Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) представляет совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования образовательными учреждениями.

ФГОС НОО предъявляет требования к структуре ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (далее- ООП) начального общего образования, которые должны быть реализованы в каждом общеобразовательном учреждении. Данный раздел ФГОС содержит характеристику обобщенной ООП, которая должна быть в каждом образовательном учреждении. По сути дела в этом разделе представлена структура ООП НОО образовательного учреждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гаврилова Татьяна Владимировна

Учитель начальных классов

1 К.К. МБОУ СОШ № 61

Основные характеристики ООП в условиях реализации ФГОС НОО

(части ООП формируемые участниками образовательных отношений)

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) представляет совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования образовательными учреждениями.

ФГОС НОО предъявляет требования к структуре ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (далее- ООП) начального общего образования, которые должны быть реализованы в каждом общеобразовательном учреждении. Данный раздел ФГОС содержит характеристику обобщенной ООП, которая должна быть в каждом образовательном учреждении. По сути дела в этом разделе представлена структура ООП НОО образовательного учреждения.

Таким образом, ООП НОО, которая должна быть разработана и реализована в каждом образовательном учреждении, содержит компоненты, которые относятся именно к образовательному учреждению. Это в полной мере соответствует п. 6 ст. 9 Закона: «Основные общеобразовательные программы начального общего, основного обще го и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федеральной государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательной учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».

На основе ФГОС НОО разрабатывается примерная основная образовательная программа начального общего образования, которая по своему формату представляет обобщенную модель ООП НОО образовательного учреждения. Примерная основная образовательная программа начального общего образования призвана помочь образовательным учреждениям в самостоятельной разработке ООП НОО.

И уже на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу начального общего образования, должно самостоятельно разработать с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников основную образовательную программу начального общего образования КОНКРЕТНОГО образовательного учреждения.

Что необходимо читывать при разработке ООП НОО школы?

В п. 15 ФГОС НОО фиксируется, что «обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 20% от общего объема основной образовательной программы начального общего образования».

Данное соотношение при разработке школой ООП НОО на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования может быть реализовано различными способами.

1. Соотношение 80%: 20% имеет место для всех структурных компонентов ООП

начального общего образования. Причем подразумевается, что это процентное соотношение может быть выражено как в конкретных цифрах (часах), например" относительно БУП, так и в содержательном смысле. То есть имеется в виду соотношение содержательных блоков в каждой отдельной программе, которая входит в ООП начального общего образования как составная часть (задачи, направления работы и др., определяемые участниками образовательного процесса именно с учетом региональных, этнокультурных и местных особенностей).

2. Соотношение 80% : 20% относится к ООП НОО как к целостности, то есть образовательное учреждение, условно, из девяти разделов может полностью без изменений и дополнений взять семь, а два компонента ООП НОО определить полностью самостоятельно (например, полностью из примерной основной образовательной программы взяты семь структурных компонентов, а два компонента школа разрабатывает полностью самостоятельно).

3. Соотношение 80%: 20% обеспечивается суммированием неравноценных по отношению друг к другу частей различных компонентов ООП НОО (например, часть, формируемая участниками образовательного процесса, составляет: в пояснительной записке-10%, в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования - 10%, в учебном плане - 30%, в программе формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования – 10%, в программах учебных предметов, курсов – 20%, в программе духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования – 30%, в программе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни – 30%, в программе коррекционной работы – 30%, в системе оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования – 10%).

Очень важным при разработке ООП НОО школы на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования является необходимость четкого понимания, что входит в ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ часть ООП НОО, а что входит в часть, ФОРМИРУЕМУЮ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (таблица 1).

Таблица 1

Структурные компоненты ООП НОО

Обязательная часть

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

Пояснительная записка

Отражает особенности первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения;

Учитывает характерные для младшего школьного возраста центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования

Конкретизирует цели реализации основной образовательной программы с учетом потребностей контингента обучающихся, их родителей (законных представителей);

Уточняет принципы и подходы к формированию основной образовательной программы на основе согласованного мнения участников образовательного процесса

Планируемые

результаты освоения обучающимисяосновной образовательной программыначального общего образования

Уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов;

Адекватно отражают требования ФГОС НОО, соответствуют возрастным возможностям обучающихся

Передают специфику образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении;

Являются содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов

Учебный план начального общего образования

Определяет состав обязательных учебных предметов для реализации во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения

Обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся; - включает время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки, и внеурочную деятельность

Программа формирования универсальных учебных действий

Содержит описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования; - описывает связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;

Обеспечивает преемственность программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию

Уточняет характеристики и типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, универсальных учебных действий

Программы отдельных учебных предметов, курсов

Обеспечивают достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

Определяют структуру программ отдельных учебных предметов, курсов

Определяют (согласно структуре, указанной в обязательной части) программы учебных предметов, курсов, входящих в часть, формируемую участниками образовательного процесса

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества;

Содержит ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества

Интегрирует традиции и особенности воспитательной системы (системы воспитательной работы) образовательного учреждения;

Формирует целостную образовательную среду, включающую урочную, внеурочную и внешкольную деятельность, учитывает историко-культурную, этническую и региональную специфику

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

Представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;

Содержит базовую модель организации работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры безопасного и здорового образа жизни

Расширяет и дополняет базовую модель организации работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры безопасного и здорового образа жизни

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования

Обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

Предусматривает оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения; - позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся

Предусматривает использование разнообразных, взаимно дополняющих друг друга методов и форм оценки;

Обеспечивает оценку планируемых результатов освоения основной образовательной программы в части, формируемой участниками образовательного процесса

Особого внимания при разработке ООП НОО школы требует понимание п. 19.3 ФГОС НОО «Учебный план начального общего образования».

Следует обратить внимание на то, что обязательная часть учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов для реализации во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть, может быть использовано:

На увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;

На введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;

На внеурочную деятельность.

И если заданы общий ОБЪЕМ учебных часов(не менее 2904 ч. и не более 3210 ч.) и объем внеурочной деятельности (до 1350 ч.) за четыре учебных года, то можно просчитать ОБЪЕМ обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Итак, основная образовательная программа начального общего образования школы:

Определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся;

Содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса;

Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 20% от общего объема основной образовательной программы начального общего образования;

Разрабатывается на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования.


Образовательные программы определяют содержание образования.

Образовательная программа, разрабатываемая на базе федерального образовательного стандарта (образовательного стандарта), представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации. Комплекс вышеупомянутых характеристик представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (ст. 2 п. 9 комментируемого Закона).

В ст. 3 комментируемого Закона среди основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования закреплен гуманистический характер образования. В соответствии с этим принципом законодатель в ч. 1 комментируемой статьи установил, что содержание образования должно содействовать «взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями»

Что касается содержания профессионального образования и профессионального обучения, то оно должно обеспечивать получение квалификации - уровня знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующего подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

Законодательство разделяет образовательные программы на основные и дополнительные в зависимости от уровня образования, на котором эти программы реализуются.

Основные образовательные программы (ООП) реализуются по уровням общего и профессионального образования, а также по профессиональному обучению.

Дополнительные образовательные программы реализуются по дополнительному образованию.

Система образовательных программ может быть представлена следующим образом.

Образовательные программы в Российской Федерации

1. Основные образовательные программы

1.1. Основные общеобразовательные программы:

1.1.1. образовательные программы дошкольного образования;

1.1.2. образовательные программы начального общего образования;

1.1.3. образовательные программы основного общего образования;

1.1.4. образовательные программы среднего общего образования.

1.2. Основные профессиональные образовательные программы:

1.2.1. образовательные программы среднего профессионального образования

1.2.1.а. программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих;

1.2.1.б. программы подготовки специалистов среднего звена;

1.2.2. образовательные программы высшего образования:

1.2.2.а. программы бакалавриата;

1.2.2.б. программы специалитета;

1.2.2.в. программы магистратуры;

1.2.2.г. программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);

1.2.2.д. программы ординатуры;

1.2.2.е. программы ассистентуры-стажировки.

1. 3. Основные программы профессионального обучения :

1.3.1. программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих;

1.3.2. программы переподготовки рабочих, служащих;

1.3.3. программы повышения квалификации рабочих, служащих.

2. Дополнительные образовательные программы

2.1. Дополнительные общеобразовательные программы :

2.1.1. дополнительные общеразвивающие программы;

2.1.2. дополнительные предпрофессиональные программы.

2.2. Дополнительные профессиональные программы:

2.2.1. программы повышения квалификации;

2.2.2. программы профессиональной переподготовки.

По общему правилу, организация, осуществляющая образовательную деятельность, самостоятельно разрабатывает и утверждает свои образовательные программы.

Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования (ч. 6 комментируемой статьи).

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОСами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (ч. 7 комментируемой статьи).

Из этого правила законодательно закреплено исключение, предусмотренное для образовательных организаций высшего образования, имеющих право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты. Такие организации разрабатывают образовательные программы высшего образования самостоятельно на основе собственных образовательных стандартов.

Перечень образовательных организаций, наделенных таким правом, установлен ч. 10 ст. 11 комментируемого закона. В него включены:

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет;

Образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет»;

Образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «национальный исследовательский университет»;

Федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента РФ (Указ Президента РФ от 9 сентября 2008 г № 1332 «Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, которые вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования»).

Как уже отмечалось, образовательная организация формирует свою образовательную программу на базе ФГОС и учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Под примерной основной образовательной программой понимается учебно-методическая документация, определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.

В состав такой учебно-методической документации входят:

Примерный учебный план,

Примерный календарный учебный график,

Примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

Примерные программы разрабатываются по:

основным общеобразовательным программам :

Образовательным программам дошкольного образования;

Образовательным программам начального общего образования;

Образовательным программам основного общего образования;

Образовательным программам среднего общего образования;

основным профессиональным образовательным программам:

- образовательным программам среднего профессионального образования (программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программам подготовки специалистов среднего звена);

Образовательным программам высшего образования (программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки);

Основным образовательным программам в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ утверждается Министерством образования и науки РФ (Приказ Минобрнауки России от 28 мая 2014 № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ») .

Проекты примерных основных общеобразовательных программ разрабатываются по заказу Минобрнауки России. Они направляются разработчиками для организации проведения экспертизы в федеральное учебно-методическое объединение по общему образованию (УМО по общему образованию), создаваемое Минобрнауки России. В случае если федеральное УМО является разработчиком проекта примерной основной общеобразовательной программы, то оно самостоятельно организует проведение экспертизы проекта примерной основной общеобразовательной программы.

К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Примерные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации в соответствии с ее внутренними установлениями.

Проекты примерных основных профессиональных программ направляются разработчиками для организации проведения экспертизы в учебно-методические объединения в системе профессионального образования.

Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. К таким федеральным органам исполнительной власти относятся Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков и т. д. В соответствии с Федеральным законом от 4 июня 2014 г. № 145-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации» к числу таких органов будет отнесен Следственный комитет РФ.

Разработку примерных программ ассистентуры-стажировки обеспечивает Министерство культуры РФ, а обеспечение разработки примерных программ ординатуры возлагается на Министерство здравоохранение РФ.

В соответствии с ч. 10 комментируемой статьи примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Содержащаяся в этом реестре информация является общедоступной.

Организации, которым предоставляется право ведения реестра, устанавливаются Министерством образования и науки РФ.

Ведение реестра осуществляется оператором путем:

Внесения в реестр реквизитов решения об одобрении примерной программы, реквизитов решения о переводе примерной программы в раздел архива, по которой принято такое решение;

Технического обеспечения функционирования реестра;

Автоматизированной обработки информации, содержащейся в реестре;

Предоставления доступа к примерным программам, содержащимся в реестре;

Обеспечения сохранности информации, содержащейся в реестре;

Обеспечения защиты информации, содержащейся в реестре.

Примерная программа после одобрения направляется Министерством образования и науки РФ или учебно-методическим объединением в системе профессионального образования оператору, который и размещает программу в реестре.

Основная образовательная программа дошкольного образования (далее ООП ДО) – это обязательный документ, который должен быть в каждом дошкольном образовательном учреждении. Данная программа разрабатывается в соответствии с требованиями основных нормативных документов: Закона «Об образовании в Российской Федерации» и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО и является обязательным нормативным документом, разрабатываемым и реализуемым каждым образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа дошкольного образования является одним из основных нормативных документов дошкольного образовательного учреждения, регламентирующих его жизнедеятельность. Она наряду с Уставом служит основой для лицензирования, изменения бюджетного финансирования, организации платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей (законных представителей). Основная образовательная программа дошкольного образования – это нормативно-управленческий документ, в котором каждое учреждения определяет цели образовательной деятельности, её содержание, применяемые методики и технологии, формы организации воспитательно-образовательного процесса. Назначение ООП ДО определяется исходя из того, что это внутренний (для данного учреждения) образовательный стандарт, составленный на основе одной из примерных основных образовательных программ и учитывающий логику развития самого образовательного учреждения, его возможности, образовательные запросы основных социальных заказчиков -родителей (законных представителей).

Программа должна быть направлена на: создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; На создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему социализации и индивидуализации детей. Содержание Программы должно охватывать следующие образовательные области:

● социально-коммуникативное развитие;

● познавательное развитие;

● речевое развитие;

● художественно-эстетическое развитие;

● физическое развитие.

Пункт 2.7. стандарта – говорит о том, что содержание программы реализуется в различных ведущих видах деятельности (общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность)

Программа содержит основные 3 раздела:

Целевой раздел (пояснительная записка, цели и задачи, планируемые результаты реализации программы)

Организационный раздел – материально-техническое обеспечение, методические материалы, распорядок дня, праздники, события и т.д.

Очень важно, чтобы в разработке основной образовательной программы принимали участие все педагогические работники ДОО, поскольку работать по этой программе должны будут также все педагоги ДОО. И чтобы воспитатели и педагоги понимали, что от них «хотят» и какое содержание собрано в образовательной программе, они должны непременно стать и разработчиками ООП ДО.

Годовой план

План работы на учебный год (годовой план) является обязательной документацией дошкольного образовательного учреждения. В нем определены направления, задачи и система конкретных мероприятий для решения задач в конкретном учебном году, методику их реализации, состав исполнителей и т.д. Годовой план работы можно рассматривать как инструмент оперативного управления дошкольным образовательным учреждением. Годовой план - это конкретизация задач и мероприятий обозначенных в программе развития и образовательной программе.

В годовом плане работы ДОО определены:

 конкретные мероприятия по разрешения проблем в образовательном процессе,

 система методической поддержки воспитателей в их профессиональном росте,

 формирование опыта работы педагогов,

 внедрение инноваций, с целью повышения качества дошкольного образования.

Годовой план - это сосредоточение внимания коллектива на главных задачах конкретного учебного года.

Основные задачи планирования заключаются в следующем:

 в обеспечении выполнения решений государственных органов по вопросам воспитания, развития и эмоционального благополучия детей раннего и дошкольного возраста;

 в вычленении главных, узловых вопросов в деятельности педагогического коллектива;

 в определении конкретных мероприятий, сроков их исполнения и ответственных исполнителей;

 в воспитании ответственности и дисциплинированности у членов коллектива.

Основные разделы годового плана работы ДОО

1. Анализ работы за прошедший учебный год.

2. Задачи на предстоящий учебный год

3. Система работы с кадрами:

 обучение на курсах повышения квалификации (для разных категорий педагогов с учетом дифференцированного подхода);

 подготовка к аттестации и аттестация;

 посещение педагогами в межкурсовой период методических объединений, конференций, круглых столов и т.д., с целью повышения профессионального мастерства;

 самообразование педагогов.

4. Организационно-педагогическая работа

 Работа творческих групп.

 Подготовка и проведение педагогических советов.

 Изучение, обобщение, внедрение, распространение передового педагогического опыта (мастер-классы, открытые просмотры и т.п.)

 Участие в конкурсах и смотрах.

5. Система внутреннего мониторинга.

Этот раздел связан с контрольно-диагностической функцией в управлении дошкольным образовательным учреждением и представляется как система внутреннего мониторинга. Здесь планируются виды и формы контроля за образовательным процессом (оперативный, тематический, ДРК и др.).

6. Взаимодействие в работе с семьей, школой и другими организациями.

В этом разделе планируется работа по повышению педагогической компетентности родителей (родительские собрания, семинары, тренинги, практикумы, круглые столы и т.д.). Совместное творчество детей, родителей и педагогов. Создание банка данных о семьях воспитанников. Планируются мероприятия по вопросам преемственности в работе со школой и организациями, с которыми заключены договора.

7. Административно-хозяйственная работа. Планируется вся работа по укреплению материально-технической и финансовой базы ДОО: ремонт, оснащение и пополнение предметных сред и др.

Перспективные и календарные планы педагогических работников

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ягуновская средняя общеобразовательная школа»

Кемеровского муниципального района

Организация разработки основной образовательной программы ФГОС основного общего образования

Исполнитель:

Игнатьева Тамара Владимировна,

заместитель директора (УВР)

Кемерово, 2015

Введение..................................................................................................................3

Глава 1. Основная образовательная программа ФГОС основного общего образования.............................................................................................................7

1.1.Общие положения............................................................................................7

1.2.Требования к структуре основной образовательной программы ФГОС основного общего образования….........................................................................9

1.3.Концепция разработки основной образовательной программы ФГОС основного общего образования............................................................................11

1.4.Организационно-педагогические условия деятельности образовательной организации по разработке основной образовательной программы ФГОС основного общего образования............................................................................13

Глава 2.Особенности разработки основной образовательной программы ФГОС основного общего образования................................................................19

2.1.Положение .............19

2.2.План мероприятий по разработке основной образовательной программы ...............................................................32

2.3.Механизмы управления процессом разработки основной образовательной программы ФГОС основного общего образования............................................................................................................35

Заключение.............................................................................................................39

Список литературы................................................................................................40

Введение

В настоящее время вопросам определения предназначения, оптимальной структуры и содержания основной образовательной программы школы уделяется большое внимание. Они волнуют как исследователей, так и практиков системы образования. Можно выделить несколько причин возрастания интереса к проблемам, связанным с формированием основной образовательной программы общеобразовательной организации.

Первая причина - это обязательность данного документа: образовательные программы определяют содержание образования; образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное(6).

Ещё большую актуальность вопросу разработки основной образовательной программы в образовательном учреждении придает введение Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования -совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию(18).

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования включает в себя требования к:

к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы основного общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени основного общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость ступени общего образования для дальнейшего развития обучающихся(18).

Вторая причина - возрастание значимости процедур лицензирования и государственной аккредитации образовательных организаций, в ходе которых устанавливается исполнение образовательной организацией требований Федеральных государственных образовательных стандартов в части требований к структуре основной образовательной программы и условиям её реализации, рассматривается уровень реализуемых образовательных программ и их направленность.

Третья причина - необходимость развития форм государственно-общественного управления образованием. В выборе содержания образования, за исключением той его части, которая определена предметами федерального базисного учебного плана могут принимать участие сами учащиеся и их родители (законные представители). Поэтому при соответствующей организации образовательная программа может и должна стать основанием для конструктивного диалога школы и местного сообщества, прежде всего родителей, по вопросам содержания и качества общего образования.

В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы.

К основным образовательным программам относятся:

основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;.....(17).

Ключевым документом, обеспечивающим введение и реализацию федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в образовательной организации (далее -ОО) является основная образовательная программа основного общего образования (далее -Программа).

Чтобы создать Программу, администрации ОО необходимо выстроить стратегию ее разработки.

Проблема:

отсутствие практики организации разработки Программы.

Цель:

изучение теоретического материала, связанного с выявлением особенностей организации разработки Программы и определение механизма управления процессом её разработки.

Объект:

разработка основной образовательной программы.

Предмет:

организация разработки основной образовательной программы федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Гипотеза:

в процессе выполнения работы будет приобретены теоретические знания по разработке Программы.

Задачи:

1.создать локальный нормативный акт «Положение о порядке разработки и утверждения Программы»;

2.составить План мероприятий по разработке Программы;

3.определить механизмы управления процессом разработки Программы.

Методы исследования: анализ, обобщение.

Глава 1. Основная образовательная программа

ФГОС основного общего образования

    1. Общие положения

1.Образовательная программа -это документ, который определяет и описывает содержание образования на определенном уровне образования. Программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (18).

2.Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (17).

3. Основная образовательная программа является нормативным документом образовательного учреждения, разработанным на основе примерной основной образовательной программы, который регламентирует особенности организационно-педагогических условий и содержание деятельности школы по реализации федеральных государственных образовательных стандартов(9)

Таким образом:

Программа является основным нормативно- управленческим документом, развивающим и конкретизирующим положения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, современной формой социального заказа, наиболее полно отражающим интересы, возможности и потребности всех участников образовательного процесса, определяющим содержание образования в конкретной образовательной организации и технологии реализации этого содержания;

Программа конкретизирует цели основного общего образования, которые характеризуются планируемыми результатами и определяют общую направленность, особенности содержания и видов деятельности обучающихся на ступени основного общего образования являются: создание условий для формирования у подростка способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории через полидеятельностный принцип организации образования, организацию образовательной среды как многополюсной и определение динамики смены форм образовательного процесса на протяжении обучения подростка в основной школе.

Наличие в ОО Программы, является необходимым условием успешного прохождения процедур лицензирования и государственной аккредитации.

Программа -документ, с которым наряду с Уставом ОО знакомятся родители (законные представители).

Программа разрабатывается на срок, соответствующий продолжительности освоения основного общего образования - на 5 лет.

1.2.Требования к структуре основной образовательной программы ФГОС основного общего образования

Структура основных образовательных программ - комплект указаний, программ и требований, из которых состоит структура образовательных программ: состав программ, рамочное описание базовых компонентов образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, в том числе к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Программа содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, представленных во всех трех разделах основной образовательной программы: целевом, содержательном и организационном.

Обязательная часть Программы составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 30% от общего объёма Программы Содержательное наполнение разрабатывается самостоятельно, но с использованием материалов Примерной основной образовательной программы основного общего образования.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в Программе предусматриваются: учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; внеурочная деятельность.

Программа должна содержать три раздела:

Ι. Целевой раздел должен определять общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы основного общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Целевой раздел включает:

1). пояснительную записку;

2).планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;

3). систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

ΙΙ.Содержательный раздел должен определять общее содержание основного общего образования и включать образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов
Содержательный
раздел включает:

2) программы отдельных учебных предметов, курсов(10);

4) программу коррекционной работы

ΙΙΙ. Организационный раздел должен определять общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.
Организационный раздел включает:

1).учебный план основного общего образования;

2).систему условий реализации основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями Стандарта

Программа реализуется ОО через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации Программы определяет ОО (18)

1.3.Концепция разработки основной образовательной программы

ФГОС основного общего образования

Программа ОО разрабатывается как комплексный организационно-управленческий документ – современная форма социального заказа, наиболее полно отражающая интересы, возможности, потребности всех участников образовательного процесса.

Программа разрабатывается в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, на основе Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения, примерных программ по учебным предметам, курсам.

Программа разрабатывается:

ОО, имеющим государственную аккредитацию, с учётом типа и вида данного ОО, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса;

В соответствии с требованиями Стандарта к структуре основной образовательной программы.

Программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.

Разработка Программы осуществляется ОО самостоятельно, с привлечением органов самоуправления (совет образовательного учреждения, попечительский совет, управляющий совет и др.), обеспечивающих государственно-общественный характер управления ОО.

ОО, реализующее Программу, обязано обеспечить ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:

- с их правами и обязанностями в части формирования и реализации Программы, установленными законодательством Российской Федерации и уставом ОО;

- с Уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в ОО.

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения обучающимися Программы, должны конкретизироваться и закрепляться в заключённом между ними и ОО договоре отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения Программы.

Деятельность по разработке Программы может быть использована как средство вовлечения педагогического коллектива и родительской общественности в управление ОО.

1.4. Организационно-педагогические условия деятельности образовательной организации по разработке основной образовательной программы ФГОС основного общего образования

Основной организационной задачей на период разработки Программы является обеспечение информацией участников образовательного процесса -педагогический коллектив, обучающихся и их родителей (законных представителей) о содержании Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» и Стандарта. Поэтому необходимо организовать знакомство участников образовательного процесса с этими документами. Чем основательнее, глубже будет проработаны и осознаны эти документы, чем качественнее они будут обсуждены, тем меньше возникнет вопросов и непонимания. Это снимет ощущение недостаточной информированности, напряженность участников образовательного процесса.

Важное значение имеет степень восприимчивости педагогического коллектива к нововведениям. Не удивительно что любое изменение традиционных методов управления вызывает сопротивление всех, кого эти изменения касаются: и руководителей, и подчиненных.

Причины сопротивлений:

Неопределенность последствий нововведенимй;

Ощущение, что нововведения приведут к личным потерям, т. е. к меньшей степени удовлетворения какой-либо потребности;

Убеждение, что для ОО нововведения не являются необходимыми или желательными, что они не решат проблем, а лишь умножат их число;

В теории управления инновациями разработаны и обоснованы методы с помощью которых можно уменьшить или полностью устранить сопротивление.

Для этого необходимо гласное одобрение участников образовательного процесса по предполагаемым шагам разработки Программы. Поэтому все решения, касающиеся этих вопросов, требуется зафиксировать постановлениями управленческих структур школы: педагогического совета, Управляющего совета, методического совета, родительского комитета.

Также необходимо выявить источник мотивации каждого участника разработки Программы. Для этого можно организовать опрос (письменный или устный) о том, какое место каждый хотел бы занять в процессе разработки Программы: одни чувствуют себя увереннее в вопросах образовательных технологий, другие отдают приоритет воспитанию, другим интереснее роль организатора и т. д. При таком подходе функция, присвоенная педагогу в рамках разработки Программы, будет не навязана извне, а опосредована внутренними побуждениями и потребностями человека.

Выигрышным ходом для снятия сопротивления является привлечение участников разработки Программы к принятию управленческих решений. Более того, лицу, которое может оказать или оказывает сопротивление переменам, возможно предоставление ведущей роли в принятии решений. Целесообразно привлечь участников разработки Программы к формированию плана разработки Программы.

Для нейтрализации сопротивления нововведениям администрация ОО должна обеспечить соединение интересов ОО и интересов педагога как личности. Это легче всего осуществить, направляя профессиональный рост человека. В контексте этой задачи администрация ОО должна превратить разработку Программы и введение Стандарта в инструмент его продвижения к новым результатам профессионального развития (повышение профессиональной квалификации, профессиональных наград разного уровня, получение или повышение квалификационной категории).

Планируя повышение профессионального мастерства по освоению содержания Стандарта и его введению, администрации ОО необходимо обеспечить сбалансированность индивидуальных и коллегиальных (групповых, массовых) форм внутришкольного повышения профессионального мастерства. Чтобы педагог был полностью удовлетворен результатами повышения квалификации, этот процесс можно максимально индивидуализировать. Но надо учесть что именно в рамках групп происходит интенсивный обмен опытом работы, а также осуществляется продуктивное интеллектуальное взаимодействие. Основания для формирования групп могут быть разные. Самый простой подход – группировка по предметному принципу (методическим объединениям). Группы могут формироваться и на основе взаимных симпатий участников или по потребностям в рамках процесса разработки и реализации Программы. Чем четче будут соблюдены критерии формирования группы, тем легче будет реализовать в процессе взаимодействия целевые установки и потребности участников повышения профессионального мастерства.

Для быстрого и качественного процесса разработки Программы необходимо создание динамических структур управления – рабочих групп (далее - группы),назначить руководителей групп, составить план работы групп по разработке Программы.

При составлении плана работы групп по разработке Программы следует учитывать следующие требования:

План работы должен быть долгосрочным;

План работы должен содержать конкретные мероприятия по разработке Программы.

Количество создаваемых групп зависит от количества поставленных задач по разработке Программы (3).

Создаваемые группы должны:

Не соперничать, а взаимодействовать;

Быть ориентированы на обеспечение качества процесса деятельности (в данном случае – по разработке Программы).

Администрация ОО должна выполнить еще одно важнейшее условие: эти группы необходимо формировать на межфункциональной основе. Межфункциональность обеспечивается включением в команды педагогов, работающих на разных ступенях обучения (педагогов начальной, средней и старшей ступеней), педагогов-психологов, социальных педагогов. За каждым из них необходимо закрепить свою задачу или функцию, которые определяются структурой Программы.

Необходимость интегрировать такой широкий круг участников объясняется следующим мотивом: педагоги- предметники получат практическую помощь педагогов начальной школы по созданию Программы; работая вместе с педагогами психологами и социальными педагогами они смогут успешнее осуществлять преемственность этапов обучения, осуществлять личностное развитие обучающегося на ступени общего и среднего образования.

Группы можно создавать на разных основаниях.

Вариант 1.

Количество групп соответствует количеству разделов Программы. Разделы Программы должны соответствовать структуре Примерной основной образовательной программы основного общего образования (далее ООП ООО). Таким образом могут быть созданы группы, разрабатывающие разделы Программы.

Вариант 2.

Более крупные по составу группы могут быть созданы:

Для проектирования разделов, связанных с организацией учебного процесса в основной школе;

Для проектирования разделов, связанных с организацией воспитательного процесса в основной школе.

Вариант 3.

Группы могут комплектоваться в соответствии с определенным функциональным предназначением:

Группа содержательной подготовки Программы;

Группа экспертов по оценке качества разработанной Программы.

Выбор количества групп и оснований для определения содержания их деятельности зависит от специфики ОО (его численности, типа и вида), от профессионализма педагогического коллектива и администрации.

Для того чтобы деятельность группы была максимально успешной, администрация ОО должна обеспечить ряд условий:

Цель деятельности группы должна быть сформулирована ясно и достаточно подробно;

Все члены группы должны понимать свои обязанности и знать, кто именно отвечает за решение конкретных вопросов и задач;

Деятельность группы планируется;

Деятельность группы контролируется;

Определены и выделены необходимые ресурсы для выполнения задания.

В группе создан хороший психологический климат, атмосфера доверительности и взаимоуважения

Критерием оценки результативности деятельности группы будет качество разработанной Программы. Это качество может определяться следующими показателями :

Соответствие структуры Программы структуре ООП ООО;

Полнота содержания разделов Программы;

Соответствие содержания Программы содержанию ООП ООО;

Наличие в Программе части, формируемой участниками образовательного процесса;

Методологическое единство и единство терминологического аппарата текста разделов программы, в т. ч. и в части, формируемой участниками образовательного процесса;

Соответствие рабочих программ предметов, курсов примерным учебным программам, авторским программам учебно-методического комплекса;

Качество оформления рабочих программ предметов, курсов;

Полнота отражения в Программе специфики образовательного учреждения, социокультурной среды школы.
Таким образом, организационно-педагогическими условиями являются:

Обеспечение информацией участников образовательного процесса;

Устранение сопротивления нововведениям;

Создание рабочих групп по разработке Программы;

Оценка результативности проделанной работы

Глава 2. Особенности разработки основной образовательной программы ФГОС основного общего образования.

2.1.Положение

о порядке разработки и утверждения основной образовательной программы ФГОС основного общего образования

I. Общие положения.

1.1 Положение о порядке разработки и утверждения основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации (далее -Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 17.12 2010 г. №1897 , Примернойосновной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С.Савинов].

1.2 Основная образовательная программа основного общего образования (далее - ООП ООО) определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

1.3. ООП ООО самостоятельно разрабатывается и утверждается образовательной организацией (далее- Организация) с учетом образовательных потребностей и запросов обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности.

1.4 ООП ООО учитывает особенности, характерные для обучающихся среднего школьного возраста (от 11 до 15 лет).

1.5 ООП ООО должна обеспечивать достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом (далее ФГОС ООО).

1.6 В основе реализации ООП ООО лежит системно-деятельностный подход.

1.7 Нормативный срок освоения ООП ООО составляет пять лет.

II. Структура и содержание ООП ООО

2.1 ООП ООО содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть ООП ООО составляет 70%, а часть формируемая участниками образовательного процесса, – 30% от общего объема основной образовательной программы основного общего образования.

2.2 ООП ООО содержить три раздела:

Ι. Целевой раздел включает :

1) пояснительную записку;

2) планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;

3) систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО.

ΙΙ. Содержательный раздел включает:

1) программу развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования;

2) программы отдельных учебных предметов, курсов;

3) программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования;

ΙΙΙ. Организационный раздел включает:

1) учебный план основного общего образования;

2) систему условий реализации ООП ООО в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

2.3 Требования к разделам ООП ООО:

2.3.1. Пояснительная записка должна раскрывать:

1) цели реализации основной образовательной программы основного общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС ООО к планируемым результатам освоения обучающимися ООП ООО;

2) принципы и подходы к реализации основной образовательной программы основного общего образования;

2.3.2. Планируемые результаты освоения ООП ООО должны:

1) обеспечивать связь между требованиями ФГОС ООО, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения ООП ООО;

2) являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов, рабочих программ курсов внеурочной деятельности, курсов метапредметной направленности, программ воспитания, а также для системы оценки качества освоения обучающимися ООП ООО в соответствии с требованиями ФГОС ООО;

3) структура и содержание планируемых результатов освоения ООП ООО должны адекватно отражать требования ФГОС ООО, передавать специфику образовательного процесса, соответствовать возрастным возможностям обучающихся;

4) планируемые результаты должны уточнять и конкретизировать общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

2.3.3.Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО должна:

1) определять основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, описывать объект, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценок;

2) ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;

3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения ООП ООО, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования;

4) обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся, используя наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки как проекты, практические работы, портфолио, самоанализ и самооценка, наблюдение и другие;

5) позволять использовать результаты итоговой оценки выпускников как основы для оценки деятельности школы.

2.3.4 Программа развития универсальных учебных действий должна быть направлена на:

1) реализацию требований ФГОС ООО к личностным и метапредметным результатам освоения ООП ООО, системно-деятельностного подхода, развивающего потенциала основного общего образования;

2) формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.

1.развитие у обучающихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию;

2.формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок;

3.формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научно-практические конференции и т. д.);

4.овладение приёмами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности;

5.формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования.

Программа должна содержать:

1) цели и задачи программы, описание ее места и роли в реализации требований ФГОС ООО;

2) описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и их связи с содержанием отдельных учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью, а также места отдельных компонентов универсальных учебных действий в структуре образовательного процесса;

3) типовые задачи применения универсальных учебных действий;

4) описание особенностей реализации основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также форм организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений;

5) описание содержания, видов и форм организации учебной деятельности по формированию и развитию ИКТ-компетенций;

6) перечень и описание основных элементов ИКТ-компетенций и инструментов их использования;

7) планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, подготовки индивидуального проекта, выполняемого в процессе обучения в рамках одного предмета или на межпредметной основе;

8) систему оценки деятельности школы по формированию и развитию универсальных учебных действий у обучающихся;

9) методику и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий.

2.3.5.Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения ООП ООО.

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

2.3.6.Программа воспитания и социализации обучающихся должна быть направлена на:

1) освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;

2) формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учётом потребностей рынка труда;

3) формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности;

4) формирование экологической культуры.

Программа должна обеспечить:

1) формирование уклада школьной жизни, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества, и обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся, включающего урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик;

2) усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение начального опыта нравственной, общественно значимой деятельности, конструктивного социального поведения, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию;

3) социальную самоидентификацию обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности;

4) приобретение знаний о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека; формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации;

5) приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участие в детско-юношеских организациях и движениях, школьных и внешкольных организациях и объединениях, в проведении акций и праздников;

6) формирование способности противостоять негативным воздействиям социальной среды, факторам микросоциальной среды;

7).развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье; учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей их семей;

8) формирование у обучающихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии;

9) создание условий для профессиональной ориентации обучающихся через систему работы педагогов, психологов, социальных педагогов;

10) осознание обучающимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;

11) формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять;

12) формирование готовности обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, экологического здоровьесберегающего просвещения населения, профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ, профилактики инфекционных заболеваний; убеждённости в выборе здорового образа жизни и вреде употребления алкоголя и табакокурения;

Программа должна содержать:

1) цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, описание ценностных ориентиров, лежащих в ее основе;

2) направления деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации, профессиональной ориентации обучающихся, здоровьесберегающей деятельности и формированию экологической культуры обучающихся, отражающие специфику школы, запросы участников образовательного процесса;

4) формы индивидуальной и групповой организации профессиональной ориентации обучающихся по каждому из направлений («ярмарки» профессий, дни открытых дверей, экскурсии, предметные недели, олимпиады, конкурсы);

5) этапы организации работы в системе социального воспитания в рамках школы, совместной деятельности образовательного учреждения с предприятиями, общественными организациями, в том числе с системой дополнительного образования;

6) описание деятельности школы в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся;

7) систему поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся (рейтинг, формирование портфолио и т.п.);

8) критерии, показатели эффективности деятельности школы в части духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся (поведение на дорогах, в чрезвычайных ситуациях);

9) планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

2.3.7.Программа коррекционной работы должна быть направлена на коррекцию недостатков психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление трудностей в освоении ООП ООО, оказание помощи и поддержки детям данной категории.

Программа должна обеспечивать:

1)выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы;

2).реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;

3).использование образовательных программ, разрабатываемых образовательной организацией; соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого с привлечением медицинских работников.

Программа должна содержать:

1)цели и задачи коррекционной работы с обучающимися на ступени основного общего образования;

2) перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы, способствующих освоению обучающимися с особыми образовательными потребностями основной образовательной программы основного общего образования;

3)систему комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающую мониторинг успешности освоения основной образовательной программы основного общего образования.

2.3.8 Учебный план основного общего образования (далее – учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС ООО, определяет общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения). ООП ООО может включать как один, так и несколько учебных планов.

Учебный план должен предусматривать возможность введения учебных курсов, обеспечивающих образовательные потребности и интересы обучающихся.

2.3.9 Система условий реализации ООП ООО (далее – система условий) должна обеспечивать достижение планируемых результатов освоения ООП ООО.

Система условий должна учитывать организационную структуру Организации, а также её взаимодействие с социальными партнерами.

Описание системы условий должно опираться на локальные акты Организации, нормативные правовые акты муниципального, регионального, федерального уровней.

Система условий должна содержать:

1) описание имеющихся условий: кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, информационно-методических;

2) обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствие с приоритетами ООП ООО Организации;

3) механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий;

4) сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы условий;

5) контроль состояния системы условий.

III. Порядок разработки и утверждения ООП ООО

3.1.ООП ООО разрабатывается на основе настоящего Положения.

3.2 Разработка ООП ООО включает в себя стадии:

Разработки проекта ООП ООО;

Рассмотрение проекта ООП ООО;

Принятия ООП ООО;

Утверждения и введения в действие ООП ООО.

3.3 Разработка ООП ООО осуществляется рабочей группой, действующей на основе Положения о рабочей группе по разработке ООП ООО.

3.4 Рабочая группа разрабатывает проект ООП ООО.

3.5 Разработанный проект ООП ООО выносится на рассмотрение педагогического совета Организации для дачи рекомендации по принятию/отклонению проекта Программы.

3.6 Рассмотрение проекта ООП ООО фиксируется в протоколе заседания педагогического совета Организации. Принимаемое решение носит рекомендательный характер с пометкой о принятии, доработке либо отклонения проекта Программы.

3.7. Директор Организации может провести внешнюю экспертизу проекта ООП ООО на любом этапе ееобсуждения до ее принятия и утверждения. Экспертиза проводится в учреждениях (организациях), имеющих специалистов – экспертов соответствующего уровня, и в порядке, установленном для выполнения данного вида деятельности. Результаты экспертизы учитываются при вынесении решения о принятии ООП ООО.

3.8. Проект ООП ООО с положительной рекомендацией педагогического совета Организации выносится на рассмотрение высшего органа самоуправления – Управляющего Совета Организации для ее принятия.

3.9. Принятая ООП ООО вводится в действие после утверждения приказом директора Организации на срок действия ФГОС ООО. ООП ООО является обязательной для всех участников образовательного процесса, служит основой для организации образовательного процесса, расстановки кадров, контроля качества результатов ее освоения.

3.7 Коррективы в ООП ООО вносятся с учетом результатов мониторинга по годам (этапам) реализации ООП ООО, изменений в законодательстве, новых нормативных актов и документов. Внесенные изменения и дополнения в ООП ООО проходят процедуру рассмотрения и утверждения аналогичную указанной в п. 3.3. Тексты изменений на отдельных листах подшиваются к ООП ООО.

IV . Порядок размещения и ознакомления с ООП ООО и вносимых изменениях

4.1. ООП ООО, как основной нормативный документ Организации, подлежит размещению на официальном сайте Организации в сети Интернет.

4.2 Родители (законные представители) обучающиеся и обучающиеся II ступени общего образования должны быть ознакомлены с ООП ООО:

При зачислении обучающихся в Организацию;

4.3 Педагогические работники должны быть ознакомлены с ООП ООО

При приеме на работу;

При внесении изменений в ООП ООО.

V. Оценка эффективности деятельности Организации по реализации ООП ООО.

Оценка эффективности деятельности Организации осуществляется на основе сравнения планируемых результатов ООП ООО с результатами, достигнутыми выпускниками.

2.2. План мероприятий по разработке Программы

Актуальным вопросом в минимизации времени разработки основной образовательной программы ФГОС основного общего образования является составление плана мероприятий - дорожной карты образовательной организации, которая содержит перечень мероприятий по организации разработки основной образовательной программы ФГОС основного общего образования, представленных в таблице 1.

Таблица 1

Дорожная карта образовательной организации

Мероприятия

Сроки (корректируются образовательной организацией)

Формирование банка нормативно-правовых документов ФГОС основного общего образования

май

Мониторинг уровня готовности ОО к введению ФГОС основного общего образования

май

Организация знакомства участников образовательного процесса с нормативно-правовыми документами ФГОС основного общего образования

сентябрь

Формирование рабочих групп по разработке Программы

сентябрь

Организация изучения нормативно -правовых документов ФГОС основного общего образования

сентябрь-ноябрь

Обеспечение профессиональной подготовки педагогического коллектива (курсы, семинары в КРИПКиПРО)

в течение учебного года

Обеспечение участия членов рабочих групп в семинарах, практикумах и других мероприятиях по разработке Программы

сентябрь-ноябрь

Разработка и утверждение плана работы рабочих групп по разработке Программы

сентябрь

Разработка рабочими группами разделов Программы

декабрь-февраль

Проведение заседания методического совета

март

Проведение заседания педагогического совета

апрель

Проведение заседания Управляющего Совета

апрель

Обсуждение материалов Программы с участниками образовательного процесса

апрель-май

    1. Механизмы управления процессом разработки основной образовательной программы ФГОС основного общего образования

Одной из ведущих составляющих управленческой деятельности современной школы является управление введением ФГОС основного общего образования, направленное на обеспечение взаимодействия субъектов управления по решению задач реализации ФГОС основного общего образования. Основное содержание деятельности с убъектов управления образовательной организации по организации разработки основной образовательной программы ФГОС основного общего образования приведено в таблице 2.

Таблица 2.

Управление процессом разработки основной образовательной программы ФГОС основного общего образования.

Субъекты

Основное содержание деятельности

Директор

Организует мониторинг уровня готовности ОО к введению ФГОС основного общего образования

Издает приказы об утверждении Положения о порядке разработки и утверждения основной образовательной программы ФГОС основного общего образования, об утверждении Положения о рабочей группе по разработке основной образовательной программы

ФГОС основного общего образования, формировании рабочих групп по разработке проекта Программы, об утверждении Программы.

Утверждает план работы рабочей группы.

Организует внешнюю экспертизу проекта ООП ООО на любом этапе ееобсуждения до принятия и утверждения Программы. СОВЕТ

Председатель родительского комитета, председатель Управляющего Совета, заместитель директора (ВР)

Организуют знакомство участников образовательного процесса (обучающихся, родителей, общественность) с нормативными документами (понимание и принятие основных ценностей Стандарта), определяют их запросы к школе.

Организуют обсуждение материалов Программы с участниками образовательного процесса.

Заместитель директора (УВР)

Организует изучение и анализ нормативных документов

(понимание и принятие основных ценностей Стандарта) педагогическим коллективом.

Планирует работу МС.

Контролирует и обеспечивает профессиональную подготовку педагогического коллектива (курсы, семинары в КРИПКиПРО и др.)

Формирует рабочие группы по разработке разделов Программы.

Координирует и контролирует работу по формированию представлений о содержании, структуре и организации разработки разделов Программы руководителей рабочих групп.

Методический совет

Организует повышение профессионального мастерства по освоению содержания Стандарта (семинары, практикумы в ОО).

Разрабатывает методику оценки качества

разрабатываемой Программы.

Организует итоговую презентацию Программы.

Рабочая группа

Получает основную информацию

по разработке Программы на уровне самообразования и участия в семинарах, практикумах.

Формирует содержание раздела Программы по конкретному направлению.

Осуществляют корректировку раздела Программы

Руководитель рабочей группы

Участвует в мониторинге уровня готовности ОО к введению ФГОС основного общего образования

Планирует работу рабочей группы.

Координирует работу по разработке выбранного раздела Программы в группе.

Осуществляет сборку разработанных материалов по разделу Программы.

Обеспечивает формирование представлений о проектировании раздела Программы по выбранному направлению и консультирует членов рабочей группы.

Несёт ответственность за содержание и корректировку раздела Программы по выбранному направлению.

Заключение

Введение Федерального государственного образовательного стандарта общего образования во многом изменяет школьную жизнь. Это новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, новая информационно- образовательная среда. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования призван обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.

Введение Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования очень серьёзная и ответственная работа, в ходе которой в образовательной организации возникают трудности и проблемы. И одна из первых проблем - создание основной образовательной программы ФГОС основного общего образования. Чтобы создать основную образовательную программу ФГОС основного общего образования, администрации образовательной организации необходимо выстроить стратегию ее разработки и обеспечить организационно-педагогические условия деятельности образовательной организации для ее создания.

При выполнении данной работы приобретены теоретические знания по организации разработки основной образовательной программы ФГОС основного общего образования, изучен теоретический материал, связанный с выявлением особенностей организации разработки основной образовательной программы ФГОС основного общего образования и определением механизма управления процессом её разработки, создано «Положение о порядке разработки и утверждения основной образовательной программы ФГОС основного общего образования» , составлен план мероприятий по разработке основной образовательной программы ФГОС основного общего образования.

Список литературы

1.Базовые документы ФГОС общего образования. Режим доступа: ;

2.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2011. – 24 с. ;

3.Деминг, Э. Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами / Э.Деминг; Пер. с англ. – М.:Альпина Бизнес Букс, 2007. -123с.;

4.Ключевые термины ФГОС второго поколения.

Режим доступа: ;

5.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.Распоряжение Правительства Российской Федерацииот 17 ноября 2008 г. № 1662-р;

6.Немова Н.В. Деятельностный подход – методологическая основа ФГОС общего образования. Дидактические материалы. - М., 2012. – 28 с.;

7.Нормативные документы по введению ФГОС ООО. Режим доступа: ;

8. Основная образовательная программа основного общего образования как механизм реализации требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Текст): методические рекомендации/сост.: И.Г. Вертилецкая, М.П. Гераськина, З.В. Крецан, В.Г. Черемисина.-Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО,2013.-226с.;

9.Письмо Министерства образования и науки РФ от 01 ноября 2011г. № 03-776 «О примерной основной образовательной программе основного общего образования»;

10.Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

11.План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г №1507-р;

12.Последовательность действий по введению ФГОС. Режим доступа: ;

13.Приказы Министерства образования и науки РФ, регламентирующие деятельность ОУ в условиях введения и реализации ФГОС общего образования. Режим доступа ;

14.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С.Савинов]. - М. : Просвещение, 2011. - 342 с. ;

15.Проект «Научно-методическое сопровождение введения ФГОС ООО в образовательные учреждения Кемеровской области в 2011/2015 гг.». Режим доступа: ;

16.Семинар-совещание для специалистов муниципальных органов управления образованием, курирующих введение ФГОС и формирование школьных библиотечных фондов. Режим доступа:

17.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

18.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.12 2010 г. №1897;

19.Форум КРИПКиПРО. Режим доступа:

20.Фундаментальное ядро содержания основного общего образования/ под ред. В.В. Козлова, А.М.Кондакова. – М.: Просвещение, 2011.-59с.;

Это не что иное, как комплекс характеристик учебного плана, который закреплен законом. Существуют календарный график, оценочные материалы, рабочие программы, нормы дисциплин, а также другие факторы. Все это закреплено в двенадцатой и двадцать восьмой статье закона "Об образовании в Российской Федерации".

Образование в России

В нашей стране каждый человек имеет право на образование. Это даже прописано в Конституции Российской Федерации. Образование - это процесс, который подразумевает под собой воспитание и обучение. Он осуществляется лишь по желанию самого человека и общества по закону государства. Основными признаками образования являются именно развитие умственное, духовное, творческое и даже физическое.

На территории России система образования появилась еще в Средние века. В десятом веке на Руси образование существовало в Киеве и Новгороде. А уже в девятнадцатом веке появилась система образования, которая была более похожа на современную. Со временем процесс усовершенствовался и развивался, с годами образование становилось лишь лучше и качественнее.

На сегодняшний день образовательная программа состоит из нижеприведенных факторов:

  • нормы образовательной программы;
  • требования государства;
  • программа образования;
  • учебный план;
  • программа учебы, дисциплины, предметов;
  • календарь учебного плана;
  • реализация образовательной программы;
  • материалы, которые обеспечивают реализацию обучения;
  • внеурочная программа;
  • духовно-нравственное развитие;
  • оценки планируемых и достигнутых результатов;
  • прочие материалы, которые помогают обеспечить условия образования;
  • формирование учебной деятельности;
  • обучение экологической культуре.

Образовательные программы России

Основная образовательная программа - это та, которая определяет и регулирует цели, задачи и результаты. Она направлена на развитие интеллекта и самой личности. Также основная образовательная программа - это то, что позволяет развиваться человеку не только умственно, морально и нравственно, но и физически в том числе. Она осуществляется через урочную и внеурочную деятельность.

Для того чтобы разобраться с освоением основной образовательной программы, следует разобраться, какие именно виды программ актуальны в нашем государстве.

К таким образовательным программам можно отнести: дошкольную программу общеобязательное, среднее полное общее. Также существует начальное профессиональное образование, среднее и высшее профессиональное. Это все необходимо для повышения профессионализма человека, а также для увеличения уровня квалификации специалистов.

Основная образовательная программа начального образования

Что же это такое? Если основная образовательная программа - это то, что содержит в себе основы образования, то что же такое начальное образование? Это первоначальный шаг детей в общем образовании. В ходе начального образования ребенок делает свои первые шаги к формированию личности. Что есть хорошо как для общества, так и для государства. Ребенок получает первые знания и важные навыки.

Дошкольное образование

До того как дети начинают посещать школу и получать начальное образование, они также имеют возможность получить Это воспитание. Ведь ребенка обучают чему-либо, что способствует его развитию. За детьми следует присматривать, а также ухаживать. Этот процесс происходит как в семье, так и в детских садах, прочих специализированных заведениях. Поэтому огромное значение имеет то, какие знания и навыки получит ребенок на начальном этапе своей жизни. В этом ему обязано помочь государство.