Методы выработки решений группой лиц

Методы принятия решений могут быть основаны на интуиции менеджера, на научно-практическом подходе, требующем ряда этапов в формулировке проблемы, выработке альтернативных решений, обработке большого количества информации, принятии оптимального решения.

При выработке решения группой лиц могут быть использованы формализованные (математические) и эвристические (творческие) методы.

При хорошо структурированных (запрограммированных) решениях широко используются методы количественного анализа и электронной обработки информации. При этом в качестве оптимизационного критерия могут быть показатели прибыли, валового дохода, производительности труда и др. Такой выбор называется оптимизационным.

Вычислительные задачи решаются при помощи математических методов. Обычно это текущие задачи управления, такие, как прогнозирование объема материальных запасов, размещение и определение количества в зависимости от производственной программы и другие. Математические методы применяются в тех случаях, когда факторы, которые влияют на выбор решения, можно оценить количественно, поэтому они называются количественными.

Аналитические методы – основная часть математических – характеризуются тем, что устанавливают аналитические зависимости между условиями выполнения задачи (факторами) и ее результатами (принятым решением). К аналитическим принадлежат группа методов экономического анализа деятельности фирмы (например, построение уравнения безубыточности и нахождение точки безубыточности).

Статистические методы основаны на сборе, обработке и анализе статистических материалов. Отличительная особенность этих методов – учет случайных влияний и отклонений. Статистические методы включают методы теории достоверности и математической статистики.

Методы математического программирования рассматриваются прикладной математикой и содержат теорию и методы решения условных экстремальных задач с несколькими переменными. Наибольшее применение методы математического программирования нашли в сферах планирования номенклатуры и ассортимента изделий; определения маршрута изготовления изделий; минимизации отходов производственного процесса; регулирование уровня запасов; календарном планировании производства и других.

Теоретико-игровые методы предназначены для обоснования решений в условиях неопределенности, неполноты и неясности информации. К ним относятся теория статистических решений и теория игр.

Методы теории статистических решений используются, когда неопределенность окружения вызвана объективными обстоятельствами, которые не известны или имеют случайный характер.

Теория игр используется в тех случаях, когда неопределенность окружения вызвана сознательными действиями разумного противника.

В условиях слабо структурированных (незапрограммированных) решений применяют систему взвешенных критериев. При этой системе выбираются критерии оценки решения, экспертная оценка каждого критерия и по суммарным оценкам каждого решения (сумме баллов) делается вывод о целесообразности применения конкретного решения.

Экспертные методы применяются в случаях, когда невозможно воспользоваться количественными методами, то есть при недостаточном объеме информации или ее отсутствии. На практике пользуются методом простого ранжирования и метод весовых коэффициентов.

Метод простого ранжирования состоит в том, что каждый эксперт размещает признаки в порядке важности – на первом месте наименее важный признак, дальше – следующий за ним по важности и т.д. Полученные данные сводятся в таблицу; определяется средний ранг, т.е. среднее статистическое значение места каждого признака. В результате, наименьшее значение среднего ранга указывает на самый важный признак и т.д.

Метод весовых коэффициентов состоит в том, что всем признакам предоставляются весомые коэффициенты следующими способами:

· всем признакам присваивают весовые коэффициенты так, чтобы их сумма равняла 1, 10 или 100;

· наиболее важному признаку присваивают весовой коэффициент, который равняется фиксированному числу, а последним – коэффициенты, которые равняются долям этого числа.

Данные, полученные благодаря экспертным оценкам, могут далее применяться при принятии решения методом интегрального показателя.

Метод Дельфы предполагает, что каждый участник опроса отвечает на вопросы независимо и анонимно. Результаты ответов собираются в центре, и все варианты решения направляются каждому участнику. Ознакомившись с другими вариантами решений, каждый из участников может выработать новое решение. Решение направляется в центр.

Центр собирает отдельные решения и при необходимости повторяет указанные шаги до достижения согласованного решения.

Задачи, которые имеют нестандартный характер, основываются на качественных, а не количественных переменных, решаются эвристическими методами.

Метод аналогий основан на поиске возможных решений на основе заимствования. То есть принимается такое решение, которое уже принималось ранее в схожей, по мнению менеджера, ситуации и его реализация привела к удовлетворительному результату. В случае, если таких решений принималось несколько, то выбирается тот вариант, который привел к наилучшему результату в наиболее похожей ситуации.

Метод инверсии – противоположность методу аналогий. Сущность его заключается в том, что принимается решение, противоположное принятому в аналогичной ситуации, если прошлое решение не принесло успеха или аналогичное принятому в противоположной ситуации, если его реализация оказалась успешной.

Метод эмпатии – проникновения в сущность вещей. При использовании метода эмпатии ЛПР должно ассоциировать себя с объектом, относительно которого принимается решение и, благодаря этому, выясняет причины возникновения проблемной ситуации.

Метод мозгового штурма . Условия применения данного метода: работает творческая группа специалистов в рассматриваемой проблеме численностью не более 10 человек. Сбор команды и ее знакомство с проблемой проводит менеджер, которому поручено решить возникшую проблему.

После короткого обдумывания и усвоения проблемы группа начинает генерацию идей. На первом этапе принятия решения обсуждение идей проводится без критики.

На втором этапе происходит отбор идей на основе здоровой критики предложений от младших к старшим участникам группы.



Углубленное развитие отобранных идей и их детальная разработка – третий этап мозгового штурма – происходит в форме дискуссии с целью выявления всех возможных достоинств и недостатков предложенных альтернатив. На основе полученной на этом этапе информации менеджер осуществляет окончательный выбор и принятие решения.

Метод группового блокнота предполагает, что в группу могут включаться как специалисты, так и неспециалисты для обеспечения свежести взгляда и генерирования нестандартных идей. После ознакомления с проблемой каждый участник группы получает блокнот, в котором он будет вести записи, связанные с его вариантом принятия решения.

Каждый письменно излагает свои предложения в блокноте в течение отведенного менеджером срока. По окончании срока обдумывания проблемы группа собирается и заслушиваются все ее участники. На данном этапе не допускается критика предложений. Каждый участник группы индивидуально ранжирует все проекты в блокноте. На основе этих оценок, в условиях анонимности выбирают проект с лучшей оценкой.

Вопросы и задания для самоконтроля и раздумий

1. Определите подходы к пониманию содержания понятия "решения" в менеджменте. Как классифицируются управленческие решения?

2. Охарактеризуйте элементы процесса принятия управленческого решения.

3. За какими признаками определяют метод принятия решения?

4. Как оценить эффективность управленческого решения?

5. Охарактеризуйте эвристические методы принятия решений.

6. Охарактеризуйте математические методы принятия решений.

7. Чем характеризуются методы принятия решений в условиях неопределенности?

В настоящее время известно достаточно много различных методов выработки управленческих решений. Они имеют свою классификацию. Одни из них предложил В. Лисичкин, который выделил три класса методов:
1) общенаучные (методы логического и эвристического характера- наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция, экспертные оценки, коллективная генерация идей);
2) интернаучные (методы, применяемые для широкого круга объектов из разных сфер деятельности - математическая статистика, компьютерное и математическое моделирование, метод граф и др.);
3) частные (методы, специфичные для единого объекта или отрасли знаний - интуитивные, аналитические).

Некоторые ученые делят методы, используемые при принятии решений, по признаку формализации используемого аппарата, и выделяют такие методы:
1) формальные (статистические и экономико-математические методы, а также экономико-математические модели);
2) эвристические (включая методы аналогии и имитационного моделирования);
3) методы экспертных оценок (наиболее применяемые при исследовании сложных объектов самостоятельно, а также в сочетании с другими методами).

Моделирование в управленческой деятельности имеет свои преимущества и ограничения. К основным преимуществам моделирования относятся следующие:
моделирование позволяет решать проблемы, которые невозможно (либо трудно) решить с помощью математики;
моделирование дает возможность аналитикам экспериментировать с виртуальной системой, не подвергаясь риску, связанному с проведением экспериментов с реальной системой;
моделирование экономит время, позволяя менеджеру быстро знакомиться с самыми отдаленными результатами;
моделирование является ценным инструментом в обучении; позволяет менеджеру и разработчикам набирать опыт, понимая принципы работы системы при разнообразных условиях.
К основным ограничениям моделирования можно отнести следующие:
моделирование не дает оптимального решения, так как показывает лишь приблизительное поведение системы при- заданных условиях;
многие методы моделирования (метод вероятностного моделирования, моделирование теоретических распределений) можно использовать только при наличии элементов, которые описываются случайными числами;
крупномасштабное моделирование требует огромной работы по созданию адекватной модели, компьютерноро времени для проведения моделирования и значительных затрат на исследования.

Исследования психологов доказали эффективность использования групповой дискуссии при принятии решений. Групповая дискуссия дает возможность ее участникам чувствовать себя включенными в процесс принятия решений, что способствует внедрению новшеств. Дискуссия позволяет сопоставить противоположные мнения и помочь ее участникам увийеть проблему с разных сторон. Если решение выдвинуто группой и поддержано присутствующими, то ее значение возрастает и оно превращается в групповую норму.

К разновидностям групповых дискуссий относятся: совещания, «мозговая атака» («брейнсторминг»), «метод-635», «метод синектики» и др.

Сущность метода «мозговой атаки» («брейнсторминга») приведена выше. Процесс организации совещаний подробно и широко описан в научной и учебной литературе. Остановимся лишь на типичных ошибках, которые делают участники совещаний при выработке решений. Исследования показывают, что 80% времени экстренного («аварийного») совещания расходуется на выявление причин и виновников возникновения критической ситуации, сопровождающееся, как правило, конфликтами в процессе обсуждения создавшегося положения. То есть при решении вопроса преобладает «взгляд в прошлое», тогда как крайне необходимо быстро найти пути решения проблемы, установить сроки и ответственных для скорейшего достижения цели. Таким образом, основное время совещания должно быть уделено выработке решений, направленных в будущее.

Иногда совещание проводится формально, т. е. некоторые руководители заведомо знают, какое решение они примут и, действуя по принципу «говори-говори», формально выслушивают все мнения, но принимают свои решения, которые могут в корне противоречить высказанным идеям. Новые подходы к управленческой деятельности предполагают переход от единоначалия к партисипативным методам принятия решений, от элементарного к системному подходу выработки решений, от принятия решений на основе жизненного опыта к выбору альтернативных решений на основе теории принятия решений.

Разновидностью «брейнсторминга» является «метод-635». Этот метод отличается определенной процедурой взаимодействия участников в процессе выработки идей по заданной проблеме. Число участников фиксировано (6 человек). Участники совместно выдвигают 3 идеи решения проблемы, которые рассматриваются каждым участником, дополняющим их новыми тремя идеями. Эта процедура повторяется 5 раз.

Сначала каждый из участников записывает в свой бланк (специально разработанный для сбора идей) основные идеи решения поставленной проблемы (их 18, т. е. 6x3). Эти основные идеи поступают по очереди к членам группы, каждый из которых дополняет их еще тремя собственными предложениями. После пятикратного прохождения бланков через руки всех шести участников их бланки содержат 108 идей решения проблем. Затем в работу включаются критики. Схема взаимодействия участников групповой дискуссии по «методу-635» представлена в табл. 10.

В отличие от «мозговой атаки» групповая дискуссия по «методу-635» сопровождается письменным оформлением предложенных идей. Идеи в письменной форме отличаются большей обоснованностью и четкостью, чем выказанные устно, хотя часто бывают менее оригинальными. Тем не менее, следует отметить, что любая работа в группе, с психологической точки зрения, полезна для каждого человека, так как положительно влияет на развитие многих качеств личности, дает полезные навыки взаимодействия в творческом общении.

«Метод синектики», предложенный А. Гордоном, в буквальном смысле означает «соединение разнородного». Суть этого метода состоит в том, что дискуссию начинают пять-семь синекторов - людей, заранее определенных, занимающих разные позиции по поводу решения проблемы. Группа в процессе дискуссии уясняет крайние точки зрения, высказанные членами группы, оценивает их и принимает совместное взвешенное решение.

Выработка - это показатель, измеряемый в количестве единиц продукции, которая была произведена за определенное время или же одним работником.

Как определяется выработка

Выработка - это прямой показатель производительности труда. Существует три основных метода ее определения, а именно: натуральный, денежный и трудовой.

Первый вариант подразумевает деление объема продукции, которая была изготовлена или реализована, на среднесписочную численность работников, непосредственно задействованных в процессе производства. Эта методика применима только к тем предприятиям, которые выпускают продукцию одного наименования.

Если организация занимается выпуском разнородной продукции, которую невозможно привести к одной единице измерения, то целесообразно пользоваться стоимостным методом. В данном случае выработка - это отношение денежного эквивалента всех изготовленных товаров к количеству работников.

Что касается трудового метода определения выработки, заметим, что его используют для оценки производительности труда отдельных бригад, рабочих мест или подразделений. Показатель определяется в нормо-часах. При этом учитывается не только готовая продукция, но также и незавершенное производство. Ценность данного показателя состоит в том, что он помогает оценить эффективность организации труда и рациональность использования рабочей силы.

Норма выработки

Выработка - это показатель, который определяется по итогам определенного периода. Тем не менее существуют также стандарты, которые определяют желаемое положение дел. Речь идет о нормативной выработке. Чтобы определить данный показатель, необходимо умножить длительность периода на количество рабочих, участвующих в производственном процессе. Результат делят на время, которое, согласно нормативам, отводится на производство единицы продукции. Таким образом определяется максимальный результат, который может быть достигнут на предприятии.

Анализ выработки

Выработка - это важнейший показатель работы предприятия. Чтобы сделать на его основе какие-либо выводы, необходимо провести тщательный анализ. Он может заключаться в следующем:

  • динамика показателя во времени (на основании данных за несколько лет можно определить тенденции в работе предприятия, а также составить прогнозы будущей ситуации);
  • факторный анализ (определяет, какие факторы наиболее влияют на производительность труда и выработку, что предоставляет возможность корректировать дальнейшую работу);
  • определение темпов роста и прироста (показывает соотношение увеличения выработки за разные периоды, что позволяет более подробно изучить промежутки с неудовлетворительными показателями).

Показатели для определения выработки

Выработка, как показатель производительности труда, регулярно рассчитывается для оценки функционирования предприятия. Для того чтобы определить данное значение, необходимо собрать следующие сведения:

  • объем продукции в натуральном или стоимостном выражении (причем можно брать значение показателя по факту, а можно планируемое, чтобы рассчитать нормативную выработку);
  • количество работников, которые задействованы непосредственно в производственном процессе (это дает возможность оценить эффективность их работы, а также определить направления рационализации кадрового состава);
  • продолжительность работы производственных подразделений (незаменима в том случае, если нужно оценить выход продукции в единицу времени).

Как производится учет выработки

Выработка - количественное выражение продуктивности труда. Поскольку данный показатель играет достаточно важную роль при анализе работы предприятия, то необходимо каким-то образом вести его учет. Это особенно актуально в тех случаях, когда применяется сдельная система оплаты труда, напрямую зависящая от показателя выработки. Ведение подобного учета дает предпринимателю следующие возможности:

  • наличие в распоряжении данных о результатах деятельности каждого работника;
  • справедливое распределение заработной платы в соответствии с показателем выработки (исключая бракованную продукцию);
  • обеспечение контроля за соответствием количества произведенной продукции отпущенным в цех материалам и сырьевым ресурсам);
  • определение "узких мест", затрудняющих движение полуфабрикатов между цехами и подразделениями.

Что касается современных систем учета, то применительно к выработке наибольшее распространение получили следующие:

  • в соответствии с нарядом на выполнение определенного объема работы;
  • в соответствии с так называемой "маршрутной картой";
  • оценка показателя исходя из конечных результатов работы.

Уровень выработки

Выработка - это количество готовой продукции (также в некоторых случаях учитываются узлы и полуфабрикаты), которое было произведено одной единицей рабочей силы или же за единицу времени. Помимо этого, также различают понятия показателей уровня выработки:

  • средняя выработка за час - определяется делением объема продукции, изготовленной за период, на количество человеко-часов работы цеха;
  • средняя выработка за день - непосредственно связана с предыдущим показателем (определяется путем умножения значения за час на продолжительность рабочего дня или смены);
  • выработка одного рабочего - определяется отношением продукции, изготовленной за месяц (или любой другой отчетный период), к средне списочной численности производственного персонала.

Что может повлиять на выработку

Выработка - это количество продукции, произведенное в единицу времени. Стоит отметить, что данный показатель не является стабильным и может колебаться в зависимости от ряда факторов:

  • внедрение новых технологий или операций может подействовать двояко: с одной стороны, это приводит к рационализации процесса производства, а с другой - может вызвать проволочки на период освоения;
  • вливание в коллектив новых работников, которым требуется время на адаптацию и знакомство с процессом производства;
  • применение ранее неиспользуемых сырьевых ресурсов (здесь также выработка может уменьшиться на некоторое время);
  • серийное производство приводит к естественным колебаниям данного показателя.

Вывод

Выработку можно считать одним из ключевых показателей, ведь она, по сути, является отражением производительности труда. Эта величина дает возможность в натуральных или денежных показателях оценить результаты работы. Особенно важным данный показатель является для предприятий, где используется сдельная система оплаты труда, ведь он дает возможность справедливо распределить денежные ресурсы между работниками.

Методы типа "мозговой атаки", или коллективной генерации идей. Концепция "мозговой атаки", или "мозгового штурма", получила широкое распространение с начала 50-х гг. XX в. как метод систематической тренировки творческого мышления, направленный на открытие новых идей и достижение согласия группы людей на основе интуитивного мышления .

Метод "мозговой атаки" основан на гипотезе, что среди большого числа идей имеются по меньшей мере несколько хороших, полезных для решения проблемы, которые нужно выявить. Методы этого типа известны также под названиями коллективной генерации идей (КГИ), конференций идей, обмена мнениями.

Обычно при проведении мозговой атаки или сессии КГИ стараются выполнить определенные правила, суть которых сводится к тому, чтобы обеспечить как можно большую свободу мышления участников КГИ и высказывания ими новых идей. Для этого рекомендуется сформулировать проблему в основных терминах, выделив центральный пункт обсуждения, высказывать и подхватывать любые идеи, даже если они вначале кажутся сомнительными или абсурдными (обсуждение и оценки идей проводятся позднее), не допускать критики, не объявлять ложной и не прекращать обсуждать ни одну идею, высказывать как можно больше идей (желательно нетривиальных), стараться создавать как бы цепные реакции идей, оказывать поддержку и поощрения, необходимые для того, чтобы освободить участников от скованности и т.п.

В зависимости от принятых правил и жесткости их выполнения различают прямую "мозговую атаку", метод обмена мнениями, методы типа комиссий, судов (в последнем случае создается две группы: одна группа вносит как можно больше предложений, а вторая старается максимально их раскритиковать). Мозговую атаку можно проводить в форме деловой игры, с применением тренировочной методики стимулирования наблюдения, в соответствии с которой группа формирует представление о проблемной ситуации, а эксперту предлагается найти наиболее логичные способы решения проблемы.

На практике подобием сессий КГИ являются совещательные органы разного рода – директораты, ученые, научные и координационные советы, специально создаваемые временные комиссии, комитеты, "мозговые тресты", не опирающиеся на постоянный персонал и т.п.

В реальных условиях достаточно трудно обеспечить жесткое выполнение требуемых правил, создать атмосферу мозговой атаки: на совещаниях у главного конструктора или генерального директора, заседаниях советов (научного, технического, координационного и др.) мешает влияние должностной структуры организации; собрать специалистов на межведомственные комиссии трудно. Поэтому желательно применять способы опроса компетентных специалистов, не требующие обязательного их присутствия и устного высказывания своих мнений в конкретном месте и в конкретное время, рассматриваемые далее.

Методы "мозговой атаки" применялись при разработке и реализации программ долгосрочных научных исследований НАТО, в военном прогнозировании. Однако уже в 60-е гг. XX в. из первостепенного метода источника идей и поиска кратчайшего пути решения проблемы МА превратилась во вспомогательное средство в методиках, использующих и другие методы анализа, и в настоящее время эти методы обычно используются в качестве одного из элементов методик системного анализа в форме проведения обсуждений предложений или промежуточных результатов анализа, полученных с применением различных методов, на коллективных совещаниях типа "мозговой атаки".

Методы типа "сценариев". Методы подготовки и согласования представлений о проблеме или анализируемом объекте, изложенные в письменном виде, получили название "сценариев". Первоначально этот метод предполагал подготовку текста, содержащего логическую последовательность событий или возможные варианты решения проблемы, развернутые во времени. Однако позднее обязательное требование временных координат было снято, и сценарием стали называть любой документ, содержащий анализ рассматриваемой проблемы и предложения по ее решению или по развитию системы, независимо от того, в какой форме он представлен.

Как правило, на практике предложения для подготовки подобных документов пишутся экспертами вначале индивидуально, а затем формируется согласованный текст.

"Сценарий" предусматривает не только содержательные рассуждения, помогающие не упустить детали, которые невозможно учесть в формальной модели (в этом собственно и заключается основная роль сценария), но и содержит, как правило, результаты количественного технико-экономического или статистического анализа состояния страны, региона, отрасли с предварительными выводами. Группа экспертов, подготавливающая сценарий, пользуется обычно правом получения необходимых сведений от предприятий и организаций, необходимых консультаций.

На практике по типу "сценариев" разрабатывались прогнозы в отраслях промышленности. Разновидностью "сценариев" можно считать комплексные программы научно-технического прогресса и его социально-экономических последствий, которые разрабатывались в период реформ 70-х гг. XX в. специальными комиссиями при АН СССР, Госплане СССР и Госкомитете по науке и технике при Совете Министров СССР на последующие 20 лет.

Роль специалистов по системному анализу при подготовке сценария состоит в следующем:

  • 1) помочь привлекаемым ведущим специалистам соответствующих областей знаний выявить общие закономерности развития системы;
  • 2) проанализировать внешние и внутренние факторы, влияющие на ее развитие и формулирование целей;
  • 3) провести анализ высказываний ведущих специалистов в периодической печати, научных публикациях и других источниках научно-технической информации;
  • 4) создать вспомогательные информационные фонды, способствующие решению соответствующей проблемы.

В последующем понятие "сценария" расширяется как в направлении областей применения, так и форм представления и методов их разработки: в "сценарий" допускалось введение количественных параметров и установление их взаимозависимости, предлагались методики подготовки "сценария" с использованием ЭВМ, методики целевого управления подготовкой "сценария".

"Сценарий" позволяет создать предварительное представление о проблеме (системе) в ситуациях, которые не удается сразу отобразить формальной моделью. Однако "сценарий" – это все же текст со всеми вытекающими последствиями (синонимия, омонимия, парадоксы), обусловливающими возможность неоднозначного его толкования. Поэтому его следует рассматривать как основу для разработки более формализованного представления о будущей системе или решаемой проблеме.

Методы групповых дискуссий или дискуссионные методы. Эта разновидность методов выработки коллективных решений применяется при принятии управленческих решений.

Методы групповых дискуссий являются средством приобщения руководителей к выработке коллективного стиля руководства, повышают мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем. Ситуация групповой дискуссии стимулирует ассоциативное мышление. Этому благоприятствует эмоциональная атмосфера интеллектуального соперничества, складывающегося в ходе дискуссии.

Краткая характеристика основных методов групповых дискуссий приведена в табл. 2.13 .

Таблица 2.13

Краткая характеристика

Метод анализа конкретных ситуаций (АКС).

Разработан в 20-х гг. XX в. в Гарвардской школе бизнеса

Проходит в несколько этапов.

  • 1. Введение в изучаемую ситуацию и стоящую за ней проблему.
  • 2. Постановка задачи – разбиение на группы, получение описания ситуации, время работы и т.д.
  • 3. Групповая работа над поиском вариантов решения.
  • 4. Групповая дискуссия, проводимая в форме поочередного выступления членов группы с обоснованием предлагаемого варианта решения и последующей общей дискуссии с обсуждением точек зрения и решений, оценкой результатов анализа и выбора наилучшего решения в данной ситуации

Балинтова

Метод основан на принципе изложения своей проблемы другим и коллективном ее обсуждении. Главная цель – помочь человеку глубже вникнуть в эту проблему.

Сессия балинтовой группы проводится следующим образом.

  • 1. Каждый из участников в порядке очереди докладывает свою проблему.
  • 2. Выбирается проблема для обсуждения.
  • 3. Поочередно задаются вопросы.
  • 4. Вносятся предложения, рекомендации.
  • 5. Делаются обобщения и выводы

Метод "635"

Этот метод объединяет идеи мозговой атаки и сценариев.

Проводится в форме двух основных этапов.

  • 1. Каждый из шести членов группы записывает основные три идеи для решения поставленной проблемы. Для этой цели, а также в целях предупреждения пространственного описания идей разработан бланк.
  • 2. Основные идеи (6 х 3 = 18) по очереди поступают к членам коллектива, каждый из которых дополняет их еще тремя мыслями, касающимися решения поставленной проблемы. После прохождения всех этих шести участков бланк содержит 108 идей.

Условием применения метода является то, что обмен информацией между членами группы разрешается только в письменном виде, что способствует большей обоснованности и четкости идей, чем устные высказывания

Метод "метаплан"

Соединяет в себе преимущества метода "мозговой атаки", а также положительные черты визуального наблюдения. Шаги реализации метода состоят в следующем.

1. Дается поручение группе выявить проблему, составить карту потерь. Члены группы, отвечая на вопросы: "В чем состоят потери?", "Что собой представляют мобилизуемые резервы?", заполняют разноцветные карточки.

Карточки с ответами поступают на обобщенное табло, размер которого составляет примерно 1,6 х 4 м. На нем свободно размещаются 6–7 карточек каждого из 15 человек группы, т.е. всего 100–120 ответов, что обеспечивает хороший их обзор.

2. Карточки с ответами систематизируются в "банк" информации

Метод "за – против"

При подготовке метода голосования группа определяет варианты решения проблемы и представляет их в схематичном виде так, чтобы основные характеристики могли наблюдаться всеми членами группы одновременно. Из множества вариантов выбираются необходимые варианты на заседании жюри путем балльной оценки вариантов каждым членом жюри. К каждому обсуждаемому варианту необходимо прикрепить по два представителя концепции "за" (т.е. "защитников", положительно характеризующих вариант) и столько же представителей концепции "против" (т.е. отвергающих вариант)

Дельбека

Включает следующие этапы.

  • 1. Определение проблемы.
  • 2. Выявление факторов, способствующих и препятствующих достижению цели, взаимосвязи между ними; при этом члены экспертной группы предлагают факторы в письменном виде.
  • 3. Разработка вариантов решения проблемы, выбор наилучшего варианта

Метод ролей

Метод ролей может быть использован:

■ для сбора данных, доказывающих правильность выбранной концепции;

■ предварительного ознакомления с контраргументами, которые могут возникнуть в процессе утверждения конкретного варианта решения проблемы и которые необходимо опровергнуть;

■ использования перечисленных выше данных и аргументов в целях совершенствования избранной концепции

Блочные методы

Вариантами данных методов являются метод "блока дискуссий" и метод "блока вопросов".

Первый из них реализуется в форме дискуссия между 2–б участниками перед аудиторией из 20–25 человек (которые должны быть активизированы в результате споров) об определенной проблеме. Причем в качестве обязательного условия не выдвигается однозначное определение проблемы. Выступающие выражают свои мнения в сжатой форме и быстро; выступления ораторов дополняются предложениями от участников дикус- сии. Впоследствии к диспуту между участниками дискуссии подключается и вся аудитория.

Второй – методически похож на первый. Опрашиваемые обсуждают поставленный вопрос в присутствии группы, определяют список, очередность возможных ответов. По завершении дискуссии группа оценивает важность (реальность, актуальность) заданных вопросов и поступивших ответов при помощи матрицы предпочтений

Дискуссия с разделением интеллектуальных функций

Эта форма выработки и принятия управленческих решений предусматривает разделение функций по генерации, развитию, обсуждению, критике и конкретной разработке идей между различными группами участников. Группа "генераторов" проводит мозговой штурм, стараясь выдвинуть максимальное количество идей по решению данной проблемы.

Группа "эрудитов" развивает выдвинутые идеи в духе новейших достижений науки и техники.

Группа "экспертов" подвергает предложенные идеи критическому анализу, может отвергнуть некоторые идеи или вернуть их на доработку "эрудитам" и "генераторам".

8 задачу "рабочей группы" входит окончательная редакция выдвинутых предложений, выработка плана мероприятий по их реализации

  • Таблица составлена по материалам В. В. Ходырева, представленным в работе .

Существует два общих подхода к измерению производительности труда: через показатели выработки продукции на единицу труда (времени) либо трудоёмкости – затрат труда (времени) на производство единицы объёма продукции (услуг).

Первый показатель производительности труда – это выработка продукции (В). Показатель объема продукции (работ, услуг), вырабатываемой в расчете на единицу трудовых затрат. Выработка является прямым показателем производи­тельности труда, так как чем больше продукции вырабатывает­ся в расчете на единицу трудовых затрат, тем выше уровень про­изводительности труда. Рассчитывается по формуле:

где V - объем продукции; Т - затраты труда на данный объем продукции.

Отработанное время измеря­ется отработанными человеко-часами или человеко-днями. В соответствии с этим при изучении производительности труда используются показатели средней часовой и средней дневной производительности труда рабочих, а также средней месячной (квартальной, годовой или за любой период с начала года) про­изводительности труда рабочих или работников. Расчет этих показателей производится следующим образом.

Средняя часовая выработка рабочего:

где V- объем продукции (работ, услуг), произведенной в отчет­ном периоде; - фактически отработанные рабочими в отчет­ном периоде человеко-часы.

Средняя дневная выработка рабочего:

где - фактически отработанные рабочими в отчетном перио­де человеко-дни.

Средняя месячная (квартальная, годовая или за любой пе­риод с начала года) выработка рабочего (работника):

где - среднесписочная численность рабочих (работни­ков) в отчетном периоде.

Методы определения выработки классифицируются в зави­симости от единицы измерения объема производства:

■ натуральный (условно-натуральный) - используется при выпуске однородной продукции на отдельных рабочих местах, производственных бригадах, на предприятии, т.е. при опреде­лении выработки конкретного вида продукции (работ и услуг). При использовании этого метода выработка выражается в нату­ральных единицах измерения (В = q: t, где q - физический объ­ем производства однородной продукции);



■ стоимостный (по стоимостным показателям произведен­ной или реализованной продукции) - при выпуске на предпри­ятии разнородной продукции. При использовании этого мето­да выработка определяется в денежном выражении (, где Ц - цена единицы продукции, р.) ;

■ трудовой (измерение производительности труда основан на учёте объёмапроизведенной продукции в затратах рабочего времени (нормо-часах)). Преимущество его по сравнению с другими заключается в том, что при расчетах используется более точный измеритель - трудоемкость каждого вида продукции независимо от степени ее готовности (изделия, полуфабрикаты, незавершенное производство). При этом широко применяются как фактические, так и нормативные трудовые затраты .

Стоимостный метод имеет широкое распространение. Од­нако если производительность труда (ПТ) рассчитывается по произведенной или реализованной продукции, то этот метод завышает ПТ, так как в результат включается стоимость про­шлого труда - применяемого сырья и материалов, объемы коо­перированных поставок и т.д. Этот недостаток устраняется при исчислении выработки на основе чистой продукции или при­были, а также при расчете рентабельности труда, которая отра­жает отношение прибыли к затратам.

Если речь идет о производительности труда в промышлен­ности и в знаменателе вместо затрат времени используется среднесписочная численность ППП или среднесписочная чис­ленность рабочих, то показатели выработки соответственно можно определить по формулам:

Соответственно среднесписочная чис­ленность промышленно-производственного персонала и сред­несписочная численность рабочих, чел.

Второй показатель производительности труда - это трудо­емкость продукции (Те). Данный показатель индивидуальной производительности труда характеризует затраты рабочего вре­мени (затраты живого труда) на производство единицы про­дукции или на выполнение единицы работы.

Среди видов трудоемкости продукции в зависимости от со­става включаемых трудовых затрат выделяют:

· технологическую трудоемкость () - отражает все затраты труда основных рабочих (сдельщиков и повременщи­ков), непосредственно воздействующих на предметы труда;

· трудоемкость обслуживания производства () - за­траты труда только вспомогательных рабочих, занятых обслу­живанием производства;

· производственную () - все затраты труда основных и вспомогательных рабочих; определяется по формуле:

· трудоемкость управления производством () - затра­ты труда служащих: руководителей, специалистов и других слу­жащих;

· полную трудоемкость () - затраты труда на выпуск продукции всех категорий ППП предприятия. Она определяет­ся по формуле:

· общая трудоёмкость (), определяемая по трудозатратам всех категорий работников ППП:

Полная трудоемкость единицы продукции определяется по формуле:

где Т - отработанное время работниками всех категорий ППП предприятия (цеха), ч; V- натуральный объем произведенной продукции, шт. (либо в тоннах, метрах и т.д.).

Трудоемкость продукции является обратным показателем производительности труда. Поэтому показатели выработки и трудоемкости продукции находятся в обратной зависимости:

Выделяют фактическую и нормативную трудоемкость про­дукции. Первая используется в процессе анализа, вторая - при планировании производительности труда.

Фактическая трудоемкость продукции определяется фак­тическими затратами труда (в часах) на производство единицы продукции.

Нормативная трудоемкость определяет величину необходи­мых (нормативных) затрат труда (в нормо-часах) на производ­ство единицы продукции в условиях действующего производства.

Отношение нормативной трудоемкости продукции () к фактической () определяет коэффициент выполнения норм времени:

Таким образом, понятие «трудоемкость продукции» тесным образом связано с нормой труда, нормированием, что является одним из направлений роста производительности труда .