Современный мир предоставляет детям и родителям множество вариантов для развлечения и обучения, но часто в гонке за новинками взрослые допускают ошибку, не уделяя достаточно внимания физическому развитию подрастающего поколения.

Гаджеты, компьютеры, разнообразные игровые панели увлекают кроху, а родителям дают возможность решать бытовые вопросы. Ведь что может быть проще, чем включить мультик и заняться своими делами? Но такое поведение родителей все чаще приводит к печальным последствиям. Отсутствие у крохи интереса к подвижным играм, гиподинамия, сниженный интерес к окружающему отрицательно сказывается на общем развитии малыша. Снижение тонуса мышц, низкая гибкость и малая подвижность суставов могут стать причиной разных заболеваний.

Одна из задач родителей, занимающихся воспитанием детей дошкольного возраста – обеспечение условий для привлечения внимания карапуза к активному образу жизни, увлечению спортом.

Акцент на спортивный образ жизни должен быть сделан сразу после рождения ребенка, оказывать влияние на весь период взросления.

Физическое развитие – изменения в организме, происходящие на протяжении всей жизни, указывающие на общее состояние тела и внутренних систем.

Спортивный, внешне и внутренне натренированный малыш лучше справляется с различными инфекционными заболеваниями, имеет устойчивую психику, бодр и весел.

Дети дошкольного возраста по природе своей очень активны. Бегая и прыгая, тренируя мышцы и улучшая кислородный обмен между клетками, они, таким образом, укрепляют сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы.

Понимая важность физического развития детей, родители задаются вопросами:

  • в каком возрасте начинать заниматься физическим развитием чада?
  • как помочь освоить необходимые навыки?
  • на что обратить внимание?

Чтобы ответь на эти вопросы, необходимо разобраться, каким образом происходит становление организма, какие периоды проходит карапуз от рождения до похода в школу, и какие действия помогут развить необходимые навыки.

Основные периоды развития физических способностей детей с рождения до 9 лет

Периоды физического становления детей дошкольного возраста условно подразделяют:

  • Младенческий. С рождения до 12 месяцев;
  • Ранний. С 1 года до 3 лет;
  • Средний: 3-6 лет;
  • Старший: 6-9 лет.

Каждый из этих периодов подразумевает освоение определенного комплекса навыков, стимуляцию выработки умений и совершенствование уже изученных движений.

Каждый ребенок индивидуален и переход между возрастными группами может происходить чуть раньше или позже.

Оценка возможностей должна базироваться не столько на возрастных усредненных показателях, сколько на физическом состоянии организма крохи.

Что развиваем у ребенка с рождения до года

Развитие физических способностей на первом году жизни строится на умениях, которыми обладает ребенок. Беря за основу необходимые для освоения конкретного естественного навыка упражнения, взрослые помогают ему достигать первых важных побед.

Держим голову и поднимаем ее вверх

Сразу после рождения актуальным становятся массаж и нагрузки, укрепляющие мышцы шеи, чтобы кроха научился держать голову. С обретением этого навыка внимание родителей переключается на мышцы спины, рук и ног для постепенного поднятия туловища на локотках в положении лежа на животе. Освоение этих умений заложено природой, роль родителей – помочь малышу быстрее понять, как нужно действовать.

Улыбаемся и садимся

К трем месяцам движения карапуза все еще беспорядочны и плохо скоординированы. Стимулом для тренировки является реакция на звуки, зрительное восприятие взрослого. Улыбаясь и приветствуя желаемый объект всеми возможными способами, малыш напрягает и расслабляет практически все мышцы тела, давая им нагрузку. Это укрепляет мускулатуру, организм. Для помощи ребенку в комплекс ежедневных упражнений и массажа вводят новые элементы, позволяющие тренировать мышцы спины, позвоночника, рук, ног для постепенного перехода к новому положению – сидя.

Ползем, встаем и идем

При равномерном развитии и достаточной стимуляции двигательных навыков к шести месяцам большинство детей осваивают передвижение на четвереньках и умение поднимать собственное туловище в положение сидя. Поддерживая стремления карапуза одолеть новую плоскость, стоит задуматься о дополнительных нагрузках на мышцы ног и спины – поддерживайте желание крохи получить умение вставать, держась за мебель или поручень.

Упражнения, массаж, занятия на различных гимнастических снарядах, водные процедуры способствуют самостоятельному овладению навыка хождения к 10-12 месяцам.

Условия для физического развития

Внимание родителей к развитию физических способностей на первом этапе играет большую роль, но с освоением навыков ползанья и сидения хорошо давать карапузу изучать свои возможности самостоятельно. Полностью понять свое тело, научиться координировать движения – невозможно, если все время взрослые будут придерживать или оберегать от лишних действий.

После 6 месяцев желательно создавать ребенку необходимые условия, страховать, но не мешать изучать. Постоянные окрики, попытка убрать все предметы за исключением игрушек, резкое отрицание стремления забраться повыше не помогут малышу научиться всему необходимому, а на психоэмоциональном уровне вызовут излишнюю осторожность или даже страх перед неизведанным.

Первые игры

Во второй половине года вводятся первые полноценные игры с кубиками, машинками и куклами, мячом и т. д. Обучая игровым приемам с предметами, взрослые стимулируют у ребенка:

  • развитие нервного и костно-мышечного аппарата;
  • повышение общего тонуса мышц;
  • совершенствование психических функций;
  • появление воображения и мышления;
  • зарождение памяти и внимания;
  • речь;
  • формирование характера.

Отдельно стоит отметить, что развитие речи и таких черт характера как воля, терпение, настойчивость, играют важную роль в общем физическом становлении и дальнейших спортивных успехах.

  • массаж и упражнения для стимуляции развития навыков;
  • гимнастические упражнения в воде и на фитболе;
  • первичное закаливание;
  • введение игры, как основного типа познания окружающего мира;
  • стимулирование двигательной активности через привлечение малыша яркими игрушками и интересными предметами.

Ранний период физического развития (1-3 года) – время познания возможностей своего тела. Возраст характеризуется снижением темпа роста и набора веса. В год кроха вырастает на 8-10 см, вес существенно не изменяется. Достаточно часто за 12 месяцев малыш может набрать всего 2-3 кг. Это происходит из-за увеличения движений, усиленного освоения окружающего пространства.

С года до трех происходит интенсивное формирование внутренних систем. Для полноценного снабжения кислородом организм требует больше движения. Повышенная активность стимулирует приобретение новых физических навыков, помогает успешно укреплять мышцы, производить окостенение тканей и хрящей.

Движение – жизнь.

Именно в год ребенок полноценно вступает в фазу стремительного наращивания возможностей тела для последующего освоения множества умственных и физических навыков.

Переход от ходьбы к бегу

Научившись самостоятельно ходить, кроха, чувствующий поддержку родителей, стремится понять и изучить свои скоростные возможности. На ближайшие несколько лет бег станет основным видом перемещения малыша. Новые возможности и ощущения, полученные в результате освоения этого навыка, становятся мотиватором для изучения своего тела и окружающего мира. Роль родителей на этом этапе – страховать, но не сдерживать.

Осваиваем лестницу

Уже в один год полезно помочь карапузу освоить пеший поход ввысь. Сначала за ручку, потихоньку преодолевая небольшие пролеты по одной ступеньке, постепенно увеличивая количество. Это упражнение позволяет укреплять мышцы ног, давая понимание, как можно двигаться. К двум годам дети проявляют настойчивое желание делать это упражнение самостоятельно. Не препятствуйте, но будьте очень внимательны.

Прыгаем и лазаем

Осознав, что кроме ходьбы и бега по прямой, изучать окружающий мир можно и с высоты, ребенок начнет проявлять желание забраться повыше. Некоторые дети первые попытки покорить вершины проявляют еще до года, другие приходят к ним только ближе к 1,5 годам.

В каком бы возрасте ваш кроха не захотел забраться повыше, не мешайте ему. Страхуйте его стремление узнать, как все смотрится сверху. С первых попыток настоятельно показывайте, как нужно правильно слезать. Умение осторожно перевернуться на живот и поочередно спускать ноги, чтобы почувствовать опору – путь к уменьшению травм. Если по какой-то причине малыш не хочет осваивать спортивный комплекс, покажите на собственном примере, как это делать.

Бросаем и ловим

В возрасте 1-1,5 целесообразно начинать обучать кроху простым манипуляциям с мячом. Хорошо предложить научиться бросать мячики разного размера. Знакомство с этим видом игрушек происходит еще на первом году жизни, но с появлением возможности ходить и бегать, малыш начинает тренировать координацию рук и ног.

Для первых занятий подходят легкие резиновые мячи, удобные для захвата двумя руками, несильно надутые. Слегка приспущенный мяч меньше пружинит и ребенку легче его удерживать и бросать. Покажите, как выпустить мячик из рук, придать ему нужное направление, поймать.

Детям очень нравятся такие занятия, они с удовольствием бегают за упущенным предметом, нагибаются и разгибаются, чтобы поднять. Если показать, как играть в футбол, ребенок с удовольствием будет пытаться пнуть мяч.

Выносливость

Важное качество, доступное уже в раннем дошкольном возрасте, – выносливость. Постепенно увеличивая нагрузку, предлагая крохе длительные дальние прогулки, давая возможность вволю набегаться, мотивируя изучать возможности своего тела, легко вырабатывать это важное качество. Но стоит помнить, что малыш еще не вполне готов к полноценным путешествиям – после длительной прогулки ему необходим хороший отдых.

Ловкость

Не менее важной для физического развития является ловкость — умение скоординировать действия, легко повторить новое упражнение, подстроиться под правила игры, повторять и доводить до автоматизма различные движения.

Заинтересованный игрой малыш учится владеть собственным телом, быстро принимать решение, какое движение будет необходимо выполнить для решения поставленной задачи.

Развитие ловкости у детей дошкольного возраста подразумевает развитие мелкой и крупной моторики. Вводить игры с небольшими предметами необходимо уже в ранний период. Хорошо способствуют овладению этому навыку различные творческие занятия. Ловкость тела, зависящая от крупной моторики, находит свое развитие в подвижных играх. Необходимость уворачиваться, приседать или подпрыгивать – шаги в освоении собственного тела.

Координация движений

Большинство подвижных игр требуют от крохи быстроты реакции, что пока не доступно в силу возраста. Базовые навыки координации органов чувств и тела уже развиты достаточно хорошо, поэтому с 12 месяцев рекомендуется предлагать выполнять упражнения, требующие одновременных действий разными частями тела.

Начинать лучше с простого. Предложите вашему чаду обучиться кушать столовыми приборами без помощи. Не огорчайтесь из-за пролитого супа или перевернутой чашки. С каждой новой попыткой будет получаться лучше. Постепенно научите малыша самостоятельно одеваться и обуваться, выполнять несложные поручения по дому. Каждый раз, выполняя простые действия, кроха получает бесценный опыт овладения собственным телом.

Мелкая моторика

Ошибочно полагать, что физическому развитию ребенка способствует только крупная моторика, двигательные умения крупных частей тела. Умение выполнять действия при помощи пальцев рук и ног – важная составляющая правильного развития организма. Сосредоточившись на шнуровке, мозаике или пластилине, малыш незаметно для себя:

  • будет подбирать удобное для себя положение, давая нагрузку на разные группы мышц;
  • тренировать двигательно-зрительную координацию;
  • стимулировать развитие головного мозга;
  • развивать речь;
  • при помощи родителей запоминать правильное положение тела, сохраняя осанку.

Танцы

Мало кого музыка оставляет равнодушными. Умение передать внутренние ощущения при помощи движений важная составляющая физического, психического и умственного становления. Научите ребенка двигаться в такт музыке, показывать свои ощущения без слов. Такая гимнастика даст дополнительный стимул для развития эмоциональной сферы, внутренние порывы откроют новые грани физического совершенства.

К трем годам большинство детей уже достаточно хорошо владеют собственным телом. Физические нагрузки раннего периода способствуют развитию мышц. На первый план в среднем дошкольном возрасте выходит координация и умение держать равновесие. В этот период некоторые родители начинают подбирать для своих детей спортивные секции, другие усиленно обучают разнообразным видам игр с применением дополнительных средств: велосипед, самокат, лыжи и т. д.

Педиатры считают оптимальным возрастом для посещения спортивных секций 4-5 лет.

Именно к этому периоду организм ребенка готов к дополнительным нагрузкам, кости приобретают достаточную прочность, сохраняя гибкость. Но отдав кроху на обучение к специалистам, не стоит полностью перекладывать на них заботу о физическом развитии ребенка. Игры и подвижный образ жизни должны сопровождать малыша на протяжении всего периода взросления, независимо от того, ходит он в секцию или нет.

При достаточных нагрузках и внимании со стороны взрослых к 5 годам дети способны уже на многое:

  • удерживать некоторое время свое тело в заданном положении;
  • сохранять и быстро менять направление движения;
  • выполнять движение, сохраняя амплитуду и темп;
  • играя в мяч, ловить и уклоняться от него.

Скорость

В три года ребенок уже очень хорошо ходит и бегает, поэтому основным направлением развития в этот период становится увеличение скорости бега. Постепенно начинают применяться различные дополнительные движения, позволяющие на скорости манипулировать предметами, выполнять повороты и уклоны, не снижая скорости. Отдельным умением, на которое стоит обратить внимание в этом возрасте, является навык быстрой остановки во время бега. Очень важно научить кроху быстро останавливаться, чтобы избежать нежелательных столкновений, падений при неправильной группировке мышц.

Формированию навыков остановки, уклонения от предметов, быстрой смены направления способствуют простые игры – догонялки, салки, прятки. С трех лет малыш начинает интересоваться общением со сверстниками, поэтому эти игры желательно проводить в кампании детей.

Сила

Подражая взрослым, уже в конце раннего периода дети начинают проявлять интерес к разнообразным действиям, связанным с поднятием предметов, их передвижением. Позвольте вашему малышу тренировать свои навыки в бытовых вопросах. Идя из магазина, предложите ему отдельный пакетик с продуктами, дайте возможность помочь вам передвинуть или перенести стул или коробку с игрушками.

В трехлетнем возрасте хорошо ввести упражнения на удержание собственного веса:

  • подтягивания. Предложите крохе попробовать поднять собственный вес;
  • «мостик». Выгибание тела из положения лежа, удерживая вес на руках и ногах;
  • «березка». Лежа на спине поднять ноги как можно выше вверх, придерживая тело руками за спину.

Выносливость

Предлагая различные подвижные игры, длительные пешие прогулки, развлечения со спортивным инвентарем взрослые помогают тренировать выносливость. Это качество очень важно для посещения спортивных секций, активных занятий спортом, выработки и формировании игровых и физических навыков.

Ловкость

Средний дошкольный возраст предполагает усиленную работу по развитию мелкой и крупной моторики. Развитие уже имеющихся навыков и приобретение новых развивают общую ловкость ребенка, позволяя быстро, правильно, рационально находить вариант для решения поставленной задачи. Досконально изученные движения постепенно переходят в автоматический режим, позволяя ребенку совершать большое количество движений без дополнительных усилий.

Гибкость

Увеличение двигательных возможностей малыша в средний дошкольный период позволяют родителям вводить упражнения по развитию гибкости тела. Эта важная составляющая общей координации тела, позволяющая к 6-7 годам избавиться от неловких движений, привести малыша к плавным движениям, научить правильно входить в падения, предотвратить нежелательные последствия. Гибкость тела повышается через простые упражнения (наклоны, приседания) и занятия на гимнастических снарядах (фитбол, шведская стенка).

Равновесие

В 3-3,5 года хорошо начинать обучать навыку удержания равновесия. Научите кроху:

  • ходить по бревну;
  • стоять на одной ноге;
  • поворачивать голову, корпус, поднимать руки, не отрывая стопы от пола.

Велосипед, ролики, коньки, лыжи

С трех лет детям становятся доступны самые разные виды спортивного инвентаря. Хорошо, если ваш кроха освоит как можно больше в дошкольный период. Использование велосипеда, коньков, беговела, самоката:

  • дает хорошую нагрузку на мышцы;
  • развивает равновесие;
  • тренирует выносливость;
  • увеличивает ловкость;
  • приносит удовольствие и радость.

Позволяя своему ребенку осваивать множество разных видов двигательной активности, взрослые решают несколько задач дошкольного периода – формирование здорового крепкого организма, выработка иммунитета, развитие психоэмоциональной сферы ребенка.

Что должен уметь ребенок к 5-6 годам:

  • Контролировать свои движения. Уметь побежать или остановиться по команде;
  • Ловить мяч, стучать им об пол с последующим захватом;
  • Удерживать равновесие в течение 15-20 секунд, стоя на одной ноге;
  • Прыгать вверх и в стороны;
  • Передвигаться по бревну;
  • Кататься на велосипеде;
  • 3-5 раз перепрыгнуть через скакалку;
  • Застегивать и расстегивать пуговицы, молнии, застежки.

6-9 лет – время больших изменений. В это время большинство детей начинает посещать школу, вступают в новую фазу своего развития. Полученный в дошкольный период спортивный опыт позволяет справляться с новыми вызовами, принимать новые условия жизни. Развитие организма к этому периоду переходит в спокойную стадию. До переходного возраста наблюдается резкий спад в скорости набора веса и роста. Снижается активность, малыш может некоторое время провести, сосредоточившись на заданиях.

Движение детей 6-9 лет становятся плавными, ритмичными. Будущий школьник может преодолевать достаточно большее расстояние, выполнять полный комплекс упражнений на протяжении 30-40 минут. Тело пропорциональное, двигательные навыки доведены до автоматизма. На первый план выходит работа по поддержанию высокого тонуса мышц на протяжении дня, контроль правильной осанки, постановки стоп.

ЗОЖ

При подготовке к школе и последующем обучении в начальных классах, родителям нужно внимательно отнестись к выработке основ здорового образа жизни. Подсказать, как уравновесить учебную нагрузку и физические упражнения, контролировать осанку при занятиях за столом, тщательно подбирать диету, позволяющую насыщать тело и мозг ребенка для усиленной умственной нагрузки.

Координация

Хотя большинство навыков уже сформировано и используются автоматически, работа по дальнейшей координации движений не должна прекращаться. В этот период необходимо вводить новые виды упражнений, игр, ориентированные на детей младшего школьного возраста.

Ловкость

При достаточном внимании родителей к развитию мелкой моторики в предыдущие периоды, к 6 годам ребенок уже вполне готов обучиться письму. Но не стоит забрасывать различные упражнения для развития пальчиков. Мозаики, пазлы, творческие занятия будут играть большую роль в течение всей школьной жизни, стимулируя:

  • работу головного мозга;
  • психоэмоциональное равновесие;
  • творческую составляющую.

Сила и выносливость

К 6 годам можно устраивать с ребенком дальние выезды на велосипедах, прогулки в лес или по городу на несколько часов. Чем больше времени и сил кроха будет проводить в компании родителей, изучая окружающий мир, тем лучше будут развиваться его физические навыки, формироваться устойчивые психоэмоциональные связи.

Спортивные секции

Если ваш кроха еще не посещает спортивную секцию, то самое время задуматься над этим вопросом. При подбое ориентируйтесь на его пристрастия и возможности. Хорошо, если малыш сможет попробовать несколько вариантов и остановиться на одном.

Некоторые советы по физическому развитию детей дошкольного и младшего школьного возраста

Занимаясь физическим развитием ребенка, каждому родителю стоит помнить о простых принципах:

  • От простого к сложному. Вводите новые элементы и игры в жизнь ребенка постепенно, оценивая его возможности. Не стоит одномоментно знакомить кроху с целым комплексом упражнений. Знакомство с новыми двигательными навыками должно происходить постепенно, после полного усвоения предыдущего;
  • Индивидуальность. Ваш ребенок уникален и развивается по своему собственному пути. Не стоит чрезмерно увлекаться достижением установленных ВОЗ норм и рамок. Первоочередным для вас должен быть комфорт и здоровье ребенка;
  • Достижение мастерства. Изучив упражнение, не откладывайте его в сторону. Повторяйте снова и снова, пока не заметите, что малыш пользуется им автоматически.
  • Повышение нагрузки. Для роста и развития физических данных крохи необходимо постоянно увеличивать предлагаемую нагрузку. Если сегодня малыш сам дошел до магазина, то завтра предложите ему сделать то же самое и на обратном пути, послезавтра пройдите с ним длинным путем.
  • Поддержка. Стимулируйте смелость, выдержку, настойчивость как основные двигатели развития. Достигая маленьких спортивных побед, преодолевая препятствия в дошкольном возрасте, карапуз научится бороться со сложностями в будущей жизни, идти к цели, не сбавляя темпа.

Физическое развитие ребенка – путь к здоровью и бодрости духа вашего малыша. Не пренебрегайте возможностью подарить крохе счастливое детство, полное приключений, обеспечить здоровое будущее. Помочь малышу освоить все необходимые навыки очень просто. Будьте рядом и помогайте узнать все, что заинтересует маленького исследователя.

О том, что спорт полезен для здоровья, осведомлен каждый человек. И все заботливые родители хотят, чтобы их ребенок , поэтому зачастую отдают детей в различные спортивные секции. Однако возможен и обратный результат – легко нанести непоправимый вред неокрепшему организму малыша. Поэтому, прежде чем решиться приобщить ребенка к спорту, важно ознакомиться с некоторыми правилами.

В современных спортивных комплексах зачастую существуют группы для маленьких детей от 5 лет. В этом возрасте ребенок уже способен слушать тренера и следовать его указаниям. Но оправдано ли такое раннее ознакомление малыша со спортом? Чем может это грозить и как избежать неприятных последствий?

  • Организм ребенка в раннем возрасте особенно уязвим, возможные травмы крайне опасны и могут негативно отразиться на развитии в будущем.
  • Такие навыки, как выносливость, сила и быстрота начинают развиваться лишь в определенном возрасте, что важно учитывать при выборе секции.
  • Основные системы организма еще не сформированы, из-за чего возможны нарушения здоровья и срывы адаптации.

Подходящие виды спорта по возрасту

При правильном подходе неприятных последствий для организма можно избежать. Важно знать с какого возраста можно начинать заниматься определенным видом спорта, чтобы не вредить организму.

  • 7-10 лет: спортивная гимнастика, плавание, прыжки в воду и на батуте, лыжный спорт;
  • 10-12 лет: бадминтон, художественная гимнастика, легкая атлетика, футбол, акробатика, хоккей, спортивные игры, стрельба с лука;
  • 12-14 лет: борьба, самбо, гребля, фехтование, бокс, велосипедный спорт, тяжелая атлетика.

Спорт для самых маленьких

Многие родители считают, что лучшим способом является игра (футбол, волейбол и другие). Однако на самом деле даже игры могут причинить вред, если давать большую нагрузку на тренировках и пытаться сделать из ребенка сразу профессионального спортсмена. Это объясняется тем, что в играх одновременно задействуются практически все системы органов человека. При этом происходят резкие изменения интенсивности нагрузки, что часто приводит к повреждениям суставов.

Как же привить любовь к спорту маленькому ребенку и безопасно развивать его физически?

  • Заниматься дома ежедневно. Можно это делать вместе с малышом, подавая ему тем самым отличный пример.
  • Учить спортивным играм не в профессиональном спорт-клубе, а во время прогулки вместе с другими детьми во дворе. Когда настанет подходящее время, тогда можно заняться этим и более серьезно, если у малыша появится .
  • Записать ребенка в танцевальный кружок. Это менее опасное занятие и в то же время замечательно способствует физическому развитию.

Более того, приобщает к искусству.

Безусловно, спорт является неотъемлемым элементом в развитии каждого ребенка. Родителям следует только обязательно учесть возрастные и индивидуальные особенности и тогда малыш будет здоров!

Период развития ребенка от 1 до 3 лет классифицируется, как ранний возраст. И эти два года являются стадией активного физического развития малыша: значительное увеличение показателей веса и роста, совершенствование внутренних органов и их работы, укрепление мышечной системы, проявление бурной двигательной активности. Более подробная информация об особенностях данного возрастного периода в плане физического развития детей, приведена в данной статье.

Нормы веса и роста детей раннего возраста

Ежемесячная прибавка массы тела детей от 1 до 2-х лет составляет от 200 до 250 грамм, рост увеличивается, в среднем, на 1 см. На третьем году жизни дети начинают расти чуть медленнее, за год в весе прибавляют всего лишь до 2,5 кг, а в росте до 8 см. Замедленное прохождение этих процессов объясняется тем, что энергия маленького организма направлена на развитие внутренних органов и усовершенствование работы всех систем. Кроме того, значительная часть энергии уходит на двигательную активность, которая в раннем возрасте ребенка очень велика, ведь малыш уже научился и ходить, и прыгать, и бегать, и преодолевать несложные препятствия (лазание, перелазание).

Развитие двигательной активности

Опорно-двигательный аппарат у ребенка раннего возраста становится все крепче, в этот возрастной период интенсивно протекает процесс окостенения мягких костных тканей и хрящей. Этот процесс будет продолжаться еще много лет, но уже сейчас тело ребенка приобретает устойчивость в вертикальном положении.

К характеристикам физического развития детей до 3-х лет относится и укрепление мышечного аппарата. Дети раннего возраста все больше начинают выполнять сложных движений, которые требуют определенных силовых затрат, например, ходьба по ступенькам, залезание на лестницу и спуск с нее. Возрастной период от 2-х до 3-х лет характеризуется пиком двигательной активности маленького человечка. Ближе к школьному возрасту он снизится, при этом процесс снижения у девочек происходит быстрее, чем у мальчиков. Именно этим и объясняется большая усидчивость девочек на уроках, чем мальчиков. В раннем возрасте дети активны и подвижны вне зависимости от пола. Но и здесь важную роль играют индивидуальные особенности как психического, так и физического развития каждого отдельного ребенка. Такие показатели, как темперамент, наследственность, в этом вопросе также из виду выпускать нельзя. Например, флегматики отличаются медлительность, поэтому дети-флегматики могут отличаться более спокойным поведением, они могут начать и ходить, и говорить позже, чем дети с другим типом темперамента. Незначительное отставание в развитии двигательных умений и навыков могут наблюдаться и у детей раннего возраста с повышенной массой тела. Маленьким толстячкам тяжело угнаться за своими сверстниками с нормальными показателями веса.

Но как бы активны не были дети младшего дошкольного возраста, они еще быстро устают, и часто после активной прогулки, ребенку требуется значительное время для отдыха. Поэтому важно чередовать подвижную деятельность с пассивной, чтобы у ребенка было время на восстановление сил.

Мелкая моторика рук у ребенка в период раннего детства продолжает активно развиваться: движения становятся более точными, амплитуда их становится более мелкая. Малыш уже может манипулировать карандашом (но не обязательно держит его правильно), ложкой, может управляться с застежкой-молнией. Но такие навыки, как застегивание пуговиц и завязывание шнурков для него еще трудны в освоении.

Развитие внутренних органов и систем организма

В период раннего детства значительные изменения происходят и в центральной нервной системе, она становится устойчивей. Малыш уже может удерживать внимание на одном предмете или действии более длительно, например, игра с одной и той же игрушкой может продолжаться до 10 минут. Периоды бодрствования ребенка увеличиваются до 6-8 часов, то есть это время он может обходиться без сна, при этом хорошо себя чувствовать.

Показатель работы сердечнососудистой системы у ребенка 2-3 лет приближается к норме показателей взрослого человека: 86-90 сердцебиений в минуту. Со стабилизацией количества сердцебиений снижается и напряжение во всей системе.

Работа желудочно-кишечного тракта у детей раннего возраста также характеризуется определенными изменениями: повышение тонуса кишечника, нормализация процессов регуляции прохода пищи по желудку и кишечнику, усиление перистальтики, укрепление мышечного слоя стенок желудка. А вот процессы пищеварения в раннем возрасте еще не совершенны, поэтому питание детей должно быть здоровым и сбалансированным. К концу 2-го года жизни дети уже чувствуют позывы к дефекации. Важно не упустить этот момент, в этот период нужно начать проводить действия по приучению ребенка к горшку.

Значительными изменениями в развитии у детей младшего дошкольного возраста отличается мочевыделительная система. Объем мочевого пузыря увеличивается в 3 раза, а число позывов к мочеиспусканию в сутки уменьшается до 10 раз. Дети раннего возраста уже начинают чувствовать и позывы к мочеиспусканию, реагировать на них. И это еще одна причина для того, чтобы начать процесс приучения ребенка к горшочку.

Из приведенной информации понятно, что период раннего возраста отличается особенно усиленной активизацией физического развития. Задача взрослых в этот период жизни ребенка — создать благоприятную среду для успешного протекания всех процессов его развития, а также поддержать и помочь в преодолении трудностей и освоении новых навыков и умений. В чем именно должна заключаться работа родителей и педагогов? В первую очередь — это соблюдение режимных процессов: дневной и ночной сон по режиму, утренняя гимнастика, гигиенические процедуры (умывание, растирание) и закаливание, прогулки на свежем воздухе до 6-8 часов в день при благоприятных погодных условиях. Игровая деятельность и спортивные занятия — еще одна составляющая работы взрослых, направленная на успешное физическое развитие детей раннего возраста. Заключается она в привлечении ребенка к участию в подвижных играх, спортивных соревнованиях, занятий физкультурой. Программа названных мероприятий должна соответствовать возрастным особенностям развития детей, то есть несли посильную нагрузку для ребенка.

С появлением в семье малыша родители берут на себя ответственность за его правильное развитие. Развитие маленького человечка во многом будет зависеть от наследственности – генетически заложенных психофизических и анатомофизиологических особенностей, среды, которая его окружает, и воспитания. Одним из важнейших факторов, способствующих развитию растущего организма, является физическое воспитание.

Какие задачи в развитии детей решает физическое воспитание?

Целью юношеского и взрослого спорта является максимальное развитие определенных двигательных функций, но для детей он является средством совершенно иного рода.

Полезно знать: если взрослому организму для развития нужны специальные тренировки, то детский развивается естественным образом, а физические нагрузки при этом должны способствовать формированию опорно-двигательного, связочного и мышечного аппарата, а также повышению компенсаторных возможностей организма, укреплению иммунитета.

Наряду с занятиями физической культурой большое значение для формирования здорового образа жизни детей имеет следование правилам личной гигиены, закаливание, организация рационального питания и соблюдение режима дня.

Для малышей, которые еще только овладевают первыми навыками, их двигательная активность и является оптимальными физическими нагрузками. В этом свете родителям не следует ограничивать своего ребенка определенными рамками, например все время оставлять ребенка в манеже или ходунках. Лучшим спортзалом для детей первых двух лет будет чистое, теплое и безопасное пространство на полу.

Во время занятий физкультурой происходит активация сердечно-сосудистой, дыхательной систем, ускоряется обмен веществ, стимулируется опорно-двигательный аппарат, развивается физическая выносливость, совершенствуются двигательные навыки, оказывается положительное влияние на умственное и психическое развитие. Однако для того чтобы влияние физических нагрузок и правда было благотворным, раннее физическое воспитание должно приносить удовольствие, быть веселым и проходить в игровой форме.

Занимаясь с ребенком следует помнить о том, что в настоящее время у него растут не только мышцы, сухожилия и связки, на развитие которых в классическом своем варианте и рассчитан спорт. Естественному развитию в детском организме подвержены внутренние органы, кости, мозг, в нем постоянно образуются новые клетки, в том числе нервные.

Для того чтобы эти процессы происходили полноценно маленький человечек нуждается не только в стимуляции физической активности, но и в , полноценном отдыхе, адекватном полученным нагрузкам, иначе детский организм окажется в состоянии нехватки жизненно важных ресурсов.

Если чрезмерная нагрузка была разовой, то на развитии организма это почти не отразится, однако систематическое повторение подобной ситуации, хроническая усталость, нервное перенапряжение неминуемо приведет к торможению и отставанию в развитии. Таким образом, физическая нагрузка всегда должна быть оптимальной, полностью соответствовать возрастным особенностям и навыкам ребенка.

Обязательным элементом физического воспитания является закаливание , которое относится к основным способам повышения сопротивляемости организма к температурным колебаниям во внешней среде. При этом формирование приспособительных реакций происходит при участии рефлекторного, клеточного и другие механизмов. Рецепторы – нервные окончания, которые находятся на коже, воспринимают различные раздражения и передают центральной нервной системе. Как результат изменяется кровонаполнение сосудов кожных покровов и внутренних органов, усиливается или уменьшается потоотделение.

Для получения положительного эффекта от необходимо придерживаться некоторых принципов, в том числе применять их систематически во все сезоны, силу раздражающего воздействия следует увеличивать постепенно, а также необходимо учитывать индивидуальные особенности и эмоциональное состояние ребенка.

Закаливание производится с помощью природных факторов (воздух, вода, солнце) . Закаливание воздухом следует начинать с простого проветривания помещения. К прочим способам закаливания воздухом относится прогулки, воздушные ванны. Для того чтобы прогулка принесла должный эффект ребенка нужно одевать по погоде и так, чтобы одежда не стесняла его движений. Проведение воздушных ванн также подчиняется определенным правилам. Их проводят дважды в день, постепенно увеличивая время с пяти минут до получаса. При этом малыш должен быть бодрым, иметь хорошее настроение, если появляются признаки переохлаждения (гусиная кожа), то его нужно сразу одеть. В последующем, возможно, потребуется сокращение времени проведения процедуры или уменьшение площади обнаженной поверхности кожи.

Водные закаливающие процедуры могут включать обтирание, обливание, душ, ванны, плавание. Все гигиенические процедуры с использованием воды, если их правильно организовать могут оказывать закаливающее воздействие. Наиболее сильнодействующим природным фактором закаливания являются солнечные лучи. Они подразделяются на прямые, косые, рассеянные и отраженные.

Важно: ввиду значительного физиологического воздействия, которое излучение оказывает на детский организм, закаливание солнцем для детей следует применять с особой осторожностью.

Для целей закаливания наиболее подходят рассеянные лучи или иначе светотень, которую можно наблюдать под кронами деревьев. Таким образом дети могут принимать свето-воздушные ванны.

Не последнее значение для сохранения здоровья детей имеет соблюдение режима дня и отдых . Основным средством отдыха является полноценный сон, при этом ребенок должен высыпаться. Кому-то для этого нужно меньше времени, кому-то больше. Обычно на сон дети затрачивают не менее 9 часов. Позволять подолгу валяться в постели детям нежелательно, это их дезорганизует, гораздо лучше выполнить совместную утреннюю зарядку, что даст заряд энергии на весь день не только малышу, но и родителям.


Физические нагрузки для самых маленьких

Как упоминалось ранее, оптимальными физическими нагрузками для детей до года является их собственная двигательная активность. Кроха учится переворачиваться, держать головку, садиться, вставать на ножки. Все это для него большой труд, хотя для старших детей не требует особых усилий.

До годовалого возраста способствовать укреплению мышечно-связочного аппарата ребенка можно с помощью , а повлиять на формирование иммунитета путем длительного грудного вскармливания и закаливающих процедур.

После года, когда дитя приобретает навыки прямохождения и сеансы массажа ввиду своей подвижности воспринимает уже далеко не так спокойно, занятия должны приобрести игровую форму . Ходьба в этом возрасте первое по необходимости упражнение, поэтому нужно всячески поощрять этот навык, звать кроху, стоящего на незначительном отдалении, провоцируя его подойти к маме или папе, спрятать что-то в кулаке или за спиной и предложить ему узнать, что там спрятано. Наиболее подходящего времени для занятий с ребенком, чем прогулка, просто не найти. Одновременно с тренировкой навыка прямохождения малыш дышит свежим воздухом, его организм обогащается кислородом и вырабатывает витамин Д, который образуется в кожных покровах под действием солнечных лучей. Находясь на прогулке можно предложить малышу 1,5-2 лет походить по бровке. Такое занятие учит ребенка правильно ходить, способствует воспитанию чувства равновесия, развитию координации движений.

В возрасте двух-трех лет занятия становятся все разнообразнее. Двигательная активность должна включать преодоление препятствий, игры с различными гимнастическими принадлежностями, в том числе с мячом . Тренировку можно выполнять, сопровождая ее стишками и потешками, или используя другие игровые формы, например, предложить ребенку отыскать его любимую игрушку, походить, как уточка или попрыгать, как лягушка или зайчонок. Благоприятно влияет на желание детей выполнять упражнения пример взрослых, поскольку малыши склонны к подражанию. Если мама покажет упражнение и сравнит его с движением животного или знакомого персонажа из сказки, то вероятность того, что ребенок его запомнит и повторит, многократно увеличивается. Кроме того, в совместных занятиях заключен большой воспитательный смысл.

Совет: дети в возрасте трех-пяти лет, которым уже не нужна посторонняя помощь для того чтобы гулять, должны активно двигаться не менее трех часов в сутки. Но это время следует равномерно распределить в течении дня.

Если предполагается выполнить с ребенком комплекс упражнений, то его продолжительность не должна превышать 35-40 минут , а упражнения в обязательном порядке подбираются в соответствии с уже приобретенными малышом двигательными навыками и особенностями его психического и физического развития. Гимнастический комплекс должен охватывать все группы мышц, быть направлен на их последовательную проработку, включать последовательно работу и кратковременный отдых (около 40 секунд между упражнениями).

Нагрузки для дошкольников

При мышечных нагрузках дети до четырех лет сильно устают, однако по мере структурно-функционального созревания скелетных мышц и элементов центральной нервной системы увеличиваются энергетические возможности организма и его способность к физической работе.

Для дошкольников понятие физической культуры состоит из:

  • утренней гимнастики
  • физкультурных занятий
  • подвижных игр
  • спортивных развлечений.

Утренняя гимнастика

Такие занятия способствуют формированию правильной осанки, тренируют деятельность органов и систем, готовят организм к дневным нагрузкам. Гимнастика включает ходьбу, бег, прыжки и упражнения для различных групп мышц , в том числе потягивание, поднимание рук вверх и в стороны, круговые движения руками, приседания, наклоны и повороты туловища, поднимание ног. Целесообразно проводить утреннюю гимнастику на свежем воздухе или хорошо проветренном помещении, а также совмещать занятия с закаливающими процедурами, то есть заниматься в минимальном количестве одежды.

Физкультурные занятия

Для физкультурных занятий потребуется спортивный инвентарь вроде обруча, мяча, лесенки, турника. Прекрасно, если в доме есть шведская стенка. Сначала можно научить ребенка бросать мяч из различных положений, разными руками, ловить его, попадать мячом по цели, прыгать в длину и высоту, лазать по лесенкам и перелезать через препятствия. Комплекс упражнений, как правило, занимает 40-45 минут и состоит из вводной, основной и заключительной частей. На вводную и заключительную части отводится 6-8 минут. В это время предполагается подготовить ребенка к предстоящей нагрузке и дать расслабиться организму после нее.

Важно: начинать физкультурное занятие можно с ходьбы, а заканчивать растяжками и дыхательными упражнениями. Резкое прекращение тренировки, то есть отсутствие заключительной стадии, оказывает негативное влияние на сердце и сосуды.

Основная часть занятий состоит из уже знакомых ребенку общеразвивающих упражнений, направленных на развитие силы, ловкости, гибкости, скорости, и разучивания новых. Силовые нагрузки при этом считаются оптимальными, если снаряд (мяч, гантелю) малыш может поднять над головой 8-10 раз одной рукой, прилагая при этом усилие.

Подвижные игры

В жизни дошкольников этот вид физкультуры играет значительную роль. Такие игры совершенствуют все приобретенные навыки ребенка. Их обычно проводят на улице, а получаемая нагрузка регулируется продолжительностью игры, ее интенсивностью, наличием перерывов для отдыха, также зависит от количества играющих и размера игровой площадки. Детей 5-6 лет уже можно начинать знакомить с упрощенными правилами таких игр, как волейбол, баскетбол, футбол. Как правило, дети с восторгом в них играют с родителями, а затем со сверстниками во дворе и школе.


Спортивные развлечения

К ним относятся езда на велосипеде, катание на санках, коньках, роликах, ходьба на лыжах, плавание. Еще в 2-3 года ребенок может ездить на велосипеде. Только в этом возрасте детки катаются на трехколесных железных конях или с двумя дополнительными колесиками, привинченными к заднему колесу. Дошкольникам подходит двухколесный велосипед, размеры которого будут соответствовать их росту. Ходьба на лыжах и катание на санках доступны детям с 3-4 лет, а вот обучаться катанию на коньках и роликах желательно начинать с пяти лет. Жизненно необходимым навыком является плавание. При систематическом посещении бассейна этот вид спортивных развлечений служит способом закаливания организма.

Если ребенок школьник

В школьном учреждении на физическую подготовку отводится определенное время. Однако его недостаточно для полноценного физического развития. В период с семи до десяти лет закладываются основы для формирования физического потенциала , открываются новые возможности для получения сложных двигательных навыков, однако с началом посещения школы организму ребенка предстоит справляться с дополнительными умственными и психологическими нагрузками, подстраиваться под новый режим дня, поэтому работоспособность детей в это время, как правило, снижена.

Совет: учащимся первых классов как никогда необходим качественный отдых, рациональное питание, время для любимых занятий, а также дополнительные нагрузки, проводимые в игровой форме.

Дома ребенок может вместе с родителями делать утреннюю зарядку или играть в игру, в которой он на время становится тренером и учит маму тому или иному упражнению. Существенные изменения в морфологии мышечных волокон наступает в 12-13 лет. Это время является переломным для развития физической работоспособности. В этот период существенно возрастает мышечная выносливость и, соответственно, снижается риск переутомления.

Периоды оптимальной работоспособности

В зависимости от времени суток находится не только умственная, но и физическая работоспособность детей. Самого высокого уровня она достигает с 10 до 14 и с 17 до 19 часов. Работоспособность нарастает постепенно с 7 до 10 часов утра и с 16 до 17 часов вечера и так же постепенно угасает в периоды с 14 до 16 часов дня и начиная с 19 часов вечера. С 23 часов до 6 утра, как правило, отмечается наименьшая работоспособность.

Планируя проведение занятий физкультурой для своего ребенка, следует помнить о его индивидуальных особенностях. Для детей, которые относятся к жаворонкам, тренировку желательно сместить на 1,5-2 часа ближе, а для сов время тренировки отодвинуть на такой же промежуток времени. Кроме того, нужно учитывать, что работоспособность будет сниженной на протяжении 1-1,5 часов после приема пищи.

Полезно знать: периоды оптимальной работоспособности выделяют и в течении недели. Так, наибольшие физические нагрузки оптимально планировать на вторник, среду или четверг.

Наилучшие результаты дает проработка тела раз в 5-7 дней, поэтому достаточно выбрать один из этих трех дней. На неделе также есть дни, когда происходит нарастание работоспособности (воскресенье и понедельник), и дни, когда происходит ее угасание (пятница и суббота). Таким образом, в воскресенье и понедельник тренировки должны проходить с заниженной интенсивностью , а пятницу и субботу желательно посвятить нагрузкам, направленным на развитие координации и ловкости.

Периодичность тренировок для школьников летом и в учебное время может отличаться. Во время летних каникул они могут быть более интенсивными или их можно проводить чаще, поскольку ребенок не получает дополнительной умственной нагрузки, у него много времени для отдыха, он хорошо высыпается, отлично питается. Совершенно противоположная ситуация возникает, когда ребенок заболел. На время болезни любые тренировки следует отменить. Если у ребенка температура тела не повышена, то ему показаны только прогулки, поскольку свежий воздух оказывает благоприятное воздействие и ускоряет выздоровление. После болезни следует начинать с легких тренировок. На восстановление тонуса обычно требуется не менее двух недель. Если ребенку становится плохо во время выполнения упражнения, то продолжать тренировку не следует, лучше отложить ее до следующего раза.

Подробнее о важности полноценного питания и соблюдении питьевого режима

Полноценное питание способствует ускоренному развитию ребенка. Основным материалом для формирования мышечной ткани является белок, поэтому растущий организм нуждается в большом количестве этого вещества. В ежедневном рационе ребенка должно присутствовать минимум 40 грамм животных белков, поскольку растительные значительно уступают им по качеству и не содержат некоторых необходимых аминокислот. Таким образом, на протяжении дня в меню ребенка должны входить молочные продукты (молоко, простокваша, творог), мясо и рыба (но не более 300 грамм в день), яйца, приготовленные всмятку или в виде яичницы-глазуньи. Все дело в том, что белок усваивается лучше после термической обработки, а желток в сыром виде.

Полезно знать: для нормального функционирования организма необходима также вода. Нормой считается 40 грамм воды на килограмм веса в сутки , но при активном образе жизни этот показатель нуждается в корректировке в сторону увеличения.

Однако пить во время проведения самой тренировки не рекомендуется, поскольку это увеличивает нагрузку на сердце. Восстанавливать запасы жидкости в организме, растраченные во время выполнения упражнений, можно после того, как организм перейдет в обычный режим жизнедеятельности. Пить можно не только воду. Быстро восстановить энергетический ресурс организма и мышечную ткань можно с помощью 1-2 стаканов молока с 1-2 столовыми ложками меда. Такое питье показано как после силовых тренировок, так и после активных игр, но его некоторое время спустя все же следует дополнить обычной водой.

Физическое развитие ребенка. Видео

Наталья Белая (Бояркина)
Всестороннее развитие личности ребенка через физическое развитие

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение МДОУ д/с № 28 п. Чернышевск

Тема : всестороннее развитие личности ребенка через физическое развитие

Выполнил :

Белая Н. М

инструктор по физическому воспитанию

п. Чернышевск

введение

Воспитание здорового поколения с гармоничным развитием физических и духовных качеств – одна из основных задач современного общества.

Уже не первый год на всех уровнях высказывается мнение о необходимости активизации физического воспитания подрастающего поколения. В 2005 г была утверждена Концепция федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы».

В рамках Программы приоритетным направлением определено развитие детской физкультуры и спорта. В настоящее время идет 2 этап реализации Программы. Цель и задача этапа : создание условий для приобщения к регулярным занятиям физкультурой, а также создание эффективной системы физического воспитания и развития детей .

Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием и образованием, как впервые 6 лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного развития личности .

Выдающийся В. А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие , прочность в знаниях, вера в свои силы.

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности , его ценностей, ориентации в окружающем мире.

Педагогами и психологами (Л. С. Выготский, А. Валлон, М. М. Кольцова) установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи , мышлением.

У многих детей дошкольного возраста неустойчивое внимание, что обуславливает процесс памяти, слабо происходит процесс развития речевого дыхания . Часто отсутствует правильная артикуляция, сила голоса, выразительность, ритм голоса, практически не развито чувство темпа речи .

Многочисленные исследования свидетельствуют о первостепенной роли движений в становлении психических функций ребенка . Существует наличие тесной связи между показателями физических и психических качеств у дошкольников (Г. А. Казанцева 1993г, В. А. Баландин 2000г, Н. И. Дворкина 2002 г)

В настоящее время остро стоит задача осмысления особенностей психического развития современных детей , в частности, их эмоциональной устойчивости, обеспечивающей положительные результаты общения, обучения и социализации. Эмоционально устойчивый человек продуктивен и успешен.

Физическое и психическое здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы , дарований и природных способностей. Особенно важно подчеркнуть, что физическое воспитание – это не только развитие двигательного аппарата и физических качеств , это еще и средство способствующее развитию всех областей головного мозга ребенка . В процессе физического воспитания создаются разнообразные ситуации, в том числе конфликтные, в которых выявляются и изменяются отношения дошкольника к обществу, к людям, к самому себе. Двигательная деятельность на фоне сильного эмоционального возбуждения приучает подчинять личные интересы интересам коллектива, владеть собой, проявлять дисциплинированность, честность, смелость, решительность. Наблюдается зависимость между состоянием психомоторного развития и проявление трудностей в эмоциональном, коммуникативном развитии детей . Выполняя свои специфические функции, физическое развитие объективно связано с такими приоритетными направлениями как умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание.

В связи с этим целью моего исследования было - определение возможностей физической культуры , как средства всестороннего развития личности ребенка-дошкольника .

Объектом исследования является : процесс физического воспитания

Предметом : разделы программы «Детство» и вытекающие из них

образовательные и воспитательные задачи

Первые шаги в математику

Развитие речи

Театрализованная деятельность

Экология-ребенок и мир природы

Социально-эмоциональное развитие

Гипотеза : предположим, что физическое воспитание , несет в себе функцию всестороннего развития личности ребенка .

Задачи :

Провести анализ литературных источников по исследуемой проблеме (разделы программы «Детство» )

Определить взаимосвязь физического воспитания с воспитательно-образовательными задачами Программы и возможностью их решения

Изучить имеющийся опыта внедрения воспитательно - образовательных задач в процесс физического воспитания .

Методы :

Анализ литературы

Изучение опыта

Наблюдение

Диагностическое исследование

одержание

Введение

1. Разделы программы «Детство»

2. Воспитательно-образовательные задачи разделов Программы реализуемые в процессе физического воспитания

3. Роль подвижных игр во всестороннем развитии личности ребенка .

Заключение

Литература

Приложение

разработки речетативов, элементов психогимнастики, дыхательных упражнений, релаксаций, мимических упражнений

примерные проекты

диагностика-экспертиза

1. Образовательные разделы программы «Детство»

1 Первые шаги в математику

2. Развитие речи

3. Театрализованная деятельность

4. Экология- ребенок и мир природы

5. Социально-эмоциональное развитие

2. Воспитательно-образовательные задачи решаемые в процессе физического воспитания

Первые шаги в математику :

Ориентировка в пространстве и выделение пространственных отношений;

количественный и порядковый счет и номер;

определение равенства и неравенства предметов по конкретному признаку (большой-маленький, длинный-короткий, высокий-низкий, тонкий-толстый) ;

различие геометрических фигур и правильное их название;

построение на группы по 2, по 3;

воспроизведение хлопков, движений на слух

Развитие речи :

Развитие темпа , ритма, тембра и интенсивности речи;

улучшение артикуляции;

профилактика различных нарушений звуковой культуры речи;

формирование художественно-речевых исполнительских умений;

развитие связной , монологической и выразительной речи.

Театрализованная деятельность :

развитие творческого воображения и фантазии;

имитация, импровизация и выразительность движений;

способность передавать через движение эмоциональное состояние;

способность входить в воображаемую ситуацию;

развитие жестов мимики и пантомимики;

воспитание эстетических чувств

Экология- ребенок и мир природы

усвоение основ экологической безопасности;

названия обитателей растительного и животного мира;

через движение , создание собственного образа к изображаемому персонажу;

развитие эстетических чувств .

валеологические основы :развитие интереса к активной двигательной деятельности;

привитие навыков здорового образа жизни;(профилактика и устранения вредных привычек

повышение резервных возможностей организма (сопротивляемость и закалка) .

воспитание у детей сознания того, что человек - часть природы и общества;

воспитание привычек личной гигиены ;

Социально-эмоциональное развитие

Самооценка собственного «Я» ;

воспитание морально-волевых качеств : доброжелательность, взаимопонимание, целеустремленность, честность, уравновешенность;

воспитание взаимопомощи и умения объединяться;

развитие коммуникативных способностей и воспитание толерантности;

развитие волевых навыков и преодоление трудностей

умственное и нравственное воспитание;

трудовое воспитание : старательное и аккуратное выполнение поручений, бережное отношение к предметам и оборудованию, уборка и расстановка физкультурных пособий;

Из опыта работы

Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется не только здоровье, но и осуществляется всестороннее развитие личности .

Я работаю в ДОУ руководителем по физической культуре . До этого работала много лет воспитателем и поэтому хорошо знаю психофизиологические особенности ребенка-дошкольника . В процессе своей работы приходилось заниматься самообразованием и перечитывать большое количество разных методик, программ и технологий из которых почерпнула много нового и интересного. Пришла к определенному выводу, что физическое воспитание не должно сводиться только к мускулатурной деятельности. Особенно меня заинтересовала «Программа педагогики –оздоровления» под редакцией В. Кудрявцева. Действительно, двигательная деятельность является чудесной основой для других видов учебно-воспитательной работы. А совершенствование старых и создание новых организационно-методических подходов (традиционных и нетрадиционных) позволило обеспечить улучшению результатов в воспитании и образовании.

В процессе исследования своей педагогической работы, в должности инструктора по физкультуре, с новой точки зрения проанализировала всю двигательную деятельность детей. Пришла к выводу, что с введением в физкультурно-оздоровительную работу с детьми, новых методик и технологий, появилась возможность решать сопутствующие задачи образовательного и воспитательного характера. Такие как : первые шаги в математику, развитие речи , театрализованная деятельность, экология, валеология, социально-эмоциональное развитие .

Математика и физическая культура… Казалось бы, ну никаких параллелей здесь провести невозможно, но на деле совсем не так. Уже на первых этапах обучения ребенка ходьбе прослеживаются и первые результаты. Например, ходьба под счет 1,2-3,4. И если обратить глубокое внимание на программные требования по физическому воспитанию , то можно проследить каким образом решаются задачи математики в разных видах движений.

ходьба с ориентировкой в заданном направлении (диагональ, середина зала, «змейка»

ходьба со счетом «10 шагов на носках, 8 шагов на пятках» ;

ходьба с заданием «изобрази части суток» ;

ходьба под речетативы «раз шажок и два шажок, левый-правый сапожок» ;

различные перестроения и построения по 3, по 2, «парами» , в «круг» ;

расчеты на 1-2;

повороты на право, налево;

прыжки с заданием через «низкую скамейку» , через «высокую» скамейку;

прыжки, наклоны. повороты, упражнения для рук и ног по названному числу или показанной цифре;

шаги и прыжки на один больше или на один меньше

прыжки с поворотами на 900- 1800

Можно давать детям упражнения на познание величины предметов и сравнение конкретных протяженностей через двигательный анализатор

Например, детям предлагаем пройти по «широкой-узкой» , «короткой-длиной» дорожке. Перешагнуть через «широкий» , «узкий» ручеек. Дети анализируют, где удобней шагать. Пробежать «медленно-быстро» .

Дать задание на бросание, ловлю и метание мячей и различных предметов . Брось дальше, выше или в указанном направлении. Попутно определить какой формы мяч и его свойства.

В организации различных игр-эстафет ребенку предлагаем определить количество предметов, провести группировку по форме, либо сравнить предметы по величине. Например, каждому участнику команды по очереди надо допрыгать на правой ноге до обруча, положить в него 5 маленьких кубов и 3 больших, или из разложенных геометрических фигур убрать лишние. Раздать детям карточки с геометрическими фигурами и построиться в группы «квадраты» , «треугольники» , «круги» -чья группа самая быстрая. Сделала карточки с геометрическими фигурами, дети получают задание в зависимости от изображенной фигуры : «квадрат» -шагают, «круг» -прыгают, «треугольник» -приседают. Интерьер нашего физкультурного зала мы оформили различными геометрическими фигурами. Разрисовали пол и стены квадратами, кругами, треугольниками разных цветов и размеров. Обучая детей различным видам ходьбы и бега , предлагаю ориентироваться по геометрическим фигурам : «шагаем до квадрата, поворот у треугольника» . Даю задания на развитие глазомера «попади мячом в круг, квадрат, треугольник» .

Для снятия напряжения и усталости у детей, применяю различные виды упражнений с воспроизведением хлопков, движений на слух. Например, предлагаю поиграть в «капельки дождя» - дети хлопают в ладоши в соответствии с текстом :

«Начался дождь и упала одна капля -1 хлопок

Упало 2 капли - 2 хлопка

Упало 3 капли – 3 хлопка

и так до 5 или 10 капель, затем обратный счет

«Дождь заканчивается – упало 5 капель-5 хлопков

Упало 4 капли- 4 хлопка» и т. д.

Упражнения для мелкой моторики рук содержат математический счет :

(дети складывают ладони, отбивают хлопки пальцами, прижимая нижнюю части ладони плотно друг к другу : 1,2,3,4 кто живет у нас в квартире? 1,2,3,4,5 всех могу пересчитать-пальцы прижимают и хлопают ладонями «папа, мама, брат» … и т д.)

При организации подвижных игр, выбираем ведущего по различным считалкам , которые содержат математический счет. (один, два, три.)

Такой подход к организации двигательной активности, позволяет детям лучше осознать математические представления и решать в некоторой степени проблемы связанные с усвоением поставленных программных задач по математике : количественный и порядковый счет, обратный счет, названия геометрических фигур, ориентировку в пространстве и т. д.

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиям многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Чем выше двигательная активность ребенка , тем лучше развивается его речь . Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, рук, туловища, головы подготавливает и совершенствует движения артикулярных органов (губ, языка, нижней челюсти, которые являются ведущими в формировании правильного звукопроизношения. С одной стороны, двигательная активность помогает интенсивней развивать речь ребенка , с другой- формирование движений происходит при участии речи.

Возникали трудности ходьбы скрестным шагом, предложила детям делать эти шаги под потешку «лиса по лесу ходила» … результат был очевиден, я смогла сформировать движение при участии речи.

Обратила внимание на то, что чем меньше двигательный опыт детей, тем меньше их словарный запас. К таким выводам я пришла, когда стала использовать в своей практике «речитативы» . И особым объектом исследования стало развитие речи детей в момент двигательной активности. Речитативы в комплексе с движениями позволяют активизировать речевую деятельность детей. Развивается взаимосвязь речевой деятельности с движениями. У детей быстрее происходит переход к активной речи, совершенствуется сама речь. В результате сопровождения движений стихами развивается у детей словесная , произвольная и непроизвольная память. Ходьба под речевки и речитативы развивает темп , ритм, тембр и интенсивность голоса ребенка .

Через подвижные игры с текстовым сопровождением развивается монологическая речь , художественно-речевые исполнительские умения. У детей с дефектами речи улучшается артикуляция, идет профилактика нарушения звуковой культуры речи. Прекрасным средством для развития творческой речевой деятельности являются русские народные игры, т. к. практически все они содержат словесность.

Такая положительная динамика обуславливает целесообразность использования «речитативов» , различных подвижных игр со словами текстами, в двигательной активности детей.

В различных видах упражнений и действий с предметами развивается мелкая моторика рук . Общеразвивающие упражнения с платочками, кубиками, флажками, мячами, кольцами и шариками укрепляют кисть ребенка и развивают моторику . Разнообразные цвета флажков, мячей, пособий формируют у детей восприятие цветовой гаммы. Цветовая палитра окрашенных стен, пола физкультурного зала радует глаз ребенка и помогает различать оттенки цвета.

Важнейшая особенность творчества дошкольника – насыщенность яркими, положительными эмоциями, благодаря чему оно обладает большой притягательной силой и ведет к развитию новых мотивов деятельности, формирующих эвритическую личность » (Развитие креативности дошкольников. М. изд. знания, 2007 г).

Театральная деятельность в ДОУ - это огромный потенциал энергетического и эмоционального запаса для деятельности детей. В физкультурно-оздоровительной работе с детьми появились новые нетрадиционные формы и методы организации физкультурных занятий - тематические, сюжетные, игровые. В результате такого нововведения появилась уникальная возможность решать задачи и театральной деятельности. С введением в практику своей работы различных тренингов , упражнений на релаксацию, психогимнастики, пришла к выводу, что такие нетрадиционные формы непроизвольно способствовали созданию «маленького театра физкультуры» . Детям очень нравится выполнять «подражательные» движения по карточкам, на которых изображены животные или предметы.

Например, раздаю карточки каждому ребенку , он не показывает, другу. Затем прошу по очереди каждого ребенка изобразить в движении, что нарисовано на карточке у него, все должны угадать и назвать, что это или кто это.

Таким образом, развивается творческое воображение и фантазия ребенка .

Проведение развлечений , досугов и праздников физкультурно-оздоровительной направленности, с участием сказочных персонажей, позволяют выявить у детей артистические способности. Дети участники, во время развлечения , становятся настоящими маленькими актерами и актрисами.

Мир экологии- также в некотором виде является полем деятельности физической культуры . Для поддержания интереса к двигательной активности, я сделала подборку стихов и четверостиший для общеразвивающих упражнений , вводной части занятия и гимнастики. Дети с удовольствием двигаются под чтение стихотворений с сюжетом. Через стихотворную форму в сочетании с движениями дети пополняют знания о разных видах обитателей животного и растительного мира, создают собственные образы к персонажам. Через элементы упражнения психогимнастики, у детей, развиваются эстетические чувства : «солнышко-колоколнышко» , «мы-теплые, нежные лучики» , «красивые цветы» . Релаксация под аудиозапись-журчание ручейка, голоса птиц, шум морских волн, вызывает эмоциональный отклик в сердцах детей. Элементы релаксации активизируют деятельность нервной системы, регулируют настроение и степень психического возбуждения, позволяют ослабить вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение.

Проблема сохранения и укрепления здоровья человека становится все более острой, требующей серьезного педагогического осмысления и решения. В связи с этим физическое воспитание через привитие основ валеологической культуры актуально уже в дошкольном возрасте.

Валеология – наука о том, как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра. Валеологическое воспитание должно быть глубоко национальным, т. е. базироваться на культурном опыте народа, его традициях, обычаях, обрядах и формах социальной практики.

Рост болезней «цивилизации» настоятельно требует формирования у детей начиная с дошкольного возраста, основ здорового образа жизни. Перед нами стоят задачи : учить детей любить себя и окружающих, свое тело, свой организм, формировать представления о строении своего тела, формировать отношение к собственному здоровью, как единому целому. Необходимо научить ребенка с раннего детства умно относиться к своему здоровью, уважать физическую культуру , закаливать свой организм, рационально питаться. Выполнение комплекса этих мероприятий обеспечивает оптимальное физическое развитие и хорошее состояние здоровья детей.

Работая в этом направлении, я стараюсь прививать детям интерес к активной двигательной деятельности, прививаю навыки к здоровому образу жизни, что способствует формированию у детей валеологических основ, повышаются резервные возможности организма, сопротивляемость к болезням, развивается закалка . На занятиях, при выполнении физических упражнений дети получают элементарные представления о строении собственного тела, функциях и назначениях внутренних органов и систем организма. Через систему специальных упражнений и игр дети знакомятся с признаками здоровья (правильная осанка, походка, учатся защищаться от микробов, избегать опасных мест, при необходимости оказывать себе и другим элементарную помощь.

Формирование личности дошкольника в процессе физической культуры , еще одна задача, которая решается в процессе двигательной активности. Главная цель развития личности – реализация ребенком своего «Я» , а также переживания в качестве индивида – успешно может решаться в процессе выполнения физических упражнений .

«Движение, даже самое простое, дает ребенку пищу детской фантазии, развивает творчество , которое является высшим компонентом в структуре личности , представляет собой одну из наиболее содержательных форм психической активности ребенка , которую ученые рассматривают как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение разнообразных видов деятельности.

Занимаясь самообразованием и изучая материалы учебного курса В. Г. Алямовской, «Современные подходы к оздоровлению детей в ДОУ» , меня заинтересовала лекция с темой «психофизические и социально-психологические факторы здоровья». Я согласна с утверждением, того, что «здоровье не есть признак духовности» , другими словами можно быть физически крепким человеком , но при этом психически ущербным» (В. Г. Алямовская) . И в своей практической работе я стараюсь создать условия, обеспечивающие и психическое, и физическое здоровье детей .

Процесс обучения детей ставлю таким образом, чтобы вызвать заинтересованность и эмоциональный отклик. Особую роль уделяю игровым двигательным заданиям, подвижным играм, развлечениям , которые всегда интересны детям, т. к. они обладают большим эмоциональным зарядом. В большой мере этому способствует увлекательная двигательная деятельность, связанная с четкой установкой на результат (игры-драматизации, спортивные и подвижные игры, спортивные упражнения, игры-эстафеты). И если моих воспитанников спросить : в какую игру будем играть», можно не сомневаться- ответят : «Никанориху» или «Бояре» . Ведь именно такие игры вызывают положительные эмоции. Фольклор – эмоционально – образное средство влияния на детей. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств.

Физическое воспитание закладывает основы трудового воспитания ребенка . Дети помогают мне приготовить инвентарь к занятиям- расставляют скамейки, раскладывают пособия и атрибуты. С младшего возраста приучаю детей бережно относиться к инвентарю и в конце занятия обязательно убирать свое рабочее место.

При выполнении таких заданий у детей вырабатываются положительные привычки : старательность, прилежность, аккуратность.

Много раз мне доводилось наблюдать, как дети стараются преодолеть определенные трудности, связные с выполнением двигательных заданий и упражнений на продолжительное и многоразовое и монотонное повторение. Например, упражнения с предметами, требующие усилия :

Сделать 8-9 приседаний, поворотов, наклонов («мы наклоны выполняем, но колени не сгибаем» ) и т. д. Усвоение нового материала, так же требует от ребенка определенных физических и психических усилий. Особенно при выполнении упражнений для гибкости суставов. Ребенок оценивает свое «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества , как самоуважение, гордость.

Физическое воспитание обладает огромным потенциалом в эстетическом воспитании дошкольника – формирует красоту телосложения и движения человека.

Занятия физическими упражнениями создают благоприятные условия для эстетического воспитания. В процессе занятий формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения , воспитывается понимание простоты и изящества движений.

детей. В ДОУ был создан художественно-спортивный кружок «Елочка» . Направленность которого – эстетическое развитие во взаимодействии с физическим воспитанием .