Съемка морского пейзажа

Съемка морского пейзажа, наверное, никого не оставит равнодушным – мощная энергетика воды способна сразу поднять настроение (рис. 7.45).

Рис. 7.45. Море в холодную погоду

Не только в разное время суток, но и в разную погоду море выглядит совершенно по-разному. Морской пейзаж выглядит холодным, когда солнца немного или оно спряталось. Вы можете сделать суровый пейзаж, привлекающий своей величественностью.

В ветреную и штормовую погоду море выглядит еще более эффектно (рис. 7.46). Форма и размер волн непрерывно меняются. Если вы не будете торопиться, и понаблюдаете за волнами, то сделаете красивый кадр. Чтобы поймать удачно волну, попробуйте снимать сериями. Снимая море, не забывайте следить, чтобы линия горизонта была параллельна границам кадра.

Рис. 7.46. Ветреная погода

В спокойную безмятежную погоду, когда солнце весело заглядывает в объектив, вы можете передать игру света на волнах – «зайчики» придадут снимку тепло, сделают летние воспоминания более радостными (рис. 7.47). Подобные сюжеты – блики на воде, фактура песка на пляже, камней, гальки – очень выигрышны при жестком освещении.

Рис. 7.47. «Зайчики» на волнах

Когда солнце начинает садиться, морской пейзаж открывается фотографу с другой стороны – будто сказка, преображается фактура и цвет поверхности моря (рис. 7.48). Эффектно выглядят закатные облака.

Рис. 7.48. Морской пейзаж на закате

Не только пейзаж, но и фрагмент, «вырванный» из общей картины телеобъективом, может быть интересным (рис. 7.49). Для усиления эффекта вы можете сознательно передержать снимок.

Рис. 7.49. Снимая морские пейзажи, не забывайте о фрагментах

Чтобы сделать пейзаж эффектным, постарайтесь включить в композицию морских птиц, лодку, корабль. Для заполнения переднего плана подойдут скалы, камни, коряга, морские водоросли, ракушки (рис. 7.50).

Рис. 7.50. Заполненный передний план

Великолепно смотрятся закаты и рассветы, снятые на берегу моря, – постарайтесь передать на них скалы или камни. Снимая с длинными выдержками, вы передадите движение воды. Такие пейзажи выглядят очень романтично. Важно определить не только удачную точку съемки, но и время заката или рассвета, а также «угадать» с погодой.

При съемке восходов постарайтесь застать на небе отдельные облака – чистое или полностью затянутое тучами небо в этом случае менее удачно. Безоблачное небо на закате более привлекательно для съемки, чем на рассвете, но облака тоже делают закат очень эффектным. Съемка на закате дает более теплые и красные оттенки. Дымка, которая создается за день, убирает синюю часть спектра и дает рассеянный свет.

Чтобы сделать красивые снимки, желательно прийти на место съемки минут за 30–40 до рассвета или заката.

Попробуйте лечь на песок или гальку и снять с нижней точки (рис. 7.51) – такой прием часто дает очень интересный результат.

Рис. 7.51. Нижняя точка съемки

Вы можете сфотографировать великолепные виды не только с берега, но и с корабля или другого плавсредства (рис. 7.52). Здесь важно расположиться так, чтобы дым от трубы не проходил перед объективом, а брызги от волн не попадали на камеру. Также следите за выдержками, чтобы они не оказались длинными.

На большинстве карт не указаны границы морей, поэтому создаётся впечатление, что они просто плавно переходят друг в друга и в океаны. Но на самом деле границы морей проходят не только по морскому дну. Разная плотность, солёность и температура приводят к тому, что на стыке морей словно наталкиваются друг на друга две стены. В нескольких местах на Земле это даже визуально заметно!

Наиболее ярко границы морей (или моря и океана) видны там, где возникает вертикальный галоклин. Что это за явление?

Галоклин - это сильная разница в солёности между двумя слоями вод. Жак Ив Кусто обнаружил это же явление при исследовании Гибралтарского пролива. Слои воды разной солёности как будто разделены плёнкой. В каждом слое - своя флора и фауна!

Чтобы возник галоклин, один массив воды должен быть солоней другого в пять раз. В этом случае физические законы будут мешать водам смешиваться. Любой может увидеть галоклин в стакане, налив туда слой пресной и слой солёной воды.

А теперь представьте вертикальный галоклин, возникающий при столкновении двух морей, в одном из которых процент соли раз в пять выше, чем в другом. Граница будет вертикальной.

Чтобы увидеть это явление своими глазами, поезжайте в датский город Скаген. Тут-то вы и увидите место, где встречаются Северное море с Балтийским. На границе водораздела часто можно наблюдать даже небольшие волны с барашками: это наталкиваются друг на друга волны двух морей.

Граница водораздела так сильно заметна по нескольким причинам:

Балтийское море сильно уступает по солёности Северному, плотность у них разная;
- встреча морей происходит на небольшой площади и к тому же на мелководье, что затрудняет смешение вод;
- Балтийское море - приливное, его воды практически не выходят за пределы бассейна.

Но, несмотря на эффектную границу этих двух морей, воды их понемногу смешиваются. Только поэтому Балтийское море и обладает хотя бы небольшой солёностью. Если бы не поступление солёных потоков из Северного моря через это узкое место встречи, Балтийское вообще было бы огромным пресноводным озером.

Похожий эффект можно наблюдать на юго-западе Аляски. Там Тихий океан встречается с водами Аляскинского залива. Они тоже не могут сразу смешаться, и не только из-за разницы в солёности. У океана и залива - разный состав воды. Эффект очень колоритен: воды сильно различаются по цвету. Тихий океан более тёмен, а пополняемый ледниковыми водами Аляскинский залив - светло-бирюзовый.

Визуальные границы водных бассейнов можно увидеть на границе Белого и Баренцева морей, в Баб-эль-Мандебском и Гибралтарском проливах. В других местах водные границы тоже существуют, но они более плавные и не заметны глазу, так как смешение вод происходит более интенсивно. И всё-таки, отдыхая в Греции, на Кипре и на некоторых других островных курортах, несложно заметить, что море с одной стороны острова ведёт себя совершенно иначе, чем море, омывающее противоположный берег.