ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО РЕГИОНА КАК ПУТЬ К ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ Фролов Илья Николаевич,

кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой прикладной математики и информационных технологий, член-корр. Академии информатизации образования,

Липецкий государственный педагогический университет,

г. Липецк, Россия f_i_n@rambler. ru

Статья посвящена повышению уровня методической компетентности учителя посредством формирования единого информационно-методического пространства и создания регионального сетевого методического сообщества.

Ключевые слова: методическая компетентность; информационное образовательное пространство; сетевое методическое сообщество.

UNIFIED INFORMATION METHODOLOGICAL SPACE REGION AS A WAY TO IMPROVE THE LEVEL METHODOLOGY COMPETENT TEACHER Ilya Frolov,

candidate for Education sciences, associate professor, head department of Applied Mathematics and Information Technology, corresponding member Academy of Informatization of Education,

Lipetsk State Pedagogical University, Lipetsk, Russia f_i_n@rambler. ru

Paper is devoted to raising the level of methodological competence of the teacher through the formation of a unified information and methodological space and creating a regional network of methodical community.

Keywords: methodological expertise; information education space; network methodical community.

Парадигма современной педагогической науки в XXI веке, когда информация максимально быстро устаревает и теряет свою актуальность, движется от понимания обучения как процесса передачи знаний, умений и навыков к обучению как формированию способности учиться, самообразовываться, к развитию познавательных потребностей.

В своём интервью от 19.02.2011г. министр образования и науки Российской Федерации А. Фурсенко определил цель современного образовательного процесса в школе следующим образом: «Необходимо научить учиться» .

Таким образом, происходит изменение дидактических основ образования, изменение его целей, что закономерно и проанализировано крупнейшими отечественными дидактами: «...цели меняются из-за изменений, непрерывно происходящих в мире и человечестве. Это небыстрые изменения, но они есть. Например, такой глобальный процесс, как информатизация - привносит изменения в образовательное целеполагание» .

Изменение целей образования, безусловно, влечет за собой соответствующие изменения в условиях обучения, его формах, методах и др. В рамках государственных инициатив последних лет: «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» - 2001г., «Наша новая школа» - 2009г. -были произведены закупки новейшего оборудования, активно внедрялись элементы дистанционного обучения, внедрена новая форма контроля знаний -ЕГЭ и др.

Однако, как ни парадоксально, эти изменения никак не затронули такого важного субъекта образовательного процесса, как учителя. А ведь, по замечанию профессора А.В. Могилёва, «Приоритетом программ модернизации дол-

жен стать учитель. Только с появлением учителя нового типа, нового поколения возможна реальная модернизация российской школы».

Учитель, реализующий новую цель образования, должен обладать способностью к непрерывному образованию, в том числе самообучению и самообразованию, понимаемому нами как «самостоятельное овладение совокупностью педагогических ценностей, технологий, творчества» .

Непосредственную помощь в организации непрерывного образования, повышении квалификации, профессионализма, развитии творческой инициативы учителя призвана обеспечить методическая служба школы, района, региона.

Однако, процесс перестроения форм организации методической работы на новые модернизационные «рельсы» идёт сложно.

Несмотря на произошедшие кардинальные изменения в системе образования РФ, методическая служба на всех её уровнях, в большинстве случаев, остаётся неизменной на протяжении последних десятилетий.

В городских и крупных сельских школах существуют методические объединения (кафедры) по предметам и циклам предметов, по виду воспитательной работы. Такие объединения могут быть общешкольными или - в необходимых случаях - дифференцированными по ступеням обучения. В рамках объединений организуются семинары, конференции, педагогические чтения и т.п. Но, безусловно, основная форма методической работы - посещение открытых уроков и внеклассных занятий с последующим педагогическим анализом и обсуждением. К сожалению, нельзя говорить о методической грамотности учителя-предметника, урок которого проанализирован внутри одной школы, или одним методистом. То же происходит и с учителями малокомплектных школ, которые работают, как правило, в межшкольных методических объединениях, создаваемых органами образования на базе опорных школ.

Резюмируя сказанное, можно говорить о том, что ни обязательные курсы повышения квалификации (один раз в пять лет!), тематика которых зачастую не интересна учителю, ни методические объединения учителей предметников, в большинстве своём представляющие неинформативное общение в узкоогра-

ниченном кругу - «варение в собственном соку», не отвечают принципам модернизации образования и не способствуют профессиональному росту учителя.

Низкий уровень мобильности методической службы в контексте современных модернизационных процессов в образовательной системе, её «негибкость», тем более тревожны и требуют скорейших коренных преобразований, потому что именно в рамках методической службы происходит развитие профессиональных компетентностей современного учителя, в том числе ключевой из них - методической компетентности, что непосредственно влияет на качество современного образования и определяет «лицо» российской школы. Так, Т.А. Загривная и ряд других исследователей выделяет методическую работу как ведущий фактор становления методической компетентности, являющийся важной составляющей профессиональной компетентности педагогов .

В.А. Адольф, рассматривая профессиональную компетентность педагога, отмечает, что она включает систему органически связанных друг с другом частных видов компетентностей: методологическую, специальную, коммуникативную, предметную, психолого-педагогическую и методическую компетентность. Причём именно методическая компетентность среди различных видов компетентностей занимает ведущее место: «...она в известной степени интегрирует всю систему специально-научных, психологических, педагогических знаний и умений» .

Изучением проблемы формирования и развития методической (научнометодической) компетентности, методической подготовки педагогов занимались отечественные исследователи С.Г. Азаришвили, Т.Н. Гущина, Т.А. Загривная, Т.Э. Кочарян, И.Ю. Ковалева, А.А. Майер, А.В. Могилев, Т.И. Ша-мова и многие другие.

Т.Н. Гущина определяет методическую компетентность как интегральную многоуровневую профессионально значимую характеристику личности и деятельности педагогического работника, опосредующую результативный профессиональный опыт; как системное образование знаний, умений, навыков педаго-

га в области методики и оптимальное сочетание методов профессиональной педагогической деятельности .

В.А. Адольф под методической компетентностью учителя понимает интегративную многоуровневую профессионально значимую характеристику его личности, выражающуюся в наличии ценностного отношения к педагогической профессии, профессиональных знаний и умений, взятых в единстве .

Причём, стоит отметь, что инновации в образовании определяют основную характеристику методической компетентности как «актуализацию», что, по мнению Ю.В. Варданян, «проявляется в состоянии актуализированного умения личности познавать, мыслить, общаться, действовать, выдвигать и разрешать определенные классы задач, анализировать ход и результаты их решения, постоянно вносить целесообразные коррективы, сформированные на основе синтеза теории и практики». Согласно такой трактовке, специалист с высшим образованием может руководствоваться правилом: «Хочешь быть компетентным, учись актуализироваться в любой ситуации» .

Высокая гибкость и способность к адаптации, открытость к инновациям становятся важнейшими характеристиками методической компетентности учителя как основного компонента профессиональной компетентности.

Таким образом, внутри методической системы российского образования вскрывается «гордиев узел», сложнейшее противоречие, требующее незамедлительного разрешения. С одной стороны, обществом, заказчиком образования, предъявляются высочайшие требования к профессиональной и, в первую очередь, методической компетентности учителя, требования к успешной реализации процесса непрерывного образования с ярко выраженной тенденцией к самообразованию и самообучению. С другой стороны, методическая служба, призванная оказать учителю всяческую помощь в развитии методической компетентности, актуализировать его знания и умения, определить вектор самообразования в инновационной среде, сама оказывается далека от бурно протекающих модернизационных процессов, в основной своей массе предпочитает использование «проверенных» форм и методов организации методической работы

и игнорирование вариантов организации процесса, опирающихся на инновационные технологии.

Разрешение данного противоречия возможно только путём реорганизации методической службы системы образования каждого региона РФ, учитывая его социальную, культурную, геополитическую и экономическую специфику, на основах инноваций.

Подобных преобразований в самой краткосрочной перспективе требует и изученная нами, причём не только в теории, но и в практической деятельности школьного учителя-предметника и эксперта Отдела аттестации Управления образования и науки Липецкой области, деятельность методической службы региона.

На сегодняшний момент можно утверждать, что методическая работа в Липецкой области реально существует только на уровне отдельно взятых школ. Однако нельзя говорить об абсолютном отсутствии попыток внедрения инноваций в данный вид педагогической деятельности. Такие попытки существуют, но их результативность невысока. Так, на Образовательном портале города Липецка в рамках осуществления централизованной поддержки учителей был создан банк методических разработок уроков (http://www.edu.doal.ru). Как одно из звеньев методической поддержки учителей, некая «копилка идей», он, бесспорно, имеет право на существование. Но только в общей канве методической работы. В то время как его абсолютизация, напротив, порождает гораздо больше отрицательных моментов. Данный вид работы осуществляется на основе односторонней связи, учитель не имеет возможности ни высказать свое мнение по поводу представленной разработки, ни услышать мнение коллег. Игнорируется важнейший в педагогике принцип «диалога», а представленные разработки выполняют лишь функции «образца». Всё это по ряду пунктов не соответствует ни основам педагогической дидактики, ни принципам Федеральной программы развития образования.

На наш взгляд, на сегодняшний день организация методической работы региона, как части системы непрерывного образования преподавателей, требует

принятия решительных мер, направленных на внедрение инноваций и формирование единого информационно-методического пространства (ЕИМП).

Под единым информационно-методическим пространством (ЕИМП) образовательной системы мы понимаем составную часть информационного образовательного пространства региона, включающую в себя комплекс мер по организации методической поддержки учителей и мероприятий, направленных на повышение качества преподавания посредством использования информационных технологий .

Единое информационно-методическое пространство мыслится нами как обязательный структурный компонент сущности, определяемой в современной педагогике термином «информационное образовательное пространство», находящееся с ним в отношении «часть - целое».

Развитие единого информационного пространства образовательной системы является одной из центральных задач модернизационных инновационных процессов российского образования, что закреплёно законодательными актами и положениями, фиксирующими концептуальные основы информатизации сферы образования Российской Федерации на федеральном уровне.

Актуальность этого педагогического направления доказывает и рост числа исследований по информатизации образования, проведенных в последнее время (К.К. Колин, А.В. Могилев, И.В. Роберт, Н.Н. Хахалева и др.).

Анализ психолого-педагогической и технической литературы позволяет нам под информационным образовательным пространством понимать совокупность банков и баз данных, технологий их сопровождения и использования, информационных телекоммуникационных систем, функционирующих на основе общих принципов и обеспечивающих информационное взаимодействие организаций и граждан и удовлетворение их познавательных потребностей.

Так как одной из задач функционирования информационного образовательного пространства является повышение уровня методической компетентности учителя как путь к повышению качества образования в целом, то необходимой составляющей информационного образовательного пространства является именно единое информационно-методическое пространство образователь-

ной системы региона, основанное на сетевом взаимодействии учителей-предметников .

Причём основным принципом успешного функционирования ЕИМП является осуществление «диалога» на нескольких уровнях: учитель - учитель, учитель - методист, методист - методист, учитель - органы управления системой образования, методист - органы управления системой образования. Диалогиза-ция подразумевает повышение квалификации путем сетевого обмена информацией, сотрудничество с коллегами из других образовательных учреждений региона, выработку учителем собственной позиции в контакте с методистом, обмен информацией между методистами, возможность выражения учителем и методистом собственной позиции по вопросам управления образовательной системой региона (примером актуальности и востребованности последнего выступает всенародное открытое обсуждение проекта закона «Об образовании» на сайте Министерства образования и науки РФ).

Возможность существования подобного диалога на самом высоком уровне и, более того, его необходимость, подкрепляется словами ректора АПК и ППРО

Э.М. Никитина: «Ровно так, через общение с добровольными объединениями преподавателей школы, и собирается выстроить новые партнёрские отношения Министерство образования и науки. При этом, как мы понимаем, учителя могут быть услышаны министерством, а министерство услышано учителями» .

Только диалогизация данного процесса может обеспечить новую ступень развития методической службы, уход от субъективности и навязывания определенных моделей к самостоятельному индивидуальному и творческому подходу учителя к выбору необходимых ему форм и методов осуществления своей деятельности.

Помимо диалогизации методической работы, к основным принципам функционирования ЕИМП мы относим принцип открытости, понимаемый нами как открытый доступ к информации, в то же время регулируемый авторским правом; принцип самостоятельности в плане самостоятельного выбора форм и методов обучения; принцип инициативности.

Концептуальное изменение принципов функционирования методической

службы влечет за собой изменение функционала и роли методиста как его структурной единицы и субъекта. Методист в ЕИМП мыслится как сетевой методист и от роли «лектора», «учителя для учителей» переходит в позицию наставника, тьютора, осуществляющего функции организации процесса и помощи учителю в определении вектора развития. В функции сетевого методиста входит:

Отслеживание появления новых информационных Интернет-

ресурсов;

Ведение сетевых коммуникаций в педагогическом Интернет-

сообществе;

Координация действий членов сетевого сообщества.

Проведенный анализ и созданная модель методической службы образовательной системы региона , позволяют нам определить её важнейшие компоненты. Правовой компонент представляет собой совокупность нормативноправовых актов, регулирующих деятельность субъектов ЕИМП на региональном уровне и не противоречащих федеральным актам, определяющим принципы информатизации и модернизации образовательной системы РФ. Программно-технический компонент подразумевает существование достаточной технической базы для функционирования ЕИМП: ПК, открытого доступа к сети 1п-temet, при необходимости, наличия локальной сети, сетевого программного обеспечения и банков программных продуктов образовательного назначения. Информационно-методический компонент подразумевает наличие непрерывно пополняющегося юридического, педагогического, психологического, методического и дидактического материала.

Субъектный компонент подразделяется на две группы - «Координаторы» и «Учителя». Первый представлен группой методистов различных уровней: куратор методической службы региона, представители координационного регионального методического центра (районные методисты, методисты-теоретики,

методисты педагогических вузов региона), координатор регионального методического центра, координатор сетевого сообщества методистов региона, сетевые методисты. Группу «Учителя» образуют сетевые методисты и инициативные представители преподавательской среды, объединенные в сетевые сообщества. Причем стоит дополнительно подчеркнуть, что сообщества такого рода не могут быть специально спроектированы, организованы или созданы в приказном порядке. Возможно только создание условий, которые бы облегчали их формирование. Благодаря сетевой поддержке перед сообществами обмена знаниями открываются новые возможности по представлению своих цифровых архивов и привлечению новых членов. С развитием компьютерных технологий у сообществ обмена знаниями появляются новые формы для хранения знаний и новые программные сервисы, облегчающие управление знаниями и использование этих знаний новичками, находящимися на периферии сообщества.

Формирование сетевого сообщества учителей-предметников на каждой ступени системы образования:

1) позволит выявить наиболее выраженные проблемы по формам и

методам обучения;

2) обеспечит функциональное развитие всей системы образования;

3) повысит качество обучения;

4) разрешит споры по вопросам непрерывного образования;

5) предоставит доступ к информации по выбору форм и методов обучения.

Основной вектор направления работы всей методической службы определяет Координационный центр, в состав которого входят научные работники и районные методисты.

По нашему мнению, Координационный центр должен базироваться на методических службах каждого района области и ведущих педагогических ВУЗов региона. Он представляет законы функционирования сетевой организации и приоритеты развития, имеет собственное авторское содержание относительно общей методической проблематики, собственные ресурсы и инфраструктуру для осуществления своего содержания.

Нельзя не учитывать и работу районных методических центров. На них возлагается роль координаторов сетевого сообщества методистов региона. Именно районный методист является связующим звеном между теорией и практикой преподавания дисциплин, определяет стратегию развития методов преподавания в данном районе.

Сетевая организация методической работы содействует более качественному обмену опытом между преподавателями не только конкретного образовательного учреждения, но и всего района, области.

Основными задачами сетевой организации методической работы являются:

■ обеспечение информационной поддержки образовательного процесса, научной, инновационной и методической работы во всех учреждениях сетевой организации;

■ повышение эффективности использования методических ресурсов;

■ расширение возможностей для повышения квалификации педагогических кадров в соответствии с потребностями развивающейся системы образования;

■ объединение усилий и возможностей методических и других учреждений для внедрения в свою деятельность современных информационнокоммуникационных технологий.

Сформировав единое информационно-методическое пространство образовательной системы региона, мы уйдем от предвзятости к анализу уроков, учителя-предметники смогут увидеть различные формы и методы проведения уроков по одной и той же теме и выбрать тот метод, на который будет дано наибольшее количество положительных оценок. Также мы сможем сформировать единую образовательную технологию - систему деятельности педагога и учащегося, основанную на определённом содержании и методах обучения.

Таким образом, важным шагом в модернизации образования, который приведет к повышению ключевого профессионального качества специалиста -методической компетентности, является выработка общей концепции формирования и развития единого информационно-методического пространства образовательной системы региона.

Литература

1. Словарь справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Мижериков; под общ. ред. П.И. Пидкасистого. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 448с.

2. http://www.rutv.ru/tvpreg.html?d=0&id=133502

3. Хуторской А.В. Современная дидактика: уч. пособие. - 2-е изд., пере-раб./ А.В. Хуторской. - М.: Высш. шк., 2007. - 639с.

4. Педагогика: уч. пособие для студ. пед. уч. заведений / В.А.Сластёнин., И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - 3-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2000.

5. Загривная Т.А. Становление научно-методической компетентности педагогов в процессе профессиональной деятельности [Электронный ресурс]: Дисс... канд. пед. наук. / Т.А. Загривная. - СПб: РГБ, 2006 - 178 с.

6. Адольф В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя / В.А. Адольф // Педагогика. - 1998. - № 1.

7. Гущина Т.Н. Формирование методической компетентности педагогических работников учреждений дополнительного образования детей в процессе повышения квалификации: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - Ярославль, 2001.

8. Адольф В.А. Профессиональная компетентность современного учителя: монография. - Красноярск: КГУ, 1998. - 310с.

9. Варданян Ю.В.Становление и развитие профессиональной компетентности педагога и психолога/ Ю.В. Варданян. - М.,1998.-179с.

10. Фролов И.Н. Понятие единого информационно-методического пространства образовательной системы региона // ДИСТАНЦИОННОЕ И ВИРТУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ. Москва, 2008. №5.

11. Фролов И.Н. Вопросы формирования ЕИМП образовательной системы региона // Вестник РУДН. Серия «Информатизация образования». / И.Н. Фролов. - Москва, 2008. №4.

12. Никитин Э.М. Учителя объединяются чтобы быть услышанными // Вестник образования, №1, 2011 [Электронный ресурс]:

http://www.vestnik.edu.ru/ oborpol2 210.html

Рецензент:

Могилев Александр Владимирович, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Академии информатизации образования, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук, заведующий кафедрой новых информационных технологий и средств обучения Воронежского государственного педагогического университета

Глоссарий по теме «Проектная деятельность»

Актуальность работы - обоснование актуальности заключается в объяснении, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.

Вопросы проекта - вопросы, на которые предстоит ответить участникам проектной группы, чтобы в достаточной мере уяснить и раскрыть тему проекта.

Гипотеза - предположительное (без доказательств) суждение об объекте исследования и закономерной связи явлений, основанное на фактах и анализе исходной информации, обязательный элемент в структуре исследовательского проекта.

Групповая проектная работа - совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющих общую проблему, согласованные методы и способы ее решения.

Дизайн (дизайн-спецификация)-важнейшая разновидность проектирования, целостный процесс изготовления изделия от идеи до реализации, нацеленный на то, чтобы изделие, отвечая потребностям человека, соединяло в себе красоту и функциональность.

Долгосрочный проект - проект продолжительностью от одной учебной четверти и более.

Задачи - комплекс мер, необходимых для достижения цели работы. Постановка задач основывается на дроблении цели на подцели, в результате чего может быть сформулировано несколько задач.

Защита работы - процесс представления результатов, презентации работы, включающий этапы вопросов-ответов и дискуссии.

Игровые (ролевые) проекты - участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Результатом деятельности может быть альманах, театрализация, видеофильм.

Информационный - тип проекта, в котором учащиеся добывают и анализируют информацию по поставленной проблеме, систематизируют полученную информацию в форме законченного продукта (презентация, буклет, видеоролик). Может являться частью исследовательского проекта.

Исследовательский - тип проекта, который имеет структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям, обязательным этапом является применение методов исследования и проведение экспериментов с фиксацией полученных результатов в конечный продукт.

Консультант - педагог или специалист, выполняющий работу эксперта и организующий доступ к необходимым источникам информации. Консультант привлекается к участию в проектной работе, если по отдельным вопросам компетенции руководителя недостаточно для осуществления выбранной темы.

Координация - способ управления работой группы обучающихся.

Краткосрочный проект - проводится на уроках по отдельному предмету иногда с привлечением знаний из другой учебной дисциплины.

Монопроект - это проект в рамках одного учебного предмета.

Международный проект - участниками проекта являются представители разных стран, для реализации требуются средства информационных технологий.

Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а также достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта.

Открытая (явная) координация - координатор участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя его участников, организуя в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников.

Оппонент - обучающийся или преподаватель, который во время защиты проекта выступает с возражениями по его содержанию, чтобы выявить возможные противоречия или другие недочеты представляемой работы.

Практико - ориентированный (прикладной) тип проекта, основной целью является решение социальных задач, которые отражают интересы участников проекта или внешних заказчиков, направлены на улучшение какого-то аспекта социальной жизни.

Портфолио (проектная папка) - подборка рабочих материалов и оформленных результатов работы над выбранной темой.

Презентация работы - процесс публичного представления заказчику или общественности результатов проектной работы.

Проблема - сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения.

Продукт проектной деятельности - разработанное участниками проектной группы реальное средство разрешения поставленной проблемы.

Проект: 1 ) Реалистичный замысел о желаемом будущем. Содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ осуществления.

2) Метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и её практическом достижении. В отличие от проектирования, проект как метод обучения не привязан к конкретному содержанию и может быть использован в ходе изучения любого предмета, а также может являться межпредметным .

Проектанты - члены проектной группы, участники работы над конкретным проектом.

Проектная деятельность - это целенаправленная организованная практико-исследовательская работа обучающегося или проектной группы обучающихся по решению одной из актуальных проблем (или ее аспектов) общественной жизни.

Проектные ситуации (для педагога) - различные социальные проблемы, которые можно решать с использованием метода проектов.

Региональный проект - это проект, организуемый или внутри одной школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарный, или между школами, классами внутри региона, одной страны.

Результаты проекта: 1 ) выход проекта; 2) портфолио проекта; 3) педагогический результат, выражающийся в развитии личностной и интеллектуальной сферы ученика, формировании у него определенных умений и навыков.

Рецензент - специалист, представляющий на защите проекта рецензию на подготовленную проектную и исследовательскую работу.

Руководитель проектной работы - педагог, непосредственно координирующий проектную работу группы или индивидуального исполнителя.

Скрытая координация - координатор выступает, как полноправный участник проекта.

Социальный проект - проект, ориентированный на решение той или иной реальной социальной проблемы.

Среднесрочный проект - разрабатывается в течение одного - двух месяцев. Такой проект, как правило, проводится во внеурочное время.

Структура проекта - последовательность этапов учебного проекта. Обязательно включает в себя постановку социально значимой проблемы, планирование деятельности по её достижению, поиск необходимой информации, изготовление с опорой на неё продукта, презентацию продукта, оценку и анализ проведённого проекта.

Творческий проект это самостоятельное учебно-творческое задание, выполняемое под руководством педагога и предусматривающее создание общественного полезного продукта (изделия), обладающее субъективной или объективной новизной.

Учебный проект - проект, осуществляемый учащимися под руководством педагога и имеющий не только прагматическую, но и педагогическую цель.

Цель проектной работы - модель желаемого конечного результата деятельности.

Этапы проектной работы - основные периоды работы над проектной и исследовательской работой .

Нормативные основания требований к профессиональным компетентностям современного учителя - Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждена Президент ом Российской Федерации Д.Медведевым 04 февраля 2010 г Пр-271 -Федеральная целевая программа развития образования на период годов, утверждена Распоряжением Правительства РФ 07 февраля 2011г. 163-р - ФЗ"Об образовании в Российской Федерации" -ФГОС основного общего образования -Приказ Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010г. N 761н г. раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования -Приказ Минобрнауки России от 24 марта 2010 г. 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений » Стратегические: Непосредственные:






Методическое пространство - это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а, в конечном счете - повышение качества и эффективности образовательного процесса. Марк Поташник










УровниНазначениеСредстваВиды деятельности Результаты, продукты деятельности Индивиду- альный 1.Непрерывное самообразование. 2.Решение проблемы собственных затруднений в профессиональной деятельности. 1.Самостоятель- ное изучение пед.литературы. 2.Консультации. 3.Курсовое повышение квалификации. Соотнесение собственных затруднений с опытом работы других учителей. 1.Картотека методических материалов. 2.Банк информации о лучшем педагогическом опыте. Групповой (творческие группы, Школы молодого учителя и др.) 1.Координация субъектов методического пространства для решения задач модернизации образования. 2.Выработка единых способов деятельности. Использование педагогических находок в практической деятельности. Различные формы взаимодействия. 1.Алгоритмы. 2.Способы работы. 3.Проекты. 4.Программы. 5.Планы. Коллективн ый (исследовате льские группы для разработки трудных тем, проблем и т.д.) 1.Оперативное реагирование на возникающие проблемы. 2.Выращивание лучшего педагогического опыта. 3.Разработка новых педагогических инструментариев. Приемы развития познавательной самостоятельно сти и творческого мышления. Разработка средств, приемов, способов работы. Описание и обобщение наработанного опыта.


Профессиональная компетентность учителя Деятельностная компетентность Исследователь- ская компетентность Аналитическая компетентность Заседания педагогического совета (тематические). Коммуникатив- ная компетентность Заседание методического совета. Организация работы над единой методической темой. Организация научно-практических конференций Организация проблемных методических семинаров. Организация и проведение предметных недель. Проведение открытых уроков и методических недель. Деятельность по моделированию УМК. Организация повышения квалификации учителей. Аттестация педагогических работников. Работа учителей над темами по самообразованию. Обобщение передового педагогического опыта.


Профессиональная компетентность учителя Деятельностная компетентность Исследователь- ская компетентность Аналитическая компетентность Заседания педагогического совета (тематические). Коммуникатив- ная компетентность Заседание методического совета. Организация работы над единой методической темой. Организация научно-практических конференций Организация проблемных методических семинаров. Организация и проведение предметных недель. Проведение открытых уроков и методических недель. Деятельность по моделированию УМК. Организация повышения квалификации учителей. Аттестация педагогических работников. Работа учителей над темами по самообразованию. Обобщение передового педагогического опыта.


Профессиональная компетентность учителя Деятельностная компетентность Исследователь- ская компетентность Аналитическая компетентность Заседания педагогического совета (тематические). Коммуникатив- ная компетентность Заседание методического совета. Организация работы над единой методической темой. Организация научно-практических конференций Организация проблемных методических семинаров. Организация и проведение предметных недель. Проведение открытых уроков и методических недель. Деятельность по моделированию УМК. Организация повышения квалификации учителей. Аттестация педагогических работников. Работа учителей над темами по самообразованию. Обобщение передового педагогического опыта.


КоллективныеГрупповыеИндивидуальные Научно-методический семинар, Открытый урок, День открытых дверей, Научно-практическая конференция, Педагогические чтения, Педагогический совет, Школа пед.мастерства, Методический марафон, Методическая выставка, Методический бюллетень, Панорама методических идей, Педагогическая ярмарка, Методический рукописный журнал, Деловая игра, Конкурс профессионального мастерства, Конференции учителей- стажеров, Постоянно действующие семинары, Школы педагогического опыта, Диспут (дискуссия), Круглый стол, творческая группа, Совет наставников, Взаимопосещения уроков, Педагогический консилиум, Педагогический клуб, проблемная группа, методическая оперативка, методический инструктаж, цикловые метод.объединения, творческие командировки, Школа молодого специалиста (мастера), Педагогический практикум, микро группы учителей, работающих по определенной проблеме, предметные и межпредметные семинары, Школа педагогического мастерства, опытно-экспериментальные группы, лаборатория Мастер-класс собеседование, самоанализ, консультация, самообразован ие, курсовая подготовка, авторская работа, тренинг, презентация авторской педагогической технологии, авторская школа, наставничество, тьютерство, стажировка, аспирантура, бакалавриат, и др. Формы методической работы.





Основные направления работы кафедры Создание банка данных о разработках в области теории и методики преподавания Создание картотеки специальной научной и методической литературы. Освоение новых программ, апробация новых учебников Диагностика затруднений учителей. ФУНКЦИИ КАФЕДРЫ Научно-теоретическаяУчебно-методическаяНаучно-исследовательская Разработка метод.рекоме ндаций по обучаемости и обученности школьников, методики контроля знаний учащихся. Разработка программ по отдельным предметам Анализ образовате льного процесса по учебным дисциплин ам кафедры Утверждение индивидуаль ных планов научно- методическо й работы преподавате лей кафедры Организация совместной работы с другими кафедрами


Предметно-ориентированные (изолированные группы) Комплексно- ориентированные Проблемные творческие группы Занимаются решением конкретного круга задач (например: применение инновационных технологий, интеграция в предметном обучении, разработка новых методов контроля знаний, исследовательская деятельность учащихся в рамках ученических проектов и др.). Работа нескольких групп над одними и теми же проблемами и направлениями (например: проектирование программных материалов развития школы под руководством научного руководителя школы, разработка комплексно-целевых программ и т.д.)




Обучение в аспирантуре Получение второго высшего образования Карьерный рост (внутригимназический) 4 уровень Курсовая переподготовка на базе БелРИПК и ППС Курсовая переподготовка на базе АПК и ПРО Дистанционные курсы Летние предметные школы Конкурсы профессионального мастерства 3 уровень Работа в составе проблемно-творческих групп Работа в составе предметных кафедр Работа в составе ГМО Работа экспертами ГАК, членами ГЭК, ТЭК, членами жюри олимпиад 2 уровень Работа над темой по самообразованию Презентация опыта работы Обобщение опыта работы Диссеминация опыта работы 1 уровень МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ





УЧАСТИЕ В ВЕБИНАРАХ год «Учебные комплекты для классов по литературе. Методические принципы работы с ними». «Актуальные проблемы преподавания комплексного курса Основы религиозных культур и светской этики». «Подготовка к ГИА 2012 по биологии. Перспективы развития контрольно-измерительных материалов в 2013 году». «Методика применения на уроках технологии учебно-методического комплекта технологического содержания (УМКтс) «Технология. Технический труд» для учащихся 5-7 классов Издательство ДРОФА «Формирование УУД средствами УМК «Ритм». «Духовно-нравственное воспитание в процессе обучения межкультурному общению в условиях реализации ФГОС». Видеоконференция АПК и ППРО по теме «Непрерывные курсы истории и обществознания в Образовательной системе «Школа 2100» Региональный конкурс на лучшую постановку спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательных учреждениях Региональный конкурс учителей математики «Интерактивная математика в образовательных учреждениях XXI века» Региональный конкурс «Методический портфель учителя биологии, географии, физики, химии» Конкурс мастер-классов межрегиональной ярмарки педагогических инноваций Областной конкурс «Инновации в образовательном учреждении» Второй Всероссийский открытый конкурс авторских программ, учебно- методических материалов и виртуальных ресурсов по повышению родительской компетенции. Всероссийский конкурс методических разработок по организации процесса обучения русскому языку (в рамках Фестиваля русского языка).
наличие кадров, создающих образцы педагогической и управленческой деятельности наличие кадров, способных и желающих обучать и передавать им свой опыт микроклимат, ориентированный на обмен опытом и сотрудничество наличие возможностей для профессионального общения наличие задач, требующих совместной деятельности наличие изменений в профессиональной среде приведение предметной среды в соответствие с новыми образовательными технологиями Факторы профессиональной среды, благоприятно влияющей на совершенствование педагогического мастерства учителя



Методическое пространство – условие развития

профессионализма педагога.

Реализация ключевых направлений модернизации образования: доступность, качество и эффективность неразрывно связана с развитием методической службы образовательного учреждения.

В модернизации школьного образования методическая служба является связующим звеном между жизнедеятельностью педагогического коллектива , государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, перспективным педагогическим опытом не только данной школы, но и других образовательных учреждений.

Достижение и поддержка качества образования предполагает непрерывное обучение и совершенствование профессионализма педагогических кадров . Частью системы непрерывного образования педагогов является создание в образова­тельном учреждении методического пространства, позволяющего компенсировать недостаток профессиональных знаний и умений, создающего условия для развития творчества, необходимого в практической деятельности.

В ряде образовательных учреждений методическая работа проводится эпизо­дически и не всегда приводит к эффективной деятельности педагогов в условиях модернизации современного образования, ориентированного на учащихся с различ­ными потенциальными уровнями обучаемости.

отмечает, что методическое пространство - это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя, на развитие и по­вышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а, в конеч­ном счете - повышение качества и эффективности образовательного процесса.


Методическому пространству в образовательном учреждении присущи сле­дующие функции:

Организационно-методическая;

Научно-методическая;

Информационная;

Экспертная;

Образовательная и консультативная.

Перечисленные функции позволяют обеспечивать научно-методическое со­провождение реализации программы развития образовательной системы и создают условия для совершенствования профессионального мастерства педагогов.

Основными задачами методического пространства в образовательном учреждении являются:

Создание сети методической работы в школе;

Изучение и творческое осмысление нормативных, программно-методических документов;

Определение основных направлений ее деятельности;

Координация содержания методической работы, повышения квалификации и аттестации педагогических кадров в соответствии с актуальными проблемами образования;

Оказание консультативных услуг педагогам по различным проблемам методики преподавания и воспитания;

Обучение педагогического коллектива современным формам организации образовательного процесса: проектно-исследовательской деятельности , информационным технологиям , технологиям открытого образования и др.;

Анализ деятельности профессиональных объединений педагогов;

1.Самостоятель-ное изучение пед. литературы.

2.Консультации.

3.Курсовое повышение квалификации.

Соотнесение собственных затруднений с опытом работы других учителей.

1.Картотека методических материалов.

2.Банк информации о лучшем педагогическом опыте.

“Коллектив-ный” (творческие группы, Школы молодого учителя и др.)

1.Координация субъектов методического пространства для решения задач модернизации образования.

2.Выработка единых способов деятельности.

Использование педагогических находок в практической деятельности.

Различные формы взаимодействия.

1.Алгоритмы.

2.Способы работы.

3.Проекты.

4.Программы.

“Профессио-нальный”

Реализация основных направлений программ “Столичное образование”.

1.Организационно-управленческая культура учителя.

2.Коммуникативные нормы.

3.Нрмативно-правовые документы.

1.Анализ ошибок, допускаемых учащимися.

2.Анализ собственных затруднений.

3.Поиск путей решения актуальных проблем преподавания.

1.Карты профессиональной компетентности учителя.

2.Анализ посещенных уроков.

3.Анализ результатов образовательного процесса.

“Разработ-ческий” (исследовательские группы для разработки трудных тем, проблем и т. д.)

1.Оперативное реагирование на возникающие проблемы.

2.Выращивание лучшего педагогического опыта.

3.Разработка новых педагогических инструментариев.

Приемы развития познавательной самостоятельности и творческого мышления.

Разработка средств, приемов, способов работы.

Описание и обобщение наработанного опыта.

“Творческий” (педагогические мастерские, мастер-классы, пилотные площадки, кафедры и др.)

1.Изучение, обобщение, распространение педагогического опыта.

2.Формирование творческого коллектива единомышленников.

1.Материалы творчески работающих учителей.

2.Опыт работы по единой методической теме.

1.Знакомство с наработанным материалом.

2.Соотнесение опыта с практикой работы.

Материалы педагогического опыта.

“Управленческий” (педсовет, методсовет)

Формирование единого методического пространства.

Педсовет, конференции, пед. чтения и др.

Общение с пед. кадрами через различные формы.

1.Концепции.

2.Проекты.

3.Программы.

4.Управленческие технологии.

Более подробно рассмотрим функции некоторых подразделений, обеспечивающих качество методической работы образовательного учреждения.

Методсовет

коллегиальный орган, координирующий методическую работу школы, способствующий решению приоритетных психолого-педагогических и информационно-методических проблем образования, руководящий работой различных подразделений школы по обеспечению образовательной программы школы и др.

В состав методсовета входят: директор; зам. директора по научно-методической работе ; зам. директора по учебно-воспитательной работе; руководители кафедр, методических объединений, творческих групп.

Основные направления работы методсовета.


ФУНКЦИИ МЕТОДСОВЕТА

Координация деятельности структурных подразделений ОУ

Организаторско-методическая деятельность

Контрольно-коррекционная работа


Следует отметить, что единая методическая тема школы разрабатывается на 3-5 лет и должна пронизывать все звенья школьной методической службы. Очень важно, чтобы работа над ее реализацией была доступна всем членам педагогического коллектива.

План работы методсовета может включать следующие разделы:

1. Анализ работы методсовета.

2. Организация работы структурных подразделений.

3. Проведение инструктивно-методических совещаний.

4. Диагностика педагогического труда учителей школы.

6. Организация работы по повышению педагогического мастерства учителей (самообразование учителей, взаимодействие с другими образовательными учреждениями округа, города, курсовая подготовка).

7. Обобщение педагогического опыта.

8. Оценка результатов деятельности образовательного учреждения.

Кафедра –

структурное подразделение школы, осуществляющее управление учебной и научно-методической работой по одной или нескольким родственным дисциплинам. Это объединение учителей и научных сотрудников в научно-исследовательской работе.

В настоящее время кафедры стали одной из наиболее распространенных форм методической работы.

Основные задачи кафедры:

Изучение эффективности традиционных подходов и инноваций в обучении и воспитании школьников;

Осуществление сравнительного анализа на основе мониторинга знаний учащихся;

Внесение предложений по совершенствованию образовательного процесса.

Кафедры осуществляют научно-методическую работу, что предполагает не только ознакомление с последними достижениями науки и методики преподавания, но и проведение исследований в этой области.

Основные направления работы кафедры.


ФУНКЦИИ КАФЕДРЫ

Научно-теоретическая

Учебно-методическая

Научно-исследовательская

https://pandia.ru/text/78/372/images/image036_19.gif" height="21">

Структурные компоненты деятельности зав. кафедрой.

Аналитическая

Планово-прогностическая

Организаторская

Анализ информации о качестве результатов и процесса обучения;

Оценка профессионального уровня преподавателей при присвоении квалификационной категории;

Анализ состояния преподавания.

Планирование заседаний кафедры;

Обеспечение предварительной тарификации педагогов.

Совершенствование методической культуры педагогов кафедры;

Участие в подборе педагогических кадров;

Развить групповое и межгрупповое взаимодействие.

Разработка проектов внутригрупповой и межгрупповой деятельности;

Расширение научно-методической базы;

поддержка педагогической инициативы и нововведений;

Развитие педагогического творчества.

Формирование творческого пед. коллектива;

Согласование коллективных действий с учетом индивидуальных потребностей и профессиональных возможностей каждого педагога.

IV этап- функционирую-щий

овладеть управленческими функциями (организация, планирование, регулирование и т. д.).

Контроль за деятельностью ПТГ;

Анализ результатов реализации разработанных педагогами инновационных проектов ;

Подготовка к аттестации.

Проектирование, обеспечение образовательного процесса;

Создание методической базы;

Корректировка программного содержания;

Результатом деятельности ПТГ могут быть разработки методик, технологий, авторских программ, уроков, дидактического материала и т. д.

На сегодняшний день выявление приоритетных целей образовательного учреждения, педагогической деятельности учителей позволяет в полной мере использовать адаптивную организационную структуру , включающую любой состав структурных подразделений, направленную на создание условий участия коллектива в подготовке и реализации управленческих решений и повышении управленческой компетентности всех участников образовательного процесса. На первый план выдвигаются формы методической работы, которые могут оказаться более эффективными при разно уровневой организации учебного процесса. Выбор той или иной формы зависит от развития педагогического коллектива, уровня квалификации педагогов и руководителей школы. Выбор форм методической работы определяется и спецификой освоения обновленных предметных курсов.

Формы методической работы.

Коллективные

Групповые

Индивидуальные

Научно-методический семинар,

Открытый урок,

День открытых дверей,

Научно-практическая конференция,

Педагогические чтения,

Педагогический совет,

Школа пед. мастерства,

Методический марафон,

Методическая выставка,

Методический бюллетень,

Панорама методических идей,

Педагогическая ярмарка,

Методический рукописный журнал,

Деловая игра,

Конкурс профессионального мастерства,

Конференции учителей-стажеров,

Постоянно действующие семинары,

Школы педагогического опыта,

Диспут (дискуссия),

Круглый стол,

Творческая группа,

Совет наставников,

Взаимопосещения уроков,

Педагогический консилиум,

Педагогический клуб,

Проблемная группа,

Методическая оперативка,

Методический инструктаж,

Цикловые метод. объединения,

Творческие командировки,

Школа молодого специалиста (мастера),

Педагогический практикум,

Микро группы учителей, работающих по определенной проблеме,

Предметные и межпредметные семинары,

Школа педагогического мастерства,

Опытно-экспериментальные группы,

Лаборатория “Мастер-класс”,

Собеседование,

Самоанализ,

Консультация,

Самообразование,

Наставничество, тьютерство,

Стажировка,

Аспирантура,

Бакалавриат,

Коллективный характер методической работы при разумном сочетании общешкольных, групповых и индивидуальных, формальных и неформальных, обязательных и добровольных форм и видов методической работы и самообразования способствует включению учителей в творческий поиск.

Вот некоторые формы методической работы, которые используются в образовательных учреждениях.

Коллективные формы.

Педагогический совет.

Цель его проведения - коллективно выработать управленческое решение

по созданию условий для эффективного сотрудничества членов школьного

коллектива в реализации методической темы образовательного учреждения. Содержание деятельности: заслуши­вание творческих отчетов учителей, теоретических сообщений по конкретной методической проблеме, изложение результатов проделанной работы, принятие управленческого решения по проблеме. В качестве методов используется рассказ, показ, демонстрация, подготовка рекомендаций и т. д.

Школа педагогического мастерства.

Ее цель - наиболее эффективная организа­ция обмена опытом, обсуждение элементов педагогической деятельности в профес­сиональной среде.

Открытый урок.

Цель - демонстрация опыта, накопленного лучшими педагогами, педагогического мастерства. Содержание деятельности: опережающий по­каз новых элементов содержания и связанных с ним новых методов, демонстрация отдельных наиболее трудных разделов курса. Чаще всего открытый урок является элементом какого-то мероприятия, например, проведение предметного тематического месячника, семинара по обмену опытом или очередного занятия школы педагоги­ческого мастерства. В качестве методов используются показ, рассказ, демонстрация, выставка и т. п. Наибольший эффект дает открытый урок, запланированный в ряду других форм и методов и подчиненный определенной цели. К наиболее распространенным формам работы по повышению профессионального мастерства начинающих педагогов в ОУ относятся: школа молодого специалиста, школа начинающего учителя, на­ставничество, где есть молодые специалисты или педагоги, не имеющие базового образования.

Групповые формы.

Консилиум-

это совещание, взаимная консультация экспертов, специалистов в той или иной области знаний. Психолого-педагогический консилиум периодически обсуждает и оценивает, например, обученность, обучаемость и реальные учебные возможности каждого школьника в зоне его ближайшего развития, определяется на­бор параметров результата для прогнозируемой оценки.

Участники консилиума – это, прежде всего учителя, работающие в конкретном классе, психолог, школьный врач, психиатр , если есть возможность, то нейрофизиолог и социолог, классный руководитель , воспитатели, работающие с этими детьми и т. п. Консилиум собирается один - два раза в году по каждому классу, где ведется эксперимент по управлению качеством образования или по оптимизации процесса обучения. Метод работы - обсуждение и экспертная оценка. На заседании конси­лиума обсуждается не только прогноз успеваемости, но и причины неуспеваемости, выносится решение о выработанной системе мер по ликвидации пробелов в обще ­учебных умениях и в знаниях.

Школа профессионального мастерства

В основе работы школы профессионального мастерства учителей по уровню развитости педагогического мастерства. В любом коллективе четко просматривают­ся четыре группы учителей (независимо от преподаваемого предмета):

Те, кто хочет и может работать творчески, трудится увлеченно и эффективно - мастер своего дела;

Те, кто работают добросовестно, хотят работать творчески, но пока испытывают за­труднения в достижении этого уровня труда;

Те, кто являются молодыми специали­стами;

Те, кто не стремится к творчеству, работает формально, а потому непрофес­сионально, неграмотно и неэффективно. Внутри названных групп могут быть свои подгруппы.

Первая группа объединяет и посещает “Школу высшего педагогического мас­терства”. В рамках этой школы изучаются, отрабатываются самые сложные вопросы развития образования, инноваций. Здесь осваиваются новые сложные области науч­ных знаний, создается новое содержание образования и соответствующие ему тех­нологии обучения, новые диагностики развития детей , новые пособия и учебники и т. д. Алгоритм практической деятельности учителей, занимающихся в этой школе, можно представить так: новая идея - открытый урок - анализ - творческое развитие идеи. Самостоятельно может вестись и исследовательская работа.

Вторая группа учителей посещает “Школу совершенствования педагогического мастерства”, где программа и план работы основаны на изучении затруднений учителей.

Алгоритм работы: анализ затруднений, вычленение и постановка проблемы - самообразование - тренировочные практические занятия без детей (ролевые игры и т. д.) - педагогическая деятельность, создание собственного опыта - анализ - опреде­ление перспектив развития опыта - доведение его до навыка.

Третья группа учителей посещает “Школу становления молодого учителя”, где в основном изучается технология современного урока и связанные с этим про­блемы (диагностика обученности, обучаемости и реальных учебных возможностей учащихся, целеполагание, способы отбора главного, существенного в содержании учебного материала, выбор и обоснование оптимального сочетания методов обуче­ния, способы дифференциации обучения и т. д.). Роль директора и его заместителей, руководителей объединений, опытных учителей в работе с этой группой исключи­тельно велика, т. к. речь идет не только и не столько о проведении разных форм групповых занятий, сколько о разработке и реализации индивидуальной программы выращивания каждого учителя - члена этой группы.

Четвертая группа является “группой повышенного внимания администрации”. Здесь наряду с обучением осуществляется система мер по стимулированию и моти­вации добросовестной работы, необходимый административный контроль за дея­тельностью учителей, которые могут работать лучше, но работают явно ниже своих возможностей.

Школа передового опыта -

эта форма профессионального объединения педагогов может быть и достаточно многочисленной, а может вылиться в индивидуаль­ное наставничество, то есть состоять всего из двух человек.

I вариант: опытный учитель, имеющий разработки по всем темам кур­са, собирает вокруг себя всех желающих у него учиться, заимствовать идеи его опы­та. Занятия проводятся периодически в самых разных формах, но преимущественно это лекции, где последовательно излагаются возможные варианты проведения всех уроков по той или иной теме или курсу. Лекции могут читаться и по наиболее труд­ным темам. Такие занятия дополняются беседами, семинарами, открытыми уроками, на них даются и комментируются готовые поурочные разработки, подготовленные их опытным автором.

I вариант: школы передового опыта требует не менее двух учителей: од­ного - опытного, уже не раз проходившего программу в том или ином классе, друго­го - начинающего. Начинающий учитель посещает все уроки в течение года у опыт­ного педагога в одной параллели за неделю до того, как он должен давать эти уроки сам в своих классах. Для этого расписание должно быть составлено так, чтобы уроки у них никогда не совпадали. У опытного учителя каждая тема проходится на неделю вперед, а у начинающего - на неделю позже. Посетив у наставника очередной урок, обсудив потом с ним особенности темы, своих классов и т. п., начинающий конст­руирует свой первый по данной теме урок. У него есть возможность сравнить с образцом, рефлексировать, поставив себя на место мастера и таким образом понять, что ему делать пока не следует, а может быть и увидеть возможности своего творческого подхода.

Организационно-деятельная игра.

Всякая игра позволяет решать многие и разные задачи. При этом важно, что игра является и формой обучения и одновременно наполнена определенным содержанием. Игры, одна из наиболее эффективных составляющих активных методов обучения, и с этой точки зрения представляют важный элемент управленческой деятельности. В ходе игр реализуются прямые и косвенные цели.

В ходе игровой выработки идеи и вариантов управленческих решений осу­ществляется эффект группового взаимодействия, поиск выходов из возможных кон­фликтов, борьба за неформальное лидерство, раскрытие глубинных черт и качеств сотрудников, научение способности работать в условиях компромисса, формирова­ние новых отношений, как базовой ценности при строительстве развивающейся школы.

Таким образом, игра используется для согласования и принятия определенных ценностей, как в плане коммуникаций, так и в плане определения подходов, вари­антов и технологий решения профессиональных задач.

Парадокс игр заключается в том, что сама игра и ее содержание могут значить меньше, чем тот результат, который дает разбор поведения и деятельности участни­ков во время игры. Осуществление рефлексии после каждого этапа игры: разбор психологических позиций, противостояний, интересов, взаимодействий, мотивов - важный компонент управленческой деятельности.

Игры позволяют:

Диагностировать состояние коллектива,

Определять психологический климат в коллективе,

Осуществлять прямую и обратную связь, в ходе которой руководитель полу­чает необходимую информационную подпитку и в то же время использует свое влияние для продвижения своих идей, "настройки" коллектива, выстраивания управленческой стратегии,

Осуществлять обучающую, развивающую и воспитывающую функцию в кол­лективе,

Создавать условия для творческой деятельности в условиях паритета по фор­муле: важна не должность - важны идеи,

Учиться самостоятельности, ответственности и разумному индивидуализму,

Определять приоритетные направления деятельности,

Вырабатывать умение разрабатывать и принимать управленческие решения,

Научиться формулировать мысли,

Научиться разрабатывать и выстраивать концепции,

Вживаться в разные ситуации и ролевые позиции,

Учиться работать в малой группе и с малой группой,

Учиться преодолевать стеснительность и нерешительность,

Определять жизненную позицию членов педагогического коллектива и опре­делять роль и место каждого в реальной деятельности,

Подбирать и выращивать команду единомышленников,

Учиться анализировать и находить выход из проблемных ситуаций,

Учиться экспромту в условиях дефицита времени и информации.

У словия проведения деловой игры предполагают участие за игровым столом четного количества участников. Необходимо продумать соответствующие стимулы и пригласить для участия в игре тех, кто достаточно заинтересован в том, чтобы из­менить существующее положение. Участники делятся на микро группы по 6-8 чело­век.

Правила коллективной мыследеятельности:

1. Необходимо согласовать основные понятия, о которых пойдет речь в игре.

2. Необходимо принять и строго придерживаться временного регламента.

3. Ни в коем случае нельзя мешать говорящему (прерывать репликами, выкри­кивать опровержения, перебивать, сбивать с мысли, задавать вопросы).

4. Всякая мысль имеет право на существование, даже если она кажется вам неверной.

5. После выступлений проводится процедура уточнения правильности и по­нимания тех смыслов, которые выступающий вложил в текст.

6. Обсуждаются только идеи и никогда - люди.

7. Критика текста возможна только после уточнения.

8. Критика может быть жесткой, но тональность критики должна быть мягкой, уважительной.

9. Критика должна быть конструктивной: наряду с отрицанием необходимо предлагать варианты решений.

10. Одновременно выдвигается и обсуждается только одна проблема.

11. Требования ведущего должны выполняться участниками игры (имеются ввиду только режимные требования).

12. Прерывать говорящего может только ведущий и только в соответствии с регламентом.

13. Должен быть согласован знак срочной врезки - право каждого на чрезвычайное внеочередное включение в игру с разрешения ведущего (обычно это подня­тый вверх палец).

14. Всякое обсуждение в группе должно быть зафиксировано в виде тезисов или изображено графически.

15. Под страхом публичного недоумения запрещается повторять сказанное и растекаться мыслью по древу.

16. Громкость и продолжительность говорения не являются синонимами ума.

в рекомендациях “Диагностико-аналитические процедуры и активно-игровые формы в управлении школой” приводит технологии проведения деловых игр: “Учитель”, “Проблема”, “Вердикт”, “Претендент”, “Проект”, “Пресс-конференция”, “Успех”, “Турнир”, “Педагогический анализ” и др.

Индивидуальные формы.

Наиболее распространенной формой является самообразование. Самообразование, самостоятельное чтение литературы служит служит главным источником получения теоретических знаний, обоснований собственных умозаключений и гипотез, способом получения большого объема новой информации. Самостоятельная работа с научной и методической литературой создает наилучшие возможности для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей. Общение и специальные занятия являются мощным источником мотивации дальнейшего обучения учителей. Например, познакомившись с опытом известного педагога, учитель может попробовать использовать его в своей практике и, не получив ожидаемого результата, обратиться к литературе, прийти на специальные курсы.

Использование учителями источников информации

для профессионального саморазвития. Поиск новых идей и знаний для решения своих профессиональных проблем.

Приобретение новых знаний.

Генерирование новых собственных идей.

Уточнение и оттачивание собственных новых идей и занятий, приобретенных на специально-организованных занятиях.

Проверка действенности идей.

Приспосабливание новых знаний для решения собственных задач, встраивание их в индивидуальный стиль собственной деятельности.

Оценка полезности и эффективности новых знаний в сравнении с предыдущими.

К индивидуальным формам методической работы относятся: наставничество, тьютерство, которые имеют непосредственное отношение к молодым и вновь пришедшим специалистам.

Сегодня можно выделить некоторые факторы профессиональной среды, благоприятно влияющей на совершенствование педагогического мастерства учителя:

Наличие кадров, создающих признанные в коллективе образцы педагогической и управленческой деятельности;

Наличие кадров, способных и желающих обучать и передавать им свой опыт;

Обучение всех или, по крайней мере, большинства учителей школы;

Микроклимат, ориентированный на обмен опытом и сотрудничество;

Наличие возможностей для профессионального общения;

Наличие задач, требующих совместной деятельности;

Наличие изменений в профессиональной среде;

Приведение предметной среды в соответствие с новыми образовательными технологиями.