Семинар подготовили:

Антрушина Е.Л., учитель русского языка и литературы МБОУ «Архангельская СШ Соловецких юнг»;

Старцева Е.А., Семакова Е.В., Пахова Н.И., учителя русского языка и литературы МБОУ Гимназия №25;

Чегодаева Н.П, учитель русского языка и литературы МБОУ ЭБЛ;

Пашкандаева И.В., учитель русского языка и литературы МБОУ СШ №95

По вопросам семинара обращаться [email protected]

1. Технология развития критического мышления. Этапы реализации.

I этап. Вызова. Пробуждение интереса к получению новой информации; постановка учеником собственных целей обучения.
Возможные приемы и методы:
- рассказ-предположение по ключевым словам;
- кластеры, таблицы;
- верные и неверные утверждения;
- перепутанные логические цепочки и др.

II этап. Осмысление содержания. Получение новой информации; корректировка учеником поставленных целей обучения.
Возможные приемы и методы:
- методы активного чтения: маркировка с использованием значков «V», «+», «-», «?»;
- ведение раз­личных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;
- поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и др.

III этап. Рефлексии. Размышление, рождение нового знания; постановку учеником новых целей обучения.

Возможные методы и приемы:
- заполнение кластеров, таблиц,
- установление причинно- следственных связей между блоками информации,
- возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям,
- ответы на поставленные вопросы,
- организация различных видов дискуссий,
- написание творческих работ,
- исследования по отдельным вопросам темы и т. д.

Презентация

2. Игровая технология. Этапы проведения игры.

Введение в игру (знакомство со смыслом, знакомство с целями и задачами игры, общим регламентом, осуществляется консультирование, инструктаж).

Распределение участников на группы (5-7 человек) (выбор лидера в каждой группе, распределение игровых ролей).

Погружение в игру (учащиеся получают игровое задание).

Изучение и системный анализ (анализируют предлагаемую ситуацию, осуществляют диагностику, формулируют, ранжируют проблемы, знакомятся с правилами поведения и правилами игры).

Игровой процесс (поиск или выработка вариантов решений, прогноз возможных потенциальных проблем, рисков и других последствий, рассматриваемых решений и конкретных действий, расчеты и заполнение документов).

Общая дискуссия (обмен мнениями, оппонирование, вопросы и ответы с распределением специальных ролей).

Подведение итогов игры (оценивание решений, знакомство с разными стратегиями, определение их эффективности, подсчет баллов, штрафных и поощрительных очков).

Рефлексия (личностная, интеллектуальная, коммуникативная, кооперативная).

«Выгружение» из игры (разработка «Памятки» или «Уроков, которые можно извлечь», выявление смыслов, возникающих после игры).

Презентация

3. Технология продуктивного чтения. Памятка по подготовке урока.

1. Выберите текст, который вам необходимо предложить ученикам для чтения на уроке (законченный текст, фрагмент, абзац, формулировка правила, таблица, схема и т.п.)..

2. Прочитайте текст, выделите в нем три уровня информации: – фактуальную (то, о чем говорится в явном виде); – подтекстовую (то, о чем сказано в неявном виде, «между строк»). (Данный уровень может быть не во всех текстах); – концептуальную (основная идея, замысел автора)..

3. Определите роль данного текста на уроке: – используется на этапе введения нового знания или на этапе раз- вития умений; – какова основная цель чтения этого текста на уроке (например, дается специальное продуктивное задание к тексту: составить спи- сок особенностей, причин, доказать что-либо, вывести формулировку понятия, заполнить таблицу, преобразовать текст в схему и т.д.). .

4. Сформулируйте задания для работы с текстом ДО чтения в целях прогнозирования будущего содержания текста, создания мотива для знакомства с текстом. Например: судя по заглавию (иллюстрациям / автору) – о чем будет этот текст? (Для каждого конкретного текста должны быть свои вопросы. Этап должен быть коротким, плавно перетекающим в собственно чтение)..

5. Выделите в тексте места остановок ВО ВРЕМЯ чтения текста (вслух, по очереди разными учениками): – короткие комментарии для облегчения понимания каких-то слов, оборотов (словарная работа); – краткие реплики, которые позволяют включить механизм антиципации (прогнозирование содержания текста); – вопросы, облегчающие ученикам ведение диалога с автором: В – вопрос к автору текста, возникающий в ходе чтения. Или обращение учителя классу, побуждающее задать такой вопрос; О – предложение ученикам спрогнозировать ответ на возникший вопрос к автору.

6. Сформулируйте главный смысловой вопрос ПОСЛЕ чтения – вопрос на осмысление концептуальной информации, идеи текста (или систему вопросов для обобщающей беседы); – или запланируйте проверку выполнения продуктивного задания к тексту.

Презентация

4. Технология составления и работы со СПИСКОМ. Этапы работы.

Этап 1. Первый лист оформляется списками, темы которых задает педагог. Он предлагает составить список того, что каждый имеет. Учащиеся с помощью нумерации составляют свои списки, располагая их вокруг своей фамилии.

Этап 2. Педагог предлагает коллективно составить «список списков», то есть придумать темы - заголовки списков. Каждый участник работы называет заголовок списка, который бы он составил с удовольствием, интересом. Это творческая работа, задача ведущего - дать возможность назвать тему списка каждому. Он записывает их на доске, а все на листах бумаги.

Этап 3. Педагог спрашивает: «Что с этими списками можно делать?» И составляется список «из реплик», которые обозначают вид работы.

Этап 4. Систематизации знаний по определенному учебному предмету или научной области, теме, автору. Педагог предлагает открыть новый лист и составить те списки, с помощью которых он может привести в действие те или иные знания, которые уже освоены его учениками.

Этап 5. На этом этапе работы учащимся предложим думать ассоциативно, искать ответы в разных направлениях. Итоговый список предполагает ответ на вопрос: «Какие всемирно известные списки вы можете назвать?»

Завершающий этап - рефлексивная оценка своей деятельности, осознание отношения к ней с помощью одного слова, реплики, жеста.

Презентация

5. Проектная деятельность. Классификация типов проектов.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тээлинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»

с. Тээли муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва»

Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку (из опыта работы)

учителя русского языка и литературы

Демдек Айлан Сарыг-ооловны

с. Тээли- 2015

Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку (из опыта работы).

Знание только тогда становится знанием,

когда оно приобретено усилиями своей

мысли, а не памятью.

Л.Н.Толстой.

Г лавная задача учителя - учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому его позиция-учитель-помощник, учитель-партнер. Думаю, что этим и определяется выбор стратегии и тактики учителя, подходы к организации процесса взаимодействия и с учениками, и с родителями.

Единый государственный экзамен стал частью профессиональной жизни учителя –словесника. С помощью ЕГЭ выпускники могут оценить собственные возможности и выбрать дальнейший жизненный путь. Один из существенных факторов успеха Единого государственного экзамена-обеспечение качественного преподавания на протяжении всех лет обучения в школе, а также серьезная подготовка к сдаче ЕГЭ. Отсюда и актуальность подготовки учащихся к экзамену, ведь на ЕГЭ по русскому языку даже отличники выполняют правильно (в среднем) 80% заданий. Основная проблема кроется в том, что изучение русского языка по школьной программе и подготовка к ЕГЭ по русскому языку - это не одно и то же!

Ежегодно во время сдачи ЕГЭ по русскому языку у выпускников в РФ прослеживаются одни и те же проблемы.

Основная проблема, с которой сталкиваются учащиеся, выполняя задания ЕГЭ по русскому языку, на мой взгляд, заключается в том, что традиционно в школьном обучении делается упор на изучении правил орфографии и пунктуации. Упускаются другие нормативные аспекты русского языка и изучение системы языка в целом. Здесь я ни в коем случае не говорю о том, что данные разделы не входят в школьную программу. Просто в силу того, что уровень общей грамотности с каждым годом стремительно падает, нет возможности тщательно изучать вышеуказанные разделы, лишь бы хоть как-то научить детей грамотно писать. К тому же некоторые из этих разделов касаются не только материала, изучаемого непосредственно на уроках русского языка (например, орфоэпические и лексические нормы).

С какими же трудностями сталкиваются учащиеся при выполнении заданий ЕГЭ по русскому языку

    орфоэпические нормы русского языка · лексические нормы русского языка (знание основных групп русской лексики);

    синтаксические нормы русского языка;

    стилистические нормы русского языка.

    средства связи в словосочетании;

    морфология современного русского языка (местоимения и их разряды, наречия, частицы, производные предлоги);

    типы сложных предложений и их специфика;

    средства языковой выразительности.

    композиционное оформление сочинения;

    логическое оформление сочинения (в т.ч. абзацное членение);

    грамматические, лексические, синтаксические и стилистические нормы русского языка;

    теория аргументации (в 90% работ аргументы отсутствуют, и собственное мнение учащихся ограничивается простым утверждением «согласен / не согласен»).

Существуют и другие проблемы, которые влияют на качество выполнения заданий:

    Отсутствие навыков тестирования . Пробный ЕГЭ проблему не решает;

    Ошибочное понимание формулировок вопроса к заданиям ЕГЭ;

    Технические ошибки при заполнении бланков ЕГЭ;

    При подготовке к ЕГЭ не учитываются структурные особенности КИМ"ов;

    Неправильное распределение времени на выполнение заданий. (Сочинение пишется в дефиците времени и без учета критериев проверки)

Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Для себя я определила 8 основных правил, которые помогают мне готовить учащихся к ЕГЭ.

Правило 1. «Учись учиться!»

Это правило касается личности самого учителя. Нельзя добиться успеха в чем-то, если сам учитель плохо представляет структуру экзамена, особенности заданий, трудные темы и т.п. Учитель должен прорешать не один десяток тестовых вариантов, чтобы по-настоящему разобраться во всех нюансах предлагаемых заданий. Например, видеть задания-ловушки, которые присутствуют во всех КИМах. Это вопросы по темам, которые в учебниках только упоминаются и подробно не изучаются на уроках русского языка. Например, как правильно: "битва под Бородино" или "битва под Бородином"?

То же относится и к части 2. Имея опыт решения задач ЕГЭ и написания сочинения, учитель может быть по-настоящему полезным своим ученикам, разъясняя, приводя десятки примеров.

Поэтому учитель обязан учиться:

    посещать курсы по подготовке к ЕГЭ), где квалифицированные специалисты рассказывают о предстоящих испытаниях, проводят полезные практикумы;

    перенимать опыт у других учителей

    изучать имеющиеся образовательные стандарты; знать, что такое кодификатор, спецификация;

    знать критерии оценивания.

Правило 2. «Правильно выбирай стратегию!»

Подготовка к экзаменам является актуальным и достаточно непростым вопросом для многих учащихся. Чрезмерное волнение, различного рода переживания, а порой даже стресс наблюдается у людей в этот ответственный период жизни. Ведь от успешной сдачи ЕГЭ во многом зависит поступление в ВУЗ, а хорошее высшее образование, как известно - это путёвка в жизнь!

Курс русского языка считается завершенным (пройденным) в 9 классе. Но в 10-11 классах встает проблема повторения правил русского языка, т.к. впереди ЕГЭ. При довольно небольшом количестве уроков русского языка в неделю (1-2ч.), повторение их на практике бывает крайне сложно, т.к. просто не хватает на это времени: ведь еще необходимо обратить внимание на культуру речи, стилистику и другие аспекты языка.

Подготовка к экзамену, по- моему мнению, должна начинаться уже в пятом классе, когда учащиеся на уроках русского языка знакомятся с первыми орфограммами и пунктограммами, работают над развитием своей речи, культурой общения и так далее.

С 5 класса ученики ведут собственный словарь-справочник, куда записывают не просто правила, а систематизируют полученные знания в таблицы, разрабатывают алгоритмы рассуждения по ним.

Для эффективного усвоения и контроля знаний, умений и навыков я включаю в учебный процесс тестовые формы контроля с 5-го класса, помогая учащимся овладеть техникой работы с тестами, постепенно готовя их к формату ЕГЭ.

Но все-таки целенаправленно учащиеся начинают готовиться к Единому государственному экзамену только в 10-11 классах.

На первых уроках русского языка в 10 классе знакомлю учащихся с формой проведения ЕГЭ, его целями и задачами, бланками и КИМами, критериями оценки и системой перевода баллов в отметки. Сразу показываю справочники, словари, пособия, которые могут помочь учащимся при самостоятельной подготовке к ЕГЭ, показываю презентации и рекомендую школьникам, какими Internet-ресурсами он может воспользоваться.

Когда начинаю работу в 10 классе, сразу на первой неделе сентября провожу диагностический тест за курс 5-9 классов, который позволяет выявить проблемы в области орфографии, пунктуации, теории языка. Диагностическая работа проводится и для самих детей, чтобы они посмотрели на свои пробелы в знаниях, чтобы пришли к выводу о необходимости серьезной подготовки к ЕГЭ не только на уроке, но и в самостоятельной домашней работе. Диагностика нужна и для учителя, так как после анализа работы я выявляю группу учащихся с высоким, средним и низким уровнем подготовки.

Это в свою очередь, помогает мне не только грамотно спланировать уроки, но и дополнительные занятия.

Главная задача - научить сдавать тест.

Однако не стоит впадать в крайности и тратить все время на решение всевозможных вариантов ЕГЭ, ведь такого рода работа может превратиться в игру «Крестики-нолики» -- угадано или нет. Важно рационально использовать отведенное время для целенаправленной подготовки к ЕГЭ. Как это можно сделать?

Я использую при подготовке к ЕГЭ простую методику, в основе которой алгоритмы рассуждения. Здесь можно выделить несколько шагов:

Первый шаг. Вспоминаем теорию. Теоретический материал по основным и наиболее сложным разделам представляется в обобщенном и компактном виде в схемах и таблицах, которые разрабатываются совместно с учащимися. Подобная систематизация материала способствует максимальной наглядности, обобщению знаний и интеграции изученного не только по отдельно взятой теме, но и по всему курсу русского языка. Кроме того, таблицы развивают аналитические способности учащихся и активизируют их зрительную память. Материал представляется не только в компактном, но и в расширенном и углубленном виде.

Теория - фундамент . Вспоминаем и восстанавливаем, систематизируем необходимые теоретические знания с помощью лекций, презентаций, семинаров. Считаю, что целесообразнее ученикам самим находить и повторять материал по определенной теме или блоку. Самостоятельная работа учащихся более эффективна , чем, скажем, лекция учителя. Поэтому при повторении той или иной темы я предлагаю сведения, где можно найти нужный материал (в каком учебнике; за какой класс; какой параграф; где можно прочитать дополнительную информацию по предложенной теме)

Второй шаг . Создаем алгоритм решения «задач» частей 1,2.

Мы называем задания частей 1 и 2 задачами. Поэтому выстраиваем последовательность действий при выборе ответа в частях 1 и 2. Здесь важно, чтобы ученик при решении любой задачи учился анализировать, рассуждать, применять не только правило, но и логику. Нужно выявлять закономерности, и тогда будет не совсем сложно найти правильный ответ.

Третий шаг. Слушаем друг друга.

Здесь мы решаем задачи по алгоритму вместе, слушаем друг друга. Необходимо включать учащихся в процесс анализа, оценки собственной деятельности на каждом этапе урока. Для этого разрабатываются критерии оценки познавательной деятельности и её результатов. Задача заключается в том, чтобы научить школьников самостоятельно объективно оценивать свою работу.

Четвёртый шаг. Решаем самостоятельно.

Для тренировки берем типовые тестовые задания. Тесты к заданиям 1,2 позволяют детально проработать каждую тему. Не надо ждать быстрого успеха, каждое задание (1,2 и т.д.) надо решить по алгоритму примерно 30-40 раз, только тогда появится уверенность и четкость. Желательно все свои рассуждения записывать или проговаривать вслух! Критерий готовности: «Если ты можешь не только выбрать правильный ответ, но и объяснить, почему все другие неправильные, можешь переходить к следующему заданию».

Каждый тематический блок завершается проверочной работой (1-6, 7-12 и т.д.). Работы детей анализирую после каждого тестирования, составляю индивидуальную картотеку ошибок.

Уроки в 10-11классах должны носить обобщающий характер. Практически всегда использую разминки на повторение. Такой вид работы помогает при повторении всех разделов русского языка. Ежеурочная «разминка» состоит, например, из следующих этапов: работа над произношением и лексическим значением слов; задания по фонетике и словообразованию; орфографический разбор слов, пунктуационный и синтаксический разбор предложений; работа по исправлению грамматических ошибок.

Таким образом, разнообразные практические задания в ходе разминки обеспечивают надежность сохранения в рабочем состоянии знаний и умений по русскому языку.

Правило 3. «Знать своего врага - почти победа!» (Тактика работы с тестами)

Приведу памятку для учеников, которую они должны соблюдать во время выполнения тестов. Эти советы я нашла в интернете и стала применять в своей практике.

Памятка для выпускника

Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.

И тем не менее следи за временем: в идеале - по классической теории теста - на выполнение задания множественного выбора (раздел 1, выбор одного ответа из четырех предложенных) должна уходить минута.

На ЕГЭ следи за тем, чтобы из трех отведенных часов, первая часть (1) занимала не более 60 минут , вторая (2) - 30 -40 минут , тогда останется достаточно времени на написание эссе - сначала на черновике - и на его проверку.

Начни с легкого, т.е. с части 1! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.

Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.

Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.

Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать баллы!

Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном - двух вариантах

Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй круг").

Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.

Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

Правило 4. Учись писать сочинение-рассуждение!

Самая сложная часть ЕГЭ по русскому языку, по отзывам учеников - это часть С. Какое же задание представлено в части 2? Ребятам предлагается создать новый оригинальный текст на основе прочитанного ими в ходе экзамена. Но все же написать сочинение - рассуждение небольшого объема - всего в 150 слов - на предложенный текст гораздо легче, чем написать традиционное сочинение объемом в 4 листа. А тут перед глазами - готовый текст с четко выделенный идейной проблематикой. (Иногда, конечно, встречаются тексты с «прозрачной» проблематикой).

Опыт работы показывает, что многие выпускники не умеют анализировать, не видят проблему. Самая же распространённая ошибка - уход от собственной мысли во время её доказательства. Как избежать этого досадного явления?

Каждый учитель русского языка проводит занятия, посвящённые комплексному анализу текста. Уже младших школьников можно научить отвечать на вопрос: «О чём этот текст?» Так решится задача определения темы текста. Ведь осмысление любого предложенного материала на экзамене начинается именно с этого.

В ходе подготовке к ЕГЭ на уроках русского языка уже в средних классах можно давать задания, позволяющие научиться создавать свой текст сочинения-рассуждения по определённой модели, например, такой:

2. По его мнению, ...

3. Однако я думаю по-другому, потому что… или Я согласен с автором, потому что…

4. Итак, …

Важный этап работы над сочинением-рассуждением - это выявление проблемы. Проблем может быть и несколько, тогда нужно выявить главную, и этому тоже необходимо учить в процессе комплексного анализа. Обнаружение проблемы может происходить в несколько этапов:

1) пересказ текста;

2) выделение микротем по абзацам;

3) поиск ключевых слов;

4) формирование и запись мыслей, содержащихся в каждом абзаце, выявление главной из них;

5) формирование проблемы - вопроса, который автор ставит перед читателем.

Определенные трудности вызывает составление комментария к тексту. Приучаю детей видеть разницу между комментарием и простым пересказом, который в сочинении недопустим. Необходимо, говорю я детям, анализируемое «пропустить через себя», кратко изложить суть наиболее важных моментов текста. Предлагаю запомнить слова-подсказки: «В начале текста…», «Затем…», «В заключение…». Необходимо вникнуть в факты, а они сами подскажут, на что обратить внимание, и вызовут определенный эмоциональный настрой. Предупреждаю о том, что нельзя цитировать большой фрагмент исходного текста.

Также на основе этой работы формируется позиция автора: что думает автор по поводу прокомментированного. Следует объяснить ребятам, что авторская позиция основывается на понятиях «да» или «нет». Нравится ли ему картина действительности, которую он отобразил? Что думает автор о поднятой им проблеме? Тут уместны оценочные слова: хорошо-плохо, недопустимо - желательно, нельзя - необходимо.

Следующий этап работы над сочинением-рассуждением - это формулировка своего мнения и его аргументация, которая состоит по традиции критериев проверки ЕГЭ из двух доказательств. Необходимо научить ребят формулировать тезис - мысль, которая требует доказательства, от которого, в свою очередь, можно и нужно задать вопрос: «Почему?» Ребятам важно научиться контролировать себя, после аргументации можно посоветовать задать вопрос: «Какая мысль мной доказана?» Ответом на него должен послужить их же тезис, приведённый выше. Такая самопроверка позволит избежать логических ошибок.

Важная композиционная часть сочинения - это завершение или вывод. Тут можно вернуться к вступлению, подумать, интересна ли тема, актуальна ли проблема, поднимаемая автором.

В старших классах уместно предложить ребятам использовать план работы над частью 3 на ЕГЭ по русскому языку.

1. Внимательно, вдумчиво прочитать текст, обратить внимание на имя и фамилию автора. Обозначить тему (О чём этот текст?) Первое предложение сочинения должно быть самостоятельным связанным с основной темой текста. Нужно учесть, что нельзя начинать сочинение словами: «Этот текст...» Хорошо начать с риторического вопроса, риторического восклицания. В первом предложении уже должна «звучать» проблема. Вступление можно построить по-разному: в виде назывных предложений («Родная речь»…), в виде вопросительных предложений (« Для чего необходимо бережно относиться к родному языку?»…), в виде небольшой цитаты из исходного текста («Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» - так сердечно выразил И.С. Тургенев свое отношение к русскому языку и к русскому народу.)

2. Обозначить проблему или проблемы (их может быть несколько) данного текста, дать комментарий (пояснение) к этой проблеме. (Ученики должны четко знать определение проблемы . Проблема - вопрос, поднимаемый автором, или главная мысль, высказываемая автором.)

5. Выразить своё отношение к данному тексту, поднимаемой им проблеме. Отметить важность вопроса, своевременность, эмоциональность, богатство языка, средств выразительности.

Как показывает опыт, ребята, использующие такой план при подготовке к ЕГЭ, легко запоминают его, привыкают к логике сочинения-рассуждения. Верное абзацное членение не вызывает у них затруднения. Приносит свои плоды и использование различных клише во время подготовки к экзамену, например, такие, как «точка зрения автора мне понятна», «я разделяю позицию автора...», «во-первых, в этом меня убеждает…», «во-вторых, подтверждением моей мысли может быть пример того, что…» и другие. Выпускники, имеющие в своём арсенале готовые фразы, большее внимание уделяют сути вопроса. С одной стороны, использование клише придаёт языку сочинения некоторую шаблонность, с другой стороны, снимает напряжение во время экзамена, что позволяет добиться лучших результатов.

Таким образом, постоянная и разнообразная работа по подготовке к ЕГЭ по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.

Семинар учителей русского языка и литературы

«Комплексное использование межпредметных технологий в работе учителя-словесника»

19 апреля 2016 года в гимназии прошел практико-ориентированный семинар учителей русского языка и литературы города по теме: «Комплексное использование межпредметных технологий в работе учителя-словесника». На семинаре присутствовала методист МУ ДПО «Методический центр ПКПР» Канашина Валентина Михайловна, учителя города, руководители гимназии.

Как известно, задачей учителя-словесника является не только вооружение учащихся языковедческими и литературоведческими знаниями, умениями и навыками, но и формирование у них нравственных качеств личности, взглядов и убеждений. В школе нет уроков великодушия, благородства, уважения и внимания к достоинству и чести человека. Ещё античные мыслители ставили вопрос: «Почему существуют учителя математики, но нет учителей, которые преподавали бы добродетель?» И сами же отвечали: «Потому что все учителя должны являться наставниками морали». Не вызывает сомнения, что к учителю русского языка и литературы это относится в первую очередь, ибо именно он является проводником идей общечеловеческих ценностей.

Словесник - звено в цепи поколений; его деятельность направлена на передачу детям и юношеству общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Учебные достижения обучающихся всегда положительны в том случае, когда работа педагога носит творческий характер, деятельность учителя и ученика осуществляется с учётом новейших достижений психологической науки и передовой педагогической практики; когда подход к обучению носит деятельностный характер.

На современном этапе задачей учителя является формирование творческой личности школьника. Педагогика сотрудничества ученика и учителя, их взаимообогащающие и гуманистические взаимоотношения реализуются в их взаимной творческой деятельности - другого пути нет.

Идея сотрудничества исключает авторитарность, эксплуатацию памяти. Она стимулирует совместный поиск, глубокую веру учащегося в свою защищённость и право на ошибки, на утверждение себя через поиск и успешное преодоление интеллектуальных и физических трудностей, с одной стороны, и с другой - веру учителя в духовные силы своих учеников. Творческое начало в деятельности учителя и учащихся, возможно, и есть то искомое, которое способно действительно вскрыть внутренние резервы обучения. Творческая познавательная деятельность учащихся - это самостоятельный поиск и создание или конструирование какого-то нового продукта (в индивидуальном опыте ученика - нового, неизвестного для него научного знания или метода, но известного, как правило, в общественном опыте). Следовательно, основными критериями творчества в познавательной урочной деятельности ученика являются самостоятельность, поиск и перебор возможных вариантов движения цели. Выполнение творческих заданий учениками, применение форм и методов ведения урока, способствующих раскрытию творческих способностей учащихся - одно из важных направлений работы учителя.

Как известно, совершенствование содержания образования в школе опирается на комплексное использование в обучении межпредметных связей. Это является одним из критериев отбора и координации учебного материала в программах смежных предметов. Использование межпредметных связей, интегрированных уроков активизирует мышление учащихся, побуждает их к анализу, синтезу и обобщению знаний, относящихся к разным наукам. Принцип межпредметных связей нацеливает на формулировку проблемы, вопросов, заданий для учащихся, ориентирующих на применение и синтез знаний и умений из разных предметов. Практика показала необходимость применения межпредметных связей.

Систематическая поурочная деятельность с опорой на межпредметные связи отмечает повышение функций образования, развития и воспитания учащихся русскому языку и литературе. Опыт показывает, что вопросы этического, нравственного, трудового, духовного воспитания не могут решаться в рамках учебного материала одного предмета. Ознакомление с эстетическими и этическими понятиями предполагает выход учителя-словесника в философию, историю, музыку, живопись, этику, эстетику. Межпредметные связи выступают как одно из актуальных средств комплексного подхода к обучению современных школьников.

Таким образом, появляется необходимость в комплексных формах, имеющих межпредметное содержание: обобщающих уроках, семинарах, научно-практических конференциях.

Важно, что такие формы связаны с коллективным решением учебных проблем в сочетании с индивидуальными заданиями, соответствующими познавательными интересами учащихся. Из практики работы следует отметить, что межпредметные связи всесторонне влияют на процесс обучения - от постановки задач до его организации и результатов.

Современный урок требует разнообразия форм и методов обучения и использование новых образовательных технологий, что в свою очередь даёт возможность учителю создавать ситуацию успеха для каждого ученика, содействовать раскрытию его творческих способностей.

Одной из приоритетных технологий на современном этапе являются информационно-коммуникативные технологии (создание электронных презентаций, внедрение проектных методик и др.). Это важнейшее условие творческого, нравственного и интеллектуального развития каждого ученика. Используя такие методики, решаются и многие дидактические задачи: усиление мотивации учащихся, развитие их самостоятельности, активности; в проекте возможно совмещение различных форм учебной деятельности.

Особое место среди современных образовательных технологий занимает технология развивающего обучения, т.к. именно она даёт широкий простор ученическому творчеству, что в свою очередь развивает личностные качества школьника.

Исследовательские методы в обучении, лекционная, семинарская и зачётная формы особенно эффективны в старших классах. Важное значение имеет использование на уроках технологии игровых методов, ролевых, деловых и других видов обучающих игр. Обучение в игре даёт хорошие результаты усвоения программного материала на разных этапах обучения. Особенно эффективна эта технология в работе с учащимися с низкой мотивацией, на уроках литературы, где часто используется диалогическая речь, инсценировки.

Обучение в сотрудничестве (командная и групповая работа) - также одна из важных современных обучающих технологий, успешно применяемая в педагогической практике учителя.

Совершенствование педагогического мастерства - важнейшая задача учителя. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта в первую очередь помогает педагогу решить эту столь важную задачу. Кроме того - это прекрасный способ самореализации. При такой организации работы открываются новые горизонты, новые перспективы. Это рождение нового творческого поиска учителя, который в конечном результате ориентирует каждого ученика на изучение словесных богатств родного языка как источника его образованности и духовной культуры.

Все эти вопросы обсуждались во время семинара, в рамках которого учителя гимназии провели уроки русского языка и литературы: в 5а классе урок русского языка по теме «Описание времени года. Весна» (учитель Ступина Ирина Георгиевна ); в 8а классе урок развития речи по теме «Составление делового письма» (учитель Сидорова Елена Анатольевна ); в 9а классе урок литературы «Моя душа мгновений след…» (урок-погружение в творчество М.И. Цветаевой) (учитель Учеватова Марина Станиславовна ).

В процессе обсуждения уроков гости дали высокую оценку тем методам и образовательным технологиям, которые учителя гимназии использовали на уроках, обратили внимание на системность в работе педагогов, хорошую подготовку учащихся. Было отмечено, что все уроки соответствовали требованиям ФГОС. Участники семинара поблагодарили учителей за возможность использовать их опыт в своей работе.

Обучение русскому языку и литературе в Адыгейском государственном университете имеет богатую традицию и признанные достижения. Естественно, что переход школы на новые образовательные стандарты не может не беспокоить учителей, да и образовательное сообщество в целом. А проблемы, связанные с обучением русскому языку и литературе, были и будут всегда актуальными. Времена меняются, изменяются и методы и формы обучения русскому языку и литературе. Наравне с традиционными уроками, сегодня активно используются современные технологии обучения, которые создают определенные сложности для многих учителей. Именно эта проблема привела к мысли о необходимости создания постоянно действующего семинара «Традиционное и инновационное в обучении русскому языку и литературе в билингвальном пространстве» в Адыгейском государственном университете. Семинар создан при активной поддержке и утвержден приказом ректора Хунагова Р.Д. на базе кафедры русской филологии факультета адыгейской филологии и культуры. И мы не ошиблись. В рамках плана работы семинара в мае 2017 году была проведена первая сессия, организован выездной семинар для учителей Красногврдейского района «Инновационные технологии как средство повышения эффективности обучения школьников русскому языку и литературе» Подтверждением тому вновь стал семинар для учителей русского языка и литературы Шовгеновского района, состоявшийся 19 октября 2017 года на базе средней общеобразовательной школы №1. В работе семинара приняли участие почти все учителя - словесники района. Семинар открыла заведующая кафедрой русской филологии, модератор семинара Хейшхо Ф.И. С приветственным словом к участникам семинара обратилась руководитель УМО учителей русского языка и литературы района Джанчатова А. А. Затем началась панельная дискуссия на тему «Инновации в обучении русскому языку и литературе в условиях продуктивного билингвизма», которую провела доцент кафедры русской филологии Кахужева З.К. В панельной дискуссии приняли участие Багадирова С.К., доцент кафедры психологии, к.п.н., зав. кафедрой психологии АГУ, Шарова Е.И., доцент кафедры общей педагогики, к.п.н., начальник отдела методического обеспечения и аудита качества образования АГУ, Цергой Т.А., доцент кафедры психологии, к. психол. н., Ачмиз Л.Н., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 1» а. Хакуринохабль, Нагоева Р.К., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 5» п. Зарево. Особого внимания заслуживают мастер-класс по русскому языку «Для меня сегодняшний урок… (применение инновационных технологий на уроках русского языка), подготовленный Шаовой Л.Ю., учителем русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 1» а. Хакуринохабль и мастер - класс по литературе «Текст - это тайна, познайте ее (9-11 классы)», подготовленный Кахужевой Н.С., учителем русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 3» а. Джерокай. В конце семинара с теплыми словами и добрыми пожеланиями к организаторам обратились руководитель УМО учителей русского языка и литературы Шовгеновского района Джанчатова А.А., Ачмиз Л.Н., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 1» а.Хакуринохабль.

Радует то, что учителя по достоинству оценили и доклады, и выступления, и, особенно, мастер-классы. В анкетах, предложенных учителям, прозвучали очень теплые отзывы о семинаре в адрес организаторов и непосредственных участников:

Мы за сотрудничество! Очень благодарны Вам!

Хочется выразить огромную благодарность организаторам семинара. Спасибо большое. Очень рады сотрудничеству с АГУ!

Спасибо за семинар! Хотелось бы, чтобы такие встречи имели продолжение.

Больше таких общений с коллегами. Спасибо!

Спасибо! Очень интересный и увлекательный семинар. Особое спасибо нашим гостям!

Выражаю благодарность организаторам семинара. Хотелось бы пожелать, чтобы встречи были регулярными.

Наверное, самое главное в организации подобных мероприятий - оценка полезности и необходимости проведения таких семинаров. Положительные отзывы в анкетах участников семинара свидетельствуют о важности и необходимости подобных мероприятий. А организаторы всегда готовы к сотрудничеству с учителями и надеются на плодотворную совместную работу, ибо цели у них общие.

Шхачемукова Сусанна, студентка 5 курса