Кто-то приезжает на ярмарку торговать, а кто-то играть и веселиться. Играть будем только в старинные русские народные игры.

Бояре, а мы к вам пришли...

Игроки двух команд выстраиваются друг про-тив друга на расстоянии 15—20 м. Затем играю-щие крепко берутся за руки, образуя цепь. После этого одна из команд идет навстречу другой. На-чинается торг. Игроки идущей команды произно-сят следующую фразу:

— Бояре, а мы к вам пришли, молодые, а мы к вам пришли.

Игроки другой команды, идя им навстречу, спрашивают:

— Бояре, а зачем пришли, молодые, а зачем пришли?

Им отвечают:

— Бояре, мы невесту выбирать, молодые, мы невесту выбирать!

— Бояре, а какая вам мила, молодые, а какая вам мила?

Тогда игроки команды, которые начинали торг выбирают себе невесту и показывают ее.

Игроки команды, в которой находится невеста, говорят:

— Бояре, она дурочка у нас, молодые, она дурочка у нас!

Им на это отвечают:

— Бояре, а мы плеточкой ее, молодые, а м плеточкой ее!

— Бояре, она плеточки боится, молодые, она плеточки боится!

— Бояре, мы ей пряничек дадим, молодые, мы ей пряничек дадим.

— Бояре, у нее зубки болят, молодые, у нее зубки болят.

— Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда!

После этого игрок, выбранный невестой, ста-рается прорвать цепь противоположной команды. Если ему это удается, он уводит в свою команду любого из группы противника. Если же цепь ос-талась неразорванной, тогда он сам остается в команде противника и встает в цепь. Игра про-должается. Выигрывает та группа, в которую переходят все играющие из команды против-ника.

Ручеек

Число участников нечетное.

Разбившись на пары, играющие встают друг за другом, берутся за руки и поднимают их над головой, образуя своеобразный коридор. Игрок, оставшийся без пары, направляется к началу ручейка и затем, пробираясь под сцепленными руками, выбирает себе дружка или подружку.

Новая пара идет в конец ручейка, а игрок, оставшийся в одиночестве, — в начало, и все по-вторяется.

Кружева

Игроки выбирают двух водящих, один из них— челночок (девочка), другой—ткач (мальчик). Ос-тальные встают парами в круг или полукруг ли-цом к центру. Дети в парах берут друг друга за руки, образуя ворота. По сигналу ткача челночок бежит змейкой, не пропуская ворота, а ткач его догоняет. Если ткач догоняет челночка прежде, чем тот добежит до конца полукруга, то он стано-вится челночком. Игрок, бывший челночком, идет к началу полукруга, выбирает играющего первой пары и встает с ним на противоположном конце полукруга, а ребенок, оставшийся без пары, ста-новится ткачом.

Если же челночок успеет добежать до после-дних ворот и не будет пойман, то они с ткачом встают последними, а первая пара начинает игру. Один из игроков первой пары выполняет роль чел-ночка, а второй — ткача. Если во время пресле-дования челночок или ткач совершит ошибку, про-пустив ворота, то свод тотчас же опускается и удерживает того, кто ошибся. В том случае, если ошибку совершил ткач, мальчик этого свода за-нимает его место; если челночок, то девочка; если оба ошиблись, то их заменяет пара, составляв-шая эти ворота.

Челночок начинает игру только по сигналу ткача.

Ткач и челночок, пробегая под воротами, не должны трогать руками игроков, стоящих в па-рах.

Золотые ворота (русская народная игра)

Играют 15—20 человек. Пара игроков образует ворота. Участники пары встают лицом к лицу поднимают вверх руки. Остальные участники берутся за руки так, что получается цепочка.

Игроки-ворота говорят считалку, а цепочка должна быстро пройти между ними.

С этими словами руки опускаются, ворота зах-лопываются. Те участники, которые оказались пой-манными, становятся дополнительными воротами.

Игра продолжается некоторое время. Ворота побеждают, если им удалось поймать всех игро-ков.

Что за ярмарка без загадок?

Загадки

Был ребенок — Не знал пеленок, Стал стариком — Сто пеленок на нем. (Капуста)

И зелен, и густ — На грядке вырос куст. Начали щипать—

Стали плакать и рыдать. (Зеленый лук)

Семьдесят одежек, все без застежек. (Капуста)

Где солнце стоит,

Туда он и глядит. (Подсолнух)

Мать толста, Дочь красна, Сын — бес,

Долетел до небес. (Печь, огонь, дым)

Три братца

Пошли купаться.

Два купаются,

Третий на берегу валяется.

Искупалися,

На третьем повисли. (Коромысло, ведра) Кто в избе рогат? (Ухват) Черный конь

Прыгает в огонь. (Кочерга)

Скоро ест, мелко жует, сама не ест, другим не дает. (Пила)

Кланяется, кланяется, придет домой —растя-нется. (Топор)

Четыре брата

Под одной шляпой стоят,

Одним кушаком обвязаны. (Стол)

Стоит толстячок, Подбоченивши бочок, Шипит и кипит,

Всем пить чай велит. (Самовар)

Книги читают,

А грамоты не знают.

Своих глаз нет,

А видеть помогают свет. (Очки)

В брюхе баня,

В носу решето,

На голове пупок,

Всего одна рука,

И та на спине. (Чайник)

Скорчится в кошку,

Растянется в дорожку. (Веревка)

г\а свете нет ее сильнее, На свете нет ее буйнее. В руках ее не удержать — И на коне не обогнать. (Вода)

Тонкая девчонка,

Белая юбчонка,

Красный нос.

Чем длиннее ночи,

Тем она короче

От горючих слез. (Свеча)

Два коня у меня, Два коня.

По воде они возят меня.

Словно каменная! (Коньки)

Сувениры

Сувенирами могут быть все те поделки, что го-сти сотворили в Городе мастеров. Ты можешь дополнить их пряниками, или, по-другому, «козу-лями» — именно так их называли на Руси. Рецепт найдешь ниже.

Бояре, а мы к вам пришли,
Молодые, а мы к вам пришли.
Бояре, вы зачем пришли,
Молодые, вы зачем пришли.
Бояре, мы невест выбирать,
Молодые, мы невест выбирать.
Бояре, вам какая мила,
Молодые, вам какая мила.
Бояре, нам вот эта мила,
Молодые, нам вот эта мила.
Она у нас дурочка, дурочка,
Ой, дим-ладо, дурочка.
А мы ее выучим, выучим,
Ой, дим-ладо, выучим, выучим.
А чем-же вы вывчите, вывчите,
Ой, дим-ладо, вывчите, вывчите.
А мы ее плеточкой, плеточкой,
Ой, дим-ладо плеточкой, плеточкой.
Она будет плакати, плакати,
Ой, дим-ладо плакати, плакати.
А мы ее пряничком, пряничком,
Ой, дим-ладо пряничком, пряничком.
В нашем полку убыло, убыло,
Ой, дим-ладо убыло, убыло,
В нашем полку прибыло, прибыло,
Ой, дим-ладо прибыло, прибыло.
В нашем полку слезы льют, слезы льют,
Ой, дим-ладо слезы льгот, слезы льют.
В нашем полку вино пьют, вино пьют,
Ой, дим-ладо вино пьют, вино пьют.
Играющие делятся на две группы, которые встают стенками друг против друга, держась под руки. «Стенка» парней - «бояр» подходит к «стенке» девушек -"боярынь" на первый куплет песни(«Бояры, а мы к вам пришли»); притопывают ногой и отходят на прежнее место («Молодые, а мы к вам пришли»). Следом подходит «стенка» девушек с пением («Бояры. вы зачем пришли») и отходят на своё место («Молодые, вы зачем пригали"»). Дальше следует поочередное движение стенок друг на друга. На словах "Нам вот эта мила (т.е. невеста), парни выбирают девушку и ставят её к себе в «стенку». На словах «Она у нас дурочка», «стенка» медленно приближается к «боярам», кланяется им одновременно и отходит на своё место («Ой, ди - младо...»). Таким же образом действует «стенка» парней. Это движение продолжается до конца хоровода. Boyars , and we come to you ,
Young , and we come to you .
Boyars, why you came ,
Young , why you came .
Boyars, we brides choose
Young , we brides choose.
Boyars, what you sweet,
Young , what you sweet.
Boyars, we here this sweet,
Young , we are here this sweet.
She"s a fool, fool,
Oh, dim Lado , fool .
And we learn it , learn ,
Oh, dim Lado , learn , learn.
And anything you vyvchite , vyvchite ,
Oh, dim Lado , vyvchite , vyvchite .
And we pletochkoy her , pletochkoy ,
Oh, dim Lado pletochkoy , pletochkoy .
It will be posters, posters,
Oh, dim Lado poster posters.
And we have her gingerbread, gingerbread,
Oh, dim Lado gingerbread, gingerbread.
In our regiment departed , departed ,
Oh, dim Lado departed , departed ,
In our regiment arrived , arrived ,
Oh, dim Lado profit, profit .
In our regiment tears poured tears pour ,
Oh, dim sum benefits Lado tears , tears poured .
In our regiment drink wine , drink wine ,
Oh, dim Lado drink wine , drink wine .
The players are divided into two groups that stand walls facing each other , holding hands under . "Wall" guys - " boyars " approach to " the wall " girls - & noblewoman & on the first verse (" boyars, and we come to you "); stamping his foot and pushed to their original location ("Young , and we come to you "). The following approach "wall" of girls singing (" boyars. Why you came ") and depart at their place ("Young , why you prigali " "). Then follows the alternate movement of the walls on each other. In words & We are here this sweet (ie, the bride) , the guys choose the girl and put her to my "wall" . In words, " She"s a fool ", " wall" is slowly coming to the " barons" , bows to them both and leaves in its place (" Oh , di - the Young ..."). Likewise acts "wall" guys. This movement continues until the end of the round dance .

Игры и конкурсы

Игра “Бояре” (старинные русские народные игры)



-Бояре, а мы к вам пришли!
И возвращается на прежнее место:
-Дорогие, а мы к вам пришли!
Другая повторяет этот маневр со словами:
-Бояре, а зачем пришли? Дорогие, а зачем пришли?
Начинается диалог:
-Бояре, нам невеста нужна. Дорогие, нам невеста нужна.
-Бояре, а какая вам мила? Дорогие, а какая вам мила?
Первая команда совещается и выбирает кого-то:
-Бояре, нам вот эта мила (показывают на выбранного).
Дорогие нам вот эта мила.
Выбранный игрок поворачивается кругом и теперь ходит и стоит в цепи, глядя в другую сторону.
Диалог продолжается:
-Бояре, она дурочка у нас. Дорогие, она дурочка у нас.
-Бояре, а мы плеточкой ее. Дорогие, а мы плеточкой ее.
-Бояре, она плеточки боится. Дорогие, она плеточки боится.
-Бояре, а мы пряничка дадим. Дорогие, а мы пряничка дадим.
-Бояре, у ней зубки болят. Дорогие, у ней зубки болят.
-Бояре, а мы к доктору сведем. Дорогие, а мы к доктору сведем.
-Бояре, она доктора укусит. Дорогие, она доктора укусит.
Первая команда завершает:
– Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда!
Тот, кого выбрали невестой, должен разбежаться и прорвать цепь первой команды. Если ему это удается, то он возвращается в свою команду, взяв с собой любого игрока первой. Если цепь не прорвана, то невеста остается в первой команде, то есть выходит замуж. В любом случае второй кон начинает проигравшая команда. Задача команд: оставить у себя больше игроков.

Игра проходит на ровной площадке. Играющие делятся на две команды, которые выстраиваются друг против друга в цепи на расстоянии метров 10-15.
Первая команда идет вперед со словами:

-Бояре, а мы к вам пришли!

И возвращается на прежнее место:

-Дорогие, а мы к вам пришли!

Другая повторяет этот маневр со словами:

-Бояре, а зачем пришли? Дорогие, а зачем пришли?

Начинается диалог:

-Бояре, нам невеста нужна. Дорогие, нам невеста нужна.
-Бояре, а какая вам мила? Дорогие, а какая вам мила?

Первая команда совещается и выбирает кого-то:

-Бояре, нам вот эта мила (показывают на выбранного).
Дорогие нам вот эта мила.

Выбранный игрок поворачивается кругом и теперь ходит и стоит в цепи, глядя в другую сторону.
Диалог продолжается:

-Бояре, она дурочка у нас. Дорогие, она дурочка у нас.
Бояре, а мы плеточкой ее. Дорогие, а мы плеточкой ее.
Бояре, она плеточки боится. Дорогие, она плеточки боится.
Бояре, а мы пряничка дадим. Дорогие, а мы пряничка дадим.
Бояре, у ней зубки болят. Дорогие, у ней зубки болят.
Бояре, а мы к доктору сведем. Дорогие, а мы к доктору сведем.
-Бояре, она доктора укусит. Дорогие, она доктора укусит
.
Первая команда завершает:

Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда!

Тот, кого выбрали невестой , должен разбежаться и прорвать цепь первой команды. Если ему это удается, то он возвращается в свою команду, взяв с собой любого игрока первой. Если цепь не прорвана, то невеста остается в первой команде, то есть выходит замуж . В любом случае второй кон начинает проигравшая команда. Задача команд: оставить у себя больше игроков.

Русские народные подвижные игры - это наше богатство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек! Особенно популярны были такие игры, как горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом. Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны: игры с игрушками, игры с движениями, игры-состязания, игры с мячом и другим спортивным инвентарём. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность, это способ познания окружающего.

Русские народные подвижные игры - это наше богатство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек! Особенно популярны были такие игры, как горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом.

Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век.

Подвижные игры положительно влияют на развитие чувств и эмоций, поскольку радость движений усиливается наличием веселых, комических ситуаций, юмора, шуток, соревновательного настроя, возможности самовыражения.

Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.

Предлагаем вашему вниманию несколько народных игр.

Игра «Горелки»

В игре участвует от 11 человек. Важно, чтобы количество играющих было нечетным. Для игры выбирается большая поляна или место во дворе . Выбирается водящий - он будет «гореть» . Все остальные игроки делятся на пары и встают позади «горящего» на расстоянии 3-4 метра от него. Игроки поют:

«Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят!»

Как только они заканчивают петь, последняя пара расцепляет руки, и бежит вдоль колонны, один слева, другой - справа. Как только они поравняются с водящим, они кричат ему:

«Раз, два, не воронь, беги, как огонь!»

После этого они бегут дальше, стараясь увернуться от водящего, встать перед ним и снова сцепить руки. Водящий, в свою очередь, старается их осалить или поймать. Если ему удалось осалить одного из игроков, он встает с ним парой впереди колонны, а оставшийся игрок становится «горящим».

Игра «Заря заряница»

Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий – заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком и говорит:

Заря-заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
Косы золотые,
В ленты обвитые.–
С последними словами заря осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берёт ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится зарёй и игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг, играющие в кругу не оборачиваются, пока заря выбирает, кому положить на плечо платочек.

Игра «Мышеловка»

Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая группа детей, взявшись за руки, образует круг. Они изображают мышеловку. Остальные дети (мыши) находятся вне круга. Изображающие мышеловку начинают ходить по кругу, приговаривая:

Ах, как мыши надоели,

Развелось их просто страсть!

Всё погрызли, всё поели,

Всюду лезут, вот напасть.

Берегитесь же, плутовки,

Доберёмся мы до вас.

Вот поставим мышеловки,

Переловим всех сейчас!

Дети останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из неё. По сигналу взрослого «Хлоп» стоящие по кругу дети опускают руки, приседают – мышеловка захлопывается. Мыши, не успевшие выбежать из круга (мышеловки), считаются пойманными. Пойманные становятся в круг, мышеловка увеличивается. Когда большая часть детей поймана, дети меняются ролями, и игра возобновляется. Игра повторяется 4-5 раз.

Игра «Мы веселые ребята»

Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне площадки проводится вторая черта. В центре площадки находится ловишка. Ловишка назначается или выбирается детьми. Дети хором произносят:

Мы, веселые ребята,

Любим бегать и скакать.

Ну, попробуй нас догнать.

Раз, два, три – лови!

После слова «лови» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих, ловит их. Тот, до кого ловишка сумеет дотронуться, прежде чем убегающий пересечет черту, считается пойманным. Он отходит в сторону. После 2 - 3 перебежек выбирается другой ловишка.

Игра «Гуси – лебеди»

Ход игры: На одной стороне зала (площадки) обозначается дом, в котором находятся гуси. На противоположной стороне зала стоит пастух. Сбоку от дома логово (примерно на середине зала), в котором живет волк, остальное место – луг. Выбираются дети, исполняющие роль волка и пастуха, остальные изображают гусей. Пастух выгоняет гусей на луг, они пасутся и летают.

ПАСТУХ: Гуси, гуси!

ГУСИ :(останавливаются и отвечают хором). Га, га,га!

ПАСТУХ: Есть хотите?

ГУСИ: Да, да, да!

ПАСТУХ: Так летите же домой!

ГУСИ: Серый волк под горой

Не пускает нас домой.

Зубы точит, съесть нас хочет!

ПАСТУХ: Так летите, как хотите,

Только крылья берегите!

Гуси, расправив крылья (расставив руки в стороны), летят через луг домой, а волк, выбежав из логова, старается их поймать (запятнать). Пойманные гуси идут в логово. После двух перебежек подсчитывается количество пойманных волком гусей. Затем выбираются новые водящие – волк и пастух.

Игра «Бояре»

Всем игрокам необходимо разделиться на две, желательно равные по силе, команды. В начале игры необходимо условиться о времени, когда игра будет окончена и будет определен победитель. Команды встают друг напротив друга в линию на некотором расстоянии и берутся за руки. Одна линия приближается к первой, все игроки хором приговаривают:

Мы бояре, мы бояре, а мы к вам пришли,

отходит назад со словами:

«Мы бояре молодые, а мы к вам пришли» и останавливается. Другая линия начинает приближается к первой со словами:

Вы, бояре, вы, бояре, а зачем пришли?

Мы бояре, нам невеста нужна,
Мы бояре молодые, нам невеста нужна.

Вы, бояре, а какая вам нужна,
ВЫ, бояре молодые, а какая нам нужна?

Мы бояре, нам вот эта нужна,
Мы бояре молодые, нам вот эта нужна.

(показывают на кого-то в цепочке-сопернике )

Вы, бояре, у ней зубки болят,
ВЫ, бояре молодые, у ней зубки болят.

Мы бояре, а мы пряничка дадим,
Мы бояре молодые, а мы пряничка дадим.

Вы, бояре, она прянички не ест,
Вы, бояре молодые, она прянички не ест.

Мы бояре, а мы плеточкой ее,
Мы бояре молодые, а мы плеточкой ее.

Вы, бояре, она плеточки боится,
Вы, бояре молодые, она плеточки боится.

Мы бояре, не валяйте дурака,
Отдавайте нам невесту навсегда!

При этих словах выбранный игрок разбегается и пытается порвать сцепленные руки соперников, найдя в нем «слабое звено». Если ему это не удается, он остается в этой команде и занимает место между теми игроками, которых пытался расцепить. Игра начинается сначала. Если у него получилось порвать цепочку, он забирает в свою команду одного из двух игроков, расцепивших руки и игра начинается сначала. Игру команды начинают по очереди. Побеждает так команда, в которой через заданное в начале игры время будет больше игроков. Для того, чтобы выиграть, игроки держатся за руки как можно сильнее, а в качестве разбивающего выбирают самого слабого игрока из команды противника.