Фундаментальное ядро содержания общего образования - базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий.
Основное назначение Фундаментального ядра в системе нормативного сопровождения стандартов - определить:
1) систему базовых национальных ценностей, характеризующих самосознание российского народа, приоритеты общественного и личностного развития, отношение человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни;
2) систему основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в средней школе;
3) систему ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования.
Фундаментальное ядро как средство универсализации содержания общего образования позволяет реализовать важнейшие требования общества к образовательной системе:
- сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;
- обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях;
- достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования российской идентичности и общности всех граждан и народов России;
- защиту образовательного пространства от ложных знаний и псевдознаний;
- формирование общего деятельностного базиса как системы универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.
Школьный курс химии включает объем химических знаний, необходимый для формирования в сознании школьников химической картины мира. Эти знания наряду с физическими находятся в центре естествознания и наполняют конкретным содержанием многие фундаментальные представления о мире. Кроме того, определенный объем химических знаний необходим как для повседневной жизни, так и для деятельности во всех областях науки, народного хозяйства, в том числе не связанных с химией непосредственно. Химическое образование необходимо также для создания у школьника отчетливых представлений о роли химии в решении экологических, сырьевых, энергетических, продовольственных, медицинских проблем человечества.
Основные цели изучения химии в школе:
- формирование представлений о химической составляющей естественно!научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение методами научного познания для объяснения химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Теоретические основы химии
Периодический закон Д. И. Менделеева. Атомы, ядра, протоны, нейтроны, электроны. Химический элемент. Периоды и группы. Нуклиды, радионуклиды. Период полураспада.
Меченые атомы. Понятие о строении электронных оболочек. Валентные электроны. Степень окисления. Как пользоваться периодической таблицей.
Молекулы. Электронная природа химической связи. Электроотрицательность. Ионы и ионная связь. Степень
окисления и валентность химических элементов. Полярные и неполярные ковалентные связи. Пространственная структура молекул. Металлическая связь. Водородная связь.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Обусловленность свойств веществ их строением. Простые и сложные вещества. Представления о строении газообразных, жидких и твердых веществ. Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия. Чистые вещества, смеси, растворы. Растворение как физико-химический процесс. Гидратация ионов. Истинные и коллоидные растворы. Растворы газов, жидкостей и твердых веществ. Способы выражения концентрации растворов.
Физические и химические явления. Химическая реакция - процесс перестройки атомов в молекулах. Сохранность атомов в химических реакциях. Абсолютные и относительные массы атомов и молекул. Моль - мера количества вещества. Закон Авогадро и объем моля газа. Число Авогадро. Признаки и условия протекания химических реакций. Классификация химических реакций в неорганической и органической
химии.
Растворы. Растворимость. Растворы газов, жидкостей и твердых веществ. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Концентрация раствора и ее расчет. Тепловые явления при растворении. Истинные и коллоидные растворы.
Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Сильные и слабые электролиты. Диссоциация солей, кислот и оснований. Кислотность растворов, понятие о рН. Условия необратимости реакций в растворах. Понятие об аналитических качественных реакциях.
Химия и электрический ток. Электролиз. Катод и анод. Получение щелочных металлов и алюминия. Окислительно-восстановительные реакции как источник электрического тока. Гальванические элементы и аккумуляторы. Понятие о топливном элементе. Химическая и электрохимическая коррозия металлов. Способы защиты от коррозии. Антикоррозионные покрытия.
Тепловые эффекты химических реакций. Закон сохранения энергии в химии. Энергия связи и теплота образования соединений. Стандартное состояние. Экзо- и эндотермические реакции. Теплота сгорания и растворения. Закон Гесса. Топливо и его разновидности.
Скорость реакций, ее зависимость от различных факторов. Энергия активации. Катализ.
Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения.
Основы неорганической химии Металлы и неметаллы, их положение в периодической системе. Строение атомов неметаллов. Физические и химические свойства. Водородные и кислородные соединения элементов подгрупп галогенов, кислорода, азота, углерода.
Общая характеристика металлов главных и побочных подгрупп. Физические свойства металлов. Щелочные и щелочно!земельные металлы, алюминий, железо, медь, цинк и их соединения. Восстановительные свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Черные и цветные металлы, способы их получения. Сплавы. Коррозия металлов и способы защиты от коррозии.
Основные классы неорганических соединений и реакции между ними. Оксиды. Водород. Гидриды. Гидроксиды. Кислоты, основания, щелочи, соли. Амфотерность. Реакция нейтрализации. Кислотно!основные индикаторы. Связь между основными классами неорганических веществ.
Основы органической химии Электронное строение атома углерода - причина уникальности его соединений. Способность атомов углерода образовывать цепи. Гомология и изомерия - причины многообразия органических соединений. Простые и кратные связи. Предельные, непредельные и ароматические углеводороды. Метан, этилен, ацетилен, бензол - родоначальники гомологических рядов. Природные источники углеводородов: нефть и природный газ.
Функциональные органические соединения: спирты, фенолы, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры, амины, аминокислоты. Понятие о гетероциклах. Азотистые основания. Генетическая связь между классами органических соединений.
Химия и жизнь
Высокомолекулярные соединения. Мономеры и полимеры. Полимеризация и поликонденсация. Каучуки, пластмассы, химические волокна. Высокомолекулярные соединения -
основа биополимеров и современных материалов.
Белки. Нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК). Жиры. Углеводы. Химия и здоровье. Рациональное питание. Калорийность пищи. Витамины. Лекарственные вещества. Вред, причиняемый наркотическими веществами.
Химия в сельском хозяйстве. Круговорот азота и фосфора в природе. Минеральные и органические удобрения (азотные, фосфорные, калийные). Средства защиты растений.
Бытовые поверхностно!активные соединения. Моющие и чистящие вещества. Органические растворители. Бытовые аэрозоли. Правила безопасности при работе со средствами
бытовой химии.
Общие принципы химического производства. Основные продукты промышленной химии (аммиак, серная кислота, минеральные удобрения, этилен, стирол, бутадиен, уксусная кислота). Понятие о нефтехимии.
Вы можете скачать полный текст Фундаментального ядра содержания общего образования по
Для этой страницы пока нет похожих записей
Фундаментальное ядро содержания Федеральных государственных образовательных стандартов
- Криволапова Н.А.
- первый проректор, д.п.н., профессор
- Индустриальное
- общество
- Постиндустриальное
- (информационное)
- общество
- глобализация
- Образование
- На всю жизнь
- Образование
- в течении всей жизни
- Быстрый рост
- знаний
- На первый план выходят – общеучебные умения общеинтеллектуального характера (анализ, синтез,сопоставление и т.д.), не связанные с конкретной предметной деятельностью, но формируемые в рамках конкретных учебных предметов.
- МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты – метапредметные знания и обобщенные способы деятельности, освоенные обучающимися в процессе изучения нескольких или всех учебных предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в различных жизненных ситуациях.
- ЛИЧНОСТНЫЕ результаты – ценностные ориентации выпускников соответствующей ступени общего образования, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы деятельности, в т.ч. образовательной, социальные чувства, личностные качества.
- фиксирует основополагающие элементы научного знания: ведущие научные теории и идеи, методы научного познания, фундаментальные категории и понятия, важнейшие события и явления.
- Это понятийно-терминологический (методологический) раздел (комплекс знаний…) Методология –наука об организации деятельности (методах, средствах и т.д.)-слайды ниже…
- Состав фундаментального ядра общего образования
- Основополагающие элементы научного знания:
- - ведущие идеи и теории
- - ключевые факты
- -основные понятия
- - методы
- Универсальные учебные действия
- личностные
- регулятивные
- - познавательные
- ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ
- Фундаментальное ядро – средство
- Универсализации образования
- ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО обеспечивает выполнение важнейших требований общества к образовательной системе:
- Сохранение единства образовательного пространства и преемственности ступеней образовательной системы
- Обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях
- Достижение социальной консолидации и согласия на основе формирования гражданской идентичности и общности всех граждан и народов России
- Формирование общего деятельностного базиса личности, как системы универсальных учебных действий
- Место и назначение Фундаментального ядра
- в системе нормативного обеспечения стандартов
- ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА
- Базисный учебный план
- Планируемые результаты обучения
- ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ
- Программа формирования универсальных учебных действий
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
- ПРИМЕРНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ
- Она содержит:
- описание ценностных ориентиров образования на ступени основного общего образования;
- описание преемственности программ формирования универсальных учебных действий при переходе от основного к среднему общему образованию;
- связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
- характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
- типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
- Компетентностный подход
- Проблемно ориентированное развивающее образование
- Личностно-ориентированное развивающее образование
- Смысловая педагогика вариативного развивающего образования
- Основная педагогическая задача –
- организация условий, инициирующих
- детское действие
- Системно-деятельностный подход
- Чему учить?
- Обновление
- содержания
- образования
- Как учить?
- Обновление
- средств, методов и
- технологий
- обучения
- Ради чего
- учить?
- Ценности
- образования
- Начальная школа
- Основная школа
- Ведущая
- деятельность –
- учебная деятельность
- Ведущая деятельность-
- деятельность
- межличностного
- общения
- Умение учиться
- в общении
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
- Универсальные учебные действия – совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
- личностные
- регулятивные
- познавательные
- коммуникативные
- Личностные
- Метапредметные
- Предметные
- Самоопределение:
- Внутренняя позиция школьника; самоидентификация; самоуважение и самооценка:
- Регулятивные:
- Управление своей деятельностью;
- Контроль и коррекция;
- Инициативность и самостоятельность
- Смыслообразование:
- Мотивация (учебная и социальная);
- границы собственного знания и незнания.
- Коммуникативные:
- речевая деятельность;
- Навыки сотрудничества
- Ценностная и морально-этическая ориентация:
- способность решения моральных проблем; оценка своих поступков
- Познавательные:
- работа с информацией и учебными моделями;
- Использование знаково-символических и общих схем..
- Основы системы научных знаний
- Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания
- Предметные и метапредметные действия с учебным материалом
- Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся
- Построение
- «Я - образа»;
- Формирование
- идентичности
- личности;
- Личностное,
- профессиональное,
- жизненное
- самоопределение;
- Построение
- жизненных
- планов.
- Поиск ответа на
- вопрос:
- Какой смысл
- для меня
- имеет учение?
- Выделение
- морально-этического
- аспекта в
- событиях и действиях;
- Построение системы
- нравственных
- ценностей;
- Нравственно-этическое
- оценивание;
- Осуществление
- личностного
- выбора;
- Самопознание и самоопределение
- смыслообразование
- Нравственно-этическая ориентация
- целеполагание
- планирование
- прогнозирование
- контроль
- коррекция
- Оценка
- обеспечивают учащимся организацию их учебной
- деятельности.
- Целеполагание -постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно
- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий
- - прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик
- - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию
- - саморегуляция - способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий
- - коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
- - оценка - выделение и осознание учащимся того, что и в какой мере уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения
- Регулятивные УУД
- - умения, обеспечивающие четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач.
- общеучебные,
- логические,
- действия, связанные с разрешением проблемной ситуации (недостающ. информации неопределенности), а также постановка и решение проблемы.
- Познавательные УУД
- - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- - деятельность информационного поиска в соответствии с задачей (поиск и выделение необходимой информации); применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;не просто хождение в инет, что найдется, а адресный запрос, поиск, регулируемый задачей
- - структурирование знаний;
- - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой
- Общеучебные УУД
- - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
- знаково-символические действия
- - моделирование (кодирнование и декодирнование инфорацмм)- преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- - преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область
- Общеучебные УУД
- - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- - синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- - подведение под понятие, выведение следствий;
- - установление причинно-следственных связей;
- - построение логической цепи рассуждений;
- - доказательство;
- - выдвижение гипотез и их обоснование.
- Постановка и решение проблемы :
- - формулирование проблемы;
- - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Логические УУД
- Определение цели
- и функций участников;
- способов взаимодействия
- Выявление сути конфликта,
- поиск различных способов
- его разрешения;
- принятие и реализация
- решения
- Инициативное
- сотрудничество
- в поиске
- информации
- Планирование
- учебного
- сотрудничества
- Постановка
- вопросов
- Разрешение
- конфликтов
- Контроль, коррекция,
- оценка его действий
- Владение монологичной
- и диалогичной формами речи
- в соответствии
- с нормами языка
- Управление
- поведением
- партнера
- Умение
- выражать
- свои мысли
- Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15.
- Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.-С.13-27.
- Деятельностный подход как основа педагогических технологий в обучении. Режим доступа:
- Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника. Режим доступа:
- Деятельностный подход в обучении. Понятие проектирования как деятельности. Режим доступа:
- Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. Режим доступа:
- Деятельностный метод в школе. Режим доступа:
- Системно-деятельностный подход в обучении. Режим доступа:
- Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС. Режим доступа:
- Ярцева, С. В. Реализация системно-деятельностного подхода при обучении биологии / С. В. Ярцева // Биология в школе. - 2010. - N6. - С. 23-27.Хуторский, А. Деятельность как содержание образования /А. Хуторский //Народное образование.- 2003.- №8.-С.107-114
- Дмитриев, С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. - 2003.- N 6. - С. 30-39.
- Гревцова, И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения /И. Гревцова // Школьные технологии. - 2003. - № 6. - С.
- Купавцев,А.В. Деятельностный аспект процесса обучения/А.В. Купавцева // Педагогика.- 2002.-№6.-С.44-66. 15. Леонтьев,А.А. Что такое деятельностный подход в образовании /А.А. Леонтьева //Начальная школа плюс.-2001.-№1-С.3-6.
КОНЦЕПЦИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ЯДРА
Фундаментальное ядро общего образования – документ, фиксирующий основополагающие элементы научного знания, обязательные для изучения в школе, а также обобщенное описание видов универсальных учебных действий. Фундаментальное ядро содержания общего образования – базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий. Основным назначением Фундаментального ядра в системе нормативного сопровождения стандартов является определение:
1) системы базовых национальных ценностей, определяющих самосознание российского народа, приоритеты общественного и личностного развития, характер отношения человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни;
2) системы основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в средней школе;
3) системы ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования.
Для реализации этих функций Фундаментального ядра содержания общего образования в нем фиксируются:
базовые национальные ценности , хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях;
основные элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, как универсального свойства, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной школе: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы;
универсальные учебные действия , на формирование которых направлен образовательный процесс. К ним относятся личностные универсальные учебные действия; ориентировочные действия; конкретные способы преобразования учебного материала; коммуникативные действия.
Определение Фундаментального ядра содержания общего образования - важная составная часть новой концепции стандартов общего образования, исходящей, в частности, из тезиса о необходимости разделения проблемы обобщенных требований к результатам образования и проблемы конкретного содержания общего образования.
Первая проблема - общественно-политическая. Она связана с выявлением и фиксацией обобщенных современных запросов и ожиданий в сфере образования и требований к нему с точки зрения личности, семьи, общества и государства. Вторая проблема имеет научно-методический характер и соответственно должна решаться научным и педагогическим профессиональными сообществами.
Необходимость определения Фундаментального ядра содержания общего образования вытекает из новых социальных запросов, отражающих трансформацию России из индустриального в постиндустриальное (информационное) общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале. Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и появления новых профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования. Новые социальные запросы определяют новые цели образования и стратегию его развития. Фундаментальное ядро содержания общего образования, в свою очередь, конкретизирует цели как результаты общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.
Таким образом, Фундаментальное ядро содержания общего образования фактически нормирует содержание учебных программ и организацию учебной деятельности по отдельным учебным предметам. Оно также определяет элементы научного знания, культуры и функциональной грамотности, без освоения или знакомства с которыми уровень общего образования, достигнутый выпускником российской школы начала XXI столетия, не может быть признан достаточным для полноценного продолжения образования и последующего личностного развития.
Фундаментальное ядро как средство универсализации содержания общего образования позволяет реализовать важнейшие требования общества к образовательной системе:
сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;
обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях;
достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования российской идентичности и общности всех граждан и народов России;
формирование общего деятельностного базиса как системы универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.
Методологическую основу Фундаментального ядра содержания общего образования составляют принципы фундаментальности и системности, традиционные для отечественной школы. В этом контексте принципиальным является расхождение во взглядах: а) сторонников сохранения исторически сложившейся российской системы образования, ориентированной на фундаментальность знания (т.е. высокий научный уровень содержания общего образования); б) сторонников целесообразности перехода к принятой в ряде стран мира системе обучения, для которой характерен существенно более низкий уровень изложения основ наук по сравнению с уровнем российской школы.
При всех предшествующих разработках стандартов образования в качестве исходной методологической основы, определяющей объем содержания образования, использовали обязательный минимум содержания образования. В результате большинством педагогов понятия «стандарт образования» и «обязательный минимум» воспринимались как синонимы.
Ключевое отличие нового образовательного стандарта от предшествующих разработок заключается в том, что суть его идеологии составляет переход от минимизационного подхода к конструированию образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования, что и фиксируется термином «Фундаментальное ядро содержания общего образования». Подобный переход принципиально изменяет не только организацию, но и суть образовательного процесса. В эпоху становления экономики знаний значение принципа фундаментальности образования не просто возрастает, а становится важнейшим фактором развития инновационных технологий, определяющих конкурентоспособность страны. Вместе с тем, реализуя данный принцип, необходимо решительно освободиться от устаревшего, второстепенного, педагогически неоправданного материала.
Наряду с фундаментальными знаниями в документе определены основные формы деятельности и соответствующие им типы задач, умение решать которые свидетельствует о функциональной грамотности.
Теоретической основой Фундаментального ядра содержания общего образования являются ранее сформулированные в отечественной педагогике идеи:
«ядра» и «оболочек» школьных курсов (А.И. Маркушевич);
выделения «объема знаний» по предмету (А.Н. Колмогоров);
культурологического подхода к формированию содержания образования (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.В. Краевский);
системно-деятельностного подхода (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов, В. В. Рубцов).
В ходе реформы основного общего образования, проводившейся в нашей стране в 60-70-е гг. XX столетия, для решения проблем, связанных с принципиальной новизной содержания по ряду предметов и перегрузкой, А.И. Маркушевич выдвинул идею выделения «ядра» школьного курса (т.е. наиболее важной его части) и его «оболочек», варьирующихся в зависимости от интересов и способностей ученика, типа школы и т.д. Эта идея лежит в основе вариативности образования. В полной мере применительно к содержанию образования она не была реализована: «ядро» содержания образования в явном виде не выделено.
В это же время, предваряя разработку новой программы по математике, Комиссия по математическому образованию АН СССР под председательством академика А.Н. Колмогорова разработала краткий документ «Объем знаний по математике для восьмилетней школы». Он содержал описание ключевых фактов, понятий, идей, методов, теорий, которыми должен овладеть ученик по окончании восьмилетней школы. Распределение материала по классам, так же как и распределение учебного времени по темам, в этом документе не проводилось. После широкого обсуждения на основе этого документа были подготовлены подробные учебные программы. В начале 80-х гг. XX в. аналогичным образом была создана программа по математике, описывающая содержание образования на каждой ступени обучения и оставляющая больше свободы авторским коллективам учебников.
Согласно концепции культурологического подхода к формированию содержания образования (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.В. Краевский) источник формирования содержания общего образования - культура, т. е. наиболее значимые формы социокультурного опыта.
В соответствии с этой концепцией формирование содержания общего образования осуществляется в несколько этапов:
I этап (допредметный) - формирование общетеоретических представлений о составе и структуре содержания образования.
II этап (предметный) - определение состава учебных предметов, их конкретное наполнение и распределение по ступеням обучения.
III этап - создание учебных материалов.
IV этап - организация процесса обучения.
V этап - присвоение учениками нового содержания.
Создание Фундаментального ядра - важная часть допредметного этапа формирования содержания. Данную схему работы от ранее принятых существенно отличает то обстоятельство, что учебный план (распределение учебного времени и перечень предметов) не постулируется в самом начале, а предваряется большой аналитической работой.
Структуру учебной деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения на сегодняшний день наиболее полно описывает системно-деятельностный подход, базирующийся на теоретических положениях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Г. Асмолова, В.В. Рубцова. Базовым положением служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. Концепция универсальных учебных действий также учитывает опыт компетентностного подхода, в частности его правомерный акцент на достижение учащимися способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки.
Следование этой теории при формировании содержания общего образования предполагает, в частности, анализ видов ведущей деятельности (игровая, учебная, общение), выделение УУД, порождающих компетенции и ЗУН.
Концепция Фундаментального ядра синтезирует описанные идеи «ядра» и «оболочек», объема знаний, выделения допредметного этапа, системно-деятельностного подхода.
Разработка Фундаментального ядра осуществлялась с учетом рамочных ограничений, таких, как:
1) краткость фиксации обобщенных контуров научного содержания образования;
2) отказ от деталей сугубо методической природы и конкретных методических решений. Фундаментальное ядро определяет объем знаний, которым должен овладеть выпускник школы, но не распределение предлагаемого содержания по конкретным предметам и ступеням обучения;
3) описание в лаконичной форме областей знаний, представленных в современной школе, но не конкретных предметов.
Краткий формат Фундаментального ядра открывает возможность создать зону консенсуса для формирования ныне отсутствующего целостного взгляда на содержание школьного образования и на его основе приступить к решению проблемы межпредметных связей, согласуя научное знание различных областей на этапе предварительной разработки.
Критерии отбора и включения материала в Фундаментальное ядро в силу его огромного разнообразия вряд ли могут быть формализованы. В данном случае более существенны критерии невключения, т.е. в Фундаментальное ядро не должен входить архаичный, малозначительный и чрезмерно детализированный материал; не следует включать в него понятия и идеи, смысл которых не может быть достаточно популярно и полно раскрыт школьнику.
Создание Фундаментального ядра - начальный этап разработки нового содержания общего образования. Последующие этапы предполагают разработку концепций предметных областей, планируемых результатов обучения на выходе из ступеней обучения (начальная, основная и средняя (полная) школы), базисного учебного (образовательного) плана и примерных программ по предметам, учебно-методических комплексов нового поколения. При этом немаловажное значение имеет широкое обсуждение содержания Фундаментального ядра в научном и педагогическом сообществах и организация экспериментальной работы по апробации и внедрению нового содержания. Параллельно с разработкой нового содержания школьного образования должна вестись работа по соответствующему обновлению содержания педагогического образования.
фУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО СОДЕРЖАНИЯ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИя
Возрождение на новой содержательной основе взаимосвязанных принципов фундаментальности и системности – ключевое отличие стандартов второго поколения от предшествующих разработок, базировавшихся на минимизированном подходе к конструированию образовательного пространства. (Дронов В.П., 2009.) Главное сегодня – обеспечение неразрывного двуединства знаниевой и функциональной составляющих образовательного процесса.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В Базисном учебном плане, Примерных программах начальной школы заложены основополагающие элементы научных знаний, культуры, фундаментальной грамотности, без освоения которых, уровень начального общего образования не может быть признан достаточным для продолжения образования в среднем звене и последующего личностного развития. Т.е. предполагается вооружить ребенка существенным, освободив его от устаревшего и неоправданного. А главное, предполагается переход от минимизированного перехода к конструированию образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования и его системности. Это фиксируется термином «Фундаментальное ядро содержания общего образования». Для реализации этой главной задачи в Фундаментальном ядре содержания общего образования фиксируются:
основополагающие элементы научного знания методологического, системообразующего, ценностного и мировоззренческого характера, как универсального свойства, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной школе: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы;
универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс. К ним относятся личностные универсальные учебные действия; регулятивные действия; познавательные действия; коммуникативные действия.
Иными словами, в Фундаментальном ядре определяются все те элементы научного знания, культуры и функциональной грамотности, без освоения которых или знакомства с которыми уровень общего образования, достигнутый выпускником российской школы начала XXI столетия, не может быть признан достаточным для полноценного продолжения образования и последующего личностного развития.
Суть современных глобальных вызовов, проявляющаяся в очевидных тенденциях формирования принципиально новой экономики, основанной на знаниях, быстром обновлении знаний и появлении новых профессий, по нашему мнению, обусловливает то, что методологической основой Фундаментального ядра общего среднего образования должны быть принципы фундаментальности и системности.
Возрождение на новой содержательной основе этих принципов, некогда краеугольных для отечественного образования; ключевое отличие нового образовательного стандарта от предшествующих разработок, базировавшихся на непродуктивной в современных условиях идеологии минимизационного подхода к конструированию образовательного пространства; постановка во главу угла принципа фундаментальности образования, что и фиксируется термином "Фундаментальное ядро содержания общего образования", принципиально изменяет не только организацию, но и нацеленность образовательного процесса: только фундаментальность образования может обеспечить развитие инновационных технологий, определяющих конкурентоспособность страны. Одновременно, исходя из этого, в содержании образования необходимо решительно освободиться от устаревшего, второстепенного и неоправданного материала.
Наряду с фундаментальным знанием в документе определены основные формы деятельности и соответствующие типы задач, умение решать которые свидетельствует о функциональной грамотности.
Кроме этих общих методологических установок, при разработке Фундаментального ядра учитывался и ряд рамочных ограничений:
1) краткость фиксации обобщенных контуров научного содержания образования;
2) отказ от деталей сугубо методической природы и конкретных методических решений (Фундаментальное ядро определяет объем знаний, которыми должен овладеть выпускник школы, но не распределение предлагаемого содержания по конкретным предметам и ступеням обучения);
3) описание в лаконичной форме областей знаний, представленных в современной школе, но не конкретных предметов.
Фундаментальное ядро содержания общего образования - базовый документ, необходимый для создания концепций образовательных областей, базисных учебных планов, примерных программ, учебно-методических материалов и пособий. В целом краткий формат Фундаментального ядра открывает возможность создать зону консенсуса для формирования ныне отсутствующего целостного взгляда на содержание школьного образования и на новой основе приступить к решению проблемы межпредметных связей, согласуя научное содержание различных областей знания на этапе предварительной разработки.
Фундаментальное ядро общего образования – документ, фиксирующий основополагающие элементы научного знания, обязательные для изучения в школе, а также обобщенное описание видов УУД.
Возрождение на новой содержательной основе взаимосвязанных принципов фундаментальности и системности – ключевое отличие стандартов второго поколения от предшествующих разработок, базировавшихся на минимизированном подходе к конструированию образовательного пространства. (Дронов В.П., 2009.) Главное сегодня – обеспечение неразрывного двуединства знаниевой и функциональной составляющих образовательного процесса. универсальных учебных действий.
Наряду с фундаментальным знанием в концепции фундаментального ядра содержания общего образования определены основные формы деятельности и соответствующие им типы задач, умение решать которые свидетельствует о фундаментальной грамотности учащегося.
В рассмотренных выше нормативных документах Требований к структуре основных образовательных программ заложены условия для формирования УУД, обеспечивающих умение учиться, основу формирования учебной деятельности.
Таким образом, Фундаментальное ядро общего образования призвано определить тот объем знаний, без понимания, усвоения или знакомства с которым современный человек не может считаться достаточно образованным, и тот объем универсальных учебных умений, который позволит человеку обучаться в течение всей жизни. (Г. Писаренко, 2009г.)
А на основе Фундаментального ядра общего образования соответственно определяется объём знаний, без понимания, усвоения или знакомства с которым выпускник начальной школы не сможет успешно учиться в основной школе. Этот объём знаний входит в обще-образовательную программу начального общего образования (ООПНО).
Пока ещё только разработаны, рассматриваются и готовятся к утверждению 2 проекта ФГОС общего образования (начальное общее образование). Авторы проектов:
1) Коллектив под руководством академика РАО А.А. Кузнецова и члена корреспондента РАО А. М. Кондакова.
2) Рабочая группа Института проблем образовательной политики «Эврика» под руководством А. И. Адамского.
Надеемся, что их разработчики не повторят ошибок прежних лет: избыток теоретических знаний; неоправданное «забегание вперёд» путём введения материала, который будет изучаться в старших классах (а может и не изучаться – и такое бывает!); введение иной «самостийной» термино-логии для понятий, принятых в науке.
Программа
... общего образования 2-го поколения, Фундаментального ядра содержания общего образования общего образования , представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования ...
Основная образовательная программа начального общего образования (2)
Плана; Фундаментального ядра содержания общего образования ; Программы формирования... общего образования , базируются на Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), современных педагогических технологиях, общей концепции ...
Образовательная программа основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Образовательная программа... Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования , представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования ... начального общего образования и Концепции духовно- ...
Основная образовательная программа начального общего образования на 2014-2018 г
Основная образовательная программа... Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования , фундаментального ядра содержания общего образования ...
Основная образовательная программа основного общего образования на период 2013-2017 г
Основная образовательная программаСтупени основного общего образования », «Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России», «Фундаментальное ядро содержания общего образования », в которых...
Фундаментальное ядро содержания общего образования документ, на основе которого будут создаваться базисные учебные планы, программы, а также учебнометодический комплект учебных пособий и оборудования. Этот документ необходим для определения важнейших педагогических задач, решение которых обеспечивает формирование в учебном процессе у школьников универсальных учебных действий (УУД), отвечающих требованиям стандарта к результатам образования.
С этой целью в Фундаментальном ядре содержания общего образования фиксируются важнейшие научные знания, имеющие системообразующий характер, а также УУД, на формирование которых направлен образовательный процесс.
К системообразующим знаниям относятся факты, понятия, законы, методы, теории, имеющие универсальный характер или относящиеся к отдельным наукам, отраслям знания и культуры, которые предназначены для обязательного изучения в общеобразовательной школе. Эго те знания, без освоения которых общее образование не может быть признано достаточным для полноценного продолжения образования и последующего развития личности.
Развитие школьников в системе образования обеспечивается, как известно, совершенствованием у них УУД, которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процессов. Овладение учащимися УУД представляет собой их развитие и совершенс твование путем активного присвоения нового социального опыта. УУД открывают возможности успешного усвоения новых знаний и различного рода умений, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться. Эти возможности появляются потому, что УУД являются универсальными: они могут использоваться в разных ситуациях и предметных областях.
Такой подход позволяет выделить в качестве основных результатов обучения, развития и воспитания УУД. Базовым положением служит тезис о том, что развитие школьника в образовательной системе обеспечивается прежде всего формированием УУД, выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процессов. Знания и практические умения формируемые при обучении могут применяться только в активных действиях. Поэтому качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий, которые может выполнить ученик.
В широком значении УУД означают умение учиться, т. е. способность школьника к саморазвитию путем сознательного присвоения нового социального опыта.
В более узком значении термин «универсальные учебные действия» понимают как определенную согласованность действий учащегося в процессе учебной работы, обеспечивающую способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самого процесса усвоения.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они:
- носят наднредметный, метапредметный характер;
- обеспечивают целостность развития и саморазвития личности;
- обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса;
- лежат в основе организации и рег уляции деятельности учащегося;
- обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования способностей учащегося.
К функциям УУД относятся:
- обеспечение возможности учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения;
- обеспечение возможности использовать необходимые средства и способы достижения цели, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- обеспечение успешного усвоения знаний и умений в любой предметной области.
В составе основных УУД можно выделить четыре вида:
- 1) личностные;
- 2) регулятивные;
- 3) познавательные, включающие логические, знаково-символические;
- 4) коммуникативные.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), самоопределение и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, приводят к становлению ценностной структуры сознания личности.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения;
- контроль в форме сравнения действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция - внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические, знаково-символические.
Общеучебные УУД включают:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- структурирование знаний;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и нормами речи;
- постановка и формулирование проблемы при решении творческих и поисковых задач;
- действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).
Логические УУД направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимают способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием разных логических схем - индуктивной или дедуктивной).
Знаково-символические УУД - действия моделирования (преобразования), выполняющие функции особого отображения учебного материала; формирование обобщенных знаний.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Овладение УУД ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. Целенаправленное планомерное формирование УУД с заранее заданными свойствами, такими как осознанность, разумность, высокий уровень обобщения и готовность применения в различных предметных областях, критичность, освоенность. Формирование УУД обеспечивает переход от осуществляемой совместно и иод руководством педагога учебной деятельности к деятельности самообразования и самовоспитания.
Таким образом, понятие УУД относится к общему содержанию образования и является метапонятием. Оно внутренне согласуется с традиционным описанием процесса обучения на языке знаний и умений.
1284.43kb.
Концепция фундаментального ядра содержания общего образования
Фундаментальное ядро содержания общего образования – базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий. Основным назначением Фундаментального ядра в системе нормативного сопровождения стандартов является определение:
- системы базовых национальных ценностей, определяющих самосознание российского народа, приоритеты общественного и личностного развития, характер отношения человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни;
- системы основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в средней школе;
- системы ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования.
- базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях;
- основные элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, как универсального свойства, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной школе: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы;
- универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс. К ним относятся личностные универсальные учебные действия; ориентировочные действия; конкретные способы преобразования учебного материала; коммуникативные действия.
Первая проблема – общественно-политическая. Она связана с выявлением и фиксацией обобщенных современных запросов и ожиданий в сфере образования и требований к нему с точки зрения личности, семьи, общества и государства. Вторая проблема имеет научно-методический характер и соответственно должна решаться научным и педагогическим профессиональными сообществами.
Необходимость определения Фундаментального ядра содержания общего образования вытекает из новых социальных запросов, отражающих трансформацию России из индустриального в постиндустриальное (информационное) общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале. Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и появления новых профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования. Новые социальные запросы определяют новые цели образования и стратегию его развития. Фундаментальное ядро содержания общего образования, в свою очередь, конкретизирует цели как результаты общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.
Таким образом, Фундаментальное ядро содержания общего образования фактически нормирует содержание учебных программ и организацию учебной деятельности по отдельным учебным предметам, определяя элементы научного знания, культуры и функциональной грамотности, без освоения или знакомства с которыми, уровень общего образования, достигнутый выпускником российской школы начала XXI столетия, не может быть признан достаточным для полноценного продолжения образования и последующего личностного развития.
Фундаментальное ядро как средство универсализации содержания общего образования позволяет реализовать важнейшие требования общества к образовательной системе:
- сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;
- обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях;
- достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования российской идентичности и общности всех граждан и народов России;
- формирование общего деятельностного базиса как системы универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.
При всех предшествующих разработках стандартов образования в качестве исходной методологической основы, определяющей объем содержания образования, использовали обязательный минимум содержания образования. В результате большинством педагогов понятия «стандарт образования» и «обязательный минимум» воспринимались как синонимы.
Ключевое отличие нового образовательного стандарта от предшествующих разработок заключается в том, что суть его идеологии составляет переход от минимизационного подхода к конструированию образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования, что и фиксируется термином «Фундаментальное ядро содержания общего образования». Подобный переход принципиально изменяет не только организацию, но и суть образовательного процесса. В эпоху становления экономики знаний значение принципа фундаментальности образования не просто возрастает, а становится важнейшим фактором развития инновационных технологий, определяющих конкурентоспособность страны. Вместе с тем, реализуя данный принцип, необходимо решительно освободиться от устаревшего, второстепенного, педагогически неоправданного материала.
Наряду с фундаментальным знанием в документе определены основные формы деятельности и соответствующие им классы задач, умение решать которые свидетельствует о функциональной грамотности.
Теоретической основой Фундаментального ядра содержания общего образования являются ранее сформулированные в отечественной педагогике идеи:
- «ядра» и «оболочек» школьных курсов (А. И. Маркушевич);
- выделения «объема знаний» по предмету (А. Н. Колмогоров);
- культурологического подхода к формированию содержания образования (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В. В. Краевский);
- системно-деятельностного подхода (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов, В. В. Рубцов).
В это же время, предваряя разработку новой программы по математике, Комиссия по математическому образованию АН СССР под председательством академика А. Н. Колмогорова разработала краткий документ «Объем знаний по математике для восьмилетней школы». Он содержал описание ключевых фактов, понятий, идей, методов, теорий, которыми должен овладеть ученик по окончании восьмилетней школы. Распределение материала по классам, так же как и распределение учебного времени по темам, в этом документе не проводилось. После широкого обсуждения на основе этого документа были подготовлены подробные учебные программы. В начале 80-х гг. XX в. аналогичным образом была создана программа по математике, описывающая содержание образования на каждой ступени обучения и оставляющая больше свободы авторским коллективам учебников.
Согласно концепции культурологического подхода к формированию содержания образования (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В. В. Краевский) источник формирования содержания общего образования – культура, т. е. наиболее значимые формы социокультурного опыта.
В соответствии с этой концепцией формирование содержания общего образования осуществляется в несколько этапов:
I этап (допредметный) – формирование общетеоретических представлений о составе и структуре содержания образования.
II этап (предметный) – определение состава учебных предметов, их конкретное наполнение и распределение по ступеням обучения.
III этап – создание учебных материалов.
IV этап – организация процесса обучения.
V этап – присвоение учениками нового содержания.
Создание Фундаментального ядра – важная часть допредметного этапа формирования содержания. Данную схему работы от ранее принятых существенно отличает то обстоятельство, что учебный план (распределение учебного времени и перечень предметов) не постулируется в самом начале, а предваряется большой аналитической работой.
Структуру учебной деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения на сегодняшний день наиболее полно описывает системно-деятельностный подход, базирующийся на теоретических положениях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Г. Асмолова, В. В. Рубцова. Базовым положением служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. Концепция универсальных учебных действий также учитывает опыт компетентностного подхода, в частности его правомерный акцент на достижение учащимися способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки.
Следование этой теории при формировании содержания общего образования предполагает, в частности, анализ видов ведущей деятельности (игровая, учебная, общение), выделение универсальных учебных действий, порождающих компетенции, знания, умения и навыки.
Концепция Фундаментального ядра синтезирует описанные идеи «ядра» и «оболочек», объема знаний, выделения допредметного этапа, системно-деятельностного подхода.
Разработка Фундаментального ядра осуществлялась с учетом рамочных ограничений, таких, как:
- краткость фиксации обобщенных контуров научного содержания образования;
- отказ от деталей, сугубо методической природы и конкретных методических решений. Фундаментальное ядро определяет объем знаний, которым должен овладеть выпускник школы, но не распределение предлагаемого содержания по конкретным предметам и ступеням обучения;
- описание в лаконичной форме областей знаний, представленных в современной школе, но не конкретных предметов.
Критерии отбора и включения материала в Фундаментальное ядро в силу его огромного разнообразия вряд ли могут быть формализованы. В данном случае более существенны критерии невключения, т. е. в Фундаментальное ядро не должен входить архаичный, малозначительный и чрезмерно детализированный материал; не следует включать в него понятия и идеи, смысл которых не может быть достаточно популярно и полно раскрыт школьнику.
Создание Фундаментального ядра – начальный этап разработки нового содержания общего образования. Последующие этапы предполагают разработку концепций предметных областей, планируемых результатов обучения на выходе из ступеней обучения (начальная, основная и средняя (полная) школы), базисного учебного (образовательного) плана и примерных программ по предметам, учебно-методических комплексов нового поколения. При этом важное значение имеет широкое обсуждение содержания Фундаментального ядра в научном и педагогическом сообществах и организация экспериментальной работы по апробации и внедрению нового содержания. Параллельно с разработкой нового содержания школьного образования должна вестись работа по соответствующему обновлению содержания педагогического образования.
Фундаментальное ядро содержания общего образования
Базовые национальные ценности
Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков, а, напротив, должно быть органично включено в него.
Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности:
- личностная культура;
- социальная культура;
- семейная культура.
- готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению. Реализация творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки – «становиться лучше»;
- готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
- способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
- трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
- осознание ценности других людей (ближних), ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать.
- осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству;
- понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого;
- бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.
- осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей;
- вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями;
- адекватное восприятие ценностей общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, честности судов и ответственности власти, гражданского общества;
- готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи;
- развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
- способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, родителями, будущими поколениями;
- забота о преуспевании единого многонационального российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия.
- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
- традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
- природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
- человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Эти ценности выражают суть общенациональной максимы: «Мы - российский народ». Это то, что объединяет всех россиян, придает им единую идейность и дополняется их этнической, религиозной, профессиональной и иной идентичностью, то, что позволяет нам быть единым российским народом.
Основные элементы научного знания в средней школе
Русский язык
Пояснительная записка
В системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом.
Основные цели изучения русского языка в школе:
- формирование представлений о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России;
- формирование знаний об устройстве системы языка и закономерностях ее функционирования на современном этапе;
- обогащение словарного запаса учащихся, овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами и способами использования языка в разных условиях общения;
- овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности (извлечение информации из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; информационная переработка текста).
В соответствии с целями курса Фундаментальное ядро содержания общего образования по русскому языку состоит из двух взаимосвязанных компонентов: разделов «Речь» и «Язык».
Раздел «Речь» предусматривает овладение понятиями речевой деятельности и речевой коммуникации, формирование умений создавать тексты различной функциональной и коммуникативной направленности.
Раздел «Язык» предусматривает освоение основ лингвистики, системы ее ключевых понятий, явлений и фактов.
Речь
Язык и речь. Виды речевой деятельности (говорение, слушание, письмо, чтение). Виды речи (устная и письменная, диалогическая и монологическая). Тексты устные и письменные.
Функционально-смысловые разновидности текста (повествование, описание, рассуждение). Функциональные разновидности языка. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей.
Речевая ситуация и ее компоненты. Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог - обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога). Полилог. Свободная беседа, обсуждение, дискуссия.
Адекватное понимание устной и письменной речи в соответствии с условиями и целями общения.
Овладение различными видами чтения.
Создание устных монологических и диалогических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения.
Создание письменных текстов разных стилей и жанров.
Анализ текста с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу и функциональной разновидности языка.
Информационная переработка текста.
Овладение национально-культурными нормами речевого/неречевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Язык
Общие сведения о языке.
Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка.
Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон).
Взаимосвязь языка и культуры. Русский язык - язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка и их использование в речи.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
Фонетика и орфоэпия
Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Слог. Ударение, его смыслоразличительная роль, подвижность ударения при формо- и словообразовании.
Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения и ударения.
Графика
Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения. Соотношение звука и буквы.
Морфемика (состав слова) и словообразование
Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем. Чередование звуков в морфемах.
Основные способы образования слов. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема. Словообразовательная пара.
Понятие об этимологии.
Лексикология и фразеология
Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки.
Морфология
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Классификация частей речи.
Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.
Служебные части речи.
Междометия и звукоподражательные слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Синтаксис
Единицы синтаксиса русского языка.
Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании.
Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Типы сказуемого.
Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные – нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). Типы односоставных предложений. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции.
Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения.
Способы передачи чужой речи.
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность).
Культура речи
Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи.
Языковая норма, ее функции. Основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Варианты норм.
Оценка правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.
Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.
Правописание: орфография и пунктуация
Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов.
Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания.