведев внес 4 июня 2012 года в Госдуму протокол присоединения к ВТО, сообщая, что «соответствующий протокол должен быть ратифицирован до 23 июня». То есть, депутаты за две недели должны были изучить документ объемом более тысячи страниц, содержащий десятки тысяч требований, при этом протокол этот перевода на русский язык не имел. Депутаты «пожелание» премьера удовлетворили с легкостью.

На каких условиях Россия вступила в ВТО?

Единых правил при вступлении в ВТО не существует, каждая страна в процессе переговоров о членстве в этой организации самостоятельно выторговывает себе определенные условия и преференции. Оценить успешность присоединения к ВТО можно лишь в сравнении с другими странами. По сообщению экспертов Forbes , в ходе переговоров о вступлении в торговую организацию Россия делала все больше уступок в пользу иностранцев по отдельным секторам услуг. Если сравнивать с другими странами БРИКС, то Индия и Бразилия взяли на себя гораздо меньше обязательств по доступу на свой рынок иностранцев, нежели Россия. Китай принял на себя обязательства по некоторым секторам услуг, сопоставимые с российскими, но при этом выторговал для себя целый ряд оговорок.

Есть и еще одна немаловажная особенность вступления России в ВТО. Когда Китай готовился стать членом торговой организации, то начал с того, что подготовил тысячи маркетологов, юристов и других специалистов, «заточенных» на работу в ВТО. Российские чиновники подобной рутиной решили себя не отягощать - после восемнадцати лет переговоров, к моменту подписания соглашения о вступлении в ВТО у нас подобных специалистов не было. Нет их и поныне - в спорах с другими членами организации Россия вынуждена пользоваться услугами иностранных юридических компаний. Насколько российские чиновники основательно готовились ко вступлению в ВТО, можно судить по такому факту : в представительстве России в Женеве при ВТО кабинеты больше года стояли пустыми - некем было это представительство укомплектовать.

Что принесло России членство в ВТО?

Оценить влияние ВТО на экономику России довольно трудно - вычленить отдельно влияние санкций от влияния норм ВТО на те или иные сектора экономики не всегда возможно. Металлурги, например, сообщают о финансовых успехах по итогам прошлого года, что на фоне падающей экономики выглядит совсем неплохо. Но что больше способствовало этому успеху - расширение рынков сбыта, благодаря членству в ВТО, или же девальвация рубля, -сказать сложно. Зато о сельском хозяйстве глава Минсельхоза Ткачев высказался вполне определенно: «Ничего не дало, никаких преимуществ, только одни проигрыши». Рост сельского хозяйства, который наблюдается сейчас, достигнут, по заявлению министра, исключительно благодаря санкциям, то есть, вопреки требованиям ВТО.

С такой же определенностью можно сказать, что совершенно никакой пользы не получило государство, когда в прошлом году в рамках требований ВТО были снижены вывозные пошлины на рыбу, древесину, драгметаллы и многое другое. Удешевлению морепродуктов на внутреннем рынке такая мера не способствует. И это в то время, когда россияне потребляют рыбы меньше рекомендованных врачами норм.

Согласно постановлению , подписанному премьером Медведевым, в разы были снижены ставки вывозных пошлин на золото и платину, полностью обнулились на необработанные алмазы и ряд других товаров. Защита государственных интересов в этих действиях угадывается с трудом.

Чего можно ожидать в дальнейшем от пребывания России в ВТО?

На сегодняшний день Россия является участником целого ряда споров в рамках ВТО. По четырем спорам Россия является истцом: два спора с Евросоюзом по методике расчета «энергокорректировок», спор по «третьему энергопакету ЕС» и спор по антидемпинговым мерам, которые применяет Украина к поставкам российских минудобрений.

Ответчиком Россия является по целому ряду споров со стороны Евросоюза и Японии - по утилизационному сбору на автомобили, по антидемпинговым пошлинам на легкие коммерческие автомобили. Два спора с Евросоюзом на сегодняшний день наша страна проиграла: первый по поводу тарифов на бумагу, пальмовое масло и холодильники, а второй - на запрет поставок продукции свиноводства из ЕС. По первому спору Россия часть пошлин снизила, а по второму, как сообщил представитель Минэкономразвития, «российская сторона не согласна с последними выводами, поскольку они не обоснованы и не справедливы. Целесообразность обращения в Апелляционный орган ВТО весьма высока».

Насколько «высока», чиновник не уточнил.

Такая неопределенность в планах министерства вполне объяснима - каждое такое «разбирательство» предполагает найм иностранных консультантов для ведения дела, ценники на эти услуги начинаются с 400 тыс. долларов, а в среднем составляют от полутора до двух миллионов долларов. И хотя эти деньги в рамках разбираемых дел не столь уж велики, но в бюджете соответствующая статья расходов попросту отсутствует . Кстати, выигранный в рамках ВТО спор еще не означает принятие соответствующих мер проигравшей стороной. Например, эксперты ВШЭ сообщают о том, что есть прецеденты, когда США, проиграв спор в рамках ВТО, решение суда попросту игнорируют.

При этом новые судебные разбирательства, по мнению экспертов, в рамках торговой организации у России еще предстоят. По сообщению издания Life, подписанное на прошлой неделе премьером Медведевым постановление, ограничивающее госзакупки иностранных продуктов питания, может быть в скором времени отменено. Также с большой вероятностью придется отменять и запреты на госзакупки иностранного ПО. Дело в том, что в рамках ВТО Россия обязана вскоре присоединиться к Соглашению по госзакупкам. В этом Соглашении указывается, что государство не может при госзакупках как-либо дискриминировать иностранных поставщиков.

Когда было подписан протокол о присоединении России в ВТО, премьер Медведев сообщил , что в ближайшей перспективе «очевидно, что будут минусы в каких-то сферах, но в глобальном плане через определенное количество лет мы, безусловно, выиграем, потому что мы приведем свои институты в соответствие с тем, как работают аналогичные институты в других странах».

Пока что заметны лишь «минусы в каких-то сферах», а «приведение своих институтов в соответствие» явно не сулит благополучия в будущем. Правда, премьер обещал, что первую пользу от вступления в ВТО страна сможет ощутить через пять-десять лет. Это все же немного лучше, чем «в отдаленном светлом будущем».

Кстати, по поводу возможности выхода из ВТО эксперты чаще всего изъясняются в вероятностных терминах, вроде «может быть», «скорее всего». Давать четкие и точные оценки специалисты не берутся. Известный политолог Анатолий Вассерман , что «если мы сейчас выйдем из ВТО, то поскольку его правила предусматривают неограниченный доступ к недрам, мы должны будем выплатить другим странам стоимость всех наших полезных ископаемых. Это очевидным образом нереально. То есть правила ВТО изначально составлены как ловушка - войти туда можно, выйти - нет».

Министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина и генеральный директор ВТО Паскаль Лами

Россия официально присоединилась к участникам Всемирной торговой организации три года назад.

Тогда аналитики говорили о ряде возможных плюсов и минусов для страны. Теперь эксперты готовы подвести итоги, они рассказали, чем обернулось для России вступление в ВТО и в частности, что получил от этого экспорт.

Всемирная торговая организация (ВТО) была сформирована в 1994 году, она стала преемником Генерального соглашения по тарифам и торговле. ВТО контролирует более 95% мировой торговли, главные цели организации - упрощение международных торговых отношений и содействие экономическому росту стран-участниц.

Когда Россия вступала в ВТО, одной из основных целей было, в том числе, получение новых возможностей для дальнейшего развития экспорта.

Также ожидались более благоприятные условия для поставок отечественных товаров на зарубежные рынки, привлечение инвестиций для развития собственного производства, улучшение качества и конкурентоспособности российских товаров и услуг в результате роста импорта, доступ российских инвесторов к международным проектам, улучшение имиджа страны на международной арене.

Ожидалось также увеличение конкуренции в финансовой сфере, предполагалось, что результатом может стать снижение кредитных ставок для населения, а также предприятий малого и среднего бизнеса. Однако текущий кризис в России не дал этим планам осуществиться: в декабре прошлого года была резко повышена ключевая ставка Центробанка, а значит, выросла стоимость денег в экономике, и кредиты подорожали. С тех пор идет плавное снижение ключевой ставки, но к докризисным значениям она пока не вернулась.


Председатель Центробанка России Эльвира Набиуллина

Также отмечена общая и довольно логичная для всех стран-участниц ВТО тенденция. Им удается повысить объемы экспорта в тех отраслях, где производство ведется эффективнее, чем у конкурентов за рубежом. А в тех отраслях, которые нуждаются в значительной поддержке, напротив, происходит рост импорта. По данным Центра международной торговли Москвы, после присоединения России к ВТО на 16% увеличился экспорт по группе «машины и оборудование», экспорт одежды и обуви вырос на 26%, продовольствия - на 5%.

По данным Федеральной таможенной службы, за первое полугодие 2015 г. физический объем экспорта металлов и изделий из них вырос на 8,1%. Доля экспорта машин и оборудования в общей структуре составила 5,1%, стоимостной объем экспорта в этой категории вырос на 23%.

Среди возможных минусов от присоединения России к ВТО аналитики обращали внимание на то, что российские предприятия могут не выдержать конкуренции с иностранными производителями, а снижение импортных пошлин могло привести к тому, что некоторые товары стало бы просто невыгодно производить внутри страны.

Отмечалось, что наибольший риск существует для аграрного сектора экономики. Также вызывало опасение состояние отечественного автопрома, и действительно некоторые предприятия были вынуждены закрыться. Однако, как показывают последние данные, успешные производства, сумевшие справиться с этим вызовом, только улучшили свои показатели.

За последний год российские производители в сфере сельского хозяйства экспортировали товаров на $20 млрд, рост составил 15%.

Также усилила свои позиции Lada - прирост поставок в 2015 году составил от 20% в Казахстан и до 4,5 раз в Германию.

Экспорт российской сельскохозяйственной техники в Германию, Францию, Болгарию, Турцию, Канаду и Азербайджан вырос в три раза, в Казахстан, Монголию и Таджикистан - в два раза, в Кыргызстан и Венгрию - на 30%.

Россия является лидером по поставкам танков с большим отрывом от преследователей - США и Германии. На Россию приходится около трети стоимостного объема поставок танков.

Экспорт свинины за год вырос в семь раз. Здесь повод для гордости именно динамика, номинальные объемы все еще небольшие - 15 тыс. тонн. Для сравнения экспорт птицы за последний год составил 70 тыс. тонн, рост показателя - 12%.

За прошедший сельскохозяйственный год - с июля 2014 по июнь 2015 годов - Россия экспортировала 680 тыс. тонн отрубей, это на 80% больше, чем год назад. Причем почти 90% отрубей было отправлено в Турцию. Несмотря на то, что в Турции хорошо развито собственное производство, отрубей не хватает для производства комбикормов.

Объем госгарантий в рамках поддержки промышленного экспорта в России вырос в пять раз за последние два года, а объем кредитов - в 30 раз. Около 350 млрд рублей было направлено на поддержку российского экспорта, в ближайшее время может быть выдано еще около 550 млрд рублей кредитов. Прежде всего, поддержкой пользуется продукция энергетического, транспортного машиностроения, сельхозтехника, авиация и автопром.


АвтоВАЗ намерен начать экспорт новых моделей Lada в начале 2016 года

Аналитики опасались и того, что вступление в ВТО осложнит исполнение мечты об избавлении от сырьевой зависимости по разным причинам - в том числе, из-за тезиса о конкуренции, о котором писалось выше. Но курс на то, чтобы сделать экспорт более разнообразным, пока соблюдается.

Противники ВТО указывают на сокращение экспорта из России после ее присоединения к этой организации.

Однако вызвано это, главным образом, падением цен на нефть, отмечает старший научный сотрудник Центра экономических исследований Российского института стратегических исследований (РИСИ) Николай Трошин. Он указывает, что в первом полугодии 2015 г. стоимость экспорта сырой нефти составила всего 59,3% от его стоимости за аналогичный период 2014 года. Вместе с тем по другим позициям сокращение было не столь существенно, а стоимость экспорта цветных металлов и калийных удобрений даже увеличилась (на 8,7% и 54,7% соответственно).

Обращает на себя внимание и статистика ограничительных мер. На начало ноября 2012 года (то есть вскоре после присоединения России к ВТО) всего 18 стран применяли защитные меры в отношении российских товаров. Всего действовало 73 меры, а также проводилось 5 расследований.

К 1 августа 2015 г. число стран, использующих ограничительные меры в отношении российских товаров, увеличилось до 27, а число принятых мер – до 112. До 22 возросло и количество проводимых расследований. При этом число антидемпинговых мер осталось неизменным (39), а выросло количество мер нетарифного характера (с 31 до 54) и специальных защитных пошлин (с 3 до 20). По мнению эксперта, эта статистика может служить косвенным подтверждением успехов российских экспортеров.

«Применение специальных защитных мер по правилам ВТО возможно в случае резкого увеличения поставок какого-либо товара из-за рубежа, которое может нанести ущерб местным производителям», - отмечает Николай Трошин.

Директор департамента содействия инвестициям и инновациям Торгово-промышленной палаты России Алексей Вялкин считает позитивным результатом то, что не произошло наплыва дешевых импортных товаров. «Значительную роль в этом сыграла «санкционная война».

Вместе с тем он отмечает, что заметно усилилась тенденция расслоения экономики на высокодоходные и малорентабельные сектора. «С одной стороны, это способствует нарастанию столь необходимой для развития экономики конкуренции, с другой - побуждает к поиску мер поддержки стратегически важных отраслей», - считает Алексей Вялкин.

По мнению эксперта, не оправдываются надежды российских экспортеров на облегчение доступа на международные рынки: к уже существовавшим до «санкционной войны» ограничениям против российских компаний, добавились новые.

«Фактически перекрыт доступ к передовым технологиям, катастрофически упали объемы прямых иностранных инвестиций, чрезвычайно затруднен доступ к дешевым финансовым ресурсам – а ведь это были главные цели нашего вступления в ВТО. Да и для простого российского потребителя членство в ВТО малозаметно: ожидаемого снижения розничных цен на импортные товары так и не произошло», - отмечает эксперт.

«Тем не менее, при всех сложностях нынешнего взаимодействия со странами ЕС и США, Россия старается четко следовать своим обязательствам. Однако, парадокс в том, что применяемые сегодня в отношении России ограничительные меры находятся в прямом противоречии с принципами ВТО, что позволяет говорить о том, что возможности членства в этой организации в ближайшей перспективе вряд ли обеспечат нам ожидаемые экономические преференции» , - подводит итог член ТПП Алексей Вялкин.

Эксперт РИСИ Николай Трошин настроен более оптимистично. «ВТО это не волшебная палочка, открывающая зарубежные рынки для российского экспорта. Скорее это набор норм и требований, которым нам еще предстоит научиться пользоваться. Необходимо шире использовать предусмотренные правилами ВТО меры как для защиты отечественного производителя, так и для поощрения экспорта», - подытожил аналитик.